Рисование подг гр осень. Конспект занятия в подготовительной группе по художественно-эстетическому воспитанию с помощь нетрадиционных техник рисования на тему: «Поздняя осень

Рисование, одно из любимых детских занятий, позволяет дошкольникам максимально раскрыть свои творческие способности. Воспитанники подготовительной группы способны создавать композиции на самую разную тему, в том числе изображать выразительные картины природы. Рисование пейзажа тесно связано с процессом познания окружающей действительности (через наблюдения, знакомство с произведениями живописи и пр.). Это комплексная эстетическая и развивающая деятельность, обогащающая различные стороны личности ребенка.

Особенности рисования пейзажей в подготовительной группе дошкольного учреждения

Создание пейзажных композиций - одно из основных направлений занятий по рисованию в подготовительной группе. Дошкольники изображают объекты природы и в более раннем возрасте, начиная с простых рисунков одуванчика, ромашки или елочки. Шестилетние же дети уже могут реалистично изобразить любое время года, передавая характерные признаки осени и зимы, весны и лета.

Самостоятельному созданию той или иной картины природы всегда предшествует знакомство с произведениями выдающихся художников-пейзажистов. Воспитанники подготовительной группы хорошо воспринимают такие работы, несмотря на отсутствие в них занимательного сюжета. Ребята с легкостью определяют описываемое время года на картине, анализируют краски, которые помогли живописцу передать образ. Дошкольники способны не только понимать содержание пейзажа, но и те чувства, которые хотел донести художник.

Задача воспитателя - подобрать колоритные и эмоциональные произведения искусства, ярко демонстрирующие признаки того или иного времени года или природного ландшафта. В качестве примеров приведем работы А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Золотая осень», «Март», И. Шишкина «Рожь», Э. Панова «Зима в лесу».

Фотогалерея: подборка пейзажных композиций известных художников

Репродукция картины А. Саврасова Репродукция картины И. Левитана Репродукция картины И. Левитана Репродукция картины Э. Панова Репродукция картины И. Шишкина

Большую роль играют личные наблюдения детей за природой, которые проводятся во время прогулки. Это способствует получению новых знаний и развитию эстетических чувств. В процессе такого созерцания воспитателю хорошо прочитать ребятам стихотворения русских поэтов, подходящие к той или иной картине природы. Таким образом, дошкольники научатся сопоставлять пейзаж, описанный в поэтическом произведении, с реально существующим в окружающей действительности.

В подготовительной группе также практикуется рисование пейзажа по мотивам стихотворения: дети на бумаге воплощают художественные образы.

У детей шести-семи лет уже хорошо развито цветовосприятие: они учатся соотносить цветовые оттенки с фоном рисунка. Так, например, дошкольники понимают, что ярко-зеленые или желтоватые листья контрастно смотрятся на фоне голубого либо серого неба, а нежно-голубые цветочки на бледно-зеленом стебельке будут эффектно выглядеть на темно-зеленой траве.

Во время прогулки педагогу хорошо подчеркнуть красивые цветовые решения, которые встречаются в природе, например, яркий белоснежный снег, сверкающий на солнце или изумрудная весенняя травка, ярко-желтые одуванчики.

Воспитанники подготовительной группы также умеют грамотно составлять композицию рисунка: четко различают передний и задний план и изображают объекты соответствующего размера, знают линию горизонта и пр.

При создании пейзажных композиций перед глазами дошкольников не должно быть образца воспитателя - это позволит избежать шаблонной работы. Образец заменяют репродукции картин художников или фотографии. Педагог может лишь показать детям, как изображать отдельные объекты, вызывающие сложность.

Важный момент занятия по рисованию - анализ готовых композиций. Отметим, что этот процесс тесно связан с развитием речи. Прежде всего, ребятам предлагается полюбоваться получившимися пейзажами, а затем начинается обсуждение. Внимание обращается на выразительную передачу образов, будь то золотая осень, зимний лес или пробуждающаяся весенняя природа. Поощряется дополнение рисунка оригинальными деталями. Воспитатель добивается от дошкольников развернутых комментариев относительно колорита рисунка: нежный, приглушенный либо, наоборот, сочный, насыщенный. Ребятам можно по желанию предложить рассказать о своей работе, например, какой момент весны изображает композиция.

Наиболее уместные материалы и основа для работы

Для создания пейзажной композиции в подготовительной группе будут уместны самые разные материалы - краски (гуашевые и акварельные), цветные карандаши, восковые мелки, а также сангина и угольные карандаши. Также в этом возрасте практикуются рисунки простым графитным карандашом.

Легче всего передать цветовое богатство природы (ясное голубое небо, восход и закат солнца, глубокую синеву моря), конечно, с помощью красок. Однако такая работа, по сравнению с карандашным рисунком, более трудоемкая, требует отработанных технических навыков. При рисовании акварелью или гуашью необходимо заранее позаботиться о соответствующем фоне основы - дошкольники самостоятельно тонируют ее накануне занятия. Так, например, для зимнего пейзажа будет уместен бело-голубой фон, для летнего - ярко-голубое небо и зеленая нижняя часть основы (трава).

Как всегда, интересный эффект получается при сочетании материалов. Например, в картине осеннего леса рядом стоят деревья, нарисованные акварелью и цветными карандашами.

Рисунок акварелью и карандашами

Другое оригинальное решение - на цветочном пейзаже, нарисованном нежными восковыми мелками, порхают броские бабочки, выполненные яркими фломастерами.

Рисунок восковыми мелками и фломастерами

Техники и приемы рисования, используемые воспитанниками (в том числе отпечатки/оттиски, монотипия, кляксография и другие)

При создании пейзажных композиций воспитанники подготовительной группы совершенствуют усвоенные ранее традиционные и нетрадиционные техники рисования.

Поскольку чаще всего картины природы изображаются красками, ребята отрабатывают приемы работы с кистью - всем ворсом и кончиком. Кроме того, неотъемлемая часть работы при рисовании пейзажей - составление нужных цветов на палитре. Например, стволы деревьев имеют разный оттенок - темно-коричневый, темно-серый, серо-зеленый. И дошкольники должны уметь получать данные тона из базовых цветов красок. Снежные сугробы необязательно рисовать просто белыми. Изображение станет интереснее, если добавить в белую гуашь капельку какого-то другого цвета - снег будет переливаться оттенками, что передаст его красоту и сказочность.

Педагог должен предостерегать детей от однотипного изображения объектов пейзажа. Например, деревья следует рисовать разные: молодые, стройные, но и старые, развесистые, с прямым и искривленным стволом и т.д.

Важное значение при создании картин природы имеет композиция рисунка: чтобы передать широкое пространство, необходимо рисовать на всей поверхности листа. Объекты, расположенные вдали, изображаются мелкими, на переднем же плане - крупными.

Кроме того, красиво смотрятся рисунки, на которых присутствует линия горизонта, отделяющая небо от земли. Педагог должен объяснить детям технику создания таких композиций.

Линия горизонта проводится голубой акварелью. Далее раскрашивается небо кистью, хорошо смоченной водой. Если изображается зимний пейзаж, то снег на нижней части композиции должен быть светлее неба. Он рисуется белой краской, разбавленной капелькой другого цвета, например, красного - получится нежный чуть розоватый оттенок. Полученная смешанная краска сильно разводится водой - получается снег, переливающийся на солнце.

Снег должен получиться светлее неба

Напомним, что белую акварель или гуашь нужно набирать тщательно промытой кистью, предварительно проверив на палитре, чтоб кисточка оставляла прозрачный след.

При рисовании пейзажей очень уместно будет использование нетрадиционных способов изображения. Это монохромная техника, особенно подходящая для зимних картин природы: на цветном фоне ребята рисуют исключительно белой гуашью - изображение получается контрастным и эффектным.

Рисунке воспитанников подготовительной группы в монохромной технике

Необычные летние и осенние пейзажи получаются в технике монотипии - так обычно рисуют деревья, отраженные в воде.

Рисунок в технике монотипия

Любое время года можно красиво изобразить с помощью оттиска листьями.

Оттиск свекольными листьями

Кроме того, оригинальные деревья и кустарники получаются с помощью кляксографии.

Кляксография

Для изображения зимнего пейзажа хорошо использовать ватные палочки - нарисовать с их помощью крупные снежные хлопья. Для этой цели подойдет также техника рисования солью или манной крупой - материал посыпается сверху на еще не подсохшую краску.

Дошкольников нужно познакомить также с техникой рисования по мокрому. У тонированного листа бумаги верхняя часть смачивается поролоном. Таким образом, объекты, изображенные на заднем плане, будут казаться размытыми либо занесенными снегом. Такой способ очень хорошо подходит для рисования весенних пейзажей.

Дополнительные виды изобразительной деятельности, которые можно задействовать при создании работ, реализация индивидуального подхода на занятии

Чтобы дошкольники на занятии в полной мере смогли испытать радость творчества, педагог должен поощрять их желания дополнять композицию дополнительными видами изобразительной деятельности. Это, прежде всего, включение в пейзажный рисунок элементов аппликации и лепки. Так, например, работа получится очень оригинальной, если вперемешку с нарисованными красками яркими цветами на летнем лугу будут расти цветочки из пластилина.

Рисование с элементами лепки

Другой интересный вариант - на яблонях распустились красивые аппликативные «цветочки».

Рисование с элементами аппликации

Беспроигрышный в плане оригинальности вариант - включение в рисунок элементов оригами. Так, например, в пеструю картинку осеннего леса гармонично вписывается лисичка, сделанная в технике оригами.

Рисование в нетрадиционной технике (ватными палочками, оттиск листьями) с элементами оригами

Конкретные варианты композиций

Рисование пейзажа воспитанниками подготовительной группы предлагается в самом начале учебного года. Ребятам предлагается создать композицию на тему «Лето», где они изображают соответствующие картины природы.

Чуть позже (также в сентябре) дошкольники импровизируют на тему «Золотая осень». Задача такой деятельности - передать характерный яркий колорит раннего периода этого времени года

В конце октября ребята создают пейзаж «Поздняя осень». Здесь акцент, напротив, ставится на отсутствие сочных красок, картина изображается нейтральными тонами (различные оттенки серого, коричневого, черный, белый).

С декабря воспитанники подготовительной группы начинают упражняться в рисовании прекрасных зимних картин природы. Это «Зимний пейзаж» (декабрь), «Иней покрыл деревья» (январь), «Зима» (февраль). В данных работах дошкольники отражают характерные особенности самого холодного времени года, отрабатывают приемы работы красками, совершенствуют умение гармонично располагать объекты природы на листе бумаги.

В конце учебного года (май) ребятам традиционно предлагается рисование весенних пейзажей – «Цветущий сад» и «Весна». В первом случае дети передают внешний вид весенних цветов, уделяя внимания их форме и строению, цветовой палитре. На занятии по теме «Весна» дошкольники учатся рисовать на сырой бумаге, используя прием размывки изображения.

Кроме того, целесообразно в течение года предложить воспитанникам подготовительной группы еще и такие темы, как «Морской пейзаж», «Горный пейзаж» (особенно, если дети проживают в подобной местности), «Фантастический пейзаж».

Рисование картины природы вполне можно организовать как коллективную работу, когда на общем фоне ребята изображают элементы пейзажа. Это могут быть такие темы, как «Осенний листопад», «Зимний лес», «Цветущий сад».

Организация мотивирующего начала непосредственно образовательной деятельности: демонстрация картин, наблюдение на прогулке, беседа, стихотворение, сказка и прочее

Чтобы рисование пейзажей стало для детей увлекательным, проходило в непринужденной обстановке, воспитатель должен в начале занятия настроить дошкольников на творческую волну, создать у них нужную мотивацию. В подготовительной группе это может быть беседа. Например, ребята рассказывают, что они видели летом или как выглядят деревья ранней осенью.

Можно вспомнить пару песен об определенном времени года (например, «Песенка о лете» из мультфильма «Дед мороз и лето»), поговорить о том, что из сюжета песни можно изобразить на рисунке.

На занятии важна наглядность. К примеру, педагог может покрыть веточки деревьев искусственным инеем - покрыть их клеем и обсыпать солью, манкой, сахаром либо мелкими кусочками пенопласта. Имея перед глазами такую натуру, дошкольникам будет проще изобразить деревья, покрытые зимой инеем. Перед рисованием на тему «Цветущий весенний сад» воспитатель предлагает ребятам обследовать живые цветы, стоящие в вазочке. Это могут быть нарциссы, тюльпаны, подснежники. Дети уточняют форму и длину стебля, расположение лепестков, цвет растений и пр.

Конечно же, у воспитанников всегда вызывает живой интерес игровая мотивация. Например, воспитатель сообщает ребятам, что по дороге на работу почтальон вручил ей письмо. Оно от Золотой Осени. Она пишет, что деревья в городе нарядились в красивую лимонную и медную одежду. Но скоро листья облетят, и природа уснет. Ребята должны помочь продлить эту осеннюю сказку - нарисовать пейзажи на тему «Золотая осень».

Другое творческое решение - к дошкольникам в гости приходит кукла-Весна. Дети рассказывают ей, за что очень ждали ее и любят. Весна жалуется ребятам, что Зима никак не хочет уступать ей сове место - то снегу насыплет, то напустит мороз. Одной Весне с ней не справиться: должны помочь дети - нарисовать красивые весенние картины природы.

Игрушка, которую можно использовать на занятии по рисованию весеннего пейзажа

Рассмотрим еще один интересный вариант мотивации - в группу приходит письмо от ребятишек из далекой жаркой Африки. Они никогда не видели зимы и просят нарисовать им картинки с изображением зимней природы.

Дети всегда с интересом воспринимают сказочную мотивацию. Это может быть произведения про времена года, в котором они наделены антропоморфными свойствами. Например, подойдет сказка «Спор», которую придумала воспитатель детского сада из города Нефтекамска Сафаргулова И.С. Четыре сестрицы, умницы и красавицы, Зима, Весна, Лето и Осень всегда жили дружно. Но однажды они все же заспорили, кто из них самый главный. Зима утверждала, что с нее начинается год, а зимние развлечения все очень любят. Весна возражала, что именно ее люди всегда ждут-не дождутся. Птицы ее встречают пением, а животные выбираются из нор. Лето и Осень, конечно же, тоже считали каждая по-своему. Четыре сестры спорили очень долго, и никак не смогли прийти к единому мнению. На самом же деле каждая из сестер хороша по-своему: Зима - своими вьюгами и снегом, нежная Весна - теплым солнышком и ручейками, Лето - жарой и прохладой, а Осень - богатым урожаем.

После прочтения такой короткой сказки педагог может поинтересоваться у дошкольников, какое же время года любят они, а затем предложить им по выбору нарисовать пейзаж, относящийся к их любимому времени года.

Для мотивирующего начала занятия очень подходят стихотворения о природе. Педагог подбирает такие произведения, в которых ярко раскрываются особенности того или иного времени года. Например, подойдут следующие:

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

А.С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

«Осень» А. Плещеев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Е. Баратытский

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

«Черемуха» С. Есенин

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

«Лето» В. Орлов

Что ты мне подаришь, лето?
- Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!
- Что ещё подаришь мне?
- Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче кpикнyл ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!

Отметим, что если стихотворное произведение небольшое по объему, описывает конкретный образ, то беседа по его содержанию проводится непосредственно в начале занятия рисованием. Если же стихотворение состоит из нескольких четверостиший, отражающих ряд природных явлений, то целесообразно вначале провести на его основе занятие по развитию речи, которое будет плавно перетекать в изобразительную деятельность.

В занятие рисованием следует включать загадки про времена года и название месяцев. Например, следующие:

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасив все витрины? (зима)

Назовите - ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт –

Мы встречаем Новый год. (Декабрь.)

Щиплет уши, щиплет нос.

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится:

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что скажи за месяц это? (Январь.)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это? (Февраль.)

На тему природы существует большое количество физкульминуток и вариантов пальчиковой гимнастики. В качестве примера приведем следующие:

Физкультминутка «Весна пришла»

Физкультминутка «Снег» (по стихотворению И. Токмаковой)

Физкультминутка «Осень пришла»

Физкультминутка «Осень»

Физкультминутка «Зима»

Выпал беленький снежок
Мы пойдём гулять, дружок.
движение по кругу, за руки
Снег, снег, белый снег раскачивать руками вправо- влево
Кружит, падает на всех плавные движения кистей рук сверху вниз
Дети все на лыжи встали
Друг за другом побежали
имитация ходьбы на лыжах
Мы из снега мастерили лепят снежок и бабу
Бабу снежную слепили.
Снег, снег, белый снег
раскачивать руками вправо-влево
Наша баба лучше всех! руки кольцом перед собой
Мы на саночки садимся встали парами друг за другом, сцепили руки
И под горку быстро мчимся движутся по кругу
Ух! все упали на пол
А, ну, вставай, вставай, дружок!
И отряхивай снежок!
Мы гуляли целый час!
Будем греться мы сейчас!
Встали с пола и отряхнулись

Пальчиковая гимнастика « Весна-красна »

ФИО автора Название конспекта
Герега С.А. «Весеннее настроение»
Образовательные задачи : учить рисовать весенние пейзажи с помощью разнообразных художественных материалов и инструментов, используя стандартные и нетрадиционные техники, закреплять знания о признаках весны.
Развивающие задачи : развивать композиционные умения, цветовосприятие.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к коллективному творчеству, умение согласовывать свои действия с другими участниками работы.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением весеннего пейзажа, аудиозапись «Шум ветра», красивая коробка с клубочками, подушки.
Раздаточный материал: лист ватмана, зубные щетки, губки из поролона, ватные палочки, силуэты ладошек, трубочки для коктейля, бумажные полотенца, желтый клейстер, цветы из ткани, акварельные краски, кисточки разного размера, стаканчики-непроливайки.
Ход занятия:
Звучит аудиозапись шума ветра. Воспитатель замечает на столе лист бумаги. На нем надпись «Весеннее настроение». Педагог вместе с детьми догадываются, что здесь раньше была изображен весенний пейзаж, но краски, наверное, смыло дождем. Картину нужно восстановить (мотивация).
Дети «отправляются» в страну Рисовандию, чтобы решить эту проблему: садятся на воображаемое облако (подушки), «поднимаются над землей» и «летят».
Дошкольникам предлагается дидактическая игра «Загадочные коробки». Воспитатель показывает им красивую коробочку, наполненную волшебными клубочками. Каждый ребенок выбирает себе клубок и сматывает его, пока он не приведет его к маленькой коробочке. Там находится инструмент для рисования (зубная щетка, поролоновая губка, силуэт ладошки, коктейльная трубочка и пр.). После этого ребята «отправляются» обратно, а во время полета вспоминают признаки весны.
Ребята распределяются: одни будут изображать объекты природы на верхней части ватмана, другие - на нижней. Педагог напоминает приемы рисования нетрадиционными материалами, отмечает конкретные образы, которые лучше всего получаются зубной щеткой (травка, елочки), поролоновым оттиском (облака), ладошкой (деревья), выдуванием трубочкой (кусты, ежик, солнце).
Проводится пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная работа дошкольников. Ребятам, которые быстро справились с заданием, предлагаются одуванчики из ткани, которые нужно прикрепить к нарисованной травке с помощью капельки желтого клейстера.
Все вместе любуются получившейся картиной.
Решетникова Е.
Воспитатель приносит детям письмо, которое ей вручил почтальон по дороге в детский сад. Чтобы узнать от кого оно, ребята должны отгадать загадку:
  • Дни стали короче,
    Длиннее стали ночи.
    Кто скажет, кто знает –
    Когда это бывает?

Письмо написала Осень. Она переживает, что скоро деревья и кустарники сбросят свой красивый желтый наряд и заснут. А так хочется продлить осеннюю сказку. Ребята с готовностью соглашаются помочь - нарисовать красивые картины на тему «Осенний лес».
Педагог предлагает дошкольникам для рассмотрения осенний пейзаж, расположенный на доске, подчеркивает, что предметы на заднем плане изображены маленькими. Затем внимание детей обращается на материалы для рисования (кисточки, акварельные краски, восковые мелки) и варианты изображения деревьев (для этого двое ребят вызываются к доске для показа).
Проводится физкульминутка «Осень» с элементами пальчиковой гимнастики.
Самостоятельная работа дошкольников. Рассматривание работ. Один из детей выбирает, по его мнению, самую выразительную работу, затем наиболее аккуратную, а также такую, где правильно размещены объекты с учетом пропорций.
Чтение отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад»:

  • Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный,
    Весёлой пёстрою стеной стоит над светлою поляной.
Исимова М.К. «Деревья в инее»
(рисование по представлению)

Дошкольника предлагается загадка про зиму:

  • Наступили холода, Перестал медведь реветь
    Обернулась в лед вода. В спячку впал в бору медведь.
    Длинноухий зайка серый
    Обернулся зайкой белым.
    Кто скажет, кто знает:
    Когда это бывает?

Вниманию детей предлагаются репродукции с изображением зимнего пейзажа. Беседа о признаках зимы: как называются периоды потепления зимой (оттепель), как выглядит небо в это время года, какие осадки мы наблюдаем зимой (нег, изморозь) и пр. За каждый верный ответ ребята получают снежинку.
Педагог зачитывает строки выдающихся русских поэтов о зиме:

  • Под голубыми небесами
    Прозрачный лес один чернеет,
    Великолепными коврами,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    Блестя на солнце снег лежит;
    И речка подо льдом блестит.
    (А.С. Пушкин)
    Чародейкою зимою
    Околдован лес стоит
    И снежной бахромою,
    Неподвижною, немою
    Чудной жизнью он блестит.
    (Ф.И. Тютчев)
    Заколдован невидимкой
    Дремлет лес под сказкой сна,
    Словно белою косынкой,
    Подвязалася сосна…
    (С.А. Есенин)

Проводится физкультминутка «Снег» по стихотворению И. Токмаковой.
Прослушивание композиции П.И. Чайковского «Зимнее утро».
Дошкольникам предлагается изобразить красоту зимнего пейзажа - деревья, покрытые инеем - на бумаге с помощью палочек сангины. Этот материал хорошо передает шероховатость коры деревьев. Понадобится коричневый, черный (для стволов) и синий (иней на веточках) цвет.
Педагог обращает внимание, что сангина хрупкая: не нужно сильно сжимать ее пальцами и надавливать на бумагу.
Дети рисуют зимний пейзаж под композицию «Зима» П.И. Чайковского (альбом «Времена года»).

Выставка рисунков. Рассказывание пословиц и поговорок про зиму:

  • Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • Хороший снежок урожай сбережет.
  • Не тот снег, что метет, а что сверху идет.
  • Мороз велик, да стоять не велит.
  • И в сильный мороз работа согреет.
  • Новый год - к весне поворот.
Балакирева М. «Яблони цветут»

Беседа о весне, ее приметах. Дети перечисляют цветущие весной деревья.
Раздается стук в дверь - появляется игрушечный зайчик с веткой яблони в лапках. Почки на веточке набухли - скоро появятся листочки.
Дети описывают, как выглядит ветка яблони, а затем им предлагается нарисовать яблони с распустившимися листиками и цветочками, чтобы потом подарить рисунки зайке.
Проводится физкультминутка:

  • В поле мы с тобой пошли
    (Шаг на месте)
    И цветочки там нашли.
    (Остановиться)
    Наклонились за одним,
    (Наклон вперёд)
    А потом и за вторым,
    (Наклон вперёд)
    Третий быстро мы сорвали
    (Наклон вперёд)
    И с букетом побежали.
    (Бег на месте).

Педагог напоминает приемы рисования дерева. Ствол изображается всем ворсом. Чтобы нарисовать нежные цветочки яблони, нужно смешать розовую и белую краску. Листочки изображаются способом примакивания.
Проводится пальчиковая гимнастика:

  • Солнце поднимается –
    Цветочек распускается!
    Солнышко садиться –
    Цветочек спать ложится.

Самостоятельная деятельность дошкольников. Выставка работ.

Пейзажные композиции воспитанников с комментариями по выполнению работы

Летние композиции воспитанников подготовительной группы - это, как правило, яркие и насыщенные в плане цвета работы. Так, огромные пестрые бабочки кружатся над зеленым лугом на рисунке «Ах, лето!». В ясном небе здесь плывут голубые облака, а из травки выглядывают ромашки. Рисунок роникнут позитивным настроением. Похожая работа - «Картинка про лето».

Очень выразительна работа «Краски лета», где ребенок изобразил водный пейзаж - нежно-розовые кувшинки, растущие на озере.

Очаровательная яркая радуга изображена на рисунке «Летняя радуга». Работа выполнена в нетрадиционной технике - рисование тычком. Отметим интересный образ солнца с очень длинными лучами, достающими почти до земли.

Детально прорисованы деревья в композиции «Лето в березовой роще». Оригинальная деталь - березки наделены антропоморфными чертами - имеют человеческое лицо.

Очень нежная работа - «Какого цвета лето», выполненная в приглушенных пастельных тонах. Подобное впечатление производит и рисунок «Цветочная поляна» - здесь использована техника рисования по мокрому. За счет этого получилось красивое размытое небо.

Фотогалерея: подборка летних рисунков

Рисунок гуашью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисование тычком Рисунок акварелью Рисование акварелью по мокрому

Очень колоритные пейзажи дошкольники создают на тему золотой осени. Рисунки отличаются обилием ярких красок, часто выполнены гуашью. Всегда оригинальны работы в технике монотипия («Осенне заркало»).

Дети хорошо разграничивают передний и задний план композиции. В этом плане показательна композиция «Осень… Сказочный чертог», где спереди четко прорисовано красивое дерево с желтой листвой.

Очень нежно смотрится работа «До свидания, осень», выполненная карандашом в мягких пастельных тонах. Отметим на дальнем плане красивый горный ландшафт.

Очаровательна композиция «В парке осенью»: перед нами предстают стройные деревья с разноцветной листвой и изящный изогнытый мостик над речкой. Красиво смотрится опавшая листва на фоне голубой воды. Небо выполнено в оченб красивых градиентных переходах оттенков.

Также живописно небо сизого цвета с белоснежным облаком на рисунке «Осенний денек».

Фотогалерея: композиции с осенним пейзажем

Рисунок акварелью Рисунок карандашом Рисунок гуашью Монотипия Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисование тычком Рисунок акварелью Отпечаток листьями Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Зимняя тематика предрасполагает к использованию нестандартных способов рисования. В этом плане показательна работа «Зимнее волшебное дерево», представляющая собой комбинацию нетрадиционных техник: само дерево изображено с помощью кляксографии, иней на ветвях - тычком полусухой кистью, совы на ветках нарисованы пальчиком, а снежные хлопья - ватными палочками.

Целый зимний лес, похожий на сказочный, создан с помощью отпечатка капустным листом («Зимний лес»). Также интересна композиция Ззимняя сказка», где заснеженные кроны деревьев изображены тычком, а снегири, летающие над ними, с помощью оттиска ластиком. Таинственный лес изображен на рисунке «Зима в лесу», возле дерева притаилась забавная рыжая лисичка.

Всегда выразительны монохромные зимние картины, например, запорошенное белым снегом дерево на рисунке «Дерево в инее». Также эффектна композиции «Зимнее дерево» (деревья похожи на снежные облака) и «Деревья, покрытые инеем» (ветви причудливо изогнуты).

Очаровательные елочки в снежном наряде изображены на рисунках «Зимушка-зима» и «Зима-красавица».

Фотогалерея: зима на рисунках детей

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью Кляксография, рисование тычком, ватными палочками, пальчиком Рисунок акварелью Отпечаток капустным листом Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисование тычком и оттиск ластиком

Конспект НОД для детей 6-7 лет «Осенняя рябина. Пленэр»


Тема: «Осенняя рябина» гуашью.
Возрастная группа : дети 6-7 лет.
Количество детей : подгруппа (7-8 человек).
Цель: Развитие эстетического восприятия на пленере.
Образовательные задачи:
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства пейзажем.
Развивающие задачи:
Развивать чувство композиции, зрительно-пространственное восприятие.
Развивать цветовую чувствительность, воображение.
Развивать художественный вкус (умение передавать красоту пейзажа, через сочетание разных красок в рисунке), умение замечать и отражать в рисунке красоту осенних деревьев.
Воспитательные задачи:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на пейзажную деятельность.
Воспитывать умение видеть и ощущать красоту окружающей природы.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная-исследовательская.
Материал: мольберты, гуашь, кисти №2, №4, кисть щетина, баночки с водой, бумага тонированная А 4, листья деревьев.
Методы и приемы:
Наглядный метод (рассматривание деревьев);
практический метод (д/игра, творческая деятельность, динамическая пауза «Рябинка», прослушивание П. И. Чайковского «Осенняя песня»);
словесный метод (беседа, отгадывание загадки).
Оборудование: ИКТ.
Предварительная работа:
1. Наблюдение на прогулках за изменениями в природе.
2. Рассматривание картин И. И. Левитана.
3. Разучивание стихотворений, слушание музыки, пение песен об осени.
4. Внесение в ИЗО – уголок пейзажей, образцов нетрадиционного рисования осеннего дерева.
5. Рисование осенних деревьев и кустов.
Словарная работа: пленэр, художник, пишет, пейзаж.

Ход деятельности

1 этап
Организационный
Дети выходят на улицу.Воспитатель задаёт положительный эмоциональный настрой:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро

Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Что вы испытываете, когда вам с улыбкой говорят: «Доброе утро!»?
(появляется улыбка, становится хорошим настроение)
- Что ещё может поднять настроение?
(хорошая погода, новая игрушка, весёлая музыка, что-нибудь вкусное).
А нам поднимает настроение солнышко. Давайте с вами пройдем на веранду.
Дети выходят на веранду, усыпанную осенними листьями.
Загадка
- Ребята, послушайте загадку.
Падают с ветки золотые монетки. Что это? (осенние листья.
Д/ игра«С какого дерева лист?».
Воспитатель обращает внимание на окраску листьев:
- Почему деревья так изменились? (осень наступила).
-Молодцы ребята. Вы все правильно сказали. Осень имеет свой характер. Каждый день меняется ее настроение: она волнуется, ласкается, хмурится, плачет, нехотя прощается с теплым летом. Но в то же время осень очень красивое время года. И нам иногда очень хочется запечатлеть эту красоту. Как можно это сделать? А сделать это можно при помощи рисунков и картин. Художников, которые пишут картины о природе, называют художниками-пейзажистами, а их картины пейзажами. Художники - это наблюдательные люди. Они отражают в своих картинах все капризы природы.
Дыхательная гимнастика:
- Дети, чувствуете какой запах? Обратите внимание на дуновение свежего ветерка. Давайте сядем на корточки, вдохнем в себя как можно больше воздуха и почувствуем себя деревьями-великанами (медленно приподняться на носочки, попридержать воздух в течении 2-3 секунд). Теперь также медленно выдохнем – стали маленькими кустиками (присесть). (Повторить 2-3 раза).
2 этап
Работа над темой

Приглашение подойти к деревьям (рябине) на участке.
- Словно девушка молодая, стоит рябина в своем осеннем одеянии; накинула на плечи платок разноцветный, да надела ярко-красные бусы из ягод.
Давайте рассмотрим рябину.
Каким цветом ствол и ветви? (зеленые, желтые)
Какие цветом ягоды? (красные)
Как ягоды расположены? (близко друг от друга, гроздьями)
- Сегодня, ребята, мы с вами будем художниками и будем рисовать осеннюю рябину. Каждый художник, прежде чем написать картину красками, должен ясно представить, как она будет выглядеть, где и что будет расположено, т.е. продумать композицию картины. Рябина у нас одна? (две-три).
Правильно. Ближнее дерево крупнее, а те, что немного подальше, на заднем плане, поменьше.
Вопросы: какие краски мы будем использовать?
Физминутка:
«На холме стоит рябинка (потянуться, руки вверх)
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете (вращение туловища вправо-влево),
Ветер кружит, кружит ветер.
Но рябинка только гнется (наклоны в стороны).
Вольный ветер грозно дует (машут руками, изображая ветер)
На рябинку молодую.
3 этап
Творческая деятельность
Объяснение: При изображении дерева сначала нужно увидеть общий силуэт дерева, изучить его конструкцию. Любое дерево, как всякое растение вообще, имеет свою собственную форму, отличную от другого.
- Давайте вспомним правила рисования сухой кистью.
- Чего нельзя делать, когда рисуем в технике «сухая кисть»?
- Как мы держим кисть наклонно или вертикально?
- Кто нам покажет, как рисовать сухой кистью?
Пальчиковая гимнастика:
- Давайте сядем к мольбертам, согреем наши ручки. Подуйте теплым воздухом на свои ладошки. (упражнение на дыхание: дети дуют целенаправленной теплой воздушной струей.
- А теперь каждый пальчик разотрем, рисовать сейчас начнем.
Педагог вовлекает детей в изобразительную деятельность,
Оказывает помощь, включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Итог:
- Вам было интересно? Было ли вам трудно? В чем заключались трудности? Ребята, как бы вы назвали свою картину? Молодцы, ребята, у вас получились красивые пейзажи. Вам хотелось бы зайти в свою картину и погулять там? Спасибо вам ребята. Мне тоже было интересно с вами. А хотите, мы из ваших работ мы сделаем выставку?
А сейчас, кому необходимо, заканчивает свою работу (творческую), кому интересно, можете посмотреть работы ребят.
Планируемый результат:
Умение высказывать свои мысли.
Проявление интереса.
Приобретение определенных знаний.
Проявляют творческую активность в процессе изобразительной деятельности.
Умение подбирать необходимую цветовую гамму для работы.
Умение оценивать результат своей. деятельности.
Умение выражать чувства.
Умение делать выводы.
Практическая часть
Работы детей.


Погода нас подвела, целый день шел дождь, поэтому пришлось размешаться на веранде.


Выставка рисунков.

Елена Разгильдеева
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осенний пейзаж»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование ) в подготовительной группе «Осенний пейзаж »

Тема : «Осенний пейзаж »

Цель : Формирование у детей эстетических представлений об особенностях составления композиции осеннего пейзажа

Задачи : Учить детей передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью, ветки разной длины. Закреплять навыки рисования листвы приёмом вертикального мазка (способ примакивания) . Знакомить детей со способами смешения цветов при изображении осеннего пейзажа ;

Развивать мелкую моторику, творческие способности, мыслительную деятельность, память, связную речь, воображение;

Воспитывать положительное отношение к природе.

Материалы к занятию. - белый лист бумаги А2 (для образца, - листы А4 для детей, - мольберты, - кисть тонкая, малярная кисть, - влажные салфетки, вода, - палитры, - гуашь (желтая, красная,зеленая синяя, белая, коричневая, салфетки для смачивания кисти

Методические приемы :

Показ и объяснение воспитателя, - музыкальное сопровождение, вопросы к детям, - напоминание о технике рисования , - наблюдение за работой детей, советы, - слушание музыки П. Чайковского, - рассматривание работ детей, - анализ работ детьми и воспитателем.

Ход деятельности

Утренний круг.

(дети играют в зонах по интересам, раздается короткий сигнал колокольчика, дети собирают игрушки. Раздается продолжительный сигнал колокольчика – дети проходят к воспитателю и располагаются на паласе по кругу)

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

В какое время года происходит это явление природы? Как оно называется? (листопад)

Почему в природе происходят эти явления? Ребята, вы дома должны были подобрать об этом информацию. Кто расскажет нам, какую информацию подготовили .

1 ребенок : почему листья меняют цвет с наступлением осени ?

2 ребенок : Почему пожелтевшие листья опадают?

Об изменениях которые произошли в природе с наступлением осени

расскажет нам в стихотворении Ангелина :

читает стихотворение.

Художница-Осень рисует пейзаж ,

Берёт в свои руки простой карандаш,

Наносит им плавно дожди и ветра,

И жар от горящего чудо костра.

Сентябрь с ней в паре рисует картину,

Кладёт ей грибы и орехи в корзину,

Листвой устилает поля и луга,

И птиц всех сгоняет на те берега.

Художница-Осень закончив наброски ,

Представила будто она - Айвазовский,

И свой карандаш обменяла на кисть,

Чтоб сочные краски как море лились.

Ребята, что рисует в этом стихотворении Художница-Осень (пейзаж )

Что такое пейзаж (предположения детей) (Пейзаж – это картины , на которых изображена природа.)

Кто рисует пейзажи ? (художники-пейзажисты )

Ребята, посмотрите сколько картинок, как же определить на каких изображен пейзаж , вы поможете? (дети выбирают картинки с изображением пейзажа )

Скажите, ребята, какое время года изображено на картинках? (осень ) . Как вы догадались? (художник использует желтые, красные, коричневые, оранжевые, зеленые цвета). Каких красок больше? (желтых, оранжевых, коричневых) . Давайте рассмотрим картинки. Что вы можете сказать о том как художник расположил на своем рисунке те или иные элементы пейзажа ? Скажите почему здесь деревья большие, а здесь маленькие? (потому что эти деревья находятся близко к нам, а эти далеко) А чем они ещё отличаются (четкая прорисовка веток , листьев, а в дали одним пятном, деревья нарисованные вблизи рисуются внизу листа, а вот деревья вдали рисуются выше и меньше размером).

Какая она, осень ? (предположения детей)

Ребята, а вам нравится осень ? Чем? (ответы детей)

Мне, например, нравиться ходить по опавшим листьям, как по золотому ковру. Неправда ли, осенью очень красива ? Как будто добрый волшебник раскрасил всё вокруг яркими красками.

Ребята, скоро закончится осень и наступит , какое время года? А как нам сохранить красоту осенней природы ? Что мы можем сделать, чтобы наша работа напоминала об осени ? Вы не хотите побыть немного волшебниками и нарисовать осенний пейзаж . Согласны? Где мы можем найти нужные для рисования материалы . (в изостудии) . Тогда отправляемся в творческую мастерскую.

Ребята, занимайте места за мольбертами.

Ребята, посмотрите все ли есть необходимое для рисования осеннего пейзажа . Подойдите и выберите нужные цвета гуаши для рисования осеннего пейзажа .

Объяснение приемов выполнения работы.

Для того, чтобы не было рисунков дубликатов, показ производится на листе обоев, элементы показываются воспитателем не в общей композиции, а как отдельные элементы)

Для начала нам нужно определить линию горизонта. Для чего это нужно, что мы отделяем этой линией? (разграничиваем где будет небо, а где земля) (это та воображаемая линия, где кажется, что земля соединяется с небом (прорисовывает ) . Для этого мы берем кисточку и проводим линию. Теперь мы с вами рисуем небо. Для этого мы берем малярную кисточку, обмакиваем в белую краску и вытираем ее о лист бумаги, добавляем еще два цвета по вашему желанию, смотря какое вы хотите изобразить небо. Например желтый и синий, или можно добавить розовый или фиолетовый, и быстро размазываем влажной салфеткой не давая краске высохнуть, небо готово. Далее тонируем нижнюю часть листа, изобразим траву, берем желтую краску, затем зеленую, можно добавить коричневую и также растираем влажной салфеткой.

Для того, чтобы нарисовать дальний план , нам понадобится широкая кисточка и два, три цвета. Наберем одновременно их на кисть, немножко желтого, немножко зеленого и чуть-чуть синего и методом примакивания, по линии горизонта, движемся с вами кисточкой, то вверх, то вниз. Чтобы лес получился как настоящий мы немножечко, влажной салфеткой протрем по нижней полоске леса. Дальний план готов. Для того чтобы нарисовать ствол дерева мы возьмем среднюю кисточку, наберем два цвета, которым будем изображать кору дерева и легкими движениями, непринужденными, волосики располагаем к себе, кисточка ползет и таким образом получатся ветки не параллельно земле. Какие цвета можно использовать для рисования ствола березки ? Дерево остается дополнить кронной, точно также набираем сразу два цвета, например желтый и зеленый, а можем немножко добавить оранжевый. Для того, чтобы нарисовать кустарник набираем также несколько оттенков, например, белый, желтый, оранжевый или желтый, оранжевый и зеленый, и вокруг березки ставим отпечатки. Нам остается прорисовать веточки , набираем два цвета, например коричневый и черный и легкими вертикальными мазками обозначаем веточки. Дополняем немножечко мазочками, обозначая траву. Можно добавить деревья на среднем плане. Здесь они будут чуть поменьше, чем деревья на переднем плане.

Прежде чем приступить к рисованию нужно подготовить наши пальчики , кто проведет пальчиковую гимнастику.

Самостоятельная работа детей.

Дети подходят к столам, где лежат различные изобразительные материалы и приступают к работе.

(музыкальное сопровождение процесса рисования П . И. Чайковский «Осенняя песня » из цикла «Времена года» .)

Заключительная часть. Анализ работ.

Теперь, ребята, давайте рассмотрим ваши работы.

Посмотрите, у кого самая яркая осень получилась ? Самое темное, хмурое небо? Самый пасмурный пейзаж ? Кто нарисовал много деревьев ? Кто нарисовал самое красивое дерево?

Получилось передать образ осеннего пейзажа ?

Что мы сделаем с нашими работами? (оформим выставку)

Как назовем выставку? (предложения детей)

Спасибо вам ребята за работу, мне было с вами очень интересно

Виктория Сахарова
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Поздняя осень»

Задачи :

вызвать у детей интерес к поздней осени , развивать способность эмоционально отвлекаться на настроение грусти, печали, переданное в стихах. Вызвать желание выразить это состояние с помощью цвета в пейзажном рисунке; учить работать с палитрой, составлять цветовую гамму, получать серые глухие, неяркие тона. Закрепить навыки изображения деревьев и кустов без листьев.

Развивающая среда :

серия картин " Осень ", альбомные листы, гуашь, палитра,кисти разных размеров, вода, салфетки.

Предварительная работа :

беседа о поздней осени , ее признаках,рассматривание картин, заучивание стихотворений, наблюдения на прогулках.

Ход занятия.

Ребята, послушайте стихотворение А. Плещеева и подумайте, о какой осенней поре говорит автор :

Скучная картина!

Тучи без конца.

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Радостно ли вам от этой картины, нарисованной поэтом ?

Вот какая разная бывает осень ! То яркая, нарядная, то тихая, грустная, серенькая. Сегодня мы будем рисовать такую осень . какие краски вам для этого понадобятся- теплые, яркие или холодные, серые?

Посмотрите на картину с изображением поздней осени . какого цвета небо?- А деревья какие?

Сейчас я расскажу, как получитьэти неяркие краски. У вас на столах лежат палитры, на таких палитрах художники составляют краски. И вы будете это делать. Чтобы получить серую краску надо к белой добавить немного черной краски. Если вы будете рисовать тучи , то возьмите синюю краску и добавьте к ней немного черной и белой краски, размешайте их на палитре. Цвет травы поздней осенью тоже утратил яркость - он бурый. Возьмите зеленую краску и добавьте к ней немного желтой и коричневой - получится бурый цвет.

Итак, сначала нужно составить нужную краску на палитре, а потом рисовать ею на листе . Подумайте о своей картине и приступайте к работе.

После окончания рисования работы выставляются для просмотра.

«Уж небо осенью дышало…»

Цели: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; продолжать учить различать некоторые деревья; воспитывать познавательный интерес, бережное и отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа. Воспитывать воображение, внимание и память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе; Учить детей передавать в рисунке впечатления об осени; самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно выразительными средствами. Развивать чувство цвета, умение удачно располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании гуашью (хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности). Воспитывать эстетическое отношение к природе. Вызывать интерес к художественному творчеству. Продолжать учить передавать предметы, явления окружающего мира посредством рисования.

Интеграция областей: Коммуникация, Сенсорное развитие, Здоровье, Социализация, Художественное творчество.

Предварительная работа:

  • Беседы об осени;
  • Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
  • Разучивание стихов и поговорок об осени;
  • Пение песен об осени и слушание музыки;
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
  • Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
  • Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
  • Наблюдение за деревьями на прогулке;
  • Поделки из природного материала;
  • Заготовка ствола березы из белого пластилина.

Материалы и оборудование:

  • Иллюстрации с изображением смешанного леса.
  • Гуашь, тонированные листы бумаги, кисти, стаканчики для воды, салфетки.
  • Кукла ежа из кукольного театра.
  • Запись музыкального произведения П.И.Чайковского цикл «Времена года» (октябрь).

Ход занятия

Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие. Проходите и садитесь на стульчики. Послушайте, как звучит красиво музыка. Какие слова можно подобрать к этой музыке? (задумчивая, яркая, замечательная) А какое время года она вам напоминает? (осень)

Слушание (звучит музыка)

Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (осень)

А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь,октябрь,ноябрь)

А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)

Сейчас какая осень? (поздняя)

А давайте вспомним приметы поздней осени. Отвечайте полными предложениями. Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Какими становятся листья? (желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми). Осенью в садах и огородах собирают урожай.

Воспитатель: Молодцы ребята, все помните. Давайте теперь закроем глаза и представим, что мы попали в сказочный осенний лес (звучит музыка)

Сюрпризный момент

Раздается стук: Тук-тук-тук!

(воспитатель на руку одевает кукольного ежика)

Воспитатель: Здравствуйте! Ребята кто к нам в гости пришел такой?

Еж: Здравствуйте, ребята! Я ежик. Живу в лесу и охраняю его. Я вас долго ждал, скучно мне в лесу, хочу с вами поиграть, проходите вот на эту полянку.

Воспитатель : С удовольствием. Ты знаешь, ежик, чтобы не скучно было идти на полянку, ребята знают очень много разных движений. Да и размяться надо.

Физкультминутка.

Вдруг закрыли небо тучи (Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на поясе.

Долго будет дождик плакать,

Разведет повсюду слякоть . Приседают, держа руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.).

Поднимай повыше ноги.

Еж: Присаживайтесь (дети садятся на коврик). У меня в лесу много деревьев. А вы знаете, как они называются?

Игра "Назови деревья"

Еж: Чем деревья похожи между собой? (у всех деревьев есть ствол, корень, ветки)

А чем отличаются друг от друга? (У одних деревьев есть листочки, их называют лиственными, а у других иголочки - хвойные, а ещё они отличаются по цвету коры (береза).

Еж: Ребята, а вы загадки любите отгадывать? У меня тут припасены кое-какие.

Загадки

1. Лежала между ёлками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)

2. Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

3. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придет весна, просыпается от сна. (медведь)

4. Угадай-ка, что за шапка, меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (заяц)

Еж: Молодцы ребята! Всех зверей в лесу знаете. Мне понравилось с вами играть.

Воспитатель: ежик, в лесу сейчас осень, давай покажем ребятам как художники изображают осень. Ребята, давайте рассмотрим репродукции картин о осени

Рассматривание репродукций.

Эта работа называется «Золотая осень». Посмотрите, как художник изобразил красоту природы. Какие краски он использовал? (Желтая, голубая и т.д.) Обратите внимание, как располагаются детали изображения: на перднем плане деревья и река изображены крупнее и отчетливей, чем то, что мы видим на заднем плане. Мы так же понимаем, что это солнечный день, т.к. падет тень от деревьев, небо чистое. А вот на другой картине мы видим совершенно другую осень. Деревья стоят почти голые, дождь моросит, дует ветер. Небо серое. Вот такой разной увидел и показал нам художник осень. И мы с вами сегодня тоже будем художниками и будем тоже «писать картины». Да-да, именно писать, а не рисовать. Ведь правильно надо говорить «писать картины».

Орг. Момент. Звучит музыка.

Ребята, вы слышите музыку П.И. Чайковского «Времена года». Какое настроение передает эта музыка: веселое, грустное, задумчивое и т.д.?

С помощью музыки композитор передал нам свое осеннее настроение. А вот Александр Сергеевич Пушкин очень любил это время года и писал о нем много стихов. Вот послушайте:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу. Приближалась

Довольно скучная пора.

Стоял ноябрь уж у двора…

Какое по характеру это стихотворение? (ответы детей)

Беседа после чтения.

О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Об осени)

О каком периоде осени здесь говорится (Поздняя осень)

Найдите слова, подтверждающие ваше мнение.

(Приближалась довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора).

Какой месяц относится к поздней осени? (Ноябрь)

Какой есть ещё период осени? (Ранний)

Какие месяцы относятся к ранней осени? (Сентябрь, октябрь)

Какие признаки осени упоминает поэт?

Как вы понимаете слова

«Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась…»

(Листья облетают с деревьев, и становится грустно и печально).

Что значит слово караван?

(Движущаяся вереница – друг за другом)

Кто двигался караваном? (Гуси)

Куда они двигались? (Улетали на юг)

Какие ещё птицы улетают на юг зимовать? Почему на юг?

Ребята, но не только композиторы и писатели посвящали свои произведения осени, но также и известные художники писали картины, изображая красоту этого времени года. Давайте и мы нарисуем позднюю осень.

Практическая работа.

Занимаем свои места. Прежде, чем приступить к работе, немного подумайте, что именно вы хотите изобразить на своем листе бумаги, как вы будете располагать свой замысел. Какие краски вам понадобятся. Если надо смешать краски, чтобы получить другие оттенки, у вас есть палитра.

Дети рисуют.

Рассматривание работ.

По окончании работы рисунки вывешиваются на стенде, дети их рассматривают, оценивают, делятся впечатлениями.


ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения