Понятие «культура». Историческое развитие представлений о культуре. Основные этапы развития культуры Понятие культура в различные исторические периоды

  • Культура и цивилизация
    • Культура и цивилизация - страница 2
    • Культура и цивилизация - страница 3
  • Типология культур и цивилизаций
    • Типология культур и цивилизаций - страница 2
    • Типология культур и цивилизаций - страница 3
  • Первобытное общество: рождение человека и культуры
    • Общая характеристика первобытности
      • Периодизация первобытной истории
    • Материальная культура и социальные отношения
    • Духовная культура
      • Возникновение мифологии, искусства и научных знаний
      • Формирование религиозных представлений
  • История и культура древних цивилизаций Востока
    • Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
    • Доосевые культуры Древнего Востока
      • Раннее государство на Востоке
      • Художественная культура
    • Культура Древней Индии
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
    • Культура Древнего Китая
      • Уровень развития материальной цивилизации
      • Государство и генезис социальных связей
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
  • Античность – основа европейской цивилизации
    • Общая характеристика и основные этапы развития
    • Античный полис как уникальное явление
    • Мировосприятие человека в античном обществе
    • Художественная культура
  • История и культура европейского средневековья
    • Общая характеристика европейского средневековья
    • Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
    • Общественная и политическая системы средневековья
    • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 2
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 3
    • Художественная культура и искусство средних веков
      • Художественная культура и искусство средних веков - страница 2
  • Средневековый арабский восток
    • Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
    • Развитие экономики
    • Социально-политические отношения
    • Особенности ислама как мировой религии
    • Художественная культура
      • Художественная культура - страница 2
      • Художественная культура - страница 3
  • Византийская цивилизация
    • Византийская картина мира
  • Византийская цивилизация
    • Общая характеристика византийской цивилизации
    • Общественная и политическая системы Византии
    • Византийская картина мира
      • Византийская картина мира - страница 2
    • Художественная культура и искусство Византии
      • Художественная культура и искусство Византии - страница 2
  • Русь в средние века
    • Общая характеристика средневековой Руси
    • Экономика. Социально-классовая структура
      • Экономика. Социально-классовая структура - страница 2
    • Эволюция политической системы
      • Эволюция политической системы - страница 2
      • Эволюция политической системы - страница 3
    • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 2
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 3
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 4
    • Художественная культура и искусство
      • Художественная культура и искусство - страница 2
      • Художественная культура и искусство - страница 3
      • Художественная культура и искусство - страница 4
  • Возрождение и реформация
    • Содержание понятия и периодизация эпохи
    • Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
    • Изменения в мировоззрении горожан
    • Содержание эпохи Возрождения
    • Гуманизм – идеология Ренессанса
    • Титанизм и его «обратная» сторона
    • Искусство эпохи Возрождения
  • История и культура Европы в Новое время
    • Общая характеристика Нового времени
    • Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
    • Социальная и политическая системы Нового времени
    • Картины мира Нового времени
    • Художественные стили в искусстве Нового времени
  • Россия в эпоху Нового времени
    • Общие сведения
    • Характеристика основных этапов
    • Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
    • Система ценностей российского общества
      • Система ценностей российского общества - страница 2
    • Эволюция духовной культуры
      • Соотношение провинциальной и столичной культуры
      • Культура донского казачества
      • Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
      • Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
      • Две линии в истории русской культуры XIX в.
      • Роль литературы в духовной жизни российского общества
    • Художественная культура Нового времени
      • Художественная культура Нового времени - страница 2
      • Художественная культура Нового времени - страница 3
  • История и культура России в конце XIX – начале XX в.
  • Цивилизация Запада в XX веке
    • Общая характеристика периода
      • Общая характеристика периода - страница 2
    • Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
    • Основные тенденции развития западного искусства
  • Советское общество и культура
    • Проблемы истории советского общества и культуры
    • Становление советской системы (1917-й–1930-е годы)
      • Экономика
      • Социальная структура. Общественное сознание
      • Культура
    • Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы)
      • Идеология. Политическая система
      • Экономическое развитие советского общества
      • Социальные отношения. Общественное сознание. Система ценностей
      • Культурная жизнь
  • Россия в 90-е годы
    • Политическое и социально-экономическое развитие современной России
      • Политическое и социально-экономическое развитие современной России - страница 2
    • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
      • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития - страница 2
    • Развитие культуры
  • Развитие культуры

    Культура сыграла большую роль в духовной подготовке перемен, именуемых перестройкой. Деятели культуры своим творчеством подготавливали общественное сознание к необходимости перемен (фильм Т. Абуладзе «Покаяние», роман А. Рыбакова «Дети Арбата» и др.).

    Вся страна жила ожиданием новых номеров газет и журналов, программ телевидения в которых как свежий ветер перемен давалась новая оценка историческим деятелям, процессам в обществе, самой истории.

    Представители культуры активно включались в реальную политическую деятельность: избирались депутатами, руководителями городов, становились лидерами национально-буржуазных революций в своих республиках. Такая активная общественная позиция привела интеллигенцию к расколу по политическому признаку.

    После распада СССР политический раскол в среде деятелей культуры и искусства продолжался. Одни ориентировались на западные ценности, объявляя их общечеловеческими, другие придерживались традиционных национальных ценностей. По этому признаку раскололись почти все творческие связи и группы.

    Перестройка отменила запреты на многие виды и жанры искусства, вернула на экраны отложенные на «полку» фильмы и запрещенные к публикации произведения. К этому же периоду относится и возвращение блистательной культуры серебряного века.

    Культура рубежа XIX и XX веков явила нам целый «поэтический континент» тончайших лириков (И. Анненский, Н. Гумилев, В. Ходасевич и др.), глубоких мыслителей (Н. Бердяев, В. Соловьев, С. Булгаков и др.), серьезных прозаиков (А. Белый, Д. Мережковский, Ф. Сологуб и др.), композиторов (Н. Стравинский, С. Рахманинов и др.), художников (К. Сомов, А. Бенуа, П. Филонов, В. Кандинский и др.), талантливых исполнителей (Ф. Шаляпин, М. Фокин, А. Павлова и др.).

    Такой поток «запрещенной» литературы имел кроме положительного и негативный момент: молодые писатели, поэты, сценаристы были лишены возможности публикации в государственных изданиях. Продолжался и кризис в архитектуре, связанный с сокращением расходов на строительство.

    Развитие материальной базы культуры резко замедлилось, что сказалось не только в отсутствии новых фильмов и книг на свободно формируемом рынке, но и в том, что наряду с лучшими зарубежными образцами культуры в страну хлынула волна продукции сомнительного качества и ценности.

    Без четкой государственной поддержки (об этом свидетельствует и опыт развитых западных стран) в условиях рыночных отношений у культуры мало шансов выжить. Сами по себе рыночные отношения не могут служить универсальным средством сохранения и приумножения духовного и социокультурного потенциала общества.

    Глубокий кризис, в котором находится наше общество и культура, есть следствие длительного пренебрежения объективными законами общественного развития в советский период. Строительство нового общества, создание нового человека в советском государстве оказалось невозможным, так как на протяжении всех лет советской власти люди были разлучены с истинной культурой, с истинной свободой.

    Человека рассматривали как функцию экономики, как средство, а это так же дегуманизирует человека, как техногенная цивилизация. «Мир переживает опасность дегуманизации человеческой жизни, дегуманизацию самого человека... Противиться такой опасности может только духовное укрепление человека».

    Исследователи различных культурологических концепций говорят о цивилизационном кризисе, о смене парадигм культуры. Образы культуры постмодерна, культуры конца тысячелетия (Fin Millenium) многократно превзошли наивный декаданс модернистской культуры конца столетия (Fin de Sitcle).

    Другими словами, суть происходящих изменений (применительно к смене культурологической парадигмы) состоит в том, что не культура находится в кризисе, но человек, творец, а кризис культуры лишь проявление его кризиса.

    Таким образом, внимание к человеку, к развитию его духовности, духа есть преодоление кризиса. Книги Живой этики обращали внимание на необходимость сознательного подхода к грядущим изменениям культурно-исторической эволюции человека и выдвигали на первый план этические проблемы как важнейшее условие развития человека и общества.

    Эти мысли перекликаются и с современным пониманием жизни человека и общества. Так, П. Костенбаум, специалист по вопросам воспитания руководящих кадров Америки, считает, что «общество, построенное не на этике, не на зрелых сердцах и умах, долго не проживет».

    Н. Рерих утверждал, что Культура – культ Света, Огня, почитание духа, высшее служение совершенствованию человека. Утверждение истинной Культуры в сознании человека является необходимым условием преодоления кризиса.

    Как уже было сказано выше, первоначально слово "культура" восходит к латинскому colère-culture, что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование.

    В Античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирование культурного человека, личности, идеала человека. Вся система образования была направлена на воспитание не узкого специалиста-профессионала, а личности с определившимися ценностными ориентациями (идеал человека). "Пайдейя" - культура - процесс формирования культурного человека, поэтому необходимо развить у человека разумную способность суждений, эстетическое чувство прекрасного, способность жить в гармонии с природой (единство природы и бога), в соответствии с законами гражданского общества, достичь физического и нравственного совершенства (уметь защитить свою честь, достичь славы, брать ответственность при принятии решений).

    В Средние века (V-XVI вв.) со становлением христианства термин "культура" понимается как преодоление ограниченности и греховности человека, постоянное духовное самосовершенствование человека, осознание духовного родства с Богом.

    Новое время предлагает свои варианты культуры. В XVII в. под культурой подразумевается результат собственных человеческих свершении, то, что возвышает человека. В XVIII-XIX вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, впервые начинается теоретическое осмысление этого феномена. В этот период появляются различные философские теории культуры, в которых переосмысливаются античное и средневековое понимание культуры. Просветители осознали противоречие между природой и культурой. Эта точка зрения, характеризующаяся в целом пессимистическим взглядом на культуру, берет свое начало в работах Жан-Жака Руссо (1712-1778), который рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы - как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. В концепции Ж.-Ж. Руссо культура осмысливается как разделяющая человека и природу, культура есть зло и создана для подавления и порабощения человека. Ж.-Ж. Руссо считал, что ребенка необходимо воспитывать вдали от городов, на лоне природы, соответственно требованиям естественных законов - возраста, здоровья, климата, - с учетом склонностей и способностей человека. Ребенка надо учить простым ремеслам, естественному образу жизни, далекому от жестокой и искусственной жизни городов - этих язв на теле человечества.

    Немецкие просветители Иоганн Готфрид Гердер и Вильгельм фон Гумбольдт утверждали, что культура есть господство человека над природой. Так, И. Г. Гердер (1744- 1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, связывая ее со степенью развития наук и просвещения. Аналогичных взглядов придерживался и другой мыслитель - В. фон Гумбольдт (1769-1859), утверждавший, что культура есть господство человека над природой, которое он осуществляет с помощью науки и ремесла.

    В такой трактовке понятие "культура" тесно переплеталось с понятием "прогресс". И. Кант (1724-1804) называл культурой совершенство разума и понимал прогресс как развитие культуры и человека. Целостность культуры рассматривается с позиций единства культуры и человека: человек - свободная личность, способная к самоусовершенствованию, приобщенная к сфере ценностей и культуре как выражению гуманистического своего предназначения.

    Немецкая философия анализирует невозможность гармонического существования природы и культуры как "второй природы" (по определению Г. В. Ф. Гегеля), мира и человека. Возникает стремление рассмотреть культуру как процесс развития духа, в котором противоречия между природой и культурой являются необходимыми и неизбежными. В концепции И. Г. Фихте культура понималась как свобода духа. По мнению немецкого философа Эрнста Киссирери (1874-1945), культура - символическая вселенная, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность; культура - это процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою способность создавать свой собственный идеальный мир, а язык, религия, искусство, наука и философия выступают как фазы этого процесса. На этой основе складывается "классическая" модель культуры с ее ориентациями на гуманизм, историзм, рационализм.

    Немецкий философ, социолог, экономист Карл Маркс (1818-1883) в качестве глубинного основания культуры рассматривает материальное производство. Результатом такого производства является материальная культура, которая признается первичной по отношению к культуре духовной, обеспечивает накопление и передачу прогрессивных ценностей и традиций. Таким образом, К. Маркс одним из первых раскрыл и обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, ее способность связывать историю человечества в единый целостный процесс.

    В XVIII-XIX вв. исследователи нередко рассматривали общество и культуру как организм, где социальные институты уподоблялись органам и частям тела, а социокультурные процессы - физиологическим. Культура, подобно биологическому организму, проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти.

    Таким образом, "классическая" модель культуры в лице французских, немецких просветителей, немецкой классической философии и марксизма утверждала:

    • o возможность гармоничного развития человека;
    • o непререкаемую власть Разума как двигателя Мировой Истории;
    • o представление о мире как о разумном строе вещей;
    • o линейное или прогрессивное представление об истории и культуре;
    • o на протяжении истории действуют единые для всех обществ законы;
    • o культура сравнивается с биологическим организмом. В таблице I показано, как менялось понятие "культура".

    Таблица 1. Историческое изменение понятия "культура" в разные периоды европейской цивилизации

    Постклассическая философия разрушает все предыдущие теории культуры: реальная историческая действительность показала невозможность преодоления противоречия между прогрессом общественного развития и гармоническим существованием человека в мире. Развитие культуры и общества подчиняется не столько разуму человека, сколько страстям, инстинктам, бессознательному иррационализму.

    В работах Ф. Ницше утверждается, что культура создана для подавления и порабощения человека. Человек, по мысли Ф. Ницше, изначально антикультурен, он - природное существо; но благодаря культурным запретам, созданным обществом, моральным правовым нормам и принципам искусства формируются социальные мифы и создаются иллюзорные мечты о гуманизме, свободе или справедливости, которыми спекулирует западная культура. Разоблачая несостоятельность этих буржуазных иллюзий, тех мифов, благодаря которым могут существовать слабые, больные, никчемные люди, Ф. Ницше провозглашает свою новую философию сверхчеловека. Только сверхчеловек в состоянии отбросить культурные запреты, все табу, мешающие ему жить, он порываете обществом, реализует свою личную свободу и достигает трагического единства жизни и смерти, характерного для культа античного бога Диониса.

    Противоречия между ценностями культуры и реальными проблемами жизни людей анализировал немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Он зафиксировал весьма драматическое положение западного человека, который находится в противоречии между "землей" - эмпирическим миром, сформированным с помощью техники и науки, и "небом" - царством идеалов, ценностей истины, добра, красоты, которые призваны фундировать здание культуры, но при этом это царство не только оторвано от земли, т.е. не имеет здесь своего реального основания, но и потрясено в своих основаниях внутренними раздорами, противоречиями "ценностей".

    Анализируя кризис европейского человечества, европейской культуры, немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938) указывал на необходимость восстановить "жизненный мир" в его правах, поскольку именно он ценностно ориентировал познание (жизненный мир - это круг представлений, складываюшийся в человеческой жизни изначально и первично, практически проверенный и усвоенный). В европейской культуре этот "жизненный мир" вытесняется направленностью на научное, опытное и логико-математическое познание мира. В таблице 2 отражены основные идеи теорий культуры XIX в.

    Таблица 2. Теории культуры XIX в.

    "Философия жизни" Ф. Ницше (1844-1900)

    Культура искажает подлинную природу, т.е. жизнь. Люди проявляют "волю к могуществу": через интеллектуальные построения человек расширяет свое могущество и власть; постепенно человеческие понятия заслоняют собой реальную жизнь, становятся враждебны жизни. Диалектика человеческих идей, наука - это упорядочение мира по своим собственным законам (отдаляются от жизни). Искусство - вид иллюзии, более тесно связан с жизнью. "Культура - тоненькая кожура над раскаленным хаосом". В XX в. возник "европейский нигилизм", "переоценка всех ценностей", "смерть Бога"

    М. Вебер (1864-1920)

    Западный человек находится в противоречии между эмпирическим миром техники, науки и миром идеалов, добра, красоты и прочих ценностей, причем сами ценности современного человека противоречат друг другу

    Герменевтика В. Дильтей (1830-1911)

    Утверждает единство мира культуры, включенность в него рефлексивных форм - искусство, религия, философия; каждая культурная эпоха обладает целостностью. Герменевтика - способ понимания письменно фиксированных проявлений жизни, т.е. духовной культуры в ее исторических образцах

    Феноменология Э. Гуссерль (1859-1938)

    • o Утверждает самоценность сознания. Культура - это познание мира через разум, веру (верования), волю, эмоции, любовь, желания.
    • o "Жизненный мир человека" - область непосредственно-очевидного, того, что всем известно и в чем все уверены, что практически проверено. "Религиозно-мифологический мир" заключает в своей целостности все предметы, всех животных, людей

    и сверхъестественных существ

    В европейской культуре "жизненный мир" и "мифологический мир" вытесняется различными научными и теоретическими философскими установками. o История культуры в своем развитии ориентирована на некий нормативный образ, на внутренне присущую истории разумную цель ("телос"). Греческая философия способна стать всеобщей нормой (объективизацией "телоса"), которая объединит разные нации и многие поколения людей

    В XX в. В работах немецких и французских экзистенциалистов, создавших свою концепцию соотношения человека и современной культуры, стати популярными иные трактовки. Так, немецкий философ Мартин Хайдеггер (1886-1976) выступает категорически против диктатуры безликости, заставляющей человека подчиняться тем или иным внешним по отношению к человеку обстоятельствам. Именно в этом подчинении человека вещам, предметам, расхожим мнениям и заключается, по мысли М. Хайдеггера, главная беда западной культуры, ломающая личность и ее самобытность. Человек, подчиняющийся культуре, отчужден от самого себя, обезличен и враждебен по отношению ко всем и всему, его бытие становится неподлинным, фальшивым, он мифологизирует свою жизнь. В борьбе за подлинное бытие, считают представители этого направления экзистенциализма, человек должен отбросить подавляющие его волю вещи, символы, культуру и вернуться к изначальной структуре человеческой естественной речи, обратиться к жизни, связанной с преодолением страха смерти, вины и покинутости, обретая тем самым свободу как главное основание своей подлинной сущности.

    Фактически продолжая эти же позиции, французский философ и общественный деятель Жан-Поль Сартр (1905-1980) выступает против прогресса, не верит в прогресс, так как это - улучшение, а человек всегда остается одним и тем же перед лицом изменяющихся обстоятельств. Современное общество, считал Ж.-П. Сартр, основанное на технических достижениях и бюрократической рационализации производства, ведет к уничтожению человеческого достоинства, его внутренней свободы, а следовательно, и гуманизма. Любая культура ведет человека к разрушению. Главный тезис экзистенциализма - "человек - это свобода" предполагает вечную для человека проблему - проблему выбора своих поступков, своей жизни, своей судьбы. Человек всегда находится в ситуации выбора, он осужден на это и сам выбирает свое бытие. Свобода человека противостоит всему обществу, его культуре, всей цивилизации. Все поступки человека, утверждает Ж.-П. Сартр, не обусловлены средой, наследственностью или воспитанием, а определяются самим человеком. Выбирая свои поступки, человек сам создает себя, создает свой мир и становится таким, каким он себя сам создаст. Человек ответственен за свой выбор, и вина за то, что он выбирает: существование в мире вещей, комфорт и несвободу или жизнь как проявление своей сущности, не зависящей от мира культуры, - лежит на самом человеке. Идеи теории культуры XX в. отражены в таблице 3.

    Таблица 3. Теории культуры XX в.

    М. Хайдеггер (1889-1976)

    • o "Человек обитает в жилище языка. Мыслители и поэты - хранители этого жилища". Язык выступает средством общения, орудием господства человека над миром, инструментом воспитания, образования, культуры. Язык - средство передачи культурного наследия.
    • o Мышление современного человека должно вернуться к своим древнегреческим первоистокам, свершится так или нет - от этого зависит судьба европейской духовности

    Р. Барт (1915-1980)

    • o "Структурный человек" - расчленяет предметы, создает свои смыслы, механически их объединяет (монтаж), создает культуру, которая противопоставлена природе, космосу.
    • o Вокруг языковых структур строится мировоззрение современного человека. Язык составляет основную социальную природу человека.
    • o Письмо, текст - проявления современной культуры, где противостоят языки и дискурсы (смыслы, которые принадлежат малой группе интеллектуалов); дискурсагрессивен в отношении противников и сторонников

    Современная эпоха

    o Взаимопроникновение цивилизаций, взаимное влияние различного типа культур (изучает это культурная антропология) - изменяются культурные парадигмы обеих культур - происходит "аккультурация" (М. Мид)

    • o Каждая культура имеет свое функциональное единство, а в процессе аккультурации нарушается функциональное единство и устанавливается новый баланс.
    • o Существует и психологический аспект аккультурации: имитация, адаптация, интердикция взаимодействующих людей и групп.

    Происходят процессы: замена старых культурных форм на новые; ассимиляция - объединение старого и нового; отвержение каких-то элементов нового, отстранение людей; сохранение традиционных ценностей; поглощение иммигрантов аборигенами. Культура - совокупность взаимосвязанных социальных систем, которые служат для удовлетворения потребностей людей. Различие между культурами - разнообразие способов удовлетворения потребностей. Заимствование и изменение культуры происходит на уровне социальных институтов, изменения существующих форм социальной системы (Б. Малиновский)

    В начале XX в. популярность приобрел антропологический функционализм: исследование культуры - это исследование того, как функционируют ее составные части в отношении друг к другу и целому (идея неравенства культур). Уже во второй половине XX в. становится все более популярной идея равенства культур. Концепция М. Дж. Херсковица гласит: каждый народ творит свою собственную культуру, обеспечивающую целостность и жизнеспособность общества. Поэтому нельзя определить, какая из культур лучше или хуже, более или менее развита.

    Особое место среди современных концепций культуры занимает философия Франкфуртской школы, которая отрицательно относится к современной ей западной культуре, считая, что она, с ее несомненными достоинствами комфорта, безопасности, удобства бытия, рождает и репрессивную терпимость людей, их "одномерность", их интегрированность в буржуазное существование, а значит, и формирует нежелание бороться против существующего, за свободное развитие индивидуальности, проявление собственной самобытности, самореализации. Борьба за свободу человеческого существования, по мнению представителя этой школы - немецко-американского философа и социолога Герберта Маркузе (1898-1979), должна начинаться со всеобщего отрицания, а осуществить эту тактику могут только те люди, которые стоят на обочине современного общества, непроинтегрированы в систему репрессивной терпимости, в первую очередь молодежь, деклассированные элементы. Концепция всеобщего отрицания была подхвачена молодежью Запада, на ней основывалось движение "новых левых" в начале 70-х гг.: оно оказало существенное воздействие на реформу системы образования на Западе и заставило правительства ряда стран создать специальные министерства по делам молодежи, в задачи которых входит разработка политических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих бесконфликтную и высокоэффективную адаптацию молодежи к существующей культурной среде.

    Современные концепции культуры - "постклассическая" модель культуры - выражает разочарование в возможностях разума. "Постклассическая" культура содержит в себе следующие основные положения:

    • o ориентация на повседневную жизнь человека;
    • o культура личности, этноса рассматривается и воспринимается человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия;
    • o характерен пессимизм, идея абсурдности;
    • o приоритет в жизни человека отдается личному, а не общественному;
    • o скептическое отношение к преобразованию мира: мир не только не поддается человеческим усилиям, но и не умещается ни в какие теоретические схемы;
    • o понятие "культура" как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью (нормально-логической процедуры.

    Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и осмыслить явления культуры. Этот процесс и есть становление культурологии.

    Современная культурология не просто сводит в единое целое эти представления, но также анализирует и развивает их, опираясь на предыдущие теории и гипотезы. Поэтому важно проследить логику возникновения и развития современных тенденций исследования культуры, включение определенных вопросов в круг интересов культурологии. Это приводит к необходимости исследования исторического развития представлений о культуре.

    Так как культурология связана прежде всего с европейской традицией познания мира, необходимо рассматривать представления о культуре в рамках европейской цивилизации.

    Можно выделить следующие периоды развития культурологии:

    1) доклассический (Античность, Средневековье);

    2) классический (Возрождение, Новое время, XIX в.);

    3) неклассический (конец XIX – первая половина XX вв.);

    4) постнеклассический (вторая половина XX в.).

    1. Античные представления о культуре

    Само слово «культура» появилось в эпоху Древнего Рима. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «взращивать, возделывать, обрабатывать землю». В этом значении его использовал известный римский политик М. П. Катон (234–149 гг. до н. э.).

    Совершенно в ином, переносном смысле применил слово «культура» выдающийся римский оратор и философ М. Т. Цицерон. Согласно Цицерону, культура – это «нечто облагороженное, усовершенствованное». Этим словом он стал обозначать все, созданное человеком, в отличие от мира, созданного природой.

    Однако следует заметить, что культура по-прежнему понималась как «возделывание, обработка земли». Но отныне считалось, что объектом такого возделывания может быть не только земля, но и сам человек. Культура стала пониматься как совершенствование души при помощи философии и красноречия.

    Важным аспектом цицероновского понимания культуры было осознание ее как идеального единства личности и государства. Смыслом культуры он считал воспитание в человеке потребности быть идеальным гражданином, четко осознающим свой долг по отношению к обществу и государству.

    Античное понимание культуры – гуманистично, в его основе лежит идеал человека, т. е. человек – гражданин, подчиняющийся законам своего полиса и выполняющий все гражданские обязанности, человек – воин, человек, способный наслаждаться прекрасным. Достижение этого идеала и было целью культуры. Поэтому культура понималась как определенные моральные нормы, а также характер усвоения этих норм.

    В Античности понятие «культуры» близко к понятию «цивилизации». Что же такое цивилизация? Для грека слово «цивилизация», «цивилизованный» значит «прирученный, обработанный, привитый». Цивилизованный человек – это человек «привитый», который сам себе делает прививки, с тем чтобы приносить плоды более питательные и сочные. Цивилизация представляет собой совокупность изобретений и открытий, имеющих целью защитить человеческую жизнь, сделать ее менее зависимой от сил природы. Однако, помимо защиты жизни, цивилизация призвана еще ее украсить, увеличить всеобщее благосостояние, умножить радость жизни в обществе.

    В силу таких представлений первым значением термина «культура» стало отождествление его с воспитанием и образованием, которые развивают в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, что позволяет ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и личных. Так, например, Аристотель в своем труде «Политика» говорит, что так как государство в целом имеет одну конечную цель (приумножение числа граждан, которые могли бы защитить государство от врагов, охранять его границы), то для всех нужно единое одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом, т. е. Аристотель хотел, чтобы существовали определенные законы о воспитании, которое должно быть общим. Целью воспитания (по Аристотелю) является развитие умственных способностей или нравственных качеств.

    Помимо понятия «идеального гражданина», «чувства прекрасного», в понятие «культура» в качестве обязательного элемента входило «благочестие» – необходимость участия в религиозном культе, в поклонении Богам. Античные Боги – это природные стихии в человеческом облике. Первобытный человек судил о внешних предметах по себе самому, а так как он чувствовал в себе свободную личность, то ему казалось, что все окружающие его части Вселенной были такими же живыми лицами, как и он. Сам он приписывал им мысль, волю, признавал их господство, молился и поклонялся им, он сделал из них Богов.

    Этим представлениям соответствовало циклическое переживание времени, основанное на идее вечности. В истории греки видели постоянное повторение, воспроизведение общих законов, независимых от специфики общества.

    2. Представления о культуре в Средние века

    Можно выделить следующие особенности средневековой культуры:

    1) на смену представлениям о вечности Космоса и подчинении ему Богов пришло представление о едином Боге. Бог считается творцом мира, единственной подлинной реальностью, стоящей выше природы, им же созданной;

    2) еще одной характерной особенностью средневековой культуры является символизм. Все предметы, явления, объекты окружающего мира представляют собой символы, письмена в божественной книге природы. Иными словами, античное единство природы и Богов уходит в прошлое. Так, например, Луна – это символ божественной Церкви, ветер – символ Святого Духа и т. д. В Средние века впервые появилось представление о предметах и явлениях мира как о текстах, развившееся в XX в. до символической теории культуры;

    3) аскетизм (элемент аскезы, отречения от мира). Непосредственно в культуре это выразилось в возникновении эстетики аскетизма. Эстетика аскетизма сложилась как эстетика личностного, духовного развития. Ее целью являлось спасение и всецелая причастность к Богу. Основные темы этой эстетики – полный отказ от чувственных наслаждений (в противоположность античному гедонизму), идеал нищенской жизни, система особых духовно-психофизических упражнений (включая молитву). Аскетический образ жизни – это монашеский образ жизни, который заключается в стремлении к состоянию полного душевного равновесия и покоя;

    4) составляющим пластом средневековой культуры (а в дальнейшем и особенностью русской национальной культуры) является созерцательность. Русский человек был склонен задумываться не над практическими вопросами своего существования, а над духовными, великими вопросами бытия человека, о страданиях и т. д. Это придает всей культуре религиозный характер. Дело в том, что православие подавляло социальную активность человека. Взамен предлагалось умиротворение. Наряду с этим предлагалось духовное движение – самоуглубление, внутреннее самосовершенствование;

    5) происходит переосмысление античных представлений о прекрасном. В Античности прекрасное имело оценочный характер. Уже Гомер называет «прекрасным» и физическую красоту людей, и совершенство предметов, и нравственную красоту поступков.

    Сократ ввел понятие «колокогатия» – прекрасное и доброе, что служило характеристикой идеального человека.

    Некоторые итоги античного представления о «прекрасном» подвел Плотин в своих произведениях: «О прекрасном», «О мыслимой красоте». Красота, по Плотину, состоит из трех ступеней:

    1) высшая – умопостижимая красота, которая истекает от Бога;

    2) вторая ступень – идеальная природная красота, красота души человека и красота добродетелей;

    3) ничтожная ступень – красота материального мира, произведений искусства.

    Что касается средневековых представлений о прекрасном, то довольно полно их изложил Фома Аквинский в своем произведении «Сумма теологии». Специфика прекрасного, по мнению Ф. Аквинского, в том, что при лицезрении или постижении его успокаивается желание. Ф. Аквинский различал чувственные наслаждения (от вещи), эстетические (зрительные и слуховые) и чувственно-эстетические (например, от женских украшений, духов). Прекрасное, согласно ему, отличается от благого тем, что оно – объект наслаждения, а благое – цель и смысл человеческой жизни.

    В настоящее время по сравнению со Средневековьем изменились цели культуры. Целью человека стало не познание самого себя, а познание Бога. Культура – это уже не воспитание меры, гармонии и порядка, а преодоление ограниченности человека, постоянное духовное совершенствование личности. Культура превратилась в культ.

    3. Развитие представлений о культуре в эпоху Возрождения и Новое время

    Возрождение – это культурный процесс, точнее культурный переворот, стоящий в тесной связи с переворотом экономическим. Он выражается в росте индивидуализма, в упадке церковных идей и усилении интереса к древности.

    Возрождение связано с новым открытием Античности, ее идеалов и ценностей и прежде всего отношения к человеку как к гармонично развитой личности. Именно Возрождение стало эпохой рождения современного гуманизма – веры в силы и способности человека, в то, что человек такой же творец, как и Бог. Человек творит мир, самого себя, и в этом он равен Богу. В этом заключается знаменитое «открытие» человека эпохи Возрождения. Гуманисты были убеждены в достоинствах человека как природного существа, в неисчерпаемом богатстве его физических и нравственных сил, в его творческих возможностях.

    Так в мировоззрение вновь проникает идея о человеке как творце культуры. Рождается новое понимание культуры как чисто человеческого мира, отличного от мира природы, частью которого считалась культура в античности, и от божественного мира, понимание которого было целью средневековой культуры.

    Также Возрождение вновь возвращается к рационализму, к признанию факта духовной самостоятельности человека. Отныне человек судит о мире на основании собственного понимания и разумения. Разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека. Гуманисты считали, что человек может достигнуть совершенства собственным разумом и волей, а не путем искупления и благодати. Они были убеждены во всемогуществе человеческого разума.

    В конце XVII в. в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля Пуфендорфа (1632–1694) стало активно использоваться в новом значении слово «культура». Он начал употреблять его для обозначения результатов деятельности общественно значимого человека. Культура понималась как противостояние человеческой деятельности дикой стихии природы, она противопоставлялась с Пуфендорфом природному, или естественному, состоянию человека.

    Это была эпоха первой глобальной научной революции, технического и промышленного переворотов, великих географических открытий. Очевидность ведущей роли человека во всех этих процессах и стала причиной нового понимания культуры как особой самостоятельной сферы человеческой жизни.

    Большой вклад в дальнейшее развитие науки о культуре в этот период внес итальянский мыслитель Джиамбаттиста Вико (1668–1744), которому принадлежит заслуга применения исторического метода к исследованию развития общества. В своем фундаментальном труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725 г.) он отмечал, что философы до сих пор исследовали природу, которая не создана человеком, и пренебрегали «миром наций», историческим миром. В своей книге Дж. Вико впервые в Новое время попытался объективно подойти к представителям иных культур. Весь античный мир видел в них только варваров, а Средневековье оценивало эти культуры с точки зрения их соответствия христианским ценностям. Дж. Вико впервые обнаружил несовершенство европейской цивилизации, стал проводить историко-сравнительный анализ, описывать национальные психологии, решать вопросы аккультурации и ассимиляции (усвоения элементов чужой культуры и приспособления к ней). При этом он исходил из идеи, что каждая культура самоценна и изучать ее можно только с точки зрения ее собственных ценностей.

    Вместе с тем Дж. Вико считал, что существуют общие параметры и принципы развития культуры, которые делают возможным сопоставление разных культур. Для него это классовые структуры, характер труда и форма его организации, структуры власти, язык. Кроме того, он видел общие для всех культур обычаи: наличие религии, обязательное заключение брака, а также обряды погребения. Именно с этих трех вещей, по его мнению, должна была начаться культура.

    Культура в своем развитии проходит через определенные этапы:

    1) Век Богов – это Золотой век, в это время властные структуры не противостоят массам, нет конфликтов между властью и теми, над кем властвуют. Еще нет развития техники, господствует мифология. Это был период языческой культуры. Мудрецами этой эпохи были поэты-теологи, которые истолковывали тайны оракулов, заключенные в стихах. Они же представляли власть – теократию, объединявшую светскую и религиозную власть в одних руках;

    2) Век Героев – Серебряный век – начинается благодаря переходу к оседлости. Выделяются отдельные семьи, причем неограниченная власть отца в семье (она сменяет теократическое правление эпохи Богов) распространяется и на входящих в состав семьи людей, и на слуг. Отцы семей постепенно обратились в библейских патриархов, в римских патрициев, рядовые члены семьи – в плебеев. Это эпоха аристократического правления, нарастания религиозных конфликтов, прогресса техники и изобретательства. В это же время началась культурная дифференциация, непосредственно связанная с распадом единого языка, что привело к усложнению межкультурных контактов;

    3) Эпоха Людей – Железный век. Здесь отношения между людьми начинают регулироваться совестью, долгом и разумом, пришедшими на смену инстинктам, бессознательным действиям. С одной стороны, они становятся более гуманными, утверждается демократия как форма правления, основанная на признании гражданского и политического равенства. Идет дифференциация религий, которые заменяются наукой, а с ней связано быстрое развитие техники и технологии, торговли, межгосударственных обменов. Но оборотной стороной этой эпохи становится культурный кризис, который вызван тем, что масса недостаточно культурных людей, пришедших к власти, не может править, ориентируясь на высшие ценности. Язык становится не формой культурной идентификации, а фактом разобщения людей.

    Дж. Вико утверждал, что европейские государства живут в последней эпохе, Россия и Япония – в Эпохе Героев, а многие народы Севера и Юга – в Эпохе Богов.

    На первый взгляд кажется, что в основе периодизации человеческой истории и культуры у Дж. Вико лежит идея общественного переворота. Но говорить об абсолютной повторяемости в истории, о полном соответствии концепции Дж. Вико античной циклической модели истории нельзя. Есть лишь частичная повторяемость и Дж. Вико говорит о совпадении отдельных черт различных эпох на той или иной стадии развития народов.

    Еще одной важной идеей, выдвинутой Дж. Вико, было представление, что каждая культура закрепляет себя в языке, который создает свой образ мира, аккумулирует особенности психических реакций, свойственных каждому народу.

    Итак, культура – это духовное совершенствование человеческого рода и отдельного индивида, орудием которого служит разум.

    Это была основополагающая позиция эпохи Просвещения. Так, французские просветители XVIII в. сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека. История общества и культуры понималась как постепенное развитие от невежества и варварства к просвещенному и культурному состоянию. Сама культура отожествлялась с формами духовного и политического развития общества, а ее проявления связывались с движением науки, морали, искусства, государственного управления, религии. Такова была позиция известных французских просветителей Анн Робер Жак Тюрго, Франсуа-Мари Аруэ де Вольтера, Дени Дидро.

    Но, усмотрев в человеке источник самостоятельных, творческих созидательных сил, классическое сознание должно было ответить на вопрос о мотиве человеческой деятельности, определить цели культуры. В зависимости от ответа на этот вопрос все концепции культуры, выработанные в XVIII – первой половине XIX вв., можно разделить на две группы:

    1) натуралистические концепции – их сторонники считали, что целью культуры является жизнь в согласии с запросами и потребностями своей природы;

    2) идеологические концепции – определяли цель культуры, исходя из существования высшего предназначения разума, к достижению которого должен стремиться человек. Французские просветители верили в поступательное движение Знания – Прогресс, который только и сможет привести к всеобщему счастью людей, которое понималось как жизнь в гармонии с требованиями собственной природы. Свою особую миссию просветители видели в просвещении людей, так как только оно могло вывести их из состояния невежества.

    Итак, для Античной цивилизации было характерно развитие всех видов деятельности и духовности. Для Средневековья доминантой являлась религия, все виды человеческой жизни были подчинены религиозным постулатам. В культуре Ренессанса характерной чертой было доминирование разума.

    Что касается XIX в., то здесь преобладает научно-познавательная деятельность. В XX в. центр тяжести смещается к преобразовательной деятельности человека, что приводит к развитию техники.

    В XIX–XX вв. развитие капитализма привело к тому, что возникла механическая цивилизация как противоположность культуре. Согласно Н. А. Бердяеву, «механическая, уравнивающая, обезличивающая, обесценивающая цивилизация с ее дьявольской техникой есть лжебытие, призрачное бытие». В буржуазной цивилизации человек становится автоматическим. «Цивилизация есть неизбежная судьба культуры, – писал О. Шпенглер, – современность есть фаза цивилизации, а не культуры».

    Испанский философ и культуролог Хосе Ортега-и-Гассет (1883–1955) связывал кризис европейской культуры XX в. с разрушением мировоззрения, крушением ценностных оснований буржуазного общества. Эти идеи он выразил в таких работах, как «Восстание масс», «Искусство в настоящем и прошлом», «Дегуманизация искусства» и др. Х. Ортега-и-Гассет полагал, что «крах терпит сам человек, уже не способный поспевать за своей цивилизацией… Эти эпохи самоудовлетворения снаружи такие гладкие и блестящие – внутренне мертвы. Подлинная полнота жизни не в покое удовлетворенности, а в процессе достижения, моменте прибытия. Эпоха удовлетворенности – это начало конца». Возникновение и развитие печатных СМИ (газет, журналов) привело к разделению общества на разного рода публику. Публика становится своего рода общим знаменателем, под который подводятся все социальные слои, группы и т. д. Подобную идею высказал в своем труде «Мнение и толпа» основоположник социальной психологии Габриэль Тард. Он показал взаимосвязь общественного мнения и СМИ. Печатные СМИ берут свое начало из частной переписки, корреспонденции. Корреспонденция «породила» разговор, он, в свою очередь, – общественное мнение, а последнее – СМИ.

    Таким образом, характерной особенностью культуры (или цивилизации) XX в. является возникновение бессмертного человека-массы.

  • Акционерные общества
  • Общественные организации
  • 2.4. Какие учреждения культуры сохранили свою организационно-правовую форму в условиях рынка?
  • 2.6. Откуда берутся финансовые средства на развитие культуры?
  • 3.1. В специальной литературе встречаются понятия «социальная сфера» и «социально-культурная сфера»? Как они между собой взаимосвязаны?
  • 3.2. Что такое социально-культурная деятельность? Каковы ее характер и содержание?
  • 3.3. Когда и как возникла социально-культурная деятельность?
  • 3.4. Что такое функции социально-культурной деятельности.?Как они реализуются в различных по типу учреждениях культуры?
  • 3.5. Какое влияние оказывают на развитие социально-культурной деятельности экономические и общественно-политические факторы?
  • 3.6 Какие тенденции характерны сегодня для развивающейся социально-культурной деятельности?
  • 3.7 Какие учреждения культуры непосредственно занимаются социально-культурной деятельностью?
  • 2. Образовательно-воспитательные учреждения:
  • 4. Культура и досуг. Культурно-досуговая деятельность
  • 4.1. Рядом с понятием «культура» часто соседствует «досуг».
  • 4.2. В чем сущность культурно-досуговой деятельности? Каковы ее природа, характер и содержание?
  • 4.3. Правомерно ли считать культурно-досуговую деятельность педагогической? в чем это проявляется?
  • 4.4. Известно множество форм культурно-досуговой деятельности. Можно ли их как-то упорядочить, классифицировать?
  • 4.5. Какие формы культурно-досуговой деятельности наиболее популярны в наше время?
  • 4.6. Как видоизменяются характер и содержание культурно-досуговой деятельности в связи с развитием Интернет?
  • 5.3 Каковы характер и содержание труда менеджера? Какие роли ему приходится «играть»?
  • 5.4. Как выглядит работа менеджера на операциональном уровне?
  • 5.5. Менеджмент и руководство – это одно и то же?
  • 5.6. Учебная литература пестрит примерами из американского и японского менеджмента. А российский опыт представляет интерес?
  • 5.7. Каковы функции и принципы современного менеджмента?
  • 5.8. Какие особенности характерны для социально-культурного менеджмента?
  • 5.9. Какие механизмы лежат в основе социокультурного
  • I. Мероприятия политического характера
  • II. Мероприятия экономического, финансового характера
  • III. Работа с кадрами отрасли
  • IV. Развитие социально-культурной деятельности
  • 6.3 Имеются ли необходимые предпосылки для внедрения маркетинговых технологий в сфере культуры?
  • 6.4. В чем отличие маркетинговой концепции деятельности от традиционной, т.Е. Производственно-сбытовой?
  • 6.5. В сфере культуры есть, по меньшей мере, два сектора: коммерческий и некоммерческий. В каком из них применим маркетинг?
  • 7.1. Сегодняшний специалист социально-культурной деятельности вырастает в высокопрофессионального профессионала. А какие требования предъявлялись к работнику культуры в советское время?
  • 7.2. Какова роль специалиста культуры в современной политической, экономической и социально-культурной ситуации?
  • 7.3. Коль скоро социально-культурная, в частности, культурно-досуговая деятельность является по своему характеру и содержанию педагогической, то и работник культуры должен быть Педагогом?
  • 7.4. В повседневный обиход вошло словосочетание «педагогический менеджмент». Кто такой менеджер-педагог? Какие требования предъявляются к нему?
  • 7.5. Готов ли к выполнению роли менеджера сегодняшний практик?
  • 7.6. Какой должна быть оптимальная система профессионального становления и совершенствования менеджера культуры?
  • 8. Социально-культурное образование:
  • 8.2. Что следует понимать под профессиональным мастерством специалиста культуры?
  • 8.3. Где можно получить высшее профессиональное образование по специальности «Социально-культурная деятельность»?
  • I. Государственные классические университеты:
  • II. Государственные университеты культуры и искусств:
  • III. Негосударственные университеты культуры и искусств:
  • IV. Государственные академии культуры и искусств:
  • VI. Филиалы учебных заведений:
  • 8.4. Что собой представляет вступительный экзамен по социально-культурной деятельности?
  • 8.5. Какие учебные дисциплины изучаются в период обучения в вузе культуры и искусств?
  • 7. Социально-культурная деятельность столь широка и необъятна, что управлять всеми процессами менеджеру практически невозможно. Существуют ли какие-то специализации?
  • 8.8. Кем и как определяется качественный уровень профессиональной подготовки специалиста в вузах культуры и искусств.
  • Общие требования к образованности специалиста
  • Требования к итоговой государственной аттестации специалиста
  • 8.9. Где и в качестве кого могут работать выпускники вузов (факультетов) культуры и искусств?
  • 9. Кафедра социально-культурной деятельности
  • 9.1. Какая кафедра непосредственно занимается подготовкой менеджеров культуры?
  • 10.2. Что такое жизненный цикл личности?
  • 10.3. Кто и как может помочь молодому человеку в выборе «своей» профессии?
  • 10.4. Что такое система ценностей? Как она влияет на профессиональную карьеру специалиста?
  • 10. 5. Как познать и адекватно оценить себя? Ведь от этого зависят наши взаимоотношения с окружающими.
  • 10.7. Какую роль играет в профессиональном становлении специалиста культуры самовоспитание?
  • 10.8. Что такое самоменеджмент специалиста и как им заниматься?
  • 1.1. Что такое культура, как она возникает и развивается?

    Первоисточник культуры – жизнь. Из неё культура черпает всё: материал, коллизии, идеи и реалии. И отдает жизни, её стремительному движению свою духовную красоту, интеллектуальное богатство, обогащает духовную среду обитания человека, предлагает ему нелицеприятный портрет своего времени.

    На современной фазе развития культуры особенно важно, чтобы общество создало необходимые условия развития для плодотворного духовного развития человека. Мера развитости культуры определяется не только ее содержанием и богатством духовных ценностей, но и характером её связей с человеком, способом распределения и интернализации духовных ценностей, степенью проникновения культуры в духовный мир человека, который и определяет степень культурного прогресса общества в целом.

    Возьмём нашу отечественную культуру. Она шла и идёт тернистым историческим путем, извилистыми тропами, на которых искали истину многие поколения людей. И сейчас она – залог спасения от грозящих нам катастроф, надежда на лучшее будущее. Осмысливая грядущее, мы видим его истоки именно в культуре. Поэтому современная «нить Ариадны» – культура – способна помочь человечеству выйти из плена кризиса и решить магистральные проблемы социального прогресса. Примечательная черта нового времени в том, что культура постоянно и динамично включается во все сферы жизнедеятельности общества. При этом обнаруживается, что чем меньше культуры в цивилизованном пространстве, тем полнее осознается её значимость.

    Культура украшает мир человека богатейшей палитрой красок, привносит в него современное понимание добра и зла, представляет собой неисчерпаемый арсенал ценностей. Эволюция культуры осуществляется через свободу мысли и информации. Культура скрепляет общество, выдвигая современные духовные нормативы. Рождение качественно новых культурных реалий может оказаться показателем современного прогресса человечества.

    К началу ХХI века культура для человека становится не менее важной сферой жизни, чем природа и общество. Именно она придает осознанную реальность человеческому бытию, задает перспективы человеческому существованию. Культура никогда не будет завершенной, закрытой книгой. С одной стороны, она сохраняет традицию, благо – приобретенное. С другой – она всегда в движении; колесо её постоянно крутится, преодолевая постоянно возникающие препятствия. Энергия опережения – вот что движет культурой. Сложная культурная динамика всегда обнаруживает себя как духовно-нравственный ответ на те социальные проблемы, которые переживает общество.

    Важная характеристика культуры – синергия, взаимодействие различных потенций или видов энергии в целостном действии. В молодой науке – синергетике – исследуются законы и механизмы саморазвития и самоорганизации сложных систем. Для культуры как сложной самоорганизующейся информационной системы характерно, с одной стороны, саморазвитие, а с другой – образование новых культурных структур (или подкультур). И в том, и в другом случаях обнаруживает себя внутренний источник самоконструирования, самосозидания, импульс, заложенный в самой культуре.

    Направленная на осмысление актуальных вопросов реальности, культура, как внутренне дифференцированная целостность, способна успешно развиваться только тогда, когда она находится в неразрывном единстве с индивидуальной и общественной жизнью, когда она духовно обогащает индивида и систему общественных отношений, духовный облик человека и общества, ибо её идейно-смысловое ядро образует основные социокультурные ценности (3; с. 41-43).

        Культура материальная и культура духовная, культура поведения и культура управления… Как во всем этом разобраться?

    Первое и ближайшее к каждому из нас – бытовое употребление понятия: культура речи, культура пения, поведения, чтения, культура производства, культура быта, культура управления и так далее. Здесь мы вкладываем в слово свою оценку чего-либо как хорошего или совершенного в своем роде, как мерило качества в сочетании со шкалой оценки: высокая, низкая, недостаточная и т.п. Все бы ладно, да вот беда: слишком велик разброс представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо.

    Другое значение понятия – ведомственное. Оно в ходу в государственных документах, ведомственных бумагах, в журналистике. Здесь под культурой понимают область ведения Министерства культуры – учреждения искусства, культурно-просветительную сферу, деятельность других творческих организаций. Ведомственные связи и зависимости выражены в таких, например, сочетаниях, как экономика и культура, наука и культура и т.д. За строкой бюджета «Культура» все однозначно понимают, что речь идет об учреждениях искусства и культурно-досуговых учреждениях.

    Третья ипостась хождения понятия культура – в различных науках. Во многих человеческих науках это есть один из специальных терминов. У историков культура предстает в ведомственном значении, составляя последний раздел характеристики эпохи. Для этнологов культура понимается как очень широкий пласт характеристики этноса в дополнение к хозяйственной (язык, одежда, обычаи, мораль, художественная деятельность и т.п.). Для искусствоведов культура есть область духовной жизни и деятельности, в составе которой наиважнейшей является художественно-творческая. Для представителей точных наук культура профессионально не нужна и она видится как неопределенная и нестрогая сфера душевных и умственных упражнений гуманитариев. Своё понимание культуры в антропологии, социологии, лингвистике, психологии и т. д.

    Итак, культура есть созданная и создаваемая человеком в процессе общественно-политической практики искусственная среда, необходимая для существования человека и развертывания его творческих сил, выраженная в совокупности предметных, знаковых, организационных формах и уровне освоения их человеком.

    В операционном плане в качестве аналитического инструмента для познания содержания культуры мы обратимся к понятию духовная культура как к продукту деятельности преимущественно умственной, а пока посмотрим слагаемые понятия культура, содержащиеся в определении.

    Первый класс явлений – предметный мир культуры: тепловозы и космические корабли, дома с мебелью и техникой, скульптура, картины и т.д. Поскольку он включает в себя и материальные носители творений духа, получается всё богатство культуры за вычетом человека-творца и продукта культуры. Потому предметную форму существования культуры можно считать одним из классификационных подходов.

    Другой класс явлений – знаковые формы существования культуры и связанный с ними феноменологический подход к понятию.

    Самым мощным и основным пластом в этой группе явлений есть язык в многообразных его формах. Первоначально – это звуковое обозначение предметов и явлений окружающего мира человека. Тысячи языков и наречий различаются, главным образом, фонетически и составом слов, обусловленным средой обитания, характером деятельности. Например, современный городской европеец, не говоря уже об африканцах, с трудом назовет полдюжины состояний снега в качестве прилагательных, а для чукчи, живущего в мире снега, каждое состояние обозначено своим словом. Позднее возник язык письменный. Древнейшие его виды – клинопись, иероглифы – одним знаком обозначали весь фонетический эквивалент слова. Или к общему знаку птицы, например, добавляли штрих, обозначающий вид птиц (голубь, павлин). Привычные нам письменные языки и алфавиты являются вариантами финикийско-арамейского, созданного в начале I тысячелетия до н.э. Чудесное изобретение – буквенное (знаковое) изображение звука. Как на базе семи нот творится бесконечное разнообразие музыки, так и на базе нескольких десятков букв – бесконечное богатство языка. Язык ближайшим образом свидетельствует о богатстве и уровне культуры.

    К естественному языку примыкают специальные, например, устная речь для глухонемых и письменный язык слепых. Образовался пласт из искусственных языков: азбука Морзе, математические формулы, язык дороги. К знаковым формам относятся мимика и жесты. Если мимика, выражающая преимущественно эмоциональное состояние, более-менее однозначна для представителей разных культур, то жесты нередко в разных культурах имеют различное значение. Знаковый характер имела и одежда. Она имела формы или компоненты, указывающие на социальную или профессиональную принадлежность, на возраст и семейное положение. Русская крестьянка от отрочества до старости раз пять меняла характер одежд. Известны в истории такие одежды-символы как фригийский колпак освобожденных рабов в Риме, короткие штаны дворян во Франции, цилиндр, картуз. Хотя всякий знак есть символ чего-то, но есть в зна­ковой форме культуры и специальный символический блок, в котором значение реальных предметов и явлений можно понять только в рамках данной культу­ры. Несовпадение сущности и явления. Например, священный для христиан крест обладает, якобы, мистической силой и защитит от всякой нечисти, дья­вольщины. Знамя - кусок порой разноцветной ткани, а для кого-то он есть знак Отечества и как крайний позор и поражение воспринимается захват его врагом. Гимн - обычная музыка, пока какое-то сообщество не признает ее символом страны. Или вот обряд (эти действия имеют, как правило, символический и не­понятный для представителя иной культуры смысл): молодых после венчания встречают у входа в родительский дом, по сторонам - друзья, родичи; они по­сыпают молодых мелкими деньгами, пшеном, хмелем. В этом - пожелание жизни безбедной, сытой и веселой. Знаковая форма культуры, охватывая почти весь спектр культуры, не может быть арифметическим слагаемым в понимании содержания культуры. Она есть одновременно другая классификационная грань или способ анализа культуры, который мы ранее назвали феноменологической концепцией культуры.

    Третьей составляющей понятия являются организационные формы культуры. Это внебиологические ответы на потребности человеческой деятель­ности, это система социальных институтов, предназначенных упорядочить су­ществование и организовать совместную деятельность членов общества. На за­ре человечества были вожди, которые определяли жизнь и деятельность рода, племени, дирижировали ею. Они мало отличались от вожака стада, которым становился самым сильный. По мере усложнения человеческой деятельности были востребованы не только сила вожака, но опыт и знания уже немощных стариков. Образуются советы старейшин. Итак, по мере укрупнения и услож­нения сообществ и содержания их деятельности, усложняется и их обществен­ная организация. От вожаков стада мы пришли к разнообразным и разветвлен­ным формам государственного устройства, при котором законодательно опре­делены назначение и функции социальных институтов (управление, экономика, право, банки, коммуникации, здравоохранение и т.д.) в организации жизнедея­тельности общества.

    Элементы разделения труда и организации жизни наблюдаемы и в животных сообществах (бобры, пчелы, муравьи), но там они константы и биологически детерминированы. Некоторые ученые, позицию которых можно бы на­звать социологическим взглядом на культуру, исследуя организационные фор­мы культуры, структуру общества склонны считать их. эти формы, сущностью и содержанием культуры. В соотношении «структура общества - структура культуры» есть уязвимые моменты: в основе общества есть очень высокой со­противляемости природный компонент - сам человек; не вполне поддаются со­циологической классификации и семиотико-семантические элементы культур разных сообществ. А посему будем рассматривать организационные формы культуры как один из необходимых, но не универсальных способов классифи­кации содержания и понятия культуры.

    Наконец, о заявленной в определении личностной форме культуры. Археологи наших дней открыли исчезнувшие культуры и по безмолвным их осколкам пытаются реставрировать, воссоздать целостное о них представление. Это мертвые культуры. Культура живет, пока живет ее носитель – этнос, состоящий из индивидов, личностей. Живет и развивается в той мере, в какой эти индивиды освоили предметный и знаковый мир культуры, ее оргформы.

    Личностную форму бытия культуры, ее развития, ее закономерности ис­следует такая составная часть теоретико-культурной науки как культурология, именуемая в некоторых западных книгах как культурная антропология. Выше уже был высказан взгляд па теорию культуры как философию человека. В этом контексте культурология занимается преимущественно историческим и содер­жательным аспектом философии человека, тесно дружит с историей, психоло­гией, социологией, археологией, этнологией, искусствоведением, науковедени­ем и т.п.

    Проблема освоения человеком предшествующего культурного опыта сообщества в его выше названных формах обнажается в связи с понятием «актуальная культура».

    Актуальная культура. Это понятие тесно связано с личностной формой бытия культуры, ибо обозначает тот пласт культурной совокупности, культурного массива и опыта общества, который освоен людьми и используется ими в их деятельности, который жизненно необходим для формирования определен­ного типа личности. Это освоенный массив культуры, за пределами которого, в запасниках остается значительная масса культурных явлений, не востребованных обществом сегодня.

    Объем культурного опыта таков, что на протяжении жизни отдельного конкретного человека не может быть освоен. Поэтому каждый человек или со­циальная группа осваивают только очень узкую специализированную часть всего спектра культурного опыта. Только такими совокупными усилиями удается в какой-то мере осваивать основные параметры исторического культурно­го опыта.

    Хотя общая масса культурной информации, освоенной людьми, возрастает, есть серьезные беспокойства теоретиков культуры но поводу уменьшения веса актуальной культуры в отношении ко всему культурному массиву (14; с.23-28).

        Что такое функции культуры и как их понимать?

    Первая функция – освоение и преобразование мира – связана с цен­тральным положением человека во Вселенной как мыслящею, творческого су­щества, призванного овладевать силами природы и продолжать с помощью данного ему разума процесс направленной эволюции природы. Овладение си­лами природы оправдано постольку, поскольку ведет к духовному совершен­ствованию.

    Вторая функция- коммуникативная - связана с социальностью челове­ка. Без общения с себе подобными человек не может стать нормальным членом общества. Прогрессирующее развитие духовных, творческих способностей обусловлено обменом мыслями, взаимной стимуляцией духовных усилий в со­временных поисках истины. Всякий длительный отрыв от общества приводит к духовной деградации.

    Третья функция культуры – сигнификативная - обусловлена, с одной стороны, разумностью человека, ослаблением в процессе эволюции инстиктивно - приспособительных форм поведения, а с другой космичностью, всемирностью человечества. Культура вырабатывает запас значений, символов, имен, знаков, данностей, из которых можно строить модели видимого и мыслимого мира, стратегии поведения, планы и сценарии развития явлений. Желая понять поведение людей, мы должны изучить их язык, основные категории, которыми они пользуются. Важно, к примеру, глубоко понимать, как трактуются людьми такие понятия, как совесть, честь, достоинство, милосердие, любовь, надежда, вера, профессиональный дои.

    Четвертая функция культуры – накопление и хранение информации. Информационные процессы воздействуют на идеологические процессы, спо­собствуя их стабилизации или разложению. В недавнем прошлом администра­тивно-командная система, получив контроль над органами печати, радио, теле­видением, не только не смогла установить тотальную диктатуру идеологии, но и сумела произвести настоящее опустошение в культуре. Уродливые идеологи­ческие структуры стремились ниспровергнуть общечеловеческие ценности, в них грубо фальсифицировалась история. Весь процесс хранения и передачи информации подчинялся сиюминутным политическим интересам, что оберну­лось разрушением культурного наследия. Работа с информацией становится се­годня важнейшей функцией общества. Необходимы усилия по сбору, обработке информации, изучению информационных потребностей различных социальных групп населения. Многое здесь могут сделать и организации, функционирую­щие в сфере культуры и искусства.

    Пятая функция культуры - нормативная. Общество нуждается в регулировании поведения людей, координации усилий и поддержании равновесия. Норма есть указание на те «пределы», «рамки», в которых человек может или должен действовать. Соблюдение норм поддерживает целостность сознания, является критерием человечности. В условиях развития рыночных отношений, влияние учреждений культуры на сознание включенных в экономические от­ношения людей трудно переоценить. Роль норм в общественной жизни поисти­не многообразна. Они поддерживают устойчивость традиций, институтов и личных взаимоотношений, сплоченность общества, позволяют оценивать по­ступки, указывают наиболее разумные, проверенные на практике способы дея­тельности.

    Шестая функция культуры состоит в психологической разрядке. Отвле­чение значительной части жизненной энергии в сферу деловой, творческой активности, неравномерные или чрезмерные психологические нагрузки могут создавать в психике значительные напряжения. Далеко не всегда существуют условия для свободного удовлетворения желаний, нормального отдыха. Нали­чие неудовлетворенных потребностей и желаний приводит к возникновению очагов возбуждения, делает психику неустойчивой, предрасположенной к взрыву. Движение и спорт, ритуальные действия, праздники и массовые гуля­ния, общение с искусством, коллекционирование, разнообразные игры - все это в той или иной мере служит уравновешивающим фактором в повседневном самочувствии и поведении человека. Большими позитивными возможностями об­ладают в реализации жизненно важной функции психологической разрядки все те же учреждения культуры и искусства, досуга и спорта.

    Седьмая – защитно-адаптивная - функция культуры обеспечивает под­держание равновесия между человеком и окружающей средой, поскольку куль­тура способна служить сама по себе надежным средством защиты. Использова­ние огня, одежды, строительство жилищ, а в наше время защита от излучения, химикатов, низких температур и перегрузок - вес это средства и способы «при­выкания» человека к условиям природы. Они тем надежнее и разнообразнее, чем активнее развивается научно-технический прогресс. Учреждения культуры активно пропагандируют знания из области экологии, медицины и этим помогают делу.

    Кроме перечисленных здесь функций культурологи выделяют и другие: гоминизация, социализация, инкультурация, индивидуализация и др.

    Гоминизация связана с обучением и воспитанием человека, передачей ему совокупного человеческого, общественного опыта.

    Социализация - это усвоение формирующейся личностью определенно­го «минимума» культуры, усвоение основных ролей, овладение языком, вхождение человека в ту или иную социальную группу.

    Инкультурация – это приобщение к культуре на глубинном, избирательном уровне, с учетом способностей и особенностей конкретной личности. Индивидуализация же – способствование развитию способностей, талантов, качеств личности, предопределенных природными задатками. Потребность в индивидуальной самореализации важна сегодня, как никогда прежде: само вре­мя требует от каждого члена общества максимального раскрытия его дарований, способностей, в том числе в сфере коммерческой, предпринимательской деятельности.

    Иногда выделяют и такие функции культуры как рекреативная , связан­ная с отдыхом и развлечениями, физической культурой, восстановлением сил и энергетических запасов организма, и гедонистическая , предполагающая глубокое удовлетворение или даже удовольствие, наслаждение, испытываемое че­ловеком от общения с искусством, миром прекрасного.

    Не все названные функции реализуются с одинаковой полнотой во всех без исключения культурных организациях, однако, в той или иной мере они свойственны каждой из них (20; с.16-19).

        Культура отдельного человека и культура всего общества,

    как они между собой взаимосвязаны?

    Рассматривая культуру как многогранный социальный феномен, следует учитывать ее значение как внутреннего духовного богатства человека, связанного с его постоян­ным совершенствованием, способностью создавать духовные ценности. Ведь именно с помощью культуры человек становится личностью, преодолевает ограниченность сво­его биологического жизненного существования, утверждает силу разума и свое единство с миром. А с совершенство­ванием человека преображается общество.

    Современным человеком культура воспринимается как синоним духовного и интеллектуального, нравственного и эмоционального обогащения в процессе его творческой жизнедеятельности. В этом контексте культуру можно рас­сматривать как новое, второе рождение человека, его восхождение к одухотворенной человечности. Ведь культурные реалии отнюдь не заложены в человеке изначально. Они складываются в процессе его жизнедеятельности. Известно, что природный человек, т. е. человек, выпавший из общества, десоциализируется, утрачивает способность жить в культуре. Значимость и оценка культуры начинается с того, какое место на своем жизненном пути занима­ет в ней человек, как он ощущает себя в ней. История его жизни – это летопись его развития в культуре и в то же время это путь постепенного накопления, концентрации культуры в личности. Культура оказывается не только моделью свободной творческой деятельности, но и неукоснительной силой духовного развития личности, идеальным средством ее самовыражения. Истинное богатство че­ловека начинается с культуры, возвышающей его. Имен­но в высокой культурности заложены его человеческие преимущества, через нее достигаются результаты его активности. Она служит для него универсальным механизмом адаптации к жизни, обществу, цивилизации.

    В современной культуре активно противостоят друг другу две полярные святыни – ценность социума и цен­ность личности. Патриотически ориентированные «славянофилъские» круги, «державники» настаивают на приори­тете социума. Их антагонисты славят свободную, соци­ально активную, творческую личность, воспитанную в идеалах индивидуализма. В той же мере противоборствуют ценности равенства и рынка. Благодаря культуре многие осознают, что идеал лавочника отнюдь не вершина и не итог развития человечества. В среде современной молоде­жи уже рождается противостояние культу «золотого тельца», желание активизировать арсенал духовных ценностей. Но вместе с тем в современном обществе рождается от­вержение традиционных установок на уравнение, нивели­ровку людей. Возникает тяготение к инициативе, предприимчивости. Когда человек безоружен перед окружающим миром, не способен постичь и разрешить жизненные коллизии, культура подсказывает, как преодолеть эти трудности. В сущности, культура – это процесс становления и обогащения человеческого разума. Именно творческий разум – перводвигатель творчества и деятельности челове­ка, его активности. Вместе с тем огромна роль человече­ской воли, чувств и чаяний людей.

    Культура со времен своего возникновения очень мно­гое дала человеку, но и многое из своих возможностей не реализовала. Насколько удалось ей выразить самое себя? Наступило время трезвого анализа возможностей культуры: что она в силах дать человеку и чего не может, что человек способен для нее сделать и что ему мешает в этом? Культуру можно рассматривать как пространственно-временной вектор, истоки которого в самом человеке. Поэтому, как нам кажется, решение духовно-нравственных проблем, с которыми сталкивается Россия, лежит не только в границах социально-экономических коллизий, но и в глубинах сознания и души каждого россиянина (3; с.45-46).

    Охватывает огромный от 150 тысяч лет до н.э. и до 4 тысячелетия до н.э. Она характеризуется первыми проявлениями человеческой мысли, запечатленной в камне. К этому этапу относится наскальная , петроглифы, геоглифы и т.д. В религиозном отношении первобытная культура отличалась верой в духов предков и всего, что окружало человека – воды, огня, земли, гор, ветра. А также начали появляться первые представления о магии и загробной жизни.

    Античность (4 тысяч до н.э. – V век н.э.) – наиболее красочная и богатая культурная эпоха, возникшая на основе уже имеющихся базовых понятий об обществе, вере, цивилизации. К этому периоду относятся высокоразвитые культурные центры разбросанные по всей планете: Древняя Греция, Рим, Египет, Китай, Индия, Месопотамия, а также культура Мезоамерики. Именно в период возникли такие архитектурные шедевры древности, как пирамида Хеопса, Стоунхендж, Парфенон, Великая китайская стена и многое другое. Также античность подарила человечеству пласт литературы – мифологию.

    Средневековье (V-XIV век н.э.) – период одичания, варварства и существенный откат в культурном развитии всего населения планеты. Позднее его окрестили «темными веками», хотя в большей степени это понятие относилось к средневековой Европе. Связано это было с падением Римской империи или с развитием христианского учения, у современного человека темный период истории ассоциируется с чумой, инквизицией, крестовыми походами, геноцидом коренного населения Америки испанскими конкистадорами и феодальной раздробленностью.

    Ренессанс (XIV-XVI век н.э.) – возврат общества к канонам античности, эта эпоха нашла отражение в архитектуре, живописи, скульптуре и повседневной моде. Философы, мыслители эпохи Возрождения ставили на первое место достижения человеческой мысли и преклонялись перед литературными произведениями античности. С Ренессансом связывают уход от представлений о плоской Земле, многочисленные географические открытия и окончательный переход к гелиоцентрическому мировоззрению. Также в этот период появляется такое понятие как «светский гуманизм» - уход от веры в бога к вере в человека и его возможности.

    Новое Время – сложный этап периодизации, который каждый может трактовать по-своему. Одни относят к нему весь период от XVI века до настоящего времени, другие считают, что Новое Время заканчивается началом XX века. Третьи же уверены, что к Новому Времени следует относить все от Средних веков до Новейшего Времени. Отличительной чертой этого периода истории можно считать непримиримую борьбу науки с религиозными предрассудками, глобальный научно-технический прогресс и объявление человеческой жизни высшей ценностью. В него вошли несколько более мелких периодов: Абсолютизм, Просвещение, Интеллектуализация.

    ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения