Ощущения. Общая характеристика. Виды ощущений их характеристика

Итак, ощущение - это психическое отражение изолированных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосред­ственном воздействии на органы чувств.

Возникновение ощущений связано с особыми физиологически­ми процессами, участвующими в приеме и первичном преобразова­нии воздействий определенных раздражителей из внешней и внут­ренней среды организма. Эти устройства получили название анали­заторов (И.П. Павлов). Каждый анализатор состоит из трех частей: во-первых, периферического отдела (рецептора), где происходит перекодировка физического воздействия в нервные импульсы; во-вторых, афферентных (от лат. afferentis - приносящий) нерв­ных путей, по которым информация, закодированная в виде нерв­ных импульсов, передается в центральную нервную систему (у вые-


7.1. Ощущение

ших животных и человека - в головной мозг), и, в третьих, центра анализатора - специального участка коры головного мозга. В ре­зультате переработки поступившей информации в корковом отде­ле анализатора и возникают ощущения. Обратный сигнал, который реализует реакцию организма на стимул, проходит по эфферентным (от лат. efterentis - выносящий) нервным путям.

Живые существа отличаются по тем стимулам, на которые они реагируют, и, соответственно, по тем ощущениям, которые у них возникают. Есть данные о том, что птицы ориентируются во время дальних перелетов по магнитному полю Земли и поэтому должны обладать каким-то необъяснимым для человека «магнитным» ощу­щением. Акулы обладают чувствительностью к электрическим раз­рядам, идущим от чешуи рыб. Летучие мыши имеют особый ульт­развуковой анализатор, с помощью которого они распознают встре­чающиеся на их пути преграды. Насекомые видят в недоступной нам части цветового спектра. Человеческий слух фиксирует диапа­зон 15-20 000 Гц, в то время как собака может различать звук боль­шей частоты. На этом эффекте основан известный цирковой номер «передачи приказа на расстоянии» от дрессировщика к животному. Собаку обучают реагировать определенным образом на свисток ча­стотой около 35 000 Гц. Зрители не могут слышать условного сиг­нала (продуцировать такого рода звуки достаточно просто при по­мощи чуть модифицированного свистка), и им кажется, что собака выполняет трюки по волшебству, читая мысли хозяина. Вероятно, при определенных условиях и у человека может быть сформирова­на чувствительность к стимулам, обычно находящимся за предела­ми возможности работы сенсорных систем. Примером может слу­жить эксперимент по формированию «кожного зрения», проведен­ный А.Н. Леонтьевым (см. 7.1.4).

Различные анализаторы имеют неравноправную проекцию в коре головного мозга. Экспериментально были получены карты, которые в схематическом виде показывают расположение и величи­ну площади коры, обеспечивающей анализ ощущений, поступа­ющих от различных областей тела. Один из вариантов такой карты представлен на рис. 40. Отметим, что различные виды животных имеют существенно разные «карты».

Так, у человека максимальную площадь коры больших полуша­рий мозга занимают проекционные зоны области рта, глаз и кистей рук, что определяется ведущей ролью зрения, речевой активности (она требует развитой сенсорной чувствительности губ и языка) и тонких движений рук для социальной жизнедеятельности. У живот­ного, для которого наибольшим значением обладает другой тип сен-


Наличие высоко специфичных анализа­торов, каждый из ко­торых восприимчив только к одному опре­деленному типу сти­муляции, ставит про­блему отношения свой­ств ощущений и свойств объектов внешнего.мира. Другими словами, необходимо понять, насколько точно мы можем судить по нашимощущениям о реальных свойствах стимулов?

И. Мюллер (1801-1858) выдвинул гипотезу «специфических энергий органов чувств». Суть этой гипотезы состоит в том, что ощущения не отражают реальных свойств раздражителя, а лишь сигнализируют о состоянии наших анализаторов. «То, что дают нам наши ощущения, отражает, выражает природу и состояние наших органов чувств, нервов, а не природу того, что эти ощущения вызы­вает», - писал Мюллер. Он иллюстрировал свою мысль простымипримерами: если ударить по глазному яблоку, человек ощутит, как «искры посыпались из глаз», т.е. получит субъективное зрительное ощущение. Аналогично, если лизнуть полоску металла, через кото­рую пропущен слабый электрический ток, появляется ощущение кислого вкуса. Возникает впечатление, что ощущения - это чистая субъективность, лишь случайно связанная с объективным миром. Позиция И. Мюллера в свое время оказала большое влияние на ин­терпретацию явлений ощущения. Однако эволюционная аргумента­ция приводит нас к выводу, что мы имеем дело с псевдопроблемой.


7.1. Ощущение

Даже если мы в отдельных случаях ощущаем мир не таким, каков он есть, на самом деле, наши ощущения в целом адекватны миру, по­скольку позволяют эффективно ориентироваться в среде. Более глубокое постижение мира обеспечивается другой психической функцией - мышлением, которое заключается в обобщенном и опосредствованном познании реальности (см. гл. 9).

Второй вопрос, который возникает при обсуждении темы ощу­щения, - это вопрос о «непосредственности» действия раздражи­теля. Действительно, мы не только получаем ощущения от раздра­жителей, напрямую соприкасающихся с поверхностью нашего тела (осязаем, чувствуем вкус и запах), но и видим, и слышим то, что на­ходится на значительном расстоянии от нас. Древние мыслители ре­шали эту проблему, допуская, что предметы «испускают» из себятончайшие эфирные копии, которые беспрепятственно проникают в глаза, уши и т.д. На новом витке развития наука, в сущности, вер­нулась к аналогичному пониманию, найдя физические носители «далеких» стимулов, которые делают их «близкими». Для зрения таким стимулом будет свет, для слуха - колебания воздуха, для обо­няния - взвешенные в нейтральной среде мельчайшие частицы ве­щества. По Ч. Шеррингтону, ощущения принято разделять на кон­тактные (раздражитель сам действует на воспринимающий орган, и посредник, доставляющий информацию, не требуется) и дистант­ные (т.е. необходим особый «агент», доводящий информацию до сенсорной поверхности). Контактными ощущениями являются вку­совые, обонятельные, кожные, кинестетические (ощущения поло­жения отдельных частей тела) и органические (голод, жажда и т.д.), дистантными - слуховые и зрительные ощущения.

Однако существуют иные предпосылки для разделения ощуще­ний на дистантные и контактные. Они заключаются в анатомиче­ских особенностях строения соответствующих им органов чувств. Очевидно, контактные ощущения являются филогенетически более древними, чем дистантные. Рецепторы контактных анализаторов в основном не составляют целостные органы чувств. Например, так­тильная чувствительность обеспечивается за счет изолированных клеток - рецепторов кожи (так называемые тельце Паччини, тель­це Майсснера). Первые реагируют на надавливание, вторые - навибрацию. Дистантные же анализаторы представляют собой слож­ные ансамбли, которые включают в себя как сами рецепторы, скон­центрированные в определенном участке тела, так и дополнитель­ные «приспособления», обеспечивающие максимальную эффектив­ность ощущения. Как указывает А.Н. Леонтьев, на определенном этапе эволюции эти ансамбли обзаводятся собственным двигатель-


Глава 7. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

ным аппаратом, приобретают достаточно автономные от всего ос­тального организма двигательные возможности (проприомотор-ный аппарат). Глаз, к примеру, обладает глазодвигательными мышцами, цилиарными мышцами и т.д. Таким образом, воздей­ствие на дистантные органы чувств предполагает более высокую встречную активность субъекта. Недаром А. Шопенгауэр сравни­вал зрение с ощупыванием: «Зрение можно рассматривать как не­совершенное, но уходящее вдаль осязание, которое пользуется лучами света как длинными щупальцами», - писал он в работе «Мир как воля и представление». Такая эмансипация дистантных органов чувств, без сомнения может рассматриваться как эволю­ционный рывок в становлении сенсорных систем. В отличие от контактных, они реагируют не на уже сложившуюся ситуацию, а активно упреждают ее (П.К. Анохин).

Кроме разделения на контактные и дистантные Ч. Шеррингтон также предложил классифицировать ощущения по расположению соответствующих им рецепторов (по рецептивным полям). В этом случае они различаются на интерорецептивные ощущения (от ре­цепторов, расположенных во внутренних органах), проприорецеп-тивные (от рецепторов, расположенных в мышцах, связках и сухо­жилиях) и Экстерорецептивные (от рецепторов, расположенных на наружной поверхности организма). В общем виде классификация ощущений представлена в табл. 13.

Основные свойства и характеристики ощущений.

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений.

К основным свойствам ощущений относят:

1. Качество ощущений - это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.

Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

2. Интенсивность ощущений - количественная характеристика зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.

3. Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, а для вкусовых - 50 мс.

Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии .

След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы .

Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствитель­ности данного рецептора к определенному воздействию.

4. Пространственная локализация раздражителя . Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Все свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности. Различают два вида чувствительности:

1. Абсолютную чувствительность - способность ощущать слабые раздражители.

2. Чувствительность к различию - способность ощущать слабые различия между раздражителями.

Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должнаиметь определенную величину.

Абсолютный порог ощущения - минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение.

Раздражители, сила действия кото­рых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм.

Субсенсорная область (по Г .В .Гершуни) - зона воздействия раздражителей на организм, не вызывающих ощущений.

Начало изучению порогов ощущений было положено немецким физиком , психологом и философом Г .Т .Фехнером , который считал, что материальное и идеальное - это две стороны единого целого.

По Г .Т . Фехнеру процесс создания психическо­го образа может быть представлен следующей схемой:

Раздражение -> Возбуждение -> Ощущение -> Суждение (физика) (физиология) (психология) (логика) .

Самым главным в идее Фехнера было то, что он впервые включил элементарные ощущения в круг интересов психологии.

По мнению Фехнера, искомая граница проходит там, где начинается ощущение, т. е. возникает первый психический процесс.

Нижний абсолютный порог (по Фехнеру) - величина стимула, при которой начинается ощущение.

Для определения этого порога Фехнер разработал методы, которые активно используются и в наше время. В основу методологии своих исследований Фехнер положил два утверждения, называемые первой и второй парадигмой классической психофизики :

1. Сенсорная система человека - это измерительный прибор, который соответствующим образом реагирует на воздействующие физические стимулы.

2. Психофизические характеристики у людей распределены по нормальному закону, т. е. случайным образом отличаются от какой-то средней величины, аналогично антропометрическим характеристикам.

Величина стимула, при которой изменяются ответы испытуемого, соответствует порогу исчезновения ощущения (Р 1) .На втором этапе измерения в первом предъявлении испытуемому предлагают стимул, который он никак не может слышать. Затем на каждом шаге величина стимула возрастает до тех пор, пока ответы испытуемого перейдут от «нет» к «да» или «может быть, да». Это значение стимула соответствует порогу появления ощущения (Р 2) . Возможны два случая:

Р 1 >Р 2 или Р 1 < Р 2 .

Абсолютный порог (Stp ) равен среднеарифметическому порогов появления и исчезновения:

Stp = (P 1 + P 2)/ 2

Верхний абсолютный порог - значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно. Верхний абсолютный порог иногда называютболевым порогом , потому что при соответствующих ему величинах стимулов человек испытывает боль.

Абсолютные пороги - верхний и нижний - определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. По аналогии с измерительным прибором абсолютные пороги определяют диапазон, в котором сенсорная система может измерять раздражители, но кроме этого диапазона работу прибора характеризует его точность, или чувствительность. Величина абсолютного порога характе­ризует абсолютную чувствительность.

Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность.

Абсолютная чувствительность численно равна величине ,обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. Если абсолютную чувствительность обозначить буквой Е , а величину абсолютного порога Р , то связь абсолютной чувствительности и абсолютного порога может быть выражена формулой:

Различные анализаторы обладают разной чувствительностью.

Абсолютная чувствительность анализатора в равной степени зависит как от нижнего, так и от верхнего порога ощущения. Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека , функционального состояния рецептора , силы и длительности действия раздражения и т. д.

Другая характеристика чувствительности - это чувствительность к различию . Ее еще называют относительной ,или разностной , так как это чувствительность к изменению раздражителя. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо добавить три-пять граммов. Таким образом, для того чтобы почувствовать минимальное различие в характеристиках воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия на определенную величину.

Порог различения - минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений.

Еще в 1760 г. французский физик П. Бугер на материале световых ощущений установил очень важный факт, касающейся величины порогов различения: для того чтобы почувствовать изменение освещенности, необходимо изменить поток света на определенную величину.

В первой половине XIX в. немецкий ученый М. Вебер , исследуя ощущение тяжести, пришел к выводу, что, сравнивая объекты и наблюдая различия между ними, человек воспринимает не различия между объектами, а отношение различия к величине сравниваемых объектов. Чтобы заметить увеличение веса, надо к первоначальному грузу прибавить приблизительно 3% его массы. Дальнейшие исследования показали, что подобная закономерность существует и у других видов ощущений.

Порог различий ощущений определяется соотношением:

DI - величина, на которую должен быть изменен исходный, уже породивший ощущение стимул, чтобы человек заметил, что он действительно изменился.

I - величина действующего стимула.

Таким образом,порог различения имеет постоянную относительную величину, т. е. всегда выражается в виде отношения, показывающего, какую часть первоначальной величины раздражителя надо прибавить к этому раздражению, чтобы получить едва заметное различие в ощущениях . Это положение было названо законом Бугера -Вебера . В математическом виде этот закон может быть записан в следующем виде:

DI / I = const

Const (константа) - постоянная величина, характеризующая порог различия ощущения, названная константой Вебера . Параметры константы Вебера приведены в таблице.

Таблица. Значение константы Вебера для различных органов чувств.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, другой немецкий ученый - Г. Фехнер - сформулировал следующий закон, называемый обычно законом Фехнера: если интенсивность раздражений увеличивается в геометрической прогрессии, то ощущения будут расти в арифметической прогрессии . В другой формулировке этот закон звучит так: интенсивность ощущений растет пропорциоально логарифму интенсивности раздражителя .

Главный смысл данной закономерности заключается в том, что интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее . В математическом виде зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя выражается формулой:

S = K * LgI + C

S - интенсивность ощущения.

I - сила раздражителя.

K и C - константы.

Данная формула отражает положение, которое носит название основного психофизического закона, или закона Вебера-Фехнер .

Американский ученый С . Стивенс исходил из предположения о том, что для ощущений, или сенсорного пространства, характерно то же отношение, что и для пространства стимулов. Данная закономерность может быть представлена следующим математическим выражением:

DЕ / Е = К

Е - первичное ощущение.

- минимальное изменение ощущения, которое возникает при изменении воздействующего стимула на минимальную величину, заметную для человека.

Таким образом, из данного математического выражения следует, что соотношение между минимально возможным изменением наших ощущений и первичным ощущением есть величина постоянная - К . А если это так, то соотношение между пространством стимулов и сенсорным пространством (нашими ощущениями) может быть представлено следующим уравнением:

DЕ / Е = К х DI / I

Данное уравнение получило название закона Стивенса . Решение этого уравнения выражается следующей формулой:

S = K x R n

S - сила ощущений.

К - константа, определяемая избранной единицей измерения.

n - показатель, зависящий от модальности ощущений и изменяющийся в пределах от 0, 3 для ощущения громкости до 3, 5 для ощущения, получаемого от удара электрическим током.

R - значение воздействующего раздражителя.

Мир стимулов опять представляет закон Бугера-Вебера, а структуру сенсорного пространства Забродин предложил в следующем виде:

DЕ / Е z = К х DI / I

Очевидно, при z =0 формула обобщенного закона переходит в логарифмиче­ский закон Фехнера, а при z = 1 - в степенной закон Стивенса.

Таким образом, закон, предложенный Ю. М. Забродиным , снимает противоречие между законами Стивенса и Фехнера. Поэтому не случайно он получил название обобщенного психофизического закона .

Как бы ни решалось противоречие законов Фехнера и Стивенса, оба варианта достаточно точно отражают суть изменения ощущений при изменении величины раздражения. Во-первых, ощущения меняются непропорционально силе физических стимулов, действующих на органы чувств. Во-вторых, сила ощущения растет гораздо медленнее, чем величина физических стимулов. Именно в этом состоит смысл психофизических законов.

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. При­чем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят:

качество,

интенсивность,

продолжительность,

пространственная локализация,

абсолютный и относительный пороги ощущений

Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отобра­жаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

Следует отметить, что часто, говоря о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, а для вкусовых - всего 50 мс.

И, наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздра­жителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.



Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка. Спустя непродолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных чувств и в этапности их развития. Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Вполне вероятно, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикосновение, но и боль. Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю – от простой воды. С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-, пятилетнем возрасте. Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель. Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий крик. Чувствительность к звуку первоначально низка, но возрастает в первые недели жизни. Через два-три месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивает голову в сторону источника звука. На третьем-четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку. Что касается развития речевого слуха, то ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные. Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями. Различение цветов растет медленно. Установлено, что ребенок различает цвет уже на пятом месяце, после чего он начинает проявлять интерес ко всякого рода ярким предметам. Ребенок, начиная ощущать свет, в первое время не может видеть предметы. Это объясняется тем, что движения глаз ребенка не согласованы: один глаз может смотреть в одну сторону, другой – в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни. Предметы и лица он начинает различать лишь на третьем месяце. С этого момента начинается длительное развитие восприятия пространства, формы предмета, его величины и удаления. По отношению ко всем видам чувствительности следует отметить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. У ребенка дошкольного возраста эта способность развита несравненно ниже, чем у взрослого человека. Бурное развитие этой способности отмечается в школьные годы. Следует также отметить, что уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека.- Подробнее на Referatwork.ru: http://referatwork.ru/psyhology-2014/section-18.html

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различению. Под абсолютной чувствительностью понимается способность органов чувств реагировать на минимальные, самые слабые воздействия раздражителей. Чувствительность к различению или разностная чувствительность - это способность ощущать слабые различия между раздражениями.

Нижний абсолютный порог чувствительности - минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Это порог сознательного опознания раздражителя.

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, сверхгромкий звук, слепящий свет).

Величина абсолютных порогов, – как нижнего, так и верхнего, – изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.п.

Ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время. Оно называется латентным периодом. Латентный (временной) период ощущения – время от начала действия раздражителя до возникновения ощущения. Во время латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой.

закон постоянства величины приращения раздражителя был установлен, независимо друг от друга, французским ученым П. Бугером и немецким ученым Э. Вебером и получил название закона Бугера-Вебера. Закон Бугера-Вебера – психофизический закон, выражающий постоянство отношения приращения величины раздражителя, породившего едва заметное изменение силы ощущения к его исходной величине:

где: I - исходная величина раздражителя, DI - его приращение, К - константа.

Другая выявленная закономерность ощущений связана с именем немецкого физика Г. Фехнера (1801-1887). Из-за частичной слепоты, вызванной наблюдением за солнцем, он занялся изучением ощущений. В центре его внимания – давно известный факт различий между ощущениями в зависимости от того, какова была первоначальная величина вызывающих их раздражителей. Г. Фехнер обратил внимание на то, что подобные эксперименты за четверть века до этого проводил Э. Вебер, который ввел понятие “едва заметного различия между ощущениями”. Оно не всегда одинаково для всех видов ощущений. Так появилось представление о порогах ощущений, то есть о величине раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение.

Исследуя зависимость, которая существует между изменениями силы воздействующих на органы чувств человека раздражителей и соответствующими изменениями величины ощущений и, учитывая экспериментальные данные Вебера, Г. Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя следующей формулой:

где: S - интенсивность ощущения, J - сила раздражителя, K и С - константы.

Согласно этому положению, которое носит название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. Это отношение получило название закона Вебера-Фехнера, а книга Г. Фехнера “Основы психофизики” имела ключевое значение для развития психологии как самостоятельной экспериментальной науки.

ВОПР 5 ОЩУЩЕНИЕ – непосредственное чувственное отражение отдельных свойств объекта. Они составляю: сенсорно-перцептивный уровень психического отражения. На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.

Образ – результат восприятия, поэтому свойства образа = свойствам воспринимаемого объекта. Он м. быть перцептивным (собственно, восприятие) и неперцептивным (воображение, память, мышление)

1. Образ, объект которого находится в поле восприятия, т.е. возникающий в результате стимуляции наших сенсорных систем – перцептивный образ или образ восприятия. Обязательное условие здесь – активность рецепторных систем, физиологических процессов периферического порядка (мысленный образ (с закрытыми глазами) связан с процессами ЦНС).Перцептивные образы делятся:

По модальности (зрительные, слуховые, тактильные);

На экстрацептивные/интрацептивные, т.е. образы внешнего мира/внутреннего состояния (последние – хуже, т.к. рецепторика чувств беднее) - это деление возникло поздно. Маленькие дети и животные не дифференцируют эти состояния!

На сознательные/неосознаваемые образы (в восприятии и воображении большинство образов неосознаваемо)

Парадокс перцептивного образа – один и тот же объект разные люди видят по-разному (даже 1 человек в разные периоды жизни). Почему? Потому что образ не пассивно воспринимается, а активно строится субъектом. Не объекты воспринимают нас, а мы находим их в окружающей среде. Перцептивные образы, в отличие от неперцептивных, имеют чувственную основу. Свойства перцептивного образа:

Реальность – человек верит в объективное существование воспринимаемого предмета, образы восприятия живут в реальном времени и пространстве;

Объективированность – образы проектируются вовне, выночятся в пространство внешнего мира;

Целостность/предметность – восприятие не суммы разномодал.ощущений, а целостного предмета;

Полимодальность – органическое единство данных различных органов чувств.

Константность – постоянство – образы предметов постоянны и не зависят от условий восприятия (освещение) и свойств самого субъекта (ех.от его внешности), т.е. это независимость свойств знакомого объекта от условий его восприятия(у детей нарушена – м.бояться отца в образе Д.Мороза)

Означенность – ех., глядя на ложку мы уже видим ее функцию, влияющую на социал.и индив.опыт.

Образ, объект которого вне процесса восприятия - неперцептивный образ – когда, не видя самого объекта, мы воображаем его, т.е. не имеем реального изображения, а имеем образ, связанный с процессами воображения, памяти, мышления (ех., образ памяти – это бывший перцепт) Неперцептивные образы имеют квазисенсорный характер.

- мысленный образ : образ воображения или памяти, возникает без участия периферических нервных процессов и создается опытом или творчеством человека; может быть зрительным, слуховым или любой другой сенсорной модальности, а также чис­то вербальным.;

- синестезия: сопровождение перцептивных ощущений одной модальности псевдоощущениями другой модальности («ассорти» чувств, цветной слух и т.д.); это взаимодействие органов чувств ("цветной слух", например). Это - формальное определение, а идея синестезии в том, что когда-то органы чувств между собой не различались, что имеет косвенное подтверждение: температурная чувствительность прямо используется для оценки человеческого облика (человек теплый, холодный, легкий и т.д.)

- схема тела: представление человека о некой системе активности, которой он управляет, также она включает в себя выходящие за пределы тела физические компоненты. Важными составляющими этого образа считаются кинестетические и температурно-тактильные представления. Схема тела входит в «образ Я», но последний – шире;

- фантомные образы: часть образа собственного тела, сохраняющаяся даже несмотря на утрату соответству­ющего телесного органа (обычно конечности);

- галлюцинативные образы: происходят без внешнего стимула, субъект убежден в реальности внешнего объекта, это проекция внутреннего образа субъекта во внешний мир. Галлюцинации отличаются от мысленных образов отчетливостью и детальностью. Их частный случай – гипнологические образы (на грани сна и бодрствования);

- фосфены: обычно выступают в виде ненасыщенных пятен или относительно устойчивых узорчатых изображе­ний. Термин этот используется также для обозначе­ния точек или цветных пятен, видимых при неадек­ватной стимуляции глаза, например, механическим давлением или электрическим током.

- эйдетические образы: распространены у 70% детей - это результат инерции зрительной системы. Эйдетик видит, а не вспоминает! исчезнувшее изображение в течение минут и даже часов (опыты Рикеля с картиной). По Выготскому, эйдетизм широко представлен у примитивных народов (он – основа топографической памяти). У современного человека эйдетизм разрушен высшими психическими функциями и социальным влиянием.

Общее понятие об ощущениях и их функциях. Физиологическая основа ощущений

Первичный контакт человека с окружающим миром исобственным организмом, дающий ему исходную информацию освойствах и состояниях внешней и внутренней среды, происходит посредством ощущений. Под ощущением принято понимать психофизический познания отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т.е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних.Ощущение - это возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и других характеристик воздействия на органы чувств

Функции ощущений:

Во-первых, с помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.и в результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма

В-третьих, ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций

У человека СИЛЬНА потребность получать впечатления об окружающем мире в виде ощущений

Учение об ощущении утверждает, что предметы и их свойства первичны, ощущения же - результат воздействия материи на органы!чувств. При этом ощущения отражают мир таким, каким он существует.

Существуют и другие взгляды на природу ощущений. С одной стороны, ощущения рассматриваются как единственная реальность. С другой стороны, это концепция, для которой ощущения только условные знаки, символы внешних воздействий.

механический раздражитель может вызвать ощущение давления, звука или света в зависимости от того, действует ли он на кожу, ухо или глаз.Основываясь на этих фактах, И. Мюллер выдвинул гипотезу специфической энергии органов чувств. Суть этой гипотезы состоит в том, что ощущения не отражают реальных свойств раздражителя, а

лишь сигнализируют о состоянии наших анализаторов. То есть,согласно этой идее, ощущение зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздражитель. ≪То, что дают нам наши ощущения, отражает природу и состояние наших органов чувств, нервов, а не природу того что эти ощущения вызывает≫, - писал И. Мюллер. Вывод, который делает И. Мюллер, состоит в том, что не

существует сходства между нашими ощущениями и предметами внешнего мира. Однако даже если мы в отдельных случаях ощущаем мир не таким, каков он есть на самом деле, наши ощущения в целом адекватны миру, поскольку позволяют эффективно ориентироваться в среде.

Итак, ощущения суть субъективные образы объективного мира

ощущение как психическое явление при отсутствии ответной реакции организма или при ее неадекватности невозможно. В этом смысле неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука перестает быть орудием познания.Физиологической основой ощущения является нервно-физиологический процесс, протекающий в анализаторе. Анализатор -

термин, введенный И.П.Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности. В анализаторе выделяют три отдела.

Первый из них - воспринимающий орган или рецептор,предназначенный для преобразования энергии раздражения в процесс нервного возбуждения. Второй отдел - проводник, состоящий из афферентных нервов и проводящих путей, по которому импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы.

Третий - центральный отдел, - состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий. Для возникновения ощущения необходима согласованная деятельность всех трех звеньев анализатор

Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии во внутренний процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей

возбуждение, в.свою очередь, трансформируется в психический образ -результат совокупной деятельности всех трех частей анализатора.Следовательно, можно сказать, что ощущение есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания

Виды ощущений их характеристика

по модальности,

выделяют зрительные, слуховые, осязательные,обонятельные, вкусовые ощущения, ощущения движения и равновесия

Английским физиологом Ч. Шеррингтоном предложена классификация ощущений на основе анатомическогорасполоясения рецепторов и их функций. Он выделил три основнык класса ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные и

интероцептивные.

Экстероцептивные ощущения возникают при действии нарецепторы, расположенные на поверхности тела. являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой.

В свою очередь, экстероцептивные ощущенияделятся на контактные и дистантные. Контактные ощущения

вызываются воздействием объекта на органы чувств. - осязание и вкус.Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся нанекотором расстоянии от органов чувств- слух и зрение

обоняние занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку

ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же времямолекулы, характеризующие запах предмета, с которым происходитконтакт обонятельного рецептора, принадлежат данному предмету

Проприоцептивные ощущения отражают движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов,расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках

Интероцептивные (органические) ощущения сигнализируют спомощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. Рецепторы у этих ощущений находятся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы идругих внутренних органов. Интероцепторы воспринимают главным

образом действие химических агентов (например, на пищеварительнымтракт). Это наиболее древняя и наиболее элементарная группаощущений. Кроме того, интероцептивные ощущения относятся кчислу наименее сознаваемых форм ощущений и всегда сохраняютсвою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить,что интероцептивные ощущения часто называют органическими.

существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такие щущенияназываются интермодальными. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, связывающая моторную сферу со слуховой.

По мнению большинства исследователей, вибрационное чувство является промежуточной,переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью

Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности: протопатическую (более римитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относят органические чувства (голод,жажда и др.) и эпикритическую (более тонко дифференцированную,объективированную и рациональную), к которой относятся основные

виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Зрительные ощущения вызываются воздействием на глаз света. волны определенной длины вызывают у человека ощущение определенного цвета. Таким образом, зрительные ощущения - это ощущения цвета.Все цвета делятся на две большие группы: цвета ахроматические (белый, черный и серый) и хроматические

слуховые ощущения вызываются механическими воздействиями, связанными с периодическими изменениями атмосферного давления в соответствующем диапазоне.Все звуки, которые воспринимает человек, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, музыкальных инструментов и др.) и шумы (всевозможные скрипы, шорохи, стуки и т.д.). Слуховые ощущения различаются по высоте, громкости и тембру.Высота зависит от частоты колебаний звуковой волны

Громкость) определяется в основном амплитудой колебаний (интенсивностью) звуковой волны, но зависит и от частоты. единицей измерения громкости звука являются децибелы. Тембро отличает друг от друга звуки одной и той же высоты и интенсивности,издаваемые разными источниками. О тембре говорят как об ≪окраске≫ звука. Различия в тембре между двумя звукамиопределяются разнообразием форм звукового колебания.

Вкус - восприятие свойств раздражителей, воздействующих на рецепторы рта в виде вкусовых ощущений. Имеются четыре основных варианта или модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Вкусовые ощущения в большинстве случаев смешиваются с обонятельными. Разнообразие вкуса в значительной мере зависит от

примеси обонятельных ощущений

Обоняние - вид ощущений, отражающих химические свойства летучих веществ (называемых запахами). Запахи для человека являются признаками бесконечного числа предметов и явлений. В построении обонятельных (как и вкусовых) ощущений участвуют так называемые хеморецетпоры. К ним относятся экстероцепторы вкуса и обоняния и многочисленные интероцепторы внутренних органов, чувствительные к концентрации углекислого газа,кислорода и др. Кроме хеморецепторов в построении обонятельных ощущений могут играть роль также и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, болевые, температурные. В настоящее время используется схема, включающая четыре основных

запаха: ароматный, кислый, горелый, гнилостный, интенсивность которых оценивается по условной шкале от 0 до 8. Следует обратить внимание и на то, " что чувствительность обонятельных и вкусовых рецепторов повышается при состоянии голода

Кожная чувствительность , или осязание - это наиболее широко представленный и распространенный по всему телу вид ощущения. Кожные ощущения относятся к контактному виду ощущений, то есть они возникают при непосредственном контакте рецептора спредметом реального мира. При этом могут возникать ощущения

четырех основных видов: ощущения прикосновения (тактильные),ощущения холода, тепла и боли

Различают осязание: пассивное и активное; мономануальное и бимануальное; непосредственное, инструментальное.

Активное осязание- процесс формирования осязательного образа предмета в ходе его ощупывания

При пассивном осязании - осязательный образ контура предмета формируется в результате его последовательного перемещения относительно неподвижной руки или пальцев. В этих, условиях образ формируется на основе олько.тактильных сигналов

Инструментальное осязание, осуществляется с помощью какого-либо вспомогательного орудия (инструмента) и достигает большой точности, даже когда ощупываемый предмет скрыт от зрения

Кинестетические ощущения - ощущения движения и положения собственного тела и его частей, а также прилагаемых мышечных усилий. На примере этих ощущений можно подтвердить тот факт, что далеко не все ощущения формируются осознанно. Они обеспечивают координацию движений, способствуют оценке аправления, скорости и расстояния до предмета. Они формируются автоматически, вне контроля сознания, поступают в мозг

и регулируют движения на подсознательном уровне

Благодаря кинестетическим ощущениям, человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение частей своего тела.Импульсы, поступаемые в центральную нервную систему от проприоцепторов, вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную

роль в мышечном тонусе и координации движений. В соединении со зрением,осязанием и другими ощущениями, кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

Кроме мышц, рецепторы кинестетических ощущений находятся и в других органах чувств. Например, формирование ощуще-ний, которые способствуют поддержанию и сохранению равновесия происходит благодаря особым рецепторам равно-весия, которые расположены во внутреннем ухе. Речь идет в данном случае о так называемой вестибулярной системе человека


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Которые проявляются в отражении отдельного свойства предметов. Сюда можно отнести разнообразные явления окружающего мира и внутренние состояния организма человека во время непосредственного воздействия материальных раздражителей на рецепторы. Виды ощущений помогут определить наиболее распространенные раздражители человека.

Роль ощущений в жизни

Роль ощущений в жизнедеятельности человека трудно переоценить, потому что они представляют собой уникальный источник всех знаний о мире. Люди ощущают окружающую действительность при помощи органов чувств, потому как они являются единственным каналам, по которому в человеческое сознание проникает внешний мир.

Разнообразные виды ощущений способны в той или иной степени отражать определенные свойства окружающей среды. Сюда можно отнести звуки, освещение, вкусовые качества и многие другие факторы, благодаря которым человек имеет возможность ориентироваться в окружающем мире.

Физиологическая основа ощущений - это нервные процессы, которые по своей природе появляются во время действия раздражителя на адекватный анализатор. Он, в свою очередь, состоит из рецепторов, нервных путей и центрального отдела. Тут происходит обработка разнообразных сигналов, которые поступают непосредственно от рецепторов в кору головного мозга. Можно с уверенностью сказать о том, что благодаря поступлению в мозг импульсов и раздражителей, человек может быстро реагировать и воспринимать различные виды ощущений.

Как возникают ощущения?

Ощущения человека возникают только в том случае, когда появляется определенный раздражитель. Стоит отметить, оказание определенного воздействия на рецептор, может привести к появлению раздражителя. Он преобразовывает все процессы в нервное возбуждение, которое передается в центральные части анализатора.

В этот момент человек может ощущать вкусовые качества, свет, а также многие другие факторы. В таком случае должна возникнуть ответная реакция организма на тот или иной раздражитель. Она передается от головного мозга к органам чувств при помощи центробежного нерва. Человек может перемещать собственный взгляд и выполнять многие другие действия ежесекундно, воспринимая раздражительные сигналы.

Основная классификация ощущений

Главная роль ощущений в жизни человека заключается в своевременном доведении до центральной нервной системы всех необходимых сведений. Можно выделить наиболее распространенную классификацию, в которой представлены виды ощущений.

Разновидности ощущений:

    Экстероцептивные: а) контактные - температурные, тактильные и вкусовые; б) дистантные - зрительные, слуховые и обонятельные.

    Проприоцептивные: а) мышечно-двигательные.

    Интероцептивные - они свидетельствуют о текущем состоянии всех внутренних органов.

Определенные ощущения способны отражать свойства предметов, явлений внешнего мира, отражающие состояние организма, осязательные, болевые, а также ощущения разнообразного происхождения. Именно благодаря таким возможностям человек может различать цвета и свет.

Вкусовые ощущения

Можно сказать с уверенностью, что вкусовые ощущения обуславливаются разнообразными свойствами окружающих вещей. Они не имеют полной или объективной классификации. Если брать во внимание основной комплекс ощущений, которые возникают по причине вкусовых веществ, то можно выделить несколько основных раздражителей - это кислые, соленые, сладкие и горькие продукты.

Вкусовые ощущения часто включают в себя обонятельные, а в некоторых случаях сюда можно отнести реакцию на давление, тепло, холод или боль. Если говорить про едкие, вяжущие, терпкие вкусовые качества, то они обусловлены целым комплексом различных ощущений. Благодаря сложному комплексу человек способен чувствовать вкус потребляемой еды.

Вкусовые рецепторы способны проявлять себя во время воздействия разных вкусовых областей. Получается, что отдельно взятое вещество обладает относительно небольшим молекулярным весом.

Значение свойств ощущений

Основные свойства ощущений должны сводиться к адаптации или приспособлениям разнообразных раздражителей. Все это происходит до того момента, пока реакция человека не будет равна минимальным показателям. Сюда можно отнести сенсибилизацию, контраст, а также взаимодействие с разными раздражителями.

Разновидности и свойства ощущений могут проявляться в разной степени, то есть зависят они от индивидуальных физических и биологических характеристик определенного субъекта. Но стоит отметить, что все перечисленные свойства является значимыми в области психологической точки зрения. Стоит отметить, что сенсибилизация и адаптация сегодня широко используются в психотерапии с целью развития способности каждого человека более ярко и эмоционально воспринимать различные позитивные элементы.

Экстероцептивные и тактильные ощущения

Все ощущения человека можно разделить на экстероцептивные и тактильные. Стоит отметить, что экстероцептивные ощущения дают для организма человека всю необходимую информацию, которая поступает исключительно из окружающей среды. В свою очередь, зрительный образ люди получают при помощи наличия достаточного количества клеток, которые носят названия "колобков" и "палочек".

"Палочки" помогают обеспечить достаточно хорошее зрение в сумерках, а "колобки" отвечают за цветовое зрение. Ухо может реагировать на колебания давления в атмосфере, которые воспринимаются в качестве звука.

Луковицы вкуса, которые находятся на сосочках языка, способны воспринимать несколько главных вкусов - кислый, соленый, сладкий и горький. Тактильные ощущения человека появляются во время взаимодействия любого механического раздражителя и рецепторов. Они находятся на коже пальцев, ладоней, губ и многих других органах.

Проприоцептивные ощущения предоставляют важную информацию о текущем состоянии мышц. Они способны быстро реагировать на степень сокращений и расслабление мышц. Стоит отметить, что проприоцептивные ощущения информируют человека о состоянии внутренних органов, его химическом составе, наличии биологических, полезных или вредных веществ.

Особенности болевых ощущений

Боль представляет собой важное биологически активное защитное приспособление. Оно возникает при помощи воздействия разрушительной силы раздражения. Стоит отметить, что болевые ощущения могут служить в качестве сигнализации о возможной опасности для организма человека. Чувствительность боли распределяется по поверхности кожи, а также во внутренних органах. Процесс распределения происходит частично и неравномерно.

Есть участки, где расположено небольшое количество болевых рецепторов. Были проведены экспериментальные исследования, которые предоставили возможность считать распределение болевых точек динамическим и подвижным. Болевые ощущения являются результатом воздействий, превышающих положенный предел интенсивности и частоты импульсов. Также все зависит от длительности определенного раздражителя.

По теории Фрея, различная болевая чувствительность имеет самостоятельный, периферический и центральный нервный аппарат.

Прикосновения и давление

Чувства и ощущения человека проявляются также в прикосновениях. Классическая теория кожной чувствительности говорит о том, что есть признание особенных чувствительных точек, которые характерны для каждого вида ощущений. В таком случае нет предположения про особенные рецепторные точки, которые необходимы для давления и прикосновения. Давление ощущается человеком в качестве сильного прикосновения.

Представленные характеризуются при помощи особенностей прикосновений и давления. Поэтому можно точно определить их место локализации, которое вырабатывается в результате опыта во время участия зрения и мышечных суставов. Стоит отметить, что большое количество рецепторов характеризуется быстрой адаптацией. Именно поэтому человек ощущает не только силовое давление, но и изменение в интенсивности.

Общепринятые характеристики ощущений

Стоит отметить, что интенсивность - это главная характеристика ощущений человека, которая определяется количеством и силой действующего раздражителя. Определенные органы чувств имеют особенную чувствительность к отображаемым явлениям. Чувствительность можно охарактеризовать в качестве порога ощущения.

Длительность ощущения представляет собой временную характеристику, которая может быть определена периодическими воздействиями раздражителя на длительность и интенсивность. Но стоит отметить, что при этом нужно учитывать и многие другие особенности. Во время воздействия раздражителя на любой орган чувств определенное ощущение может возникать не сразу, а спустя некоторое время. Это явление можно охарактеризовать как скрытое или латентное время ощущения.

Обонятельные ощущения

Ощущение запаха - это разновидность химической чувствительности. Стоит отметить, что у животных обоняние и вкус являются единым целым, они через определенный промежуток времени просто дифференцируются. Еще несколько лет назад было принято считать, что в жизни человека обоняние играет не особенно важную роль. Если смотреть с точки зрения познания внешнего мира, то зрение, слух и осязание находятся на первом месте и являются более важными.

Но стоит отметить, что запах оказывает непосредственное влияние на разнообразные функции вегетативной нервной системы. Также при помощи этого чувства можно создать положительный или отрицательный эмоциональный фон, который способен окрасить общее самочувствие человека.

Осязание

Во время осязания каждый человек познает материальный мир, совершает процесс движения, который может переходить и в сознательное целенаправленное ощупывание. Именно таким образом человек на практике имеет возможность познать любые предметы.

Ощущения прикосновения и давления - это типичные традиционные психофизиологические явления. Они связаны с порогами кожной чувствительности, поэтому играют только подчиненную роль в сознании человека, а также его объективной действительности. Органы ощущения - кожа, глаза, уши - позволяют человеку познавать мир в полной мере.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения