Коммуникативная компетенция

Вопрос № 92 . Понятие коммуникативной компетентности. Способы повышения коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность (по Петровской) – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личного взаимодейтсвия.

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав включается совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1.давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок (уровень отношения людей (т.е. партнеров) к общению в целом). Коммуникативная установка партнера - это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления предметно-тематических интересов партнера, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношения к форме общения; включенности партнеров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнера, его предметно-практических предпочтений; эмоциональных оценок форм общения. Обобщенные эмоциональные реакции типа "интересно - неинтересно", "удовлетворен - не удовлетворен" характеризуют эмоциональные суждения о публичном общении.

2. социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3.осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Особое значение имеет для выполнения управленческих функций.

В общении руководителю необходимо умение найти правильное слово, тон, верную пристройку к партнеру в ситуации делового общения. Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. Он социален с одной стороны и включает интериоризированные нормы и ценности культуры. С другой стороны, индивидуален поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических особенностях, связанных с общением в жизни личности.

В общении особую роль играет овладение социальными ролями организатора и участника общения. Здесь важен опыт восприятия искусства, так как искусство воспроизводит разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности - система знаний, историй и культуры человеческого общения, предполагает интеграцию всех источников коммуникативной компетентности.

Обладая определенным уровнем коммуникативной компетентности личность вступает в общение, имея определенный уровень самосознания и самоуважения. Личность становится персонифицированным субъектом общения - не только искусство адаптации к ситуации, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать коммуникативную индивидуальную дистанцию. Анализ составляющих компонентов коммуникативной компетентности рассматривается на трех уровнях: - соционормативный; - сигнификационный (система символов и нормативных предписаний по их использованию в общении); - акциональный.

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетенции целесообразно рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие:

а) коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической ситуации и условий будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми, возможно, предстоит столкнуться личности в общении);

б) коммуникативно-прогностическую (оценка положительных и отрицательных сторон предстоящего общения);

в) коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения);

г) коммуникативно-организационную (организация внимания партнеров по общению, стимулирование их коммуникативной активности, управление процессом общения и т.д.);

д) коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).

Основными источниками приобретения коммуникативной компетенции являются :

1) соционормативный опыт народной культуры;

2) знание языков общения, используемых народной культурой;

3) опыт межличностного общения в непраздничной сфере;

4) опыт восприятия искусства.

Соционормативный опыт - это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур), вводит личность в состояние когнитивного диссонанса. А это рождает противоречие между знание норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс - источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность "выключается" из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создает барьеры на пути человеческого взаимопонимания.

Владение соционормативной культурой общения предполагает и овладение личностью сигнификационной культурой общества. Сигнификация - это система символов и нормативных предписаний по их использованию в общении. Согласно А.Ф. Лосеву, символ есть сигнификация (обозначение) действительности. Как своеобразный знак символ используется в разных качествах: и как способ организации действий, и как способ выражения отношения к партнеру общения, и, конечно, как средство организации текста сообщений, которыми обмениваются участники общения.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основой ее формирования является опыт общения с одной стороны, он социален (т.к. включает интериоризированные нормы и ценности культуры), с другой, индивидуален (т.к. основан на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности).

Понятие социально-психологического тренинга

Психологический тренинг - это особая форма групповой работы, со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути он представля­ет форму обучения, приобретения новых навыков, освоения иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а приобретение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, делания.

СПТ - форма активного обучения, позволяющая человеку самоформировать навыки построения продуктивных социальных межличностных отношений, анализа социально-психологических ситуаций со своей точки зрения и позиции партнера, а также развивать в себе способности познания себя и других в процессе общения.

Начало работы

Эффективная работа СПТ-группы предполагает некоторый уровень личностной проработки, готовность включаться в тренинговые ситуации, овладевать навыками, кооперироваться с другими людьми. По сути дела, человек должен видеть мир свободно, как новую возможность, а не как отражение своей проблемы. Очень трудно вести работу по овладению социально-психологическими навыками, когда участники начинают становиться в позицию клиента и, по сути, запрашивать психотерапевтической помощи ведущего и группы даже на разминочных, проходных упражнениях; когда они не могут дать хорошую обратную связь другим участникам, потому что, по сути, видят не их, а отражение в их поведении своих личных, неотреагированных переживаний. Это важно помнить на этапе планирования работы, отбора участников. Самое лучшее - предварять работу СПТ-группы специальной клиентской группой, позволяющей участникам в той или иной форме проработать свои актуальные личностные проблемы. Такую группу можно заменить серией индивидуальных встреч с будущими участниками. Групповая работа, несомненно, предпочтительнее, так как дает человеку первичный опыт общения, построения отношений, взаимопонимания.

1. Принцип добровольности

Участие в тренинге может быть только добровольным. Если перенести этот тезис на работу в образовательном учреждении, это значит, что не может быть СПТ, стоящего в сетке учебных занятий подростков или являющегося обязательным методическим мероприятием для педагога. В расписании может быть урок по психологии с использованием элементов ролевой игры, отработки навыков. Учитель может быть принужден администрацией к посещению семинара по психологии.

Но нельзя принуждать человека вступать в общение с другими людьми, давать обратную связь, развивать в себе определенные навыки и способности. Это невозможно с этической точки зрения, это неэффективно и может быть опасно для его психического здоровья.

Люди, откликнувшиеся на приглашение психолога принять участие в тренинге, должны заранее получить всю необходимую информацию для того, чтобы принять решение осознанно. Хорошо провести с каждым предварительную беседу, рассказав о смысле и формах тренинговой работы, о необходимости занимать активную позицию, открывать другим участникам свой внутренний мир, переживания, мысли, меняться, присваивая новый опыт. Человек должен определить, нужно ли это ему? Готов ли он сейчас к этому?

2. Время и частота проведения

Оптимальный объем СПТ в академических часах - от 24 до 40. Оптимальная продолжительность рабочего дня - от 8 до 10 академических часов (6 - в самом крайнем случае). Понятно, что это может быть реализовано только тогда, когда занятия проходят в специально отведенные для этого дни, больше ничем для участников не занятые: каникулы, выходные, в дни, освобожденные от другой работы. Чтобы тренинг был эффективным, только в такие дни и стоит проводить тренинговые занятия, а не совмещать их с уроками или рабочими делами, тем более что занятие, длящееся менее 4 часов, вообще не имеет к тренингу никакого отношения. Активное обучение предпо­лагает погружение в тренинговую реальность, проживание полноценного опыта.

Вышесказанное не означает, что нельзя проводить небольшие практические семинары, занятия с элементами групповой работы, коротенькими играми, упражнениями.

Как часто следует встречаться группе? Если занятия короткие - 4-5 часов, то желательно каждый день или несколько раз в неделю. Если занятия длинные, 9-часовые, можно встречаться раз в неделю, хотя первые два занятия желательно провести подряд. Дело в том, что если тренер отпускает группу на неделю, он обязан «закрыть» участников тренинга, отпустить их с общим позитивным чувством, чтобы они могли нормально работать и жить, вспоминая о тренинге только по желанию, а не из-за нерешенной там проблемы.

3. Тренинговая программа

Тренинг - это не только упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника, но прежде всего это определенная концепция человеческих отношений, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим.

Итак, первый шаг - осознание участниками тренинга того взгляда на мир человеческих отношений, который тренер желает осуществить в своей работе. Второй шаг - выбор общей логики тренингового процесса. Предлагаемая схема основана на очень простой логике, опирающейся на представление о фазах коммуникации: установление контакта, содержательный обмен (информацией, чувствами, смыслами), завершение контакта. В соответствии с ними и строится работа СПТ-группы.

Психологический тренинг (по Петровской) - это средство воздействия, направленное на расширение знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения. Предполагается обучение знаниям, умениям, навыкам в совершенствовании межличностных отношений. Сформированность таких навыков поможет участникам группы повысить собственную компетентность в отношении мотивов социального поведения, позволит улучшить понимание других людей, осмыслить помехи общения и опробировать способы преодоления этих помех. Особенность этой формы обучения в том, что обучаю­щийся занимает в ней активную позицию, а приобретение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чув­ствования, делания. Участие в тренинге может быть только добровольным.

Форма проведения - дискуссионные группы, где предметом обсуждения являются реальные отношения участников. Происходит анализ собственной динамики, решаются частные задачи, такие как установление валидной коммуникации, т.е. участники группы должны свободно и точно информировать о своих чувствах, адекватно воспринимать свое место в системе внутригрупповых отношений. Решается еще одна задача-налаживается обратная связь, обязательно должен быть климат психологической безопасности, участники должны использовать не свои обычные модели поведения, а те, которые ими не используются в реальной жизни.

Т-группа-это группа, имеющая ограничения по количеству участников (от 7 до 15 чел). Желательно, чтобы это были не знакомые между собой люди. Сроки проведения от 2-ух дней до 2 месяцев. Обязательная позиция – это позиция тренера. По своим функциям тренер обязан:

1. Обеспечить в группе атмосферу доверия и открытости;

2. Демонстрация участникам группы модели желаемого поведения предполагает терпимость, открытость и поддержку искренности у других, принцип «здесь и теперь»-не только невозможность обсуждения вне группы того, что здесь происходит, но обсуждаются только те события, которые имеют место быть в настоящем.

Цель Т-групп- это совершенствование социально-психологической компетентности участников.

Принципы работы тренинговой группы

1. Принцип активности- в тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия, это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений или наблюдение за другими по специальной схеме. Этот принцип является ключевым в СПТ. Поэтому тренинг относят к интерактивным формам обучения.

2. Принцип исследовательской позиции-участники в ходе тренинга открывают для себя какие-то закономерности, которые уже известны в психологии, и что особенно важно-открывают свои личностные особенности, они иссделуют, им не дают психологическую закономерность в готовом виду, у них есть возможность самостоятельно это прочувствовать, пропустить через себя, открывая свои личностные особенности;

3. Принцип объективации поведения- принцип осознания. Универсальное средство объективации-обратная связь. В качестве обратной связи используются не только высказывания других участников, но и технические средства (виде и аудиозаписи).

4. Принцип партнерского общения- такое общение, при котором учитываются интересы всех участников взаимодействия, а так же их чувства, эмлоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия и откровенности.

Тренинговая программа строится на логике, опирающейся на представление о фазах коммуникации: установление контакта, содержательный обмен (информацией, чувствами, смыслами), завершение контакта.

Коммуникативная компетентность: сущность, структура, развитие

Понятие коммуникативной компетентности. Под коммуникативной компетентностью понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение (7). Она предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятным для партнера по общению. Коммуникативная компетентность формируется в условиях непосредственного взаимодействия, поэтому является результатом опыта общения между людьми. Этот опыт приобретается не только в процессе непосредственного взаимодействия, а также опосредованной, в том числе по литературе, театру, кино из которых человек получает информацию о характере коммуникативных ситуаций, особенности межличностного взаимодействия и способах их решений. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм.

Структура коммуникативной компетентности. Если опираться на принятую в социальной психологии структура общения, что включает перцептивный, коммуникативный и интерактивный аспекты (1), то коммуникативную компетентность можно рассматривать как составляющую общения. Тогда коммуникативный процесс понимается как "информационный процесс между людьми как активными субъектами, с учетом отношений между партнерами" . То есть, возникает "узкое" понятие "коммуникация". Однако часто "коммуникацию" понимают как синоним общения, подчеркивая, что "коммуникативное влияние есть... психологическим воздействием одного комуніканта на другого с целью изменения его поведения ". Это означает, что происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникаций. Есть и широкое понимание "коммуникации", которое применяется в связи с развитием системы массовых коммуникаций в обществе.

Выделяют следующие составляющие коммуникативной компетентности:

· ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и жизненном опыте индивида ;

· способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды ;

· адекватная ориентация человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации ;

· готовность и умение строить контакт с людьми ;

· внутренние средства регуляции коммуникативных действий ;

· знания, умения и навыки конструктивного общения ;

· внутренние ресурсы, необходимые для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия .

Таким образом, коммуникативная компетентность предстает как структурный феномен, включающий как составные ценности, мотивы, установки, социально-психологические стереотипы, знания, умения, навыки.

В.Я. Ляудіс, А.М. Матюшкина, А.Я. Пономарева выделяют два типа деятельности и соответственно два типа заданий: творческие (продуктивные) и рутинные (репродуктивные), отражаются в анализе процесса общения . Ситуация, которая требует выхода за пределы стереотипов, установок, ролей, что сложились, всегда предполагает продуктивное общение. Репродуктивное, или стандартизированное общение предполагает взаимодействие "по стандарту", "по сценарию". Можно говорить также о внешнем, поведенческом, оперативно-техническое и индивидуально-смысловое общение . А.Б. Добрович в своих работах различает конвенциональное, примитивный, манипулятивный, стандартизированный, игровой, деловой и духовный общения .

В контексте проблемы эффективности общения целесообразно вспомнить о таком явлении в человеческом взаимодействии, как роль. Роль фиксацией определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе межличностных отношений . В психологии выделяют формальные, внутригрупповые, межличностные и индивидуальные роли . Формальная роль - это поведение, которое строится в соответствии с усвоенными ожиданий со стороны окружения, связанных с выполнением той или иной социальной функции (продавец, покупатель, ученик, педагог, подчиненный, руководитель и т.д.). Внутрішньогрупова роль - это поведение, что требует учета ожиданий, предложенных участниками группы на основе сложившихся взаимоотношений. Межличностные роли - это поведение, которое предполагает учета ожиданий, предложенных другим человеком на основе сложившихся отношений.

Существуют и другие классификации ролей: активные роли, которые выполняются в данный момент и латентные роли, что не оказываются в данной ситуации; інституціалізовані , связанные с официальными требованиями организации, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями, но все это так или иначе пересекается с вышесказанным .

Человек всегда находится в контакте с другим - партнером реальным, воображаемым, выбранным, навязанным и т.п. Инвариантными составляющими общения являются такие компоненты, как партнеры-участники, ситуация, задача. Вариативность же связана с характеристиками самих составляющих - партнеров по общению, ситуаций, целей общения. Поэтому компетентность в общении предполагает развитие умений адекватной самооценки, ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче (15).

Главной качественной характеристикой всех этих "психологических инструментов" считается " общая направленность" на человека, что в свою очередь является основанием эффективного общения . Ориентация личности прежде всего на положительные качества в другом человеке является важным в эффективном общении, потому что она способствует раскрытию личностного потенциала человека, с которым мы общаемся. Подчеркивается роль познавательных процессов в структуре коммуникативной компетентности , прежде всего мышление - способность анализировать поступки, видеть мотивы, побуждающие к ним. Условием успешного общения человека с другими людьми считают социально-психологическая перцепция, которая включает идентификацию, эмпатию, социальную рефлексию (1).

Таким образом, можно сказать, что коммуникативная компетентность включает не только личностные свойства индивида, но и определенным образом организованы познавательные процессы и эмоциональную сферу.

Одной из составляющих коммуникативной компетентности является умение осознавать и преодолевать коммуникативные барьеры. Такие барьеры могут возникать, например, при отсутствии понимания ситуации общения, что вызывается различиями между партнерами (социальными, политическими, религиозными, профессиональными, которые порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, обусловливающих различное мироощущение, мировоззрение, мировосприятие). Барьеры в коммуникации могут носить также психологический характер, отражая индивидуальные психологические особенности тех, кто общается, их сложившиеся отношения: от дружбы до неприязни по отношению друг к другу.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно этому можно выделить вербальный и невербальный уровень коммуникативной составляющей компетентности в общении. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических звуков, включающую два принципа: лексический и синтаксический .

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название "убеждающей коммуникации", на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи. Другой вид коммуникации включает следующие знаковые системы: оптико-кинетическую - к ней относятся жесты, мимика, пантомимика; пара - и екстралінгвічну. Первая - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Вторая - включение в речь пауз, других вкраплений, темп речи; организацию пространства и времени коммуникативного процесса, визуальный контакт: частота обмена взглядами, длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.

Понятно, что коммуникативная компетентность предполагает также умение интерпретировать невербальные проявления других людей. Здесь возникает серьезная проблема: если в вербальной коммуникации за каждым словом стоит более-менее определенное содержание, то в невербальной системе коммуникаций не только трудно поставить содержание в соответствие знака, но и вообще выделить знак, то есть единицу анализа в этой системе коммуникации.

В социальной психологии было несколько попыток решить данную проблему.

К. Бердвістл предложил единицу тілорухів человека - кин, или кінему. "Отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении меняется вся структура" . Ему принадлежит идея построения словаря тілорухів, то есть определенном тілоруху приписывалось определенное значение. Но сам Бердвістл пришел к выводу, что построить словарь тілорухів, который бы удовлетворил, пока не удается: само понятие кина оказалось достаточно неопределенным и спорным.

Б. Экманом (25) был предложен вариант анализа невербальной коммуникации, в котором фиксировались эмоции по внешн и х ("знаковых") проявлениях лица, что позволяло в определенной степени регистрировать тот или иной характер невербальной коммуникации.

Хоть и удается описать определенный "каталог" жестов в различных национальных культурах, проблема интерпретации невербальной коммуникации все - таки остается нерешенной.

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Если коммуникативный процесс существует на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить деятельность дальше, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен сделать в нее свой особый вклад, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия, где важно не только обменяться информацией, но и организовать "обмен действиями", спланировать общую деятельность. При таком планировании возможна регуляция действий одного индивида "планами, которые сформировались в голове другого ", которая и делает деятельность действительно совместной, когда ее носители будут выступать уже не как отдельный индивид, а как группа. Таким образом, можно сказать, что интерактивная сторона общения представляет собой определенное средство объединения индивидуальных усилий в конкретных формах совместной деятельности. Соответственно этому можно и проинтерпретировать интерактивный компонент коммуникативной компетентности как способность к организации совместных действий, позволяющих партнерам реализовать какую-либо общую для них деятельность.

Таким компонентом коммуникативной компетентности является перцептивная составляющая. Это та сторона компетентности, на основе которой строится совместная деятельность и коммуникативный процесс.

Условно перцептивну составляющую компетентности в общении можно назвать способностью адекватного восприятия одного человека другим, но это лишь условно: само слово "восприятие" не отражает всю сложность этого явления. Перцептивный компонент коммуникативной компетентности выступает в роли регулятора процесса общения . Выбор человеком той или иной линии поведения в каждой конкретной ситуации предполагает восприятие и оценку партнеров, самого себя и ситуативного контекста в целом.

В процессе межличностного восприятия и познания возникает ряд "эффектов": первичности, новизны, ореола. Большую роль играют также явления стереотипизации и каузальной атрибуции.

Итак, обобщая выше изложенные точки зрения на явление коммуникативной компетентности, можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность выступает как интегральное качество личности, выполняет функцию адаптации и адекватного функционирования личности в социуме, содержит в себе установки, стереотипы, позиции общения, роли, ценности и т.п. личности, "инструмент агрегату "творческий потенциал личности.

Вопрос о развитии коммуникативной компетентности можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, в процессе социализации и воспитания; во-вторых, средством специально организованного социально-психологического тренинга.

Относительно первого, то человек черпает из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и зрительных форм, как символических, так и образных, что дает ей возможность синтезировать, классифицировать различные эпизоды социального взаимодействия. Понятно, что в ходе стихийного овладения " языком " социально-перцептивной сферы могут образовываться неадекватные познавательные схемы, как причины неадекватных коммуникативных действий, что, в свою очередь, может привести к неэффективности в ситуации общения. Чаще всего это происходит при условии "однобокого" приобщение человека к специфической субкультуры, освоения ею лишь отдельных слоев культурного богатства, и только расширение сферы социальных контактов и включения в новые каналы коммуникации могут скорректировать существующие деформации. "Свою роль может сыграть знакомство с социально-психологической литературой: это обогащает словарь, упорядочит классификационные средства " .

По мнению Л.А. Петровской, аналитическое наблюдение коммуникативного взаимодействия, как реальной, так и представленной в художественной форме, дает не только возможность "тренировки" приобретенных познавательных средств, но и способствует овладению средствами регуляции собственного коммуникативного поведения. В частности, процесс наблюдения позволяет выявить систему правил, руководствуясь которыми люди организуют свое взаимодействие. Ориентируясь на выход взаимодействия, наблюдатель может понять, какие правила способствуют, а какие препятствуют успешному протеканию коммуникативных процессов. Это может послужить основой формирования собственной системы "правил эффективной коммуникации". Еще в большей мере аналитическое наблюдение влияет на операциональный состав коммуникативных действий. .

Согласно Л.А. Петровской, важным моментом процесса развития коммуникативных умений на определенном этапе становления личности является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Планирование своих действий "в уме" является составной частью коммуникативного действия, протекает нормально. Такое планирование в воображении, как правило, непосредственно опережает реальное исполнение, но может происходить и заблаговременно, нередко далеко отставая от воплощения в поведении, а другим вместе мысленное проигрывание производится не до, а после завершения коммуникативного акта. И не всегда воображаемое воплощается в реальность, но создаваемые в нем " поведенческие заготовки" могут актуализироваться в других ситуациях. Это приводит, с одной стороны, впечатление непосредственности некоторых глубоко продуманных поступков, а с другой стороны - к действиям, что является достаточно рациональными и такими, которые нельзя объяснить. Способность человека действовать "в уме" может быть целенаправленно использована для совершенствования общения в ситуации социально-психологического тренинга. .

К определению стратегических ориентиров по совершенствованию общения в практической работе можно подходить с разных точек зрения. "Одна из них в качестве ориентира выделяет обогащения, полноту, поліформність " . В этом случае основным в развитии компетентного общения является направленность на обретение богатой, многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнеров, всем сторонам их адекватности - перцептивной, коммуникативной, интерактивной. В этом смысле развитие компетентности общения взрослых людей неизбежно предполагает двойной процесс: с одной стороны, это приобретение новых знаний, умений и опыта, а с другой стороны, это коррекция, изменение уже сложившихся форм и средств общения. Рассматривая коммуникативную компетентность, нецелесообразно ограничивать спектр возможных форм социально-психологического воздействия каким-то одним из названных выше типов, поскольку реальное общение является многоплановым.

Другой подход к определению принципиальных ориентиров для практики развития компетентного общения возможен со стороны психологических проблем, которые возникают. Подобные трудности можно определить как базовые трудности общения . Их истоки берут свое начало, с одной стороны, из особенностей психологической природы человека и человеческих отношений, а с другой стороны - могут быть связаны со своеобразием социального контекста. В ряде случаев базовые трудности общения имеют характер дихотомий, мера гармоничного сочетания полюсов которых достигается тем с трудностями. Это, например: автономность - предпочтения, устойчивость - изменчивость, нормативность - импровизация, целостность - мозаичность, рефлексивность - спонтанность и др. .

Таким образом, коммуникативная компетентность имеет несколько источников развития в процессе становления личности человека: трансляция коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия с другими людьми, овладение культурным наследием, наблюдения за поведением других людей и анализ актов коммуникации, проигрывание в воображении коммуникативных ситуаций. Развитие коммуникативной компетентности в процессе социально-психологического тренинга возможен с точки зрения двух подходов: направленность на обретение богатой многообразной палитры общения и преодоления трудностей, которые могут возникать в процессе общения.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы по проблеме коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность - это система внутренних ресурсов эффективного взаимодействия: позиций общения, ролей, стереотипов, установок, знаний, умений, навыков. Эффективное общение всегда предполагает спонтанный и творческий процесс, поэтому эффективное общение - это общение, развивает. Кроме личностных особенностей к коммуникативной компетентности входят особенности познавательных процессов и эмоциональной сферы. В целом коммуникативная компетентность связана с адекватным использованием всей палитры возможностей. Анализ понятия коммуникативной компетентности позволяет выявить проблемы обоснования критериев эффективного общения и адекватного соответствия форм общения и ситуации общения.

В процессе становления личности развитие коммуникативной компетентности имеет несколько источников: идентификация со взрослым, усвоение культурного наследия, наблюдения за поведением других людей, проигрывание в воображении коммуникативных ситуаций. Современное состояние общественных процессов позволяет констатировать тот факт, что естественное формирование коммуникативной компетентности не соответствует требованиям социальной действительности. Эту проблему позволяет решить целенаправленное формирование коммуникативной компетентности в процессе социально - психологического тренинга. В отечественной социальной психологии существуют два основания для построения такого рода тренингов: направленность на обретение богатой и разнообразной палитры общения и тренинг психологического консультирования трудностей в общении.

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология., М, изд. "Аспект прогресс", 2000; 2 . Берн Э. Транзакционный анализ и психотерапия, Санкт-Петербург, "Братство", 1994; 3. Бодалев А.А. Личность и общение, М, 1982; 4. Введение в практическую социальную психологию (под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой), М., "Смысл", 1996; 5. Грехнев В.С. Культура педагогического общения, М, "Просвещение", 1990; 6. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, М, "Просвещение", 1987; 7. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении, М., 1990; 8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя, М., "Просвещение", 1987; 9. Коллектив. Личность. Общение: словарь социально-психологических понятий (под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова), Л., Лениздат, 1987; 10. Краткий психологический словарь (под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского), М., Политиздат, 1985 ; 11. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения, Л, 1990 ; 12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, М., "Педагогика", 1983 ; 13. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцеву. Изд: "Совершенство", М., 1997 ; 14. Петровская Л.А. "К вопросу о природе конфликтной компетентности". Вестник МГУ "Психология", №4, 1997 15. Петровская Л.А. Компетентність в общении, М., 1989 ; 16. Петровский В.А. Феномены субъективности в развитии личности, Самара, 1997 ; 17. Психологические исследования общения (под ред. Б.Ф. Ломова, А.В. Беляева, В.Н. Носуленко, М, "Наука", 1985 ; 18. Психологический словарь (под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова) - 2-е издание, М., "Педагогика - пресс", 1996 ; 19. Психология воспитания (под ред. В.А. Петровского), М., "Аспект пресс", 1995 ; 20. Райгородский Д.Я. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара, Изд. дом "Бахрах", 1996 ; 21. Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя детского сада (В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др.), М,"Просвещение", 1993 ; 22. Холл С., Линдсей Теории личности, М., "КСП+", 1997 ; 23. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности, Санкт-Петербург, "Питер", 1997 ; 24. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Языки творческого бессознательного, М., "КСП+", 1996; 25. Экман П. Психология лжи. - Спб, 1999

Понятие « коммуникативная компетентность » впервые было использовано Бодалевым А.А. и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) .

В социологической энциклопедии уточняется, что коммуникативная компетентность - это «...ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на:

1. знаниях и чувственном опыте индивида;

2. способность эффективно взаимодействовать с окружающими,

3. благодаря пониманию себя и других, при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды».

Куницина В.Н. определяет коммуникативную компетентность просто как «успешность общения» .

По определению В.И. Жукова коммуникативная компетентность - это “психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека” .

Коммуникативная компетентность человека преимущественно складывается на основе опыта общения между людьми, формируется непосредственно в условиях взаимодействия. Кроме того умения вести себя в коммуникации человек приобретает и на основе примеров из литературы, театра, кино, средств массовой информации.

Коммуникативная компетентность - это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица.

Комплексное исследование коммуникативной компетентности встречается в работах И.Н. Зотовой. По ее мнению коммуникативная компетентность представляет собой комплексное образование, состоящее из трех компонентов: эмоционально-мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Эмоционально-мотивационный компонент образуют потребности в позитивных контактах, мотивы развития компетентности, смысловые установки «быть успешным» партнером взаимодействия, а также ценности общения и цели.

В когнитивный компонент входят знания из области взаимоотношений людей и специальные психологические знания, полученные в процессе обучения, а также смыслы, образ другого как партнера взаимодействия, социально-перцептивные способности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности.

На поведенческом уровне это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного поведения .

В результате анализа работ различных авторов, изучающих коммуникативную компетентность, Зотова И.Н. делает вывод, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Вместе с тем, среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты:

Коммуникативные знания;

Коммуникативные умения;

Коммуникативные способности.

Коммуникативные знания - это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие не эффективны.

Коммуникативные умения: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др. Выделяются группа интерактивных умений: умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания, - и группа социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление.

Коммуникативные способности, как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление.

В работах других исследователей вышеуказанные компоненты и составляющие коммуникативной компетентности рассматриваются в отдельности. Так же есть исследования, где составляющие коммуникативной компетентности рассматриваются под другим углом.

Исследуя понятие коммуникативной компетентности, Лабунская В.А. выделяет в нем три составляющие:

1. точность (правильность) восприятия других людей;

2. развитость невербальных средств общения;

3. владение устной и письменной речью .

Емельянов Ю.Н. характеризует качественное своеобразие понятия коммуникативной компетентности, он считает, что коммуникативная компетентность представляет собой совокупность следующих качеств:

Способность человека брать на себя и исполнять различные социальные роли;

Способность адаптироваться в социальных группах и ситуациях,

Умение свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения;

Способность организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми;

Осознание своих ценностных ориентаций, потребностей;

Техники работы с людьми;

Перцептивные возможности .

Петровская Л.А. обращает внимание на три стороны коммуникативной компетентности. Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров - коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно можно говорить о различных видах компетентности в общении .

Петровская Л.А. так же отмечает, что коммуникативная компетентность (компетентность в общении) предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. Автор считает, что именно гибкость в адекватной смене психологических позиций является одним из существенных показателей компетентного общения .

Езова С.А. так же рассматривает коммуникативную компетентность с точки зрения ее составляющих. Она считает, что коммуникативная компетентность включает способность человека применять знания, умения, личностные качества:

а) в построении и передаче сообщения (содержания общения) посредством традиционного и виртуального взаимодействия;

б) в выстраивании отношений;

в) в выборе тактики поведения;

г) в формах общения с партнером .

Таким образом, Езова С.А., как и многие другие авторы, считают, что основным фактором коммуникативной компетентности являются коммуникативные способности. Васильева Г.С. в состав коммуникативной компетентности включает три вида таких способностей: гностические, экспрессивные и интерактивные.

Крючкова О.В. под коммуникативной компетентностью понимает совокупность коммуникативных способностей человека, которые проявляются в его общении с людьми и позволяют добиваться поставленных целей:

1. Способность точно воспринимать ситуацию общения и оценивать вероятность достижения в ней поставленных целей.

2. Способность правильно понимать и оценивать людей.

3. Способность выбирать средства и приемы общения таким образом, чтобы они соответствовали ситуации, партнерам и поставленным задачам.

4. Способность подстраиваться под индивидуальные особенности партнеров, выбирая адекватные средства общения с ними как на вербальном, так и невербальном уровнях.

5. Способность оказывать влияние на психическое состояние людей.

6. Способность изменять коммуникативное поведение людей.

7. Способность сохранять и поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми.

8. Способность оставлять у людей благоприятное впечатление о себе.

О высокоразвитой коммуникативной компетентности, по мнению О.В. Крючковой, речь может идти только в том случае, если человек обладает этими способностями и проявляет их в общении с людьми .

Развитие коммуникативной компетентности в онтогенезе происходит по мере развития характера и направленности умственной и общей активности. Характер коммуникативной активности индивида зависит от его коммуникативной компетентности, признаваемых им коммуникативных ценностей, от специфики мотивации и потребностей в общении.

Таким образом, коммуникативная компетентность представляет собой интегральное, относительно стабильное, целостное психологическое образование, проявляемое в индивидуально-психологических, личностных особенностях в поведении и общении конкретного индивида. Не смотря на различие в понимании составляющих коммуникативной компетентности, все авторы сходятся во мнении, что по существу коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыками. Исходя из этого, педагогам и родителям необходимо рассматривать формирование коммуникативной компетенции школьников как основу для успешной социальной активности личности.

Определение коммуникативной компетенции

Что представляет собой этот термин? Коммуникативная компетенция - это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Также коммуникативная компетенция - это владение определенными знаниями и умениями.

Список необходимых слагаемых для успешного общения зависит от ситуации. Например, взаимодействие с другими лицами в формальной обстановке представляет собой набор более строгих правил процесса обмена информацией, нежели разговор в неформальной обстановке. Поэтому коммуникативная компетенция делится на формализованную и неформализованную. Каждая из них имеет свою систему требований и включает в себя ряд компонентов. Без них невозможно формирование коммуникативной компетенции. К ним относятся богатый лексикон, грамотная устная и письменная речь, знание и применение этики, стратегий общения, умение налаживать контакт с разными типами людей и анализировать их поведение. Также к этим компонентам относится способность улаживать конфликты, выслушать собеседника и проявить к нему интерес, уверенность в себе и даже актерское мастерство.

Иноязычная коммуникативная компетенция как залог успеха в условиях глобализации

В наш век глобализации важную роль в профессиональном и личностном росте играет знание иностранных языков. Иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя не просто использование базового лексикона, но и знание разговорных, профессиональных слов и выражений, представление о культуре, законах и поведении других народов. Это особенно актуально в современном российском обществе, которое стало более мобильным и имеет международные контакты всех уровней. К тому же иностранные языки способны развивать мышление, поднимают как образовательный, так и культурный уровень учащихся. Стоит отметить, что наиболее благоприятный период обучения детей иностранным языкам - возраст с 4 до 10 лет. Школьникам постарше уже сложнее дается усвоение новых слов и грамматики.

Иноязычная коммуникативная компетенция востребована во многих сферах профессиональной деятельности. Поэтому изучению иностранных языков и культуре других народов уделяется особое внимание в образовательных учреждениях.

Школа - стартовое место для развития коммуникативной компетенции

Среднее образование является фундаментом, с помощью которого человек получает необходимые знания о жизни в обществе. Школьников с первых дней учат по определенной системе, чтобы коммуникативные компетенции учащихся позволяли им взаимодействовать с другими членами общества и быть успешными в любой социальной среде.

Детям показывают, как писать письма, заполнять анкеты, выражать свои мысли устно и письменно. Они учатся дискутировать, слушать, отвечать на вопросы и анализировать различные тексты на родном, государственном и иностранном языках.

Развитие коммуникативной компетенции позволяет школьникам чувствовать себя более уверенными. Ведь общение - это основа взаимодействия между людьми. Поэтому формирование коммуникативной компетенции - первостепенная задача в сфере обучения.

Стоит отметить, что начальное образование формирует личностные качества школьников. Поэтому первые годы обучения в школе должны быть особенно продуктивными. Еще в начальных классах школьники должны заинтересоваться предметами, стать дисциплинированными, научиться слушать учителей, старших, сверстников и уметь излагать свои мысли.

Двусторонняя работа с трудными школьниками для улучшения их коммуникации

В школах часто сталкиваются с трудными детьми. Не все учащиеся отличаются примерным поведением. Если одна часть школьников способна вести себя дисциплинированно, то другая не хочет следовать общепринятым правилам этики. Трудные ученики часто ведут себя вызывающе, могут подраться даже во время занятий, плохо усваивают информацию, отличаются несобранностью и неумением четко формулировать свои мысли. Во многом это связано с неправильным воспитанием родителями своих детей. В таких случаях необходим индивидуальный подход к каждому школьнику, а также работа с трудными учениками после общих занятий.

Многие родители возлагают ответственность за поведение детей на учителей. Они считают, что коммуникативные компетенции школьника в большинстве случаев зависят от педагогов и атмосферы в школе. Однако родительское воспитание оказывает на ребенка не меньшее влияние, чем время, проведенное в образовательном учреждении. Поэтому развивать интерес у детей к учебным предметам необходимо как в школе, так и дома. Двусторонняя работа с учениками непременно принесет плоды. Она делает их более дисциплинированными, воспитанными и открытыми для диалога.

Создание условий для развития детей в школе и дома

Задачей учителей и родителей школьников начальных классов является создание такой обстановки для детей, в которой им хотелось бы учиться, развиваться и действовать. Важно, чтобы ребенок испытывал удовольствие от новых знаний и возможностей.

Немаловажную роль в начальной школе играют групповые занятия, мероприятия, игры. Они помогают ученикам адаптироваться в обществе и чувствовать себя частью социальной среды. Такие занятия улучшают коммуникативные компетенции младших школьников, делают их более раскованными и общительными. Однако условия в образовательных учреждениях не всегда помогают раскрыться учащимся. Поэтому родителям стоит думать и о внеклассных занятиях детей в различных секциях, группах, где каждому ребенку будет уделяться особое внимание. Также важно и само общение между старшими и детьми. Оно должно быть дружелюбным. Ребенок должен уметь делиться впечатлениями и рассказами, не стесняться выражать свои чувства и мысли, а также узнавать у родителей, что интересного у них произошло, или задавать вопросы, ответы на которые он не знает.

Этика общения в формировании коммуникативной компетенции

Одним из компонентов для развития навыков общения является этика. К ней также относится и этикет общения. Ребенок с детства должен узнать от взрослых, какое поведение приемлемо и как общаться в той или иной среде. В начальной школе учащиеся заметно отличаются друг от друга по манерам. Конечно, это связано с воспитанием детей родителями. Надеясь, что плохое поведение изменит учеба в школе, родственники продолжают делать ошибки. Они не учат основному: этике общения. В школе с невоспитанными детьми учителям тяжело справляться, такие ученики заметно отстают в развитии от других школьников. Следовательно, такие выпускники с трудом будут адаптироваться к взрослой жизни, ведь они совершенно не умеют правильно вести себя в обществе и строить личные и профессиональные связи.

От коммуникативной компетенции зависит будущее каждого человека, ведь все мы живем в социальной среде, которая диктует нам определенные правила поведения. Еще с раннего детства следует задуматься о правильном воспитании своих чад, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным и имел активную жизненную позицию. Поэтому все компоненты коммуникативной компетенции должны учитываться родителями, родственниками, воспитателями и педагогами при обучении школьников и времяпрепровождении с ним.

Способы развития коммуникативной компетенции

Навыки общениядолжны постоянно развиваться комплексно. Желательно, чтобы ребенок каждый день познавал что-либо новое и пополнял свой лексикон. Чтобы сложные слова остались в памяти, можно рисовать изображения, символизирующие новое, или печатать готовые картинки. Многие запоминают новое визуально лучше. Также нужно развивать грамотность. Необходимо научить ребенка не только правильно писать, но и излагать устно, анализировать.

Для формирования коммуникативной компетенции школьника необходимо привить ему любовь к знаниям. Широкий кругозор, начитанность только увеличивают словарный запас, формируют чистую красивую речь, учат ребенка размышлять и анализировать, что сделает его более уверенным в себе и собранным. С такими детьми сверстникам всегда будет интересно общаться, и они сумеют выразить вслух то, что хотят донести другим.

Коммуникативная компетенция улучшается в разы, когда школьники проходят курсы актерского мастерства, участвуют в постановке спектаклей, концертов. В творческой атмосфере дети будут более раскованными и общительными, нежели за школьной партой.

Роль чтения в формировании коммуникативной компетенции

Хорошей средой для развития навыков общения являются уроки литературы в школе. Особое место занимает чтение книг. Однако с увеличением доступа к современным гаджетам школьники много времени проводят за виртуальными играми на телефонах, планшетах и компьютерах, вместо того чтобы уделить время занятиям полезными делами, чтением. Виртуальные игры негативно влияют на психику ребенка, делают его социально неадаптированным, пассивным и даже агрессивным. Стоит ли говорить, что дети, проводящие время за гаджетами, совершенно не хотят учиться, читать и развиваться. В таких условиях коммуникативные компетенции учащихся не развиваются. Поэтому родителям стоит задуматься о негативном влиянии современной техники на ребенка и о более полезных и развивающих занятиях для школьника. Стоит постараться привить учащимся любовь к чтению, так как именно книги обогащают лексикон новыми словами. Начитанные дети более грамотные, собранные, с широким кругозором и хорошей памятью. К тому же классическая литература сталкивает детей с различными образами героев, и они начинают понимать, что такое добро и зло, узнают, что за поступки придется отвечать, и учатся на чужих ошибках.

Умение улаживать конфликты как один из компонентов социальной адаптации

Формирование коммуникативной компетенции школьников включает в себя также умение решать спорные вопросы, ведь в будущем такие моменты вряд ли кого-нибудь обойдут стороной, а для успешного диалога нужно быть готовым к различным поворотам. Для этого подойдут занятия по ораторскому искусству и дискуссиям, курсы актерского мастерства, знание особенностей психологии различных типов людей, умение расшифровывать и понимать мимику и жесты.

Внешние качества также важны для создания образа сильного и готового к решению конфликта человека. Поэтому занятия спортом весьма желательны для каждого человека, в особенности для лиц мужского пола.

Для решения спорных вопросов также необходимо умение выслушать, войти в положение оппонента, подходить к проблеме разумно. Не стоит забывать в таких случаях об этике и манерах, особенно в формальной обстановке. Ведь многие вопросы решаемы. Умение сохранять свое спокойствие и мудрость в конфликтных ситуациях поможет в большинстве случаев одержать победу над оппонентами.

Комплексный подход в формировании коммуникативной компетенции

Как говорилось выше, для адаптации в обществе необходимо владеть различными навыками общения и знаниями. Для их формирования нужен комплексный подход к учащимся, в особенности к младшим школьникам, так как в их возрасте начинает складываться образ мышления и формируются принципы поведения.

Система для развития коммуникативной компетенции включает в себя речевые, языковые, социокультурные, компенсаторные и учебно-познавательные аспекты, каждый из которых состоит из определенных компонентов. Это знание языка, грамматики, стилистики, обогащенный словарный запас, широкий кругозор. Также это умение высказываться и завоевать аудиторию, умение отвечать, взаимодействовать с другими лицами, воспитанность, толерантность, знание этики и многое другое.

Комплексный подход должен применяться не только в стенах школы, но и дома, ведь ребенок там проводит немало времени. И родители, и учителя должны понимать всю важность владения коммуникативными навыками. От них зависит как личностный, так и профессиональный рост человека.

Изменения в системе образования для улучшения коммуникации школьников

Стоит отметить, что в последние годы обучение претерпело ряд изменений и подход к нему сильно изменился. Улучшению коммуникативных качеств школьников уделяется большое внимание. Ведь учащийся должен окончить среднее образование уже готовым к взрослой жизни, а значит, уметь взаимодействовать с другими людьми. Именно по этой причине вводится новая система преподавания.

Теперь школа воспринимается как учебное заведение для получения не только знаний, но и пониманий. И во главу ставят не информацию, а коммуникацию. В приоритете выступает личностное развитие учащихся. В особенности это касается образовательной системы школьников младших классов, для которых разработана целая система формирования коммуникативной компетенции. Она включает в себя личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные действия, направленные не только на улучшение адаптации в обществе каждого ученика, но и на увеличение стремления к познаниям. С таким подходом к обучению современные школьники учатся быть активными, общительными, что делает их более адаптированными в обществе.

Роль взаимодействия школьников с другими лицами в создании навыков общения

Формирование коммуникативной компетенции невозможно без приложения усилий педагогов, родителей и самих детей. И основой развития навыков взаимодействия с обществом является личный опыт общения учащихся с другими лицами. Это означает, что каждая связь ребенка с другими людьми делает его либо коммуникативным и компетентным, либо ухудшает его понятия о стиле разговора и поведении. Здесь большую роль играет окружение школьника. Его родители, родственники, друзья, знакомые, одноклассники, учителя - все они влияют на развитие коммуникативной компетенции ребенка. Он, словно губка, впитывает в себя слова, которые слышит, действия, совершающиеся перед ним. Очень важно вовремя объяснять школьникам, что приемлемо, а что недопустимо, чтобы у них не было ложного представления о коммуникативной компетенции. При этом необходимо умение доносить информацию до учащихся понятным, некритичным и не отталкивающим способом. Таким образом, взаимодействие с другими лицами будет положительным, а не отрицательным опытом для школьника.

Современный подход школы в формировании коммуникативной компетенции учащихся

Новая система образования помогает школьникам не просто стать прилежными, но также чувствовать себя частью общества. Она вовлекает детей в процесс обучения, им становится интересно познавать и применять свои навыки на практике.

Все чаще применяются в начальных школах групповые развивающие игры, занятия с психологами, индивидуальная работа с детьми, введение новых способов преподавания, применение на практике опыта зарубежных учебных заведений.

Однако стоит помнить, что формирование коммуникативной компетенции учащихся включает не только знания и навыки. Не менее значимыми факторами, оказывающими влияние на поведение, являются опыт, полученный в стенах родительского дома и школы, ценности и интересы самого ребенка. Для формирования коммуникативной компетенции необходимо всестороннее развитие детей и правильный подход к воспитанию и обучению подрастающего поколения.

ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в будущем, в том числе и в будущей профессиональной деятельности . Особое значение в этой связи приобретает проблема формирования коммуникативной компетенции школьников в процессе обучения русскому языку . Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств – все это регулируется коммуникативной компетенцией.

Анализ современной научной литературы позволяет говорить о коммуникативной компетенции как о междисциплинарном феномене, в определении которого отсутствует четкая стандартизация . Причинами неопределенности толкований данной лингводидактической категории можно назвать: а) многоаспектность рассматриваемой категории, которая, с одной стороны, характеризуется самостоятельностью ее составляющих, с другой – в совокупности представляет собой определенный «набор» личностных качеств, типов поведения, индивидуализации протекания коммуникативного акта; б) особенности перевода данного термина: английское «communicative competence» обозначается и как «коммуникативная компетенция», и как «коммуникативная компетентность». Нечеткость границ термина приводит к наличию многочисленных определений.

Коммуникативную компетенцию рассматривали психологи (Г. М. Андреева, Ю. Н. Емельянов, Л. А. Петровская), лингвисты (Е. М. Бастрикова, Н. В. Долгополова, Г. И. Безродных) и методисты (Г. К Селевко, Н. В. Кузьмина, А. В. Мудрик).

Термин «коммуникативная компетенция» возник как «развитие идеи Н. Хомского о лингвистической компетенции – ограниченном наборе грамматических правил, позволяющих порождать неограниченное количество правильных предложений» (9, c . 53). Идея оказалась привлекательной для ученых, работающих в области языкового тестирования, поскольку лингвистическую компетенцию можно было достаточно точно измерять (тестировать) с помощью имеющихся средств измерений (тестов). Поскольку лингвистическая компетенция существенно ограничивала объект языкового тестирования в условиях коммуникативного обучения языку, возникли идеи расширения этого «конструкта», который был назван «коммуникативная компетенция»(Л. Бахман).
«Таким образом, Л. Бахман первым выводит термин «коммуникативная компетенция» и определяет этот термин как демонстрируемая область (области) успешной коммуникативной деятельности на основе усвоенных средств и стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями» (5,c.10).

Существуют различные подходы к тому, что включать в состав коммуникативной компетенции.

Так, Д. Хаймс объединял этим понятием следующие компоненты:

· лингвистический (правила языка);

· социально-лингвистический (правила диалектной речи);

· дискурсивный (правила построения смысла высказывания);

· стратегический (правила поддержания контакта с собеседником).

Наиболее подробное описание коммуникативной компетенции принадлежит Л. Бахману. Он использует термин «коммуникативное языковое умение» и включает следующие ключевые компетенции:

· языковую (осуществление высказываний возможно только на основе усвоенных знаний и понимания языка как системы);

· дискурсную (связность, логичность, организация смысла высказывания);

· прагматическую (умение передать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом);

· разговорную (на основе лингвистической и прагматической компетенций уметь говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для поиска языковых форм);

· социально-лингвистическую (умение выбирать языковые формы, «…знать когда говорить, когда нет; с кем, когда, где и в какой манере»);

· стратегическую (умение использовать коммуникативные стратегии для компенсации недостающих знаний в условиях реального языкового общения);

· речемыслительную (готовность к созданию коммуникативного содержания в результате речемыслительной деятельности: взаимодействие проблемы, знания и исследования) (5,c.10) .

Структура коммуникативной компетенции в ее современной интерпретации включает в свое содержание следующие субкомпетенции: лингвистическую (языковую), социолингвистическую (речевую), социокультурную, социальную (прагматическую), стратегическую (компенсаторную), дискурсивную, предметную. Такой же классификации компонентов коммуникативной компетенции придерживаются, и др.

«В российской лингвистике термин «коммуникативная компетенция» был введен в научный обиход. Он предложил понимать коммуникативную компетенцию как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у говорящего до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации» (3, с.7).

Что же касается определения термина «коммуникативная компетенция» в трудах современных лингвистов и методистов, то, по большому счету, существенных разногласий в его трактовке нет. Приведем для сравнения несколько определений:

1) Г. И Безродных считает, что «коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуации общения» (3, с. 9).

2) По мнению, «коммуникативная компетенция - творческая способность человека пользоваться инвентарем языковых средств (в виде высказываний), которая складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию» (2, с. 96).

3) утверждает, что «коммуникативная компетенция – это способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию »(4, с.26).

4) в коммуникативной компетенции видит «способность понимания и правильного построения разных типов текста при учете специфики конкретной речевой ситуации» (1, с. 117).

5) Для коммуникативная компетенция «это совокупность доведенных или не доведенных до автоматизма осознанных или неосознанных лингвистических и экстралингвистических знаний и умений совершать с этими знаниями действия и операции с целью понимания воспринимаемого или порождения пригодного для понимания устного или письменного текста»(5, с.11).

Все приведенные определения выявляют составляющие коммуникативной компетенции: знания о системе языка, сформированные на их основе умения понимать чужой и продуцировать собственный текст для достижения определенного коммуникативного намерения. Мы в дальнейшем будем пользоваться определением (так как оно наиболее полно отражает сущность рассматриваемого понятия) и под коммуникативной компетенцией будем понимать способность и реальную готовность носителя языка к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

Наряду с термином «коммуникативная компетенция» как синонимичное понятие все чаще употребляется термин «коммуникативная компетентность». Между тем, данные понятия существенно различаются между собой, что зафиксировано в статьях толковых словарей.

Советский энциклопедический словарь (М., 1981) дает такое определение понятию «компетенция» (от лат. сompеto – добиваюсь; соответствую, подхожу): 1) круг полномочий, предоставленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу. 2) Знания и опыт в той или иной области (этот же словарь, однако, не рассматривает понятие «компетентность»). Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова (М., 1995) определяет компетентность как осведомленность, авторитетность , а компетенцию – как 1) круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; и 2) круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений. В толковом словаре Д. Н. Ушакова (М., 2008) находим аналогичное определение компетенции, а также формулировку производного прилагательного «компетентный», т. е. «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе». Для научного лексикона педагогики, методики, лингвистики эти понятия являются относительно новыми и, несмотря на смысловые оттенки каждого из слов, чаще всего понимаются и используются как синонимы, иногда заменяющие друг друга. Однако такой подход представляется недостаточно обоснованным, ведь существование двух слов в одном языке должно быть чем-то оправдано.

В современной лингвистике, в отличие от коммуникативной компетенции, коммуникативная компетентность определяется как интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность коммуникативной деятельности. Этот ресурс включает не только компоненты, измеряемые с помощью языкового тестирования, но и иные составляющие. Эти составляющие не входят в конструкт языкового тестирования и не могут измеряться с помощью языковых тестов. Они обнаруживаются на более высоком – личностном – уровне и включают интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в процессе овладении языком и коммуникативной деятельностью.

Термин «коммуникативная компетентность» впервые был употреблен в 1965 году американским лингвистом Д. Хаймсом. Это понятие было разработано и введено им как альтернативное понятиям «идеальный коммуникант» и «лингвистическая компетентность», предложенным Н. Хомским. Введением нового понятия «коммуникативная компетентность» Д. Хаймс придает особое значение ситуативной обусловленности, которая может повлечь за собой определенные погрешности, оговорки или ошибки в речи человека (в этом определении компетентность пока еще =компетенция в широком смысле).

А. Холлидей определяет коммуникативную компетентность как внутреннюю готовность и способность к речевому общению (это еще слишком широкое понятие, включающее и компетенцию и компетентность).

Одним из первых ученых России, использовавшим понятие коммуникативной компетентности в своих трудах, стал А. А. Бодалев.

Понятие коммуникативной компетентности определяется авторами по-разному: способность к ориентации в ситуации общения (Г. М. Андреева); коммуникативная гибкость говорящего (О. И. Муравьева); система внутренних ресурсов говорящего, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном кругу ситуаций межличностного взаимодействия (Л. А. Петровская); способность человека устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Л. Д. Столяренко); ориентированность в различных ситуациях общения (Г. С. Трофимова); владение языком, умение ориентироваться в объекте общения для создания прогностической модели поведения, эмпатия, личностные характеристики (адекватная самооценка, социальная направленность) самого субъекта общения (М. А. Хазанова) (7, c . 46).

Развернутое определение коммуникативной компетентности предложил Ю. М. Жуков. В его понимании «коммуникативная компетентность – это психологическая характеристика человека как личности, которая проявляется в общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми» (9, c. 40). В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека.

Ю. Н. Емельянов соотносит коммуникативную компетентность со способностью человека брать на себя и исполнять различные социальные роли, адаптироваться в социальных группах и ситуациях, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения. К существенным признакам коммуникативной компетентности он относит способность человека организовывать «межличностное пространство» и управлять им в процессе инициативного и активного общения с людьми (6, c . 54).

Согласно определению Н. В. Кузьминой, коммуникативная компетентность – это комплекс знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, обучения и воспитания. Важную роль при этом играют природные данные и потенциал индивида (8, c . 73).

Существуют также более простые определения (Емельянов Ю. Н., Калмыкова Е. И.), позволяющие разграничить понятия «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность», в которых говорится, что «компетенция»– это система знаний, умений, навыков, а «компетентность» – владение этими знаниями и умениями на практике. Основываясь на данных толковых словарей, на определениях Ю. Н. Емельянова, Е. И. Калмыковой, целесообразно придерживаться именно этой, наиболее логически обоснованной точки зрения, и под термином «коммуникативная компетенция» понимать способность и реальную готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, а под термином «коммуникативная компетентность» - уровень мастерства человека в межличностном общении.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения