"Литературный калейдоскоп" методическая разработка (2 класс) на тему. Тема: «Литературный калейдоскоп Литературный калейдоскоп в старшей группе

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад №79 «Гусельки» городского округа Тольятти

Конспект итогового мероприятия

по развитию речи в средней

группе (для детей 4-5 лет) на тему:

«Литературный калейдоскоп»

Составил: Воспитатель

Черкасова Анна Викторовна

Тольятти 2018

Задачи : воспитывать интерес к литературе: Устному народному творчеству, поэзии, фольклору; воспитывать чувство сострадания к героям литературных произведений, переживание за них; развивать ритм, совершенствовать интонационную выразительность речи; поупражнять детей в инсценировке небольшой потешки; учить правильному, отчетливому произнесению отдельных звуков. Организационный момент : Воспитатель: ребята, какое сейчас время года? (дети отвечают) а какие вы знаете признаки весны? Давайте с вами отправимся на прогулку. Воздух свежий и чистый (подышим). Солнышко стало ярче (глазки зажмурили). На носики упали капли дождя (сморщили носики). Повернулись друг к другу и улыбнулись. Сюрпризный момент Воспитатель: кто-то плачет за дверью. Посмотрим? Дети соглашаются. Входит Буратино. В: А что с тобой случилось? Буратино: Я потерял несколько листов из своей азбуки.

В: Ребята, поможем нашему новому другу составить новые листы для азбуки? Дети соглашаются.

В: Сейчас мы с вами проведем викторину и вспомним сказки, стихи, считалки, загадки. А ты, Буратино, садись и послушай.

Ход занятия.

Воспитатель читает отрывок из сказки « Лисичка-сестричка и Волк»:

… Ловись рыбка мала и велика… Дети отгадывают сказку

В: Назовите героев этой сказки. Кто из них хитрый, а кто простой?

(показывается картинка из сказки)

В: Пришла весна, а избушка у Лисы и растаяла,… Дети отгадывают сказку «Заюшкина избушка» (показывается картинка).

В: Ребята, а кто помог Зайчику выгнать лису из избушки?

(дети отвечают) Назовите еще героев из этой сказки.

Воспитатель поёт песенку: Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк.… Назовите героев этой сказки. Назовите сказку. (Англ. сказка «Три поросёнка) Как звали поросят? Кто из них был самым умным? (Нуф-Нуф) (показывается картинка из сказки).

Воспитатель читает отрывок из стихотворной сказка К.И. Чуковского «Федорино горе»: … скачет сито по полям, а корыто по лугам, из окошка вывалился стол и пошел, пошел (дети отгадывают) (показывается картинка)

В: Почему посуда обиделась на бабушку Федору и ушла из дома?

А в конце сказки бабушка исправилась?

Воспитатель показывает детям иллюстрацию к сказке «Зимовье»

и спрашивает: Как называется сказка? Назовите героев. Как они готовились к зиме?

В: Молодцы, ребята! Все сказки отгадали. А теперь разминка.

Физминутка: «Бабочка»

Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась. (Потягиваются)

Раз-росой она умылась, два-немного покружилась, (Кружатся)

Три-нагнулась и присела, на четыре-улетела! (Присели-встали - машут руками и бегают по группе)

В: Немного отдохнули и продолжим викторину (садятся на стулья)

В: Ребята, а теперь давайте прочитаем стихи. Затем воспитатель и дети вспоминают считалки, загадки.

В: Видишь, Буратино, какие детки у нас умные, сколько всего знают! А тебе мы хотим подарить листки для твоей азбуки, чтобы ты мог пойти в школу. (Дети дарят картинки Буратино)

Инсценировка.

В: Буратино, мы с детьми приготовили небольшую сценку «В гостях у бабушки Арины». Давай вместе посмотрим.

Дети поочередно читают потешку «Тень тень потетень», один ребёнок изображает бабушку Арину, а другой-кота.

Тень-тень потетень, в огороде-то плетень.

В избе печка топится, бабушка торопится.

Она репу печет, по тарелочкам кладет.

Кот к тарелке скок-себе нос обжёг.

Воспитатель спрашивает: Буратино, тебе понравилось у нас в детском саду?

Он отвечает: Благодарю за подарок, я хорошо провел время.

Дети прощаются с Буратино.

Итог. Воспитатель спрашивает детей, какой герой к ним сегодня приходил? Какие сказки вспомнили? Чем сегодня занимались? Что понравилось?

Воспитатель читает стихотворение о весне Я.Акима.

Шумливые теплые ветры

Весну на поля принесли.

Сережки пушатся на вербе

Мохнатые, точно шмели.

Цели:

Автоматизация и дифференциация звуков «Л», «Р» в самостоятельной речи

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Формирование выразительности речи

Развитие внимания, памяти, логического мышления

Привитие детям интереса к чтению

Формирование умения действовать в коллективе сверстников

Формирование познавательного интереса через использование ИКТ

Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация «Калейдоскоп сказок», таблички с названием команд «Лалики» и «Рарики», призовые жетоны «колобки», указка, костюм Феи – ведущей, сладкие призы.

Предварительная работа:

Распределить детей по двум командам

Приготовить призовые жетоны

Провести предварительное чтение с детьми различных сказок

Организовать в группе выставку книг со сказками

Ход викторины

Слайд 1.

(Название викторины, музыкальное сопровождение –заставка к тв. передаче «В гостях у сказки».)

Здравствуйте, ребята. (Ведущий – учитель-логопед в костюме Феи.) Сегодня мы с вами проведём литературную викторину «Калейдоскоп сказок», которая покажет не только как вы хорошо знаете русские и зарубежные сказки, но и то, как правильно и красиво вы умеете произносить сложные звуки «Л» и «Р».

Слайд 2.

(На фоне дворца – печальный царь и улетающая в ступе Баба-яга, музыкальное сопровождение – зловещий, коварный смех.)

Представьте, что мы попали в волшебную страну сказок, которой правит добрый царь, а там случилась беда, Баба-яга украла солнышко с неба, и все сказки стали не цветные, а серые, мрачные и печальные. Давайте поможем вернуть солнце в страну сказок, ответим на вопросы викторины.

Слайды 3, 4.

(Названия команд «Лалики» и «Рарики», музыкальное сопровождение – весёлая мелодия.)

Участвовать в викторине будут две команды. Команда «Лалики», она будет стараться правильно произносить в своих ответах звуки «Л» и «Ль». Команда «Рарики» будет отвечать за звуки «Р» и «Рь». За каждое правильно выполненное задание команды будут получать призовые жетоны – колобки. В конце викторины – мы определим команду-победителя. Итак, в добрый путь!

Слайд 5.

(Предметные картинки: джунгли, медведь Балу, волк Акела.)

Первое задание викторины – узнать сказку по подсказкам (для команды «Лалики»; дети называют картинки – подсказки и угадывают сказку «Маугли» и получают призовой жетон -колобок; дополнительный призовой жетон можно получить, если назвать автора сказки – Р.Киплинг)

Слайд 6.

(Предметные картинки: пёс Артемон, Пьро, Карабас.)

Первое задание викторины – узнать сказку по подсказкам (для команды «Рарики»; дети называют картинки – подсказки и угадывают сказку «Золотой ключик или приключения Буратино», получают жетон - колобок; дополнительный призовой жетон можно получить, если назвать автора сказки – А.Толстой)

Слайд 7.

(Предметные картинки: колобок, Золушка, Незнайка, Белоснежка.)

Второе задание викторины – кто лишний? (Для команды «Лалики»; дети называют картинки и определяют лишнего героя, в названии которого нет звука «Л», это Незнайка и получают призовой жетон - колобок; дополнительный призовой жетон можно получить, если назвать автора сказки – Н.Носов.)

Слайд 8.

(Предметные картинки: Мойдодыр, Страшила, Дюймовочка, Бармалей.)

Второе задание викторины – кто лишний? (Для команды «Рарики»; дети называют картинки и определяют лишнего героя, в названии которого нет звука «Р», это Дюймовочка и получают призовой жетон - колобок; дополнительный призовой жетон можно получить, если назвать автора сказки – Г.Х.Андерсен.)

Слайд 9.

(Предметные картинки: Маугли, ласточка, Чиполлино, Айболит, Малыш, Золушка и две лодочки: синяя и зелёная.)

Третье задание викторины – «Л» или «Ль»? (Для команды «Лалики»; дети называют картинки и определяют твёрдый звук в названии или мягкий, в какой лодочке поплывёт сказочный герой, если звук «Л», то в синей (обозначение твёрдых согласных звуков ), если звук «Ль», то в зелёной (обозначение мягких согласных звуков

Слайд 10.

(Предметные картинки: Буратино, крокодил, черепаха, Ариэль, Карлсон и коза Дереза и два воздушных шара: синий и зелёный.)

Третье задание викторины – «Р» или «Рь»? (Для команды «Рарики»; дети называют картинки и определяют твёрдый звук в названии или мягкий, на каком воздушном шаре полетит сказочный герой, если звук «Р», то на синем (обозначение твёрдых согласных звуков ), если звук «Рь», то на зелёном (обозначение мягких согласных звуков ) и получают призовой жетон – колобок.)

Слайд 11.

(Предметные картинки: лисичка со скалочкой, мальчик-с-пальчик, летучий корабль, Айболит, царевна-лягушка и паровозик с тремя вагонами.)

«Определи место звка «Ль» в словах» (для команды «Лалики»; дети называют картинки и определяют место звука «Ль» в слове: начало, середина или конец и называют соответствующий вагон и получают призовой жетон – колобок.)

Слайд 12.

(Предметные картинки: Чебурашка, Рапунцель, маленькая разбойница, Дядя Фёдор, Снежная Колролева и паровозик с тремя вагонами.)

Четвёртое задание викторины – «Определи место звка «Р» в словах» (для команды «Рарики»; дети называют картинки и определяют место звука «Р» в слове: начало, середина или конец и называют соответствующий вагон и получают призовой жетон – колобок.)

Слайд 13.

(Предметные картинки: Чиполлино, Айболит и Великан на фоне острова с тремя пальмами.)

Пятое задание викторины – (для команды «Лалики»; дети называют сказочных персонажей и определяют, кто из них может жить на острове с тремя пальмами, у кого в названии три слога, определяют лишнего героя и получают призовой жетон – колобок.)

Слайд 14.

(Предметные картинки: пират, царь, рыцарь на фоне морского пейзажа и корабля с двумя парусами.)

Пятое задание викторины – «Кто лишний (по количеству слогов)» (для команды «Рарики»; дети называют сказочных персонажей и определяют, кто из них может плыть на корабле с двумя парусами, у кого в названии два слога, определяют лишнего героя и получают призовой жетон – колобок.)

Слайд 15.

(Предметные картинки: Бабки-ёжки, музыкальное сопровождение - частушки Бабок-ёжек из мультфильма «Летучий корабль».)

Лалики и Рарики, давайте немного отдохнём, повеселимся и потанцуем вместе с задорными Бабками-ёжками и их весёлыми частушками (дети по образцу ведущего и самостоятельно танцуют русский народный танец).

Слайд 16.

(Предметная картинка: Малыш, и три звуковые схемы.)

Шестое задание викторины – «Подбери звуковую схему» (для команды «Лалики»; дети подбирают звуковую схему для слова «Малыш» и получают призовой жетон – колобок; можно получить дополнительный жетон, если назвать автора сказки – А.Линдгрен).

Слайд 17.

(Предметная картинка: репка, и три звуковые схемы.)

Шестое задание викторины – «Подбери звуковую схему» (для команды «Рарики»; дети подбирают звуковую схему для слова «репка» и получают призовой жетон – колобок; можно получить дополнительный жетон, если назвать автора сказки – русский народ).

Слайд 18.

(Предметные картинки, соединённые стрелками по парам: колобок и лиса, Чиполлино и принц Лимон, Золушка и хрустальная туфелька.)

«Составь предложения» (для команды «Лалики»; дети составляют предложения по двум опорным словам и получают призовой жетон – колобок; дополнительный жетон можно получить, если предложения будут распространённые, с большим количеством определений).

Слайд 19.

(Предметные картинки, соединённые стрелками по парам: принцесса и дворец, Карлсон и варенье, Крокодил Гена и гармошка.)

Седьмое задание викторины – «Составь предложения» (для команды «Рарики»; дети составляют предложения по двум опорным словам и получают призовой жетон – колобок; дополнительный жетон можно получить, если предложения будут распространённые, с большим количеством определений).

Слайд 20.

(Сюжетные и предметные картинки к текстам скороговорок)

«Повтори скороговорки» (для команды «Лалики»; представители команды громко, чётко, выразительно и в быстром темпе повторяют за ведущим сказочные скороговорки и получают призовой жетон – колобок).

  • Колдун наколдовал Коле клад.
  • Лилипуты пили волшебные пилюли и смогли одолеть великана.
  • Гуси-лебеди летели и на воду плавно сели.

Слайд 21.

(Сюжетные и предметные картинки к текстам скороговорок.)

Восьмое задание викторины – «Повтори скороговорки» (для команды «Рарики»; представители команды громко, чётко, выразительно и в быстром темпе повторяют за ведущим сказочные скороговорки и получают призовой жетон – колобок).

  • Пирату и брат не брат, на то он и пират.
  • Страшила, Дровосек и Трусливый лев добрались до Изумрудного города.
  • Папа Карло продал куртку и купил для Буратино букварь.

Слайд 22.

(Предметная картинка: Буратино и текст скороговорки.)

Ребята, давайте выполним последнее задание викторины, общее для Лаликов и Рариков. Произнесём скороговорку про Буратино, в которой нужно правильно произносить оба звука «Л» и «Р».

  • Из полена Папа Карло
  • Буратино смастерил.
  • Неприятностей немало
  • Папа Карло пережил!

А теперь давайте подсчитаем количество призовых жетонов – колобков и определим, какая команда лучше знает сказки.

Слайд 23.

(На фоне дворца – пропадают дождевые тучи, прилетают бабочки и появляется солнышко, музыкальное сопровождение – заставка к ТВ. передаче «В гостях у сказки».)

Ребята, вы все сегодня – молодцы и помогли солнышку вернуться в сказочную страну! Поскорее учитесь читать, чтобы познакомиться с новыми замечательными сказками. Все вы награждаетесь сладкими призами. До новых встреч!

Нуриева А.С., Яшнева Л.И.,

учителя начальных классов МБОУ «Гимназия №22» НМР РТ

Внеклассное мероприятие (3-4 классы)

Игра-соревнование «Литературный калейдоскоп»

(«Своя игра»)

Основные цели и задачи:

    Активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию учебной деятельности. Дать учащимся возможность продемонстрировать свои знания, проявить склонности, развивать познавательный интерес.

    Научить ребят следовать правилам игры. Развивать умения слушать и слышать друг друга, работать в команде и обосновывать свое мнение.

    Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости. Создание в детском коллективе атмосферы дружелюбия, эмоционального подъема и комфорта.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся систематизируют теоретические знания, развивают практические умения и навыки, создают условия для развития интереса к чтению произведений; развитие познавательной компетенции учащихся через игровую технологию.

Метапредметные (УУД):

Личностные: уважительно относятся к книге, сформирована эстетическая потребность, ценностей и чувств, развита высокая творческая активность при выполнении коллективных заданий.

Регулятивные: развиты волевые качества учащихся при включении детей в игровую деятельность, оценивают свою деятельность.

Познавательные: развиты умения и навыки осуществлять деятельность в разных видах и формах, приобщение учащихся к миру литературы, развиты логическое мышление, память, внимание.

Коммуникативные: умеют доказывать свою точку зрения в обсуждении вопросов в коллективе, находить общее решение при работе в группах, умеют договариваться, уступать.

Ход занятия

    Организационный момент

Сегодня мы собрались, чтобы побольше узнать интересного и занимательного из мира художественной литературы.

    Целеполагание

Мы с вами будем играть в командную игру "Своя игра", но для победы в ней нам понадобятся знания по литературному чтению. Правило игры: задача каждой команды набрать как можно больше золотников (далее будет сокращение 10 з.). Для этого необходимо правильно ответить на задания в игре. Задание поочередно выбирают капитаны команд.

    Основной этап

В игре участвуют две команды: «Читатели» и «Рассказчики». Каждая команда выбрала капитанов, которые берут на себя руководство своей командой, поддерживают дисциплину, организуют работу над заданиями. Итак, начинаем игру!

Кто первый ответит на вопрос, тот получает право выбрать задание: замени слово дремать устойчивым словосочетанием (клевать носом)

Вдумчивый читатель «Читаем между строк»

Ответы на вопросы,

«По страницам басен»

«В гостях у сказки»

«Поговорка-цветок, а пословица-ягодка»

«Начало есть – найди конец»

Раздел «Читаем между строк» :

Праздник синиц

Давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник, слетаются пёстрые, нарядные, такие разные синицы. Потому, видимо, в народе в былые времена отмечали 12 ноября праздник – День синицы.

В наших парках, да и лесах, живут семь видов разных синиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек.

Самая крупная и заметная – большая синица. Она отличается от всех других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком. Посередине брюшка и горла – чёрная полоса с синеватым отливом, на голове – чёрная шапочка. Большая синица ни от какого угощения не откажется: семена, насекомые, кусочки сала – всё для неё годится...
Вся синичья семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней осенью и зимой от бескормицы и голода приходится им питаться семенами.

(В. Корабельников)

Вопросы:
1. В какое время года синицы слетаются стайками?
2. Сколько видов синиц живут в наших парках?
3. Чем питаются синицы весной и летом?

Раздел «По страницам басен» :

10 з.- Назовите три известные басни И.А. Крылова

20 з. – На какое дерево должна была взгромоздиться ворона, чтобы отведать сыр? (На ель)

30 з. – Как называется басня о четырёх неудачных музыкантах? (Квартет)

40 з. - Какая третья птица упоминается в басне «Кукушка и Петух»? (Воробей)

50 з.- Что сделала Мартышка в конце басни с очками? (Об камень так хватила их, что только брызги засверкали)

Раздел «В гостях у сказки» :

10 з.- Железные зубы, костяная нога. Все люди знают - это …(Баба Яга)

20 з. – Сказочный персонаж, превративший нагревательный прибор в транспортное средство? (Емеля)

30 з. – Нам кажется, что имя этой популярной и любимой всеми сказочной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. О ком идет речь? (О Золушке)

40 з. – Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Прекрасная)

50 з. - Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвёртый преследователь, прикинувшись глухим, поймал…Кого? (Колобка)

Раздел «Поговорка-цветок, а пословица-ягодка» :

10 з. – Назови пословицу или поговорку.

20 з. - Не имей сто рублей, а… (имей сто друзей).

30 з. – Назови пословицу или поговорку с числом.

40 з. - Птицу красят крылья, …(а человека труд).

50 з. – Назовите пословицу со словом золотник.

Раздел «Начало есть – найди конец» :

10 з. – И.А. Крылов «Слон и … (Моська)».

20 з. – В.Осеева «Синие … (листья)».

30 з. – Л.Лагерлеф «Чудесное путешествие …(Нильса с дикими гусями)».

40 з. – А. Толстой «Золотой ключик, или … (приключения Буратино)».

50 з. – А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, … (о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)».

    Рефлексия

Ребята, давайте подведем итог мероприятия. Понравилась ли вам игра? Какие задания вас заинтересовали?

Какие у вас были затруднения?

Здравствуйте ребята!

Я рада вас всех видеть в нашем зале. Закончилась уже одна трудовая неделя. Вы устали и мы предлагаем вам отдохнуть. Сегодня мы играем в игру « Литературный калейдоскоп». На уроках чтения мы много изучали рассказов известных писателей, разгадывали загадки, слушали сказки, учились быстро говорить скороговорки.

Тема игры: « Устное народное творчество».

Скажите, какие разделы включает устное народное творчество?

Я думаю, что на игру вы пришли с хорошим настроением. А хорошее настроение присутствует там, где есть радость, вдохновение, восторг, любовь и восхищение.

Чтобы начать игру, мне нужна ваша помощь. Я называю начала предложения, а вы помогаете мне закончить мысль.

На уроках чтения мы много……… .

Слушали и инсценировали…. (песни).

Учились быстро говорить … (скороговорки).

Разгадывали … (загадки).

Учились понимать мудрый смысл… (пословиц).

Я думаю вы догадались какая тема игры?

Есть загадки в нашем крае

До того мудреные

Кто загадку отгадает

Попадет в ученые!

  1. Конкурс «Конкурс загадок».

1 бал за правильный ответ будет дан той команде, которая первой поднимет сигнальную карточку. Игра начинается!

Загадки

1) Само кругло,

В дырках дно.

Муку просевает,

На пироги зазывает.

1. Обруч

2. Бинт

3. Сито

2) Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят.
1. Экскаватор

2. Дуршлаг

3. Большая Медведица

3) Меня частенько просят, ждут, а только покажусь, так прятаться начнут.
1. Гость

2. Дождь

3. Солнце

Загадки

Правильный ответ обведи кружочком!

1)На соломинке дом, сто ребяток в нём.

1. Подсолнух

2. Огурец

3. Колосок

2) Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь - гладко, а откусишь - сладко.
1. Помидор

2. Яблоко

3. Перец

3) В уголке на потолке висит сито, не руками свито.
1. Паутина

2. Гнездо

3. Кружево

Загадки

Правильный ответ обведи кружочком!

1) Невидимка озорной:

Все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит

И куда-то все спешит.

1. Огонь

2. Ветер

3. Скакалка

2) Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
1. Валенки

2. Игрушка

3. Часы

3) Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
1. Цветок

2. Книга

3. Бант

Загадки

Правильный ответ обведи кружочком!

1) Видел я такой цветок -

Золотистый ободок.

Долго он в траве сидел,

Стал седым и улетел.

1. Мячик

2. Кузнечик

3. Одуванчик

2) По веткам скачет, а не птица. Рыжая, а не лисица.
1. Кот

2. Белка

3. Воробей

3) В каплях все вокруг блестит,

Луг алмазами покрыт.

1.Роса

2. Лед

3. Золото

Сказка по лесу идет,

Сказка за руку ведет

Сказка умница и прелесть с нами рядышком идет.

Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого победил!

Чтобы добрый, чтобы злого стать хорошим убедил.

Сказка это диво. Она дает повод для раздумий, обогащает и учит нас жизненным опытом, приносит много радости. Сказка сопровождает человека всю его жизнь, и сколько бы нам не было лет мы с удовольствием слушаем, рассказываем сказки и верим в них.

  1. Конкурс «Сказки»

Задание. Разгадай кроссворд.

Разгадай кроссворд.

  1. Этот предмет употребляется для стирки белья в сказке о рыбаке и рыбке.
  2. Как называется домик в одной сказке, где жили лесные звери.
  3. На дне рождении дети часто про него поют песенку, показывая размеры и величину.
  4. Эту обувь носил Иван-крестьянский сын, герой народной сказки.
  5. Мастер, который сковал тоненький голосок злому волку.

Вот и все, закончился праздник

И прощаться настала пора

Мы желаем вам всем удачи

Дружбы, радости и добра!


Валентина Чуденко
Литературный калейдоскоп - занятия по развитию речи в старшей группе

МБДОУ №18 "Колосок"

"Литературный калейдоскоп "

Конспект

Занятия по развитию речи в старшей группе

Подготовила и провела воспитатель Чуденко Валентина Сергеевна

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Дети заходят в зал, везде стоят стеллажи с книгами.

Загадать детям загадку :

«Не дерево, а с листами,

Не рубашка, а сшита,

Без языка, а рассказывает!» (ответы детей)

Правильно, это - книга.

Ребята! Наш зал сегодня необычен. Он сегодня очень напоминает… Что он напоминает? Как называется удивительный дом, в котором живут ваши друзья- книги. Как называется этот дом? Правильно, библиотека. Кто может сказать, что такое библиотека? (ответы детей)

(На одной из полок воспитатель обнаруживает игрушку-калейдоскоп . Рассмотривает его, смотрит в него и удивляется, какие красивые узоры и как они сменяют друг друга. Спрашивает детей : что это? Кто знает? Дети : калейдоскоп . Почему здесь оказался калейдоскоп – узнаем позже ).

В библиотеке много интересных книг. Молчаливые, они тихонько стоят на книжных полках и ждут своих читателей. Подойдёт читатель к полке, возьмёт книгу в руки, откроет первую страницу, и начнёт книга рассказывать…

Говорят, книга-это наш друг. А почему?

Правильно, потому что с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги веселят, развлекают нас , учат и помогают разобраться в самых разных вопросах.

В библиотеке много книг и все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить , какими бывают книги. Взгляните на эти книги. (Показывает детям книги) . Что в этих книгах?

Дети :сказки. Почему же мы любим читать и слушать сказки? Сказка-это не просто развлечение . Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу. Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо.

А кто скажет, какие бывают сказки? Правильно, сказки бывают народные, сказки о животных и авторские сказки.

А почему сказки называются народными?

Правильно, потому что их придумал народ. Один человек придумывал сказку,рассказывал другому, тот человек, что-то добавлял от себя, пересказывал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась всё лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть «народная» .

Какие народные сказки вы знаете? (ответы детей.)

Вокруг нас там и тут сказки разные живут.

На полянке есть загадки.

Отгадайте без подсказки.

Назовите посмелей этих сказочных друзей!

Загадываю загадки, а дети отгадывают.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей

Сделался милой, красивой, пригожей?

(Царевна лягушка.)

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

(Гуси – лебеди) .

В глухом лесу в своей избушке

Совсем одна живёт старушка .

Метлой она не пол метёт,

Метла – старушкин самолёт .

(Баба Яга.)

Это герои народных сказок.

Показываю детям книги о животных.

Кто нарисован на обложках? (Звери : кот, лиса, заяц,петух) .

Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие? (Сказочные : они одеты в русские народные костюмы, разговаривают друг с другом.)

В сказках о животных, животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими – либо человеческими чертами : хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью. Недаром говорится (называю начало фразеологизма, делаю паузу, дети называют хором концовку):

Хитёр как….(лиса) .

Голоден как (волк) .

Труслив как… (заяц) .

Болтлив как… (сорока) .

Беру с полки книгу и начинаю читать : «Жила была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая…. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку….» Вы догадались, ребята, какую книгу мы раскрыли? А знаете, кто её написал? (Шарль Перро.)

Это сказка уже не народная. А почему? Да потому, что у неё есть автор. Сказки, которые написал один человек, и нам известно его имя, называются авторскими или литературными . Литературные сказки писали многие русские и зарубежные писатели. У вас есть, наверное, любимые книжки и любимые писатели. Назовите их. Ответы детей.

Многие писатели и поэты пишут сказки в стихах. А что такое стихотворение? Кто знает? Стихотворение – небольшой рассказ, который написан в рифму.

Вы уже слышали сказку о добром докторе Айболите , но не все, наверное, знают, что написал её очень хороший детский писатель К. И. Чуковский.

Муха, муха, цокотуха

Позолоченное брюхо

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

Из какой это сказки? А написал её кто?

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по морю идёт,

Бочка по морю плывёт.

(А. С. ПУШКИН «Сказка о царе Салтане«).

Посуду никогда не мыла,

Совсем не подметала пол,

И вся посуда убежала –

Тарелки, ложки, чашки, стол.

(К. И. ЧУКОВСКИЙ» Федорино горе»).

Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось, это брюки…

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.

Кто это такой? Правильно – это Рассеянный с улицы Бассейной. А написал это произведение С. Я. Маршак. Многие дети очень любят стихотворения Маршака. Он много написал сказок, песен, загадок. А какие ещё произведения Маршака вы знаете? («Двенадцать месяцев «, «Кошкин дом» , «Вот какой рассеянный» ).

Беру с полки книгу А. Л. Барто «Игрушки» (читаю загадку) .

Я мячик в речку уроню,

Я шерстку причешу коню;

Качаясь по доске пройду,

А я… я заблужусь в саду.

В любимой книжке мы живём,

Но мы её не назовём!

Ответьте нам, друзья – подружки,

Как книжку эту звать?.

(«Игрушки)

Кто написал эту книгу? Да, верно,детская поэтесса Агния Львовна Барто. Это её короткие стихи об игрушках стали вашими первыми стихами, которые вы читали наизусть, порой, ещё не умея выговаривать звуки. Давайте их вспомним. Кто хочет прочитать эти стихи?

Дети по желанию читают стихи А. Л. Барто.

У зарубежных поэтов есть тоже интересные и весёлые стихи.

Ребята, кто знает какое -нибудь произведение зарубежных поэтов,прочтите, пожалуйста.

Ребёнок читает стихотворение Джеймса Ривза «Шумный Ба – Бах»

В какой республике мы живём? Правильно, мы живём в Адыгее.

У адыгейских поэтов очень много стихов написано для детей.

Ребёнок читает стихотворение ДжафараЧуяко «Ласточка «.

А теперь давайте поиграем в замечательную народную игру «Птички и птицелов.

Но прежде, чем начать игру нам нужно выбрать водящего. А как это сделать? Правильно, нам надо произнести считалку, то есть, посчитаться. Считалка является одним из жанров устного творчества народа. Считалка помогает распределять роли в играх.

Предложить кому – либо из детей выбрать водящего.

Ну, вот мы с вами поиграли, а теперь давайте продолжим наше путешествие по другим литературным жанрам .

В нашей библиотеке есть несколько сборников пословиц и поговорок. И поверьте, читать эти книги очень интересно. Пословицы и поговорки несут в себе накопленный поколениями опыт, а также украшают нашу речь и делают её более выразительной. Вспомним пословицы!

Дети рассказывают пословицы и поговорки, знакомые им.

А есть ещё один литературный жанр – загадки . Загадка – краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки. Все ребята любят загадки. Послушайте и постарайтесь отгадать загадки . Загадываю загадки, а дети отгадывают.

У нас сегодня с вами получился целый литературный калейдоскоп . Так вот почему на нашей полке сегодня появился калейдоскоп . Как узоры сменяются в калейдоскопе , так литературные жанры сменялись один за другим на нашем занятии . Какие литературные жанры мы сегодня вспоминали? (ответы детей)

А теперь, ребята, наше путешествие по литературным жанрам закончилось . Мне было очень приятно с вами путешествовать. Я хочу, чтобы вы запомнили :»Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.» На память о нашем путешествии я хочу подарить вам книги сказок. Стоит вам открыть их, и вы вновь окажетесь в стране добра и мудрости.

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают,что значит поэт.

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире

Ислыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна – недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения