Календари разных времен и народов. Виды календарей: древние, современные и специальные

", так и календари на заказ для различных фирм и компаний.

Ну а теперь о календарях.

Все знают, что основное назначение календаря - это отсчет времени, помощь в планировании дел. Однако в последнее время активизировалась рекламная функция календаря. Календари все чаще используют в целях подарков, пользуются популярностью также и необычные, сувенирные календари (например, календари - магниты). Начальным и очень важным этапом , является разработка дизайна. Если заказчики выпускают фирменный календарь, иногда они желают иметь изображение, отображающее специфику их деятельности. В подобной ситуации мы можем предложить Вам услуги фотостудии. Если же Вы хотите просто видеть на календаре какое-то приятное изображение, посмотрите на большой ассортимент готовых календарей, или выберете изображение из нашего фотобанка. Дизайнеры нашей компании всегда помогут Вам в этом.

Самый распространенный и недорогой (после карманных) вид календарей - это настенный . Иногда такие календари называют . Большую часть листового настенного календаря занимает изображение, в нижней части календаря присутствует с календарная сетка на весь год Выпускают такие календари любых размеров, самыми распространенными являются А2 и А3. Изображения для таких календарей подбирают как можно более привлекательные. Как правило, это изображения природы, цветов, символов года, детей и животных. Для используется качественная мелованная бумага весом130-150 г/м2. Большое значение имеет хорошо читаемая календарная сетка, так как иногда приходимся рассматривать подобный календарь с достаточно далекого расстояния. Для придания календарю большей привлекательности, а также придания дополнительных защитных свойств (защита от грязи, намокания, истирания, выгорания и т.д.) мы обязательно осуществляем либо , либо УФ-лакирование. Если Вы изготавливаете , то мы предоставим к Вашим услугам такие услуги как выборочное УФ-лакирование, печать металлизированными красками под серебро или золото, фигурную вырубку и т.д. .

Другим видом настенного календаря является . Как правило, такие календари состоят из обложки, картонной подложки и блока 12-ти или 6-ти листового. Календарь из 6-ти листов является возможностью сэкономить на изготовлении данного вида календаря за счет экономии бумаги. Перекидные календари чаще всего используются в качестве подарков и поэтому дизайну и отделке этих календарей придается самое большое внимание. В данном виде календаря каждому месяцу соответствует отдельное изображение. Обходится подобный календарь заказчику достаточно дорого, поэтому преподносят подобные календари чаще всего бизнес-партнерам или важным клиентам, обязательно нанося на календарь реквизиты своей компании. На подобные календари возлагается больше всего надежды быть размещенными в офисе партнера. Хотя конкуренция с каждым годом растет, и дизайнерам приходится все труднее удовлетворять желания заказчиков. Для удобства крепления на стену делается отверстие и вставляется ригель. Для календарей такого типа мы используем бумагу 170-200 г/м2, обложка может быть плотнее, подложка - картон. По оптовым ценам мы предлагаем 6-ти листовые календари с изображениями кошек и кроликов, природы, цветов, церковные календари, календари с видами Москвы и т.д. Обложки календарей ламинируются. Форматы календарей - А2 и А3. Вы уже можете увидеть на нашем сайте и приобрести перекидные календари с изображениями символов года - кроликов и кошек, природы, цветов, а также церковные перекидные календари. По индивидуальному заказу мы изготовим для Вас календари любых форм и размеров, вертикально расположенные календари сейчас более популярны, также в моде календари ярких расцветок.

Третьим видом, самым функциональным из всех видов настенных календарей, является , в котором одновременно видно сразу три месяца. Для планирования дел данный вид календарей самый удобный. А если встроить в шапку календаря часы, он станет не только еще более функциональным, но еще и оригинальным календарем. Такой календарь можно подарить в качестве новогоднего сувенира бизнес - партнеру. В целях экономии, можно использовать готовые календарные блоки. Их разрабатывают дизайнеры очень тщательно и, как правило, они ничем не хуже календарных блоков по индивидуальному дизайну. А шапку календаря Вы можете заказать по индивидуальному дизайну. Квартальный календарь имеет много места для рекламы и является удобным рекламоносителем. Приобрести квартальные календари мы также сможете у нас в офисе, как по оптовым ценам, так и на заказ. Все календари сделаны качественно, отпечатаны в типографии офсетным способом. Для удобства использования, календари снабжены курсором. В верхнюю часть календаря вставляется для удобства крепления к стене металлическое колечко - пикколо.

Один из самых удобных и любимых многими вид календаря. Самым популярным видом подобных календарей является "календарь-домик". очень удобен и функционален, к тому же он оживит и украсит Ваше рабочее место. Календарь-домик может быть двух типов: в самом распространенном и дешевом типе календаря- домика с одной стороны располагается календарная сетка, а с другой стороны изображение. Календари-домики подобного типа Вы также сможете приобрести к нас в компании по оптовым ценам, но их дизайн пока еще в разработке. Календари будут изготовлены из картона одностороннего мелования. Календари будут заламинированы или покрыты УФ-лаком. Другим вариантом календаря-домика является настольный аналог перекидного календаря. В таком календаре каждому месяцу будет соответствовать отдельное изображение. Листы блока делаются несколько меньше, чем размер подложки, так что информация, размещенная на подложке, будет обязательно видна. Возможен также вариант настольного календаря-пирамидки. Календарную сетку размещают, как правило, на гранях пирамидки, по 4 месяца на каждой. На заказ мы изготовим для Вас настольные календари любых форм и размеров, которые могут служить оригинальным подарком. При этом мы используем любые самые сложные отделочные операции; от тиснения до вырубки сложных форм.

Карманный календарь является самым дешевым из всех видов календарей, но при этом он очень удобен, функционален, симпатичен и очень эффективен в качестве рекламоносителя. Стандартный формат карманного календаря, составляющий всего 7х10 см позволяет всегда носить его с собой и использовать в любой момент. активно используют в качестве раздаточного материала в различных промо - акциях и на выставках. Как правило, люди охотно берут раздаваемые календарики, и им не грозит участь быть выброшенными в мусорную корзину, ведь они всегда могут пригодиться. Календарики изготавливаются из плотной мелованной бумаги 300 г/м2 или тонкого картона, обязательно ламинируются с двух сторон. Углы календариков мы, как правило, скругляем. Это делается и в целях меньшего загибания углов, и в целях придания календарикам большей привлекательности. Однако, на заказ, мы изготовим для Вас карманные календари прямоугольной формы или любой другой, то же касается и размера. Карманные календарики, изготавливаемые на заказ, очень часто имеют оригинальную форму. В зависимости от профиля компании, нам заказывали карманные календари в форме яблока, пиццы, автомобиля. Карманные календари по оптовым ценам уже размещены у нас еа сайте и Вы можете посмотреть и приобрести эти календари.

Виды календарей

Календарь - справочное издание, содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием других сведений и иллюстрациями.

В течение целого года он стоит перед глазами, помогая правильно планировать свое время и добиваться новых успехов. Пожалуй, нет другого предмета, который бы при одинаковой функциональном задаче был бы представлен столь разнообразными решениями. Давайте вместе разберемся в пестром многообразие видов календарей и внимательно рассмотрим каждый из них.

Отрывномй календарь -- карманный или настенный календарь-книжка с отрывными листами, где на одном листе располагается информация по данному дню (реже -- неделя или месяц). Нередко используется как настенный календарь.

Отрывной настенный календарь появился в обиходе более века назад, а именно в 1885 году. Издателем его стал владелец крупной московской типографии Иван Сытин. Издание, отличавшееся от всех существующих аналогов доступной ценой и практичностью, мгновенно обрело популярность. Уже второй выпуск такой полиграфии насчитывал свыше 8 миллионов экземпляров, а их производство было поставлено на поток. Пика популярности отрывной календарь достиг в советские времена, являясь альтернативой книге, приобрести которую было не так просто, прообразом органайзера и средством политической пропаганды. В таких издания публиковались полезные советы, кулинарные рецепты, интересные факты и многое другое.

Как правило, они имели тематический характер и каждый, в зависимости от своих интересов и склонностей мог приобрести продукцию того или иного наполнения. В Европе также существовал аналог отечественному отрывному календарю, который на протяжении XIX века служил наглядной рекламой и выполнял функции карманного ежедневника.

Перекидномй календарь -- настольный или настенный календарь-книжка, у которого по прошествии указанного периода (дня, недели или месяца) перекидываются страницы (например на "пружине"). К началу XXI века набрал бомльшую популярность, чем отрывной.

Перекидные календари представляют собой наиболее дорогую разновидность календарей. Часто такие календари назывют имидживыми. Перекидной календарь никогда не надоест своему владельцу - ведь каждой странице такого календаря соответствует отдельное изображение. Довольно часто перекидной календарь выполняет функцию мини-каталога, при этом каждому месяцу соответствует информация о продукции и услугах. Скрепляют настенный перекидной календарь, как правило, на пружину диаметром 5/16 дюйма с металлическим ригелем для крепления на стену.

Тамбель-календарь -- календарь в виде таблицы, может быть как карманным, так и настенным или настольным.

Как и другие виды календарей, табель-календарь помогает планировать время. Прежде всего, данный вид календарей нужен бухгалтерам. Ведь они рассчитывают рабочее время, часы пропущенных дней, отпуск или больничный. Табель-календари верно помогают им в этом. Для обычных же людей табель-календарь является наиболее достоверным источником о днях работы и отдыха в предстоящем году.

Внешне табель-календари являются небольшими календарями формата А4. Раньше считалось, что это настольные календари. Бухгалтеры клали их на стол под лист оргстекла и работали, при необходимости поглядывая на календарь. Сейчас календарь часто вешают на стену рядом с рабочим местом. В общем, каждый располагает данный календарь так, как ему удобно.

Табель-календарь составляется согласно Трудовому кодексу Российской Федерации и постановлениям правительства о переносе рабочих дней.

Кармамнный календарь -- малоформатный печатный календарь такого размера, чтобы его можно было положить в карман (то есть не больше почтовой открытки). Выпускается в виде таблицы (один плотный лист) или книжки (отрывной карманный календарь).

В европейских странах карманные календари известны ещё с начала XIX века.

В 1885 году право на выпуск календарей получили земства, и тогда же в России начался повсеместный выпуск дешёвых календарей, в том числе и малоформатных, карманных. Поскольку календари выпускают на следующий год, то годом начала истории отечественного карманного календаря считается 1886 год.

Карманные календари сразу по их появлении были замечены как наиболее дешёвое средство рекламы и как таковые уже использовались в Европе в течение всего XIX века. В случае хорошего оформления и умело поданной информации календарь, в отличие от буклетов, имеет ещё и утилитарное значение, он не выбрасывается сразу же по получении его возможным клиентом, а хранится, как минимум, в течение года, тем самым многократно увеличивая свои рекламные возможности.

Первыми известными российскими карманными календарями являются календарь, выпущенный как приложение к "Живописному обиходному календарю" на 1886 год типо-литографией И. Н. Кушнарева и Ко и календарь компании "П. Ван Дейка Наследники, Техническая контора и Складъ сельскохозяйственных машинъ, орудій и искусственныхъ удобреній въ Риге", отпечатанный типографией М. Шульца в Риге.

Карманные календари дореволюционной России обычно подразделяются на три основные категории: календари торговой рекламы, календари деловые (их отличает строгая информационность и отсутствие рисунков), календари для народного просвещения (выпускались издательством Сытина).

Материал для карманных календарей используется самый разнообразный. Календари печатаются на бумаге и картоне, на жести, шёлке и коже. Во втором десятилетии XX века появляются календари на алюминии -- металле, который только начинал в то время входить в быт.

Плакатный календарь - это самый простой вид настенного календаря. Он представляет собой обычный плакат, на котором помимо изображения еще есть календарная сетка. Поскольку эти календари являются обыкновенными плакатами со специфическим изображением, то они в полной мере обладают всеми свойствами плакатов.

Календари-домики - это новый вид настольных календарей. В разложенном виде календарь представляет собой лист формата А4, на который нанесена полноцветная печать с одной стороны. Однако в собранном виде он превращается в треугольную призму. В таком виде формат двух его основных сторон составляет примерно 210 на 100 мм. Также этот календарь может иметь пружинку и перекидные страницы.

Поскольку календарь этого вида представляет собой объемную фигуру, он привлекает повышенное внимание, кроме того многим понравится процесс его сборки.

Календарь - "пирамида". Этот календарь, так же, как и календарь-домик, после сборки представляет собой объемную фигуру, но не призму, а пирамиду. Этот календарь выглядит более эффектно, чем календарь-домик, но из-за треугольных граней на нем не удастся разместить много информации.

Календарь "шалаш" . Представьте себе календарь-домик или календарь-пирамиду. И мысленно проделайте в них кучу отверстий. То, что у вас получится, и будет календарем-шалашом. Это самый оригинальный календарь, но также, как и календарь-пирамида, несколько малофункциональный.

Календамрь-ежеднемвник -- справочное издание в виде книжки среднего формата в плотной обложке, содержащее, помимо собственно календарных страниц, много другой полезной информации, которая может понадобиться в любое время: календарь на несколько лет вперёд, адресные страницы, телефонные коды городов и стран, таблица государственных праздников своей страны и зарубежных стран, календарная таблица планирования отпусков, таблица зон времени, единицы исчисления, валюты стран мира, карты мира и многое другое. Является незаменимой принадлежностью и составляющей любого планирования рабочего времени и фиксации всей необходимой полезной информации.

Отвечает всем требованиям своего предназначения на каждый день: удобен в работе, в поездке, при использовании на весу, в условиях ограниченного времени, на улице, в машине и т. д.

Брюсов календарь -- Календарь назван так по имени Якова Брюса -- известного российского деятеля науки и военачальника, сподвижника Петра I. Полное название первого издания -- "Календарь или месяцеслов христианский. По старому стилю или исчислению на лето от воплощения Бога Слова 1710. От миробытия 7217. Напечатан в Москве, лета Господня 1709. Декабря в день". Календарь, ставший образцом для всех позднейших изданий с предсказаниями, был отгравирован впервые в 1709 г. на меди и состоял из шести отдельных листов. Единственный полный экземпляр этого календаря хранится в Эрмитаже (в собрании гравюр и карт); неполный экземпляр имеется в публичной библиотеке.

Календарь около 200 лет был настольным справочником российских земледельцев. Также содержал астрологические "предзнаменования действ на каждый день по течению Луны и Земли"

Органамйзер (англ. organizer) -- изначально небольшая книга, содержащая календарь, адресную книгу и блокнот, служащая для организации информации о личных контактах и событиях. С развитием информационных технологий книга стала заменяться сначала электронными органайзерами, затем карманными персональными компьютерами, компьютерными программами и онлайн-органайзерами, обладающими дополнительными функциями: напоминание о предстоящих событиях, защита и синхронизация информации.

Далеко не все народы мира встречают Новый год 1 января. Евреи и эфиопы встречают его раньше нас, а у тувинцев и китайцев — позже. Связано это с тем, что в различных этносах и религиозных конфессиях за точку отсчета времени выбирались разные события и даты. Иудеи ведут счет от сотворения мира, христиане — со дня рождения Христа, буддисты — с даты смерти Будды. Правда, в международном обиходе сегодня используется только христианский григорианский календарь — это диктуется соображениями практичности. Исламский календарь является официальным лишь в Саудовской Аравии и некоторых других государствах Персидского залива. Остальные мусульманские страны используют его только для религиозных надобностей.

В Индии существуют больше двадцати систем летосчисления, в Непале — чуть меньше, но и Дели, и Катманду все равно вынуждены ориентироваться на календарь, принятый остальным человечеством. Однако и эта взятая в качестве универсальной система летосчисления достаточно условна. Ведь если мысленно представить 3,35 млрд лет, прошедших со времени образования Земли как одни сутки, то первые признаки жизни на планете обнаружились около полудня. Человек же, по этой шкале времени, появился за четыре секунды до полуночи, а исследуемое историей время (последние 6-7 тыс. лет) длится только четверть секунды.

Кто от куда считает?

Православная церковь следует календарю, в котором летосчисление ведется от сотворения мира. Православные полагают, что это произошло в 5508 году до н. э. Этот год и был принят за первый, а 1 марта стали считать днем наступления нового года. По этому календарю 1 марта 2016 года наступит 7524 год.

По иудейскому календарю сотворение мира произошло почти на 2 тыс. лет позже, чем по православному. Поэтому еврейский новый год, который уже наступил 16 сентября, имеет порядковый номер 5777.

Китайцы ведут свое летосчисление с 2637 года до н. э. Именно тогда был составлен первый в истории человечества календарь. По китайскому лунно-солнечно-юпитерному календарю 2016 год наступит 28 января и будет 4714-м по счету. Помимо этого в Китае существует циклическая система летосчисления: раз в 60 лет каждое из двенадцати животных лунного цикла сочетается с одной из пяти стихий (дерево, огонь, металл, вода и земля). 2016 год станет годом Огненной Обезьяны.

Историк Тимей ввел в Древней Греции календарь, в котором летосчисление велось с года проведения первых Олимпийских игр. Олимпиада — греческий год — длилась 1417 дней (т.е каждые 4 года). Если следовать Тимею, следующий год начнется 8 августа 2016 года, когда в Рио-де-Жанейро стартует очередная Олимпиада. Он будет 699-м по счету.

Древние римляне вели летосчисление со дня основания Рима. Следующий римский год будет 2769-м.

Буддисты ведут отсчет со дня смерти Будды. По их лунному календарю смена года произойдет 29 января. Для буддистов это будет 2559-м годом.

Христианский (григорианский) календрь ведет счет от рождения Христа. Новый год — 2016-й от рождества Христова.

По эфиопскому календарю, рождение Христа произошло на 6 лет и 8 месяцев позже, чем это принято в остальном христианском мире. Именно настолько эфиопский календарь отстает от григорианского Поэтому новый 2010-й год в Эфиопии уже наступил.

У мусульман счет лет ведется с года переселения пророка Мухаммеда и его последователей из Мекки в Медину. При халифе Омаре I (634-644) этот год был объявлен началом мусульманской эры. Для того чтобы конвертировать мусульманский календарь в христианский, необходимо из года по христианскому календарю вычесть 622 и умножить на коэффициент-поправку 1,03069 (мусульманский год короче христианского на 11 дней). Так что 2016 год будет для мусульман 1436-м.

Был введен 24 ноября 1793 и отменен 1 января 1806 года (счет лет ведется с момента установления Первой французской республики). Затем применялся в дни Парижской коммуны в 1871 году. Каждый год по этому календарю начинается в день осеннего равноденствия (21 или 22 сентября). Соответственно во Франции в сентябре мог наступить 224-й год.

©При частичном или полном использовании данной статьи - активная гиперссылка ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА

Календарь — это система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел. Календари существовали уже 6000 лет назад. Само слово «календарь» пришло из Древнего Рима. Так назывались долговые книги, куда ростовщики ежемесячно заносили проценты. Это происходило в первый день месяца, который раньше называли «календ».

Разные народы в разное время создали и пользовались тремя видами календарей: солнечным, лунным и солнечно-лунным. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положено движение Солнца, позволяющее согласовать сутки и год. В настоящее время жители большинства стран пользуются именно этим типом календаря.

Одними из первых создателей календарей были жители Древнего Шумера (находился на территории Ирака). Они пользовались лунным календарем, основанным на наблюдении за движением Луны. С его помощью можно согласовать сутки и лунный месяц. В древнешумерском году было 354 дня, и состоял он из 12 месяцев по 29 и 30 суток. Позднее, когда вавилонские жрецы-астрономы определили, что год состоит из 365,6 суток, прежний календарь переработали, он стал лунно-солнечным.

Еще в те времена, когда только начинали формироваться первые персидские государства, древние земледельцы уже имели свой календарь и знали: есть в году сутки, когда самый короткий день сменяет самая длинная ночь. Этот день самой продолжительной ночи и самого короткого дня называется днем зимнего солнцеворота и по современному календарю приходится на 22 декабря. Много веков назад в этот день древние земледельцы праздновали рождение бога Солнца — Митры. Праздничное действо включало много обязательных обрядов, с помощью которых люди помогали Митре родиться и победить злодейку Зиму, обеспечивая приход Весны и начало земледельческих работ. Все это было для наших предков очень серьезным занятием, ведь от своевременного прихода весны зависела сама их жизнь.

Позднее из Персии бог Митра попал к римлянам и стал одним из почитаемых ими богов. В Римской империи месяцы имели разную длину (иногда длину месяца можно было изменить за взятку), но Новый год неизменно приходился на 1 января — дату смены консулов. Когда же Римская империя официально приняла христианство и выяснилось, что новый, единый Бог Иисус Христос родился 25 декабря, это еще больше укрепило традиции празднования зимнего солнцеворота и стало удобным временем для новогоднего гулянья.

В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь, который был не только полководцем, но и верховным жрецом, используя расчеты ученого Созигена, перешел к простым формам египетского солнечного года и ввел календарь, получивший название юлианского. Эта реформа была необходима, так как существующий календарь сильно расходился с природным, и ко времени проведения реформы это отставание от естественной смены времен года составляло уже 90 дней. В основу этого календаря было положено годичное движение Солнца по 12 зодиакальным созвездиям. Согласно императорской реформе год начинался с 1 января. Первый месяц года был назван в честь бога Януса, олицетворяющего начало всего. Средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года, и эта временная неточность опять стала набегать.

В Древней Греции начало лета приходилось на самый продолжительный день в году — 22 июня. А летосчисление греки вели от знаменитых Олимпийских игр, которые устраивались в честь легендарного Геракла.

Вторая значительная реформа календаря была проведена папой Григорием XIII в 1582 году. Этот календарь назвали григорианским (новый стиль), и он заменил юлианский календарь (старый стиль). Необходимость изменений определялась тем, что юлианский календарь отставал от природного. День весеннего равноденствия, очень важный для определения дат религиозных праздников, смещался и с каждым годом становился все более ранним. Введенный григорианский календарь стал более точным. Дата дня весеннего равноденствия закрепилась за 21 марта, из календаря изымались високосные годы, приходящиеся на последние годы столетий: 1600, 1700, 1800 и т.д., — поэтому в нем меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения календаря со счетом тропических лет.

Григорианский календарь был сразу же принят многими европейскими странами, а в начале XX столетия утвердился в Китае, Румынии, Болгарии, Греции, Турции, Египте.

На Руси применялось летосчисление, придуманное римлянами, и действовал юлианский календарь с римскими названиями месяцев и семидневной неделей. До указа Петра I (1700 год) россияне вели свой календарь «от сотворения мира», которое, по христианскому учению, произошло 5506 лет до нашей эры, а начало Нового года праздновали где в сентябре, после уборки урожая, а где — в марте, в день весеннего солнцестояния. Царский указ привел наше летосчисление в соответствие с европейским и повелел праздновать Новый год зимой — 1 января.

До октября 1917 года Россия жила по юлианскому календарю, «отставая» от европейских стран на 13 дней. Большевики с приходом к власти провели реформу календаря. 1 февраля 1918 года вышел декрет, объявивший этот день 14-м числом. Этот год оказался самым коротким, состоящим из 352 дней, так как согласно реформе календаря за 31 января предыдущего года следовало сразу... 14 февраля.

Была опасность продолжения реформирования русского календаря в духе революционной идеологии. Так, в 1930-е годы предлагали ввести вместо недель «пятидневки». А в 1939 году «Союз воинствующих безбожников» выступил с инициативой присвоить общепринятым названиям месяцев иные имена. Предлагалось называть их так (приводим соответственно с января по декабрь): Ленина, Маркса, Революции, Свердлова, Май (согласились оставить), Советской конституции, Жатвы, Мира, Коминтерна, Энгельса, Великой революции, Сталина. Однако нашлись здравомыслящие головы, и реформу отклонили.

Предложения с поправками в действующую систему летосчисления продолжают появляться. Последняя попытка реформировать календарь была предпринята в 1954 году. На рассмотрение ООН был предложен проект, одобренный многими странами, в том числе и Советским Союзом. Суть предлагаемых изменений заключалась в том, чтобы все первые числа кварталов начинались с воскресенья, причем первый месяц квартала содержал бы 31 день, а остальные два месяца — по 30. Этот вариант изменения календаря был рассмотрен и предварительно одобрен советом ООН как удобный в «сервисном обслуживании» и рекомендован на утверждение Генеральной Ассамблеи ООН, однако под давлением США и других стран был отклонен. О новых проектах изменения календаря сведений пока нет.

В ряде мусульманских стран до сих пор пользуются лунным календарем, в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды. 12 таких месяцев составляют лунный год из 354 суток, который оказывается на 11 суток короче тропического года. В ряде стран Юго-Восточной Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря, в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. В таких календарях важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам (так называемый Метонов цикл). Лунно-солнечный календарь применяется у евреев, исповедующих иудаизм, для вычисления сроков религиозных праздников.

Календарь — это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с внутренним человеком в некое гармоничное целое. Отношение ко времени свидетельствует не только об определенном уровне культуры, но и является выражением тех внутренних особенностей, которыми одна культура отличается от другой. Естественно, что отношение ко времени внутри отдельно взятой культуры сказывается прежде всего на календаре. Однако календарь является не только ритмом, но и ритмической памятью человечества. Даже самые древние из календарей, такие как cолнечный календарь Древнего Египта или солнечно-лунный календарь Вавилона с их периодически повторяющимися циклами религиозных праздников, всегда преследовали одну важную цель: быть, в первую очередь, надежными хранителями памяти о том, что лежало в первооснове каждой из культур. Иудейский календарь — является религиозным календарем и официальным календарем Израиля. Это комбинированный солнечно-лунный календарь. Годы исчисляются от сотворения мира, которое согласно иудаизму произошло в 3761 г. до н.э. Этому году соответствует год мира (Anno Mundi) первый. Например, 1996 год соответствует иудейскому 5757 году.
Восточный (китайский) календарь , действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.
Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла («земные ветви»), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла «стихий» («небесные ветви»): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии). Китайский календарь не считает годы в бесконечной последовательности. Годы имеют имена, которые повторяются каждые 60 лет. Исторически, года отсчитывались с года вступления императора на престол, что было упразднено после революции 1911 года. В соответствии с китайской традицией, первый год правления полулегендарного Желтого императора Хуан-ди был 2698 до н.э. Альтернативная система основана на том, что первая историческая запись о начале 60-дневного цикла была сделана 8 марта 2637 до н.э.
Эта дата считается датой изобретения календаря, и все циклы отсчитываются с этой даты. Летоисчисление в Японии — китайское изобретение. Каждый император, восходя на престол, утверждал девиз, под которым будет проходить его правление. В древние времена император иногда менял девиз, если начало правления было неудачным.
В любом случае, начало действия девиза императора считался первым годом нового правления, и с него начиналась новая эпоха — период правления под этим девизом. Все девизы уникальны, поэтому их можно использовать как универсальную шкалу летоисчисления. Во времена реставрации Мэйдзи (1868 год) была введена единая система японского летоисчисления, берущая свое начало в 660 году до н.э. — легендарной дате основания императором Дзимму японского государства. Активно эта система использовалась только до конца Второй Мировой войны. Длительная изоляция индийских княжеств друг от друга привела к тому, что почти в каждом из них была своя местная календарная система. До недавнего времени в стране применялось несколько официальных гражданских календарей и около тридцати местных, служивших для определения времени различных религиозных праздников и обрядов. Среди них можно встретить солнечные, лунные и лунно-солнечные.
Наиболее популярным в Индии является самватский календарь (викрам самват), в котором продолжительность солнечного года в известной степени связана с продолжительностью лунных месяцев. Джавахарлал Неру в своей книге «Открытие Индии», написанной в 1944 г., указывает на большую распространенность самватского календаря. Он писал, что «на большей части территории Индии придерживаются календаря викрам самват». В апреле 1944 г. по всей Индии широко отмечались торжества, посвященные самватскому календарю. Они были связаны с исполнившимся в то время 2000-летием со времени введения эры викрам самват. Так как летосчисление по эре викрам самват начинается с 57 г. до н.э., то, следовательно, 2010 год нашего календаря соответствует 2067-2068 годам самватского календаря. В южной части страны большое распространение имеет гражданский календарь Сака, в котором начало счета лет идет с 15 марта 78 г. н.э. Новый год по нему отмечают около 12 апреля с расхождением в два-три дня. 2010 год нашего календаря соответствует 1932- 1933 годам календаря Сака. В Индии долгое время применялись и другие эры, как, например, эра Кали-юга, которая ведет свое начало с 18 февраля 3102 г. до н.э.; эра Нирвана, которая ведет свой счет с 543 г. до н.э. — предполагаемой даты смерти будды Сакья-Муни. Применялась и эра Фазли — одна из последних исторических эр в Индии. Она была введена падишахом Акбаром (1542-1606), но ею пользовались только в официальных документах. Эпохой этой эры является дата 10 сентября 1550 г. н.э. Широкое распространение имеет и григорианский календарь, который в Индии стали применять с 1757 г. В настоящее время почти все выходящие в свет книги, журналы и газеты датируются григорианским календарем, но часто встречается двойная датировка: по григорианскому календарю и по местному, гражданскому. Запутанность календарных систем оказалась столь значительной, что правительство Индии вынуждено было провести реформу и ввести Единый национальный календарь. Для этой цели в ноябре 1952 г. под председательством крупнейшего ученого, профессора Мегхнада Саха был создан специальный комитет по реформе календаря. По решению правительства он был принят в Индии с 22 марта 1957 г. для гражданских и общественных целей. Для выполнения религиозных обрядов не возбранялось пользоваться местными календарями. Календарь майя берёт начало с мифической даты — 13 августа 3113 года до нашей эры. Именно от неё индейцы отсчитывали прошедшие годы и дни. Начальная точка играет у майя ту же роль, что в европейском летоисчислении дата «Рождества Христова». Почему именно 13 августа 3113 года до нашей эры? Современная наука пока не смогла этого объяснить. Предположительно этот день, в представлениях майя, был ознаменован катаклизмом типа всемирного потопа или чем-то в этом роде. В календаре майя время разделено на циклы или «Солнца». Всего их шесть. Каждый цикл, утверждали жрецы майя, заканчивается якобы полным разрушением земной цивилизации. Прошедшие четыре «Солнца» полностью уничтожили четыре человеческие расы, и лишь немногие люди выжили и поведали о том, что произошло. «Первое Солнце» длилось 4008 лет и завершилось землетрясениями. «Второе Солнце» длилось 4010 лет и закончилось ураганами. «Третье Солнце» насчитывало 4081 год — земля была уничтожена «огненными дождями», пролившимися из кратеров огромных вулканов. «Четвёртое Солнце» увенчалось наводнениями. В настоящее время земляне переживают «Пятое Солнце», конец которого придётся на 21 декабря 2012 года. Шестой цикл в календаре пуст...
Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама», в которых период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка — 5501, фактически 5493 до н.э.), антиохийская (5969 год до н.э.) и более поздняя византийская. В VI веке в Византии начала использоваться мировая эра с началом 1 марта 5508 года до н.э. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8).
В долине Нила, где в незапамятные времена был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской культурой около 4-х столетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом — самой яркой звездой небосвода, воспетой многими поэтами. Итак, Сириус дал Египту первый в мире солнечный календарь, лежащий в основе летоисчисления всего Старого Света, вплоть до настоящего времени. Дело в том, что промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали в Египте с летним солнцестоянием и разливом Нила, как раз и составляют хорошо известные нам 365 и 1/4 суток. Однако в качестве длины своего года египтянами было положено целое число дней, а именно — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали Египетский календарь на 1 сутки. Очевидно, для того, чтобы Сириусу пройти по всем датам сокращенного года (из 365 дней), требовалось уже 365×4=1460 суток. Но опять-таки, памятуя о том, что Египетский год короче Солнечного на 1/4 суток (6 часов), то для того, чтобы вернуться точно к той же дате Египетского календаря Сириусу требовался еще один год (1460+1=1461). Этот циклический период в 1461 Египетский год и есть знаменитый «Сотический период» (Великий год Сотиса).
Древнегреческий календарь был лунно-солнечным с примитивными и нерегулярными правилами интеркаляции. Приблизительно с 500 г. до н.э. получили распространение октатерии (octaeteris) — 8-летние циклы, в которых пять обычных лет по 12 месяцев сочетались с тремя годами по 13 месяцев. В последствие эти правила были заимствованы римским календарем. Октатерии в Греции продолжали использоваться даже после реформы Юлия Цезаря. Начало года приходилось на середину лета.
Во второй половине 3 века до н. э. древнегреческим историком Тимеем и математиком Эратосфеном было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии. Первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю. В 394 году н.э. императором Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Римляне называли их «otium graecum» (греческим бездельем). Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось. Почему же старый стиль называется Юлианским ? Первая попытка реформировать древний Египетский календарь была предпринята еще задолго до Юлия Цезаря Птолемеем III Эвергетом, который в своем известном «Канопском Декрете» (238 г. до Н.Э.) впервые ввел понятие високосного года, выравнивая тем самым ошибку в 1 сутки, набегающую за 4 года. Таким образом, один год из четырех становился равным 366 суткам. К сожалению, реформа эта тогда не привилась: во-первых, понятие високоса было совершенно чуждо самому духу многовекового Египетского времяисчисления, во-вторых, слишком сильны были еще древние традиции.
Только в эпоху Римского владычества уже известный нам Великий год Сотиса перестал существовать как реальная календарно-астрономическая мера. Гай Юлий Цезарь с помощью известного александрийского астронома Созигена заменил Римский календарь реформированным Египетским календарем «Канопского Декрета». В 46 г. до Н.Э. Рим со всеми своими владениями перешел на новый календарный счет, получивший с тех пор название Юлианского. Именно этот календарь вошел в основу истории христианской культуры. Юлианский календарь оказался недостаточно точным и давал ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г. весеннее равноденствие сместилось назад на (1582-325)/128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника для христианского мира католическая церковь была убеждена в необходимости календарной реформы. Пришедший в 1572 году Папа Григорий XIII провел реформу календаря 24 февраля 1582. Всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 года 15 октября. Календарь стал именоваться Григорианским .
ОМАР 1 (581-644, правление 634-644), второй из «праведных» халифов Арабского халифата, вводит мусульманский (исламский) календарь . До этого у арабских племен летоисчисление велось от "Эры слонов«- 570 года, связанного с нашествием эфиопской армии на Мекку. Начало этого календаря (летоисчисления) ведётся от пятницы 16 июня 622 года, когда Мухаммед (Мухаммад, Магомет, живший в Аравии ≈570-632гг) переселился (араб. — хиджра) из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры (араб. الـتـقـويم الـهـجـري‎‎, ат-таквиму-л-Хиджри).
Календарь Французской революции (или республиканский) был введен во Франции 24 ноября 1793 года и отменен 1 января 1806. Он использовался кратковременно снова во время Парижской коммуны в 1871. Годы отсчитываются с установления первой Французской республики 22 сентября 1792. Этот день стал 1 Вандемьера 1-го года Республики (хотя календарь был введен только 24 ноября 1793). Календарь у древних славян именовался как Коляды дар — Дар бога Коляды. Коляда — это одно из названий Солнца. После зимнего солнцестояния 22 декабря бог Коляда — символ смены годового цикла солнцеворота и перехода солнца от зимы к лету, победы добрых сил над злыми.
Начало летоисчисления велось от даты сотворения мира в Звездном храме, то есть подписания мирного договора в лето Звёздного Храма по Круголету (календарю) Числобога после победы ариев (в современном понимании — России) над империей Великого Дракона (по современному — Китая). Символ этой победы — всадник, поражающий китайского дракона, до сих пор сохранился. В первоначальном варианте это Перун, разящий дракона, а с приходом христианизации Перуна (всадника) назвали Георгием.
До принятия христианства счет времени вели по четырем сезонам года. Началом года была весна, а наиболее важным сезоном, вероятно, считалось лето. Поэтому до нас дошло из глубины веков второе смысловое значение слова «лето» как синонима года. Древние славяне пользовались и лунно-солнечным календарем, в котором каждые 19 годов содержали семь дополнительных месяцев. Была и семидневная неделя, которая называлась седмицей. Конец X века ознаменовался переходом в Древней Руси к христианству. С этим событием связано и появление здесь юлианского календаря. Торговые и политические связи Руси с Византией обусловили принятие христианства и юлианского летосчисления по византийскому образцу, но с некоторым отклонением. Там год начинался 1 сентября. На Руси же по древней традиции началом года считали весну, и год начинали 1 марта. Летосчисление вели «от сотворения мира», приняв византийский вариант этой мифической даты — 5508 год до н. э. Лишь в 1492 г. н. э. (в 7001 г. от сотворения мира) начало года на Руси было установлено 1 сентября. Ввиду истечения седьмой тысячи лет «от сотворения мира» и религиозно-мистического истолкования этого срока, а возможно, и в связи с захватом турками в 1453 г. Константинополя — столицы восточного христианства — в мире распространились суеверные слухи о наступающем в 7000 г. конце света. После того, как эту роковую черту благополучно миновали, и суеверные люди успокоились, Московский церковный собор сразу же в сентябре 1492 г. (в 7001 г.) перенес начало года с 1 марта на 1 сентября. Из указа Петра 1 от 20 декабря 7208 г. от сотворения мира: «Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а с будущего Генваря (января) с 1 числа станет новый 1700 год купно и новый столетий век. Впреть лета считать не с 1 сентября, а с 1 января и не от сотворения мира, а от Рождества Христова». Год 7208 от «сотворения мира» оказался самый короткий и длился всего четыре месяца, в то время как на Руси в 1699 г. новый год встречался дважды — 31 августа и 31 декабря. В 1702 г. в Амстердаме был напечатан первый русский печатный календарь с началом года с 1 января и счетом лет от «Рождества Христова». Так же со свойственной ему дотошностью Петр подробно расписал, как украшать жилище и праздновать праздник. «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».
А на григорианский календарь Россия перешла только в 1918 году — почти через 350 лет после Европы. Была введена поправка в 13 суток: после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. Но православная церковь до сих пор отмечает свои праздники по юлианскому календарю, именно поэтому Рождество у нас празднуют не 25 декабря, а 7 января, и с 2100 года, если церковь не перейдет на Григорианский календарь, разница возрастёт до 14 дней и православное рождество автоматически «перенесётся» на 8 января. Церкви, устанавливавшие календарь по солнечным циклам что-то перемудрили. Нам же из всего этого следует запомнить, что 310 лет назад Новый год стали праздновать 1 января, а через 90 лет Рождество будут праздновать на день позже. А пока, живём и радуемся, что скоро будет самый весёлый праздник — Новый год, и дед Мороз принесёт нам кучу подарков. С наступающим Новым годом!

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения