Юрий городецкий семья. Певец Юрий Городецкий: «Большая опера» - это шоу с элементами оперного пения. Но это был только один такой выпуск

"Такого голоса у нас давно не было!" - говорили о молодом теноре Юрии Городецком специалисты и любители музыки, когда осенью прошлого года он дебютировал в Белорусской опере в партии Ленского. Прекрасный лирический голос, невероятная естественная музыкальность, редкая для белорусской сцены культура исполнения… И вот буквально несколько дней назад Юрий получил признание на одном из старейших и престижнейших международных состязаний - конкурсе имени Франсиско Виньяса в Барселоне, который проходил с 9 по 21 января.

Из Барселоны Юрий Городецкий привез диплом - прежде молодые белорусские певцы на таких конкурсах столь успешно не выступали. Правда, в 1993 году третью премию на Виньясе получила выпускница минской консерватории сопрано Ирина Гордей (ныне солистка Мариинского театра). Но она к тому времени уже пела в Москве и на конкурсе представляла Россию.

Двадцатитрехлетний тенор Юрий Городецкий учится на пятом курсе Белорусской академии музыки в классе профессора Леонида Ивашкова. В нынешнем сезоне он стал солистом Белорусской оперы, в труппу которой его зачислили сразу после дебюта. Он спел в театре пока только три спектакля. На счету певца и дважды спетый в оперной студии при Академии музыки "Любовный напиток", где он исполнял партию Неморино. Сценический опыт, таким образом, небогат. Тем более поражает его успех на конкурсе в Барселоне.

- Юрий, с кем довелось конкурировать на конкурсе Виньяса?

Для участия в конкурсе заявлено было около 420 вокалистов из 50 стран мира. Но в итоге приехало туда около 270 человек - кто-то решил, что есть другие дела, кто-то просто заболел. Впрочем, это была не окончательная цифра: позднее, сразу на второй тур приехали люди, которые уже занимали призовые места на престижнейших федеральных конкурсах Европы. Они имели право в первом туре не участвовать. Таких участников было около двух десятков. В финал вышло только два человека из стран СНГ, кроме меня была еще одна россиянка, колоратурное сопрано, но диплома ее не удостоили.

Что до программы, то я выбрал себе категорию "Оратория - песня", благо программа конкурса позволяла такой выбор. Я пел арии из ораторий Баха, Генделя и Гайдна, романсы Рахманинова и Брамса. Большинство же исполняло оперные арии. Первую премию среди мужчин жюри не присудило. У женщин лучшей признана испанская колоратура Беатрис Лопес-Гонсалес. Этот конкурс судят, как правило, не певцы и педагоги, а руководители крупнейших оперных театров. Например, в этом году в жюри был музыкальный директор Венской оперы. Кроме премий и дипломов, на конкурсе было множество различных специальных призов. Мне досталась стажировка во Франции, куда я поеду в августе этого года.

Часто можно услышать: в Беларуси нет собственной вокальной школы. Многие молодые певцы уезжают в Москву и Санкт-Петербург, надеясь получить какую-то школу там. Но на так называемую "русскую вокальную школу" в мире смотрят скептически. Примерно так же воспринимают и вокалистов из других стран СНГ, где тоже опираются на "русскую школу". Показательно, что в этом году в финал конкурса Виньяса вышло только два человека из этого региона. Так что такое Юрий Городецкий: продукт зарождающейся белорусской вокальной школы или молодой певец с хорошими природными данными, которому просто повезло?

Скорее всего, это сочетание нескольких условий, которые и дали такой результат. Конечно, удачное выступление на конкурсе - это не моя личная заслуга. Это заслуга многих людей.

- Но нельзя же отрицать, что так называемый материал был у вас изначально. Другой вопрос, в чьи руки он попал…

Да, материал был, и мне приятно осознавать, что этот материал оценил мой педагог по классу концертно-камерного пения профессор Виктор Скоробогатов, у которого я занимаюсь со второго курса. Кроме того, к конкурсу Виньяса я готовился вместе с моим концертмейстером, аспиранткой Академии музыки Татьяной Максименей. Наше сотрудничество началось полгода назад, когда мы вместе поехали в Санкт-Петербург на конкурс вокально-фортепианных дуэтов. Позже стало ясно, что мы с Таней составляем команду. А команда - это то, что помогает добиваться успеха. Но вообще я признателен Виктору Ивановичу, который и подготовил меня к этому конкурсу. На занятиях с ним я получаю то, что сейчас котируется в мире. То, за что певцам платят деньги.

За что же певцам платят деньги? За стенобитный вокал мимо нот и поперек оркестра, как считают многие обыватели и даже начинающие вокалисты?

Музыка - это не ноты и не сила звука. Музыка - это та мысль композитора, который что-то хотел сказать. Если эта мысль разгадана, выражена голосом, если исполнитель вкладывает в произведение душу - тогда получается музыка. Именно над этим я начал работать, и я многое открыл для себя. Раньше пение представлялось мне иначе: нужно было думать, как вывести звук, куда его направить, как опереть и все остальное. А педагог заставил меня думать о музыке, и это было для меня открытием. Оказалось, что голос звучит еще лучше, когда не думаешь о технике!

- Планы на ближайшее будущее?

Планы? Работать. Поскольку я совсем-совсем молодой солист театра, мне нужно завоевывать какую-то репутацию. Нужно работать несмотря ни на что. Просто работать, работать и работать. Я еще очень плохо знаю оперу и только начинаю свой путь оперного певца. Рано строить большие планы.

Наталья ГЛАДКОВСКАЯ

Сам Юрий считает, что ничего сверхъестественного в его творческой судьбе нет. «Мне кажется, любой человек может добиться определенных высот, если захочет, - сказал в интервью «АиФ» артист. - Безусловно, для этого необходимы определенные составляющие, тем не менее, уверен: это возможно».

Талант… притягивать людей

Наверное, мне повезло, но у меня есть одно качество... талант, что ли, притягивать хороших людей, которые помогают мне совершенствоваться, идти вперед. В этом мое главное везение. Может, окружающие понимают, что мне нельзя не помочь. (Смеется.)

- Насколько реально выпускнику Академии музыки сразу стать ведущим солистом главного театра страны?

Я думаю, для новичка это невозможно: придется много работать на пределе всех своих сил много лет! Замечательно, когда есть возможность сразу петь ведущие партии. Но, с другой стороны, молодое дарование просто физически и психологически не способно выдерживать нагрузки в начале пути наравне с более опытными артистами.

Я пришел в театр достаточно гладко и спокойно. Причем пришел с выученной партией Ленского из оперы «Евгений Онегин», которую мне – молодому и начинающему - позволили исполнить в репертуарном спектакле. Но это еще не значило стать ведущим.

- Но сейчас, насколько я знаю, вы больше времени проводите за границей.

Я вспоминаю тот день, когда только пришел в театр: меня очень грела мысль, что я просто буду при нем и смогу поработать с дирижерами, концертмейстерами, на которых мы, студенты Академии музыки, смотрели как на «божество». Тогдашний руководитель оперы Маргарита Николовна Изворска спросила у меня: «Мальчик, не захочешь ли ты, проработав у нас несколько лет и набравшись мастерства, уйти куда-то?» На что я сделал большие глаза и, даже не понимая по-настоящему, о чем она говорит, воскликнул: «Нет, как можно!»

И до сих пор придерживаюсь этого мнения.

- Как вы попали на стажировку в Италию?

Громко сказано, потому что это была не стажировка в привычном понимании при каком-то театре. После международного вокального конкурса одна из членов жюри, очень хороший человек, которые мне встречаются, пригласила позаниматься под ее руководством. Она организовала проживание и концертные выступления, чтобы мне было на что жить.

Сейчас я таким же образом учусь в Бельгии.

«Враг женщин»

- Контракты стали вас сами находить?

Что вы! О контрактах нужно беспокоиться собственноручно: рассылать свои резюме по театрам. Я ленивый, поэтому рассылкой писем занимаюсь не очень активно, но на те, которые доходят до оперных театров, приходят приглашения приехать на прослушивание. Один раз я съездил, и выстрелило! Возможно, в следующем году у меня будет постановка в Льежском театре «Враг женщин», написанная современным автором в стиле классицизма.

Голос, безусловно, явление уникальное, а красивый - тем более, и для меня это не сюрприз. Как правило, я никогда собой не доволен, но очень приятно такое слышать, не скрою. Видимо, дело в том, что Виктор Иванович долгое время является тем неподкупным ухом, которое очень тонко контролирует мой голос и может точно сказать обо всех его недостатках и достоинствах.

История группы «Гуляй Поле»

Как всё начиналось

В августе 1983 году. Владимир Бойко и Юрий Городецкий познакомились на репетициях агитбригады Кубанского Госуниверситета, где они и составили костяк музыкального ансамбля (ВИА).

В 1984 году, создав свою группу (ансамбль) играли на танцах, свадьбах, а затем работали ресторанным ВИА.

Уже тогда были попытки написания собственных песен. В 1985 году, когда Юрия призвали в армию, В. Бойко присоединился к краснодарской группе "Транзит ".

В 1987 году. Ю. Городецкий, придя из армии, занялся рок-музыкой в составе одной из краснодарских рок-групп и стал одним из основателей краснодарского рок-клуба.

В 1988 году Ю. Городецкого также пригласили в группу "Транзит", в составе которой уже играл Владимир Бойко. Группа "Транзит" имела частично свой репертуар, написанный В. Бойко и Олегом Речистовым и в сентябре 1988 г. была приглашена участвовать в серии концертных программ во Дворце Спорта города Воронеж, главным участником которых был Вячеслав Добрынин.

Это знакомство изменило судьбу группы "Транзит".

Добрынин предложил совместную концертную работу и название своей старой группы — "ЧП ". Коллектив перебрался в Москву, на студиях Жарова и Бабенко было записано несколько своих и Добрынинских песен.

К лету 1989 года по ряду причин, совместная деятельность с Добрыниным закончилась, хотя дружеские отношения сохранились в полной мере. Во второй половине 1989 г. Юрий Городецкий работает у Владимира Асмолова , песни которого, может быть, некоторым образом повлияли на последующее творчество.

«Гуляй Поле»

В декабре 1989 г. В. Бойко и Ю. Городецкий записывают в полудомашних условиях несколько новых песен (некоторые из которых вошли в репертуар "Гуляй Поле". Это был совершенно новый тогда жанр, который только начинали разрабатывать такие исполнители, как Игорь Тальков , группа "Любэ" и Олег Газманов . В записи принимал участие также, Александр Егоров, который впоследствии, в 1993 г. присоединился к группе «Гуляй Поле». Пираты при этом быстро распространили запись по стране.

В начале 1990 года Ю. Городецкий с группой сопровождения успешно пробует новые песни на концертах, и в результате Бойко и Городецкого приглашают работать на "разогреве", набирающей тогда обороты, группы "Любэ ". Инициатором этой идеи был Олег Головко , директор группы "Любэ" и старый друг Игоря Матвиенко .

В ноябре 1990 г. к Бойко и Городецкому присоединяются ещё три музыканта, один из которых нынешний барабанщик группы «Любэ» - Александр Ерохин , и появляется название "Гуляй Поле ".

Начинается запись первого альбома "Бродяга " (декабрь 1990 - май 1991), изданного огромным тиражом фирмой "Мелодия ".

Продолжается совместная концертная деятельность с "Любэ" (ноябрь 1990 - апрель 1993). Группу приглашают во многие, наиболее популярные в то время телепрограммы ("МузОбоз", "50/50 ", "Утренняя почта", "Утренняя звезда" и д.р.)

С сентября 1991 г. по август 1992 был записан второй альбом "Любо, братцы, любо ", где В. Бойко выступил уже как зрелый композитор, аранжировщик и звукорежиссёр.

В декабре 1992 года Алла Пугачёва, которой понравилась песня Владимира Бойко "В ночь, на праздник Рождества" приглашает "Гуляй Поле" открывать программу "Рождественские Встречи".

С лета 1993 года группа «Гуляй Поле» начинает вести самостоятельный образ жизни и базируется на студии Евгения Дроздова. К марту 1994 года Был записан третий альбом "Сибирь ", где очень гармонично влился "новый-старый" клавишник, аранжировщик и композитор Александр Егоров .

Весной 1994 года «Гуляй Поле» сочиняет и записывает Гимн газеты "Московский Комсомолец" (МК ), с которым успешно выступает на праздниках народной газеты. «Гуляй Поле» продолжает принимать участие во многих масштабных концертных и телевизионных акциях - (50-летие Победы , Юбилей "МК ", 850-летие Москвы и т.д.).

Весной 1994 года режиссером А. Никишиным снимается клип "Сибирь", который многократно и с успехом транслировался центральными каналами. «Гуляй Поле» много гастролирует.

Группа ведет много благотворительной концертной работы (ветераны ВОВ, "афганцы", госпитали, солдаты и сотрудники милиции).

В начале 1997 года появляется в свет новый альбом "По улочкам Арбата ".

Летом 1997 года кинорежиссёр Сергей Зезюльков снимает для группы клип песни Александра Егорова, написанной на слова Александра Шаганова "Гармошечка" с участием Владимира Толоконникова и шоу двойников . Эта была очень удачная, яркая и талантливая работа, некоторые телеканалы в течении нескольких лет транслировали этот ролик.

Летом 1999 года «Гуляй Поле» открывает в Лужниках Большой Московский Фестиваль Пива.

Осенью 2000 года компанией Иосифа Пригожина "NOX MUSIC " издаётся сборник лучших песен группы - "Гармошечка ", неоценимую помощь в продвижении которого, (как, впрочем, и двух последующих альбомов) оказал Александр Митюков.

В 2001 году в группу приходит новый бас-гитарист, старый приятель В. Бойко и Ю. Городецкого - Владимир Глоба, а Бойко и Городецкий записывают одну из своих самых красивых песен - " Талисман ".

Группу приглашают участвовать в многочисленных фестивалях («Золотой Шлягер», «Виктория», «Звёздный Дождь», «Южные Ночи», «Славянский Круг » и др.). «Гуляй Поле» становится членом международного Детектив Клуба . Издаётся сборник лирических песен (баллад).

С 2005 года в коллективе новый барабанщик - Александр Маевский.

Группа продолжает участвовать во многих теле - и больших концертных программах. Примечательно неоднократное участие «Гуляй Поле» в концертах памяти Владимира Высоцкого и акциях посвященных Юрию Визбору в Кремлёвском Дворце и Лужниках.

Очень удачной работой стала записанная группой песня Ю. Визбора "Зима будет большая " в великолепной аранжировке Владимира Бойко.

«Гуляй Поле» много работает благотворительно : для ветеранов, медиков, раненых бойцов, солдат-срочников, курсантов, милиции и т. д. Показательно участие группы в акции "Вечно в строю ", проводимой для семей погибших милиционеров, сотрудников спецслужб, солдат и офицеров, а также многочисленные выступления в программах благотворительного фонда "Петровка -38 ". Группа постоянно участвует в акциях "Вахты Памяти ", в том числе в полевых условиях, на раскопках останков советских солдат, погибших на полях боёв Великой Отечественной Войны.

К 60-летию Победы был издан альбом с одноимённым названием и заглавной песней - Победа. На конкурсе песен военной тематики , проводимым первым телеканалом, и посвященном 65-летию Великой Победы, песня "На войне, как на войне ", написанная совместно с Михаилом Таничем , заняла 12-е место из семи с лишним тысяч песен , участвовавших в конкурсной программе. На сегодняшний день готов материал для нового альбома, а также видеоматериал для DVD - сборника.

Программа концертных выступлений коллектива очень зрелищна, универсальна и может прекрасно вписываться, как в веселые народные гуляния, так и в серьезные тематические мероприятия.

Голос солиста Владимира Бойко, как выразился Олег Митяев , имеет свою, ни с кем не сравнимую харизму и обаяние. Веселая, праздничная энергетика на концертах гармонично чередуется с лирикой, патетикой и динамизмом.

Около десятка композиций группы "Гуляй Поле" - стали хитами, узнаваемы и любимы в народе. Группа имеет многочисленные награды, среди которых, юбилейная медаль "65 лет Великой Победы ", орден Св. В. Кн. Дмитрия Донского и Св. Пр. Игумена Сергия Радонежского , а также многочисленные дипломы, грамоты и благодарности.

Выступления и песни группы получили высокую оценку многих известных деятелей культуры, прессы, политиков, а самое главное - простых людей.

Добрую оценку россиян.

Обычно белорусский тенор блистает в классических операх. А на конкурсе он впервые исполнит поп-хиты. Фото: Михаил Нестеров

Новый концертный сезон для Юрия Городецкого станет десятым. В арсенале тенора - жемчужины мирового репертуара, громкие международные победы, престижные стажировки и ангажементы.

8 октября стартует музыкальный телеконкурс «Большая опера». Уже в четвертый раз жюри, куда входят звезды мировой сцены, предстоит выбрать самого талантливого молодого вокалиста.

Два года назад третье место занял солист Большого театра оперы и балета Беларуси Илья Сильчуков. Когда главному театру республики предложили вновь отправить на конкурс своего артиста, дирекция тут же решила: делегируем Городецкого!

ЗРИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ В ПЛЕНУ ИЛЛЮЗИЙ

- Юрий, «Большая опера» для вас - счастливая случайность?

Можно сказать и так. Сам бы никогда не решился подать заявку на этот конкурс. Но судьба подарила счастливый билет.

- Вам не кажется, что вокальные конкурсы превратились в чистое шоу?

Заметил это еще на оперном конкурсе BBC в Кардиффе: операторы снимают каждый шаг участников. Остаются секунды до выхода на сцену, а в сантиметрах от твоего лица - камера. Фиксируется все: от глотка воды до нервного вздоха.

По сути, получается даже реалити-шоу. Артист превращается в обычного человека с очень земными проблемами - усталостью, волнением. Надо ли это? Думаю, зрителя лучше оставить в плену оперных иллюзий, не стоит раскрывать ему все наши тайны.

- Почему тогда согласились участвовать в телепроекте?

- В таких конкурсах есть и много плюсов. Для молодых артистов это хорошая возможность заявить о себе. Ведь шоу смотрят миллионы телезрителей по всему миру.

- Как готовитесь к съемкам?

Внимательно посмотрел предыдущие выпуски. Думаю над репертуаром. Пока не имею права раскрывать все секреты. Могу лишь сказать, что будет двенадцать конкурсных дней. Это и день оперных кумиров, и программа под названием «Верди или Чайковский».

С интересом жду выпуска, когда нам придется выступать под «минусовку». Для этого дня выберу что-то из хорошей «попсы» середины прошлого века. Зрителям будет интересно увидеть оперных артистов в необычном амплуа.

- Первый выпуск - самый ответственный. Уже определились, что будете исполнять?

Для самопрезентации выбрал романс Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток». Вещь универсальная и безумно сложная. Но это мой любимый музыкальный фрагмент.

АРТИСТ - КАК ШКОЛЬНИК

- С чего оперный артист начинает работу над ролью?

С элементарной выучки. Нужно, как школьник, сесть за парту и вызубрить текст. От этого никуда не деться.

В одном из своих интервью пианист Григорий Соколов очень интересно рассказывал о своих «взаимоотношениях» с роялем. А в каких отношениях вокалисты со своим голосом?

Иметь инструмент в самом себе - большая ответственность и дисциплина. За десять лет с голосом происходили разные метаморфозы. Иногда он работает, а иногда нет. Вообще петь - ненормально, это не очень естественное человеческое состояние. А петь хорошо - тем более. Если получается, всегда настораживаюсь: «Как я это сделал?»

Плох тот актер, который не мечтает сыграть Гамлета. Продолжите фразу: плох тот тенор, который не мечтает спеть...

-…Отелло. Если говорить о других ролях - это хрестоматийные Хозе из «Кармен», Канио из «Паяцев». Я бы очень хотел целиком исполнить партию Неморино в «Любовном напитке».

ДОСЬЕ «СВ»

Юрий Городецкий родился в 1983 году в Могилеве. Окончил Могилевский музыкальный колледж и Белорусскую академию музыки. Учился в Высшем институте музыки в Модене (Италия), занимался в Оперной студии Музыкальной капеллы королевы Елизаветы (Бельгия).

В 2012 - 2014 годы - участник Молодежной оперной программы Вашингтонской национальной оперы. С 2006 года - солист Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси.

ФОРМУЛА УСПЕХА

ЧТОБЫ ПОВЕЗЛО, НУЖНО РАБОТАТЬ

- В современном театре очень много говорится об универсальности артиста.

Оперный певец должен занимать определенную нишу, в противном случае он будет неинтересен. В первую очередь - для оперных функционеров, потому что сразу встает вопрос: «Как тебя рекламировать?» Всеядным быть нельзя.

Лично я сейчас тяготею к творчеству Моцарта. Безусловно, есть еще и русская музыка, мои любимые «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Снегурочка». Их нельзя не исполнять.

- Мир большой оперы сегодня не менее жесткий и жестокий, чем мир большого бизнеса?

В современном оперном мире нужно постоянно что-то доказывать. Даже самому себе. Просто так никто никуда не позовет, это абсолютный миф! Другое дело, элементарная случайность, примеров которой в истории множество. Но ты всю свою жизнь должен работать на эту самую случайность.

- Есть какая-то своя формула успеха?

Для того чтобы сохранять вокальное здоровье и творческую форму, нужно постоянно балансировать, быть очень гибким, мобильным. Ведь то, что мы выносим на публику, - это как «план А». Волшебство же начинатся, когда совершенно неожиданно для всех на концерте или на спектакле происходит то, чего невозможно было добиться на репетициях.

Хороший музыкальный момент может перевернуть в жизни очень многое. Жаль только, пленку отмотать невозможно, и каждый раз - как первый. У тебя есть только одна попытка: выходишь и поешь.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения