Идейный замысел и построение поэмы (Гоголь Н. ). Замысел поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Вера писателя в русский народ

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) - выдающийся писатель русской литературы, роль которого достигает настоящего времени. Творчество писателя оказало исключительно сильное влияние на становление классического реализма и на всё последующее развитие как русской, так и мировой литературы. Краткое содержание поэмы «Мёртвые души» по главам поможет быстро ознакомиться с одним из мировых шедевров русской литературы.

Немного о произведении

Поэма «Мёртвые души» (жанр определил сам автор) была начата в 1835 г. Основной сюжет был сообщён Гоголю Пушкиным, который рассказал реальную историю о мошеннике-скупщике мёртвых душ (крестьян, которых нет в живых, но которые всё ещё числятся живыми по документам). Первый том был издан в 1842 г. под названием «Похождение Чичикова, или Мёртвые души».

Всего Гоголь подразумевал написать три тома поэмы :

  • Первый том - изображение недостатков русской жизни, т. е. «Ад» (по аналогии с произведением Данте «Божественная комедия»).
  • Второй том - отображение путей возрождения нечестных помещиков и чиновников, т. е. «Чистилище». Однако в 1845 г. Гоголь частично сжёг второй том, объясняя тем, что всё написанное было далёким от совершенства.
  • Третий том - так и не был написан.

Том первый

Всего первый том включает 11 глав. Краткий пересказ основных события в каждой из них поможет точнее понять, чем же так ценно это произведение.

Глава первая

В гостиницу губернского города NN прибывает коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик.

Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод.

С ним находятся двое слуг:

  • кучер Селифан - низкого роста человек в тулупе;
  • лакей Петрушка - парень тридцати лет в свободном ношеном сюртуке, со значительными чертами лица.

Разузнав обо всех влиятельных чиновниках и помещиках и отобедав, советник вышел осмотреть город.

На второй день он отправился навестить всех городских сановников. Благодаря искусному умению лестно отзываться о каждом, был приглашён к губернатору на вечеринку, где он завоевал расположение к себе самых влиятельных чиновников.

Сам же приезжий уклонялся много рассказывать о себе. Знали о нём только лишь то, что он многое пережил в своей жизни, испытал трудности на службе за правду и имел много врагов, посягавших даже на его жизнь.

В доме губернатора Чичиков завязывает знакомство с помещиком Маниловым и Собакевичем , с которыми он весь вечер играл в вист.

На следующий день советник обедал с полицеймейстером, где познакомился с помещиком Ноздрёвым , который имел обыкновение через несколько минут обращаться со всеми по-свойски.

В следующие дни он посетил других важных чиновников, где показал себя великосветским человеком.

Глава вторая

Уже более недели Чичиков живёт в городе и приятно проводит время. Далее, описывается его лакей. Петрушка носил широкий коричневый сюртук, имел большой нос и губы, был немногословен и любил читать книги, значением которых не интересовался. Это могли быть хоть любовные романы, хоть учебник по химии, хоть дневник умного человека. Он любил спать, не снимая одежду, и всегда носил свой уникальный запах, отзывавшийся неким жилым покоем.

Теперь главный герой решает навестить Манилова и Собакевича. Выехав в Маниловку, ему приходится проехать гораздо большее расстояние, чем сообщил Манилов. Манилов - человек значительный, с приятной наружностью, который улыбался обольстительно, имел белые волосы и голубые глаза. Он был абсолютно незаносчивым человеком, много философствовал, с хозяйством не возился.

Обменявшись любезностями, гость познакомился с супругой и двумя сыновьями Манилова: Фемистоклюсом и Алкидом.

Отобедав, они уединились для разговора, в ходе которого Чичиков просит продать ему мёртвые души. Сначала Манилов был озадачен такой просьбой, но гость его убедил, что это законно и выгодно, т. к. казна получит ещё и законные пошлины. Успокоившись, Манилов пообещал отдать эти души без платы и даже взял на себя обязательства по купчей. Обрадовавшийся Чичиков распрощался со всеми в доме и отправился к Собакевичу. А Манилов остался размышлять о благополучной дружеской жизни с Чичиковым.

Глава третья

В хорошем расположении духа главный герой отправился к Собакевичу. Обдумывая только что проведённое дело, Чичиков не обращал внимания на дорогу, пока не начался сильный дождь. Извозчик же так увлёкся беседой с лошадьми, что не смог припомнить правильной ли дорогой едет.

Кучер Чичикова выбрал новый путь, не думая о том, куда приведёт выбранный путь. Уже сгустились сумерки и дождь лил стеной так, что ничего не было видно. Они свернули с дороги и некоторое время проехали по полю. Пытаясь выехать, Селифан так повернул бричку, что она подкосилась и барин выпал в грязь.

Послышался лай собак и герои, погоняя лошадей, добрались до усадьбы пожилой женщины. Чичиков попросился переночевать и был впущен после того, как признался в своём титуле дворянина.

Хозяйкой оказалась Коробочка Настасья Петровна - коллежская секретарша, мелкая помещица, у которой умер муж и поэтому ей самой приходится вести хозяйство.

Встав поздним утром второго дня, гость вышел почаёвничать с барыней и предложил выкупить мёртвые души. Настасья Петровна удивилась такому предложению и испугалась, как бы не продешевить. Чичикову пришлось попотеть и солгать, будто бы он ведёт казённые подряды. Услышав это, барыня согласилась подписать бумаги (имена своих крестьян она знала наизусть и никаких записей не вела).

С гостями была отправлена маленькая девочка, чтобы показать путь до главной дороги. Селифан и его барин отправились к трактиру.

Глава четвёртая

Приехав в трактир, советник заказал поросёнка и стал расспрашивать хозяйку о трактире, её муже и сыновьях, о помещиках в окружении. Здесь он столкнулся с Ноздрёвым - азартным тридцатипятилетним помещиком среднего роста. Ноздрёв со своим зятем Мижуевым ехал с ярмарки, где он лишился много чего, проиграв в карты.

Услышав, что Чичиков едет к Собакевичу, Ноздрёв расхохотался и предложил сначала погостить у него. Советник, поразмыслив о том, что Ноздрёв проигрался в карты и с ним тоже можно вести дела, согласился.

Ноздрёв любит погулять, супруга его умерла, оставив двух сыновей, за которыми глядела миловидная нянечка, т. к. Ноздрёву они были не нужны. Дома он больше дня никак не мог находиться. Часто попадал в различные происшествия или сам любил рассказывать истории, привирая совершенно без необходимости. «Кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, расстраивал свадьбу, торговую сделку». Ноздрёв был разносторонний человек.

К их приезду были не готовы, поэтому, распорядившись насчёт обеда, Ноздрёв решил показать свои владения. Сначала они смотрели конюшню, затем собак. Ноздрёв обожал собак, их у него было огромное множество, был даже волк. Осмотрев водяную мельницу и кузницу, Чичиков устал.

Возвратившись домой, Ноздрёв повёл гостей в свой кабинет, где были показаны ружья и сабли, шарманка и трубки. Отобедав, гость заметил, что Ноздрёв любит разные вина, однако сам же всё время усердно наливал гостям. Оставшись одни, он обратился к Ноздрёву с просьбой подарить или продать мёртвых крестьян. Он даже придумал, зачем ему нужно покупать души: для удачной женитьбы и весомого места в обществе. Однако Ноздрёв не отступал, предлагая лошадь или кобылу, собак и шарманку, оскорбляя гостя грубыми словами. Чичиков отказывался, как мог. Хозяин предложил сыграть в карты на души, но гость снова отказался.

На следующий день Ноздрёв предложил уже сыграть в шашки, но т. к. он играл нечестно, Чичиков решил прекратить игру. Хозяина это явно разозлило и он позвал слуг, чтобы те побили гостя. Неизвестно, чем бы всё закончилось, когда появился капитан-исправник, чтобы сообщить Ноздрёву об извещении в суд за избиение помещика.

Воспользовавшись ситуацией, главный герой покинул поместье приятеля.

Глава пятая

Размышления Чичикова о том, как ему повезло выбраться из поместья Ноздрёва, прервались дорожной аварией: на их бричку наскакала коляска с шестью лошадьми. Пока мужики распутывали лошадей, Чичиков обратил внимание на женщин, находящихся в коляске. Ему понравилась молодая девушка лет шестнадцати с золотистыми волосами. Он хотел все время с ней пообщаться, но как-то не случилось.

Заехав в поместье, Чичиков встретил Собакевича, который показался ему похожим на средней величины медведя. Осмотрев комнату, где каждый предмет был похож на своего владельца, Чичиков завёл беседу о высших чиновниках. Но Собакевич обо всех отзывался нехорошо. Плотно отобедав, Чичиков заговорил о деле. И его озадачило, что Собакевич высказал предложение продать ему несуществующие души без удивления.

Помещик начал торговаться, набивая цену и сообщая о ценности уже умерших крестьян. Но сделку всё же заключили, хоть Чичиков и был недоволен манерами хозяина. Павел Иванович отправился к Плюшкину , у которого было много душ и ещё больше умирающих. Мужики называли его «заплатанной».

Глава шестая

Размышляя о прозвище Плюшкина, Чичиков не заметил, как приехал в деревню. Здесь всё выглядело убого и в полном запустении.

На улице Чичиков заметил ключницу, которая попросила его пройти в комнаты, т. к. барина не было дома. Они были завалены разными вещами и покрыты плотным слоем пыли. Чичиков сравнивал помещения со щепным двором, куда заезжали расторопные тёщи и свекрухи пополнить хозяйственные запасы.

В комнату вошёл худощавый старик с маленькими глазками, небритый, в засаленном халате. Лицо не выдавало ничего уникального. Таким людям подают милостыню, повстречав на улице.

Это сам Плюшкин. Раньше он был экономным и хозяйственным, к нему заезжали поучиться хозяйству, а его дом был наполнен живостью. Теперь же глаза старика не выражали сильных чувств. Супруга Плюшкина померла, старшая дочка убежала со штабс-ротмистром, сын поступил на службу, а младшая дочь умерла. Дом опустел. Посетители нечасто наведывались к Плюшкину, дважды приезжала старшая дочка с внуками. Помещик сам упомянул об умерших крестьянах, потому что был рад освободиться от них.

Плюшкин счёл нужным договориться о цене, манипулируя своей плачевной обстановкой. И предложил ещё и беглые души, которых у него набралось до семидесяти крестьян.

Чичиков купил у него около восьмидесяти умерших душ, потребовав написать расписку. Плюшкин, получив деньги в обе руки, спрятал их в бюро с осторожностью. После сделки Чичиков заторопился покинуть хозяина. Помещик закрыл за гостем ворота, а после думал, как же отблагодарить спасителя.

Барин Селифана и без благодарности был счастлив от такого внезапного обретения, что аж запел, чем изрядно удивил своего кучера. Возвратившись в город и поужинав, он заснул.

Глава седьмая

Советник выспался хорошо и с озарившимся лицом вспомнил, что у него теперь почти четыреста крестьян, поэтому ему хотелось скорее завершить деятельность в этом городе. Он сам решил привести в порядок все бумаги и написать купчие, чтобы не платить подьячим.

Странное чувство овладело советником. Каждый из записанных мужиков как будто имел свой характер.

Например :

  • все крестьяне Коробочки разнились дивными именами-кличками, которые заполняли большую часть листа;
  • список Плюшкина был написан компактно;
  • список Собакевича был содержателен и подробно описывал все качества мужика, все их ценные умения были учтены.

Чичиков думал о том, чем жил и как умер каждый крестьянин, создавая предположения, гипотезы и изображая целое изложение.

Направившись в гражданскую палату, чтобы заверить все бумаги, он встретил Манилова, который спешил передать ему списки мужиков.

В суде председатель сидел с Собакевичем и был рад видеть Чичикова. Он пообещал всё уладить быстро и без взяток, но попросил Чичикова остаться в городе на некоторое время. Советник же сообщил, что приобрёл крестьян без земли на вывод, в Херсонскую губернию. Будучи приятелем председателя, Чичикову пришлось выплатить самую малость пошлинных денег.

Глава восьмая

Покупки Чичикова стали главной темой разговоров во всём городе. Многие серьёзно обсуждали переезд новокупленных крестьян и давали советы Чичикову, как лучше всё обустроить. Все эти речи принесли слухи, будто бы он «миллионщик». Поэтому обыватели города полюбили его ещё душевней.

Особенно дамы города NN считали приезжего «не первым красавцем, но зато таковым, каким следует быть мужчине». В целом сами дамы города N были презентабельны, умели вести себя, поддерживать тон, соблюдать этикет, имели хороший вкус в одежде и строгий нрав, отличались приличием в словах и выражениях, а все их проделки оставались скрытыми.

Чичиков нашёл у себя сердечное письмо неизвестного автора, которое его изрядно заинтриговало. Придя на бал к губернатору, любимец пытался найти сочинительницу послания. Появление его на бале произвело настоящий фурор. Все хотели с ним поздороваться, обняться и поцеловаться. Чичикову нравилось повышенное внимание к своей персоне. Он так увлёкся разговорами с дамами, что запамятовал подойти прежде всего к хозяйке. Увидев губернаторшу с дочерью, Чичиков был ошарашен, так как это была та самая шестнадцатилетняя блондинка, которую он встретил по пути к Собакевичу.

Чичиков увлёкся дочерью губернаторши и надолго погрузился в задумчивость. Автор засомневался, присуще ли чувство любви Чичикову, так как дочь губернаторши напоминала ему игрушку, выделяясь прозрачностью и светлостью среди мутной толпы.

Всем дамам оказалось не по нраву такое обхождение Чичикова, и они стали говорить о нём неблагоприятным образом.

Произошла ещё одна неприятная неожиданность: Чичиков встретил Ноздрёва, который своими скандальными поступками и пьяными речами о покупке несуществующих крестьян приводил советника в неудобное положение, что заметно его расстроило. Он чувствовал себя не в своей тарелке и, не дождавшись окончания ужина, отправился к себе.

В своей комнатке он размышлял о балах и обижался на Ноздрёва, вымещая досаду на всей его родословной.

Тем временем, в город на непонятном экипаже приехала помещица Коробочка, обеспокоившаяся после отъезда главного героя, что её обманут.

Глава девятая

Глава начинается с того, как одна очень приятная во всех отношениях дама встречается со своей приятельницей. Они разговаривают о многих мелочах, моде и выкройках. Дамы сплетничали о приезжем. Одна из женщин рассказала историю помещицы Коробочки о якобы нечестной сделке с Павлом Ивановичем. Высказалось предположение, что покупка несуществующих крестьян необходима для прикрытия: Чичиков намерен увезти губернаторскую дочку. Ноздрёва дамы зачислили в сообщники Чичикова.

Пока дамы общались, в гостиную вошёл прокурор, и женщины наперебой начали описывать ему все события и свои догадки, что его совсем сбило с толку.

И всего за полчаса этим приятельницам удалось своими догадками и предположениями взбунтовать город: вопрос о деле главного героя волновал всех.

Город разделился на две половины :

  • женская половина общества обсуждала больше дело о краже девушки, сопровождая её всеми возможными и невозможными подробностями;
  • мужская - экономическую причину предмета обсуждения.

Слухи дошли до губернаторши, и это привело к тому, что нового любимца ни в какое время и ни под каким видом не пускали и не приглашали больше в гости.

Жители города задумались о том, кто же такой Чичиков, откуда он приехал и не был ли он разбойником. Страху добавил ещё и приезд нового генерал-губернатора и две бумаги о фальшивых деньгах и разбойнике без паспорта. Для решения этого вопроса было решено собраться у полицеймейстера.

Глава десятая

Обыватели города провели собрание у полицмейстера. Почтмейстер предположил, что Чичиков не кто иной, как капитан Копейкин и кратко рассказывает об этом. Глава 10 включает «Повесть о капитане Копейкине».

Капитан Копейкин лишился правой руки и ноги во время военных действий двенадцатого года. Он отправился в Петербург просить финансовой помощи у государя, ведь работать как прежде, он уже не мог. Капитан был изумлён красотой Петербурга, он хотел снять квартиру, но это было страшно дорого. Копейкин ожидал приёма много часов, но генерал не смог решить вопрос капитана, сказал ожидать приезда государя. Так повторилось несколько раз, денежные средства капитана на еду подходили к концу.

Когда у него остался один рубль в кармане, капитан Копейкин надумал проникнуть в приёмную к генералу и стоять там до самого конца, пока государь не примет его. Генерал поручил фельдъегерю отвезти капитана на новое место, где он будет полностью под покровительством монарха. Капитан, обрадовавшись, отправился с фельдъегерем, но больше о нём ничего не известно.

Сделав анализ ситуации, все находящиеся объявили, что Чичиков не может быть капитаном Копейкиным, потому что у него все конечности в целости. Поэтому решили расспросить Ноздрёва, хотя хорошо знали, что тот лгун. Ноздрёв поведал много разных выдуманных историй и, увлёкшись, даже назвал приходскую церковь, где должны были повенчаться Чичиков со своей невестой.

Все поняли, что Ноздрёв говорит ерунду, и перестали его слушать. Эти слухи больше всего подействовали на прокурора, настолько, что тот умер.

Чичиков слегка простудился и не знал об этих разговорах Все чиновники отказывались принимать его. Ноздрёв появился в гостинице героя и рассказал обо всех слухах.

Бывший любимец впопыхах решил уехать из города.

Глава одиннадцатая

С самого утра всё было не в порядке: Чичиков проснулся позже, чем планировал, лошади были не подкованы, колесо поломано.

Отправившись в путь, ему встретилась погребальная процессия.

Далее, автор знакомит читателя с жизнью Чичикова до приезда в город. Родители были дворянами, лицом на них был непохож. Однажды отец забрал маленького Пашу в город к родственнице, чтобы отдать его в училище. Отец давал наставления сыну слушаться учителей и выслуживаться перед начальниками, друзей не заводить, а если заводить, то только богатых, деньги сохранять, ведь «всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой».

Особых талантов у Павлуши не было, но учился он прилежно. Он с юных пор понял, как увеличить достаток: продавал товарищам их же угощения, торговал пирожками с рынка в классе, приучил мышь показывать фокусы за плату.

Чичиков был любимцем учителей и начальников. Когда умер его отец, он продал двор за тысячу рублей и переехал в город заниматься службой. Нельзя было назвать Чичикова скрягой, им не владела скупость. Его привлекала жизнь в изобилии, он с трудом устроился в казённую палату с маленьким жалованием. Угождая своему начальнику и ухаживая за его дочерью, Чичиков резко пошёл вверх по служебному продвижению.

Он стал человеком заметным, даже вошёл в комиссию, направленную против взяточничества, хотя сам брал взятки. Когда там он потерпел фиаско, Павел Иванович занялся таможенным делом, где в короткие сроки получил повышение и чин. Однако и тут его взяли под суд и все его владения изъяли. Это он и называет «потерпеть по службе за правду».

Он занял звание поверенного и в очередной раз, когда ему пришлось сдать дом в заклад, передавая документы на крестьян в опекунский совет, Павел Иванович узнал, что выгодно иметь дело с умершими крестьянами, которые всё ещё числились по ревизии. Так у Чичикова зародилась мысль продавать несуществующие души в опекунский совет.

Том второй

Второй том сохранился частично . Он включает в себя четыре главы и «одну из последних глав».

Глава первая

Глава начинается изображением природы и угодий какой-то глуши, принадлежавшей Андрею Ивановичу Тентетникову, молодому неженатому барину тридцати трёх лет, который необдуманно проживал свою жизнь: просыпался поздновато, умывался долго, не был дурным человеком, а просто был «коптителем неба» или как автор его называет, «увалень, лежебока, байбак». Его деревня больше походила на неприступную крепость.

Далее следует история воспитания и детства Тентетникова: сначала казалось, что из него выйдет что-то путное, однако его честолюбие не было удовлетворено, и он сделался помещиком. После ряда неудавшихся реформ в поместье, он перестал принимать гостей и занялся сочинением о России.

По соседству с помещиком проживал генерал, который отзывался о Тентетникове неблагоприятно. Но у генерала была дочь Улинька, от которой молодой барин был без ума.

К Тентетникову приезжает немного постаревший Чичиков и, применяя своё умение находить подход к каждому человеку, остановился у помещика на некоторое время. Начав разговор о женитьбе Андрея Ивановича, хозяин рассказал свою историю отношений с генералом. Чичиков захотел засвидетельствовать почтение генералу.

Глава вторая

Через полчаса, проехав более 6−7 вёрст, Чичиков оказался в поместье генерал Бетрищева, который поразил его величественной внешностью, соединивший в себе множество преимуществ и слабостей. Генерал знакомит гостя со своей дочерью и приходит к выводу, что Тентетников не такой уж и глупый человек. Чичиков много подшучивал, чем заслужил благожелательное отношение генерала. Пользуясь случаем, Чичиков придумывает историю о старом дядюшке, который пообещал передать ему наследство при условии приобретения трёхсот душ. Чичиков просит генерала продать ему умерших. Генерал выполняет просьбу гостя, считая это розыгрышем.

Конец главы отсутствует .

Глава третья

Павел Иванович отправляется к полковнику Кошкарёву, одному из родственников генерала, чтобы сообщить о помолвке Улиньки с Тентетниковым. Но ошибочно приезжает к Петру Петровичу Петуху, которого видит абсолютно обнажённым во время охоты на осетра. Обнаружив, что имение в закладе, Чичиков вознамерился уехать, но познакомился здесь с помещиком Платоновым - светло-русым красавцем стройного роста.

Платонов страшно скучал и хотел бы немного встревожиться. Он рассказывает о способах преувеличения богатства, чем вдохновляется главный герой. Петр Петрович устроил удивительное гулянье по реке, а на следующий день Платонов и Чичиков отправились в путь.

По пути решили заехать к Константину Фёдоровичу Констанжогло, зятю помещика Платонова.

У полковника Кошкарёва тоже нельзя было никак извлечь выгоду, т. к. полковник хотел решать дело только письменно, что было сопряжено со многими трудностями. Сердитый Чичиков вернулся к Констанжогло и решает купить поместье его соседа - Хлобуева, который продаёт его за бесценок.

Глава четвёртая

Чичиков даёт аванс за имение, заняв сумму у Констанжгло и Платонова. Осматривая поместье, Хлобуев признался, что хлеб не сеял, однако же сделку о покупке поместья отпраздновали шампанским. Это удивило гостей. В доме ожидалось увидеть пустые комнаты, но они были обставлены предметами некоторой роскоши. Хлобуев планировал переехать в город, где у него был домишко.

Покинув поместье, советник задумался о своём приобретении, и у него промелькнула мысль перепродать его, если не получится вести хозяйство, и таким образом, не возвращать деньги заёмщикам. Они приехали в поместье Платонова, где совершилось знакомство с братом Платонова - Василием.

Здесь он узнаёт о помещике Леницыне, который захватил пустошь Платоновых. Чичиков отправляется к нему уладить это дело.

Чичиков заключает сделку по своему делу с Леницыным, покорив того способностью щекотать ребёнка. Повествование прерывается.

Одна из последних глав

Можно допустить, что с момента приобретения имения прошло время. Чичиков приезжает на ярмарку, чтобы купить сукно для нового костюма. Там он встречает Хлобуева, который недоволен обманом новоявленного помещика, из-за чего почти лишился наследства. В лавку ещё входит откупщик Муразов, недавний знакомый главного героя.

Муразов наставлял Хлобуева о том, как лучше прожить остаток жизни. Его слова заставили прослезиться старика, Хлобуев задумался. Муразов предлагает бывшему помещику быть сборщиком на церковь, и таким образом, узнать местность и край получше.

На Чичикова сыпятся доносы по разным поводам: на подложность завещаний, улики в покраже и в утаении сумм. Его арестовывают.

Муразов находит осуждённого в подвале. Чичиков признаётся, что попал сюда, так как не знал меры, не мог вовремя остановиться. Он рвёт на себе волосы и оплакивает лишение шкатулки с ценными документами: помещику не позволили распорядиться многими личными вещами, в том числе и шкатулочкой, где было всё его имущество, добытое потом и кровью, годами трудов и лишений. Муразов убеждает Чичикова жить справедливо, не нарушать закон и не обманывать людей.

Кажется, его слова побудили в душе Павла Ивановича мысль сделаться хозяином небольшой деревушки и копить деньги на помощь другим людям.

Чиновники, которые надеялись получить взятку от Чичикова, затрудняют решение дела. Главный герой покидает город.

Основной замысел поэмы

Даже ознакомившись с романом «Мёртвые души» в сокращении, можно сделать вывод, что автор показал широкую и правдивую картину жизни в России того времени. Произведение наполнено прекрасным живописным описанием природы, деревень и русской самобытности, а также показана алчность, скупость и желание лёгкой наживы, что привлекает огромный читательский интерес.

Главные темы произведения :

  • беззаконие, тирания и своеволие помещиков;
  • беднота и бесправие крестьян;
  • чиновничество, бюрократия, безответственность и наплевательское отношение;
  • взяточничество.

Исходя из аннотации к произведению, выходит, что в название поэмы автор вносит много смыслов :

  1. Крестьяне, которых уже нет в живых, но они ещё числятся по документам.
  2. Помещики, которые не заботятся о своей душе, руководствуясь низменными желаниями и проживанием жизни. У них душа мертва, так как не просит духовной пищи.

Разницы между живыми и мёртвыми нет. Продаются и мёртвые крестьяне, и живые помещики.

Николай Васильевич долго пребывал в раздумьях над тем, в чем же будет состоять смысл романа. В результате пришёл к выводу, что необходимо показать всю Русь, народ со всеми недостатками, отрицательными чертами, противоречивыми характерами. Гоголь хотел задеть человека, показать ему то, что происходит в мире, то, чего стоит опасаться. Он хотел, чтобы читатели, ознакомившись с его творением, поразмыслили над проблемами, поставленные в произведении.

Николай Васильевич раскрыл потаенные уголки души человека, проявления характера в разных ситуациях, те или иные недостатки, мешающие вести счастливую жизнь. Писал он свое творение не только для конкретных людей, живущих в определённое время, но и для всех поколений. Его волновало будущее, в котором возможно повторение того, что изображено в романе. Он всеми средствами показал, насколько «мертвыми» могут быть души людей, и как сложно пробудить сею душу, достучаться до нее. Гоголь пытался разоблачить Россию, выявить негативные качества народа, за что, по-видимому, и не принимается многими читателями за такое обращение с персонажами.

Но Гоголя винить незачем. Он сделал то, что не удавалось многим: писатель сумел найти силы донести до человека правду! Писатель сумел отобразить в своем произведении то, что планировал.

Замысел и композиция «Мертвых душ»

Великого писателя Николая Васильевича Гоголя многие современники не принимали, а всё потому, что не понимали весь заложенный смысл в то или иное произведение. Говоря о Гоголе, невозможно обойти стороной его великолепный роман «Мертвые души», над которым писатель работал 17 лет. Стоит учесть то, что творческая карьера Николая Васильевича составляла 23 года. Поэтому видно, что «Мертвые души» занимали особое место в жизни Гоголя.

Верный и надежный товарищ А.С. Пушкин подсказал сюжет для сего творения. Примечательно то, что начальные три главы создавались Гоголем в России, а последующие за рубежом. Работа была тяжелой, ибо Николай Васильевич продумывал каждую деталь, акцентировал внимание на любом слове. Даже фамилии в романе стали говорящими, ибо этим действием писатель хотел явно разоблачить сущность зажиточных людей, показать характер родины, выявить недостатки и раскрыть отрицательные стороны людей. Возможно в связи с таким деянием «Мертвые души» часто поддавались негативной критике, на Гоголя совершались нападки, ибо правда, что была рассказана писателем, не хотелась приниматься народом, они были к ней не готовы.

Николай Васильевич, создавая роман, ничего не желал упускать. Он мечтал воплотить в него все то, что так тревожит и волнует душу. Поэтому творец завязал множество событий, связанных с разными складами ума людьми, одного героя Чичикова. Гоголь изобразил бытовую жизнь помещиков. Персонаж, что разъезжает к каждому деятельному лицу, выявляет их недостатки, которые присущи любому человеку. На страницах романа читатели могут заметить Манилова, который только и делает, что рисует райскую жизнь, воображает о чем-то недосягаемом, вместо того, чтобы перестать тешить себя желаниями, да взяться за дело. Заметно, что у Манилова имеется неправильное понимание жизни, ибо мечтательность окутывает настолько, что выбраться из ее омута довольно-таки сложно.

Отражение полного вранья да лжи, лицемерия показывается в характере Ноздрева, который Чичиков тоже посещает. Видится и кулачество, агрессивное отношение к людям у Собакевича. Так или иначе, каждый персонаж имеет свою черту, которая раскрывается Чичиковым. Обращая внимание на отрицательные стороны героев, Гоголь предупреждает нас о том, что все должны задуматься над своей жизнью, переменить свои взгляды, понять, что с такими подобными чувствами, как у персонажей, нельзя спокойно ходить по Земле. И на протяжении всей поэмы Николай Васильевич ставит важную композиционную проблему: пропасть между правящим сословием и обычным народом. Не зря в композиции «Мертвых душ» появляется образ дороги. Это писатель делает намек на то, что Россия должна двигаться намеренно только вперед, не сворачивая и не мешкая. Гоголь питает очень нежную любовь к родине, он не хочет, чтобы та пала или ушла в небытие. Писатель переживает за Россию, поэтому и уделил много лет на написание «Мертвый душ»!

Вариант 3

Николай Васильевич Гоголь долго рассуждал, в чем же будет замысел произведения. Писатель находился в долгих раздумьях. Спустя время, он решает что нужно показать народу Русь такой, какая она есть на самом деле. Без преувеличений и вранья. Он хотел донести до человечества, что нужно решать проблемы, люди заврались, разворовывают страну. Весь замысел поэмы – это аферисты и их деяния. Один из аферистов это Чичиков, из произведения мы знаем, что он скупал души умерших работников. А помещики с радостью продавали, так как тоже хотели поживиться. Писатель показал Россию, как с хорошей, так и с плохой стороны. На это решился не каждый писатель того времени.

Жаль то, что до читателя дошел только первый том поэмы. Второй автор лично уничтожил, он его спалил, но, слава Богу, к людям дошли черновики, а третий том Гоголь так и не начал писать.

Николай Васильевич вывернул души героев на изнанку перед читателем. Он показал, как ведут себя герои в разных ситуациях и как проявляется их характер при этом. Когда создавалась данная поэма, автор рассчитывал донести ее не только для народа, который проживал в то время. Писатель хотел сделать такую работу, которую бы читала через сто лет. Он хотел, что бы люди ни повторяли ошибки прошло. Гоголь показал, что насколько сильно могут быть «мертвые» души живых людей, когда это касается денег, и как сложно добраться до доброй души, которая всегда присутствует в человека, даже самом злом. Читателю очень тяжело дается поэма, возможно, потому что Гоголь выводит нечестных людей наружу, а людям неприятно такое читать.

Гоголь, единственный писать в России, кто смог донести до людей правду того времени. Он писал правду такой, какая она есть, ничего не скрывал.

Он очень ярко выражает патриотические чувства к Руси. Писатель сравнивает территории государства с безграничным духовным богатством своего любимого народа. Он надеется на светлое будущее своей нации. Пройдут года и тысячелетие, люди прочтут поэму и не будут, повторят ошибки своих предков, такова надежда Николая Васильевича Гоголя. Но так ли это в наше время? Об этом можно написать еще одну поэму. Но писатель верит в свой народ, что рано или поздно они изменятся в лучшую сторону, поумнеют.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Антонины в романе Доктор Живаго Пастернака сочинение

    Одним из женских персонажей произведения, повествующих о событиях начала двадцатого века, является Антонина Александровна Громеко, представляющая собой первую жену главного героя романа Живаго Юрия Андреевича.

  • Драматургия Чехова и ее особенности

    К драматургии Чехов обращается уже будучи известным и любимым писателем. Публика ждала от него комедий, похожих на его сатирические рассказы. Но вместо этого получила серьезные драмы, в которых поднимались животрепещущие вопросы.

  • Образ и характеристика Анны Андреевны в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    В комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» Анна Андреевна является женой городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского. Анна Андреевна является не очень умной женщиной и ей все равно как пройдет ревизия

  • Гражданские мотивы в лирике Пушкина сочинение

    Поэт и писатель Пушкин – это один из наиболее известных писателей всей нашей истории литературы. Его произведения всегда получались очень насыщенными и интересными

  • Анализ рассказа Живые мощи Тургенева

    Пример бесконечного терпения, страдания и принятия божьей воли И.С.Тургенев показал в своём рассказе «Живые мощи». В образе главной героини Лукерьи автор отразил характер, силу духа и отношение к жизни русского народа.

1. Многоликость характера русского народа.
2. Суть замысла поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».
3. Образ русского народа в поэме.
4. Значение темы, затронутой писателем.

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..
Н. А. Некрасов

Тему русского народа, его роли в истории страны затрагивали практически все русские писатели. С одной стороны, в нем — великодушие, гуманизм и щедрость души, выдержка и воля, величие духа и самопожертвование, грандиозные военные победы и реализация, казалось бы, непосильных для человека государственных проектов. С другой — непоследовательность, апатия, смирение, нередко невежество и недальновидность. Эта многоликость характера дала основание многим и отечественным, и зарубежным философам и писателям говорить о великой загадке русской души, русского народа. Надо отметить, что творчество Н. В. Гоголя во многом предвосхитило развитие этой дискуссии именно в направлении существования здесь некой тайны.

Название поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» заключает в себе главную, но не единственную идею произведения. Буквальное содержание сводится к сути аферы Чичикова: он скупал души умерших крестьян. Более глубокий смысл заключается в размышлениях о том, что представляет собой Россия, и как это состояние связано с населяющими ее людьми. Он показал со всех сторон как отрицательные, так и положительные стороны жизни современной ему России. Пытаясь объяснить замысел «Мертвых душ», сам Гоголь отмечал, что образы в поэме — «не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Считают, но являются ли? И мы видим, что нет.

По мнению многих исследователей творчества писателя, Гоголь планировал, подобно Д. Алигьери, провести своего героя Чичикова сначала через «ад» в первом томе «Мертвых душ», затем через «чистилище» во втором томе, и, наконец, закончить описание третьего тома «в раю», то есть завершить его духовным подъемом России. В себе самом Н. В. Гоголь видел писателя-проповедника, способствующего будущему возрождению России. Как известно, первое издание «Мертвых душ» Гоголь хотел издать с собственноручно нарисованным титульным листом. В середине была изображена «бричка Чичикова», символизирующая Россию в окружении «черепов», как бы олицетворяющих «мертвые» души живых людей. Замысел действительно был грандиозен. Но этим планам не суждено было сбыться.

Как известно, в полном объеме дошел только первый том произведения, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни. Третий том так и не был начат. Второй был сожжен, хотя до нас дошли черновики. Драматическая история книги отражала внутреннюю драму самого писателя. Второй том Гоголь начал писать в 1842 году, но через три года сжег рукопись. К счастью, случается так, что «рукописи не горят». Дошедшая до нашего времени часть второго тома проливает свет на истинный замысел писателя. Гоголь пытается создать положительный образ России. Тон повествования второго тома заметно меняется, появляются положительные персонажи, хотя они и выбиваются из той среды, в которой живут. Образ молодого помещика Тентетникова, героя второго тома, соотносится с такими художественными типами, как Онегин, Рудин, Обломов. С присущими

Гоголю тонким вкусом и психологической достоверностью показан провинциальный мыслитель с некрепкой волей и ограниченным взглядом на мир. А вот образ молодого российского буржуа откупщика Муразова, по мнению многих критиков, не получился. Именно этому персонажу принадлежат слова осуждения приобретательства и скопидомства. Но в данном случае идея не получила достоверного художественного воплощения. Явная, хотя и не полная метаморфоза произошла и с главным героем первого тома Павлом Ивановичем Чичиковым. По замыслу автора, он также должен был встать на путь нравственного очищения. Здесь он еще не до конца преображенный или, пользуясь распространенным эпитетом, «оживленный» герой, но уже и не тот бездушный и предприимчивый инициатор сомнительного предприятия. Эта тенденция должна была привести его в третьем томе к полному духовному воскрешению.

Впрочем, этот замысел угадывается еще в первом томе. Наряду с целой галереей «утративших душу» персонажей лишь двое имеют предысторию и еще теплившуюся душу. Это Чичиков и Плюшкин. История Плюшкина — его жизненная трагедия. Душа его затвердевала постепенно. Это подчеркивается и художественными средствами: то автор отмечает, что глаза его «еще не потухнули», то по лицу Плюшкина «скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства». Из описания его сада мы видим, что он заросший, запущенный, но все-таки живой. Важна и та деталь, что только у Плюшкина в имении находятся две церкви. Отсюда следует, что душа его еще не полностью очерствела. Возможно, в замысел третьего тома входило и продолжение темы Плюшкина. Вторым героем реального мира с еще живой душой является Чичиков. Он носит говорящее имя — Павел. Подобно библейскому апостолу, пережившему духовный переворот и повернувшему свою жизнь вспять, Чичиков должен был пережить возрождение.

Впрочем, живая душа России заключается, по мнению Гоголя, в живой душе ее народа. Вера писателя в русский народ — основа замысла поэмы. Именно в народе, хранится и проявляется все самое лучшее, настоящее, искреннее, величавое. Восхищения и автора, и Чичикова, и помещиков заключены в описаниях умерших крестьян. В памяти людей, их знавших, они приобретают былинный облик. «Милушкин, кирпичник! мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного! А Бремей Сорокоплехин! да тот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведьот какой народ!». А «каретник Михеев ведь больше никаких эки-пажей и не делал, как только рессорные». Это слова Собакевича, а на возражения Чичикова, что они только «мечта», он возражает: «Ну нет, не мечта! Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете: машинища такая, что в эту комнату не войдет... А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади...». Крепостной плотник Пробка «в гвардию годился бы». Беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров не стерпел неволи, бежал на широкий волжский простор и «гуляет шумно и весело» Хотя и приходится «тащить лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». В этих песнях бурлаков, воспетых русскими поэтами и художниками, Гоголю и не только ему слышалась тоска по другой жизни.

В. С. Бахтин говорит о противопоставлении в поэме так любимых Гоголем русских богатырей и их антиподов или точнее антибогатырей, каковыми являются гоголевские помещики и чиновники, например Собакевич. По своему облику, внешнему виду он типичный богатырь, но по жизненным устремлениям, мелочный и недостойный уважения человек. Здесь нет ни богатырского благородства, ни удали, ни стремления защитить слабого. Но образ народа также раздваивается на образ «реальный» и «идеальный». В образе «реального» народа, предстающего на страницах поэмы, перемешаны боль и надежда, уважение и упрек, любовь и ненависть к тем чертам, которые мешают народу «подняться в полный рост», осознать себя полноправными гражданами своей страны.

Непростая судьба народа особенно драматично показана через образы крепостных людей. Гоголь немало говорит о том состоянии, которое несет человеку крепостничество, подавляющее инициативу и предприимчивость. Таковы образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, Прошки и Мавры в поместье Плюшкина, забитых и униженных до крайней степени. В похожем состоянии находятся Селифан и Петрушка. Как всегда Гоголь находит верное выражение, подчеркивающее юмористическое отношение писателя и одновременно сочувствие к персонажу. Например, Петрушка вроде бы и имел наклонность к чтению, но не к тому, о чем читал он, а «больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит». Но и они — часть русского народа, хотя и не лучшая часть.

В своей поэме Гоголь выступает не только как проповедник, но и как пророк. В «Повести о капитане Копейкине» мы становимся свидетелями того, как покорность властям сменяются чувством мести за причиненные обиды. В центре повести — герой Отечественной войны 1812 года, инвалид, которого несправедливость власть предержащих заставила пойти на преступления. Вот эта потенциальная сила, заложенная в русском духе, реально ощущалась писателем: «Подымутся русские движения... и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов...».

Еще в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь рисует народ не забитым и угнетенным, а сильным, гордым, свободолюбивым. Ему присуще нравственное здоровье. Он щедр на выдумки. Во всем чувствуется его ум, мужество, сноровка, богатырская мощь, душевный размах.

Особый талант русского народа Гоголь усматривает в точности и поэтичности выражений: «Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а все сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы, — одной чертой обрисован ты с ног до головы!»

Самым ярким выражением патриотических чувств писателя в поэме являются рассуждения о судьбе Руси через сопоставление ее с судьбой народа. Сравнивая «необъятные просторы» с неисчислимыми духовными богатствами ее народа, Гоголь восклицает: «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине души моей; неестественною властью осветились мои очи: какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль — Русь!»

Н. Г. Чернышевский прав: «Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России». И, прежде всего, для национального самосознания России и ее граждан.

Замысел “Мертвых душ” не сразу явился перед Гоголем во всей полноте, но претерпевал различные изменения.
В 1836 году, находясь в Швейцарии, он перестраивает общий план произведения: “Все начатое переделал я вновь, обдумал весь план и теперь веду его спокойно как летопись”, – сообщал Гоголь в письме В. А. Жуковскому.
Гоголь задумал поэму из трех томов, опираясь на эпичес­кие поэмы Гомера и поэму Данте Алигьери “Божественная ко­медия”.
Поэма Данте содержит три части: “Ад” (населенный грешни­ками), “Чистилище” (там помещались те, кто мог очистить свои души от грехов), “Рай” (населенный чистыми, непорочными ду­шами). Гоголь хотел показать в первом томе своей поэмы пороки русских людей, затем герои должны были словно бы подняться из Ада в Чистилище, очистить свои души страданием и покаяни­ем. Затем, в Раю, лучшие качества героев должны были ожить и явить миру все лучшее, что есть в душе русского человека.
Два героя – Чичиков и Плюшкин – должны были пройти по всем кругам и в конце поэмы явить идеал человека. “Мертвые души” должны были бы стать поэмой о восстановлении челове­ческого духа.
Гоголь писал: “Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!”

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)


Другие сочинения:

  1. Светлые по своему настроению произведения чередуются в цикле с повестями, отличающимися суровым колоритом; повести, отмеченные преобладанием лирики и быта, перемежаются с произведениями, насыщенными фантастикой. Рядом с солнечной, пронизанной юмором “Сорочинской ярмаркой” мы видим “Вечер накануне Ивана Купала” с его остро Read More ......
  2. Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя “Мертвые души”. Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого Read More ......
  3. Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма “Мертвые души”, написанная в 1842 . Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Read More ......
  4. В названии поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал души умерших крестьян. Но на самом деле в названии заключен более Read More ......
  5. Творческая судьба Гоголя в 1840-х годах была драматичной и сложной. В это время обнаруживаются – и чем дальше, тем больше – признаки глубокой духовной драмы великого писателя, сущность и причины которой все еще недостаточно прояснены. Свою роль в эволюции мировоззрения Read More ......
  6. Все лучшее в русском обществе – возвышенные души, как Ленский, умные люди, как Онегин, верная своему долгу и своему сердцу Татьяна – постигает одна трагическая судьба. И Пушкин повествует о ней как о явлении русской жизни его времени, будь это Read More ......
  7. Плюшкин всем своим видом и недружелюбной встречей до такой степени озадачил Чичикова, что он сразу не мог придумать, с чего начать разговор. С целью расположить к себе мрачного старика и получить для себя выгоду, Чичиков решает попробовать подействовать на него Read More ......
  8. Тема дороги – одна из важнейших, ключевых в поэме “Мертвые души”. Действие поэмы происходит в губернском городе и в поместьях, а дорога является связующим звеном в художественном пространстве. Под дорогой мы понимаем и путь Чичикова, его продвижение к успешному завершению Read More ......
Общий замысел “Мертвых душ”

В самом названии знаменитой поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» уже заключен главный замысел и идея этого произведения. Если судить поверхностно, то в названии раскрывается содержание аферы и самой личности Чичикова - он покупал души уже мертвых крестьян. Но для того, чтобы объять весь философский смысл задумки Гоголя, нужно смотреть глубже буквального трактовки названия и даже происходящего в поэме.

Смысл названия «Мертвые души»

В названии «Мертвые души» заключен куда более важный и глубокий смысл, чем это отображено автором в первом томе произведения. Уже долгое время говорят о том, то Гоголь первоначально задумал написать эту поэму по аналогии со знаменитой и бессмертной «Божественной комедией» Данте, а как известно, она состояла из трех частей - «Ад», «Чистилище» и «Рай». Именно им и должны были соответствовать три тома гоголевской поэмы.

В первом томе своей самой знаменитой поэмы автор задумывал показать ад российской действительности, устрашающую и по-настоящему ужасающую правду о жизни того времени, а во втором и третьем томе - уже подъем духовной культуры и жизни России. В какой-то степени название произведения - это символ жизни уездного города N., а сам город является символом целой России, и таким образом - автор указывает на то, что его родная страна находится в ужасном состоянии, и самое печальное и страшное в том, что это происходит из-за того, что души людей постепенно охладевают, черствеют и умирают.

История создания Мертвых душ

Поэму «мертвые души» Николай Гоголь начал в 1835 году и продолжал над ней работать до конца жизни. В самом начале писатель выделял для себя, скорее всего, смешную сторону романа и создал сюжет Мертвых душ , как для длинного произведения. Бытует мнение, что основную идею поэмы Гоголь позаимствовал у А.С. Пушкина, так как именно этим поэтом впервые была услышана реальная история о «мертвых душах» в городе Бендеры. Гоголь работал над романом не только у себя на родине, но и в Швейцарии, Италии и Франции. Первый том «Мертвых душ» был закончен в 1842 год, и в мае уже был издан под названием «Похождения Чичикова или Мертвые души».

Впоследствии работы над романом, первоначальный замысел Гоголя значительно расширился, именно тогда и появились аналогия с тремя частями «Божественной комедии». Гоголь задумал, что его герои прошли своеобразные круги ада и чистилища, чтобы в конце поэмы духовно возвысится и возродиться. Свою идею автору так и не удалось реализовать, полностью была написана только первая часть поэмы. Известно, что работу над вторым томом поэмы Гоголь начал в 1840 году, а к 1845 году у него уже были готовы несколько вариантов продолжения поэмы. К сожалению, именно в этом году автор самостоятельно уничтожил второй том произведения, он бесповоротно сжег вторую часть «Мертвых душ», будучи недовольным написанным. До сих пор неизвестна точная причина такого поступка писателя. Существуют черновые рукописи четырех глав второго тома, которые были обнаружены после вскрытия бумаг Гоголя.

Таким образом, становится понятно, что центральной категорией и одновременно главным замыслом поэмы Гоголя является душа, наличие которой делает человека полноценным и настоящим. Именно это является основной темой произведения, и Гоголь старается указать на ценность души на примере бездушных и черствых героев, которые представляют особый социальный слой России. В своем бессмертном и гениальном произведении Гоголь одновременно поднимает тему кризиса России и показывает с чем напрямую это связано. Автор рассказывает о том, что именно душа - это природа человека, без которой в жизни нет никакого смысла, без которого жизнь становится мертвой и что именно благодаря ей можно отыскать спасение.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения