Отчет о научной деятельности музея. Основные формы культурно-просветительной работы музея Дома-музеи, посвященные известным личностям

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, классификация и история музеев, их особенности как объектов научного исследования и туризма. Характеристика музеев Франции, историческая ценность экспонатов Лувра, Музея импрессионизма, Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Сеть и типы музеев. Нормативно-правовая база деятельности музеев Российской Федерации. Назначение и функции музея. Учет и хранение музейных ценностей. Экспозиционная и научно-исследовательская деятельность музеев, особенности их кадрового состава.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2012

    Основные понятия, функции и направления деятельности музеев Российской Федерации. Классификация музейных учреждений. Характеристика ресурсной базы музеев Санкт-Петербурга, регулирование их деятельности. Факторы привлекательности музея для посетителей.

    реферат , добавлен 21.04.2015

    История Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге - крупнейшего в России и одного из самых больших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Частная коллекция Екатерины Великой. Интересные факты Лувра и Британского музея в Лондоне.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2011

    История Пермской государственной художественной галереи - одного из лучших музеев России. Красноярский культурно-исторический музейный центр. Уникальность литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова (Мелихово). Музей-усадьба "Ясная поляна".

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Составляющие элементы, формы и методы культурно-образовательной деятельности художественного музея на примере ГУ "Республиканская картинная галерея имени А.В. Лосева". Организация и роль руководителя в проводимой работе. Задачи "музейной педагогики".

    курсовая работа , добавлен 13.12.2011

    История развития Государственной Третьяковской галереи. Путь от Русского Музея Императора Александра III до Государственного Русского музея в начале третьего тысячелетия. Сравнение методов и результатов работы музеев в период больших перемен 1980-1990 гг.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2017

Одна из важнейших функций музея – образовательно-вос­питательная – осуществляется посредством культурно- про­светительской работы.

Просветительская деятельность нашего музея многообразна по формам организации и проведения. Формы этой работы можно разделить на основные категории: традици­онные (экскурсии, лекции) и массовые мероприятия.

Музейная экскурсия – это “коллективный осмотр музея посетителями, объединенными в экскурсионные группы”. В музее проводятся обзорные, тематические, учебные экскурсии.

Обзорные экскурсии проводятся по всей экспозиции музея и имеют своей целью ознакомление посетителей с музеем вообще. Обзорная экскурсия носит общеобразовательный характер.

Тематические экскурсии, которые проводятся в музее, отличаются четкой тематической определенностью по хронологии и содержанию, они посвяще­ны конкретному вопросу. Поэтому они проводятся не по всему музею, а по материалам одного из залов или конкретного раздела экспозиции. Тематические экскурсии по своему целевому назначению носят учебный характер. Экскурсоводами музея составлены и проводятся следующие экскурсии: «Сівая памяць даўніны», “Прыйшла ў наш край няпрошана вайна”, “Валожыншчына сягодня”, “Час і мы”, “Жывая памяць” и другие.

Экскурсии учебно-образовательной направленности предна­значены для расширения знаний, которые учащиеся получили по учебной программе в лицее, их конкретизации на основе подлинных памятников – музейных предметов. Такими являются экскурсии по истории (тема “Великая Отечественная война”), по курсу “Человек. Общество.Государство” (тема “Человек в системе рыночных отношений”) и др.

Учебные экскурсии весьма разнообразны по форме проведения. Это и уроки-экскурсии, проводимые на экспозиции экскурсоводом или самим педагогом, и экскурсии-семинары с выступлением слушателей.

Разработкой экскурсий в нашем музее занимаются учащиеся из группы экскурсоводов. Главным источ­ником содержания экскурсии является экспозиция и музейные предметы.

В основу построения маршрута музейной экскурсии положены три принципа – хронологический, тематичес­кий, тематико-хронологический.

Напри­мер, в основе маршрута обзорной экскурсии лежит хронологи­ческий принцип, а маршрут тематической и учебной экскурсии строится по тематическому принципу.

цель экскурсии, значимость ее темы, называются основные вопро­сы, раскрывающиеся в ходе экскурсии. В заключении даются обобщающие выводы

по теме экскурсии.

Кроме экскурсий в нашем музее проводятся лекции. Они отличаются от экскурсий целью и подачей матери­ала. Основная цель музейной лекции – донести до слушателей теоретический материал, проиллюстрировав его музейными предметами. Успешно прошли лекции под общим названием «Ведаю, што нарадзіўся б толькі тут…”

- “Архітэктура Валожыншчыны”,

- “Помнікі гісторыі і культуры г. Валожына”,

- “Навучальныя ўстановы г. Валожына”,

- “Прамысловыя прадпрыемствы горада”.

Самыми разнообразными и многоплановыми по форме проведения являются массовые просветительские мероприятия. Это вечера, посвященные определенной теме или каким-либо событиям, датам, юбилеям, встречи с интересны­ми людьми, викторины, спектакли. Так, на протяжение, 2008-2009 гг. на базе нашего музея прошли следующие мероприятия: круглый стол «И помнить страшно, и забыть нельзя», урок мужества «Память сердца», историческая викторина «Борьба за Беларусь», устный журнал «Листая страницы военной поры», литературно-музыкальная композиция «Дорогами войны», литературная гостиная «В памяти народа вечно» и другие.

Фондовая работа

Собрания нашего музея состоят из основного и научно–вспомогательного фондов. Все материалы, хранящиеся и экс­понируемые в музее, составляют фонд музея.

Наиболее ценная и главная в количественном и качествен­ном отношении часть музейных фондов - основ­ной фонд . Сюда входят только подлинные памятники истории и культуры, имеющие статус музейного предмета. Это

Экспонируется в музее и вещественные археологические материа­лы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок: орудия труда, образцы продукции, оружие, предметы быта и одежды, нумизматичес­кие материалы: монеты, печати. Большой интерес для посетителей музея представляет оружие времен Великой Отечественной войны (штыки, снаряды, гильзы от снарядов и винтовок, и др.)

Имеются письменные музейные предметы следую­щих видов: рукописные и печатные учрежденческие и личные материалы (свидетельства, грамоты, письма, воспоминания, удостоверения, партийные, комсомольские, проф­союзные билеты), периодические и непериодические издания, книги, листовки. В фондах нашего музея имеются личные свидетельства «Ausweis, красноармейская книжка времен войны,

Изобразительными музейными предметами являются произведения декоратив­но-прикладного искусства: графика, живопись, скульптура, плакаты и др., фотографии. Из фонозаписей музей хранит аудиокассеты с воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны, документальные фильмы о войне.

Кроме основного в музее имеется вспомогательный фонд, представляющий собой сложное сочетание различных материалов, которые не имеют статуса музейного предмета. Это материалы, изготовленные музеем для экспозиционной и пропагандистской работы.

Юридическими документами в музее являются акты поступлений, акты выдачи, книги поступлений.

Учет преследует две цели: обеспечение сохранности самого предмета и его научную охрану, то есть обеспечение сохранности имеющихся сведении о


Музей - это уникальное культурное пространство, которое способно объединить в себе знание о прошлом, рефлексию о настоящем и экскурс в возможное будущее. Это общее поле человеческого опыта, доказавшего свою ценность и прошедшего проверку временем, которое мы называем культурным наследием. В современном понимании музей означает «научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение», которое, в соответствии со своими социальными функциями, осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры и природных объектов.

Музеи давно вышли за рамки только экспозиционно-выставочной работы, и ее функциональная деятельность не сводится только к комплектованию фондов, организации выставок и экскурсий. Это серьезная научно-исследовательская, просветительная и культурно-образовательная работа.

Мною со 2 по 10 февраля 2012 г. в составе комиссии были изучены и проанализированы планы научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, просветительской и образовательной работы ДГОИАМ с 2008 г. по 2011 г. на основании анализа которых представляю следующее заключение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной

и просветительской и образовательной деятельности ДГОИАМ

Образовательная деятельность ДГОИАМ

Образовательная работа музея включает различные музейно-образовательные программы (лекции, дискуссии, круглые столы, научно-практические семинары, экскурсии, музейные уроки, военно-исторический клуб и др.), которые ориентированы на преодоление пассивно-созерцательных форм восприятия музейной информации. Как известно, приоритетной аудиторией музея любого вида и профиля сегодня являются дети всех возрастов, школьники, учащиеся средних учебных заведений. В деятельности ДГОИАМ эта аудитория совершенно не охвачена. Для сравнения: в Казанском Национальном музее широкой популярностью пользуется двухгодичная программа для старшеклассников, разработанная специалистами по музееведению и музейной педагогике по основам освоения музейного дела. Программа знакомит учащихся не только с историей музейного дела и с основными понятиями музееведения, но и прививает навыки научной работы, дает представление об экспозиционном искусстве, знакомит с профессиями экспозиционера, музейного художника, навыками экскурсионной работы. Существуют так же популярные музейно-образовательные программы, разработанные для учащихся младших классов, требующие организации сотрудничества музейного сотрудника и школьного учителя. Сегодня в Историческом музее (г. Москва) работают почти 20 кружков, где детей знакомят с подлинными предметами из музейного фонда. Так формируется постоянная подготовленная музейная аудитория. В областном краеведческом музее г. Свердловска разработаны специальные программы, которые способствуют углублению знаний, полученных на уроках в школе, расширяют программу школьного курса знаний.

В ДГОИАМ из всего спектра известных музейных образовательных программ работают только экскурсии по постоянным экспозициям.

Научно-исследовательская работа ДГОИАМ

Как известно, важное место в работе музея занимает научно-исследовательская деятельность, результаты которой в первую очередь отражаются в выставочной деятельности музея и в научных и научно-популярных публикациях. Научно-исследовательская работа научных сотрудников музея должна проводиться по научным темам, определённым планом-картой научных интересов сотрудника и утверждённым на заседании учёного совета музея. Ученый совет музея должен координировать научную деятельность музея: участие в музейных конкурсах, в международных, российских музейных конференциях; публикации докладов и научных статей научных сотрудников музея в научных и профессиональных музееведческих изданиях. Под эгидой Ученого совета музея должны проводиться на базе музея научно-практические конференции, чтения, семинары, лекции, круглые столы и пр., организовываться просветительские, образовательные семинаров, детские образовательные программы.

Ученый совет в ДГОИАМе отсутствует. В штатной единице музея отсутствуетдолжность ученого секретаря музея, и не занята вакансиязаместителя директора по научной работе. Низкий уровень ведения научно-исследовательской работы музея,точнее отсутствие полноценной научно-исследо-вательской работы в музее, объясняется отсутствием в ДГОИАМе Ученого Совета музея.

Научными сотрудниками музея не велась полноценная работа по научному изучению и исследованию музейных коллекций. Результаты анализа отчетов последних трех лет убедительно свидетельствуют о том, что налицо откровенная профанация и имитация научно-исследовательской деятельности., которая наглядно прослеживается по план-картам. План-карты не выполняются, из года в год их тексты повторяются. К примеру, заявленные к изданию в 2008 г. такие каталоги, как «Коллекция князя А.Барятинского» (Кильдеева З.), «Ковры в коллекции ДГОИАМ» (Кильдеева З.), «Кайтагская вышивка» (Кильдеева З.), «Оружие Кавказа» (Алиева С.), «Костюмы народов Кавказа» (Кильдеева З.), не были не только не изданы, но по настоящее время даже не подготовлены к изданию. В 2009 г. не подготовлены и не изданы каталоги, заявленные в планах: «Ковры в коллекции ДГОИАМ» (Гамзатова Д.), «Оружие Кавказа» (Алиева С.), «Кайтагская вышивка «(Гамзатова Д.), «Костюмы народов Кавказа» (Кильдеева З.). Не подготовлен и не издан бюллетень (Дандамаева З.), заявленный в плане. В 2011 г. не подготовлены и не изданы каталоги: «Коллекция князя А.Барятинского» (Кильдеева З.), «Ковры в коллекции ДГОИАМ» (Кильдеева З.), «Кайтагская вышивка» (Кильдеева З.).

За последние годы музей не провел ни одной научно-практической конференции.

Заявленная в планах музея подготовка и проведение научно-практической конференции к юбилею ДГОИАМ с приглашением участников из Северокавказского региона, так и не была проведена.

Участие самих сотрудников музея на республиканских научно-практических конференциях, имеющих прямое отношение к его научной деятельности и популяризации, не наблюдается. К примеру: в 2009 г. Институт языка, литературы и искусства ДНЦ РАН проводил научную сессию, посвященную 110-летию со дня рождения первого профессионального художника Дагестана Халилбека Мусаясул (позже был опубликован сборник научных статей). ДГОИАМ, который обладает рядом уникальных работ этого автора, остался в стороне.

Гендиректор в своем отчете о научной деятельности в 2010 г. заявляет об участии на научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения видного ученого просветителя и общественного деятеля Башира Далгата, однако при этом не прилагается научный доклад или его тезисы (замечу, между участием на конференции и присутствием есть существенная разница).

Нет ни одной статьи по экспозиционной и фондовой работе, менеджменту и маркетингу музея и выставок, музейно-педагогических практик, истории экспонатов, освещения музейных праздников и юбилеев сотрудников и пр., опубликованной в специальных музейных периодических изданиях, таких как научно-практический журнал «Музей», иллюстрированный художественный и исторический журнал «Музеи России - профессионалам», журнал «Культура и общество» и др.

Те же несколько статей популярного характера, опубликованные в местной периодической печати («Дагестанская правда», «Махачкалинские известия», «Народы Дагестана», «Проджи» и пр.») и представленные в ежегодных отчетах как «научно-исследовательская деятельность» не имеют с последней ничего общего, а относятся к жанру публицистики. Кроме того, сотрудники музея не публикуются в известных исторических, культурологических вестниках, сборниках, бюллетенях, не говоря уже об издании ими монографий, книг, исследований, справочников. Исключение составляет монография Гаджиева А.С. «Религиозные, общественно-политические взгляды Клычева Юсуп-кади Аксайского» (Махачкала, 2009), в которой никак не представлены материалы музея.

Заявленные в отчетах выезды ген. директора с главным хранителем в некоторые филиалы музея для оказания методической помощи, в целях составления структурных планов и закупки музейного оборудования не имеют прямого отношения к их научно-исследовательской работе и носят, в лучшем случае, характер научно-методический и собирательной деятельности.

В настоящее время во многих крупных музеях формируется электронная база данных, при создании которой применяется оцифровка экспонатов. Ежегодно, с 2008 г. по 2011 г. в научных планах ДГОИАМ значится «начать работу по созданию электронной базы данных по музейной коллекции и издать единый каталог музейного фонда ДГОИАМ» (Кильдеева, Дандамаева, хранители фондов), однако на этом, по всей видимости, вся эта деятельность и заканчивается, никаких результатов нет.

Если дирекция ДГОИАМ не в состоянии организовать и проводить научно-практические конференции, то она просто обязана была проводить краеведческие чтения, поскольку располагает 38 (!) филиалами по Республике Дагестан, которые, на мой взгляд, тоже нуждаются в серьезной проверке их деятельности и состояния. Сотрудники этих филиалов, по сути, есть энтузиасты музейного дела и известные краеведы. В республике наблюдается огромный интерес к собственной истории и традиционной культуре, а в последнее десятилетие самым популярным и востребованным стал жанр сельской истории. По краеведческим чтениям можно было бы издавать сборники статей, в которых были бы представлены результаты работы, как краеведов, так и дагестанских исследователей по изучению природных ресурсов, археологии, истории, этнографии, по культурному наследию республики, первые опыты краеведческих исследования учащихся и студентов.

Здесь же необходимо отметить, что в ДГОИАМ отсутствует читальный зал, где каждый, кто посетил музей с научно-исследовательскими целями, мог бы работать с экспонатами музейных фондов, обладая читательским билетом (его данные фиксируются в картотеке музея). Такая форма работы имеется во многих музеях страны, и этот факт делает музей престижным научным центром у исследователей, ученых, специалистов. Насколько известно, руководство музея совершенно не приветствует появление таких посетителей в ее стенах.

Музей не получает подписные издания профессиональных специализированных журналов, которые позволяют быть в курсе всех музейных событий в стране и за рубежом.

Издательская деятельность ДГОИАМ

Ключевую роль в популяризации музея и его коллекций играют качественные каталоги выставок, сборники семинаров и конференций. Издательская деятельность в ДГОИАМ в настоящее время отсутствует. Для сравнения: в 1925 г., буквально в первые годы по окончании Гражданской войны в разрушенной и разоренной республике не только открылся музей, но еще и издавался «Музейный бюллетень».

За последние 10 лет в ДГОИАМ не издан ни один каталог экспонатов, тогда как каталог есть важный и обязательный признак того, что в музее ведется серьезная научно-исследовательская и каталогизационная работа. Богатое собрание фондов ДГОИАМ предполагает широкие возможности для подготовки и издания прекрасных каталогов по коллекциям этнографической, огнестрельному и холодному оружию (русского, европейского, восточного и местного производства), произведений изобразительного искусства и т.д., которые будут популяризировать музей за пределами республики и страны.

Особое внимание привлекает издание ДГОИАМ «Юбилейный альбом к 85-летию Дагестанского государственного объединенного музея им. Тахо-Годи. Из глубины веков» (2010 г.), изданный на средства президентского гранта. Многостраничный и красочный альбом, без выходных данных (даты издания, места издания, тиража), вызывает не столько удивление по его бездарному безграмотному тексту (особенно подписи к фотографиям) и примитивному полиграфическому исполнению, сколько щемящую жалость к прекрасному, по сути, музею, который так жалко и убого представлен на его страницах.

Каждая музейная выставка должна сопровождаться соответствующей п ечатной продукцией к ней (каталог, буклет, экспликация (научная статья, текст-концепт выставки), афиша, приглашение). Согласно представленных к отчету нескольких буклетов, к этой деятельности в ДГОИАМ относятся, мягко говоря, спустя рукава. К примеру, буклет «Дагестанские национальные костюмы из фондов ДГОИАМ» (на самом деле в нём представлены только женские костюмы) издан без выходных данных, без указания автора текста; по его страницам произвольно разбросаны неподписанные фотографии женских головных уборов. Ляпы этого буклета - далеко не случайные и досадные ошибки, а еще одно доказательство отсутствия подлинной научно-исследовательской работы и направленной издательской деятельности музея.

Выставочная деятельность ДГОИАМ

У всех музеев есть традиционные функции: хранить, реставрировать, изучать и демонстрировать посетителям культурное наследие. Однако в сознании современного образованного общества музей давно трансформировался из места, где демонстрируются различные экспонаты, в место проведения интеллектуального досуга. Необходимо понимание, что наличие самих по себе предметов истории и искусства недостаточно (даже в количестве 157000 экспонатов), чтобы привлекать посетителей; надо их удивлять и показывать что-то новое, привлекать посетителей новыми экспозициями, постоянными и временными, полноценными произведениями синтеза экспозиционного искусства и науки, именно они отличают музей от архива или склада.

Между тем, вся экспозиционно-выставочная работа в ДГОИАМ заключается в подборе экспонатов и выставлении (развешивании) их вдоль стен зала, тогда как не готовятся ни каталоги, ни тексты экскурсий по выставкам (см. приложении). Каждая музейная выставка должна сопровождаться специальной научно-информационной и маркетинговой п ечатной продукцией. К примеру, к проведенным в 2008 г. выставкам «Декоративно-прикладное искусство Дагестана» (Ростов-на-Дону), «Керамика и фарфор», «Мир братьев Сунгуровых» и др. не составлены и не изданы каталоги; в 2009 г. не составлены и не изданы каталоги к проведенным выставкам «Традиционные головные уборы женщин Дагестана», «Оружие из фондов ДГОИАМ»,«Из коллекции князя Барятинского» и др. Ни одна из семи проведенных выставок 2011 г. не отражена в соответствующей печатной продукции (каталог, буклет, экспликация (научная статья, текст-концепт выставки), афиша, приглашение).

Визитная карточка музея - постоянно действующие экспозиции. В частности, уже упомянутый в прессе «Дагестан на фронтах Первой мировой войны» был представлен уроженцами только одного селения Дагестана; ряд современных экспозиций представлен фотостендами на уровне сельского клуба; постоянные экспозиции по природе, животному миру, флоре и фауне Дагестана на первом этаже не выдерживают никакой критики в силу убогости морально устаревшей экспозиции и обветшалости экспонатов. Некоторые линялые и рассыпающиеся чучела животных (в частности, облезлого тюлененка без глаза) нельзя демонстрировать, чтобы не травмировать детскую психику.

Пояснительный материал и этикетаж невнятный, неинтересный и местами - вопиюще непрофессиональный или вообще отсутствующий (в экспозиции «Природа Дагестана», «Кавказская война» и др.). Проведенные в 2010 г. согласно отчету «полная реэкспозиция зала» «Кавказская война», монтаж, составление ведущих текстов, этикетаж не соответствует стандартам музейной экспозиции. Заявленные «полная реэкспозиция зала» «Природа Дагестана», составление ведущих текстов не соответствует стандартам музейной экспозиции.

Музейный маркетинг.

Сегодня каждый музей стоит перед необходимостью постоянного поиска путей оптимизации организации музейной работы, поисков дополнительных источников финансирования. Этот вид деятельности принято определять как музейный маркетинг.

Нет традиционной «музейной лавки» при музее, ассортимент которых должны составлять сувениры и товары, связанные с экспозицией музея, (открытки, значки, копии изделий, альбомы, плакаты, репродукции, вымпелы, изделия народных промыслов и др.). Этот вид деятельности занимает одно из ключевых мест в маркетинговой концепции любого крупного музея.

Полностью отсутствует работа со спонсорами, меценатами и грантодателями. Нет, к сожалению, и Попечительского совета музея.

Музей не предпринимает каких либо попыток участвовать в грантах. Между тем на протяжении нескольких лет Благотворительный фонд В. Потанина проводит (в этом году уже девятый по счету) грантовый конкурс музейных проектов для музеев и музейных организаций, расположенных на территории РФ «Меняющийся музей в меняющемся мире». Со своим богатейшим собранием ДГОИАМ, несомненно, имеет право претендовать на получение гранта, при соответствующей подготовке и своевременном предоставлении заявки для участия в нем.

О повышении конкурентоспособности музея на рынке культурно-информационных услуг, о способах привлечения посетителя, спонсоров, использования средств массовой информации дирекция ДГОИАМ, по всей видимости, не имеет ни малейшего представления.

Музейный сайт.

Если заглянуть на любой сайт крупного музея (или того же Музея искусств им. П. Гамзатовой) и сайт ДГОИАМ http://dagmuseum.ru/museum , который был наспех создан после статьи Х-М. Камалова и П. Тахнаевой в газете «Черновик» (29.04.2011 г.), и сравнить их, то становится очевидным, что он не работает и не отвечает своему функциональному предназначению. Рубрика «Коллекции» (лицо сайта) представлена подборкой фотографий (от 14-ти до 63-х по различным коллекциям) без сопроводительного текста, подписи к фотографиям (этикетаж) демонстрируют вопиющую непрофессиональную атрибутацию, к тому же сопровождаемую грубейшими орфографическими ошибками. К примеру, (стиль и орфография сохранены), коллекция по металлу: «Кувшин-водонос -Мучал- с.кубачи», «Светец. Аварцы», «Ведро -Сатыл-», «Светильник. Медь», «Светильник-чираг. 19 в. Бронза», «Кумган. Дагестан»; коллекция по кайтагской вышивке представлена 44 фотографиями, разложенными буквально «пасьянсом», без какого либо сопроводительного текста; коллекция по керамике: «Блюдо. Дербен», «Блюдо. Юж.Даг. 19 в.», «Блюдо. Иран», «Кружка. Сулевкент», «Сосуд -Кам-. Сулевкент.»; коллекция по оружию: «Кинжал-кама. Даг. 19в. Сталь, дерево, металл, слоновая кость, золотая насечка», «инжал-кама. Дагестан, 19в.», «Кинжал-кама. дагестан. 19в.» и т.д. Это демонстрирует абсолютный непрофессионализм сотрудников музея и лиц, ответственных за наполнение сайта. На сайте руководителя, кстати, владеющего английским языком, отсутствуют тексты и подписи на английском языке. В рубрике «Новости» последняя информация датирована 13 июня 2011 г.; электронная почта музея в рубрике «Контакты» не представлена и т.д.



Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Функц М: экспозиционно-выставочная; экскурсионная; научно-исследовательская и образовательная. Культ-образоват деятельность - одно из основных направлений деятельности М, теоретической основой которой является музейная педагогика - обучение регионал. истории средствами музейного предмета образоват деят-ти. Формы культ-образовательной деятельности М разнообразны: экскурсии (обзорные, тематич, историч, архитектурно-градостроит); музейные уроки; научные конференции.

Типы музеев – научно-просветительские, исследовательские, учебные.

Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.

Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы: естественно-научные музеи, исторические музеи, художественные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие. Исторические музеи делятся на:

Общеисторические музеи (широкого профиля); (Государственный Исторический музей в Москве);

Археологические музеи; (археологический музей-заповедник «Танаис»);

Этнографические музеи; (Российский этнографический музей в Петербурге);

Военно-исторические музеи; (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Москве);

Музеи политической истории; (Музей политической истории России в Петербурге);

Музеи истории религии; (Музей истории религии в Петербурге);

Историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ; (Музей городского быта «Старый Владимир»);

Монографические музеи, посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу; (Музей Г.К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда);

Прочие исторические музеи; (Музей истории Москвы, Музей истории политической полиции России XIX–XX вв. в Петербурге).

Художественные музеи делятся на:

Музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного); (Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве);

Музеи декоративно-прикладного искусства; (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве);

Музеи народного искусства; (Музей народного искусства Научно-исследовательского института художественной промышленности в Москве, Музей «Вятские народные художественные промыслы» в г. Киров);

Монографические; (Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово Кирилловского р-на Вологодской обл.);

Прочие художественные музеи.

Естественно-научные музеи делятся на палеонтологические, антропологические, биологические (широкого профиля), ботанические, зоологические, минералогические, геологические, географические и прочие.

Существуют музеи, собрания и деятельность которых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля . Самыми распространенными среди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественно-научную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко создаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль.

Комплексным профилем обладают и музеи-ансамбли , созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. Архитектурно-этнографический профиль имеет, например, Костромской музей народной архитектуры и народного быта, историко-архитектурным и художественным профилем обладает один из крупнейших музеев Московской области – «Новый Иерусалим».

Развитие науки, техники, искусства, культуры приводит к появлению новых профильных групп. Например, изобретение акваланга в 1940-х гг. положило начало возникновению подводной археологии. Результаты подводных раскопок в сочетании с разработкой новых технологий в области реставрации и консервации мокрого дерева обусловили появление среди исторических музеев новой профильной группы – музеев подводной археологии. В их собраниях – остовы и фрагменты кораблей, грузы и разнообразные предметы, поднятые с морских глубин. Наибольшей известностью среди музеев этой профильной группы пользуются музей «Васа» в Стокгольме, где экспонируется шведский военный корабль XVII в.

Наряду с профильной классификацией используется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общественного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные.

Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы прежде всего на специалистов. Примером этого типа музеев может служить Научный музей Института мозга Российской академии медицинских наук или, например, Музей внеземного вещества в составе Института геохимии и аналитической химии Российской академии наук (Москва).

К самому распространенному типу относятся научно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий. Таковы, например, Политехнический музей и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве; Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии в Петербурге.

Главное назначение учебных музеев – обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах – Музей лесоводства им. Г.Ф. Морозова Петербургской лесотехнической академии, Музей декоративно-прикладного искусства Петербургского высшего художественно-промышленного училища. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фонды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступны для массового посетителя. Таковы, например, некоторые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.

Типология по признаку общественного назначения музеев носит достаточно условный характер, и жесткой грани между названными типами не существует. Научно-просветительные музеи используются в учебном процессе, а их собрания – в научных целях. Многие научные и учебные музеи посещают не только учащиеся и специалисты, но и широкая публика.

Существует и другая типология музеев, в соответствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В ее основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музеями функции документирования. Музеи коллекционного типа строят свою деятельность на основе традиционного собрания вещественных, письменных, изобразительных материалов, соответствующих их профилю. Таким образом, функцию документирования они осуществляют путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов. В основе деятельности музеев ансамблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путем сохранения или воссоздания ансамбля недвижимых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространенные формы этого типа музеев – музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.

Среди музеев под открытым небом существует особая группа музеев, которые создаются на основе недвижимых памятников, музеефицированных на месте их нахождения с сохранением или восстановлением историко-культурной и природной среды. Ввиду особой ценности они имеют статус музеев-заповедников , например, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Особую типологическую группу образуют и мемориальные музеи , создающиеся с целью увековечить память о выдающихся людях и событиях. Мемориальность иногда ошибочно смешивают с профилем музея, хотя она никак не связана с характеристиками профильной классификации.

Понятие «мемориальный музей» за время своего существования претерпело существенную эволюцию. Исходя из этимологии слова, к мемориальным музеям в 1920-х – начале 1960-х гг. относили все музеи, посвященные выдающимся деятелям и историческим событиям, даже те их них, которые создавались в местах, не связанных с этими людьми и событиями, и которые не имели в своих экспозициях мемориальных предметов. Позже усилиями исследователей

A.M. Разгона и С.А. Каспаринской в понятие «мемориальный музей» стал вкладываться иной смысл. Необходимым компонентом мемориальности стала считаться подлинность места: мемориальное здание, где сохранена или воссоздана на документальной основе мемориальная обстановка, в которой жил человек или происходило событие. Такое понимание мемориального музея, необходимыми критериями которого являются мемориальное здание или место, коллекция мемориальных предметов и мемориально-бытовая экспозиция, закрепило «Положение о мемориальных музеях системы Министерства культуры» (1967). Что касается профиля мемориального музея, то он определяется содержанием события или характером деятельности человека, которому посвящен.

Типология по признаку осуществления функции документирования тоже носит в известной мере условный характер, поскольку коллекционные музеи могут находиться в архитектурных памятниках, сохраняемых в исторической неприкосновенности (например, Эрмитаж), а музеи-ансамбли не ограничивают свою деятельность только сохранением памятников архитектуры, но и создают профильные коллекции.

Как профильная классификация, так и типология направлены на выявление групп сопоставимых музеев. Это позволяет координировать работу музеев одного профиля или одного типа, выявлять закономерности их развития, способствовать большей эффективности музейной деятельности в целом.

В основе классификации музеев может лежать административно-территориальный признак.

По принадлежности (юридическому положению) музеи делятся на государственные, общественные и частные.

Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. Большая их часть находится в ведении Министерства культуры РФ. Вместе с тем существует значительная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а различным министерствам и ведомствам, решая поставленные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюджета через Министерство финансов и соответствующие ведомства. Их примером могут служить: Зоологический музей Московского университета им. М.В. Ломоносова, находящийся в ведении Министерства общего и профессионального образования; Центральный музей железнодорожного транспорта России Министерства путей сообщения (Петербург); Медицинский музей Российской академии медицинских наук, Военно-медицинский музей Министерства обороны (Петербург). Существенная часть ведомственных музеев находится в ведении Российской академии наук: 51 музей по данным на 1998 г. Среди них есть музеи, пользующиеся мировой известностью – Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого «Кунсткамера», Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, Литературный музей (Пушкинский дом).

К категории общественных музеев относятся музеи, созданные по инициативе общественности и действующие на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Финансируют общественные музеи те учреждения, при которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественный музей» использовался термин «народный музей». Традиция создания общественных музеев стала складываться в России на рубеже XIX–XX вв.; большой размах музейное строительство получило в 1920-е гг. в связи с подъемом краеведческого движения и работой по созданию «летописей» фабрик и заводов. Однако в 1941 г. лишь около 10 общественных музеев сохраняли свой статус. Современная сеть общественных музеев начала формироваться со второй половины 1950-х гг., и по состоянию на 1 янв. 1990 г. в ней насчитывалось 4373 музея, действующих на территории 26 республик, краев и областей России.

В н. 1990-х гг. изменения в общественно-политической и экономической жизни страны привели к значительному сокращению сети общественных музеев. Закрылись музеи революционной славы, комсомольской и пионерской славы, боевой и трудовой славы; музеи, посвященные деятелям коммунистической партии. Но одновременно стали возникать и такие музеи, создание которых было ранее невозможно по идеологическим причинам – музеи А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, B.C. Высоцкого. В 1994 г. органы культуры курировали деятельность около1000 общественных музеев.

В последнее десятилетие ушедшего столетия в России стали складываться условия для возрождения частных музеев , то есть музеев, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра. В начале 1990-х гг. музеи такого рода были созданы в Москве (Музей природы), Ярославле (Музей русской старины), Иркутске (Минералогический музей) и других городах.

В 1993 г. в Москве был зарегистрирован первый частный художественный музей – Русский национальный музей искусств. В его фондах представлены произведения русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы приобретать выдающиеся работы, музей занимается активной выставочной деятельностью и регулярно проводит аукционы, на которых выставляет отдельные предметы из своего собрания. За счет продажи вполне достойных, но не вписывающихся в концепцию музея произведений, он имеет возможность постоянно обновлять и совершенствовать коллекции. Средства, полученные на аукционных торгах, позволяют делать ценные приобретения, некоторые из которых достойны крупнейших государственных музейных собраний.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения