Конспект урока по Географии на тему "Введение. Источники географической информации" (1 курс СПО)

Экономическая и социальная география мира - это общественно-географическая наука, предметом изучения которой являются общие закономерности развития и размещения населения и хозяйства на земном шаре, а также в отдельных регионах и странах. Важнейшими целями ее исследования является поиск рационального расселения и размещения хозяйства и оптимизация отношений между развитием общества и природы.

Методы географических исследований — способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообес-печенности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования. Выделение физико- географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

Географическая карта - это уменьшенное изображение поверхности Земли, на которую нанесены условные знаки и координатная сетка.

Понятие географической карты

Географические карты отображают связи, состояние и размещение общественных и природных явлений, их перемещения и развитие. Карты, которые отображают одни характеристики, могут объединяться в атласы.

Виды географических карт

Общегеографические карты, на которых изображены такие географические явления как гидрография, рельеф, населенные пункты, промышленные центры, границы и коммуникации.

Тематические карты, изображающие динамику и взаимосвязь таких явлений как экономика, социальная сфера, общество, политика.

Согласно назначению, географические карты бывают таких видов :

Научно-справочные

Культурно-образовательные

Учебные

Технические

Туристические

Навигационные

По территориальному охвату существуют три виды географических карт:

Географические карты мира

Географические карты материков

Географические карты регионов и государств.

Первые географические карты

История создания первых географических карт уходит корнями в период ранней Античности. Для того чтобы облегчить ориентацию в море, первые мореплаватели начали изображать поверхности и расположение берегов относительно воды.

Самая древняя географическая карта была найдена во время раскопок в Турции, ее возраст составляет около 8 тысяч лет. Основы современной картографии заложили древние греки.

Первое изображение земной поверхности, которое изготовили мореплаватели Греции, греческий философ Анаксимандр назвал картой. К сожалению, первые географические карты, которые изготавливались в период античности, очень часто не были достоверными.

Ученые рисовали их на основе записей и рассказов моряков. Те участки, о которых не имелось сведений, авторы дорисовывали с помощью своей фантазии. Иногда неизведанные земли изображали в виде белых пятен.

Значение географических карт

Географические карты имеют огромное значение для изучения географии, а также для жизнедеятельности людей. Благодаря картам, путешественники ориентируются в пространстве, ведь карты - это уникальный инструмент для того, чтобы найти наиболее короткий маршрут к населенному пункту.

Для того, чтобы полноценно использовать географические карты в туристических путешествиях, необходимо знать язык карты: понимать значения символов и надписей, нанесенных на нее. Несмотря на достижения науки и техники, многие люди по-прежнему используют географические карты, которые являются более надежным источником географической информации.

Географические карты не заменимы во время учебного процесса. Пользуясь картой, мы можем безошибочно определить расположение того или материка, острова, реки и даже города. Ученики смогут легко выяснить все особенности промышленных регионов, социальную и религиозную структуру государств.

2. Какой источник географической информации вам особенно интересен? Почему?

Особый интерес представляют географические карты. Как источник географической информации они уникальны. С помощью географических карт можно составить достаточное подробное описание любой территории Земли. Они дают представление о размещении географических объектов и распространении географических явлений. Таким образом, географические карты – основной источник географической информации.

3. Проанализируйте какую-либо газету или журнал. Выпишите термины, названия, относящиеся, на ваш взгляд, к курсу географии, который вам предстоит изучать.

В газетах и журналах, чаще всего встречаются следующие термины, которые можно отнести к курсу географии: страна, государство, территория, граница, население, погода, военные конфликты, транспорт, город, промышленность.

4. Продолжите определение

Картографическими проекциями называют математические способы изображения на плоскости поверхности земного шара (эллипсоида).

5. Почему картографические проекции отображают земную поверхность в искаженном виде?

Картографические проекции представляют собой изображение земной поверхности на плоскости. Перенести шарообразную поверхность на плоскость без искажений невозможно.

6. Дополните схему

7. От чего зависит выбор картографической проекции

Выбор картографической проекции зависит от назначения карты, от размера изображаемой территории и широты, на которой она расположена.

8. Приведите примеры использования конкретных картографических проекций для изображения: а) полярных областей; б) территории России; в) материков и океанов; г) мира. Для этого воспользуйтесь текстом §3 в учебнике.

А) полярные области – азимутальная проекция;

б) территория России – коническая проекция;

в) материки и океаны – коническая или цилиндрическая проекция;

г) мир – цилиндрическая проекция.

На фотоснимке изображен современный город. Перспектива фотографии говорит о его значительной величине. Из характерных черт можно отметить преобладание средневысотных зданий. Высотные здания характерны только для делового центра. Представленная на снимке спиралевидная закрученная башня - черта современных крупных городов в развитых странах. Скудная растительность среди песков говорит о сухости климата.

10. Внимательно изучите рисунок 3 в учебнике. Выберите любую карту в атласе для 7 класса и укажите, какие способы изображения были использованы при ее создании.

Физическая карта мира – качественный фон, линейные знаки, внемасштабные знаки.

11. Проанализируйте карты в атласе, выделите из них:

а) общегеографические – физическая карта мира, физические карты материков;

б) тематические – карта строение земной коры, геологические карты, климатические карты мира и материков, почвенные карты, карты природных зон, политические карты, карты плотности населения и народов.

Как карты в атласе различаются по масштабу?

В атласе представлены мелкомасштабные и среднемасштабные карты.

13. Картографическая проекция это:

1. чертеж какой-либо территории;

3. градусная сетка

2. математические способы изображения на плоскости земной поверхности;

14. Выберите верное утверждение:

1. Картографические проекции отображают земную поверхность без искажения.

3. Для изображения полярных областей используют цилиндрическую проекцию.

2. Линейными знаками на карте показывают дороги, реки, границы.

15. Территории, однородные по какому-то признаку, выделяют;

1. изолиниями;

2. линейными знаками;

3. способом качественного фона;

4. внемасштабными знаками.

3. способом качественного фона.

Географические информационные системы. Географическая информация постоянно используется в управлении, планировании, прогнозировании и социально-экономического развития, повседневном быту. На основе географических баз данных (БД) формируются географические информационные системы (ЛС) - созданные с помощью ЭВМ "хранилища" географических знаний о территориальной организации и взаимодействие общества и природы. ПС является автоматизированной системой хранения, анализа, представления пространственных данных в виде текста, таблиц, графиков, карт (рис. 2). В состав ПС включаются: ЭВМ, программное обеспечение, пространственная информация в виде картографических данных о природные компоненты, хозяйство, угодья, дороги и др. Они являются автоматизированными системами, которые оперируют пространственно координированной информации. Функционирование ПС осуществляется в такой последовательности: сбор и автоматизированную обработку географической информации, ее пространственная привязка и представление в виде электронной карты на экране дисплея, перевод этой карты в бумажную форму в случае необходимости (например, создание атласов).

По размерам охватываемых территорий ПС делятся на глобальные, национальные, региональные, местные, локальные. Они используются для составления географических карт, кадастров природных ресурсов, инженерных изысканий и проектирования, формирования управленческих решений, их также различают по отдельным объектам и направлениям исследований: географические, экологические, земельные, имущественные, лесопользования, водо ресурсные, рекреационные, туризма и др.

В Институте географии НАНУ разрабатывается многоцелевая Национальная ПС Украины, целью которой является создание географо-кибернетической модели региона. В Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко исследуются автоматизированные картографические системы на базе цифровых карт, объемные компьютерные модели современных городских ландшафтов Киева.

Важной составляющей ВС является аэрокосмическая информация, данные аэровизуальных наблюдений, наземных датчиков и др. Такие ПС называют интегрированными. В их базах данных картографические данные сочетаются с дистанционными изображениями поверхности Земли, они имеют блоки для приема и программы по обработки аэрокосмических материалов. Базы данных ПС формируются из многих источников географической информации. К ним относят учебники, учебные пособия, карты и атласы, научные отчеты по результатам географических исследований, статистические справочники данным о развитии хозяйства страны, энциклопедии, словари, результаты географических исследований, публикуемых в книгах, научных журналах, данные наблюдений, проводимых учреждениями государственных служб: геологической и гидрометеорологической, геодезии, картографии и кадастра, других учреждений и ведомств.

Географические исследования. Важным источником географической информации является экспедиционные исследования, путешествия, краеведческие экскурсии, занятия туризмом, альпинизмом. Полевые экспедиционные исследования бывают экспедиционными и стационарными. Экспедиционными является изучение отдельных природных компонентов, отраслей хозяйства (геоморфологические, гидрологические, геоботанические, океанические), которыми охватываются большие по площади территории и акватории). Природные и хозяйственные комплексы и регионы познаются в процессе комплексных географических исследований (природно-географических, ландшафтоведческой, экономико-географических, природно-ресурсных, природоохранных). Экспедиционные исследования выполняются отрядами ученых по специально разработанным программам и методикам и делятся на три периода: подготовительный, полевой экспедиционный и камеральный (обработка собранных материалов, написание отчета, составление карт). При экспедиционных исследованиях используются аэрокосмические снимки земной поверхности, выполненные из летательных воздушных и космических аппаратов. Аэрокосмические снимки дешифруют - распознают отражены на них объекты по их форме, цвету, тону изображения. Взгляд на Землю из Космоса охватывает ее

большие тектонические структуры, пустыни, речные бассейны, районы, труднодоступные для наземных экспедиций. Спутники обеспечивают возможность исследовать динамику и периодичность природных процессов, уникальные явления и объекты (извержение вулканов, пожары, сход снежных лавин, оползни, разломы земной коры, загрязнение атмосферы и др.). С космических высот открывается новый, доселе неизвестный нам мир, новые закономерности природных условий, особенности урбанизации, температурные неоднородности в морях и океанах, лесных массивах.

Рис. 2. Общая схема функционирования ПС

В 1995 г. Запущен первый украинский спутник "Сич-1", оснащенный приборами для дистанционного зондирования Земли, инвентаризации и оценки земель, поисков полезных ископаемых, метеорологического прогнозирования, контроля состояния окружающей среды. Украина сотрудничает с космическими агентствами Европейского Сообщества, России, Германии, Франции, Латинской Америки по космическим исследованиям природных ресурсов и охраны природы. В Украине функционируют Центр аэрокосмических исследований Земли, Центр радиофизического зондирования Земли, Морской гидрофизический институт.

Ими получается географическая информация о природных и техногенных процессах, изменения природной среды, геохимические аномалии, города и пригородные территории, загрязнение атмосферы, подтопления, карьеры, абразии, состояние растительного покрова, участки радиоактивного загрязнения, выбросы очистных сооружений и др.

Стационарные географические исследования проводятся регулярно на протяжении многих лет на специально оборудованных географических стационарах. На них подробно изучаются изменения природных комплексов во времени. В Украине такие научные комплексные физико-географические исследования были начаты академиком Г. Высоцким на Великоанадольском стационаре для изучения влияния гидроклиматичних и грунтовых условий на лесоразведения в степной зоне Украины. Стационарные географические исследования проводятся на базах Института географии НАН Украины, Киевского, Львовского, Одесского, Харьковского, Таврического университетов.

Наблюдение за состоянием атмосферы и гидросферы проводятся на гидрометеорологических станциях и постах, на которых работают молодые специалисты по метеорологии и климатологии, гидрологии и гидроэкологии, океанологии. В учреждениях Гидрометеорологической службы Украины работает более 5000 сотрудников. В Украине около двухсот гидрометеорологических, авиа-, аэро- и агрометеорологических станций. По состоянию рек, озер, водохранилищ, морских лиманов проводятся наблюдения на 400 гидрологических постах. Наряду с ними агрометеорологические показатели фиксируются на 150 пунктах, осуществляются озонометрические, радиолокационные исследования формирования облаков, осадков, загрязнение атмосферы, вод, почв.

Наше государство имеет членство во Всемирной службе погоды, Всемирной метеорологической организации. Гидрометеорологические условия являются важными экономическими и социальными факторами: от них зависят социальное и экономическое состояние государства, экологическая ситуация, АГРОПРОИЗВОДСТВЕННОЕ комплекс, энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, военная безопасность, рекреация. Источниками географической информации является краеведческие исследования и описания родного края, городов, других населенных пунктов. Ими служат также описания путешествий, туристических и альпинистских маршрутов, экскурсий.

Существенными составляющими географической информации есть карты и атласы. Карты является вторым языком картографии. Картографические изображения передают, воспроизводят размеры и свойства географических объектов с помощью географических средств и знаков (линий, точек, фигур) и цветного фона. Комбинации графических знаков и фона являются средствами картографического моделирования, создания картографических образов (геозображень). Для понимания отображенных на карте природных и хозяйственных объектов, компонентов природных условий, процессов, закономерностей их распространения к картам прилагаются легенды. Текст легенды, географические названия, термины и понятия позволяют "читать" карту, пользоваться ею, находить на ней новые факты.

Карты являются важнейшими составляющими информационных структурных блоков географических атласов. Географы и картографы имеют значительный опыт составления комплексных и отраслевых, научно-справочных и учебных атласов. Исключительное значение приобретают национальные атласы. По Указу Президента Украины Л.Д. Кучмы от 01.08.2000 года "О национальном атлас Украины" создается новый картографический произведение - Национальный атлас Украины. В нем будет отражена пространственная характеристика природных условий и ресурсов, населения, хозяйства, экологических условий, науки и культуры Украины. Национальные атласы являются интегральными картографическими моделями государств как природно-ресурсных и социально-экономических территориальных систем. Национальный атлас Украины должно обеспечивать географической информации государство, ее регионы и их органы управления, научные, образовательные, проектные, производственные и общественные учреждения, помогать распространения географических знаний о нашем государстве, способствовать ее сотрудничеству с другими странами мира.

Географическую информацию продуцируют Институт географии, Институт геологических наук, Институт ботаники, Институт зоологии, Совет по изучению производительных сил Украины, региональные естественнонаучные и общественно-экономические подразделения Национальной академии наук Украины. Разнообразную географическую информацию хранят Национальный естественный музей Украины, областные и районные, городские краеведческие музеи. Географические исследования проводятся научными лабораториями вузов, научными подразделениями природных и природно-исторических заповедников, национальных природных парков, биосферных заповедников. Разнообразная географическая информация есть в статистических справочниках, словарях, энциклопедиях, научных журналах, периодических изданиях. Результаты научных исследований, описания путешествий, районов Украины и мира приводятся в "Украинском географическом журнале" (основан в 1992 p.), Журнале "География и основы экономики в школе" (издается с 1995 p.), Еженедельнике "Краеведение. География. Туризм "(издается с J996 p.), научных вестниках и сборниках, которые издаются научными учреждениями, вузами, заповедниками, печатаются как материалы научных конференций, географических съездов и др.

Географической информации наполнены средства массовой информации: газеты, передачи радио и телевидения. Создаются географические научно-популярные, документальные, учебные фильмы. Большие возможности для получения и использования актуальной географической информации предоставляет Интернет. Географические по содержанию описания и картины находим в научно-популярной и художественной литературе, произведениях живописи, ландшафтной архитектуре и др.

План-конспект урока

Тема урока: Географическая карта - особый источник информации урок

ФИО (полностью)

Хабарова Надежда Васильевна

Место работы

МБОУ СОШ «3» г.Бийск

Должность

учитель географии

Предмет

География

Класс

Тема и номер урока в теме: Географическая карта - особый источник информации урок №12 в теме 3. План и карта

Базовый учебник .

География: 5-6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ под ред. А.И.Алексеева М.: Просвещение «Полярная звезда», 2014.- 208 с.

Цель урока: Формирование представлений об изображениях земной поверхности через совместную деятельность, умения самостоятельно находить нужную информацию.

Задачи урока

(планируемые результаты)

    развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при работе с учебником, дополнительным материалом (метапредметный результат);

    развивать логическое мышление; формирование умения управлять своей учебной деятельностью, отбирать необходимый материал по теме урока, строить сообщение в устной и письменной форме (личностный результат).

Методы обучения Технология проблемного обучения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся Коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения Глобусы. Физическая карта Мира. Физическая карта полушарий. Учебник, карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер, проектор

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Проверяет готовность к уроку и организует внимание учеников

Создает благоприятный эмоциональный настрой

Готовятся к уроку,

Приветствуют учителя

Личностные: Полная готовность к уроку

Регулятивные: Включение в ритм работы

Коммуникативные:

Контроль, коррекция.

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия.

2. Актуализация знаний

Создаёт для учеников проблемную ситуацию, направленную на формулирование темы урока.

Внимательно смотрим видеофрагмент.(Приложение1)

Определите, о чём в нём идёт речь? Ответ на этот вопрос и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Смотрят видеофрагмент, определяют, о чём в нём идёт речь, и формулируют тему урока

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

3. Целеполагание

Предоставляет спорное утверждение, создаёт готовность к предстоящей деятельности.

Я утверждаю, что, отправляясь путешествовать, каждый человек должен взять с собой глобус

Вы согласны с этим утверждением? Обоснуйте своё мнение.

Назовите положительные черты изображения поверхности Земли на глобусе.

Где мы можем еще увидеть изображение Земли полностью

Есть ли в вашем учебнике такие карты?

Какова, на ваш взгляд, цель нашего урока?

Откройте учебник на с.40 п.12.

На какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?

Какие источники информации нам понадобятся?

Проявляют познавательную инициативу.

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий.

Осмысливают вопросы и формулируют ответы на них.

Осознание формулирование цели предстоящей деятельности.

Обобщение результатов анализа материалов учебника выбор источников информации, необходимых для открытия «нового» знания.

Познавательные.

Поиск информации

Регулятивные:

Коммуникативные:

Регулятивные: Общеучебные

4.Процессуально-содержательный

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Предлагает ответить на вопросы задания, тем самым учащиеся формулируют

понятия «Географическая карта».(Приложение №2)

    Отличается ли наша формулировка от формулировки, представленной в учебнике?

Когда появились первые глобусы и карты?

Обращает внимание на «мобиль»(Приложение №3)

Отличается ли изображение

На этой карте от современной?

Предлагает выбор тем проектов (Приложение №4)

В мире существует огромное разнообразие карт. В основном это карты на бумаге, но в последнее время появилось много электронных карт.

(демонстрация диска)

Все многообразие карт можно разделить на несколько групп

(Приложение №5)

Электронный учебник (Виды географических карт), презентация (Слайды 1,2,3)

Работают над схемой, заполняют, комментируют, дают определение «Географическая карта»

Работают с текстом учебника

Смотрят, переключая ближнее зрение на дальнее

Смотрят презентацию, электронный учебник заполняют таблицу «Различие географических карт»

Познавательные.

Поиск информации

Регулятивные:

Контроль за выполнением заданий

Коммуникативные:

Умение выражать мысли строить высказывания

Познавательные: Умение осознанно и произвольно строить высказывание.

Регулятивные: Общеучебные

Динамическая пауза

Повернись на Север, повернись на Юг

Зимний день увидишь вдруг

Наклонись на Запад и Восток

Повернись как глобус

Ты вокруг своей оси, дружок!

4. Первичное закрепление.

Предлагает задания на «новое» знание, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в группах. в парах. Создание ситуации успеха для каждого. Поощряет за хорошую работу.

1 задание . Используя заполненную таблицу (Приложение №5) дать устную характеристику карты учебника. (Задание по рядам)

2 задание . Заполните пропущенные слова в тексте (Приложение №6)

Взаимопроверка по ключу(презентация слайд 6)

Читает отрывок из романа Стивенсона «Остров сокровищ»

Сможем ли мы прочесть карту полушарий на китайском языке?

Сможет ли немец найти на карте самые высокие горы или самый мелкий океан?

Сможем ли мы это сделать?

Выполняют предложенное задание, работают с картами учебника

Заполняют пропущенные слова в тексте, проверяют по ключу

Отвечают на вопросы, работают с картами атласа и со стенной картой

Регулятивные: Осознание уровня и качества усвоения знания

Рефлексия деятельности(итог )

Предлагает вспомнить тему и цель урока, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Какова тема нашего урока?

Какие цели мы наметили в начале урока?

Удалось ли их выполнить?

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Нарисовать улыбающегося смайлика или грустного смайлика.

Смайлик улыбается:

Сегодня на уроке я все понял, активно работал

Сегодня я научился

Смайлик грустный:

Сегодня на уроке

мне было сложно, я мало работал

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы одноклассников, участников группы. Отмечают самую активную группы.

Личностные.

Оценивание усваиваемого материала

Регулятивные: Осознание уровня и качества усвоения знания Познавательные: Универсальные логические действия

Домашнее задание:

§12, ответить на вопросы после § 12,проекты

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения