Научно-просветительская работа музея. Культурно-образовательная деятельность музея Музеи старины, воссоздающие старый московский быт

Основы культурно-просветительской деятельности в музее начинают складываться уже в 1930-е гг. Первоначально она состояла в основном из экскурсионной работы. Постепенно расширяются формы просветительской работы, растет посещаемость. В настоящее время, Кирилло - Белозерский музей - заповедник является известным музейно - туристическим центром. В последние годы активизировалась культурно-просветительная деятельность. Система ее строится из экскурсий, тематических занятий, лекций, тематических мероприятий, мастер - классов, просмотра видеофильмов, проведения творческих конкурсов, презентаций и др. Ежегодно музей и его филиал посещают более 200 тысяч туристов с разных уголков мира. Культурно-просветительная работа в музее направлена на патриотическое, нравственное, эстетичес­кое воспитание на основе формирования знаний об истории, культуре края. Она определяется музейными программами: «Музей и школа», «Для Вас, студенты», «На практике студенты», «Знакомьтесь, музей», «Встреча с интересным человеком», «Круглый год», «Народная мастерская», «Выездной музей», «Ура! У нас каникулы», «Встречи в музее», «В музей всей семьей».

В рамках праздников - «Заснеженный город» и «Город и его музей» в музее проходят открытия новых выставок, выступления творческих коллективов, детские игровые программы с конкурсами и состязаниями, викторины, мастер - классы.

На базе музея работают художественные студии «Кирилловская роспись» и «Лада». Целью работы студии является формирование у детей интереса к русской культу­ре и традициям родного края. На занятиях клуба «Юный экскурсовод» знакомятся с древнерусской и русской культурой, историей монастырей Белозерья, историей русской книги, народной культурой.

Музей проводит конкурсы детских творческих работ, которые ставят перед собой цель привлечение внимания детей и юношества к истории и культуре города, активизации творческой деятельности детей и молодежи. По итогам конкурсов оформляются выставки.

Сотрудники музея, владеющие секретами народного мастерства, проводят Дни мастера, мастер - классы: по кирилловской свободно - кистевой росписи, глиняной игрушке, народной кукле. К проведению отдельных занятий привлекаются народные мастера: И.В.Лужинская, М.Н.Васильева, Н.А. Боровиков, Сысоева М.А., с которыми музей сотрудничает в течение многих лет.

Одним из видов просветительной деятельности музея является создание временных и передвижных выставок, на базе которых проводятся занятия не только с детьми города Кириллова, но и в сельских школах, детских садах, домах культуры. Музеем практикуются комплексные выезды, чтобы дети могут посмотреть передвижную выставку, прослушать лекции, принять участие в игровых программах.

Ежегодно на базе музея проходят краеведческие семинары и конференции для педагогов, студентов и учащихся. Сотрудники музея постоянно оказывают методическую помощь школьным и муниципальным краеведческим музеям.

На сегодняшний день, культурно - образовательная деятельность музея становится приоритетным направлением в работе музея и находится в русле современных тенденций.

Музейные программы имеют адресный характер и включают весь спектр тем, видов, жанров, приемов, методов работы с аудиторией. Наряду с традиционными музейными формами музей ищет новые пути и формы диалога с посетителем.

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ

Выполнила: студентка 2 курса

очной формы обучения

направление бакалавриата:

071800 Социально-культурная

деятельность

профиль: Менеджмент социально-культурной деятельности

Козловская Светлана Вадимовна

Проверила:

канд.пед.наук, доцент

Телицына С.В

Мурманск

I. Разработка лекции "Информационно-просветительная деятельность музеев".

Лекция расчитана на стандартное количество времени 90 мин (1,5 ч). Понадобятся ноутбук, экран и проектор.

Цель лекции: сформировать у учащихся полноценное представление о музее как о социокультурном институте, развить интерес к видам музейной деятельности, расширить уже имеющиеся знания о сфере музейной практики.

Задачи:

1) продемонстрировать развитие видов музеев;

2) на примере крупнейших музеев мира показать функции музеев;

3) рассказать о формах и видах музейной деятельности.

Литература:

1) Кулемзин А.М. О музейном специалисте [Текст] / А.М Кулемзин // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. - №7. –С.77-80.

2) Лысикова О.В. Музеи мира [Текст]:Учебное пособие / О.В. Лысикова.- М.,2004. – 128 с.

3) Музейное дело России [Текст] / Под ред. М.Е. Каулен, И.М. Косовой, А.А.Сундиевой.- М.: Издательство «ВК»,2005.-2-е изд.-614 с.

4) Музей будущего [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.future.museum.ru.

5) Российская музейная энциклопедия [Текст].– М.: Прогресс, М.: РИПОЛ классик, 2005.- 848 с.: ил

План:

1. История музейного дела.

2. Виды музеев.

Отраслевые.

Комплексные.

Мемориальные.

3. Крупнейшие музеи мира.

Версаль.

Орсэ – музей из вокзала.

Музей вин.

4. Виды деятельности музея.

Коллекционирование.

5. Функции музея.

Функция документирования.

Другие функции.

Консультация.

Музейное занятие.

Музейный урок.

Экскурсия.

Спектакль.

Концерт.

Мастер-класс.

Музейный кружок.

Музейный праздник.



Фестиваль.

Музейная акция.

1. История музейного дела.

Понятие музея как социально-культурного института.

Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях.

История развития музея в XV - XVIII вв.

Возникновение музея как социокультурного института в период Возрождения.

Возникновение художественного коллекционирования в Италии в XV -XVI веках.

Художественное коллекционирование за пределами Италии.

Формирование научных коллекций в период Возрождения.

Музейное дело в XVII в. и в период Просвещения (XVIII в.).

Коллекционирование и первые публичные музеи в XVII - XVIII веках.

Художественные коллекции и музеи в различных частях Европы.

Научные коллекции и музеи XVII - XVIII веков.

2. Виды музеев.

Слово «музей» в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы, - храм муз. В соответствии с содержанием коллекций выделяются музеи отраслевые, комплексные, мемориальные.

Отраслевые.

Работа исторических музеев связана с изучением исторических событий, памятников, археологических находок. Художественные музеи собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В литературных музеях хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством писателей. Музыкальные музеи могут быть музеями музыкальных инструментов, музыкальной культуры и мемориальными. Музеи музыкальных инструментов собирают уникальные коллекции инструментов разных эпох и народов, а также изготовленных великими мастерами. В музеях музыкальной культуры хранятся архивно-рукописные материалы, музыкальные инструменты, изобразительные материалы, фонотеки. Музыкально-мемориальные музеи создаются, как правило, в домах и усадьбах, где жили и работали известные музыканты.



Комплексные.

Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов. Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.

Мемориальные.

Мемориальные музеи создаются обычно на базе выдающихся памятников архитектуры, живой природы или на базе краеведческих, литературных, музыкальных и других музеев.

Работа музеев различной направленности регламентируется Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации, о музеях в Российской Федерации».

3. Крупнейшие музеи мира.

Картинная галерея Лувра, даже взятая в отдельности, могла бы стать музеем мирового значения. Здесь собраны великие произведения величайших живописцев - Франсиско Гойи, Рафаэля, Делакруа, Рубенса, Рембрандта.

Версаль.

В благоустройство и украшение Версаля свой вклад внесла каждая эпоха, воспоминания о себе оставил почти каждый монарх. Но образ Версаля все же прочно связан с именем Людовика XIV. При нем строительные работы велись почти сорок лет. В Версале всегда царил праздник, затянувшийся на целые десятилетия. Его главным постановщиком был Людовик XIV. Ему доставляли огромное удовольствие и Зверинец с редкостными животными, и Оранжерея с диковинными растениями. А главной гордостью короля был Версальский парк, который раскинулся на площади в 101 гектар. Начиналось все с титанической работы по осушению болот, потом сюда наносили землю, песок и камни, чтобы выровнять почву и создать искусственные террасы. Тысячи рабочих рыли каналы и строили водопровод для знаменитых фонтанов и каскадов.

Музей импрессионизма в Париже.

На первом этаже Музея выставлены и полотна «живописца радости» Огюста Ренуара - «Дорога в траве», «Натурщица на солнце». Полотна Ренуара переходят и на второй этаж Музея. Кроме них, здесь выставлены картины Клода Моне, Писарро, Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и других художников. И одним из шедевров является картина К.Моне «Впечатление», давшая название всему направлению импрессионизма.

Национальный музей искусств имени Жоржа Помпиду.

Центр Помпиду укрывает в своих стенах не только библиотеку и модульные выставочные помещения. Здесь есть еще и кинотеатр, и концертный зал, детская площадка для игр, несколько ресторанов и баров. В подвальных этажах Центра расположился Институт исследования координации акустики и музыки, который представляет собой комплекс ультрасовременных акустических лабораторий. Его концепция разработана таким образом, чтобы сочетать оптимальные

условия для акустических исследований с возможностью доступа широкой публики в демонстрационный зал.

Орсэ – музей из вокзала.

Создание этого музея стало значительным событием в культурной жизни Франции. Крупнейший вокзал Орлеанской компании, утративший своё функциональное значение, должен был превратиться “из вокзала в музей” – в этом заключалась главная идея его реставраторов и устроителей. Одной из главных задач в реализации этого проекта было не только сохранить вокзал в первозданном виде, но и включить его в современную жизнь, придать музею – вокзалу двойную функцию, – как носителя исторической памяти, так и современного подлинного явления.

Музей вин.

В 1981 году на парижской улице О был открыт Музей вина, на месте которого в XV века стоял монастырь. Скромные монахи, прозванные «добродеями», в свободное от молитв время занимались виноделием, приспособив галереи старых каменоломен под винные погреба. Монастырь славился своими винами, и сам король Людовик XIII любил, возвращаясь с охоты из Булонского леса, отведать лёгкого монастырского вина. Монахи делали вино для церковных нужд, а избытки его продавали на рынке. Но после Французской революции монастырь закрыли и разграбили, а уцелевшие его постройки до 1906 года служили зданием ткацкой фабрики.

В одной такой из уцелевших подземных галерей и был устроен Музей вина. Экспонаты его не только знакомят туристов с историей и технологией виноделия, здесь можно попробовать наиболее известные сорта французских вин: после осмотра Музея для его посетителей предусмотрена специальная дегустационная программа. Гостеприимные экскурсоводы расскажут, в какие годы, например, лучше производить бордо, а в какие – бургундское. Вам продемонстрируют и цвет, и вкус, и крепость, и букет... А желающих закрепить приобретённые познания пригласят в ресторан, который расположился в одном из подземелий Музея.

Демонстрация презентации "Музеи мира. Франция. Сокровища Лувра".

4. Виды деятельности музея.

Коллекционирование.

Формирование и хранение коллекций. Функциональную программу музей выполняет специфическими средствами. Вещественный памятник - основа различных по виду музеев. Выявление, взятие на учет и комплектование фондов проводятся по профильной принадлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов фонды музея разделяются на основные и научно-вспомогательные.

Научно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность складывается из нескольких последовательных фаз. Первая ступень - определение и классификация материма, его возможное использование для дальнейшей научной обработки и в культурно-просветительских целях, размещение поступлений в фондах и экспозиции. Научная классификация собраний музея находит отражение в составлении каталогов и другой научно-вспомогательной документации. Завершающей фазой научной обработки музейного материала являются организация экспозиции и подготовка научных публикаций. Для проведения научной работы сотрудниками музея и специалистами фондов необходимо обеспечить доступность всех материалов фондовых коллекций.

Экспозиционная деятельность.

Основу деятельности музея составляет постоянная экспозиция. Она формируется преимущественно из подлинных экспонатов, прошедших предварительную научную обработку. Главные требования к экспозиции: единство архитектурно-планировочного построения и научной концепции; хорошие условия для посетителей: организация продуманных движений, возможности индивидуального осмотра и в составе экскурсионных групп, учет интересов разных категорий зрителей; выразительная форма подачи демонстрационного материала в соответствии со структурой и тематико-экспозиционным планом музея в целом; обеспечение сохранности экспонатов: соблюдение требуемого освещения, температурно-влажностного режима, мер по охране коллекции.

5. Функции музея.

Основными функциями музейной деятельности, определяющими его место и роль в обществе и культуре, являются функция документирования, функция образования и воспитания и функция организации свободного времени.

Функция документирования.

Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком музейных предметы, которые могут выступать подлинными свидетельствами объективной реальности, комплектует музейные фонды, занимается их хранением и изучением.

Функция образования и воспитания.

Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

Функция организации свободного времени.

Функция организации свободного времени является производной от функции образования и воспитания, так как посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера.

Другие функции.

В качестве самостоятельных социальных функций музея выделяют также его научно-исследовательскую, охранную, а также коммуникативную функции.

Лекция – последовательное изложение в устной форме темы, либо ее раздела, связанных с профилем музея или с использованием материалов музейного собрания. Сформировавшись в качестве формы передачи репродуктивных знаний в сфере науки и образования, музейная лекция сохранила не только ее название, но и такие признаки, как преимущественной вербальный способ передачи информации и «статичность» ситуации общения (в противоположность «моторности» экскурсии). Существенными признаками музейной лекции также являются внеэкспозиционная форма проведения и, как следствие, – большая по сравнению с экскурсией вариативность тематического диапазона. Музейная лекция подразделяется на два вида: 1) лекция академическая (учебная) и 2) лекция научно-популярная.

Консультация.

Помимо классического варианта музейной консультации современная музейно-образовательная практика представляет различные модификации данной формы, что позволяет ее дифференцировать на два вида: 1) консультация стандартная (традиционная) и 2) консультация нестандартная (новационная), базирующаяся на методах театрализации и ролевой игры.

Музейное занятие.

Музейное занятие – специфическая форма музейной коммуникации, осуществляемая непосредственно в пространстве экспозиции или в интерактивной зоне музея и допускающая отличную от экскурсии логику и динамику маршрута осмотра экспозиции в соответствии с тематической доминантой занятия. Функция музейного занятия, соотносимого с такими направлениями образовательной деятельности музея как обучение и развитие творческих начал, заключается в апелляции к объектам экспозиционного показа для активизации процесса познания, что означает высокий качественный уровень использования музейно-педагогического потенциала музея. В зависимости от задачи музейное занятие может быть по виду: 1) обучающим и 2) развивающим, а в соответствии с ведущим методом: 1) игровым, 2) студийным, 3) практическим и 4) семинарского типа.

Музейный урок.

Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы (основного или факультативного) непосредственно на экспозиции музея. Данная форма организации музейно-педагогического процесса имеет четко выраженный адресный характер и рассчитана на коллективную работу с группой учащихся (школьным классом), характеризующуюся относительной однородностью социально-демографических и психологических признаков, а также единой мотивацией прихода в музей. Особенность музейного урока заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея, что подразумевает не только серьезную подготовку всех агентов коммуникации (школьника, учителя и экскурсовода/музейного педагога) предваряющую приход класса в музей, но и разработку заключительной фазы проверки уровня усвоения учащимися новых знаний посредством создания механизма «обратной связи». Конечный результат музейного урока с точки зрения коммуникационной теории – «коммуникация, отложенная во времени», когда влияние музея продолжает ощущаться на завершающей стадии музейного урока, осуществляемой школьным педагогом в классе.

Экскурсия.

Экскурсия музейная – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Экскурсия – форма просветительской (образовательной) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений. Главным критерием выделения экскурсии, отличающим ее от других возможных форм культурно-образовательной деятельности музея, является функция презентации экспозиции (выставки). Согласно этому критерию музейная экскурсия подразделяется на два вида: 1) экскурсия обзорная (полная презентация) и 2) экскурсия тематическая (частичная презентация, представление одного из тематических разделов экспозиции или выставки). Следующий уровень – подразделение каждого вида экскурсий на подвиды, в зависимости от методического принципа их построения: 1) экскурсии традиционные, 2) экскурсии театрализованные (интерактивные) и 3) экскурсии специализированные (с какой-либо доминирующей темой). Поправка на социально-демографические и психологические особенности контингента экскурсантов (шестой уровень классификации) позволяет далее дифференцировать экскурсии на три разряда: 1) экскурсии для детей, 2) экскурсии для подростков и 3) экскурсии для взрослых.

Спектакль.

При выделении музейного спектакля в качестве самостоятельного базового элемента классификации имеется в виду сценическая постановка, с использованием музейного интерьера, выполненная профессионалами. Все прочие варианты музейных инсценировок относятся к форме студийного занятия, построенного на методе театрализации.

Концерт.

Концерт как форма культурно-образовательной деятельности музея тесно соприкасается с проблемой использования музыки в музейной коммуникации. Согласно классификации, опирающейся на функциональный подход (Н.Г. Колокольцева), использование музыки в музее дифференцировано на три типа: 1) «озвучивание» экспозиции, 2) музыка как звучащий экспонат, 3) концерт в музее. В предлагаемой классификации принимается во внимание только форма концерта в музее.

Наряду с аттрактивностью, несомненным достоинством данной формы является ее универсальность, возможность применения практически во всех музеях, независимо от профиля. Если в исторических, художественных или литературных музеях дефиле имеет вид демонстрации мод соответствующих эпох и сословий, то в этнографическом музее на первое место выдвигаются признаки народности и этнической специфики традиционного костюма. Демонстрация моделей одежды тесно смыкается с формой бала. Бал в музее – танцевальный вечер с погружением в историко-культурную среду для получения эмоциональных впечатлений.

Мастер-класс.

Мастер-класс в этнографическом музее обычно принимает вид демонстрации искусства изготовления какого-либо изделия (или его фрагмента) в традиционном стиле. Органично вписывается в профиль этнографического музея мастер-класс по обучению элементам народного танца, основам пиктографического письма, игре на простейших музыкальных инструментах и т.д.

Музейный кружок.

Деятельность музейного кружка имеет все преимущества серийных форм («обратная связь», эффект «музейно-педагогического последействия», вызываемый фактором «коммуникации, отложенной во времени», поступательное усложнение программы, дающее возможность отследить механизм перехода количественного накопления информации в качество – приобретение учащимися знаний и навыков и т.д.); кроме того, знание индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого члена кружка, достигаемое только при длительном контакте с группой, открывает новые возможности в использовании средств, методов и методических приемов музейной педагогики. С точки зрения организации учебного процесса кружковая работа предоставляет музейному педагогу неограниченные возможности в творческом экспериментировании, придании каждому занятию оригинального облика, основанного на различном сочетании элементарных музейных форм и инноваций из других сфер культуры и образования. В этом смысле кружок сродни творческой лаборатории музейного экспериментирования.

Студия, в отличие от кружка, предполагает внесение в процесс обучения компоненты художественного творчества.

Курсы как особая форма коммуникативной деятельности музея не являются новацией в практике музейного дела. По уровню сложности данная форма культурно-образовательной деятельности музея подразделяется на: 1) курсы, адресованные широкому посетителю, 2) курсы повышения квалификации специалистов – профессионалов музейного дела и педагогов.

Отнесение музейного клуба к формам, производным от рекреационной функции музея, определяется: 1) факультативностью курса, 2) апелляцией к адресату, для которого посещение клуба мотивируется стремлением к познавательному досугу, 3) соотнесением этой мотивации с такими направлениями музейно-педагогической деятельности музея как отдых и общение.

С музейным клубом тесно соприкасается другая форма культурно-образовательной деятельности музея, получившая название «вечеров» («литературные вечера», «музыкальные вечера»), в большей степени характерная для художественных и литературных музеев. Не выходя за рамки своей компетенции, этнографический музей вносит в развитие этой формы новые идеи, подсказанные народной традицией (например «святочные вечера»).

Музейный праздник.

Праздник в музее – комплексная форма работы с музейной аудиторией, включающая в себя объединенные единой темой элементы экскурсии, тематического вечера, театрализованного представления и пр., проводящаяся на основе сценария с использованием экспозиций и музейных коллекций. Данная специфическая форма реализации культурно-образовательной деятельности музея характеризуется синкретизмом составляющих его базовых элементов, комбинируемых в различных вариантах, с четкой ориентацией на удовлетворение потребности посетителя в рекреации. В зависимости от содержания праздник подразделяется на два основных вида: 1) праздники народного календаря и 2) праздники событийные.

Фестиваль.

Несмотря на заимствованный характер формы, в настоящее время можно с уверенностью сказать, что музейный фестиваль не только удачно сочетается с задачами культурно-образовательной деятельности музея, но и в целом обогащает эту форму, внося в нее новое содержание.

Музейная акция.

Музейная акция - совокупность музейных мероприятий, чаще всего связанных с открытием и функционированием новой экспозиции или выставки. В последнее время при проведении музейных акций, наряду с традиционными формами, используются различные инновационные формы: хэппенинг, перформанс, а также иные варианты организации музейного действа, основанного на технологии интерактивности.

Формы научно-просветительской деятельности

музея

Свою научно-просветительскую деятельность музей осуществляет через различные формы, которые сложились в результате систематически проводимой научно-исследовательской работы (А.В. Бакушинский, М.С. Коган, И.М. Коссова, К.Г. Левыкин, М.В. Потапова, Н.Д. Рева, Н.И. Романова, С.Т. Шацкий, К.Г. Хедбер и др.). Передача информации может проходить через: экскурсии (Т.А. Кудрина, Н.Д. Рева); музейные уроки и индивидуальные письменные задания (Е.И. Иванова, В.С. Моисеева); кружки и клубы (И.М. Коссова); лекции, тематические вечера, музейные олимпиады и конкурсы (М.Н. Грачев, А.И. Михайловская); университеты культуры (К.Г. Левыкин, К.Г. Хедбет). Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут классифицироваться:

    по месту проведения;

    по характеру содержания;

    по целевому назначению;

    по составу экскурсионной группы.

Музейная экскурсия

Экскурсия внутри музея экскурсии обзорные экскурсии научно-просвети-тельские

экскурсии для студентов

Экскурсия на открытом воздухе экскурсии тематические экскурсии учебные

экскурсии для учащихся

экскурсии для специалистов одной профессии
экскурсии для других социальных групп
Обзорные экскурсии, как правило предполагают ознакомление с достаточно широким кругом вопросов и просмотром большого количества музейных помещений. Тематические экскурсии могут быть сквозными, целенаправленными и обобщающими. Обзорные экскурсии характеризуются тем, что в отведенное время посетителям предлагается познакомиться с целым рядом исторических событий, уяснить закономерности развития общества, искусства и т.п. Экскурсии целенаправленные , наоборот, предполагают ознакомление с отдельным периодом и событием, направлением в искусстве или этапом научно-технического прогресса. Экскурсии на которых даются характеристики периодам в развитии культуры, науки, искусства, общества и т.п. называют обобщающими . Научно-просветительские экскурсии решают задачу культурного просвещения посетителей, а учебные более углубленного изучения какой-либо темы. Учеными исследователями (Т.А. Кудрина, Н.Д. Рева) выделяются этапы подготовки и проведения музейной экскурсии:

    Определение темы и содержания экскурсии.

    Составление плана экскурсии. При этом продумываются маршрут следования группы, экспонаты, логика рассказа экскурсовода и многие другие положения.

    Целенаправленный показ экспозиций или собственно экскурсия.

    Общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.

Структура экскурсии имеет три части: вводную, основную и заключительную. Перед осмотром экспозиций музея экскурсовод определяет тему и задачи экскурсии и подводит посетителей к пониманию основного содержания. Очень важно во вводной части дать установку на восприятие как вербального, так и визуального материала. Это позволит повысить образовательную эффективность экскурсии. Важность установки на восприятие экспозиций художественных музеев подчеркивалась М.С. Коган, М.Н. Потаповой, Н.Д. Рева, Б.М. Тепловым, Б.П. Юсовым и др. Установка перед экскурсией важна не только в художественных музеях, но и в музеях других видов. Основная часть экскурсии включает рассказ экскурсовода, зрительное восприятие музейных предметов и приемы активизации посетителей, к которым относятся эвристические вопросы, игровые приемы, поисковые и творческие задания и многое другое. Завершает экскурсию заключительная часть, в ходе которой подводится итог и дается установка на восприятие материала последующей экскурсии. В связи с этим следует отметить, что по мнению Н.Д. Рева, наибольшей эффективностью обладает цикловая система экскурсий, которая позволяет полностью реализовать принципы непрерывности и преемственности в педагогическом взаимодействии экскурсант – экскурсовод. Таким образом, единичные экскурсии не могут полноценно решать задачи приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать принцип концентричности, который характеризуется тем, что каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложному последующему этапу. Несомненно, экскурсия, является ведущей формой музейной работы, а необходимость рассмотреть столь подробно ее классификацию, структуру, этапы подготовки была продиктована тем, что в процессе приобщения дошкольников к собраниям музеев воспитателям дошкольного образовательного учреждения, родителям, домашним педагогам, семейным воспитателям во вмогом придется полагаться на себя и свои знания. Интересной формой ознакомления детей с экспозициями музея можно считать музейные уроки или занятия . Урок (занятие) в музее проводится с целью усвоения детьми знаний по определенной теме. При этом музейные предметы выступают как источники получения знаний. В ходе урока (занятия) педагог широко использует игровые приемы: воображаемые путешествия во времени, игры-имитации; эскизы вещественных источников для последующего творческого воссоздания и т.п. В рамках урока (занятия) могут проводиться музейные викторины, конкурсы, олимпиады . Вместе с тем, мероприятия являются составной частью работы музейного клуба. И.М. Коссова утверждает, что клубы являются наиболее перспективной формой приобщения населения к культурно-историческим, научно-техническим достижениям человечества. В соответствии с содержанием работы выделяют три вида клубов: комплексные, проблемные (тематические), юных музееведов. Клуб – это самодеятельная организация, членов которой объединяет общность интересов. В клубе могут проводиться секционные занятия и общие мероприятия. В секциях ведется обсуждение теоретических вопросов, готовятся экскурсоводы, совершенствуются навыки в каком-либо виде деятельности. Массовые мероприятия включают в себя не только лекции, олимпиады, викторины, но и научные конференции, встречи с интересными людьми, развивающие уроки, так называемые «дни» вечера и музейные праздники. Многие из перечисленных форм клубной работы носят интегрированный характер и содержат элементы театрализации, музыку, хореографию, научные опыты и т.п. Следует отметить, что театр по сути своей является интегрированным искусством, вбирающим в себя музыку, хореографию, речь, изобразительное искусство (декорации, бутафорию, костюмы и др.). Поэтому целесообразно использовать театрализацию как обобщающее занятие. Это позволит закрепить материал в яркой художественной форме. Подготовка инсценировок позволит стимулировать познавательную потребность ребенка.

Музейные праздники – это комплексная форма работы, включающая элементы театрализации, экскурсии, музыкально-литературные композиции, викторины и пр.

Некоторые музеи создают специальные экспозиции для детей. В них экспонаты развешиваются на уровне глаз ребёнка, размещаются элементы национальной одежды, которую дети могут примерить, расставляются разнообразные вещи, которые можно трогать, заводить, перемещать и т.п. На таких специальных экспозициях дети перед началом осмотра получают задания, а по окончании «отчитываются» о результатах его выполнения. Например, в Архангельском краеведческом музее перед Рождеством была оформлена тематическая экспозиция В целом, следует учитывать, что вся научно-просветительская деятельность строится поэтапно. При этом, каждый предыдущий этап обеспечивает понимание последующего материала. Выбор формы музейной работы зависит от содержания информации, предлагаемой для усвоения; возраста аудитории; особенностей музейных предметов и экспозиций.

Портрет специалиста готов ого к ведению

музейной работы с дошкольниками

Проблемы, возникающие в процессе приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре, не могут быть решены без взрослого, владеющего комплексом знаний и умений, которые в конечном счете и обеспечат успешность этой работы. Многочисленные исследования (Жидкова Е.В., Пидкасистый Т.И., Семенушкина Л.Т. и др.) показывают, что перечень знаний, умений и навыков, необходимых человеку для реализации профессиональной деятельности, сотавляет профессиограмму, т.е. своего рода паспорт специалиста. Профессиограмма имеет важное практическое значение, поскольку, во-первых, показывает пути совершенствования профессиональной подготовки специалиста; во-вторых, помогает при постановке целей и задач самовоспитания и самообразования. Таким образом, мы приходим к пониманию необходимости определения круга знаний и умений, позволяющих наиболее успешно осуществлять работу по приобщению дошкольников к музейной культуре. Это тем более важно, что в настоящее время образовательные учреждения, точно так же как и учреждения культуры, к которым относится музей, активно ищут пути взаимодействия. Однако, ни музейные работники, ни педагоги дошкольных образовательных учреждений не имеют специальной подготовки для того, чтобы оптимизировать процесс ознакомления детей с музейными коллекциями. На основе работ Абдулиной О.А., Бакушинского А.В., Григорьевой Г.Г., Князевой О.А., Конуховой Е.Н., Кульчинской Н.Л., Михеевой А.П., Пантелеевой Л.В., Панкратовой Т.Н., Рева Н.Д., Чумаловой Т.В. и др. была составлена профессиограмма специалиста, подготовленного к работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с музейной культурой. В профессиограмме можно выделить три блока знаний и умений:

    Общепедагогические знания и умения.

    Научно-методические знания и умения.

    Специальные знания и умения.

Профессиограмма специалиста,

готового к ведению музейной работы с дошкольниками

1.

Общепедагогические

знания и умения

    задач культурно-просветительской деятельности музеев и воспитательно-образовательных задач детского сада;

    основ музейной педагогики;

    особенностей восприятия детьми предметов материальной культуры;особенностей влияния музейной культуры на развитие личности ребенка дошкольника

    создаавть условия для проявления интереса к музейной культуре;выбирать педагогически целесообразные формы и методы приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре;предвидеть трудности, предстоящей музейной работы и проектировать пути их преодоления;координировать работу дошкольного образовательного учреждения и музея
2.

Научно-методические знания

    классификация музеев и особенностей их работы;

    требования отбора музейных экспозиций и экспонатов, предназначенных для восприятия в ходе экскурсионной и других форм работы с дошкольниками;

    методов, приемов и форм оптимизации процессов восприятия музейных экспозиций детьми дошкольного возраста

    намечать близкие и далекие цели развития интереса к музейной культуре;отбирать необходимый искусствоведческий, этнографический и другой материал для более полного понимания идеи музейной экспозиции детьми дошкольного возраста;организовывать и проводить педагогическую и музейно-педагогическую работу с дошкольниками
3. Специальные знания и умения
    особенности экспозиционной работы;особенности организации музейных экскурсий и других форм работы с детьми дошкольного возраста;этапов проведения работы по приобщению дошкольников к музейной культуре
    формировать как передвижные, так и стационарные экспозиции в дошкольных образовательных учреждениях;проводить музейные экскурсии и другие формы работы с детьми дошкольного возраста;отбирать, разрабатывать и использовать разнообразные игровые формы работы по приобщению детей к музейной культуре
В таблице определены те знания и умения, которые являются профессионально значимыми как для педагогов дошкольных образовательных учреждений (или других специалистов, работающих с дошкольниками: гувернанток, домашних педагогов и пр.), так и для работников музея. Понятно, что не только воспитатели детских садов должны знать особенности музейной работы, но и экскурсоводам, экспозиционерам, музейным педагогам необходимо разбираться в специфике работы с детьми дошкольного возраста. Предложенная профессиограмма позволяет определить направления взаимодействия двух учреждений: детского сада и музея. Для того чтобы выяснить степень готовности специалистов дошкольных образовательных учреждений и музея к ведению совместной работы необходимо: Во-первых – изучить представления педагогов детсада о музее и формах его функционирования; Во-вторых – изучить представления сотрудников музея об особенностях работы с дошкольниками. Воспитателям может быть предложна анкета, состоящая из 14 вопросов.

Методика подготовки и проведения экскурсии.

Понятие экскурсии: Коллективный осмотр музея, проводимый по определенной теме и специальному маршруту специалистом экскурсоводом. Это определение включает два взаимно связанных понятия: Экскурсия – группа людей пришедших для осмотра музея, и экскурсия вид научно- педагогического труда, который состоит в разработке и осуществлении системы показа музейной экспозиции, выставки, памятников истории и культуры города. Особенностью экскурсии является сочетание рассказа и показа при главенствующей роли зрительного восприятия.

Требования, предъявляемые к экскурсии: идейность, научность, профессионализм.

Идейность - воспитание любви и уважения к родному краю; повышение образованности и культуры, воспитание чувства патриотизма.

Научность - правильность и достоверность излагаемых научных фактов, использование новейших данных в области науки и краеведения

Профессионализм - ознакомление с группой и ее запросами, логичность, последовательность в изложении материала и построения всей экскурсии, правильное сочетание показа и рассказа, эмоциональность, популярность, доходчивость, занимательность в изложении, высокая культура речи, активизация группы.

Можно выделить следующие этапы подготовки экскурсии :

1. Выбор темы экскурсии, название экскурсии, определение ее цели.

2. Подбор литературы, ее изучение.

3. Отбор объектов показа, и их изучение.

4. Разработка маршрута экскурсии.

5. Работа над тезисным текстом.

6. Устная отработка экскурсии.

7. Проведение экскурсии.

В процессе подготовки экскурсии работа должна идти одновременно по двум направлениям: изучение литературы, различных источников по теме экскурсии и изучение непосредственно самих объектов показа.

    составление библиографии по всей теме и отдельным разделам;

    изучение документов и литературы общего характера по всей теме;

    изучение литературы по отдельным вопросам и разделам экскурсии: учебной, научно-исследовательской, справочной, научно-популярной, статистической;

    ознакомление с материалами имеющимися в музее (в отделах, фондах, в библиотеке.)

Фиксирование материала.

Материал может фиксироваться в виде краткой записи, выписки цитаты, тезиса, конспекта. Материал заносится на отдельные карточки в соответствии с объектом показа.

Отбор объектов показа.

Объекты показа в зависимости от роли, выполняемой в экскурсии, делятся на:

    основные – для убедительного и полного раскрытия темы экскурсии,

    дополнительные - для усиления эмоционального воздействия экскурсии.

Работа над текстом экскурсии .

При работе над текстом экскурсии осуществляется распределение материала по маршруту экскурсии применительно к объектом показа, распределение времени экскурсии на отдельные подтемы.

Текст должен строго соответствовать теме и целевому назначению экскурсии.

Текст включает в себя вступление, основную часть, заключение.

Вступление раскрывает основную целенаправленность экскурсии, направляет внимание слушателей на восприятие ее содержания (не более 5-7 мин.).

Основная часть- состоит, как правило, из ряда подтем.

В этой части экскурсии должно быть:

    снабжение ее краткими цифрами и иллюстративным материалом

    краткое обобщение, оценка и вывод по каждой подтеме.

    логические переходы от подтемы к подтеме для объединения отдельных частей в единый рассказ.

Заключение - подводит итоги, обобщает, позволяет сделать оценку изложенному в экскурсии (не более 5 мин.)

Устная отработка экскурсии.

При отработке экскурсии необходимо обратить внимание на следующее:

    отработать вариант вступления к экскурсии, дать краткую справку о музее;

    отработать нужный темп речи, расставить смысловые акценты, следить за тем, чтобы речь была выразительной, четкой,

    отработать показ, описание экспонатов и логическую взаимосвязь с темой экскурсии;

    выбрать для себя и группы расположения экспонатов, чтобы во время показа они, были хорошо видны всем слушателям.

Методика проведения экскурсии.

Исходя из специфики экскурсионной работы, при ее проведении необходимо использование следующих методических приемов. Следует учесть, что один из основных принципов проведения экскурсии является принцип «от показа к рассказу». С помощью методических приемов показа экскурсовод помогает видеть объект, руководит его восприятием.

Экскурсовод может предварительно акцентировать внимание группы на детальном осмотре экспоната. Здесь уместен прием задания. Это рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей. После самостоятельного осмотра рекомендуется посредством вопросно-ответного приема подытожить наблюдения,обобщить их

Экскурсионный показ осуществляется в определенной последовательности.

1. Прием предварительного обзора. Он позволяет увидеть весь экспозиционный зал, раздел экспозиции или комплекс. Экскурсовод должен организуя первые впечатления об объекте, ориентировать их на его тематическом и художественном решении, а потом перейти к конкретным разделам, комплексам экспонатам.

2. Зрительный анализ- детальное наблюдение объекта. Экскурсовод дает как можно более полный, всесторонний анализ экспоната, но при этом не надо забывать, что это стремление может привести к отходу от темы, нарушит стройность экскурсии «пример с документом стиль, форма, характер шрифта, качества бумаги, свидетельствует об эпохе».

3. Прием зрительной реконструкции - мысленное восстановление первоначального облика объекта по сохранившимся и зрительно воспринимаемым деталям. (Предметы, археологии, быта)

4. Прием сравнения - сравниваются определенные признаки двух, трех объектов, которые одновременно наблюдаются экскурсантами. (Пример).

5. Жест в экскурсии является одним из элементов показа. Жест сопровождает рассказ и отражает личное отношение экскурсовода к сообщаемому факту. Он может сделать изложение более эмоциональным, помогает увлечь группу. Но к жесту следует обращаться по мере ощущения потребности в нем. Жесты необходимо разнообразить, технически отрабатывать. Они должны быть лаконичными.

Отметить, что неотъемлемым элементом экскурсии является рассказ. По отношению к показу он вторичен и вне показа не существует.

Методические приемы рассказа.

1. Повествование - наиболее целесообразный способ изложения событий, важных моментов биографии, сюжетов литературных произведений, раскрытия явлений природы.

2. Описание - это более подробное изложение материала об объекте, широкая характеристика его. Одновременно описываются внешние признаки экспонатов события связанные с ним.

3. Объяснение – носит доказательный характер и указывает на причины того или иного явления.

4. Комментирование.

5. Конкретизация содержания. Чаще всего это связано с конкретизацией места и времени совершения событий.

6. Цитирование. Использование в тексте экскурсии цитат, отрывков из художественных произведений, из воспоминаний, из донесений и приказов военного времени. Цитата из исторических документов – это устное доказательство выдвинутого в рассказе положения.

7. Прием литературного монтажа – рассказ строится на определенном наборе отрывков из литературных произведений, документов, воспоминаний статей, и периодической печати.

8. Прием инструктирования. При осмотре мемориальной части музея или их отдельных помещений таких в которых не может разместиться вся группа, экскурсовод указывает на что следует обратить внимание, дает инструкцию, как себя вести там, определяет время нахождения.

9. Прием беседы. Прием беседы вызывает большую активность в форме вопросов и ответов. Система наводящих вопросов активизирует каждого члена группы, раскрывает содержание темы и позволяет придти к правильным выводам.

Метод-Общего знакомого.

Интерактивный метод – Погружения в эпоху.- когда предлагается представить себя в роли участника события отраженного в экспозиции, изобразить его в лицах, быстро отыскать определенные экспонаты.

Отметить, что любой методический прием на практике должен применяться естественно, свободно и как таковой быть невидимым для экскурсантов.

Ни один из методических приемов не может быть универсальным, главным: на практике они могут переплетаться. Экскурсовод выбирает те приемы. Которые обеспечивают наибольшую эффективность.

Использование цифр в экскурсии.

Во многих экскурсиях необходимо использовать цифры, но методика использования цифрового материала имеет свои особенности.

Цифры можно разделить на три группы.

1 Необходимые цифры: исторические даты, даты жизни деятелей материалы о которых внесены в экспозиции музея.

2. Цифры сравнительные, отражающие динамику того или иного явления.

3. Абсолютные цифры. Их дают только специалистам, хорошо подготовленной аудитории.

Следует учесть: цифры, (если они правильно подобраны, умело вплетены в план рассказа) - великолепные аргументы, веские доказательства, но слушать цифры трудно. В целях лучшего усвоения цифровых данных, следует больше использовать прием сравнения – например.

Во время экскурсии перед экскурсоводом стоит важная задача – связать между собой содержание всех подтем в единое целое. Большую роль в этом играют логические переходы. Логические переходы - это словесный мостик от одной подтемы к последующей.

В некоторых случаях применяются звукозаписи, видеозаписи, Демонстрация видеофильма не должна превышать 5 мин. Звукозаписи 2-3 мин.

Экскурсии различаются по месту проведения, объектам показа, характеру тематики, целевому назначению, составу экскурсионных групп.

    Можно выделить обзорные экскурсии по музею, по городу. Они дают общее представление о музее, городе.

    Тематические экскурсии – это экскурсии на темы профильных дисциплин. Они имеют ряд вариантов:

    Сквозные – на темы охватывающие ряд исторических периодов. Например « Слава русского оружия».

    Специализированные. Например, искусствоведческие, по отдельным отраслям материальной и духовной культуры.

    Учебные экскурсии – экскурсии для учащихся в соответствии с программами образовательных учреждений.

Документирование экскурсий.

На экскурсию составляются следующие документы: маршрут экскурсии, и методическая разработка.

Маршрут экскурсии включает в себя следующие разделы: объект показа; справка об объекте; время.

Методическая разработка это уточненный развернутый план с указанием методических приемов, применяемых в экскурсии.

  1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре.

    О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. Федеральный закон.

    Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации.

    Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю истории.

    Белявский М.Т. Работа в музеях с историческими памятниками (с древнейших времен до 1917 г.)

    Историческое краеведение (Основные источники изучения родного края): Пособие для студентов педвузов. \ Под редакцией Н.П. Милонова М.: 1995

    Михайловская А.И. Музейная экспозиция (Организация и техника) \Под редакцией Ф.Н. Петрова и К.Г. Матвеева.- М.: 1984.

    Музееведение. Музеи исторического профиля. Учебное пособие для вузов по спец. « История» \ Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста.- М: 1988.

    Музей и школа. Пособие для учителя.\ Е.Г. Вансалова, А.К. Ламунова. Под ред. Т.А. Кудриной.-М: 1985.

    Музейные термины \Сб. трудов Центрального музея Революции. Терминологические проблемы музееведения. М.:1986.

    Российская музейная энциклопедия: В 2-х томах.- М: 2001.

    Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. Книга для учителя.- М:1988.

    Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов.- СПб, 2000.

    Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники.- Тверь,1992.

    Шкурко А.И. Учет и хранение фондов. Методические указания.- 1976.

    Этикетаж и тексты в музейной экспозиции. Методические рекомендации \ Сост. А.М. Гак.- М. 1990.

Одна из важнейших функций музея – образовательно-вос­питательная – осуществляется посредством культурно- про­светительской работы.

Просветительская деятельность нашего музея многообразна по формам организации и проведения. Формы этой работы можно разделить на основные категории: традици­онные (экскурсии, лекции) и массовые мероприятия.

Музейная экскурсия – это “коллективный осмотр музея посетителями, объединенными в экскурсионные группы”. В музее проводятся обзорные, тематические, учебные экскурсии.

Обзорные экскурсии проводятся по всей экспозиции музея и имеют своей целью ознакомление посетителей с музеем вообще. Обзорная экскурсия носит общеобразовательный характер.

Тематические экскурсии, которые проводятся в музее, отличаются четкой тематической определенностью по хронологии и содержанию, они посвяще­ны конкретному вопросу. Поэтому они проводятся не по всему музею, а по материалам одного из залов или конкретного раздела экспозиции. Тематические экскурсии по своему целевому назначению носят учебный характер. Экскурсоводами музея составлены и проводятся следующие экскурсии: «Сівая памяць даўніны», “Прыйшла ў наш край няпрошана вайна”, “Валожыншчына сягодня”, “Час і мы”, “Жывая памяць” и другие.

Экскурсии учебно-образовательной направленности предна­значены для расширения знаний, которые учащиеся получили по учебной программе в лицее, их конкретизации на основе подлинных памятников – музейных предметов. Такими являются экскурсии по истории (тема “Великая Отечественная война”), по курсу “Человек. Общество.Государство” (тема “Человек в системе рыночных отношений”) и др.

Учебные экскурсии весьма разнообразны по форме проведения. Это и уроки-экскурсии, проводимые на экспозиции экскурсоводом или самим педагогом, и экскурсии-семинары с выступлением слушателей.

Разработкой экскурсий в нашем музее занимаются учащиеся из группы экскурсоводов. Главным источ­ником содержания экскурсии является экспозиция и музейные предметы.

В основу построения маршрута музейной экскурсии положены три принципа – хронологический, тематичес­кий, тематико-хронологический.

Напри­мер, в основе маршрута обзорной экскурсии лежит хронологи­ческий принцип, а маршрут тематической и учебной экскурсии строится по тематическому принципу.

цель экскурсии, значимость ее темы, называются основные вопро­сы, раскрывающиеся в ходе экскурсии. В заключении даются обобщающие выводы

по теме экскурсии.

Кроме экскурсий в нашем музее проводятся лекции. Они отличаются от экскурсий целью и подачей матери­ала. Основная цель музейной лекции – донести до слушателей теоретический материал, проиллюстрировав его музейными предметами. Успешно прошли лекции под общим названием «Ведаю, што нарадзіўся б толькі тут…”

- “Архітэктура Валожыншчыны”,

- “Помнікі гісторыі і культуры г. Валожына”,

- “Навучальныя ўстановы г. Валожына”,

- “Прамысловыя прадпрыемствы горада”.

Самыми разнообразными и многоплановыми по форме проведения являются массовые просветительские мероприятия. Это вечера, посвященные определенной теме или каким-либо событиям, датам, юбилеям, встречи с интересны­ми людьми, викторины, спектакли. Так, на протяжение, 2008-2009 гг. на базе нашего музея прошли следующие мероприятия: круглый стол «И помнить страшно, и забыть нельзя», урок мужества «Память сердца», историческая викторина «Борьба за Беларусь», устный журнал «Листая страницы военной поры», литературно-музыкальная композиция «Дорогами войны», литературная гостиная «В памяти народа вечно» и другие.

Фондовая работа

Собрания нашего музея состоят из основного и научно–вспомогательного фондов. Все материалы, хранящиеся и экс­понируемые в музее, составляют фонд музея.

Наиболее ценная и главная в количественном и качествен­ном отношении часть музейных фондов - основ­ной фонд . Сюда входят только подлинные памятники истории и культуры, имеющие статус музейного предмета. Это

Экспонируется в музее и вещественные археологические материа­лы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок: орудия труда, образцы продукции, оружие, предметы быта и одежды, нумизматичес­кие материалы: монеты, печати. Большой интерес для посетителей музея представляет оружие времен Великой Отечественной войны (штыки, снаряды, гильзы от снарядов и винтовок, и др.)

Имеются письменные музейные предметы следую­щих видов: рукописные и печатные учрежденческие и личные материалы (свидетельства, грамоты, письма, воспоминания, удостоверения, партийные, комсомольские, проф­союзные билеты), периодические и непериодические издания, книги, листовки. В фондах нашего музея имеются личные свидетельства «Ausweis, красноармейская книжка времен войны,

Изобразительными музейными предметами являются произведения декоратив­но-прикладного искусства: графика, живопись, скульптура, плакаты и др., фотографии. Из фонозаписей музей хранит аудиокассеты с воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны, документальные фильмы о войне.

Кроме основного в музее имеется вспомогательный фонд, представляющий собой сложное сочетание различных материалов, которые не имеют статуса музейного предмета. Это материалы, изготовленные музеем для экспозиционной и пропагандистской работы.

Юридическими документами в музее являются акты поступлений, акты выдачи, книги поступлений.

Учет преследует две цели: обеспечение сохранности самого предмета и его научную охрану, то есть обеспечение сохранности имеющихся сведении о

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения