Население. Политическая карта Северной Америки. Состав населения

Пол возрастной

Доля детей в возрасте до 15 лет у небелых составляет 45%, а у белых - только 33%. Число лиц пожилого возраста у небелых - не превышает 5%, а у белых - выше 10%. Эти данные служат одним из объективных свидетельств того, в каких тяжелых условиях живет большинство населения страны.

Численность мужского и женского населения в целом по стране примерно одинаковая, хотя в отдельных районах отмечается резкая диспропорция (например, в бантустанах женское население резко превышает мужское). Средняя продолжительность жизни (на 1998 год): 60 лет (мужчины), 65 лет (женщины); для белого населения этот показатель равен 73 годам, а для африканцев - только 57 лет.

Национальный состав

Этнический состав населения ЮАР отличается большой сложностью. Древнейшие обитатели страны - бушмены, готтентоты и многочисленные народы языковой семьи банту. На скалах и в горных пещерах Южного побережья найдены наскальные рисунки бушменов тысячелетней давности. Археологические раскопки обнаружили в центральных районах страны ряд поселений банту, относящихся еще к I тысячелетию нашей эры.

История формирования населения ЮАР характерна для многих переселенческих колоний. Приток европейцев из Голландии, Англии, Франции, Португалии и других стран Европы, ввоз рабов с Мадагаскара и из Западной Африки, привлечение индийцев - вот факторы, способствовавшие созданию современного этнолингвистического состава населения страны.

В 2001 г. все население ЮАР, согласно официальной статистике, подразделялось на 4 расово-этнические группы: африканцы (около 34 млн.); белые (лица европейского происхождения) (6,9 млн.); метисы или, по официальной терминологии, принятой в ЮАР, "цветные" (4,4 млн.) и азиаты (1,3 млн.).

Опасаясь сплочения национально-освободительных сил в стране, правительство искусственно стремится разобщить отдельные этнические группы, сохранить родовые пережитки среди африканцев, разжечь национальную вражду между различными народами.

В ЮАР утверждены в качестве государственных 11 языков различных народностей и этнических групп, населяющих страну: африкаанс, английский, ндебеле, коса, зулу, педи, суто, тсвана, свази, венда, тсонга. По статистическим данным 1996 года, наиболее распространенным языком является зулу. Вторым по популярности является язык коса; за ним следует африкаанс. На английском языке говорит около 8,6% населения. Однако именно этот язык широко используется в официальных и деловых контактах.

Африканцы - самая большая группа (около 77% общей численности населения). Африканское население состоит из народов банту, бушменов и готтентотов. Во время продвижения банту на юг они оттеснили бушменов и готтентотов, которые, расселившись на территории Трансвааля и Оранжевой провинции, частично ассимилировались среди банту. В настоящее время бушменов осталось очень мало, большинство их живет в бесплодных, малярийных районах на северо-западе Калахари.

Многочисленные племена банту пришли в Южную Африку из Восточной Африки и верховьев р. Конго еще в первые столетия нашей эры. К моменту появления европейцев в Натале и восточных районах Капской провинции обитали многочисленные племена, которые к концу XIX в. сложились в две народности - зулу и коса.

Высокий и Средний Велд населяли басуто и бечуана. Север Трансвааля - бавенда. С самого начала европейской колонизации южноафриканские банту вели борьбу со своими поработителями, в ходе которой усилились процессы консолидации ряда южноафриканских народов, были созданы государственные образования зулу и басуто во главе с Чакой, Дингааном, Кетчвайо и Мошешем.

В настоящее время наиболее многочисленны зулу (в начале 90-х гг. - 5029 тыс. человек), коса (4897 тыс.), тсвана (2013 тыс.) и свази (590 тыс.). Зулу, коса и свази по языку обычно объединяют в группу нгуни. Единую языковую группу составляют басуто и бечуаны. Численность басуто превышает 2 млн. человек, из них примерно? живут на территории ЮАР - в провинциях Трансвааль и Оранжевая.

Бечуаны численностью более 0,5 млн. человек занимают северо-восточные области Капской провинции и Трансвааль. В прилегающих к Мозамбику областях Натала и Трансвааля населяют бавенда, а в северо-западных районах Капской провинции, близ границы с Намибией, можно встретить банту, говорящих на языке гереро.

В социальной жизни африканцев произошли значительные перемены: большие патриархальные семьи сменились малыми; резко сократилось количество полигамных семей; изменились религиозные воззрения.

Вместо традиционных родовых культов европейские колонисты навязали банту христианство. В бантустанах нарушено издавна сложившееся у банту разделение труда между мужчинами и женщинами. Если раньше мужчины занимались скотоводством, а женщины - земледелием, то теперь практически все работы в бантустанах выполняют женщины и старики. Молодые мужчины вынуждены большую часть времени проводить на заработках вне бантустанов. Африканцы - основная рабочая сила в хозяйство ЮАР: 58,6% работающих по найму в несельскохозяйственных отраслях и 84,9% - в сельском хозяйстве.

Белые (лица европейского происхождения) - вторая по численности группа населения страны (11%). Костяк ее составляют африканеры, или буры (около 60% европейского населения), и англичане (38%). В ЮАР живут и выходцы из других европейских стран и стран Ближнего Востока. Наиболее многочисленные из них немцы и евреи (по 1%). Европейская община в ЮАР - одна из богатейших в мире. Духовное родство правителей ЮАР и Израиля, идентичность задач, возложенных на них мировым империализмом, объясняют все более крепнущий альянс между Преторией и Тель-Авивом.

Африканеры, потомки первых голландских колонистов, давно утратили связи с Нидерландами и считают своей родиной Южную Африку.

Язык африканеров - африкаанс - вобрал в себя много элементов немецкого, французского, языков банту и лишь очень отдаленно напоминает свой базисный язык - голландский. В отличие от них англичане сохраняют тесные связи с родиной, прежде всего это выражается в общности языка. В то же время язык - одно из существенных различий между африканерами и англичанами. Оба языка - африкаанс и английский - призваны государственными языками в ЮАР. Даже в школах часто преподавание ведется параллельно на двух языках. Различаются африканеры и англичане также и по вероисповеданию. Африканеры принадлежат к голландской реформаторской церкви, а англичане - к англиканской, лютеранской и др.

Исторически буры занимались преимущественно земледелием и скотоводством, а англичане были заняты в торговле и промышленности. В последнее время сложившееся разграничение сфер деятельности между этими этническими группами исчезает. За последнюю четверть века усилился процесс овладения африканерами ключевыми позициями в различных отраслях промышленности. Африканеры преобладают в полиции, армии и среди государственных служащих.

Цветные (9%) - весьма неоднородная группа населения. Три четверти этой группы составляют собственно цветные, определить расовую принадлежность которых не представляется возможным. Это потомки от смешанных браков европейцев с представителями коренного населения Южной Африки - метисы. Наряду с ними в эту группу включаются капские малайцы и др. Сюда же официальная южноафриканская статистика неправомерно относит бушменов и готтентотов.

Цветные говорят либо на африкаанс, либо на английском. Подавляющее большинство их живет в городах Капской провинции (около 90%), где занято в обслуживании, обрабатывающей промышленности и строительстве.

Азиаты (преимущественно выходцы из Южной Азии) составляют самую "молодую" группу (3%). Она начала формироваться лишь в 60-х годах XIX в., когда для расширения плантаций сахарного тростника в Натале и из-за недостатка квалифицированных рабочих рук на юг Африки стали ввозить законтрактованных сельскохозяйственных рабочих из Индии. Менее чем за полстолетие, с 1870 по 1911 г., число ввезенных индейцев достигло 100 тыс., а в 1980 г. составило 792 тыс. человек.

Религиозный состав

Хотя ЮАР и является наиболее христианизированным государством в современной Африке, господствующей религией среди белого и цветного населения является протестантство; около 50% африканцев придерживаются местных верований и около 15% - члены христианско-африканских церквей и сект. Остальные - африканцы и большинство белого и цветного населения - христиане.

Приверженцами христианства являются более 80% населения ЮАР: независимые африканские церкви объединяют более 8 миллионов верующих, второе место по многочисленности прихожан занимает Реформаторская Церковь, а третье - Римская Католическая.

Небольшой процент верующих распределен между методистской, англиканской, апостольской, лютеранской и пресвитерианской Церковью. Более 400 тыс. человек исповедует индуизм, 300 тыс. - ислам.

Большинство метисов -- христиане и придерживаются явно западного образа жизни, говорят они на африкаанс. Около 1,5 млн. человек принадлежит к реформаторской церкви (африканеры). Более 80 процентов из них проживают в Капской провинции. Народ азиатского происхождения в Южной Африке состоит большей частью из индийцев, но есть выходцы и из других стран.

Цветные почти на 90% - христиане; более 500 тыс. их образуют крупную общину в реформаторской церкви. Кроме того, среди них имеется много англикан, методистов, конгрегационалистов и католиков. Капские малайцы исповедуют ислам. Большинство индийцев (свыше 2/3) исповедуют индуизм, более 1/5 - сторонники ислама, около 7% - христиане и примерно столько же представителей других религий - сикхов, буддистов, джайнов и др.

Несмотря на то что христианство и другие привнесенные религии появились на юге Африки раньше, чем в других районах континента, значительное число африканского населения продолжает придерживаться традиционных верований и религий.

Образование

Обучение белых имеет задачей широкую и всестороннюю подготовку их к выполнению руководящих функций в обществе. Небелые и прежде всего африканцы, получают минимум знаний, необходимый для выполнения работ на низших ступенях современного производства. Дискриминация пронизывает все сферы системы просвещения.

По закону "Об образовании банту" 1953 г. школы для африканцев были изъяты из ведения властей провинций и переданы министерству по делам образования банту (с 1977 г. - министерство образования и профессионального обучения). В 1961 г. министерству по делам цветного населения было передано профессионально-техническое образование цветных, а в 1963 г. - все начальные и средние школы для цветных. Позднее такие же меры были предприняты в отношении индийцев.

Расходы на образование на душу населения по отдельным расовым группам далеко не одинаковы. В конце 90-х годов на одного африканского ученика выделялось в среднем 64 ранда, а на европейца - 561 ранд в год.

Родители-африканцы вынуждены платить за обучение детей из своих скудных средств или же компенсировать денежные взносы личным трудом (строительство и содержание школьных зданий и т. п.). Обучение детей белых граждан осуществляется бесплатно.

Африканцы же должны вносить плату за обучение и сдачу экзаменов, нести расходы на приобретение учебников, школьной формы, на транспорт и школьные завтраки.

Обучение в средней школе раздельно на два цикла: первый - 3 года и второй - 2 года, всего 5 лет, которым предшествуют 2 подготовительных года. Для африканских учащихся предусмотрен 8-ой год обучения в начальной школе - "стандарт 6". Если для белых детей обучение в школах обязательно в течение девяти лет (с 7 до 16), то для африканцев оно обязательно только в течение четырех лет, а для цветных - семилетнее, "там, где это необходимо и где позволяют помещения".

Большинство поступающих в школу африканцев получают только начальное образование, так как стоимость обучения резко возрастает в старших классах. Четвертая часть отсеивается после первого года, только 1% получает аттестат, и лишь 0,2% поступает в университеты. Примерно такое же положение существует в школе для цветных и индейцев. Среди белых учащихся в начальной школе остается 63%, в среднюю школу переходят 30%, а в университеты - 7% обучающихся. В 1990 г. 60,3% мужского и 55,4% женского населения бантустанов не училось вообще.

Помимо обычных школ в ЮАР существуют примитивные по уровню обучения и оборудованию так называемые школы-фермеры для детей африканцев, работающих по найму в сельском хозяйстве. Такие школы всецело зависят от фермеров. Обучение в школе имеет целью закрепить учащихся за фермой в качестве наемных рабочих.

Профессиональные и ремесленные училища в ЮАР немногочисленны и в соответствии с принципом раздельного развития строго разграничены по целям и задачам. Те училища, которые предназначены для африканцев, ставят своей целью подготовку молодежи для работы в районах расселения африканцев.

В целом система образования ЮАР обеспечивает 100% грамотность белого населения. Среди африканского же населения она составляет в 1992 г. 66%.

Организация школ или классов для обучения неграмотных запрещается законом, если они официально не "зарегистрированы". Всего в ЮАР существует 54 вечерние школы, в том числе в сельской местности, где особенно ощущается особая необходимость в такого рода учебных заведениях, - около 10. Следовательно, не получая достаточных знаний в школе, африканское население лишается возможности пополнить свое образование и в дальнейшем.

Здравоохранение

Система здравоохранения в ЮАР, как и все другие сферы социального обеспечения, служат примером жестокой расовой дискриминации, которой подвергаются небелые жители страны. В ЮАР существует несколько служб здоровья, предназначенных для каждой из расовых групп: белых, африканцев, цветных и азиатов. Уровень медицинского обслуживания каждой из этих групп населения весьма различен.

Медицинское обслуживание населения в ЮАР поставлено лучше, чем в некоторых западных развитых капиталистических странах. В 1991 г. один врач приходился на 450 белых (самый высокий уровень на западе), что позволяло южноафриканским властям рекламировать ЮАР как "страну здоровья".

В то же время среди азиатов один врач приходился на 960 человек, среди цветных - на 6,2 тыс., а среди африканцев - на 44 тыс. человек. Таким образом, по обеспеченности врачами всего населения ЮАР уступает Англии, Франции и ФРГ приблизительно в 2,5 раза.

Медицинский персонал подвергается дискриминации в оплате труда. В 90-е годы заработная плата цветного врача составляла 80% и африканца - 70% зарплаты их белого коллеги равной квалификации.

Двухнедельное пребывание в больнице для белого, в семье которого трое детей и годовой доход равняется 2400 рандам, обходится в 1 ранд. Лечение других групп населения, имеющих аналогичную семью и такой же доход, за тот же срок обходится в 37,5 ранда. Недоступность лечения в сочетании с тяжелыми социально-экономическими условиями жизни и труда оказывают самое неблагоприятное воздействие на состояние здоровья этих граждан ЮАР.

О состоянии здоровья населения свидетельствует и такой важнейший показатель, как смертность детей в возрасте до одного года на 1 тыс. новорожденных.

Рождаемость и смертность в 1999 - 2000 гг. (на 1000 чел.)

Таблица 4

В 1975-1976 гг. государственные расходы на охрану здоровья белого населения составляли 224,6 млн. рандов, африканского - 394,1 млн. рандов (в том числе 64,4 млн. рандов в бантустанах). Частные затраты на здравоохранение белого населения составляли 94% всех затрат в этом секторе. В бантустанах этот показатель был в 20 раз ниже.

ЮАР или Южно-Африканская Республика - государство, расположенное в южной части Африканского континента. На севере граничит с Намибией, Ботсваной и Зимбабве, на северо-востоке с Мозамбиком и Свазилендом. Внутри территории ЮАР находится государство-анклав Лесото. Западное побережье омывается водами Атлантического океана, а восточное - Индийского океана. Длина береговой линии - 2798 км. ЮАР имеет площадь 1 219 090 кв. км, страна является 24-й по площади в мире.

Высшая точка ЮАР - гора Нджесути в Драконовых горах.

Большинством стран мира в качестве официальной столицы ЮАР признана Претория, однако такой статус для города весьма условен: правительство расположено в Претории, в то время как остальные верховные органы власти находятся в других городах - парламент - в Кейптауне, Верховный суд - в Блумфонтейне.

Территория ЮАР разделена на девять провинций: Западный Кейп, Квазулу-Натал, Северо-Западная Провинция, Мпумаланга, Восточный Кейп, Свободный штат, Хаутенг, Северный Кейп, Лимпопо. Провинции отличаются друг от друга не только размерами, но и климатом, ландшафтом и этническим составом населения.

Страна обладает богатыми минеральными ресурсами, а также является самой экономически развитой на континенте и имеет относительно прочные мировые позиции.

Климат

В ЮАР представлены разнообразные климатические зоны, от сухой пустыни Намиб до субтропиков на востоке у границы с Мозамбиком и побережья Индийского океана.

Лето в ЮАР продолжается с октября по март. С утра солнечно, а во второй половине дня грозы - такая контрастная погода характерна для всей страны, за исключением района Капских провинций, где дожди выпадают в основном зимой. В Трансваале и Натале зимние месяцы, наоборот, самые сухие. Летом средняя дневная температура воздуха - около +30°C, ночью термометр опускается до +15..+20°C.

Зима длится с июня по август. Днем погода сухая, солнечно и прохладно (до +20°C), ночью температура резко падает до +5°C. В Квазулу-Натал зима теплее: от +10..+15°C ночью до +25..+27°C днем. Весна (август - сентябрь) и осень (апрель - май) в стране короткие.

Самые высокие температуры встречаются в глубине страны: в Калахари возле Апингтона в 1948 году была отмечена температура 51.7 °C.

Самый подходящий для посещения национальных парков период - с мая по июль.

Последние изменения: 07.05.2010

Население

В ЮАР проживает 49 052 489 человек (2009). Среди них большинство (79 %) составляют чёрные. Остальные 21 % поделили между собой белые, цветные (в основном мулаты), также индийцы и азиаты (2,5 %).

Язык африкаанс (близкий голландскому), считает родным 65 % населения страны, а английский (около 15 %).


Численность белых в стране постепенно уменьшается за счёт их эмиграции в Северную Америку, Европу, Австралию и Новую Зеландию - в 1985-2005 из ЮАР уехало около 0,9 млн. белых, в основном в возрасте до 40 лет и их дети. Доля чёрного населения ЮАР растёт за счёт притока чёрных эмигрантов из Зимбабве.

Религиозный состав населения достаточно пёстрый - в стране нет абсолютного религиозного большинства, и проживают приверженцы различных религий и мировоззрений: христиане-сионисты (11,1 %), пятидесятники (8,2 %), католики (7,1 %), методисты (6,8 %), голландские реформисты (6,7 %), англикане (3,8 %), другие христиане (36 %), мусульмане (1,5 %), приверженцы других религий (2,3 %), неопределившиеся (1,4 %), атеисты (15,1 %).


ЮАР является одной из самых этнически разнообразных стран Африки и имеет наибольшую долю белого (~9,6%), индийского и смешанного населения на континенте. Этнические белые европейцы (африканеры и англо-африканцы), рассредоточенно проживают на территории страны со значительными концентрациями в городах Йоханнесбург, Дурбан, Порт-Элизабет и Кейптаун.


Из-за крайне конфликтной колониальной истории и жестоких противостояний на расовой и языковой почве, особенно между европейцами и африканцами в период апартеида, население ЮАР традиционно воспроизводит модель расовой сегрегации, также типичную для США.


Средний доход населения приближается к нижней границе среднемирового дохода. Однако в целом экономическое положение общества крайне неустойчиво. Долгое время царивший здесь режим апартеида и предшествующий колониализм отразились на социально-имущественном расслоении общества. Около 15 % населения живут в наилучших условиях, тогда как около 50 % (в основном, чёрные) живут в ужасающей нищете, которая вполне может сравниться с положением жителей беднейших стран мира. Далеко не у всех жителей есть электричество и водоснабжение, а плохие санитарные условия во многих поселениях способствуют распространению различных заболеваний.


Одна из центральных проблем страны - массовое распространение ВИЧ-инфекции (в основном среди чёрного населения), по которому ЮАР занимает первое место в мире (согласно данным ООН, опубликованным в 2003 и 2007 годах), в то время как по уровню заражённости Южная Африка находится на четвёртом месте (после Свазиленда, Ботсваны и Лесото). Всего заражено ВИЧ около 5,7 млн человек, что составляет около 18,1 % взрослого населения страны (в 2007 году). Из-за СПИДа смертность в Южно-Африканской республике долгое время превышала рождаемость, однако сейчас эта проблема решена и обеспечен небольшой рост населения (0,28 % в 2009).

Согласно Конституции ЮАР официальными языками республики являются 11 языков различных народностей и этнических групп, населяющих страну: африкаанс, английский, ндебеле, зулу, коса, свази, суто, тсвана, тсонга, венда, педи.

Валюта

Денежная единица: Южноафриканский ранд (ZAR), 1 ZAR = 100 центам,


1 USD ≅ 9,95 ZAR, 1 EUR ≅ 12,6 ZAR.


Банки открыты с понедельника по пятницу с 9:00 до 15:30, в субботу - с 8:30 до 11:00. Банкоматы работают круглосуточно, так же, как и банковские офисы в аэропортах.


Во всех крупных магазинах, отелях и ресторанах принимаются к оплате основные виды кредитных карточек, но для расчётов на бензоколонках подходят только наличные. Туристические чеки можно обналичить в банках и туристических офисах (комиссия - около 1%).

Последние изменения: 07.05.2010

Связь и коммуникации

Телефонный код: 27

Интернет-домен: .za

Полиция: 101-11, Скорая помощь: 101-17.

Коды городов

Йоханнесбург - 011, Претория - 012, Кейптаун - 021. Коды операторов мобильной связи: 072, 073, 082, 084.

Как позвонить

Для звонка в ЮАР из России со стационарного телефона наберите: 8 - гудок - 10 - 27 - код города - номер абонента.

Для звонка в ЮАР из России с сотового телефона наберите: +27 - код города - номер абонента.

Для звонка из ЮАР в Россию необходимо набрать: 09 - 7 - код города - номер абонента.

Стационарная связь

Страна имеет современную сеть телекоммуникаций. Телефонные карточки продаются в почтовых отделениях и большинстве крупных магазинов.

При международных звонках с таксофонов набирается 09 и код страны. Для звонка в другой город внутри страны необходимо набрать код нужного города перед номером абонента, при этом перед кодом города набирается "0".

Сотовая связь

В офисах компаний сотовой связи и в магазинах можно приобрести СИМ-карты и взять в аренду телефоны, что значительно выгоднее, так как местные тарифы значительно ниже международного роуминга. Стандарт связи GSM 900/1800. Роуминг доступен абонентам основных российских операторов.

При въезде в ЮАР необходимо зарегистрировать свои мобильные телефоны, предъявив паспортные данные и серийный номер трубки (IMEI). Эти сведения будут занесены в специальную базу. Если турист не выполнит это условие, его аппарат будет блокирован всеми GSM-операторами, действующими в стране.

Интернет

На территории страны есть несколько точек доступа Wi-Fi. В основном, они платные. GPRS-роуминга у российских операторов нет. По всей стране довольно много интернет-кафе.

Почта

Почтовые отделения работают с понедельника по пятницу с 8.30 до 16.30 и по субботам - с 8.00 до 12.00. Курьерские службы предлагают услуги по доставке корреспонденции внутри страны в любое время суток "из рук в руки", а также можно воспользоваться услугами компаний, предоставляющих услуги по экспресс доставке корреспонденции в другие страны мира в течение 4-8 дней.

Телефонные гудки в Южной Африке отличаются от российских. Двойной гудок с длинным интервалом означает, что линия свободна и нужно ждать ответа абонента (то же, что длинные гудки в России). Короткие гудки, как и в России, означают, что линия занята.

Последние изменения: 19.05.2010

Шопинг

Большинство магазинов работает с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:00, по субботам - с 8:30 до 15:00. Некоторые магазины открыты и по воскресеньям с 9:00 до 13:00. Крупные торговые сети обычно устанавливают для себя более продолжительное время работы.


В больших городах ЮАР можно купить всё, что угодно: от мехового пальто до сумки из крокодиловой или страусиной кожи, ковра ручной работы или авторских ювелирных изделий. Индийские базары специализируются на восточных украшениях, шёлковых вещах и специях. Бриллианты лучше всего покупать в Йоханнесбурге и Кейптауне. Изделия чёрных ремесленников тоже свозятся со всего континента на Кейптаунские и Йоханнесбургские «фли-маркеты» - блошиные рынки.


Вино и алкогольные напитки можно приобрести только в универсальных магазинах с понедельника по пятницу, с 8.00 до 18.00, и в субботу - с 8.30 до 14.00 (некоторые - до 16.00). Магазины, торгующие спиртными напитками, обозначаются вывеской Liquor stores. В воскресенье продажа алкогольных напитков запрещена. Спиртное не продаётся детям до 18 лет и должно употребляться в специально отведённых для этого местах, таких как бары и рестораны. В супермаркетах можно купить только легкие вина, пиво, крепких напитков в продаже нет.

При покупке сувениров массового производства советуем обязательно проверять их качество.

Последние изменения: 07.05.2010

История

Первое письменное упоминание о постоянном поселении европейцев датируется 6 апреля 1652 года, когда Ян ван Рибек от имени Голландской Ост-Индской Компании основал поселение на «мысе Штормов», позднее получивший название «Доброй Надежды» (ныне Кейптаун).

В XVII и XVIII веках в Южную Африку прибывали колонисты из Нидерландов, а также французские гугеноты, спасавшиеся от религиозных преследований на родине, и поселенцы из Германии.

В 1770-е гг. колонисты столкнулись с коса, продвигавшимися с северо-востока. Последовала серия столкновений, известных как пограничные («кафрские») войны и вызванных в основном притязаниями белых переселенцев на земли африканцев. В Капскую колонию также свозились рабы из других голландских владений, в частности из Индонезии и с Мадагаскара. Многие рабы, а также автохтонное население Капского региона, смешались с белыми колонистами. Их потомки называются «капскими цветными» и теперь составляют до 50 % населения в Западной Капской провинции.

Великобритания впервые получила господство над Капской колонией в 1795 году, в ходе Четвёртой англо-голландской войны: тогда Нидерланды оказались под властью Наполеона, и британцы, боясь, что французы получат контроль над этим стратегически важным регионом, отправили в Капстад армию под командованием генерала Джеймса Генри Крэйга, чтобы тот захватил колонию от имени статхольдера Вильгельма V. Губернатор Капстада не получал никаких указаний, однако, согласился подчиниться англичанам.

В 1803 году был заключён Амьенский мир, по условиям которого Батавия (то есть Нидерланды, как они стали назваться после французского завоевания) оставляла Капскую колонию за собой.

После возобновления войны в 1805 г. англичане вновь решили захватить колонию, и в результате битвы на склонах Столовой горы в 1806 году английские войска под командованием Дэвида Бэрда вошли в форт Капстада.

В 1806 году, под давлением различных сил внутри страны британский парламент запретил рабство, а в 1833 это положение было распространено и на колонии.

1836-1838 гг. - массовое переселение буров, т.н. «великая миграция» привела к росту политической нестабильности в этом регионе и новым территориальным захватам со стороны европейского населения.

1843 г. - была основана на восточном побережье вторая британская колония Натал.

1852 г. - образовалась Южно-Африканская Республика (с 1856 – Республика Трансвааль).

1854 г. – образовалось Оранжевое свободное государство.

1859 г. и 1875-1877 гг. - разобщенность белого населения и нестабильность обстановки порождали многочисленные проблемы, и усилия официальных представителей правительства Великобритании Джорджа Грея и лорда Карнарвона не привели к созданию устойчивого объединения под эгидой Великобритании.

Открытие богатых месторождений алмазов (1867) и золота (1886) на Витватерсранде привело к экономическому росту колонии и увеличению оттока капитала в Европу, резкому усилению иммиграции в бурские республики и ухудшению положения туземцев. Эти события, спровоцированные и поощряемые английским правительством, в итоге привели к конфликту между европейцами и бурами.

В 1880-1881 годах произошла первая англо-бурская война, в ходе которой буры сумели победить регулярные английские части (во многом за счёт лучшего знания местности и использования одежды цвета хаки, в то время как англичане в красных мундирах становились лёгкой добычей для снайперов) и отстоять свою независимость. В то же время британцы утвердились в Натале и Зулуленде, победив в войне с зулусами.

В 1899-1902 годах произошла вторая англо-бурская война, в которой буры, несмотря на первоначальные успехи, всё же проиграли лучше обученным и экипированным англичанам. После поражения своих полурегулярных войск буры под командованием Христиана Де Вета обратились к тактике партизанской войны, с которой англичане боролись, создав сеть блокгаузов, а также собирая бурских женщин и детей в концентрационные лагеря.

После четырёхлетних переговоров 31 мая 1910 года был образован Южно-Африканский Союз, куда вошли британские Капская колония, Натал, Колония Оранжевой реки и Трансвааль. Он стал доминионом Британской империи. В 1934 году была образована Объединённая партия, в которую объединились Южноафриканская партия (пробританская) и Национальная партия (бурская). В 1939 году она распалась из-за возникших разногласий о том, следует ли Южной Африке вслед за Великобританией вступать во Вторую мировую войну - правая Национальная партия симпатизировала Третьему рейху и выступала за резкую расовую сегрегацию.

В 1961 году Южно-Африканский Союз стал независимой республикой (Южно-Африканской Республикой), которая вышла из Содружества наций, возглавляемого Великобританией. Выход был обусловлен и непринятием политики апартеида в ЮАР другими членами Содружества (членство ЮАР в Содружестве было восстановлено в июне 1994 года).

Апартеид и его последствия.

В 1948 году Национальная партия победила на всеобщих выборах и провела несколько очень строгих законов, ограничивающих права чёрного населения: конечной целью этой политики было создание «Южной Африки для белых», в то время как чёрных предполагалось вовсе лишить южноафриканского гражданства.

В ходе апартеида чернокожие были фактически частично или полностью лишены следующих прав:

Право на гражданство ЮАР (в большинстве случаев это стало привилегией).

Право участвовать в выборах и быть избранным.

Право на свободу передвижения (неграм было запрещено выходить на улицу после заката, а также появляться в «белых» районах без особого разрешения властей, то есть, по сути, им было запрещено посещать крупные города, поскольку они находились в «белых» районах).

Право на смешанные браки.

Право на медицинское обслуживание (это право у них не было формально отнято, но им было запрещено пользоваться медициной «для белых», в то время как медицина «для чёрных» была совершенно не развита, а в некоторых районах отсутствовала вовсе).

Право на культурно-развлекательный досуг (основные кинотеатры и другие развлекательные учреждения были в «белых» районах).

Право на образование (основные образовательные учреждения находились в «белых» районах).

Право быть принятым на работу (за работодателями было официально закреплено право применять расовую дискриминацию при приёме на работу).

Кроме того, во время апартеида были запрещены коммунистические партии - за членство в коммунистической партии полагалось наказание в виде 9 лет лишения свободы.

ООН неоднократно в своих резолюциях признавала апартеид «южно-африканским фашизмом» и призывала Южную Африку прекратить политику расовой дискриминации. Тем не менее Южно-Африканская республика не обращала внимания на эти требования.

Мировое сообщество резко осуждало существовавший режим и накладывало на ЮАР санкции, например, запрещало Южной Африке участвовать в Олимпийских играх.

Одним из последствий апартеида стал огромный социальный разрыв между потомками европейцев, жившими по лучшим стандартами западного мира, и большинством, пребывавшим в бедности (правда, далеко не такой глубокой, как во многих других государствах Африки).

Всё это вызвало протесты, забастовки и волнения внутри страны, пики которых выпали на середину 50-х, начало 60-х, середину 70-х и 80-е годы, а также беспокойство международного сообщества, которое угрожало стране санкциями.

В сентябре 1989г. президентом страны избран Фредерик де Клерк, который начал предпринимать активные действия по ликвидации системы апартеида (белое население должно было отказаться от своего господствующего положения). Многие законы были отменены, из тюрьмы был выпущен Нельсон Мандела - и в 1994 году прошли первые воистину всеобщие выборы, победу на которых одержал Африканский национальный конгресс, до сих пор находящийся у власти.

Несмотря на отмену апартеида, миллионы чёрных южноафриканцев до сих пор живут в бедности. Это связано с тем, что по уровню образования, социальной ответственности и производительности труда негры на текущем этапе объективно неспособны соответствовать стандартам развитого постиндустриального общества.

Крайне высок уровень уличной преступности, в том числе процент тяжких преступлений, однако, власти отказываются уступить пожеланиям общества и ввести смертную казнь.

Правда, программа социального жилья дала определённые плоды, улучшив жилищные условия многих граждан, что привело к увеличению собираемости налогов.

В начале XXI века в ЮАР также очень остро встала проблема нелегальной миграции. После отмены апартеида и значительного ослабления контроля на внешних границах в страну хлынул поток нелегалов из Зимбабве, Анголы, Мозамбика и других стран Восточной Африки.

Всего в ЮАР (на начало 2008 года), по оценкам различных экспертов, от 3 до 5 миллионов незаконных мигрантов. Массовый приток иностранцев вызывает недовольство граждан ЮАР. Претензии к мигрантам заключаются главным образом в том, что они отбирают у граждан страны рабочие места, соглашаясь работать за более низкую зарплату, а также совершают различные преступления.

В мае 2008 года в Йоханнесбурге и Дурбане произошли массовые выступления южноафриканцев против мигрантов. Вооруженные дубинками, камнями и холодным оружием группы местного населения избивали и убивали иммигрантов. За неделю беспорядков только в Йоханнесбурге погибли более 20 человек, тысячи покинули свои дома. Иммигранты были вынуждены укрываться от разъяренных местных жителей в полицейских участках, мечетях и церквях. Местная полиция фактически полностью утратила контроль над ситуацией и была вынуждена обратиться к президенту страны с просьбой привлечь армию для наведения порядка.

22 мая 2008 года президент ЮАР Табо Мбеки санкционировал использование войск для подавления беспорядков в стране. Впервые после отмены апартеида армия ЮАР была применена против граждан собственного государства.

Последние изменения: 26.04.2013

Дайвинг в ЮАР

Погружения в ЮАР проводятся круглый год. Дайверы на Атлантическом побережье любуются многочисленными видами рыб, тюленями, морскими львами, дюгонями и ныряющими пингвинами. Теплолюбивые кораллы в этих прохладных водах заменяет изобилие причудливых океанских водорослей.

Южная оконечность Африки имеет дурную, но манящую дайверов славу кладбища затонувших кораблей.

Последние изменения: 26.04.2013

В 1905 году в ЮАР был добыт самый большой в мире алмаз - Cullinan, вес которого составил 3106.75 карата.


Национальный парк Крюгера имеет самую инновационную систему менеджмента и является самым прибыльным национальным парком в мире.


В ЮАР производятся автомобили с правым рулем марок Mercedes Benz C Класс, BMW 3 Серии и Volkswagen Golf/Jetta для всех стран мира.


Существует разница в правилах приветствия между белыми и чёрными южноафриканцами. Если в культуре белых принято, чтобы младший первым приветствовал старшего, то в культуре чёрных - обратная ситуация: младший должен подождать, пока старший его поприветствует.


Так же, как и русские, южноафриканцы при знакомстве пожимают друг другу руки. При этом расстояние между знакомящимися отличается от дистанции, принятой у русских. Между белыми оно больше, между чёрными - меньше, чем у русских. Белые южноафриканцы предпочитают крепкое рукопожатие, а африканцы - слабое.


Чёрный южноафриканец, скорее всего, предпочтёт поднести вам подарок двумя руками. Это знак особого уважения. Кроме того, у чёрных принято принимать то, что им дают, обеими руками. Так они демонстрируют благодарность.


Чёрные южноафриканцы, даже при общении с незнакомыми людьми, любят расспрашивать о здоровье и семье. Это считается проявлением открытости и дружелюбия.


В общественных местах белые и чёрные южноафриканцы по-разному относятся к силе голоса и громкости разговора. Если у белых не принято разговаривать громко, то чёрные придерживаются иных традиций. Согласно их представлениям, говорить тихо - значит судачить, говорить о другом человеке дурно.


Не звоните своим южноафриканским знакомым после 9 часов вечера. Многие жители ЮАР рано ложатся спать, потому что рано встают. Поэтому в Южной Африке считается приемлемым звонить знакомым в 7 часов утра или назначать деловые встречи на 9 утра.


В просторных частных домах южноафриканцев обычно установлен всего один телефонный аппарат. Поэтому, когда вы звоните вашим южноафриканским знакомым, подождите немного дольше обычного. Возможно, хозяин дома просто ещё не успел добраться до аппарата.


В Южной Африке принято, чтобы звонящий сразу же представлялся. Поэтому первый вопрос, который вам зададут по телефону: «Who"s speaking?» («Кто говорит?») Прежде чем попросить позвать к трубке того, кто вам нужен, сначала представьтесь.


Поскольку в ЮАР левостороннее движение, прохожие, идущие по коридорам учреждений или тротуарам улиц, будут держаться левой стороны и будут стараться обойти вас с правой стороны. Помните об этом, чтобы избежать столкновений.


В такси пассажиры садятся на заднее сиденье. Рядом с шофёром садиться не принято. Но в поездке с вашими знакомыми на их машине один из пассажиров садится рядом с водителем. Обычно рядом с водителем садится его жена. Однако, если в вашей машине едет супружеская пара более старшего возраста, то место на переднем сиденье предпочтительно предложить мужчине, главе приглашённой семьи.

Охота в ЮАР

ЮАР - одно из самых известных охотничьих мест в мире: здесь великое множество дичи и хорошо развитая охотничья инфраструктура. Охотиться можно как в государственных, так и в частных охотничьих угодьях и фермах.


Охота в Южной Африке строго контролируется и регламентируется государством и охотничьими ассоциациями: существуют квоты на отстрел животных, которые ежегодно распределяют власти в каждой отдельной провинции. На самых редких животных даже существует своеобразный «лист ожидания». Охотничий сезон продолжается круглый год, а выбор района для охоты зависит от времени года, но главный «охотничий сезон» в стране - с апреля по октябрь.


Для охоты можно использовать как арендованное, так и собственное оружие. Временное разрешение на ввоз охотничьего оружия выдается сроком от 90 до 180 дней при въезде в страну. По окончанию поездки всё указанное в разрешение оружие должно быть вывезено из страны. Желающие приехать в страну охотиться со своим оружием должны подавать заявление на ввоз оружия за 8 недель до начала сафари. Охотники, не успевшие получить временное разрешение на ввоз оружия, могут получить его на границе, задекларировав его при паспортном контроле. Также обязательно иметь доказательство о правах на оружие (лицензию и разрешение о вывозе оружия из своей страны).


Стоимость охоты складывается из стоимости трофеев и сопровождения. В цену сопровождения, как правило, входят: проживание, питание (полный пансион), услуги егеря, все лицензии, транспортировка трофея к таксидермисту, услуги прачечной. В разных охотхозяйствах эта цена составит от 200 до 500 USD в день на одного охотника в зависимости от вида животного и уровня сервиса охотхозяйства. При этом для охоты на конкретный вид зверей требуется определённый период времени и соответственное число дней.


Аргументы против любительской охоты:


1. Охота воспитывает такие негативные качества, как самодовольство, тщеславие, злорадство, хвастовство, вранье, зависть, лицемерие, жестокость и др.


2. Люди не имели раньше коров и свиней, и поэтому, чтобы выжить, были вынуждены идти на охоту и убивать диких животных. Сейчас же они убивают на любительской охоте не ради выживания, а ради забавы, что нельзя считать нормальным.


3. Во время охоты проводится "селекционный отстрел наоборот", так как под выстрел попадают наиболее крупные, заметные особи, представляющие наибольшую трофейную ценность, что ведет к деградации, нарушению социальной, возрастной и половой структуры птичьих стай и стад животных.


4. Охота - это жестокий средневековый атавизм, пережиток прошлого, как охота на ведьм, коррида, собачьи бои и т.д.


5. Грешно развлекаться за счет от гибели и страданий других.


6. Во время охоты охотник пользуется такими аморальными приемами, недостойными порядочного человека как обман, коварство, засада, нападение из-за угла, преследование слабого сильнейшим, добивание лежачего, использование его любви, голода и т.д.


7. Существует огромное различие между убийством животного для еды и убийством животного для развлечения.


8. Без охоты можно обойтись. Имеется достаточно достойных развлечений для настоящих мужчин.


9. Охота нарушает права животного на жизнь, на защиту от ненужного страдания по вине человека, на достоинство и др.


10. Охота приносит животным страдания.

Последние изменения: 20.01.2013

Туристам не следует носить с собой дорогие вещи и крупные суммы денег, а также оставлять ценные вещи в номерах вне сейфа.


Закрывайте дверь своего номера в гостинице и обязательно запирайте её на замок. Ценные вещи оставляйте в сейфе, который есть в любой гостинице.


Ходить на прогулки в одиночку опасно. Всегда берите кого-нибудь с собой, если собираетесь купаться, гулять по горам или идти в поход. По вечерам старайтесь не ездить на городских автобусах, маршрутных такси и поездах. Если вы всё-таки решили это сделать, то обязательно возьмите кого-нибудь с собой, чтобы не подвергаться риску нападения. Если вам нужно срочно куда-то поехать, воспользуйтесь такси.


В июне-августе в ЮАР темнеет около 5 часов вечера, а в декабре-феврале - около 7 часов вечера. В тёмное время суток по городу следует передвигаться только на машине.


При переходе проезжей части посмотрите сначала НАПРАВО, а потом налево. Помните, что в ЮАР левостороннее движение.


Сев в машину и закрыв дверь, надо сразу запереть её и поднять стёкла. Особенно — вечером, и в небезопасных районах. При езде через такие районы стекло в машине закрывают не до конца, оставляя сверху пару сантиметров, но так, чтобы снаружи нельзя было просунуть руку. Неполностью закрытое окно разбивается труднее. Вы сможете выгадать время и прибавить газу, пока нападающий замахивается во второй раз.


В стране проводится обширная и последовательная программа по ограничению курения. Правонарушением считается курение в большинстве общественных мест, в том числе ближе официально установленного расстояния от окон домов, воздухозаборов вентиляции, проходов или входов в здания общественного назначения - за такое нарушение полагается штраф. Курение в барах и ресторанах также заметно ограничивается, поскольку хозяину заведения, который не обеспечит охрану прав на свежий воздух тем, кто не курит (в том числе и самим работникам), грозит штраф. Курение в общественном транспорте, на вокзалах и в аэропортах запрещено уже около 25 лет, но вводятся определенные санкции для курящих на остановках или около школ.


Питьевая вода и большинство местных прохладительных напитков в целом безопасны для употребления, но, тем не менее, рекомендуется использовать минеральную или питьевую воду фабричной расфасовки.


Качество пищи в подавляющем большинстве кафе и ресторанов соответствует санитарным нормам. Уличные лотки и бистро также считаются безопасными.


Определенную опасность представляют мелкие гельминты-шистосомы, живущие в воде местных озер и рек, а также ядовитые змеи, комары (особенно малярийный комар "анофелес", распространенный на прибрежных равнинах восточного побережья), крокодилы, бегемоты и другие дикие животные.


Солнечная активность. В стране очень высок уровень солнечной радиации, поэтому защитные очки, кремы, головные уборы и легкая одежда с длинными рукавами настоятельно рекомендуются.


На многих пляжах ЮАР высока вероятность нападения акул, особенно в конце августа - начале сентября, когда они мигрируют от острова Сил, где расположена колония котиков, в заливе Фолс-Бей к пляжам, Такие пляжи, как правило, имеют предупредительные вывески. Ежегодно в ЮАР фиксируются три-четыре случая нападения акул на людей. Рекомендуется купаться на пляжах, где установлена специальная защитная металлическая сетка.


Отели в стране - высокого класса, по уровню сервиса вполне соответствуют международным стандартам. Выбор широк: от бюджетных вариантов до роскошных «пятизвёздников». В национальных парках и заповедниках объектами размещения, как правило, служат лоджи и кемпы.

Какую одежду взять с собой в ЮАР?

В жаркую летнюю погоду наиболее удобна легкая одежда из хлопчатобумажных тканей. В течение дня южноафриканцы одеваются неформально (стиль "casual"), за исключением деловых людей, работающих в офисах, которые непременно носят костюм и галстук. Для посещения театров и ресторанов вполне подходит элегантный стиль ("smart-casual"). В некоторых ресторанах могут попросить мужчин одеть к ужину пиджак и галстук. В курортных и пляжных отелях будут вполне уместны шорты и футболка, даже при посещении местных ресторанов. Появление на пляже "topless" не запрещается, но не всегда уместно.


Летними ночами становится прохладнее и может понадобиться легкий жакет или джемпер, особенно ближе к зиме. В течение зимы необходима более теплая одежда, хотя зима далеко не такая суровая, как в Северном полушарии.


Во время наблюдения за животными в заповедниках лучше надеть вещи нейтральных оттенков таких, как бежевый, коричневый, хаки или оливковый. К тому же, говорят, что насекомых привлекают яркие цвета и белый. В качестве защиты от укусов также не помешает одежда с длинными рукавами. Обувь должна быть подходящей для пеших прогулок. Крем от загара и головной убор очень важен, и не только на пляже, но и во время прогулок.


Отправляясь в поездку, разумно было бы взять с собой плащ или зонт. Дождь для южноафриканцев, конечно, в радость. Однако, как правило, это сильный ливень. Также следует иметь в виду, что зимой и летом дожди бывают в разных регионах страны.

Последние изменения: 26.04.2013

Как добраться в ЮАР

Международные аэропорты расположены в Йоханнесбурге, Кейптауне и Дурбане. Национальный авиаперевозчик South African Airways (SAA) осуществляет регулярные ежедневные рейсы по маршруту Москва - Йоханнесбург совместно с авиакомпаниями Lufthansa (через Франкфурт), British Airways (через Лондон) и «Аэрофлот» (через Цюрих, Париж, Лондон и Франкфурт).


Через Лондон и Франкфурт также летают регулярные ежедневные прямые рейсы в Кейптаун и обратно (без посадки в Йоханнесбурге).


Ежедневные рейсы из Санкт-Петербурга осуществляются через Франкфурт и Лондон.


Самолёты компании Emirates каждый день летают из Москвы в Йоханнесбург через Дубаи.


Кроме того, регулярные ежедневные рейсы в Йоханнесбург и Кейптаун выполняют многие крупные авиакомпании - Lufthansa, KLM, British Airways, Air France, Iberia, Qatar Airways, Swiss.


Из стран СНГ регулярные перелёты в Йоханнесбург и Кейптаун осуществляют все ведущие авиакомпании с пересадкой в крупных городах Европы.


Продолжительность перёлета без учета времени стыковки составляет 14-15 часов в зависимости от авиакомпании.

Последние изменения: 26.04.2013

НАСЕЛЕНИЕ
Средняя плотность населения – 36,8 чел. на 1 кв. км (2001). Наиболее плотно населены районы городов Йоханнесбург, Кейптаун и Дурбан. С кон. 1990-х среднегодовой прирост населения из-за высокого уровня заболеваемости СПИДом резко снизился. В 2002 он составлял ок. 1%, в 2005 имел отрицательный показатель (–0,31%). Рождаемость – 18,48 на 1000 чел., смертность – 21,32 на 1000 чел. Детская смертность – 61,8 на 1000 новорожденных. Уровень фертильности (среднее число рожденных детей на одну женщину) – 2,2 ребенка. 30,3% населения составляют дети до 14-ти лет. Жители, достигшие 65-летного возраста, – 5,2%. Средний возраст населения составляет 23,98 года. Ожидаемая продолжительность жизни – 43,27 года (мужчины – 43,47, женщины – 43,06). (Все показатели даны в оценках на 2005).

ЮАР – многорасовое и полиэтничное государство. В расовом отношении население состоит из представителей африканских народов (79%), «белых» (9,6%), азиатов (2,5%) и кой-коинов (бушмены (кой-саны) и готтентоты), насчитывающих несколько тысяч человек. 8,9% жителей ЮАР составляют метисы (т.н. «цветные» – потомки от смешанных браков европейцев с африканцами) – 2001. Среди африканского населения наиболее многочисленными этническими группами являются зулу (23,8%), коса (17,6), педи (9,4%), тсвана (8,2%), сото (7,9%), тсонга (4,4%), ндебеле (ок. 2%), венда (1,3%) и свази (ок. 1%) – 2001. Европейское население составляют африканеры (потомки голландских, немецких, французских поселенцев) (см. также БУРЫ) и англичане. Среди азиатского населения превалируют индийцы, живут также китайцы, малайцы и др. В обществе сохраняется определенная неприязнь между различными расовыми группами. На языке африкаанс (язык межнационального общения) говорят 13,3% населения страны, на английском – 8,2%. Из африканских официальных языков наиболее распространен язык исизулу. См. также АФРИКАНСКИЕ ЯЗЫКИ.

Городское население составляет 64% (2004). В городах проживает ок. 80% «белого» населения. Крупные города – Кейптаун (ок. 4 млн. чел. – 2005), Дурбан, Йоханнесбург, Порт-Элизабет, Питермарицбург и Блумфонтейн.

Среди приехавших в страну на постоянное место жительства в кон. 1990-х – нач. 2000-х много граждан Зимбабве, принимавшего в свою очередь беженцев из ЮАР в годы режима апартеида (в 2004 в ЮАР находились 2 млн. зимбабвийцев), Нигерии, Китая и Великобритании. По сложившейся традиции в ЮАР на работу в шахтах и на фермах приезжают трудовые мигранты из Свазиленда, Лесото и Ботсваны (для работы на шахтах ежегодно из Ботсваны официально иммигрируют 12 тыс. чел., а ок. 30 тыс. чел. работают нелегально в обрабатывающей промышленности и на фермах).

Существует русская диаспора, в которую входят как потомки российских золото- и алмазоискателей, приехавших в ЮАР в 1870-е, так и эмигрантов, покинувших Россию после революции 1917. Есть также и российские предприниматели, иммигрировавшие в страну в 1990–2000.

Эмигранты из ЮАР живут в Намибии и др. африканских странах. Стоит проблема т.н. «утечки мозгов». В 2003 из ЮАР в США, страны Европы, Австралию и Новую Зеландию эмигрировали более 10 тыс. чел., среди которых было много медицинских работников (в т.ч. ок. 200 опытных врачей), бухгалтеров, учителей (ок. 700 чел.), а также специалистов в области информационных технологий.

С 2000-х разрыв между численностью эмигрантов и иммигрантов медленно сокращается.

Религии. Законодательно закреплена полная свобода вероисповедания. Более 80% населения составляют христиане (большинство протестантов). Распространение христианства началось в серед. 17 в. и связано с деятельностью европейских миссионеров. В г.Мидранд, расположенном недалеко от столицы, находится храм преподобного Сергия Радонежского (первая русская церковь на Юге Африки). Действуют ряд христианско-африканских церквей, возникших в 1880-х на базе раскольнических движений. Часть африканцев придерживается традиционных африканских верований (анимализм, фетишизм, культ предков, хранителей домашнего очага, сил природы и др.). К мусульманской общине (большинство исповедуют ислам суннитского направления) относятся капские малайцы, индийцы, выходцы из северного Мозамбика и др. Среди индийского населения есть также шииты-исмаилиты. Существует община индуистов. Распространен иудаизм, насчитывается ок. 200 иудейских обществ.

Южная Африка - Население и язык

В ЮАР проживает около 47 млн. человек. Население очень неоднородно по расовым, национальным, языковым, культурным и религиозным признакам. Все пестрое в этническом отношении население ЮАР - результат сложной истории формирования населения страны - официально подразделятся на 4 группы: африканцы, белые, мулаты и азиаты. Основную часть, конечно, составляют коренные жители африканского континента - чернокожие африканцы. Их насчитывается более 70%, белокожих африканеров - около 10%, мулатов или, как их здесь называют, цветных - 9%, и индусов и азиатов - 2.5%.

Азиаты в ЮАР представлены, в основном, индийцами, потомками рабочих, привезенных сюда в XIX веке для работы на сахарных плантациях. Эта группа называется натал.
Мулатами или «цветными» в ЮАР называют людей смешанных рас, произошедших от рабов, привезенных из восточной и центральной Африки, аборигенов Африки, белых с примесью малайцев, индусов и других азиатов. Большинство «цветных» говорит на африкаанс.
Белое население состоит из потомков колониальных иммигрантов: голландцев, немцев, французов, гугенотов и англичан. С точки зрения культурных и языковых факторов они подразделяются на африканеров, бывших буров, а ныне датч (живут здесь уже в десятом поколении и говорят на африкаанс) и англо-африканцев, потомков британских колонистов.

И, наконец, самые многочисленные - чернокожие жители представлены различными этническими группами, племенами и народностями. Самые крупные этносы: зулу (провинция Наталь и окрестности), коса (юг страны), сото (государство Лесото внутри ЮАР), педи, венда, тсвана, тсонга, свази, ндбеле и другие. Все они говорят на языках банту. Также в ЮАР отдельными поселениями живут древнейшие коренные жители страны - готтентоты и бушмены, сохранившие свою уникальную экзотическую культуру и быт.
Практически каждое племя живет обособленно. Их условия проживания, быт, культура, религия, традиции, обычаи - настоящая экзотика, которую не увидишь больше нигде. Познакомиться с ней вы сможете в специальных турах по этнографическим деревням ЮАР.

Язык

За самое большое количество государственных языков - одиннадцать - ЮАР занесена в Книгу рекордов Гиннеса. В список официальных языков входят языки различных наций и этнических групп, населяющих страну: африкаанс, английский, ндебеле, коса, зулу, педи, сото, тсвана, свази, венда, тсонга. Большинство чернокожих африканцев говорит на своих языках. Наиболее распространенным языком является зулу. Вторым по популярности является язык коса. Параллельно с этим большинство населения всех рас разговаривает на английском языке. Потомки голландцев и мулаты говорят на африкаанс - смесь староголландского (средневекового) языка с местным диалектом.

Рубрики

НАСЕЛЕНИЕ
Согласно переписи 1996, в ЮАР проживали 40,6 млн. человек: африканцы - 77%, белые - 11%, метисы (потомки смешанных браков европейцев и африканцев, т.н. "цветные") - 9%, выходцы из Азии, в основном индийцы, - ок. 3%.

Основные этнические группы черного населения: зулу, коса, свази, тсвана, суто, венда, ндебеле, педи и тсонга. Около 59% белых говорят на языке африкаанс, 39% - на английском. Африканеры являются потомками голландцев, французских протестантов (гугенотов) и немецких переселенцев, которые с 1652 начали заселять Южную Африку. После того как в 1820 Великобритания завладела Капской колонией, усилился приток переселенцев из Англии. Предками цветных были коренные жители юга Африки - готтентоты (койкоин) и бушмены (сан), а также малайские рабы из Нидерландской Ост-Индии и первые европейские поселенцы. Азиатское население - это в основном потомки завербованных для работы на сахарных плантациях Натала азиатов, преимущественно индийцев, которые начали прибывать в Южную Африку с 1860, а также купцов, главным образом из Бомбея, появившихся там позднее. В ЮАР официальными считаются 11 языков.
Демографическая статистика. Старые данные о рождаемости, смертности и естественном движения населения не учитывали африканцев, составлявших более трех четвертей населения страны, и поэтому не могут считаться достоверными. Правительство белого меньшинства и некоторые статистические организации публиковали раздельные данные о белом, цветном и азиатском населении. Наиболее объективными являются результаты переписи 1996, когда впервые учитывалось население деревень и временных поселений.
Африканцы. В период 1948-1991 африканское население ЮАР подвергалось систематическому угнетению и репрессиям со стороны правящего меньшинства. Многие африканцы сохраняли свою этническую идентичность. Это, прежде всего, относится к народу зулу, чей правитель сохраняет значительное влияние. Напряженные отношения между некоторыми этническими группами африканского населения и политическое соперничество накануне выборов, проведенных в апреле 1994, вылились в многочисленные вооруженные столкновения. После формирования нового правительства страсти несколько улеглись, но напряженность в межнациональных отношениях сохраняется.
На протяжении 1980-х - начала 1990-х годов около половины африканского населения жило в десяти бантустанах, которые были созданы правительством белого меньшинства, чтобы лишить африканцев гражданства ЮАР. В каждом бантустане проживала одна или несколько этнических групп во главе с вождем, кандидатура которого утверждалась правительством ЮАР. Правительство белого меньшинства признало в качестве независимых государств четыре бантустана (Бопхутхатсвана, Сискей, Транскей и Венда), но ни один из них не получил международного признания. В экономическом отношении бантустаны были слабо развиты и предназначались для регулирования притока черных рабочих в контролируемую белыми экономику ЮАР. Когда в 1994 страна стала государством многорасовой демократии, все бантустаны были ликвидированы. По данным 1996, африканское население преобладало в семи провинциях из девяти, а в четырех составляло свыше 90%.
Во времена апартеида многие африканцы могли жить только отдельно от белых, в особых поселках - тауншипах. Африканцы, работавшие домашней прислугой у белых, на золотых и алмазных приисках, а также в сталелитейной промышленности, были отходниками, их семьи оставались в деревнях. В горнодобывающей промышленности они трудились на контрактной основе и жили в специальных компаундах поблизости от места работы.
Вынужденная миграция сначала черных мужчин, а затем и женщин для поисков работы в "белых" районах и крупных городах пагубно сказалась не только на традиционном укладе жизни, но и на семейных отношениях. Население бантустанов составляли преимущественно женщины, дети и старики, поскольку большинство мужчин в возрасте от 16 до 60 лет работали, чтобы обеспечить семью или скопить деньги на свадьбу. Значительная часть средств, необходимых для обеспечения прожиточного минимума жителей бантустанов, поступала от отходников.
Белое население с момента создания в 1910 Южно-Африканского Союза и до 1994 было политически господствующей группой и до сих пор удерживает доминирующие позиции в экономике. Белое население ЮАР состоит из двух основных групп.
Африканеры, которых также называют бурами (нидерл. "крестьяне"), численно преобладают среди белых везде, кроме некоторых районов Квазулу-Натала. Больше всего их в провинциях Гаутенг и Западно-Капской. В 1991 большая часть африканеров жила в городах. Доходность бурских ферм снижалась, особенно в 1920-е годы, и многие буры были вынуждены переехать на постоянное жительство в города. В условиях роста безработицы в 1930-х годах правительство и профсоюзы белых зарезервировали за ними рабочие места в определенных секторах экономики.
Африканеры составляют крепко сплоченную общину. Почти все они - последователи Нидерландской реформатской церкви, которая до 1990, когда апартеид был предан анафеме, оправдывала идею превосходства белой расы и практику расовой дискриминации. Африканеры говорят на языке африкаанс, в основе которого лежит нидерландский язык.
Англо-африканцы. По сравнению с африканерами англоязычное белое население живет более компактно. В некоторых районах Квазулу-Натала и Восточно-Капской провинций англо-африканцы занимаются сельским хозяйством, но большинство их живет в городах. Помимо небольшой (100 тыс. человек), но влиятельной еврейской общины, англоговорящие белые принадлежат к Англиканской, Методистской и Римско-католической церквам. Некоторые англо-африканцы сохраняют привязанность к Великобритании, но большинство считает своей родиной ЮАР. В эту группу белого населения входят все недавние переселенцы, не говорящие на нидерландском языке.
Азиатское население. Выходцы из Азии занимают промежуточное положение между черными и белыми. Большинство азиатов проживает в провинции Квазулу-Натал и в пригородах Йоханнесбурга. Часть азиатского населения по-прежнему работает на сахарных плантациях в Квазулу-Натале или на промышленных предприятиях и в учреждениях Дурбана, основного морского порта провинции, другая часть - преуспевающие торговцы и владельцы крупной недвижимости. По закону "О расслоении по группам", который был отменен в 1991, многие владельцы недвижимости не имели права жить в собственных домах. Первые кампании гражданского неповиновения были проведены с целью улучшения положения азиатского населения страны. На протяжении длительного времени Южноафриканский индийский конгресс и Индийский конгресс Натала тесно сотрудничали с Африканским национальным конгрессом.
Города и городские районы. Африканцы составляют большинство населения во многих крупных городах и городских районах. До 1994 черные горожане не учитывались в переписях населения и не включались в статистические отчеты, поскольку правительство белого меньшинства рассматривало их как жителей бантустанов, а не тех городских районов, где они фактически проживали. Расположенные на окраинах крупных городов тауншипы черного или цветного населения, даже если они по площади и численности населения были больше самого города, часто не включались в перечень населенных пунктов. Согласно переписи 1991 и другим источникам, где содержатся достоверные данные о численности городского африканского населения, крупнейшими городами ЮАР являются (в тыс. человек): Кейптаун - 854,6 (с пригородами 1,9 млн.), Дурбан - 715,7 (1,74 млн.), Йоханнесбург - 712,5 (4 млн.), Соуэто - 596,6, Претория - 525,6 (1,1 млн.), Порт-Элизабет - 303,3 (810), Умлази - 299,3, Идхаий - 257,0, Мданцане - 242,8, Дипмедоу - 241,1, Ликоа - 217,6, Тембиса - 209,2, Катлехонг - 201,8, Эватон - 201,0, Рудепурт-Маребург - 162,6, Квамашу - 156,7, Питермарицбург - 156,5 (265), Мамелоди - 154,8, Дейвитон - 151,7, Сошангуве - 146,3, Джермистон - 134,0, Блумфонтейн - 126,9 (280,0), Александра - 124,6, Боксбург - 119,9, Карлтонвилл - 118,7 (175,0), Бочабело 117,9, Бенони - 113,5, Кемптон-Парк - 106,6, Ист-Лондон - 102,3 (365,0) и Нтузума - 102,3.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения