Бизнес план по открытию частной школы. Что нужно, чтобы открыть частную школу? Где взять деньги

Образовательная деятельность всегда остается наиболее востребованной и необходимой отраслью в нашей жизни. Но не всегда уровень общеобразовательных учреждений устраивает родителей, и тогда они начинают для своих детей альтернативу - частные школы. На данный момент подобные учебные заведения приобретают все большую популярность, поэтому согласно спросу растет и количество предложений. Несмотря на то, что открытие частной школы - это увлекательное и интересное занятие, этот вид бизнеса подразумевает множество нюансов и сложностей.

Специалисты отмечают, что для открытия частного учебного заведения необходимо соблюсти три условия:

  1. Для такого проекта нужны независимые и достаточно мощные источники финансирования. Поскольку родители могут оплатить только 80% затрат, остальное должны обеспечить инвесторы.
  2. Необходимо отдельно стоящее здание с достаточной территорией.
  3. Очень желательно собственная методика в системе образования и воспитания. Оригинальная идея - так называемая ‘фишка’ - значительно поможет развитию школы.

Процесс открытия частной школы довольно сложный. Вкратце он выглядит следующим образом: первым делом надо получить разрешение на преподавательскую деятельность. Подробности об этой процедуре можно узнать в районном отделе народного образования. Далее следует найти и арендовать подходящее помещение, сделать в нем капремонт, создать все необходимые комфортные условия и приобрести все необходимое для учебного процесса.

  • Тем, кто рассчитывает на быстрые прибыли, также не стоит начинать такой проект: единственным легальным способом заработка в частной школе является взимание платы за учебу (порядка 500 долларов с каждого ученика).
  • Школу нельзя превратить в ЗАО и открыть накопительный счет для прибыли или продавать акции. Все полученные средства учебное заведение должно тратить на себя.
  • Также надо помнить о том, что государственную аккредитацию частная школа получит не сразу, поэтому первые ученики будут сдавать экзамены два раза - в самой школе и государственном учебном заведении.

У частных школ есть и преимущества:

  • В соответствии с пожеланиями учеников и их родителей может меняться учебная программа и количество часов
  • Методики преподавания в таких заведениях направлены на развитие у детей коммуникабельности, лидерских качеств и деловой активности.
  • Список изучаемых предметов может включать и нетипичные для обычных , вокал, итальянский язык и т.д.
  • Помимо одного-двух иностранных обязательных языков, в частных школах изучают еще два факультативно.
  • Успешные частный школы ориентируются на престижные ВУЗы, поэтому ученики обучаются по специальной программе, призванной подготовить к поступлению в то или иное высшее учебное заведение.

Основы

Для начала необходимо проанализировать рынок образовательных услуг в своем регионе, разработать устав будущей частной школы, составить бизнес-план. Вторым шагом должно стать открытие юридического лица или ИП с указанием в виде деятельности образовательных услуг. Также надо открыть счет в банке и зарегистрировать печать.Основным моментом является получение лицензии. Ее выдают государственные органы, например, департамент образования. Документы для получения лицензии перечисляются на сайтах государственной организации. Получение лицензии - это сложный и длительный процесс, ведь ее выдают только тем, у кого уже есть штанное расписание и коллектив преподавателей, есть разрешения всех инстанций.

Помещение

Лучшим помещением для частной школы может стать помещение бывшего садика - это отдельно стоящие здание в отдельной территорией. Такие здания чаще всего попадаются в спальных районах. Но стоит помнить о том, что для частной школы нужна и стоянка, поскольку большинство учеников частных школ привозят на автомобилях. Важно оформить помещение согласно всем требованиям пожарной и санитарной служб.

Учебные программы и оснащение

Можно разработать учебные программы самостоятельно или же использовать уже имеющиеся. Они должны быть составлены специалистами и утверждены в Министерстве образования. Также необходимо закупить необходимое оборудование и мебель, учебные и научные материалы, учебники, методички, пособия и т.д. Для формирования библиотеки можно заключить договора с одним или несколькими .

Персонал

Преподавателей необходимо набирать по конкурсу, ведь частная школа предполагает наивысший уровень квалификации. Учителя частной школы должны не просто обладать высоким уровнем знаний и опытом обучения, но и уметь и любить работать с детьми. Помимо основных учителей также могут понадобится педагоги для дополнительных занятий, например, хореографы или музыканты. Также понадобится медперсонал, бухгалтер, администратор, уборщики, охрана. Если в учебном заведении запланировано питание учеников, то понадобится повар и персонал для кухни.

Реклама

Первое время частное учебное заведение будет нуждается в рекламе как никогда. Одним из способ привлечения учеников является сайт, где можно подробно изучить концепцию обучения в школе, ее преимущества и перспективы. Также можно подать объявление об открытии новой школы в местные СМИ и печатные издания. Поскольку важным фактором при выборе школы является ее репутация, то не следует сразу же рассчитывать на большое количество учеников. Со временем, когда заведение станет ‘на слуху’ с набором учащихся не будет проблем.

Для привлечения как можно большего количества учеников частной школе следует разрабатывать собственные авторские программы, при этом, не забывая о стандартном учебном плане общеобразовательных школ.

Итоги

Основными пунктами расходов при открытии частной школы являются:

  1. Регистрация юридического лица
  2. Аренда и ремонт подходящего помещения
  3. Создание комфортных условий (закупка оборудования, мебели и инвентаря)
  4. Зарплата сотрудникам
  5. Реклама и создание (раскрутка) сайта
  6. Текущие расходы
  7. Разработка новых учебных планов и закупка обучающего материала

Доходы частной школы могут состоять из:

  • Ежемесячной платы за обучение (70%)
  • Грантов (15-20%)
  • Вступительных взносов (3-7%)
  • Платных дополнительных занятий (2-5%)

В среднем прибыль частной школы составляет 3-7 тысячи у.е., но большую часть ее приходится тратить на разработку новых программ, организацию учебы, покрытие непредвиденных трат.

В итоге весной 2016 года Шурыгина продала Дубровиной свою долю в уставном капитале, а также получила дивиденды после распределения прибыли. По словам Дубровиной, выплата составила порядка 350 тыс. руб.

Школа за два месяца

После этого Шурыгина ушла в декрет и родила третьего сына, но не оставила замысла открыть свою школу. В июне 2016-го ее знакомая, владелица бизнес-центра «Москва-Сокол» на Ленинградском проспекте, предложила низкую арендную ставку (какую, Шурыгина не разглашает, ссылаясь на личную просьбу хозяйки) на подходящее помещение, и она решила не откладывать мечту в долгий ящик.

На этот раз Шурыгина стала искать уже не партнеров, а наемных сотрудников, которые помогли бы ей поднять проект. «Когда я решила, что открываю школу, то опубликовала на Facebook запрос, не хочет ли кто-нибудь посидеть со мной в кафе и провести «мозговой штурм». Откликнулось порядка шести человек, почти все — директора детских проектов», — вспоминает Лола. Среди них была Екатерина Сикорская, экс-соучредитель развивающего детского центра «Солнечный город», работающего по методике Монтессори, впоследствии она стала исполнительным директором школы и заместителем Шурыгиной. «Катя была самой молчаливой на той встрече, — вспоминает Лола. — Я ее спросила: почему вы все время молчали? А она говорит: «А чего болтать? Делать надо!» И я поняла, что мы сработаемся».

Лола Шурыгина

Шурыгина и Сикорская первым делом объявили набор в новую школу и начали искать учителей. Большинство родителей пришли через «сарафанное радио» — кто-то знал Шурыгину или Сикорскую по предыдущим проектам, кто-то заинтересовался объявлением в Facebook. С поиском учителей возникли проблемы: Шурыгина перебрала более 80 резюме и провела десятки собеседований, но подходящий педагог начальных классов никак не находился. «Мы искали человека, знакомого с методикой развивающего обучения, который уже применял бы ее на практике, чтобы у него была приятная внешность, грамотная речь, желание учиться и расти. При таком количестве требований очень сложно было найти учителя без признаков эмоционального выгорания», — говорит Шурыгина. В итоге опять помог Facebook: там не только нашли учителя, но и впоследствии собрали бóльшую часть персонала, рассказала Екатерина Сикорская.

Но судьба проекта снова повисла на волоске: хозяйка помещения не смогла договориться с партнерами и попросила Шурыгину съехать. Найти новое помещение и отремонтировать его за месяц до начала учебного года казалось делом безнадежным. А в ремонт Шурыгина уже вложила 450 тыс. руб. (впоследствии их удалось компенсировать лишь частично). «Положение было отчаянным», — говорит Лола.

Однако ей повезло: в базе недвижимости ЦИАН она нашла бывшее здание Московского института управления, которое подходило под образовательные цели. «Еще месяц мы согласовывали договор аренды и только 10 сентября начали ремонт», — вспоминает она. Официальное начало учебного года было уже позади, поэтому часть родителей, которые собирались в «Макарун», отдали своих детей в другие школы. Остальным Лола клятвенно пообещала запуститься в начале октября.

Название «Макарун» Шурыгина придумала сама. «Поначалу мы немного сомневались, подойдет ли это странное слово, — вспоминает Екатерина Сикорская. — Муж меня спросил, как называется школа, куда я иду работать. — «Макарун». — А что это? — И тут моя дочка говорит: это же такие вкусные круглые печеньки! И стало понятно, что название сработает».

На подготовку оставалось так мало времени, что часть процессов пришлось «допиливать» уже после запуска, вспоминает Шурыгина. Но 3 октября 2016 года школа «Макарун», как и было обещано, открыла двери. На открытие одна из родительниц испекла огромный торт с теми самыми миндальными печеньками.

Школьная экономика

Общий бюджет проекта составил 8,75 млн руб. По словам Шурыгиной, 7 млн руб. из этой суммы — субсидия департамента науки и промышленности Москвы на создание центров молодежного инновационного творчества. Тут Лоле пригодился предыдущий опыт работы с тендерной документацией. По ее словам, получить субсидию не так сложно, как кажется многим: «Достаточно подать заявку на конкурс, она рассматривается комиссией, и если доказываешь намерение реализовать проект, это, как правило, находит отклик».

В первой половине дня «Макарун» работает как школа, а после обеда в центре открываются мастерские и научные лаборатории, где дети занимаются творчеством, от рисования до 3D-моделирования и робототехники. На оборудование лабораторий и пошла бóльшая часть субсидии, остальное потратили на ремонт и закупку мебели. Кроме того, одну из комнат в здании отвели под детский сад.

Около 1,75 млн руб. Шурыгина вложила из собственных средств вместе с мужем Сергеем Шурыгиным, который стал единственным учредителем школы (ООО «Техникум»). «Муж принял мое желание основать школу как неизбежность, но согласился в этом участвовать, когда понял, что танк поехал и не разбирает дороги», — смеется Лола.

После запуска в школу пришлось вложить еще около 2 млн руб. «Нам важно было организовать комфортную среду, а это подразумевает множество мелочей, которые формируют комфорт родителя и ребенка, — купить доску объявлений, светильники, перепахать землю перед зданием, поставить заборчик», — говорит она.


Сейчас операционные расходы школы составляют 1,3 млн руб. в месяц, бóльшая часть из которых идет на аренду и ФОТ. Команда «Макаруна» насчитывает 39 человек постоянных и временных сотрудников, включая 30 учителей (11 — на основной блок и 17 — на дополнительный, мастерские и кружки), двух тьюторов-ассистентов и администраторов. На аренду помещения площадью 430 кв. м уходит примерно 400 тыс. руб., на зарплаты — более 700 тыс. руб. с учетом налогов.

В 2016-2017 учебном году в школе учились 17 детей в двух классах — первом и втором, еще семь дошкольников росли в детском саду, в основном это младшие братья и сестры учеников «Макаруна». По идее, число детей может быть больше в несколько раз без существенного увеличения затрат. По словам Шурыгиной, на одного педагога может приходится трое-пятеро детей. Чтобы привлечь новых школьников на следующий учебный год, весной 2017-го хозяйка школы начала рекламную кампанию через «Яндекс.Директ» и социальные сети.

«При запуске я слишком сильно полагалась на «сарафанное радио». Если бы мы тогда вложились в рекламу, возможно, сейчас уже были бы в плюсе», — говорит Шурыгина. По ее словам, сейчас школа работает с операционным убытком около 400 тыс. руб. в месяц, однако к сентябрю этого года планирует выйти на операционную прибыль, поскольку на следующий учебный год же заключила 20 контрактов, а всего планирует принять 40 учеников. При этом пик спроса обычно приходится на август. Это уже выводит проект в плюс. Отбить инвестиции школа может через два-три года, рассчитывает Шурыгина.

Стоимость обучения в школе начинается от 30 тыс. руб. в месяц, максимальная цена с продленкой и кружками — 46 тыс. руб. Детский сад обходится родителям в 29 тыс. руб.

Чему учат в школе «Макарун»

Обучение строится по традиционной модели, но есть и различия. Во-первых, учителя ведут уроки по учебникам для развивающего обучения, проводят факультативы по чтению, используют оригинальную методику выработки у ребенка красивого почерка. Во-вторых, в школе действует тьюторский подход: каждый предмет ведет отдельный педагог, а работать ему помогает тьютор — ассистент, который следит за дисциплиной на уроке, а на переменах помогает устраивать игры. Кроме того, тьютор наблюдает за детьми как психолог — следит за их успехами и разрешает конфликты, помогает работать над проектами.

Занятия начинаются в 9:00: сначала физическая разминка, затем четыре-пять уроков, прогулка, обед, подготовка домашних заданий, а потом либо кружки, либо продленка до шести-семи часов вечера. Раз в месяц в субботу устраивают «семейный день», когда в школу приглашают психолога, ортопеда либо других специалистов, с которыми могут проконсультироваться родители.

В школе есть урок коммуникаций — это синтез из психологии, тренинга общения и преподавания этикета, где школьников учат общаться, правильно осознавать себя и разрешать конфликты. Во втором полугодии дети посещают специальный урок-проект, где изучают основы предпринимательства.


Фото: Владислав Шатило / РБК

На «испытательном сроке»

Запуск частной школы предполагает соблюдение обязательных требований. Во-первых, необходимы лицензия и государственная аккредитация, позволяющая выпускать собственные аттестаты. Чтобы ее получить, школа должна осуществить хотя бы один выпуск учеников. «Государство здесь защищает интересы потребителя образовательных услуг. Тут дело в некоем испытательном сроке, который должна пройти школа, чтобы показать, что она не однодневка, не начнет штамповать дипломы», — говорит председатель правления «Лиги образования» Сергей Сафронов.

Пока «испытательный срок» не пройден, а первого выпуска еще ждать и ждать, частные школы нередко работают в формате досуговых и развивающих центров образования, что не требует лицензирования. Это не значит, что официально ученики не получают знаний по программе. Например, дети из «Макаруна» числятся на домашнем обучении в аккредитованной частной школе «Наши пенаты». Это обходится «Макарун» примерно в 42 тыс. руб. в год (по 2,5 тыс. на ребенка). «Нам два-три раза в год присылают контрольные, мы их выполняем, пересылаем, их проверяют, выставляют оценки в электронный дневник и заносят в личное дело каждого ученика», — говорит Шурыгина.

Сергей Сафронов говорит, что многие частные школы начинают работать по такой схеме: «Получение лицензии — процесс сложный и долгий, а нужно опробовать бизнес-модель, наладить образовательный процесс. По сути, это тест-драйв до того момента, пока проект не станет большим и его не надо преобразовывать в нечто формальное».


Лола Шурыгина (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Во-вторых, зарегистрированная общеобразовательная школа должна функционировать как некоммерческая организация. По закону «О некоммерческих организациях» она хотя и может получать прибыль, но не имеет права распределять ее между учредителями. Таким образом, основатели частной школы обязаны реинвестировать всё заработанное в развитие. «Школа — это же не столовая, где можно каждый пирожок с накруткой 100-200% продавать. Практически всё, что нам приносят родители, позволяет нам выйти «в ноль», покрывая основные расходы. Если что-то остается, это уходит на развитие школы», — рассказал Владимир Андреев, директор петербургской частной школы «Обучение в диалоге», которую он основал в 1988 году.

Но возможность превратить школу в полноценный бизнес все-таки есть. Если зарабатывать на уроках нельзя, то на продленке, дополнительных курсах, услугах психолога и логопеда можно. По словам Шурыгиной, сейчас на выручку от дополнительных услуг приходится примерно 25% общих доходов, в будущем она планирует довести эту цифру минимум до 60%. Лола также намерена разделить школу на два юрлица — НОУ (некоммерческое образовательное учреждение с лицензией и аккредитацией) и ООО. Таким образом можно будет отделить образовательную часть от коммерческой и иметь возможность выводить прибыль.


Бизнес или подвижничество

В Москве работают 158 аккредитованных частных школ и детских садов, рассказала РБК председатель московского отделения Ассоциации некоммерческих образовательных организаций Карина Чернякова. Большинство из них были основаны еще в 1990-е. Еще несколько десятков новых работают без аккредитации, например, как организации дополнительного образования или детские клубы.

Стоимость обучения во многом зависит от района: в «рабочих» обучение стоит от 27-35 тыс. руб. в месяц, в более престижных — от 45 тыс. В крупнейших и наиболее известных частных школах столицы, например в Павловской гимназии или Ломоносовской школе, стоимость обучения превышает 150 тыс. руб. в месяц. Для района станции метро «Сокол», где располагается «Макарун», базовая цена 30 тыс. руб. кажется достаточно демократичной.

Несмотря на высокие цены, частные школы — это не столько бизнес, сколько подвижничество, возможность заниматься любимым делом без бюрократии, с которой сталкиваются сотрудники государственных школ, считает Карина Чернякова: «Бóльшая часть давно работающих частных школ Москвы — это авторские заведения, которые создавали сами педагоги, и эти руководители создали для себя и своих сотрудников довольно высокооплачиваемые рабочие места».

Со спросом проблем нет, уверяет Чернякова: «В государственных школах учителя разучились работать. Раньше, если ребенок что-то не понимал, учитель оставлял его после уроков, занимался с ним, а сейчас это отдельная услуга». Поэтому многие делают выбор в пользу частных школ, где детей в числе прочего кормят два-три раза в день, а учителя делают с ними уроки на продленке.

Частные школы привлекательны атмосферой, которая в них создается, уверен Сергей Сафронов из «Лиги образования»: «Есть, конечно, школы-комбинаты, которые предлагают дежурный коктейль из популярных на рынке услуг, но обычно частные школы удовлетворяют потребности тех родителей, которые задумываются о том, какую систему воспитания для своего ребенка выбрать, какие идеи заложить».

* В расчетах используются средние данные по России

1. Резюме проекта

Цель проекта – открытие негосударственного образовательного учреждения (НОУ), предоставляющего услуги по начальному общему и среднему общему образованию в городе с населением более 1 млн. человек. Согласно российскому законодательству, деятельность НОУ относится к некоммерческим организациям, поэтому целью прибыль извлекается с целью расширения деятельности и преследует миссию развития образования в регионе.

Проект предполагает создание платной частной школы (полупансион), которая представляет собой комплексный формат, включая начальную школу (1-4 класс), среднюю школу (5-9 класс), а также курсы английского языка, курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, секции. К преимуществам проекта относится наличие собственного здания, а, следовательно, отсутствию в статье расходов арендной платы, которая у конкурирующих заведений может составлять до половины всего бюджета. Потенциальные клиенты школы – дети родителей с высоким уровнем достатка, желающие обеспечить своим детям достойное будущее, а также дети по каким-либо причинам неудобные для массовой школы (логопедические проблемы, задержка в развитии и т.д.).

Востребованность проекта объясняется необходимостью повышения качества образовательных услуг в стране. В условиях потери доверия к государственным образовательным учреждениям, предпочтение родителей все больше склоняется к частным школам с индивидуальным подходом к ученику и уклоном на изучение иностранных языков, главным образом, английского.

В число основных образовательных услуг НОУ входят:

1. Начальное общее образование

2. Среднее общее образование

3. Подготовительные курсы к ЕГЭ и ОГЭ

4. Курсы изучения английского языка

5. Занятия по танцам, хореографии, вокалу

Стоимость проекта составит 14 530 000 руб., из которых 10 530 000 составят стартовые вложения в открытие, а 4 000 000 руб. – оборотные средства. Для реализации проекта потребуется привлечение заемных средств в размере 2 000 000 руб. Кредит выдается на срок 24 месяца. Ставка по кредиту составляет - 22 %. Отсрочка по выплате платежей - 3 месяца. Объем собственных средств составит 12 530 000 руб. или 86% от необходимой суммы.



*данные на 3 год работы

Проект планируется реализовать в течение 9 месяцев. Начало деятельности НОУ запланировано на сентябрь 2016 года.

2. Описание отрасли и компании

Концепция бесплатного государственного образования все больше теряет доверие родителей. Некачественные образовательные услуги, низкая степень погружения в предмет из-за необходимости постоянно тормозить учебный процесс ради подтягивания отстающих учеников, некомпетентность школ в вопросах подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) и дальнейшему обучению в престижных учебных заведениях – вот лишь некоторые факторы выбора в пользу частного образования. Зачастую предпочтение негосударственной школе родители также отдают из-за особенностей своего ребенка, например, логопедических проблем, физических недостатков, задержек в развитии. Количество частных школ в России не превышает 1%. В основном они располагаются в Москве и Подмосковье, в Санкт-Петербурге, а также в городах-миллионниках. Уровень конкуренции на этом рынке минимален.

Предприятие представляет собой частную общеобразовательную школу (полупансион), которая осуществляет услуги по начальному общему образованию, среднему общему образованию, а также проводит дополнительные занятия по подготовки к школе, проведению курсов английского языка, подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) и основному государственному экзамену (ОГЭ). Занятия проводятся в малых группах до 8-10 человек. Максимальная численность учеников в школе (без учета дополнительного обучения) – 150 человек. Образовательный процесс основывается на индивидуальном подходе к каждому ученику, углубленном изучении всех предметов. Полный пансион с дополнительным образованием включает обучение с 8.00 до 18.30 часов.

Занятия проводят квалифицированные преподаватели исключительно с высшим образованием, в том числе преподаватели первой и второй категории. Численность преподавательского состава – 15 человек. Из них штатных сотрудников – 10, работающих по совместительству – 10. Общее число сотрудников учреждения – 26. Школа работает с понедельника по пятницу с 8 до 18.30 с сентября по июнь. В субботу и воскресенье проводятся дополнительные индивидуальные и групповые занятия.

Площадь помещения школы составляет 1500 кв. метров. Здание имеет два этажа надземных этажа, один цокольный этаж. Количество учебных кабинетов - 9. Школа оснащена компьютерным классом, музыкальным классом, спортивным залом, столовой. Функции по обеспечению безопасности детей обеспечивает охранник.

Организационно-правовая форма школы – негосударственное образовательное учреждение (НОУ). Так как НОУ является некоммерческой организацией, полученная прибыль распределяется на расширение деятельности, улучшения качества предоставляемых услуг: закупку нового оборудования, открытие новых классов, привлечение преподавателей из высших учебных заведений для открытия новых дисциплин. Система налогообложения – упрощенная (УСН).

3. Описание услуг

Частная школа организует обучение с 1 по 9 класс. Профильными предметами заведения являются физика и математика, которые изучаются наиболее углубленно. Особое место уделяется изучению английского языка, что является ответом на одно из самых распространенных требований родителей. Обучение детей от 7 до 15 лет проводится в малых группах от 3 до 8 человек с одинаковым уровнем знаний. Курсы ведутся по методикам университетов США. Изучение ведется по нескольким основным аспектам, включая разговорную речь, письмо, грамматику, чтение. Обучение нацелено на снятие так называемого разговорного языкового барьера, на умение ясно и понятно выражать свои мысли и думать на английском языке. В отличие от результата обучения в школе, когда выпускник владеет лишь «английским со словарем», обучение в частной школе преследует достижение конкретного результата, например, дальнейшее обучение за рубежом, переезд заграницу на постоянное место жительства. Ученикам даются практические рекомендации по подготовке к экзаменам TOEFL, GRE, SAT, GMAT.

Также в школе осуществляются курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по предметам: обществознание, физика, математика, русский язык, химия, английский язык. Так как работа школы нацелена на всестороннее развитие ребенка и раскрытие творческого потенциала, активное внимание уделяется дополнительным занятия (фортепиано, вокал, танцы). В отличие от школьных занятий с учениками проводятся оздоровительные зарядки. В стоимость обучения включается трехразовое питание (завтрак, обед, ужин). Помимо всего вышеупомянутого, в заведении ведется работа с дошкольниками по подготовке к учебному процессу. Полный перечень услуг с расценками представлен в Табл. 1.

Ценовой сегмент школы – средний при высоком качестве, что подтверждает квалификация преподавательского состава.

Таблица 1. Перечень услуг


Готовые идеи для вашего бизнеса

Деятельность частной школы регулируется законом «Об образовании», а также следующими нормативными документами: Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" ; Постановление Правительства РФ "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" ; Приказом о порядке аттестации педагогических работников ; СанПиН 2.4.2.2821-10 ; Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ; ФЗ № 7 "О некоммерческих организациях" .

Организационно-правовая форма школы – негосударственное образовательное учреждение (НОУ). Согласно российскому законодательству, образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию, которое осуществляется государственным органом управления образования субъекта РФ. Стоимость государственной пошлины с 2015 года – 7,5 тыс. рублей. Срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии – 2 месяца. Коды по классификатору ОКВЭД – 80.10.1, 80.10.2, 80.10.3., 80.21.1.

После первого выпуска учащихся, но не ранее, чем через 3 года после получения лицензии учреждение имеет право обратиться с заявлением в Министерство образования о получении государственной аттестации для последующего получения аккредитации и выдаче ученикам документов государственного образца. До прохождения аккредитации выпускники заведения имеют возможность экстерном сдать экзамены в другом образовательном учреждении, прошедшем аккредитацию. Помимо лицензии на ведение образовательной деятельности, на открытие медицинского кабинета в школе понадобится медицинская лицензия.

4. Продажи и маркетинг

Рынок частного образования в России появился с начала 90-х годов. По данным маркетингового исследования, количество частных школ остается примерно на одном уровне. Так если в 1998 году насчитывалось 520 школ, то к 2010 году их число составило около 550. Это связано с тем, что на смену закрывшимся школам приходят новые. Доля негосударственных образовательных учреждений в России оценивается в пределах 1%. В числе факторов, замедляющих развитие частного образования в России можно назвать высокий уровень издержек школ на арендную плату, слабый уровень поддержки государства социально-ответственному бизнесу, а также отмену налоговых льгот.

На сегодня рассматриваемом городе действует около 35 частных образовательных учреждений. Среди них имеются как детские сады, так и частные школы, так и заведения, совмещающие несколько видов деятельности. Учитывая в целом низкий уровень конкуренции, каждое заведение стремится занять определенную нишу. При выборе спецификации данного проекта определяющим явились два фактора: это родительский спрос, а также тенденции на отечественном рынке труда. Согласно первому фактору, был сделан акцент на углубленное изучение английского языка и целенаправленная подготовка учеников к сдаче ЕГЭ по этому предмету, а также к сдаче зарубежных экзаменов. Согласно второму фактору, было принято решение сделать упор на углубленное изучение физики и математики в связи с ощутимым недостатком в стране квалифицированных специалистов по техническим специальностям.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Таким образом, учебное расписание формируют группы трех типов: группы с физико-математического направления, группы углубленного изучения английского языка, группы дополнительного образования. Именно специализация школы, а также качество предоставляемых услуг является основным способом привлечения клиентов. Перед записью на курсы ребенок и родители проходят процедуру анкетирования для более полного пониманию уровня знаний первого и учета пожеланий последних.

На старте деятельности для привлечения первых клиентов планируется рекламная компания в СМИ (телевидение и печать), и интервью директора частной школы об открытии нового заведения. По данным соцопросов, родители выбирают школу по следующим критериям: репутация школы (57%), квалификация педагогов (55%), близость к дому (43%), отзывы знакомых (35%), материальная база (11%). В связи с тем, что на старте своей деятельности заведению не уместно говорить о своей репутации, акцент на ознакомительных материалах СМИ планируется делать на планы развития и миссию нового заведения, основные болевые точки современного государственного образования, которые будут преодолены в процессе деятельности, методика обучения.

В интернете частная школа будет представлена официальным сайтом, где родители смогут найти исчерпывающую информацию о школе, преподавателях, миссии школы, ее учебных программах, задать интересующие их вопросы через электронную форму. Также на ресурсе школы в открытом доступе будет размещена информация о ценах на образовательные услуги. Стоимость проведения рекламной акции открытия с учетом создания сайта составит 70 тыс. руб.

5. План производства

Географически частная школа расположена в крупном жилом районе города, в прямой доступности общественного транспорта. Расстояние до остановки автобуса составляет 300 метров. Учебные занятия в режиме полупансиона проходят с понедельника по пятницу с 8.30 до 18.30 с сентября по июнь, в субботу и воскресенье проводятся дополнительные занятия и курсы с 9.00 до 21.00. В летнее время происходит расширение набора в группы дополнительного образования (интенсивные курсы).

На ремонт и оснащение здания, а также оборудование придомовой территории понадобится 10,5 млн. рублей. Площадь здания составляет 1500 кв. метров. Площадь учебных классов – 400 кв. метров, количество учебных классов – 10, что укладывается в принятые нормы по количеству кв. метров на 1 ученика (от 2,5-3,5 кв. метров на ученика). Затраты на оснащение школы приведены в Табл. 2. Помимо указанных трат предусмотрена закупка оборудования для дворовой территории и установку противопожарной сигнализации.

Таблица 2. Затраты на оборудование

Готовые идеи для вашего бизнеса

Управляющие функции возложены на директора (учредителя проекта) и заместителя по учебно-методической работе. Штатный преподавательский состав представлен 10 преподавателями (см. Табл. 3). Еще 5 преподавателей школы (учитель русского языка и литературы, учитель истории и обществознания, учитель хореограф, учитель физики и учитель математики), а также логопед и психолог работают по совместительству. Также школа для обеспечения нужд учеников имеет в штате медицинскую сестру, поваров и сотрудников школьной столовой, завхоза, уборщицу, охранника.

Таблица 3. Штатное расписание и фонд оплаты труда



К затратам текущего периода можно отнести заработную плату преподавателям и другим сотрудникам, закупку продуктов для школьной столовой, обслуживание здания и оплату коммунальных услуг.

6. Организационный план

Планируемый срок запуска проекта составляет 9 месяцев. Старт деятельности намечен на начало учебного года – сентябрь 2016.

Руководство учебным заведением осуществляет директор школы, который вправе в пределах своей компетенции дать обязательное для исполнения распоряжение любому работнику или ученику. Директор осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности школы в соответствии с Уставом заведения и законами РФ. В его ведении находится стратегическое планирование, развитие школы, постановка целей и задач. Директор утверждает и внедряет образовательные программы, учебные планы, курсы, дисциплины, годовые календарные учебные графики, осуществляет подбор кадров и определяет должностные обязанности сотрудников.

Непосредственно директору школы подчиняется заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В его обязанности входит организация и перспективное планирование деятельности школы, учебно-воспитательного процесса и методической работы, координация работы преподавателей по выполнению учебных планов, разработка учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности школы, составление отчетной документации, просветительская работа с родителями, контроль и анализ учебного процесса и т.д.

Функции по оказанию образовательных услуг осуществляют преподаватели. Требования к преподавательскому составу школы заключаются не только в наличии государственного диплома о высшем образовании и должного уровня квалификации, но и присутствием необходимых для работы качеств, которые не всегда предъявляются в государственных учреждениях: коммуникабельности, умения находить подход к каждому ребенку и родителям, высокий уровень персональной ответственности, инициативность.

7. Финансовый план

К затратам подготовительного периода относятся: ремонт и перепланировка помещения – 4 837 000 руб.; оборудование территории школьного двора – 1 500 000 руб., оснащение школы – 4 063 000 руб., создание официального сайта – 30 000, получение разрешительной документации – 60 000 руб., рекламная компания открытия – 40 000 руб.

Затраты основного периода включают: зарплата сотрудникам школы (включая социальные отчисления), обслуживание школы и оплату коммунальных услуг, закупка продуктов для школьной столовой – из расчета 210 руб. на 1 ученика в день, телефонию и интернет. В Приложении 1 приведены основные финансовые показатели по выручке, денежному потоку и чистой прибыли на пятилетний период. Расчеты сделаны исходя из загрузки в первый учебный год 50%, второй год – 85%, третий и последующий годы – 90%.

8. Оценка эффективности проекта

Открытие частной школы потребует высокого уровня стартовых затрат, что обусловлено большим объемом работы по ремонту и необходимостью закупки большого перечня оборудования, включающего не менее 32 позиций. Срок окупаемости проекта составит 32 месяцев с момента открытия. Дисконтированный срок окупаемости - 38 месяцев. Показатели эффективности проекта, рассчитанные на пятилетний период, приведены в Табл. 4.

Таблица 4. Показатели эффективности проекта


9. Риски и гарантии

В отличие от большинства подобных проектов проект данной частной школы не относится к категории образовательного бизнеса с высокой группой риска. Одно из основных его преимуществ – наличие помещения в собственности и отсутствие арендной платы. Отсутствие данной статьи расходов позволяет уделять большее внимание материальному обеспечению школы, вкладывать средства в совершенствование учебного процесса, привлечение новых кадров, закупку современного оборудования. Однако хозяйственная деятельность школы требует от руководства умения грамотно распределять имеющиеся в распоряжении средства, предвидеть новые возможные траты, гибко реагировать на ситуацию на рынке и изменения в законодательстве.

По мере роста узнаваемости школы, достижения определенных ощутимых результатов возможно повышение средних цен на услуги до 20-30% без ощутимых негативных изменений эластичности спроса. Основные риски отражены в Табл. 5.

Таблица 5. Оценка рисков проекта и мероприятия по предотвращению их наступления или их последствий



Ранее мы уже писали про то, как организовать частный детский сад на дому, который не требует больших вложений. С момента написания статьи прошло достаточно много времени, и только сейчас были утвержде...

Почти вся прибыль частной школы уходит на ее развитие, да и саму получение прибыли противоречит уставу некоммерческой организации, поэтому лучше оформить две фирмы, одна из которых будет коммерческой...

Понятие «частная школа» часто ассоциируется с элитным заведением, где царит строжайшая дисциплина, учебная программа усложнена до предела, а воспитанники не могут выкроить ни часа свободного времени, чтобы отдохнуть от уроков. На самом деле же НОУ (негосударственное общеобразовательное заведение) – это не обязательно полоса препятствий, преодолев которую ученики смогут легко поступить хоть в Оксфорд.

80% частных школ представлено школами среднего сегмента, ещё 5% – национальными и религиозными заведениями и всего 15% – элитными центрами. Но, конечно же, родители каждого ученика, занимающегося в негосударственном учреждении, готовы платить большие деньги, – именно поэтому многие предприниматели хотят узнать, как открыть частную школу.

В чем особенности дела

Стоит оговориться сразу: содержание собственного общеобразовательного заведения – это не столько бизнес, сколько возможность экспериментировать с системами обучения (методы Монтессори, Амонашвили, Нилла и др.), трудиться на благо детей и сделать мир лучше. Большая часть вырученных денег сразу же уходит на зарплату преподавателям, разработку учебных программ и покрытие текущих расходов. Частную школу невозможно оформить как ЗАО и открыть накопительный счёт для прибыли или торговать акциями.

Сколько придётся вложить

Как можно догадаться, открытие частной школы требует огромных вложений: только первоначальные расходы составят порядка 26 000 000 рублей. В эту сумму входят:

  • покупка и благоустройство здания;
  • работы на прилежащей территории;
  • приобретение оборудования;
  • закупка и установка мебели;
  • оформление документации.

Ещё не менее 7 500 000 рублей в первый год стоит заложить на текущие нужды, такие, как:

  • зарплата преподавателям;
  • оплата работы других сотрудников (уборщица, охранник и прочие);
  • обслуживание здания;
  • непредвиденные расходы.

При успешной работе общеобразовательного заведения начинание окупится через пять лет. Однако это произойдёт только в том случае, если вы заручитесь поддержкой спонсоров, в том числе и государства: доход частной школы – это на 80% родительские взносы, а на 20% – помощь инвесторов. Если ещё 10-15 лет назад частные школы и вовсе не вызывали доверия у чиновничества, то теперь могут рассчитывать на гранты.

Успешность школы у родителей и спонсоров во многом зависит от учебного плана и имиджа НОУ: вы можете выбрать одну из множества нетрадиционных образовательных систем, открыть нестандартные секции – клуб юных циркачей, кружок будущих дизайнеров одежды, студию фотографии или мультипликации – или же сделать акцент на дополнительных возможностях и оформлении. Например, установите в школе мини-планетарий!

Альтернативным источником дохода могут стать платные подготовительные курсы при НОУ – например, занятия для дошкольников.

Итак, вас не страшат масштабы начинания и вам не терпится узнать, как открыть частную школу в России? Давайте разбираться, о чём надо позаботиться в первую очередь.

Помещение

Если вы планируете открыть школу, определитесь сразу, будете ли вы выкупать здание или только снимать. В последнем случае вас ждёт много подводных камней, так как аренда помещения под школу – это:

  • дорого: в 2006 году отменили льготную ставку, из-за чего цены на обучение детей в НОУ выросли на 30–40%;
  • ненадёжно: если какому-либо влиятельному лицу понадобится здание, вашу школу могут быстро выгнать на улицу, а найти нового арендодателя за считаные дни практически нереально;
  • нестабильно: мало кто согласен заключить с вами договор аренды на срок более 10 лет.

Выбирая здание, обращайте внимание на помещения, ранее принадлежавшие детским садам: таких вариантов в спальных районах больших городов найдётся немало, а их доработка займёт минимум времени и денег. Но не забывайте, что у школы должна быть своя зелёная территория, а также парковка: состоятельные родители наверняка подвозят детей до школы на автомобилях.

Общая площадь новой школы составит примерно 1,5–2,5 тыс. м. 2 , и желательно подбирать здание так, чтобы рядом находилось много домов, а к НОУ можно было удобно подъехать. Идеальный вариант – школа поблизости от элитного жилого комплекса.

Однако каким удачным бы ни был ваш выбор, перед тем, как открыть школу, помещение обязательно должно быть предъявлено для осмотра сотрудникам санитарной и пожарной службы.

Профиль школы

Частные общеобразовательные учреждения могут получить один из общепринятых профилей (школы с углублённым изучением иностранного языка – итальянская, английская), а могут сделать ставку на дополнительные услуги и образовательные модули. Так, в Москве успешно функционируют юридические и художественные НОУ.

Ещё один любопытный вариант – школы здоровья: такие заведения размещаются за МКАД на территории пансионов. За их услуги родители готовы платить 25–80 000 рублей в месяц вместо обычных 15 000. Открываете школу здоровья в небольшом городе и не хотите переезжать на лоно природы? Оформите современный тренажёрный зал, постройте бассейн или корт, предоставьте школьникам самую здоровую и полезную пищу.

Документация

Перед тем как открыть школу, вам нужно будет не только получить разрешения санитарной и пожарной служб, но и пройти три важнейших этапа – лицензирование, аккредитацию и аттестацию.

Лицензирование

организации озаботятся тем, какое образование вы будете давать детям – качественное или не вполне. В Департаменте образования города Москвы, а также в региональных подразделениях можно получить всю необходимую информацию. Специально обученные люди проверят, утверждена ли ваша образовательная программа, оборудована ли будущая школа всем необходимым инвентарём, сможете ли вы обеспечить всех школьников едой. Кстати: для медицинского кабинета нужна отдельная лицензия, только если он не связан с какой-либо клиникой.

Аккредитация

Эта процедура, будучи пройденной успешно, позволит вам выдавать выпускникам аттестаты. В принципе, прохождение аккредитации необязательно: вы можете эффективно работать, а под конец года направлять школьников на сдачу экзаменов в другие образовательные учреждения. Но много ли родителей захочет отдать в такую школу своего ребёнка? Поэтому лучше озаботиться тем, чтобы раз в шесть лет ваше заведение проходило аккредитацию.

Аттестация

Каждые пять лет в ваше общеобразовательное учреждение будут наведываться уполномоченные сотрудники, чтобы проверить, можно ли ваших преподавателей назвать квалифицированными работниками. Процедура не затронет тех, кто работает на своём месте менее двух лет, и сотрудников, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком. Но это не значит, что им не придётся проходить аттестацию позже, – порядок должен быть во всём!

В заключение

Если вы чувствуете в себе силы и решимость открыть частную школу – дерзайте! Несмотря на то что с каждым годом количество подобных заведений всё растёт (в Москве их уже около 220), этот вид деятельности востребован и перспективен. Несите в мир добро и знания – и вы никогда не пожалеете о своём выборе.

Частная школа: Видео

Обучение в частной школе - мечта всех родителей. Препятствием к осуществлению может быть только цена вопроса или отсутствие такой школы. Вы поможете решить половину проблемы, открыв свою школу. Дело это непростое, но благородное и достаточно прибыльное.

От качества образования, полученного в средней школе, без преувеличения, зависит, как сложится взрослая жизнь. Умение воспринимать новые знания и находить им применение, профессиональный рост – предпосылки к успешной жизни закладываются в детстве.

Многие родители уже осознали ценность качественного среднего образования, но найти школу, соответствующую чаяниям, очень непросто. В переполненных классах невозможно уделить должное внимание каждому ученику, да и уровень подготовки самих педагогов оставляет желать лучшего.

Напрашивается вывод, что частные школы, лишенные недостатков государственных образовательных учреждений, должны пользоваться популярностью. Но в реальности, платить за обучение ребенка готовы далеко не все родители. Даже в крупных городах, где уровень доходов достаточно высокий, число семей, желающих перевести ребенка в частную школу, не превышает 20 процентов. Поэтому первым шагом перед организацией частной школы должно стать изучение спроса в вашем городе. Опросите как можно большее число потенциальных потребителей вашей услуги, чтобы понять, есть ли перспективы набрать достаточное количество учеников, какие надежды родители связывают с обучением в частной школе, сколько они готовы платить за образование детей.

Пожелания родителей

Сложилась ситуация, при которой основное внимание преподавателей государственных школ направлено не на передачу школьникам знаний, а на привитие навыков в прохождении тестов. Ученик при такой системе обучения может не знать, почему 2х2=4, он должен запомнить правильный ответ. Результат – зубрежка и неумение мыслить самостоятельно. Если родители следят за образованием своего ребенка, они вынуждены брать на себя восполнение системных пробелов. Школа фактически готовит учеников к сдаче тестов для поступления в высшее учебное заведение, и не гарантирует качество обучения.

Ни для кого не секрет, что для углубления знаний родителям приходится нанимать репетиторов. Индивидуальные занятия стоят недешево и отнимают время. Естественно, платить за обучение семьи готовы только в том случае, если школа обеспечит достойное качество знаний. Времена, когда детей отдавали в частные школы ради престижа, прошли, теперь при выборе учебного заведения родители хотят быть уверены в полноценности программы и квалификации преподавателей. Желание это закономерное и вы должны признать право контролировать качество предоставляемых услуг.

Как зарегистрировать частную школу

Получить разрешение на проведение образовательной деятельности непросто. Для регистрации не подойдет такая распространенная форма хозяйствования как ООО, ЗАО, ОАО. Конечно, образовательной деятельностью на коммерческой основе заниматься не возбраняется, вы можете проводить семинары, курсы, тренинги и т. п., однако вы не будете иметь права выдавать документы, подтверждающие полученное образование.

Право предоставлять образовательные услуги имеют исключительно некоммерческие организациилюбой формы. Школа может быть зарегистрирована как образовательное учреждение, общественное объединение, автономная некоммерческая организация, фонд, ассоциация и пр. Все эти формы требуют обязательного лицензирования, и основная сложность при открытии частной школы состоит как раз в получении лицензии и прохождении государственной регистрации. Без лицензии начинать образовательную деятельность не рекомендуется – это чревато проблемами.

Получение лицензии

Для получения лицензии соберите пакет документов:

  • Заявление от юрлица, учредившего некоммерческую организацию.
  • Свидетельство о регистрации некоммерческой организации (нотариальная копия).
  • Устав организации (нотариальная копия).
  • Идентификационный номер налогоплательщика.
  • Справка о постановке на налоговый учет.
  • Сведения о количестве учащихся и педагогов.
  • Информация и документы об арендованном или приобретенном помещении будущей школы. Здание должно соответствовать санитарным нормам, кроме классных комнат,обязательно должно быть место для оборудования столовой, медицинского пункта, спортзала.
  • Заключения санэпидемслужбы, инспекции безопасности дорожного движения, пожарной службы о пригодности помещения для размещения школы.
  • Лицензия Федерального горного и промышленного надзора России о пригодности оборудования к эксплуатации и о правах на его использование.
  • Школьная программа с указанием учебных дисциплин. В программе необходимо указать нагрузку на учеников в рамках допустимых норм.
  • Сведения о приобретенных учебниках, методических пособиях и техническом оснащении учебного заведения.
  • Информация о педагогических кадрах, условиях их работы, профессиональном уровне.
  • Перечень документов, вошедших в пакет.

Приступить к набору учеников вы сможете только после получения лицензии.

Как получить аттестацию и аккредитацию

На получении лицензии ваши заботы не закончатся. Чтобы иметь право выдавать аттестаты, вы должны иметь государственную аккредитацию. После начала работы школы у вас будет три года для подтверждения заявленного профессионального уровня.

Вам необходимо пройти государственную аттестацию в Министерстве образования. После первого выпуска учеников вы имеете право обратиться в министерство, и если нареканий не будет, вас аттестуют. Только после этого можно начинать ходатайствовать об аккредитации.

Как видите, открыть школу, обеспечить высокий уровень образования, превышающий качество обучения в обычной школе, привлечь внимание родителей и убедить их в преимуществах обучения в вашей школе очень непросто. Популярность и доверие ваше учебное заведение завоюет только в том случае, если вы соберете под крышей школы лучших учителей и сможете донести информацию о новой школе до жителей вашего города. Позаботьтесь об освещении этого события в местной прессе, в данном случае обычной рекламы будет недостаточно. Подробные статьи о частной школе в газетах, передачи на местном телеканале, дни открытых дверей, положительные отзывы авторитетных педагогов – все это войдет в ваш актив и привлечет внимание.

Особенности и преимущества частных школ

В крупных городах частные школы давно и успешно работают, дети в таких учебных заведениях получают разносторонние знания, а качество образования заметно повышается за счет привлечения лучших педагогов и сравнительно небольшой численностью обучающихся. Задача частной школы – предоставить ребенку максимум возможностей для гармоничного интеллектуального и физического развития с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Качество обучения в частной школе должно превосходить уровень знаний, который дети могут получить в школе традиционной. Отличительные черты современного учебного заведения:

  • Платное обучение.
  • Дополнительные учебные курсы сверх стандартной программы ( , основы юриспруденции, математика, изобразительное искусство и т. д.).
  • Число учеников в классе – не больше 15, а всего в частной школе редко обучается больше 200 детей.
  • Ежедневное учебное расписание обычно более обширное, чем в государственной школе, так как программой предусмотрены дополнительные курсы.
  • Современный компьютерный класс, спортивный зал, бассейн, музыкальная студия и т. д.
  • Полноценное питание – обязательная составляющая хорошей частной школы.

Педагогический состав

При подпоре педагогов вы должны учитывать не только уровень профессионализма, но и умение общаться с детьми и доносить до них учебный материал, умение расположить учеников и заинтересовать их предметом изучения.

Во вновь открывшуюся школу можно набрать учеников первых, четвертых и десятых классов (по два класса для каждой возрастной группы). Для организации учебного процесса сначала достаточно 15 преподавателей на условиях полной занятости и при условии преподавания нескольких предметов. При наборе учеников в следующем учебном году количество преподавателей увеличится вместе с увеличением числа школьников.

Также штат сотрудников школы должен быть укомплектован:

  • Директором.
  • Бухгалтером.
  • Техническими работниками.
  • Поварами.

Финансы

Если в первый год вы примете на обучение 90 детей, ваши финансовые вложения составят:

  • Приобретение помещения школы, ремонт здания и благоустройство территории – 20 000 000 руб.
  • Оформление документов, получение разрешений от санитарно-эпидемиологической, пожарной и других служб – 200 000 руб.
  • Мебель и оборудование – 5 000 000 руб.

Текущие расходы в первый год работы школы:

  • Зарплата персонала – 6 000 000 руб./год.
  • Обслуживание помещений, ремонт и обновление оборудования и пр. – 1 500 000 рублей.

Доходы частного учебного заведения состоят из платы за обучение, размер которой зависит от региона, количества факультативов и других условий. В среднем год обучения в школе стоит 135 000 рублей, кроме этого, традиционно предусмотрен вступительный взнос в размере 20 000 руб.

Общий доход школы за год составит 12 330 000 рублей, при чистой прибыли 4 830 000 руб. При таком развитии финансовые вложения окупятся через 5 лет.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения