Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия. Картотека на тему: Коллекция дидактических игр на развитие восприятия у дошкольников

Игры с бумагой

Цели : обогащение сенсорного опыта, знакомство с разнообразными свойствами бумаги.

«Бумажные снежки»

Оборудование и материалы: листы тонкой бумаги.

Описание игры. Показать, как из листов тонкой бумаги сделать комочки. Затем предложить их подбрасывать, ловить, отбивать ладошкой.

«Секреты в бумаге»

Оборудование и материалы : листы бумаги, мелкие предметы, игрушки.

Описание игры . Завернуть игрушку в лист бумаги, а ребенку предложить развернуть его и найти там игрушку. Игру можно разнообразить, заворачивая игрушку разными способами: в форме кулька, конфеты, коробочки, в несколько слоев бумаги.

«Игрушки из бумаги»

Оборудование и материалы: листы разноцветной мягкой бумаги.

Описание игры . Предложить ребенку сделать из бумаги комочки разной формы. Показать, как из бумаги можно изготовить различные фигуры (оригами): самолет, лодочку, вертушку.

Игры с кубиками

Цели: учить соотносить размеры, подбирать подходящие детали, контролировать результат; осваивать приемы плоскостного конструирования.

Примечание. Прежде чем организовывать игры-занятия с кубиками, следует дать ребенку возможность свободно поиграть с ними: брать в руки, передвигать, бросать, ставить друг на друга и т. п. Затем нужно показать, что из кубиков можно сооружать различные постройки: башню, стену, домик, дорожку.

«Домики из кубиков»

Оборудование и материалы : набор кубиков.

Описание игры . Предложить построить домик для маленькой куколки, собачки. Положить кубик на кубик, сверху — крышу, затем попросить ребенка самостоятельно построить домик для игрушки.

«Гараж для машины»

Оборудование и материалы: набор кубиков.

Описание игры . Построить гараж для маленькой машины, предложить ребенку построить такой же, но большего размера.

«Картинки из кубиков»

Оборудование и материалы : наборы кубиков с предметными и сюжетными картинками.

Описание игры . Предложить ребенку рассмотреть образец картинки, затем предложить собрать такую же из кубиков.

Примечание . Сначала следует предлагать наборы из 4 кубиков, затем из 6 и более.

«Собери цветочек»

Оборудование и материалы : лист бумаги с нарисованным на нем контуром цветка, состоящим из деталей; картонные детали, соответствующие контурным.

Описание игры . Предложить ребенку собрать картинку путем наложения картонных деталей на образец.

Примечание. Когда ребенок освоит приемы плоскостного конструирования, предложить ему самостоятельно составлять фигурки и целые композиции из предложенных деталей.

«Домики для кукол»

Оборудование и материалы: маленькая и большая куклы, большие и маленькие кубики.

Ход игры

Взрослый. Давай построим для куколок домики. Маленькой куколке — маленький домик, а куколке побольше — большой домик. Где у нас маленькая куколка?

Ребенок выбирает пупсика.

Взрослый. Правильно, эта куколка маленькая. Ей мы построим домик из маленьких кубиков. Давай выберем все маленькие кубики.

Взрослый помогает ребенку подобрать кубики и построить домик. Это может быть самая простая постройка в форме буквы «П».

Взрослый. Давай проверим, поместится ли куколка в этот домик. Пупсик не помещается! Построй ему домик побольше.

Взрослый предлагает построить домик из больших кубиков для большой куклы.

Примечание . Можно строить из кубиков, различающихся по цвету или материалу, например красный домик — для петушка, а желтый — для белочки; из деревянных кубиков — будку для собачки, а из пластмассовых — норку для лисички.

«Лесенка»

Оборудование и материалы: кубики разного размера, доска.

Описание игры. Соорудить на столе или на полу горку, положив на большой кубик доску. Предложить ребенку построить лесенку из кубиков разного размера, чтобы маленькая куколка поднялась по ней на горку. Вместе с ребенком положить кубики в порядке возрастания. Предложить ребенку помочь куколке подняться по лесенке и скатиться с горки.

Игры с мозаикой

Цели: развивать мелкую моторику, целенаправленность; обогащать сенсорный опыт; учить подбирать детали по цвету, рисунку.

Примечание. Детям раннего возраста следует предлагать наборы мозаики, состоящие из крупных элементов.

«Соберем мозаику»

Оборудование и материалы: набор мозаики.

Описание игры. Рассмотреть вместе с ребенком образец (домик, цветок, простой геометрический узор) и предложить собрать такую же картинку из элементов мозаики. Помочь ребенку отобрать необходимые по цвету и форме элементы и составить из них изображение.

«Курочка и цыплята»

Оборудование и материалы: коробка с мозаикой, куда помещены шесть элементов желтого цвета и один — белого.

— Курочка-рябушечка, куда пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?

— «Пи-пи-пи-пи-пи!»

Показать белый элемент мозаики и сказать: «Курочка у нас будет белого цвета». Продемонстрировать желтую мозаику и пояснить: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели вставить белую мозаику, еще раз напомнить, что курочка будет белого цвета, и поместить следом за белой мозаикой одну желтую, напомнив, что такого цвета цыплята. Затем дать ребенку коробку с мозаикой и предложить найти еще одного цыпленка. Поместить его следом за мамой-курочкой. Если ребенок неуверенно выполняет задание, помочь ему и попросить найти еще 2—3 цыплят. После того как все цыплята будут найдены и размещены гуськом позади курочки, попросить ребенка повторить задание самостоятельно. Если при выполнении задания ребенок допускает ошибки, можно ему подсказать: «Посмотри, все ли цыплятки у тебя одинаковые? Какого цвета бывает цыпленок?» и т.д.

Игры с разными предметами

Цели: учить различать размеры и цвета предметов, контролировать результат.

«Какой мяч больше?»

Оборудование и материалы : большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Описание игры. Встать на расстоянии 3—5 м от ребенка и попросить его принести самый большой мяч. Если он выполнил задание правильно, его обязательно нужно похвалить. Если ребенок ошибся, объяснить ошибку: рукой ребенка обвести по окружности мяча, говоря при этом, большой это мяч или маленький.

Затем мячи снова перемешать и попросить ребенка принести самый маленький мяч.

«Большие и маленькие»

Оборудование и материалы : бусинки одинаковой формы и цвета (четыре — диаметром 2 см и четыре — диаметром 1 см); тонкие шнуры или нити с навощенными или предварительно опущенными в клей концами; кукла, корзиночка.

Описание игры. Показать красивую куклу и рассказать, что она пришла в гости и что-то принесла в корзиночке. Посадить куклу на стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показать ребенку, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Сказать, что кукла просит сделать для нее красивые бусы. Показать, что бусы можно нанизывать по-разному: сначала взять большую бусину и нанизать ее на нитку, затем маленькую, потом снова большую. Предложить ребенку собрать для куклы бусы, нанизывая поочередно большие и маленькие бусинки. Если чередовать бусы наоборот, т. е. сначала брать маленькую, а затем большую, ребенку будет труднее справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Когда бусы будут готовы, показать их кукле.

Примечание. Следует помогать ребенку продевать нитку в отверстие, напоминать о чередовании разных бусин: «Сначала большая бусинка, потом маленькая, снова большая и маленькая. Не торопись, смотри внимательно».

Во время самостоятельной игры ребенку дают различные шнуры и предметы для нанизывания (например, кольца от пирамидок). Можно использовать катушки, а вместо шнуров — прыгалки со снятой с одной стороны рукояткой.

«Круг, квадрат»

Оборудование и материалы: пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Описание игры. Пять кругов и пять квадратов произвольно перемешаны на столике. Рассказать ребенку, что там лежат разные фигуры: «Вот такая — это квадрат, а такая — это круг». Показав квадраты, говорить, что будет класть их в одну сторону, а другие фигуры (круги) — в другую сторону. Затем показать квадрат (круг) и спросить у ребенка: «Где у нас лежит такая фигурка?» Накладывая квадрат на квадрат (круг на круг), показать ребенку, что эти фигуры одинаковые. Предложить ребенку самому разложить фигуры.

Затем показать, в какой стороне лежат одни фигуры (квадраты), в какой — другие (круги), и предложить ребенку из общего материала выбрать любую фигуру и положить ее к таким же. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, попросить ребенка наложить свою фигуру на другую.

«Поручения»

Оборудование и материалы: большая и маленькая игрушечные собачки, машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрешка.

Описание игры. Показать ребенку игрушки и предметы, предложить назвать их, рассказать, какого они цвета и размера.

Дать следующие задания: большую собачку напои чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка, показывая свое неудовольствие, «рычит» или «отворачивается»; так же при ошибках ведут себя другие игрушки);

Поставь матрешку рядом с красным мячиком;

Маленькой собачке подари синий мячик;

Попляши вместе с куклой;

Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

Большую собаку посади рядом с маленькой.

В конце занятия попросить ребенка помочь убрать игрушки и предметы, использованные в игре.

«Разрезные картинки»

Оборудование и материалы : две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части.

Описание игры. Показать ребенку две (три) части картинки и попросить: «Сделай целую картинку». Если ребенок не может правильно соединить части картинки, нужно показать ему целую картинку и предложить собрать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, наложить часть разрезной картинки на целую и попросить ребенка добавить вторую часть. Затем предложить ребенку выполнить задание самостоятельно.

«Конструирование из палочек»

Оборудование и материалы : четыре или шесть плоских палочек одного цвета.

Описание игры. Построить из палочек фигуру «молоточек» или «домик» и предложить ребенку: «Построй как у меня». Если ребенок не может выложить фигуру по показу, попросить выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай как я». Затем снова предложить ребенку выполнить задание по образцу.

Восприятие окружающего мира — это важнейшая деятельность ребенка, которая формируется с момента его рождения. Исследования и жизненные примеры свидетельствуют, что любые нарушения в системе восприятия приводят к серьезным дефектам в развитии всей когнитивной (интеллектуальной) сферы и личности ребенка. Восприятие — это процесс создания образов предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств и сторон, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. С помощью восприятия ребенок получает знания об окружающей действительности. В соответствии с преобладающей ролью той или другой системы органов чувств, участвующих в формировании образа, восприятие делится на зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и т.д. Восприятие вызывается яркой вне-шностью объекта, громкостью звука, контрастом с фоном, наличием интереса к данному объекту у человека.

Восприятие тесно связано с речью. Воспринимая предмет, ребенок осмысливает его как единое целое и относит к определенной категории. Восприятие детей развивается естественным путем, но ему необходима «пища» в виде многообразных и ярких впечатлений из окружающего мира. Такие впечатления и доставляет ребенку игра. Но при серьезной и правильной организации воспитания Ребенка необходимо играть с ним в игры , которые специально направлены на развитие разных форм восприятия.

☺ Игра «Духи-сухарики»

Для игры потребуются небольшой флакончик духов и упаковка сухариков. На нос одному участнику кладется сухарик. Второй участник предлагает первому понюхать духи так, чтобы сухарик не упал. При этом он может медленно водить флакончик из стороны в сторону, опускать и поднимать. Участник с сухариком должен держать нос как можно ближе к флакону. Игра идет на время. Например, участник с сухариком должен продержаться 1 минуту. В случае, если он удержал заданное время сухарик на носу, он получает приз. (Например, может съесть свой сухарик.)

☺ Игра «Прогулка е лесу»

Для этой игры необходимо использовать звуковые записи разнообразных звуков, которые можно услышать в лесу: пение птиц, крики зверей, шум ветра, треск сучьев, шорох листьев, журчание ручья. Можно приобрести готовые записи, а можно составить их из музыкальных произведений и имитирующих звуков. Когда запись готова, начинается игра. Дети «идут в лес» и слушают соответствующие звуки. Их задача — отреагировать на эти звуки наиболее правильным образом: пение птиц послушать и попытаться им подпеть, шорох листьев — осторожность (вдруг ползет змея); ветер смотреть на небо (вдруг дождь); крики животных — или прятаться (медведь идет), или посмотреть (зайчик «барабанит»); ручей журчит — надо искать обход и т. д. Таким образом, дети совершают «прогулку по лесу», ориентируясь на звуки.

☺ Игра «Музыкальная картина»

Детям предлагается конкретная музыка, соответствующая возрасту играющих. Это может быть классическая или эстрадная музыка, важно, чтобы она была без слов.

Первый вариант . После прослушивания музыки детям дается четыре краски: красная, зеленая, синяя, желтая. Они должны изобразить услышанную музыку с помощью этих четырех красок и озаглавить рисунок. По окончании проведите конкурс полученных рисунков и подписей к ним.

Второй вариант. В момент исполнения музыки дети движениями должны изображать конкретных персонажей, которых напоминает им музыка. Это могут быть звери, сказочные герои, конкретные люди. По окончании исполнения музыки и движений рассказать, кого они изображали.

☺ Игра «Заштопай ковер»

Заранее подготавливаются кусочки ткани — «ковры» (их можно заменить раскрашенными под ткань кусочками обоев, бумаги), в каждом из которых вырезано по одной дырочке. К каждой ткани есть парный маленький квадратик. Задача ребенка — «заштопать» ковер таким же кусочком, подложив его снизу к дырочке. Важно, чтобы ребенок учел не только расцветку, но и фактуру ткани, размер «дыры». Побеждает тот, кто «заштопал» больше ковров, допустив минимум ошибок. Для маленьких детей целесообразно сделать дырочки простой формы (овал) и одного размера. Для более старших нужно сделать «дырочки» самых вычурных и разнообразных форм, а «лоскутки» для штопки в виде кружков, треугольников и прямоугольников разных размеров. Для «штопки» одной дырочки могут быть несколько лоскутков такой же расцветки, но по форме и размеру может подходить только один.

Варианты ковров

☺ Игра «Таинственный предмет»

Для проведения игры подбирается несколько (10 — 15) предметов с разной фактурой: цветок, кусочек меха, шелковый платок, глянцевая открытка, пластмассовая чашка, стеклянный бокал, металлическая пластинка, разнообразные игрушки и т.д. Участнику игры завязывают глаза, сажают за стол. Легонько прикасаются ко лбу то одним, то другим предметом. Ребенок должен по этому прикосновению определить, что за предмет. Например, осуществляют 10 (или любое другое число) таких прикосновений. Одним и тем же предметом можно прикасаться несколько раз. Победителем является тот, кто за фиксированное число прикосновений совершил меньше всего ошибок.

Вариантом этой игры является угадывание друзей, когда ко лбу ведущего участника прикасаются ладонью другие игроки.

☺ Игра «Самый быстрый и точный»

Для игры потребуется несколько наборов счетных палочек разного цвета. (Их можно заменить, например зубочистками и другими простыми мелкими предметами, карандашами, шариками.) Палочки перемешиваются в равных количествах. Можно использовать один набор, тогда участники играют по очереди. Или несколько наборов — по количеству участников. Игра ведется на время. По команде ведущего игрок (или игроки) начинает быстро сортировать палочки на две кучки: одного какого-то цвета, разноцветные или на два разных цвета. Можно выбрать любой признак для сортировки. Побеждает игрок, который рассортировал палочки безошибочно и быстрее всех.

Левина Елена

«Соотнесение объектов по цвету»

Младшая группа

Цель : учить соотносить объекты по цвету.

Материал : карточки с изображением цветных шаров и цветные фишки,соответствующие цвету шаров (красные,желтые,синие,зеленые) .

Каждому ребенку дается карточка и цветные фишки. Педагог говорит : «Рассмотрите карточку,там изображены цветные шары – это «домики» для фишек. Поставьте каждую фишку в свой домик.».В случае затруднения педагог помогает соотнести вначале желтую фишку с соответствующим шаром,затем красную,зеленую и синюю. При этом каждый раз педагог сообщает : «желтая фишка – желтый домик» и т. д. Задание можно усложнить : по указанию педагога дети находят все желтые,зеленые. красные и синие шары, затем все большие шары и всем маленькие шары.

«Узнавание и называние цвета»

Цель : учить рассматривать,узнавать и называть цвет предметов.

Материал : карточки с изображением 5 цветных объектов для среднего дошкольного возраста и 7- для старшего дошкольного возраста.

Каждому ребенку дается карточка с изображением цветных объектов. Педагог говорит : «Рассмотрите,что нарисовано на карточке. Расскажите,что изображено на карточке и какого цвета?». В случаях затруднения педагог предлагает ребенку показать : «Покажи,где листик,Какого он цвета?» и т. д.

«Узнавание простых форм в плоскостном изображении»

Средняя группа.

Цель : учить выделять определенную плоскостную фигуру и называть ее.

Материал : карточки с изображением персонажа (девочки) .

Каждому ребенку дается карточка. Педагог предлагает детям рассмотреть изображение персонажа и назвать знакомые фигуры на платье девочки, затем найти такие же фигуры внизу. Потом дети считают количество шаров разного цвета и откладывают столько же палочек сколько шаров соответствующего цвета.

«Расположение предметов в порядке возрастания и убывания.

Старшая группа.

Цель : учить располагать предметы по величине в порядке возрастания и убывания.

Материал : плоскостные изображения 4 матрешек.

Каждому ребенку даются 4 карточки с изображением матрешек разного размера. Требуется разложить их от самого большого размера к самому маленькому. При затруднении педагог помогает ребенку сравнить матрешки по высоте попарно.


«Ориентировка на плоскости»

Подготовительная группа.

Цель : учить ориентироваться в тетради в клетку,определять местоположение предмета (правая верхняя,левая верхняя,правая нижняя,левая нижняя, справа,слева от данной картинки,между ними).

Материал : карточки с клетками,в клетках цветные объекты.

Каждому ребенку дается карточка с изображением цветных объектов. Педагог : «Рассмотрите,что нарисовано на карточке,как это можно назвать одним словом. Что расположено в правой левой клетке? (в левой верхней клетке и т. п.) ».В случае затруднения педагог называет объект и просит ребенка показать его, а потом задает вопросы относительно расположения предмета.


«Развитие зрительного внимания »

Средняя группа.

Цель : учить находить одинаковые изображения, развивать зрительное внимание .

Материал : карточка с изображеием объемных бабочек и цветов.

Педагог : «Посмотрите,что вы видите на карточке? Найдите одинаковых бабочек» .


«Развитие глазодвигательных функций» .

Младшая группа.

«Пройди по дорожке» .

Материал : карточка с изображением животных и их детенышей,дорожки,сделанные их мягких салфеток.

Педагог : «Рассмотри карточку, покажи кошку, собаку, котенку,щенка. Мама-кошка потеряла своего котенка,помоги кошке найти котенка». Ребенок сначала пальцем ведет по дорожке,а потом – палочкой. Аналогично ребенок «ходит по дорожке» от щенка к собаке.


Макет «Полянка» .

Материал : цветной картон,клеющаяся пленка,картинка с изображением луга,объемныецветы,магнитная доска,бабочки и жуки на магнитах.

Назначение : для проведения коррекционных занятий. Обогащение знаний об окружающем (насекомые. Цветы, развитие зрительного восприятия (бабочки разной величины и цвета) . ориентировка на плоскости (бабочки вверху, жуки внизу, развитие осязательного восприятия (предметы объемные, рассматривание предметов вблизи и вдали при передвижении макета, развитие зрительного внимания (найди жука,бабочку) .


Использование трубочек для сока : развитие мелкой моторики (катать между ладошками, сжимать и разжимать их, раскладывать по величине,цвету, толщине, выкладывание из них цифр, букв, предметных картинок, изготовление атрибутов для зрительной гимнастики .


Публикации по теме:

Дидактические игры по развитию сенсорного восприятия 1. Игры для развития зрительного восприятия: Открой коробочку (цвет, форма, величина) Укрась ёлочку шарами (цвет, форма) Напои куклу.

Я работаю воспитателем первой младшей группы. Очень люблю нестандартное оборудование, поговорила с родителями, чтобы они изготовили стенд.

Дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги-исследователи, как М. Фидлер, Т. И. Ерофеева,.

Двигательно-дидактические игры и упражнения со степ-тренажерами «Наша цель должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь лишь здоровых, уравновешенных.

Игры и упражнения на развитие ощущений и восприятия для детей старшей группы Игры и упражнения на развитие ощущений и восприятия для детей старшей группы. Упражнение «Фигуры из палочек» Цель. Развитие восприятия.

МБДОУ №183 «Жемчужинка» Ленинский район, г. Кемерово Подготовила: Старший воспитатель Елонова Татьяна Александровна

Процесс познания окружающего мира, как известно, базируется на чувственном восприятии.

Предлагаю вашему вниманию

Игры на развитие чувственного восприятия

(Работа анализаторов).

Цель этого блока игр: Развивать чувственное восприятие, упражнять в восприятии и описании многообразия ощущений, выделять отдельные, определять анализатор, задействованный в этом виде восприятия, формировать навыки сенсорного обследования объектов материального мира.

"Мир звуков"

Материал : магнитофонная запись шума моря, леса и т.д. Ход игры : предложить детям послушать запись. Дети вслушиваются в звуки, только затем высказываются о том, что они услышали, что почувствовали (вой ветра, шум листьев, пение птиц, жужжание пчел и т.д.). Усложнение первого уровня - определить место, где можно услышать эти звуки. Усложнение второго уровня - вычленить в многообразии звуков, какие воспроизводятся объектами живой природы. Какие - неживой. Есть ли там звуки "рукотворного" происхождения".

"Узнай по запаху".

Материал : объекты материального мира с ярко выраженным запахом (предметы парфюмерии, пряности, овощи, фрукты и т.д.), шарфик или платок из непрозрачной ткани. Ход игры : ребёнку завязывают глаза и предлагают по запаху определить, какой объект ему дали в руки. Затем описать характер своих обонятельных ощущений и положить этот объект на один из подносов по признаку "съедобное" или "несъедобное".

"Чудесный мешочек"

Материал : мешочек из непрозрачного материала, мелкие предметы (до 10 шт.) Ход игры : на ощупь, не заглядывая в мешочек. Определить, что там спрятано, описать свои тактильные ощущения.

"Угадай, кто позвал"

Ход игры : водящий ребёнок становится спиной к группе детей. Один из детей окликает его по имени. Водящий должен отгадать, кто его окликнул. Усложнение - игра "Колобок". Правила те же, но водящий принимает на себя роль Колобка, а тот, кто его окликает, может изменять тембр голоса. Разыгрывается следующий диалог: "Колобок, Колобок, я тебя съем!" "Не ешь, меня, Саша (Петя и т. д.), я тебе песенку спою".

"Волшебные звуки"

Материал : предметы, изготовленные из различных материалов (металл, стекло, дерево и т.д.), непрозрачная ширма. Ход игры : воспитатель за ширмой постукивает по одному из предметов деревянной палочкой, а дети должны определить материал, который издаёт подобный звук. Усложнение первого уровня - не только определить материал, но и назвать как можно больше предметов из этого материала. Усложнение второго уровня - назвать явления или объекты природного мира, которые издают звуки, схожие по звучанию с рукотворными материалами. Например: звон стекла - звон капели...

"Какой овощ, фрукт ты съел"

Материал : тарелочка с нарезанными кусочками фруктов и овощей. Ход игры : ребёнок закрывает глаза. Взрослый кладёт ему в рот кусочек фрукта или овоща. Ребёнок должен определить по вкусу, чем его угостили. Усложнение первого уровня - определить не только продукт, но и способ его обработки (сырой, вареный, солёный и пр.) Усложнение второго уровня - назвать как можно больше других продуктов, вкус которых схож с тем, которым угостили.

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями. Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов. Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме. Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь. Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Наглядный материал: картинки с изображением овощей. Воспитатель рассказывает: - Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр». - Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, картофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору. Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём». - Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора. - Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают. - Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско? Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав. - Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель

Распределение плодов по цвету

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

Распределение плодов по форме и вкусу

Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

«Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

«Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

«Да – нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

«Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д. Во время движения по кругу произносятся следующие слова: Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор. Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

«Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас. Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга. Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

«Назовите растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. - Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга? - На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Волшебные экранчики»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы. Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое), Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд. Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д. В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.

«Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний» заяц, ёж, лиса, шмель; трясогузка, паук, скворец, сорока; бабочка, стрекоза, енот, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; пчела, стрекоза, енот, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, комар; таракан, муха, пчела, майский жук; стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; лягушка, комар, жук, бабочка; стрекоза, мотылёк, шмель, воробей. Игра в слова Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану). Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска. Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

«Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

«Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

«Угадай растение»

Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его. Игра с мячом «Я знаю» Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Воздух, земля, вода»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребё-нок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

«Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Похожи – не похожи»

Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения. Материал: игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств. Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч. Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами. Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку.

«Выбери нужное»

На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д. «Две корзины» На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху. «Береги природу» На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Несмотря на то, что восприятие детей начинает развиваться с момента их рождения, к концу первого года жизни оно все еще не совершенно. Однако именно восприятие ребенка лежит в основе всего его поведения и преобладает над другими психическими процессами.

Особенности восприятия ребенка в раннем детстве

Малыш в таком возрасте ещё не способен сделать систематический осмотр предмета с анализом его свойств. Чаще всего ребёнок воспринимает одно наиболее ярко выраженное свойство предмета и согласно ему опознает предмет.

Хотя ребёнок 1-2 лет способен узнавать животных на рисунках, это ещё не означает, что он сопоставляет их с реальными объектами. Скорее, он воспринимает их как отдельные, самостоятельные вещи.

Для ребёнка не важна пространственная ориентация изображения: он может смотреть книгу вверх ногами, абсолютно не смущаясь этому. Это доказывает, что он узнаёт предметы по какому-либо одному признаку, отбрасывая остальные.

Во время самого начала манипулирования с предметами для малыша имеет значение форма и величина предмета, его цвет выступает второстепенным признаком. Ребёнок одинаково узнаёт предметы как окрашенные, так и неокрашенные. Его абсолютно не смущает неестественная окраска предметов. Однако это не указывает на отсутствие этого возраста, а говорит о том, что он не воспринимает их как признаки предмета.

Другой вид действий малыша – это орудийные. Ребёнок делает попытки достать палкой игрушку, постоянно подбирая размер палки.

На 2-ом году у ребёнка появляются мерки предметов. Он уже не примеривает каждое колечко пирамидки или необходимую длину палки, а делает это «на глаз», то есть сравнение предметов «переходит внутрь».

На 3-ем году жизни ребёнок достаточно точно выбирает по образцу предметы по какому-либо из свойств (цвет, форма, размер). Однако если предметов будет много, либо они будут состоять из множества деталей, цветов, то это вызовет у малыша затруднение.

Ребёнку этого возраста даются хорошо освоение действий по определению величины, цвета, формы. Но если ему предложить что-то новое, то его восприятие окажется неточным, что может смутить некоторых родителей. Например, ребёнок хорошо различает цвета, даже не очень контрастные, но ему предлагают два кубика – синий и красный – и дают ещё один синий и предлагают из двух выбрать такой же и поставить его на образец. Малыш, скорее всего, поставит кубики друг на друга независимо от цвета, так как задача для него незнакома, и он понимает его как простое «накладывание» кубиков.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения