Усадьба шереметевых в высоком - мир путешествий. Усадьба Шереметьевых в Высоком: Смоленский Петергоф

Дар Шереметьевых

Усадьба Кусково. Прогулка. Как доехать, цены.

История усадьбы Кусково.

в первые село Кусково упоминается в конце 16 века. Оно принадлежало боярину Ивану Васильевичу Шереметьеву. После него Кусковым владел его сын Фёдор Иванович Шереметьев, который был на стороне самозванца Лжедмитрия 1, впоследствии входил в состав "семибоярщины" (орган управления государством). Именно Фёдор Шереметьев предложил выбрать Михаила Романова (основатель династии Романовых) на престол. В 1715 г. Кусково унаследовал сподвижник Петра 1 Борис Петрович Шереметьев. Он прославился многими победами, особенно в Северной войне, во время которой получил чин фельдмаршала (третий в России), а после усмирения восстания в Астрахани он стал первым российским графом. Почти всю жизнь он провёл в походах и сражениях и не был в Кусково.

Расцвет усадьбы связан с сыном Бориса Петровича - Петра Борисовича Шереметьева. Решение благоустройства Кускова было принято во многом благодаря тому, что оно находилось неподалёку от подмосковного дворца императрицы Елизаветы Петровны в селе Перове. Благодаря женитьбе Петра Борисовича на единственной дочери князя Черкасского - Варваре Алексеевне к роду Шереметьевых перешли поместья: Останкино, Перово, Жулебино, Вишняки, Тетерки, Выхонь + 80000 душ крестьян.

Сын графа - Николай Петрович женился на своей крестьянке Прасковье Ивановне Жемчуговой (была актрисой в его театре). В 1800 г. Оставил Кусково и переехал в Останкино. Постепенно Кусково было позабыто. Граф скончался в 1809 г., оставив шестилетнего сына Дмитрия Николаевича на опекунов. Во время опеки из Кусково было вывезено и распродано много ценностей. В 1812 г. в Кускове стоял корпус французского маршала Нея. Ссылаясь на это опекуны предоставили огромные списки вещей, буд-то бы расхищенных и уничтоженных французами. После этого Кусково совсем оскудело. Лишь внук Петра Борисовича Шереметьева Дмитрий Николаевич привёл Кусково в порядок. Его наследником стал сын Сергей Дмитрович, скончавшийся в 1918 г.

В годы Великой Отечественной войны на территории усадьбы располагалась школа снайперов.

Прогулка.

к огда заходишь на территорию усадьбы, такое ощущение, что попадаешь в другой мир. Нет, ты, конечно, остаёшься на Земле и тебя не встречают ангелы и демоны:) Но ты из 21 века окунаешься в атмосферу прошлых столетий. И только встречающиеся люди с фотоаппаратами, патрулирующая охрана напоминают о современности.

С первых шагов оцениваешь красоту и спокойствие, царящие в усадьбе. Прогуливаясь по замечательному парку, в котором аллеи словно лучики расходятся от архитектурных построек, ты можешь наслодиться тишиной, а это иногда необходимо, если учесть, что живём мы в динамично развивающемся мире, полном шума и людей.

н а территории парка множество неповторимых и удивительных скульптур. Есть уютные лавочки, на которых можно посидеть и полюбоваться на прекрасный вид, помечтать о чём-то сокровенном.


г лавное здание Кусково - Дворец (построен 1769-1775 гг. - архитектор К.Бланк. Образец раннего классицизма с элементами барокко). Он безусловно впечатляет своей роскошью. Даже не верится, что он построен из дерева (исключение - каменный цокольный этаж).

в нём множество красивых, не похожих комнат, переходящих из одной в другую. Особенно понравился танцевальный зал. Так и кажется, что из другой комнаты войдёт дама в изящном платье под руку с кавалером, оркестр начнёт играть музыку и все закружаться в танце.

к роме того, в усадьбе находятся уникальные в своём роде коллекции русского и зарубежного форфора и керамики. Часть экспонатов можно увидеть во Дворце - Парадной столовой.



в интерьерах комнат присутствует множество эксклюзивных вещей. Поразительно, но часы, которые показывали время Шереметьевым до сих пор не утратили своих функций. А из окон дворца можно полюбоваться на открывающийся очаровательный вид на пруд.

з дание Грота (построен в 1755-1761 гг. под руководством Ф.С. Аргунова, отделка завершена И.Фохтом и М.Зиминым к 1775 г.) мне понравилось не менее, чем сам Дворец. В его нишах расположены статуи, над окнами возвышаются львиные маски…Он очень интересно декорирован, возможно, ещё потому, что он олицетворяет стихию воды и камня.

ц ерковь Спаса Всемилостивого (1737-1742 гг.), Колокольня (1792-1793 гг - по проекту А.Миронова и Г.Дикушина). На купол церкви ангел возлагает крест - будто сами силы небесные покровительствуют усадьбе Кусково.

т ак же уникальны по-своему и не забываемы здания Эрмитажа (1765-1766 гг. - под руководством К.Бланка), Большая Каменная Оранжерея (1761-1783 гг. - проект Ф.С. Аргунова), Итальянский домик (1754-1755 гг. - под руководством Ю.И.Кологривова), Голландский домик(1749 г.).

Усадьба Кусково - один из замечательных исторических, культурных и архитектурных памятников Москвы. Созданная в XVIII веке как загородная резиденция графов Шереметевых, она сохранила до настоящего времени свою обаятельность и очарование.

В дворцовом ансамбле Кусково - здание графского дворца; удивительное по своей красоте здание Грота в стиле барокко; Эрмитаж; Большая каменная оранжерея; усадебная церковь; итальянский, швейцарский и голландский домики, другие памятники архитектуры. Прекрасно сохранился регулярный парк с мраморными скульптурами и прудами. Центром ансамбля является Дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров, состоящее из первоклассных произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства; уникальная коллекция живописи XVIII века, дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы - Шереметевых. Летним днем здесь великолепно прогулятся в тени аллей.Вход на территорию усадьбы платный, достаточно купить билет на любую из выставок и это будет служить входным билетом, цены от 50-150 рублей. А вот как выглядел этот дворец в 1839 году.


Усадьба Кусково – это один из самых уникальных архитектурно-парковых памятников, который имеет высокое художественное значение. Не смотря на свою принадлежность к категории памятников усадебной культуры России XVIII века, он до сих пор отлично сохранился. Принадлежала усадьба одному из самых богатых российских вельмож XVIII века - графу Петру Борисовичу Шереметьеву. П.Б. Шереметьев приходился сыном и наследником великому фельдмаршалу, первому российскому графу - Шереметьеву Б.П. Еще в XVI веке эта земля была передана во владение семье Шереметьевых.


Для создания неповторимой по своей красоте и архитектуре усадьбы графу понадобилось более 50-ти лет! «Летняя загородная увеселительная резиденция Петра Борисовича Шереметьева» - под таким названием стала известна усадьба после окончания постройки. Получивший образование в Европе неординарный граф Шереметьев для постройки усадьбы привлекал как самых популярных живописцев, архитекторов, так и одаренных крепостных умельцев. Кологривов Ю., Фохт А., Бланк К., Лагрен Л. принимали участие в постройке и оформлении увеселительной резиденции. Немалая часть построек проектировалась местными мастерами: Мироновым А., Дикушиным Г., Аргуновым Ф. Много повидавший и путешествовавший граф Шереметьев непосредственно сам руководил созданием усадьбы, применял достижения ансамблевого строительства, учитывая традиционность и особенность русского ландшафта, включал образы царских резиденций.

Загородная резиденция делилась на три части: парк в английском стиле «Гай», парк во французском стиле с основным архитектурным балансом и запрудная часть со Зверинцем.


Своеобразие и неповторимость усадьбы определило дальнейшее её назначение. Великолепие французского парка, зеркальные пруды, архитектурные изыски построек стали превосходными естественными декорациями для проведения различных театрализованных празднеств и торжеств.


При наступлении лета гостеприимный хозяин выделял два дня в неделю для приглашения на усадебные гуляния всех, «кому угодно оным пользоваться». Своими великолепными увеселительными затеями, грандиозными празднествами и театральными постановками усадьба графа Шереметьева прославилась на всю страну, вся Москва стремилась попасть сюда. На обширной по площади усадьбе из 230 гектар в особенно торжественные моменты собиралось 30 000 посетителей!


В центре усадьбы располагался венец архитектурного творчества – Дворец. Здесь же, по берегам Большого пруда, расположились колокольня, церковь, флигель кухни. При проведении гуляний по пруду скользили ярко убранные челноки, парусная яхта с пушками, превращая водную гладь в сценическую площадку для разыгрывания морских сражений.


Северная часть дворца имеет выход во французский парк, он единственный пример садового искусства, который уцелел в Москве с XVIII века. Его представляют цветники партера и зал торжеств под открытым небом, геометрическая точность зеленой архитектуры в сочетании со скульптурными изысками из белого мрамора итальянских и русских мастеров, а также превосходная каменная оранжерея.

В восточной и западной частях парка раскинулись небольшие пруды, на берегах которых находятся два небольших ансамбля - Итальянский и Голландский. Голландский домик – это одна из самых ранних увеселительных построек усадьбы, но лучше всего сохранился ансамбль вблизи Итальянского пруда. Домик в итальянском стиле, экзотический Грот пруда - все это великолепие расположилось невдалеке от зеленого воздушного театра, который, к сожалению, не сохранился до наших дней.


Самым ярким «блюдом» для гостей были популярные «кусковские» спектакли: оперы в итальянском и французском стиле, балетные дивертисменты обыгранные крепостными актерами графов Шереметьевых. Именно здесь на одной из сцен усадьбы Кусково впервые прозвучал голос знаменитой Прасковьи Жемчуговой - крепостной актрисы XVIII века.

Богатые архитектурные коллекции, собранные Шереметьевыми, сделали из усадьбы Кусково не только место для увеселения и отдыха, но и носили информационно-просветительное значение. Прогуливаясь по парку, гости как будто бы попадали в различные страны: перед ними представали наиболее яркие образцы художественной культуры иных народностей. Павильон «Эрмитаж» и «подводное царство», певчие птицы Вольера и многие другие диковинки радуют и удивляют посетителей и по сей день.

Один из интереснейших, сохранивший множество построек, усадебных комплексов Смоленской области
- это усадьба Шереметевых в селе Высокое.
На крутом берегу реки Вазузы расположился великолепный архитектурно-парковый ансамбль выполненный
по проектам известного архитектора Н.Л. Бенуа. Архитектурный ансамбль, включающий в себя 19 усадебных строений,
строился с 1867 по 1873 года под руководством, друга и помощника Бенуа, К.К. Мюллера.

До наших дней сохранились практически все строения усадьбы: главный дом, дом управляющего, дом для детей, "старый дом" - дом графини, птичник, огромный конный завод, здание школы, молочная ферма и прочие. Над всеми этими разнообразными зданиями возвышается величественный двухэтажный храм в русском стиле, так же построенный по проекту Бенуа.
Когда-то в усадьбу попадали через "львиные ворота". Свое имя они получили от въездных пилонов с фигурами львов, держащих фамильный герб Шереметевых. На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех". Эти львы тоже сохранились.

Усадьба встречает нас самым старым строением - "домом графини", построенный ещё в середине XIX века.
До 1860-х гг. в сельце Высоком находились небольшой деревянный усадебный дом и несколько служебных строений,
принадлежавших М.П. Мельниковой, представительнице старинного дворянского рода.
В 1858 году её дочь Александра стала женой графа Д.Н. Шереметева...

Дмитрий Николаевич Шереметев -
правнук петровского фельдмаршала и первого российского графа Б.П. Шереметева, сына известного театрала, основателя усадьбы "Останкино" графа Н.П. Шереметева и его жены крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.

"Старый дом" - пример сравнительно скромной усадебной постройки в традициях позднего классицизма.
Одноэтажный прямоугольный объем дополнен двумя закрытыми крыльцами по уличному фасаду
в виде небольших ризалитов с актовыми портиками входов.

Следующим на нашем пути был дом для детей, 1869 года постройки.

В архитектуре здания ощутимы мотивы французского классицизма XVII века.

Вся поверхность стен и угловые лопатки покрыты рустом. Торцовый фасад низкого объема, обращенный к дороге, завершен щипцом
и имеет во втором этаже деревянный балкон с резными кронштейнами, балясинами и столбиками, несущими скатную кровлю.

Над большей частью второй этаж сделан мансардным, меньшая часть получает вид башенного объема с отдельной высокой крышей.

Напротив, через дорогу, находится дом управляющего.
Ризалиты образуют единый двухэтажный поперечный объем, на южном фасаде первый этаж имеет вид открытой аркады.
Одноэтажные крылья перекрыты высокими двускатными кровлями, в которых устроены мансарды.


Другое интересное по архитектуре строение - это здание птичника. К сожалению, находится в руинах.

Птичник (1872 г.) расположился на берегу небольшого пруда.
Кирпичная постройка в духе романской архитектуры напоминает короткую однонефную базилику
.

У южного угла находится высокая восьмигранная башня, подражающая средневековой крепостной архитектуре.
Стены башни завершены машикулями. Винтовая лестница внутри нее приводит на верхнюю площадку,
где возведена подобная маленькая башенка.

Мраморные львы на фоне школы. Прежде львы находились на пилонах при въезде в усадьбу.

Каждый лев держит фамильный герб Шереметевых.
На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех".

Правда, он отличается от всем известного герба Шереметевых.

Посетли мы усадьбу поздней осенью, когда опала листва, что дало хоть какую-то возможность сделать общие кадры.
Однако, избежать в кадре огромного количетсва веток деревьев, не удалось.
Главный дом, сторительсво которого окончено в 1871 году, построен по заказу графини А.Г. Шереметевой.
Дворец - крупное здание с кирпичными стенами, побеленными по обмазке, и окрашенными в светлый тон декоративными деталями.

В 1901-1902 г.г. по проекту М.Ф. Мейшера в северной части дворец из-за понижения местности становится трехэтажным.

В фасадном декоре мотивы позднего классицизма соединены с подражанием западноевропейской средневековой архитектуре.

Его мансардная кровля, рустованные углы и наличники навеяны французским классицизмом XVII века.

Общую декоративность всего дворца усиливают эркеры и открытые балконы.

Северный фасад имеет вид башни под колпаком кровли.

На южном торцовом фасаде еще два входа: один - в угловом деревянном ризалите, перед другим -
сильно вынесенное крыльцо с металлическим навесом на столбиках.

Два глухих окна в первом этаже южной части дома имеют цементные наличники,
подражающие обрамлениям Ренессанса.

Огромное состояние, доставшееся Шереметевым благодаря таланту и удачливости их предков,
позволяло последующим поколениям не заботиться о хлебе насущном, а заниматься тем,
что приносило удовольствие. Вот и последний из владельцев усадьбы в селе Высокое
граф Александр Дмитриевич Шереметев...

...вписал в историю своего рода довольно любопытную страницу. Граф увлекался пожарным делом.
В 1890 г. он создал первую в сельской России образцовую пожарную команду в 13 человек со всей необходимой экипировкой и инвентарем, а в 1891 г. в усадьбе построил пожарную каланчу "наподобие городских".
Через 2 года Шереметев создал пожарную дружину общей численностью более 1000 человек, которая состояла из 14 отделений (по числу окрестных деревень). Ездил граф по окрестным деревням, высматривал там полуразвалившиеся деревянные постройки, скупал их, а затем давал приказ поджечь новоприобретенную "собственность" и пожарная команда, обученная и обеспеченная необходимым инвентарем, выезжала на тушение "пожара". Сам граф принимал непосредственное участие в этом действе. А для придания таковому еще большей солидности был приобретен пожарный автомобиль, чем не мог похвастаться даже губернский город.

Перейдём к другой грандиозной постройки имения - конному заводу (1873 г.)

Конный завод - обширный прямоугольный в плане и занимает огромную площадь.

Основные объемы этого незаурядного сооружения в русском стиле одноэтажные,
посредине северной и южной сторон возведены двухэтажные корпуса.

Весь декор на главном фасаде южного корпуса подражает убранству фасадов Большого Кремлевского дворца и
кремлевских теремов 17 века в Москве. В разорванные треугольные фронтоны верхних окон вставлены
рельефные изображения лошадиных голов.

По завещанию А.Г. Шереметевой в последующем
он был приспособлен под больницу, под странноприимный дом и, лишь частично, под конюшни.

Высокими щипцами по оси западного и восточного фасадов отмечены арочные проезды в большой внутренний двор.

Молочная ферма. Кирпичная хозяйственная постройка в романтических формах в "швейцарском вкусе".
Сейчас уже сложно угадать какой-либо "вкус".

Амбар находится в юго-восточной части скотного двора. Первоначально несколько амбаров составляли замкнутое каре с внутренним двором. Сейчас сохранился лишь западный корпус.

В его центре находится въезд во двор, выделенный щипцом на фасаде. Небольшие боковые ризалиты также завершены
щипцами под скатами высокой кровли. Щелевидные проемы для сквозного проветривания на одной стороне сделаны одинарными,
а на другой - двойными. В поле щипцов сделаны проемы для засыпки зерна, к которым с земли подводили открытые лестницы.


Сохранились ещё кое-какие постройки (коровник, прачечная), но они уже не столь интересны.
А выдающийся Тихвинский храм, что расположен на возвышенности и является доминантой усадьбы,
заслуживает отдельного рассказа.

В марте 1917 года А.Д. Шереметев уехал в Париж, взяв с собой только семейную реликвию - икону Тихвинской Божьей Матери.

Использован материал с сайта

Музей - усадьба графа Шереметьева


Фрагмент ограды усадьбы графа Шереметьева в Останкино


фрагмент ограды
Останкино - уникальный архитектурный и художественный памятник, связанный с историей русского и европейского театрального искусства. Архитектурный комплекс усадьбы складывался в течение четырех столетий.
Боярская вотчина с прудом (XVI в.), церковью Св. Живоначальной Троицы (XVII в.) , господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-паковым ансамблем,парадной летней резиденцией графа Н.П. Шереметева.



В 1743 году деревня Осташково была отдана в приданое дочери князя Черкасского Варваре, вышедшей замуж за сына графа Шереметьева, знатного вельможу, сподвижника Петра I. Таким образом, Останкино перешло во владение графов Шереметьевых.

в парке музея - усадьбы


ротонда
Известия конца столетия рассказывают, что в то время в Останкино был «увеселительный дом и регулярный сад с прудами». Однако в 1789 году граф Н.П. Шереметьев - большой знаток и поклонник искусства, в особенности театрального - задумывает перестроить особняк таким образом, чтобы разместить в нем не только дворцовые помещения, но и театральный зал. В результате перестройки получился скорее музей, чем жилая усадьба. А сам граф необычайно гордился своим созданием и считал его «величайшим, достойным удивления делом».


А причиной тому была - любовь. Любовь графа Н.П.Шереметьева к своей крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.
Его чувства к Параше были настолько сильны, что граф пренебрег светскими условностями и тайно обвенчался с ней. Вот для того, чтобы избавить жену от воспоминаний о ее скромном происхождении и унизительном прошлом, граф и решил построить на другом конце Москвы дворец-театр, где ее талант мог бы раскрыться во всем своем блеске.

граф Шереметьев


фрагмент украшения



Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма... Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В оформлении парадных залов использована своеобразная театрализованная версия классицизма.Фасады симметрично расположенных разновеликих объемов дворца украшены колоннадами ионического, коринфского, тосканского ордеров.


Потолок театра Шереметьва. В театре и по сей день устриваются спектакли, существуют так называемые Шереметьевские праздники.


Зал дворца Шереметевых

Самая знаменитая скульптура из Шереметевской коллекции в Останкино: "Дерущиеся петухи" Кановы. Когда обходишь ее вокруг, удивляешься, почему не слышно петушиного клекота, ведь их тут сразу трое!

До сих пор во внутреннем убранстве дворца Шереметьева сохранился подлинный паркет, некоторые люстры, потолок. Там была замечательная сборная позолоченная мебель, высокие зеркала, чертежи усадьбы, коллекционное собрание картин. Само убранство тоже напоминало театр, его композиции был посвящён интерьер дворца...

Перед вами кусочек театра Шереметьевых, здание которого помещалось прямо во дворце. Именно театр составил славу Останкино! Он был оборудован о последнему слову техники: колонны поднимались и раздвигались, потолок менялся, существовали всяческие приспособления для передачи звука грома, дождя... Верхний ярус театра - на снимке. Оттуда крепостные наблюдали за действием, происходящим на сцене театра...

Декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши "оживлены" скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона. Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов...В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге.



Несмотря на всю классичность своих форм, Останкинский дворец отличается необыкновенной нарядностью и роскошью. Да и немудрено, ведь он не мог не отражать тот дух обилия и вычурности, который господствовал в архитектуре и искусстве на всем протяжении 18 века. Сам граф дотошно вникал в малейшие детали строительства своего детища. Часто советовался и спорил со своими архитекторами. В результате Останкино не выглядит как творение одного мастера, но зато в нем замечательно отражена эпоха и то понимание красоты,
которое объединяло всех мастеров конца 18 века.

Усадьба графа Шереметьева, обладающая статусом «европейской жемчужины», преобразована в музей. Она признана уникальным архитектурным памятником, великолепным образцом летних дворянских резиденций.

Расположение Кусково
Родовое поместье с огромным архитектурно-художественным ансамблем раскинулось на востоке Москвы, захватив живописный кусочек исторического местечка Вешняки. Некогда там располагалось старинное село Кусково, переданное В. А. Шереметьеву. Василий Андреевич положил начало основанию роскошного имения, стал его первым известным владельцем.

История поместья
История усадьбы Шереметьевых в Кусково с 18 столетия и по сию пору неразрывно связана с одним дворянским родом – представителями семейства Шереметьевых. В 1715 году имение переходит в собственность к графу Борису Петровичу Шереметьеву. Он выкупил его у брата, Владимира. С этого момента начинается серьезное обустройство Кусково. Усадьба Шереметьевых приобретает статус постоянной резиденции дворянской семьи. Ее внутреннее убранство заполняется родовыми реликвиями. По распоряжению фельдмаршала в залах находят место для коллекции редкого оружия и собрания портретов с русскими царями и государственными деятелями. Его сын, просвещенный вельможа Петр Борисович, занимается организацией увеселений. При нем имение становится широко известной летней резиденцией, где проходят пышные приемы, многолюдные театрализованные празднества и гуляния. Более полувека Петр Борисович трудится над созданием блестящего ансамбля на манер царских загородных резиденций. К обустройству поместья им привлечены знаменитые архитекторы и живописцы, талантливые крепостные мастера. Изысканными элементами усадебной архитектуры, французским парком, каскадом прудов обустраивается Кусково. Усадьба Шереметьевых с великолепными образцами садового искусства, выступающими в качестве превосходных декораций, становится впечатляющей театральной площадкой под открытым небом. Здесь разыгрывают грандиозные театральные празднества, приуроченные к дням рождения владельцев, а также важным государственным и церковным датам. Сюда стремятся попасть все представители светского общества Москвы. В особо торжественные приемы усадьба Шереметьевых радушно встречала до 30 000 гостей.

Театр в Кусково
Воздушный театр – главная особенность поместья. Громкая слава о нем вышла далеко за пределы графской резиденции. Наемных певцов, музыкантов и танцовщиков в нем малая часть. Основа актерского состава – местные крестьяне, обученные театральной игре заграничными мастерами. Параша Ковалева, заявлявшаяся в программках под сценическим псевдонимом (Прасковья Жемчугова), признана выдающейся актрисой шереметьевского театра. Екатерина II, не единожды наезжавшая в имение, восхищалась умением актеров искусно играть. Она особо выделяла исполнение П. Жемчуговой. Однажды актриса получила от императрицы в дар бриллиантовый перстень.

Закат дворянской резиденции
Любовь господ Шереметьевых к родовому гнезду была велика. Внуком Петра Борисовича, Сергеем Дмитриевичем, последним владельцем шикарной резиденции, прилагались немалые усилия для сохранения имения, сотворенного предками. Им спасалось от разорения Кусково. Усадьба Шереметьевых с накопленными в ней культурными ценностями скрупулезно описывалась Сергеем Дмитриевичем перед официальной передачей Советскому правительству. Он целенаправленно превращал поместье в музей. Благодаря Сергею Дмитриевичу архитектурно-парковому ансамблю с богатейшими коллекциями, собранными владельцами, суждено было стать крупным центром русской культуры и просвещения. В 1918 году усадьба Шереметьевых признается историческим памятником и преобразуется в музей.

Подмосковный Версаль
Поскольку хозяева намеревались проводить здесь пышные светские приемы и помпезные торжества, поместье облагораживали жилыми и охотничьими домиками, парковыми беседками, зверинцами. В нем построили даже кунсткамеру и создали на прудах маленькую флотилию судов. В архитектурно-парковом комплексе удалось сохранить свыше 20 уникальных памятников русского зодчества, окруженных великолепными элементами садового ландшафта. Музей-усадьба включает дворец, домики с элементами итальянской, голландской и швейцарской архитектуры, павильоны, оранжереи, церкви и прочие строения боярского и крепостного дворов. В старинном поместье действует музей керамики. В нем собрана крупнейшая в мире коллекция керамических и стеклянных изделий. Экспозиции представляют предметы, созданные мастерами в разных уголках мира, начиная с античности и до нынешнего времени.

Шереметьевский дворец
Великолепный дворец – композиционный центр барочно-рокайльного комплекса в Кусково. Усадьба Шереметьевых украшена огромным французским парком, где поблескивают зеркальными блюдцами пруды с изящными беседками и мраморными скульптурами. В двухэтажном дворце соблюдена модная в XVIII столетии планировка. В нем анфиладное расположение комнат. Двери помещений находятся на одной оси, залы раскрываются последовательно, один вслед за другим. Дворцовые залы предназначались для торжественных приемов гостей. Винным погребам и хозяйственным помещениям нашлось место в цоколе так называемого Большого дома.

Гостевые домики
Названия домиков неслучайны в Кусково. Усадьба Шереметьевых объединила строения разных стилей, придуманных голландскими, итальянскими и швейцарскими архитекторами. У самой поздней постройки – деревянного Швейцарского домика, украшенного изящным «деревянным кружевом», первый этаж расписан «под кирпич». Это позволяет оригинальному шале перекликаться с голландским павильоном. Двухэтажный павильон, сооруженный в 1749 году, называется Голландским домиком. Сооружение является олицетворением эпохи Петра I. Его функциональное назначение четко разграничено. Первый этаж занимает кухня, а на втором организована прекрасная гостиная. В Итальянском домике, относящемся к числу федеральных архитектурных памятников, с 1755 года организовывали «малые» приемы. Во дворце-павильоне парадность комнат, лишенных торжественной анфилады, подчеркивает разнообразная архитектурно-декоративная отделка. Залы для малых приемов отделаны дубовыми панелями, золоченой резьбой, наборным паркетом и декоративной живописью. Благодаря изысканной роскоши миниатюрного декора интерьеры Итальянского домика очаровательны.

Павильоны
В павильоне «Эрмитаж» отдыхали владельцы резиденции и приближенные к ним люди. Грот признан уникальным павильоном. Его интерьер, отделанный ракушками, поразителен. Он выполнен из камня в стиле роскошного барокко. Став музеем, продолжает жить усадьба графа Шереметьева. Кусково хранит старинные традиции русских поместий. Здесь по-прежнему принимают гостей, организуют для них концерты, выставки, экскурсии, празднества и гулянья.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения