Пензенская областная картинная галерея имени К. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

В коллекции музея, при Рисовальной школе, о котором говорилось в газетной заметке, насчитывалось свыше двухсот произведений, преимущественно картин западноевропейских мастеров XVII-XIX веков, привезенных Селиверстовым из заграничных поездок, а также полотен русских художников - представителей академического направления. С января 1892 года коллекция, получившая название картинной галереи Селиверстова, была выставлена для широкого обозрения в Ремесленной школе Ф. Е. Швецова, где и находилась до постройки здания художественного училища. А «в октябре того же года,- писали «Пензенские ведомости»,- в помещении картинной галереи Селиверстова была открыта выставка Товарищества передвижников, на которой экспонировались «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова, «Всюду жизнь» Н. А. Ярошенко, «Грешница» В. Д. Поленова, «Страдная пора» Г. Г. Мясоедова и пр.»

2 (14) февраля 1898 года на торжественной церемонии по случаю открытия Рисовальной школы и художественного музея Константин Аполлонович Савицкий, назначенный Советом Академии художеств на пост директора, выразил надежду, что приумножение культурных традиций города послужит делу пропаганды искусства среди народа. «Да оправдается все доброе, что положено в основу этому новому учреждению»,-заключил он свою речь.

Художественная школа со своим музеем не была в то время единственным очагом культуры города Пензы. В 90-е годы здесь начали работать публичные библиотеки имени М. Ю. Лермонтова и В. Г. Белинского, гениальных пензенских земляков. Многие видные русские актеры дебютировали на сцене пензенского народного театра. В 1882 году здесь было открыто музыкальное училище, в 1875 организована первая в России национальная цирковая труппа. И все же создание художественного училища, и общедоступного художественного музея стало важным событием в жизни города.

К. А. Савицкий придавал музею чрезвычайно большое значение, рассматривая его как сокровищницу культуры, позволяющую жителям Пензенской, Симбирской и других соседних губерний впервые познакомиться с творениями мастеров мирового искусства. В то же время он видел в нем и учебную мастерскую, где будущие художники постигали бы законы мастерства, копируя полюбившиеся им произведения.

Из «Пензенских ведомостей» мы узнаем, что, несмотря на свою занятость педагогической и административной деятельностью, Савицкий большое внимание уделял пропаганде искусства среди населения. Он лично водил экскурсии по музею, встречался со слушателями педагогических курсов и учениками отдаленных сел, приезжавшими в Пензу, организовывал ежегодные выставки работ учащихся и педагогов. Благодаря Савицкому в Пензу были направлены в 1898 году XXVI и в 1901 году XXIX передвижные художественные выставки, которые позволили пензенцам познакомиться с новыми произведениями виднейших русских живописцев, графиков, скульпторов. Огромной популярностью в городе пользовались устраиваемые по инициативе Савицкого литературно-художественные вечера, посвященные В. Г. Белинскому, А. С. Пушкину, К. П. Брюллову, И. И. Шишкину, П. М. Третьякову. Подобные мероприятия высоко подняли престиж училища и художественного музея. Музей ежегодно посещало свыше 5000 человек - цифра по тем временам немалая. Из года в год росло и музейное собрание, постепенно приобретая, по словам Савицкого, «лицо определенное». К 1902 году в нем насчитывалось уже 450 художественных произведений, а к 1917 году это число выросло вдвое. Постепенно менялся и профиль музея. Как свидетельствует каталог 1911 года, в музее, помимо художественного, имелось еще семь отделов: промышленный, археологический, этнографический, палеонтологический, естественно-исторический, нумизматический и церковный, послуживших основой для создания областного краеведческого музея, открытого вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции.

Реорганизация художественного училища в 1917-1925 годах мало коснулась художественного музея, продолжавшего свою деятельность и пополнявшегося произведениями из национализированных помещичьих усадеб. Однако в 1927 году его отделяют от училища и присоединяют к краеведческому музею, где в качестве художественного отдела он и просуществовал десять лет. Судя по документам, это было наименее благоприятное для музея время. Утрачивались не только традиции, создававшиеся К. А. Савицким, но и отдельные экспонаты.

Учитывая сложившееся положение, Управление по делам искусств в 1937 году приняло решение об образовании Пензенской областной картинной галереи. Таким образом, с 1937 года начался новый этап деятельности картинной галереи как самостоятельной организации.

В 1955 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Пензенской областной картинной галерее было присвоено имя К. А. Савицкого.

К 1970 году в собрании имелось уже около полутора тысяч произведений. За последние годы работа галереи активизировалась: увеличилось количество экспонатов, возросло число научных сотрудников, более планомерно и масштабно проводятся каталогизация коллекций и научно-просветительская деятельность. На сегодняшний день в музее насчитывается свыше 4000 произведений русских, советских и зарубежных мастеров.
Источник текста и фото.

Начну издалека.
Когда я перешла во второй класс, на семейном совете было решено, что я уже самостоятельная, бабуле не надо меня пасти, поэтому она может выйти на работу.

Работать бабуля устроилась смотрительницей в краеведческий музей, а через некоторое время ее перевели в картинную галерею.
Картинная галерея помещалась в красивом трехэтажном доме дореволюционной постройки. В нем были широкие лестницы с длинными маршами и потолки с лепниной, расписанные библейскими сюжетами.
В этом же доме один этаж был отдан художественному училищу, там в классах стояли мольберты, а на стеллажах чего только не было - гипсовые головы, разнообразная посуда, восковые фрукты. Глаза разбегались, хотелось все потрогать.

После школы я приходила к бабуле на работу, в закутке делала уроки и, конечно же, ходила по залам и глазела на картины. У меня были любимые картины и не очень. Мрачные голландцы мне не нравились. Картины с библейскими и другими сюжетами я воспринимала фрагментарно: могли нравиться кудряшки купидона или красивые складки платья на женщине, или даже просвеченный солнцем лист растения.

Экскурсоводов почти не слушала - они говорили много заумных слов, и я быстро переставала улавливать смысл. Помню, что удивилась, когда мне объяснили, что толстенький кудрявый с губками бантиком Купидон по сущности своей ангел. У меня насчет ангелов были совсем другие соображения. Я когда-то спросила у бабули про ангелов, она мне ответила, что их нет и что они бесплотны, поэтому в моем воображении ангел выглядел как толстая моль с куриными крыльями в натуральную величину, только невидимый.
"Человека-невидимку" на тот момент я уже прочитала.

Любила маринистов, нравились пейзажи, особенно пронизанные солнечными лучами. Как-то вдруг заметила в витрине маленькую акварель Куинджи - там была радуга над штормящим морем - не могла понять, как такое можно нарисовать акварельными красками, потому что у меня на школьных уроках рисования всегда получалась жуткая мазня серо-буро-малинового цвета.

На самой моей любимой картине были нарисованы две хорошенькие девочки в голубых платьях, я пыталась про них что-то выяснить, мне отвечали, что это помещичьи дочки, а дальше смотрительницы начинали обмениваться многозначительными фразами, смысла которых я не понимала. С девочками была связана какая-то тайна. Только спустя несколько лет я узнала, что Натали Гончарова после смерти Пушкина вышла замуж за помещика Ланского, а девочки их внучки. Теткам-смотрительницам было обидно за Пушкина, что эти девочки могли бы быть его внучками, а вот не сложилось. Осуждали Натали и тут же, поджав губы, спохватывались, что его-то не вернешь... а ей надо было как-то жизнь устраивать.
Для меня же в моем восьмилетнем возрасте, кроме сказок и стихов, за словом "Пушкин" еще ничего не стояло.

Кроме картин в галерее стояла старинная мебель и посуда в застекленных горках. Сидеть на мебели было строго-настрого запрещено, а пальцем потрогать можно, и то когда нет посетителей, чтобы им тоже не захотелось. Очень нравился диван, который смешно назывался козеткой. Он был такой изящный, с гнутыми ножками и спинкой, закруглявшейся вокруг одного торца. Я представляла, как могу сидеть на нем, вытянув ноги, и чтобы юбка красиво свисала до самого пола.

Обязательно навещала столешницу , собранную из кусочков поделочных камней. Столешницу можно было трогать, и я могла долго простоять, разглядывая прожилки в камнях, сравнивая один кусочек с другим и спрашивая, как камни называются.

Примерно через полгода бабушку вернули обратно в краеведческий музей, и мой роман с картинной галереей закончился.

В девяностые годы картинная галерея переселилась в другое здание, потому что в прежнем здании вместе с училищем было тесно.

При Советской власти это здание стояло за высоким забором, из-за которого торчал купол со шпилем. Там сидел горком КПСС, и простым смертным было не проникнуть. Иногда глухие ворота открывались, чтобы пропустить автомобиль, тогда в просвете можно было увидеть часть здания необычной для среднерусского города архитектуры.

Здание, в котором сегодня располагается галерея, построено в 1912 году в стиле модерн для Пензенского отделения Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков. Автор проекта - академик архитектуры А.И. фон Гоген.

Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого основана в 1892 г. согласно завещания губернатора Н.Д. Селиверстова. Он оставил городу свою коллекцию картин и основал фонд для обучения молодых художников.


Коллекция галереи состоит из произведений искусства XVII—XXI вв. и насчитывает свыше 12 тысяч единиц хранения. Широко представлено западноевропейское, русское и советское искусство, а также произведения пензенских художников.


Герб Пензы, изобретенный при советской власти. Конечно же, фон Гоген его не лепил на фронтон, это потом приделали.
Ласточка летит на фоне циферблата Пензенского часового завода и пролетает над снопами пшеницы. Форма герба в виде щита - с одной стороны дань тому, что Пенза в средние века охраняла границы Руси, а с другой стороны, что куда ни плюнь, попадешь в оборонное предприятие.
Предупреждаю, что со светом в галерее плохо. Его мало и он разной цветовой температуры плюс свет из окон - жуткий коктейль. Я где-то пыталась править, потом махнула рукой. Картины снимала под углом - не потому что было лень встать напротив ровно посередине, а искала место, где не бликует. Что-то поправила, потом надоело.


Кони не Клодтовские, а Гийома Кусту "Укротитель коня", 1721 г. Бронза


Альфред Жакмар, "Лошадь с собачкой", 19 век, бронза


Изразцовый камин


Часы 18 века "Аполлон на колеснице", французская мастерская, бронза, позолота


Неизвестный художник. Итальянская школа. "Голова Беатриче Ченчи"


Картины Савицкого К.А.

Картины Савицкого К.А.


Савицкий К.А "Крутой спуск", 1900 г.

Савицкий К.А "Инок", 1897 г.


Савицкий К.А "В полдень", 1895 г.


Обстановка кабинета Савицкого К.А. 1844-1905., первого директора Картинной галереи и Художественного училища


Шишкин И.И "В Крыму"


Суриков В.И. "Убиение язычниками первых христиан на Руси"


Крамской И.Н. "Голова старика крестьянина".


Репин И.Е. "Портрет священника Г.С. Петрова", 1908 г.


Саврасов А.К.


Попов А.Н. "Защита Орлиного гнезда на Шипке орловцами и брянцами 12 августа 1877 года", 1893 г.


Перов В.Г. "Лежащий мальчик"

Суриков В.И. "Сибиряк" 1890 г.


Макаров И.К. "Девочки-сестры", 1879 г.
Это они, которые могли бы быть внучками Пушкина:)


Макаров И.К. "Сестры Араповы".
Девочки выросли


Макаров И.К. "Итальянский разносчик" 1855 г.




Петербургский фарфоровый завод. 19 век


Парадный портрет императрицы - кто только ее не рисовал?


Бочаров М.И. "Морской вид", 1846


Флавицкий К.Д. "Княжна Тараканова", 1894 г.


Айвазовский И.К. "Ночь", 1849 г.


Коровин К.А. "Восточная фантазия"

В центральной части города Пензы стоит прекрасное здание в стиле модерн с цветным майоликовым панно и башней, увенчанной четырёхгранным шатром. Автором романтического памятника архитектуры, построенного в 1912 году, является архитектор А.И. фон Гоген. Один из лучших в городе памятниовк архитектуры принадлежал когда-то Крестьянскому поземельному банку (до 1918 года), а с 1986 года в здании размещается Картинная галерея имени К.А.Савицкого.

Пензенская картинная галерея, образованная в 1892 году, – одна из старейших и крупнейших галерей в области, насчитывающая в наши дни более 12 тысяч единиц экспонатов. История галереи началась в январе 1892 года с завещания бывшего губернатора Пензенской области Н.Д.Селиверстова о передачи городу коллекции картин, библиотеки и более полумиллиона денежных средств на создание художественного музея и рисовальной школы. Через пять лет на пустыре за Соборной площадью было построено здание художественной школы с чудесными панорамами из окна на засурские дали. В этом же здании находилась и картинная галерея, директором которой был назначен К.А.Савицкий. Благодаря усилиям Константина Аполлоновича коллекция музея пополнялась творениями мастеров мирового искусства и ведущих мастеров России. В 1955 году после реорганизации музея картинной галереи присваивают имя К.А.Савицкого.

В наше время коллекция галереи состоит из произведений древнерусского искусства, русского искусства 18-20 веков, западноевропейского искусства, а также произведений известных пензенских художников. В экспозицию входят: графика, живопись, скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства. В здании Пензенской областной картинной галереи регулярно проводятся выставки и концерты классической музыки.

Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого является наиболее посещаемым культурным местом города. Его имя хорошо знакомо ценителям и за пределами города.

Как создавалась

Картинная галерея (Пенза) начала создаваться в самом конце XIX века. Основоположником ее стал действующий губернатор Николай Дмитриевич Селиверстов. После своей смерти он завещал собранные им полотна на создание музея. Коллекция была показана в местной школе ремесла. Именно там была создана и первая картинная галерея. Пенза почтила память губернатора, назвав экспозицию именем Селиверстова.

Кроме картин, Николай Дмитриевич также завещал значительную сумму денег, которые были использованы согласно его воле. Спустя пять лет было построено отдельное здание для городского художественного училища. В этом же помещении была расположена картинная галерея. Пенза и ее жители, а также студенты, обучавшиеся в училище, приложили все усилия для обустройства и наполнения коллекций музея.

Не прошло и десяти лет после смерти губернатора Селиверстова, как вновь созданное училище уже смогло похвастаться художественной коллекцией разросшейся до трех отделов.

Общее количество экземпляров превысило две сотни экспонатов. В тот период было выделено три отдела галереи, содержавшие произведения художников голландской и итальянской школ, иностранных мастеров и русский отдел.

Вклад К. А. Савицкого

К. А. Савицкий возглавил училище сразу после его открытия. Именно по его настоянию было организовано общее (мужскоеи и женское) образование студентов. Благодаря конкретно его вкладу, были устроены отдельные художественные мастерские.

Многие известные художники дарили музею свои полотна. Ведь их цель была едина с Савицким - лучшая картинная галерея. Пенза и вся ее губерния была изъезжена Савицким. Он собирал в коллекцию различные редкие экземпляры искусства и быта. Константин Апполонович поставил перед собой серьезную задачу - максимально расширить экспозицию.

В наполнении музея участвовала вся Пенза. Картинная галерея, выставки которой прославляли город на весь край, пополнялась за счет пожертвований меценатов. Например, генерал Боголюбов еще при жизни передал в коллекцию более тридцати произведений искусства, а после смерти завещал еще почти две сотни художественных работ.

Оценка вклада Савицкого в развитие и сохранение культурного наследия города была поставлена значительно позже. Лишь в 1955 году его детище было удостоено чести носить имя Константина Апполоновича.

После Российской империи

После революции и смены власти города галерея и училище отделили друг от друга. Первую объединили с уже существовавшим краеведческим музеем.

Лишь спустя 10 лет галерее была возвращена ее независимость, которую она сохранила вплоть до наших дней.

Галерея сегодня

Сегодняшнее собрание произведений состоит из огромного количества экспонатов, число которых превышает 10 тысяч картин.

Постоянная выставка очень интересна и разнообразна. Даже самый придирчивый ценитель живописи сможет удовлетворить чувство прекрасного, посетив ее. В постоянной экспозиции вы сможете изучить более 1 000 лучших работ из собрания галереи.

Значительно выделяет нынешнюю постоянную выставку музея то, что она введена в содружество трех мемориальных музеев города, рассказывающих гостям о жизни и работе ученых и живописцев, чьи имена тесно связаны с пензенским краем.

Временные мероприятия

Музей стал местом, где регулярно проходят художественные мероприятия, музыкальные и кинематографические вечера, семейные праздники и даже свадебные фотосессии.

В последнее время галерея продвигает уникальный и интересный проект «Музей одной картины». Регулярные тематические вечера будут проходить всю весну. Премьера события назначена на март этого года. Темой первой ласточки стала картина И. И. Шишкина «Лес-осинник». Лекция сопровождалась показом кино, приуроченного к 185 юбилею великого русского художника.

Также музей одной картины планирует представить кино под названием «Прикосновение к тайне», в котором рассказывается о Варваре Римской-Корсаковой. Темой мероприятия стал ее портрет кисти Ф. К. Винтерхальтера.

Уникальный проект был по праву оценен знатоками и любителями живописи. Они с уверенностью заявляют, что побывать в Пензе и не зайти в знаменитую галерею означает не увидеть город в полной мере.

Старинное здание, возведенное в 1912 году под Крестьянский поземельный и Дворянский земельный банки по проекту петербургского архитектора Александра Ивановича фон Гогена в стиле модерн, и сегодня является украшением города. Поставленное в глубине усадьбы, оно обращено к зрителю главным фасадом, который отличается выразительной асимметричной композицией, ярким цветовым решением и пышным декором из майоликовой плитки.

После октябрьских событий 1917 года в здании находились советские и партийные учреждения. С 1986 года здесь разместилась Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого - старейший и богатейший художественный музей России, основанный в 1892 году. В основе - коллекция картин, завещанная Пензе ее бывшим губернатором Н.Д. Селиверстовым.

Сегодня в музее 14 тыс. экспонатов, среди которых общенациональные и мировые шедевры живописи. Постоянная экспозиция музея, расположенная на втором этаже здания, может удовлетворить самого взыскательного посетителя. Здесь находятся свыше 1000 лучших произведений из собрания музея. Большую ценность представляют картины итальянских мастеров XVII – XIX веков, написанные на библейские и мифологические сюжеты. Чрезвычайно интересен раздел фламандского и голландского искусства XVII столетия, где вы встретите полотна Адриана ван Остаде, Мейндерта Хоббемы, Симона Люттихейса, Яна Янсенса. Не менее яркими именами представлен и раздел французского искусства XVII – XIX века, где можно увидеть произведения Пьера Миньяра, Франсуа Ксавье Винтерхальтера, работы представителей барбизонской школы. Значительное место в экспозиции музея занимает раздел русского искусства, в котором нашли свое отражение все основные явления национальной художественной культуры XVII – XX веков. Здесь представлены такие имена, как Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Иван Макаров, Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Суриков, Исаак Левитан, Архип Куинджи, Константин Коровин, Михаил Врубель.

Золотым фондом является собрание русского авангарда: около 40 произведений Аристарха Лентулова, более 30 произведений Роберта Фалька, произведения Петра Кончаловского, Натальи Гончаровой, Кузьмы Петрова-Водкина.

Особенностью пензенской галереи являются три маленьких мемориальных музея, посвященных К.А. Савицкому, И.С. Горюшкину-Сорокопудову, А.В. Лентулову, творчество которых было тесно связано с Пензой.

В галерее постоянно устраиваются художественные выставки, музыкальные вечера, детские праздники.

Галерея открыта для посещения с 10 до 18 часов, кроме понедельника и четверга.

Филиалами галереи являются уникальный Музей одной картины им. Г.В.Мясникова и Музей стекла и хрусталя г. Никольска.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения