Графические пейзажи елены ковалевой. История возникновения жанра урбанистического пейзажа Пейзажная графика

Тема урока: «Пейзаж в графике»

6 клас c

Цель :

Познакомить учащихся с видами пейзажной графики (зарисовки и наброски) выполненные мастерами-графиками, дать понятие о линейной воздушной перспективе, обобщить знания по теме «Графика», сформировать работы в технике граттажа.

Познакомить с графическими произведениями русских художников.

Сформировать навыки передачи настроения в рисунке.

Задачи:

1. Обучающие:

Формировать умения чувствовать и определять красоту линий как средства художественной выразительности, использовать её возможности в собственном творчестве. Познакомить с особенностями некоторых приемов в искусстве;

Познакомить с некоторыми произведениями художников;

2. Развивающие:

Овладевать новыми инструментами и техниками (заострённая палочка, перо), продолжать развивать умения пользоваться выразительными средствами графики (точкой, штрихом, линией ), передавать свои умения в рисунке.
3, Воспитывающие:

Воспитать эстетическое отношение к окружающему миру и любовь к прекрасному.

Воспитание аккуратности.

4.Организационный момент.

Оборудование:

Информационный материал к уроку, рисунки пейзажа в графике, репродукции картин художников (русских и осетинских) в презентации.

Материал для работы (заострённые палочки, перо, гелиевая ручка).

Зрительный ряд:

Чёрно – белые иллюстрации (пейзажи, деревья, особенно зимой), репродукции печатной графики.

Дидактический материал к уроку: презентация «Пейзаж в графике».

Структура урока:

    Организационный момент

    Беседа по основному материалу урока:

а) закрепление пройденного материала по видам ИЗО

б) вводная информация

в) демонстрация материала, объяснение.

3. Практическая работа

4. Итог урока (выставка работ учащихся, заключительная речь учителя)

5. Домашнее задание

Методы: Словесный (рассказ), иллюстративный.

Формы: Коллективная, индивидуальная

Деятельность учителя:

Сообщение темы урока. Проводится показ подобранного материала по теме урока (живая речь учителя и демонстрация презентации)

Деятельность учащихся:

Демонстрационный материал. На протяжении беседы учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель: Рассказ-беседа по теме:

2 Беседа:

Ранее мы с вами говорили о графическом натюрморте и портрете, а на этом уроке мы будем говорить о графическом пейзаже.

- Чем отличается такой пейзаж от обычного?

Графический пейзаж воспроизводится при помощи линий - прямых, кривых, волнистых. Основным материалом является карандаш или уголь.

Что является основой языка графики?

Основой графического языка являются работы черным по белому или белым по черному.

Самый распространенный вид пейзажной графики - это зарисовки и наброски, которые художники делают постоянно, фиксируя свои впечатления. Такие рисунки, сделанные карандашом, пером, углем, разнообразные по мотивам и авторскому видению и служат ему творческой кладовой, то есть материалом для создания произведений.

Развитие графики тесно связано с искусством создания книги. Когда с конца ХV века появляются печатные книги, гравюры становятся доступными широкому кругу людей. Мастера-граверы все большее внимание уделяли разнообразию и выразительности штриха – графической разнообразности. Со временем самостоятельное значение графики только возрастало.

В каждом рисунке началом всех начал является первое прикосновение к листу. Чёрно-белое пятно, линия, штрих, точка – это стихия из которой возникает образ.

Художники графики передают свои впечатления о мире с помощью чёрного и белого цветов на бумаге. Посмотрите вокруг и назовите предметы белого и чёрного цветов. (Белый снег, звёзды, невеста, чёрные горы, чёрные тучи.) Эти цвета по отношению друг к другу контрастны, противоположны.

Большую роль играет передача освещения пейзажа. В зависимости от освещения в различное время суток: утром, днем, вечером, ночью – пейзаж меняет свои очертания.

Утром контуры пейзажа окутаны дымкой. Рисуя пейзаж утром, надо стушевать контуры заднего плана. Подчеркнуть контуры переднего плана.

Вечером наблюдается обратное явление: все предметы на фоне неба вырисовываются отчетливо, в виде силуэтов, тени ложатся гуще, плотнее, формы предметов выглядят четче. В солнечный день земля и растительность темнее неба, светлые предметы, освещенные прямым светом, могут быть светлее неба. Контраст света и тени различны в солнечный и пасмурный день, утром и вечером.

Сегодня на уроке вы будете выполнять пейзаж, пользуясь выразительными средствами графики: точкой, штрихом, линией, пятном, продолжать овладевать различными инструментами: заостренной палочкой, пером. В конце урока мы устроим выставку ваших работ.

Тема нашего урока: «Пейзаж в графике».

Давайте же сегодня вспомним, что такое графика .

(Графика – это вид изобразительного искусства, в котором основными средствами выразительности являются линия, точка, штрих, пятно, тон).

Какие материалы используют художники-графики? Тушь, акварель, пастель, мел, уголь, сангину, карандаш, фломастеры и т.д.

Какие виды гравюр вам запомнились и что такое гравюра?

Гравюра - это оттиск с поверхности, на которой выполнен рисунок. Можно делать гравюру на дереве, линолеуме, металле.

Гравюра относится к печатной графике.

Книжная графика (иллюстрации).

Промышленная графика или прикладная (открытки, этикетки, конверты, календари).

3. Практическая работа.

Цель этапа:

Выявить степень усвоения знаний об этапах выполнения рисунка.

Умения:

Находить гармонию и красоту в изображении пейзажа в графике.

Деятельность учителя:

Организует выполнение практического задания.

Деятельность учащихся:

Выполняют практическую работу в графической технике (граттаж).

Задание:

Выполнить пейзаж в графической технике граттажа.

Материал:

Карандаш, альбом, затонированные альбомные листы черной гуашью. Заострённые палочки, перо.

Выполните весенний графический пейзаж карандашом (на белом фоне черный рисунок) и технике граттажа (на черном фоне белый или цветной).

Прежде чем приступить к заданию, определитесь с замыслом своей будущей картины, составьте композицию.

Учитывать перспективу в композиции рисунка, использовать средства художественной выразительности, пропорции светлого и темного, передавать пространство в рисунке.

С помощью линии, штриха, пятна - художники создают разнообразное восприятие мира.

Как нужно изображать предметы, расположенные на переднем плане?

(Чем ближе от нас предмет, тем больше подробностей мы на нем изображаем).

Как изображают предмет вдали?

(При удалении предмета детали заметны меньше, предметы, удаляясь, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее чёткие очертания.)

При работе необходимо соблюдать технику безопасности.

4.Итог урока.

Просмотр работ.

Ребята давайте посмотрим, какие разные, интересные работы получились. Какие выразительные средства вы использовали?

В какой работе лучше всего использовался штрих?

В какой - линия ?

В какой – точка ?

Какая работа вам больше всего понравилась?

Выставка работ учащихся.

5. Домашняя работа

Объяснение домашнего задания.

Изобразить городской пейзаж в карандаше, в технике граттажа и

монотипии, учитывая перспективное решение рисунка.

Найти репродукции художников-рисунки в разных техниках, иллюстрации, гравюры и др. принести на следующий урок.






Плановость Плановость Основные признаки перспективного изображения пространства Отношение вышины к ширине предметов остается неизменным, радикальным образом меняются только все отношения третьего измерения. Все масштабы предметов по мере удаления от зрителя уменьшаются; предметы, находящиеся один за другим, скрывают друг друга (пересечение). Все линии, удаляющиеся от плоскости картины, сокращаются (ракурс). Если эти линии в действительности параллельны друг другу, то на изображении они сходятся в одной точке на горизонте. Не следует, однако, думать, что абсолютно правильное геометрическое построение перспективы достаточно для убедительного впечатления глубины.


Плановость Плановость Как известно, два наших глаза видят в натуре два различных изображения, тогда как художник дает только одно построение. Кроме того, центральная перспектива рассчитана на вертикальное положение картины и на совпадение глаза зрителя с точкой зрения в картине, между тем как в действительности картина может быть повешена под сильным углом к стене и ее горизонт может совсем не совпадать с реальным горизонтом зрителя. Поэтому художник часто отступает от абсолютно правильного построения, подчеркивая одни эффекты, заглушая другие во имя художественной правды (два горизонта у Веронезе). Не следует также думать, что так называемая центральная перспектива - единственный способ восприятия мира и передачи пространства. Прежде чем он был открыт и отчасти параллельно с ним художники пользовались и другими приемами изображения пространства.


Законы линейной перспективы Перспектива (фр. p erspective от лат. p erspicio ясно вижу) (1) явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя) (2) способ изображения объемных тел на плоскости, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.




Офорт Офорт (фр. eau-forte азотная кислота, буквально «крепкая вода»), также аквафорта разновидность гравюры, художественная техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм, изготовленных путём травления металлической поверхности кислотами. Известен с XV века. Первая датированная гравюра относится к 1513 году.фр.азотная кислотагравюрыпечатных формтравленияметаллической кислотамиXV века Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальной иглой (пунктиром) процарапывается рисунок будущей гравюры. Пластина затем помещается в кислоту, которая вытравливает углубления, куда впоследствии закатывается краска. При печати краска из углублённых печатающих элементов изображения переносится на бумагу (таким образом, техника офорта является разновидностью глубокой печати).лакомпунктиромгравюры глубокой печати


Линогравюра Линогравюра способ гравирования на линолеуме. Возник на рубеже XIXXX с изобретением линолеума.XIXXX линолеума Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей.гравюр При печати линогравюры используют те же типографские краски, что и при печати ксилографии. Накатывать краску на линолеум лучше всего вальцмассовым валиком, при этом важно отрегулировать количество краски, наносимой на линогравюру: к ее не должно быть много, чтобы не залить мелкий штрих, и не должно быть мало, чтобы не возникли непропечатки ксилографии


Литография Возникновение литографии Литография (от греческих «lithos» камень и «grapho» пишу, рисую) была создана в 1798 году Алоизием Зенефельдером (Alois Senefelder) в Богемии, и это была первая принципиально новая техника печати после изобретения гравюры в XV веке.1798Алоизием ЗенефельдеромAlois SenefelderБогемиигравюрыXV веке [править] Вид тиражной графики, основанный на технике плоской печатиправитьтиражной графикиплоской печати [править] Создание исходного изображенияправить Исторически художник создавал литографию, рисуя на зернистой поверхности специального литографского камня жирным литографским карандашом. Впоследствии литографский камень практически повсеместно был заменен на металлические пластины из-за большей легкости обработки. Для передачи полутонов используется отмывка жирной литографской тушью. Также для создания исходного изображения может использоваться специальная литографская бумага корнпапир, с которой рисунок уже передавливается на подготовленный литографский камень или пластину. После создания изображения камень протравливается кислотой, воздействующей на не покрытую жиром поверхность.литографского камнялитографским карандашомлитографской тушьюлитографская бумага корнпапир


Ксилография Ксилография В «Алмазной сутре» (датированной 868 годом н. э.), которая ныне хранится в Британской библиотеке, указано, что мастер Ван Чи вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих».868 годом н. э. Британской библиотеке History of British Birds (1847). Ксилография Т. Бьюика1847Т. Бьюика Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в технике обрезной гравюры на дереве, появились на рубеже XIVXV веков. В 1780-х годах художник и гравер Томас Бьюик изобрел способ торцовой гравюры на дереве (на поперечном срезе ствола твердых пород). Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии».гравюрыXIVXV1780-х [править] Техникаправить В обрезной гравюре использую доски продольного распила ствола дерева. На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру в типографском станке, то толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску можно прокатывать краской и выполнять оттиск на бумаге.


Монотипия Монотипия Монотипия (от м оно… и греч. τυπος отпечаток) вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В 2000 г. была установлена фрактальная природа значительной части монотипий и введен термин фрактальная монотипия.


Декоративность эстампа Декоративность эстампа Эстамп обладает особым свойством, в наибольшей степени отличающим его от всех других видов художественного творчества. Это свойство - тиражность. По самому своему определению отпечаток, сделанный с особым образом обработанной деревянной, металлической или каменной доски, эстамп всегда существует в нескольких, а часто во многих экземплярах. Нередко задают вопрос: не лишает ли это эстамп оригинальности, позволяет ли это ему числиться среди основных видов художественного творчества, не низводит ли это его до уровня репродукции? Тут надо в первую очередь отметить, что отпечаток на бумаге и есть цель всего творческого процесса художника, сама доска играет роль, сравнимую с материалами и инструментами в живописи, не более. С самого своего возникновения эстамп заговорил на особом языке, стал применять специфические средства, резко отличающие его от рисунка и живописи.



















Граттаж Граттаж (франц. grattage, от gratter – скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску. Процесс работы в Г. напоминает выскребание по асфальту в литографии. Произведения, выполненные в технике Г., отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Г. встречается в графике 20 в. В России Г. под названием граттографии впервые использован М. В. Добужинским в работах 1920-х гг. Граттаж (имитация гравюры). Бумагу или картон покрывают воском или парафином, грунтуют каким-либо тоном (чаще темным) и процарапывают открывая белую бумагу (или наоборот). Вещь очень хрупкая и непрочная. На мой лично взгляд хороша для применения в детском саду в комплексе с выжиганием и чеканкой, хотя есть люди, которые это дело чувствуют и создают очень красивые и интересные вещи.



Человек начал изображать природу еще в далекие времена, элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома, пейзажи нередко служили средством условных пространственных построений в иконах и больше всего в миниатюрах.

Рисунок – интереснейшая область художественного творчества. В рисунке возникает и оформляется авторский замысел, рождаются все виды изобразительного искусства.

Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы - бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Хорошие материалы для рисунка кистью – черная и цветная тушь. Художники часто выбирали только серый или коричневый цвет, работая акварельными красками. Монохромные работы – гризайль широко применялась у старых мастеров. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в ХVII в. Его создали голландские живописцы. Русский пейзажный рисунок начинает свою историю с XVIII столетия. Первым этапом в его развитии был пейзаж парковый, с его условно построенной перспективой, появление которого связано со многими новыми явлениями русской культуры второй половины ХVIII века – веяниями сентиментализма, размахом дворцово-паркового строительства. Художники прикомандировывались к научным географическим и топографическим экспедициям, акварелисты и графики сопровождали русскую армию во время военных походов.

В конце ХIХ – начале ХХ вв. графика определилась как самостоятельный вид искусства. Графика выходит на первый план и становится ведущим искусством. Высокая культура русского рисунка этого времени связана с именами целой плеяды талантливых мастеров.

Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

Рисовальные техники обычно подразделяются на «сухие» и «мокрые». К «сухим» относятся различные карандаши, уголь, сангина, соус, мел, пастель; «мокрые» объединяют рисунок кистью в технике сепии, туши, мокрого соуса, акварели, гуаши. Особое место занимает перовой рисунок. В «сухих» техниках чаще всего преобладает линейный, штриховой рисунок, «мокрые» техники дают возможность работать пятном.Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Все названные техники позволяют передать цветовое и световое богатство мира исключительно черным и белым и их многочисленными градациями или различными тональностями в пределах одного цвета (красноватой сангины или коричневой сепии). И только пастели и акварели (и разновидности акварели - гуаши) доступно цветовое решение. Акварельная техника стоит уже на границе между графикой и живописью. По многоцветности она близка живописи. Но по своим небольшим размерам, по сравнительной быстроте исполнения и по материалу, на котором художник работает (на бумаге), ее следует отнести к искусству рисовальному.

Появившись в России в конце XVIII века, акварель в течение XIX века познала и совершенствовала свою собственную специфику, став одной из любимых техник. Характерные качества акварели - это прозрачность, необычайная чистота и интенсивность цвета. В чистой акварели белила обычно не употребляются, и их роль выполняет белая бумага, просвечивающая сквозь слой краски. В акварели существуют два основных метода работы. Первый - это многослойная акварель с моделирующим прокладочным тоном, поверх которого художник постепенно накладывает прозрачные лессировки, достигая определенной цветовой силы. Второй - близкий к живописному приему, при котором на бумагу сразу наносится цвет необходимой интенсивности. На практике оба эти приема иногда сочетаются и варьируются.

Богатый материал для изучения техники рисунка мировой и русской школ находится в крупнейших художественных музеях.

Интеллектуальное богатство человека позволяет ему с одинаковым восторгом воспринимать величие техники наших дней и лирику русской природы, видеть новые черты в облике нашего современника, сложность и цельность его духовной жизни. Это нераздельное восприятие нашей действительности в ее многообразии великого и малого подвластно и доступно именно графике и, в частности, рисунку - искусству тонкому, умному, быстро и чутко откликающемуся на современность во всех ее проявлениях.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Тема уроков. «Изображение пространства. Пейзаж в графике» (6-й класс, IV ч.). .

Задание-упражнение. Пейзаж с отражением в воде. Акварель.

Цель урока. Изучение средств художественной выразительности в графике, используемых для передачи понимания красоты природы (линия, штрих, пятно), линейная и воздушная перспективы, перспективные закономерности отражения в воде. Знакомство с ролью тона и цвета в изображении пространства.

Задачи:

  • научить на двухмерной плоскости рисунка изображать трехмерное пространство;
  • показать технические приемы создания графического рисунка;
  • научить вести работу по мокрому листу бумаги и заполнять рисунком весь лист (размывка);
  • научить передавать пространство изменением насыщенности тона и правильно использовать составные цвета (растяжка тона);
  • работу вести от общего к деталям.

Материалы и оборудование:

  • плотный лист бумаги;
  • акварельные краски;
  • толстые кисти (2-3 шт.);
  • губка для смачивания листа бумаги;
  • стакан для воды;
  • проектор;
  • компьютер;
  • экран.

План урока.

  1. Беседа.
  2. Подготовка материалов.
  3. Просмотр презентации. Приложение 1 .
  4. Выполнение упражнения.
  5. Творческие дополнения.
  6. Анализ работ – выставка.

1. Беседа

Произведения станковой графики – это самостоятельные, тщательно проработанные художественные произведения различных жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой и др.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж – традиционный жанр станковой графики.
В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, парковый, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер.
Например, пейзаж И.И. Левитана часто именуют « пейзажем настроения ». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными штрихами и пятнами. Он проявляет себя как большой психолог природы и тонкий колорист. .
И.И. Шишкин – мастер изображения леса, стволов, листвы. В его рисунках – радость познания природы; они красивы игрой черного карандашного штриха, в них много воздуха и света.
А.К. Саврасов любит тональный рисунок, построенный на переходах от темного к светлому.
Рисунки Ф.А. Васильева, часто исполненные в красивом цвете сепии, полны чувства торжественной успокоенности природы. В альбомах художника много беглых набросков «для памяти», выполненных остро отточенным карандашом, где пейзаж намечен одним контуром.
И.Е. Репин – мастер объемно-пластического рисунка. В акварели его интересует не столько цвет, сколько форма. Его акварельный мазок всегда служит выявлению пластического объема. .
Пейзаж может быть фоном в графических произведениях других жанров. Художник, изображая природу, не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и выражает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью. Перед художниками всегда стояла очень трудная задача - изобразить на двухмерной плоскости рисунка или картины трехмерное пространство.
Пространственное построение пейзажа решается средствами линии и тона. С помощью линейной перспективы художники создают глубину пространства.
Формы окружающих нас предметов, растений и их величины зрительно изменяются в зависимости от положения в пространстве и расстояния от наблюдателя. Эти изменения форм и величин происходят по определенным законам, которые изложены в системе линейной перспективы.
Линейная перспектива - точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре. В переводе с латинского языка перспективаозначает ясно вижу. Однако при работе с натуры художники не делают точных расчетов, а больше полагаются на свой глазомер, то есть используют наблюдательную перспективу.
Поэтому предметы, находящиеся на земле, облака в небе уменьшаются по мере удаления, утрачивая детали. Расстояние между деревьями, холмами скрадывается, и удаленные друг от друга элементы пейзажа кажутся на большом расстоянии тесно стоящими.
Позиция, с которой мы смотрим на местность, называется точкой зрения. На плоской равнине небо и земля встречаются на горизонте.
Плоскость, горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и видимая в виде прямой горизонтальной линии, называется в перспективе горизонтом.
Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,- видим снизу. У всякой горизонтальной плоскости, находящейся ниже горизонта, мы видим верхнюю поверхность; у плоскости, находящейся выше горизонта, мы видим нижнюю поверхность.
Все горизонтальные линии, находящиеся ниже перспективного горизонта, то есть видимые сверху, при удалении как бы поднимаются и приближаются к нему, но никогда его не пересекают. Все линии, расположенные выше горизонта, удаляясь, кажутся опускающимися и приближающимися к нему. Они не пересекают его.
Если вы сядете на землю, то перспективный горизонт опустится вместе с вами, при подъеме в гору он поднимается. Понятно, что горизонт, находящийся всегда на высоте глаз, пересекает все предметы перед рисующим на той же высоте.
В натуре параллельные линии не пересекаются, как бы далеко они не уходили от нас: между ними остается пространство, кажущееся тем меньшим, чем дальше уходят от нас линии, и пересекающимися мы увидим их только тогда, когда они удалятся от нас на бесконечно большое расстояние.
По мере удаления смягчается и цвет, становясь более бледным и голубоватым. Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом. Это явление носит название воздушной перспективы.
Воздушная перспектива - кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.
Так, все ближние предметы воспринимаются четко со многими деталями и фактурой, а удаленные - обобщенно, без подробностей. Контуры ближних предметов выглядят резко, а удаленных - мягко. Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние - слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Из-за воздушной прослойки цвета всех удаленных предметов становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздушной дымки - голубой, молочно-белый, фиолетовый. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные - одноцветными. Художник должен учитывать все эти изменения для передачи пространства и состояния освещенности в своей картине. .
Свои перспективные закономерности имеют и отражения в воде. Как правило, длина отражения предмета в воде равна длине самого предмета. Отражение точно повторяет предмет, но в перевернутом виде.
Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.
Свет и тень (светотень) - очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.
Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.
Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.
Пейзаж включает в себя предметы с самой разной фактурой поверхности. Для его точного изображения приходится передавать все разнообразие таких элементов – шероховатость древесной коры, пушистость или перистость облаков, гладкую как зеркало воду в тихом пруду. Фактура пейзажа меняется в зависимости от времени года: мягкие, округлые кроны лиственных деревьев летом разительно отличаются от острых голых ветвей в зимнем лесу.
Абстрактное подобие фактуры можно создать для того, чтобы сообщить рисунку определенное настроение или создать определенную атмосферу. Четких правил передачи фактуры нет. Путь к успеху проходит через экспериментирование с техникой и материалами рисунка, через изучение и наблюдение природы, натуры. Можно использовать, наряду с линейной и штриховой разработками рисунка, специальные удары кистью и заливки тоном. Наибольшая выразительность достигается тогда, когда в рисунке возникает необходимый ритм штрихов.

2. Подготовка материалов

Приготовим краски. Потребуются голубая, синяя, фиолетовая (синяя и красная), зеленая, коричневая и черная краски.
Промоем кисточки и вытрем их тряпочкой. Приготовим палитру, стакан с водой.
Лист бумаги для акварели положим на пластиковый стол, не подкладывая бумагу или материал.
Губкой или кусочком пористого материала смачиваем лист бумаги. Если образуется лишняя вода, то необходимо промокнуть ее.

3. Просмотр презентации

Рассматривание иллюстраций известных художников. Приложение 1 .

4. Выполнение упражнения

Начинаем выполнять рисунок. По мокрому листу кистью намечаем две диагонали. В центре листа на пересечении диагоналей проводим широкой кистью мазок фиолетовой краской (или сине-голубой).
Далее, двигаясь от центра, широкими мазками наносим краску вправо и влево, постепенно увеличивая высоту мазков. Мазки – вертикальные, линии широкие. Цвета соединяем на палитре, добиваясь нужного оттенка.

Порядок следующий:

1ч. синяя + 1/2 ч. зеленая (или фиолетовая),
1ч. зеленая + 1/2 ч. синяя,
только зеленая,
1ч. зеленая + 1/2 ч. коричневая,
только коричневая.

Размещаем полосы рядом, как бы вливая цвет в цвет, и пока краски не высохли, размываем и соединяем их края кисточкой. Оба цвета вливаются один в другой. Получаются интересные переходы от одного цвета к другому, так как работаем по мокрому листу. Стараемся заполнить штрихами расстояние между диагоналями до боковых краев листа симметрично. Высоту мазков увеличиваем от центра к краям между диагоналями (вспоминаем линейную перспективу).
Затем чистой кистью (без краски) проводим линию горизонта и берега водоема. Верхнюю и нижнюю четверти листа заполняем горизонтальными штрихами, растягивая уже нанесенные вертикальные мазки. Заполняем все просветы, придавая воде и небу как бы прозрачность (вспоминаем воздушную перспективу).

5. Творческое дополнение

Можно дополнить рисунок точкой, пятном. Для этого черной краской тонкой кистью, на поверхности воды прорисуем четким контуром маленькую лодочку с рыбаком или мексиканца на пироге. Можно придумать свое дополнение, но не забудьте об отражении в воде.

6. Анализ работ

Количество учащихся, выполнивших всю работу без ошибок около 70%.

Ошибки, допущенные в выполнении задания:

а) не использовались правильные материалы;
б) размещение изображения неправильное, не весь лист заполнен рисунком;
в) работа красками велась неаккуратно;
г) неверно выбрано цветовое решение;
д) не выполнены дополнительные условия задания.

На следующем уроке, когда рисунки высохнут, можно сделать выставку и обсудить с ребятами их работы.

Используемая литература.

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Под ред. Б.М. Неменского. М. Просвещение, 2012г.
  2. Н.М. Сокольникова . Основы рисунка. М.,1998г.
  3. Альбом. Исаак Ильич Левитан. Автор текста В.А. Прытков. М.,1980г.
  4. Альбом Г.Т.Г. Рисунок. Акварель. Составители: В. Азаркович, А. Гусарова, Е. Плотникова. М.,1966г.

Элементы пейзажа встречаются в искусстве глубокой древности. Пейзаж постепенно формируется как самостоятельный жанр в искусстве, в котором основным предметом изображения является природа. Вначале бытует чисто видовой пейзаж, преобладавший в основном в графике, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением жизни.

Позднее в нем находят отражение мотивы и настроения, характерные для того или иного художественного направления - классицизма, романтизма и других.

В XX столетии получают развитие такие разновидности пейзажа, как городской и индустриальный.

Термин урбанизамция (от лат. urbanus -- городской) -- процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации -- рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.).

Графический пейзаж

Пейзаж -- изображение природы в литературе и живописи, иначе -- образ природы в художественном произведении (слово П. происходит от французского pays -- страна, местность). Из области пространственных искусств термин «П.» перешел в литературоведение. Историки искусства, подходившие к П. со стороны формальной и эстетической, конечно не могли дать удовлетворительного объяснения как причине появления интереса к П., так и характеру изменений в его трактовке. Они рассматривали П. как нечто оторванное от человеческого общества и изображаемое художником с «объективной» свободой, без всякой «заинтересованности» в изображаемом. Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта.

Пейзаж - традиционный жанр станковой живописи и графики. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить: сельский, городской, индустриальный пейзаж. Для изображения пейзажа необходимы знания наблюдательной и воздушной перспективы. Надо научиться определять масштаб изображения, выделять главное в рисунке пейзажа. Успех во многом будет зависеть от правильной последовательности работы. Важно выбрать выразительные пейзажные мотивы. Далее следует подумать о выборе высоты линии горизонта. Один и тот же пейзаж будет выглядеть величественно при низкой точке зрения и обычно, если линия горизонта будет проходить через центр листа. Высокое расположение линии горизонта или вынесение ее за пределы листа позволяет показать большую часть земной поверхности.

В рисунке пейзажа изображение неба во многом определяет настроение всего пейзажного мотива. Над земной поверхностью небо образует купол, полусферу.

Это лучше под черкнуть расположением облаков. Одинаковые по форме и находящиеся на одной высоте облака кажутся меньше и ближе друг к другу по мере удаления их к горизонту. Светотеневые эффекты на облаках значительным образом изменяются в зависимости от времени дня. Именно облака, закрыв солнце и отбрасывая тень, могут значительным образом изменить впечатление. Очертания легких облаков могут придать романтическую атмосферу рисунку. Учебное рисование включает быстрые наброски пейзажа, его отдельных деталей, а также рисунки, выполняемые в течение нескольких часов. Линейный рисунок призван запечатлеть объемный объект. Для обозначения контуров и светотени используют линии и штрихи. Например, этот быстрый линейный набросок деревни значительным образом отличается от светотеневого его изображения. В линейном наброске основное внимание художник сосредоточил на перспективных сокращениях дороги, столбов и домов. А в светотеневом изображении важно было показать игру пятен света, полутонов и теней. Яркое солнце усиливает световые контрасты. Наиболее удачное композиционное решение можно использовать для выполнения длительного рисунка. В число учебных задач, решаемых пейзажистом, может входить передача определенного времени суток, состояния природы или времени года. Также используются различные художественные материалы, такие как грифельный и угольный карандаш, перо, фломастер, геливая и шариковая ручка Большой интерес в рисунке представляет зарисовка памятников архитектуры. Например, наброски городов с различными архитектурными сооружениями передают очарование русской старины.

Эти рисунки выполнены палочкой и тушью с учетом тональных отношений.

Графитный карандаш позволяет более тонко, чем тушь, передавать тональные различия в пейзаже. Улицы города полны движения, наброски фломастером фиксируют его.

Работа над длительным рисунком пейзажа начинается с композиционных эскизов небольшого размера. Лучше использовать различные форматы и художественные материалы. Наиболее удачное композиционное решение можно использовать для выполнения длительного рисунка.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения