Кто контролирует охрану труда в организациях? Государственный контроль

Контроль за деятельностью управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Определенные меры могут принять и сами жильцы домов, обслуживаемых этими организациями.

Законодательная база

Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК , Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ , ФЗ № 210 .

В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

Органы

Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень

Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

Сюда входят:

  • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
  • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
  • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

Региональный уровень

Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

  • содержание жилых помещений;
  • проведение перепланировок и переустройств;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
  • размер оплаты за содержание жилых помещений;
  • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
  • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
  • формирование ремонтных фондов.

Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

  • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
  • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
  • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
  • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

Местный уровень

На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

  • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
  • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
  • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
  • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

Контроль со стороны жильцов

Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2019, 2018 и 2017).

Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

Аудиторские проверки

Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
  • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
  • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Выводы

Итак, кому подчиняются управляющие компании?

УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья. Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.

Органы финансового контроля в РФ — это государственные структуры, ответственные за соблюдение требований законодательства в определенных сферах финансовой деятельности. Рассмотрим специфику главных российских органов финансового контроля подробнее.

Органы финансового контроля в РФ

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:

  • Счетная палата РФ;
  • Центральный банк РФ;
  • Министерство финансов;
  • Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
  • Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).

Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.

В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.

Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.

Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.

Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой

Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.

Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.

Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.

В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Росфиннадзора по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Росфиннадзора и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.

Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.

Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Росфиннадзор. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.

В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.

Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.

Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах

Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.

Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.

Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.

Банк России как контрольный финансовый орган

ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:

  • защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
  • повышение эффективности работы российских банков;
  • обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
  • внедрение регламентов осуществления банковских операций.

Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:

  • разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
  • обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
  • выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
  • разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
  • моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.

Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.

Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.

О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк» .

Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений

Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.

Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:

  • страховой бизнес;
  • рынок ценных бумаг;
  • рынок паевых инвестиционных фондов;
  • рынок негосударственных пенсионных фондов;
  • товарные биржи;
  • рынок услуг кредитных бюро;
  • рынок жилищных кооперативов;
  • рынок электронных платежных систем;
  • рынок микрокредитования.

Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.

Итоги

За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур - каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.

Осуществление государственного контроля, надзора муниципального или регионального предприятия направлено на выявление, предупреждение и пресечение нарушений установленных обязательных требований в сфере безопасности и качества, а также в области стандартизации изделий, работ, услуг. Нормативными актами определен порядок его проведения, а также круг субъектов, в чьи полномочия он входит. Рассмотрим далее, что собой представляет государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований.

Общие сведения

Федеральный государственный контроль и надзор выполняется:

  1. У предпринимателей, юрлиц, разрабатывающих, изготавливающих, реализующих, эксплуатирующих, утилизирующих, хранящих и транспортирующих продукцию, предоставляющих услуги и производящих работы.
  2. В испытательных центрах (лабораториях).
  3. В ведущих деятельность по подтверждению соответствия.

Специфика

Идентичны по своему содержанию. Разница состоит в полномочиях лиц, их выполняющих. Надзор, в частности, распространяется на объекты, которые не находятся в ведомственном подчинении проверяющих структур. К примеру, служащие Госстандарта вправе посетить любое предприятие, функционирующее в сфере обслуживания или промышленности. Аналогичное правило действует и в отношении иных органов, обладающих правом административного надзора в конкретной области. Среди них, в частности, различные комитеты, службы, инспекции, действующие в сфере противопожарной безопасности, экологии, лекарственных веществ, охраны труда, горного дела, санитарно-эпидемиологического благополучия, морских, воздушных и речных судов, ветеринарии, строительства, торговли и так далее.

Цели

В настоящее время государственный надзор и приобретают социально-экономическую направленность. Это обуславливается тем, что основные его задачи связаны с проверкой строгого выполнения всеми экономическими субъектами установленных и обязательных для всех правил и норм, с помощью которых обеспечиваются интересы потребителей, защита имущества и здоровья населения, а также окружающей среды. В качестве ключевого направления следует назвать выявление, пресечение и предотвращение нарушений требований госстандартов и сертификации.

Нормативная база

Осуществление государственного контроля и надзора регламентируется в настоящее время на основании ФЗ "О техрегулировании", "О защите потребительских прав", "Об обеспечении единства измерений" и рядом других документов. Между тем на общественном обсуждении находится новый нормативный акт, обобщающий все положения и устанавливающий ключевые принципы выполнения проверок. Закон о государственном контроле и надзоре предположительно может вступить в силу 01.01.2017 г.

Структура деятельности

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области обеспечения единых измерений, стандартизации и предусматривает проверку выполнения:

  1. Юрлицами и ИП установленных требований госстандартов к услугам, изделиям и работам.
  2. Правил по обязательной сертификации.
  3. Требований при аккредитации структур, выполняющих оценку соответствия производственных процессов, продукции и услуг действующим нормативам по безопасности и качеству.

В структуру работы входят мероприятия по проверке выпуска, состояния и применения измерительных средств, аттестованных методик, эталонов единиц величин, количества товара, отчуждаемого при совершении операций, объема фасованных изделий в упаковках различного типа. контроля и надзора наделяются и иными полномочиями. В частности, они осуществляют утверждение типов, поверку измерительных средств, эталонов в том числе, лицензирование деятельности по их производству и ремонту.

Объекты

Государственный контроль и государственный надзор направлен на:


Государственный контроль и государственный надзор выполняется для проверки выполнения индивидуальными предпринимателями и юрлицами:

  1. Обязательных требований на этапах разработки, подготовки изделий к производству, их выпуска, реализации, эксплуатации, транспортировки, хранения и утилизации.
  2. Правил подтверждения соответствия услуг, продукции, работ действующим нормам посредством принятия декларации.
  3. Порядка обязательной сертификации.

Уполномоченные инстанции

Государственный контроль и государственный надзор выполняется по правилам, установленным Госстандартом с учетом предписаний ФЗ, регламентирующего защиту прав юрлиц и предпринимателей в ходе проведения проверок. Уполномоченными структурами выступают:


Компетентные должностные лица

Служащими, уполномоченными выполнять госконтроль и надзор от лица органов сертификации, метрологии и стандартизации, выступают:

  1. Председатель Госстандарта. Он является главным госинспектором РФ по надзору за нормами и обеспечению единых измерений.
  2. Зампредседателя Госстандарта, руководитель подразделения. В их обязанности входит решение вопросов, связанных с организацией и выполнением контроля и надзора.
  3. Руководители центров сертификации, метрологии, стандартизации. Они являются главными госинспекторами регионов и их заместителями. Назначение их на должности и освобождение от них осуществляется председателем Госстандарта.
  4. Работники структурного подразделения - госинспекторы.
  5. Сотрудники отделов центров сертификации, метрологии, стандартизации.

Надзор за соблюдением норм и сертифицированной продукцией выполняют госинспектор либо комиссия, которую он возглавляет. Проверку выполнения правил сертификации производит группа, состав которой определяется председателем Госстандарта.

Дополнительные структуры

Госстандарт осуществляет координацию деятельности исполнительных институтов, в полномочия которых входи надзор за безопасностью и качеством услуг, изделий и работ. К таким структурам, в частности, относят:

  1. Госинспекцию по торговле, защите потребительских прав.
  2. Госкомитет по охране природы.
  3. Государственная санэпидемслужба. Она производит проверку выполнения нормативных предписаний при разработке, выпуске и эксплуатации всех типов продукции, импортируемой в том числе.

Общий порядок

Госконтроль и надзор осуществляется, согласно планам, которые утверждаются главными госинспекторами РФ и регионов. Деятельность ведется путем проведения выборочных проверок. Не чаще 1 р./год выполняются плановые мероприятия по госконтролю и надзору в отношении одного предпринимателя либо юрлица. Внеплановая работа производится в случаях:


Права уполномоченных служащих

Госинспекторы могут:

  1. Иметь доступ в производственные и служебные помещения предприятия или ИП с соблюдением порядка, установленного в нормативных актах.
  2. Получать от субъектов документацию, необходимую для выполнения проверочных мероприятий.
  3. Применять технические средства либо привлекать компетентных специалистов ИП или организации при осуществлении своих обязанностей.
  4. Проводить отбор проб/образцов услуг, изделий, работ, в соответствии с нормативной документацией, для проверки их соответствия.
  5. Получать экземпляры документации, необходимой для госнадзора и контроля, оформления полученных результатов.

Руководитель либо другое организации или ИП обеспечивает госинспекторам надлежащие условия для исполнения ими своих прямых обязанностей, согласно действующим нормативным предписаниям.

Основная цель контроля и надзора в строительстве - избежать брака, недоделок, замены и удешевления материалов, упрощения проектных решений, не допустить необоснованного завышения стоимости работ, а также обеспечить безопасность последующей эксплуатации построенного объекта.

Функции технического контроля за строительством могут исполнять представители Заказчика, подрядчика, госорганов, а также непосредственно авторы проекта.

Осуществление строительного контроля на крупных и технически сложных объектах проводит независимая специализированная инжиниринговая компания, имеющая соответствующий допуск саморегулируемой организации. Технический надзор за строительными работами и смонтированными инженерными системами чаще всего осуществляется от лица Заказчика.

Организация государственного контроля качества в строительстве – задача органов исполнительной власти. Подобный вид контроля осуществляется ими непосредственно на месте строительства с целью защиты прав потребителей.

Также работы по организации и осуществлению строительного контроля выполняют организации, специализирующиеся на осуществлении противопожарного, санитарно-эпидемиологического, промышленного, энергетического и других видов надзора. За основу архитектурно-строительного контроля данные организации берут нормативные документы, которые действуют на этапах проектирования, строительства объекта, а также его эксплуатации.

Основные надзорные органы

Для оказания услуг строительного контроля также привлекаются независимые специализированные службы (в том числе ИП), имеющие допуски СРО на проведение проверочных работ. В данном случае независимые эксперты выступают в качестве третьей стороны в процессе строительства наравне с Заказчиком и подрядчиком.

Как происходит осуществление строительного контроля?

Прежде всего, Заказчик должен получить разрешение на строительство. Данный документ выдают Органы ГАСК. После того, как Технический заказчик извещает о начале строительства, происходит назначение штатного инспектора технического надзора. В дальнейшем как представитель органа, осуществляющего строительный контроль и надзор, он будет принимать решение о соответствии построенного объекта утвержденной проектной и рабочей документации и готовности его к эксплуатации.

Перед выходом на строительную площадку генподрядной организации необходимо получить ордер на производство работ. По прибытии инспектора ГАСК на стройплощадку его должен сопровождать представитель Строительного надзора от Заказчика или подрядчика.

Госнадзорные структуры

Кто еще может осуществлять строительный контроль (технический надзор)?

  • ГУП «Мосводосток» – следит за строительством сетей ливневой канализации;
  • ГУП «Мосводоканал» – осуществляет контроль прокладки наружных сетей канализации и водопровода;
  • ОАО «МОЭСК» – ведет надзор строительства наружных сетей электроснабжения;
  • ГУ МЧС по г. Москве – выполняет технический надзор за работами на объектах ГО и ЧС;
  • ГУП «Мосгаз» – контролирует вынос или присоединение газовых сетей;
  • ОАО «МОЭК» и ОАО «Московская теплосетевая компания» – ведут технадзор за монтажом тепловых сетей.

Другие госорганизации, осуществляющие функции технического контроля за строительством

На начальном этапе строительства проверки и надзор за производством работ могут самостоятельно проводить следующие государственные органы:

  • Роспотребнадзор;
  • Ростехнадзор;
  • Департамент природопользования и охраны окружающей среды.

Почему строительный контроль и надзор лучше доверить независимому эксперту?

Как уже упоминалось, осуществление строительного контроля может быть возложено как на заказчика, так и на подрядчика. Однако специфика российского рынка диктует необходимость привлечения третьего, независимого лица, в качестве которого выступают специализированные организации.

Контроль и надзор в строительстве могут проводить Заказчик и подрядная организация, выполняющая функции строительного контроля.

Проблема заключается в том, что у заказчика и исполнителя цели зачастую не совпадают. Если первый желает получить качественный и возведенный в установленные сроки объект без превышения сметы и даже с ее экономией, то второй стремится получить от проекта максимальную выгоду. Нередко недобросовестные подрядчики, выполняющие функции технадзора , завышают объемы работ и расходных материалов в отчетных документах, причем умело обосновывают это с целью получить от заказчика возмещение. Изначальный бюджет таким образом увеличивается, порой раздуваясь до невероятных размеров.

Поэтому для осуществления строительного контроля желательно привлекать независимую надзорную организацию. Компетентная компания, не имеющая заинтересованности в искажении отчетов и не являющаяся представителем ни одной из сторон проекта, обеспечит соблюдение надлежащего качества строительства и не позволит подрядчику необоснованно выйти за пределы сметы. Если функции контроля возложены на заказчика, риск злоупотреблений со стороны подрядной организации сохраняется. Ведь не каждая управляющая строительством компания располагает кадрами, способными профессионально разбираться в тонкостях строительной сферы.

Таким образом, привлечение к проекту независимой контролирующей организации является оптимальным вариантом для обеспечения всех требований проектно-сметной документации. Обращаясь к SEVERIN DEVELOPMENT, вы получите качественный комплексный контроль на всех этапах строительства.

УК, как социально значимую организацию, контролируют сразу несколько государственных органов. Прокуратура — осуществляет контроль за соблюдением требований закона всеми структурами и организациями государства.

Справка! Кроме прокуратуры, есть организации, контролирующие состояние жилья и предоставление услуг потребителю. Это – Госжилнадзор и Роспотребнадзор.

Роспотребнадзор и ГЖИ осуществляют контроль и проверку деятельности управляющих компаний, как на региональном уровне, так и на местном. Контролируют УК так же и органы самоуправления.

На региональном уровне

На местах Госжилнадзор чаще всего называется жилищной инспекцией, которая проверяет такие нюансы:

Контроль ГЖИ над деятельностью осуществляется путем проверок. Проверка может быть или документальная или с выездом на место.

Обратите внимание! Если выявлены несоответствия и признаки нарушений, то за документальной проверкой последует выездная.

Работа Госжилнадзора (жилинспекции) регламентируется:

  1. В отношении лицензионного контроля — ЖК, статьей 196 .
  2. В отношении предоставления коммунальных услуг – Правилами их предоставления, утвержденных ПП №354 .
  3. В остальных случаях – ЖК РФ, статьей 196, статьями и , Постановлением Правительства №493 «О Госжилнадзоре» от 11 июня 2013 года .

Следующая инстанция, осуществляющая проверку — это прокуратура , которая проверяет управляющие компании только при наличии соответствующих оснований. Обычно ими являются обращения жильцов или конкурентов, освещение каких-либо противоправных действий УК в СМИ.

Иногда она санкционируется органами местного самоуправления или же проводится по инициативе прокурора.

Контроль за деятельностью управляющих компаний осуществляет и Роспотребнадзор . Он контролирует, как исполняются нормы, в том числе санитарные, законодательства, которые определяют предоставление услуг собственникам жилья, их качество и безопасность.

Деятельность его регламентируется Законом «О защите прав потребителя» , санитарными, эпидемиологическим нормами, а так же правилами, КоАП, статьями 6.4 , 6.5 , 6.24 , 14.6 , 14.7 , 14.8 , 14.24 .

Контроль осуществляется над коммунальными услугами, их предоставлением и качеством. Исследуются вода на наличие примесей и микроорганизмов, микроклимат в жилье, уборка мусора, состояние вентиляций, ценообразование на предоставляемые услуги и тому подобное.

На местном уровне

На местах, работу управляющих компаний ЖКХ контролируют муниципалитеты и органы самоуправления в лице жилищной инспекции . В основном, они дублируют функции регионального Госжилнадзора.

В своей деятельности они руководствуются собственными постановлениями, законодательными актами, Постановлением Правительства России №493 от 2013 года и статьей 20 ЖК РФ .

Как проверить работу УК ЖКХ многоквартирного дома?

Если возникли подозрения, что УК ведет свои расчеты с собственниками жилья нечестно и выполняет свои обязанности недобросовестно, то ее всегда можно проверить, в том числе и на воровство.

Обеспечение исполнения обязательств управляющей организации — в ваших силах! Законом гражданам предоставлено такое право. Отметим очень важный моментколлективное обращение всегда имеет большую силу, чем единоличное .

Поэтому, если возникнет необходимость такой проверки, то лучше действовать сообща. Не стоит забывать, что с каждым собственником заключается договор на обслуживание.

Отсюда следует вывод — любые погрешности в расчетах, халатное выполнение своих обязанностей являются нарушением условий договора . А за это нужно нести ответственность.

Запрос информации

Изучим начисление обязательных платежей за коммунальные услуги. Для этого затребуем у УК документацию, содержащую .

Подобную информацию компания обязана предоставить собственнику по первому требованию. Но, как мы уже говорили, лучше действовать сообща. Поэтому от лица собственников жилья пишется заявление с требованием предоставить нужные сведения. Подробнее о порядке предоставления сведений и подаче заявки, читайте .

Проверка данных

Проверяем правильность расчетов и их обоснованность. Если возникают вопросы, связанные с начислениями, требуем в письменном виде УК обосновать их. Можно проверить расчеты и самим, возможно, что в доме есть люди, как с юридическим, так и с экономическим образованием.

Если таковых не найдется, для проверки данных, предоставленных УК, можно обратиться к сторонним экспертам . Это, конечно, дополнительный расход, но, чаще всего, затраты на экспертов окупаются. После того, как будет проведен анализ тарифов, переходим к следующему этапу.

Ревизия договорных обязательств

Необходимо проверить, как УК выполняет обусловленные договором работы. Для этого снова требуем от УК предоставить в адрес собственников жилья о проделанных работах.

Помимо отчетов стоит потребовать приложения к ним, сметы расходов и прочей подобной документации. Из этих документов можно выяснить, куда и как были израсходованы денежные средства. К анализу можно снова привлечь сторонних экспертов.

Эксперт, имеющий лицензию на проведение подобных экспертиз, закончив анализ, подготовит и передаст собственникам его результаты в письменном виде. В этом документе будет подробно расписано, где и как УК смухлевала и что конкретно она нарушила.

К тому же, документ будет зафиксирован официальным лицом, а это весьма сильный аргумент, как в досудебных разбирательствах с УК, так и в самом суде.

Не стоит напоминать и о том, что до начала анализа документов, нужно припомнить все проведенные в доме работы . Если они обсуждались на общем собрании или кто-то вел им учет — еще лучше.

Обращение в органы контроля или суд

Если выяснится, что УК работает спустя рукава, не выполняет свои обязательства, к тому же завышает тарифы, объемы работ, берет плату за не выполненные работы и тому подобное, то можно сразу обращаться с иском в суд.

Следует заметить, что в делах такого рода лучше воспользоваться услугами юриста . И в самом законодательстве, и в в подготовке иска существует много подводных камней и если ваши интересы будет представлять профессионал — шансы на успех значительно повысятся. Не стоит скупиться на оплату услуг юриста, все затраты в итоге окупятся.

Для обманутых жильцов обращение в жилищную инспекцию и Потребнадзор после завершения анализа является самым выгодным вариантом. В конце концов – это их прямая обязанность разбираться с не чистыми на руку и нерадивыми исполнителями.

Для начала разбирательств, необходимо написать заявление в данные организации в двух экземплярах. Копию оставляем себе.

В УК назначается проверка всей хозяйственной и финансовой деятельности , после которой которой проверяющие органы делают выводы. При подтверждении нарушений, УК принудят без суда возместить гражданам незаконные поборы. Если жильцы останутся недовольны принятым решением — они могут обращаться в суд.

Заключение

Если вы не являетесь юристом или не имеете достаточно практики в делах, связанных с жилищными тяжбами, лучше обратитесь к тому, кто постоянно практикуется в разрешении подобных споров.

Ответчик, то есть УК, при возникновении такого спора найдет себе опытного юриста, который, если и не сможет опровергнуть вашу доказательную базу, всегда найдет процессуальные огрехи — неточно составленное исковое заявление или не выдержаны сроки. А отыскав зацепку, опытный юрист с легкостью может развалить дело.

Не забывайте о том, что вы всегда можете обратиться в специальные контролирующие органы — Потребнадзор либо жилищную инспекцию . Контролировать и разбираться в работе управляющих компаний — их прямая обязанность. Возможно, что после их проверки, спорный вопрос решиться и без суда.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения