Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (образ «жестокого мира» в драматургии Островского). Образ «жестокого мира» в драматургии Островского (по одной из пьес «Гроза» или «Бесприданница») Сочинение по литературе на тему: Образ “жестокого мира” в драм

А. Н. Островский в очерке “Записки замоскворецкого жителя” “открыл” страну, “до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье”. Это земля, живущая традициями седой старины, – “темное царство”. Современники за открытие этой страны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. И в самом деле, в своих пьесах он обличает “темные” стороны купеческой жизни.
Общественный подъем 60-х годов захватил Островского, и в 1859 году он создал драму “Гроза”, о которой Добролюбов сказал: “Гроза” – без сомненья, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий”.
Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. “Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу”, – восхищается Кулигин, глубоко чувствующий поэтическую прелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и счастливой. Однако богатые купцы создали в нем мир “тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия”. Городок известен крепкими запорами и глухими заборами, заковавшими всякое новое проявление жизни. Островский критически изображает быт и нравы купечества. Всех жителей города он делит на бедных и богатых, угнетателей и угнетенных. О тяжести жизни бедняков города рассказывает Кулигин: “В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой норы! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба”. А причина нищеты, по его мнению, в бессовестной эксплуатации бедных богатыми: “А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Странница же Феклуша восхваляет калиновскую жизнь: “В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!” Так сталкиваются две оценки одного и того же явления. Феклуша – ярая защитница суеверий, воплощение невежества, пользуется покровительством властителей “темного царства”. Невежественные жители города Калинова слушают Феклушу и верят ее рассказам.
Олицетворением жестокости, невежества, самодурства являются Дикой Савел Прокофьевич и Марфа Игнатьевна Кабанова, купцы города. Кабанова – богатая купчиха, вдова. В своей семье она считает себя главной, держит ее крепко, соблюдает в доме изжившие себя порядки и обычаи, основанные на религиозных предрассудках и Домострое. Только и слышится из уст Кабанихи брань и попреки за несоблюдение отживших порядков. Жертву свою она “поедом ест”, “точит, как ржа железо”. Добролюбов говорит о ней: “Грызет свою жертву долго и неотступно”. Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при отъезде, ругает ее за то, что она не “воет” на людях, провожая мужа. Велит Тихону бить Катерину, после того как она призналась в своем “грехе”, считает, что ее надо “живую в землю закопать, чтобы она казнилась”. Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Кабаниха – выразитель идей и принципов “темного царства”. (Она очень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят за пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездил в Москву.) Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни – деньги. Кабаниха понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению. Кабаниха лицемерна, прикрывается добродетелью и набожностью, в семье – бесчеловечный деспот и тиран, но оделяет нищих.
Тупая, невежественная, считающая паровоз “огненным змием”, она окружает себя такими же мракобесами, как и сама. Ее умственные интересы не идут дальше нелепых рассказов бродячих богомолок о странах, “где люди все с песьими головами”, где правят “султан Махнут турецкий” и “султан Махнут персидский”. Скрывая деспотизм под личиной благочестия, Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоречить ни в чем, Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться. Своей тиранией она довела Катерину до гибели, Варвара, дочь ее, убегает из дома, а Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?” Так, желая сохранить старинный уклад жизни в семье, основанный на всеобщем подчинении главе семьи, то есть ей, Кабаниха довела ее до развала.
Но если Кабаниха защищает идеи “темного царства”, то Дикой просто грубый самодур. (И Дикой, и Кабаниха относятся к “темному царству”. У них очень много общих черт.) Речь Дикого груба и невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. (Дикой считает, что гроза – божье предзнаменованье.) Дикой постоянно воюет, но только с теми, кто его боится или полностью от него зависит. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, терпит его ругань, так как материально зависим от Дикого. Самая главная черта характера Дикого – жадность. Смысл жизни Дикого – приобретение и увеличение богатства. Для этого он не брезгует никакими средствами. (Городничему, которому мужики жалуются, что их обсчитывают, Дикой отвечает: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!”) Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности.
В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического. Кабаниха же (с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшна по-настоящему) – это самая зловещая фигура в городе. (Дикой стремится грубо утвердить свою власть, Кабаниха же спокойно утверждает себя, охраняя все старое, уходящее.)
Жители города Калинова живут в постоянном страхе перед силами природы, перед богатыми купцами. В пьесе большое количество массовых сцен, в которых мы видим всех жителей города и узнаем о них.
Узнаем, что на бульваре, созданном для них, они не гуляют, к улучшению жизни не стремятся. Богатые купцы тиранят домашних за высокими заборами. Невежество калиновцев проявляется в сцене, когда рассматривают картину и идет разговор о Литве, которая “с неба упала”. Бедным же, по словам Кулигина, гулять некогда, так как у них “день и ночь работа”. Купцы же грабят дальних и ближних, чужих и родных. “Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних” – таков, по словам Кулигина, секрет помыслов богатых жителей города.
Бесчеловечным нравам “темного царства” все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины – вызов “темному царству”, страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в “темном царстве” изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в “Грозе”, он распространил на всю царскую Россию: “Русская жизнь и русская сила вызваны художником в “Грозе” на решительное дело”.
“Гроза” – не единственная пьеса А. Н. Островского, которая обличает жестокие нравы купечества; к таким произведениям относятся и “Бесприданница”, и “Бешеные деньги”, и “Доходное место”.

Сочинение по литературе на тему: Образ “жестокого мира” в драматургии Островского

Другие сочинения:

  1. В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений – драму “Гроза”, в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворени­ем “жестокого мира”. В доме, широко известном в волжском городе Калинове, главенствует и таким Read More ......
  2. Конфликт одной из самых известных пьес А. Н. Островского “Гроза” построен на трагическом противоборстве личности со средой, ее окружающей, – с миром патриархального купечества, “темным царством” города Калинова. Нужно заметить, что в центре всех пьес Островского, без сомнения, находится мир Read More ......
  3. Драма “Бесприданница” стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта ее сравнивают с “Грозой”. Такое сопоставление дает возможность ощутить новые грани дарования автора, его художественную эволюцию. Психологизм “Бесприданницы” – это психологизм великого мастера. Read More ......
  4. А. Н. Островский вошел в русскую литературу как “Колумб” патриархального купечества. Выросший в районе Замоскворечья и досконально изучивший нравы русских купцов, их миропонимание, жизненную философию, драматург перенес свои наблюдения в произведения. В пьесах Островского исследуется традиционная жизнь купечества, изменения, которым Read More ......
  5. Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. “Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу. Вид необыкновенный. Душа радуется”, – восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей Read More ......
  6. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! А. Н. Островский Драма Александра Николаевича Островского “Гроза” на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим “темное царство”, которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим Read More ......
  7. Александр Николаевич Островский… Это явление необычное. Его роль в истории развития русской драматургии, сценического искусства и всей отечественной культуры трудно переоценить. Для развития русской драматургии он сделал столь же много, как Шекспир в Англии, Лоне де Вега в Испании, Мольер Read More ......
  8. Основой конфликта пьесы А. Н. Островского “Гроза” является противостояние темной и невежественной купеческой среды со светлой личностью. В итоге побеждает “темное царство” города Калинова, которое, как показывает драматург, очень сильно и имеет огромное влияние. Что же представляет собой это “темное Read More ......
Образ “жестокого мира” в драматургии Островского

«Бесприданница» - лучшая психологическая драма А.Н.Островского. Центральная тема произведения – тема «горячего сердца, гибнущего среди людей, которые служат деньгам, а не красоте».
Происходящее в пьесе связано с современностью – семидесятыми годами XIX века. А.Н.Островский в ремарке указывает: «Действие происходит в настоящее время». Автору важно подчеркнуть актуальное значение конфликта между чувством и выгодой. Это период расцвета буржуазных отношений. Судохозяин Паратов так объясняет новые законы: «Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии…»
Образ «жестокого мира» в пьесе воплощен в метафоре «цыганский табор». В доме главной героини, бесприданницы, постоянно бывали разные люди, которые искали для себя развлечений, веселья. Красивая, талантливая девушка жила, как в чаду, и бесконечно страдала. Мать заставляла ее петь, танцевать, любезничать, занимать гостей. Все унижения Лариса терпела для того, чтобы выйти замуж за богатого поклонника. Мать приказывала Ларисе: «И притворяйся, и лги!….Уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески». Среди потенциальных женихов у Огудаловых появлялись нелепые фигуры: «старик какой-то с подагрой, да разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный», да кассир, оказавшийся мошенником.
Были среди обожателей и хищные дельцы: купцы Кнуров, Вожеватов, барин Паратов. Долгое время за Ларисой ухаживал мелкий чиновник Карандышев. Всю эту разномастную компанию объединяло одно: потребительское отношение к жизни и к людям. Законы «жестокого мира» основаны на деловом расчете, личной выгоде, равнодушии к ближнему. В этом обществе все продается, даже любовь, честь, красота.
Купцы новой формации говорят исключительно о деньгах, об их власти над людьми. Так, Паратов хочет выгодно жениться и взять в приданое «золотые прииски». Он продает свою свободу, готовится за такое приданое со стороны невесты забросить кутежи, надеть фрак и говорить по-французски. Сам он не знает, что такое жалость и сострадание. Паратов откровенно признается: «У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Паратов для развлечения повсюду возит с собой спившегося провинциального актера, которому дал прозвище Робинзон. Барин распоряжается им, как собственностью, предлагает его купцам для потехи: «Вот отводите свою душу, могу его вам дня на два, на три предоставить». Лариса небезразлична Паратову. Однажды он чуть не женился на ней. Во время второй встречи он снова по-настоящему увлекается красивой «вещью». Его вспышка чувств приводит к новому и страшному обману: он увозит Ларису, а потом безжалостно бросает ее. Как говорит Кнуров: «миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет».
У Паратова в одном ряду находятся пароход «Ласточка» (его потом можно продать), актер Робинзон (он пригодился для забавы. Лариса. В одном ряду оказывается то, чем можно попользоваться, насладиться, потешиться, а затем поменять на более ценное и выгодное. Паратов принял правила игры, основанные на трезвом расчете и беспредельном эгоизме, и не намерен проигрывать ни при каких условиях, так как собственные выгоды и удовольствия для него дороже всего.
По таким же законам действуют Кнуров и Вожеватов. Во взаимоотношениях с Ларисой раскрывается их нравственный облик. Трезво и по-деловому Вожеватов оценивает положение Ларисы, бесстрастно рассчитав, что надеяться ей не на что: «Теперь женихов-то в самый обрез… бесприданницам и не достает…» Общение с Ларисой является для него развлечением на фоне довольно однообразной жизни, удовольствием, за которое можно и должно платить деньги. Ситуацию, в которой оказывается Лариса из-за Паратова, Вожеватов называет «удобным случаем», словно речь идет о выгодной торговой сделке. Он предлагает кинуть жребий. Проиграв Ларису в орлянку, потерял к ней всякий интерес.
Крупный делец Кнуров оценивает красоту Ларисы как источник удовольствия, который можно купить: «Эта женщина создана для роскоши». Цинизм Кнурова прикрывается маской показного доброжелательства. Этот герой не сомневается, что Лариса примет его предложение пойти к нему на содержание, так как знает меру своей власти над людьми. Он говорит ей: «Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет…» Предугадывая сложное развитие отношений Ларисы и Паратова, Кнуров замечает: «Кажется, драма начинается». Он и Вожеватов с самого начала наблюдали за судьбой Ларисы, будто притаившиеся хищники, готовые в любой момент ухватить добычу. Даже и в сочувствии Ларисе они остаются хладнокровными дельцами, что наиболее точно сформулировал Вожеватов: «Что делать! Мы не виноваты, наше дело сторона».
Лариса согласилась на брак с Карандышевым, потому что хотела убежать из мира продажности. «Цыганский табор» она мечтала заменить на покой в деревне: «Но пусть там дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем». Ларису убивает неприкрытая истина, которая вдруг открылась ей в финале пьесы: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никто никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова». Эту правду понял и Робинзон, единственный из «зрителей» драмы, не лишенный сердечности: «О варвары, разбойники! Ну, попал я в компанию!»
В холодном, безжалостном обществе судьба любящей, искренней натуры обречена на гибель. Лариса – жертва, потому что не захотела «применяться к обстоятельствам» жестокого мира.

    Перу русского драматурга А.Н.Островского принадлежит множество произведений, в том числе и драма в четырех действиях Бесприданница. Ее герои – Харита Огудалова – вдова, ее дочь Лариса, делец Кнуров, представитель торговой фирмы Вожеватов, небогатый чиновник...

  1. Новое!

    Все действие «Бесприданницы» скон­центрировано вокруг одного персо­нажа - Ларисы - и носит целена­правленный и напряженный характер. Можно даже сказать, что в целом «Гроза» более эпична, а «Бес­приданница» - более драматична. Это проявляется, в частности,...

  2. В русской литературе «маленький человек» традиционно изображался как жертва социальной несправедливости. Таков образ Башмачкина в повести Гоголя «Шинель» или Самсона Вырина в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина. Судьбы мелких чиновников вызывали сочувствие,...

    Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества.В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины,воспевались её лучшие черты:верность,искренность,красота,ум,благородство,нежность и бескорыстная любовь. ...

"жестокого мира" в драматургии А. Н. Островского (по пьесе "Гроза")

"Грозе" важно было не только многосторонне раскрыть образ главной героини, но и дать широкую панораму провинциального русского города. Поэтому и основной конфликт у него завязывается не сразу. Еще до появления на сцене Катерины начинает постепенно определяться противостояние друг другу персонажей и тех сил, которые они олицетворяют. Более того, Катерину зритель впервые видит только в пятом явлении. Первая встреча с Борисом происходит только в третьем акте. И. А. Гончаров сказал как-то об Островском, что "в сущности он писатель эпический". Здесь очень точно подмечено новаторство драматурга, тот вклад, который он внес в русскую драму. Островский хочет захватить как можно больший пласт провинциальной жизни, и эта эпичность расши ряет возможности русской драмы. "Гроза" и стала одной из лучших семейно-бытовых драм писателя. Стилевая особенность Островского-драматурга - обширная развернутая экспозиция. В "Грозе" она не только занимает весь первый акт, но и захватывает часть второго. Именно в экспозиции и возникает та удушающая атмосфера, в которой приходится жить калиновцам, обрисовывается темное царство. Некоторые герои - например, Кулигин, - даже не участвуют в развитии основного конфликта, но своим присутствием, а еще больше - своими монологами - раздвигают жизненные рамки пьесы.

"ее сын". Таково действительное положение Тихона в городе Калинове и в семье. Принадлежа, как и ряд других персонажей пьесы (Варвара, Кудряш, Шапкин), к младшему поколению калиновцев, Тихон по-своему знаменует конец патриархального уклада. Молодежь Калинова уже не хочет в быту придерживаться старинных порядков. Однако Тихону, Варваре, Кудряшу чужд максимализм Катерины, и в отличие от центральных героинь пьесы, Катерины и Кабанихи, все эти персонажи стоят на позиции житейских компромиссов. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его каждый сообразно своему характеру. Формально признавая над собой власть старших и власть обычаев, они поминутно идут против них. Но именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции значительной и нравственно высокой выглядит Катерина.

к жене. Он любит Катерину, но не так, как по нормам патриархальной морали должен любить муж, и чувство к нему Катерины не такое, какое она должна питать к нему, по ее собственным представлениям: "Нет, как не любить! Мне жаль его очень!"-говорит она Варваре. "Коли жалко, так не любовь. Да и не за что, надо правду сказать",-отвечает Варвара. Для Тихона вырваться из-под опеки матери на волю-значит удариться в загул, запить. "Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!" - отвечает он на бесконечные упреки и наставления Кабанихи. Униженный попреками матери, он готов сорвать свою досаду на Катерине, и только заступничество сестры Варвары, отпускающей его тайком от матери выпить в гостях, прекращает сцену.

"Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай! " - утешает он жену, расстроенную нападками свекрови). И все же пожертвовать двумя неделями "без грозы" над собой, взять в поездку Катерину он не хочет. Он вообще не слишком ясно понимает, что с ней происходит. Когда мать заставляет его произносить ритуальный наказ жене, как жить без него, как вести себя в отсутствие мужа, ни Кабаниха, ни он, произнося: "Не заглядывайся на парней",-не подозревают, насколько все это близко к ситуации в их семье. И все же отношение Тихона к жене человечно, оно имеет личный оттенок. Ведь это он возражает матери: "Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит". Наконец, когда Катерина просит взять с нее на прощание страшные клятвы, Тихон испуганно отвечает: "Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!" Но, как это ни парадоксально, именно мягкость Тихона в глазах Катерины не столько достоинство, сколько недостаток. Он не может помо чь ей ни тогда, когда она борется с грешной страстью, ни после ее публичного покаяния. И реакция его на измену совсем не такая, какую диктует патриархальная мораль в подобной ситуации: "Вот маменька говорит, что ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее пальцем жаль тронуть". Он не может выполнить совет Кулигина, не может защитить Катерину от гнева матери, от насмешек домочадцев. Он "то ласков, то сердится, да пьет все". И только над телом мертвой жены Тихон решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины и именно этой публичностью нанося Кабанихе самый страшный удар. Феклуша - странница. Странники, юродивые, блаженные - непременная примета купеческих домов - упоминаются Островским довольно часто, но всегда как внесценические персонажи. Наряду со странствовавшими по религиозным побуждениям (шли по обету поклониться святыням, собирали деньги на строительство и содержание храмов и т. п.) немало попадалось и просто праздных людей, живших за счет щедрот всегда помогавшего странникам населения. Это были люди, для которых вера была лишь предлогом, а рассуждения и рассказы о святынях и чудесах были предметом торговли, своеобразным товаром, которым они расплачивались за подаяние и приют. Островский, не любивший суеверий и ханжеских проявлений религиозности, всегда упоминает о странниках и блаженных в иронических тонах, обычно для характеристики среды или кого-либо из персонажей (см. особенно "На всякого мудреца довольно простоты", сцены в доме Турусиной).

"Грозе", и небольшая по объему текста роль Феклуши стала одной из самых знаменитых в русском комедийном репертуаре, а некоторые реплики Феклуши вошли в обиходную речь. Феклуша не участвует в действии, не связана непосредственно с фабулой, но значение этого образа в пьесе весьма существенно. Во-первых (и это традиционно для Островского), она - важнейший персонаж для характеристики среды в целом и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова. Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для понимания отношения Кабанихи к миру, для уяснения присущего ей трагического чувства крушения ее мира. Впервые появляясь на сцене сразу после рассказа Кулигина о "жестоких нравах" города Калинова и непосредствен но перед выходом Кабанихи, нещадно пилящей сопровождающих ее детей, со словами "Бла-а-лепие, милая, бла-алепие! ", Феклуша особо хвалит за щедрость дом Кабановых. Таким образом получает подкрепление характеристика, данная Кабанихе Кулигиным ("Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем").

"не стянула бы чего", и слышит в ответ раздраженную реплику: "Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете". Глаша, неоднократно высказывающая ясное понимание хорошо ей известных людей и обстоятельств, простодушно верит рассказам Феклуши о странах, где живут люди с песьими головами "за неверность". Это подкрепляет впечатление, что Калинов являет собой замкнутый, ничего не ведающий о других землях мир. Впечатление это еще более усиливается, когда Феклуша начинает рассказывать Кабановой о Москве и железной дороге. Разговор начинается с утверждения Феклуши, что настают "последние времена". Примета этого-повсеместная суета, спешка, погоня за скоростью. Паровоз Феклуша называет "огненным змием", которого стали запрягать для скорости: "другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапамито вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат". Наконец, она сообщает, что и "время-то стало в умаление приходить" и за наши грехи "все короче и короче делается". Апокалиптические рассуждения странницы сочувственно слушает Кабанова, из завершающей сцену реплики которой становится ясно, что она осознает надвигающуюся гибель своего мира. Имя Феклуши стало нарицательным для обозначения темной ханжи, под видом благочестивых рассуждений распространяющей всякие нелепые басни.

Жестокость может проявляться в поступках, в мыслях и даже в бездействии. Драма Островского «Гроза» является ярким тому свидетельством. Можно ли назвать жестоким мир, в котором страдает хотя бы один человек? Безусловно. Конечно, в том случае, если страдания конкретного человека не являются плодом его собственного воображения. В драме Островского страдания Катерины - это объективная реальность. С этим можем согласиться даже мы, современные читатели.

Купеческая патриархальная среда, действительно, жестока. Ведь далеко не самые гуманные домостроевские порядки здесь соблюдаются как нельзя более старательно. В маленьком провинциальном городе Калинове жизнь убогая и замкнутая. У жителей нет каких-либо интересов, стремлений. Они невежественны, грубы, равнодушны ко всем и всему вокруг, кроме себя. На первый взгляд, жизнь в городе спокойна и проста. Но это исключительно поверхностное впечатление. Безмятежная жизнь на поверку оказывается полной равнодушия, недоброжелательства, высокомерия, ненависти. Каждый втайне завидует своему соседу, родственнику. В «жестоком мире», образчиком которого является город Калинов, активно попирается человеческое достоинство.
В драме Островского мы видим два ярких представителя «жестокого мира», это Дикой и Кабаниха. Они относятся к старшему поколению, мы легко можем себе представить, что все остальные жители очень на них похожи. Показательно, что Островский показывает именно мужчину и женщину. Патриархальные устои таковы, что младшее поколение должно слушаться своих родителей. И в драме мы видим, каковы эти самые родители. Дикой - отец большого семейства, держащий своих домашних в страхе. Кабаниха - мать семейства, которая ненавидит членов своей семьи.
Купцы-самодуры, представленные в драме Островского в лице Дикого, больше всего думают о своей наживе. Они готовы на все, чтобы преумножить свой капитал. Все поступки купцов-самодуров не могут быть подвергнуты осуждению, потому что «правда» патриархального строя на их стороне. Они сами составляют законы, да и мораль общества полностью одобряет их действия.
Следующий персонаж «жестокого мира» - пожилая женщина, Кабаниха. С.ней связаны такие «достоинства» патриархального строя, как необходимость соблюдать домостроевские обычаи и правила; она учит жить своих домашних; ей свойственны ханжество и лицемерие; она подавляет всех вокруг себя. Женщина в любом обществе является хранительницей домашнего очага. Кабанова полностью соответствует этому. Она защищает устои патриархального домостроевского общества, которое Островский показывает как «жестокий мир».
Домостроевские порядки не сочетаются с проявлением личной свободы. Интересы одного человека здесь никого не интересуют. Главное, чтобы все соответствовало правилам. Именно поэтому «жестокий мир» так нетерпим к несоблюдению традиций. Кабаниха интуитивно чувствует, что в ее собственной семье, где она диктует всем свои условия, мало-помалу появляется робкое сопротивление. Некоторым «оправданием» для Кабанихи является ее собственная уверенность в том, что следует придерживаться существующих норм. Она искренне в это верит. Поэтому ее так расстраивает поведение Катерины, ведь оно не вписывается в эти нормы. «Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего», - жалуется Кабаниха. Ее сетования - это сплошное ханжество и лицемерие.
Конфликт драмы - это нарастание противоречий между «жестоким миром» и Катериной, которая совершенно невольно протестует против уклада патриархального города. «Жестокий мир» до последнего защищает свои устои, о чем свидетельствует властная позиция Дикого и Кабанихи. Однако недолго им осталось наслаждаться собственной властью над окружающими. «Жестокий мир» трещит по швам, о чем свидетельствует поведение Катерины. Если в таком обществе смог появиться хоть один человек, осмелившийся протестовать, значит, вскоре протестов будет больше. Именно об этом говорит Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве»: «Но чудное дело, самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему..., выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».
«Жестокий мир» в образе купеческой провинциальной глубинки отвратителен во всем. Все лицемерное, пошлое, низменное нашло воплощение в городе Калинове. Островский сознательно сгущает краски, делая обитателей этого города такими гротескно-уродливыми.
Для того, чтобы читатель мог осознать все отрицательные стороны этого об-щества, Островский противопоставляет обитателям города Катерину. Она родилась и выросла в той же купеческой среде, однако она совсем не похожа на тех, кто ее окружает. Обладающая живым и пылким воображением, Катерина не может мириться с бесправным существованием. По домостроевским порядкам женщина в доме своего мужа была самым бесправным существом. Катерина к этому оказалась не готова. Она не умеет приспосабливаться, потому что ее внутренний мир сформировался совершенно в других условиях. В доме родителей Катерина была счастливой и свободной.
Кабаниха назойливо вмешивается в жизнь Катерины, считая это своей прямой обязанностью. Мало-помалу Катерина начинает протестовать. Сначала робко, потом ее протест все больше и больше разрастается. Катерина робка и безрассудна одновременно. Она внутренне готова свести счеты с жизнью: «А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!».
Катерина одновременно вызывает сочувствие и восхищение. Ее любовь к Борису - это попытка вырваться из замкнутого круга лицемерия, назойливого вмеша-тельства в чужую жизнь, бесправия. Борис изначально выглядит непохожим на оби-тателей «темного царства», однако, как выяснилось потом, это мнение не соответ-ствовало действительности. Впечатлительная девушка просто не смогла разобраться, что человек не тот, каким хочет казаться. Однако в жизни Катерины любовь к Борису становится чем-то достойным заполнить душевную пустоту.
«Жестокий мир», разумеется, силен. Он не прощает девушке протеста. Сцена покаяния Катерины - это торжество «темного царства». Но рано радовались Кабаниха и ей подобные. У Катерины оказалось достаточно душевных сил, чтобы ра-зорвать оковы. Достаточно оказалось броситься с обрыва в реку, чтобы стало ясно, насколько убого и жестоко царство домостроя. Катерину довели до самоубийства, это очевидно нам, современным читателям. И обитатели города это также понимают, хотя, конечно, вслух признать это хватит смелости далеко не у всех.
На самом деле хрупкость «жестокого мира» становится очевидной. Самое бес-правное существо, женщина, начинает протестовать. Это свидетельствует о том, что конфликт стал очевиден. Образ Катерины, с одной стороны, позволяет понять, что домостроевские порядки неправильны, абсурдны с точки зрения нормального человека. А с другой стороны, образ Катерины показывает, что «жестокому миру» приходит конец. Драма «Гроза» показывает, что в любом обществе рано или поздно появятся протестующие, остановить которых не сможет никто - ни мораль, ни люди.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения