Характеристика коммуникативной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации

Сегодня одним из наиболее важных аспектов профессионального образования выступает становление специалиста, владеющего коммуникативной компетентностью, которая обеспечивает достижение взаимосогласованных действий в социуме.

В настоящее время в отечественной психологии и педагогике в исследовании коммуникативной компетентности сложились два подхода: теоретический и практический.

В рамках теоретического подхода исследователи рассматривают понятие коммуникативной компетентности, процессы, условия и факторы, определяющие ее изменение, разрабатывают теоретические концепции и модели коммуникативной компетентности, определяют ее место и роль в эффективном общении и взаимодействии, выделяют ее структуру. Одни авторы рассматривают коммуникативную компетентность как отдельную характеристику личности (Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко, Л.А. Цветкова, О.И. Муравьева, И.В. Макаровская), другие - как часть более широкого понятия (В.Н. Куницина, В.А. Спивак), третьи - как часть других видов компетенций, и как отдельную характеристику личности одновременно (Ю.М. Жуков), четвертые - как индивидуальное качество и определенное состояние сознания группы людей (Ю.Н. Емельянов).

Представители практического подхода акцентируют свое внимание на процессе развития и совершенствования коммуникативной компетентности: разрабатывают методы развития коммуникативных умений (Л.А. Петровская, В.П. Захарова, Н.Ю. Хрящева, А.С. Прутченков, Е.В. Сидоренко, С.И. Макшанов), реализуют программы повышения коммуникативной компетентности (Г.Н. Николаева, Е.М. Горюнова, И.К. Гаврилова и др.), предлагают практические рекомендации для эффективного общения (И. Атватер, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков).

Подходов и концепций относительно проблемы и понятия коммуникативной компетентности в отечественной науке достаточно много. Так, М.А. Хазанова рассматривает коммуникативную компетентность как владение языком, умение ориентироваться в объекте общения для создания прогностической модели его поведения, эмпатию, личностные характеристики (адекватная самооценка, социальная направленность) самого субъекта общения. По мнению Г.М. Андреевой - это способность к ориентации, а, по мнению Г.С. Трофимовой, ориентированность в различных ситуациях общения. Л.Д. Столяренко утверждает, что коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Л.А. Петровская считает, что это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном кругу ситуаций межличностного взаимодействия. Коммуникативная гибкость - есть коммуникативная компетентность - такова точка зрения О.И. Муравьевой.

В.Н. Куницына определяют коммуникативную компетентность как "владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающих его, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии" .

Ю.Н. Емельянов определяет коммуникативную компетентность как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, а меру коммуникативной компетентности как степень успешности задуманных актов влияния и использования средств, чтобы произвести впечатление на других людей .

Выделяют различные типы коммуникативной компетентности: по качеству - продуктивная и репродуктивная (Л.А. Петровская), первичная и вторичная (Т.Ю. Осипова); по широте - общая и профессиональная (Ю.Н. Емельянов), по специфике - компетентность слушания и компетентность высказывания (И.В. Макаровская).

Э.Ф. Зеер, И.Г. Климкович, А.В. Хуторской, Н.В. Яковлева и другие раскрывают содержание понятия компетентность через призму деятельности. Возможно в связи с этим понятия "компетентность", "коммуникативная компетентность", "профессиональная компетентность" употребляются в научных работах как синонимичные.

Рассматривая коммуникативную компетентность личности необходимо выделить ее структурные компоненты. По вопросу о структуре коммуникативной компетентности также имеется несколько подходов:

Исследователи делают акцент на когнитивной составляющей этого феномена, т.е. на знаниях и способностях, необходимых для построения общения (В.П. Захаров, В.А. Лабунская, Е.В. Руденский, З.С. Смелкова, Н.Ю. Хращев);

Описание структуры коммуникативной компетентности дается через коммуникативные умения (А.В. Захаров, А.В. Мудрик);

Структурными элементами коммуникативной компетентности являются и коммуникативные знания, и коммуникативные способности, и коммуникативные умения (Е.В. Сидоренко);

В составе коммуникативной компетентности кроме знаний, умений и навыков выделяются личностные особенности (Л.И. Берестова, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, Е.С. Семенов, А.А. Кидрон и др.).

Л.М. Митина выделяет коммуникативную компетентность как отдельную подструктуру профессиональной компетентности наряду с деятельностной (знания, умения, навыки и способы осуществления профессиональной деятельности).

Е.В. Руденский выделяет в коммуникативной компетентности такие составляющие, как коммуникативно-диагностическую (диагностика социально-психологической ситуации); коммуникативно-прогностическую (предвидение результатов общения); коммуникативно-программирующую (подготовка к коммуникации, содержание, цели, приемы); коммуникативно-организационную (средства привлечения внимания к предмету коммуникации).

Он также выделяет семь групп коммуникативных умений:

1. Речевые умения, связанные с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения: умение грамотно и ясно сформулировать свою мысль; достигать желаемой коммуникативной цели; осуществлять основные речевые функции; говорить выразительно; высказываться "целостно", т.е. достигать целостности высказывания; высказываться логично и связно; выражать в речевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного.

2. Социально-психологический умения связанные с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношения, взаимопроявлений и взаимовлияний: умение психологически верно и в соответствии с ситуаций вступать в общение; поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров; психологически точно определить "точку" завершения общения; максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии; прогнозировать, возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение; прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий.

3. Психологические умения, связанные с овладением процессами самомобилизации, саморегуляции: умения преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излишнее напряжение; эмоционально настраиваться на ситуацию общения; адекватно ситуации общения выбирать жесты, позы, ритм своего поведения; мобилизоваться на достижение коммуникативной цели; распределять свои усилия в общении.

4. Умение использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией: реализовывать ситуативные нормы обращения и привлечения внимания; организовывать знакомство с партнерами; использовать ситуативные нормы приветствия; высказывать совет, предложение, упрек, сочувствие, пожелание и т.д.

5. Умения использовать невербальные средства общения: применять паралингвистические средства общения (интонация, пауза, темп, громкость, тональность, мелодика); экстралингвистические средства (смех, шум, аплодисменты и т.д.); кинетические средства общения (жест, мимика); проксемические средства общения (позы, движения, дистанция общения).

6. Умения общаться в различных организационно- коммуникативных формах политической деятельности. Использовать: организационно-коммуникативные формы установления отношений; организационно-коммуникативные формы планирования совместной деятельности; оппозиционные организационно-коммуникативные формы; коммуникативные формы дискуссии и полемики.

7. Умения взаимодействовать: на уровне диалога - с личностью или группой; на уровне полилога - с массой или группой; на уровне межгруппового диалога и т.д. .

Коммуникативная компетентность педагога, определяется основными составляющими:

Когнитивной (что специалист знает по данному вопросу);

Эмоциональной (отношение к эмоциональной сфере человека и соответствие потребностям в изменении своего эмоционального состояния)

Деятельностной (как специалист реализует свои знания на практике).

Все составляющие коммуникативной компетентности взаимосвязаны.

Коммуникация в профессиональной деятельности выполняет следующие основные функции:

Коммуникативную, включающую обмен информацией;

Интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;

Перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.

Критерии развития коммуникативной компетентности должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:

Ё умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;

Ё умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

Ё умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.

Высокий уровень коммуникативной компетентности педагога предполагает всестороннее развитие всех ее компонентов, виртуозное владение и применение коммуникационных техник.

Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности.

Значимость коммуникативной компетентности как важной характеристики педагога дошкольной образовательной организации декларируется сегодня на нормативном, научно-теоретическом и методическом уровне. Вместе с тем, анализ педагогической деятельности показывает, что далеко не все педагоги соответствуют требуемому уровню развития коммуникативной компетентности. Это ставит задачу создания комплексной системы мер по совершенствованию психологической подготовки и переподготовки педагогов дошкольного образования в данном направлении.

Работа воспитателя дошкольной образовательной организации характеризуется как деятельность, которой присущи интуиция, вдохновение, находчивость, изобретательность. Творческая деятельность воспитателя не может осуществляться по шаблону, поскольку неотъемлемыми ее компонентами является оригинальность, отход от штампов, неожиданность, умение действовать интуитивно, в зависимости от обстоятельств.

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а воспитатель- исследователь, воспитатель - психолог, воспитатель - технолог, поэтому одним из главных составляющих профессиональной компетентности педагога ДОО является его способность к самообразованию. Самообразование - это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью. В самообразовании немаловажную роль играют творчество, мотивация, целенаправленность и другие личностные качества воспитателя.

Самообразование педагога является необходимым условием его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло к воспитателю, учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.

Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и т.п.

Процесс самообразования - это деятельность, которая:

1) осуществляется добровольно;

2) осуществляется сознательно;

3) планируется, управляется и контролируется самим человеком.

Деятельность педагога в области самообразования должна включать в себя: изучение и внедрение новых педагогических технологий, форм, методов и приемов обучения; посещение занятий коллег, участие в обмене педагогическим опытом; в самоанализе своей профессиональной деятельности; совершенствовании своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики; в изучении событий современной экономической, политической и культурной жизни; в повышении уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры. Однако, в современных условиях вопросам самообразования педагогами дошкольной образовательной организации уделяется недостаточно внимания. Особенно это характерно для педагогов старшего возраста. По их мнению, у них очень большой педагогический опыт, и они в полной мере им владеют и применяют на практике. Такие педагоги не всегда следят за изменениями в подходах к дошкольному образованию. Одной из проблем является полное отсутствие интереса к новой профессиональной литературе, в том числе и публикациям в специализированных педагогических журналах. В то же время издается много методической литературы по дошкольному воспитанию. Целые издательства специализируются именно на издании такой литературы. Среди них можно выделить издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", которое работает в Санкт-Петербурге. Главной особенностью этого издательства является издание литературы именно по дошкольному воспитанию, причем издается литература по всем направлениям деятельности. Среди изданий особо следует выделить методический комплект к программе "Детство". В настоящее время эта программа очень широко применяется в дошкольных образовательных организациях, а в перспективе, скорее всего, будет применяться еще шире. Обусловлено это тем, что эта программа ориентирована именно на личностное и коммуникативное развитие детей, что и является основой стандарта дошкольного образования.

Таким образом, можно сформулировать ряд противоречий в вопросе самообразования педагогов ДОО:

1. между требованиями общества к повышению качества образовательного процесса, осуществляемого педагогом, способным эффективно осуществлять профессионально-педагогическое самообразование;

2. потребность самих педагогов в этом и реальном положении дел в ДОО, которое не всегда создает необходимые условия для непрерывного самообразования своих педагогов;

3. между непрерывно возрастающим потоком педагогической информации, динамизмом достижений педагогической науки и затруднениями педагогов в самостоятельном усвоении инноваций.

Из данных противоречий вытекает проблема разработки системы непрерывного самообразования педагогов в ДОО.

В общем виде коммуникативную компетентность педагога можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе.

В комплекс умений, составляющих коммуникативную компетентность педагога, включают умения анализа и оценки коммуникативной ситуации, формирования цели, подбора и использования средств для реализации плана и его коррекции, оценки эффективности результата, которые необходимы для производства полноценного коммуникативного акта; умение выбирать коммуникативные стратегии адекватно ситуации, умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик, умение активно реагировать на изменение обстановки, перестроить общение с учетом перемены эмоционального настроения партнера, умение вести беседу, дискуссию, достигать соглашений, с помощью слова осуществлять психотерапию общения, анализировать коммуникативные конфликты.

Адекватный для эффективной профессиональной деятельности педагога уровень коммуникативной компетентности складывается из следующих способностей: давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; осуществлять социально-психологическое управление процессами общения; строить контакт на разной психологической дистанции; гибкость и адекватность в смене психологических позиций.

Е.А. Климовым были выделены основные особенности коммуникативной компетентности педагога:

· умение руководить, учить, воспитывать;

· умение слушать и выслушивать;

· широкий кругозор;

· речевая (коммуникативная) культура;

· душевная направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именного его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной;

· проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше;

· эмпатийность;

· наблюдательность;

· умение разрешать нестандартные ситуации;

· высокая степень саморегуляции .

К профессиональным коммуникативным навыкам и умениям педагога относят: умения активного слушания, построения обратной связи, описания поведения, умение привлекать людей к себе; умение держать клиента на расстоянии и избегать эмоционального сближения; эмпатия как навык; умение использовать стратегии, способствующие изменениям поведения клиента, умение концентрировать внимание на заданных объектах и явлениях, отражая их достаточно объективно, адекватно.

В числе важных коммуникативных качеств педагога называются следующие: склонность к общению с людьми, общительность, умение эффективно разрешать конфликт, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, непринужденность, логическая и четкая речь, вежливость, тактичность, чувство юмора и др.

Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности является: знание языков общения, опыт межличностного общения в деловой, повседневной и праздничной обстановке; знания, общая эрудиция и научные методы обучения общению. Из этих источников формируется сложный комплекс коммуникативных знаний и навыков, составляющих коммуникативную компетентность личности. Этот комплекс включает в себя: знание норм и правил общения; высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию; понимание невербального языка общения; умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик; умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей; умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов; способность правильно оценивать собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки; способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности.

Таким образом, коммуникативная компетентность является основной составляющей профессиональной компетентности педагога. Она включает: высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно воспринимать и передавать информацию; умение активного слушания, построение обратной связи; понимание невербального языка общения; способность правильно оценивать собеседника как личность и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки; умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей, вызывать у собеседника положительное восприятие своей личности.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми, разными по индивидуально-психологическим характеристикам; родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус; коллегами, администрацией детского сада и др. Данный факт указывает на коммуникативную ответственность специалистов и повышенные требования к уровню их коммуникативных знаний и умений.

Определение профессионально важных качеств педагога ДОУ базируется на функциональном анализе его педагогической деятельности. Результаты такого анализа отражаются в профессиограмме, которую Т. А. Куликова определяет как научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков.

Среди важнейших профессиональных функций педагога детского сада ученый выделяет:

Создание педагогических условий для успешного воспитания детей;

Обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей;

Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми;

Участие в педагогическом просвещении родителей;

Регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и ДОУ;

Самообразование педагога;

Участие в исследовательской работе.

Такая полифункциональность деятельности педагога ДОУ предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями: гностическими, конструктивными, коммуникативными, организаторскими, специальными и др. В рамках заявленного курса особо следует подчеркнуть приоритетность умений в области коммуникации (постановка и решение коммуникативных задач, владение приемами продуктивного общения и пр.). Пристальное внимание исследователей к коммуникативным процессам в педагогике можно объяснить тем, что – это центральное звено, сущность профессии. Коммуникация является движущим механизмом всего образования.

Следует отметить, что профессиональная деятельность педагога дошкольного образования является разновидностью педагогической деятельности, поэтому типичные коммуникативные действия учителя, преподавателя могут быть экстраполированы и на педагогов дошкольных учреждений. В связи с этим, в дальнейшем теоретическом анализе поставленной проблемы мы будем обращаться к широкому кругу психолого-педагогических исследований в области коммуникации.

В работах Р. С. Буре, Н. Д. Ватутиной, А. В. Канн-Калика, А. А. Мудрика, Т. И. Чирковой и др. подробно обсуждается вопрос о значимости общения в совершенствовании и гуманизации педагогического процесса. Данные исследования убедительно показывают, что поиск оптимальных условий развития личности ребенка нужно в первую очередь проводить в сфере педагогической коммуникации.

Существуют различные трактовки понятия «педагогическое общение». Е. А. Панько интерпретирует его как познание дошкольника, оказание на него воспитательного воздействия, организация взаимоотношений в различных видах деятельности, создание положительного микроклимата в группе детского сада. В определении В. А. Канн-Калика педагогическое общение также предполагает влияние взрослого на взаимоотношения детей. Р. С. Буре и Л. Ф. Островская видят значение педагогического общения в обеспечении эмоционального комфорта, профилактики и коррекции эмоционального неблагополучия детей в условиях ДОУ.

Сегодня в научных исследованиях одно из центральных мест занимает проблема эффективного педагогического общения (И. А. Зимняя, Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и др.). В число наиболее важных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений.

Для эффективной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. Воспитателю необходимо овладеть коммуникативной структурой всего образовательного процесса. Это требует умения одновременно решать две проблемы: конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), свои отношения с детьми, т. е. стиль общения, и конструировать сами выразительные средства коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных задач (Л. П. Шевякова).

В исследованиях Л. Н. Башлаковой, М. В. Воробъевой, Т. И. Ерофеевой, В. Д. Калишенко показана взаимосвязь стиля общения педагога с детьми с характером взаимоотношений в детском сообществе. Ученые отмечают, что педагогу необходимо помнить, что при использовании стилей общения следует учитывать становление и развитие образа-Я у ребенка, его стремление быть лучше. В связи с этим, педагогическая позиция воспитателя проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости; предполагает создание таких педагогических условий, которые бы способствовали раскрытию у детей потенциальных возможностей, творчества и активности. Однако, по мнению Т. М. Бабуновой, лишь каждый пятый педагог придерживается личностно-ориентированной модели взаимодействия, треть современных воспитателей ДОУ осуществляют учебно-дисциплинарный дидактический подход, у остальных отчетливой ориентации на определенную модель не наблюдается .

В связи с этим, одной из важных задач, стоящих сегодня перед педагогами ДОУ, является выбор правильного стиля взаимодействия с детьми, оказание психологической поддержки ребенку в становлении его индивидуальности. При этом немаловажную роль играет способность взрослого отбирать речевые средства, способы коммуникации, способствующие регуляции поведения ребенка.

В качестве критериев определения стилей педагогического общения В. П. Дубова, Е. П. Милашевич рассматривают следующее:

Способы разделения функций между воспитателем и детьми;

Соотношение требовательности и уважения к личности ребенка;

Соотношение прямых и обратных связей с детьми;

Учет межличностных отношений, сложившихся в группе детей;

Отношение взрослого к своим ошибкам;

Количество и качество воспитательных воздействий;

Соотношение дисциплинирующих и организующих воздействий, соотношение позитивных и негативных оценок, наличие и отсутствие склонности к косвенным средствам воздействия;

Характер педагогических установок.

При личностно-ориентированном взаимодействии с дошкольниками приоритетными способами общения выступают признание, понимание, принятие личности ребенка, учет его чувств и желаний. Здесь личностная позиция педагога заключается в построении ситуаций общения с детьми как полноценными партнерами, что исключает разного рода манипуляции. Предпочитаемой тактикой общения является сотрудничество с использованием многообразия коммуникативных средств, стимулирующих детскую активность.

Отказ от корпоративного стереотипа «воспитатель всегда прав» предполагает умения с юмором отнестись к отдельным моментам педагогической ситуации, быть готовым к улыбке, владеть тонами и полутонами; слушать и слышать ребенка, не прерывая его высказываний; воздействовать на детей не прямо, а косвенно, через создание условий для проявления у них желаемого качества; не бояться обратной связи, пусть даже непредсказуемой.

В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. установили связь культуры общения взрослого с культурой общения детей. Они отмечают, что в ДОУ необходимо создавать условия для формирования у детей представлений о правилах взаимодействия с другим человеком, формирования отношения к выполнению данных требований. С этой целью возможно использование разнообразных сюжетно-ролевых игр, этюдов, разнообразных форм игровой терапии.

Технология педагогического общения должна быть направлена на организацию определенных этапов:

Формирование у ребенка потребности в общении; побуждение его к деловым, личностным, познавательным видам общения;

Ориентировка ребенка в целях, в ситуациях общения;

Ориентировка в личности собеседника;

Планирование содержания общения;

Корректирование направления, стиля, стратегии общения.

По данным исследования О. А. Шороховой, на фоне общего положительного отношения воспитателей к инновационным технологиям в области развития монологической и диалогической речи дошкольников, выделяются некоторые затруднения в образовательном процессе:

Неумение организовать педагогическую деятельность на диагностической основе;

Трудности в правильной оценке речевого развития детей и формировании методических рекомендаций по коррекционной работе;

Затруднения в организации индивидуального стиля взаимодействия;

Недостаточное рефлексивное осознание себя как субъекта профессионального саморазвития;

Расхождение самооценки коммуникативной компетентности и уровня реального ее проявления в профессиональной деятельности и др.

По мнению В. А. Лабунской, понятие коммуникативной компетентности педагога-воспитателя объединяет:

Способности и умения поддерживать и устанавливать позитивные контакты;

Систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение;

Способность управлять интеракциями, проявлять эмпатию;

Умение согласовывать свои вербальные и невербальные средства общения;

Пристраиваться к партнеру, способность учитывать особенности мотивации и индивидуальные возможности партнера;

Преодолевать трудности социально-перцептивного и экспрессивно-речевого характера.

В понимании Н. В. Яковлевой, коммуникативная компетентность является ценностно-личностным образованием, формируемым в общении, уровень которого определяет адекватность социально-перцептивного восприятия, что обеспечивает правильность оценки и прогнозирование поведения учащегося.

Л. А. Петровская делает акцент на системе внутренних ресурсов, обеспечивающих моделирование эффективной коммуникации за счет развития ряда способностей. Среди них обозначается способность к сотрудничеству, пониманию, разрешению конфликтов, принятию другого.

В связи с этим, учитывая специфику деятельности педагога ДОУ, необходимо особое внимание уделить возможности развития эмпатии как составного элемента коммуникативной компетентности. Это обусловлено тем, что ребенок не всегда может четко сформулировать свои мысли, запросы, главную роль в понимании его состояния играют сочувствие, сопереживание, содействие. Именно эмпатическое поведение воспитателя становятся залогом успешной коммуникации в системе «воспитатель – ребенок».

В психолого-педагогических исследованиях доказано, что в случае недостаточного уровня сформированности коммуникативных знаний и умений представители разных возрастных, этнических и социальных групп проявляют «психологическую глухоту» к исходящей от партнера информации. Это положение приобретает особое значение в педагогическом общении, так как воспитатель и ребенок принадлежат к разным возрастным группам и имеют достаточно часто социальные и этнические различия.

Таким образом, организация коммуникативного процесса в дошкольном образовательном учреждении имеет свои особенности, обусловленные спецификой профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Необходимо подчеркнуть, что такая деятельность связана, прежде всего, с возрастными и индивидуальными возможностями детской коммуникации, с созданием условий для превращения каждого ребенка в субъекта педагогической деятельности, равного участника диалога со взрослым.

На современном этапе интерес к проблеме формирования коммуникативной компетентности педагогов не ослабевает. Это связано с тем, что основной составляющей профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения является коммуникативная компетентность педагога, в том числе и в работе с родителями.

Под коммуникативной компетентностью мы понимаем интегральное качество и свойство личности, в основе которого лежит реализация коммуникативного поведения на основе мотивации, когнитивного и поведенческого компонентов.

Анализ компонентов коммуникативной компетентности позволил нам выделить критерии и показатели коммуникативной компетентности педагогов ДОУ: когнитивно — рефлексивный критерий включает в себя показатели: знание о сущности и роли коммуникативной компетентности, умение анализировать промежуточные и итоговые результаты работы с родителями; мотивационный критерий включает показатели: понимание необходимости целенаправленного развития коммуникативной компетентности; готовность педагога к профессиональному совершенствованию коммуникативной компетентности; эмоционально-поведенческий критерий включает в себя показатели: умение применять знания в своей практической деятельности; способность решать различные проблемы, возникающие в общении.

На основе данных критериев были определены уровни коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий, которые будут использованы при определении уровней профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Исследователи выделяют ряд проблем в сформированности коммуникативной компетентности в работе педагога с родителями и считают, что их возможно через целенаправленную методическую работу с педагогами при этом будут учитываться критерии и уровни сформированности коммуникативной компетентности педагогов ДОУ.

Теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил, для проверки гипотезы, провести эксперимент, который проводился на базе МДОУ № 166 города Иркутска. В исследовании приняли участие педагогический коллектив – 10 человек и родители – 25 человек (выборка по 5 человек из каждой возрастной группы).

Целью констатирующего этапа было выявить особенности и уровень сформированности коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями.

Для изучения особенностей коммуникативной компетентности педагогов ДОУ в работе с родителями были использованы следующие методики:

Методика 1. Анализ планов воспитательной работы старшего воспитателя.

Цель: проанализировать годовой план старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения; выявить состояние интересующей нас проблемы в практике дошкольного образовательного учреждения.

Методика 2. Анкетирование «Осознание педагогами необходимости повышения коммуникативной компетентности в работе с родителями» (авторская).

Цель: выявить уровень осознания педагогами необходимости повышения коммуникативной компетентности в работе с родителями.

Методика 3. Коммуникативная компетентность педагога, глазами родителей (авторская).

Цель: выявить проблемы в общение в системе «педагог», «родитель», оценить уровень коммуникативной компетентности педагогов с позиции родителей.

Методика 4. Методика оценки уровня общительности педагога (автор В.Ф. Ряховский).

Цель: оценить уровень коммуникабельности педагога с родителями.

Диагностика коммуникативной компетентности показала, что уровень коммуникативной компетентности педагогов ДОУ находится преимущественно на среднем уровне. К высокому уровню отнесли 30 % педагогов. К среднему уровню мы отнесли 60% педагогов. К низкому уровню мы отнесли 10% педагогов.

При проведении диагностики нами были выявлены следующие особенности коммуникативной компетентности педагогов ДОУ в работе с родителями: педагоги осознают необходимость повышения коммуникативной компетентности в работе с родителями, считают, что необходимо формировать её целенаправленно, выделяют проблемы во взаимодействии с родителями, но часто не находят эффективные пути решения при взаимодействии с родителями.

Целью формирующего этапа являлось формирование коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями у педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Формирующий эксперимент проходил в три этапа:

Подготовительный этап

Цель: разработать план-программу работы методической работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями;

Основной этап «Формирование коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями».

1 блок (когнитивно-рефлексивный).

Цель: формировать представления о сущности и значение коммуникативной компетентности, умение анализировать промежуточные и итоговые результаты работы с родителями;

2 блок (мотивационный).

Цель: стимулировать осознание педагогами необходимости формирования коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями;

3 блок (эмоционально-поведенческий)

Цель: стимулировать педагогов дошкольного образовательного учреждения решать различные проблемы, возникающие в общении с родителями эффективным способом.

Заключительный этап

Цель: «Представление опыта коммуникативной компетентности в общении с родителями

Нами был разработан перспективный план-программа на год: с сентября по май. Всего было запланировано 10 встреч.

Основной этап состоял из трех блоков:

Первый блок был направлен на формирование представлений о сущности и значении коммуникативной компетентности. В рамках второго блока мы старались стимулировать осознание педагогами необходимости формирования коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями. В рамках третьего блока , который был направлен на стимулирование педагогов решать различные проблемы, возникающие в общении с родителями эффективным способом. Весь блок мы реализовали через практико-ориентированные занятия — тренинги.

По окончании был проведен контрольный эксперимент, который позволил выявить эффективность проведенной работы.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что имеется положительная динамика в формировании коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждении в работе с родителями. С высоким уровнем коммуникативной компетентности в работе с родителями мы выявили 40% педагогов (ранее 20%), со средним уровнем формировании коммуникативной компетентности в работе с родителями мы выявили 60% педагогов (ранее 60%). Низкий уровень после формирующего эксперимента отсутствует.

На наш взгляд системная, поэтапная целенаправленная работа, а так же созданные условия: активное участие в методической работе: педагогов в семинарах-практикумах, тренингах, деловой игре; основой методической работы являются критерии коммуникативной компетентности педагогов ДОУ, что и подтвердило нашу гипотезу.

Преимущественным способом взаимодействия человека с другими людьми является язык. Человек использует вербальные и невербальные знаки, которые передают его мысли к окружающим. Вот почему с самого детства каждого обучают говорению. Если ранее коммуникативная компетентность заключалась в издавании звуков, то теперь индивид должен произносить конкретные слова, фразы, интонацию и пр. Все это отрабатывается в дошкольном возрасте детьми, которые часто контактируют с педагогами.

Человек изначально не умеет говорить, однако у него имеются все инструменты для произношения звуков. Отдельные звуки выстраиваются в слова, а слова можно объединять в предложения. Всему этому человек обучается в дошкольном возрасте сначала вместе со своими родителями, затем с педагогами и детьми.

Особое внимание следует уделять тому, с кем ребенок общается. Если у него нет врожденных дефектов языка, губ, голосовых связок и т. д., тогда он будет абсолютно похожим на тех, с кем часто общается. «С кем человек поведется, от того и наберется» — это касается не только привычек, но и способов коммуникации. Сначала дети копируют речь родителей, затем совершенствуют ее с педагогами и отрабатывают навыки уже в кругу своих ровесников.

Речь во многом зависит от того, в какой среде ребенок растет и приобретает первые навыки. Вот почему важно, чтобы он был окружен такими людьми, которые обладают разнообразной, красивой и богатой речью, которую можно скопировать и далее пользоваться.

Что такое коммуникативная компетентность?

Под коммуникативной компетентностью понимается использование всех средств общения, которые позволяют воспроизводить речь. Здесь говорится не только о строении органов, участвующих в создании звуков, но и навыки, умения, знания, убеждения и прочие элементы.

Человек по мере своего развития овладевает не только вербальными навыками, которые непосредственно влияют на произношение звуков и формирование фраз, но и убеждениями, идеями, мыслями, взглядами. Все это влияет на то, как и что человек говорит.

Коммуникация – это взаимодействие человека с другими людьми. Это процесс активный, динамичный, меняющийся. Под коммуникативной компетентностью понимается умение человека слушать окружающих, отстаивать свою позицию, вести диалог или переговоры. Нет статичного понятия коммуникативной компетентности. Человек постоянно нарабатывает опыт, каким бы он ни был, общаясь с другими людьми.

Компетентность в речи постоянно развивается, начиная с раннего возраста. Происходит это различными способами:

  • При общении с другими людьми и решении сопутствующих возникающих проблем с ними.
  • При наблюдении за общением между другими людьми.
  • При идентификации себя с конкретными лицами.
  • При копировании моделей общения других людей.
  • При изучении культурного наследия и народного языка.
  • При просмотре фильмов, чтении книг и пр.
  • В процессе жизни, когда человек получает новые знания, жизненный опыт, меняет взгляды и пр.

Несомненно, в настоящем обществе возникает немало проблем в сфере коммуникации. Это в большей степени связано с пренебрежительным отношением людей к собственной речи и манерам взаимодействия..

Современные люди . Данное выражение можно подтвердить множеством примеров, и, возможно, что в вашей жизни найдется немало таких. Например, супруги могут общаться друг с другом, но при этом даже не слыша слов, которые они произносят. Компаньоны ведут деловую беседу, но при этом каждый думает лишь о собственной выгоде, желая подставить партнера. Подруги или друзья изливают горечь своей души, но при этом те, кому не больно и не печально, не слушают собеседников.

Люди привыкли говорить, но при этом не слышать, что говорят друг другу. Вместе с бескультурьем слушания собеседника развивается такая черта, как неуважение. Подумайте, если вы уважаете человека, то находитесь всем своим вниманием в разговоре с ним. Но если не проявляете уважения, тогда не тратите драгоценное время на выслушивания «неценного» для вас собеседника, а занимаетесь своими делами или думаете о чем-то своем.

Нужно ко всем людям проявлять уважение, кем бы они ни были: богатыми или бедными, умными или глупыми. Проявляйте уважение ко всем – это самое важное в любом виде общения.

Существует такое выражение: «Бог сначала говорит устами ваших родственников. Если вы не слышите, тогда Бог говорит с вами устами ваших врагов». Возможно, то, что вам говорят ваши родственники, друзья, а затем и враги, является тем качеством или состоянием, от которого вам следует избавиться? Не реагируйте отрицательно на любые выпады своих родственников. Скорее всего, ими руководит что-то высшее, чем просто собственный эгоизм.

Когда вы с кем-то общаетесь, мысленно кланяйтесь человеку, проявляйте уважение, независимо от настроения, состояния и того, как он к вам относится и что говорит! Даже если вас «поливают грязью», все равно относитесь к человеку с уважением. Рано или поздно человек изменится в лучшую сторону, убрав свою агрессию и злость. Это является созидающей любовью, когда вы положительно относитесь к человеку, несмотря на его выпады. Помните об этом, потому что ум всегда сам себя оправдает, а эгоизм всегда считает себя хорошим.

И напоследок следует отметить, что, помимо неуважения к собеседникам, люди очень часто не умеют извиняться. Данному процессу родители учат своих детей, но так как они сами не умеют просить прощения, то и не могут научить детей делать это правильно. Ниже приведена инструкция по тому, как необходимо извиняться, чтобы проявлять и к себе, и к другому человеку уважение.

Правильное извинение: прямо смотрите в глаза человеку, твердым голосом говорите: «Ты можешь меня за это простить?». Если последует ответ «нет», то вы должны также спокойно, смотря в глаза человеку, сказать: «Я могу тебя простить. Но если ты не можешь меня простить, сможем ли мы с тобой общаться?». Вы должны говорить – вера в то, что вы действуете правильно. Это не гордость, когда вам хочется сломать человека. Чувство собственного достоинства проявляется в том, что вы не хотите никого ломать, и верите в то, что действуете правильно.

Коммуникативная компетентность педагога

Педагог взаимодействует с детьми, поэтому его речь должна быть как нельзя самой грамотной и структурированной, чтобы дошкольники могли брать пример и обучаться полезным навыкам. Коммуникативная компетентность воспитателя подразумевает, что он может выслушать ребенка, понять его, отстоять свою точку зрения и построить общение так, что будут сформированы доверительные отношения.

Для формирования таких навыков, учитель должен:

  1. Совершенствоваться, развиваться, иметь заинтересованность в своей работе.
  2. Познавать новую информацию.
  3. Применять новые знания на практике.
  4. Положительно относиться к своей педагогической работе.

Насколько хорошо педагог может установить с детьми коммуникацию, влияет на весь педагогический процесс. Детей нужно обучать, давать новые знания, стимулировать к выполнению заданий и достижению целей, вызывать интерес и т. д. Все это в большей степени происходит через общение. Если ребенку приятно контактировать с воспитателем, тогда он участвует в процессах, в которые его вовлекает педагог. В противном случае малыш будет замыкаться и избегать контактов с воспитателем.

Навыки педагогической коммуникативной компетентности отрабатываются еще на этапе обучения человека своему ремеслу. Еще будучи студентом педагогического училища или университета, человек нарабатывает знания, общается с педагогами и однокурсниками, проходит педагогическую практику, где и начинают формироваться определенные манеры и позиции.

Именно на данном этапе важно отметить негативные отклонения, когда обучающийся педагог не может наладить отношения с детьми. Если отсутствует контакт и доверительное отношение детей к будущему педагогу, это говорит об отсутствии коммуникативной компетентности.

Важное значение в развитии навыков играют личностные особенности педагога:

  • Качества характера.
  • Отношение к самому себе.
  • Отношение к другим людям, в частности к детям.
  • Самоощущение в процессе педагогической деятельности.

Хорошо, если педагог не просто рефлексирует, а старается взять процесс в руки и управлять им. Это заставляет его следить за собственной речью, проявлять нужные качества, самосовершенствоваться, устранять негативные аспекты речи и пр.

Как развивается речь детей дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста пока только обучаются коммуникативным навыкам. Как развивается их речь? Процесс начинается с физиологических особенностей, когда человек может произносить звуки и обладает всеми речевыми инструментами, чтобы произносить нужные слоги. Далее подключаются знания и опыт самого ребенка:

  1. Малышей обучают правильному говорению посредством установленных правил. Ребенок копирует общение своих родителей, сверстников и педагогов.
  2. Малыши получают некий опыт в процессе общения. Он может быть как положительным, так и отрицательным. Здесь же формируются убеждения и мнения, которые влияют на то, как далее будут разговаривать дети.

Каждый ребенок приобретает знания, которые рассказывают ему, как нужно говорить и вести диалоги. Далее включаются способности и навыки, когда ребенок пользуется тем, что имеет, и старается наработать новые умения. По мере наработки опыта приходит понимание того, как следует общаться с окружающими.

В процессе формирования речи у дошкольников участвует:

  • Игровая деятельность, где ребенок может свободно применять свои коммуникативные навыки, быть спонтанным и гибким.
  • Целенаправленная деятельность, где речь участвует в достижении целей или решении задач.
  • Способы наказания и поощрения, когда ребенок сталкивается с проблемами, если применяет неверные способы общения, или достигает успеха, если все было сделано правильно.

Итог

Каждый человек начинает свое коммуникативное развитие с раннего возраста. В этот период ребенок активно взаимодействует с родителями, педагогами и другими детьми. От каждого взрослого человека требуется лишь одно – следить за своей речью и понимать, как она влияет на ребенка, который ее слышит. В таком случае можно в итоге привить малышу именно те навыки, которые станут ему полезными.

По мере развития человек меняет манеру своего общения. Однако при условии, что его будут окружать грамотные люди, которые проявляют уважение и стараются выстраивать доверительные отношения, у каждого есть все шансы стать культурным в коммуникативном плане человеком.

В условиях модернизации образования, современной науки и практики приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагога. Сегодня, в связи с введением ФГОС и ФГТ в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых компетенций. Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: коллеги, дети, родители. В научной литературе выделяются следующие виды компетентностей: . познавательная; . интеллектуальная; . информационная; . технологическая; . культурологическая; . психологическая; . психолого-педагогическая; . профессиональная; . социально-психологическая; . общекультурная; . коммуникативная. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. Competens - «способный») - способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) . Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон. Опыт работы показывает, что одной из острых проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми. Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т. к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. Для значительной части педагогов характерна в большей степени информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью. Есть педагоги, которые совершенно не придают значения умению разговаривать с коллегами, родителями и детьми, допуская менторкие нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его и родителей в чем-то. Искусству разговора следует учиться. Я считаю, что данному вопросу следует специально уделять внимание на педагогических советах, методических объединениях. И здесь огромная роль принадлежит педагогу-психологу образовательного учреждения, который, используя различные формы и методы работы, способен влиять на развитие и повышение необходимых коммуникативных знаний, навыков и умений педагогов ДОУ, тем самым повышая общую коммуникативную культуру всего образовательного учреждения. Взаимоотношения в системе: «педагог-родитель» В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно- образовательного процесса дошкольных учреждений. Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника - все это ведет к росту недоверия между педагогом и родителем, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства, о необходимости которого мы так много говорим. Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими: . психолого-педагогической подготовленностью; . коммуникативной культурой педагога; . личностной психологической готовностью. В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным, а диадическое общение и вовсе невозможно наладить. Обладает ли современный воспитатель всем набором указанных качеств? По признанию исследователей, к сожалению, нет: большинство из них отмечают низкий уровень коммуникативной культуры и неготовность к эффективному педагогическому общению. Педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно помогает в этом техника «Я- сообщения», разработанная Т. Гордоном. Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Задача психолога ДОУ - обучить педагогов конструктивному общению и поведению при взаимодействии с родителями, отработка определенных навыков взаимодействия. В связи с этим, на мой взгляд, одной из эффективных форм обучения может стать не только лекция, а тренинг, дающий возможность каждому его участнику приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с родителями. Безусловно, никакой тренинг не сможет смоделировать все возможные ситуации, но он поможет избежать грубых ошибок, допускаемых педагогами. И хотя характер общения зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, все же практика работы позволяет выделить ряд общих причин, обуславливающих типичные ошибки, которые допускают педагоги: незнание техник общения; жесткие ожидания по отношению к родителям; оценивание родителей; директивная позиция по отношению к родителям; суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей; использование стереотипов, установок, затрудняющих общение; приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция) ; агрессия, напористость; равнодушие, унылость. Видимым результатом и эффективностью тренинговых занятий являются следующие показатели: снятие барьеров в общении; управление собственным поведением; выработка адекватной самооценки; выработка навыков саморегуляции. Я считаю, что основными факторами эффективности взаимодействия педагога с родителями являются: повышение авторитета семьи; восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития; учет интересов и запросов родителей; единство в подходах к работе с семьями воспитанников; использование широкого спектра методов и форм работы с родителями; установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель - враг, соперник») ; доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога) ; заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки») ; системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий) ; создание в ДОУ обстановки взаимного доверия. Все, о чем шла речь приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников: . обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями; . признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»; . стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей; . обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями; . в общении с родителями проявляет выдержку, внимание, тактичность и другие профессионально значимые качества; . владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей; . учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними; . умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей; . обладает развитыми коммуникативными навыками. Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть; знает, что необходимо, чтобы общение было содержательным; и, главное, активно действует.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения