Что такое модельная библиотека краткое содержание. Теоретические аспекты модельной библиотеки как перспективной формы развития сельской библиотеки. Социальная значимость Проекта

Наша гордость …

На сегодняшний день в Белгородской области открыто 180 модельных библиотек, это один из лучших показателей в России! Согласитесь, есть повод для гордости, тем более, что мы, как методический центр, сделали не мало для того, чтобы добиться такого результата.
Презентация

Первые модельные библиотеки были созданы в нашей области в 2002 году в рамках федерального проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе». От Белгородской области участниками проекта стали: Антоновская сельская библиотека ЦБС Грайворонского района, Бессоновская сельская библиотека ЦБС Белгородского района, Великомихайловская сельская библиотека ЦБС Новооскольского района, Новотаволжанская сельская библиотека ЦБС Шебекинского района, Гостищевская сельская библиотека ЦБС Яковлевского района.

Они отлично себя зарекомендовали, и идея создания модельных библиотек нашла поддержку у губернатора Белгородской области Е.С. Савченко, поэтому в областную целевую программу «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2003 — 2005 годы» (которая была пролонгирована еще на 3 года, до 2008 года) был включен раздел о создании в каждом районе не менее трех модельных библиотек.
Областная целевая программа «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2009 — 2014 годы» также предполагает создание модельных библиотек по одной в каждом районе ежегодно.

Особенность работы по созданию модельных библиотек в Белгородской области заключается в том, что разработана Концепция модельной библиотеки , которая действует как модельный стандарт деятельности библиотеки этого статуса.

Федеральная концепция модельной библиотеки, по которой статус модельной может быть присвоен только сельской библиотеке, получила в Белгородской области свое методологическое развитие. Принято методическое решение, согласно которому статус модельной может быть присвоен как сельской библиотеке, так и городской библиотеке-филиалу, а также детской сельской или городской библиотеке. Примеры придания статуса модельной детской или городской библиотек уже есть - в Валуйском, Яковлевском районах, г. Шебекино.

Понятие «модельная библиотека» рассматривается не как образцово-показательная модель, которая создается для демонстрации различным делегациям и гостям. Модельная библиотека – это норма, типовая форма существования современной муниципальной публичной библиотеки.

Такая жесткая позиция в этом отношении способствовала тому, что в профессиональном библиотечном сообществе России требования, предъявляемые к модельным библиотекам в нашей области, легли в основу общероссийской концепции модельной библиотеки. Это подтвердила состоявшаяся в Белгородской области в 2008 году VIII Всероссийская школа библиотечной инноватики, которая прошла в формате творческой лаборатории на тему «Модельная библиотека как инновационная структура библиотечно-информационного обеспечения села».

Сегодня наши модельные библиотеки, являясь библиотекой универсального профиля, выполняют функции информационного, культурно-досугового, образовательного центра для различных групп населения.

Для специалистов библиотекари открывают именные электронные папки , в них по профилю деятельности собирают информацию из Интернет. В библиотеках активно используется достаточно новая форма обслуживания – электронная доставка документов .

Каждый житель может воспользоваться услугой электронной почты и открыть свой собственный почтовый ящик. Библиотекари в обязательном порядке обучают будущих защитников отечества работе с электронной почтой и открывают для них персональные почтовые ящики , чтобы уже в армии они всегда могли связаться с родными.

Все модельные библиотеки стали центрами обучения населения работе с информационными технологиями: создаются учебные группы молодежи, пенсионеров. В условиях экономического кризиса учиться работать на компьютере в библиотеку все чаще приходят люди активного трудового возраста, в том числе оставшиеся без работы.

Библиотеки создают собственные электронные продукты - обязательно создание электронной версии Летописи населенного пункта, Электронной презентации населенного пункта, БД социально-бытовой информации и др.

Хорошая материально-техническая база библиотек позволяет предоставлять населению дополнительные платные копировально-множительные услуги. Заработанным таким образом средства не могут компенсировать библиотекам бюджетное финансирование. Главная задача внедрения платных услуг – в повышении эффективности библиотечной деятельности, направленной на повышение качества жизни населения.

Все библиотеки являются центрами правовой информации . Совместно с управлением специальной связи по Белгородской области организовано предоставление всем модельным библиотекам бесплатного доступа к Государственной системе распространения правовых актов. Библиотекам выделен пароль доступа к правовым актам на Интернет-сайте Спецсвязи Федеральной службы охраны Российской Федерации, дополнительно в библиотеках бесплатно установлены правовые базы данных Спецсвязи Федеральной службы охраны Российской Федерации. Кроме того, юрист ЦПИ центральной библиотеки периодически, согласно графику, выезжает в поселенческие библиотеки для оказания юридических консультаций всем жителям.

Благодаря выходу в Интернет библиотеки выполняют функции центра социально-бытовой информации : адресам работы различных учреждений как в районе, области, так и в целом по стране, графики движения транспорта, условия поступления в учебные заведения. Для оперативного обслуживания населения по различным вопросам, модельные библиотеки формируют собственные базы данных, такие как «Адреса, время работы всех организаций и учреждений, расположенных на территории села, района», «Центр занятости предлагает», «Медицинские учреждения в районе», «Куда пойти учиться».

Все модельные библиотеки разработали совместно со школами программы в помощь образовательному и воспитательному процессу . На базе библиотек проводятся учебные занятия по предметам «Мировая художественная культура», «Изобразительной искусство», «Музыка», «Народная культура», «История России», «Мировая история».

Для продвижения видеоматериалов из фонда, библиотеки становятся видеообразовательными центрами : открываются видеогостиные, видеоклубы, например, Клуб интеллектуального кино, их программы предусматривают обязательное коллективное обсуждение зрителями увиденных программ. Все это позволяет организовать полезный досуг населения .

Интересно, что на Белгородчине началось новое «движение» - библиотеки на своей технической базе выпускают газеты , на страницах которых рассказывают о жизни своего населенного пункта. Корреспондентом такой газеты может стать любой местный житель.

Являясь основными держателями краеведческой информации модельные библиотеки становятся, в рамках реализации региональной программы «Развитие туризма в белгородской области», Экскурсионными центрами территории: разрабатывают туристические маршруты, видеоэкскурсии, проводят их, создают электронную и бумажную краеведческую продукцию и распространяют ее среди туристов.

Модельная сельская библиотека - это многофункциональный информационно-культурный и образовательно-просветительский центр, отвечающий нормам и требованиям "Модельного стандарта публичной библиотеки", принятого Российской библиотечной ассоциацией в 2001 г. В условиях продолжающихся социально-экономических и демографических изменений в России, модернизации библиотечных технологий и ресурсов, учитывая замечания и предложения, полученные в ходе широкого профессионального обсуждения документа, 22 мая 2008 года был принят "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новая редакция" .

Модельная библиотека - это не просто смена вывески. Это совершенно новые направления работы, которые качественно изменят жизнь селян, их психологию. В первую очередь, это переориентация деятельности библиотеки на интересы местного сообщества. Необходимо научиться быть полезной не только своим непосредственным читателям, но и всему населению. Сельский житель должен иметь широкий доступ к информации, независимо от того, в маленькой деревне он живет или в большом населенном пункте.

Цель создания модельных библиотек: качественное повышение уровня информационной обеспеченности сельского населения.

Задачи:
- внедрение новых информационных технологий и укрепление ресурсной базы сельской библиотеки
- активизация кадрового потенциала, повышение квалификации библиотечных работников и их адаптация к новым требованиям
- создание положительного имиджа библиотеки.

Основные положения модельного стандарта деятельности публичной библиотеки:

1. Наличие модельной библиотеки в каждом поселении территории (муниципального образования) является обязательным.

2. Публичная библиотека является общедоступной для всех категорий и групп граждан, обеспечивает и защищает их права на доступ к знаниям, информации и культуре, составляет одну из главнейших предпосылок непрерывного образования и самообразования и культурного развития.

3. Одним из важнейших направлений деятельности библиотеки является обеспечение пользователей всеми видами информации для поддержания образования и самообразования, для компетентного участия в обсуждении важных проблем и принятия решений.

4. Библиотека участвует в организации содержательного досуга граждан, способствует развитию их творческих способностей, приобщает к культурному наследию. Самостоятельно или совместно с другими организациями библиотека реализует образовательные, информационные и иные программы и проекты, проводит культурные акции (вечера, встречи, концерты, лекции, фестивали, конкурсы и т.д.).

5. При отсутствии местного краеведческого музея публичная библиотека выступает инициатором в собирании предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии и др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке.

6. Объем фонда публичной библиотеки ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя Российской Федерации, в том числе в городе 5–7 томов; на селе 7–9 томов. Однако средние показатели объема фонда могут корректироваться в зависимости от потребностей местных жителей, специфики конкретной библиотеки, близости других библиотек, возможностей доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей.

7. В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в районе обслуживания специализированной детской библиотеки), литература для детей в возрасте до 14 лет включительно составляет не менее 30% от общего объема фонда библиотеки и содержит документы на различных носителях, в том числе обучающие и развивающие программы, игры и т.п.

8. В фонде библиотеки должны присутствовать специальные форматы для слепых: книги рельефно-точечного шрифта, «говорящие» книги, аудиокниги, рельефные пособия, тактильные рукодельные издания, издания в цифровом формате, а также аудиовизуальные материалы с сурдопереводом или сопровождаемые печатным текстом для глухих и слабослышащих.

9. В любой доступной форме библиотека осуществляет обслуживание тех, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме, социально исключённых групп граждан или находящихся в зоне риска такого исключения: инвалидов по зрению, по слуху, с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов других категорий; лиц преклонного возраста; лиц, слабо владеющих русским языком; пациентов больниц и специальных лечебных заведений; детей, содержащихся в детских домах; заключенных.

В этих случаях совместно со специальными библиотеками используются различные формы обслуживания: пункты выдачи литературы, обслуживание на дому, обслуживание в режиме удаленного доступа, выдача по межбиблиотечному абонементу и др.

10. Каждая публичная библиотека размещается с учетом ее максимальной доступности (по времени не более 15–20 мин., за которое местный житель может добраться до библиотеки).

11. Публичная библиотека может размещаться в отдельно стоящем здании, в здании кластерного типа под одной крышей с другими учреждениями и организациями, а также в специальной пристройке к другому зданию (жилому или общественному).

12. При любом варианте размещения публичной библиотеки должен быть обеспечен удобный и свободный подход для публики и подъезд для производственных целей самой библиотеки и пожарного транспорта.

13. Публичная библиотека должна быть также доступна той части местных жителей, которые находятся в зоне риска социального исключения, прежде всего, маломобильные группы: инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды с недостатками зрения и слуха, лица преклонного возраста, а также люди с детскими колясками, беременные женщины и т.п.

14. Дети нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как своё детское. Детская территория публичной библиотеки должна быть легко узнаваемым, дружелюбным, привлекательным и удобным местом для детей, отличающимся своей функциональностью и необычностью: специальная мебель, цветовое и декоративное оформление и др.

15. Все сотрудники публичной библиотеки должны ясно представлять цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей библиотеки. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии своей библиотеки, в проектной деятельности, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания.

Скачать и полностью ознакомиться с документом Вы можете

Конкурс проводится в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2006-2011 гг.»

  1. Цели конкурса:
    • Выявление новых направлений работы модельных сельских библиотек как центров местного развития;
    • Содействие формированию современной модели сельской библиотеки;
    • Обобщение результатов наиболее эффективных проектов по библиотечному и информационному обслуживанию сельского населения;
    • Развитие социального партнерства и профессиональных связей между организациями, заинтересованными в новых формах работы с социально незащищенными слоями населения;
    • Привлечение общественного внимания к проблемам сельских библиотек
  2. Условия конкурса
    1. К участию в конкурсе приглашаются центральные библиотеки субъектов РФ, осуществляющие методическую помощь сельским библиотекам региона, поселенческие и межпоселенческие библиотеки, расположенные в сельской местности, библиотечные ассоциации и общества, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством.
    2. В конкурсе могут принять участие сельские библиотеки, которые в настоящее время не имеют статуса модельной библиотеки, но осуществляют проекты, направленные на предоставление широкого доступа различных целевых групп населения, проживающего в сельской местности, к социально значимой информации;
    3. К рассмотрению принимаются заявки, содержащие описание реализованных или принятых к реализации культурно-социальных проектов, направленных на предоставление новых форм информационных и библиотечных услуг с учетом потребностей и интересов местного сообщества;
    4. Не принимаются заявки от незарегистрированных и коммерческих организаций, временных творческих коллективов и частных лиц; на проекты, связанные с политической и религиозной пропагандой.
  3. Условия оформления и предоставления заявки
    1. Заявка и описание проекта представляются на конкурс в 2-х экземплярах. Приветствуется предоставление копии заявки в электронном виде на компакт-диске.
    2. На титульном листе заявки указываются:

      Данные об организации, подающей заявку: полное название, почтовый адрес с индексом, телефон (с кодом), факс (с кодом), адрес электронной почты, фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя организации,

      Данные о проекте: название проекта; фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя проекта, телефон (с кодом), адрес электронной почты.

    3. Заявка должна содержать общую информацию о библиотеке, описание ее деятельности в качестве модельной, информацию о населенном пункте, где расположена библиотека, численность и состав населения, учреждения культуры и образования, предприятия, достопримечательности и т.п.(не более 2 страниц)
    4. Основное описание проекта не должно превышать 5-7 страниц, 14-м шрифтом, объем приложений (фотографии, презентации, публикации в СМИ и т.д.) не ограничивается. В описании проекта должны быть обозначены цели и задачи проекта, целевые группы, партнерские организации, содержание деятельности, этапы реализации, общий бюджет проекта, источники финансирования, результаты и оценку эффективности проекта.
    5. Материалы, присланные по факсу или электронной почте, не рассматриваются.
    6. Материалы, представленные на Конкурс, не возвращаются и не рецензируются.
  4. Сроки проведения Конкурса
    1. Материалы на конкурс принимаются до 01 октября 2009 года.
    2. Материалы, поступившие по почте, после 01 октября 2009 года, не рассматриваются.
    3. Материалы следует направлять по адресу: 107078. Москва, Б.Козловский пер., 13/17. Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека» с пометкой на конверте: «На всероссийский конкурс «Модельная сельская библиотека – центр местного сообщества».
  5. Рассмотрение работ и подведение итогов Конкурса.
    1. Работы рассматриваются членами жюри.
    2. Преимущество будут иметь проекты, которые:
      • Реализуются в партнерстве с другими организациями;
      • Реализуются по заказу и при финансовой поддержке местных органов власти;
      • Учитывают потребности местного сообщества и направлены на его рзвитие;
      • Используют культурные и экономические ресурсы территории;
      • Адресованы различным целевым группам населения: инвалидам, безработным, специалистам и т.п.
    3. Итоги конкурса будут опубликованы 20 октября 2009г. на сайтах:

      Министерства культуры Российской Федерации http://www.mkmk.ru/

      Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» http://www.pbl.ru/

    4. Церемония награждения победителей конкурса состоится в г. Брянске в рамках Всероссийского съезда сельских библиотек. Победителям конкурса будет предоставлена возможность представить свои проекты на Всероссийском съезде сельских библиотек. Командировочные расходы, связанные с участием победителей конкурса в работе Съезда, оргкомитет Конкурса берет на себя.
  6. Оргкомитет и жюри Конкурса.
    1. Организационное сопровождение конкурса осуществляется Фондом «Пушкинская библиотека»;

      Адрес: 107078 г. Москва, Б.Козловский, д13/17, стр.1

    2. Состав жюри конкурса утверждает Министерство культуры Российской Федерации;
    3. Жюри конкурса - это представительный и публичный орган, призванный обеспечить авторитет, статус и доверие к конкурсу. Решение жюри является окончательным и не подлежит изменению

В настоящее время остро стоит вопрос повышения роли библиотек в развитии информационного общества с целью снижения информационного неравенства граждан и различных регионов страны. Именно об этом говорилось в приветственном слове Президента РФ Д. А. Медведева на VI Тверском социально-экономическом форуме «Информационное общество» в 2009 г.: «...XXI век по праву называют веком информации. И сегодня крайне важно совершенствовать коммуникационную инфраструктуру, активнее преодолевать «цифровое неравенство» регионов, переходить на самые современные стандарты и технологии...» .

Распоряжением Правительства РФ от 10.03.2008 г. № 1663-р утверждены «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года», а также перечень проектов по их реализации. Среди приоритетных направлений деятельности в области развития культуры выделен комплекс мер по «обеспечению для граждан России равного права на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям», по развитию библиотечной системы, в частности – содействие модернизации материально-технической базы библиотек и внедрение новейших информационных технологий .

Нельзя говорить о создании единого национального информационного пространства без развития сельских библиотек, которых в России более 38 тысяч, и обслуживают они свыше 40 млн. жителей, то есть треть населения страны. Но лишь незначительная их часть (9%) оснащены компьютерной техникой и лишь 3% имеют доступ к Интернету. При этом часто именно сельская библиотека является единственным культурным учреждением на селе. Именно она осуществляет самые разнообразные функции – образовательную, досуговую, развлекательную, культурно-просветительную, мемориальную, историко-краеведческую, оказания социальной помощи населению. Последняя особенно важна в отдаленных деревнях, где нет возможности создать специализированные службы социальной поддержки населения. Все это доказывает, что в ликвидации информационного неравенства особое внимание должно быть направлено на информатизацию сельских библиотек.

Создание модельных библиотек в РФ началось с реализации в 2002 г. общероссийского проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» Министерства культуры РФ, Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и общественной организации «Открытая Россия». О значимости данного проекта, реализация которого стала сегодня одним из приоритетных направлений развития библиотечного дела в России, говорит тот факт, что с 2006 г. он включен в Федеральную целевую программу «Культура России (2006–2011 годы)». Согласно задачам Программы 420 сельских библиотек должны быть обеспечены доступом к информационным ресурсам. На реализацию данного проекта федеральным бюджетом выделяется 165 млн. рублей .

В понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. Критериальные показатели модели современной публичной библиотеки, отвечающей требованиям информационного общества и соответствующей запросам сегодняшних пользователей, отражены в «Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки», принятом Российской библиотечной ассоциацией в 2001 г. В новой редакции документа (2008 г.) акцент сделан на модернизацию библиотечного обслуживания на основе внедрения информационных технологий в библиотечную практику. Так, в частности, в документе указано:

«Благодаря своей доступности, библиотека способствует устранению информационного неравенства, созданию условий для реализации интеллектуальной свободы, сохранения демократических ценностей и всеобщих гражданских прав, улучшения качества жизни...

Библиотека обслуживает все категории граждан, предоставляет им комплекс библиотечно-информационных и сервисных услуг в наиболее удобном для них режиме: в самой библиотеке или вне библиотеки, а также по телефону или по электронной почте.

Информационные технологии позволяют публичной библиотеке внедрять и использовать новые формы обслуживания, обеспечивать доступ к собственным и корпоративным информационным ресурсам любому пользователю вне зависимости от места его нахождения» .

Таким образом, модельная сельская библиотека – это библиотека, по своим функциям, содержа-нию и оснащению отвечающая междуна-родным и отечественным стандартам, ставшая своеобразным образцом, этало-ном для других, то есть это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является платформой для эффективного и качественного обслуживания населения. Она создается с целью предоставления жителям муниципальных образований неограниченного доступа к информации, качественного повышения уровня библиотечного обслуживания населения.

Модернизация сельской библиотеки предусматривает следующие условия:

  • организация современной комфортной среды (капитальный ремонт помещения);
  • благоустройство прилегающей территории;
  • обновление основного ядра книжного фонда, исходя из нормативов «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки»;
  • текущее комплектование фонда на всех видах носителей;
  • подписка на периодические издания;
  • автоматизация библиотечных процессов;
  • доступ к информационным ресурсам Интернета и региональных библиотек;
  • обучение персонала практическим навыкам использования новых технологий в библиотечно-информационном обслуживании пользователей.

Для эффективной реализации данного проекта необходимо участие региональных и местных органов власти. Именно на них возлагаются такие задачи, как ремонт помещений библиотек, оснащение их библиотечным оборудованием и мебелью, обеспечение сохранности установленного компьютерного оборудования, другой техники и информационных ресурсов.

Реализация проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» стала катализатором процессов модернизации в сельских библиотеках многих регионов РФ.

Ведущую роль в осу-ществлении проекта сыграли те регио-ны, которые на протяжении последних десяти лет не просто поддерживали и развивали инициативы, направленные на сохранение и поддержку сельских биб-лиотек, но самостоятельно разрабатыва-ли и осуществляли региональные про-граммы по их модернизации. Наиболее ярким примером можно считать программу создания модельных сельских библиотек в Чувашской Республи-ке. В 2003 г. Президентом республики был подписан Указ «О создании сельских модельных библиотек в Чувашской Республи-ке». В данном документе Кабинету Министров Чувашской Республики надлежало обеспечить «открытие в течение 2003–2004 гг. 100 сельских модельных библиотек, оснащенных базовым комплектом компьютерного оборудования, справочно-правовыми системами, электронными изданиями, лучшими книгами отечественного книгоиздания; подключение сельских модельных библиотек к республиканской телекоммуникационной сети». При формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на 2004 г. планировалось выделение средств на создание и открытие сельских модельных библиотек в рамках софинансирования по пилотному проекту «Создание компьютерных публичных библиотек в сельской местности». А органам самоуправления районов Чувашской Республики рекомендовалось «создать необходимые условия для открытия сельских модельных библиотек, обеспечить ремонт, реконструкцию зданий и помещений, приобретение мебели, телефонизацию и сохранность оборудования; организовать обучение компьютерным технологиям работников сферы культуры» .

В выступлении на заседании Совета при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе Президент Чувашии Н. В. Федоров сказал: «Исключительно за счет средств республиканского бюджета мы на-чали в некотором смысле беспре-цедентную акцию по созданию се-ти модельных библиотек – 500 современных и оснащенных вместо 500 вчерашних убогих и унылых. Такова была наша цель» .

Опыт работы Чувашской Республики высоко оценил Президент РФ Д. А. Медведев и предложил использовать его другим регионам. Так, на встрече с Президентом Чувашской Республики Д. А. Медведев отметил, что духовная жизнь всегда «концентрировалась вокруг библиотек», где «должна быть цифровая составляющая, доступ в мировую сеть и нормальный набор книг, чтобы люди не утратили навыки чтения». В этом отношении, по его мнению, «модельные библиотеки Чувашии представляются правильными по своей структуре», и «этот опыт можно было бы использовать и в других регионах» .

Проект по созданию модельных библиотек в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006–2010 годы)» реализуется в Удмуртской Республике. По результатам рассмотрения заявок на участие в проекте «Модельные сельские библиотеки» было принято решение об открытии в 2009 г. в Удмуртии двух модельных сельских библиотек в Малопургинском (деревня Бобья-Уча) и Завьяловском (деревня Подшивалово) районах.

На создание одной модельной библиотеки из федерального бюджета получено свыше 400 тыс. руб., в том числе 140 тыс. руб. на приобретение компьютерного оборудования, 250 тыс. руб. – на комплектование фондов библиотек печатными и электронными изданиями, а также средства на обучение библиотекарей в Москве. За счет средств муниципального бюджета, по условиям проекта, осуществлены ремонт помещений библиотек и установка пожарной и охранной сигнализации .

В ноябре 2009 г. в Брянске состоялся Всероссийский съезд сельских библиотек. Его организаторами выступили Министерство культуры РФ, Фонд «Пушкинская библиотека», Администрация Брянской области, Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. М. Тютчева. В работе съезда участвовали представители сельских библиотек 42 регионов РФ, Украины и Беларуси.

На съезде были подведены промежуточные итоги проекта «Модельные сельские библиотеки». Лидерами (регионами, имеющими модельные сельские библиотеки) являются Чувашская Республика (все пятьсот сельских библиотек – модельные), Белгородская область (116 модельных библиотек), Курская область (41), Ставропольский край (31), Тамбовская область (28).

Учитывая значимость сельских библиотек для устойчивого территориального развития и улучшения качества жизни населения в сельской местности России, участники съезда в итоговом документе предложили реализовать новую схему их ресурсной поддержки и развития на основе модели государственно-общественного партнерства:

  • обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением предусмотреть возможность повсеместного внедрения в сельских библиотеках передовых телекоммуникационных технологий и информационных ресурсов;
  • обратиться в Минкультуры России, Российскую государственную библиотеку, ЦНСХБ Россельхозакадемии и Некоммерческий Фонд «Пушкинская библиотека» с предложением организовать в рамках реализации ФЦП «Культура России» (2006–2011 гг.) комплексный информационный консультационно-ресурсный центр для сельских библиотек;
  • рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации активно внедрять мобильную систему обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек *;
  • обратиться в Минрегион России, Минсельхоз России с предложением о поддержке и развитии сети публичных центров правовой и другой социально значимой информации на базе сельских библиотек;
  • инициировать создание национальной информационной партнерской сети, объединяющей социально активные учреждения и организации различного уровня, нацеленной на развитие сельских библиотек и улучшение качества жизни на селе;
  • обратиться в Минкультуры России с предложением о проведении на
  • постоянной основе Всероссийского конкурса для сельских библиотек по социально значимым направлениям работы;
  • одобрить практику фонда «Пушкинская библиотека» по экспертному отбору социально значимой литературы и информационных ресурсов для целевого комплектования фондов сельских библиотек;
  • проводить Всероссийские съезды сельских библиотек на регулярной основе .

Открытие модельных библиотек позволяет создать образцы организации библиотечного обслуживания, на новом качественном уровне оказывать информационные услуги. Говоря о модельной библиотеке, нужно, прежде всего, исходить из того, что в основе ее деятельности лежит информационная функция. Бурное развитие информационных технологий приводит к углублению информационного разрыва в уровне и возможном доступе к информации и знаниям, делает этот разрыв предельно критическим. Житель любого населенного пункта должен иметь доступ к информации – жизненно важной, социально значимой, производственно необходимой. Только в этом случае будет обеспечено конституционное право каждого гражданина Российской Федерации на доступ к информации.

Список литературы

  1. Культура России (2006–2011 годы) : федеральная целевая программа: утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 дек. 2005 г. № 740 // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации: распоряжение Правительства РФ от 10.03.2008 г. № 1663-р (ред. от 08.08.2009 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XIII Ежегодной сессией, 22 мая 2008 г., г. Ульяновск // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2008. – № 48. – С. 50-59.
  4. О создании сельских модельных библиотек в Чувашской Республике: Указ Президента Чувашской Республики от 07.04.2003 г. № 34 // Собрание законодательства Чувашской Республики. – 2003. – № 5. – Ст. 275.
  5. Антоненко С. А. Всем миром создавались модельные библиотеки в Рязанской области // Библиополе. – 2006. – № 2. – C. 16-20.
  6. Григорьева Т. Р. Чувашский феномен // Библиотечное дело. – 2005. – № 6. – C. 12-13.
  7. Денисова О. Г. Новые возможности сельских библиотек // Библиотека. – 2004. – № 2. – C. 34-36.
  8. Зоткина Т. Открытая людям // Библиополе. – 2007. – № 10. – C. 47-48.
  9. Зуева Л. Нам есть чем гордиться // Библиополе. – 2008. – № 10. – C. 45-47.
  10. Карнаухова В. Другие по форме и содержанию // Библиополе. – 2006. – № 9. – C. 7-11.
  11. Карнаухова В. П. Модельные сельские библиотеки Яковлевского района – образовательному процессу // Научные и технические библиотеки. – 2007. – № 3. – C. 77-81.
  12. Козина Н. Теперь у нас редки скучающие лица // Библиополе. – 2005. – № 1.– C. 5-6.
  13. Кононова Е. Малыми силами – большие дела // Библиополе. – 2008. – № 5. – C. 64-65.
  14. Короткевич М. Н. Моделирование – стратегический путь развития публичных библиотек // Библиотека. – 2004. – № 6. – C. 20-24.
  15. Кудрявцева Л. В. Сельская библиотека – информационный центр местного сообщества: модель развития // Библиотеки и социальное партнерство. – Йошкар-Ола, 2004. – C. 18-20.
  16. Матлина С. «Модельная» – значит образцовая... : проект «Модельные сельские библиотеки» // Библиотечное дело. – 2008. – № 18 (83). – C. 19-20.
  17. Матлина С. От модельных к модальным: итоги «первой пятилетки» работы сельских библиотек в новых условиях // Библиополе. – 2006. – № 9. – C. 2-6.
  18. Матлина С. Г. От модельных – к модальным сельским библиотекам // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2005. – № 36. – C. 35-39.
  19. Медведев Д. А. (Президент РФ). Президент Д. А. Медведев о модернизации библиотек: «Давайте этим заниматься и дальше...» // Библиотека. – 2008. – № 12. – C. 1.
  20. Модельная в Тугулыме: ступени восхождения // Библиотека. – 2008. – № 3. – C. 33-38.
  21. Модельные библиотеки на селе: новая жизнь усадьбы Гончаровых // Библиотечное дело. – 2005. – № 1. – C. 19.
  22. Павлова В. И. Модельные библиотеки – сердце информационного общества // Новая библиотека. – 2004. – № 8. – C. 13-17.
  23. Первая модельная библиотека [в Удмуртской Республике] // Герд. – 2009. – № 7 (124). – С. 3.
  24. Потехина Н. Теперь нам доступна любая точка на земном шаре // Библиополе. – 2007. – № 1. – C. 65-68.
  25. Птиченко О. Надо ли тратить ресурсы на глубинку? : сельские библиотеки Свердловской области в контексте регионального приоритета «Культура» // Библиополе. – 2007. – № 12. – C. 23-24.
  26. 26. Родин А. М. Первый съезд сельских библиотек / А. М. Родин, С. Ю. Морозова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2010. – № 55. – С. 132-135.
  27. 27. Сельские библиотеки: сложности и достижения // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – N 5. – C. 6-7.
  28. Смелова Т. В. Модельные библиотеки на селе: в Буланихе [Алтайский край] открылся общедоступный информационный центр // Библиотечное дело. – 2005. – N 2. – C. 29-30.
  29. Смелова Т. Несмотря на удаленность от центра страны... // Библиополе. – 2007. – № 3. – C. 6-7.
  30. Тактаев С. А. Доклад на VI Тверском социально-экономическом форуме «Информационное общество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.summatech.ru/new_old/tverforum
  31. Федоров Н. В. (Президент Чувашии). Снимая барьеры информационного неравенства // Библиотека. – 2008. – № 12. – C. 6-8.
  32. Челпанова С. Рады за наших сельских ребят // Библиополе. – 2005. – № 3. – C. 2-4.
  33. Шакина О. Достойный шанс войти в будущее // Библиополе. – 2006. – № 2. – C. 12-15.

Составитель

главный библиограф

информационно-библиографического отдела

О. Г. Колесникова

Этой осенью Министерство культуры утвердило «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки», призванный превратить не слишком посещаемые хранилища книг в современные социальные пространства. Каких конкретно перемен стоит ждать и в каком направлении движутся современные библиотеки - об этом The Village поговорил с дизайнером бюро KIDZ Егором Богомоловым, превратившим районную библиотеку им. Н. В. Гоголя в самый обсуждаемый читальный зал Петербурга, и одним из кураторов проектов в ней Анатолием Бузинским.

анатолий бузинский

куратор проектов в библиотеке, коммуникационное агентство «Код города»

Егор Богомолов

дизайнер бюро KIDZ

Библиотеки будущего?

Егор: С новым «модельным стандартом библиотек» история очень простая. Сотрудничать нам предложила Академия переподготовки работников искусства , культуры и туризма (АПРИКТ) и Министерство культуры. Смысловое наполнение шло не от нас: они сами разработали методологию, а мы должны были раскрыть её с помощью дизайнерского языка, создать что-то в духе библиотеки Гоголя. Ключевая идея - отталкиваться не от нужды расставить где-то книги, а от самого человека.

В итоге получилось три модели для разных масштабов помещений: 400, 700 и 1 100 метров квадратных. В этих пространствах ставятся акценты: в одном - на организацию мероприятий, в другом значительную роль сыграет коворкинг, в третьем маленькое пространство расширится за счёт гиперфункциональной мебели.

АНАТОЛИЙ: Даже если модель не будет реализована полностью, каждый библиотекарь может использовать какую-то идею. Например, подоконник может быть рабочим столом, а ярусная посадка - и местом для чтения, и релакс-зоной. Каким образом библиотекари о проекте узнают? Я скептически к этому отношусь, но надежда умирает последней: Министерство культуры должно выстроить коммуникацию со всеми библиотеками региона. В первую очередь этот проект - пример для местных властей: вот модели, которые рекомендуется реализовать. Но мы не смотрим так глобально, наша задача - преобразовать петербургские библиотеки.

Е: В 2016 году должна завершиться реконструкция библиотеки «Ржевской». Там появится гиперфункциональная мебель, которая делит пространство на зоны; закрытые пространства (где можно провести, например, урок иностранного языка) будут варьироваться с полуоткрытыми. Большая часть поверхностей, насколько это возможно, превратится в книжные полки. Есть привязки к контексту, к истории места. «Ржевская» занимается в основном краеведческой темой, и это будет отражено в дизайне.



А: В случае с «Ржевской» мы решили работать не только с внутренним наполнением, но и с внешней составляющей: рядом есть большая аллея и парк, в том же здании находится детская библиотека. Важно показать прохожим, что внутри библиотеки что-то происходит.

О библиотеке Гоголя в Петербурге

А: Первый шаг сделала сама библиотека, а точнее сказать новый директор Центральной библиотечной системы Красногвардейского района Марина Швец. Её инициативу поддержала администрация района. Финансирование проекта было самым обычным - то, что заложено в районный бюджет. Причём до нас уже была потрачена половина средств - на покраску стен и так далее. Всё дело в эффективном распределении денег и мотивации сотрудников.

Е: Мы отталкивались от того, что кругом всё такое серое и мрачное. Возможно, кое-где мы переборщили с цветастостью, но на тот момент мы всё сделали правильно. Даже пожилые посетители говорили: «Как у вас здорово!» Они не жаловались, что, мол, превратили библиотеку в Диснейленд, хотя, по идее, именно они должны быть самыми суровыми критиками.




Важно делать пространство, которое приспособлено к изменениям. Когда задаётся очень жёсткая функция, она со временем может просто отмирать. И всё - больше ничего не будет происходить. Есть несколько вещей в библиотеке Гоголя, которые используются не так, как мы планировали, но всё равно это удобно. Например, арт-холл, задуманный как площадка для творчества, сейчас воспринимается больше как детская зона, и это классно. Мы делаем пространство как можно более мобильным. Мы не можем предугадать, что в помещении будет через год, когда наполнение меняется даже в течение дня.

Книги - не главное

А: Когда мы открывали детскую библиотеку «Город», у нас был круглый стол, и кто-то из библиотекарей сказал: «Ой, а представляете, есть библиотеки, где нету книг! Это так ужасно!» Будучи модератором, я не мог оппонировать, но заметил, что всё зависит от потребностей аудитории. Если есть электронные базы и людям хочется не читать бумажную книгу, а делать в библиотеке что-то другое, то в этом нет ничего ужасного.

Е: Для меня библиотеки - это место коммуникации. Книгу ты можешь и дома почитать, в интернете много чего доступно. Речь идёт скорее о взаимодействии людей: не хватает мест, где они могут собраться, что-то обсудить, устроить своё событие - превратиться из потребителей пространства в его создателей. В Хельсинки, например, находится музыкальная библиотека, где очень мало книг, зато есть своя звукозаписывающая студия.

А: Могу сказать на примере библиотеки Гоголя, где я администрирую социальные сети. . Ко мне через день кто-то обращается: Филармония, Кирхе, экофестиваль, сейчас ещё хотят снимать телевизионную программу про книгу - и так постоянно. То есть запрос очень большой. Мне кажется, что библиотеки для Петербурга имеют особое значение. В Москве процесс городских трансформаций легче запустился в парках, а у нас из-за климатических и интеллектуальных условий, мне кажется, движущей силой должны быть библиотеки.

А: Со следующего года мы хотим запустить проект с главными книжными магазинами - чтобы в библиотеку поступали лучшие новинки. Недавно у нас была встреча с Татьяной Москвиной, и мы дополнительно закупали её книги, чтобы она подписала их. Вдвойне приятно читать книги, подписанные автором.

Е: Вместить абсолютно все книги невозможно в принципе, каким бы пространство ни было, - нужно как-то выбирать. У районных библиотек должна быть своя специфика. На этом нужно сделать и визуальный акцент. Получилось бы, что каждая библиотека отвечает за какую-то часть информации.



А: В Красногвардейском районе логично, чтобы у Библиотеки Гоголя были хорошие книжные фонды по урбанистике и дизайну. Раз так совпало, что она стала жутко стильной и молодёжной. В прошлом году мы получили премию «Открытие года» The Village, в этом «Собака.ру» дала премию за лучший дизайн-проект. Да, дизайн взял на себя очень большую часть, но меняются и сами библиотекари. Мы делаем много социальных проектов, люди сюда приходят и для своих нужд. Например, сидит шестиклассница и делает домашнее задание. Говорит: «Здесь же круто».

23 ноября была годовщина реконструкции - время подводить итоги. Около 60 % - это новая аудитория, а 40 % - ядро, которое уже было: бабушки и дедушки, приходящие за детективами и романами. Изначально нам важно было донести идею, что библиотеки меняются, что читать - это модно, интересно. Сейчас мы хотим увеличить посещаемость, в первую очередь за счёт мероприятий.

Государственные учреждения не открыты к инициативам. Попробуй прийти в какую-нибудь библиотеку и проведи там что-нибудь. Это то же самое, что прийти в ЖКХ и сказать: «А давайте мы сейчас лавочки поставим новые». А у библиотеки Гоголя другие принципы - мы абсолютно открыты. Мы понимаем, что это стратегически важно: чем больше будет у нас мероприятий, тем больше интересных и разных людей придёт и станет читателями. Сейчас, например, в библиотеке любой желающий может посетить художественную выставку о котах. Я не фанат котов, но они собирают 100 человек на открытии. Кроме этого, у нас были громкие международные события - например, турнир по дебатам или мероприятие в рамках Urban Week. Есть и наши инициативы, которые нам симпатичны, например «Урок литературы» с участием известных писателей.

О смелых библиотекарях

А: Библиотеки районов почти не взаимодействуют между собой. Единый читательский билет - это формальность. Конечно, это хорошо, что ты взял книгу в одном районе, а сдал в другом. Но библиотекам не хватает циркуляции информации, в первую очередь, о тех интересных и актуальных событиях, которые бывают в книжных залах. В этом библиотеки не отличаются от других пространств города, но им объединиться легче, чем каким-нибудь креативным коворкингам. Наше главное преимущество - то, что мы государственные, бюджетные и бесплатные для посетителей. Мне кажется, что библиотекари - самые смелые и инициативные из бюджетников. Взять, например, мелкие музеи - их не видно, не слышно. Про библиотеки же если и говорят, то, например, в связи юбилеем президентской библиотеки им. Н.Б.Ельцина. Но для кого она? Просто так с улицы туда не зайдёшь. Зато районные библиотеки не стоят на месте.




Сейчас к нам пришло осознание того, что вместе с культурными деятелями нужно брать библиотечную тему и поднимать её на новый уровень. К сожалению, пока это идёт на уровне администрации района или по инициативе снизу. В этом есть свои преимущества, потому что мы абсолютно открыты и свободны, но с другой стороны, если бы была поддержка города - как в Москве, - то многие задачи решались бы в семь раз быстрее. Для нас важно, что многие библиотекари на низовом уровне к нам обращаются за советом. В следующем году мы собираемся организовать обучение для всех сотрудников библиотек Красногвардейского района. Основные направления - связи с общественностью, организация событий и дизайн.

Текст: Александра Боровикова

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения