Биография Мусоргского. Некоторые факты. Модест Петрович Мусоргский: биография, интересные факты, творчество Интересные факты про мусоргского кратко о жизни

1839 г- 1881 г

История жизни

Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Детство он провел на Псковщине, в глуши, среди лесов и озер. Он был самым младшим, четвертым сыном в семье. Двое старших умерли один за другим в младенческом возрасте. Вся нежность матери, Юлии Ивановны была отдана двум оставшимся, а особенно ему, любимцу, меньшому, Модиньке. Это она первая стала учить его играть на старом пианино, стоявшем в зале их деревянного барского дома.

Но будущее Мусоргского было предрешено. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург. Здесь ему надлежало поступить в привилегированное военное училище - Школу гвардейских подпрапорщиков.

По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Обязанности его были необременительны. Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и сворачивает с пути, столь удачно начатого.

Незадолго до того один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями. Даргомыжский высоко оценил его незаурядные музыкальные способности и познакомил с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка».

Творческая деятельность

Творческая деятельность Мусоргского начиналась бурно. Каждое произведение открывало новые горизонты, даже если и не доводилось до конца. Так остались незавершенными оперы Царь Эдип и Саламбо, где впервые композитор попытался воплотить сложнейшее переплетение судеб народа и сильной властной личности.

Исключительно важную роль для творчества Мусоргского сыграла незаконченная опера Женитьба (1 акт 1868 г.), в которой он использовал почти неизмененный текст пьесы Н. Гоголя, поставив перед собой задачу музыкального воспроизведения человеческой речи во всех ее тончайших изгибах. Увлеченный идеей программности, Мусоргский создает, ряд симфонических произведений, среди которых - Ночь на Лысой горе (1867).

Но наиболее яркие художественные открытия были осуществлены в 60-е гг. в вокальной музыке. Появились песни, где впервые в музыке предстала галерея народных типов, людей униженных и оскорбленных: Калистрат, Гопак, Светик Савишна, Колыбельная Еремушке, Сиротка, По грибы. Поразительно умение Мусоргского метко и точно воссоздать в музыке живую натуру, воспроизвести ярко характерную речь, придать сюжету сценическую зримость. А главное, песни пронизаны такой силой сострадания к обездоленному человеку, что в каждой из них обыденный факт поднимается до уровня трагического обобщения, до социально-обличительного пафоса. Не случайно песня Семинарист была запрещена цензурой!

Вершиной творчества Мусоргского 60-х гг. стала опера Борис Годунов. Демократически настроенная публика встретила новое произведение Мусоргского с истинным энтузиазмом.

Работа над Хованщиной протекала сложно - Мусоргский обратился к материалу, далеко выходящему за рамки оперного спектакля. В это время Мусоргский тяжело переживал распад Балакиревского кружка, охлаждение отношений с Кюи и Римским-Корсаковым, отход Балакирева от музыкально-общественной деятельности. Однако вопреки всему, творческая мощь композитора в этот период поражает силой, богатством художественных идей. Параллельно с трагической Хованщиной с 1875 г. Мусоргский работает над комической оперой Сорочинская ярмарка (по Гоголю). Летом 1874 г. он создает одно из выдающихся произведений фортепианной литературы - цикл Картинки с выставки, посвященный Стасову, которому Мусоргский был бесконечно признателен за участие и поддержку.

Идея написать цикл Картинки с выставки возникла под впечатлением посмертной выставки произведений художника В. Гартмана в феврале 1874 г. Он был близким другом Мусоргского, и его внезапная кончина глубоко потрясла композитора. Работа протекала бурно, интенсивно: Звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успевая царапать на бумаге. А параллельно один за другим появляются 3 вокальных цикла: Детская (1872, на собств. стихи), Без солнца (1874) и Песни и пляски смерти (1875-77 - оба на ст. А. Голенищева-Кутузова). Они становятся итогом всего камерно-вокального творчества композитора.

Тяжело больной, жестоко страдающий от нужды, одиночества, непризнания, Мусоргский упрямо твердит, что будет драться до последней капли крови. Незадолго до кончины, летом 1879 г. он совершает вместе с певицей Д. Леоновой большую концертную поездку по югу России и Украины, исполняет музыку Глинки, кучкистов, Шуберта, Шопена, Листа, Шумана, отрывки из своей оперы Сорочинская ярмарка и пишет знаменательные слова: К новому музыкальному труду, широкой музыкальной работе зовет жизнь... к новым берегам пока безбрежного искусства!

Судьба распорядилась иначе. Здоровье Мусоргского резко ухудшилось. В феврале 1881 г. случился удар. Мусоргского поместили в Николаевский военно-сухопутный госпиталь, где он скончался, так и не успев завершить Хованщину и Сорочинскую ярмарку.

Весь архив композитора после его смерти попал к Римскому-Корсакову. Он закончил Хованщину, осуществил новую редакцию Бориса Годунова и добился их постановки на императорской оперной сцене. Сорочинскую ярмарку завершил А. Лядов.

2 марта 1881 года в двери столичного Николаевского военного госпиталя, расположенного на Слоновой улице в Песках, вошел необычный посетитель с холстом в руках. Он направился в палату своего давнего друга, которого привезли двумя неделями ранее с белой горячкой и нервным истощением. Положив холст на стол, открыв кисти и краски, Репин вглядывался в знакомое усталое и измученное лицо. Через четыре дня был готов единственный прижизненный портрет русского гения. Модест Петрович Мусоргский любовался своим изображением только 9 дней и умер. Он был вызывающе смелым и одним из самых фатальных музыкальных творцов XIX века. Гениальная личность, новатор, который опередил своё время и оказал значительное влияние на развитие не только русской, но и европейской музыки. Жизнь Мусоргского, так же как и судьба его произведений была сложна, однако слава о композиторе будет вечной, ведь его музыка пропитана любовью к русской земле и народу, который на ней проживает.

Краткую биографию Модеста Петровича Мусоргского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Мусоргского

Модест Петрович Мусоргский появился на свет 9 марта 1839 года. Родовым гнездом ему стало имение в Псковской области, где он жил до 10 лет. Близость крестьянского быта, народные песни и простой деревенский уклад жизни сформировали в нем то миропонимание, которое впоследствии стало основной темой его творчества. Под руководством матери он рано начал играть на фортепиано. Мальчик имел развитую фантазию и, слушая сказки няни, порой не мог всю ночь заснуть от потрясения. Эти эмоции находили свое выражение в фортепианных импровизациях.


Согласно биографии Мусоргского в связи с переездом в 1849 году в Санкт-Петербург его музыкальные занятия совмещались с обучением в гимназии, а затем и в Школе гвардейских прапорщиков. Из стен последней Модест Петрович вышел не только офицером, но и великолепным пианистом. После непродолжительной военной службы в 1858 году он вышел в отставку, чтобы полностью сосредоточиться на композиторской деятельности. Такому решению немало способствовало знакомство с М.А. Балакиревым , обучившим его основам композиции. С приходом Мусоргского формируется окончательный состав «Могучей кучки ».

Композитор много работает, премьера первой оперы делает его знаменитым, но другие работы не находят понимания даже у кучкистов. В группе происходит раскол. Незадолго до этого Мусоргский из-за крайней нужды возвращается на службу в различных ведомствах, но здоровье его начинает сдавать. Проявления «нервной болезни» сочетаются с пристрастием к алкоголю. Он проводит несколько лет в имении брата. В Петербурге, находясь в постоянном денежном затруднении, живет у разных знакомых. Только однажды, в 1879 году, ему удалось вырваться в поездку по южным областям Империи с певицей Д. Леоновой в качестве ее аккомпаниатора. Воодушевления от этой поездки, увы, хватило ненадолго. Мусоргский вернулся в столицу, был отчислен со службы и вновь погрузился в апатию и пьянство. Он был тонко чувствующим, великодушным, но глубоко одиноким человеком. В день, когда его за неуплату выставили со съемной квартиры, с ним случился удар. Еще месяц Модест Петрович провел в госпитале, где и скончался ранним утром 16 марта 1881 года.

Интересные факты о Модесте Петровиче Мусоргском

  • Упоминая две версии «Бориса Годунова », мы имеем в виду – авторские. А ведь есть еще и «редакции» других композиторов. Их не менее 7! Н.А. Римский-Корсаков , живший с Мусоргским в одной квартире в момент создания оперы, имел настолько индивидуальное видение этого музыкального материала, что два его варианта оставили неизменными считанные такты первоисточника. Свои инструментовки клавиров создавали Э. Мелнгайлис, П.А. Ламм, Д.Д. Шостакович , К. Ратхауз, Д. Ллойд-Джонс.
  • Иногда для полноты воспроизведения авторского замысла и оригинальной музыки в версию 1872 года добавляют сцену у собора Василия Блаженного из первой редакции.
  • «Хованщину» по понятным причинам также постигла многочисленная редактура – Римским-Корсаковым, Шостаковичем, Стравинским и Равелем . Версия Д.Д. Шостаковича считается наиболее близкой к оригиналу.
  • Дирижер Клаудио Аббадо для «Хованщины » 1989 года в Венской опере сделал собственную компиляцию музыки: он восстановил некоторые эпизоды в авторской оркестровке, вычеркнутые Римским-Корсаковым, взял за основу редакцию Д. Шостаковича и финал («Заключительный хор»), созданный И. Стравинским. С тех пор данная комбинация неоднократно повторялась в европейских постановках оперы.
  • Несмотря на то, что и Пушкин, и Мусоргский в своих произведениях представили Бориса Годунова детоубийцей, прямых исторических свидетельств того, что царевич Димитрий был убит по его приказу, нет. Младший сын Ивана Грозного страдал эпилепсией и, согласно показаниям очевидцев и официального следствия, умер от несчастного случая во время игры с острым предметом. Версию о заказном убийстве поддерживала мать царевича Марья Нагая. Вероятно, из мести Годунову она признала сына в Лжедмитрии I, хотя позже и отреклась от своих слов. Интересно, что следствием по делу Димитрия руководил Василий Шуйский, который позже, став царем, изменил свою точку зрения, однозначно утверждая, что мальчик был убит по поручению Бориса Годунова. Этого мнения придерживается и Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского».

  • Сестра М.И. Глинки Л.И. Шестакова подарила Мусоргскому издание «Бориса Годунова» А.С. Пушкина с вклеенными пустыми листами. Именно на них композитор отметил дату начала работы над оперой.
  • Билеты на премьеру «Бориса Годунова» раскупили за 4 дня, несмотря даже на их цену, втрое превышавшую обычную.
  • Зарубежные премьеры «Бориса Годунова» и «Хованщины» прошли в Париже – в 1908 и 1913 годах соответственно.
  • Не считая произведений Чайковского , «Борис Годунов» - самая известная русская опера, неоднократно ставившаяся на крупнейших сценах.
  • Знаменитый болгарский оперный певец Борис Христов на записи «Бориса Годунова» 1952 года исполнил сразу три партии: Бориса, Варлаама и Пимена.
  • Мусоргский – любимый композитор Ф.И. Шаляпина.
  • Дореволюционные постановки «Бориса Годунова» были немногочисленны и кратковременны, в трех из них заглавную партию исполнял Ф.И. Шаляпин. По-настоящему оценили произведение только в советское время. С 1947 года опера идет в Большом театре, с 1928 – в Мариинском, причем, в текущем репертуаре театра – обе редакции.

  • Бабушка Модеста Петровича, Ирина Егоровна, была крепостной. Алексей Григорьевич Мусоргский женился на ней, имея уже троих совместных детей, в числе которых был и отец композитора.
  • Родители Моди хотели, чтобы он стал военным. Его дед и прадед были гвардейскими офицерами, мечтал об этом и его отец, Петр Алексеевич. Но из-за сомнительного происхождения военная карьера была ему недоступна.
  • Мусоргские – смоленская ветвь царского рода Рюриковичей.
  • Вероятно, в основе внутреннего конфликта, мучившего Мусоргского всю жизнь, лежало и сословное противоречие: происходя из состоятельной дворянской семьи, он провел детство среди крестьян своей усадьбы, а в его собственных жилах текла кровь крепостного народа. Именно народ – главное действующее лицо обеих больших опер композитора. Это – единственный персонаж, к которому он относится с абсолютной симпатией и состраданием.
  • Из биографии Мусоргского мы знаем, что композитор всю жизнь оставался холостяком, даже его друзья не оставили свидетельств об амурных похождениях композитора. Были слухи, что в молодости он жил с кабацкой певицей, которая сбежала с другим, жестоко разбив ему сердце. Но доподлинно неизвестно, была ли эта история на самом деле. Также осталась неподтвержденной версия о любви композитора к Надежде Петровне Опочининой, которая была старше его на 18 лет, и которой он посвящал многие свои произведения..
  • Мусоргский – третий по исполняемости русский оперный композитор.
  • «Борис Годунов» идет в театрах мира чаще, чем «Вертер» Массне, «Манон Леско » Пуччини или любая опера «Кольца нибелунга » Вагнера.
  • Именно творчеством Мусоргского вдохновлялся И. Стравинский, который, будучи учеником Н.А. Римского-Корсакова, не признавал его правок в «Борисе Годунове».
  • Среди зарубежных последователей композитора – К. Дебюсси и М. Равель.
  • Мусорянин – прозвище, которое носил композитор в кругу друзей. Также его называли Модинькой.


  • В России «Хованщина» впервые прозвучала в 1897 году, исполненная Русской частной оперой С.И. Мамонтова. И только лишь в 1912 она была поставлена в Большом и Мариинском театрах.
  • В советские годы Михайловский театр Санкт-Петербурга носил имя М.П. Мусоргского. После реконструкции и возвращения исторического названия в качестве звонков в театре звучат несколько тактов из вступления к «Хованщине» («Рассвет на Москве-реке»), как дань уважения великому композитору.
  • Обе оперы Мусоргского требуют исполнения значительно расширенным составом оркестра для точной передачи выразительности музыки.
  • «Сорочинскую ярмарку» закончил Ц. Кюи. Эта постановка была последней оперной премьерой Российской Империи за 12 дней до революции.
  • Первый серьезный приступ белой горячки настиг композитора уже в 1865 году. Татьяна Павловна Мусоргская, жена брата Филарета, настояла на том, чтобы Модест Петрович переехал к ним в поместье. Его выходили, но от болезни он так и не оправился полностью. Уехав от родных в Санкт-Петербург, без которого не мог жить, композитор не оставил своего пагубного пристрастия.
  • Мусоргский умер на 16 дней позже императора Александра II, убитого террористами в Санкт-Петербурге.
  • Композитор завещал права на издание своих произведений известному меценату Т.И. Филиппову, неоднократно ему помогавшему. Именно он оплатил и достойные похороны Модеста Петровича на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

Творчество Модеста Петровича Мусоргского


Первое опубликованное произведение – полька «Подпрапорщик» - увидело свет, когда ее автору было всего 13 лет. В 17 он написал два скерцо, наброски дальнейших произведений большой формы так и не сложились в полноценные произведения. С 1857 года Мусоргский пишет песни и романсы, большинство из которых – на народные темы. Это было необычно для светского музыканта тех лет. Первые попытки написать оперы остались незавершенными – это и «Саламбо » по Г. Флоберу, и «Женитьба » по Н.В. Гоголю. Музыка к «Саламбо» полностью войдет в состав единственной законченной композитором оперы – «Бориса Годунова».

Биография Мусоргского гласит, что своим главным сочинением Мусоргский начинает заниматься в 1868 году. Либретто всех своих произведений большой формы он писал сам, текст «Годунова» опирался на трагедию А.С. Пушкина, а подлинность событий сверялась с «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. По мнению Модеста Петровича, в первоначальном замысле оперы было два основных действующих лица – народ и царь. За год работа была завершена и представлена на суд дирекции императорских театров. Новаторское, неакадемичное и во многом революционное произведение композитора шокировало членов капельмейстерского комитета. Формальная причина отказа от постановки «Бориса Годунова » была в отсутствии центральной женской партии. Так родился удивительный прецедент в истории оперы – две редакции, а по смыслу - две оперы на один сюжет.

Вторая редакция была готова к 1872 году, в ней появился яркий женский персонаж – Марина Мнишек, великолепная партия для меццо-сопрано, добавлен польский акт и любовная линия Лжедмитрия и Марины, переработан финал. Несмотря на это, Мариинский театр повторно отверг оперу. Ситуация складывалась неоднозначной – многие отрывки из «Бориса Годунова» уже исполнялись певцами на концертах, публика хорошо принимала эту музыку, а театральное руководство оставалось безучастным. Благодаря поддержке оперной труппы Мариинского театра, в частности, певицы Ю.Ф. Платоновой, настоявшей на исполнении произведения в свой бенефис, опера увидела свет рампы 27 января 1874 года.

Модест Мусоргский происходил из старинного дворянского рода. Родился будущий композитор 9 марта 1839 г. в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии.

В своей автобиографии Мусоргский писал: «...ознакомление с духом народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления ещё с самыми элементарными правилами игры на фортепиано».

Первым его педагогом по музыке стала мать - Юлия Ивановна Мусоргская. Уже в 9 лет он мог довольно легко сыграть большой концерт Фильда.

С 1849 г. Модест учится в петербургской Петропавловской школе, а затем в школе Гвардейских прапорщиков. Занятия музыкой он продолжает с одним из лучших педагогов города на Неве - А.А. Герке.

После окончания школы в 1856 г. Мусоргский был зачислен на службу в Преображенский полк. В июне 1858 г. он вышел в отставку и целиком посвятил себя творчеству.

В 1863 г., находясь на службе в Лесном департаменте, стал членом «Могучей кучки».

В 1879 г. он совершает концертную поездку по югу, во время которой была написана знаменитая «Песня о блохе».

12 февраля 1881 г. Мусоргского разбил паралич. Умер композитор в марте этого же года по дороге в госпиталь.

На его смерть В. Стасов написал некролог: «Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта: Как далеко еще до старческих годов и сколько надо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру!»

Музыкальное наследие:

Оперы: «Саламбо» (по роману Г. Флобера, 1863–1866 гг., не окончена), «Женитьба» (на текст комедии Н. В. Гоголя, 1-е действие, 1868 г.), «Борис Годунов» (по трагедии А.С. Пушкина, 1869 г.), «Хованщина» (либретто М., 1872-1880 гг., завершена по авторским материалам и оркестрована Римским-Корсаковым, 1883 г.), «Сорочинская ярмарка» (по повести Гоголя, 1874-1880 гг., окончена Ц. А. Кюи, 1916 г.)

Произведения для оркестра: скерцо B-dur (1858 г.), интермеццо (1867 г.), Ночь на Лысой горе (1867 г.), марш Взятие Карса (1880 г.)

Произведения для фортепиано: Картинки с выставки (1874 г.)

Произведения для хора и оркестра: хор из трагедии Софокла «Царь Эдип» (1860 г.), Поражение Сеннахериба (слова Дж. Байрона, 1867 г.)

Произведения для хора, солистов и фортепиано: «Иисус Навин» (1877 г.)

А.А. Голенищева-Кутузова, 1874 г.), Песни и пляски смерти (слова Голенищева-Кутузова, 1875-1877 гг.)

Для знакомства воспитателей с биографией и наиболее известными произведениями композиторов. Полученные сведения они могут использовать для закрепления с детьми материала музыкального занятия или при использовании музыкальных произведений на своих занятиях.

(21.03.1839 г., имение Карево (Псковская область) — 28.03.1881 г., Санкт-Петербург)

Русский композитор, один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства.

Детство прошло в атмосфере русской помещичьей усадьбы.

Первые музыкальные знания Мусоргский получил от матери (научился играть на фортепиано).

О себе композитор М. П. Мусоргский писал, что он «сын старинной русской семьи». В те годы дворяне отдавали сыновей в юнкерские и гвардейские школы. В такую школу определили и тринадцатилетнего Модеста. Однажды в школе был организован концерт. Воспитанники с восхищением слушали, как блестяще импровизировал на рояле новичок. А еще через некоторое время он удивил товарищей другим сюрпризом, принеся в школу тонкую тетрадь только что изданных нот. Это произведение - польку «Подпрапорщик» - тринадцатилетний автор посвятил «товарищам по юнкерской школе». Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров Мусоргский закончил успешно.

Началась служба. И, наверное, она продолжалась бы долго, если бы не встреча с композитором А. С. Даргомыжским. В его доме Мусоргский впервые услышал произведения М. И. Глинки и почувствовал, что хочет учиться, работать и посвятить себя искусству. Вскоре он познакомился с замечательным музыкантом М. А. Балакиревым и другими будущими членами «Могучей кучки» - творческого содружества передовых русских композиторов - А. П. Бородиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Ц. А. Кюи. Эти знакомства сыграли решающую роль в дальнейшей судьбе Мусоргского. Теперь уже главным в его жизни становится музыка. И он решает оставить блестяще начатую военную службу. Упорный труд, самообразование становятся его жизнью. Быстро растет талант композитора.

Затем учился в школе гвардейцев в Петербурге, добившись значительных успехов. В это же время брал уроки игры на фортепиано у известного педагога А. Герке.

В1858 г. Мусоргский уходит в отставку, невзирая на уговоры родных и друзей.

С этого времени Мусоргский целиком посвящает себя музыке, работая без остановки.

Трудная жизнь, постоянное безденежье подорвали и без того расстроенное здоровье композитора. Он умер сорока двух лет, не успев закончить многие начатые произведения. Но то, что он создал, ставит его в ряды величайших композиторов мира. Друзья, высоко ценившие талант Мусоргского, собрали его незаконченные материалы, обработали, кое-что дописали, оркестровали.

Последние годы жизни Мусоргский тяжело болел и после концертной поездки с певицей Д. Леоновой (летом1879 г.) уже ничего не писал. Умер в 1881 году.

«Картинки с выставки» Мусоргского не относятся к числу крупных сочинений композитора: мир знает его скорее как автора русских оперных фресок, «Бориса Годунова» и «Хованщины». В сравнении с ними «Картинки с выставки», написанные для рояля по мотивам картин художника Гартмана – произведение весьма скромное. Тем более, что картины эти почти детские: на них изображены колоритные сцены из сказок или бытовые зарисовки(«Тюильрийский сад», «Старый замок», «Балет невылупившихся птенцов», «Быдло»)…Однако именно в «Картинках с выставки» творческая манера Мусоргского проявилась в полном блеске.

«Баба-яга» изображает полет на метле всем известной злой колдуньи, которой няньки пугают детей. В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем как и положено нечистой силе. Основная тема похожа на нечаянно выхваченный фрагмент из русской пляски, под такую музыку можно прыгать и подбоченясь идти вприсядку, а можно и прокатиться на метле. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа.

И после краткого повторения темы полета баба-яга чуть ли не приземляется на самые

«Богатырские ворота». Вступает музыка, которая вполне могла бы стать российским гимном, столько в ней силы и мощи, так прочна в ней связь с русским народным духом – эта мелодия напоминает широкую величальную песню. Чтобы картина сверкающих богатырских ворот в городе Киеве стала еще более впечатляющей.

Мусоргский краткая биография и интересные факты из жизни русского композитора и пианиста изложены в этой статье.

Модест Мусоргский краткая биография

Мусоргский Модест Петрович появился на свет 21 марта 1839 года в деревне Карево в семье смоленских дворян.

Еще в юном возрасте он учился игре клавишных инструментах. Переехав в Санкт-Петербург, Модест занимается с великим пианистом Герке. Учитель поощрил своего ученика к написанию музыки. Первая музыкальная работа Мусоргского – полька Porte-enseigne Polka, написанная в 1852 году.

По стопам семьи он в 1852 году поступает в Школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В 1856 – 1858 годы служит в чине офицера лейб-гвардии в Преображенском полку.

На службе он встречается с композитором Александром Бородиным, Цезарем Кюи, Александром Даргомыжским, Владимиром Стасовым и Милием Балакиревым. Модест присоединился к «Новой русской музыкальной школе», которую те создали. Ее более широкое название – «Могучая кучка». Под влиянием Балакирева Мусоргский все свое время уделил композиции, уйдя в 1858 году со службы.

В период 1850-х-1860-х годов он создал много фортепианных и оркестровых сочинений, романсов и песен. Но некие обстоятельства заставили его вновь в 1863 году пойти на службу. По 1868 год Модест работает чиновником в Инженерном управлении. С 1868 года по 1879 год переходит на новое место службы – Лесной департамент, а еще спустя год – в Государственный контроль.

В 1879 году он как аккомпаниатор совершил концертное путешествие с певицей Леоновой по России. В период 1880-1881 годы работает аккомпаниатором в ее открытых Музыкальных классах.

Здоровье Мусоргского резко пошатнулось в феврале 1881 года. Его поместили в Николаевский военный госпиталь. Однажды к нему пришел посетитель Илья Репин и нарисовал его известный портрет. Умер композитор 28 марта 1881 года в этом же госпитале.

Произведения Мусоргского – «Саламбо», «Борис Годунов», «Женитьба», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», «Семинарист», «Козел», «Пирушка», «Спи-усни, крестьянский сын», «Гопак», «Светик Савишна», «Блоха», «Калистрат», «По грибы», «Колыбельная Еремушки», «Озорник», «Ночь на Лысой горе», «Интермеццо».

Модест Мусоргский интересные факты

С 6 лет занимался музыкой, под руководством матери.

Он имел прекрасную музыкальную память и мог сходу запомнить сложные оперы .

За свою недолгую жизнь (42 года), Мусоргский создал 5 опер (4 из которых не окончены), ряд симфонических сочинений, циклы вокальной и фортепианной музыки, множество романсов и хоров.

Композитор с 1863 года стал дописывать в своей фамилии букву «Г». До этого года все документы подписывались как Мусорский.

Илья Репин создал единственный портрет, написанный при жизни Модеста.

На месте захоронения великого композитора сейчас находится автобусная остановка.

В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, из-за непризнания его творчества, одиночество, бытовые и материальные трудности.

Мусоргский страдал запойным пьянством. После очередной попойки у него началась белая горячка. Попав в больницу, ему строго – настрого запретили употреблять алкоголь. Но Модест подкупил работника и тот купил ему бутылку вина. А на следующий день композитора не стало.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения