Имение пришвина. В гости с дроном к м.м. пришвину в дунино, московская область, одинцовский район. А вот и музей

http://www.museum.ru/M490

http://www.prishvin.ru/index.htm

Дом-музей М. М. Пришвина

Адрес: 143091, Московская область, Одинцовский район, п/о "Санаторий Поречье", д. Дунино, д. 2.

Музей-усадьба Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954) расположен в 50 км от Москвы в деревне Дунино на живописном берегу Москвы-реки. Дом и усадьба представляют интерес как историко-культурный памятник и природный заповедник - дом был построен в к. ХIХ-н. ХХ в., тогда же сложилась усадьба с аллеями и лугом. Пришвин купил дом в 1946 г. и проводил здесь каждое лето.

Дом, построенный в конце XIX века, необычен для того времени. Известно, что его первой хозяйкой была уроженка Финляндии Мария Освальд, и мотивы северного архитектурного органично вписались в облик подмосковной усадьбы: открытая семигранная веранда с конусовидной крышей, богатая резьба наличников, высокий фундамент.

Дунинская усадьба площадью около гектара расположена на склоне - дом вписан в ландшафт, он стоит на вершине склона с высокой, опирающейся на два каменных столба, верандой. Несмотря на небольшую площадь, дунинская усадьба обладает всеми приметами классической русской усадьбы: липовая и еловая аллеи, яблоневый сад, луг, дорожки, цветники, скамейки.

Усадьба до сих пор сохраняет живую и теплую атмосферу, словно хозяин дома только что вышел, на минуту разминувшись с гостями. И пока его нет, можно рассмотреть "святая святых" - кабинет, в котором создавались те самые произведения, которые теперь стоят у нас на книжных полках под защитой твердых переплетов. Здесь же, в кабинете находится личная библиотека Пришвина, а также его охотничье ружье и принадлежности для фотографии. Они не только хранят память о руках писателя, но и воссоздают быт ушедшей эпохи.

Из окон кабинета открывается вид на заречные поля и еловую аллею. Но скажем по секрету, по утрам Пришвин предпочитал работать не в кабинете, а в столовой.

Столовая - самая большая и светлая комната в доме. На столе стоит самовар - Пришвин любил вставать рано утром (3-4 часа утра) и работать "на зорьке". Во время работы он любил пить чай из этого самовара. В центре комнаты стол, сколоченный из дерева. На столе мемориальная скатерть (вышита матерью В. Д. Пришвиной). В правом углу кресло, сделанное из сиденья автомобиля (Пришвин был большим любителем автомобилей). На кресле покрывало, вышитое матерью Пришвина.

В столовой за чаем велись долгие разговоры, ведь в гостях у Пришвина бывали самые разные люди - академик П. Л. Капица, дирижер Е. А. Мравинский, пианистка М. В. Юдина и, конечно, соседи-дачники. В теплые летние вечера эти беседы проходили на веранде. Поднятая на высоких столбах (дом построен на спуске) веранда - настоящее украшение дома. С нее открывается прекрасный вид на яблоневый сад, цветники и столетнюю пихту. Можно представить, как часто Пришвин наблюдал отсюда за звездным небом.

Основала музей Пришвина Валерия Дмитриевна (1899-1979).

В. Д. Пришвина родилась 11 ноября 1899 года в дворянской семье. Детство прошло в Даугавпилсе, где служил отец Д. М. Лиорко, а гимназию она окончила уже в Москве перед самой революцией.

В 1918 г. ее отец, как бывший офицер, был расстрелян. Вместо учебы в Университете, она начала работать, а через несколько лет поступила в Институт Слова.

Два года спустя после возвращения в Москву, где, скрывая свое прошлое, В. Д. преподавала литературу в вечерней школе, судьба свела ее с Пришвиным.

Встреча Михаила Михайловича Пришвина с Валерией Дмитриевной Лебедевой произошла 16 января 1940 года.

Пришвин искал секретаря - надежного человека, которому бы можно было доверить обработку архива; прежде всего, он имел в виду дневник, о котором однажды записал «За каждую строчку моего дневника - десять лет расстрела».

Валерия Дмитриевна приступила к работе, но их отношения развивались и складывались быстро и неожиданно, неотвратимо превращаясь в любовь.

«Все вышло у нас из дневников: в них она нашла настоящее, свое собственное, выраженное моими словами…»

В первое лето после кончины Михаила Михайловича (16. 01. 1954) в Дунино пошли люди. Это стало для Валерии Дмитриевны огромной поддержкой - дунинская дача превращалась в мемориальный дом, куда приходили читатели Пришвина.

Она начала огромную работу по расшифровке и перепечатке Дневника писателя, которая продолжалась несколько лет; параллельно готовила Собрание сочинений. И так до конца жизни (1979г.): архивные публикации, статьи и книги о Пришвине, прием людей, приходящих в Дунино.

Комната В. Д. Пришвиной находится рядом с кабинетом. Пришвин в шутку назвал комнату "денщицкой". Здесь письменный стол с пишущей машинкой, полка с любимыми книгами по философии, поэзии, книги по садоводству, которые покупал Пришвин в годы ее страстного увлечения садом.

На кровати старинное покрывало. Сотрудники музея сказали нам, что судя по рисунку, покрывало было сделано до реформы 1861 года.

Наиболее ценные (уникальные) коллекции

Библиотека писателя - 417 книг.

Личные вещи писателя.

Охотничьи и фотопринадлежности.

Фотографии из коллекции музея

Пришвин начал водить машину в начале 1930-х гг. Он говорил, что «ездил на одной из первых машин, которые прошли по Москве» и считал, что «машину свою надо знать, как себя».

Интерес к машине был связан с его писательским интересом к природе и охоте - он много ездил по лесам и по бездорожью. К машине были приучены его собаки.

После войны Пришвин считался одним из старейших водителей Москвы и сам водил свой «Москвич» до последних дней.

ГАЗ АА выпуск 1932 -1938 гг

«У меня для долгих странствий была оборудована грузовая машина. Одно издательство ее списало, а я приобрел в счет гонорара.

Там у меня кузов был превращен в «квартиру» из четырех комнат. Рабочий кабинет, спальня, фотолаборатория и закуток для собак.

Пешком бродяжничать по лесам стало мне трудновато.»

Из дневника писателя.

Пришвин увлекся фотографией во время своего первого путешествия на Север в 1906 году - тогда он фотографировал аппаратом случайного попутчика и этими фотографиями проиллюстрировал книгу «В краю непуганых птиц», изданную после поездки.

В 1928 году ему удается купить фотоаппарат, и в первые дни, осваивая его, он записывает: «До того я увлекся охотой с камерой, что сплю и все жду, поскорей бы опять светозарное утро».

С этих пор фотография постоянно сопутствует художественному творчеству писателя - оказывается в одном ряду с записной книжкой и дневником.

В течение января 1930 г. Пришвин снимает уничтожение колоколов Троице-Сергиевой лавры. 200 негативов хранились в металлической коробочке из-под чая с надписью «Когда били колокола…» - сохранившийся репортаж с места событий.

Памятные даты и ежегодные мероприятия

Дата основания - 1979г.

Дата открытия - 1980г.

Окрестности

Кроме мемориального дома и усадьбы Михаила Пришвина, в Дунине можно увидеть недавно выстроенную часовню Архангела Михаила - часть мемориального комплекса, посвещенного победе в Великой Отечественной Войне.

Пройти вверх по течению Москвы - реки до святого родника Иоанна Предтечи и окунуться в ледяную целебную воду

Тропинка идет по живописному берегу реки вдоль археологического комплекса курганов, где сохранились остатки городищ, селищ, зафиксированные рельефом местности.

Интернет

www.museum.ru/M490 - официальная страница

Музей-усадьба М. М. Пришвина - W1425, официальный сайт www.prishvin.ru/



Ближнее Подмосковье..., пресловутая Рублёвка..., заборы до небес, миллионные особняки и... снова неприступные заборы... Природа исчезает прямо на глазах, зато с космической скоростью растёт количество автомобилей и новых коттеджных посёлков.


Кажется просто чудом, что в жернова больших "рублёвских" денег пока не попала старая деревня Дунино, уютно протянувшаяся вдоль берега Москва-реки.


На изгибе деревенской улицы, в большом саду находится Мемориальный дом-музей писателя Михаила Пришвина.



Этот дачный дом построила в конце 19-го века "жена финляндского уроженца" Мария Освальд.




В 1901-м году дачу купила семья Лебедевых-Критских.




На эту дачу в гости приезжали многие известные учёные и деятели искусства.


Ранней осенью 1941-го года Лебедевы-Критские как обычно "законсервировали" дачу на зиму, а через несколько недель сюда пришла война. Дунино оказалось на линии фронта, старая дача превратилась в прифронтовой госпиталь. В мае 1946-го года Пришвин купил у Лебедевых-Критских стоявший без окон и с дырявой крышей дом, отремонтировал его и жил здесь все летние месяцы вплоть до своей смерти в 1954-м году. Валерия Дмитриевна Пришвина, вдова писателя, завещала дом государству, и в 1980-м году здесь был открыт музей.




Музей работает с 10 до 16 часов. Экскурсии проводятся примерно раз в час. Понедельник, вторник и последний день месяца - выходные дни. Без машины до деревни Дунино можно добраться на маршрутке, едущей от метро "Молодёжная" до пансионата "Лесные дали". От конечной остановки маршрутки до Дунино придётся минут 20 пройтись пешком.


Дом внутри совсем невелик - всего три комнаты и кухня. Современные обитатели Рублёвки могли бы использовать его разве что в качестве домика привратника.




Самая светлая и большая (метров, наверное,16 - 18) комната - столовая.





Мебель и остальные предметы интерьера собраны, что называется, с миру по нитке, при этом почти антикварные предметы легко уживаются со сколоченной самим хозяином мебелью.




Расписной буфет ещё в 1930-х Пришвин заказывал у мастеров из Сергиева Посада.




Дорогая по тем временам вещь - радиоприёмник "Рига - 10".




Пианино в столовой появилось не так давно - это дар музею.




На стене - ключи со смешными брелками в виде детских игрушек.




Домашняя помощница Пришвиных вечно теряла и путала ключи, вот хозяйка дома и изобрела собственное ноу-хау: игрушка на каждом ключе была со смыслом, например, ключ с кошкой был от чердака, с человечком - от входной двери дома и так далее.


Дверь из столовой ведёт на замечательную восьмиугольную веранду.








Без преувеличения, это самое лучшее место в доме. Пришвину веранда тоже очень нравилась, здесь он и работал, и отдыхал.






Крохотная проходная комнатка принадлежала Валерии Дмитриевне Пришвиной.



В комнате с трудом уместились узкая кровать и письменный стол.




Эта проходная комната ведёт в кабинет писателя.






В кабинете находится домашняя библиотека Пришвина.



Железная койка осталась в доме, по-видимому, от военного госпиталя.






На рабочем столе - пишущая машинка и фотография матери писателя.








В углу - домашняя фотолаборатория: Пришвин очень увлекался фотографией, и его работы можно увидеть на стенах дома.





У печки стоит собачья лежанка.




Пришвин был заядлым охотником, и охотничьи собаки жили в его доме всегда. Ходил на охоту писатель и тогда, когда жил в Дунино. Трудно себе представить, что всего шесть десятков лет назад вокруг Звенигорода были настоящие дремучие леса со зверьём. Это уж в 1970-х эти места объявили "подмосковной здравницей", и началось активное строительство многоэтажных корпусов санаториев и пансионатов, ну а в последние двадцать лет природу добили окончательно.


Помимо комнат в доме ещё есть кухня, но её подлинная обстановка не сохранилась, и музей использует это помещение для выставок.




"Удобств" в доме не было - всё исключительно на улице. Потом академику Капице удалось разжиться раковиной (а достать такую ценность в трудные послевоенные годы было почти нереально), которую он и подарил своим друзьям Пришвиным.




Счастливые хозяева смогли, наконец-то, хотя бы рукомойник соорудить в самом доме, в коридоре.




Ещё в доме есть полуподвал, который Пришвины не использовали.




А вот предыдущие хозяева дачи Лебедевы-Критские сдавали эти "комнатки" дачникам. Говорят, что тут жила Вера Фигнер, впрочем, эту даму, привыкшую к тюремной камере, полуподвалом было явно не испугать. Сейчас сотрудники музея мечтают о том, чтобы превратить пустующее место в помещение для проведения различных мероприятий.


Дачу окружает довольно-таки большой участок.



С одной стороны от дома находится сад.




По другую сторону простирается обширная поляна, на которую выходят окна кабинета писателя.




Около входной калитки, в бывшем дровяном сарае, Пришвин оборудовал гараж.




Первой машиной писатель обзавёлся в 1930-х, а в Дунино стоит его последний автомобиль - "Москвич-400", практически ничем не отличающийся от «Опель-Кадетта», выпускавшегося в Германии перед войной.






Этот автомобиль - из тех первых советских послевоенных автомобилей, которые выпускались в 1946-1954 г.г. в Москве на заводе малолитражных автомобилей на оборудовании, привезенном по репарации из Германии. "Москвич" Пришвина - автомобиль абсолютно раритетный: все детали, включая даже краску, родные. Именно поэтому он желанный участник многих шоу и ретро-выставок. К сожалению, автомобиль не на ходу.






Осмотр гаража - это финальная часть экскурсии по музею, но не стóит торопиться уезжать из Дунина - здесь рядом ещё так много интересного!



Храм в 2000-х построили сами жители Дунино.







Церковь стоит на пригорке, поэтому со стороны улицы виден только деревянный верх, а сама церковь и вход в неё обращены в сторону реки и находятся ниже по склону.




У церкви надо обязательно спуститься вниз к Москва-реке.




Сбоку от церкви, на склоне холма, обратите внимание на противоосколочный пулемётный колпак.






Усилиями энтузиастов на берегу Москва-реки у деревни Дунино была создана точная реконструкция оборонительных сооружений осени 1941-го года.


Влево по берегу уходит хорошо утоптанная лесная дорожка.






Вдоль дорожки воссозданы окопы, блиндажи, огневые точки и наблюдательные пункты передового рубежа обороны Красной армии.




Слева от дорожки возвышаются поросшие лесом холмы. Ну, вроде бы холмики, да и только. А между тем это ценнейший археологический памятник Подмосковья - остатки поселений каменного, бронзового и железного веков, селища и городища наших очень далёких предков. Об этом рассказывают установленные вдоль дорожки информационные щиты.




Лесная дорожка ведёт к трём источникам: родникам Михаила Архангела, Иоанна Предтечи и Параскевы Пятницы. Источник Иоанна Предтечи несколько лет назад освятили и соорудили над ним часовню.




И сотрудники музея, и обитатели деревни делают всё возможное для того, чтобы сохранить этот замечательный уголок Подмосковья. Вот только огромные стаи пираний тоже не дремлют, а у нас, как известно, зло побеждает гораздо чаще, чем добро.

Против Козино, на высоком берегу Москвы-реки расположена д. Дунино, на краю которой, у леса, стоит дом. Здесь провёл свои последние годы писатель Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). Сын елецкого купца Михаила, Дмитриевича Пришвина, от которого унаследовал мечтательную и поэтическую натуру.

Два события детства (1883-1889 -годы учения в Елецкой гимназии) определили «многое в будущем» -побег в «Америку» (прообраз страны без имени, без территории, куда ведет волшебный колобок) и исключение из гимназии из-за конфликта с учителем географии В.В. Розановым, в будущем философом и писателем. Третье событие - увлечение марксизмом (середине 1890-х гг. - начало 1900-х), работа в марксистских кружках, арест, тюремное заключение.

Пришвин приходит к осознанию марксизма как теории, подменяющей реальность, и обращается к «личному творчеству жизни».

В 1907 г. знакомится с писателем A.M. Ремизовым, влияние которого сказалось в рассказах 1910-х гг. У них был один путь от «фантастического» марксизма к искусству, и в искусстве от страдания к радости. В Петербурге снова встречает В.В. Розанова, ставшего для Пришвина «самым близким человеком», с которым его объединяло чувство святости мира, единства Творца и творения, для них общим было понимание «губительности разлада мира и христианства, разрыва духовного и материального начал бытия».

Книга «У стен града невидимого» (1909), посвященная религиозным исканием в народе интеллигенции, была высоко оценена Д. Мережковским: «Книга замечательная - в своем роде единственная».

В 1917-1922 г. Пришвин отказался от традиционного интеллигенстского существования для жизни в глубине народной России, он назвал свой путь «строительством борьбы за жизнь вне идейного человека» - антитеза самоубийству и погружению в чан (образ разрушительной безликой стихии) революции - поиск выхода к внутренней духовной свободе в условиях несвободы внешней.

В рассказе «Голубое знамя» (1918) «новому, красному» автор противопоставляет голубое Христово знамя, революционному насилию - сострадание невинным жертвам, революции - «святыню жизни живой».

Роман «Кащеева цепь» посвящен истории русской интеллигенции.

В 1837-1940 гг. Пришвин переживает религиозный переворот, отразившийся в книге «Мы с тобой. Дневник любви», написанной совместно с Валерией Дмитриевной Пришвиной. Любовь как творчество жизни, участие человека в строительстве мира-храма, дома жизни.

Пришвин хотел написать хороший роман, который был бы опубликован. Во внутренней борьбе с самим собой он проходит до конца путь верности себе и путь приспособления ко времени. Пришвин воссоздает два пути устройства человеческой жизни на земле, каждый из которых он прошел сам: путь общественный, «внешний», связанный с материальным устройством человеческой жизни, представляющий культуру, ориентированную на идею революции, и путь личный, внутренний, духовный, связанный с христианской традицией русской культуры.

Выход из трагического противостояния этих путей Пришвин видел в восстановлении целостности бытия, в синтезе противоположностей жизни (материального и духовного, внешнего и внутреннего, личного и общественного, природного и культурного).

В Дунине Пришвин поселился в 1946 г. Ему было 73 года.

О своем Последнем доме Пришвин писал: «Поэзия, погуляв на людях, может 8ернуться к себе, в свой дом, и служить себе самой, как золотая рыбка. Тогда всё, что было в мечте, как дружба, как любовь, домашний уют, может воплотиться: явится друг, явится любимая женщина, устроится дом и всё выйдет из поэзии, возвращенной к себе. Я могу об этом свидетельствовать: в моем доме нет гвоздя, не возникшего в бытие из моей мечты...Мой дом над рекой Москвой - это чудо. Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки мои или сны.

Это не дом, а талант мой, возвращенный к своему источнику» В этом доме Пришвин работал над последним своим произведением «Корабельная чаща».

В дореволюционные годы в Дунине собиралась революционная интеллигенция, после освобождения гостила Вера Фигнер, бывали скульпторы А.С. Голубкина и С.Т. Коненков.

Пришвин купил полуразрушенный дом у последней владелицы усадьбы, Лебедевой-Критской.

Для Пришвина всегда было особенно значимо писательское поведение, связанное с преодолением литературы, выходом за её пределы в сферу жизни и религии, вызывающим открытие новых форм самой литературы, Своей самой главной книгой Пришвин считал «Дневники», которые он вел с 1905 по 1954 г.

Дневник - это «творчество жизни в глубочайшем смысле», дневник «утверждает, как самую святость жизни, акт соединения духа и материи, воплощения и преображения мира».

В 80 лет Пришвин писал в Дневнике: «...Боже мой, дай мне только здоровья, чтобы оно поддержало силы мне, чтобы юношей, а не стариком войти в новую жизнь и там бы всё мое лучшее нашло свое место и процвело».

Перед самой смертью Михаил Михайлович сильно затосковал. «А, может быть, это просто мелкие бесы...»

Уже в наше время в центре деревни построена часовня , освященная во имя Михаила Архангела в память о воинах, защищавших эти места.

А вы знаете, что замечательный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин был одним из первых, кто отреставрировал усадьбу в советские годы? Да не просто восстановил - а еще и приспособил ее под собственную резиденцию. Отношения Михаила Пришвина с усадьбой Дунино запросто можно назвать любовью с первого взгляда. Увидев бывшую дворянскую усадьбу с тенистыми аллеями и милым домом, он сразу же вспомнил свое детство, окрестности и любимое имение Хрущево.

Пришвин видел в восстановлении дунинской усадьбы не только обретение дома и акт созидания, но и возвращение к Истокам - в самом глубинном понимании этого слова. Сейчас в находится прелестный музей с мемориальной экспозицией, посвященной писателю. Кажется, что с момента ухода Михаила Михайловича из жизни здесь ничего не изменилось: все та же обстановка в доме, тот же автомобиль в гараже и атмосфера творчества, которая и сейчас явно витает над этим памятным местом.

Давайте же совершим экскурсию в Дунино и узнаем, как складывалась история этой усадьбы. Мне посчастливилось попасть в усадьбу летом и поймать невероятно сочные, очень «пришвинские кадры». Надеюсь, что просмотр фотографий дома, утопающего в зелени, румяных яблок на ветках, пестрых цветов на клумбах и пейзажей в сочно-зеленом цвете настроят вас на мысль о том, что весна уже вот-вот настанет!

Кстати: попасть на экскурсию в Дунино и другие живописные места Подмосковья можно будет уже 12 мая в рамках поездки «Усадебного экспресса»! Забронировать билет в путешествие .




Михаил Пришвин на фоне любимой усадьбы.

«Кто видел реку в Москве, тот не узнает ее в Дунине, скажет, это совсем другая река. До чего узка тут река в сравнении с мос-ковской! Летом у нас два мальчика, один с нашего берега, хорошо понатужившись, перекидывает другому мальчику на другой берег камешек с ниточкой, и так оба мальчика соединяются. Посредине этой лески над рекой висит крючок («зазубрик»), и на этом зазуб-рике насажен живец: обыкновенно это бывает пескарь, но случа-ется и плотичка, и маленький окунь. Мальчики леску то подтянут, то ослабят, чтобы наживка не ныряла глубоко в реку, а только бы тюкала о поверхность воды и опять поднималась вверх над водой».

Этими строками в своем рассказе «Москва-река» Михаил Пришвин описывал реку, протекающую рядом с его любимой усадьбой Дунино.

2. Общий вид на Дунино.

Пришвинская усадьба Дунино расположена всего в 32 километрах от МКАД. Но близость мегаполиса в озелененной и невероятно тихой деревне Дунино не ощущается вовсе. Когда-то здешние земли, как и некоторые другие особенно живописные места нашей страны, сравнивали со Швейцарией. Именно поэтому усадьба Освальдов, обустроенная здесь в 1901 году, получила говорящее название «Миловидово».

3. Главный дом.

4. Липовая аллея, которую Михаил Пришвин полюбил с первого взгляда.

Деревянный дом усадьбы расположился на высоком берегу Москвы-реки. Из его окон открывался красивейший вид на живописные окрестности. Парковая зона, которая существовала здесь еще со времен предыдущих хозяев, претерпела при Освальдах некоторые изменения

5. Михаил Пришвин лад дому вторую жизнь в годы послевоенного запустения.

После семейства Освальдов усадьбой Дунино владела семья Лебедевых-Критских. Дом в Дунино выполнял роль благоустроенной дачи вплоть до начала Великой Отечественной Войны. В страшные военные годы в дунинском доме расположился военный госпиталь. Дом сильно пострадал в военные годы.

6.

К моменту встречи с Михаилом Михайловичем Пришвиным дом был одиноким, полузаброшенным и разрушающимся. Однако, писатель сразу смог разглядеть за внешний неблагоустроенностью усадьбы настоящий Рай на земле! Старый яблоневый сад, липовые и еловые аллеи, красивая река - все это будто бы переносило его в детство и напоминала елецкие края, усадьбу Хрущево и школьные прогулки по тенистым уголкам Городского сада.

7. Ветви дунинских яблонь ломятся от ароматных плодов.

Михаил Пришвин нашел в Дунино то, что он давно искал - тишину, творческое умиротворение и атмосферу того, дореволюционного мира, которую у миллионов россиян насильно отняли. Михаила Михайловича совсем не пугали трудности, которые неизбежно возникают у каждого, кто решает восстановить усадьбу. В итоге, 13 июня 1946 года Пришвин приобретает дунинскую усадьбу. Начинается процесс реставрации, который протекает в атмосфере огромной любви.

8. Та самая Москва река, которая видна из пришвинкого домика.

Благодаря Михаилу Михайловичу дом в Дунино приобрел свою «визитную карточку» - в годы запустения в доме исчезла нижняя терраса, а верхняя уже была незастекленной, что Пришвину очень понравилось. Он называл эту террасу верандой. Веранда была любимым местом жителей дома. Здесь встречали закаты и рассветы, пили чай, общались с гостями, а главное - рождалось вдохновение, которое нашло отражение во многих произведениях Михаила Михайловича Пришвина.

9. Есть в Дунино и собственная пасека.

10. Эта усадьба словно создана для отдыха!

Михаила Пришвина, выражаясь современным языком, запросто можно назвать блогером. На протяжении многих лет он вел дневник, в котором фиксировал интереснейшие житейские, литературные и иные факты.

11. В Дунино произрастают невероятно красивые деревья.

12. Главный дом тоже утопает в зелени.

13. Веранда - самое любимое место Пришвина в доме.

Писатель так отзывался о своем новом доме: «Впервые мне удалось сделать себе дом, как вещь: она мне самому доставляет удовлетворение такое же, как в свое время поэма «Жень- шень». В литературности моего дома большую роль играет и то, что вся его материя вышла из моих сочинений, и нет в нем даже ни одного гвоздя несочиненного»

14. Перед домом расположены клембы с россыпью цветов.

15. А вот и музей!

Михаил Пришвин проводил в своем усадебном доме каждое лето. Он с нетерпением ждал этих месяцев, полных общения с природой и вдохновения. В Дунино писатель приезжал на своем любимом автомобиле «Москвич». К слову, этот автомобиль до сих пор находится в Дунино и является важной частью музейной экспозиции.

17.

18. Трости Пришвина.

Последний раз Михаил Пришвин приехал в Дунино в 1953 году. Спустя год писатель умер. Дом стал принадлежать его вдове Валерии Дмитриевне. Практически сразу после кончины писателя в Дунино из разных уголков России потянулись друзья и преданные читатели Михаила Михайловича.

20.

21. Дунинский музей был создан сразу после смерти писателя.

Радушная хозяйка с радостью принимала всех гостей. Именно так дом Пришвина в Дунино постепенно начал становиться музеем. После смерти супруги Пришвина в 1979 году дом перешел государству и по решению Министерства культуры РСФСР стал отделом Государственного литературного музея.

23. Здесь сохранилась очень атмосферная дачная обстановка.

25. Кабинет писателя.

26. Дачная библиотека Михаила Пришвина.

По сей день музей посещают многие туристы. Здесь есть и мемориальная экспозиция, посвященная памяти писателя, и роскошная природа, и возможность посетить увлекательные интерактивные экскурсии. Здесь часто проводятся культурные мероприятия, литературные вечера и вечера памяти писателя!

29.

30. Этот вид просто сводит с ума своей красотой и органичностью!

Обязательно посетите Дунино! Эта усадьба обладает невероятной притягательностью, особенно - в теплое время года!

31. Михаил Пришвин был страстным автолюбителем. Его любимый "железный конь" - важная часть музейной экспозиции.

32. Москва-река, которую так красиво и точно описывал писатель.

Кстати: попасть на экскурсию в Дунино и другие живописные места Подмосковья можно будет уже 12 мая в рамках поездки «Усадебного экспресса»! Забронировать билет в путешествие

"Литература давала мне возможность жить почти свободным человеком, наслаждаться уединением, питающим любовью к человеку, к зверю и цветку – ко всему". М. Пришвин

Вообще, предчувствие чего-то хорошего, ощущение того, что едешь туда, куда надо, появляется уже при съезде со МКАДа на Рублево-Успенское шоссе. Сразу встречают сосны и заснеженные пригорки, сразу - природа, как будто и нет за спиной шумящей день и ночь трассы. Проедешь несколько островков какой-то неведомой жизни, идущей за гигантскими мерцающими буквами Luxury, снова окунешься в сосны и сугробы, и внезапно окажешься в такой непривычной, но такой дружественной тишине, что уже с первой минуты в голове возникают мысли о побеге - сюда, в Дунино.
"Много, много я на свете видел разных земель, и своих и чужих, но краше местности нашего Дунина я нигде не видел", М.Пришвин "Москва-река".
Мы оставили машину у колодца и вышли в теплую морозную тишину. Напротив, в маленьком деревянном храме, пожилая женщина украшала елочку к Рождеству. А больше никого вокруг не было. Поднялись по деревенской улочке к пришвинскому участку, огороженному невысоким штакетником. "Здравствуйте! С праздником вас! Здоровья, счастья вам!" - как-то радостно и хорошо, громко поздравила нас матушка, идя от домика к калитке. Выбежал пес Барик - очень добрый, большой, приветливо машущий хвостом, встречающий всех гостей и провожающий их до дверей в дом. Ступили на дощатый пол, в тепло... Запах деревянного старого дома. Охранник - большой и тоже добрый, под стать дому: "Вы, наверное, с экскурсией хотите? Сейчас она придет, вы пока книжки вот поглядите, здесь и детские тоже есть...". Сходил, позвонил девушке-экскурсоводу, через пять минут прибежала молодая женщина с удивительным каким-то лицом, без грамма косметики, чистым, ясным и гармоничным. Только-только из дома, "от ребенка": "Раз нас немного, то давайте по-простому? Вас как зовут? Меня - Оля". И все это вместе с самого начала как-то мягко тебя разворачивало, словно свернувшегося ежика. Казалось бы - что такого, какие могут быть зажимы и доспехи? Выходной, семейный выезд за город, маленький дом-музей... Но только когда выдыхаешь, понимаешь, насколько ты был весь скукожен и вместе с тем надут.
"Мне кажется, будто я вернулся в любимые места своего детства, в лучшее прекрасное место, какого и не бывало на свете".

Домик Пришвина совсем небольшой - в нем всего три комнаты: кабинет, столовая и комната жены. Почти весь 2015 год он находился на реставрации и не все вещи еще вернулись из хранилища на свое место. Например, все охотничье (охота была страстью Мих. Михайловича) - болотные сапоги, ружья - все это пока проживает где-то в другом доме. К слову сказать - все вещи в музее подлинные. Во время реставрации, под слоями штукатурки сохранились обрывки газет на русском и немецком языках 1900 года, а в печи была найдена визитная карточка отца первой хозяйки дома. Дом в стиле финский модерн (оттого он так похож на домики под Петербургом) был построен в 1901 архитектором-финном. Пришвины купили этот дом в 1946 году за пятьдесят тысяч. Во время войны в нем располагался госпиталь, Дунино находилось на линии фронта и дом был сильно разрушен. Пришвин подарил бывшей хозяйке свою книгу с такой надписью: "...на память о счастливом хомуте: я счастливо влез в хомут 13 мая 1946 года, а она счастливо из него вылезла".
До домика в Дунино Пришвин беспрестанно искал "свое" место.
"Я всю жизнь ищу, где бы свить гнездо, каждую весну покупаю где-нибудь дом, а весна проходит, и недостижимая сказка исчезает".


Но все изменилось в 1946 году.
"Здесь я живу и не перестаю работать над впечатлениями, которыми богат каждый новый день... Я стал, а мир вокруг меня пошел". Мих. Михайловичу - 73 года.
Вообще, сама фигура Пришвина для меня - это открытие. Словно еще одного близкого человека нашла. Когда читаешь дневники и кажется, что понимаешь и оттого - все принимаешь. И то, что кому-то может показаться слабостью, и то, что может восприниматься, как поверхностность (а другими - глубиной)... И так это удивительно (а может быть и нет), когда ты вот находишь родственную душу (со всеми минусами и плюсами, а не с одним очарованием) - в человеке, который родился на сто лет раньше тебя и который, казалось, всегда был таким седовласым дедушкой с бородой, пишущим книжки, которые ты любил до школы и от текстов которого ты скучал на уроках...
Хотя вообще, язык не поворачивается назвать Пришвина дедушкой - после его записей. Бывают такие люди - в них нет и следа поучительности, тяжести, признаков окостенения - на всем их земном пути. Какой-то нерушимый баланс между ребенком и взрослым. Правда мне кажется, что к ребенку Пришвин был всегда ближе, несмотря ни на что.
Всю жизнь стремился к одному-единственному человеку, другу, любви. В 29 лет познакомился в Париже с русской студенткой Сорбонны, признался в любви после трех недель романа и попросил её руки. Разъехались на учёбу (он учился тогда в Германии), они писали друг другу письма.
"К той, которую я когда-то любил, я предъявил какие-то требования, которых она не могла выполнить. Мне не хотелось, я не мог унизить ее животным чувством. Я хотел найти в ней то высшее, себя, в чем бы я мог возвратиться к себе первоначальному. В этом и было мое безумие. Ей хотелось обыкновенного мужа”. “В этом и состоял роковой роман моей юности на всю жизнь: она сразу согласилась, а мне стало стыдно, и она это заметила и отказала. Я настаивал, и после борьбы она согласилась за меня выйти. И опять мне стало скучно быть женихом. Наконец, она догадалась и отказала мне в этот раз навсегда и так сделалась Недоступной. Узел завязался надо мной на всю жизнь, и я стал Горбатым".
В 32 года женился на крестьянке Ефросинье Павловне (в записях - просто Павловна), которая с годовалым сыном сбежала от жестокого мужа. Родились двое сыновей.
"Мы с Фросей просто сошлись. Я ухватился за нее, как за природу. Благодарен ей за то, что она любит во мне ребенка".
Осознавал свой эгоизм - в брак вступил, потому что захотелось тишины и уюта, возможности творить, не отвлекаясь на житейские заботы. Семейная жизнь не сложилась, общего языка ни с женой, ни с выросшими детьми не нашел. После почти 40 лет совместной жизни он оставил жене домик в Загорске, а сам поселился вместе с собаками в Москве, в доме писателей в Лаврушинском переулке.
В новогоднюю ночь 1940-го года загадал желание: "Приди!". И вот, в 67 лет, наконец, к нему пришел человек, которого он ждал столько лет. "Он пригласил меня в помощь как литературного сотрудника. Я осталась с ним до конца его дней". Валерии Дмитриевне Лебедевой было 40 лет.

История этой встречи, судьбы, мысли и характеры этих двух интереснейших людей раскрываются в совместном дневнике - "Мы с тобой. Дневник любви". А можно посмотреть фильм из цикла "Больше, чем любовь" (Валерия и Михаил Пришвины), который был снят для канала "Культура".

Но вернусь к дому) В нем Пришвины жили с мая по сентябрь, с 1946 по 1954 год. И это были, возможно, самые плодотворные годы писателя - в этот период он напишет примерно треть произведений, вошедших потом в собрание сочинений.
"Это не дом, а талант мой. Сами стены этого дома стали литературными".
В комнатку Валерии Дмитриевны пока не вернулось практически ничего, кроме письменного стола. Но Оля так интересно рассказывала о доме, пока мы стояли в этой крохотной комнате, что это было совершенно все равно)
За этим столом женой писателя продолжалось приведение в порядок дневников Мих. Михаийловича - главного труда его жизни. С 1905 по 1954 год он практически каждодневно вел дневник. К концу жизни получилось 120 толстых тетрадей.

Пришвин вставал рано - в 5 утра. Умывался и шел вовсе не в кабинет, а в столовую. Ставил самовар, пил чай и писал дневник.
Вообще, дом был гостепримный, за столом собиралось много гостей, среди них: Петр Капица, Константин Федин, Всеволод Иванов, Сергей Конёнков. Большое внимание уделялось особенной сервировке - от матери писателя осталось столовое серебро, рядом с каждым прибором стояла собственная солонка, перечница, лежала салфетка в кольце, вазочка с цветком летом и с еловой веточкой - зимой. Если за столом сидел именинник, то его цветок был, к примеру, красный, а у остальных - белые.
Не знаю, как будет потом, но пока все в музее в открытом доступе - например, на диванчике в углу Матвею предложили посидеть и угадать, в чем секрет. Оказалось, что диванчик сделан из старого автомобильного кресла.

"Сегодня у нас по радио играли Шопена... Казалось, будто сам Шопен играет на листиках тополя... А когда радио кончилось, я все глядел на движение листиков и по-прежнему слышал Шопена".
"Родной" приемник Рига-10 пока не привезли и его заменяет другой - на таком же я в детстве слушала пластинки.

Стены столовой и кабинета украшают фотоработы Пришвина - он был страстным фотографом! Бывало, что так увлекался фотографированием каких-нибудь неприметных цветочков, например, незабудок, что забывал о гостях) Одних фотографий паутины в пришвинском архиве - более 200.

А еще Пришвин был путешественником, побывал в Сибири, Карелии, на Кавказе, в Средней Азии, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. В 1906 году Пришвин впервые увидел, как работает фотоаппарат, и заболел "светописью". Из путешествий привозил записи, сделанные карандашом - любил источить карандаш до крохотного огрызочка, меньше мизинца, и множество фотографий.
"К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство… с целью создать мало-помалу художественную форму, наиболее гибкую для изображения текущего момента жизни".

Расписной буфет, сделанный мастерами из Сергиева Посада.

Из столовой ведет дверь на веранду - место, где Пришвин любил работать больше всего. Несмотря на зиму, на то, что сейчас на веранде нет ничего - ни плетеной мебели, ни россыпи шишек, покачивающихся в кресле-качалке, там все равно как-то очень хорошо и не хочется оттуда уходить. Матвею там, например, понравилось больше всего)
"Работаю с утра на веранде: петух начинает мой день. Дождь мелкий и ровный шумит по липам, идет, идет, ближе, ближе, а я сижу на веранде под крышей, читаю, пишу, а он все идет, и я знаю, что он никогда не придет к моему столику..."
С веранды видна скамейка у могилы последних собак Пришвина - Жульки и Жальки. Слева - пенек с дощечкой-стойкой для спины, на который писатель уходил поработать (особенно тогда, когда в доме было много гостей).
"Больше всего боюсь, что перестану на пнях в лесу сидеть и куплю писательский стол, стану писать на нем".
Вокруг дома - большой сад, за котором любовно ухаживала Валерия Дмитриевна. Многие деревья посажены Пришвиным, например, "елочка Васи Весёлкина". Лес начинался прямо за забором и был "вторым домом" для Пришвина. Мих. Михайлович составил специальную карту "своего" леса, расчерченную на квадраты. В этом квадрате жили белочки, в этот прибегал кабанчик, тут росли грибы...
"Моих вещей нет, но в лесу деревья, цветы, облака… Это всё моё".

На веранде Оля не отступилась от нас, пока мы не согласились сделать фото:)

В кабинете Пришвина все очень просто, даже аскетично устроено, но все равно как-то уютно и хорошо.
Письменные столы меня притягивают магнитом.
"Мой дом над рекою Москвой - это чудо! Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки мои или сны..."

Кровать, оставшаяся от лазарета, застелена байковым одеялом. У печки - специально сооруженная для собак лежанка из металлической сетки. Выбирая дом, всегда думал о том, будет ли собакам в нем хорошо. Увлекался натаской собак всю жизнь, говорил "Собаки вывели меня в люди".
Здесь, у печки, должны быть сапоги, ружья...пока они не вернулись на своем место. Стрелял, в основном, зайцев, дичь, тетеревов. На медведей и волков не охотился: "Это похоже на убийство!".
Любил апрель: "Всё оживает, всё куда-то летит, поёт, всюду море воды… А прилетели соловьи и кукушки - весна для охотника кончилась".

В самом темном уголке - кусочек домашней фотолаборатории. В архиве - более 4 тысяч негативов, хранившихся в маленьких конвертиках, склеенных Пришвиным из папиросной бумаги, в коробочках из под сигарет и конфет. Фотоработами писателя проиллюстрированы его книги, но большинство снимков Пришвин не надеялся опубликовать при жизни.
"Если уцелеют мои снимки до тех пор, пока у людей начнется жизнь "для себя", то мои фото издадут, и все будут удивляться, сколько у этого художника в душе было радости и любви к жизни".
"Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это не увидит. Я хочу доказывать светописью мои видения реального мира…"
В МАММ до 31 января проходит выставка Михаила Пришвина "Фотографии и дневники.1929-1936".

На кровати висит удивительная трость, которая по волшебству превращается в табурет. Устал на прогуле, воткнул трость в землю, раскрыл - и отдыхай)
Книги возили с собой из Москвы. Любимая книга Пришвина - "Всадник без головы" Майн Рида. Еще на полках стоят Блок, Горький, Мережковский, Шекспир, Лев Толстой, Шолохов, Гоголь, Достоевский, Розанов, Маяковский, тома Брокгауза и Ефрона...

В доме долго не было удобств - например, умывальника. Раковину вот подарил сосед Капица)

Интересный замок, закрывающийся при помощи ключа-стерженька.

До реставрации тут висела связка ключей с большими резиновыми игрушками вместо брелоков - чтобы помогавшая по хозяйству женщина не теряла и не путала ключи.

Оля нас очень приглашала приехать в Дунино весной, когда сад будет цвести. У музея есть активный фейсбук, в котором периодически рассказывается о предстоящих мероприятиях.

Еще одно увлечение Пришвина - автомобили.
"Какое это великое счастье - иметь возможность в любой час нащупать ключик в кармане, подойти к гаражу, самому сесть за руль, укатить куда-нибудь в лес и там карандашиком в книжке отмечать ход своих мыслей..."
"Вот погодите, придет время, все будут на машинах ездить, и только самые богатые будут располагать временем ходить пешком".


"Верно судить о писателе можно только по семенам его, понять, что с семенами делается, а для этого время нужно и время. Так скажу о себе (уже 50 лет пишу!), что прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотым солнышком в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками. Итак, если представить себе, что человек, распадаясь после конца, становится основанием видов животных, растений и цветов, то окажется, что от Пришвина остались незабудки. Милый друг, если ты переживешь меня, собери из листков этих букет и книжечку назови "Незабудки".

Последняя запись в дневнике - за пол-дня до смерти:
"Деньки вчера и сегодня (на солнце -15) играют чудесно, те самые деньки хорошие, когда вдруг опомнишься и почувствуешь себя здоровым".

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения