Искусство иллюстрации. Книжная иллюстрация как жанр графического искусства

Урок на тему «Искусство иллюстрации.

Слово и изображение»
Составитель: учитель ИЗО Злотникова Н.С. МКОУ « Шайковская СОШ № 1» Кировский район.
Класс: 7.
Предмет: изобразительное искусство.
Цель – познакомить учащихся с процессом работы над иллюстрацией , развитие творческого воображения, умения самостоятельно выбрать сюжет из литературного произведения для иллюстрации, поиск композиционной выразительности, смысловой связи, знакомство с художниками-иллюстраторами книг.
Оборудование: учебные пособия и таблицы, учебные рисунки; «Краткий словарь художественных терминов» под ред. Н. М. Сокольникова (ст. 26-28), книги, компьютер, графические материалы (по выбору) , бумага.
Изложение нового материала. (Демонстрация презентации)
Иллюстрация (от лат. illustratio – освещение, наглядное изображение) – вид книжной графики, её основа. Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книги, с двухмерностью книжной полосы, её форматом, с характером шрифта , с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски и т. п. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными и раскрашенными от руки. После изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражироваться и заняли своё достойное место в книжной графике. Такие книги были очень дорогими и достаточно редкими, недоступными большинству простых людей.
Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова . В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса «Дон Кихот», или рисунки В. Серова к басням И. А. Крылова.
В узком, строгом смысле иллюстрации – это произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в её восприятии в процессе чтения . Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Они способны обогатить или обеднить его. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста.
Иллюстрации в узком смысле этого слова, таким образом, или поясняют текст путём демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст. Иллюстрации помогают ещё до чтения сориентироваться в содержании книги , привлекая читателей.
Как известно, одним и тем же словом «иллюстрация» называют изображения разные по содержанию и форме, по значению для произведения и читателя, по связи между рисунком и текстом, по технике исполнения.
Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т. п.) и художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики). Иллюстрации могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющими текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст.
В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: фронтиспис, заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборочная (небольшой рисунок, окружённый текстом), рисунки на полях.
Рассмотрим подробнее некоторые из них. (Показ презентации)
Фронтиспис (фр. frontispiece) – заглавная иллюстрация, помещённая на левой половине первого разворота книги, правую сторону которого занимает титульный лист. Фронтиспис является иллюстрацией ко всему литературному произведению. Это, как правило, ассоциативный или обобщённый образ. Иногда здесь помещают портрет писателя или главных героев.
Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования , обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.
Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы; говорить о главной теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими.
Заставка как бы маленькая увертюра к тексту, подготавливающая читателя к активному восприятию литературного произведения или главы книги.
Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д.

Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые – изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.
Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста.
Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.
Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.
Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать с позиций того, как он передаёт в иллюстрации две основные категории всякого действия – пространство и время. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка художнику следует обращать внимание на то, как он ведёт линию и кладёт пятно, какой он получает характер движения, что художник предпочитает, моделируя форму, - линию и пластику или свет и цвет, как строит пространственные планы, как распределяет чёрное и белое, какое значение придаёт силуэту, какими композиционными принципами преимущественно пользуется, как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т. д. Часто всё это упрощённо называют почерком художника, хотя было бы правильнее именовать эти особенности индивидуальным стилем.

Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России были И. Билибин, Э. Лисицкий, В. Лебедев, В. Фаворский, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Е. Рачёв, Т. Маврина, Б. Дехтерев и др.
(Демонстрация слайдов на экране, приложение 2)
Практическая работа

Выбрать стихотворение о весне русских поэтов, выделить интересное в сюжете, собрать необходимый для иллюстрирования материал, построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое иллюстрация ?

2. Перечислите виды иллюстрации в зависимости от размера и расположения в книге. 3. Назовите художников- иллюстраторов.

Итоги урока.

Проводится анализ лучших работ учащихся. (Приложение 1) Учащиеся выбирают название сборника стихов: « Весна идёт – весне дорогу», « Весна пришла «, « Весна – красавица», « Пришла пора весенняя». Из готовых страниц собирается книга с выбранным названием.

Приложение 1







Приложение 2

Билибин И.


Васнецов Ю.




Сутеев В.


Пахомов А.

Фаворский В.

Чарушин Е.

Рачев Е.

Книги с картинками уже давно стали привычны всем. Они лучше воспринимаются и более интересны, особенно для детей. Эти картинки к произведениям называются иллюстрациями. Когда книги были рукописными, рисунки тоже создавались от руки. Это было очень дорого и не всем доступно. С появлением книгопечатания такие книги становились все более популярными. Так что такое иллюстрация? Это любой рисунок или изображение, поясняющее или дополняющее текст произведения.

Термин иллюстрация можно понимать в широком или узком смысле. В широком значении - это всякое изображение, которое поясняет текст произведения. Они помогают уяснить, что сказано в произведении, делают смысл наиболее образным и понятным. Это могут быть научно-познавательные рисунки (например, чертежи, карты или схемы)
или художественно-образные.

Что такое иллюстрация в узком значении этого слова? Это картинки, которые поясняют текст, толкуют его и помогают читателю лучше понять. Еще до чтения они дают возможность сориентироваться в содержании произведения. Существует множество картин известных художников, которые иллюстрировали книги. Например, полотна О. Домье к роману Сервантеса "Дон Кихот".

Художники-иллюстраторы

Многие иллюстрации художников воспринимаются сейчас как самостоятельные произведения, хотя часто их сюжет непонятен в отрыве от текста. Ведь они должны соответствовать содержанию и дополнять его. Художник помогает читателю лучше понять текст, представить героев и их окружение. Обычно он выбирает книгу, которая ему нравится и близка его восприятию мира. Кроме того, художнику-иллюстратору нужно много знать о быте и нравах людей того времени, которое описано в книге.

Иллюстрированные произведения лучше воспринимаются и особенно любимы детьми. Картинки привлекают внимание и заинтересовывают читателя. Существует много известных художников, которые создавали иллюстрации к книгам. Это И. Билибин, Ю. Васнецов, Е. Чарушин и многие другие. Такие произведения развивают эстетический вкус ребенка, учат его и прививают любовь к книге.

Виды иллюстраций

А что такое иллюстрация с точки зрения разнообразия ее видов? В книгах помещаются множество разных рисунков: офорт, факсимиле или литография. Это названия иллюстраций по способу их переноса на бумагу. Различаются они и по тому месту, которое занимают в книге.

В начале части или главы помещаются иллюстрации-заставки. Они помогают читателю настроиться на чтение и создают у него соответствующее настроение. Внутри текста помещаются иллюстрации полостные, полуполостные, двуполостные или оборонные. Бывают еще рисунки на полях. Все эти виды помогают читателю лучше понять произведение и представить описываемые события. Существуют еще иллюстрации-концовки, которые отражают самое важное в книге, ее основную мысль. И заставки, и концовки должны быть оформлены в одном стиле.

Все, кто любит книги, знают, что такое иллюстрация, но многие ее виды мало кому знакомы. Для оформления

В этой книге представлено то, что, по моему опыту, является основой и фундаментом иллюстрации. Насколько мне известно, до меня никто не предпринимал попыток систематизировать и изложить эти основы. Поэтому я решил собрать все столь необходимые познания, черпая их из собственного опыта работы на поприще создания иллюстраций. Я постараюсь ясно изложить основные принципы, которые относятся скорее к рисунку в целом, чем к рисованию конкретных фигур или других объектов. Я предполагаю, что мои читатели уже умеют неплохо рисовать и имеют некоторую подготовку в этой области. Поэтому данная книга не может служить пособием для ранних опытов начинающего и не будет полезна тем, для кого рисование лишь хобби. Она предназначена для тех читателей, которые собираются стать художниками и готовы приложить все усилия и все усердие, которых требует эта профессия. Достигнуть успеха в искусстве нелегко; для этого недостаточно просто чиркать карандашиком в свободное время. Никакой дар или талант, даже огромный, не избавляет от необходимости знать азы, усердно практиковаться и усердно трудиться. Я не утверждаю, что любой человек может рисовать или писать красками. Я утверждаю вот что: любой, кто умеет рисовать или писать красками, сможет усовершенствовать свое умение, если приобретет дополнительные знания. Эндрю Лумис

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Искусство иллюстрации" Лумис Эндрю бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

История детской книжной иллюстрации насчитывает около трёх столетий. Термин «иллюстрация» в переводе с латинского означает « освещать, проливать свет, объяснять». Первой иллюстрированной детской книгой был Букварь Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный по меди Леонтием Буниным. Каждой букве в нём отводилось отдельная страница, листы были украшены изображением людей, животных, предметы быта, растений, построек. Всё это было призвано было привлечь учащихся к изучению азбуки. Новые возможности иллюстрации появились в 19 веке с изображением фотомеханического способа печати. К середине 19 века иллюстрации стали цветными. Над книгами работали известные живописцы и художники-иллюстраторы.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Иван Яковлевич Билибин, как и многие художники, рисовать начал рано. И первые же зарисовки пейзажа, огромные лапы старых елей, красные мухоморы, деревянная резьба на крестьянских избах привели художника к мысли иллюстрировать русские сказки. Ранние работы художника были подражательными, напоминали произведения Васнецова, Поленовой. Но Иван Яковлевич много работал, постепенно совершенствовался в мастерстве. Освобождаясь от сторонних влияний, художник сумел выработать свой собственный, отличающий его от всех других «билибинский» стиль. Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке». Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна».

5 слайд

Описание слайда:

Создавая с 1899 оформительские циклы для изданий сказок (Василиса Прекрасная, Сестра Аленушка и братец Иванушка, Финист Ясный Сокол, Царевна-лягушка и др., в том числе пушкинских сказок о Царе Салтане и Золотом петушке), разработал – в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, – особый «билибинский стиль» книжного дизайна, продолжающий традиции древнерусского орнамента.

6 слайд

Описание слайда:

С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Билибин создал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт - все стилизовал под старинную рукопись. Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав.

7 слайд

Описание слайда:

И еще одна особенность, которую надо подчеркнуть – это передача тонкого юмора, острой иронии русских сказок. Вот иллюстрация сказки «Царевна-лягушка», где Василиса Премудрая пляшет. Художник дал царю и боярам отрицательную характеристику. На высоком троне сидит толстый, глуповатый царь, вокруг такие же глупые и смешные бояре. Раскрыв рты от изумления, смотрят они, как танцует прекрасная царевна, а из рукавов у нее вылетают белые лебеди. Выражением лиц, жестами подчеркивает художник комическую сущность образов. Прекрасный мир русской сказки живет в картинах Ивана Яковлевича Билибина. Именно русская сказка сделала его выдающимся национальным художником.

8 слайд

Описание слайда:

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к "Коньку-Горбунку" и "Жар Птице". Кроме сказок, у него есть произведения, посвящённые героическим образам былин. "Витязь на распутье", "Три богатыря". Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространённых сказок, воспроизводимых ещё в лубочных изданиях 18 века.

9 слайд

Описание слайда:

«Царевна – Несмеяна» "Кощей Бессмертный и Красота Ненаглядная" "Царевна-лягушка"

10 слайд

Описание слайда:

Аленушка, Снегурочка, Елена Прекрасная - эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову "по духу" женщин - Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портреты жены, дочери, племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России. «Ковёр-самолёт» (ранняя работа) «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях» «Иван -Царевич и Серый волк»

11 слайд

Описание слайда:

Творчество Михаила Александровича Врубеля - одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий. Врубель писал картины на темы pycских сказок и опер Н.А. Римского-Корсакова («Морская царевна», «Тридцать три богатыря» и др.). Яркая фантазия и глубокое осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Пан». Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены. Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.

12 слайд

Описание слайда:

Картину «Царевна-лебедь» Михаил Врубель писал, вдохновленный музыкой Римского-Корсакова. Он пытался средствами живописи передать услышанный им сказочный образ. Некоторые видели в царевне портрет актрисы, жены художника в сценическом костюме, похожем на оперение чудесной птицы. Это не совсем так. Художник написал фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. Красота Царевны - лебедь рождена морской стихией, она как бы соткана из закатных лучей, игры волн, шума прибоя. Только глаза живут на ее лице, и в них безмерная грусть. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. В нем тоска по земному обличью, по земной любви и радости. Еще миг – и потухнет полоска зари, исчезнет красота царевны, только взмахнет крыльями большая белая птица и скроется в волнах.

13 слайд

Описание слайда:

Демон сидящий Все полотна Михаила Врубеля пропитаны тайной и сказкой, особенно его изображения демонов. В 1891 году вышло юбилейное переиздание сочинений Лермонтова, к которому Врубель исполнил 30 иллюстраций. В основном это были иллюстрации к поэме «Демон». А сюжет картины «Демон сидящий» был задуман в Москве после прочтения этой поэмы Врубелем. Главный персонаж картины Врубеля «Демон сидящий» - существо, сидящее на вершине горы. Его сильное мускулистое тело напряжено, но лицо, наоборот, спокойно и даже несколько меланхолично. Это показывает двойственность образа демона - с одной стороны крепкое, словно гранитное тело, а с другой - ранимая, трепетная душа. Образ демона олицетворяет дух человека, его внутреннюю борьбу и душевные терзания. На картине изображен сидящий в печальной позе демон. Вокруг него горы, алеет закат. Картина написана в оригинальном стиле Врубеля - она больше напоминает витраж или панно. Плоские мазки мастихином обеспечили эффект кристаллических граней. Это изображение демона - самое известное из демонов Врубеля. Год написания картины: 1890. Размеры картины: 212,5 x 115 см. Материал: холст.

14 слайд

Описание слайда:

Демон поверженный До этой работы, до поверженного демона, был сильный и крепкий (сидящий). Но сейчас его руки стали бессильными, они заломлены. Вокруг демона темный мрак. В картине преобладают золотой, синий, голубой, лиловый и розовый – это любимые цвета Врубеля. Скорее всего, задумкой художника была мысль о невозможности победить демона, о его гордости. Но в итоге получился сломленный и поверженный демон, слабый в своем исполнении. Врубелю не удалось воплотить свою идею, получился сломленный образ, слабый и безумный. «Демон Поверженный» Врубель начал писать в 1901 году, в то же время, когда были в работе и другие демоны. Закончена работа в этом же году. В декабре эта работа была выставлена на выставке как незаконченная. Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

15 слайд

Описание слайда:

Наш соотечественник - Юрий Васильевич Планидин - Заслуженный учитель, Заслуженный изобретатель Российской Федерации, новатор, художник, иллюстратор, член Ростовской ассоциации борцов антифашистского сопротивления, бывший узник концлагерей, активист Ростовской ассоциации борцов-антифашистов. Отмечен наградами губернатора. Живет в поселке Рассвет (Ростовская область). В последние годы учитель-художник открыл в себе талант литератора. Он автор многих рассказов, которые печатались в газетах и журналах. В 2009 году была издана книга Юрия Васильевича «Дети войны». В нее вошли рассказы военного периода. «У каждого человека в памяти, осталась своя война, крупицу свою я изложил в книге «Дети войны», - отмечает автор и делится о пережитом, о тех людях, с которыми когда-то столкнули его жизненные дороги. Художественный труд состоит из романа «Дети войны» и 9 рассказов. Иллюстрации и обложка выполнены автором. Художник, иллюстратор Ю.В.Планидин

16 слайд

Описание слайда:

«Откуда началась война» «Жеребенок» «Война и дети - несовместимые понятия, и те, кто уцелел, вправе говорить от имени тех, кто ушел в муках, в болях, так и не осознав добрый и жестокий мир людей», - пишет Юрий Васильевич в книге. Ярко и образно описана в первой главе - «Утро накануне грозы» - ребячья предвоенная жизнь, где «в воспоминаниях навсегда остались удивительные картины природы, добрые косари и сказочное утро, последнее утро мира и первое утро налетевшей войны».

17 слайд

Описание слайда:

В автобиографической повести «Древо у Белой воды», которая состоит из 96 рассказов, Ю.В. Планидин описывает судьбу своего рода через историю донского казачества. Иллюстрации и обложка выполнены автором книги. Наш герой выжил, и поэтому на всю оставшуюся жизнь тема войны и патриотизма, человеческих страданий и подвигов, любви к своей малой родине и гордости за своих прославленных земляков стала главной в творчестве Юрия Васильевича. …Несмотря на преклонный возраст, на все ужасы военной поры, которые в раннем детстве довелось пережить художнику, писателю, педагогу, Ю. В. Планидин остается энергичным, «солнечным», радующимся каждому дню человеком.

Иллюстрация (лат. illustratio - представление в наглядном виде) – рисунок, фото либо другое изображение на странице с печатным текстом, украшающее, служащее в качестве дополнения или поясняющее его.

Классификация иллюстрации

Изображения, используемые для оформления книг, можно разделить на типы по нескольким признакам:

По способу выполнения мастером. Картинки, представленные в тексте, могут быть оригинальными или заимствованными. К первой разновидности можно отнести авторский рисунок, графику, эксклюзивную фотографию, схему и т.д.;
по внешнему виду. Применяются черно-белые и цветные картинки;
по методу нанесения на бумагу. Для выполнения иллюстраций могут быть применены приемы либо высокой, либо глубокой печати;
по смыслу. В этом плане различают художественный рисунок, декоративный и документальный;
по месторасположению на странице. Картинки могут быть выполнены на обложке, на страницах, в начале глав, частей и т.д.

История возникновения

Прообразом иллюстрации можно считать картинки на тему фольклорных произведений – былин, сказаний, мифологических сюжетов. Но поскольку картинки эти самостоятельны, иллюстрацией их назвать еще сложно. Настоящие же изображения, которые можно классифицировать данным образом, появились только в XV веке. В 1461 г. в книгах печатника А. Пастера начали выполняться сначала рисунки ручной работы, а потом и печатные тиражные – гравюры. В то время использовались рисунки, напечатанные с помощью ксилографии (печати на дереве).

Дело в том, что таким способом можно печатать одновременно и буквы, и картинки. Очень редко иллюстрации выполнялись и металлическими штампами. При этом лист приходилось прогонять через станок два раза – первый раз для нанесения текста, второй – для печати изображений. Художники, авторы гравюр в это время считаются соавторами произведений. Со временем появляется несколько разновидностей иллюстраций, используемых для дополнения книг (заставка, фронтиспис, полосная иллюстрация, рисунки на полях, оборонная). Подобное многообразие позволяло иллюстрировать книги любого содержания.

В XVIII веке огромнейшей популярностью начинает пользоваться так называемая виньетка – завершенное изображение небольшого объема, зачастую носящее тематический характер. Обычно подобного рода иллюстрации располагали на обложке, титульном листе или на последнем.

В XIX веке с появлением фотографии иллюстрации начинают выполнять с использованием фотохимических способов. В это время изобретаются такие методы, как:
цинкография – оттиск изображения (штрихового рисунка) с цинковой доски;
многоцветная печать. Таким образом создавались цветные иллюстрации;
автотипия. Так называют рисунок полутонами.

В это время образность иллюстрации сменяется максимальной реалистичностью. Она приобретает такое же значение, которое она имеет и сейчас – то есть точно привязывается с текстом.

Художники-иллюстраторы XX века

В двадцатом веке искусство иллюстрации достигает своего наивысшего расцвета. Появляются новые технологии и стили. Особое значение придается поясняющим рисункам в детской книге. Психология ребенка такова, что чем нагляднее визуально будет представлена информация, тем лучше она будет усвоена.

Одним из самых известных художников-иллюстраторов XX века, занимавшимся именно детской литературой, а в частности, сказкой, был Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Сегодня этого художника считают создателем совершенно нового типа украшенной иллюстрациями книги. Именно И. Билибин первым придумал издавать сказку в форме тонкой тетради, иллюстрированной красочными крупными рисунками. Художник при этом создавал не только наглядные иллюстрации, но и брал на себя ответственность, выражаясь современным языком, за общий дизайн книги. В период с 1901-1903 гг. этим мастером было создано огромное количество иллюстраций. Его работы украшали страницы книг с такими сказками, как «Сказка о золотом петушке», «Марья Моревна», «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Царевна-лягушка» и др.

Немало оригинальных иллюстраций было придумано и воплощено в жизнь и известным русским художником В. Васнецовым (1848–1926). Этот живописец одним из первых пришел к запечатлению образов былин в рисунке. Большое значение русскому народному творчеству придавал и Ю. А. Васнецов (1900-1973). Именно им были проиллюстрированы, вышедшие в середине века сказки «Теремок», «Конек-горбунок», «Три медведя» и многие другие.

Из зарубежных авторов самый заметный след в искусстве выполнения иллюстраций оставил Эрнест Шепард (1879–1976). Именно им была оформлена книга Алана Милна «Винни Пух». Образцом для создания медвежонка стала игрушка его собственного сынишки Ворчун. В наше время, несмотря на большой скачок в плане развития техники и появление средств массовой информации совершенно нового типа, книга по прежнему остается одним из основных и самых популярных источников познания. И пока есть интерес к информации, представленной в печатном виде, будет популярной и графическая иллюстрация.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения