Традиционная культура китая. Особенности китайской национальной культуры Китайская культура оказала влияние на

Культура Древнего Китая во многом сохранилась до сегодняшнего дня. Изучая письменные источники тех времен, можно проследить развитие самой страны, появление науки, особенности мифологии и религии.

Архитектура

Китайцы с древних времен очень трепетно относились к своей территории. Поэтому по всему периметру возводились кирпичные, массивные стены и башни, позволяющие контролировать границы и предупреждать заранее о набегах воюющих народов. Одним из таких укреплений можно назвать Великую Китайскую Стену.

архитектура Древнего Китая фото

Уже в первом тысячелетии до нашей эры китайцы умели строить двух и трех этажные здания. Основным материалом для этого служил кирпич и глина. Крыши были черепичные. В знак уважения традиций на них часто прикреплялись металлические и деревянные дощечки с символами богатства, здоровья и процветания.

Китайская стена фото

Скульптура

Скульптура того времени тесно связана с религиозными верованиями. Вырезались тотемы, миниатюры, приносящие счастье и удачу. Они клались в могилы умерших, ставились в домах, дарились на праздники. Найдено также множество статуэток Будды, отдельных или высеченных в скалах, деревьях.

Посуда

Изделия керамические, изготавливались из красной или желтой глины. Их называли Яншао. В этих сосудах хранили вино, масло, также в них готовили еду. Это всевозможные кувшины, чаши, вазы и миски. Сначала лепили вручную, позже начали использовать гончарный круг. Готовые предметы быта расписывали узорами и фигурками животных.

посуда Древнего Китая фото

Изготовляли посуду из бронзы - сосуды, которые предназначались для жертвоприношения духам природы. В начале 600 годов придумали фарфоровую посуду. Богатство залежей фарфорового камня способствовало развитию ремесла. Это были первые в мире изделия из фарфора.

Живопись

Живопись считается наивысшим достижением искусства Древнего Китая. Вся живопись, как и другие отрасли искусства пронизаны гармонией природы, наблюдением и созерцанием. Любовь и почитание природы является ключевой ценностью древних китайцев. Каждый элемент природы, животное или растение имеет свое символическое значение, в соответствии с которыми и рисовали картины.

живопись Древнего Китая фото

Рисовали на свитках, в книгах, на материи (шелк) и гончарных изделиях. Среди всевозможных китайских полотен наибольшую ценность имеют расписанные свитки.Использовали минеральные краски или краски растительного происхождения.

Письменность

Письменность зародилась в этих краях еще две тысячи лет до нашей эры. Китайская письменность считается удивительной по своей гармонии в первую очередь в самом Китае. Она содержит простоту линий, легкость выполнения, и глубину содержания.

письменность Древнего Китая фото

Считалось, что по почерку и выполнению иероглифов можно понять и проследить человеческое сознание, его душевное равновесие, чувства, эмоции.

Книгопечатание

В 105 г. н. э. была изобретена бумага. На которой можно было писать книги или печатать. Правда последний метод еще не был освоен. При этом наиболее известные и важные тексты уже вырезались на каменных таблицах. Примерно в 4 веке нашей эры впервые появилось копирование, посредством переснятия на бумагу, вырезанного на камне текста. Это позволило размножать необходимые книги, которые имели большое значение для Китая.

Наука

Древний Китай был одним из наиболее просвещенных мест на планете. Люди изучали разные науки, но первопричиной всему этому были простейшие человеческие потребности. Математика и геометрия позволяла делать подсчеты, строить более точные и безопасные строения.

наука Древнего Китая фото

Также китайцы были знакомы с особенностями времени и календарной системы – астрономией. Они могли следить за планетами и звездами, рассчитывать календарные циклы посевов и сборов урожаев. Был разработан и создан лунный календарь.

После начала расширения Древнего Китая и завоеваний соседних территорий появилась необходимость описывания земель, их ландшафта, особенностей, возможностей, полезности для страны. Это привело к развитию географии и ее стремительного изучения, а также агрономии и сельского хозяйства.

цифры Древнего Китая фото

В период «воюющих царств» развиваются всевозможные ремесла: ткацкие, столярные, гончарные, ювелирные. Особое внимание даже в современном мире вызывает китайская медицина, представляющая человека небольшой вселенной с протекающей в нем энергией. Когда эта энергия гаснет – человек умирает, когда человек теряет внутреннее равновесие – он болеет.

Религия

В Китае, как и в других странах, изначальными религиями были фетишизм, культ предков, тотемизм, на основе которых позже начали зарождаться иные верования. Люди верили в различных богов луны, солнца, гор, земли и воды и поклонялись им во благо урожая, дождей, силы духа, солнечного тепла и т.д.

религия Древнего Китая фото

Одним из первых китайских воззрений в 4-5 веках до н. э. было учение Конфуция, повлиявшее не только на повседневную жизнь китайцев, но и последующие верования. Это был своеобразный корень, от которого росли ветви новых, современных религий. Примерно в одно время с конфуцианством появилась идеология Лао-цзы послужившая основой для появления даосизма. Позже зарождается и буддизм.

Факты

  • Именно китайцы изобрели компас.
  • Развитие китайской письменности схоже с египетской. Изначально это были картинки, которые со временем все больше упрощались, становясь больше похожими на знаки, нежели на рисунки.
  • Изделия из бронзы, тканей, ювелирных камней были очень красивыми и почитались не только в стране, но и за ее пределами.
  • Благодаря политическому влиянию, большим знаниям и удачному расположению Древний Китай имел сильное политическое и культурное влияние на соседние страны.
  • Музыка была одним из наиболее известных и популярных развлечений. Еще во втором тысячелетии до нашей эры китайцы уже знали около 20 музыкальных инструментов. Китайцы не только любили музыку, но также были неплохими танцорами.
  • В Древнем Китае были также известны театральные действия, которые берут начало с культовых действий.

Китайская культура - одна из наиболее интересных и, безусловно, уникальных восточных культур. Она принадлежит к кругу великих речных цивилизаций, возникших в древности. Начало культурной истории Китая восходит к рубежу III-II тыс. до н. э. Именно к этому времени китайская историография относит период правления пяти легендарных императоров, эра владычества которых воспринималась как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Непрерывность развития китайской культуры - одна из важнейших ее особенностей, неразрывно связанная с такими чертами этой культуры как традиционализм и замкнутость. Замкнутость китайской культуры основана на убеждении китайцев в своей исключительности, в том, что их страна является центром обитаемой земли и всего мироздания. Поэтому китайцы называли ее Срединной империей. Становлению единой культуры способствовало то обстоятельство, что древние китайцы населяли единую равнину, целостный географический район. Это обусловливало тесное общение народов Китая между собой. У них сравнительно быстро сложился единый хозяйственный уклад, что, в свою очередь, предопределило общность самых разных сторон быта, начиная с облика жилищ и кончая годовым ритмом праздников. Замкнутый характер развития древнекитайской культуры, обеспечивший ей стабильность, самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку, предопределил исключительную роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний. В зависимости от социального положения каждому человеку предписывались строго определенные нормы поведения, широко известные как «китайские церемонии». Из всех известных нам стран и культур именно в Китае система обязательных и общепринятых норм поведения была особенно развитой. Существовало даже специальное учреждение - Палата церемоний, которая строго следила за выполнением правил, обрядов и процедур, унаследованных от прошлого. Статус человека в Китае мог меняться. Простолюдин в Китае мог стать даже императором, но нормы поведения, характерные для определенного статуса, никогда не менялись. На очень ранней стадии развития культуры в Китае вся человеческая жизнь стала соизмеряться с природой, через законы которой люди пытались осмыслить принципы своего бытия. Поэтому у китайцев было особое отношение к природе: наряду с ее обожествлением для китайской культуры, как ни для какой другой, были характерны ее эстетизация и поэтизация. Понять специфику китайской культуры можно лишь обратившись к картине мира, сложившейся в китайской культуре, ее основным категориям, нормам и ценностям. Одним из главных факторов, объясняющих особенности китайской культуры, является тоново-изолирующий язык, создающий совершенно иное (по сравнению с европейским) семантическое пространство. Значение слова в китайском языке зависит от тона, которым оно произнесено. Поэтому одно слово может означать совершенно разные вещи. Эти слова записываются с помощью иероглифов. Общее количество иероглифов доходит до 80 тысяч. Иероглифическая письменность и мышление составляют основание символизма китайской культуры, поскольку именно образы-иероглифы стали средством мышления, что сближает китайское мышление с мышлением первобытных людей. Важной чертой китайской культуры также является холизм - представление о целостности и гармоничности мира. Мир в представлении китайцев - это мир абсолютного тождества противоположностей, где многое и единое не отрицают друг друга, а все различия относительны. В каждом явлении природы - будь то цветок, животное или водопад, просвечивает богатство всего мира.

Важнейшие особенности религиозной структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная с эпохи Шан-Инь. У иньцев был немалый пантеон богов и духов, который они почитали и которому приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том числе человеческие. Но с течением времени на передний план среди этих богов и духов всё более отчётливо выходил Шанди, верховное божество и легендарный родоначальник иньцев, их предок -тотем. Шанди воспринимался как первопредок, заботившийся о благосостоянии своего народа. Смещение в культе Шанди акцента в сторону его функций первопредка сыграло в истории Китайской цивилизации огромную роль: именно оно логически привело к ослаблению религиозного начала и к усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы Китая. У Чжоусцев было такое религиозное представление, как почитание Неба. С течением времени культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил Шанди в главной функции верховного божества. При этом на Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул сохранился за правителем Китая до XX века. Начиная с эпохи Чжоу Небо в его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причём культу этого божества был придан не только сакрально-теистический, сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.

Также существует в Китае культ умерших предков, культ Земли, тесно связанный с магией и ритуальной символикой, с колдовством и шаманством.

Все отмеченные системы верования и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основной традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретная государственная польза; не эмоциональный накал страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и умеренность, отказ от личностного в пользу общественного; не духовенство, направляющее эмоции верующих в русло, возвеличивающее бога и усиливающее значение религии, но жрецы-чиновники, исполняющие свои административные функции, частью которых были регулярные религиозные отправления. Все эти специфические особенности, складывавшиеся в иньско-чжоуской китайской системе ценностей за тысячелетие, предшествовавшие эпохе Конфуция, подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под наименованием конфуцианства. Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху больших социалистических и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должно было обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжен), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли). Следование всем этим принципам будет обязанностью благородного Цзюнь-цзы. “Благородный человек” Конфуция - это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Конфуций сформулировал основы того социального идеала, который хотел бы видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник – чиновником», то есть пусть всё в этом мире хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. И общество должно состоять из тех, кто думает и управляет - верхов, и тех, кто трудится и повинуется - низов. Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства Мэн-цзы (372 - 289 до н.э.) считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной древности. Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, наконец, государь - это беспрекословный авторитет для младшего, подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младших и подчинённых, как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи. В условиях эпохи Чжаньго (V – III вв. до н.э.), когда в Китае ожесточённо соперничали различные философские школы, конфуцианство по своему значению и влиянию стояло на первом месте. Но, несмотря на это, предлагавшиеся конфуцианцами методы управления страной тогда не получил признания. Этому помешали соперники конфуцианцев – легисты. Учение законников - легистов резко отличалось от конфуцианского. В основе легистской доктрины лежал безусловный примат писаного закона. Сила и авторитет которого должен держаться на палочной дисциплине и жестоких наказаниях. По легистским канонам, законы разрабатывают мудрецы – реформаторы, издаёт их государь, а осуществляют на практике специально отобранные чиновники и министры, опирающиеся на мощный административно-бюрократический аппарат. В учении легистов, почти не апеллировавших даже к Небу, рационализм был доведён до своей крайней формы, порой переходившей в откровенный цинизм, что можно легко проследить на примере деятельности ряда легистов – реформаторов в различных царствах чжоуского Китая в VII –IV вв. до н.э. Но не рационализм или отношение к Небу было основным в противостоянии легизма конфуцианству. Важнее было то, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и другие традиции, тогда как легизм выше всего ставил закон, державшийся на строгих наказаниях и требовавший абсолютного повиновения сознательно оглуплённого народа. Конфуцианство ориентировалось на прошлое, а легизм бросал этому прошлому открытый вызов, предлагая в качестве альтернативы крайние формы авторитарной деспотии. Несколько позже конфуцианства появилась совершенно иная ветвь китайской культуры, совершенно новое учение о жизни, а также и способ жизни - даосизм. Вторым по степени влияния в Китае было философское учение о Великом Абсолюте, даосизм, оформившееся при-мерно в IV в. до н. э. Китайское слово «дао» многозначно; оно означает «путь», «мировую основу бытия», «первооснову всякого бытия». Главный канон даосизма- «Дао де цзин»- приписывают китайскому философу Лао-Цзы, легендарному современнику Конфуция, имя которого в переводе означает «мудрый старец». Есть основания полагать, что это не реально существовавшая лич-ность, а мифическая, созданная позже самими даосами.

Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи- все понятия и ценности относительны. Все в мире подчинено естественно выбранному небом закону, в котором сокрыто бесконечное разнообразие и вместе с тем порядок. Человек должен стремиться взаимодействовать с вещью или миром как целым, поэтому синтез предпочтительнее анализа. Ремесленник, обрабатывающий дерево или камень, стоит ближе к истине, чем мыслитель, занятый бесплодным анализом. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности.

Даосизм наставлял человека на непосредственное постижение любого целого, будь то предмет, событие, явление природы или мир как целое. Он учил стремиться к спокойствию души и интеллектуальному пониманию всякой мудрости как какой-либо целостности. Для достижения такой позиции полезно абстрагироваться от всяких связей с обществом. Полезнее всего размышление в одиночестве. Основная идея практической философии или этики Лао-Цзы - принцип неделания, бездействия. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.

Идеалы даосизма вдохновляли китайских поэтов и художников на изображение природы, а многих китайских мыслителей, стремящихся к познанию мира, побуждали покинуть общество и жить в уединении на лоне природы. В правящих кругах даосизм, разумеется, не мог вызвать подобного энтузиазма.

В это же время в Китай проникает буддизм, который в начале благодаря аскетической практике и отсутствию жертвоприношений выглядел как разновидность даосизма. Но уже в IV веке буддизм завоевывает все большую популярность и начинает оказывать воздействие на традиционную китайскую культуру. Буддизм просуществовал в Китае почти два тысячелетия, сильно изменившись в процессе приспособления в китайской цивилизации. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом и возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью течений мировой религиозной мысли -- чань-буддизм (японский дзэн).

Именно буддийская идея гармоничного единения человека с природой стала не только душой китайского искусства, но и способом осмысления бытия. Истина и Будда везде и во всем. В молчании гор, в журчании ручья, в сиянии солнца. Это нашло отражение в живописи, в знаменитых китайских свитках (не на полотне, а на шелке). И в их сюжетах преобладали изображение гор, птиц, цветов, трав и насекомых. Следует отметить, что каждый элемент Китайской живописи символичен: сосна - символ долголетия, бамбук - стойкости и мужества, аист - одиночества и святости, змея - самая красивая и самая умная. Особую роль в китайском изобразительном искусстве играют иероглифы. Не только в письме и живописи, но и в архитектуре.

Буддизм способствовал распространению круглой скульптуры. Китайско-буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатание с помощью матриц. Под влиянием буддизма происходила аристократизация искусства, проявилась большая утонченность и субъективное начало. Стали известными имена художников, около 500 г. написан первый трактат о живописи (Се Хе), возникают различные типы портрета.

Для литературы того времени характерны пессимизм и мотивы душевного одиночества, расцвела лирическая поэзия. Буддийские истоки просматриваются в пейзажной и философской лирике.

Немалое влияние оказали на китайский народ и его культуру буддийская и индо-буддийская философия и мифология. Многое из этой философии и мифологии, начиная от практики гимнастической йоги и кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае. Таким образом, можно предположить, что классическая китайская культура представляла собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма. Эти течения практически не соперничали друг с другом, а сосуществовали в духовной жизни китайцев, занимая свои собственные ниши. А поскольку они являются не только философскими, но и религиозными течениями, для китайской культуры характерен религиозный синкретизм и функциональный подход к религии, выбор которой определяется конкретной жизненной ситуацией. Своего наивысшего расцвета архитектура и искусство Древнего Китая достигли в III в. до н. э. - III в. н. э. Разрозненные мелкие царства объединились в могущественную державу. После многолетних войн наступил период передышки, и была создана единая обширная империя. Этому времени объединения страны соответствует и создание наиболее грандиозных монументальных памятников древнего китайского зодчества. Самое крупное сооружение Китая конца IV-III вв. до н. э. - Великая китайская стена, достигающая в высоту 10 м и в ширину 5-8 м, она служила одновременно и суровой глинобитной крепостью со множеством сигнальных башен, защищающей от набегов кочевых племен, и дорогой, протянувшейся по уступам труднопроходимых горных хребтов. На раннем этапе строительства протяженность Великой китайской стены достигала 750 км, а позднее превысила 3000 километров. Города в этот период строились как крепости, обнесенные стенами и обведенные рвами с несколькими воротами и дозорными башнями. Они имели прямоугольную планировку, прямые магистрали, на которых размещались дворцовые комплексы. Летописи сообщают, что самыми известными дворцовыми комплексами того времени были дворец Эфангун в Сяньяне (длиной более 10 км вдоль реки Вэйхэ) и дворец Вэйангун в Чаньане (длиной по периметру 11 км), . состоявший из 43 зданий. Особым явлением в древнекитайской архитектуре были подземные каменные дворцы знати - их погребальные склепы. Поскольку ритуал погребения стал одним из важнейших обрядов, покойник и после смерти окружался той же роскошью, теми же почестями и теми же оберегающими его предметами, что и при жизни. Усыпальницы составляли целые комплексы подземных комнат, ориентированных на стороны света, и учитывающих благоприятное расположение ветров и небесных светил. К подземным сооружениям вела наземная «аллея духов» - охранителей могилы, обрамленная с двух сторон статуями крылатых львов и каменными пилонами, обозначающими вход в склеп. Зачастую в комплекс входили и небольшие наземные святилища - цытаны. Внутрь погребения вели каменные двери, на которых изображались четыре сторожа сторон света: тигр - запада, феникс - юга, дракон - востока, черепаха - севера. Древняя эпоха для развития художественной культуры Китая и всей Восточной Азии имела такое же значение, что и греко-римский мир для Европы. В древнекитайскую эпоху были заложены основы культурных традиций, которые отчетливо прослеживаются на протяжении многовековой истории Китая вплоть до Нового и Новейшего времени.

Китайская культура перед лицом ХХI века: выбор и обещания

Здесь я намерен пояснить в общих чертах как будет развиваться в новом XXI веке китайская культура, каким принципам она будет следовать в общем потоке развития с культурой различных стран мира, каковы стратегический выбор и основные исходные позиции китайского правительства.

Китай, строя свои планы на новый век, большое внимание уделяет координированному развитию экономики, политики, культуры и общества, а также отношений человека и природы. Культурному строительству отводится все более важное место.

Последовательное и непрерывное развитие экономики и всесторонний общественный прогресс – основы стратегии развития и долгосрочная цель КНР. Суть этой стратегии и этой цели заключается в достижении всестороннего развития личности и всестороннего прогресса общества. Подобная стратегия развития с необходимостью предусматривает внимание к культурным ценностям. Прогрессивная, научная культура способна дать духовный заряд общественному развитию. Воплощаемые ею ценности истины, доброты и красоты питают сердце и душу служителей искусства, создают прекрасные отношения между людьми, совершенствуют образ жизни людей и их действия, повышают культурный уровень всего общества, играя неповторимую уникальную роль. Вместе с тем культурные ценности непосредственно причастны к созданию экономических ценностей. Любой материальный продукт воплощает в себе не только экономическую, но и культурные ценности. По мере развития потребительских представлений потребительский уровень во все большей мере будет рассматриваться не только в контексте материальной жизни, но и в контексте духовного и культурного познания. Это предусматривает, чтобы материальный продукт содержал в себе высокий компонент культуры, чтобы в экономическом развитии обязательно участвовала культура. А такого рода потребность, несомненно, играет достаточно позитивную стимулирующую роль, выступая как общественная необходимость и духовная движущая сила в деле гармоничного развития экономики и всего общества. Однако в реальной жизни культурным ценностям зачастую уделяется недостаточное внимание. Когда люди преодолевают трудности и всеми силами стремятся развивать экономику, они часто легко пренебрегают защитой окружающей среды, игнорируют сохранение зеленого пейзажа и чистых прозрачных рек, очень часто легко пренебрегают культурным строительством, пренебрегают культурным наследием предков, пренебрегают духовным богатством человеческого общества. Когда же достигается достаток в материальной жизни, то, оглядываясь по сторонам и вспоминая прошлое, трудно удержаться от множества горьчайших сожалений. Можно сказать, что подобным жестоким урокам в истории развития человечества несть числа.

Правительство Китая в канун нового века уделяет культурному строительству пристальное внимание и сделало его составной частью фундаментальной программы развития страны, твердо придерживаясь курса на одновременное развитие материальной и духовной культуры и считая, что без расцвета и прогресса культуры, без гармоничного развития человека и природы невозможно добиться всестороннего развития и прогресса общества. В Китае сейчас осуществляется стратегия великого освоения западных районов. Эта работа имеет глубокое и далеко идущее значение для будущего страны. Мы заняты разработкой стратегии и плана развития культуры западных районов в соответствии с генеральной стратегией их освоения, рассматривая культурное строительство как важнейшую составную часть общей цели освоения западных районов. Наша цель – создание великого Западного Китая с процветающей экономикой, стабильного политически, с прекрасным ландшафтом и развитой культурой. Это полностью согласуется с нашей генеральной целью строительства богатого и процветающего, демократического и цивилизованного социалистического модернизированного государства. В новом веке в Китае одновременно с реализацией центральной задачи – строительства экономики и ускорения материального и культурного созидания – будет обращаться растущее внимание совершенствованию человеческой личности, большее внимание будет уделяться строительству духовной культуры, последовательно добиваясь того, чтобы экономика, политика и культура стимулировали друг друга и гармонично развивались. Таков наш чрезвычайно важный стратегический выбор.

Исходным моментом в разработке китайской политики в сфере культуры на новый век является ее служение широчайшим народным массам Китая, удовлетворение постоянно растущих культурных запросов народных масс, чтобы широкие народные массы пользовались всеми правами в указанной сфере.

С 1978 года в условиях реформ и открытости, когда изменения экономической системы повлекли за собой всесторонние и глубокие подвижки в обществе, правительство КНР своевременно скорректировало и выработало целый ряд курсов и политику для развития культуры и расцвета литературы и искусства. Наиболее значимым является установка на служение культуры широчайшим народным массам. За 20 с лишним лет политики реформ и открытости экономика и культура в Китае получили устойчивое развитие. Наибольший выигрыш от развития культуры получил простой народ Китая. Например, за менее чем 20-летний период времени в Китае издание китайских газет со 186 возросло до 2038 наименований, а периодических изданий с 930 возросло до 8187. Телевизионных станций увеличилось более чем в 20 раз, а телепрограмм всего с несколько новостных в начале периода реформ и открытости возросло в массовых масштабах со средним недельным вещанием свыше 70 тысяч часов. В 1999 году телевизионным вещанием было охвачено 91,6% всего населения Китая. Благодаря распространению телевидения в настоящее время крестьяне самых отдаленных горных деревень Центральной и Западной части КНР подобно населению Пекина, Шанхая и других крупных городов, могут в тот же день знакомиться с событиями в Китае и за рубежом, наслаждаться прямыми передачами выступлений китайских и зарубежных деятелей искусства. До реформ и открытости это было невозможно и представить. Общеизвестно, что население Китая составляет более 1,2 млрд. человек. Правительство КНР в результате осуществления политики реформ и открытости успешно решило вопрос питания и одежды для четвертой части населения земного шара и постепенно продвигает страну к зажиточности. Одновременно в Китае успешно добиваются того, чтобы широчайшие народные массы пользовались все более широкими правами в сфере культуры. Благодаря этому их духовная жизнь становится все более богатой и красочной.

Отстаивать национальный характер культуры и многообразие мировой культуры, сохранять и развивать лучшие культурные традиции китайского народа, сохранять и углублять национальные особенности культуры.

Мир богат и красочен, и в культуре должна быть своя специфика. Можно утверждать, что без национальных особенностей культуры не было бы многообразия в мировой культуре. Чем более культура носит национальный характер, тем в большей мере она принадлежит всему миру. Каждая национальность в мире имеет присущие ей специфическую культуру и традиции, это и порождает многообразие мировой культуры, создает условия для жизни нации и ее продления и вместе с тем является основой развития мировой культуры. Культурные традиции и культурное наследие каждой национальности как ее особое духовное достояние являются важным источником, питающим творческую мощь культуры. Культура – это душа нации и ее сущность. Культуры различных национальностей не способны к взаимозамещению. Китайская нация на длительном пути своего развития создала собственные прекрасные культурные традиции. Это – ее колоссальное духовное достояние, это – духовные узы, которые связывали бесчисленные поколения китайской нации, это – духовный фундамент единства страны и сплоченности народа. Мы чрезвычайно ценим и оберегаем их, мы должны постоянно подчеркивать их величие. Председатель Цзян Цзэминь четко обобщил и разъяснил основные особенности и лучшие исторические и культурные традиции Китая, а именно традицию “сплоченности и единства”, традицию “независимости и самостоятельности”, традицию “миролюбия” и традицию “неуклонного стремления вперед”. Эти исторические и культурные традиции непрерывно распространялись и развивались с течением времени и по мере развития общественного прогресса. Эти традиции сохранились до сего дня как носители культуры и олицетворение национальных судеб, они оказывают глубокое влияние на духовные ценности, образ жизни нынешнего поколения китайцев, а также на путь развития Китая. Культура Китая, имеющая древние корни, известна в мире своим отчетливо выраженным китайским характером, и действенное сохранение этого культурного наследия является необычайно важной и насущной задачей культурного строительства в Китае в новом веке. Социалистическая культура с китайской спецификой – это продолжение и обновление китайской культуры в ее историческом продолжении. Только глубоко укоренившись в национальную почву, она способна навсегда сохранить свой ясный характер и особую пленительность. В новом веке мы обязаны поддерживать каждое государство в развитии ее национальной культуры и в особенности больше должны охранять и поддерживать культуру развивающихся государств, активно предотвращать появление единообразной культуры в процессе экономической глобализации. Что касается культуры в Китае, то она будет продолжать стоять на почве современной китайской действительности, будут непрерывно обновляться, активно развиваться национальная культура с китайской спецификой, чтобы она зиждилась на глубинной культуре Востока, чтобы отчетливая национальная стилистика и глубинный дух эпохи оживали на мировой арене и чтобы она выделялась в сонме мировых культур.

Усилия деятелей китайской культуры, их важная миссия должны быть устремлены к созданию такой новой современной культуры Китая, которая была бы обращена на модернизацию, обращена к миру, в будущее, которая бы была направлена на обновление, развивала бы отчетливый дух эпохи, была бы национальной, научной и народной.

Любые прекрасные традиции культуры способны сохранять свою кипучую жизненную силу, отражать животворную современную жизнь и играть для нее неиссякаемую стимулирующую роль, только если они, следуя поступи эпохи, постоянно распространяются, преобразуются и обновляются. Культура – это душа народа. В обновлении заключается жизнь и животворность развития культуры. Развитие культуры представляет собой непрерывное обновление в процессе накопления и непрерывное накопление в процессе обновления. Только накопление закладывает базис и только обновление обуславливает развитие. В китайской культуре XXI века будет еще более усиливаться значение обновления. Ее направленность к модернизации глубоко олицетворяет процесс модернизации Китая и ее связь с ним неразрывными узами. Ее обращенность к миру означает еще большую открытость, широкое приобщение к знаниям, изучение, заимствование ценного, впитывание всего лучшего из культурных достижений в деятельности человечества, означает искренний поиск контактов и дружбы с миром. Обращенность культуры в будущее означает еще более ответственное, позитивное и творческое отношение к национальному развитию и развитию человеческой цивилизации. Культура не отстает от поступи эпохи, поднимает национальный дух, ратует за справедливость, демократию и научный подход, выступает против предвзятости, дискриминации и темного суеверия, а также против всего загнивающего и отсталого, что мешает национальному прогрессу и развитию человеческой цивилизации. Культура Китая – это часть мировой культуры, она будет еще более тесно связана кровными узами с широчайшими народными массами Китая. Вместе с тем она будет теснейшим образом обращена к миру и вести упорную борьбу за достижение прекрасного светлого завтра человечества. Китай является великой культурной державой, которая считает своим долгом вносить свой вклад в развитие человеческой цивилизации и мировой культуры – точно так же, как Китай поступал в ходе своего исторического развития. Мы не будем щадить усилий, чтобы в новом веке, добиваясь создания новой современной культуры Китая, обращенной на модернизацию, обращенной к миру, в будущее и направленной на обновление и развитие отчетливого духа эпохи, культуры национальной, научной и народной, удовлетворять постоянно растущие духовные и культурные запросы китайского народа и одновременно вносить вклад в строительство человеческой цивилизации нового века.

Смыкание с международным сообществом путем еще большей открытости, дальнейшее расширение культурных обменов с заграницей является твердым и неизменным курсом Китая в сфере культуры.

Современная культура создается в условиях модернизации информатики и экономической глобализации. По мере углубления прогресса человечества и развития эпохи любая цивилизация не может развиваться в одиночку или существовать изолированно. Можно сказать, что длительное сосуществование и взаимные обмены между цивилизациями Востока и Запада, а также между культурами различных стран шли попутными потоками и соответствовали народным чаяниям. Лучшей формы контактов для человечества, чем культура, не было. В XXI веке роль культуры и ее статус в международных отношениях все более возрастают, а культурные обмены и сотрудничество между странами становятся все более актуальными, поскольку различные культурные контакты помогают устранять национальную разобщенность и предрассудки, содействуют развитию межгосударственных политических и экономических связей. Развитие китайской культуры неотделимо от общих достижений человеческой цивилизации. Внешняя открытость не только является фундаментальной государственной политикой в созидании китайской экономики, но и одним из основополагающих руководящих курсов строительства современной культуры КНР. Благодаря этому курсу в культурном строительстве Китая уже полностью проявилась открытость китайской культуры, направленная на модернизацию, на мир и в будущее. В настоящее время КНР заключила соглашения о культурном сотрудничестве со 123 государствами, а также участвует в 430 планах культурных обменов. С более чем 160 странами и районами поддерживаются те или иные культурные контакты, разного рода связи осуществляются с тысячами зарубежных государств и международных культурных организаций. Китай в переводе ознакомился с большим количеством известных произведений зарубежной литературы и социальных наук. Китай познакомился и с массой лучших произведений зарубежного искусства. Горячий прием китайского народа встретили проведение министерством культуры КНР “Года международной симфонической музыки”, “Года международной оперы и балета”, “Года международного изобразительного искусства” и фестивальных мероприятий “Встречи в Пекине в 2000 году”. На них были собраны лучшие художники и произведения почти из ста стран мира. Активно принимая у себя и популяризируя лучшее зарубежное искусство, мы вместе с тем прилагаем усилия для продвижения в мир нашей национальной культуры. Все более повышается качество культурно-художественных программ, предлагаемых за рубежом. Наши деятели искусства приняли участие в музыкальных, хореографических, цирковых и многих других международных художественных конкурсах или международных праздниках искусств. Во всем этом полностью проявляется открытость процесса строительства современной китайской культуры. Именно подобная беспрецедентная открытость мощно стимулирует развитие всей китайской культуры и расцвет литературы и искусства. Жизнь подтверждает, что открытость означает жизнь и развитие, а замкнутость символизирует застой и упадок. Курс Китая на расширение внешней открытости является незыблемым.

Фундаментальная платформа и позиция Китая в отношении развития мировой культуры состоят в следующем: полное уважение многообразия и различий национальностей и цивилизаций, поощрение сосуществования различных цивилизаций, а не конфликтов между ними, диалог, а не противостояние, обмены, а не изолированность, взаимная терпимость, а не отвержение, учеба друг у друга, налаживание сотрудничества и совместное развитие.

Различия и неидентичность культур и цивилизаций являются объективной реальностью и вместе с тем объективной закономерностью. Только благодаря наличию неидентичности культура обладает собственной спецификой, а мир так богат многоцветностью. Разве не объясняется именно такой важной причиной, как притягательность других культур, что люди отправляются за тысячи километров в другие страны на экскурсии и в туристические поездки? Однако “неидентичность” отнюдь не равносильна отсутствию взаимных связей и тем более не означает конфликтности. Между различными культурами обязательно должен наличествовать элемент “совместности”, а “совместность” предусматривает гармоничность, учебу друг у друга, заимствование. Только наличие элемента “совместности” способно порождать новые явления, давать развитие. Ведь содержащийся в древней китайской философии принцип “совместного, но не одинакового” как раз и отражает это положение. Важная причина непрерывающегося в течение пяти тысяч лет развития китайской культуры заключается в ее приверженности своим национальным культурным традициям и вместе с тем в ее внимании к абсорбции всего ценного из иностранной культуры. Поэтому в ходе исторического развития открывалось изумительное зрелище своеобразных пейзажей, обогащалась сокровищница китайской и иностранной культуры. Китай – многонациональное государство. В длительной истории развития китайской культуры, в процессе совместного труда и творчества, в процессе борьбы против иностранной агрессии и отстаивания единства страны и национальной сплоченности в конечном итоге сложилась плюралистическая и единая культура Китая, и одновременно родились заветные гуманные мечты о сохранении различий при достижении гармонии. Именно поэтому китайская культура жива до сегодняшнего дня и полна жизненных сил. В культуре различных национальностей мира содержатся как специфичные для данной национальности, так и общечеловеческие элементы. Следует с полным уважением относиться к многообразию и отличиям разных национальностей, отбрасывать “мышление времен холодной войны”, отмежевываться от призывов к “столкновению цивилизаций” и на базе взаимного уважения, равноправия, поисков общего при сохранении различий углублять позитивную роль различных цивилизаций, содействуя непрерывному развитию человеческого общества и общему прогрессу всех стран и народов мира. В период вхождения человечества в XXI век все более ускоряется экономическая глобализация, и культура из регионов шагает в мир. Еще более явственной выглядит эта генеральная тенденция духовного развития человечества, все больше будут проявляться элементы общности в общей культуре человечества в будущем. Однако это отнюдь не значит, что мир пойдет к монокультуре. И если всемирный сад ста цветов стал бы одноцветным, пусть даже это были бы пионы, все равно он казался бы совершенно безжизненным. Только если сто цветов будут состязаться в красоте, то какая бы ни была погода, сад будет обильным и прекрасным. Вот почему мы ратуем за многообразие мировой культуры. В процессе развития в будущем культура каждой страны должна быть многообразной и богатой, но вместе с тем сохранять свою отчетливую индивидуальность и свойственный одной ей характер. Все народы мира, наряду с сохранением своеобразия собственной культуры, должны нести общую ответственность за те общие духовные ценности и принципы, которые свойственны развитию культуры человечества, и вносить в это совместный вклад. Мы глубоко уверены, что принцип “совместного, но не одинакового” способен помочь развитию многообразия в мировой культуре, способен порождать новые идеи, новые подходы, стимулировать прогресс человеческой цивилизации. Мы обязаны иметь широкий и всесторонний подход, иметь абсолютно новую историческую точку зрения, проявлять общую заботу о судьбах человечества, по-настоящему исходить из потребностей развития человеческой цивилизации, ведя поиск путей строительства новой культуры, развивая равноправные культурные обмены между странами и общими усилиями создавая богатую и многоцветную мировую культуру.

История Поднебесной насчитывает не одну тысячу лет, поэтому немудрено, что за все время существования этой страны сформировалась удивительная культура, которая так сильно отличается от путей развития других государств. Свою роль в создании этой уникальности сыграл тот факт, что Китай долгое время находился в изоляции, практически не пересекаясь с западными странами и не перенимая у них культурные ценности . Кроме того, активнее насаждение коммунистической идеологии также не могло не повлиять на развитие цивилизации Поднебесной. Итак, какая же она — культура Китая?

Архитектура Поднебесной: пагоды и дворцы из дерева

Китайские строения сложно спутать с какими бы то ни было другими. Такие характерные особенности, как двусторонняя симметрия, наличие внутренних двориков, протяженность вширь, соблюдение строгой иерархии в расположении помещений, а также декоративная отделка стен и крыш — все это делает архитектуру Китая узнаваемой и неподражаемой .

Несмотря на то, что в последнее время в Поднебесной активно возводятся строения, имеющие западный типаж, традиционная китайская архитектура по-прежнему не утрачивает своей актуальности. Доказательство тому — многочисленные храмы, пагоды и дворцы, которые соседствуют с выполненными из бетона и стекла высотными домами.

Как мы уже сказали, китайские постройки обязательно имеют двустороннюю симметрию — она должна символизировать гармонию, равновесие и баланс. Интересно, что в отличие от западных домов, китайские строения вытянуты не вверх, а вширь. Это дает возможность использовать всю отведенную для постройки площадь, расположив внутри построек зеленые дворики, отдельные корпуса и крытые галереи-переходы. Их расположение обычно подчинено строгой иерархии — наиболее значимые корпуса располагаются по центральной оси, тогда как менее значимые находятся с краю.

Соблюдение требований фэн-шуя — еще одна характерная особенность китайских строений . Так, большинство из них располагается к воде передней частью, а к возвышенностям — задней.

Что касается материала традиционных построек, то в особом почете здесь всегда было дерево — именно из него возводились почти все постройки, тогда как каменные дома были большой редкостью.

Обращают на себя внимание крыши китайских построек — большая часть из них имеет ступенчатую структуру с меняющимся уровнем наклона. Храмы и дворцы обычно имеют плавные крыши с несколько приподнятыми уголками, которые кроются черепицей и украшаются керамическими или деревянными фигурами.

Китайские картины

В традиционной культуре Китая важное место отводится живописи, которая поражает любого западного человека своей тонкой организацией и сложной эмоциональной составляющей. Этот вид искусства являлся важным компонентом культуры древнего и средневекового Китая, и не теряет своей актуальности и по сей день, органично переплетаясь с современным западным изобразительным искусством и не теряя при этом своей самобытности.

Интересно, что в императорский период профессиональных живописцев здесь практически не было — рисованием занимались чиновники и аристократия . Наибольшего расцвета китайская живопись достигла во времена династий Тан и Сун.

Отличительная черта художественной культуры Китая состоит в том, что картины представляют собой свитки, выполненные на шелке, бумаге или пластинах бамбука, которые вешались на стену. Многие из них дополнялись несколькими стихотворными строками, которые отражали внутреннее состояние автора картины.

Самый распространенный мотив китайской живописи — это горные и речные пейзажи, изображения цветов и бамбука, птиц и животных, а также портретная живопись. Наряду с полноцветными изображениями важное место занимало использование туши.

Графика и каллиграфия считаются в Китае неотделимыми от живописи. Искусство красивого написания иероглифов здесь в большом почете.

Литературное наследие

История литературы Китая уходит своими корнями в седую древность — первые найденные археологами тексты датируются эпохой династии Шан. Ведущее место в культуре Поднебесной традиционно занимает историография и этико-философские трактаты, тогда как художественной литературе отводится второстепенная роль. Классикой считаются сборники конфуцианских идей, нашедшие воплощение в Тринадцатикнижии, Пятикнижии и Четверокнижии. Династийные хроники также признаны основополагающими в формировании китайской литературы.

Нельзя обойти вниманием китайскую поэзию, которая по праву считается одной из наидревнейших в мире . Вплоть до ХХ века она не испытывала на себе западного влияния, что позволило сформировать четыре уникальных направления — фу, цы, ши и цюй.

Развлекательные романы — жанр литературы, ставший особо популярным в период династии Мин. Наиболее значимые из них — это «Троецарствие», «Путешествие на Запад» и «Речные заводи».

Музыка

Как и другие отрасли художественной культуры Китая, история музыки Поднебесной насчитывает несколько тысячелетий. Так, например, бамбуковая флейта считается одним из самых древних инструментов мира . Несложно догадаться, что вплоть до ХХ столетия музыка Китая практически никак не пересекалась с западной музыкальной традицией, однако тесно переплеталась со средневосточной, центрально- и южноазиатской.

Все уделяли музыке большое внимание. Согласно конфуцианству, это ответвление культуры имело космологическую природу, а также было тесно связано с обществом и политикой. По мнению последователей даосизма, музыка должна была выступать как следствие психоэмоциональных реакций человека и способствовать его соединению с окружающим миром. Ну а китайские буддисты обращали внимание на мистическую основу музыки, которое должно было способствовать в постижении человеком бытия.

Традиционная китайская музыка обычно исполняется сольно или же небольшими ансамблями. Инструмента изготавливаются из бамбука, дерева, металла, шелка, тыквы, камня и глины.

Вышивка

Этот вид прикладного искусства занимает важное место в культурном наследии Китая и насчитывает не одну тысячу лет. Наиболее ранние примеры вышивки, найденные археологами, относятся к периоду династии Чжоу — это были предметы ритуальной одежды.

Бурное развитие вышивки приходится на время правления династии Хань. Именно в этот период происходит формирование четырех основных направлений данного типа декоративно-прикладного искусства — Сян, Юэ, Шу и Су.

Китайская вышивка отличается необыкновенной нежностью и тонкостью работы и обязательно выполняется шелковыми нитками. Интересно, что первоначально ею занимались мужчины, а не женщины.

Роспись по ткани: искусство батика в Китае

В культурном наследии Поднебесной важное место занимает такой вид прикладного искусства, как рисунки, выполненные на ткани вручную. Это направление имеет долгую историю, так как считается, что уже во времена династий Цинь и Хань искусство батика имело место. Однако только в период династии Тан батик получил широкое распространение. Украшенные росписью ткани вывозились в это время в Европейские страны по великому шелковому пути.

Китайская кухня

Для китайцев гастрономия имеет особое значение: есть на ходу или совмещать еду с просмотром телевизора считается неприемлемым. Кухня Китая очень разная и зависит от местности.

  • Кантонская кухня . Она славится своими легкими закусками и мясными блюдами. В пищу здесь употребляется большинство видов местного мяса, кроме козлятины и баранины. Самое известное блюдо — димсан, то есть особый вид небольших закусок.
  • Сычуаньская кухня — превалирует пряность и острота, которые достигаются благодаря использованию местных сортов перца, орехов, женьшеня, кунжута, чеснока и так далее.
  • Аньхойская кухня знаменита блюдом из бамбука и грибов. В ней много овощей и трав.
  • Шаньдунская кухня . Здесь правят бал морепродукты и злаковые.
  • Фуцзяньская тесно переплетается с японской. Особое место при приготовлении блюд здесь занимает способ нарезки ингредиентов.
  • Кухня Цзянсу прославлена далеко за границами Китая. Отличается особой тщательностью в подборе ингредиентов, за счет чего блюда получаются очень нежными.
  • Хунаньская — знаменита активным использованием копченостей, а также вяленых продуктов. Блюда в основном острые.
  • Чжэцзянская кухня представлена нежными блюдами, имеющими умеренные ароматы.

Что касается основных ингредиентов, то самое важное место занимает рис, который употребляется в варенном и жареном виде . Также из этого злака готовят лапшу, лепешки и другие блюда. Употребление сои также играет важную роль. Из нее готовится традиционный сыр тофу, а также соевое молоко, паста, масло и уксус. Не игнорируют китайцы и овощи и зелень — пекинская капуста, сельдерей, горький огурец, проростки бобов, листья горчицы и кресс-салат занимают свою нишу в китайской кухне. Что касается мяса, то практически все его виды идут в пищу. Важная роль отводится также приправам, среди которых имбирь, гвоздика, кунжутное масло, укроп, бадьян.

Культура Китая пришла из далёких времен и имеет очень глубокие корни. Считается, что именно китайская культура человечеству передана Богами. Подтверждением этому служит пятитысячелетняя история Китая, которая является неисчерпаемым источником духовной силы китайской нации и, возможно, всего человечества. Если культура является душой нации, то можно представить, как давно формировалась и крепла душа каждого китайца.

Мифы и легенды древнего Китая, которые дошли до сегодняшних дней, содержат в себе истории о том, как Паньгу, создатель всего живого, сотворил Небо и Землю, а богиня Нюйва создала человечество, божественный земледелец Шень Нун открыл сотни лекарственных растений, легендарный мифологический персонаж древнего Китая Цян Цзэ изобрёл письменность. Всё это содержит неисчерпаемая история Китая.

«Человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следует Дао, а Дао следует естественности» - этот принцип о единстве Неба и Человека был впервые изложен в «Даодэцзине», в «Книге пути и его силы», написанной учителем Даосизма – Лао Цзы. Поскольку культура Китая формировалась по принципам, изложенных в главном каноне Даосизма «Даодэцзине», следует упомянуть об авторе этого великого учения.

Почтенный учитель даосизма Лао Цзы (как о нём упоминалось в трактатах древнего Китая) жил в шестом веке до нашей эры, в государстве Чу, династии Чжоу. Настоящим именем Лао Цзы было Лао Тань или Ли Эр. Он был придворным архивариусом и консультировал Конфуция по вопросам ритуалов и придворной этики. История Китая донесла до нас предание, которое гласит, что в старости Лао Цзы покинул государство Чу и направился в западные горы. На границе Китая его остановил стражник, выяснив, что это учитель даосизма, попросил его изложить учение. Тогда-то Лао Ццы и написал свой труд, состоящий из пяти тысяч иероглифов, известный как «Даодэцзин», этот трактат по праву считается памятником китайской мысли, который оставил отпечаток на культуре Китая и всего мира. После того, как учение было изложено, Лао Цзы продолжил свой путь на Запад, и больше о нём в истории Китая не упоминается.

Принцип о единстве Неба, Земли и Человека, изложенный в литературном сборнике Конфуцианства (книге песен) раскрывает этот путь, в нём сказано: «Великое учение побуждает к совершенствованию добродетели». История Китая из глубины веков извлекла и преподнесла обществу эти принципы. Гуманность, справедливость, соблюдение правил поведения, просвещённость и преданность были жизненно подтверждены мудрыми правителями, императорами различных династий древнего Китая. Культура Китая формировалась, развивалась и сохранялась именно благодаря этим ценностям.

Культура Китая. Обложка книги "Речные заводи". Фото с сайта Великая Эпоха (The Epoch Times)

Буддизм, который пришёл в Китай в первом веке, дополнил колорит китайской культуры идеями сострадания и спасения всех живых существ. В буддизме большое значение предавалось принципу «за добро воздастся добром, а за зло последует наказание». Таким образом, китайская культура, включив в себя конфуцианство, даосизм и буддизм, которые являясь основными вероучениями древнего Китая, привели династию Тан к вершине славы и процветания. Такова история Китая.

Зная принцип «за добро воздастся добром, а за зло последует наказание», люди остерегались делать плохие дела. Обычные китайские люди почитали Небо, Землю, императора, родственников и учителей. На культуре Китая это отразилось в глубоко укоренившихся традициях: почитании Бога, преданности своей стране, уважении семьи и дружбы, почтении к учителям и старшим. Традиционная китайская культура стремилась к гармонии человека и Вселенной, и особое внимание уделяла нравственности личности. Она основывалась на конфуцианстве, даосизме и буддизме, неся в себе терпимость, социальный прогресс, нравственность и праведную веру китайского народа.

Этика семейных ценностей самым естественным образом влияет на общественную мораль. Сыновний долг рассматривается как верность мудрому правителю. Поэтому говоря о преданности и патриотизме, люди вспоминают о великом полководце: история Китая донесла до нас , в котором герой, главнокомандующий армией, откладывал все свои дела, если видел приближение своей матери, и с почтением становился перед ней на колени, прося благословения. Он считал великой честью и сыновним долгом получить перед боем благословение матери.

Однако не всегда история Китая была благосклонна к своим легендарным героям. Знаменитый полководец Юэ Фэй (1103-1142) был обвинен в преступлении, которое не совершал, заключен в тюрьму. Потом стало ясно, что обвинение было напрасным, и имя Юэ Фэя реабилитировали, построив храм в память о нем. На его могиле установлены четыре железных фигуры в распахнутых на груди рубашках, руки их заложены за спину. Они стоят на коленях, символизируя вину тех, кто убил невинного.

Понятие о преданности в культуре Китая никогда не означало слепое поклонение. В глазах народа император являлся «сыном Неба», выше которого существовало только Небо. Император не мог быть всегда прав. Поэтому существовала необходимость в протестах для указания на ошибки императора. История Китая сохранила летописи, которые также содержат исторические записи слов и поступков императора. Ученые мужи могли стать учителями своих мудрых правителей, и поведение императора оценивалось в соответствии с конфуцианством. Если император был безнравственным, не принимал Дао, люди могли восстать и свергнуть его. Последователи конфуцианства верили, как говорил Мэн-цзы (Менций), что «Самым ценным в стране является народ, затем уже следует власть, а наименьшую ценность имеет правитель».

«Соблюдающий сыновний долг и братскую любовь редко расположен к тому, чтобы выступать против вышестоящих». Братская любовь рассматривается как отношения между друзьями. Конфуцианство полагает, что в семье отец должен быть добрым, сын – почтительным, старший брат – дружественным, а младший – уважительным. В нем отеческая любовь расширялась до уровня гуманности императора к своим подданным. Пока поддерживаются традиции в семье, естественно поддерживается и общественная мораль, и, таким образом, совершенствование самого себя может привести к процветанию семьи и государства, и, в конце концов, принести всем мир под небесами. Китайская культура, основанная на идеях конфуцианства, буддизма и даосизма, дала китайскому народу прочную нравственную систему, неизменную, «пока существует Небо». Эта этическая система давала основу для стабильности, мира и гармонии в обществе.

Культура Китая. Китайская культура как этическая система, дающая основу для стабильности, мира и гармонии в обществе. Часть II

Для управления людьми и регулирования общественными отношениями в обществе правители постоянно издают законы. В отличие от закона, устанавливающего жесткие рамки, культура играет роль мягкого ограничения. Закон предусматривает наказание после совершения преступления, а культура, питая нравственность, предупреждает само возникновение преступления. Нравственные нормы общества часто воплощаются в его культуре. Этот основной принцип культуры Китая пронизывал все сферы китайского общества от истоков его формирования.

Подлинная китайская культура, как государства началась около 5000 лет тому назад с легендарного императора Хуан-ди, который считается самым ранним правителем в истории Китая. В действительности, имя императора Хуан-ди связывают с основанием школы даосизма, которую Хуан-Лао (Лао Цзы) называл «школой мысли». После династии Цинь (221-207 гг. до н.э.) территория Китая часто завоевывалась отдельными племенами. Это происходило, главным образом, во времена династий Суй (581-618), Тан (618-907), Юань (1279-1368) и Цин (1644-1912), но случалось и в другие времена. Эти этнические группы полностью ассимилировались с образом жизни коренных китайцев, что показывает объединяющую силу традиционной культуры Китая.

Конфуций учил: «если люди изначально неуступчивы, измените их, прививая нашу китайскую культуру и добродетели».

Как известно из истории Китая, традиционная китайская культура достигла своего расцвета во времена династии Тан, совпав по времени с пиком могущества китайской нации. Наука также развивалась своим уникальным путем, тем самым заслужила признание других народов. Многие лекари и учёные мужи из Европы, Ближнего Востока и Японии приезжали учиться в Чанган, столицу династии Тан. Страны, граничащие с Китаем, воспринимали его как суверенное государство. Многие страны отдавали Китаю дань уважения, получая в ответ великодушное отношение.

Буддизм и даосизм являлись частью культуры Китая и базировались на идее "отречение от обыденной жизни". Влияние буддизма и даосизма можно увидеть по тому, как глубоко они пропитали все сферы жизни людей. Из истории Китая - китайская медицина, цигун, фэн-шуй и предсказания берут свои глубокие истоки в даосизме. Эти практики, а также буддийские концепции о небесном царстве и аде, о кармическом воздаянии за добро и возмездии за зло сформировали совместно с конфуцианством целостную сущность традиционной культуры Китая.

Как мы уже говорили выше, идеи конфуцианства, буддизма и даосизма дали китайскому народу прочную нравственную систему, неизменную систему «пока существует Небо». Эта этическая система давала основу для стабильности, мира и гармонии в обществе. Нравственность относится к духовной сфере, таким образом, она часто воспринимается как нечто абстрактное. Китайская культура очень хорошо выполняла свою миссию в истории Китая, заключавшуюся в том, чтобы выражать абстрактную нравственную систему общепонятным языком.

Такими источникам, содержащими в себе притчи, легенды, сказания и мифы, содержащие в себе традиционное китайское воспевание преданности и справедливости, были Известные из истории Китая знаменитые романы , .

Роман сам по себе является мистической сказкой. Он известен западным жителям как "Король Обезьян", написан У Чэн (1506-1582), является классическим, прозаическим произведением традиционной китайской культуры. В основе его - подлинная история известного китайского монаха династии Тан Сюань Цзан (602-664), который путешествовал пешком в поисках сутры по той территории, что является сегодня Индией и считается местом рождения буддизма. В романе «Король Обезьян» Пигси и Сэнди были превращены Буддой в учеников Сюань Цзан и сопровождали его на Запад, чтобы получить сутру. Они прошли 81 опасность и бедствие, прежде чем достигли Запада и постигли Истину.

Пересказанный Лоу Мэн (в переводе "Сон в красной комнате"), был написан Цао Сюэ Цинь (1715-1763) из династии Цин. Это трагическая любовная история, происходящая на фоне падения одной аристократической фамилии. В романе дан развёрнутый обширный обзор социальной истории, её развитие. Он также демонстрирует собой великолепное, яркое качество художественного произведения в истории Китая. Центральными героями являются Цзя Бао Юй и Лин Дай Юй. Роман многогранен, литературная форма утонченная, язык изящен. Роман является достойным произведением искусства китайской классической литературы.

"Преступники Болота" (в переводе известен как ) - один из чудесных классических рыцарских романов культуры Китая, написанный в 4-ом столетии Ши Найань. Сто восемь мужчин и женщин объединяются, чтобы стать преступниками Болота. Роман написан в традиционной манере, включая интриги, приключения, убийства, войны и романтические истории.

"Три Королевства" () - один из самых известных классических романов китайской культуры. Написан Лоу Гуань Чжун (1330-1400) и навеян историями 3-х царств периода (220 - 280), когда Китай распался на три царства, которые вели между собой непрерывные войны. Он описывает запутанные и напряженные схватки за трон между тремя мощными политическими силами: Лю Бэй, Цао Цао и Сунь Цянь. Роман фокусируется на проявлениях больших талантов и смелых стратегий в тот период времени в истории Китая. Главные герои романа - богатыри, борцы за справедливость, - до сих пор популярны и любимы не только в Китае, но и в других странах мира.

Авторы романов для отражения основной философии китайских мыслителей в отношении природы и человека использовали мифы, легенды и предсказания, которые оказывали такое глубокое влияние на сознание китайцев, что имена героев использовались при описании определенных нравственных качеств в китайской культуре. Например, при разговоре о «праведности», люди вспоминают легендарных представителей, без которых невозможно представить всю культуру Китая, это Гуань Юй (160-219) из «Троецарствия»; о том, как его честность превышала облака и достигала Неба, как его непоколебимая преданность своему императору Лю Бэю завоевала уважение даже у врагов; как его храбрость в бою побеждала в самых тяжелых ситуациях, вспоминалось даже его поражение у города Май, и, особенно, его разговор, как святого, со своим сыном. Когда говорят о «преданности», люди обычно вспоминают о , военачальнике династии Сун, который единство страны ставил превыше собственной жизни. Чжугэ Лян (181-234), полководец царства Шу периода Троецарствия, олицетворял собой полную преданность своей стране.

Таким образом, абстрактные нравственные ценности китайской культуры, воплотившись в художественных персонажах, обрели конкретное содержание. Роман начинается с небесных предзнаменований о бедствии, предвещавших неизбежный результат божественной воли: «мирские события несутся подобно бесконечному потоку. Продиктованная Небом судьба, безграничная по размерам, предопределяет все» Даосизм делал упор на истине, буддизм – на доброте, а конфуцианство воспевало гуманизм и справедливость. «Хотя формы отличаются, их цель одна… все они вдохновляют людей вернуться к доброте»

Традиционная культура Китая воспитывала в людях важные понятия и принципы, такие как Небо, Дао, Бог, Будда, судьба, предопределенность, милосердие, праведность, соблюдение этикета (правил поведения), мудрость, преданность, бережливость, чувство стыда, сыновний долг, рассудительность и т.д. Многие китайцы были неграмотны, но они хорошо знали традиционные пьесы и оперы, благодаря которым узнавали о традиционных нравственных ценностях, заложенных издревле в китайской культуре. Эти культурные формы были крайне важны при передаче китайских традиций так как нравственность китайцев являлась основой мирного и гармоничного существования общества. Когда каждый ищет недостатки в себе, не перекладывает вину на другого, то уже не требуется жестких ограничительных мер, и сохраняется полная гармония в обществе.

Когда все люди будут жить по нравственным принципам, которые так ярко проявлялись в культуре Китая, тогда уже не надо будет управлять другими, каждый ищет недостатки в себе и, возможно, уже не понадобится милиция. Как хорошо это будет!

Культура Китая: Китайская культура как этическая система, дающая основу для стабильности, мира и гармонии в обществе. Часть III

Нравственность и добродетель в культуре Китая формируют не только классические произведения, такие как роман , роман , но также этой цели служат в китайской культуре много рассказов, очерков и притч.

Читая очерки из истории Китая, становится понятно, какое влияние культура Китая имела на формирование веры в предопределенность. Например, в китайской культуре есть , рассказ доносит людям принцип Небес и предостерегает их от нарушения этих принципов. В Древнем Китае все правители и чиновники любого ранга должны были следовать принципу традиционной китайской культуры веры в Бога и «воле Неба». Принятие идеи «воли Неба» означает, что правитель должен быть мудрым, следовать Дао и судьбе. В культуре Китая вера в Бога означала принятие идеи о том, что источником мирской власти является Небо. Если какой-то правитель забывал этот принцип, то Боги напоминали ему об этом.

Заглянем в историю Китая и посмотрим, что же там произошло. Вэй Чжэн был главным министром при императоре. Однажды, он услышал за окном беседу двух чиновников. Один из них сказал: «Наше повышение по службе зависит от Вэй Чжэна. Другой не согласился с ним, сказав: «Нет, на все есть воля Небес». Вэй Чжэн написал письмо в ведомство и попросил доставить это письмо чиновника, который надеялся получить должность от него, Вэй Чжэна. Чиновник не знал, что в письме написано: «Повысить в звании человека, принесшего это письмо». Культура Китая использует такой прием, чтобы показать, что всё происходит по воле Неба. Как только этот чиновник вышел из здания, с ним случилось несчастье, и он попросил другого выполнить за него это задание. На следующий день стало известно, что чиновник, который верил, что все происходит по воле Небес, получил повышение по службе. Вэй Чжэн узнав, что другой чиновник отнес это письмо, глубоко вздохнул и признался: «Похоже, правда в том, что всё, и даже карьера, определяется волей Небес!» Так культура Китая напоминает должностным людям постоянно помнить о воле Небес.

Ещё один мудрый принцип, который нам известен из истории Китая: «добро награждается добром, а за зло следует наказание». Культура Китая в своих рассказах постоянно напоминает об этом, разъясняя, что если человек молится Богу и просит Бога о чём-то, Бог смотрит на сердце этого человека, знает каждую его мысль. Бог не допустит, чтобы человек получил что-то незаконно, нарушая принцип «добро награждается добром, а за зло следует наказание». В . Китайская культура показывает, как действует этот принцип. Культура Китая использует этот рассказ, поучая людей быть добрыми и отзывчивыми, не совершать плохих поступков и не думать о совершении плохих дел.

Дело было так. В эпоху Цзяцзин, в период правления императора Шичжуна династии Мин, жил учитель по имени Юду в провинции Цзянси. У Юду родилось пятеро сыновей и четыре дочери. Четверо из этих пяти сыновей заболели и умерли. Третий сын в возрасте восьми лет исчез, когда играл на улице. Из четырех дочерей выжила только одна. Госпожа Ю ослепла от слез. Школу пришлось закрыть, так как она приносила мало дохода. Однажды к Юду явился Бог и сказал: «Я представил твои ежедневные просьбы богам на небесах, и боги направили посыльного, чтобы наблюдать за тобой. Они обнаружили, что за последние несколько лет ты не совершал никаких хороших поступков, и когда ты находился в одиночестве, они видели, что твоё сердце было полно ревности, возмущения, желания успеха, прибыли, награды, жадности, равнодушия к другим и отсутствия самообладания. Все твои плохие мысли были записаны, и небесное наказание будет ещё тяжелее. Ты даже не смог избежать этих трудностей, так как же ты можешь просить об удаче и вознаграждении?».

Таким образом, культура Китая обращает внимание на то, чего может стоить недостойное поведение человека. И, как выход, культура Китая предлагает человеку измениться на примере того, как поступил Юду. С мудростью, в форме, доступной каждому человеку общества, культура Китая разъясняет этот небесный принцип. Рассказывая далее о Юду, китайская культура вселяет надежду в каждого, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему. В результате, когда Юду послушал наставления Бога и стал следовать им, то всё изменилось к лучшему: несколько человек рекомендовали Юду для продвижения по службе в столице. Находясь там, Юду получил высокую оценку от премьер-министра Чжан Цзянлина. Однажды он встретил своего пропавшего сына. К госпоже Ю вернулось зрение. Люди восхищались благородным характером Юду и отправляли своих детей к нему на учёбу. Все знали, что это было наградой Юду за то, что он совершал благодеяния.

Хотя судьба определена небесами, результат зависит от собственных усилий. Но для этого необходимо понять много вещей и искренне верить в божественное. Такова мудрость китайской культуры. Нет более мудрого закона, управляющими людьми, их жизнью и поведением, чем культура Китая. Все правители и чиновники из истории Китая соблюдали принципы добродетели и нравственности, не гнались за личными выгодами, а свой народ с помощью культуры Китая поощряли в самосовершенствовании и воспитании в себе добродетелей и осуществлении контроля над своей душой.

(Продолжение следует)

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения