Театральна маска 3 клас. «Презентация к уроку Изобразительного искусства на тему. III. Самостоятельная работа

Цель : формирование у учащихся художественной культуры как высшей ценности человеческой цивилизации.

Задачи:

  • обучающая: изображение пропорции лица, повторение отдельных частей лица через гротеск маски, холодные и теплые цвета, соответствующие маскам печали и радости;
  • развивающая: маска как образ персонажа, маски разных времен и народов; античные и театральные маски; обрядовые и карнавальные маски; условность языка масок и их декоративная выразительность;
  • воспитательная: формирование у учащихся бережного отношения к культуре других народов; формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в искусстве и жизни.

Оборудование:

  • иллюстративный материал с изображением различных масок (театральных, античных, карнавальных, боевых, обрядовых), таблички с одноименными надписями, маски, компьютер, телевизор

Ход урока

I. Подготовка к уроку

Дежурные раздают листы бумаги для рисунка, для палитры, ватные диски, баночки для воды; дети открывают краски и готовят свое рабочее место.

II. Беседа

Наш сегодняшний урок посвящен маске. Маска - предмет, накладка на лицо, которую используют с различными целями.

Какими? (дети отвечают).

Правильно.

Цели разные:

  1. чтобы не быть узнанным, скрыться.
  2. для украшения лица,
  3. для защиты лица,
  4. обрядовые,
  5. театральные
  6. ритуальные и т.д.

В переводе с латинского языка masca - призрак, а с арабского - шут, человек на маскараде.

Самой старой маске, дошедшей до нас - 5000 лет.

Из чего же изготавливаются маски? (дети отвечают).

Верно. Из дерева, металла, гипса, кожи, папье - маше, ткани, кости, перьев, бус и т.д.

Маски театральные

Впервые в Европе маски использовались в театрах Древней Греции и Древнего Рима (общеизвестные смеющаяся и плачущая маски). Греческие маски зачастую имели широко открытый рот и выполняли роль рупора . Их изготовляли из бронзы , и такие маски помогали голосу исполнителя достигнуть дальних концов амфитеатра.

Их надевали актеры во время спектакля в древнем театре. Сейчас театральные маски несколько видоизменились.

Широко использовались маски на балах, маскарадах, карнавалах.

Сейчас маски применяются на знаменитом карнавале в Венеции. Иногда маски использовались в балете. Герои в масках считаются предшественниками современных клоунов. Нам известен Арлекин - персонаж уличного театра.

Использование карнавальных масок пошло с древнеримских праздников, на которых рабам позволено было сидеть за столом с хозяевами. Маски нужны были. Чтобы люди не узнали друг друга.

Маски могут закрывать все лицо, либо частично.

Надевая ритуальные или обрядовые маски, человек или преображался в данный персонаж, защищался от злых духов или искал защиты добрых духов. Некоторые народности (а африканцы до сих пор) верили, что в маске воплощается дух умершего предка или какой-нибудь стихии, например, воды или огня.

Ритуальные маски надевались участниками различных обрядов (культовых и магических танцев и других). Они широко известны с древнейших времён у многих племён и народов мира (в Африке, Северной и Южной Америке,Азии). Изготавливались маски из древесной коры, дерева, травы, кожи, материи, кости и других материалов и изображали человеческие лица, головы животных или каких-либо фантастических или мифологических существ.

Боевые маски использовались воинами во время боя для защиты лица или части лица, шеи (маска - шлем, маска - забрало у рыцарей).


Мы уже говорили, что маска - это накладка на лицо. Своей формой она повторяет лицо.

Что должна иметь маска? Конечно, прорези для глаз, рта, носа.

А теперь давайте вспомним основные правила построения лица.

На доске учитель чертит овал и вызывает ученика, чтобы тот показал правила построения лица.

Итак, делим овал на 3 равные части. На границе верхней и средней частей прорези для глаз, в средней части иногда бывают прорези для носа (иногда их нет), в нижней части - прорези для рта (несколько учеников показывают, где делаем прорези для носа, рта).

III. Самостоятельная работа

Во время работы на экране телевизора идет демонстрация масок в режиме слайд-шоу.

IV. Подведение итогов. Выставка работ учащихся.

Рассматриваем работы учащихся. Выделяем достоинства работ.

Лучшие работы отобраны на выставку.

МБОУ Локотская СОШ № 3

Разработка урока по предмету:

«Изобразительное искусство»

3 класс

Тема: «Театральная маска»

Учитель начальных классов

Брускова Т.А.

2017 год

Тема: «Театральная маска»

Цель урока: совершенствование изобразительной деятельности учащихся и развитие их творческого воображения при изображении различных масок.

Задачи урока:
1. Обучающие: формирование представлений об истории возникновения маски, назначении маски в театре; развитие навыков работы с ножницами, бумагой, развитие умения выбирать материалы и инструменты, выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы.

2. Развивающие: формирование учебно-познавательной компетенции через действие по плану, схеме, моделирование и конструирование изделия, развивать умения анализировать, видеть необычное в окружающих нас вещах, пространственное воображение.
3.
Воспитывающие: воспитывать художественный вкус, усидчивость, повышать интерес учащихся к изделиям искусства , воспитание потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры и умение использовать приобретенные знания для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.

Во время урока у учащихся формируются следующие компетенции:

Формирование информационно – аналитической компетенции через извлечение информации, представленной в разных формах (иллюстрации, схема), выделение информации, необходимой для решения поставленной задачи, систематизацию информации.

Формирование социально-коммуникативной компетенции через сотрудничество в решении задач, уважительное отношение к идеям и мнениям других.

Формирование проблемно-регулятивной компетенции через совместное с учителем определение темы урока, называние ресурсов, необходимых для изготовления изделия.

Оборудование для учителя :

Презентация по теме урока;

Опорный конспект урока;

Маски;

Персональный компьютер и экран.

Оборудование для ученика : цветная бумага, ножницы, клей, краски, кисти, фломастеры, нитки и другие материалы для аппликации маски.

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, диалоговый, репродуктивный, частично-поисковый, с использованием ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I . Орг. момент

Проверка рабочих мест (цветная бумага, ножницы, клей, краски, кисти, фломастеры, нитки)

Ну, ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок,

Все на месте,

Все в порядке, бумага, ножницы и клей

Банка, краски и альбом

Нам пора работать в нем!

II. Сообщение темы и целей урока

- Определите, куда мы отправимся сегодня на уроке

Здесь всё прекрасно: жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра.

III. Вводная беседа (10 мин.)

Итак, мы сегодня в театре.

А вы бывали в театре. Что это за место?

Театр – особый и прекрасный мир. Это сказка для взрослых и детей. Во время спектакля мы переживаем за героев, сочувствуем им.

Театр учит нас видеть и замечать прекрасное в жизни и людях.

Совсем недавно мы, действительно были в Брянске и переживали за главную героиню.

А как ее звали? Конечно, это была Золушка.

Я уверена, что вам понравилась наша поездка и хочется снова побывать в таком прекрасном месте.

А знаете ли вы, в какой стране появились театры и когда?

Театр возник в Древней Греции приблизительно 2,5 тыс. лет назад. А само слово театр означает “место для зрелищ”. Театральные постановки были любимым зрелищем греков наряду с олимпийскими играми.

Все роли исполняли мужчины.

Но без данных предметов им было бы сложно играть в спектакле.

Наденешь ее - и тебя не узнать,
Ты – рыцарь, бродяга, ковбой...
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.
А снимешь – вновь станешь собой.

- Конечно же маска помогала актерам.

- Чему будет посвящен наш урок? Какова его тема?

Ребята, как вы считаете, зачем в театральных представлениях использовались маски?

(Для того, чтобы человек мог принимать образ разных персонажей).

Жили – были, поживали

Маски пестрою семьёй.

Их, бывало, примеряли

И разбойник, и герой.

С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Маска пришла к нам из глубокой древности. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота, украшали драгоценными камнями. В России были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество и на Масленицу, веселясь, люди наряжались в костюмы, маски, а потому назывались ряженными. Маски бывают самые разные. Они могу изображать зверей и героев сказок: чудовищ, весельчаков, ведьм и красавиц.

А как выглядит маска?

Какие виды масок вы знаете?

Карнавальные маски.

Театральные маски.

Если маска закрывает только верхнюю часть лица, то это полумаска.

А теперь немного отдохнём!

IV. Физминутка «Мимика лица». (1 мин)

Что бы маску изготовить,

Себя нам надо подготовить.

Физминутку проведем

И немного отдохнем.

Встали, плечи опустили,

Грусть – печаль изобразили.

Радость на лице у вас –

Покажите мне сейчас!

Если чем-то удивились,

То в лице вы изменились.

Руки кверху поднимите –

Удивленье покажите.

Рассердились вы на что-то

Сделайте мне три притопа.

Брови сдвинули, оскал.
Ну, и «злючим» класс наш стал!

Если хитрый весельчак,

Сделает он просто так:

Подмигнули, улыбнулись.

И на место все вернулись.

V. Объяснение практического задания.

Сегодня на уроке я предлагаю вам поработать над созданием маски.

- Что мы должны учесть при создании маски? (Ответы детей: настроение маски, характер, цвет, орнамент)

- Этапы изготовления маски по презентации

VI. Самостоятельная работа.

Индивидуальная работа с учениками.

Выбор и смешивание красок;

Приемы работы кистью;

Оказание помощи в выборе цвета.

Приклеивание волос, бантиков…

VII. Анализ работ и оценка (3 мин)

Вы сегодня все молодцы! Каждый старался передать характер героя по-своему, сделать его неповторимым.

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра.

VIII. Итог урока (3 мин.)

Выйдите и покажите нам свои работы

Все маски получились необычными и красивыми, поэтому ваша работа может заслуживать только «5»

Получился настоящий маскарад, наполненный смехом и радостью. А нам остаётся подвести итоги урока.

Понравился урок?

Спасибо за урок! Убираем рабочие места.

«Новогодний карнавал»

В 1700 году по приказу Петра I Новый год стали отмечать 1 января с ёлкой, с гуляниями, с фейерверком, кострами.

Новогодний праздник красив своей необычностью. С ним связывают свои мечты и надежды и взрослые и дети.

Кто знает, почему в России принято наряжать именно елку? (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 2 )

Перед нами сегодня две задачи: украсить елочку и придумать эскизы карнавальных костюмов.

Елочка готова, а теперь давайте пригласим деток на хоровод. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 3 -4).

- Кто создает эскизы костюмов для карнавала? (Художник-модельер ).

В каком облике может предстать перед нами участник карнавала?

Давайте рассмотрим, как это делают художники. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл. 5 - 8 ) Костюм может передавать облик исторического героя. Он может превратить человека в персонажа былины или сказки, а еще с помощью карнавального костюма можно преобразиться в цветок, птицу или необычные предметы.

«История карнавальной маски»

В традиционных культурах маска имела иное предназначение. Она была неотъемлемой частью священных ритуалов. Маска имела магическое предназначение. Жрец, священник или иной участник ритуала, надевая маску, сам превращался в того, кого представляла маска. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 2)

    Театральные маски (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 3 - 4 )

Театральные маски – это специальные накладки с вырезом для глаз (изображающие человеческое лицо, голову животного, фантастические или мифологические существа), надеваемые на лицо актёра. Она заменяла мимическую игру, передавала различные душевные настроения. Изготавливали из бумаги, папье-маше и других материалов.

Театральные маски использовали еще древние греки и римляне. Они служили для актеров наиболее удобным способом передавать характер ролей. Судя по новейшим открытиям, можно допустить, что маски применялись с этой же целью еще в древнем Египте и в Индии.

    Карнавальные маски (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 5 )

Во всем мире маски находят широкое применение в различных фестивалях и карнавалах.

Карнавал (франц. carnaval, от лат. carrus navalis - корабль праздничных процессий) - вид массового народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми.

    Новогодние маски

Новый год – это тоже карнавал. В этот праздник все веселятся, шутят, дети «превращаются» в различных героев. Отличаются ли увиденные вами маски от тех, которые вы одеваете на Новый год? Чем? Давайте на них посмотрим. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 6 -8)

Какие они? (смешные, веселые, яркие, забавные )

Какой облик они помогают создать? (исторического героя, сказочного персонажа, природное явление, образ природы, окружающие нас предметы )

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения