История русской бани. История появления бань и обзор различных бань со всего света

Здравствуйте, любители пара и ароматного берёзового веника!

Всем известная пословица «Который день паришься – в тот день не старишься» довольно тонко подмечает всю суть банного дела. Ещё наши дальние предки знали и очень ценили все чудодейственные свойства бани.

Человек заметил лечебные способности пара и горячей воды практически с того момента, как научился пользоваться огнём. Поэтому, простейшим прообразом бани можно считать раскалённые на костре камни, которые излучают «волшебное» тепло. Так что, история бани, уходит далеко в прошлое и может насчитывать не один десяток веков.

Из этой статьи вы узнаете:

История бани Древнего Египта

Первые упоминания о бане датируются 6 тысячами лет далёкого прошлого. Это эпоха расцвета Древнего Египта. Именно там высшие чины общества, а также жрецы проводили обряды чистого омовения. Египтяне ценили не только ритуалы чистоты и мытья, но и придавали большое значение и правильному питанию.

Баня в Древнем Египте

Все эти действия в комплексе обеспечивали неоспоримый оздоровительный эффект. Поэтому врачи Древнего Египта считались одними из лучших целителей того времени. Они с успехом применяли для лечения многих недугов водные и жаркие процедуры бани.

Современные раскопки показывают, что многие египетские бани того времени были устроены в два этажа. На первом располагалась так называемая отопительная комната, а на втором этаже – сама парилка, в которую через специальные отверстия подавался пар с первого этажа. Наверху находились большие камни (лежанки), где проводился массаж и определённая ароматерапия. А в качестве мыла обычно использовали воду, смешанную особым способом с пчелиным воском.

Баня в Древней Греции

В Древней Греции баня также оставила свой неповторимый след. Ещё Александр Македонский после своих походов на Египет, вернувшись домой, требовал строить банные сооружения, подобные египетским. Бани здесь строили в виде круглых небольших зданий, в которых открытый очаг располагался посередине комнаты. А большие камни, уложенные в нём, могли долго обогревать всё помещение парной.

Постепенно бани в Греции совершенствовались. В них стали устанавливать ванны или . Со временем стены стали украшать дорогими материалами из камня и металла. Так возникали богатые и комфортные бани для знатных людей, которые пользовались всеми привилегиями в обществе.

Культ бани в Древнем Риме

Древние Римляне вообще ценили все банные процедуры и даже возвели баню в особый культ. Здесь не только мылись и проводили массаж, но и организовывали специальные комнаты для чтения книг, изучения поэзии, рисования. Довольно часто в банях устраивали спортивные тренировки и даже проводили соревнования.

Древнеримские термы

Одним словом, римляне предпочитали отдыхать в бане не только телом, но и душой. Великие лекари того времени утверждали: для того, чтобы избавиться от хвори и мало болеть, надо быть чистым телом, иметь светлый сильный дух, придерживаться определённой диеты и вести умеренную физическую нагрузку. Эти утверждения сегодня актуальны, как никогда.

Богатые правители Рима не жалели никаких средств для строительства шикарнейших бань. В архитектуре применялись самые дорогие материалы, которые завозились с разных стран. Очень часто римские бани (термы) украшались фонтанами, скульптурами, колоннами и разнообразными росписями на стенах. Многие из них даже превосходили своей красотой дворцы и «знатные апартаменты» правителей.

По своим техническим оснащениям, термы можно считать высокотехнологичными сооружениями своего времени. В последних вариантах бань была разработана и широко применялась центральная система отопления с обогревом пола и стен. Таким образом отапливались все помещения: , комнаты для массажа, мойки, парилки, комнаты с бассейном.

Вода поставлялась по специальным водопроводам, а канализация была устроена таким способом, что вся вода отводилась по желобам в центральную систему. Отапливались небольшие бани обычными дровами, а крупные «банные комплексы» даже применяли для отопления нефть.

Русская баня по чёрному

На нашей Русской земле баня была известна ещё в V-VI веках. Славяне придавали большое значение не только мытью и жарким процедурам, но ещё и совершали различные мистические обряды. Например, перед венчанием, считалось обязательным событием посещение бани, которое сопровождалось определёнными церемониями.

Первые русские бани были небольшими строениями из брёвен и топились . То есть у печей не было труб. Всё тепло внутри помещения создавали большие каменные печи, которые при нагреве очень долго сохраняли тепло. Впоследствии, конечно появились уже бани по-белому – на печь стали устанавливать дымовую трубу. Это аналог того, что мы имеем сейчас.

В русской бане мылись и парились все: начиная от князей и бояр и заканчивая простым рабочим народом. Топили баню, как правило, раз в неделю – по субботам. В этот день не работали, а занимались «очищением тела и души». В домашних банях мылись целыми семьями: и мужчины и женщины вместе. В общественных банях в 1700-ых годах запретили совместные помывки. Были введены отдельные мужские и женские дни.

История Русской бани

Огромное значение придавали баням многие русские правители. Так Пётр Первый, очень весомо оценивал вклад жаркой бани для закалки солдатского организма и поднятия общего боевого духа России. Борис Годунов, Екатерина Великая и многие другие известные личности преподносили баню, как неотъемлемую часть русской жизни.

Очень большую роль в русской банной тематике сыграли Московские Сандуны. Сандуновские бани действительно великие русские творения, которые дожили и до наших дней. Интересное и познавательное видео ниже широко раскрывает московскую историю бани. Посмотрев его, можно узнать много интересного.

Не стоит думать, что только в вышеописанных странах, баня пользовалась большим успехом. Огромное значение придавали банным процедурам и страны Востока. Например, в Индии, Китае, Японии, Турции были свои традиционные методы «парильно-мыльных» способов. Многие из них сохранились и до наших дней. Стоит только вспомнить или японскую офуро.

На этом пока всё. Если было познавательно, заходите снова и знакомьте с блогом друзей. До встречи!

Цитата мудрости: Будущее укрыто даже от тех, кто его делает .

История бани своими корнями уходит в глубокую древность. Так, египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные каждому. Приверженность к бане и массажу, умеренность в еде позволяли египтянам поддерживать стройность фигуры и помогали успешно бороться с преждевременной старостью. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани.

За 1,5 тыс. лет до нашей эры баня широко использовалась с гигиенической и лечебной целью в Индии.

В Древней Греции бани появились сначала у спартанцев. Представляли они собой круглое помещение с каменным открытым очагом в центре.
Особой любовью и популярностью пользовалась баня у древних римлян. Здесь буквально существовал культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия спрашивали: «Как потеешь?» Римляне просто не представляли себе жизни без бани. «Баня, любовь и радость-до старости мы вместе»,- такая надпись сохранилась до наших дней на стене одной древней постройки.

В бане римляне не только мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний, библиотеки. Богатые римляне посещали баню два раза в день.

Как частные, так и общественные римские бани (термы) отличались исключительной роскошью - драгоценный мрамор бассейнов, серебро и золото рукомойников. К концу I в. до н. э. в Риме было построено 150 общественных бань.

Любопытно отметить, что помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и финских саунах: в углу печь-жаровня, на бронзовой решетке-камни над раскаленными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром.

В Древнем Риме ценили бани и как средство от многих болезней. В частности, выдающегося римского врача Асклепиада (128-56 годы до н, э.) за его приверженность к банному водолечению даже прозвали «купальщиком». Асклепиад считал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. «Самое главное,-утверждал Асклепиад - завладеть вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и оптимистическое отношение к жизни». Именно баня как раз и создавала подобные ощущения у больного.

Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V-VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.

О русских банях писали многие иностранные путешественники.

Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане… а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеарий, кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий - чужестранец потому, что он не любил бани. «Русские,- сообщает Олеарии,- могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».

Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины - на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в. «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста - соответственно в мужскую.

Как написано в одном древнем трактате, десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Отметим, что тот, кто понимает, толк в парной бане, ходит в баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть.

Прогревание приводит к благотворному изменению функционального состояния органов и систем организма, усилению обмена веществ, способствует развитию защитных и компенсаторных механизмов. Объясняется это благоприятным воздействием тепла и потения на сердечно-сосудистую, дыхательную, терморегулирующую и эндокринную системы у большинства людей. Баня успокаивает нервную систему, восстанавливает бодрость, повышает умственные способности.

Посмотрите, что писал о русской парной бане еще в 1778 г. португалец Санчес - врач императрицы Елизаветы Петровны (этот трактат можно найти в Москве в библиотеке им. Ленина): «Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества». И в конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.

Славяне издревле пользовались банями для омовения тел и для ритуальных действий. Поэтому существует множество традиций и обычаев, связанных с русской баней.

Баня стала символом России наряду с водкой и матрешкой. Иностранцы до сих пор диву даются, когда видят, как парятся русские мужики, истязая себя вениками в жарко натопленной парной. А затем бросаются в сугроб или обливаются ледяной водой. Издревле славяне славились богатырским здоровьем и силой, потому что от всех недугов у них был один лекарь - баня.

История русской бани - когда появились первые бани.

История бани уходит корнями далеко в прошлое. Когда появились первые бани, не скажет никто, но они существовали с древних времен. А впервые описание русской парилки можно встретить в летописях монах Нестора в Х в. Можно выделить три разновидности русской бани: баня по-черному, по-белому и в печке. Баня по-черному была самой первой в истории русской бани, и считается наиболее целебной из всех разновидностей. В деревянной избе с низкими потолками топили печь, которая не имела дымохода. Весь дым шел в помещение, когда угар выходил, а угли прогорали, в бане можно было париться. При таком способе жар сохранялся надолго. Построить такую баньку можно было за несколько дней.

Бани по-белому требуют более основательного подхода к строительству. Печь здесь с дымоходом, топилась дровами, а сверху укладывались камни, с помощью которых регулировался жар и пар в бане. Такие бани до сих пор наиболее распространены и пользуются большой популярностью.

Также можно было устроить парилку и в русской печке. После протапливания из широкого устья печи вынимались угли, туда устанавливали шайку с водой, веник и прочие банные принадлежности. И человек мог спокойно помыться. Этот способ уже практически не используется, став историей бани.

Когда стали расти города, тогда появилась баня общественная.

Русская баня, традиции и правила постройки и затапливания

Построить и затопить баню было целым ритуалом. Для строительства стен и полков использовались определенные сорта древесины, чтобы в бане всегда был здоровый дух. Гладко обтесанные бревна подгонялись тщательно. А щели законопачивались мхом и глиной, чтобы целебное тепло не улетучивалось. По традиции русскую баню затапливали и подготавливали несколько часов. Топили печь, настилали душистое сено с ароматными травами и листьями на полки и пол бани, оно дарило целебный аромат и обладало массажным эффектом. Подготавливали веники из тонких веток различных пород деревьев, каждый из которых применялся для особого случая. Веники запаривались в травяных настоях или в квасе. Также хозяйки готовили для бани квас с добавлением ягод, трав, меда. Мыло в те времена стоило больших денег, и поэтому для мытья использовали специальные составы из муки и меда или из замоченной золы. Эти средства отлично очищали кожу от загрязнений, при этом не вызывали раздражения, и не отравляли местность вокруг бани.

Банные традиции на Руси

Окружена русская баня традициями и обычаями. Баня, как ни странно, считалась местом нечистым, обиталищем нечисти. Чтобы не упоминать всякую нечисть у русского народа и появилось выражение «Иди в баню!». Считалось, что в бане обитает родственник домового банник со своим многочисленным семейством. Духа бани задабривали. По традиции русской бани на Руси после строительства бани ему приносили жертву, закопав под порогом бани тушку черной курицы. При посещении бани, у духа испрашивали разрешения, и приносили ему подарки, а, уходя, благодарили.

Христианство не только не искоренило этих языческих поверий, но еще и выпустило официальные распоряжения, которые соблюдались вплоть до начала ХХ века. При посещении русской бани соблюдались традиции и правила. Так, в бане запрещалось вешать иконы, и даже нательные крестики рекомендовалось снимать перед походом в парилку. Утварь для бани не разрешалось заносить в дом. А после мытья необходимо было облиться водой или выкупаться в снегу. В банный день не ходили в храм. Поэтому нельзя было мыться в праздники и воскресные дни. Для бани выделялась суббота и четверг.

Обряды и традиции в бане

С баней связано и множество обрядов. Так, невеста перед свадьбой шла с подружками в баню, а на второй день после свадьбы молодожены вдвоем отправлялись в парную. Поход в русскую баню по традиции и правилам сопровождался песнопениями, ритуалами и особыми угощениями. Считалось, что соблюдение всех нюансов подарит молодым крепкую семью, много детей и здоровья.

Без бани не обходились и святочные гадания, когда девушки гадали на суженного. С помощью специальных ритуалов в бане можно было и приворожить парня. В бане женщины рожали на свет своих детей. Мужчинам в этот период категорически запрещалось входить в баню, только если это не лекарь, вызванный в случае осложнений. После смерти в бане обмывали усопшего перед погребением. Банные традиции сопровождали русских людей в течение всей жизни.

Баня для русского человека это больше чем просто помещение для омовения. Это место, где человек очищается от грязи духовной и телесной, выходя оттуда как бы заново родившимся человеком.

Русская баня неразрывно связана с историей и культурой русского народа, вернее она даже древнее славаянских племен из которых образовалась народность. Историки утверждают, что баня появилась задолго до славян и приводят в качестве примера высказывание Геродота, который утверждал, что древние скифы, жившие в давние времена (примерно V-I века до н.э.), уже пользовались баней. Они устраивали своеобразную походную баню, которая была гигиенической, лечебной и косметической процедурой и просто формой расслабления и отдыха. Они скрепляли вместе несколько жердей, покрывали их войлоком, а внутрь этого шалаша вносили металлический сосуд с раскаленными камнями. На камни скифы лили воду бросали травы, от которого немедленно начинал подниматься душистый пар. Находясь внутри шалаша, человек не только обильно потел, но и вдыхал насыщенный целебными испарениями воздух. Геродот писал: "Никакая эллинская баня не сравнится со скифской баней. Наслаждаясь ею, скифы вопят от удовольствия". Скифские женщины, кроме того, перед баней растирали на шероховатом камне кусочки коры и хвои кедра, кипариса, а также другие ароматические растения. В эту смесь подливали воду так, чтобы образовалась густая паста с очень приятным запахом. По свидетельству Геродота, этой смесью натирали все тело. Когда же смывали ее, то оно становилось чистым и блестело.
Первыми упоминанием о бане на Руси документальным считается договор 906 года между князем Олегом и Царьградом о строительстве на территории покоренного города Византии бань для русских купцов. Другое упоминание о мести княгини Ольги Древлянам в 945 году, когда она отомстила за убийство ими ее мужа спалив в бане послов. Чуть позже в "Повести временных лет" датированной 1113 годом, составленной летописцем Нестором - монахом Киево-Печерского монастыря. Нестор описывает путешествие апостола Андрея в землю славян. По преданию, святой Андрей проповедовал Слово Божье в Киевских и Новгородских землях, где Андрей стал свидетелем поразившей его картины: люди парились в деревянных избах, хлестали себя вениками и выбегали голыми на мороз: "Видел бани древены... И как нажарят их румяно, от одежд сволокутся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут. То творят мовенье себе, а не мученье". Существуют источники и других стран, например: Византийский историк Прокопий Кесарийский, который жил в V веке н.э., пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и... после смерти. "И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах - радость и улыбка". Великолепное описание парения в бане по-черному.
Упоминание о бане в летописях до Х-ХП веков на Руси чаще были иноземными, поскольку в те времена она называлась: мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня и др. В уставе князя Новгородского и Киевского Владимира, который ввел на Руси христианство и назван был в народе Красное Солнышко, бани именовались заведениями для немогущих. Это были своего рода народные лечебницы, по всей вероятности, первые на Руси. В летописях XI-XII веков упоминается водопровод, построенный для Ярославова дворища. Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки или из реки Неглинной. Позднее, в начале XVI века, по приказу Ивана Калиты проложили от реки за стены Кремля дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого ее потом черпали ведрами-бадейками и разносили по домам.
Иноземные историки и путешественники с подробностями старались описать Русскую баню, считая ее достопримечательностью придающую колорит и индивидуальность русскому народу. В начале XVII века немецкий ученый Адамус Алеариус (Олеарий) побывал в России и сам испытал на себе особенности русской бани: "В России нет ни одного города, ни одной деревни, в которых бы не было парных бань. Русские могут выносить чрезвычайный жар. Ложась на банных полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог вынести. От такого жару русские делаются красные и обливаются холодной водой. Зимой же, выскочив из бани, валяются на снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова входят в жаркую баню. Такая перемена противоположных действий благоприятствует их здоровью". Еще больше его удивило и поразило, о чем он написал в "Рассказы о персидском путешествии", что когда инкогнито заглянул в одну из общественных бань в Астрахани: «Мужчины и женщины находились в бане вместе и лишь некоторые их них прикрывались вениками. Большинство же чувствовало себя совершенно свободно».
В те времена в общественных банях парились все вместе, невзирая на пол и возраст. Первые попытки развести мужскую и женскую часть посетителей бани по разным помещениям были предприняты при Иване Грозном. Побывав в Пскове, царь чрезвычайно разгневался и созвал церковный совет. Дело в том, что его взору предстала нелицеприятная картина: в псковской общественной бане парились и выбегали голыми на улицу не только городские жители - мужчины и женщины всех возрастов, но также монахи и монашки. В результате последним было запрещено входить в баню вместе с представителями противоположного пола. Что же касается остальных, то все продолжалось по-прежнему. Периодически предпринимались попытки запретить совместное мытье, однако все они не имели особого успеха. Лишь Екатерина II специальным указом распорядилась обязательно строить при общественной бане отдельное помещение для женщин, куда воспрещался вход мальчикам старше семи лет. Однако в домашних банях мылись целыми семьями, при этом мужчины и женщины находились вместе. Впрочем, и в общественных (торговых) банях люди всякого возраста и пола также парились вместе, правда, женщины на одной половине, а мужчины - на другой.
Общественные бани стали строиться на Руси еще в древние времена. Из-за того, что в городах семейные бани ставить было негде, а власти боялись эпидемий, кроме обычных мытейных бань, строились лечебные и оздоровительные бани, но чаще при монастырях. В 1091 году епископ Ефрем, впоследствии - Киевский митрополит, повелел "заводить строение - банное врачево - и всех приходящих безмездно врачевать". В эти же годы монах Киево-Печерского монастыря Агапий, прославившийся как искусный врачеватель, исцелял больных травами и баней. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане три раза в месяц. Монахи Киево-Печерской лавры изучали древние греческие трактаты, которые появились на Руси после византийских походов. Они пытались использовать целебные свойства воды и пара, описываемые греческими врачами, для лечения различных недугов. Однако бани строили при этом не по образцу греческого лаконикума, а по образцу народной русской курной избы. Баня непременно была в каждой деревне, к тому же своя отдельная баня имелась почти во всех домах. Постройка ее разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 года предписывал "мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором". Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места.

Петр I при возведении Петербурга разрешил строить в новом городе бани всем и без всяких ограничений, в частности, за строительство бани в Петербурге не нужно было платить пошлину, как в других местах России. Позднее Петр учредил специальную банную канцелярию, в ведении которой находились бани Петербурга. Однако сам неоднократно вводил налог на бани испытывая большие трудности при ведении Северной войны и войны с турками. Хотя он не первым был царем взывающий дань с частных бань.
Стоимость входа в общественную баню была низкой, чтобы каждый желающий, даже самый бедный, мог посетить баню без ущерба для своего кошелька. В государственном архиве сохранилась интересная запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение завести в Москве лечебную баню, хозяина которой строжайше обязывали "...пользовать в той бане только наружные болезни и трудных операций без ведома и совета докторского не чинить. И за труд свой цену брать настоящую и без излишеств, дабы на него жалоб не происходило". В этих лечебных банях, которые называли бадерными, запрещалось продавать горячительные напитки.
На Руси самой распространенной баней была баня по-черному" . Её особенность была в том. Что она состояла из одного или двух помещений и в ней отсутствовала печь - вместо нее был очаг с большим количеством камней нагреваемых прямым пламенем. Такая баня была курная поскольку топилась по черному с свободным выходом дыма через дверной проем, или специальное окно. Когда камни накалялись, очаг очищвлся от золы, баня от копоти, после сего баня выстаивалась и равномерно прогревалась. И только после этого была готова к прению. С применением кирпича и глины в бане начали ставить печь и устраивать дымоход и такая баня уже называлась баней по белому. Однако баня по черному еще долго существовала из-за того, что периодически вводился налог на «дым», то есть со строений с дымоходом брался налог. Это была основная причина медленного развития бань по белому.

Баня по черному до сих пор считается эталоном банных паровых кондиций, секрет в том, что раскаленные прямым огнем камни давали изумительный мелкодисперсный пар называемым легким, его качество было непревзойденным, а действие незабываемым, почему всегда русские желают друг другу «легкого пара».

К началу XX века в России насчитывалось более 300000 бань. Общественные бани стали называться торговыми. Кроме того, существовали и дворянские бани - заведения скорее релаксационные, чем гигиенические. Послереволюционные годы Советская власть стала искоренять историческое прошлое из-за чего Россию захлестнули тиф, чахотка, даже чума власти вновь стали восстанавливать бани, только не семейную а общественную бань и не паровую а просто помывочную или как их стали позже называть банно-прачечные комбинаты. Понятие баня стало подменяться просто помывочной процедурой. Традиции стали забываться. Банное дело практически умерло. Но с разрушением Советской власти и упразднением «общака» вновь стали возрождаться бани и банное дело. Конечно о массовости говорить еще рано, но постепенно сознание общества разворачивается в русло понимание необходимости использования природных факторов для поддержания здорового образа жизни. Баня для людей прошлого это было место не только физического очищения и омовения, но и место для релаксации, расслабления, оздоровления. В бане рожали, лечили, гадали, вели беседы и встречи, уединялись. Баня была культурным центром каждой семьи. Современной семье часто не хватает такого ядра, соединяющего всех и сплачивающего, нет места для очищения и расслабления, закаливания, восстановления. В большинстве медицина пытается исправить запущенные болезни которые можно было предотвратить при помощи простых и эффективных банных процедур, при применении их постоянно и со знанием технологии.
Но гораздо больше, чем простота нравов, иностранцев поражала невиданная закаленность и телесное здоровье русских.
Еще в 1779 году врач Вильям Тук, член Императорской Петербургской академии наук, писал: "Среди русских распространено всего лишь несколько болезней, и большинство они умеют лечить простыми домашними средствами и диетой. Женщины здесь рожают легко, и очень часто роды проходят в бане. Количество мертворожденных детей здесь по сравнению с другими странами исключительно малое... В целом русские знают лишь несколько медицинских снадобий. При этом очень часто вместо них русские употребляют парную баню, которая оказывает воздействие на весь организм человека. Вне всяких сомнений, тем исключительным здоровьем и долголетием, которое мы наблюдаем у русских, во многом они обязаны бане".
Английский врач, Эдвард Кентиш, тоже указывал, что многие смертельные болезни для русских не столь фатальны, как для других народов. Он относил такую стойкость к болезням только на счет частого посещения паровой бани. Такого же мнения придерживались и многие другие иностранные врачи того времени. Так, например, врач императрицы Елизаветы Петровны испанец Санчес утверждал, что баня помогает русским от оспы, заболеваний внутренних органов, от простуды, хронических болезней, вызванных чрезмерным питьем и едой. "Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный, безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества". В конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы, но активно стали строить русские бани только после поражения Наполеона в России, когда русские войска дошли до Парижа, ставя по пути не только походные, но и стационарные бани.

Алексей Белый

Баня – это постройка, предназначенное для купания, и совмещающая в себя одновременное действие воды и горячего воздуха (в турецких и римских банях) или воды и пара (в русской и финской бане). Существует множество различных видов бань, которые популярны в той или иной стране, но хотелось бы выделить самые популярные и известные из них.

Турецкая общественная баня хамам.

Турецкая баня создана официально в первом тысячелетии. В отличие от прочих бань там чрезвычайно сильно повышена влажность воздуха. Хотя данные бани нарекают Турецкими, они были изобретены арабами. Средняя температура в бане небольшая, в основном, она традиционно составляет в среднем 45 градусов. Данная температура, существенно помогает человеку немного расслабиться и окунуться в окружающую обстановку. Как только мышцы расслабляются, постепенно улучшается кровообращение. Для достижения наилучшего положительного эффекта влажный воздух насыщают эфирными маслами. Таким образом, турецкая баня предназначается не только местом для личной гигиены, но и релаксации.

Баня обычно состоит из двух помещений. Первое помещение – это парилка. Человека помещают в нее на 10-15 минут для того, чтобы распахнулись поры. Далее, человека перемещают в совершенно другую комнату, где не так жарко. В середине комнаты отдельно стоит большая мраморная плита, которая подогревается снизу. Во всех остальных краях организованы специальные умывальники с прохладной водой на тот случай если вам станет не хорошо, и для того чтобы смыть с вас грязь. Если же ужасно хочется, чтоб обязательно наступила полная релаксация, то дополнительно можно заказать массаж с эфирными маслами, который длиться дольше 30 минут.

Плюсы и минусы турецкой бани.

Так, как и абсолютно все бани, турецкая имеет свои хорошие стороны и плохие. Из плюсов турецкой бани можно выделить:
1.Постепенно раскрываются поры, кожа свободно дышит.
2.Активно снимает усталость.
3.Постепенно снимает жар.
4.Излечивает особо легкую простуду, например, насморк и кашель.
5.Успешно снимает боли.
6.Стабилизирует дыхание.
7. Тщательно очищает организм от вредных шлаков.
Минусы такой процедуры:
1.Физическая нагрузка ложится на те же органы, что и при непосредственном вхождении в парилку, но в значительно меньшей степени.
2. Могут быть нарушения в работе сердца.
3. Если вы недавно тяжело перенесли инсульт или инфаркт, то вам не следует заходить в эту баню.
4. Не стоит посещать баню при беременности.
5. Цирроз печени.
6. Дальнейшее обострение онкологических заболеваний.
7. Запрещается заходить в такую баню и при алкогольном опьянении.

Исконно русская баня.

Кто же не знает что такое русская банька? Да все знают её. Она очень любима и популярна во всем мире. Баня на Руси была ежедневным атрибутом. Первые бани первоначально были сделаны из камня, но впоследствии заменились на такой строительный материал как, дерево, потому что они изначально строились легче, чем каменные и были более востребованы среди народа. Баню на древней Руси использовали не только для гигиены, а также она приравнивалась к священным местам. Традиционно считалось, что человек, в каком бы возрасте он ни был, помывшись в бане, приобретал природную силу не только физическую, но и моральную, тем более что это можно сделать легко, посетив дом отдыха недорого . Отсюда и пошло языковое выражение «Помылся - будто заново родился».
Даже реально существовала традиция, что молодожены должны были искупаться в паровой бане до и после свадьбы. Это несло мистический характер. Считалось, что при купании в бане тело и мысли очищаются от всего совершенно ненужного. В древних сооружениях бани топились «по-черному». Дымоход в паровой бане отсутствовал, и поэтому очень много людей травилось угарным газом. Это и заставило подкорректировать конструкцию бани. Баня состоит из двух комнат. Первая комната - это предбанник. В предбаннике люди могут временно оставить свои вещи и немного отдохнуть. Вторая комната - это сама парилка. В парилке умеренно влажный воздух и температура в ней превышает порой 100 градусов, поэтому не привыкшему человеку будет немного трудно дышать. Париться в бане следует банными вениками. Веники для парилки делаются из веток различных деревьев, в основном в широкий обиход идет береза.

Плюсы и минусы русской парилки.

Из плюсов можно выделить:
1.Косметические маски лучше проникают в кожу в сыром паре.
2.Достаточно сырой пар благотворно воздействует на кожу и волосы.
3.Влажный пар благотворно влияет на потенцию.
4.Влажный пар благотворно сказывается на состояние ногтей.
5.Тонизирует и бодрит.
Минусы:
1.Нельзя усердно посещать эту баню, если имеются заболевания легочной системы.
2. Если у вас первоначально есть воспалительные заболевания, то ни в коем случае нельзя посещает баню такого вида.
3. Не стоит париться детям до 5 лет.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения