Массовая культура в формировании потребностей человека. Трансформация традиционных национальных ценностей русской культуры в условиях вестернизации средств массовых коммуникаций комарова ирина ивановна. «Массовая культура в ее отношении к ценностям традиц

Абрамова Е.А.

учитель православной культуры

МАОУ «СОШ № 12 с УИОП»

Г. Губкин

Белгородская область

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ.

Человеком всегда и везде предпринимались попытки осмыслить и оценить окружающую действительность, понять самого себя и других людей, осознать и объяснить загадочное и неведомое, и именно так проявлялось ценностное отношение человека к миру. Проблема изучения ценностного мира людей всегда была и будет эпицентром философских споров и дискуссий. Вся история человеческой культуры пронизана поиском ответов на извечные вопросы, составляющие смысловое ядро всех наиболее значительных философских учений: в чем состоит смысл и цель жизни человека, какие ценности существуют у человека, в чем они проявляются, как они возникают и исчезают, что представляет собой ценность вообще, существуют ли «вечные» ценности и есть ли необходимость в этом понятии.

Ценности - значимые универсальные цели и идеалы (нормы, стандарты) как человеческой деятельности в целом (Истина, Добро, Красота, Справедливость, Польза, Семья и др.), так и ее различных видов (ценности науки, экономики, морали, политики, искусства, права и т. д.). Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности. Ценным для нас является все то, в необходимость, полезность чего мы верим. Мы видим бытие и себя в нем глазами наших ценностей, идеалов, мировоззрения. Содержание понятия «ценность» раскрывается через выделение характеристик, свойственных формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, целесообразность.

Новые социальные условия, и соответствующая им конкретно-историческая ситуация, обязывают вновь и вновь обращаться к осмыслению ценностной проблематики, как бы традиционно она ни звучала. Это объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал к жизни немало новых как положительных, так и отрицательных явлений. Современная Россия переживает кризисное состояние, которое имеет комплексный (системный) характер, основанный на отсутствии новых присущих ценностей для целостного благополучного развития общества - кризисные явления переживают все сферы российской общественной жизни - все это порождает рост негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведет к девальвации ценностей в современном мире. В такие особые исторические моменты необходимым компонентом поддержания стабильности общества, началом взаимопонимания и взаимодействия людей выступают именно традиционные ценности.

На протяжении всей нашей истории духовно-нравственные ценности были прочным фундаментом Российского государства. Пренебрежение ими в недавнем прошлом стало источником растущей бездуховности, социального пессимизма, гражданской пассивности, ослабило государство и общество.

Насколько в современной российской культуре сохранились традиционные ценности, в какой степени Россия ХХI века может считать себя правопреемницей культурных традиций исторического прошлого?

Сегодня молодежь захвачена информационными потоками, живет новыми культурными ценностями. На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смысловой ориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Чтобы вернуться к воспитанию личности, укорененной традиции, необходимо положить духовно-нравственную культуру православной цивилизации в качестве мировоззренческой основы образования. Эта основа нацелит образование на создание условий, способствующих рождению в человеке духовной жизни и её развитию. Это не значит, что преподавать нужно вероучительный предмет, излагающий учение Православной Церкви. Речь идет о восприятии идеалов и ценностей, укорененной в православной традиции и способствующих воспитанию личностей, желающих и способных возрождать нашу цивилизацию.

Православие отличается большой терпимостью к другим конфессиям. Такая веротерпимость православия зиждется на идее соборности. Великий русский философ Н. О. Лосский писал: «Соборное единение различных народов предполагает возможность взаимопроникновения национальных культур. Как аромат ландыша, голубой свет и гармоничные звуки могут наполнять одно и то же пространство и сочетаться воедино, не утрачивая своей определенности, так и творения различных национальных культур могут проникать друг в друга и образовать высшее единство» .

Соборность предполагает нравственную общность коллектива, подчиненную интересам церкви, религии и, непосредственно в ценностном сознании многих россиян, связана с народностью. Народность - это любовь к своему народу, единство духовное и политическое с ним. Характеризуя народность как ценность русской культуры, А. С. Хомяков отмечал, что, «признавая принцип народности, мы только признали то понятие, что он лежит в основании всякой полезной, на пользу всего человечества, деятельности; или говоря более точно, всякая частная деятельность как личная, так и народная, общечеловечески полезна, лишь, когда она проникнута народной индивидуальностью: всякое же искание общечеловеческого, достижимого, будто бы, помимо народного, есть самоосуждение на бесплодие» . В русской культуре народность гармонически сочетается с патриотизмом. Для российских граждан патриотизм был всегда одним из показателей их ценностно-мировоззренческой духовности. Россиянам издавна было свойственно трогательное отношение к своей Родине, в истории России совершено немало подвигов и героических поступков во имя любви к своей Отчизне, ради сохранения независимости и целостности государства. В отличие от прагматичного патриотизма западного толка российский патриотизм традиционно более иррационален и предметно - созерцателен. Русский человек привык любить свою Родину не за материальное вознаграждение, а потому что она дана ему от Бога, и потому, что он здесь родился, вырос, обрел дорогих сердцу людей. В современной культуре просматривается тенденция консолидирующего свойства - отчетливо выраженный запрос на «новый патриотизм». Патриотизм значительной частью населения трактуется как чувство национальной гордости, как один из способов национальной самоидентификации, как ценность, определяющая основные жизненные позиции. Патриотизм выступает как осознанная каждым гражданином принадлежность к единому социокультурному пространству, как творческое начало, благодаря которому каждый человек воспринимает свой внутренний духовный мир как составляющий элемент национальной культуры. Патриотические настроения характерны для подавляющего большинства россиян - чувство гордости у сограждан вызывают великие свершения российского народа (победа в Великой Отечественной войне, освоение космоса, достижения российской науки, подвижничество русских святых).

Сегодня религиозность воспринимается многими россиянами как необходимая часть духовности, как социально-исторический феномен, имеющий важное мировоззренческое значение, как элемент национальной духовной культуры, как фактор, играющий важную роль в формировании национального самосознания и национальной идентичности. И процесс духовного, нравственного самосовершенствования для православного человека неотделим от жизненного процесса. Именно ценности, сформированные на традиционной культуре, придают ту или иную окраску всей личностной деятельности и, что чрезвычайно важно, насколько трансформировавшись, пройдя сквозь призму жизненного опыта, будут переданы последующим поколениям.

Список литературы

1. Каган, М. С. Философская теория ценностей. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.

2. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1992. 300 с.

3. Хрестоматия по истории философии: русская философия: в 3 ч. М.: Владос, 2001. Ч. 3. 672 с.

4. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – 240 с.


Глава 1 Теоретические основы и исторические корни синхронного и диахронического влияния культур в процессе их взаимодействия.

1.1 Проблема адекватного и «ложного» понимания как семиотико-культурный феномен.

1.2 Ценностные системы западной («рождественской») н восточно-европейской («пасхальной») традиционной культур и их влияние на современный мир.

Глава 2 Вестернизация и американизация медиасредств и их влияние на трансформацию традиционных национальных ценностей.

2.1. Телевидение как средство трансформации ценностей культуры

2.2. Вопросы защиты традиционных российских ценностей в западном анклаве страны - Калининградской области.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация традиционных национальных ценностей русской культуры в условиях вестернизации средств массовых коммуникаций»

Актуальность исследования.

В условиях становления и бурного развития информационной цивилизации и глобализации мира возникает острая проблема взаимодействия и взаимовлияния национальных культур при необходимости сохранения их самобытности. Ее решение связано с правильным пониманием исторических корней и традиций этих культур.

Тысячелетняя история русской культуры сформировалась под воздействием Восточной ветви христианства - Православия, что во многом определило ее отличие от западно-европейской и американской культур, связанных с католическо-протестантскими ценностями. История их взаимоотношений свидетельствует о стремлении католической церкви на Восток, расширении своего воздействия на славяно-русское население России. Процесс вестернизации, поддержанный США, особенно усилился сейчас в период господства последних в эфирном пространстве планеты. Их главная цель - трансформация традиционных национальных ценностей нашей страны, формирование в сознании россиян духовно-нравственных установок западного мира с последующей переориентацией в этом направлении и политики Государства. Поэтому становится чрезвычайно актуальным правильное понимание традиционных ценностей этих культур и способности народа сохранить свою идентичность и самобытность.

Среди трудных опытов такого взаимодействия наиболее дискутируемой и актуальной является история общения Востока и Запада, России и Западной цивилизации. В этом случае особенно важна общая концепция понимания различных культур. У каждой культуры есть видение своего и «другого», его адекватность зависит не только от реальной исторической обстановки, но и от желания, установки, переходящей в способность играть ту или иную роль, а также способность приписать соответствующую роль своему оппоненту, то есть «ложного», неадекватного представления друг о друге. При этом адекватность терминов охватывает весьма широкий спектр понятий, звучащих одинаково, но обладающих различным семантическим контекстом в разных культурах.

Рассмотрение проблемы взаимодействия культур выявляет нехватку комплексного ее осмысления с применением междисциплинарного подхода, использовавшего наработки лингвистики, социологии, истории культуры, коммуникалогии, религиоведения, культурологии. Проблема общения культур рассматривается или в синхронном, или в историческом плане, без заострения на внимания на механизмах трансформирующих ценностно-смысловое поле, без исследования историко-культурных предпосылок общения культур.

Одной из важнейших сторон проблемы является ныне процесс деструктивного воздействия вестернизации, в том числе американизации, на традиционную русскую культуру через продукцию массовой культуры, основной целью которой становится коммерциализация экономической, социальной и духовной жизни, получившей благодаря новым техническим средствам, прежде всего телевидению, возможности активного воздействия «без переводчика» на потребителя. Характерными чертами вестернизированной культуры являются не только пропаганда чуждых ценностей, и их распространение в упрощенном виде и в коммерческой упаковке, «полуфабрикатность» изготовляемого продукта. При этом происходит замена традиционной и привычной культуры на суррогатно-адаптированную культуру современного массового потребления, транслируемую в СМИ. Неадекватность характерна как для тех, кто оценивает ее негативно, так и для тех, кто рассматривает ее в позитивном ключе. Поэтому адекватность понимания предполагает, помимо осознания самого культурно-исторического термина, изучение контекста, определяющего реальное его возникновение и существование.

Осознание сложности такой интерпретации предполагает влияние исторического аспекта существования вестернизированной, в том числе американизированной культуры. Трансляция этого явления «без переводчика» средствами массовой информации, создавая иллюзию «ложного понимания», позволяет легетимизировать, «окультурить» определенные местные, иногда негативные (с точки зрения традиционной культуры) явления, дать им визуальное, сюжетное, можно сказать, мифологическое объяснение.

Особый интерес представляют средства, с помощью которых осуществляется проникновение культурных ценностей вестернизированной, в том числе американизированной культуры, в русскую этнокультурную среду. Местом, где эти ценности проявляются более всего, в настоящее время является телевизионный эфир. Поэтому в работе значительное внимание уделяется исследованию процесса вестернизации и американизации на российском телевидении и его влияние на ценности традиционной русской культуры.

Серьезную проблему для исследования представляет процесс взаимодействия ценностей вестернизированной культуры и традиционной русской культуры на анклавной части Российской Федерации, географически расположенной за пределами основной территории РФ - Калининградской области. Здесь необходимо учитывать, с одной стороны, ее положение как части России, а, с другой, как закрытого анклавного пространства. Вследствие данного факта проникновение ценностей западной, в том числе американской культуры, имеет здесь усиливающий эффект. Исследование особенностей этого процесса обладает прогностической ценностью, так как в известной мере моделирует потенциальное развитие русской культуры на территории всей страны.

Изучение феномена адекватности понимания процесса влияния вестернизированных, особенно американских культурно-цивилизационных принципов на традиционные русские национальные ценности становится особенно актуальным в связи с противоречием, вызванным сложностью глобализаторских процессов, в авангарде которых стоят информационные технологии, имеющие массовый характер и агрессивную направленность. Чрезвычайно важна при рассмотрении всех названных исторических и актуальных проблем защиты традиционных российских национальных ценностей в условиях глобализационного влияния на них СМИ, позиция Русской Православной Церкви, особенно полно выраженная в постановлениях юбилейного Всемирного русского народного собора (апрель 2006), посвященных этим вопросам.

Все эти проблемы ныне актуализируются в связи с резким обострением межнациональных и межконфессиональных отношений в нашей стране и во всем мире.

Степень научной разработанности проблемы. Источником понимания христианских ценностей служит Библия и труды отцов Церкви: святого Августина Блаженного, святого Василия Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Григория Нисского, Григория Паламы, Иоанна Лествичника и др1. В отечественном богословии тема специфики традиционной православной культуры глубоко рассмотрена в произведениях свщ. Тихона Задонского, Филарета (Дроздова), Игнатия Брянчанинова; свщ. С.П. Булгакова, Павла Флоренского и др2. Проблема взаимодействия Западной (католическо-протестантской) и Восточной (православной) культур как общемирового процесса разрабатывалась в западной философии и социологии, особенно в трудах И.П. Гердера, Г.В.Ф. Гегеля, П. Сорокина, М.

1 Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М., 1996. - 658 е.; Библейская энциклопедия. Сергиев Посад. 1990. - 312 с.

2 Тихон Задонский. Сокровище духовное. / Тихон Задонский, свщ. - СПб., 1884. - 212 с.; Филарет (Дроздов). Система богословия. / Филарет (Дроздов). - СПб., 1976. - 388 е.; Брянчанинов, Игнатий. О восточных и западных писателях. О прелести и молитве. / Игнатий Брянчанинов. - Сергиев Посад, 1914. - 259 е.; Булгаков, С.П. Свет невечерний. / С.П. Булгаков. - М.: Республика, 1994.-415 е.; Флоренский, Павел. Столп и утверждение истины. / Павел Флоренский. - М.: Лепта, 1990,- 814 с.

Вебера, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби, В. Шубарта, и др1. Вопросы о сущности западной и восточной культур, роли в них католической и православной ветвей христианства в России обострились особенно с середины XIX века с известной дискуссии «западников» и «славянофилов». Первые были представлены такими философами, историками и писателями как П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и др2; которые выдвигали идеи отсталости России от католического Запада, необходимости идти путем развития последнего. Идеи вторых, главным тезисом которых было утверждение самобытности и православных корней культуры России, были воплощены в произведениях И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, И.С. Аксакова и др3. Оригинальные идеи о национальной самобытности культур во второй половине XIX в. были выдвинуты Н.Я. Данилевским и К.Н. Леонтьевым4. Большое воздействие на теоретическое осмысление места России на европейско-азиатском континенте оказала концепция представителей так называемого «Евразийства», выдвинутая в 20-30 гг. XX века и не потерявшая значение до сих пор, - В.И. Вернадского, Н.С. Трубецкого, Л.П. Карсавина, П.Н. Савицкого, других представителей русского зарубежья5.

В советскую эпоху проблема традиционной национальной культуры и ее связи с мировым цивилизационным процессом

1 Гердср, Н.Г. Идеи к философии истории человечества. /Н.Г. Гердер. - М.: Наука, 1977. - 703 е.; Гегель, Г.В.Ф. Философия религии. Т. 1-2, / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1975; Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма. / М.Всбер.// Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 е.; Сорокин, П. Социальная и культурная динамика. / П. Сорокин. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. - 1054 е.; Шубарт, В. Европа и душа Востока. / В. Шубарт. - М., 1997. - 380 е.; Шпенглер, О. Закат Европы. В 2-х т. / О. Шпенглер. - М.: Мысль, 2003; Тойнби, А. Дж. Постижение истории. / А.Дж. Тойнби. - М.: Айрис-пресс, 2002,- 640 с.

2 Чаадаев, П.Я. Философические письма к даме. / П.Я. Чаадаев. - М.: Захаров, 2000. 157 е.; Герцен, А.И. О развитии революционных идей в России. / А.И. Герцен. // Собрание сочинений. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. 467 е.; Белинский, В.Г. Руководство к познанию новой истории. /В.Г. Белинский. // Полное собрание сочинение. T.7. -М.: Академия наук СССР, 1955. - 654 е.; Грановский, Т.И. Лекции по истории средневековья. / Т.И. Грановский. - М.: Наука, 1956. 427 е.; Чичерин, Б.И. Собственность и государство. 4.2. / Б.И. Чичерин. - М., 1883. - 358 с.

3 Киреевский, И.В. Критика и эстетика. / И.В. Киреевский. - М.: Искусство, 1979. - 439 е.; Хомяков, А.С Сочинения в 2-х т. / А.С. Хомяков. - М., 1994; Аксаков, И.С. Литературная критика. / Аксаков К.С., Аксаков И.С. - М.: Современник, 1982. - 383 с. и др.

4 Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. / Н.Я. Данилевский. - М.: Книга, 1990. - 574 е.; Леонтьев, К.Н. Византизм и славянство. / К.Н. Леонтьев. // Избранное. - М.: Рарогъ, Московский рабочий, 1993. - 399 с.

5 Сб. Евразийство. Опыт систематического изложения. // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М.: Русская книга, 1992. - 427 с. рассматривалась прежде всего историками искусства, литераторами, позже семиотиками, среди которых выдающее значение имели работы С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, М.В. Алпатова, В.Н. Лазарева, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана и др1. В официальных же теориях превалировали взгляды, воплощенные в работах В.И. Ленина, А.В. Луначарского и др2. о «двух культурах» в каждой национальной культуре, о враждебности культуре религиозных и западных буржуазных ценностей.

Подлинный прорыв в понимании истоков как западной, так и особенно русской традиционных культур, связанных с христианскими ценностями, произошел с середины 80-х гг. и особенно с провозглашением суверенитета России, прав человека и свободы совести, возвращения в страну произведений «изгнанников» - русских философов, историков, писателей, богословов - Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, А.В. Карташова, И.О. и В.Н Лосских, Г.П. Федотова, С.Л. Франка и др3.

Особое значение имели опубликованные впервые после революции 1917г. работы ряда теоретиков культуры и богословов об истории христианства, смыслах православных ценностей, месте Церкви в истории культуры - Александра Меня, Иоанна Мейендорфа, Владислава Свешникова, Александра Семенова-Тяньшанского, Владимира Зелинского, Иоанна Экономцева, Александра Шмемана, Андрея Кураева и др4. Алпатов, М.В. Этюды истории русского искусства. В 2 т. / М.В. Алпатов. - М., 1967; Лазарев, В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. / В.Н. Лазарев. - М.: Искусство, 1983. - 150 е.; Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литерату ры. / Д.С. Лихачев. - М.: Наука, 1974. 357 е.; Лотман, Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста. / Ю.М. Лотман. - М.: Искусство, 1976. - 214 с.

2 Ленин, В.И. О литературе и искусстве. / В.И. Ленин. - М., 1979; Луначарский, А.В. Соч. в 8 т. Эстетика и художественная литерату ра. / А.В. Луначарский. - М. 1987; Лотман, Ю.М. Культура и взрыв. / Ю.М. Лотман. - М., 1992.

3 Бердяев, Н.А. Философия свободного духа. / Н.А. Бердяев. - М.: Художественная литература, 1994. - 827 е.; Ильин, И.А. О грядущей России: Избр. статьи. / И.А. Ильин. - М.: Воениздат, 1993. 368 е.; Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта. / И.А. Ильин. - М.: Рарогь, 1993. - 448 е.; Карсавин, Л.П. Святые отцы и учители Церкви. / Л.П. Карсавин. -М., 1994. 589 е.; Карташов, А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1-2 / А.В. Карташов. - М.: TEPPA, 1997.; Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. / В.Н. Лосский. - М.: Центр «СЭН», 1991. 268 е.; Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра. / В.Н. Лосский. - Харьков: Фолио; М.: ACT, 1990. - 864 е.; Федотов, Г.П. Новый Град: Сб. статей./ Г.П. Федотов. - New-York, 1952. - 328 е.; Франк, С.Л. Духовные основы общества./ С.Л. Франк. - М.: Республика, 1992. - 511 с.

4 Мень, Александр. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. Кн. 1-2 / Александр Мснь, прот. -М.: СП «Слово», 1991; Мейендорф, Иоанн. Введение в святотеческое богословие. / Иоанн Мейендорф,

Богословскую, правовую и социально-нравственную основу понимания истории и современных взаимоотношений Западной и Восточной ветвей христианства составили постановления архирейских соборов Русской Православной Церкви. Особенное значение в этом имеют определение юбилейного Всемирного русского народного собора и принятые на нем документы (апрель 2006).

Взаимовлияние культур в современном мире вообще, попытки вестернизации и американизации традиционных национальных ценностей России происходит в условиях все убыстряющихся процессов глобализации, анализу которых посвящена большая литература, в том числе работ Т.Г. Богатыревой, В. И. Толстых, И.В. Наместииковой, М. Лернера, В.О. Шевченко, Ф. Н. Уткина, М.А. Чешкова, Ю.В. Яковца и др1.

Эти процессы осуществляются ныне с помощью средств массовой информации, особенно телевидения и современных электронно-компьютерных технологий (Интернета и др.). Различные аспекты их функционирования проанализированы в исследованиях Г.Ф. Абдеева, Г.П. Бакулева, В.М. Березина; К.С. Гаджиева, В.В. Егорова, И. Заурского, JI.M. Земляновой, Г.А. Лисичкина и Л.А. Шелепина, В.И. Михалковича, Б.М. Сапунова и Н.К. Приваловой и др. прот. - Вильнюс, 1992. - 412 е.; Свешников, Владислав. Очерк христианской этики. / Владислав Свешников. - М.: Лествица, 1999. - 268 е.; Кураев, Андрей. Неамериканский миссионер. / Андрей Кураев, дьякон. -Саратов, 2004.-314 е.; Семенов-Тяньшанский, Алсксандр.Православный катехизис. / Александр Семенов-Тяньшанский, прот. - М.: Московская патриархия, 1990. - 128 е.; Зелинский, Владимир. Вызов и зов. / Владимир Зелинский, евщ.// Православное учение о человеке. Москва-Клин, 2004. -453 е.; Экономцев, Иоанн. Православие. Византия. Россия./ Иоанн Экономцев, иером. - М.: Христианская литература, 1992. -223 е.; Шмеман, Александр. Исторический путь Православия. / Александр Шмеман, прот. -М.: Православный паломник, 1994. - 368 с.

1 Богатырева, Т.Г. Глобализация и императивы культурной политики современной России. / Т.Г. Богатырева. - М., 2002. - 436 е.; Толстых, В.И. Цивилизация и модернизация в контексте глобализации. / В.И. Толстых. // Философия. Наука. Цивилизация,- М.: Эдиториал УРСС, 1999. - С.216-264; Наместникова, И.В. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации: проблемы и противоречия. / И.В. Наместникова. - М., 2002. - 352 е.; Лернер, М. Развитие цивилизации в Америке. Т.2. / М. Лернер. - М: Радуга, 1992. - 527 е.; Шевченко, В.А. Процессы глобализации в современном мире и России./ В.А. Шевченко. // Ценности и глобализация мира.- М., 2002. - 283-361 с.; Уткин, A.M. Глобализация: процесс и осмысление. / А.М. Уткин. - М.: Логос, 2000. - 250 е.; Чешков, М.А. Глобалистика. Предмет, проблемы, перспективы. / М.А. Чешков. //Общественные науки и современность. 1998, № 2. - С. 12-54; Яковец, Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. / Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2001. - 342 с. и др.

2 Абдеев, Г.Ф. Философия информационной цивилизации. / Г.Ф. Абдеев. - М.: Владос, 1994. - 335 е.; Бакулев, Г.П. Основные концепции массовой коммуникации./ Г.П. Бакулев. - М.: Логос, 2002. 418 е.; Бсрезин, В.М. Массовая коммуникация. Сущность, каналы, действия. / В.М. Березин. - М.: Логос, 2003. -384 е.; Гаджиев, К.С. Политическая наука. / КС. Гаджиев. - М.: Международные отношения, 1996. - 397 е.;

Средства массовой коммуникации способствовали формированию такого явления как массовая культура, аспектом которой является американизированная культура. Научному объяснению данного феномена посвящены работы В. Беньямина, Г. Маркузе, А.В. Кукаркина, В.П.Шестакова, Г.К. Ашина, А.П. Мидлера и Н.И. Иванова, П.С. Гуревича, А.Я. Флиера и др1.

При решении поставленной в диссертации задачи были использованы работы культурологов, психологов и социологов Г.Г. Почепцова, О.Карпухина, Э. Макаревича, С. Кара-Мурзы, В.А. Лисичкина, JI.A. Шелепина, Г. Лебона, С. Московичи, Б.М. Сапунова, Л.Н. Федотовой, Р. Харриса, Ю. Хабермаса и др2.

При анализе трансформации традиционных российских ценностей под воздействием вестернизации СМИ в пространстве культуры Калининградского региона использованы работы Г.М. Федорова, И.Н.

Егоров, В.В. Телевидение. Страницы истории. 1 В.В. Егоров. - М., 2004. - 288 е.; Засурский, И. Масс-медиа третьей республики. / И. Засурский. - М.: Логос, 1999. -408 е.; Зсмлянова, Л.М. Современная американская коммуникавистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. / Л.М. Зсмлянова. - М.: Изд-то МГУ. 1995. - 270 е.; Лисичкин, В.А.,. Третья информационно-психологическая война. / В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин. - М.: Институт социально-политических исследований АСН, 2000. - 304 е.; Сапунов, Б.М. Этика православия и телевизионный экран./ Б.М. Сапунов, Н.К. Привалова. - Воронеж, 2004. - 34 с.

1 Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. / В. Бсньямин. // Киноведческие записки. 1988, № 2. С. 18-42; Leavis, F. Mass Civilization and Minority Cultur. / F/Leavis. - L., 1930. - 318 е.; Маркузе, Г. Одномерный человек. / Г. Маркузе. - М., 1994. - 330 е.; Кукаркин, А.В. По ту сторону расцвета. / Кукаркин. - М., 1981; Кукаркин, А.В. Буржуазная массовая культура. / А.В. Кукаркин. -М.: Политиздат, 1985. 397 е.; Шестаков, B.C. США: Кризис духовной жизни. / B.C. Шсстаков. - М.: Политиздат, 1982. - 233 е.; Шестаков, B.C. Мифология XX века./ B.C. Шестаков. - М.: Искусство, 1988. -222 е.; Ашин, Г.К.,Эволюция «массовой культуры» и культурное развитие масс. / Г.К. Ашин, А.П. Мидлср, Н.И. Иванова. // Проблемы теории культуры: сб.науч.тр. - М., 1977. - С.29-54; Гуревич, П.С. Массовая культура как феномен. / П.С. Гуревич. // Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1994. - С.277-290; Флиер,

A.Я. Социальные основы массовой культуры. / А.Я. Флиер. // Культурология для культурологов. М.: Академический проект, 2002. - С. 370-391.

2 Tarde, G. On Communication and Social Influence. / G. Tarde. - Chicago, 1969. - 426 c.; Ross, E. Social Control. A Ssurvey of the Foundations Order. /Е. Ross. - Cleveland-London, 1969. - 235 c.; Park, R. On Social Control and Social Behavior. / R. Park. - Chicago, 1969. - 531 c.; Head, S. World Broadeasting Sistems. A Comparativi Analisis Belmont. / S. Head. -California, 1986. - 2258 е.; Юнг, К.Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее./ К.Г. Юнг. - М.: Мартис, 1995. - 320 е.; Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием. / Г. Шиллер. - М.: Мысль, 1980. - 382 е.; Кандыба, В.М. Тайны психотронного оружия. / В.М. Кандыба. - СПб.: ИД «Невский проспект», 1998. 413 е.; Землянова, Л. Современная американская коммуникавистика. / Л. Зсмлянова. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 270 е.; Сапунов, Б.М. Культурология телевидения. / Б.М. Сапунов. - М.: Айыына, 2001. - 300 е.; Самохвалова, В.И. «Массовый человек» - реальность современного информационного общества. /

B.И. Самохвалова. // Материалы научной конференции. Проблема человека: мультидисциплинарный подход. М., 1998. - С.23-31; Федотова, Л.Н. Социология массовой коммуникации. / Л.Н. Федотова. - СПб.: Питер, 2003. - 396 с.

Симаевой, Г.В. Кретинина, А.В Чабановой1. Отдельными вопросами культурной политики занимаются Н.В. Живенок, И.О. Дементьев, Сыроватко J1.B. и др. Однако осмысление ситуации в Калининградском регионе с культурологической точки зрения практически не имеет прецедентов, хотя учеными ведутся споры о направлениях развития культуры области3. Поиск путей этого развития находится преимущественно в теоретическом ракурсе, ценностный же аспект не разработан.

Целью настоящей работы является рассмотрение процессов трансформации ценностей отечественной традиционной культуры под влиянием вестернизации и американизации средств массовой коммуникации, особенно телевидения; показ специфической угрозы этих процессов для западного анклава России Калининградской области. Реализация этой цели предполагает решить следующие задачи:

Рассмотреть исторические и теоретические основы понимания взаимовлияния различных культур в процессе их взаимодействия;

Проанализировать семиотико-герменевтические основы, так называемого «ложного понимания» чужих культур в процессе их трансляции; проанализировать ценностные системы западной («рождественской») католико-протестантской культуры и ее влияние на современный мир;

1 Федоров, Г.М. Социально-демографический кризис и его следствия для калининградского социума. / Г.М. Федоров, И.Н. Симаева. // Калининградский социум в европейском контексте. Калининград: КГУ, 2002. -С. 122-142; Кретинин, Г.В. Проблема идентичности калининградцев. / Г.В. Кретинин. // Калининградский социум в европейском контексте. Калининград: КГУ, 2002. - С.50-93; Чабанова, А.В. Дифференцированность калининградского социума. / А.В. Чабанова. // Калининградский социум в европейском измерении. Калининград: КГУ, 2002. - 94-122.

2 Культурная политика в Калининградской области. Калининград: Центр «Молодежь за свободу слова», 2001. - 104 е.; Живенок, Н.В. Социальная интеграция молодежи в современное общество. / Н. В. Живенок. // Экономические науки и предпринимательство, 2001. №1. - С.107-112.

3 Шахов, В.А. Кто мы? Русские Принсманья или российские балты. / В.А. Шахов. - Калининград: Янтарный сказ, 2002. - 133 е.; Шахов, В.А. Русское Принеманье: стратегия сохранения и развития культуры. / В.А. Шахов. // На перекрестке культур: русские в Балтийском регионе.Часть 2. - Калининград: КГУ, 2004. С.216-225. показать актуальное значение традиционных российских ценностей православия («пасхальной культуры») для совершенствования духовной жизни народа и опасность их вестернизации;

Показать происходящую в процессе глобализации вестернизацию российских средств массовой коммуникации, особенно телевидения;

Раскрыть основные направления трансляции СМК западноевропейских и особенно американских произведений экранной индустрии и их влияния на трансформацию традиционных отечественных ценностей; охарактеризовать ценностную ситуацию в анклавной социокультурной среде, определить степень проникновения ценностей вестернизированной культуры и выявить прогностический аспект их влияния на духовную и социальную жизнь анклава.

Объект исследования: национальные ценности традиционной русской культуры и их место в современной духовной жизни общества.

Предмет исследования: вестернизированные и американизированные телепрограммы и их влияние на социокультурную реальность страны и ее западного анклава - Калининградской области.

Методологическая база. Методологической базой исследования является компаративистский, историко-логический методы. Для выявления ценностных составляющих культур предпринят диахронический, а также семиотический подход. Используются элементы структурного анализа и системного метода к исследованию социокультурных текстов. Для решения поставленной проблемы были использованы эмпирические методы социальных исследований, включение наблюдения, статистических обобщений.

Научная новизна исследования состоит в обосновании влияния средств массовой информации в процессе глобализации на трансформацию (вестернизацию и американизацию) традиционных национальных ценностей культуры страны.

Новым является применение лингвистического семиотико-герменевтического анализа взаимовлиянии культур, причин «ложного понимания», и истолкование смыслов ценностных оснований в «чужой» культуре.

Элементом новизны обладает обоснование происхождения нравственных ценностей современной вестернизированной и американизированной культуры, восходящих к католическо-протестантской ветви христианства, истокам так называемой «рождественской культуры»1.

Во многом по-новому в работе вскрываются духовно-нравственные корни православной, «пасхальной» культуры, являющиеся традиционным источником и смысловым содержанием современных ценностных ориентиров народа, включающего в свой состав всех принявших христианство этносов России и не противопоставляющих себя представителям других конфессий.

Впервые рассмотрены процессы вестернизации и американизации отечественных СМИ, особенно телевидения, проанализированы материалы передач, в которых вольно или невольно насаждаются ценности, чуждые сознанию русских людей, трансформирующие основы традиционной национальной культуры.

Впервые социокультурная ситуация анклавного региона Российской Федерации представлена как репрезентативная модель взаимодействия ценностей западной и русской культуры и проанализированы угрозы последней со стороны продолжающейся под воздействием глобализации и американизации центральных и региональных СМИ.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его выводов при формировании культурных

1 Термины «рождественская» и «пасхальная» культура введен B.C. Непомнящим в работе «Феномен Пушкина и исторический жребий России». // Московский пушкинист. М., 1996. - С. 17. концепций и программ. Осознание глубинных причин трансформации медиасредствами основ русской культуры создает условия для их сохранения в рамках мировой плюралистической культурной системы.

Открывается возможность использования отдельных результатов исследования для формирования концепций телевидения, содержательного наполнения в соответствии со спецификой русской культуры, придания оригинального своеобразного облика российскому телевидению, повышения его социокультурной значимости, формирующего и воспитывающего значения для общества. Особое значение это приобретает для развития информационной политики в приграничных регионах и анклавах, подобных Калининградскому, где влияние вестернизированной, в том числе американизированной, культуры особенно велико.

Конкретные положения и выводы, изложенные в работе, могут быть использованы при подготовке учебных программ по истории культуры России, сравнительной культурологи и по культурной политике государства и отдельных регионов страны.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры гуманитарных наук Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и была рекомендована к защите. Основные положения и выводы исследования отражены в авторских публикациях и докладах на научно-практических конференциях.

Апробация работы.

Статьи, доклады на конференциях: международная конференция «На перекрестке культур: русские в Балтийском регионе», Калининград-Светлогорск - апрель 2003; конференции АПРИКТ «Региональная культурная политика в XXI в», Москва - июнь 2002, «Науки о культуре и искусстве: обсуждаем актуальные проблемы», Москва - июнь 2003, «Атуальные проблемы наук о культуре и искусстве», Москва - май 2004.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

  • Соотношение и взаимодействие традиционной, элитарной и массовой культур в социальном пространстве современности 2009 год, доктор культурологии Костина, Анна Владимировна

  • Генезис христианской публицистики и формирование традиции православной проповеди: На примере творчества Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Иоанна Златоуста 2002 год, кандидат филологических наук Жолудь, Роман Владимирович

  • Икона в традиционной русской культуре 2009 год, кандидат философских наук Лиманская, Елена Николаевна

  • Трансформация образа Софии в древнерусской культуре: от архетипа к концепту 2010 год, кандидат философских наук Розанова, Светлана Сергеевна

  • Церковные связи Древней Руси с Западной Европой: до середины XII в. 2011 год, кандидат исторических наук Костромин, Константин Александрович

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Комарова, Ирина Ивановна

Заключение.

В результате исследования установлено, что при общении культур, имеющих отдаленную степень общности истоков, возникает несовершенное восприятие и понимание одних и тех же явлений и терминов, то есть возникает проблема «адекватности восприятия».

Каждый термин имеет черты универсального, архетипического, и черты специфического своего. Любое явление имеет две стороны - то, что понятно «другому», понятное всем, и то, что в рамках различных исторических и социокультурных условий по-разному трактуется и понимается представителями разных культурных сообществ. «Универсальное» - это проводник, знак, через который происходит общение. В момент общения «универсальное» передает не явление полностью, а воспроизводит нечто похожее, но специфически свое, культурой обусловленное, восприятие. Это не столько лингвистическая, сколько культурологическая проблема. Каждое явление имеет много смыслов, уровни которых по-разному, в различной степени актуализируются в зависимости от специфических культурно-исторических особенностей, ценностно обусловленных приоритетов представителей воспринимающей культуры. В момент трансляции понятия, категории и явления за ними стоящего, то, что положительно воспринимается в одной культуре, может отрицательно трактоваться в другой культуре. Если архетипическое «универсальное» ядро есть нечто неизменное, то исторически-личностная часть имманентна историческому процессу и, значит, изменяема, то есть несет в себе восприятие окружающего космосоданного культурно-исторического момента. В силу этой причины контакты цивилизаций сложны не только в силу «ложного понимания», но, прежде всего, тем, что такое «ложное понимание» становится катализатором специфических локальных процессов, получающих в выстраиваемом «термине» свою культурно-историческую легетимизацию. Так западный марксизм, созданный в специфической среде западной цивилизации получил свое развитие в среде Российской цивилизации. Русское общество увидело в марксизме нечто выражающее определенное историческое чувствование, соответствующе социально-религиозной концепции царства божьего на земле, и весьма далекое от материалистического видения бытия. Исторический термин в этом случае своеобразный агент, передающий не столько универсальное ядро (оно лишь знак, точка узнавания), сколько специфически индивидуальное ощущение, характерное для данной личности и данной исторической ситуации. Причем в процессе трансляции этого ощущения в иное культурно-историческое поле, происходит трансформация передаваемого явления. Потери перевода можно снять за счет высокой культуры знания природы источника информации. Тщательное изучение природы термина, культурно-исторического контекста его появления и существования - необходимое условие приближения к адекватности понимания.

Различие ценностных установок христианских («пасхальной» и «рождественской») культур обусловлено различными ценностными приоритетами этих культур. В «пасхальной» культуре актуализируется консерватизм нравственного содержания ценностей (стремление к святости), а «рождественской» культуре свойственен «прогрессизм» с перманентной модернизацией и трансформацией нравственных ценностей. Неадекватность понимания между этими культурами кроется в различных ценностных установках двух христианских культур, пользующихся одной категориальной системой в рамках двух культуробусловленных лингвосистем.

Таким образом, при общении цивилизаций большое внимание должно быть уделено адекватности понимания языка общения. В определенном смысле общение есть воспроизведение, достройка смысла на основе универсального архетипического ядра. Это ядро является знаком узнавания своего в чужом. Однако узнавание является ложным, так как помимо архетипического ядра любой термин коммуникации имеет и специфически свое личное продолжение, понимание которого зависит от учета этнокультурного и сознательно-исторического контекста. Незнание или игнорирование такого контекста чревато или непониманием, или, еще того хуже, «ложным пониманием», что не может не вести к разным недоразумениям. Очевидно, что проблема выходит за чисто лингвистический план и касается культурно-исторического самоощущения той, или иной цивилизации.

В работе показано происхождение ценностного аспекта «американизированной культуры», имеющего истоки в той части христианского мировоззрения западного мира, которая трактуется «другим» способом, в отличие от ценностей, имеющих христианское происхождение в русской традиционной культуре. Неадекватное понимание терминов и, стоящих за ними явлений способно рождать «ложное семантическое поле», провоцирующее негативные процессы в локальных культурах. При рассмотрении взаимодействия ценностных систем различных культур следует снять неадекватность понимания. Для этого предлагается исследовать каждый значимый номинативный элемент, или явление на предмет его происхождения в культурно-историческом контексте. При этом следует учитывать универсальное архетипическое ядро термина, или явления, выраженное формально, а также семантическое наполнение специфического, изменяемого в соответствующей культурно-исторической системе.

В условиях современной цивилизации, когда коммуникация характеризуется нарастающей интенсивностью процесса перевода терминов из одной системы в другую, она может иметь упрощенный, гораздо более скорый характер. В этом случае индивидуальное значение, которое определено в категориях данной цивилизации, транслируется без соответствующей подготовки и изучения. Результатом этого является «ложное понимание», то есть достройка специфически своего, воспринимаемого как «открытие», как нечто новое и информативно значимое. Речь здесь идет не о лингвистике, но о культурно-историческом значении смысла, создаваемом вокруг каждого транслируемого термина. Понимание этого обстоятельства не только необходимая часть научного анализа, но и возможность выстраивания исторического прогноза, программы действия.

Трансляция терминов и, стоящих за ними явлений происходит в особых условиях, в особой социальной ситуации. СМИ делают подобную трансляцию достаточно быстрой и, так как не существует механизма фильтрации, который существовал в традиционной культуре, воспринимающий «культурную продукцию», субъект принимает ее в том виде, в котором она производится. Трансляция терминов происходит через посредство «американизирующей культуры», то есть через посредство определенной силы, являющейся продуктом технократической цивилизации, имеющей коммерциализированный характер. Воздействие телепродукции обладает наибольшим влиянием на формирование ценностных предпочтений, так как восприятие информации, в том числе и ценностной, происходит напрямую, без культурообусловленной фильтрации. Как это происходит при коллективном восприятии, например, произведений театрального искусства, киноискусства, массового народного творчества. Телевидение делает восприятие его продукции интимным делом, что позволяет напрямую успешно апеллировать к низшим психофизическим потребностям, что свидетельствует об «антипасхальной» направленности ценностной составляющей на телевидении.

Усиление ценностного влияния «американизированной культуры» негативно влияет на наиболее уязвимую территорию российского социокультурного пространства - Калининградский регион. Данный регион осложнен его анклавным геополитическим положением и непосредственной географической близостью к западноевропейским странам, в которых также широко распространены «американизированные» ценности. На калининградской земле происходит обострение негативных процессов, отмечаемых в российском обществе в целом: ухудшение не только физического, но и психического здоровья калининградцев. Выявлена также взаимосвязь: ценностное своеобразие традиционной русской культуры теряет свою значимость пропорционально усилению значимости ценностей «американизированной культуры». Поэтому Калиниградский анклавный регион имеет неформальный статус экспериментального, а также прогностическое значение при футуристическом осмыслении культурной реальности.

Развитие современной цивилизации, совершенствование средств коммуникации делает межнациональное, межкультурное общение весьма интенсивным. Более того, ищутся некие универсальные принципы, делающие возможным трансляцию языка одной культуры на язык другой. При таком подходе частный момент вполне может быть оттеснен неким прогрессивным «общечеловеческим» языком, доступным всем людям. Различные средства массовой культуры, и, прежде всего, телевидения, позволяют делать такой переход быстрым и эффективным. Однако более детальное исследование проблемы показывает, что как раз в самом факте перевода таится немало трудностей. И дело здесь не столько в буквенном, предметном переводе, сколько в аксиологическом аспекте такого перевода. При этом следует иметь в виду то обстоятельство, что любой переводимый знак есть не только точный четко очерченный принцип, но символ, стягивающий целое поле культуры, соединяющий эмоциональное, мыслительное и всякое другое состояние в единое целое. При таком подходе понимание термина есть процесс нахождения в своем поле культуры элементов, напоминающих чужие. Такой подход требует тщательного изучения и понимания основ своей и чужой культуры. Причем значительная часть понимания культуры зависит не только от понимания значения слова, но и от эмоциональных, обусловленных развитием истории, культурных типов.

Таким образом, процесс общения это не только процесс обмена «информацией», но и глубокий культурный обмен. Игнорирование познания деталей искажает адекватность понимания. Однако проблема проявляет себя глубже: неадекватность понимания - облегченная разновидность непонимания другого. Гораздо хуже дело обстоит тогда, когда возникает «ложное понимание», или «ложное знание», провоцирующее те стороны жизни, которые казались уравновешенными другими сторонами культуры. «Ложное понимание», создающее иллюзию знания, становится основой того, что передающая культура могла и не предполагать. Так массовая культура, проявляемая как элемент «американизирующей культуры», и имеющая противовес в культуре традиционной, при встрече с локальной культурой может стать катализатором процессов в данной культуре неуравновешенных, то есть стать оправданием весьма негативных проявлений цивилизационных процессов. В этом случае представляется совершенно необходимым создание «словаря явлений», где суть каждого явления берется неотрывно от контекста и исследуется в историко-культурологической плоскости. Одним из базовых элементов словаря полагается сам процесс коммуникации, осуществляемый через средства массовой культуры. Выяснение природы этого явления в контексте историко-культурного анализа позволяет определить различие между Западной и Восточной христианскими цивилизациями в качестве базовых условий неадекватности понятий. Близость этих двух культур предполагает прохождение процесса «ложного понимания» в гораздо более активной степени. Причем сообщение идет не только между культурами, но и культурными слоями, а «ложное понимание», основанное на кажущемся понимании чужой культурной системы, нарушает равновесие между слоями культуры. Одним из важнейших условий такой трансляции, в силу уже указанных причин, может быть телевидение со всеми «его особенностями» и с использованием «толкового словаря явлений» в сочетании с анализом терминов, что позволяет избегать ошибок при планировании трансляции и помогает избежать «ложного понимания».

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЫБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. П.А. СОЛОВЬЕВА

Кафедра философии

Контрольная работа по дисциплине «философия»

«Массовая культура в ее отношении к ценностям традиционной культуры»

Выполнил: Бастрыгин Д. А.,

студент гр. ЗСП-05, 1 курса.

Преподаватель: Воронцов Б.Н.

Оценка: __________________________

Подпись преподавателя: ____________

Дата: ____________________________

Рыбинск 2006

ПЛАН

Введение 3

1.Массовая культура 5

2.Традиционная культура 9

3.Отношение массовой культуры к ценностям традиционной культуры 20

Взгляды на современную культуру 39

Современная культура и цивилизация 40

Заключение 53

Использованная литература 54

    Введение

Сегодня многообразие типов культуры можно рассматривать в двух аспектах: многообразие: культура в масштабах человечества, акцент на социокультурных суперсистемах, внутреннее многообразие: культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах.

В рамках же отдельного общества можно выделить:

    высокую (элитарную)

    народную (фольклорную) культуру, в их основе - различный уровень образованности индивидов и

    массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.

Рассматривая субкультуры, предварительно необходимо отделить те субкультуры, которые противостоят культуре данного общества.

Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности - от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - труд, быт, досуг, область мышления и т. д., на образ жизни общества и личности. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности и пр.), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, ценности, образцы, нормы поведения. Гуманистический образ жизни, ориентированный не на приспособление к имеющимся условиям, а на их преобразование, предполагает высокий уровень сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения людей и образа их мышления.

Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурных богатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого. А это имеет огромное значение для поиска общих критериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции.

С предельной остротой эти вопросы поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных тенденций социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения обмена подлинными культурными ценностями между народами, а с другой - умения выйти за рамки привычных, но уже отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые складывались и насаждались веками, постоянно проявляясь в сознании, деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности понимание истории мировой культуры.

Массовая культура (поп-культура, масс культура, культура большинства) -- культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (включая телевидение и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т. д.

Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения. Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвященных критике телевидения. Термин получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.

Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения “массовой культуры”. Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение “массовой культуры” с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры.

Предпосылки формирования массовой культуры заложены в самом наличии структуры общества. Хосе Ортега-и-Гассет сформулировал известный подход к структуризации по признаку творческой потенции. Тогда возникает представление о «творческой элите», которая, естественно, составляет меньшую часть общества, и о «массе» -- количественно основной части населения. Соответственно становится возможно говорить и о культуре элиты («элитарной культуре») и о культуре «массы» -- «массовой культуре». В этот период происходит разделение культуры, детерминированное формированием новых значительных социальных слоёв, получающих доступ к полноценному образованию, но не принадлежащих к элите. Получая возможность для осознанного эстетического восприятия явлений культуры, вновь возникающие социальные группы, постоянно коммуницирующие с массой, делают значимыми в общественном масштабе явления «элитарной» и одновременно проявляют интерес к «массовой» культуре, в некоторых случаях происходит их смешение.

По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения:

  • 1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, "Библия для начинающих"), рассчитанные на массовую аудиторию.
  • 2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в Европейской литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дэфо (1660-1731) - автора широко известного романа "Робинзон Крузо" и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т.д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730 - 1812) - создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков "Повести о приключениях английского милорда Георга" и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.
  • 3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман.

В собственном смысле массовая культура проявила себя в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: "Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру". Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы экономику и политику, управление и общение людей.

Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект "массовой культуры" может рассматриваться как одновременно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие "массовая культура" характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

Среди основных направлений и проявлений современной массовой культуры можно выделить следующие:

  • 1. индустрия «субкультуры детства» (универсализация воспитания детей, внедрение в их сознание стандартизированных норм и паттернов личностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений);
  • 2. массовая общеобразовательная школа;
  • 3. СМИ, формирующие общественное мнение в интересах определённого «заказчика»;
  • 4. система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, формирующая политико-идеологические ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадёжность и желательное электоральное поведение людей;
  • 5. массовая социальная мифология (национал-шовинизм и исторический «патриотизм», социальная демагогия, квазирелигиозные и паранаучные учения, кумиромания и т. п.), упрощающая сложную систему ценностных ориентации;
  • 6. массовые политические движения, вовлекающие людей в массовые политические акции, в своём большинстве далёких от политики и интересов элит;
  • 7. система организации и стимулирования массового потребительского спроса, формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей;
  • 8. индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную литературу.

Основные черты данной культуры:

  • - примитивизм изображения человеческих отношений,
  • - развлекательность, стандартизация содержания,
  • - культ успеха и потребительства, насаждение конформизма.

Функции массовой культуры:

  • 1. Мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе, манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.
  • 2. Консервативность, инертность, ограниченность. Оно не может охватить все процессы в развитии, во всей сложности их взаимодействия. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре формула - это главное.
  • 3. Приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособления людей к существующим условиям, конформизм. Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, мелодрама, мюзикл, комикс.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и причины возникновения массовой культуры, описание ее характеристик. Средства и методы воздействия продуктов массовой культуры на потребителя. Особенности сюжета данного вида культуры, ее связь с авторством, основные отличия от элитарной.

    реферат , добавлен 22.01.2014

    Понятие и основные характеристики современной культуры. Специфика массовой культуры в аксиологическом измерении. Анализ смысложизненных ориентаций молодежи в условиях массовой культуры. Феномен массовой коммуникации и современные формы идеологии.

    магистерская работа , добавлен 17.07.2013

    Понятие массовой культуры, ее сущность и особенности, ценностно-смысловая специфика. Кризис современной культуры как разрушение ее ценностного ядра. Сущность и экономические предпосылки десемантизации в обществе массового потребления, характерные черты.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2009

    Становление и философские основы массовой культуры. Философия позитивизма как главная форма мировоззренческого обоснования натуралистического художественного метода в искусстве. Философские основы элитарной культуры. Обмен поверхностными элементами.

    реферат , добавлен 14.12.2013

    Понятие массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации. Эффективность массовой коммуникации. Интеграция и поступательное развитие современной цивилизации. Социальная сущность массовой коммуникации. Социализация индивида.

    реферат , добавлен 25.10.2006

    Массовая коммуникация как форма опосредованного общения. Информационно–психологические войны. Основные направления исследований массовой коммуникации. Теории политико-коммуникационных процессов. Манипуляция в СМК. Воздействия массовой коммуникации.

    дипломная работа , добавлен 19.03.2009

    Характеристики массовой и межличностной коммуникации. Типологии и классификации основных средств массовой информации и коммуникации. Функции СМИ в политической системе и обществе. Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения