Для чего нужен скрипичный ключ в нотах. Скрипичный ключ – символ искусства и сомнительная татуировка. Как лучше запомнить расположение нот на нотном стане

Rating 4.43 (53 Votes)

Как без труда понять, какому звуку соответствует расположение ноты на нотном стане?
Ключ

Ключ - элемент нотного письма, который определяет расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты. Существует несколько видов ключей. Мы рассмотрим 3 основных: Скрипичный ключ, Басовый ключ и Альтовый ключ.

Скрипичный Ключ

Этот ключ указывает положение ноты Соль первой октавы:

Рисунок 1. Скрипичный ключ

Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает расположение ноты соль . Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль .

Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты. Мы помним порядок основных ступеней: до- ре- ми- фа-соль - ля- си. Давайте разместим эти ноты с учётом места ноты соль :

Рисунок 2. Ноты первой октавы в скрипичном ключе

На рисунке 2 мы разместили ноты отдо (самая первая нота, находится внизу на дополнительной линии) доси (на центральной линии). Последний символ - пауза.

Басовый Ключ

Указывает расположение нотыФа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию нотыфа . Эту линию мы снова выделили красным цветом:

Рисунок 3. Басовый ключ

Вот пример расположения нот до- ре- ми-фа - соль- ля- си на нотном стане с басовым ключом Фа :

Рисунок 4. Ноты малой октавы в басовом ключе

Этот ключ указывает расположение нотыДо первой октавы: она находится на средней линии нотного стана (линия выделена красным цветом):

Рисунок 5. Альтовый ключ

Примеры

Может возникнуть вопрос: «Почему нельзя обойтись одним ключом»? Читать ноты удобно, когда большинство нот располагается на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу. Кроме того, мелодия таким образом записывается компактней. Рассмотрим пример использования ключей.

Мелодия из телепередачи «В гостях у сказки», первые 2 такта. В Скрипичном ключе Соль эта мелодия выглядит так:

Рисунок 6. Мелодия «В гостях у сказки» в скрипичном ключе

А вот так выглядит эта же мелодия в Басовом ключе Фа :

Рисунок 7. Мелодия «В гостях у сказки» в басовом ключе

В Альтовом ключеДо эта же мелодия выглядит вот так:

Рисунок 8. Мелодия «В гостях у сказки» в альтовом ключе

В случае записи мелодии в ключе Соль , ноты размещаются на нотном стане без дополнительных линеек. В басовом ключеФа мелодия полностью записана на дополнительных линейках, что усложняет и чтение, и запись. В альтовом ключе бóльшая часть мелодии записана на дополнительных линейках. Это тоже неудобно.

И наоборот: если бас-партию записать в скрипичном или альтовом ключе, то все или большинство нот будут располагаться на дополнительных линейках. Таким образом, различные ключи облегчают чтение и запись низких или высоких нот.

Отдельно отметим, что существуют и другие ключи. Они подробно рассмотрены в статье « ».

Для закрепления материала предлагаем вам поиграть: программа покажет ключ, а вы определите его название.

Полная версия программы в статье «Тест: музыкальные ключи »

Итоги . Теперь вы знаете 3 основных ключа: Скрипичный ключ Соль , Басовый Фа и Альтовый До .

Когда преподаватели в музыкальных школах рассказывают маленьким детям, что такое скрипичный ключ, они часто говорят что-то очень красивое и мотивирующее. Например: «Это — скрипичный ключик! Он открывает нотную строку и откроет тебе дверь в огромный мир музыки!». Звучит поэтично. Но не совсем понятно. Почему все-таки «ключ»? И почему именно «скрипичный»? Ведь ноты с таким знаком не только у скрипачей. Странно?

Слово «ключ» и правда неслучайно, этот знак действительно — ключ. Но только не от двери, а, скорее, к шифру. Этот шифр — запись нот, потому что записывать их можно по-разному.

Что такое ноты? Ноты - это графические обозначения для звуков определенной высоты, которые группируются и записываются в особой - октавной - системе. Дело в том, что музыкальные звуки, частота (да, ее в Герцах измеряют) которых различается ровно в 2 раза, звучат для нашего уха очень похоже. Как повторение одного - только на разной высоте. Расстояние (интервал) между ними называется октавой. Поэтому весь диапазон музыкальных звуков делят на участки, которые тоже называются октавы. Схожие в каждом участке звуки — ноты — имеют одинаковые названия: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. И следующая после си нота - до, только на октаву выше. И так далее.

Нотный стан — это те самые 5 линеек, на которых и между которыми последовательно записываются ноты. Таким образом, максимально можно записать 11 нот. Но ноты, в отличии от линеек, не кончаются. И даже добавив пару или тройку дополнительных мини-линеечек для отдельных нот, мы не охватим ВСЕ возможные ноты всех октав. А главное — на разных инструментах можно взять ноты только определенных октав, не выше и не ниже. То же и с человеческим голосом. Значит, нужно определить, какой именно нам нужен диапазон и писать в нем — ведь сами по себе линейки нотного стана ничего не значат, пока мы не зададим исходную точку отсчета. Необходимо указать КЛЮЧЕВУЮ ноту, от которой будут отсчитываться все остальные.

Для этого и нужен ключ. Именно он определяет «кодировку» — какой линейке соответствует «главная» нота, а значит, и как относительно нее расположены другие. И вариантов может быть много — как и музыкальных ключей. Их символы кажутся замысловатыми, однако в них есть смысл: центральный элемент каждого ключа указывает на эту самую «начальную» ноту.

Любимый всеми (и нами) скрипичный ключ - это ключ «соль»: его завиток огибает вторую линейку нотного стана, на которой в скрипичном ключе и располагается соль первой октавы. А значит, под этой второй линейкой будет фа, а над ней — ля. В скрипичном ключе удобно записывать ноты для скрипки, женского вокала, духовых, некоторых ударных и правой руки фортепиано (но не всегда). Просто потому, что это достаточно высокие звуки и скрипичный ключ подходит: он охватывает Первую и Вторую октавы. Это диапазон среднего человеческого голоса (и скрипки). Традиционно партии тенора (мужской высокий голос) и гитары тоже записываются в скрипичном ключе, только исполняются на октаву ниже.

Еще есть ключи «фа» — басовый, например. В нем пишутся партии второй руки для фортепиано, виолончели и фагота — партии в Большой и Малой октаве, то есть низкие звуки. Его «завиток» и две точки помещают ноту фа Малой октавы на четвертую линейку нотного стана. Если его сдвинуть на одну линейку вниз, получится баритоновый ключ: в нем фа, соответственно, расположена на третьей линейке.

А еще есть ключи «до»: альтовый, теноровый, сопрановый. И это мы молчим про совершенно особые ключи для ударных, которые могут вообще ничего не говорить о высоте звука! Действительно, способов шифрования музыки великое множество — но в них вполне по силам разобраться. Если только уметь правильно подобрать ключ.

Здравствуйте, дорогие друзья. Мы совсем ещё не говорили о видах музыкальных ключей и в этой статье мы исправим это.

На сегодня мы знаем только о том, как записывать ноты в скрипичном ключе. Кстати, скрипичный ключ ещё называют ключом соль.

В нём ноты, как мы знаем, записываются следующим образом:

рис. 1

На рисунке 1 мы начали движение вверх от ноты до первой октавы.

С басовым ключом мы также встречались, например когда разбирали Менуэт Баха:

рис. 2

Басовый ключ также называют ключом фа. Дело в том что середина его (между двумя точками) "указывает" на ноту фа .

Если записать звукоряд с рисунка 1 в басовом ключе, то он будет выглядеть так:

рис. 3

То есть Ля в басовом ключе это до в скрипичном, си в басовом это ре в скрипичном и так далее.

Также существуют ключи системы до .

И если со скрипичным и басовым ключами мы часто встречались, то данный ключ будет для нас возможно чем-то новым.

Ключи данной системы перемещаются вверх вниз. Смысл этих перемещений в том чтобы указать где будет находится нота до первой октавы.

Например, если третья линейка сверху будет пересекать центр ключа, значит на уровне этой линейки у нас будет звук до (это будет называться Альтовым ключом ).

Например мы можем записать тот же самый звукоряд, что изображен на рисунке 1 вот так:

рис. 4

В ключах системы до записывают, такие инструменты как альт (на рисунке 4 изображены ноты как раз для этого инструмента), тромбон, виолончель.

) приведём более полный список существующих ключей. Напомним, что ключ указывает место определённой ноты на нотном стане. Именно от этой ноты отсчитываются все остальные ноты.

Группы ключей

Несмотря на обилие возможных ключей, их все можно разделить на 3 группы:

Также есть «нейтральные» ключи. Это ключи для партий барабанов, а также для гитарных партий (так называемая табулатура - см. статью «Табулатура» [читать ]).

Итак, ключи:

Ключи «До» Картинка Пояснение
Сопрановый или Дискантовый ключ Один и тот же ключ имеет два названия: Сопрановый и Дискантовый. Помещает ноту «До» первой октавы на нижнюю линию нотного стана.
Этот ключ располагает ноту «До» первой октавы на одну линию выше, чем Сопрановый ключ.
Указывает ноту «До» первой октавы.
Снова указывает расположение ноты «До» первой октавы.
Баритоновый ключ Располагает ноту «До» первой октавы на верхней линии. Смотрите дальше в ключах «Фа» Баритоновый ключ.
Подробнее про Баритоновый ключ

Различное обозначение Баритонового ключа не меняет расположение нот на нотном стане: Баритоновый ключ группы «Фа» указывает ноту «Фа» малой октавы (она расположена на средней линии нотного стана), а Баритоновый ключ группы «До» - ноту «До» первой октавы (она на верхней линии нотного стана). Т.е. при обоих ключах расположение нот остаётся неизменным. На рисунке ниже приводим звукоряд от ноты «До» малой октавы до ноты «До» первой октавы в обоих ключах. Обозначение нот на схеме соответствует принятому буквенному обозначению нот (), т.е. «Фа» малой октавы обозначена, как «f», а «До» первой октавы обозначена как «c 1 »:

Рисунок 1. Баритоновый ключ группы «Фа» и группы «До»

Для закрепления материала предлагаем вам поиграть: программа покажет ключ, а вы определите его название.

Программа доступна в разделе «Тест: музыкальные ключи »

В данной статье мы показали, какие ключи существуют. Если вы хотите узнать подробное описание по назначению ключей и как ими пользоваться, обратитесь к статье «Ключи» ().

Скрипичный ключ в привычном для нас виде появился в шестнадцатом веке, когда родилась инструментальная музыка. Но предыстория его началась на рубеже первого и второго тысячелетия нашей эры. Тогда монах-бенедиктинец Гвидо из города Ареццо в итальянской провинции Тоскана придумал, как записывать музыку с помощью нот. Для обозначения звука нужно было изобрести какой-то символ.

Ноты в их теперешнем начертании - заслуга исключительно Гвидо д’Ареццо. После него система записи музыки совершенствовалась, но основы заложил именно этот монах. В начале строки он записывал ноту, с которой начиналась мелодия. Литера G, обозначающая ноту «соль», послужила прообразом скрипичного ключа.

В чем же его функция? На пяти линейках можно разместить одиннадцать Скрипичный ключ указывает, на какой линейке (второй снизу) находится «соль» первой октавы. Диапазона нот, расположенных на этих пяти линейках при записи с помощью скрипичного ключа, вполне достаточно для большинства музыкальных инструментов. Однако не для всех это подходит. Есть инструменты очень низкого и, напротив, очень высокого звучания. Если записывать мелодию для них, придется наносить добавочные линейки. Они могут быть снизу или сверху. При чтении мелодии с листа это очень неудобно. Для того чтобы записывать музыку для разных инструментов, скрипичный ключ оказался мало приспособлен. Поэтому и были придуманы еще несколько знаков такого рода. Это басовый, альтовый, теноровый и некоторые другие ключи.

В чем разница между ними? указывает, где располагается нота «фа» малой (следующей вниз от первой) октавы. Она находится на второй сверху линейке. Баритон немного выше баса, поэтому ту же ноту баритоновый ключ размещает на средней линейке. Альтовый символ на эту же черту размещает ноту «до» первой октавы. Почему так происходит? Дело в том, что альт выше баритона или тенора.

Всего сейчас в практике используются одиннадцать ключей. В прошлом их было значительно больше, но в процессе развития этого большинство из них за ненадобностью отпали. Для записи самого высокого (в музыкальном смысле) звучания используется сопрановый или дискантный ключ. Он располагает ноту «до» первой октавы на первую линейку снизу.

Скрипичный ключ не подходит и для записи партий Для этого применяется особый «нейтральный» символ. Ведь для понятие высоты звука ничего не значит. Здесь главное - ритм и громкость. Он записывается в двух вариантах.

В первом случае это две толстые параллельные вертикальные черты, упирающиеся концами во вторую и четвертую линейки нотного стана, а во втором - вытянутый прямоугольник, немного не доходящий до крайних линий.

Популярность скрипичного ключа как музыкального символа вызвала даже моду на татуировку. Среди музыкантов он считается олицетворением творчества и указывает на принадлежность обладателя модного тату к людям искусства. А вот на «зоне» наколка «скрипичный ключ» может иметь совсем другое значение. Она доставит человеку, неосмотрительно сделавшему себе тату в виде этого музыкального символа, много неприятностей. Как правило, его накалывают гомосексуалистам.

Однако мнение преступного сообщества относительно этой татуировки окончательно не устоялось. Поэтому, в зависимости от места нанесения и графических нюансов, скрипичный ключ может означать еще и то, что его обладатель на воле вел веселую, разгульную жизнь. Однако цена ошибки в этом случае слишком велика, поэтому все больше обитателей мест заключения предпочитает не связываться с сомнительной татуировкой.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения