Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры. Конспект урока по ИЗО "Дом - космос. Единство конструкции и декора в народном жилище". Формирование новых знаний
- Дом – космос. Единство конструкций и декора в народном жилище.
- Познакомить учащихся с понятием изба, как традиционного русского жилища, единством его конструкции и декора.
- Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.
- Воспитывать уважение к сохранению и восстановлению народных промыслов;
- Развивать творческую и познавательную активность;
- Формировать практические навыки работы с конкретными материалами, умение передавать единство формы и декора избы (на доступном данном образе).
- Развивать умение работать в коллективе.
- Просмотр фильма «Кижи»;
- Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением;
- Постановка художественной задачи;
- Практическое выполнение задания;
- Подведение итогов и получение задания для подготовки к коллективной работе.
- Ребята! С давних времен голос колокола сопровождал весь жизненный путь человека. Он созывал новгородцев и пско-вичей на вече, предупреж-дал о появлении врагов и звал на бой. Случись где пожар, особый колокольный звон позовет на помощь. Заблудился в непогоду в лесу – колокольный звон выведет тебя к жилью.
- К этому дню увозились с полей последние снопы и складывались на риге, где шла молотьба, убирались овощи с огородов, заканчивалась вспашка зяби.
- Села наполнялись обычным в эту пору многолюдьем, с отходных промыслов возвращались домой сельские мастеровые. Достаток входил в каждый дом. С Покрова наступало время веселых игрищ и гуляний. Покров был непременной порой сельских свадеб.
- Семьи на Руси были большие, патриархальные, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Скопом легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить. А если приходила необходимость раздела (изба становилась тесной для всех), отделяли младшего сына с молодой женой, старший продолжал род и принимал после отца семью. Младший создавал основы своего рода.
- Новая жизнь - новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой черед и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой - не будет тебе житья в новом доме.
- Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая из разроз-ненных частей на пустом месте что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.
- С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство. «ДОМ» почему именно так стало называться это пространство?
- На самом деле эти три буквы очень символичны:
- Д – похоже на строение, сооружение;
- О – практически у всех народов, является символом оберега;
- М – напоминает нам забор, ограду, отделяющую от внешнего мира.
- Как же представляли себе свой мир языческие славяне? Они делили его на три части: верхний мир - ПРАВЬ, мир добра и богов, где хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей - «хляби небесные». В хлябях небесных есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда улетают перелетные птицы, они же являются посланниками Правого мира. Правь - мир богов, где боги разъезжали по небу в колесницах запряжёнными крылатыми конями. Символ этого мира – птица, которая ещё и символизирует в себе женское начало.
- Средний мир - ЯВЬ, живой мир, мир людей и домашних животных. Явь - мир где мы с вами живём. Мы явились на белый свет, чтобы творить добро. Мир Яви – союз неба и земли, рождение рода человеческого. Символом среднего мира является конь – это сила, доблесть, добро и храбрость. Он символизирует мужское начало.
- Нижний мир -НАВЬ, мир мертвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. К покойникам на Руси относились двояко. Своих родных мертвых уважали, называли «дедами», «предками», они покровительствовали и помогали всей семье.
- Были и чужие мертвые - «навьи души» - это иноплеменные души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, с дерева падших, убитых молнией, самоубийцы). Эти навьи души на «злых ветрах» прилетают в Живой мир человека, неся смерть и болезни. Напасть на человека они могут везде и отовсюду. Символом этого мира является змея.
- Но есть у человека надежная защита - его мир, его дом. «Мой дом - моя крепость», - говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого - в преданиях наших далеких предков.
- После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или - всего хуже - пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в «худом» месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить - и подавно!
- После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг - замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матерый камень-валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.
- Чтобы семья была счастлива, он должен быть выстроен по всем правилам и приметам: лес для строительства выбран особый, чистый (таким считался дуб, берёза, ясень), крепкий, начало строительства – день весеннего равноденствия (21 марта), а окончание – ко дню летнего солнцестояния, или, позже, к Троице («Без Троицы дом не строится»). Рубили избу, как правило, прямо в лесу, брёвна нумеровали, перевозили и уже на месте собирали, укладывали. Пазы между брёвнами утыкивали болотным мхом, который не только служит теплоизолятором, но и имеет свойство убивать микробы, отчего древесина служит дольше.
- Охлупень
- Причелина
- Кровля
- Слеги
- Курица
- Водотечник
- Красное окно
- Самцы
- Завалинка
- Волоковое окно
- Соединение бревен
- «в обло»
- Соединение бревен
- «в лапу»
- В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнитель-ной защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Порог - это граница между мирами, миром живых и миром мертвых. Хозяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этот дом с добром.
- Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть вездесущие навьи. В избе делали окна, выходящие на юг или на восток, но ни в коем случае не на запад и север.
- Щели в оконцах, сквозняки, зимний холод, все, что могло причинить болезнь, - все это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проем - это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чу-жих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно.
- Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жить под одной крышей - ходить под одним небом». Ее завершал «охлупень», или «конек».
- Резная доска, закрывающая выход слег на фасад - причелина.
- Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего утреннего солнца; с правого края - вечернее заходящее солнце. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, - полотенце - полуденное солнце в зените.
- Русская земля богата лесами. Не удивительно, что с глубокой древности дома строили из дерева, и, для того чтобы сделать их нарядными, украшали резными узорами.
- Над окнами будто свисает деревянное кружево, столбики на крыльце в узорах. Внутри дома тоже украшались.
- «Колобок»
- «Курочка ряба»
- «Теремок»
- «Репка»
- Нарисовать сказочный домик, проиллюстрировав одну из сказок «Колобок», «Снегурочка», «Гуси – лебеди» и т.д.
Уроки изобразительного искусства в 5кл.
(по программе Б.М. Неменского)
Тема :. Единство конструкции и декора в народном жилище.
Идея : Глаголем, кошелем и брусом
И каждый со своим лицом.
Цель: Ознакомление учащихся с понятием избы как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора.
Технологии обучения : проектно-исследовательская.
Ключевые компетенции : общекультурные, учебно-познавательные.
Задачи: воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре, развивать творческую и познавательную активность, формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы, развивать умение работать в группе.
Понятия : фрон-тон, наличники. причелина, лобо-вая доска, растительный и зооморфный, геометрический виды орнаментов, типы орнаменталь-ных композиций: линейная, сетча-тая, рамочная, ге-ральдическая.
Оборудование для учителя : Иллюстрации к русским народным сказкам, образец избушки из бумажных трубочек, презентация «Русская изба», иллюстративный материал учебника стр. 18-27
Структура урока:
Фаза 1. Инициация. Работа с эпиграфом.
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Решение проблемного вопроса.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Планируемый результат.
Фаза 4. Интерактивная лекция . Информация с показом элементов на схеме и на слайдах. Презентация «Русская изба».
Фаза 5.Проработка содержания темы. Практическая работа в группах. Заполнение таблиц. Игра «Исследователь-эксперт».
Фаза 6. Подведение итогов . Обсуждение эпиграфа урока.
Ход урока.
Фаза 1. Инициация.
Чтение идеи-эпиграфа на доске:
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом, с обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
В. Федотов. (Учебник, стр. 18)
Подумайте, почему мы взяли такой эпиграф, ответ на этот вопрос мы постараемся получить к концу урока.
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему
Рассмотрите иллюстрации учебника. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Правильно. Вы сами сегодня будете выступать в роли народных мастеров. Посмотрите на мой макет, как вы думаете, как можно изготовить этот дом. (Дети должны увидеть, что изба сделана из трубочек, склеенных между собой). А как и чем можно украсить избу вы узнаете, работая самостоятельно в группах.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников
Как вы думаете, у вас получиться справиться с задачами урока? Какую оценку вы планируете получить в конце урока?
Фаза 4. Интерактивная лекция.
Рассказ учителя. Информация сопровождается показом элементов на схеме и на слайдах. Презентация «Русская изба».
В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнитель-ной защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Порог - это граница между мирами, миром живых и миром мертвых. Хо-зяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этот дом с добром.
Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые мог-ли проникнуть вездесущие навьи. Ще-ли в оконцах, сквозняки, зимний хо-лод, все, что могло причинить бо-лезнь, - все это преображалось в соз-нании древних людей в образы неви-димых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проем - это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чу-жих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно. Посмотрите, ребята, как красивы наличники на окнах русских домов, с какой любовью и мастерством они выполнены!
Найдите изображения наличников на страницах учебника, попробуйте расшифровать символы- образы.
Фаза 5.Проработка содержания темы. Практическая работа в группах. Игра «Исследователь-эксперт».
Самостоятельно прочитайте информацию в карточке. Сейчас вы исследователи . Выпишите новые слова и подумайте, все ли вам понятно. Если есть вопросы, запишите их.
Карточка. Русская земля богата лесами. Не удивительно, что с глубокой древности дома строили из дерева, и, для того чтобы сделать их нарядными, украшали резными узорами.
Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жить под одной крышей - ходить под одним небом». Ее завершал «охлупень», или «конек». Резная доска, закрывающая выход слег на фа-сад - причелина.
Причелина с левого края кровли содержала символы восходя-щего утреннего солнца; с правого края - вечернее заходящее солн-це. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, - по-лотенце - полуденное солнце в зените.
«Конек» так называется верхняя часть крыши, у них резной, а на крыше сидит веселый петушок, вырезанный из дерева, или возвышается голова коня. Над окнами будто свисает деревянное кружево, столбики на крыльце в узорах.
Поменяйтесь карточками с соседней группой. Теперь вы эксперты . Проведите экспертизу полученных материалов, помогите ответить на вопросы своим товарищам.
Снова поменяйтесь карточками. Отчет групп о своей работе.
Практическая работа . Каждая группа делает свою избу. Как ее украсить учитель показывает во время практической работы, спрашивая, какими элементами будем украшать. Ответы дети находят в своих таблицах
Фаза 6. Подведение итогов. Итогом служит обсуждение эпиграфа урока.
Скажите, как вы понимаете слова В. Федотова? Что значит: и каждый со своим лицом. А ваши дома имеют свое лицо? Что для этого необходимо сделать? Должно ли сочетаться украшение дома с его строением? Главное - подвести детей к понятию: единство конструкции и декора в народном жилище.
Заполнение оценочных листов.
Оправдались ли ваши ожидания? Бонусную оценку получают ребята за наиболее оригинальные идеи.
Фаза 7. Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге - ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Домашнее задание: Рассмотрите декоративное убранство домов по дороге домой. Обсудите с родителями убранство вашего дома (в основном дети класса живут в частных сельских домах.
Презентация к уроку по изобразительному искусству по программе Б.М.Неменского по теме: «ДПИ. Единство формы, конструкции, декора в народном жилище». (слайд 1)
Цель: Познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни. Познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище, сформировать понятия духовное и материальное.
1. Организационный момент.
2. Введение.
Знаете ли вы, как появилось декоративно-прикладное искусство?
С древних времён человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.
Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу.
(слайд 2)
Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.
(слайд 3) Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая, и защиты от грозных стихий и злых духов.
Так появилось декоративно-прикладное искусство.
3. Формирование новых знаний.
Декоративно-прикладное искусство- это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.
С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создавать безопасное пространство.
Зачем людям дом? (учащиеся отвечают на вопрос)
Кров- это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.
(слайд 4)
-Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы?
-Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?
Дерево- постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.
(слайд 5) Крыша и верхняя часть дома связывались в народных представлениях с НЕБОМ, клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) – с ЗЕМЛЕЙ, а подклеть (подполье) – с подземным миром. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.
Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил.
(слайд 6) Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом. На крыше дома обязательно должен быть конь- охлупень . Конь в поэтических представлениях народа был олицетворением силы, добра и красоты. Конь часто был символом солнца, движущегося по небу.
(слайд 7) Что же украшали резьбой? Доски – полотенца, доски- причелины, наличники на окнах.
Приче́лина - в русской деревянной архитектуре доска на фасаде избы (обычно резная), защищающая от влаги торцы брёвен повала.
ПРИЧЕ́ЛИНА, в русском домовом декоре наклонная доска, наложенная на торцы подкровельных слег. Помимо чисто декоративной имела и утилитарную функцию, прикрывая щель между повалом и кровлей от дождя и ветра. Концы причелин часто завершались резными полотенцами. Нередки случаи, когда причелины приколачивались в две-три доски со смещением, что позволяло не только увеличить ее ширину, но и придавало дополнительную декоративность.
ПОЛОТЕ́НЦЕ, в русском домовом декоре короткая накладная доска, прибивавшаяся под коньком крестьянского дома и закрывавшая стык между причелинами. По форме декора - пропильным фигурам и «кистям» на конце - напоминала расшитое крестьянское полотенце, откуда и происходит название. Обычно на полотенце вырезались солярные знаки, являвшиеся оберегами дома.
(слайд 8) В украшении фронтона -, «лица» дома, использовались круглые розетки и полурозетки – это символическое изображение солнца, круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники, а также символы небольших отверстий были символами земли.
Слайд 9 - (зарисовать знаки, символы)
(слайд 10) Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно – наряден был декор окон.Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа - русалки, львы- собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и подводный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор - символы земли, выше - в диковинных птиц и образы солнца.
Такие наличники, требующие огромного труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества.
Слайд 11 – примеры причелин, полотенец
Слайд 12 – Задание.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Единство конструкций и декора в народном жилище 5 класс Подготовила Учитель изобразительного искусства Кузнецова Е.С.
Музей – заповедник деревянного зодчества – КИЖИ р асположен на одноименном острове и прилегающих островах в северо-западной части Онежского озера
Новая жизнь – новый дом. Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома. Ведь как говорят – «Мой дом, м оя крепость». Русская изба
Для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу.
После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или - всего хуже - пролилась кровь. После выбора участка хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг - замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил камень-валун и ложил под углы дома.
В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог – это граница между мирами. Большое внимание уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть навьи (з лые души). В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой. Схемы символов солнца. Схемы символов земли.
Элементы русской избы
Нарисовать иллюстрацию к сказке Задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкция и декор предметов народного быта и труда «Русские прялки»
урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского по теме Конструкция и декор предметов народного быта и труда "Русская прялка"....
"Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка", 5 класс
Урок изо 5 класс.Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка". 1. Учить учащихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии, утилитарного назнач...