Принцесса зухра. Раскрыт секрет Иранской Принцессы с усами, ею оказался мужик? Сказка о даре Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди А.С. Пушкин

Недавно невероятная «красота» поразила интернет. В Сети появились фото иранской принцессы, которую звали Анис аль Долях. Известно, что четвертый шах Ирана Насер ад-Дин Шах Каджар фотографировал своих жен с открытым лицом и благодаря этому до наших дней дошла информация о красоте того времени.

В последнее время по социальным сетям прокатилось много фотографий иранских принцесс, которые сопровождаются поясняющим текстом, в котором говорится, что это символ красоты Ирана тех лет.
И многие, наверное, поверили в весьма специфичные вкусы иранского правителя Насер ад-Дин Шах Каджара, потому что этих принцесс приписывают к его гарему.
Но неужели восточные красавицы выглядели именно так?


Что известно о биографии принцессы
Анис аль-Долях была любимой женой четвертого шаха Ирана Насера ад-Дина Шаха Каджара, правившего в период с 1848 по 1896 годы. У Насера был огромный гарем жен, которых он, вопреки законам Ирана той поры, фотографировал с открытыми лицами. Именно благодаря увлечению Насера ад-Дина фотоделом и его легкому отношению к строгим правилам современный мир узнал о том, какими были идеалы красоты в Передней Азии в XIX веке.


Анис аль-Долях считалась самой красивой и сексуальной женщиной той эпохи. У тучной дамы со сросшимися бровями, густыми усами и уставшим взглядом исподлобья было почти 150 поклонников. Однако Анис принадлежала только шаху. Почитателям неземной красоты аль-Долях оставалось лишь мечтать о ней, стало известно comandir.com. Некоторые мужчины, кстати, не смогли смириться со злой судьбой и наложили на себя руки из-за безответной любви, терзавшей их сердца.
В Иране XIX века женщина считалась красивой в том случае, если у нее была обильная растительность на лице и она была очень толстой. Девушек из гарема специально много кормили и практически не разрешали двигаться, чтобы те набирали вес. Анис аль-Долях отвечала всем стандартам привлекательности того времени.


Любопытный факт. Однажды Насер ад-Дин Шах Каджар во время визита в Санкт-Петербург побывал на русском балете. Шах был настолько впечатлен балеринами, что по приезду домой приказал сшить всем своим многочисленным женам юбки, напоминающие пачки. С тех пор супруги Насера ходили исключительно в коротких пышных юбчонках, круглосуточно открывающих взору их мужа аппетитные ножки в складочки.


В чем подвох?
почему эти женщины так сильно отличаются от понятия красоты того времени, о которых мы могли прочитать и даже увидеть в фильмах?
На самом деле, это не иранские принцессы, не жены шаха и… вообще не женщины! На этих фотографиях запечатлены актеры первого государственного театра, созданного шахом Насреддином, который был большим поклонником европейской культуры. Эта труппа играла сатирические пьесы только для придворных и знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра.


В пьесах того времени играли только мужчины, поскольку вплоть до 1917 года иранским женщинам было запрещено выступать на сцене. Вот и весь секрет «иранских принцесс»: да, это гарем шаха, но в театральной постановке.


14:37 25.04.2017

Принцесса Захра Ага Хан прибыла в Таджикистан с трехдневным рабочим визитом 24 апреля, в ходе которого планируется ряд встреч с официальными лицами республики и главами представительства Фонда Ага Хана в Таджикистане.

Сегодня Захра Ага Хан вылетела в Горно-Бадахшанскую автономную область. В аэропорту города Хорога принцессу встретили глава ГБАО Шодихон Джамшедов и руководство Фонда Ага Хана в Таджикистане.

Захра Ага Хан планирует посетить Икашимский, Рушанский, Рошткалинский районы ГБАО, где осуществляется ряд проектов Фонда, в том числе строительство больницы и университета Ага Хана.

Визит принцессы Захры в Таджикистан приурочен к 60-летию Имамата Принца Карима Ага Хана IV, которое отмечается 11 июля.

Принцесса Захра является старшим ребенком Его Высочества Принца Карима Ага Хана IV, духовного лидера мусульманской общины исмаилитов-низаритов шиитского направления. Она принимает активное участие в деятельности Фонда Ага Хана по всему миру.

На прошлой неделе принц Карим посетил Москву с рабочим визитом, в ходе которой встретился с президентом России Владимиром Путиным и министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

Принц Карим Ага Хан IV является 49-м имамом мусульманской общины исмаилитов-низаритов шиитского направления. Он считается прямым потомком Пророка Мухаммада через его дочь Фатиму и зятя Али. Возглавил имамат в 1957 году в 20-летнем возрасте, через 10 лет основал Фонд Ага-Хана, штаб-квартира которого находится в Париже. Вот уже 60 лет Ага Хан IV заботится о благополучии исмаилитов, которых в мире насчитывается около 20 млн человек.

Ага Хан IV дважды посещал Горно-Бадахшанскую автономную область Таджикистана (в 1995 и 1998 годах), где почти все коренные жители — исмаилиты.

"В соцсетях иногда всплывает мем -- корпулентная женщина ближневосточного типа с заметными усиками и в хиджабе и комментарий: персидская принцесса из за любви к которой 13 молодых людей покончило с собой. И само собой, в комментариях сплошной ябневдул. Но это все ложь и чушь, и как всегда никто не интересуется реальным живым человеком, потому что человек этот женщина. Вот я вам про нее и расскажу.

Итак, принцесса Захра Ханум Тадж аль Султане из династии Каджар, правившей Ираном с 1785 по 1925 год. Родилась в 1883 году в Тегеране. Отец -- Насреддин-шах, мать Туран аль Султане. Росла в гареме, очень редко видела родителей. Ее обучали на дому -- грамоте, молитвам, вышиванию, игре на персидских музыкальных инструментах, и как кивок современности -- на пианино. В девять лет была помолвлена. Жениху было одиннадцать. Он был сыном влиятельного военоначальника, чьей поддержкой хотел заручиться Насреддин-шах.

Захра Ханум Тадж прожила интересную жизнь и написала объемные мемуары. Она добилась развода с мужем, не желая терпеть его измены, что для того времени и того общества. было неслыханным. Она первой при шахском дворе открыла лицо и стала носить европейскую одежду. После развода она еще дважды побывала замужем и ей посвящал стихи известный поэт Ареф Казвини. Она держала первый в Тегеране литературный салон, где собирались смотрящие в сторону запада интеллектуалы. Она была одной из основательниц первой феминистской организации в Иране, Лиги освобождения женщин, около 1910-ого года.

Захра Ханум Тадж никогда не выезжала из Ирана за исключением поездки с младшей дочерью в Багдад. Она умерла в Тегеране в 1936. Ее мемуары были изданы в 1996 под названием "Корона скорби: мемуары персидской принцессы от гарема до современности 1884-1914"
Из ФБ Rina Gonzalez Gallego

"Тадж эс-Салтане - красавица, феминистка, писательница, оставившая воспоминания о жизни при дворе своего отца и после его убийства.

Воспоминания дошли до нас в неполной копии, и это единственное свидетельство подобного рода за авторством женщины из королевской семьи Ирана того времени.

Ранние детские воспоминания Тадж полны горечи. Она воспитывалась нянями, гувернантками и наставницами, была отделена от матери, которую видела лишь дважды в день. Если отец был в Тегеране, то раз в сутки, обычно около полудня, её на короткое время приводили с ним повидаться. В своих воспоминаниях Тадж упоминает о необходимости близкого контакта с матерью и пользе грудного вскармливания.

В возрасте семи лет девочка получает начальное образование в королевской школе, но в 1893 году она вынуждена покинуть школу и обучаться у частных наставников, некоторых из них она подробно упоминает в своей книге. Стиль и содержание мемуаров выдает её знакомство с персидской и европейской литературой и историей. Её также обучили игре на фортепьяно и таре, живописи и искусству вышивания.

Когда Тадж исполнилось восемь, начались переговоры о её замужестве. В начале 1893 года, в возрасте девяти лет, Тадж эс-Салтану обручили с Амиром Хусейном Ханом Шоджа-аль-Салтане, в декабре того же года был заключен свадебный контракт. Жених тоже был ещё ребенком "вероятно, лет одиннадцати или двенадцати". Но брак не был консумирован, пара отпразновала свадьбу лишь в 1897 году, спустя год после убийства Насер ад-Дин Шаха, когда Тадж исполнилось тринадцать лет.

Все браки женщин из королевской семьи заключались по соображениям выгоды, речь о любви не шла. Однако Тадж с нетерпением ждала заключения брака, надеясь получить относительную независимость замужней женщины. После убийства ее отца все королевские жены с детьми были перевезены в одну из резиденций Сарвестана, где Тадж эс-Салтана чувствовала себя почти что пленницей

Тадж ратует за брак по любви, критикуя договорные союзы, в которых совершенно не принимается во внимание благополучие супружеской пары. В первые годы супружеской жизни они с мужем были подростками, ещё игравшими в детские игры, и юная жена была оскорблена пренебрежением супруга, начавшимся почти сразу после брачной ночи. Как и большинство мужчин из знатных каджарских семей, Хусейн Хан имел много любовников - мужчин и женщин; и Тадж оправдывает свой собственный флирт и романы местью за пренебрежение и неверность супруга. Ареф Казвини, иранский поэт, композитор и музыкант - самый известный из мужчин, упомянутых в мемуарах. Он посвятил красивой дочери шаха своё знаменитое стихотворение "Ey Taj"."

Тадж родила четверых детей - двух сыновей и двух дочерей, но один мальчик умер в младенчестве.

Тадж также упоминает об опасном аборте, предпринятым после того, как она узнала о венерической болезни своего мужа. По иронии судьбы, физические и эмоциональные последствия аборта посчитали проявлениями истерии - диагнозом, предоставившим ей свободу покидать свой дом: "Врачи предписали выходить на улицу, дабы развеяться... в силу болезни мне предоставили некоторое смягчение обычного домашнего заточения".

Она поведала об интересе своих современников к Европе и написала в своих мемуарах: "Я безумно желала поехать в Европу". Но, в отличие от своей старшей сестры Ахтар, ей так и не удалось там побывать. Во время написания мемуаров в 1914 году, она трижды пыталась совершить самоубийство.

Проблемный первый брак в конечном итоге закончился разводом в декабре 1907 года. Тадж не обсуждает в своих мемуарах какие-либо последующие браки, но, как уже упоминалось, рукопись является неполной. Ее свободное общение с мужчинами и ее романтические (или даже сексуальные) отношения с ними, создали ей репутацию "свободной женщины" (она считалась проституткой).

В марте 1908 года Тадж повторно выходит замуж, брак продлился всего несколько месяцев, и в июле 1908 года последовал развод. В более поздние годы Тадж эс-Салтане стала активно участвовать в конституционной и феминистской деятельности. Вместе с некоторыми другими женщинами королевской семьи Ирана она была членом Женской Ассоциации во время Конституционной революции в Персии 1905—1911 гг. и боролась за права женщин.

В 1909 году она выходит замуж в третий раз, неизвестно, чем закончился этот брак, но в 1921 году Тадж описывает себя как одинокую, незамужнюю женщину.

Воспоминания рисуют нам глубокую несчастную жизнь, а серия писем, написанных Тадж различным премьерам в начале 1920-х годов, дабы восстановить свою пенсию, свидетельствует о переживаемых ею финансовых трудностях.

В 1922 году Тадж сопровождала одну из своих дочерей в Багдад, где получил назначение ее зять, сотрудник министерства иностранных дел. Она умерла в неизвестности, вероятно, в Тегеране в 1936 году."

И многие, наверное, поверили в весьма специфичные вкусы иранского правителя Насер ад-Дин Шах Каджара, потому что этих принцесс приписывают к его гарему.

Но неужели восточные красавицы выглядели именно так?


Конечно же нет Правитель Ирана — Насер ад-Дин Шах Каджара еще с раннего детства очень любил фотографию, и когда пришел к власти, то в его дворце появилась фотостудия. А придворным фотографом стал Антон Севрюгин, кстати, наш соотечественник. Все это происходило в 1870-х годах, и хотя Севрюгин имел почетный титул за вклад в искусство Ирана, он не имел права фотографировать гарем, а мог лишь снимать самого шаха, придворных и гостей главы государства.
Правом же фотографировать жен из гарема обладал лишь сам шах, есть сведения, что он часто это делал, лично проявлял снимки в лаборатории и хранил в тайне от всех, чтобы никто не мог их видеть. Даже интересно, что он там фотографировал

Так откуда же взялись фотографии «Принцесс Ирана»

И почему эти женщины так сильно отличаются от понятия красоты того времени, о которых мы могли прочитать и даже увидеть в фильмах?

На самом деле, это не иранские принцессы, не жены шаха и… вообще не женщины! На этих фотографиях запечатлены актеры первого государственного театра, созданного шахом Насреддином, который был большим поклонником европейской культуры. Эта труппа играла сатирические пьесы только для придворных и знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. В пьесах того времени играли только мужчины, поскольку вплоть до 1917 года иранским женщинам было запрещено выступать на сцене. Вот и весь секрет « иранских принцесс»: да, это гарем шаха, но в театральной постановке.

В прошлый раз речь шла о трех главных фаворитках шаха, в этом выпуске мы продолжим знакомиться с семьей повелителя Ирана. У Насер ад-Дин Шаха было более десятка дочерей, расскажу вам о жизни четырех принцесс.

Принцесса Эсмат аль-Даула


Её мать тоже была королевской крови, Эсмат обладала сильным и независимым характером, она стала первой иранской женщиной, обучившейся игре на фортепьяно. Она любила литературу и сама пробовала себя на этом поприще.



Совсем молоденькая Эсмат (слева) рядом со старшей сестрой и с отцом (найди шаха)


Эсмат в молодости

Эсмат часто носила одежду в европейском стиле. Взгляните, Эсмат в белом платье облокотилась на балюстраду, вдали виднеется беседка, а у ног притулилась собачка - прямо образчик европейской живописи.


Принцесса Эсмат аль-Даула

У Эсмат было два сына и две дочери.


Эсмат со своей матерью* и маленькой дочкой Фахр аль-Тадж (внучкой шаха)



Эсмат аль-Даула со своей дочерью (внучкой шаха) Фахр аль-Тадж



Эсмат занимается литературой



Принцесса Эсмат аль-Даула

Она скончалась от малярии в 1905 году


Траур по Эсмат

Туран Агха Фахр аль-Даула и Туман Агха Форуг аль-Даула - дочери шаха

Младшая из принцесс (они родные сестры, от одной матери**), Фахр (1862 - 1892), интересовалась искусством, много читала, писала стихи и записала для нас любимую историю своего отца Амир Арсалан , которую шаху рассказывали перед сном. Фахр обожала шаха и часто сопровождала его в поездках по стране, а будучи в разлуке, поддерживала с отцом постоянную переписку.


Туран Агха Фахр (слева) и Туман Агха Форуг (справа)

Туран Агха Фахр скончалась ещё совсем молодой от туберкулеза. Современники отмечали изысканную и утонченную красоту дочери шаха.


Туран Агха Фахр

Старшая - Форуг (1850-1937) тоже писала стихи, она родила троих сыновей и четырех дочерей. В начале 20 века стала активно интересоваться политикой и участвовать в конституционной деятельности.


Форуг аль-Даула



Лайла Ханум (жена шаха, слева), Фахр аль-Даула (слева) и Форуг аль-Даула (в центре)
(Лайла Ханум не является матерью сестер, их мать** к тому времени уже скончалась)



Форуг аль-Даула (в центре) в костюме дервиша


веселый момент - одна из дочерей шаха и его внук



Анис-аль-Даула (первая слева в нижнем ряду), Форуг (третья слева в нижнем ряду) обнимает одну из жен шаха Лайлу Ханум, Фахр (третья слева во втором ряду)

Тадж-аль-Салтана или Захра Ханом Тадж эс-Салтане (1884 – 25 January 1936)
- самая известная дочь Насер ад-Дин Шаха от его жены Туран эс-Салтане.


Захра Ханом Тадж эс-Салтане

Тадж эс-Салтане - красавица, феминистка, писательница, оставившая воспоминания о жизни при дворе своего отца и после его убийства.
Воспоминания дошли до нас в неполной копии, и это единственное свидетельство подобного рода за авторством женщины из королевской семьи Ирана того времени.

Ранние детские воспоминания Тадж полны горечи. Она воспитывалась нянями, гувернантками и наставницами, была отделена от матери, которую видела лишь дважды в день. Если отец был в Тегеране, то раз в сутки, обычно около полудня, её на короткое время приводили с ним повидаться. В своих воспоминаниях Тадж упоминает о необходимости близкого контакта с матерью и пользе грудного вскармливания.

В возрасте семи лет девочка получает начальное образование в королевской школе, но в 1893 году она вынуждена покинуть школу и обучаться у частных наставников, некоторых из них она подробно упоминает в своей книге. Стиль и содержание мемуаров выдает её знакомство с персидской и европейской литературой и историей. Её также обучили игре на фортепьяно и таре, живописи и искусству вышивания.


Захра Ханом Тадж эс-Салтане в детстве

Когда Тадж исполнилось восемь, начались переговоры о её замужестве. В начале 1893 года, в возрасте девяти лет, Тадж эс-Салтану обручили с Амиром Хусейном Ханом Шоджа-аль-Салтане, в декабре того же года был заключен свадебный контракт. Жених тоже был ещё ребенком "вероятно, лет одиннадцати или двенадцати". Но брак не был консумирован, пара отпразновала свадьбу лишь в 1897 году, спустя год после убийства Насер ад-Дин Шаха, когда Тадж исполнилось тринадцать лет.


Неизвестный художник, Захра Ханом Тадж эс-Салтане в европейском платье

Все браки женщин из королевской семьи заключались по соображениям выгоды, речь о любви не шла. Однако Тадж с нетерпением ждала заключения брака, надеясь получить относительную независимость замужней женщины. После убийства ее отца все королевские жены с детьми были перевезены в одну из резиденций Сарвестана, где Тадж эс-Салтана чувствовала себя почти что пленницей.

Тадж ратует за брак по любви, критикуя договорные союзы, в которых совершенно не принимается во внимание благополучие супружеской пары. В первые годы супружеской жизни они с мужем были подростками, ещё игравшими в детские игры, и юная жена была оскорблена пренебрежением супруга, начавшимся почти сразу после брачной ночи. Как и большинство мужчин из знатных каджарских семей, Хусейн Хан имел много любовников - мужчин и женщин; и Тадж оправдывает свой собственный флирт и романы местью за пренебрежение и неверность супруга. Ареф Казвини , иранский поэт, композитор и музыкант - самый известный из мужчин, упомянутых в мемуарах. Он посвятил красивой дочери шаха своё знаменитое стихотворение "Ey Taj".

Тадж родила четверых детей - двух сыновей и двух дочерей, но один мальчик умер в младенчестве.


Захра Ханом Тадж эс-Салтане с детьми

Тадж также упоминает об опасном аборте, предпринятым после того, как она узнала о венерической болезни своего мужа. По иронии судьбы, физические и эмоциональные последствия аборта посчитали проявлениями истерии - диагнозом, предоставившим ей свободу покидать свой дом: "Врачи предписали выходить на улицу, дабы развеяться... в силу болезни мне предоставили некоторое смягчение обычного домашнего заточения".

Она поведала об интересе своих современников к Европе и написала в своих мемуарах: "Я безумно желала поехать в Европу". Но, в отличие от своей старшей сестры Ахтар, ей так и не удалось там побывать. Во время написания мемуаров в 1914 году, она трижды пыталась совершить самоубийство.


Тадж эс-Салтане

Проблемный первый брак в конечном итоге закончился разводом в декабре 1907 года. Тадж не обсуждает в своих мемуарах какие-либо последующие браки, но, как уже упоминалось, рукопись является неполной. Ее свободное общение с мужчинами и ее романтические (или даже сексуальные) отношения с ними, создали ей репутацию "свободной женщины" (она считалась проституткой).



Тадж эс-Салтане

В марте 1908 года Тадж повторно выходит замуж, брак продлился всего несколько месяцев, и в июле 1908 года последовал развод. В более поздние годы Тадж эс-Салтане стала активно участвовать в конституционной и феминистской деятельности. Вместе с некоторыми другими женщинами королевской семьи Ирана она была членом Женской Ассоциации во время Конституционной революции в Персии 1905-1911 гг. и боролась за права женщин.

В 1909 году она выходит замуж в третий раз, неизвестно, чем закончился этот брак, но в 1921 году Тадж описывает себя как одинокую, незамужнюю женщину.

Воспоминания рисуют нам глубокую несчастную жизнь, а серия писем, написанных Тадж различным премьерам в начале 1920-х годов, дабы восстановить свою пенсию, свидетельствует о переживаемых ею финансовых трудностях.


Тадж эс-Салтане

В 1922 году Тадж сопровождала одну из своих дочерей в Багдад, где получил назначение ее зять, сотрудник министерства иностранных дел. Она умерла в неизвестности, вероятно, в Тегеране в 1936 году.

продолжение следует

* - Princess Khojasteh Khanom Qajar "Tadj al-Dowla," aghdi
** - Khazen al-Dowla, sigheh

Источники:

Women in Iran from 1800 to the Islamic Republic, Lois Beck, Guity Nashat, University of Illinois Press, 2004

Liminalities of Gender and Sexuality in Nineteenth-Century Iranian Photography: Desirous Bodies by Staci Gem Scheiwiller, Routledge, 2016

Sexual Politics in Modern Iran by Janet Afary, Cambridge University Press, 2009

Veils and Words: The Emerging Voices of Iranian Women Writers, Farzaneh Milani, I.B.Tauris, 1992

Pivot of the Universe: Nasir Al-Din Shah Qajar and the Iranian Monarchy, 1831-1896, Abbas Amanat, I.B.Tauris, 1997

The Encyclopædia Iranica

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения