Своеобразие мастерства Ф. Достоевского как психолога (На примере романа «Преступление и наказание»). Особенности психологического анализа в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание

Достоевский противопоставлял себя современникам в двух отношениях: как реалист в высшем смысле слова, который не ограничивается социально-бытовой характеристикой персонажа, а раскрывает глубины души человеческой, а также как , обратившийся не к устойчивым формам жизни, а к «текущему хаосу истории».

В романе « » писатель обратился к изображению пореформенной России, когда все менялось, прежние социальные отношения рушились, а новые находились в стадии становления, разорялось крестьянство и его патриархальные устои.

Нельзя, например, сравнивать действительность Достоевского с действительностью Гоголя. Поэтому в романе Достоевского и явилось так много «бывших»: _ бывший студент Раскольников, бывший чиновник Мармеладов.

Объективно Достоевский изобразил в своем романе переходные типы переходной эпохи русской жизни. Писатель и не стремился воссоздать определенные социальные типы, соответствующие своей эпохе.

Реалистический принцип изображения действительности не был у Достоевского главным. У его предшественников быт, среда, социальное окружение - все объясняло характер человека. Достоевский же отвергает быт и социальное положение человека как основу его характера. Как правило, быт героев-персонажей писателя принадлежит их прошлому, а психология характеризует их в настоящем и даже в будущем. Если для его предшественников главным было создание социальных типов, то для Достоевского представляло интерес противопоставление социальному типу отдельного человека как объекта художественного исследования.

Главная задача писателя - раскрыть внутренний мир человека. Кстати, сам Достоевский не любил термин «психологизм». «Психологизм», по его мнению, слово научное, предполагающее рациональный анализ сознания человека, писатель считал, что одно созна-, ние не может анализировать другое сознание. Именно с такой позицией автора связаны Особенности психологического анализа романа «Преступление и наказание» .

Достоевский стремится показать независимость сознания героев от сознания автора. Сознание каждого героя существует независимо от сознания других. Такие Особенности психологического анализа М. М. Бахтин назвал «полифонией», Достоевский, прежде всего, стремится дать слово самому герою. Отсюда большое значение в романе имеют монологи героев. Особая роль отведена монологу-исповеди, то есть исповеди одного героя другому.

По Достоевскому, одно сознание должно преломиться в другом сознании.

Сознание отдельного героя раскрывается в его взаимосвязи, и взаимодействии с сознанием другого героя.

Здесь уже видно другое свойство анализа душевного состояния героя - диалогичность. Большое значение имеют и диалоги героев.

Здесь характерен диалог студента Раскольникова с офицером в трактире. Разговаривая с офицером, студент подсознательно понимает, что он может пойти на преступление, избавив тысячи жизней «от гниения и разложения».

В романе присутствует и еще одна Особенность психологического анализа героя: внутренний монолог и внутренний диалог героя. Герои очень часто размышляют про себя. Здесь особую роль играют, конечно, размышления студента Раскольникова, например перед убийством старухи.

Раскольников пытается убедить себя в том, что это не преступление. Он размышляет о том, почему почти все преступники так легко отыскиваются.

Внутренний диалог героя является уже своеобразной формой психологического анализа, так как в человеке идет раздвоение, в нем живет два. Например, Раскольникова мучают страшные кошмары, преследуют галлюцинации.

Особую роль играют взгляды, мимика, жесты героев, потому что они передают ощущения героев, их внутренние душевные состояния. Ведь Достоевскому важно показать подсознательное в своих героях, а потому исключительную роль играют сновидения и кошмары, которые преследуют Раскольникова после совершения им преступления.

Таким образом, такие художественные приемы, как двойное портретирование, внутренний монолог, описание снов и галлюцинаций, диалоги персонажей, помогают писателю полней раскрыть внутренний мир своих героев, понять мотивы их поступков.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Особенности психологического анализа романа. «Преступление и наказание» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Композиция романа "Преступление и наказание" и ее роль в раскрытии основной идеи произведения. 2. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. 3. Отношение автора к герою в романе "Преступление и наказание". 4. Противоречивость характера Раскольникова. 5. Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание". 6. Психологические двойники Раскольникова и их роль в романе "Преступление и наказание". 7. Теория Раскольникова и ее крушение в романе "Преступление и наказание". 8. Тема милосердия и
    1. Что явилось причиной преступления Раскольникова? А. Злость на старуху-процентщицу Б. Бедность В. Желание самоутверждения Г. Жажда свободы 2. Кто является кумиром Раскольникова? А. Робеспьер Б. Наполеон В. Александр Македонский Г. Гораций 3. Кто в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" воплощает христианский идеал самопожертвования? А. Марфа Петровна Свидригайлова Б. Дуня Раскольникова В. Соня Мармеладова Г. Катерина Ивановна 4. Когда раскаивается Раскольников? А. Во время признания Б. Полюбив Соню В. Не раскаивается вообще Г. После разговора с Лужиным 5. Как можно определить жанр романа Ф. М. Достоевского "Преступление и
    1. Какое место занимает детская тема в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"? Детские образы - это проверка жизненности, истинности любой идеи, теории. Маленькие дети Мармеладовых подчеркивают невыносимость убогой, нищенской жизни, как бы оправдывают совершенное Раскольниковым. Маленькая девочка, являющаяся во сне-кошмаре Свидригайлова, вынуждена быть порочной уже в свои пять лет, юная девушка пятнадцати лет, покончившая с собой,- это тоже обличение общества. 2. Каковы мотивы преступления Раскольникова? Раскольников видит нищету и обездоленность бедных
    ТЕСТ НА ТЕМУ «Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ» Федор Михайлович Достоевский написал: А) «Бедная Лиза» Б) «Преступление и наказание» В) «Гроза» Г) «Леди Макбет Мценского уезда» Д) «Евгений Онегин» Герой романа «Преступление и наказание»: А) Родион Раскольников Б) Евгений Онегин В) Яким Нагой Г) Гриша Добросклонов Д) Евгений Базаров С какого момента начинается преступление Раскольникова: А) После убийства старухи-процентщицы и ее сестры Б) Во время убийства В) До убийства Г) На каторге Д) В каморке С какого момента начинается наказание Раскольникова: А) До убийства Б) После убийства В) После признания Соне Г) На каторге Д) В
    Тип занятия. Клуб интеллектуального чтения. Тема. Душа в мире бизнеса, или Нужен ли нам Достоевский? Предварительные задания 1. Инсценировка эпизода «Признание Раскольникова Соне». 2. Инсценировка «Критики о Достоевском». 3. Сообщение «Терроризм сегодня как “разрешение крови по совести”». 4. Выступление по поводу фильма Джулиана Джарэлда «Преступление и наказание» (Англия). 5. Выступление по поводу фильма Анджея Вайды «Бесы» (Франция). 6. Подготовить сводку криминальных событий по городу. 7. Сообщение «Достоевский и Ницше». 8. Подобрать цитаты из Некрасова, близкие по духу Достоевскому. Оформление 1. Тема. 2. Схема
    "Преступление и наказание" - роман о преступлении, тем не менее никак не подходящий по определение детективного жара: повествование развивается не вокруг поиска виновных - убийца известен с самого начала - но вокруг психологического состояния Раскольникова, вокруг его решений и поступков, вокруг его метаний. Другие персонажи романа большей частью служат раскрытию драмы, происходящей в душе Раскольникова, но при этом они не утрачивают самостоятельности:"...Раскольников - единственный герой книги. Все остальные - проекции
    В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях. многих других русских писателей, встречаются описания шов главного героя. Для Достоевского сны имеют большое значение еще и потому, что они раскрывают характер и душу человека. В “Преступлении и наказании” встречается четыре сна Родиона Раскольникова, но мы рассмотрим и проанализируем первый сон, описанный Достоевским в начале романе. Раскольникову снится его детство, еще в родном городке. Он гуляет с отцом и проходит мимо кабака,

Ад и рай - в небесах, -

Утверждают ханжи.

Я, в себя заглянув,

Убедился во лжи:

Ад и рай - не круги

Во дворце мирозданья

Ад и рай - это две половины души.

Омар Хайям

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем. Достоевский вместе с тем не дает готовых ответов на поставленные вопросы, но заставляет читателя задуматься над ними. Центральное место в романе занимает бедный студент Раскольников, совершивший убийство. Что его привело к этому страшнейшему преступлению? Ответ на этот вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. Для отражения психологического состояния главного героя в романе “Преступление и наказание” автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все наносное, чужое и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства. На протяжении практически всего романа в душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обусловливают его странное состояние: герой настолько погружен в себя, что для него грань между мечтой и реальностью, между сном и действительностью смазывается, воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред, поэтому о некоторых снах трудно сказать, сон это или бред, игра воображения.

«Психологизм-это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы».

В центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром. Каждый писатель -- по сути, психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы поступков героя. Литературный персонаж -- это как бы макет, на котором изучаются сложные человеческие взаимоотношения. Писатель исследует своего героя, оставляя при этом ему некоторую свободу действий. Чтобы не “стеснить” ни в чем своих героев, в каждом произведении писателем используется ряд психологических приемов, позволяющих проникнуть во внутренний мир героя.

Выдающимся мастером в изучении человеческой психологии является Ф. М. Достоевский, и венцом его исследования души человека можно назвать роман “Преступление и наказание”. Помимо традиционных способов проникновения во внутренний мир героя -- портрет, пейзаж, речь, писатель использует и совершенно новые приемы, тем самым, оставляя героя наедине с самим собой, с его совестью и свободой действий. “Самый страстный и крайний защитник свободы человека, какого только знает история человеческой мысли”, -- говорит о Достоевском известный философ Бердяев. Ф. М. Достоевский исследует душевную свободу человека, и этот исступленный психологизм писателя проистекает, как мне кажется, из его утверждения свободы и возможности воскрешения человеческой души, “восстановления погибшего человека”. Но чтобы увидеть душу человеческую в развитии, необходимо глубоко проникнуть в этот сложный и непонятный мир.

«Боль о человеке» -- это основное чувство писателя, протестующего против социальных устоев жизни, против положения, «когда человеку некуда идти», когда человек задавлен бедностью и нищетой. Жизненные условия, в которых находятся герои романа, ужасны. Духота петербургских трущоб -- частица общей безысходной атмосферы произведения. Теснота, удушливая скученность людей, ютящихся на аршине пространства, усугубляется духовным одиночеством человека в толпе. Люди относятся друг к другу с недоверием, с подозрением; их объединяет лишь любопытство к несчастьям ближних.

И в этих условиях развивается личное сознание и отрицание нравственных идей и законов масс. Человек как личность всегда в этом состоянии становится во враждебное, отрицательное отношение к авторитетному закону масс. Это «распадение масс на личности-» с точки зрения нравственной и психологической -- состояние болезненное.

В такой атмосфере развертывается потрясающая драма жизни «униженных и оскорбленных», жизни на каких-то позорных для человека условиях. И эта жизнь ставит героев в такие тупики, когда «безнравственным» становится само неукоснительное требование нравственности. Так, добро Сонечки по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Родная сестра Раскольникова Дуня готова выйти за циничного дельца Лужина только для того, чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить университет.

Бесчеловечная теория «крови по совести» тесно связана с «наполеоновской идеей» Раскольникова. Герой хочет проверить: «необыкновенный» ли он человек, способный на миро-потрясение, или «тварь дрожащая», как те, кого он ненавидит и презирает?

В разоблачении крайнего индивидуализма, античеловеческого мифа о «сверхчеловеке» проявляется гуманизм Достоевского. И здесь напрашивается первый вывод, к которому нас приводит великий писатель-гуманист: «Исправьте общество, и болезней не будет».

С первых минут совершения преступления внешне стройная теория Раскольникова разрушается. Его «арифметике» противостоит высшая математика жизни: одно рассчитанное убийство влечет за собой другое, третье. Неостановимо.

Достоевский пытается предупредить нас об опасности раскольниковской теории, говорит, что она может оправдать насилие и море крови, окажись в руках фанатика, одержимого не только идеей, но и властью над судьбами людей.

Почему каждый человек имеет право на жизнь? Таков закон человеческой совести. Раскольников нарушил его и пал. И так должен пасть каждый, кто нарушает закон человеческой совести. Поэтому личность человека священна и неприкосновенна, и в этом отношении все люди равны.

На тех страницах романа, где Достоевский предупреждает об опасности такой теории, звучит уже «боль о человечестве».

Мы чувствуем «боль о человеке» и тогда, когда он рассуждает о роли благодеяний, религии и смирения. Раскольников попирает святое. Он посягает на человека. В древней книге было записано: «Не убий». Это заповедь человечества, аксиома, принимаемая без доказательства. Раскольников дерзнул усомниться в этом. И писатель показывает, как за этим невероятным сомнением следует тьма других. Всем ходом романа Достоевский доказывает: человек, преступивший заповедь Бога, совершивший насилие, теряет собственную душу, перестает ощущать жизнь. И судить Раскольникова может только Сонечка Мармеладова с ее действенной заботой о ближних. Это суд любовью, состраданием, человеческой чуткостью -- тем высшим светом, который удерживает человечность даже во тьме «бытия униженных и оскорбленных». С образом Сонечки связана великая гуманистическая идея Достоевского о том, что мир спасет духовное единение людей.

«Боль о человеке» проявляется и в том подходе, который использует Достоевский в создании образов, в показе мельчайшей эволюции человеческой души, в глубоком психологизме.

«Боль о человеке» выражается и в выборе конфликта. Конфликт романа -- это борьба теории с жизнью. Это и мучительное столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы. Это и борьба теории- с жизнью в душе героев.

Романы Достоевского не только отражают, но и опережают проблемы, современные автору. Писатель исследует конфликты, которые стали частью общественной жизни страны в XX веке. Автор показывает, как теория воспламеняется в душе человека, порабощает его волю и разум, делает его бездушным исполнителем.

В «Преступлении и наказании» мы встречаем проблемы, актуальные и для нашего времени. Автор заставляет нас размышлять над этими вопросами, переживать и страдать вместе с героями романа, искать истину и нравственный смысл человеческих поступков. Достоевский учит нас любить и уважать человека.

Со времени создания М. Ю. Лермонтовым романа “Герой нашего времени” в произведениях русских авторов четко прослеживается „эволюция изображения психологического состояния героев. Главной особенностью творчества Достоевского являемся новаторство в исследовании внутреннего мира человека. Психологическое состояние героя становится всеобщей стихией романа, и во всех произведениях Достоевского внутренний мир персонажа показан в периоды максимального напряжения, когда состояние и. чувства экстремально обострены. Именно эта ситуация позволяет автору проникнуть в глубинные пласты человеческой психики и обнажить внутреннюю суть и сложность противоречивой натуры человека. У Достоевского в структуре всех произведений нет ни одного литературного приема, фразы или детали, которые не служили бы прямому или косвенному воспроизведению эмоционального состояния героев. Автор изображает внутренний мир человека как противоречивое единство добрых и злых начал в его душе. Достоевский показывает не столько эволюцию душевных качеств героя, сколько его колебания от одной крайности к другой.

Главный герой романа “Преступление и наказание” именно в таком состоянии, он мечется от отрицания своей мечты до твердого намерения ее осуществить. Достоевский не просто показывает существующую борьбу в душе героя, но и заостряет внимание на состоянии перехода человека от одной крайности к другой. И в этом мучительном переходе, в страданиях для его героев есть своеобразное наслаждение. Достоевский отображает психологические парадоксы в состоянии души героев (“Так мучил он себя, поддразнивал этими вопросами с каким-то наслаждением. Прежнее мучительно-страшное своеобразное ощущение начинало ярче и живее припоминаться и все приятнее и приятнее становилось”.

). Достоевский одним из первых прозаиков показал неисчерпаемость и непознаваемость до конца глубин человеческой души. Иногда автор рисует психологическое состояние героя не как достоверное, реальное, а как возможное и приблизительное. Это придает описанию зыбкость. Достоевский показывает этим, что внутреннее состояние героя значительно сложнее, чем можно это передать точными словами, что все оттенки чувств можно изобразить лишь с некой долей приближения, что существуют такие пласты в душе человека, которые не поддаются описанию. Автор показывает внутренний мир своих персонажей ана-литично, но самые глубины человеческой натуры оставляет неосвещенными, давая читателю возможность самому додумать. Психологический анализ, как правило, сопровождается описанием атмосферы, которая сопровождается специально подобранными деталями, обозначающими чувства, ощущения.

Выбор времени года в романе Достоевским тоже не случаен, он создает определенную ситуацию. Лето, жара и духота убивают Раскольникова - Достоевский показывает ту часть Петербурга, жители которой не имеют возможности и средств куда-либо выехать, поэтому летом там так много народу, что воздуха не хватает. Порфирий Петрович, следователь, говорит Раскольникову: “Вам давно уже воздух переменить пора”. Этот душный город наталкивает Раскольникова на преступление.

Достоевский использует описание деталей внешнего, предметного мира, которые по его замыслу влияют на душу героя. Это и каморка Раскольникова, и Петербург в целом, город, который “высасывает жизнь из человека”. В романе очень много описаний солнечных закатов, Раскольников чаще всего выходит на улицу вечером, и описание атмосферы в то время очень символично. Достоевский включает в повествование картину заката для усиления воздействия на читателей, солнце светящее, весеннее, дневное появится только в эпилоге. Там, в залитой светом необозримой степи, Раскольников. избавится от своей теории.

Восходящее солнце - символ возрождения героя. Очень важна в романе цветопись. Наиболее часто используемые автором цвета: желтый, коричневый, голубой, черный.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Главный философский вопрос романа Достоевского “Преступление и наказание” - границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и...

  2. Отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы всегда была напряженность духовных исканий, стремление писателей к постановке коренных философских, мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией человека...

  3. В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале Русский вестник роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Появившееся произведение далеко не во всем...

  4. Роман Ф. М.Достоевского был опубликован в 1866 году.Фабула произведения - убийство,совершенное бывшим студентом РодиономРаскольниковым, и расследование этогопреступления. Описывая жизнь того времени,Достоевский поднимает различные проблемы.Одна из...

  5. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни прожил в довольно стесненных материальных условиях, вызванных необходимостью...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 559 просмотров
    • - 11 060 просмотров
    • - 10 623 просмотров
    • - 9 772 просмотров
    • - 8 698 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

      • Экзаменационные сочинения

          Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система

          Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских

          «Тарас Бульба» - не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже,

          В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период

          Урок русского языка в 4 «А» классе


Ф.М. Достоевский по праву считается мастером психологического анализа. Особенно ярко этот талант великий русский автор демонстрирует в своем романе «Преступление и наказание».

Внимательный читатель заметит, что психологическому состоянию героев романа уделяется особое внимание. Рисуя внутренние миры персонажей произведения, Достоевский тем самым обнажает противоречивую сущность человеческой личности.

Его приемы психологического анализа дали хорошую почву для будущего развития психологизма в русской и зарубежной литературе. Достоевский считал, что человек – есть тайна. В своем романе, он пытается продемонстрировать читателю всю контрастность человеческой души, ее крайности и неопределенность ее порывов, тем самым раскрывая самые сокровенные тайны человеческой психологии.

Особым приемом психологического анализа в романе является описание атмосферы, которая окружает героев. Не случайно Достоевский, повествуя о пейзаже, часто повторяет слова «жара» и «духота». Именно духота, постоянная «духота жизни», толкает Раскольникова на совершение преступления.

Женщина, бросившаяся в Неву, богатая бричка, под колеса которой чуть не попал Раскольников… Все это упоминает Достоевский отнюдь не случайно. Он показывает читателю подлинную картину той жизни – картину безысходного горя. Человек не находит себе места в той обстановке. Раскольников, в свою очередь, существует в условиях именно той картины. Не трудно догадаться, что это тоже играет важную роль в формировании его психологического состояния.

Одним из приемов авторского психологического анализа является портретная характеристика героев. Достоевский намеренно дает несколько описаний внешности того же Раскольникова или Сони. В начале романа, мы узнаем, что Родион Романович «был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Но через несколько глав мы прочтем о том же самом человеке совсем другие строки: «.. .Раскольников... был очень бледен, рассеян и угрюм». Второе описание дано абсолютно не случайно, ведь к этому момент Раскольников уже совершил свое кровавое преступление. Автор хочет показать, что душевные терзания, происходящие в душе героя, накладывают неизгладимый отпечаток и на его внешний вид. Это свидетельствует о внутренней борьбе, которая происходит в душе Раскольникова.

В цветописи романа можно также разглядеть один из приемов анализа. Очень часто в произведении упоминается желтый цвет. Как известно, желтый – это цвет сумасшествия и сильной власти. Не зря обои в каморке Раскольникова окрашены именно в желтый цвет. Возможно, этим Достоевским хотел подчеркнуть возникшую «манию величия» Раскольникова, который относил себя к разряду «Наполеонов».

Но самым важным приемом являются, пожалуй, монологи самих героев. По ходу их чтения, перед читателем открываются все мысли, переживания и чувства, царящие в душах героев. Достоевский обнажает противоречивую сущность человека именно через внутренние монологи главных персонажей. Например, постоянная рефлексия Раскольникова свидетельствует о борьбе его натуры и его теории. Ведь несмотря на его идеальный расчет преступления, он так и не смог до конца принять свой поступок, и виной тому – его человеческая натура. В монологах Раскольникова как будто содержатся «внутренние диалоги» между двумя началами его личности. Особенно хорошо это заметно в размышлениях Раскольникова о том, стоит идти на преступление или же нет. Личность главного героя раздваивается. Одна сторона пытается предостеречь его от совершения кровопролитной ошибки, а вторая, наоборот, толкает на кровопролитие.

Диалоги между героями также являются центральным приемом авторского анализа. В диалогах «Преступления и наказания» представлена битва разных идей и позиций. Диалоги между героями характеризуют их душевное состояние, а также помогают глубже изучить их характеры, а, следовательно, лучше понимать мотивы их действий. Помимо традиционных форм диалога, в романе также присутствует форма «допроса». Сейчас я говорю о «поединках» Раскольникова и Порфирия. На первый взгляд, это обычные диалоги, но на самом деле, это яркий пример поразительного психологического анализа. Порфирий будто бы прочитывает все тайны Раскольникова, хотя тот не говорит ему ни слова прямо о совершенном преступлении. Вместе с Порфирием, Достоевский проводит этот психологический анализ. Здесь особое внимание автор уделяет мимики героя, его движениям, жестам. Следователь умело проникает в самые сокровенные уголки души Раскольникова.

Еще одной формой выражения психологического состояния героя являются его сны. Достоевский придает снам Раскольникова символический смысл, тем самым, наиболее полно раскрывая его психологической состояние. Например, сон об Илье Петровиче введен Достоевским в роман, чтобы показать ужас и несостоятельность теории Раскольникова. Лестница в этом сне символизирует противостояние добра и зла. Сон о смеющейся старухе означает, что на подсознательном уровне Раскольников понимает всю бессмысленность убийства, но еще не готов раскаяться. Последний сон о трихинах знаменует начало духовного возрождения Родиона Романовича. Как мы видим, сны являются прямым отражением психологии главного героя.

Психологические приемы авторского анализа в романе «Преступление и наказание» помогают читателю наиболее полно понять главную мысль произведения. Обобщая, можно сказать, что именно психологизм произведений Достоевского, его умение проникнуть в человеческую душу, его целостное понимание человеческой психологии, а также талант погружать читателя во внутренние миры созданных им героев, продолжают привлекать внимание к творчеству великого русского писателя.

Особенности психологического анализа романа
«Преступление и наказание»

Достоевский противопоставлял себя современникам в двух отношениях: как реалист в высшем смысле слова, который не ограничивается социально-бытовой характеристикой персонажа, а раскрывает глубины души человеческой, а также как художник, обратившийся не к устойчивым формам жизни, а к «текущему хаосу истории».

В романе «Преступление и наказание» писатель обратился к изображению пореформенной России, когда все менялось, прежние социальные отношения рушились, а новые находились в стадии становления, разорялось крестьянство и его патриархальные устои.
Нельзя, например, сравнивать действительность Достоевского с действительностью Гоголя. Поэтому в романе Достоевского и явилось так много «бывших»: _ бывший студент Раскольников, бывший чиновник Мармеладов.

Объективно Достоевский изобразил в своем романе переходные типы переходной эпохи русской жизни. Писатель и не стремился воссоздать определенные социальные типы, соответствующие своей эпохе.

Реалистический принцип изображения действительности не был у Достоевского главным. У его предшественников быт, среда, социальное окружение - все объясняло характер человека. Достоевский же отвергает быт и социальное положение человека как основу его характера. Как правило, быт героев-персонажей писателя принадлежит их прошлому, а психология характеризует их в настоящем и даже в будущем. Если для его предшественников главным было создание социальных типов, то для Достоевского представляло интерес противопоставление социальному типу отдельного человека как объекта художественного исследования.

Главная задача писателя - раскрыть внутренний мир человека. Кстати, сам Достоевский не любил термин «психологизм». «Психологизм», по его мнению, слово научное, предполагающее рациональный анализ сознания человека, писатель считал, что одно созна-, ние не может анализировать другое сознание. Именно с такой позицией автора связаны Особенности психологического анализа романа «Преступление и наказание» .

Достоевский стремится показать независимость сознания героев от сознания автора. Сознание каждого героя существует независимо от сознания других. Такие Особенности психологического анализа М. М. Бахтин назвал «полифонией», Достоевский, прежде всего, стремится дать слово самому герою. Отсюда большое значение в романе имеют монологи героев. Особая роль отведена монологу-исповеди, то есть исповеди одного героя другому.

По Достоевскому, одно сознание должно преломиться в другом сознании.

Сознание отдельного героя раскрывается в его взаимосвязи, и взаимодействии с сознанием другого героя.

Здесь уже видно другое свойство анализа душевного состояния героя - диалогичность. Большое значение имеют и диалоги героев.

Здесь характерен диалог студента Раскольникова с офицером в трактире. Разговаривая с офицером, студент подсознательно понимает, что он может пойти на преступление, избавив тысячи жизней «от гниения и разложения».

В романе присутствует и еще одна Особенность психологического анализа героя: внутренний монолог и внутренний диалог героя. Герои очень часто размышляют про себя. Здесь особую роль играют, конечно, размышления студента Раскольникова, например перед убийством старухи.

Раскольников пытается убедить себя в том, что это не преступление. Он размышляет о том, почему почти все преступники так легко отыскиваются.

Внутренний диалог героя является уже своеобразной формой психологического анализа, так как в человеке идет раздвоение, в нем живет два. Например, Раскольникова мучают страшные кошмары, преследуют галлюцинации.

Особую роль играют взгляды, мимика, жесты героев, потому что они передают ощущения героев, их внутренние душевные состояния. Ведь Достоевскому важно показать подсознательное в своих героях, а потому исключительную роль играют сновидения и кошмары, которые преследуют Раскольникова после совершения им преступления.

Таким образом, такие художественные приемы, как двойное портретирование, внутренний монолог, описание снов и галлюцинаций, диалоги персонажей, помогают писателю полней раскрыть внутренний мир своих героев, понять мотивы их поступков.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения