Конспект урока образ животных в искусстве. Образы животных в искусстве. Урок «Сказочный образ животного»

ИЗОРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

7 КЛАСС

УРОК № _________ ДАТА _______

ТЕМА. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Цель:

    Расширить знания об анималистическом жанре. Познакомить с художниками-анималистами.

    Совершенствовать умения изображения животных.

    Развитие: творческого потенциала, зрительной памяти, внимания и наблюдательности, фантазии.

    Воспитание бережного отношения к природе и братьям меньшим; аккуратности в работе.

Оборудование: стихи, иллюстрации, рисунки детей и учителя, мультимедийная презентация (Приложение 1 ), слова-термины, музыка для фона.

Тип урока:

    Урок комбинированный

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Принципы обучения:

    Научность

    Наглядность

    Последовательность

    Доступность

    Активность

    Самостоятельность

    Создание необходимых санитарно-гигиенических условий

ХОД УРОКА

1. Организационная часть.

Ребята! Проверьте, всё ли вы приготовили для работы. Давайте начнем урок.

2. Введение в тему урока.

Начнем наш урок со стихотворения (читает ученик):

Полдня рисовал я красавца коня.
И все за рисунок хвалили меня.
Сначала мне мама сказала словечко:
«Чудесная, Мишенька, вышла овечка».
Но с тем же рисунком я к папе пошел.
И папа сказал мне: «Отличный козел!».
Потом похвалила малышка сестренка:
«Ты очень хорошего сделал котенка».
И братец мой старший меня похвалил
Зевнул и сказал: «Неплохой крокодил».

Ребята, назовите жанр, в котором трудился Миша. (ответы ребят)

Сегодня наш урок посвящен этому жанру. Вы узнаете, как правильно изображать животных, кто такие художники-анималисты, как развивался анималистический жанр. А почему такое странное название, что означает…(ответы ребят)

Правильно. Мы совершим с вами путешествие в прошлое, настоящее и будущее, посмотрим, как выглядели древние животные, познакомимся с обитающими на нашей земле животными и помечтаем о существующих в наших фантазиях животных.

3. Теоретическая часть.

История об истории развития анималистики, о художниках-анималистах.

Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Изображение животных – тема в искусстве самая древняя. Именно ему больше всего внимания уделяли первые художники. Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и фресках на стенах строений и в скульптуре древнейших времен. (Слайд 2, 3).

Давайте дадим правильное определение жанру. Этот жанр есть и в живописи, и в графике и в скульптуре. Художников, изображающих животных, называют анималистами. (Слайд 4).

Животных изображали многие художники, а некоторые все свое творчество посвятили этому жанру.

Давайте поближе познакомимся с ними. Василий Ватагин (рассказывает ученик), Евгений Чарушин (рассказывает ученик). (Слайд 5-12).

Рисунки Серова. (Слайд 13-14).

Если сравнивать рисунки Ватагина и Чарушина то у первого изображение взрослых животных с характером, а у Чарушина – очаровательные мягкие зверята, которых хочется приласкать.

Но есть и другие художники, изображавшие животных. Посмотри их работы. (Слайд 15-22).

4. Алгоритм изображения животных. Выполнение упражнения «Набросок животного»

Рисовать животных не так-то просто, позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

Что общего в строении тела животных.

Горизонтальное положение туловища, 4 конечности, шея, голова, хвост. Но есть и различия (какие?).

Посмотрите выполнение наброска животного. Начинают с общей формы туловища – это самая крупная часть у него. Конечности. Из туловища растет голова, но не стоит забывать нарисовать шею, хвост. Если основные параметры определены, то можно нарисовать детали.

Выполнение наброска животных в карандаше.

Передача шерсти выполняется с помощью штриха или мазка.

Нарисовав набросок – определить цвет животного. Тело объемно, поэтому нужно выделить светлую его часть и теневую.

Физкультминутка для пальчиков.

5. Постановка художественной задачи:

Сегодня мы с вами будем анималистами. Выполним рисунки животных. Перед уроком вы получили задание почитать книги о животных, посмотреть их рисунки, узнать, где живут, чем питаются, какой у них характер. Давайте посмотрим на них – какие они? (просмотр видеосюжета). (Слайд 27-42).

Животные, которых вы будете изображать, где-то обитают, живут. Значит, продумайте, что будет его окружать. Но не забывайте, что животное – главная фигура в вашем рисунке. Подчеркните основные элементы, чтобы оно не потерялось.

Послушайте требования к работе:

    Соблюдение пропорций

    Удачная передача характера животного

    Проработка мелких деталей

    Общая выразительность

    Завершенность

    Аккуратность

Я разделила вас на три группы. Первая группа ребят работают на мольбертах и, совершая путешествие в прошлое, изображают динозавров – самых древних животных. Вторая группа, совершая путешествие в будущее, рисуют фантастических животных, которых на самом деле нет, придумайте их и для каждого придумайте название. Третья группа ребят рисует животных настоящего времени, обитающих в лесу, пустыне, саванне, в водоемах, джунглях и т. д. На ком они остановили свой выбор, мы узнаем в конце урока.

Творческих успехов. Приступаем к работе. Делаем быстрый набросок и рисуем красками.

6. Практическое выполнение задачи. Звучит музыка для фона.

7. Подведение итогов. Вернисаж работ.

8. Заключение.

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое, настоящее и будущее. Вы сегодня очень хорошо поработали. Надеюсь, узнали новое для себя. У вас получились прекрасные работы – индивидуальные, своеобразные. Где чаще всего мы видим работы художников-анималистов (в книгах, учебниках). Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. У многих из вас есть любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их, наблюдаете за повадками, но часто мы видим бродячих в поисках пищи собак, кошек, мяукающих в подвалах – их бросили!

Быть гуманным человеком без любви, без доброго и бережного отношения ко всему живому невозможно. Задумайтесь об этом, ребята.

Предмет : Изобразительное искусство

Класс : 2 «Б»

Тема урока: «Изображение животного в объёме. Образ животного в выразительной позе. Пластилин

Цель урока: познакомить детей со скульптурой и учить выполнять изображение животного пластическим способом из целого куска пластилина и передать позу.

Планируемые результаты:

Предметные:

Понимание значения искусства в жизни человека и общества,

Дальнейшее развитие и углубление знаний о скульптуре;

Развитие творческих способностей, умения выполнять фигуру в объёме

Личностные:

Приобретать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование для учителя: мини выставка скульптур –статуэток, слайды

Оборудование для ученика : одноцветный пластилин, стека, доска для лепки, тряпочки для рук

Этап урока.

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент словесный

2 мин.

Здравствуйте, ребята.

Приветствовать учителя

Умение сконцентрироваться на работу

Мотивационный (повторение ранее изученного)

Фронтальный опрос

Знакомство с новым материалом Эвристический вопрос

схема-опора

5 мин.

3 мин.

Ребята, давайте вспомним, над какой темой вы работаете в этой четверти? (О чём говорит искусство)

Скажите, о чём могут рассказать произведения искусства (о настроении, о характере героев, о добре и зле).

Вы рисовали природу – море. Как вы передавали образ ласкового, тёплого моря, а как выразили образ шторма на море?

Как цвет помогает показать настроение моря?

Сегодня мы продолжим знакомиться с тем, как выразить образ животного и передать его характер.

Посмотрите на слайды.

Можно ли определить какое настроение, характер у этих животных?

Что нам помогает этому? (Движение, поза).

Давайте порассуждаем, как выглядит доброе животное. Оно спокойно сидит или лежит, играет, веселится.

А какие позы принимает животное, если его рассердить? (принимает боевую стойку или прыгает, шерсть поднимается, спину выгибает, а морда – оскаленная.)

Давайте покажем эти позы руками и лицом. Доброе -….., рассерженное-….

Обратите внимание, Чем изобразил художник этих слайд (карандашом, красками.)

А теперь посмотрите я принесла вам вот такие изделия (показ статуэток зверей.

Это статуэтки.

С помощью каких материалов выполнил художник зверей?

Искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы или лепки называется скульптура.

Из каких материалов можно выполнить скульптуры? (дерево, бронза, гипс, чугун).

А давайте отгадаем загадку!

Я слеплю кого угодно:

Волка, куклу в платье модном.

На уроке мы творим.

Очень нужен… (пластилин)

Молодцы! Сегодня мы будем работать с пластилином!

Активно слушать,

отвечать на вопросы

Оценивать свои знания

Самостоятельно или с помощью опоры формулировать тему урока, цель

Наблюдать за презентацией, Анализировать

Аргументировать свое мнение,

под руководством учителя или самостоятельно

Умение пользоваться полученной информацией

Умение самостоятельно определять круг учебных задач

Умение наблюдать, делать выводы,

Эвристический полилог,

наглядно-иллюстративный

Ребята, а какими получаются работы выполненные из пластилина, в отличие от работ, выполненных в графике и живописи? Объёмные! Верно!

Как вы думаете, для чего нужна стека? Посмотрите у себя на столах, как вы думаете, что же это? Ножичек, верно! А для чего она нужна? Чтобы украшать изделие и помогать при лепке.

Определять особенности работы с пластилином

Умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

Педагогический показ Демонстрационный

объяснение

5 мин.

Сейчас я покажу Вам как правильно вылепить фигурку животного.Демонстрация работы над изделием.

1. Итак, ребята, сначала я хорошо разомну пластилин руками, чтобы он был податливым.

2. Мне необходимо сделать большую заготовку. Я сжимаю кусок пластилина. Формирую его в виде закруглённой морковки.

3. Я сейчас вытяну пальцами узкую часть морковки ещё сильнее, получится шея животного.

4. Затем, загните небольшую часть шеи вперёд - получится голова. Пальцами дорабатываю, придаю форму голове.

5. Для того чтобы сделать ноги, надрежу стекой нижнюю часть пополам. Вытяну пальцами передние ноги. Затем- задние ноги. Прищипну лапы.

6. Мне остаётся сделать ушки, гриву, хвост, некоторые элементы можно выполнить прищипыванием, например уши. Посмотрите.

7. Украшение можно выполнить стекой- процарапать шерстку, наметить глаза, пасть.

А вот теперь самое важное- я придам фигурке позу.

Например, согну задние ноги- животное сидит. (показ)

Поставлю ноги в позу бега.

А теперь выгну спину.

Наблюдать и усваивать приёмы и порядок выполнения работы

Умение следить и усваивать практические приёмы работы

Постановка творческой задачи Инструктаж

2 мин.

Итак, дети! Вам предстоит вылепить фигурку животного и придать ей выразительную позу. Что Вам для этого понадобится?

Помимо этого, хорошее настроение и фантазия!

Принимать задачу общую и личную

Умение воспринимать задание, мобильно выполнять работу, Формирование ответственного творческого отношения к работе

Практическая работа учащихся Практическая работа

20 мин.

Ребята, Вам необходимо работать в тишине, под тихую музыку.

Управлять темпом работы. Поощрять класс, показывать лучшие работы.

Самостоятельно выполнять задание

Умение общаться в группе

Подведение итогов урока Демонстрационный, обобщающий опрос.

3 мин.

Задача: подвести итоги. Учитель осуществляет общее руководство выполнением задания

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Отложите на край парты стеки и тряпочки.

    Приготовьтесь к итогу темы.

    Как называется искусство лепки?

    Как можно передать характер и настроение животного в лепном образе?

А теперь принесите аккуратно свои работы на выставку. (на парте у доски)

Встаньте, успокойтесь. Сделаем шаг назад! Мы на выставке скульптур животных

Сегодня хорошо поработали, потрудились все,

Кто хочет показать и доказать, что на нашей выставке можно увидеть наиболее творческие, оригинальные работы. Пожалуйста.

Осматривать выставку

Оценивать достижения свои и других

Умение анализировать результаты труда своего и одноклассников

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Изобразительного искусства

Выполнила студентка 46 группы

Исаева Ирина

Проверила: Абросимова Г.А.

Отметка:

Дата: 9. 03.2017

Челябинск, 2017

Беседа для младших школьников на тему: "Знакомство с творчеством художников-анималистов, основоположников анималистического жанра в России".

Горбова Надежда Юрьевна, преподаватель МБОУ ДОД "Детская школа искусств" Яранского района Кировской области, город Яранск.
Описание: данный конспект урока знакомит с творчеством основоположников анималистического жанра в России, дается краткая история жанра.
Назначение: предназначен для учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования с целью знакомства младших школьников с изображением мира животных в творчестве художников-анималистов.
Цель: знакомство детей с творчеством художников-анималистов В. А. Ватагина, И. С. Ефимова, Д. В. Горлова, являющихся основоположниками анималистического жанра в России.
Задачи:
- продолжение изучение анималистического жанра;
- развитие интереса к изучению животного мира;
- развитие способностей сравнивать, анализировать;
- закрепление знаний о многообразии художественных средств, материалов с помощью которых можно воплотить образ животного;
- закрепление знаний о графических материалах;
- расширение кругозора.

Материалы и оборудование: фотоматериалы о творчестве художников, кроссворд о животных в загадках.
Ход урока
I.Организационный момент (проверка готовности учащихся)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Актуализация знаний учащихся по теме:
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы рассмотрели как образ животного воплощается в народном декоративно-прикладном искусстве.
- Давайте вспомним, с какой народной игрушкой мы познакомились? (богородской, городецкой, филимоновской).
- Образ какого животного в них воплощается? (конь, олень, индюк, баран, курочки, медведь).
- Какие еще виды декоративного народного творчества мы рассмотрели, где встречается образ животного? (образ животного встречается и в городецкой росписи: конь, кот, лев, павлин; народной вышивке, жостовских подносах).

III. Изучение новой темы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русских художников-анималистов, которые всю свою жизнь посвятили животным: изучали их повадки, рисовали, воплощали их образ в различных художественных материалах. Животные являются главной темой, «героем» произведения, его изображение является основной целью художника.
Художников, работающих в этом жанре, называют анималистами.
Анимализм (от лат. animal животное, зверь) - один из древнейших жанров изобразительного искусства, посвящённый животному миру.
Примеры непревзойденного совершенства в изображении животных даёт первобытное искусство. Наскальные рисунки, найденные в Испании (Альтамира), Франции (Ласко, Фон-де Гом), России (на Южном Урале), поражают удивительной жизненностью передачи облика и движений животных – быков, диких лошадей, оленей, медведей, бизонов. Изображали их простыми средствами: углём, глиной.

В Древнем Египте, в государствах древней Америки изображения животных, в которых видели воплощения богов, встречаются в живописи, скульптуре, украшениях, выполнявших часто роль «оберегов» от злых сил. Кошка, крокодил, черный бык, жук-скарабей - всё это священные животные Египта.


Жрецы из этой страны считали, что любое его изображение не только украсит дом, но и защитит всех живущих в нем от беды, негативной энергии и даже болезней и смерти.


Изображение жука-скарабея часто встречается в ювелирных изделиях.
В Китае, в его темпераментном искусстве, зверь изображается в различных материалах: драгоценных металлах, фарфоре, фаянсе, камне, бумаге. Ребята, какое животное изображено на фотографии?


Ученики: дракон.
Учитель: Китайский дракон означает все положительное, доброе и несет позитивное начало.


В Китае также любят изображать тигров. Тигр символизирует страсть, могущество и отвагу, но также разрушение и свирепость. Его положительное значение определялось тем, что он изгонял и пожирал диких свиней, которые опустошали поля.
Рельефные узоры со сказочными зверями украшают стены древнерусских белокаменных храмов (Дмитровский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли).


В средневековом искусстве звери и птицы стали «говорящими» символами: собака означала верность и защиту, голубь – мир и надежду, обезьяны – низменные людские страсти и желания. Особое место занял образ агнца (ягнёнка) – символ невинной жертвы Христа.


Давайте проследим путь художников, которые посвятили свое творчество миру животных во всем его многообразии в России, - это В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, В. А. Серов, Д. В. Горлов.
Каждый из них был яркой индивидуальностью, каждый шел своим самостоятельным путем, и все они вместе стояли у истоков анималистического жанра в России.
Василий Алексеевич Ватагин (1884-1969).
Василий Алексеевич Ватагин был великим тружеником - поражает огромное количество работ, оставшихся после него. Произведения Ватагина хранятся во многих музеях страны, в том числе в Третьяковской галерее и в Русском музее.
Бескорыстная преданность Ватагина делу своей жизни, требовательность к себе, способность учиться до конца своих дней сделали его одной из выдающихся фигур в анималистическом жанре. Его можно назвать основоположником московской анималистической школы.
«С тех пор, как я помню себя, моим любимым занятием было рисование»,-вспоминает Ватагин в своих автобиографических заметках.
Как вы думаете, кого он рисовал?
Ученики: животных.
Учитель: Так как вся жизнь художника была отдана изучению и изображению мира животных.
Стиль работ Ватагина начала 1900-х годов складывался под влиянием его многочисленных путешествий по России и за границей. Он объездил север и юг России, в течение нескольких лет рисовал в зоопарках Европы, собирая материал об экзотических животных для Московского университета, посетил Грецию, Сицилию, Константинополь.
Ватагин рисует животных графическими материалами.


Создает скульптуру в дереве и камне.


У художника была склонность изображать животных очень натуралистично.


Очень много рисовал животных из Московского зоопарка.




Ребята, как вы думаете, какими графическими материалами выполнены рисунки?
Ученики: цветные карандаши, акварель.
Учитель: Да, верно! Художник использует всего три цвета, но какие выразительные рисунки получились. Главным выразительным средством служит линия .
Постепенно он вырабатывает язык простой и ясный. Его «палитра» обогащается, помимо дерева, он работает в мраморе, фаянсе, терракоте, майолике, режет по кости. Он досконально изучил возможности различных материалов и научился ими пользоваться.
Чувство неиссякаемой любви к животному миру, восторг и преклонение перед его поразительным разнообразием и совершенством,-лежали в основе творчества Ватагина. Он часто обращается к жанру звериного портрета:
Ребята, чья это голова?


Ученики: Голова мартышки,
Учитель: В портретах животных Ватагин пытливо и доброжелательно проникает во внутренний мир зверя. В жанровых скульптурах он умеет тактично и ясно передать проявления звериной ласки, дружбы, любви. Таковы его «Играющие пантеры»,


«Играющие медведи», «Обезьяна с детенышем» и многие другие. Ватагин обладал «чувством зверя», как говорил он сам, помогающим ему любить и творчески осмысливать мир живой природы.
Ребята, вы наверно читали про Маугли?
Ученики: да.
Учитель: «Маугли» была любимой книга Ватагина. К ней он рисовал иллюстрации». В этих иллюстрациях объединились его глубокое знание животного мира и фантастические воспоминания путешествия художника по Индии.



Помимо «Маугли» Ватагин проиллюстрировал большое количество детских книг с произведениями А. Чехова, Л. Толстого, Джека Лондона, Сетон-Томпсона и других.

Физминутка «Звериная зарядка»

Звериная зарядка
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
(потянуться)
Обязательно зевнуть
(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть
(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть
(легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы
(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
(переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте
(раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

Учеником Василия Ватагина был Дмитрий Владимирович Горлов. Творческая деятельность Горлова тесно связана с детьми и работой для них.
Художник занимался разработками детских игрушек.
В то время был скучный ассортимент безжизненных муляжей с натуральной окраской.
Им было разработано более ста образцов изделий из дерева и папье-маше, многие из которых с движением, с шарнировкой. Пользовался успехом его слоненок, выполненный из различных деталей. Он двигал ушами и хоботом, мог то степенно, как взрослый слон, выхаживать, то озорно бежать. А щенок поворачивал голову и, в зависимости от градуса поворота, был то грустным, то веселым.


Слон резиновый.
Его игрушки несли добро.
Сам художник очень любил животных - в его доме постоянно были собака, кролики, голуби, мыши. Рисовать же Дмитрий Владимирович начал с двух лет. В годы Гражданской войны было не до учебы, приходилось много работать и даже выступать в цирке. Недолго позанимался в разных студиях, а главные уроки художника-анималиста получил, наблюдая за животными и делая их зарисовки. Про это с гордостью писал в анкете: специальность приобрел в Московском зоопарке.
Вместе с Ватагиным Горлов работал и над скульптурными группами животных – для нового входа в Московский зоопарк (1936):


«У меня нет любимого материала, - пишет он, - есть любимая тема… любой материал интересен, но самое интересное – подобрать к нему ключи». И он работал в дереве, камне, терракоте, майолике, фаянсе, шамоте, фарфоре, металле, папье-маше…


Рысенок, фарфор.


Медвежонок на пне.


Вот такой дикобраз - карандашница. Это не только скульптура животного, но и полезная вещь)). Его зверюшки очень добрые, уютные.
Дмитрий Владимирович считал себя в первую очередь скульптором-анималистом, но никогда не расставался с карандашом и ручкой. Рисование было для него настолько насущной необходимостью, что к концу жизни сам художник был ошеломлен количеством нарисованного и написанного.
Кроме игрушек и фарфора заслуженный художник РСФСР Дмитрий Владимирович Горлов оформил около шестидесяти книг.




Ребята, вы все наверно знакомы с баснями Ивана Андреевича Крылова. Назовите их пожалуйста.
Ученики: «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом».
Учитель: Молодцы! Дмитрий Владимирович Горлов создал серию из восьми горельефов к памятнику Крылову из бронзы.



Иллюстрация к басне И.Крылова "Квартет"


Другой замечательный художник Валентин Серов выполнил множество замечательных иллюстраций к басням Крылова. Этому делу он посвятил более 15 лет.



С детства Валентин Александрович обожал всякую «животину». Он любил наблюдать за животными, подмечать особенности поведения и сходства с людьми. Художник рисовал их много и охотно.
Работа настолько увлекла художника, что в результате появилось громадное количество набросков, зарисовок и законченных картин на тему крыловских басен.


Посмотрите какое интересное композиционное решение иллюстрации к басне «Ворона и Лисица». Отталкиваясь от строки «На ель ворона взгромоздясь», Серов дает нам почувствовать, что ворона действительно высоко поднялась, усевшись на еловую ветвь. Художник помещает ее на первый план, откуда она видит внизу крошечную лисичку, всячески изощряющуюся в лести.
Серов пытается придать каждому герою индивидуальные черты.
Ученик Валентина Серова, Иван Семенович Ефимов (1878-1959), продолжает экспериментировать с материалами, создавая образы животных.
«И. С. Ефимов – особенный художник: не скульптор, а изобретатель новых форм»- говорил о нем А. А. Фаворский.
Особенно привлекала художника возможность использования новых, мало употребляемых прежде материалов. Удивительно точно художник чувствует материал, он помогает ему в воплощении образа.



В этой скульптуре шар, пустой внутри, наполняется водой, его держит легкий медный поясок – обруч с рыбками. Желтой меди дельфин, блестя своим телом, устремлен вниз, вдоль шара. Эта работа еще раз подтверждает насколько безграничная фантазия Ивана Ефимова.
С удиви¬тельной характерностью передавая повадку своих моделей, Ефимов в то же время осваивает материал, обыгрывая фактуру тонких медных листов, разрезая их ножницами, заги¬бая стружками и т. п. Он работает также в бронзе («Бой лосей», 1936), дереве («Медведица», 1927), стекле («Береговица», 1923),фаянсе («Зебра», 1927; «Кошка с шаром», 1935)


И. С. Ефимов своими работами сделал большой шаг в осуществлении своей идеи о слиянии архитектуры со скульптурой: его парковые скульптуры-фонтаны прекрасно вписываются в воздушную среду. Особенно выразителен сквозной рельеф «Олень с виноградом» (1950).


Художник выполняет даже рисунки из проволоки.
Ребята, как вы думаете, что это за животные на рисунке?


Ученики: баран и кенгуру.
Учитель: Да, верно, выполненные из проволоки. Как необычно!

IV. Закрепление изученного на уроке.
В основе творчества художников, с которыми мы сегодня познакомились, лежала неиссякаемая любовь к животному миру, восторг и преклонение перед его поразительным разнообразием и совершенством.
Чтобы стать хорошим художником-анималистом, необходимо глубоко изучить натуру, собрать много материала о животных, их повадках и жизни. Для начала можно начать с зоопарка.
Если у художника есть любовь к какой-то теме, то ему безразлично какими художественными материалами работать.

V. Заключительный этап урока.
1) Сегодня на уроке мы более подробно познакомились с каким жанром изобразительного искусства? (анималистическим)
2) Что такое анималистика? (изображение животных).
3) Кто первым выполнил рисунки животных и где они находились? (первобытные люди рисовали в пещерах)
4) С творчеством каких русских художников-анималистов вы познакомились сегодня на уроке? (Серов, Ватагин, Горлов, Ефимов).
5) С помощью каких материалов художники воплощали образ животного? (глина, металл, рисовали акварелью, карандашами).
Если позволяет время, можно предложить детям разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)

3. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет... (черепаха)

7. Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.
(Верблюд)

По вертикали:

2. Что за коняшки -
На всех тельняшки.
(Зебры)

4. У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
(Кошка)

5. Зимой спит,
Летом - ульи ворошит.
(Медведь)

6. За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)

Домашнее задание: постараться выполнить копию рисунка животного, выполненного художником-анималистом.
Буду рада конструктивной критике.

Художественная деятельность для школьников

Тема: «Изображение животных семейства кошачьих». Комбинированный урок для 5 класса.

Вид занятия: Восприятие искусства. Форма, пропорции, конструкция (рисунок животного с натуры и по представлению).

Цель : Познакомить школьников с анималистическим жанром в искусстве, художники анималисты; воспитывать любовь и бережное отношение к братьям нашим меньшим.

Задачи:

  • Совершенствование умения учащихся рисовать животных, углубление знаний о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении;
  • Развитие умения согласовывать детали в большой форме и обобщать силуэты животных;
  • Обучать характерным особенностям и пропорциям объектов: общее и индивидуальное в строении тела животных (особенно родственных);
  • Расширение представлений: герои-животные в литературе, устном народном творчестве (приметы, загадки, мифология);
  • Развивать владения графическими материалами и средствами художественной выразительности;
  • Воспитание аккуратности в выполнении работы, сознательного отношения учащихся к процессу рисования, стремление довести работу до конца.

Оборудование для учителя: книги с иллюстрациями, фотографии, открытки, методическое пособие «Последовательность выполнения рисунка животного семейства кошачьих».

Литературный ряд : загадки для детей.

Оборудование для учащихся: карандаши простые, цветные, акварель, гелевые ручки, гуашь, маркеры, бумага для рисования.

Ход урока

1) Организационная часть урока. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Сообщение целей урока.

2) Изучение нового материала. Вводная беседа.

А) Урок начинается с чтения загадок о кошках и их «родственниках» из мира животных.

Мордочка усатая.
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет. (Кошка)

Когда он в клетке, то приятен,
На шкурке много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)

Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище. (Кошка)

Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стрижено.
За что она обижена?
Недаром часто злиться
На всех мамаша… (Львица)

Острые ушки,
На лапках подушки.
Усы, как щетки,
Дугою спина.
Днем спит,
На солнышке лежит.
Ночью бродит,
На охоту ходит. (Кот)

Мягкие лапки,
А в лапках – ЦАП-царапки. (Кошка)

Б) Анализ зрительного ряда. Беседа об анималистическом жанре.

Изображение животных - тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных - братьев наших меньших, которые так же, как и мы, живут на планете Земля. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть в живописи, и в графике, и в скульптуре. Анималисты рисуют картины, лепят скульптуры о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин (обсуждение просмотренных репродукций).

Напомнить о привязанности домашних животных и птиц к человеку - хозяину, другу, о трудностях жизни диких и бездомных животных, о сохранении мира природы на земле, об ответственности человека за экологическое благополучие планеты.

Вопросы учащимся:

  • Какие книги, фильмы о животных вы смотрели, читали?
  • У кого из вас есть домашняя кошка или кот?
  • Где можно увидеть диких животных, если живешь в городе? (В цирке, зоопарке)
  • Кто из вас видел живых диких родственников кошки? Каких?
  • Что общего у животных и птиц? (Есть голова, туловище, конечности, шея, тело покрыто шерстью или перьями «одето»)
  • Как передвигаются кошки? Где живут, чем питаются?
  • А знаете ли вы, что такое «Красная книга природы»?
  • Какое животное семейства кошачьих занесено в «Красную книгу»? (Рысь)

В) Рассказ учителя о кошках.

Сегодня мы будем рисовать животных семейства кошачьих. Что же мы знаем о кошке?

Человек приручил кошку значительно позднее других домашних животных: собаки, лошади, овцы. Она навсегда стала его спутницей, сохранив, однако, характерные особенности поведения своих диких предков. Быстро и крепко привязывается она к владельцу, не теряя при этом независимого характера.

Увлекательна и поучительна история взаимоотношений человека и кошки. На языке санскрит слово «кошка» известно задолго до начала нашего летоисчисления. Изображение этого зверька можно найти на фресках и барельефах Древнего Египта. Там уже в III тысячелетии до н.э. прирученные кошки жили в домах, охраняя от грызунов амбары с зерном.

Их почитали, считая «священными» животными, за их убийство нередко наказывали смертью. Богиня Баст в древнеегипетской мифологии - олицетворяла радость и веселье, ее изображали в виде кошки или женщины с кошачьей головой. При пожаре египтяне в первую очередь выносили из огня кошку, а в случае ее гибели все члены семьи в знак траура сбривали себе брови.

Шли века, и маленькие пушистые спутники человека распространились по Африке и Азии, попали в Европу.

В средневековой Европе кошек нередко преследовали как «ведьмино отродье», главным образом из-за их таинственного ночного образа жизни. Этих полезных для человека животных безжалостно сжигали на кострах инквизиции (иногда вместе с владельцами). За уничтожение кошек европейцы поплатились вспышками чумы и других болезней, вызванных беспрепятственно размножившимися крысами.

На Руси домашних кошек стали разводить в VII в. Они жили при церквях и монастырях, в царских палатах и деревенских избах. Их считали очень полезными животными и высоко ценили. Штраф за кражу кошки был таким же высоким, как за угон вола. О популярности кошки свидетельствуют русские народные сказки, песни, приметы и произведения прикладного искусства.

Вопрос учащимся:

Ребята как вы думаете, почему у наших предков существовала примета, которая и к нам по «наследству» перешла - запускать первой в дом кошку?

Кошкам отводилось почётное место хранительницы домашнего очага. Согласно народным поверьям, кошка чувствует всевозможные перемены - как к хорошему, так и к худому. Говорят, что, наблюдая за поведением кошки, можно предсказать погоду, приход гостей, надвигающуюся болезнь или несчастье. Наверно недаром кошек всегда связывали со сверхъестественным, а кошачьи глаза называли «окнами в иной мир». У славян с этим любимым зверем связано очень много разных примет, которые во многом переплетаются с приметами других народов.

В славянских странах и регионах нашей страны существуют разные трактовки этой народной приметы:

  • Её «на счастье» первой запускали в новый дом.
  • Кошка или петух считались в народе “двойником” хозяина. Так издревле при поселении в новый дом сначала впускали двойников хозяев. Если двойник благополучно ночевал, то можно было вселяться. Если умирал, то требовались особые обряды освящения дома. Петух персонифицировал стихию огня и был оберегом от нечистой силы.
  • Египтяне верили, что у нее 9 жизней, так что одной не жалко… Хотя это славянское поверье, что, кто первым перешагнет порог нового дома, тот первым и умрет. А у кошки и так жизнь короткая считали наши предки.
  • Народная примета говорит, что в доме или квартире уже находятся духи, отличные от человека, и договориться с ними может только кошка. Природный дух, который впоследствии станет хранителем дома, домовым, больше других привязывается к первому вошедшему и любит (или ненавидит) его сильнее прочих. Поэтому наши предки и пускали первой кошку. Кроме того, приносили краюху хлеба с солью и оставляли в доме, говоря при этом: “Батюшка домовой, прими нас домой, защити и сохрани… (перечислялись имена домочадцев)”.

Существует еще одна славянская примета.

Недалека беда, если черная кошка перебежит дорогу. Особенно плохо, если кошка бежит “за пазуху”, т.е. по направлению к застежке на одежде. Несчастье можно предотвратить, если трижды сплюнуть через левое плечо и продолжить путь, сложив кукиш в кармане или держась за пуговицу, но лучше остановиться и подождать, пока пройдет кто-нибудь другой.

Г) Учитель поясняет пособие «Последовательность выполнения рисунка животного семейства кошачьих». Анализ форм частей тела животного.

Во время рассказа учитель указывает на соответствующие части тела животных, а также рисует очертания кошки на доске.

  • Сейчас на нашей планете живет более 400 миллионов домашних кошек.
    За несколько тысячелетий одомашнивания внешний облик нашей мурки почти не изменился. Пушистая мягкая шерстка, быстрые энергичные движения, выразительные глаза, сила и темперамент, сочетающиеся с пластичностью… Строение ее тела идеально приспособлено к тому образу жизни, который она ведет. Максимальную подвижность маленькому хищнику, элегантность кошачьих движений обеспечивает позвоночник, который легко сгибается и растягивается. Этим объясняется виртуозная способность кошки переворачиваться в воздухе вокруг собственной оси. Самые сильные из пятисот кошачьих мышц расположены на задних ногах, плечах и в области шеи. Это позволяет мурке прыгать в высоту до 3 метров, а в длину на расстояние, в 15 раз превышающее длину ее тела.
  • Туловище всех кошачьих имеет вытянутую овальную форму, округлая голова, длинный пушистый хвост. Даже издали мы узнаем сидящую кошку по ее силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам. Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.
  • Звери семейства кошачьих скачут, отталкиваясь задними лапами. При этом линия спины, как волна, изгибается от головы к лопаткам, к крестцу и далее к кончику хвоста. В момент взлета тело кошки растягивается, а приземляясь сжимается настолько, что задние лапы оказываются перед передними.
  • На схематических рисунках вы видите, какие простейшие геометрические формы помогут вам справиться с рисунком животного семейства кошачьих.

3) Практическая работа.

Работу будем проводить по группам. Представитель от каждой группы тянет жребий с темой рисунка.

Темы:

  1. «Кошка - домашнее животное»
  2. «Представитель семейства кошачьих.»
  3. «Иллюстрация к книге Р.Киплинга «Маугли».
  4. «Невиданный зверь».

Первая группа. Рисует домашнюю кошку. Рисунок должен быть сюжетным, т.е. придумать композицию, в которой кошка - главное действующее лицо. Работать можно в любой технике.

Вторая группа. Рисует дикого представителя семейства кошачьих. Рисунок сюжетный, выбор техники исполнения любой.

Третья группа. Художники - иллюстраторы. Рисуют иллюстрации к произведению Р. Киплинга «Маугли».

Четвертая группа. Представьте, что мы отправились в космическое путешествие с заданием привезти на землю фотографии животных различных планет. На нашем пути встречалось много интересных планет, которые населяли удивительные жители. Однако не успели мы сделать снимки, как фотокамера вышла из строя. Пришлось взять в руки фломастеры, маркеры, карандаши и рисовать их.

Работа учителя:

  • следить за последовательностью ведения работы;
  • воспитывать аккуратность при выполнении рисунка;
  • индивидуальная помощь учащимся в решении возникающих вопросов.

4) Подведение итогов урока, анализ и оценка результатов художественно-творческой деятельности.

Экспресс - просмотр рисунков, анализ удачных работ. Анализ проводится в соответствии с требованиями к работе:

  • анатомически верный рисунок;
  • соблюдаются пропорции, достаточно крупный размер в листе;
  • удачная передача движения;
  • проработаны мелкие детали;
  • общая выразительность, завершенность, аккуратность;
  • удачный выбор техники.

Ребята, кому понравился урок - мяукните, кому нет - можете зафыркать.

Литература используемая при подготовки к уроку

  1. Браун Дэвид. Учитесь рисовать кошек М.: Попурри, 2005. – 46 с.
  2. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: АВАНТА, 1997.
  3. Лойко Г. В., Жабцев В. М. Школа изобразительного искусства. – Мн.: ООО «Харвест», 2004.
  4. Станьер П., Розенберг Т. Практический курс рисования Рисунок: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  5. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изо и дпи с древних времен до эпохи Возрождения. – 2-е изд., испр. / Ред. коллегия: М. Аксенова, Н. Майсурян, Д. Володохин и др. – М.: АВАНТА, 2005. – 688 с.

Урок изобразительного искусства

во 2 классе

Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России»

Тема урока: Изображение и фантазия. Фантастическое животное.

Цель урока:

познакомить с понятием «фантазия», изображениями сказочных птиц и фантастических животных.

Задачи урока:

Дать представление о роли фантазии в искусстве, в работе художника, о связи фантазии с реальностью;

Развивать умение сравнивать, комбинировать, анализировать, делать выбор, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления;

Совершенствовать технику работы графическими материалами;

Воспитывать любовь к животным, интерес к предмету.

Форма урока : урок- знакомство с искусством.

Интеграция: изобразительное искусство, история, окружающий мир.

Тип урока : введение и сообщение новых знаний, с использованием ИКТ.

Формы и методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный;

Фронтальная и индивидуальная.

Личностные:

осознавать необходимость уважительного отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности, как основе творчества;

развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ обучающихся.

Познавательные:

осуществлять анализ реально существующих форм животных и умение творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Регулятивные:

формировать навыки самостоятельной работы, развивать образное воображение, способность к творчеству, планировать время, работу, оценивать и анализировать результаты работы.

Коммуникативные: развивать потребность в коллективной деятельности, способствовать накоплению опыта общения, ведения диалога, дискуссии, определять общую цель и пути ее достижения, принимать активное участие в работе парами, учиться высказывать и отстаивать свое мнение.

Предметные:

понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные способы стилизации и комбинирования форм для получения новой вымышленной формы, формировать изобразительные умения, навыки, чувство формы, ритма.

Оборудование:

изделия художественных промыслов с изображениями сказочных птиц, карточки для работы в группе, детские работы, презентация по теме урока.

Художественные материалы:

акварельные краски, кисти, бумага.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Спасибо, садитесь.

Девизом нашего урока станут слова режиссёра, актёра и педагога Константина Станиславского: «Фантазия, как и воображение, необходима художнику» (материал презентации)

2. Разминка для художников

1) Рисование в воздухе.

Ваша рука – кисточка. Рисуем в воздухе цветок, бабочку, дом.

2) Блиц-турнир.(сопровождается материалом презентации: фото, иллюстрации)

Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок?

(Мороз, Осень)

Назовите единственное на Земле рисующее существо.

(Человек)

Какой материал для рисования заливает лицо от стыда?

Её художник «вгоняет в краску». Назовите её.

Что, по мнению художников, маслом не испортишь?

(Картину)

Ткань на языке живописца - это что?

(Холст, полотно)

3. Актуализация знаний

На доске фото животных, репродукции картин (материал презентации),

выставка детских рисунков.

Учитель: - Кого изображали на прошлом уроке изобразительного искусства?

Обучающиеся: - Мы рисовали птиц родного края.

Учитель: - Как называют художников, изображающих животных?

Обучающиеся: - Их называют анималистами.

Учитель: - Правильно, а как произошло это слово?

Обучающиеся: - От латинского слова «анимал» - животное.

Учитель: - Каких художников-анималистов вы знаете?

Обучающиеся: - Василий Ватагин, Евгений Чарушин, Валентин Серов.

4. Беседа по теме урока

Учитель: - На прошлом уроке мы рисовали птиц, реально существующих в окружающем мире. Что такое реальность? Реальность - это то, что вокруг нас, то, что существует на самом деле. Реальный мир во всём его многообразии проявлений – это бесценная кладовая, из которой художник черпает темы для своих картин.

Наша школа – это реальность?

Обед в школьной столовой – это фантазия?

Змей-Горыныч, обучающийся с нами в классе, – это реальность? Это, конечно, фантазия.

Фантазия - это импровизация на свободную тему. Фантазировать - значит воображать, сочинять, представлять.Фантазия - мечта, продукт воображения, помогает создавать новое, обогащает человека.

Мастер Изображения рисует не только то, что видит вокруг, но и то, что ему подсказывает фантазия.В основе любой фантазии - правда жизни. Ведь художник способен фантазировать только на основе увиденного в окружающем мире.

5. Работа в группах

Повторение правил работы в группе.

Каждая группа получает карточку. Участники группы знакомятся с фантастическим животным, чтобы рассказать о нем классу.

Кого увидел Мастер Изображения?

Каждая группа знакомит класс со своей информацией. (сопровождается материалом презентации: иллюстрации)

6. Физминутка

Цель: отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и обучить основам здоровой жизни.

Чтоб красиво рисовать,

Надо пальцы нам размять.

Кулачки все крепко сжали

И немного подержали.

Подержали и разжали.

Мне ладошки показали.

Делай быстро, детвора.

Рисовать теперь пора.

7. Работа с учебником

Учитель: - Откроете учебник на странице 62. Сегодня мы познакомимся с реальной или сказочной птицей?

Обучающиеся: - Со сказочной птицей.

Учитель: - Видели такую птицу в природе?

Обучающиеся: - Не видели.

Учитель: - Это сказочная птица Сирин, один из самых любимых образов русского декоративно-прикладного искусства. Когда-то в старые времена легенды о сладкоголосой птице Сирин привезли на Русь купцы и путешественники. Она была наделена сильным голосом, который завораживал людей, сводил их с ума. Прилетает птица Сирин один раз в сто лет из Рая. Люди слушали сладкие и заманчивые песни птицы, шли за ней следом, отчего обязательно погибали.

Вы сказали, что не видели в природе такую птицу, а отдельные элементы, части?

Обучающиеся: - Это части птицы и человека.

Учитель: - Художник соединил в одно целое разные части разных образов. В этом ему помогла фантазия.

Задание: придумать и изобразить свое фантастическое животное, похожее на зверя, птицу или рыбу.

8. Работа в парах

Обсуди с партнером, какое животное придумал и решил изобразить.

9. Творческая практическая деятельность обучающихся

Повторение правил техники безопасности и личной гигиены с краской, кистью и водой.

Фантазия художника щедра,

Она нам дарит столько неожиданного...

Представь, насколько б жизнь была бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.

Творите! Желаю успехов в работе.

10. Электронная физминутка для глаз «Пчелка» (http://pedsovet.su)

Цель: эффективное переключение внимания и снятие утомления с глазодвигательных мышц.

11. Итог урока

Что такое фантазия?

Что вдохновляет Мастера Изображения придумывать фантастические образы?

Каких животных вы придумали и изобразили?

12. Выставка и анализ рисунков

13. Домашнее задание (дифференцированное)

Красная группа: найти в литературных произведениях примеры фантастических животных, принести книги в класс.

Синяя группа: вылепить из пластилина фантастическое животное и дать ему устную зарисовку-характеристику.

Зеленая группа: найти фото или рисунок фантастического животного и войти в его образ.

14. Эмоционально – художественная рефлексия

Обучающимся предлагается два изображения - пейзажи. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают тот пейзаж, который соответствует их настроению от урока, ставят туда магнит-звездочку.



15. Уборка рабочего места

Список использованной литературы

1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд»: 2 класс. М.: ВАКО, 2011.

2. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.

3. Неменский Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2010.

4. Светлова И. Е. Развиваем воображение и фантазию. М.: Эксмо, 2005.

Интернет-ресурсы

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения