В таиланде нет кладбищ. Похороны короля Таиланда в октябре – полная информация

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Одна из урн с прахом короля была захоронена в усыпальнице королей династии Чакри в Большом королевском дворце

В Бангкоке прошел заключительный этап церемонии похорон короля Пхумипона Адульядета. В воскресенье урны с его прахом захоронили в усыпальнице королей династии Чакри в Большом королевском дворце, а также еще в двух королевских храмах.

Народ целый год прощался с любимым королем, который скончался в возрасте 88 лет в октябре прошлого года: за это время мимо его гроба прошло 12 миллионов человек.

В четверг, 26 октября, перед церемонией кремации сотни тысяч людей выстроились в большую очередь, чтобы проститься с королем, правившим страной более 70 лет.

Траур, который продолжался целый год, завершается в воскресенье в полночь по местному времени (в 20:00 по Москве). Это означает, что скорбевшие по смерти короля граждане Таиланда смогут сменить черные одежды на костюмы нейтральных тонов - синие и коричневые.

Похороны - заключительный этап прощания с покойным королем - продолжались пять дней: они начались в четверг с церемонии воздания почестей умершему королю в Большом королевском дворце.

В четверг тело Пхумипона Адульядета было кремировано в присутствии сына и наследника покойного короля - нового правителя Таиланда Маха Ватчиралонгкона, который сам зажег погребальный огонь. Именно он решал, какая часть праха его отца должна быть захоронена в усыпальнице Большого королевского дворца.

На подготовку похорон ушло много месяцев. Только золоченую колесницу высотой 11 метров кропотливо восстанавливали больше полугода. Ей 222 года, и используют ее лишь в 26-й раз.

Также за это время рядом со дворцом был построен большой крематорий. Место кремации украшено статуями мифологических животных - слонов, коров, львов.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В знак траура многие жители Таиланда оделись в черное

Согласно буддийской традиции, ритуалы кремации повторяют цикл мироздания, а погребальный костер символизирует священную гору.

Пхумипон Адульядет находился на троне в период модернизации Таиланда и считался гарантом стабильности в стране, не раз за время его правления пережившей военные перевороты.

Тревога о будущем

Джонатан Хэд, корреспондент Би-би-си, Бангкок

Во время своего 70-летнего правления король Пхумипон воспринимался как богоподобная фигура, как сдержанный, вдумчивый человек, чье тихое влияние помогло Таиланду избежать конфликтов, подобных тем, что разворачивались в соседних странах.

В последнее десятилетие его правления в Таиланде наметилась сильная поляризация между сторонниками двух соперничающих между собой политических групп (оппозиционная партия Пхыа Тхаи и Демократическая партия), одна из которых (Демократическая партия) придерживается идеологии правоцентризма и роялизма и поддерживала тесные контакты с королевским двором.

Военный переворот, произошедший три года назад, заморозил конфликт, а пришедшие к власти генералы взяли на себя задачу обеспечить процесс постепенной передачи королевских полномочий сыну монарха.

Похороны означают и завершение этого процесса передачи власти. И здесь возникает значительная тревога по поводу того, что произойдет, когда политическая жизнь в стране восстановится в полной мере при новом монархе - короле Ватчиралонгконе.

Здесь всё, что вам нужно знать о церемонии кремации Пхумипона Адульядета

Почти год прошел с момента кончины короля Рамы IX, который ушёл из жизни 13 октября 2016 года. Он был самым почитаемым королем Таиланда, и печаль нации неизмерима и продолжается до сих пор. Сотни тысяч, если не миллионы людей, стояли в очереди в жару и дождь, чтобы отдать дань уважения любимому монарху в тронном зале Большого королевского дворца в Бангкоке. Почти год спустя многие тайцы и иностранцы, работающие в государственных организациях и предприятиях, по-прежнему носят одежды черного цвета в знак траура по ушедшему правителю.

Скоро в Таиланде настанет день, которого никто не хочет. Похороны, а именно церемония кремации короля Пхумипона. Многие туристы задают вопрос, как похороны Короля повлияют на их отпуск в Таиланде, как себя вести в это время и стоит ли ехать в это время в Таиланд?

Факты о церемонии кремации Короля Таиланда

  • 13 октября – новая дата в календаре, знаменующая смерть короля Пхумипона Адульядета.
  • Королевские похороны будут проходить с 25 по 29 октября 2017 года.
  • Настоящая церемония кремации состоится в четверг, 26 октября 2017 года.
  • 26 октября 2017 года объявлен государственным праздником, чтобы люди могли присутствовать на похоронах.
  • Туристы могут посещать Большой дворец, чтобы почтить память Короля до 30 сентября.
  • Большой дворец и Храм Изумрудного Будды будут закрыты для публики, включая туристов, с 1 по 29 октября 2017 года. Оба эти места откроются 30 октября 2017 года.
  • 7, 15 и 21 октября состоятся репетиции королевского шествия на площади Санам Луанг. Вероятно, это можно будет наблюдать и фотографировать, при условии соблюдения дресс-кода.
  • Королевский крематорий в Санам Луанг будет открыт для посетителей с 1 по 30 ноября с 7 утра до 10 часов вечера.
  • Проезд в Skytrain BTS в Бангкоке будет бесплатным весь день 26 октября. 25 и 27 октября бесплатные поездки будут на маршрутах от On Nut до Samrong и Wongwian Yai до Bang Wa.
  • Автобусное сообщение BRT от Sathon до Ratchapreuk будет бесплатным с 25 по 27 октября 2017 года.

Расписание похоронных мероприятий

25 октября: состоится церемония вручения королевских заслуг, чтобы отметить начало королевской церемонии кремации в Тронном зале Дусит Маха Прасат в Большом дворце.

26 октября: тело покойного Короля будет перенесено из Тронного зала в королевский крематорий в Санам Луанг, где будет проведена церемония кремации.

27 октября: после кремации состоится церемония сбора королевских реликвий покойного Короля в королевском крематории.

28 октября: состоится ритуальный обряд для королевских реликвий в Тронном зале Дусит Маха Прасат.

29 октября: в 10:30 утра будет проведена церемония для закрепления королевских реликвий в Тронном зале Чакри-Маха Прасат, а пепел покойного короля будет храниться раздельно в двух храмах Wat Rajabopit и Wat Bowon Niwet.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Могу ли я посетить похороны Короля Таиланда?
Ответ: Буквально сотни тысяч людей будут присутствовать на похоронах короля Пхумипона Адульядета. Обязательно соблюдайте дресс-код, и тогда вы сможете присутствовать рядом с местом проведения церемонии кремации. Однако вряд ли вы сможете попасть на реальную церемонию, которая будет доступна только по специальным приглашениям.

Вопрос: Могу ли я фотографировать королевскую семью и церемонию похорон Короля Таиланда?
Ответ: Точно нет, не можете. Вы должны быть аккредитованными представителями средств массовой информации, чтобы иметь возможность делать фотографии на похоронах Короля Таиланда. Не все иностранные журналисты, работающие в королевстве, готовы претендовать на получение такого разрешения.

Вопрос: Будут ли закрыты клубы и бары во время похорон Короля Таиланда?
Ответ: Официального сообщения об этом пока нет, но не исключено, что 26-го октября будет запрет на продажу алкоголя. Фактически церемония кремация будет проходить вечером, поэтому маловероятно, что барам разрешат работать. Также возможно, что может быть запрет на продажу алкоголя в течение основных трех дней похорон, 25-27 октября. Мы обновим эту информацию, когда появятся официальные заявления.

Вопрос: Нужно ли туристам носить черное во время похорон Короля Таиланда?
Ответ: Вам необходимо соблюдать дресс-код, а именно быть в одежде черного или серого цвета, если вы намерены посетить мероприятия, связанные с похоронами Короля в Санам Луанг или побывать на одной из многочисленных церемоний, которые будут проводиться в эти дни по всей стране.

Вопрос: Будут ли закрыты торговые центры во время похорон Короля Таиланда?
Ответ: Крупные магазины в Таиланде закрываются редко. Ничего официально об этом не объявлено, вероятнее всего, магазины продолжат работать в прежнем режиме. Тем не менее, вечером, в момент кремации, вы вряд ли найдете много посетителей в торговых центрах страны. Большинство людей будут наблюдать церемонию королевских похорон дома по телевизору.

Вопрос: Будет ли открыт Большой королевский дворец во время похорон Короля Таиланда?
Ответ: Официально объявлено, что Храм Изумрудного Будды и Большой королевский дворец в Бангкоке будут закрыты для публики в течение всего октября, и вновь откроются в конце месяца.

Вопрос: Будут ли открыты храмы возле Большого дворца, такие как Лежащий Будда и Храм Рассвета?
Ответ: Вероятно, что они будут открытыми, как обычно.

Вопрос: Стоит ли приезжать в Бангкок во время похорон Короля Таиланда?
Ответ: Бангкок — большой город, и нет причин его избегать. Однако понятно, что будет массовое скопление людей на подходах к площади Sanam Luang, месту расположения королевского крематория. Особенно 26 октября 2017 года. Это касается и знаменитой Khao San Road, здесь точно будет очень много людей.

Вопрос: Будет ли общественный транспорт в Бангкоке, такой как skytrain, автобусы и лодки, доступен как обычно?
Ответ: Да, конечно. Более того, некоторые сервисы будут либо бесплатными, либо будут работать по льготным тарифами. Подробнее ознакомиться с изменением маршрутов общественного транспорта в Бангкоке можно здесь: .

Король страны умер более года назад, но по традиции его похороны прошли спустя много месяцев после кончины монаршей особы. Церемония прощания шла 5 дней и завершилась кремацией останков.

Король Таиланда Пхумипхон Адульядет (Рама IX), который скончался 13 октября 2016 года, был похоронен год спустя. Такая традиция отложенных похорон связана с длительной подготовкой, которая предшествует церемонии, и соблюдением траура. Все это время тело забальзамированного монаха находилось в тронном зале дворца Дусит Маха Прасат.

За этот год проститься с любимым королем пришли более 5 млн. человек. Многие приезжали из отдаленных деревень. Король Пхумипхон Адулъядет был любим тайцами не просто как монарх, отношение к которым у народа Таиланда совершенно особенное, но и за личные качества. Он любил книги, был милосерден и, считалось, что именно он привел страну к экономическому подъему. Несмотря на серию терактов и неспокойные последние несколько лет перед его смертью с государственным переворотом в 2014 году, монарх оставался самым любимым правителем за всю историю страны. Заняв трон в 1946 году, он правил до самой своей смерти.

За год траура, во время которого многие служащие по собственной инициативе носили только белую одежду (белый - цвет траура), был построен 50-метровый погребальный комплекс. В его создании приняли участие сотни тайских мастеров. Это большая территория, на которой кроме погребального места расположены 4 пруда, водохранилище, рисовое поле, ветряная мельница.

Авторами проекта стали ландшафтный архитектор Porntham Thammawimol и Департамент Изящных Искусств Таиланда.

Похоронные мероприятия начались 25 октября 2017 года. Утром 26 октября саркофаг с останками короля погрузили на некогда специально построенную колесницу для похорон монархов. Она украшена головами нагов. Это змееподобные мифические существа, хранящие напиток бессмертия.

200-летняя колесница "Великая Победа" передвигается с помощью 222 военнослужащих. Из -за колесницы остальные участники церемонии были вынуждены освоить специальный церемониальный шаг.

Прийти проститься с Королем пришли тысячи тайцев. В процессии принимает участие 2406 человек. Сравнительно небольшое расстояние до площади Санам Луанг (890 м) они проходят за 2 часа.



Девочка со значком, на котором изображен любимый король.

Внутри огороженного исторического центра Бангкока, где проходили похороны короля, смогли оказаться 157 тысяч человек. Все это время похорон они провели здесь. За внутренний периметр королевского крематория были допущены только приглашенные гости (около 7,5 тысяч человек) и участники церемонии.

Многим из пришедших проводить Короля в последний путь, становилось плохо. В течение 5 дней похоронной церемонии в Бангкоке круглосуточно дежурили бригады медиков. Волонтеры раздавали бесплатную еду и воду.

Останки покойного помещаются на помост внутри погребального комплекса, в центре которого располагается возвышение, символизирующее гору Меру. На нее после смерти, согласно верованиям тайцев, отправляются души монарших особ после физической смерти. В знак уважения к помосту возлагаются погребальные цветы.

На самой церемонии кремации присутствуют только члены королевской семьи. О начале момента кремации на Главной площади узнали по дыму, который начал подниматься над главной башней крематория.

Копии крематория были установлены по всей стране. После того, как в Бангкоке был зажжен кремационный огонь, в других районах провинции также стали зажигать церемониальные костры. Пепел сгоревшего сандалового дерева после развеивали по ветру над Сиамским заливом, Андаманским морем, небольшими реками и озерами.

По окончании церемонии кремации третий день похорон посвящен сбору праха покойного короля. Весь собранный прах делится на 6 ритуальных урн, которые будут отправлены в буддийские храмы.

На 4-й день в тронном зале Дусит Маха Прасат в большом королевском дворце проходит буддийский ритуал молитвы за душу. Завершается похоронная церемония жертвованием пищи буддийским монахам, после чего одна урна с прахом помещается в усыпальницу Чакри, расположенную на территории Большого королевского дворца, другие отправляются в храмы Ват Ратчабофит и Ват Бовоннивет.


В общем сегодня я Вам расскажу про похороны в Таиланде. А точнее о том, как выглядят тайские могилки, крематории и прочее. Также Вы сможете прочитать и посмотреть фотографии самого ритуала похорон в Таиланде.

Закапывать в землю тело усопшего в Таиланде не принято. Поэтому его сначала сжигают в крематории.

Вот, например, одно из кладбищ на территории монастыря на Самуи.

Другой вид захоронения праха – в стене монастыря. Кстати, достаточно дорогое удовольствие)

Еще один способ захоронения.

А вот и тайский крематорий. Такой есть почти в каждом храме.

Как проходят похороны в Таиланде

Первый день.

Приезжаем в деревню домой к бабушке, километров 100 от Чианг Маи, местечко Пхрау (Phrao). Там уже собралась сотня человек родни и соседей, все заняты подготовкой к похоронам. Особой грусти я не заметил, наоборот, все веселы, работают с огоньком, шутят, веселятся. Нас с Э радостно встречают.

Заходим в дом. То, что в доме стоит гроб, я догадался позже. В углу комнаты – что-то типа стола, на котором стоят цветы и портрет бабушки. Перед ним на полу дымятся благовония. Мы с Э присели, зажгли свои палочки. Тут же идет разговор между родственниками – многие долго не виделись, съехались со всей страны, весело разговаривают.

Выходим во двор. Или даже во дворы. На столах еда и местный рисовый самогон. В процессе работы граждане подходят, выпивают и закусывают. Один уже хорошо закусил и уснул в одном из домиков. Над ним все подшучивают, приглашают за стол, выпиваем, болтаем. Кстати, пьют только мужчины.

В основном дворе мастерят домик из бамбука, стены из пенопласта, окна, дверь, ступеньки. Все это дело украшают пенопластовыми же раскрашенными арабесками, цветной фольгой, домик красят, вешают гирлянды, занавески, подсветку – новые люминесцентные светильники Toshiba.”

“Во двор привезли лафет. На нем начинают сооружать еще одну сложную конструкцию для установки гроба. Получилось нечто высотой в 3 полноценных этажа, арабески, колокольчики, все раскрашено, масса мелких деталей, подсветка, фонарики. Сверху растягиваем шатер. Вот ведь фестиваль какой-то!”

“Иду в другой двор. Там Э занята наполнением бамбуковых палок рисом. Рядом на деревянном помосте рубят мясо. Снимаю обувь, сажусь на помост, рублю. Мясом занимаются только мужчины. Весело болтаем, в процессе работы нам приносят выпивку и закуску, чтобы веселее работалось.

Из мяса в итоге надо получить почти фарш. Берем по куску мяса (говядина и свинина), режем кусочками, добавляем печень и кровь и начинаем рубить все это дело тесаками до состояния фарша. Занимаюсь этим около часа, понемногу набираемся с парнями.

Э зовет, пойдем, типа, с бабушкой прощаться. Парни благодарят меня за помощь, называют уже Сомчай. Я выдаю скороговоркой:

– Сомчай пен нонг Сомпонг, Сомпонг пен пи Сомчай, – все валяются.

Э предупреждает: “Тхирак, ты сильно не набирайся, основная пьянка будет вечером, побереги себя.”

В доме открыли стол, оказавшийся белым резным гробом. Все родственники прошли, попрощались, женщины утерли скупую женскую слезу, гроб закрыли. Мы берем гроб, выносим из дома и ставим на лафет. Там уже лежат любимая подушечка бабушки, ее сумочка и кое-какие личные вещи.

Во дворе выставляют концертную акустику киловатт на 10. Вот, думаю, еще и дискотека будет. Последние колонки затаскивают с помощью лестниц – да с таким звуком можно прокачать соседние деревни! Приехали музыканты, привезли инструменты и аппаратуру. Приготовления подходят к концу. Все расходятся по домам отдохнуть и переодеться к праз… э… мероприятию.
Вечером зажигается вся иллюминация на лафете, домике и деревьях. Прибыли четыре монаха, все садятся, слушаем сутты. Затем перемещаемся в дом. Там уже сутты в произвольном порядке для желающих. Получаю оберег на руку.

Второй день.

Весь день сутты, музыка, еда, выпивка, веселье. Разносят бутылочки из-под Red Bull’а, наполненные спец.водой, ею же “окропляют” присутствующих.

День третий.

Едем на окончательные похороны.

Сегодня с утра никто не пьет, все заняты суетой.

Берем домик на руки и несем к храму. В домике еда. Мне, как самому здоровому из присутствующих, все время достается почетная обязанность таскать самые тяжелые предметы. Все время слышу: “Фаранг… Фаранг…” – народ веселится. Все фотографируются со мной на фоне лафета, как с диковинкой – фарангов в этих местах, похоже, никогда не было. Потом стало понятно, что причина повышенного интереса все же другая.

После часа сутр в храме возвращаемся к усопшей, готовимся к перемещению лафета с конструкцией и гробом к месту кремации. К лафету привязывают 2 веревки метров по 50 каждая. Все присутствующие (уже более 100 человек) берутся за веревки. До места кремации около километра. По пути взрываются петарды, грохот стоит страшный, девы юные визжат, дети веселятся вовсю. Приехали.”

“Гроб с телом снимаем с лафета и несем на специальную бетонную плиту. Спец.рабочие открывают гроб, вынимают тело. Гроб уносят и отбивают у него ножки. Тело в обычной одежде кладут на плиту. Ответственный товарищ разбивает над головой усопшей 2 кокоса и поливает тело кокосовым соком. Далее, самые ближайшие родственники, в числе которых оказался и я, поливают тело водой из кружки поочереди – последнее омовение перед дорогой в вечность. Усопшую кладут обратно в гроб.

Мы относим гроб на постамент с дровами, сверху ставится вся здоровая конструкция с лафета, к которой прибивается трос и устанавливается пиротехника.

Последние речи, последние почести, молитвы. По тросу к конструкции запускается ракета, от нее зажигается пиротехника на конструкции, фейерверки, искры, огонь…”

“Как только огонь занялся, все садятся в машины и едут перекусить. Позже пепел развеет ветер. Праздник смерти (точнее похороны в Таиланде) подошел к концу.

А чего, собственно, грустить? Женщина прожила достойную жизнь, родила и воспитала кучу детей, достойно умерла, и возродится вновь в новом статусе, исходя из жизненных заслуг. В этом никто из присутствующих не сомневается.”

По дороге с Самуи в Малайзию в приграничном городке Садао решили вписаться напоследок в буддийский монастырь. Настоятель монастыря принял нас как самых почетных гостей. Нам выделили не просто келью, а целый дом. В монастыре жило всего несколько монахов.

Пока мы помылись, постирались и разобрали вещи, уже начало смеркаться.

Давайте пойдем погуляем! - предложила Наталья, которая всего две недели путешествовала по Тайланду и еще сохранила жажду бурной деятельности.

Да, можно пойти обследовать территорию,- согласился я.

Стало уже совсем темно, когда три «белых обезьяны» вышли на прогулку. Через 300 метров до нас долетели звуки музыки, а затем показались огни.

Там какая-то туса!- воскликнули девушки. - Интересно, что это? Пойдем туда!

Подойдя поближе, мы увидели сцену, где за белым экраном играл живой оркестр, а на самом экране развернулся театр теней. Рядом под навесом стояли столики. Народу было довольно много. Такого я еще не видел, а ведь уже 6 месяцев в Таиланде путешествовал. Это явно какой-то праздник, все веселые, смеются.

Может, это деревенская дискотека? - предположила Наталья

Да, играют весело, только сама музыка немного странная,- заметила Ольга.




Ну и что, нормальная музыка, можно и потанцевать, - не унималась Наталья, и тут же изобразила несколько танцевальных движений.

Подождите, может здесь нельзя танцевать, - попытался я утихомирить девчонок, - вон местные все на нас смотрят.

Мы просто не могли остаться незамеченными, и двое молодых парней с радостными лицами и стульями спешили нам навстречу.

Hello! Садитесь, пожалуйста!

Нам вручили по стакану кока-колы.

У вас тут праздник? Дискотека? - попыталась расспросить Наталья

Уровень английского нашего тайского друга оставлял желать лучшего.

Праздник… музыка…

Да… да…

И танцы! Диско?!

Диско?.. Нет, нет диско!

Нет? Почему?

Таец лишь покачал головой, пожал плечами и развел руками, что означало: «Извините мой английский очень плох».

Ну ладно, нет дискотеки так хоть музыку послушаем,- успокоилась Наталья. - Тут наверное еще и кин-кау дают.

«Кин-кау» по-тайски означает есть (если переводить буквально, то «есть рис»). Услышав волшебное слово наш, тайский друг оживился:

Хотите кин-кау? - и указав на большие кастрюли у стены, предложил взять чего хочется.

Недолго думая, мы набрали разных блюд и присоединились к веселому пиру.

Что ж, поужинаем еще разок, обожаю тайскую кухню, - сказал я.

Да, здорово, что мы сюда зашли, интересно только, что же они все-таки празднуют? - ответила Наталья.

Может какой буддийский праздник сегодня,- предположил я, - жаль, что они по-английски почти не говорят, не распросишь толком.

Тут возле нашего столика опять возник таец, пригласивший нас.

Хотите пива?

Ничего себе у них туса! - удивился я. - Нет, спасибо, мы не пьем пиво. Чай, кофе - ОК.

А, вы ведь из России, тогда вот… водка.

Такого поворота мы никак не ожидали:

Да, нет, спасибо, мы лучше чай… А разве на территории монастыря можно пить?

Вообще нельзя, но сегодня можно, выпейте, сегодня нас… у моей семьи большой праздник,- ответил таец.

Сам он, судя по виду, уже несколько раз воспользовался упомянутой выше возможностью и это, как ни странно, заметно улучшило его английский.

Что же это у них за событие такое, что можно пить даже в буддийском монастыре, наверное, что-нибудь особенное, например, свадьба, - заметил я по-русски.

Сегодня очень большой праздник у моей бабушки, - снова вступил в контакт наш тайский друг. - У моей семьи большой праздник!

И что же празднует ваша бабушка? У нее день рождения?

Моя бабушка вчера умерла, и поэтому сегодня у нас большой праздник. Моя бабушка там за ширмой лежит. Пойдемте посмотрите!

С открытыми от удивления ртами мы последовали за внуком виновницы торжества. Ничего себе гробик! Красивый, я бы от такого сам не отказался!..

Это моя бабушка, - указал внук на фотографию. - А это - моя семья…

Сидевшие на диване родственники весело поприветствовали нас. Вот вам и дискотека…

А можно мы сфотографируемся на фоне гроба? - спросил я.

Да, конечно, нет проблем,- не раздумывая согласился таец.

А мы ведь сразу заметили, что музыка со странным оттенком. Весело тут провожают в последний путь, не как у нас, сразу и не разберешь, куда попал - на день рождения или на похороны. В Малайзии, в принципе, так же - что свадьба, что похороны - мало отличаются.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения