Презентация по литературе на тему,,золотой век русской литературы". Презентация на тему: "Поэзия XIXвека. Золотой век русской поэзии В начале XIX века в русской поэзии уживаются на равных правах и классицизм, и сентиментализм. Но на волне национально.". С

Cлайд 1

Cлайд 2

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIXв. направление годы имена Сентиментализм 10-ыег.г. МолодыеВ.А. Жуковский, Е.А. Баратынский. Романтизм 10-ыег.г. В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев; К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер; А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Реализм 20-30-ыег.г. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь «Натуральная школа» 40-50-ыег.г. А.И. Герцен, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский Революционно-демократический реализм 60-70-ыег.г. Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков –Щедрин Пролетарская литература и символизм 90-ыег.г. М. Горький; В. Брюсов

Cлайд 3

«Буря и натиск» (нем. Sturm und Drang) - период в истории немецкой литературы (1767-1785), связанный с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, что характерено для предромантизма. Писателей, относивших себя к движению «Бури и натиска», называют штюрмерами (нем. Stürmer - «бунтарь, буян»). Идеологом этого бунта против рационализма выступил немецкий философ Иоганн Георг Гаман, разделявший взгляды французского писателя и мыслителя Жан-Жака Руссо. Деятели «Бури и натиска» высоко ценили переводные пьесы Шекспира, Оссиановы поэмы и «природную» поэзию англичанина Юнга. В это же время в Европе зародилось новое литературное движение, именуемое сентиментализмом.

Cлайд 4

Известные представители «Бури и натиска» Гаман, Иоганн Георг (1730-1788) Вагнер, Генрих Леопольд (1747-1779) Гёте, Иоганн Вольфганг (1749-1832) Шубарт, Кристиан Фридрих Даниель (1739-1791) Шиллер, Фридрих (1759-1805)

Cлайд 5

Романтизм (от франц. Romantisme) идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Cлайд 6

Характеризуется - утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, - изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, - изображением одухотворённой и целительной природы.

Cлайд 7

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА. Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь поток, жизнь игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков людей, которые играют с судьбой: “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

Cлайд 8

Философия Романтизма Категория возвышенного - центральная для Романтизма. С воспеванием возвышенного связан интерес Романтизма к Злу, его облагораживание и диалектика добра и зла ("Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо"). Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё "устаревшее и отжившее" Романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.

Cлайд 9

ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА Конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.

Cлайд 10

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.

Cлайд 11

Выводы В центре художественной системы романтизма – личность. Основной конфликт – конфликт между личностью и обществом. Романтическая личность – натура страстная. Срасти делились на высокие и низкие. К высоким относили любовь во всех её проявлениях, к низким – зависть, жадность, честолюбие.

Cлайд 12

Романтический герой обладает сильным характером, он на голову выше окружающих. Часто в романтических произведениях герой – художник. Исключительному характеру соответствуют исключительные обстоятельства. Романтический герой несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика.

Cлайд 13

Исторический роман В романтических произведениях подробно воспроизводятся исторические детали, фон, колорит, но картины даны вне истории. История – своеобразная декорация рассказываемых событий.

Cлайд 14

Экзотика События романтических произведений разворачиваются в необычной обстановке (в песнях поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» описываются Португалия, Испания, Греция, Албания)

Cлайд 15

Интерес к фольклору Романтиков интересует национально-психологическая специфика отдельных народов, национальная самобытность. Отсюда обращение к фольклору, его переработка и создание собственных произведений.

Слайд 2

Alexander Pushkin(1799 - 1837)

  • Слайд 3

    Alexander Pushkin, the father of Russian letters, was the author of over seven hundred lyric poems. He wrote also the volumes of narrative poetry, dramatic works, short stories, and made adaptations of Russian fairy tales. It is one of the Russia"s tragedies that Pushkin, involved by the court into a duel over his wife"s honour, died when he was only 37 years old.

    Слайд 4

    Mikhail Lermontov(1814 - 1841)

  • Слайд 5

    A young hussar officer, Mikhail Lermontov, expressing his wrath against the society and his sorrow about Pushkin"s death, wrote the verses The Death of the Poet. Lermontov was arrested for his apparent call for freedom and exiled to the Caucasus. In 1841, the rebellious poet was also killed in a duel. In Caucasus, he started writing his most celebrated work, A Hero of Our Time. So remarkable is his craftsmanship that Anton Chekhov recommended anyone to read the first chapter of this novel in order to learn how to write.

    Слайд 6

    NicholaiGogol(1809 - 1852).

  • Слайд 7

    The real master of the art of satire was Nicholai Gogol. When he arrived to St. Petersburg Pushkin encouraged him as a writer. Gogol is best known as the author of The Government Inspector and Dead Souls. He is famous for telling bitter truths about Russia"s troubles.

    Слайд 8

    Ivan Turgenev (1818 - 1883)

  • Слайд 9

    Novels of Ivan Turgenev were translated into several languages long before the works of any other Russian writer. His first published work Sportsman"s Sketches, demonstrated the author"s gift for depicting Russian nature and characters. Turgenev became famous with his Nest of Gentlefolk and his masterpiece Fathers and Sons.

    Слайд 10

    Feodor Dostoevsky (1821 – 1881)

  • Слайд 11

    Feodor Dostoevsky established his name in the literature with his novel Crime and Punishment, published in 1866. This novel made him famous not only at home but also in the whole world. In this work, Dostoevsky gave the brilliant analysis of the Russian character. The hero, Raskolnikov, after committing a crime, experienced deep feeling of repentance.

    Слайд 12

    Leo Tolstoy(1828 - 1910)

  • Слайд 13

    Dostoevsky, the real master of psychological prose, is often compared with Leo Tolstoy. Tolstoy is the greatest Russian thinker and one of the world"s supreme novelists. The secret of Tolstoy"s literary success lays in his truthfulness to life.
    Tolstoy was born in 1828 at the family estate in Yasnaya Polyana. As a young man, he served in the army in the Caucasus and in the Crimea. There he wrote his first Sevastopol"s Stories. After marriage to Sophia Behrs in 1862, he spent the next fifteen years in the countryside where he finished his War and Peace in 1869 and Anna Karenina in 1877. Two years later he came to deep spiritual crisis, described in his Confession. Rejecting the inventions of urban civilization, Tolstoy declared a return to the simplicity of primitive agricultural life. He was deeply unhappy about the fact that he was living in conditions of luxury while surrounded by poverty. In the end of his life Tolstoy left Yasnaya Polyana forever at the age of eighty-two.

    Слайд 14

    Anton Chekhov(I860 - 1904).

  • Слайд 15

    Among Tolstoy"s contemporaries, one of the finest prose writers was Anton Chekhov. He was praised by Tolstoy as "an in-comparable artist." Chekhov, an outstanding master of the short story, had become a professional writer by 1888. Yet, he did not abandon his medical training and served as a doctor at his country estate, Melikhovo, near Moscow. When his own health became worse, he moved to the Crimea, and after 1900 most of his life, he spent in Yalta. His best-known short stories and plays were written in the last years of his life. Soon after his mar-riage to Olga Knipper, an actress of the Moscow Art Theatre, Chekhov died of tuberculosis in 1904.

    Слайд 16

    Around the turn of the century a brilliant new generation of prose writers and poets was appearing. Their works contributed to the Silver Age of Russian culture in the years between 1885 and 1915.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Описание слайда:

    Слайд 2

    Описание слайда:

    Слайд 3

    Описание слайда:

    Слайд 4

    Описание слайда:

    Слайд 5

    Описание слайда:

    Слайд 6

    Описание слайда:

    Слайд 7

    Описание слайда:

    Слайд 8

    Описание слайда:

    Слайд 9

    Описание слайда:

    Слайд 10

    Описание слайда:

    Слайд 11

    Описание слайда:

    Слайд 12

    Описание слайда:

    Слайд 13

    Описание слайда:

    4. Литература народов России Вследствие высокой идейной насыщенности и глубокой народности передовая русская культура оказывала могучее революционизирующее воздействие на культурное развитие других народов России. Его прежде всего испытали те народы, которые издавна были объединены с русским народом в одном государстве и развивались с ним в рамках общей экономической системы. При этом единство революционных устремлений и совместное участие в освободительном движении во многом способствовали укреплению культурных связей между народами России. Приобщение к передовой русской культуре вдохновляло и морально поддерживало прогрессивную национальную интеллигенцию. Русская классическая литература являлась для национальных писателей и поэтов сокровищницей идей и образов, школой художественного реализма, примером беззаветного служения народу.

    5. Заключение Ни один из предшествующих периодов русской истории не знал такого бурного расцвета культуры, как XIX век, начавшийся с творчества гениального Пушкина. Феноменальный взлет духовной культуры России означал достижения высочайших вершин в литературе, музыке, живописи, истории и философии. Это позволяет назвать XIX век «золотым веком» русской культуры, которая приобрела всемирное значение. XIX в. явился временем окончательного формирования русской национальной культуры и русской нации как общности людей, складывающейся в процессе развития капиталистических отношений. Россия вышла в мировое культурное сообщество с неоспоримым преимуществом, собственной национальной культур.

    «Золотой век русской поэзии»

    Далёкий отсвет пушкинской плеяды… Нам вряд ли увидать другой такой


    Цель урока : познакомить учащихся с поэтами «пушкинской поры» Задачи: Обучающие: сформировать понятие «поэты пушкинской поры»; установить хронологические рамки возникновения «Золотого века русской поэзии»; Развивающие: развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы; Воспитательные: формировать любовь и уважение к литературным и музыкальным произведениям; воспитывать чувство толерантности, ответственности, коллективизма через работу в группе. Оборудование: компьютер, мультемидийный проектор.


    Лирика – это род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором субъективное начало является главным. Лирика выражает сложную духовную жизни человека (его интересы – личные и общественные; его настроения, переживания, чувства и т. д.). Духовная жизнь человека определяется обстоятельствами, явлениями внешнего мира. Но лирика не касается или почти не касается самих этих явлений: она прямо выражает только мысли, чувства, настроения, переживания.




    А.С. Пушкин

    А.А. Дельвиг

    К.Н. Батюшков

    К.Ф. Рылеев

    Д.В. Давыдов

    В.А. Жуковский

    Е.А. Баратынский

    Н.М.Языков


    Константин Николаевич Батюшков

    Великий поэт, говоря о себе самом, о своём Я, говорит об общем – о человечестве,

    ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество.

    И потому в его грусти всякий узнает свою

    грусть, в его душе всякий узнает свою

    и видит в нём не только поэта, но и человека…

    В.Г.Белинский.


    Жизнь поэта не должна противоречить духу его поэзии, жизнь и творчество неотделимы: Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь… Счастлив тот, кто пишет потому, что чувствует…

    В 1810 – 1812 г.г. активно сотрудничает в журнале «Драматический вестник». Сближается с Н.М.Карамзиным, В.А.Жуковским, В.Л.Пушкиным, П.А.Вяземским и другими литераторами. С этого времени целиком посвящает себя литературному творчеству.


    Батюшков и Пушкин В 1814 году происходит знакомство Батюшкова с лицеистом Пушкиным

    Пушкин восхищался им: «Что за чудотворец этот Батюшков!»; справедливо отмечал: «Батюшков …. сделал для русого языка то же самое, что Петрарка для итальанского», указывал на «гармоническую точность» его стихов.


    Пока на поле чести За древний град моих отцов Не понесу я в жертву мести И жизнь и к родине любовь, Пока с израненным героем, Кому известен к славе путь, Три раза не поставлю грудь Перед врагом сомкнутым строем – Мой друг, дотоле будут мне Все чужды музы и хариты, Венки, рукой любови свиты, И радость шумная в вине! «К Дашкову»


    Антон Антонович Дельвиг

    «И ты пришёл, сын лени вдохновенный,

    Сердечный жар, так долго усыплённый,

    И бодро я судьбу благословил.»

    А.С.Пушкин


    Дельвиг и Пушкин

    С Пушкиным его связывала нежнейшая дружба. По единогласному утверждению друзей, Пушкин никого так не любил, как Дельвига. Да и сам Пушкин писал после смерти Дельвига: « Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Из всех связей детства он один оставался на виду – около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели». Именно Дельвиг в апреле 1825 года навестил ссыльного Пушкина в Михайловское. Какой это был замечательный для Пушкина год! В январе к нему приехал Пущин, а апреле Дельвиг. За посещение опального поэта Дельвиг был строго наказан: он лишился своего места в библиотеке.


    Вдохновение Не часто к нам слетает вдохновенье, И краткий миг в душе оно горит; Но этот миг любимец муз ценит, Как мученик с землею разлученье. В друзьях обман, в любви разуверенье И яд во всем, чем сердце дорожит, Забыты им: восторженный пиит Уж прочитал свое предназначенье. И презренный, гонимый от людей, Блуждающий один под небесами, Он говорит с грядущими веками; Он ставит цель превыше всех частей, Он клевете мстит славою своей И делится бессмертием с богами.


    Петр Андреевич Вяземский

    Да сколько я вам раз, милостивые государи и безмилостивые деспоты, сказывал, что я не хочу писать ни как тот, ни как другой, ни как Карамзин, ни как Жуковский, ни как Тургенев, а хочу писать как Вяземский...»

    Петр Андреевич Вяземский – поэт, критик, историк литературы, мемуарист, ближайший друг Пушкина.


    Он был одним из организаторов и наиболее активных участников литературного общества «Арзамас», объединившего поборников романтизма.

    На гербе общества изображался гусь , так как « Арзамас славился своими жирными гусями».



    НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ЯЗЫКОВ

    « Они жрецы собой связует», - писал Пушкин в сентябре 1824 г., имея в виду главным образом добрые отношения, которые сложились у него к тому времени с Дельвигом, Вяземским, Баратынским, и приглашая Языкова к их компании присоединиться, -

    Они жрецы единых муз,

    Единый пламень их волнует,

    Друг другу чужды по судьбе,

    Они родня по вдохновенью.

    В процитированном отрывке из послания «К Языкову», ключевое слово – «родня». Пушкин в детстве не знал материнской любви, не имея семьи настоящей, - круг дружественных потов до поры до времени семью ему заменили.


    ЯЗЫКОВ И ПУШКИН

    Встреча с Пушкиным в 1826 г., в Тригорском составила целую эпоху в биографии Языкова. Своим творчеством поэт поразил Пушкина. Пушкин любил Языкова как поэта, любил его слог, «твердый, точный и полный смысла». Мощная, органическая, яркая поэзия Языкова была к тому же многоликой. Нестареющие образы языковской поэзии заставляют задуматься о вечной молодости настоящего искусства и вспомнить великие пушкинские строки: «Произведения истинных поэтов остаются свежи и вечно юны». Обратимся к одному из самых знаменитых стихотворений Языкова, которое стало народной песней.


    «Пловец»

    Нелюдимо наше море,

    День и ночь шумит оно;

    В роковом его просторе.

    Много бед погребено.

    Смело, братья! Ветром полный

    Парус мой направил я:

    Полетит на скользки волны

    Быстрокрылая ладья!

    Облака бегут над морем,

    Крепнет ветер, зыбь черней,

    Будет буря: мы поспорим

    И помужествуем с ней.

    Смело, братья! Туча грянет,

    Закипит громада вод,

    Выше вал сердитый встанет,

    Глубже бездна упадет!

    Там, за далью непогоды,

    Есть блаженная страна:

    Не темнеют неба своды,

    Не проходит тишина.

    Но туда выносят волны

    Только сильного душой!..

    Смело, братья, бурей полный

    Прям и крепок парус мой


    ДЕНИС ВАСИЛЬЕВИЧ ДАВЫДОВ

    Из наиболее даровитых поэтов послепушкинского периода, широко известных и в 1810-1830 г.г., первое место принадлежит герою-партизану Отечественной войны 1812 г., поэту гусару Д.В.Давыдову.

    «Пусть загремят войны перуны,

    Я в этой песне виртуоз»!

    Своими стихотворениями Давыдов сказал новое слово в русской батальной лирике, отличавшейся известной парадностью. Самой войны в стихотворениях Давыдова нет, но есть боевой дух офицера, широта души, распахнутой на встречу товарищам.


    Давыдов и Пушкин

    Пушкин считал своим учителем Д.Давыдова. В литературных баталиях II половины 1820-1830 г.г., Давыдов поддерживал писателей, объедившихся около Пушкина и образовавших так называемый круг литераторов.



    Евгений Абрамович Баратынский

    Читая стихи Баратынского, не можешь отказать ему в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал, следовательно жил, как не всем дано жить»,- писал о Баратынском Белинский.


    Баратынский и Пушкин

    «Баратынский, - утверждал Пушкин,- принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален, ибо мыслит… мыслит по-своему…между тем как чувствует сильно и глубоко»



    Василий Андреевич Жуковский

    Его стихов пленительная сладость

    Пройдет веков завистливую даль,

    И, внемля им, вздохнет о славе младость,

    Утешится безмолвная печаль

    И резвая задумается радость.

    Несоизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе!.. Подвиг, которому награда не просто упоминание в истории отечественной литературы, но вечное славное имя из рода в род.

    В.Г. Белинский


    Цветок

    Минутная краса полей,

    Цветок увядший, одинокий,

    Лишён ты прелести своей

    Рукою осени жестокой.

    Увы! нам тот же дан удел,

    И тот же рок нас угнетает:

    С тебя листочек облетел -

    От нас веселье отлетает.

    Отъемлет каждый день у нас

    Или мечту, иль наслажденье.

    И каждый разрушает час

    Драгое сердцу заблужденье.

    Смотри... очарованья нет;

    Звезда надежды угасает...

    Увы! кто скажет: жизнь иль цвет

    Быстрее в мире исчезает?


    Пётр Вяземский «Моя вечерняя звезда» Моя вечерняя звезда, Моя последняя любовь! На потемневшие года Приветный луч пролей ты вновь! Средь юных, невоздержных лет Мы любим блеск и пыл огня; Но полурадость, полусвет Теперь отрадней для меня.


    КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ

    В истории романтизма есть особое направление, которое называется гражданским. Это декабристская поэзия. Многие декабристы были незаурядными поэтами, среди них было много друзей Пушкина.

    Тюрьма мне в честь, не в укоризну,

    За дело правое я в ней,

    И мне ль стыдиться сих цепей,

    Коли ношу их за Отчизну.



    • Вопросы, которые волновали поэтов пушкинской поры: любовь, красота природы, интересы народа, война, права и достоинства человека, - продолжают волновать и нас, жителей 21 века. Эти вопросы будут актуальны всегда, сколько бы времени ни прошло.
    • Нет поколений бывших и настоящих, мы все современники».

    А.С. Пушкин Д.В. Давыдов А.А. Дельвиг К.Н. Батюшков К.Ф. Рылеев Е.А. Баратынский В.А. Жуковский

    Великий поэт, говоря о себе самом, о своём Я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество. И потому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нём не только поэта, но и человека… В.Г.Белинский

    К.Н.Батюшков – непосредственный предшественник А.С.Пушкина, поэт раннего русского романтизма («предромантик»). Соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии.

    Поэзия Батюшкова погружает нас в глубины индивидуального сознания. Предметом её изображения является душевная жизнь человека – не как «малая» часть большого мира, а как абсолютная ценность внешней, всеобщей жизни. Батюшков, поэт неповторимого дарования, создал свой художественный мир, в центре которого образ АВТОРА с его романтической мечтой и устремленностью к идеалу («Мечта в мире золотит И от печали злыя Мечта нам щит») и реальным миром земных радостей («Я умею наслаждаться, Как ребенок всем играть, И счастлив»), с миром светлых чувств («Только дружба обещает Мне бессмертия венок») и душевной скорби («Печальна опытность открыла Пустыню новую для глаз»). Жизнь поэта не должна противоречить духу его поэзии, жизнь и творчество неотделимы: Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь… Счастлив тот, кто пишет потому, что чувствует…

    К.Н.Батюшков родился 18 (29)мая 1787 года в Вологде в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении – селе Даниловском Тверской губернии. С 10 лет обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками. С 1802 года жил в Петербурге в доме своего дяди М.Н.Муравьева, куратора Московского университета, писателя и просветителя, сыгравшего решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Здесь Батюшков изучал философию, литературу французского просвещения, античную поэзию, литературу итальянского Возрождения.

    С 1805 года в печати появляются стихотворения К.Н.Батюшкова: «Послание к стихам моим», «К Хлое», «К Филисе», эпиграммы – пишет стихи преимущественно сатирической направленности.

    в В 1810 – 1812 г.г. активно журнале сотрудничает «Драматический вестник». Сближается с Н.М.Карамзиным, В.Л.Пушкиным, В.А.Жуковским, П.А.Вяземским другими и литераторами. С этого времени целиком себя литературному творчеству. посвящает

    В стихотворениях первого периода литературной деятельности К.Н.Батюшкова преобладают анакреонтические и эпикурейские мотивы: наслаждение земной жизнью, воспевание любви и дружбы, простых человеческих радостей, бесхитростных, нарочито наивных человеческих желаний: …Дружбе дам я час единый, Вакху час и сну другой; Остальною ж половиной Поделюсь, мой друг, с тобой! Батюшков утверждает внутреннюю свободу поэта, его творческую независимость («Мои Пенаты»).

    К.Н.Батюшков участвовал в русской кампании против Наполеона в походе в Пруссию (1807 г.) – был тяжело ранен под Гейльсбергом, эвакуирован в Ригу, после ­ в Петербург; в войне со Швецией (1808 г.) ; в 1813 – 1814 г.г. в заграничном походе русской армии. Батюшков – свидетель страшного пожара Москвы 1812 года.

    В 1812 году Батюшков был в отставке, но решил снова поступить на военную службу: «Я… твердо решился отправиться в армию, куда и долг призывает, и рассудок, и сердце, сердце, лишенное покоя ужасными происшествиями нашего времени» (Из письма к П.А.Вяземскому) Тема Отечественной войны входит в поэзию К.Н.Батюшкова как живой отклик на увиденное: Мой друг! Я видел море зла И неба мстительного кары: Врагов неистовых дела, Войну и гибельны пожары… Бродил в Москве опустошенной, Среди развалин и могил… «К Дашкову»

    В пору всеобщего народного бедствия поэзия не может воспевать радости жизни, её назначение в ином – сказать об этих бедствиях и страданиях. Поэт не может оставаться в стороне от событий, влияющих на судьбу страны: Нет, нет! Талант погибни мой И лира, дружбе драгоценна, Когда ты будешь мной забвенна, Москва, отчизны край златой! «К Дашкову»

    Впечатления войны с Наполеоном составили содержание многих стихов К.Н.Батюшкова: послание «К Дашкову», «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн», элегия «Переход русских войск через Неман», «Тень друга» и др. К.Н.Батюшков создал образцы гражданской поэзии, в которых патриотизм соединился с глубокими индивидуальными переживаниями автора:

    …Пока на поле чести За древний град моих отцов Не понесу я в жертву мести И жизнь и к родине любовь, Пока с израненным героем, Кому известен к славе путь, Три раза не поставлю грудь Перед врагом сомкнутым строем – Мой друг, дотоле будут мне Все чужды музы и хариты, Венки, рукой любови свиты, И радость шумная в вине! «К Дашкову»

    В 1814 – 1817 г.г. Батюшков много ездит, редко останавливается надолго на одном месте. В эти годы он пережил тяжелый духовный кризис, связанный с разочарованием в просветительской философии; сказались и неуспехи по службе, неудачи и разочарования в личной жизни. В творчестве появляются религиозные и философские настроения, мотивы трагической любви, вечного разлада художника – творца с действительностью; поэзия окрашивается в печальные тона: «Мой гений», «Разлука», «К другу», «Пробуждение», «Таврида»… Анна Фёдоровна Фурман

    Скажи, мудрец младой, что прочно на земле? Где постоянно жизни счастье?... Так всё здесь суетно в обители сует! Приязнь и дружество непрочно! Но где, скажи, мой друг, прямой сияет свет? Что вечно чисто, непорочно?... Так ум мой посреди сомнений погибал. Все в жизни прелести сокрылись: Мой гений в горести светильник погашал, И музы светлые сокрылись… Ко гробу путь мой весь как солнцем озарен: Ногой надёжною ступаю И, с ризы странника свергая прах и тлен, В мир лучший духом возлетаю. « К другу» Земной мир не сулит счастья, в нём гибнет всё прекрасное: любовь, дружба…

  • ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения