Способы изображения детей в русской прозе второй половины XIX. Литературный персонаж, герой. Образы и характеры

В основе изучения литературы - творчества писателя и литературного процесса - лежит аналитическое рассмотрение литературно - художественного произведения , которое представляет собой сложное единство , художественную реальность , организованную по определенным законам , отражающим , с одной стороны , мировоззрение и художественное мышление писателя , а с другой стороны , - законы действительности . Поистине " произведение есть тот " квант ", в котором художественная энергия обретает реальное бытие " .

" Главное в литературоведении есть простое понимание смысла литературных произведений ... Цель всякого литературоведения состоит в том , чтобы научиться читать литературные произведения , понимая заложенный в них смысл действительной жизни" . Эта мысль звучит призывом к исследователю не представлять художественное произведение как всего лишь выражение его собственного наукообразного понимания литературы и жизни. "Основными формами освоения литературных произведений сегодня выступают их анализ, интерпретация и оценка, поэтому методы литературоведческой деятельности - это, прежде всего, методы анализа, интерпретации и оценки" . При этом метод должен осознаваться как "своеобразный аналог предмета", т.е. отражать "наиболее общие свойства и законы" литературного произведения; "метод должен учитывать природу предмета" . Следует постоянно иметь в виду, что "смысл литературного произведения" принадлежит действительности второго порядка, представление о которой связано как со "смыслом действительной жизни", так и с претворением "художественной энергии" создателя.

Углубление представлений о литературно-художественном произведении, разработка методов анализа отдельного художественного произведения представляет собой одну из важных задач, которая тесно связана с теоретическим осмыслением явлений литературы. Однако опираясь на марксистско-ленинскую диалектику, исследователь с необходимостью делает вывод о недостаточности анализа в собственном смысле термина, ибо анализ "важен не сам по себе, а ради последующего синтеза, возвращающего нас к исходному целому, которое выступает теперь уже как научно познанное конкретное" . Указанный принцип распространяется как на анализ произведения в целом, так и определенных его аспектов. В дальнейшем термин "анализ" мы будем понимать в широком смысле - как "изучение, включающее в себя и мысленное разложение произведения, и соединение выделенных сторон элементов в целое" .

Обратимся ли в конкретном случае к анализу элементов формы или содержания, необходимо помнить, что мы имеем дело с содержательной формой и художественным (образным, "оформленным") содержанием. В свою очередь многоаспектным является понятие "содержательной формы". Можно выделить ряд ее уровней, аспектов, которые могли бы стать предметом самостоятельного рассмотрения или исходным пунктом анализа произведения в целом, например: сюжет, повествование, композиция и др. Одним из уровней содержательной формы произведения следует считать систему персонажей. О важном значении системы персонажей литературно-художественного произведения свидетельствует, например, следующее высказывание В.Г. Белинского: "Художественное создание должно быть вполне готово в душе художника прежде, нежели он возьмется за перо... Он должен сперва видеть перед собой лица, из взаимных отношений которых образуется его драма или повесть..." . В книге "Введение в литературоведение" под редакцией Г.Н. Поспелова читаем: "Персонажи, в своей совокупности составляющие систему, - это, как видно, сторона литературно-художественного произведения, наиболее тесными узами связанная с содержанием. И при уяснении идеи эпического или драматического произведения важно понять прежде всего функцию системы персонажей - ее значение и смысл. Именно с этого естественно начинать рассмотрение новеллы или романа, комедии или трагедии" .

§ I . Понятие о системе персонажей

Само по себе терминологическое обозначение образа человека в литературном произведении представляет собой одну из важных проблем современного литературоведения (см. Приложение I ). В соответствии с задачей настоящего исследования мы будем считать, что персонаж (литературный герой) - это действующее лицо сюжетного художественного произведения, чаще всего воплощающее характерные черты образа человека. Основные персонажи произведения обладают характером, выраженным в сложной системе художественных средств. Конкретный анализ персонажей литературно-художественного произведения станет одновременно выявлением их характеров и художественных средств их воплощения.

Организованность персонажей литературно-художественного произведения предстает как система. Описание ее специфических сторон представляет собой первостепенно важную для настоящей работы задачу, исходный пункт анализа произведения. Вместе с тем развернутого определения системы персонажей не дают ни академическая "Теория литературы", ни "Краткая литературная энциклопедия", ни учебные теоретико-литературные пособия, за исключением книги "Введение в литературоведение" под ред. Г.Н.Поспелова, процитированной выше. На некоторых аспектах системы персонажей останавливается А.Г. Цейтлин в книге "Труд писателя" . Во-первых, персонажи художественного произведения некоторым образом действуют, т.е. совершают поступки, и находятся поэтому в определенных взаимоотношениях. Далее: "Писатель стремится... к тому, чтобы душевное состояние героев стало бы понятно из его (так в тексте - С.З.) действий". Система персонажей "непрерывно меняется", при этом соблюдается некая "иерархия действующих лиц". Кроме того, происходит группировка, которая "в пределах системы персонажей всякий раз соответствует соотношению определенных общественных сил"; так осуществляется принцип "репрезентативности" персонажей. Выше отмечены как внешние свойства системы персонажей - ее изменчивость, иерархичность, так и основанные на взаимодействии и противопоставленности персонажей внутренние ее черты - воплощение "душевного состояния героев", отражение борьбы общественных сил, т.е. в конечном счете - идейного содержания произведения.

Понятие системы персонажей используется многими исследователями и без специального определения, хотя следует отметить, что речь идет в основном о системе образов (так у Цейтлина А.Г.), где под образом подразумевается образ человека в художественном произведении . О системе образов пишет Б.Т. Удодов, отмечая особенности соотношения персонажей романа "Герой нашего времени": "Раскрытию центрального образа Печорина подчинено изображение всех других персонажей... Вместе с тем второстепенные персонажи имеют самостоятельное значение" . Е.Н.Михайлова, говоря о "композиции образов", устанавливает в данном случае важное композиционное соотношение персонажей в результате их противопоставленности и на основе места в сюжетном действии, подчеркивая активную роль Печорина. Система персонажей в позднеромантической литературе с ее специфической группировкой становится предметом рассмотрения в статье Ф.П. Федорова .

Не употребляя термина "система персонажей", Ю.В. Манн пишет о различного рода связях персонажей. Обращая внимание на важность "мотива оставления, ухода" для всей художественной ткани романа И.С. Тургенева "Дым", исследователь констатирует "особый род связей персонажей", которые возникают в результате развития указанного мотива: "Между тем, поскольку мотив ухода реализует не только момент идеологического противостояния (сам по себе очень важный), но тонкую игру симпатий или антипатий, близости или отчуждения - словом, все многообразие человеческих отношений, - то он, этот мотив, становится объединяющим начало романного действа" . В романе "Новь" отмечается ассоциативно-контрастная связь персонажей" . В работе Ю.В. Манна для нас важно, во-первых, выделение различных связей между персонажами, во-вторых, установление связи между "идеологическим противостоянием" и широким кругом взаимоотношений, которые составляют событийно-психологическую основу системы персонажей. Разумеется, мы упомянули лишь немногие работы, где так или иначе идет речь о системе персонажей, можно было бы, видимо, привести и другие интересные наблюдения и выводы. Однако учитывая все, что установлено выше, мы можем уже дать рабочее определение системы персонажей. Система персонажей - это один из аспектов художественной формы литературного произведения, художественное единство, в котором персонажи объединены взаимными симпатиями и антипатиями, совпадением идейных устремлений и антагонизмом, родственными связями, любовными и дружескими привязанностями; они вступают во взаимоотношения и соотносятся друг с другом, и эта их соотнесенность в сюжете служит одним из выражений - иногда важнейшим - идейного содержания произведения, которое воплощено посредством сопряжения групп и отдельных персонажей в определенном отношении к миру автора и объективной действительности.

Исходя из данного определения, систему персонажей следует рассматривать по крайней мере с двух точек зрения: 1) как систему взаимоотношений персонажей (борьбу, столкновения и т.п.) и соотношения их друг с другом: сопоставление и противопоставление как на почве взаимоотношений, так и вне их; 2) как конкретное воплощение принципов композиционного сопряжения содержательных элементов. Система персонажей в первом случае осмыслена как выражение тематики произведения, т.е. с точки зрения его содержания. В этом смысле система персонажей является отражением человеческих отношений в обществе. Во втором случае система персонажей рассматривается как момент композиции произведения, выступая одновременно и средством характеристики действующих лиц. Система персонажей в данном случае является важным уровнем в общем отношении художественного произведения к миру автора и к реальной действительности.

Относительно иерархии персонажей в произведении А.Г. Цейтлин, отмечает, что для А.Н. Толстого, например, важнейшим этапом являлось "установление центральной фигуры и затем установление остальных персонажей, которые по нисходящей лестнице вокруг этой фигуры располагаются" . В работе Г.А. Шенгели конкретизируются ступени этой "лестницы" персонажей: "Главные персонажи, те, чья судьба привлекла особое внимание писателя, называются героями. Прочие персонажи разделяются на второстепенные, подсобные и случайные или обстановочные". "При этом возможны следующие осложнения: второстепенные персонажи могут, привлекая внимание читателя, привлекать в то же время его сочувствие или несочувствие; в первом случае автор обыкновенно стремится поставить пределы заинтересованности читателя" .

В целом относительно классификации персонажей можно говорить об известном многоголосии исследовательской литературы, употребление терминов в большинстве случаев определяется индивидуальным подходом исследователя. Так выделяется "центральный персонаж, чью психологию и точку зрения на события раскрывает автор" , отмечается "централизирующая роль главного персонажа"

Литературный герой - лицо ярко индивидуальное и в то же время отчетливо коллективное, то есть порожденное общественной средой, межличностными отношениями. Он редко представляется изолированно, в «театре одного актера». Герой расцветает в определенной социальной сфере, среди себе подобных. Он включается в «список действующих лиц», в систему персонажей, возникающую чаще всего в произведениях крупных жанров (романах). Героя могут окружать, с одной стороны, родственники, друзья, соратники, с другой - враги, недоброжелатели, с третьей - иные, посторонние ему люди.

Система персонажей представляет собой строгую иерархическую структуру. Герои, как правило, различаются на основе их художественной значимости (ценности). Их разделяет степень авторского внимания (или частота изображения), онтологическое предназначение и функции, которые они исполняют. Традиционно выделяют главных, второстепенных и эпизодических героев.

Главные герои всегда «на виду», всегда в центре произведения. Они обладают твердым характером и сильной волей. И потому активно осваивают и преображают художественную реальность: предопределяют события, совершают поступки, ведут диалоги. Главным героям свойственна хорошо запоминающаяся внешность, четкая ценностная ориентация. Иногда они выражают основную, обобщающую идею творения; становятся «рупором» автора.

Количество персонажей, находящихся в центре литературного повествования может быть разным. У И.А. Бунина в «Жизни Арсеньева» мы видим только одного главного героя. В древнерусской «Повести о Петре и Февронье» в центре - два действующих лица. В романе Дж. Лондона «Сердца трех» главных героев уже трое.

Второстепенные герои находятся рядом с главными героями, но несколько позади их, на заднем плане художественного изображения. Героями второго ряда, как правило, являются родители, родственники, друзья, знакомые, сослуживцы героев первого ряда. Характеры и портреты второстепенных персонажей редко детализируются; скорее - проявляются пунктирно. Эти герои помогают главным «раскрываться», обеспечивают развитие действия.

Такова, например, мать бедной Лизы в одноименной повести Н.М. Карамзина. Таков Казбич М.Ю. Лермонтова из повести «Бэла».

Эпизодические герои находятся на периферии мира произведения. Они не совсем имеют характеры и выступают в роли пассивных исполнителей авторской воли. Их функции чисто служебные. Они появляются только в одном избранном эпизоде, почему и называются эпизодическими. Таковы слуги и вестники в античной литературе, дворники, возчики, случайные знакомые в литературе XIX века.

Персонаж (от лат. persona - особа, лицо, маска) - вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. В том же значении в современном литературоведении используются словосочетания литературный герой, действующее лицо (преимущественно в драме, где список лиц традиционно следует за названием пьесы).

В данном синонимическом ряду слово персонаж - наиболее нейтральное, его этимология (persona - маска, которую надевал актер в античном театре) малоощутима.

Героем (от греч. heros - полубог, обожествленный человек) в некоторых контекстах неловко называть того, кто лишен героических черт («Нельзя, чтобы герой был мелок и ничтожен», - писал Буало о трагедии), а действующим лицом - бездействующее (Подколесин или Обломов).

Понятие персонажа (героя, действующего лица) - важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, где персонажи, образующие определенную систему и сюжет (система событий), составляют основу предметного мира.

В эпосе героем может быть и повествователь (рассказчик), если он участвует в сюжете (Гринёв в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, Макар Девушкин и Варенька Добросёлова в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди»).

В лирике же, воссоздающей, прежде всего, внутренний мир человека, персонажи (если они есть) изображаются фрагментарно, а главное - в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта (например, «жадно» глядящая на дорогу крестьянская девушка в стихотворении «Тройка» Н.А. Некрасова, воображаемый собеседник в стихотворении М. Цветаевой «Попытка ревности»). Иллюзия собственной жизни персонажей в лирике (по сравнению с эпосом и драмой) резко ослабевает Чернец Л. В. Введение в литературоведение. М., 2006. С. 197..

Чаще всего литературный персонаж - это человек. Степень конкретности его изображения может быть разной и зависит от многих причин: от места в системе персонажей (так, в пушкинском «Станционном смотрителе» вокруг главного героя, Самсона Вырина, сменяются эпизодические лица, в частности, в финале появляется «кривой мальчик», как бы замещающий его петербургских внуков), от рода и жанра произведения и пр.

Но более всего принципы изображения, само направление детализации определяются замыслом произведения, творческим методом писателя: о второстепенном персонаже реалистической повести (например, о Гагине в «Асе» И. С. Тургенева) в биографическом, социальном плане может быть сообщено больше, чем о главном герое модернистского романа.

Наряду с людьми в произведении могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические существа, роботы и пр. («Синяя птица» М. Метерлинка, «Маугли» Р. Киплинга, «Человек-амфибия» А. Беляева, «Война с саламандрами» К. Чапека, «Солярис» Ст. Лема, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова) Чернец Л. В. Введение в литературоведение. М., 2006. С. 198..

Разнообразие видов персонажа вплотную подводит к вопросу о предмете художественного познания: нечеловеческие персонажи выступают носителями нравственных, т.е. человеческих, качеств; существование собирательных героев выявляет интерес писателей к общему в разных лицах, к социальной психологии.

Как бы широко ни трактовать предмет познания в художественной литературе, его центр составляют «человеческие сущности, т.е. прежде всего социальные» Буров А. И. Эстетическая сущность искусства. М., 1956. С. 59.. Применительно к эпосу и драме это характеры (от гр. charakter - признак, отличительная черта), т.е. общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей; высшая степень характерности - тип (от гр. typos - отпечаток, оттиск). (Часто слова характер и тип используются как синонимы.)

Создавая литературного героя, писатель обычно наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным или противоречивым, статичным или развивающимся, вызывающим уважение или презрение и т.д.

Свое понимание, оценку характеров писатель и передает читателю, домысливая и претворяя прототипы, создавая вымышленные индивидуальности. «Персонаж» и «характер» - понятия не тождественные, что было отмечено еще Аристотелем: «Действующее лицо будет иметь характер, если <…> в речи или действии обнаружит какое-либо направление воли, каково бы оно ни было…» Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. С. 87.

Таким образом, персонаж предстает, с одной стороны, как характер, с другой - как художественный образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства.

Если персонажей в произведении обычно нетрудно сосчитать, то уяснение воплощенных в них характеров и соответствующая группировка лиц - акт интерпретации, анализа. Число характеров и персонажей в произведении обычно не совпадает: персонажей значительно больше.

Есть лица, не имеющие характера, выполняющие лишь сюжетную роль (например, в «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина - подруга героини, сообщившая матери о гибели дочери).

Есть двойники, варианты одного типа (шесть княжон Тугоуховских в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Добчинский и Бобчинский в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Беркутов и Глафира, составляющие контрастную пару по отношению к Купавиной и Лыняеву, в комедии «Волки и овцы» А.Н. Островского) Чернец Л. В. Введение в литературоведение. М., 2006. С. 200..

В соответствии с их статусом в структуре произведения персонаж и характер имеют разные критерии оценки. В отличие от характеров, вызывающих этически окрашенное к себе отношение, персонажи оцениваются, прежде всего, с эстетической точки зрения, т.е. в зависимости от того, насколько ярко, полно и концентрированно они воплощают характеры.

Средствами раскрытия характера выступают в произведении различные компоненты и детали предметного мира: сюжет, речевые характеристики, потрет, костюм, интерьер и пр. При этом восприятие персонажа как характера не обязательно нуждается в развернутой структуре образа.

Особой экономией средств изображения отличаются внесценические герои (например, в пьесе Чехова «Три сестры» - Протопопов, у которого «романчик» с Наташей; в рассказе «Хамелеон» - генерал и его брат, любители собак разных пород). Своеобразие категории персонажа - в ее завершающей, интегральной функции по отношению ко всем средствам изображения.

Персонажную сферу литературы и составляют не только обособленные индивидуальности, но и собирательные герои (их прообраз - хор в античной драме). Интерес к проблемам народности, социальной психологии стимулировал в литературе XIX-XX вв. развитие данного ракурса изображения (толпа в «Соборе Парижской Богоматери» В. Гюго, базар в «Чреве Парижа» Э. Золя, рабочая слободка в романе М. Горького «Мать», «старухи», «соседи», «гости», «пьяницы» в пьесе Л. Андреева «Жизнь Человека» и др.) Чернец Л. В. Введение в литературоведение. М., 2006. С. 202..

В большинстве произведений есть внесценические персонажи, расширяющие его пространственно-временные рамки и укрупняющие ситуацию («Мизантроп» Мольера, «Горе от ума» Грибоедова). Это понятие применяется не только к драме, но и к эпосу, где аналогом сцены можно считать прямое (т.е. данное не в пересказе какого-то героя) изображение лиц. Так, в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» к внесценическим лицам относятся генерал и его брат - любители собак разных пород. Есть произведения, где внесценический герой является главным.

Такова пьеса М. Булгакова «Александр Пушкин» (Последние дни), действие которой происходит после гибели поэта. По воспоминаниям Е.С. Булгаковой, В.В. Вересаев сначала «был ошеломлен, что М.А. решил писать пьесу без Пушкина (иначе будет вульгарной), но, подумав, согласился». Символичным может быть ожидание героя или героини, которые так и не появляются (Годо в пьесе С. Беккета «В ожидании Годо», Таньчора в повести В. Распутина «Последний срок»).

Еще один вид персонажа - заимствованный, т.е. взятый из произведений других писателей и обычно носящий то же имя. Такие герои естественны, если заимствовался сюжет (Федра и Ипполит в трагедиях «Ипполит» Еврипида, «Федра» Сенеки, «Федра» Расина). Но известный читателю герой (а к неизвестным в подобных случаях не обращаются) может вводиться в новый ансамбль персонажей, в новый сюжет (пьеса «Дон Кихот» в Англии» Г.Филдинга, Молчалин в цикле Салтыкова-Щедрина «В среде умеренности и аккуратности», Чичиков, Ноздрев и другие герои «Мертвых душ» в «Похождениях Чичикова» Булгакова).

В современной массовой литературе распространен жанр римейка , где данный прием всячески обыгрывается. В подобных случаях заимствование персонажа, с одной стороны, обнажает условность искусства, с другой - способствует семиотической насыщенности изображения и его лаконизму: ведь имена «чужих» героев, как правило, давно стали нарицательными, автору не нужно их как-то характеризовать.

Так, в «Евгении Онегине» на именины Татьяны приезжают «Скотинины, чета седая, / С детьми всех возрастов, считая / От тридцати до двух годов», а также «Мой брат двоюродный, Буянов, / В пуху, в картузе с козырьком / (Как вам, конечно, он знаком)» Чернец Л. В. Введение в литературоведение. М., 2006. С. 201.. Становятся понятны строки из письма Татьяны: «Вообрази: я здесь одна, / Никто меня не понимает…». Ее одиночество - одиночество романтической героини, что помогают понять ожившие герои «Недоросля» и озорной поэмы «Опасный сосед» (литературный «отец» Буянова - В.Л. Пушкин).

Можно выделить и другие виды персонажей. Например, вводится двойник, чье фантомной существование порождено раздвоенностью сознания героя (традиция, имеющая глубокие корни в мифологии, религии): таковы спутник главного героя в «Повести о Савве Грудцыне», тень в «Приключениях Петера Шлемиля» А. Шамиссо, черт Ивана Карамазова у Достоевского, черный монах в одноименном рассказе А.П. Чехова. Не менее условен древний мотив превращения , метаморфозы героя («Человек-невидимка» Г. Уэллса, «Клоп» Маяковского, «Собачье сердце» Булгакова, «Заводной апельсин» Э. Берджеса).

Персонаж - вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. Персонажи + сюжет - основа предметного мира. Чаще всего персонаж - человек. Но! Нечеловеческие персонажи - носители нравственных качеств.

Персонаж (художественный образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства) vs характер (общественно значимые черты, проявляющиеся достаточно отчётливо в поведении и умонастроении людей). Число персонажей и характеров обычно не совпадает. Есть лица, не имеющие характера.

Тип - более высокая степень обобщения, чем характер. При оценке характера важно его общенациональное, общечеловеческое значение. Средства раскрытия характера - компоненты предметного мира. Персонажи оцениваются с эстетической точки зрения - как полно они выражают характер.

Внесценические герои - экономия средств изображения; заимствованные персонажи.

В персонажную сферу входят 1) отдельные лица 2) групповые образы (семь временно-обязанных мужиков) 3) собирательные герои (толпа).

Система персонажей складывается из составляющих элементов (персонажи) и структуры (относительно устойчивый способ связи элементов). Статус персонажа тот или иной образ получает именно как элемент системы. Для образование системы необходимы как минимум два субъекта. Важнейшее свойство структуры - иерархичность.

Связь между персонажами: сюжетная vs соотношение характеров. Чаще всего сюжетные роли героев соответствуют их значимости как характеров. Второстепенные персонажи - оттеняют различные свойства главного проблемного героя.

Творческая концепции создаёт единство композиций.

Внесценическое изображение vs раздвоение, превращение - ознаменование различных начал в человеке. Неучастие персонажа в основном действии - нужен как символ, резонёр.

Изучение персонажа как действующего лица.

Персонажи в лирики - люди - объекты восприятия лирического субъекта. Поспелов: персонаж существует в тех произведениях, где объектом лирической медитации становится отдельная личность, воплощающая в себе характерность социального бытия, обладающая индивидуальными чертами. Более широкое понятие - любое лицо, попавшее в зону восприятия субъекта. Лирика - персонажная и бесперсонажная. Персонаж в лирике раскрывается через отношение лирического субъекта. Важнейшие способ создания персонажей - номинации: первичные (имена, прозвища, местоимения) и вторичные (качества, признаки). В лирике повышается значимость номинаций-местоимений. Характеры редко бывают в лирике - мало средств к раскрытию. Но системы персонажей - бывают.

часть третья и последняя


Скока пацанов брать с собой? Черномор

Пушкин, ..., ты сам-то когда-нить
изумруды грыз??? 0000 Белочка

Sms для Пушкина А.С.

3. Второстепенные герои. Эпизодические персонажи.

Даже Робинзон Крузо, хоть и жил на необитаемом острове, в книге оказался не единственным персонажем. Вывод: двух персонажей для создания сериала тебе будет явно маловато. На помощь должны прийти те, кого в кино называют "актеры второго плана" и "эпизодические персонажи".
К второстепенным персонажам мы отнесем всех тех, кто не является героем (или злодеем) этой истории, но чья жизнь описывается достаточно подробно. Это друзья героя и злодея, их семьи, начальники, коллеги, соседи – люди, в обществе которых главные герои проводят много времени.
Надо ли продумывать и описывать образы второстепенных героев так же тщательно, как и главных? Пожалуй, что да – и второстепенные персонажи должны быть живыми, многомерными. Описывая их, наверное, можно меньше внимания уделять деталям, но все равно, у каждого героя должна быть своя история и свой характер.

К эпизодическим персонажам мы отнесем всех тех, кто появится в нашем рассказе только для того, чтобы толкнуть главную героиню, выписать герою штраф за неправильную парковку или торжественно произнести: "Ревизор из Петербурга!"
Несмотря на незначительность этих персонажей, не надо их недооценивать: в хорошем рассказе лишних образов нет, и, случается, эпизодический герой вдруг оказывается в центре внимания. Например, почтальон, который носил любовные письма от героини к герою, может оказаться тем самым злодеем, который запугивал героиню и убил героя (как в одном из произведений Честертона).
Эпизодические персонажи создавать проще всего: достаточно одной-двух отличительных черт, и образ готов. Чаще всего, описывая таких героев, автор использует его либо чтобы придать нужный тон повествованию (неизвестный с ножом на темной улице), либо для придания комического эффекта сцене (потерявший фуражку полицейский).

4. Фантастические персонажи.

В наше неспокойное, полное ужасов время каждый второй, если не каждый первый автор включает в список персонажей сверхъестественных существ: вампиров и охотников на вампиров, оборотней, ведьм, русалок, леших, привидений, посланцев из Рая и гостей из Преисподней… и так далее. Теперь, когда читателям повествуют, как к герою – о неожиданность! о чудо! – явился некто и сообщил, что наш Феденька наделен волшебной силой и посему должен в 24 часа собрать чемодан и отбыть в направлении Кудыкиной Горы, чтобы спасти мир, они уже даже не смеются. Они рыдают.
Как же избежать досадных ошибок и штампов при описании волшебных персонажей?

Прежде всего, запомни одну простую истину:
Никто не знает, как должны себя вести фантастические герои, потому что никто не сталкивался с ними в реальной жизни.
Но это не означает, что ты можешь заставить их делать все, что тебе угодно.

До сих пор помню гениальную формулировку моей учительницы по рисованию:
"Фантастика – это смешение обычного и волшебного. Это обычный предмет (или человек) в необычной обстановке, либо необычный предмет (или человек) в обычной обстановке".
Практически все произведения фантастов строятся по этому принципу.

Пример: Обычная семья – мама, папа и сын – просыпаются однажды и понимают, что все люди, кроме них, исчезли.

Другой пример: Ученый, в результате эксперимента превратившийся в невидимку, бродит по улицам обычного провинциального городка и погибает от рук ожесточившейся толпы.

Думаю, ты уже догадался, что первое произведение написано Рэем Брэдбери, второе – Гербертом Уэллсом. Если ты покопаешься в памяти, найдешь ещё кучу примеров.
К чему бишь это я веду? А к тому, что, как ни странно, фантастика требует ещё большего реализма, чем любой другой жанр. Правда в описании характеров и отношений, точность в описании окружающего мира – вот что нужно любой волшебной истории.
Даже если твой герой заброшен на необитаемый остров, чужую планету или в параллельную реальность, он остается тем же обычным человеком, каким был в нашем мире, со всеми своими слабостями и страхами.
Даже если твой герой – выходец из иных миров, он должен иметь хотя бы отдаленное сходство с человеком. Впрочем, вряд ли ты сможешь описать его так, чтобы хотя бы чуть-чуть не "очеловечить" героя.
Какими бы волшебными силами не был наделен твой персонаж, он должен вести себя, думать и действовать, как обычный человек.
Даже у всемогущего волшебника в самый ненужный момент может прихватить живот. Помни об этом, когда начнешь писать очередную сагу о бесстрашном воине или хитрой волшебнице.

Последние три совета относительно персонажей:

Целесообразность. Запомни: если персонаж ничего не символизирует, ничего важного не делает и ничего важного не говорит, то лучше его и не описывать.

Число. Персонажей должно быть так много, сколько нужно для развития действия, но так мало, чтобы читатели смогли запомнили их всех. Думаю, для небольшой истории в жанре сим - сериала десять персонажей – идеальное число (герой, злодей, и их окружение).

Имена. Называя своих персонажей, постарайся дать каждому благозвучное, приятное имя, не слишком распространенное (не Маша Иванова и не Джейн Смит), но и не слишком странное (не Доздраперма Эфраиловна и не Залимания Гейлерна … гхм). Снова напоминаю: бегло просмотри все темы с сериалами, нет ли где персонажа с похожим именем, иначе выйдет конфуз. О том, что имя персонажа не должно совпадать с ником кого-то из форумчан, я даже и говорить не стану – это очевидно всем. Напоминаю: имя персонажа – это еще одна часть его образа, выбирай его с умом.

На этом разговор о персонажах мы закончим и перейдем к следующему разделу.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения