Чистота — грех, а мытье тела ведет к болезням? Женская гигиена в средние века. ​Гигиена и туалетные принадлежности раннего средневековья

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко

Медицинский факультет

Курсовая работа

По истории медицины

На тему: "Санитарно-гигиенические сооружения в Древней Руси и их применение во врачебной практике"

Выполнила:

Студентка группы № 303/6

Салкуцан Виктория Владимировна

Проверил: Научный руководитель

ассистент кафедры

Лагутина Е.А.

Тирасполь, 2014г

Введение

1. Некоторые исторические данные о развитии гигиены и санитарии в Древней Руси

Санитарно-гигиенические принципы возникновения монастырских лечебниц

Миф о неопрятности русского народа

Санитарно-гигиенические предпосылки возведения бань

Санитарно-гигиенические принципы возведения изб

Колодцы на Руси

Санитарно-гигиенические принципы возникновения письменности

Заключение

Список литературы

Введение

Профилактическая медицина, как и многие другие области медицинских знаний, уходят своими корнями в далекое прошлое. Люди всегда инстинктивно стремились сохранить свою жизнь и здоровье. Выдающийся отечественный гигиенист Ф. Ф. Эрисман писал:

"Уже у древних культурных народов существовали довольно ясные и сознательные представления о многих условиях, вредных или благоприятных для здоровья и физического развития людей и, нужно отдать справедливость этим народам, санитарные стремления их имели преимущественно общественный характер".

Особенно большое внимание вопросам гигиены уделяли индусы, китайцы, вавилонцы, египтяне, а также народы, проживавшие на территории среднеазиатских государств.

Наибольшее развитие гигиенические навыки получили в античной Греции и в период господства Древнеримской империи. В Афинах были построены водопровод и канализация, имелись общественные бани и купальни, проводилась простейшая дезинфекция посредством окуривания помещений. Уделялось внимание правильной планировке городов. В Спарте особое значение придавали личной гигиене, физическому развитию и воспитанию с целью формирования мужественных, физически развитых и сильных воинов.

Накопленные греками опыт и знания были впоследствии восприняты и усовершенствованы в Римской империи. В Риме начали зарождаться элементы профилактической медицины, что проявилось в сооружении общественных бань, соляриев. Была создана широкая сеть водопроводов, канализационная система выводила сточные воды за город на поля и огороды, осуществлялся санитарный контроль за продажей пищевых продуктов. Преследовалась продажа населению недоброкачественных и фальсифицированных продуктов. Осуществлялся надзор за строительством жилищ. Определенное внимание уделялось соблюдению санитарных правил в войсках. В Древнем Риме впервые появились элементы медицинского образования.

Все достижения санитарии, которыми так гордились в Древнем Риме и Древней Греции, носили четко выраженный социальный характер. Они были достоянием господствующего класса, так как создавался комфорт и удобства для рабовладельцев, военачальников, жрецов, торговцев, но не для рабов, которые не имели право на лечение, поэтому постоянно вспыхивали эпидемии инфекционных заболеваний (чумы, оспы, тифа и др.), которые сопровождались высокой смертностью, особенно среди рабов и бедных слоев населения.

Для развития санитарно-гигиенической культуры Древнего Рима большое значение имели работы римского врача Клавдия Галена (130-200). Его можно считать и основоположником школьной гигиены. Он первым указал возраст детей (7 лет), с которого можно начинать их систематическое обучение, рекомендовал, как уберечь детей от дурных привычек, впервые высказал мысль, что обучение надо проводить под контролем врача.

В древнеиндийских и древнекитайских законодательствах говорилось о необходимости соблюдать чистоту тела, о режиме питания, труда и отдыха, давались правила захоронения трупов. Среди великих ученых Древнего Востока особое место занимал Абу Али Ибн Сина. Он родился в 980 г. недалеко от Бухары (на территории нынешней Узбекской ССР). В своем капитальном труде "Канон врачебной науки" Ибн Сина изложил наблюдения о влиянии среды на здоровье людей и развитие заболеваний. В частности, он пришел к мысли о существовании мельчайших невидимых существ, способных вызывать лихорадку, предвосхитив открытие Луи Пастера. Из этого предположения он сделал вывод о возможности распространения заболеваний через воздух, почву, пищу. Ибн Сина установил, что туберкулез легких является заразным заболеванием, что оспой и чумой можно заразиться через воздух. Сегодня каждый знает, что надежно обеззаразить воду можно путем кипячения, но не всем известно, что честь этого открытия принадлежит Ибн Сине.

В Египте более 1500 лет назад осушали болота, создавали оросительные системы, проводили организованное удаление нечистот.

Большой вклад в становление гигиены имели труды Аристотеля (384-322 до н. э). Он исследовал условия, препятствующие рождению здоровых детей, и пришел к выводу, что слишком ранние и слишком поздние браки приводят к появлению слабых и больных детей, осложняют роды, которые нередко заканчиваются смертельным исходом.

Много внимания Аристотель уделял гигиене питания детей младшего возраста. В частности, он первый заметил, как благоприятно влияет на здоровье малышей молоко. Аристотель занимался и проблемами травматизма. Он исследовал причины вывихов и других травм и описал механические приспособления, предохраняющие тело малыша от повреждений. В более поздние годы Аристотель подробно изучал, как следует закалять детей и какие физические упражнения и игры им доступны и полезны. Аристотелю принадлежит и ряд идей о санитарном состоянии городов. Римляне не только сделались наследниками древнегреческой цивилизации, но и во многом превзошли ее. Дешевая рабочая сила позволила римлянам осуществить массу сложных и трудоемких сооружений. Так, в 312 г. до н.э. были сооружены первые водопроводы. Позднее там же были построены самые большие по тому времени канализационные системы. Высота сохранившегося основного коллектора этих систем составляет 5 м, ширина - 4 м.

Первые бани начали строить древние римляне, греки, египтяне и индийцы. Назначение бань в далеком прошлом не ограничивалось лишь тем, что в них можно было привести свое тело в порядок (помыться). Для жителей Египта, Индии, Греции и Рима бани служили местом проведения свободного времени. Здесь можно было отдохнуть, пообщаться с друзьями, а также заняться некоторыми физическими упражнениями. Баня представляла собой нечто подобное клубу по интересам, здесь вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, плавательные бассейны, гимнастические залы, дорожки для прогулок, стадионы.

Древние жители этих стран уже тогда отмечали лечебное и закаливающее свойство бань. Само название "баня" дано было ими неслучайно. В переводе с греческого оно означает "изгоняет боль и грусть".

Так, египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад придавали огромное значение чистоте тела. Приверженность к бане и массажу, умеренность в еде позволяли египтянам поддерживать стройность фигуры. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур. Выдающийся римский врач Асклепиад (128-56 годы до н. э.) считал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. Самое главное, утверждал Асклепиад завладеть вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и оптимистическое отношение к жизни. Именно баня как раз и создавала подобные ощущения у больного.

Еще Гиппократ говорил: "Ванны помогают при многих болезнях, когда все другое уже перестало помогать". Гиппократом был создан трактат "О воздухе, водах и местностях", в котором была высказана идея, что здоровье человека зависит от факторов внешней среды и что причины многих болезней находятся в среде, окружающей человека.

На Руси бани появились гораздо позже. Однако и здесь их предназначение далеко не ограничивалось "помывкой". Русский народ испокон веков использовал баню для осуществления ряда лечебных процедур, она была источником хорошего настроения.

В данной курсовой работе раскроем формирование, развитие и совершенствование санитарно-гигиенических сооружений в Древне Руси.

1. Некоторые исторические данные о развитии гигиены и санитарии в Древней Руси

История гигиены - это история борьбы человека за выживание. Вопрос о том, как поддерживать свое здоровье, никогда не был праздным. Он появился в то время, когда человек начал сознавать свои действия и поступки. Перед людьми вставали многочисленные проблемы, от решения которых зависело не только здоровье, но и выживание: чем питаться, как хранить продукты, как узнать, пригодна ли вода для питья, как устроить жилище, как уберечься от болезней. Несмотря на то, что враг на этой войне настолько мал, что даже не видим глазу, не единожды человечество едва не было побеждено, и стояло на грани вымирания от страшных эпидемий. Главной причиной эпидемий служила антисанитария.

Эти вопросы решались практически. Люди накапливали опыт, который передавался из уст в уста в виде предписаний, запрещений, обрядов, народных обычаев. В них сочетались правильные наблюдения и нелепые предрассудки.

Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине IX в. Новгород по своей санитарной культуре и благоустройству стоял на первом месте среди крупнейших городов Северной Европы. Здесь раньше, чем в Париже и Лондоне на площадях и улицах появились деревянные мостовые, проводилась их регулярная очистка, действовала разветвленная подземная дренажная сеть деревянных труб.

При раскопках, произведенных в Новгороде, обнаружены остатки водопровода. Сложная система деревянных трубопроводов, по заключению ученых, была сооружена в конце XI века. Там же обнаружены остатки системы канализации. Установлено, что деревянные мостовые, в Суздале возникли в начале XII века. Деревянные мостовые имелись и в Москве.

На территории древнего Новгорода открыты и изучены многоярусные (до 30 настилов) деревянные мостовые, созданные в X-XI вв., более 2100 построек с находящимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы - одни из древнейших в Северной Европе. В Новгороде обнаружены остатки городского водопровода XI века, построенного из деревянных труб. Водопроводы были в Соловецком монастыре, Троице-Сергиевой Лавре (XVI в.), Киево-Печерской Лавре (XVII в.). В Москве самотёчный водопровод из свинцовых труб был построен в 1631 году. Между тем в Западной Европе мостовые появились лишь в 1369 г. в Нюрнберге и только в 1417 г. в Лондоне. Известно, что мостить мостовые на Руси начали на триста лет ранее, чем в Европе, а следить за качеством питьевой воды еще раньше. В древнерусских городах были широко распространены общественные бани.

С незапамятных времен на Руси устраивались шахтные колодцы, тайники, предназначенные для снабжения города водой во время осады. Иногда, они представляли собой скрытый подземный ход к ближайшему водоисточнику. Чаще же речная вода подводилась к колодцу по закрытому дубовому каналу. Подобного рода сооружения имелись в Воронеже, Ельце и других городах.

В XVI в. в Московском государстве появляются азбуковники, в которых приводятся сведения по личной гигиене учащихся, предписывающие выполнять ее важнейшие требования.

Татаро-монгольское иго, продолжавшееся с 1240 г. по 1480 г., своей экономической, политической и моральной тяжестью надолго затормозило развитие Руси. Экономическая разруха, связанная с монгольским игом, пагубно отразилась на санитарном состоянии Руси, способствуя развитию эпидемий. "С этого злосчастного времени, длившегося около двух столетий, Россия и позволила Европе обогнать себя" (А. И. Герцен). Освободительная борьба русского народа против татаро-монгольских поработителей была завершена в XV веке объединением русских земель в единое национальное государство.

2. Санитарно-гигиенические принципы возникновения монастырских лечебниц

Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христианства на Руси. Монастырские больницы носили название "лечебницы" и "странноприемницы". Первые упоминания о них относятся к XI в. Наиболее известными из них стала лечебница в Переяславле, основанная в 1091 г. и в Киево-Печерской Лавре, основанная в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием, позднее - в Новгороде, Смоленске, Львове. Там было написано множество летописей: от Нестора, Никона, Сельвестра.

Как ни странно, в Лавре находили способы лечения самых различных болезней - от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами. Среди известнейших целителей были такие люди, как преподобный Алипий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Так же Агапит был известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах. При врачевании Агапит применял отвары из различных трав и кореньев. Агапит лечил и монастырскую братию, и мирян, которые обращались к нему за помощью. Мы встречаем в записях и такие имена: как, например, Антоний Преподобный, Домиан, Агапит Печерский, Пимен Постник и др.

Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились терпимо, с любовью, вплоть до самопожертвования.

Во многих монастырях обучали медицине по греческим и византийским рукописям. В процессе перевода монахи дополняли тексты своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. Одной из самых популярных книг ХI века был "Изборник Святослава" (переписанный дважды - в 1073 и в 1076 гг.), в котором содержались медико-гигиенические сведения. "Изборник Святослава" - энциклопедия Древней Руси. Ни один монастырь на Руси не строился без "госпитальных палат". Монастырские больницы превращались в госпитали во время военных действий, осадах городов, в карантинные больницы - при эпидемиях. В средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В русских летописях наряду с многочисленными описаниями болезней князей и отдельных представителей высшего сословия (бояр, духовенства) приведены ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли "мором", "моровым поветрием" или "повальными болезнями".

С середины XII до начала XVIII в. чума, оспа, сибирская язва, тиф - 17 раз становились причиной опустошительных эпидемий для Новгорода. Все, кто был способен, бежали из города, оставляя его на попечение светских и монастырских лекарей.

С постоянным риском для жизни они обходили дворы и улицы. Кормили больных, передавая им пищу через пламя костра. В борьбе с эпидемиями рекомендовалось не использовать одежду умерших, устраивались карантины, закрывались части городов и улиц. Отвозили умерших на дальние кладбища.

Уничтожали очаги заболевания путем сжигания домов и вещей. Иногда вещи пропускали сквозь дым, а металлические изделия обмывали уксусом. Употребляли многочисленные мероприятия для очистки питьевой воды. Однако монастырская медицина на Руси не была монополистом.

Существовала и светская, мирская, наука. Светские лекари, по всей видимости, были тоже из Византии - "очага" медицинских знаний. Там уже в V веке издавались самостоятельные медицинские сборники. Многие врачи, выходцы из Византии, пользовались большой популярностью: Феофил Нонн, Симеон Сыч и другие. Существование светских врачей в ХII веке уже не подлежит сомнению, так как подтверждается документальными источниками.

Была единая система медицинских знаний и медицинской помощи. Лекари-профессионалы появились, в основном, из среды волхвов, кудесников, ведунов, знахарей, этому способствовали природная наблюдательность, желание найти разгадку явлений природы, тайн человеческого организма. Уважением к естествоведческим познаниям волхвов проникнуты многие ранние летописи.

Волхвы были знатоками "зелий", т.е. лекарственных растений, успешно выступали в роли детских врачей, оказывали помощь женщинам при бесплодии, их приглашали в дома к больным, страдавшим заразными болезнями, к раненым и "язвенным" больным.

В ранних памятниках письменности господствует полная нерасчлененность понятий "волхв", "врачь", "лечець", "зелейник", "чародей".

3. Миф о неопрятности русского народа

История развития гигиены в Древней Руси опровергает попытки некоторых ученых представить её отсталой в отношении санитарной культуры. Более того, можно смело сказать, что в ряде случаев русский народ опережал другие народы в проведении важнейших профилактических мероприятий. Возникновение санитарной культуры в Древней Руси можно отнести к XI-XII вв., когда во время жестоких эпидемий чумы и оспы древние славяне, зная о заразности этих болезней, стремились защититься от них. Для этого ставили заставы и принимали меры, направленные на предупреждение распространения инфекционных заболеваний (сжигание одежды больных, окуривание полынью и пр.). Народам Древней Руси были известны важные правила строительства и благоустройства городов. Уже в самых древних памятниках русской письменности встречаются указания на то, что при строительстве городов и деревень необходимо избегать низких и болотистых участков как особенно опасных для здоровья: "и несть иные воды вредительнее неже болотная".

В Древней Руси существовали представления о пищевой санитарии. Так, документ времен Ивана Грозного "Домострой" в котором наряду с другими поднимаются санитарно-гигиенические и педагогические вопросы указывал как поддерживать чистоту тела, в нем много внимания уделяется чистоте и опрятности, мытье посуды, стирке и смене белья. Говорилось о соблюдении режима питания, о хранении готовой пищи.

Например, после подробного описания молочных продуктов там отмечается, что при доении "...доиленка и всякие сосуды молочны теплой водой мыти, и вытирати, и высушити, и в чистом месте опрокинув держати, что ни кошка, ни собака, ни мышь, ни малые ребята не лазили и не напакостили. А коровы издоив молочко в ситецко процидити, да всякие молока укрыв в чистоте держати".

Новгородцы в XI - XIII вв. одевались в одежду, хорошо сохраняющую тепло, и надежно предохраняющую кожу от механических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых, не сковывающую движения.

Для стирки одежды и мытья тела новгородцы использовали легко мылящиеся почвы, минералы, имевшие в своем составе жир и золу. Белье кипятили в бочках с зольной водой.

Мыло варили как в домашних условиях, так и в специально приспособленных помещениях. Для изготовления мыла использовалось говяжье, баранье и свиное сало, правда, применяли ещё и растительные масла, например, льняное. Целые деревни занимались "поташным промыслом" - так тогда называли производство мыла. Особенно ценилась продукция валдайских и костромских мастеров-мыловаров.

Славяне знали основы личной гигиены. Первой в мире женщиной, обладавшей медицинскими знаниями, была дочь Мстислава Великого и внучка Владимира Мономаха - Евпраксия, которая после переезда в Константинополь взяла имя Зоя. В известной книге "Мази" ("Алимма") Евпраксии-Зои, отражены принципы общей гигиены, гигиены женщины и ребенка, гигиены питания, лечения. "Трактат состоит из пяти частей, в которых помещены краткие сведения из микропедиатрии, дерматологии, внутренних болезней, часть работы отведено гигиене брака, беременности и гигиене новорожденного, гигиене питания. Есть здесь и рецепты диетического питания. Содержатся рекомендации по натиранию мазями при " парши ", болезнях зубов, кожи, изложены некоторые приемы массажа при сердечных и желудочных болезнях.

В X в. переведён с греческого языка "Изборник Святослава", предназначенного для сына Ярослава Мудрого - Святослава, в котором отмечалось, что для распознавания болезни и успешного ее лечения врачу необходимо знать условия жизни больного, его образ жизни, питания и т.п.. Здесь были помещены конкретные советы по питанию, распознаванию болезней и их лечению.

В ряде литературных произведений XII-XIV вв. также приведены различные советы гигиенического и лечебного значения. Большую библиотеку заложил князь Ярослав Мудрый при Святой Софии. В Киево-Печерской Лавре в то время было много высокообразованных врачей-монахов.

В Средневековье много внимания уделялось личной гигиене, вопросам благоустройства, пищевой санитарии, соблюдению санитарных правил в войсках. Если говорить о личной гигиене, то неопровержимые сведения о том, что она поддерживалась на достаточно высоком уровне, мы находим уже у первого летописца Древней Руси - Нестора, в его знаменитом труде "Повесть временных лет", датируемым началом XII века. Описывая странствия апостола Андрея, того самого, первого ученика Христа, соответственно, его современника, Нестор упоминает и о мытье в бане: "...И возмут на се прутье младое и бьются сами... И обдаются водой студеною... И то творят мовенье себе, а не мученье".

Нестор Летописец, у которого впервые упоминается о бане

Очевидно, что описывается традиционная русская баня на дровах <#"justify">

Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Королева Испании Изабелла Кастильская за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Знаменитый сердцеед король Генрих IV за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.

Дочь одного из французских королей умерла от вшивости. Папа Климент V скончался от дизентерии, а Климент VII, как и король Филипп II, погиб от чесотки. Герцог Норфолк отказывался мыться, и его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

<#"justify">Топилась русская баня по-черному, то есть дым от сгорания дров, выходил не через дымоход, а через приоткрытую входную дверь или небольшое оконце в стене. Поэтому стены русских бань всегда были черными от копоти и гари.

Существует мнение, что по уровню стерильности баня "по-черному" приравнивается к хирургической операционной. Стерильны не только стены такой парилки, но и воздух внутри нее.

В средние века заболевание чумы, которая бушевала в Европе и унесла с собой много человеческих жизней, остановилась на границах ареала традиционного строительства бань "по-черному". Люди, которые регулярно парились в таких банях, постоянно дезинфицировали кожные покровы и дыхательные пути. В русских банях "по-черному" испокон веков повитухи принимали роды, так как это было наиболее стерильное помещение.

Протопкой и подготовкой русских бань занимались исключительно женщины. Обязанностью мужчин, а вернее мальчишек-подростков, являлась доставка воды, которую те приносили из близлежащего водоема. Именно поэтому русские бани строились далеко от жилых помещений на берегах рек, прудов и озер.

На Руси банным днем была суббота. Именно в этот день недели, накануне выходного, когда были закончены дела, вся семья отправлялась в баню. Близлежащий с баней водоем служил не только источником воды, но и местом проведения водных процедур. После горячей парной можно было, при желании, окунуться в прохладную или ледяную воду, а зимой прямо из бани прыгнуть в снежный сугроб. После бани, водных и парных процедур можно было отдохнуть в предбаннике и утолить жажду насыщенным и бодрящим напитком - квасом или медом.

Потом появилась и "Белая" баня, в которой дым попадал не в помещение, а выходил через специально сделанный дымоход. Печь в "белой" бане была трёхуровневой: самый нижний, пустой - поддувало, средний - очаг, в котором горели дрова, и верхний - гора больших камней. Когда дрова полностью догорали и весь дым выходил, заслонку в трубе закрывали и начинали плескать воду на раскалённые камни, чтобы было больше пара. В городах обычно строили "белые" бани.

По правилам, в бане нельзя было клясться, ругаться, громко разговаривать и вообще вести себя непристойно. В бане гадали, ворожили, заговаривали, лечили от сглаза и изгоняли хворь. Любое важное событие в семейной жизни не обходилось без бани.

Те, у кого не было бани, могли парится прямо в печи. После приготовления еды - обычно выпечки хлеба - из очага доставали все угли и золу. Дочиста выметали дно печи, устилали его соломой или стелили доски. Человека, который хочет помыться, засовывали на специальной лопате в устье печи и закрывали заслонку. С собой человек брал большой сосуд с водой и берёзовый веник. Окатив стены водой, получали пар, который укреплял здоровье человека. И как говорили по этому поводу иностранцы - "парились так, что из них дух вон вылетал".

До того, как мыло было распространено по всей стране, вместо него использовали разведённую в воде золу - щелок. С его же помощью стирали белье".

Впервые о бане можно было прочесть в описях монаха Нестора Летописца. Его "Повесть временных лет" говорит о том, что баня впервые была упомянута в I веке нашей эры. Произошло это, когда Святой Апостол Андрей, после проповедования евангельского учения в Киеве, отправился в Новгород, его глазам предстало "настоящее чудо". Люди заходили в баню нагими и "нагревались" там до цвета вареных раков, после чего обливали себя водой и до изнеможения били друг друга вениками. Для Святого Апостола Андрея это было дикостью, он это комментировал так: "люди радостно мучают сами себя". И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и берут веники и начинают себя хвостать, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись.

Есть интересный факт, произошедший в 945 году. Как известно из многих источников, киевская княгиня Ольга троекратно отомстила древлянам за убийство князя Игоря. Один из эпизодов этой истории связан с баней. Послы древлян прибыли к княгине, чтобы передать ей предложение своего предводителя стать его женой. Ольга велела растопить для них баню, чтобы по обычаю попариться с дороги. Когда же они, ничего не подозревая, стали мыться, слуги Ольги закрыли баню снаружи и подожгли.

О русских банях писали многие иностранные путешественники и ученые. <#"204" src="/wimg/16/doc_zip7.jpg" />

Петр I жил жизнью простого плотника, и у него как и у остальных русских людей была баня, без которой жизни он своей не представлял. Именно он, впоследствии стал первым организатором лечебных курортов в России. Посетив множество заграничных курортов - водолечебниц Петр I приказал отыскать и в России эти целебные воды. Так, были впервые открыты "марциальные воды". Название такое они понесли благодаря тому, что вода оказалась железистой, а потому и назвали в честь бога войны - Марса. Петр I поспособствовал тому, что русские бани стали более распространенными в Западной Европе. Он приказал построить в Париже и Амстердаме бани для своих солдат. А после битвы с Наполеоном, бани были сооружены во всех освобожденных странах.

Суворов устраивал для своих солдат "омывание" в каком бы городе они ни были (главное, чтобы там была русская баня). Сам генерал выдерживал очень сильный жар, после чего принимал на себя около 10 ведер холодной воды.

Очень часто в древние времена, одно племя платило другому дань не деньгами, а банными березовыми вениками, как предметом первой необходимости и, поэтому можно говорить о том, насколько серьезно тогда они относились к банным процедурам. При массаже вениками, пот начинает выделяться еще интенсивнее, что усиливает очищение кожи. Пот вымывает через поры загрязнения, пробки. Кожа начинает дышать, становится эластичнее.

При ревматических болях и для эффективного лечения травм, на Руси успешно использовали разнообразные растирания на суставах, разминание мышц, при этом также втирались жиры, мази и специальные снадобья, которые изготовлялись из различных кореньев, трав и листьев.

В древнерусской литературе встречаются упоминания о женщинах-лекарях и бабках-костоправках, которые искусно проводили массаж. В XI веке внучкой Владимира Мономаха был написан один из первых сборников, который содержал в себе медицинские советы. В нем много внимания уделялось именно уходу за своим телом, в частности, там рассказывалось о пользовании традиционной русской бани с березовыми вениками и с элементами общего массажа.

Как написано в одном древнем трактате, десять преимуществ дает баня: омовение, ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи. Отметим, что тот, кто понимает толк в парной бане, ходит в баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть, прогревание приводит к благотворному изменению функционального состояния органов и систем организма, усилению обмена веществ, способствует развитию защитных механизмов. Объясняется это благоприятным воздействием тепла и потения на сердечно-сосудистую, дыхательную, терморегулирующую и эндокринную системы у большинства людей. Баня успокаивает нервную систему, восстанавливает бодрость, повышает умственные, способности.

Суть русской бани заключается в последовательном воздействии:

горячим воздухом (t от 45 до 60̊С) высокой влажности (от 90 до 100%)

пресной холодной водой.

Баня - это мощная процедура оздоравливания и очистки организма.

Горячий воздух двигаясь к легким помогает очиститься дыхательным путям и избавиться от инфекции.

5. Санитарно-гигиенические принципы возведения изб

Слово изба (истъба) встречается уже в древнейших памятниках русской письменности. Возможно, оно произошло от глагола истопить, поскольку в условиях холодного климата главную роль в жилище играла печь <#"245" src="/wimg/16/doc_zip8.jpg" />

Основным, иногда почти единственным, инструментом при строительстве избы был топор <#"justify">Окна в избах появились не сразу, потом были очень маленькими (50-70 см высотой), закрывались бычьим пузырем, слюдой, а на ночь снаружи - дощатыми створками - ставнями. Нормальных, с сегодняшней точки зрения, размеров, они достигли к ХIХ в., тогда же в окнах крестьянских изб появилось стекло. Дверь избы обычно делалась с южной стороны, чтобы в дом попадало больше тепла и света. Вход был через порог, который тоже служил защитой от задувания в избу холодного воздуха. Пол был дощатый. Отапливались избы печью. Если печь была без дымоотводной трубы - изба отапливалась по-черному и называлась курной, или черной. Если печь была с трубой, то изба называлась белой. Это изобретение было важным достижением коммунальной гигиены не только потому, что воздух в помещении становился чище, но и потому, что печь давала возможность лучше обработать пищу, в ней создавался более равномерный нагрев. Это содействовало улучшению питания.

Для освещения избы служила чаще всего лучина - тонкая специально укрепленная и медленно горящая щепка; позже появились масляные светильники, свечи. Все внутренне устройство избы было регламентировано традицией. В левом или правом углу, недалеко от входа, стояла печь. Угол по диагонали от печи был парадной частью избы и назывался красным (в древнем значении слова - красивый). В нем ставились на полку-божницу иконы. Под иконами располагался стол, к столу придвигалась скамья. Вдоль стен у красного угла делались неподвижные лавки, над ними висели полки. На лавках сидели, работали и спали. Для спанья были предназначены также полати - высокий и широкий дощатый настил от печи до противоположной стены. Зимой спали и на печи.

Угол у печи назывался бабий кут (маленький уголок), в нем женщины готовили пищу, пряли, занимались рукоделием. Четвертый угол предназначался для мужских работ.

Одежда хранилась в сундуках, посуда - в низких шкафах и на полках.

6. Колодцы на Руси

Наши предки относились к воде с благоговением, поскольку вода всегда была источником жизни. К людям, которые могли найти под землей воду <#"225" src="/wimg/16/doc_zip9.jpg" />

На Руси был даже специальный день Федора Колодезника - 21 июня. Этот день считался наиболее подходящим для отыскания мест, где можно вырыть колодец <#"156" src="/wimg/16/doc_zip10.jpg" />

Естественно, что народное мифотворчество не могла пройти мимо таких сооружений, как колодцы. Народная молва утверждает, что в старые времена воин бросал в колодец свое оружие, когда заканчивал путь воина. Сюда же, в расчете потом достать, прятались ценные вещи перед набегом врага. Но поскольку чаще всего доставать ценности было уже некому, в старых колодцах нередко можно найти много интересных и хорошо сохранившихся в чистой воде предметов быта тех времен.

7. Санитарно-гигиенические принципы возникновения письменности

Развитие письменности и решение гигиенических проблем, связанных с письмом. Новые открытия нередко решали проблемы не только культурные и технические, но и гигиенические. К концу XVI в. на Руси прочно утвердилась письменность на бумаге. Но писали и раньше, правда не на бумаге, а на бересте. В качестве перьев использовали писала - острые предметы, которыми выцарапывали надписи. Не сразу люди пришли к современному способу письма - сидя за столом или стоя около него.

В древние времена бересту держали в левой руке, которая опиралась локтем на левое колено. Правой рукой наносили буквы. Одно слово от другого не отделяли, часто прибегали к сокращениям, только в конце фразы иногда ставили точку, другие знаки препинания отсутствовали. Такое письмо вызывало ряд трудностей чисто гигиенического характера. Неудобная поза вызывала большие статические нагрузки у человека, и письмо было довольно утомительным делом. Для того чтобы написать или прочесть такой текст, надо было затратить немало нервной энергии. Писец и чтец уставали не только физически, но и психически. В то время люди не знали слитного письма (оно было изобретено позже) и выписывали каждую букву отдельно. Это намного снижало производительность труда.

Появление бумаги, легких гусиных перьев и слитного письма не только ускорило работу, но и решило многие гигиенические вопросы. Писать стало удобно, и это отразилось на производительности труда. Древний летописец, даже самый квалифицированный, мог за день заполнить 2-3 листа. 4-5 листов считалось рекордом.

Развитие письменности содействовало усилению санитарной пропаганды.

Заключение

Народная медицина - один из мощнейших факторов врачевания на Руси. Много памятников медицинской письменности погибло в огне пожаров княжеских войн, татаро-монгольских и иноземных нашествий.

Традиционные гигиенические правила славянских племен глубоко укоренились в быту русского народа. В литературных памятниках Киевской Руси, Древнего Новгорода, Московского государства имеются подробные гигиенические предписания по сохранению чистоты тела, содержанию жилищ, по диететике, предохранению от заразных болезней, о пользе бани. Во врачевании большое внимание уделялось предупреждению болезней, средствам "оберегания" от недугов.

Уже в X-XI вв. встречаются примеры общественной заботы о здоровье, предохранении от болезней такими санитарно-гигиеническими методами, как сооружение водопроводов и соблюдение правил общественного водопользования, проведение карантинных мер и др. О высоком уровне развития медицины и медико-санитарного дела в Древней Руси свидетельствуют данные археологии, памятники письменности, изобразительного и прикладного искусства, устного народного творчества. Сведения, касающиеся медицинской практики и организации лечебного дела, содержатся в летописных сводах, сборниках законоположений, церковных документах и в литературных памятниках - житиях, "словах" и других источниках. Борьба человека за выживание появилась в то время, когда человек начал сознавать свои действия и поступки. Перед человеком вставали многочисленные проблемы, от которых зависело выживание. Эти вопросы решались практически. Постепенно накапливался опыт, который передавался из поколения в поколение и дошел до наших вре- мен. Это представляет для нас огромный интерес. Читая памятники старины удивляешься мудрости и силе духа наших предков.

Список литературы

1)Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в XI-XVII вв. Источники для изучения истории русской медицины - М.: Медгиз, 1960- С.325

2)Богоявленский Н.А. Медицина у первоселов Русского Севера. Очерки из истории санитарного быта и народного врачевания XI-XVIII вв. - Л.: Медицина, 1966 - С.101

3)Бородулин Ф.Р. История медицины: избранные лекции - М.: Медгиз, 1961-С.254

4)Васильев К.Г. История эпидемий и борьба с ними в России в XX столетии - СПб. Медицина, 2001 - С.256

5)Изуткин Д.А. История медицины. В 2-х частях: учебное пособие Н. Новгород: НГМА, 2002 - С. 254

6)История медицины: учебник для студентов медицинских институтов / П.Е. Заблудовский, Г.Р. Крючок, М.К. Кузьмин, М.М. Левит. - М.: Медицина, 1981. - С. 352

7)История медицины (материалы к курсу истории медицины). Т. 1 / ред. Б.Д. Петров. - М.: Медгиз, 1954. - С. 282

8)Кузьмин М.К. История медицины: очерки - М.: Медицина, 1978 - С.198

9)Кузьмин М.К. Лекции по истории русской медицины. Лекция 1-я: Медицина Древней Руси / М.К. Кузьмин. - М. : 1-й моек, мед. институт, 1961- С.44

10)Лисицын Ю.П. История медицины - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004 - С.400

Отредактировано 30.05.2012

Наверное, многие начитавшись иностранной литературы, а, особенно, исторических книжек иностранных авторов про древнюю Русь, были в ужасе от той грязи и вони, которая царила в те далёкие времена в русских селениях. Этот шаблон настолько врос в наше сознание, что даже современные русские фильмы о древней Руси снимают по этому, заведома ложному сценарию, и продолжают вешать лапшу на уши нам якобы о том, что наши предки жили в землянках или в лесу на болотах, годами не мылись, ходили в рванье, от этого часто болели и умирали в среднем возрасте, редко доживая 40 лет.

Когда кто-либо хочет описать якобы «настоящее» прошлое другого народа, а особенно вражеского, а именно такими «варварами» нас и видит весь якобы «цивилизованный» мир, то сочиняя вымышленное прошлое, списывают, конечно же, с себя, так как другого они то и знать не могут, ни по своему опыту, ни по опыту своих предков.

Но ложь рано или поздно всегда всплывает, и нам теперь доподлинно известно кто на самом деле был немытым, а кто благоухал в чистоте и красоте. И фактов из прошлого накопилось предостаточно, чтобы у любознательного читателя вызвать соответствующие образы и лично прочувствовать все прелести якобы чистой Европы, и самому решить где правда, а где ложь.

Итак, одно из первейших упоминаниях о славянах, которые дают западные историки отмечает как ГЛАВНУЮ особенность именно славянских племен то, что они «льют воду» , то есть моются в проточной воде, тогда как все остальные народы Европы мылись в кадушках, тазах, ваннах. Еще Геродот в V веке до н.э. говорит о жителях степей северо- востока, что они льют воду на камни и парятся в хижинах. Мытьё под струей нам кажется настолько естественным, что мы всерьез не подозреваем, что являемся, чуть ли не единственным или, по крайней мере, одним из немногих народов в мире, который поступает именно так.

Иностранцы, приезжающие в Россию в V-VIII веках, отмечали чистоту и аккуратность русских городов. Здесь дома не лепились друг к другу, а стояли широко, были просторные, проветриваемые дворы. Люди жили общинами, миром, а это значит, что части улиц были общими и поэтому никто, как в Париже, не мог выплеснуть ведро с помоями просто на улицу, демонстрируя при этом, что только мой дом частная собственность, а на остальное - наплевать!

Ещё раз повторю, что обычай «лить воду» отличал раньше в Европе именно наших предков славяно-ариев, был закреплён именно за ними в качестве отличительного признака, который явно имел какой-то обрядовый древний смысл. И смысл этот конечно же был передан нашим предкам ещё многие тысячи лет тому назад через заповеди богов, а именно ещё бог Перун, который прилетал на нашу Землю 25 000 лет тому назад завещал: «Омывайте после дел ваших руки ваши, ибо кто рук своих не омывает, тот силу Божию теряет» .

Другая его заповедь гласит: «Очищайтесь вы в водах Ирия, что течет река во Святой Земле, чтоб омыть своё тело белое, освятить его Божьей силою» . Самое интересное, что эти заповеди работают безотказно для русского в душе человека. Так любому из нас, наверное противно становится и «кошки на душе скребут» от того, когда чувствуем себя грязными, или сильно вспотевшими после тяжёлого физического труда, или летней жары и хочется быстрее всего смыть с себя эту грязь и освежиться под струями чистой воды. Уверен, что неприязнь к грязи у нас заложена генетически, и поэтому мы стремимся, даже не зная заповеди Перуна про мытьё рук, всегда придя с улицы к примеру сразу же помыть руки и умыться, чтобы почувствовать себя свежее и избавиться от усталости.

Что же творилось в якобы просвещённой и чистой Европе начала средневековья и, как ни странно, аж до XVIII века?

Уничтожив культуру древних этрусков (эти русские или русы этрурии) - русского народа, который в древности заселял Италию и создал там великую цивилизацию, которая провозглашала культ чистоты и имела бани, вокруг которой был создан МИФ (моя расшифровка А.Н. - мы исказили или извратили факты - МИФ) о римской империи, которой никогда не существовало, и памятники которой сохранились до наших времён, еврейские варвары (а это были несомненно они и не важно каким народом при этом они прикрывались для своих мерзких целей) на долгие столетия поработили Западную Европу своим безкультурием, грязью и развратом.

Европа не мылась веками!!!

Подтверждения этому сначала находим в письмах княжны Анны - дочери Ярослава Мудрого киевского князя XI века н. э.

Выдав свою дочь замуж за французского короля Генриха I, он якобы укрепил своё влияние в «просвёщенной» Западной Европе. На самом же деле, это европейским королям было престижно создавать союзы с Русью, так как Европа была далеко отстающей во всех отношениях, как культурных, так и экономических, по сравнению с Великой Империей наших предков. Княжна Анна привезла с собой в Париж, тогда маленькую деревню во Франции, несколько обозов своей личной библиотеки, и с ужасом обнаружила, что её муж, король Франции не умеет, не только читать, но и писать, о чём не замедлила отписать своему отцу, Ярославу Мудрому. И упрекнула его за то, что отправил её в эту глухомань! Это реальный факт, есть реальное письмо княжны Анны : «Батюшка, да за что ты меня ненавидишь? И отправил в эту грязную деревню, где умыться-то негде» . А библия, которую она привезла с собой во Францию, на русском языке, до сих пор служит атрибутом, на котором принимают присягу все президенты Франции, а ранее короли.

Европейские города утопали в нечистотах: «Французский король Филипп II Август, привыкший к запаху своей столицы, в 1185 году упал в обморок, когда стоял у дворца, и проезжающие мимо него телеги взрывали уличные нечистоты…» .

Историк Дрэпер представил в своей книге «История отношений между религией и наукой» довольно яркую картину условий, в которых жило население Европы в средние века. Вот главные черты этой картины: «Поверхность континента покрыта была тогда большей частью непроходимыми лесами; там и сям стояли монастыри и города.

В низменностях и по течению рек были болота, простиравшиеся иногда на сотни миль и испускавшие свои ядовитые миазмы, которые распространяли лихорадки. В Париже и в Лондоне дома были деревянные, вымазанные глиной, крытые соломой или тростником. В них не было окон и, до изобретения лесопилен, в немногих домах существовали деревянные полы... Печных труб не было. В таких жилищах едва ли была какая защита от непогоды. О водосточных канавах не заботились: гниющие остатки и мусор просто выкидывались за дверь.

Опрятность была совершенно неизвестна: высокие сановники, как например, архиепископ Кентерберрийский, кишели насекомыми.

Пища состояла из грубых растительных продуктов, таких как горох или даже древесная кора. В некоторых местах поселяне не знали хлеба, «Удивительно ли после этого», - отмечает далее историк, - что во время голода 1030 года жарилось и продавалось человеческое мясо или, что в голодный 1258 год в Лондоне умерло с голоду 15 тысяч человек?» .

Некий Дионисий Фабриций, настоятель кирхи в Феллине, в изданном им сборнике об истории Ливонии поместил рассказ, связанный с монахами монастыря Фалькенау под Дерптом (ныне Тарту), сюжет которого восходит к XIII в. Монахи недавно основанного доминиканского монастыря добивались от Рима денежных субсидий, а просьбу подкрепляли описанием своего аскетического времяпрепровождения: «каждый день, собравшись в специально выстроенном помещении, они разжигают печь так сильно, как только можно терпеть жар, после чего раздеваются, хлещут себя прутьями, а затем обливаются ледяной водой». Так они борются с искушающими их плотскими страстями. Из Рима послан был итальянец, чтобы проверить истинность описанного. Во время подобной банной процедуры он едва не отдал Богу душу и поскорее убрался в Рим, засвидетельствовав там истинность добровольного мученичества монахов, которые и получили просимую дотацию.

Когда начались крестовые походы, крестоносцы поразили и арабов и византийцев тем, что от них разило «как от бомжей» как бы сказали сейчас. Запад предстал для Востока синонимом дикости, грязи и варварства, да он и был этим варварством. Вернувшиеся в Европу пилигримы было попытались внедрить подсмотренный обычай мыться в бане, но не тут то было! С ХIII века бани уже официально попали под запрет Церкви как источник разврата и заразы! Так, что галантные рыцари и трубадуры той эпохи источали вонь на несколько метров вокруг себя. Не хуже были и дамы. До сих пор можно увидеть в музеях изготовленные из дорогого дерева и слоновой кости чесалки для спины, а так же блохоловки…

В итоге ХI V век был наверное одним из самых страшных в истории Европы. Вполне закономерно вспыхнула эпидемия чумы. Италия, Англия потеряли половину населения, Германия, Франция, Испания - более трети. Сколько потерял Восток достоверно не известно, но известно, что чума пришла из Индии и Китая через Турцию, Балканы. Она обошла только Россию и остановилась на её границах, как раз в том месте, где были распространены бани. Похоже на биологическую войну тех лет.

Могу к слову о древней Европе добавить и об их гигиене и чистоте телесной. Да будет вам известно, что духи французы выдумали не для того чтобы пахнуть, а для того чтобы не ВОНЯТЬ! Да именно так. По признанию одной из королевских особей, а точнее Короля-Солнце Людовика XIV , настоящий француз моется только два раза в жизни - при рождении и перед смертью. Только 2 раза! Жуть! И сразу вспомнилась якобы непросвещённая инекультурная Русь, в которой у каждого мужика была своя баня, и как минимум один раз в неделю люди мылись в банях и никогда не болели. Так как баня, кроме чистоты телесной, ещё и хвори успешно очищает. И наши предки это прекрасно знали и постоянно использовали.

А как, цивилизованный человек, византийский миссионер Велизарий , посетив Новгородскую землю в 850-ом году н.э., писал о словенах и русинах: «Православныя словены и русины дикiя люди, и житiе их дико и безбожно. Мужи и девки нагiя вместе запирашися во жарко истопленной избе и истязаша телеса своя, хлесча себя прутiями древесными нещадно, до изнеможенiя? и опосля прыгаша во прорубь али сугроб и, охолонишися, вновь идяша во избу истязати телеса своя» .

Откуда эта грязная, неумытая Европа могла знать, что такое русская баня? До XVIII века, пока славяне-русы не научили «чистоплотных» европейцев мыло варить, они не мылись. Поэтому у них постоянно были эпидемии тифа, чумы, холеры, оспы и прочее. Мария-Антуанетта умывалась в жизни всего два раза: один раз перед свадьбой, второй раз перед казнью.

Почему, европейцы покупали у нас шёлк? Да потому, что там вши не заводились. Но пока этот шёлк доезжал до Парижа, то килограмм шёлка стоил уже килограмм золота. Поэтому шёлк могли себе позволить только богатые люди.

Патрик Зюскинд в своём произведении «Парфюмер» описал то, как «благоухал» Париж XVIII века, но и к XI веку времён королевы Анны Ярославны, этот отрывок будет иметь тоже очень хороший пример:

«В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни - скверным углем и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни - грязными простынями, влажными перинами и остро-сладкими испарениями ночных горшков. Из каминов несло серой, из дубилен - едкими щелочами, со скотобоен - выпущенной кровью. Люди воняли потом и нестиранным платьем; изо рта у них пахло сгнившими зубами, из животов - луковым соком, а из тела, когда они старели, начинали пахнуть старым сыром, и кислым молоком, и болезненными опухолями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Воняли крестьяне и священники, подмастерья и жены мастеров, воняло все дворянское сословие, вонял даже сам король - он вонял, как хищный зверь, а королева - как старая коза, зимой и летом. < ... > Всякая человеческая деятельность, как созидательная, так и разрушительная, всякое проявление зарождающейся или погибающей жизни сопровождались вонью».

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьётся мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

В «Руководстве учтивости», изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782 г.) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре» .

Королева Испании Изабелла Кастильская с гордостью признавалась, что мылась всего два раза в жизни - при рождении и перед свадьбой!

Людовик ХIV (14 мая 1643 — 1 сентября 1715) мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарёкся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при дворе Людовика XIV по прозвищу Король-солнце писали, что их величество король Франции «смердит аки дикий зверь» !

Даже привычный к постоянной вони, окружавшей его от рождения, король Филипп II однажды упал в обморок, когда стоял у окна, а проезжающие мимо телеги взрыхлили колесами плотный многолетний слой нечистот. Кстати, этот король умер от... чесотки! От нее же погиб и папа Климент V II ! А Климент V пал от дизентерии. Одна из французских принцесс умерла, заеденная вшами! Неудивительно, вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости.

Известный французский историк Фернан Бродель в книге «Структуры повседневности» писал: «Ночные горшки продолжали выливать в окна, как это было всегда - улицы представляли собой клоаки. Ванная комната была редчайшей роскошью. Блохи, вши и клопы кишели как в Лондоне, так и в Париже, как в жилищах богатых, так и в домах бедняков» .

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При "нужде" гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили "ночные вазы", содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую и не очень нужду.

Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Скажу ещё пару слов о нравах варварского и дикого Запада.

Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля.

До сих пор парки Версаля воняют мочой в теплый день. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже традиции стояла диарея. БеЗпощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи и воды понос был явлением постоянным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

В 1364 году человек по имени Томас Дюбюссон получил задание «нарисовать ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить - чтобы люди считали подобное в данных местах святотатством» . Добраться до тронного зала было само по себе очень «запашистым» путешествием. «В Лувре и вокруг него, - писал в 1670 году человек, желавший строить общественные туалеты, - внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми - практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же - продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно» . Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить.

А в книге для чтения по истории Средних веков Сергея Сказкина о культуре европейцев читаем следующее: «Жители домов выплескивали все содержимое ведер и лоханок прямо на улицу, на горе зазевавшемуся прохожему. Застоявшиеся помои образовывали смрадные лужи, а неугомонные городские свиньи, которых было великое множество, дополняли картину» .

Антисанитария, болезни и голод - вот лицо средневековой Европы. Даже знать в Европе не всегда могла есть досыта. Из десяти детей хорошо, если выживало двое-трое, а при первых родах умирала треть женщин. Освещение - в лучшем случае восковые свечи, а обычно - масляные светильнички или лучина. Голодные, обезображенные оспой, проказой и, позже, сифилисом лица выглядывали из окон, затянутых бычьими пузырями.

Галантные рыцари и прекрасные дамы той эпохи источали вонь на несколько метров вокруг себя. До сих пор можно увидеть в музеях изготовленные из дорогого дерева и слоновой кости чесалки для спины, а так же блохоловки. Еще ставились на столы блюдца, чтобы люди могли культурно подавить вшей. А вот на Руси блюдец не ставили. Но не по скудоумию, а потому что нужды в этом не было!

Лондон викторианской эпохи утопал в нечистотах и зловонии, поскольку 24 тонны лошадиного навоза и полтора миллиона кубических футов человеческих фекалий стекало ежедневно в Темзу через канализационные каналы, до того как была выстроена закрытая канализационная система. И это в то время, когда Шерлок Холмс с доктором Ватсоном гоняли по Лондону профессора Мориарти.

В Нидерландах, считавшихся самой передовой державой в техническом смысле, и куда русский царь Пётр приехал учиться, «в 1660 году все ещё садились за стол, не вымыв руки, независимо от того, чем только что занимались» . Историк Поль Зюмтор, автор «Повседневной жизни Голландии во времена Рембрандта», отмечает: «ночной горшок мог простоять под кроватью целую вечность, прежде чем служанка забирала его и выливала содержимое в канал» . «Общественных бань практически не знали , — продолжает Зюмтор. — Еще в 1735 году в Амстердаме было всего одно такое заведение. Моряки и рыбаки, насквозь пропахшие рыбой, распространяли невыносимую вонь. Личный туалет носил чисто декоративный характер» .

«Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть» , — утверждалось в одном медицинском трактате ХV века. В ХV—ХVI вв. богатые горожане мылись раз в полгода, в ХVII—ХVIII вв. они вообще перестали принимать ванну. Порой водные процедуры использовались только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались исключительно ароматической пудрой.

Нетрудно догадаться, что на защите грязи и против ухода за своим телом стеной стояла тогдашняя церковь. Церковь в средние века предполагала, что «Если человека крестить, то есть окропить святой водой, то он уже на всю жизнь чистый. То есть, значит, мыться не надо» . А если человек не моется, то заводятся блохи, вши, которые переносят все болезни: тиф, холера, чума. Поэтому Европа и вымирала, в добавок к войнам, ещё и от болезней. И войны и болезни, как видим, были спровоцированы всё той же церковью и её инструментом подчинения масс - религией!

До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани. К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота - грех, да и холодно - простудиться можно.

На Руси же с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана, сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливают кожу лица, шеи, рук, делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и косметические свойства которых им были известны.

Свойства растительных средств наши предки знали в совершенстве, поэтому в косметических целях применялись в основном они. Также были хорошо известны и лечебные свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни растений и умело использовали их для приготовления косметических средств.

Для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На чернение глаз и бровей шла чёрная сажа, иногда использовалась коричневая краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Для окраски волос также использовали растения: например, шелухой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в светло-желтый. Алую краску получали из барбариса, малиновую - из молодых листьев яблони, зеленую - из перьев лука, листьев крапивы, желтую - из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д.

Бытовая косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для ухода за волосами использовалось репейное масло.

В древней Руси гигиене и уходу за кожей уделяли большое внимание. Поэтому косметические «ритуалы» чаще всего проводились в бане. Особенно распространены были русские бани со своеобразным хлёстким массажем дубовыми или берёзовыми вениками. Для излечения от кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни настои трав. Для смягчения и питания кожи хорошо наносить на неё мёд.

В банях проводили уход за кожей, её очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причём проделывали эту процедуру без боли.

На Руси было распространено еженедельное мытье в бане. В арсенале профилактики закаливания разумной системы гигиены, русская баня испокон веков была на первом месте.

Будучи чистыми телом и здоровыми душой, наши предки славились также и долгожительством, к чему в наши времена далеко не каждый даже стремится, понимая то, что экология отравлена, еда ГМО-шная, лекарства - отрава, да и вообще жить много вредно ибо от жизни умирают…

Также, хочу привести немного примеров из недалекого прошлого. Из нашей современности, так сказать…

В интернете встретились воспоминания очевидцев об увиденном мытье рук заграницей, которое для них считается нормой: «Недавно пришлось наблюдать за семьей русской эмигрантки, вышедшей за канадца. Их сын, который даже не говорит по-русски, моет руки под открытым краном как мама, тогда как папа затыкает раковину пробкой и плещется в собственной же грязной пене. Мытье под струей русским кажется настолько естественным, что мы всерьез не подозреваем, что являлись, чуть ли не единственным (во всяком случае, одним из немногих) народом в мире, который поступал именно так» .

Советские люди в 60-х годах, когда на экранах появились первые буржуазные фильмы, были в шоке, когда видели, как красивая французская актриса вставала из ванны и надевала халат не смыв с себя пену. Ужас!

Но, настоящий животный ужас русские массово испытали, когда стали выезжать заграницу в 90-х, ходить в гости и наблюдать, как хозяева после обеда затыкали раковину пробкой, клали в нее грязную посуду, наливали жидкого мыла, а потом из этой раковины, кишащей помоями и нечистотами, просто вытаскивали тарелки и, не ополоснув под струей воды, ставили на сушилку! У некоторых возникал рвотный рефлекс, ведь сразу же представлялось, что все ранее съеденное лежало на такой же грязной тарелке. Когда об этом рассказывали знакомым в России, люди просто отказывались верить, считали, что это какой-то особый случай нечистоплотности отдельной европейской семьи.

У журналиста-международника Всеволода Овчинникова есть книга "Сакура и дуб", в которой он описал засвидетельствованный им во время пребывания в Англии и поразивший его обычай, описанный выше: «хозяин дома, где гостил журналист, после застолья окунал бокалы в раковину с мыльной водой и, ставил на сушилку, не ополаскивая» . Овчинников пишет, что в тот момент действие хозяина он для себя объяснил опьянением, однако, позже ему довелось убедиться, что такой способ мытья характерен для Англии.

Кроме всего прочего, лично был в Англии и убедился в том, что горячая вода для англичан действительно роскошь. Так как централизованная подача воды обеЗпечивает подвод только холодной воды, то горячую воду нагревают через маленькие 3-5 л электрические бойлеры. Такие бойлеры стояли на нашей кухне и в душе. При нашем - славянском мытье посуды, когда вода проточная, горячая вода быстро заканчивается, и зачастую бойлер не справлялся с нашими потребностями, то приходилось использовать и моющие средства, чтобы затем домыть посуду холодной водой. Это было в 1998-9 гг., но и сейчас там ничего не изменилось.

Немного слов о долгожительстве. Как бы ни старались нас унизить западные историки (Из-ТОРЫ) и приписать нашим предкам раннюю смерть от всяческих болезней и неразвитой медицины - всё это просто БРЕД, которым пытаются скрыть настоящее прошлое славяно-ариев, и навязать достижения современной медицины, которая якобы намного продлила срок жизни русам, которые ещё до еврейского переворота 1917 года, умирали массово не доживая до старости, не говоря уже о глубокой старости.

Правда же такова, что естественным и нормально минимальным сроком жизни у наших предков считался возраст одного круга жизни, а именно 144 года. Некоторые жили и не один круг жизни, а могли и два и три. У многих из нас в роду прапрадеды и прапрабабки жили дольше 80-90 лет и это считалось нормальным. А в родовых книгах есть записи и о 98, 160, 168, 196 лет жизни.

Если кого интересует рецепт долголетия он прост и к нему я лично сам пришёл уже давно размышляя о том, почему наши старики - пенсионеры умирают рано. А на днях нашёл подтверждение моей догадке и у других людей, при этом рецепт долголетия точно совпадает с моими догадками.

Секретов делать не умею, не люблю и не буду - это не по-русски!

Между прочим даю рецепт выявления лиц еврейской национальности в вашем окружении, особенно это проявляется в детском возрасте, в детских играх. Итак, русский человек не делает секретов - он открыт душой, он делится тем, что знает или имеет совершенно с чистым сердцем и помыслами, не возводит в культ обладание какой-то вещью или знанием. И напротив же еврейские дети воспитываются в духе превосходства над остальными, им не позволяют открывать душу другим. Поэтому часто от таких детей можно услышать что-то типа такого: «не скажу - это секрет!» . И при этом они начинают дразнить любопытство других детей, провоцируя их на материальное поощрение за раскрытие секрета. Присмотритесь к детям, к их играм - это всё проявляется на генетическом уровне!!!

Итак, он так же прост, как и сложен для многих из нас - это труд!

Ни таблетки, ни здоровый образ жизни, хотя он неразрывно связанно с трудом, так как те, кто трудятся ведут здоровый образ жизни - им просто некогда развлекаться и праздно проводить время. Поэтому, вместо стадионов и тренажёрных залов лучше трудиться во благо своего рода (семьи), вкладывать душу в произведения своего труда и долголетие будет намного реальней для вас, нежели навязанное безсмысленное прожигание жизни, которое ведёт только к одному - к ранней старости через износ своего тела и, как следствие, к ранней смерти. Надеюсь, это для каждого разумного человека уже и так очевидный факт!

Ведь как говорили наши предки - «пока мы трудимся - мы живём» ! Напротив же, стариков убивает не труд, от которого мы хотим ограничить их, отбирая их обязанности по дому и за хозяйством на себя, желая при этом пощадить их и дать им больше времени для отдыха, а бездеятельность.

Скорее всего именно поэтому и была введена пенсионная система государственного обезпечения, чтобы людей быстрее приводить в состояние невостребованности, профессиональной негодности и тем самым, умышленно провоцировать смерть не через естественное старение организма, а от бездействия, от ненужности этому обществу и своей семье.

Тот факт, что потомки великих славяно-ариев до сих пор живы, несмотря на то, что больше всех в прошлом подвергались войнам и геноциду - это не из-за какой-то особой славянской плодовитости, а благодаря чистоплотности и здоровью. Нас всегда обходили стороной или мало затрагивали все эпидемии чумы, холеры, оспы. И наша с вами задача это, предками данное наследие, сохранить и преумножить!

Нам нужно гордиться тем, что мы русичи, и благодаря опрятности наших руских матерей, мы выросли в чистоте!

Подпишитесь на нас

КРАСОТА И ГИГИЕНА НА РУСИ.

На Руси с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана, сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливают кожу лица, шеи, рук, делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и косметические свойства которых им были известны

Свойства растительных средств язычники знали в совершенстве, поэтому в косметических целях применялись в основном они. Также были хорошо известны и лечебные свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни растений и умело использовали их для приготовления косметических средств.

Например, для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На чернение глаз и бровей шла черная сажа, иногда использовалась коричневая краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Для окраски волос также использовали растения: например, шелухой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в светло-желтый. Алую краску получали из барбариса, малиновую - из молодых листьев яблони, зеленую - из перьев лука, листьев крапивы, желтую -из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д. Язычницы знали «характер» каждого цвета и его влияние на человека, с помощью которого можно было влюбить в себя, или наоборот, отвадить, и пр.

В Древней Руси каждому цвету, при нанесении макияжа, придавалось свое, магическое значение — люди верили, что с помощью одного цвета можно приворожить, с помощью другого, наоборот, отвадить.

Особенно тщательно русские женщины заботились о том, как выглядит лицо. Для придания коже лица здорового, привлекательного вида, а также для разглаживания морщин, не жалели ни молока, ни сметаны, ни яичных желтков. Матери делились со своими дочерями секретами красоты, например о том, что отвар петрушки и огуречный сок отбеливают кожу, а настой василька хорош при жирной, пористой коже. Крапива и корни лопуха служили лечебным средством для борьбы с перхотью и выпадением волос.

Для освежения тела делали массажи с мазями, приготовленными на травах, применяли так называемый «холодец» - настой из мяты.

Бытовая косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для ухода за волосами использовалось репейное масло.

В Древней Руси гигиене и уходу за кожей уделяли большое внимание. Поэтому косметические «ритуалы» чаще всего проводились в бане. Особенно распространены были русские бани со своеобразным хлестким массажем вениками. Для излечения от кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни настои трав или пиво, придающее запах свежеиспеченного ржаного хлеба. Для смягчения и питания кожи хорошо наносить на нее мед.

В банях проводили уход за кожей, ее очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причем проделывали эту процедуру без боли.

В России было распространено еженедельное мытье в бане, если же бани не было, мылись и парились и русских печах. В арсенале профилактики закаливания разумной системы гигиены русская баня испокон веков была на первом месте.

Средство для мытья и стирки люди искали ещё с древности. Например, в Древней Руси мыло людям заменяла зола и квасная гуща. Золу использовали в разных видах - растворяли в холодной воде, кипятили, распаривали в печи. Полученной субстанцией мыли тело, волосы и стирали бельё и даже мыли пол. Для мытья волос также использовали глину и кислое молоко.

В качестве мыла брали овсяную муку, смешанную с отварами и настоями трав - липы, полыни, розмарина, ромашки и хмеля.

Женщины ополаскивали волосы в воде, в которой распаривали берёзовые или крапивные веники. А лицо умывали отваром пшеничных отрубей.

Использовали в домашнем приготовлении моющих средств и мыльный корень, мыльнянку, орляк, ягоды бузины. Эти пенообразующие растения прекрасно очищали кожу и отстирывали вещи. Древние рецепты не канули в Лету и используются до сих пор при производстве мыла, шампуней и масок для волос серии «рецепты Бабушки Агафьи ».

Производство мыла

Мастера-мыловары появились на Руси в XV веке. В записях того времени значится, что некий Гаврила Ондреев завёл в Твери «поварню мыльную с котлом мыльным и со всей поряднею». В Москве на Великом торге возле Кремля среди других торговых рядов упоминается и мыльный.

Постепенно количество мелких мыловаренных мастерских увеличивалось, мыловарение было налажено и во многих домах. Для производства мыла стали применять поташ - карбонат калия. Главный источник поташа - зола растений. Со временем производство мыла достигло промышленных масштабов, его отправляли даже на экспорт, что привело к массовой вырубке лесов. А это повлекло за собой подорожание дров и мёда.

Петр I, придя к власти, задумался о поиске более дешёвого заменителя поташа. Но проблему эту решили только к концу XVIII века, когда французский химик Николя Ле Ман получил соду из поваренной соли. Этот щелочной материал вскоре окончательно заменил поташ.

согласно описаниям ученых, в Европе до 19 века выливали помои из окон, а мылись
2 раза в месяц.
Для славян же
слово «баня» было святым. Вашему вниманию предлагаются статьи
познавательно-развлекательного характера. В них нет обилия дат и понятий.
Однако, забавные факты полезны для развития мировоззрения с разных сторон.
Итак,
продолжим путешествие по истории древних славян, подчеркивая прикольные
интересные моменты. По упоминаниям византийских историков, древние славяне
считали, что великим воинам не нужны доспехи, что в бою настоящее мастерство
брони не требует. В минуты особой опасности, славяне раздевались по пояс и шли
в бой на страх врагам. О внешнем виде большой заботы не проявляли. В боевых
походах чистая одежда была не у многих. Но дома, на Руси, огромное значение
имели бани. Чистоте уделялось важнейшее место. Иностранцы удивлялись, как славяне
хлещут себя вениками, какую жару могут вытерпеть! Ничего подобного в
средневековой Европе не было. В древности баня топилась «по-черному». Трубы у
банной избы не имелось. Весь дым из печки оседал на стены. Копоть была толщиной
в половину ладони. Сидеть надо было осторожно – такая сажа отмывалась с трудом.
Славяне считали, что здесь живет злой дух «Банник», который может человека
уморить. Возможно, едким дымом ослаблялись его злые чары. Бояться духов люди
перестали, но баня «по-черному» сохранилась в некоторых регионах России и в XXI
веке. Случалось, что между племенами славян велись войны. Причины были разные:
то невест юных украдут, то землю не поделят. Известен факт, когда проигравшие
должны были привезти победителям 40 возов березовых и дубовых веников! То есть
веники являлись элементом государственного налогообложения. Банные веники были
в Древней Руси своеобразной конвертируемой валютой! Вот какое место в
мировоззрении славян занимала чистота. В следующей статье поговорим об
особенностях военной подготовки с детства.
На
Руси с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и
опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица,
рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана,
сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливают кожу лица, шеи, рук,
делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем
трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из
окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и
косметические свойства которых им были известны
Свойства
растительных средств язычники знали в совершенстве, поэтому в косметических
целях применялись в основном они. Также были хорошо известны и лечебные
свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни
растений и умело использовали их для приготовления косметических средств.
Например,
для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На
чернение глаз и бровей шла черная сажа, иногда использовалась коричневая
краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Для окраски
волос также использовали растения: например, шелухой лука окрашивали волосы в
коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в светло-желтый. Алую краску получали из
барбариса, малиновую - из молодых листьев яблони, зеленую - из перьев лука,
листьев крапивы, желтую -из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д.
Язычницы знали «характер» каждого цвета и его влияние на человека, с помощью
которого можно было влюбить в себя, или наоборот, отвадить, и пр.
В
Древней Руси каждому цвету, при нанесении макияжа, придавалось свое, магическое
значение - люди верили, что с помощью одного цвета можно приворожить, с помощью
другого, наоборот, отвадить.
Особенно
тщательно русские женщины заботились о том, как выглядит лицо. Для придания
коже лица здорового, привлекательного вида, а также для разглаживания морщин,
не жалели ни молока, ни сметаны, ни яичных желтков. Матери делились со своими
дочерями секретами красоты, например о том, что отвар петрушки и огуречный сок
отбеливают кожу, а настой василька хорош при жирной, пористой коже. Крапива и
корни лопуха служили лечебным средством для борьбы с перхотью и выпадением
волос.
Для
освежения тела делали массажи с мазями, приготовленными на травах, применяли
так называемый «холодец» - настой из мяты.
Бытовая
косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного
происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных
жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для
ухода за волосами использовалось репейное масло.
В
Древней Руси гигиене и уходу за кожей уделяли большое внимание. Поэтому
косметические «ритуалы» чаще всего проводились в бане. Особенно распространены
были русские бани со своеобразным хлестким массажем вениками. Для излечения от
кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни
настои трав или пиво, придающее запах свежеиспеченного ржаного хлеба. Для
смягчения и питания кожи хорошо наносить на нее мед.
В
банях проводили уход за кожей, ее очищали специальными скребками, массажировали
ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причем
проделывали эту процедуру без боли.
В
России было распространено еженедельное мытье в бане, если же бани не было,
мылись и парились и русских печах. В арсенале профилактики закаливания разумной
системы гигиены русская баня испокон веков была на первом месте.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения