Хапи - добрый и щедрый бог Нила, повелитель наводнений, приносящих на поля плодородный ил

По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Столь огромное их количество связано с тем, что в каждом из многочисленных местных городов были свои боги. Поэтому не следует удивляться сходству функций многих из них. В нашем списке мы по возможности старались не только дать описание того или иного небожителя, но и указать центр, в котором он более всего почитался. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Список даёт персонажи в алфавитном порядке. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.

10 главных богов Древнего Египта

Амат – ужасное чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде Осириса признавались неправедными.

Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.

Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.

Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона . В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.

Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли, из которого произошла вся суша. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см. ниже). В архаической древности Атум являлся главным солнечным богом Гелиополя, но позже его оттеснил на второй план Ра. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.

Бастет – кошачья богиня из города Бубастис. Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье. Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.

Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами. Своеобразные добрые домовые. В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.

Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).

Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.

Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.

Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.

Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос. Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками). Поклонение Мину было широко распространено в ранний период египетской истории, однако потом он отступил на второй план перед своей же местной фиванской разновидностью – Амоном.

Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.

Рененутет – богиня, почитавшаяся в Файюме как покровительница урожаев. Изображалась в виде кобры. Её сыном считался бог зерна Непри.

Себек – крокодилообразный бог файюмского оазиса, где находилось большое озеро. В его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Иногда почитался как добрый, благожелательный бог, которому молились о помощи в болезнях и жизненных трудностях; иногда – как грозный демон, враждебный Ра и Осирису.

Серкет (Селкет) – богиня умерших в западной части Дельты Нила. Женщина со скорпионом на голове.

Сехмет – (букв. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Жена бога Пта. Грозная мстительница, истребляющая враждебные богам существа. Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Сехмет убивала людей с такой яростью, что даже решивший отказаться от своего намерения Ра не смог остановить её. Тогда боги разлили по всей земле красное пиво, которое Сехмет стала лизать, принимая за людскую кровь. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню.

Сешат – богиня письма и счета, покровительница писцов. Сестра или дочь бога Тота. При воцарении фараона записывала на листьях дерева ишед предстоящие годы его правления. Изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове. Священным животным Сешат была пантера, поэтому её представляли в леопардовой шкуре.

Сопду – «соколиный» бог, почитавшийся в восточной части Дельты Нила. Близок к Хору, отождествлялся с ним.

Татенен – хтонический бог, почитавшийся в Мемфисе наряду с Пта и иногда отождествляемый с ним. Имя его буквально означает «поднимающаяся (т. е. возникающая) земля».

Таурт – богиня из города Оксиринха, изображавшаяся в виде гиппопотама. Покровительница рождения, беременных и младенцев. Отгоняла злых духов от жилищ.

Тефнут – богиня, которая вместе со своим мужем, богом Шу, символизировала пространство между земной твердью и небосводом. От Шу и Тефнут родились бог земли Геб и богиня Неба Нут.

Уаджет – богиня-змея, считавшаяся покровительницей Нижнего (Северного) Египта.

Упуаут – бог мёртвых с головой шакала, почитавшийся в городе Ассиуте (Ликополь). По внешнему виду и смыслу сильно напоминал Анубиса и постепенно слился с ним в одном образе.

Феникс – волшебная птица с золотыми и красными перьями, которая, по египетскому преданию, прилетала в город Гелиополь один раз в 500 лет, чтобы предать погребению в храме Солнца тело своего умершего отца. Олицетворяла душу бога Ра.

Хапи – бог реки Нил, покровитель урожаев, обеспечиваемых её разливом. Изображался человеком синего или зелёного цвета (цвет нильской воды в различные времена года).

Хатхор – богиня любви, красоты, радости и танцев, покровительница родов и кормилиц, «Небесная корова». Олицетворяла собой дикую, стихийную силу страсти, которая могла принимать и жестокие формы. В таком необузданном образе часто отождествлялась с богиней-львицей Сехмет. Изображалась с рогами коровы, внутри которых – солнце.

Хекат – богиня влаги и дождя. Изображалась в виде лягушки.

Хепри ­– один из трёх (часто признаваемых тремя атрибутами одного и того же существа) солнечных богов Гелиополя. Олицетворял солнце во время восхода . Двое его «коллег» – Атум (солнце на закате ) и Ра (солнце во все другие часы суток). Изображался с головой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) – главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира, «чьё правое око – солнце, левое – луна, а дыхание – всё оживляет».

Хнум – бог, почитавшийся в городе Эсне как демиург, создавший мир и людей на гончарном круге. Изображался с головой барана.

Хонсу – лунный бог в Фивах. Сын бога Амона. Вместе с Амоном и своей матерью Мут составлял фиванскую триаду богов. Изображался с лунным серпом и диском на голове.

Среди множества египетских богов были некоторые, которым египтяне просто не могли не поклоняться – это великие боги великой реки: бок-крокодил Себек и бог, олицетворяющий разлив Нила – Хапи. С ними связано множество легенд и исторических памятников, красивых сказок и жутких легенд, вроде жертвоприношения девственниц.

Хапи

Бог плодородия

Хапи был не просто богом Нила, он олицетворял его самое благодатное и весьма конкретное состояние ежегодного разлива. От того, разольется или не разольется Нил, зависело, вырастет ли урожай, будет ли пища у всего народа Египта. Поэтому его разливное состояние ждали, приветствовали и очень боялись, что оно может не наступить. «Разлив реки делал затопляемые территории долины и дельты необычайно плодородными, поэтому процветающее сельское хозяйство этих районов позволяло делать запасы, хранившиеся в высоких конических амбарах, числом которых гордились хозяйства храмов, царя и крупных вельмож. Порой наводнение, наоборот, было сокрушительным и сносило все, приводя к голоду и запустению, которые уносили многие сотни жизней» (В. Солкин). Немудрено, что разлив Нила получил собственного бога – Хапи.

Хапи изображали в виде мужчины антропоморфных (человеческих) форм, часто с большим животом и женской грудью, развитой мускулатурой и детородными органами, что символизировало плодородие нильского ила, который Хапи разносит по полям, оплодотворяя их и давая силу для нового урожая. На голове у Хапи был головной убор из водных растений и тростника, лицо украшала длинная борода.

Ежегодно, накануне разлива Нила, весь Египет чествовал Хапи во время традиционного праздника, в котором принимал участие весь народ во главе с фараоном. Хапи был символом богатства и изобилия, а потому состоятельные люди любили сравнивать себя с этим богом. Сказать «богат, как Хапи», означало признать силу, богатство и могущество человека, в отношении которого произнесены данные слова. Во время праздника Хапи приносились многие тысячи жертв в виде специальных плоских фляг или бутылок, наполненных вином, маслом или молоком. Эти бутылки или фляги в сопровождении списков даров, начертанных на глиняных табличках – остраконах или на папирусах, бросали в реку с пожеланиями счастливого разлива и урожайного года. Есть также неподтвержденная версия о том, что некоторые фараоны приносили в жертву Хапи собственных дочерей, топя их в Ниле. Фактических данных об этом нет, но отголоски древней легенды слышны и сегодня в обряде так называемого Праздника Невесты Нила, во время которого руководители государства бросают в Нил куклу, одетую по моде эпохи фараонов.

В египетском пантеоне богов Хапи был тесно связан с Исидой, от единственной слезы которой, по преданию, начался Нил. Хапи поклонялись на всей территории страны, но самые большие святилища, посвященные Хапи, были найдены на островах Элефантина и Филе – в верхнем течении Нила. Сегодня мы можем увидеть прекрасный рельеф с изображением Хапи на троне колоссальной статуи Рамсеса II в Луксорском храме . Правда, здесь Хапи предстает перед нами не в утрированной антропоморфной (человеческой) форме толстого бога плодородия, а в стандартном образе египетского бога – высокого и стройного. Говорят, что, постояв у этого рельефа и загадав желание, можно обрести материальное благополучие.

Себек – бог и крокодил

Крокодил лежит,
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное,
Солнце краденое…

Корней Чуковский, «Краденое солнце»

Понятно, что столь высокая зависимость египтян от ежегодных разливов Нила не могла не найти свое отражение в египетской мифологии и космогонии. Время паводка считалось временем возрождения всех животворящих сил реки и природы ее долины. Египтяне видели это событие так: в ночь разлива Нила великая предвечная мать Нейт, которую также в некоторых областях почитали как творца всей вселенной, рождает и кормит грудью своего сына Себека – «могучего нильского крокодила, повелителя благодатного разлива реки, покровителя охотников и рыболовов, правителя обитателей прибрежных зарослей папируса» (В. Солкин). Именно Себеку приписывалось изобретение рыболовной сети.

Свирепость и страшные челюсти Себека, согласно легендам, отпугивают от великих богов, которых он защищает, силы зла и тьмы... Иногда в своей свирепой ипостаси Себек может быть и крайне агрессивным божеством, противником Осириса и Ра; кроме того, иероглиф, изображающий крокодила, служил определителем в таких словах, как «агрессия», «вожделение» (В. Солкин). Поэтому Себека также считали символом мужской силы и плодородия.

Великий и ужасный

Поскольку автору этой статьи лично общаться с нильским крокодилом не довелось, приведем описание этого животного, сделанного путешественницей Маргарет Мюррей: «Это животное само по себе достаточно опасно, чтобы вызывать почтительный страх. Умение лежать, притаившись, неотличимым от бревна, выброшенного на берег реки, а затем молниеносно нападать, невероятная сила и крепкая шкура превращают его в коварного и грозного врага. Он одинаково хорошо чувствует себя как в воде, так и на берегу, преодолевает большие расстояния в обеих стихиях и в свирепости не имеет равных среди других хищников. Нет спасения тому, кто попал ему в пасть, будь то человек или зверь. Неудивительно, что испытывая страх перед ним, племена, населявшие долину Нила в древности, пытались умилостивить его, как и многие другие первобытные люди, видимо полагая, что став тотемом, животное перестанет пожирать их. До появления на Ниле паровых катеров река кишела крокодилами, которые взимали тяжкую дань с людей и животных». В Сильсиле, начиная с древности и вплоть до середины ХХ века, между двумя скалами, находящимися по обе стороны реки, натягивали тяжелую цепь, которая, как говорят, задерживала крокодилов, не давая им пройти узкий против.

Себек был главным божеством некоторых номов (областей) Египта. Особенно яростные его почитатели жили в Ком-Омбо, Фаюмском оазисе и в Хаваре, где во славу бога-крокодила было построено множество храмов, при каждом из которых выкапывалось священное озеро, где жили обожествленные крокодилы. При жизни и после смерти крокодилов украшали золотыми перстнями и диадемами, их тела бальзамировали и погребали в глиняных саркофагах в храмах.

Святость крокодила распространялась и на его жертв: «Геродот писал, что в Египте, вблизи культового центра бога Себека, было установлено особое отношение к тем людям, которые становились жертвами крокодила. «Если какого-нибудь египтянина или… чужеземца, – писал Геродот, – утащит крокодил… то жители того города, где труп прибило к берегу, непременно обязаны набальзамировать его, обрядить как можно богаче и предать погребению в священной гробнице. Тела его не дозволено касаться ни родным, ни друзьям. Жрецы бога Нила сами своими руками погребают покойника как некое высшее, чем человек, существо». Тело человека, который был убит священным животным, само становилось сакральным объектом» (Александр Беззубцев-Кондаков, портал "T-E-X-T").

Красочную сцену содержания такого священного крокодила описывает в своем романе «Таис Афинская» русский писатель Иван Ефремов. Правда, его главной героине Таис приходится пережить немало неприятных минут, ожидая нападения огромного священного крокодила, которому она предназначалась в жертву. Но это, скорее всего, литературный вымысел, так как никаких свидетельств о человеческих жертвоприношениях Себеку не сохранилось. Священных крокодилов, конечно же, кормили, но отнюдь не человеческим мясом. Об этом есть историческое свидетельство Страбона, который в своей «Географии» повествует о посещении города Арсинои в Фаюме: «Город назывался прежде Крокодилополем. Дело в том, что в этом номе весьма развито почитание крокодила; у них есть одно такое священное животное, содержимое отдельно в озере и прирученное жрецами. Оно называется сухом . Кормят животное хлебом, мясом и вином; эту пищу всегда приносят с собой чужеземцы, которые приходят созерцать священное животное. Наш хозяин, одно из должностных лиц, который посвящал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу» (Страбон, «География» XVII, 38, 748, цитируется по В. Солкину).

Крокодилопоклонники и солнцепоклонники

Крокодил всегда вызывал ужас, смешанный с отвращением. Те, у кого ужас преобладал над отвращением, почитали крокодила как бога. Те же, чье отвращение оказывалось сильнее ужаса, крокодилов ненавидели и презирали. Такие различия во взглядах создали уникальную для Древнего Египта ситуацию противостояния крокодилопоклонников и солнцепоклонников (или соколопоклонников, так как сокол был символом солнечного божества). Почему уникальную? Потому что египтяне – исключительно консервативный и богобоязненный народ, который не отказывался ни от каких богов – собственных и пришлых и поклонялся всем им с большим усердием. Однако же генетических страх перед рептилией оказался для части египтян непреодолимым препятствием, мешающим поклоняться Себеку.

В самые древние времена культ крокодила был изначальным верованием всего Египта, в исторические времена Себек был верховным божеством Фаюма, исключавшим всех других местных богов. «В Верхнем Египте крокодила обожествляли с первобытным богом Сетом, и когда культ Сета вызвал вражду со стороны поклоняющихся Осирису, крокодил как бог многих областей Египта приобрел дурную репутацию» (М. Мюррей). Отсюда выросла вражда между крокодилопоклонниками из Ком-Омбо, обожествлявших крокодила, и поклонниками солнечного культа из Дендеры, которую запечатлел в своих «Сатирах» Ювенал:

«Между соседней Тентирой и Омбо доселе пылает
Пламя старинной вражды: их древняя распря бессмертна,
Неизлечимою раной горя, и крайнюю ярость
С той и с другой стороны проявляет толпа, потому что
Местности обе божеств ненавидят соседних, считая
Правильной верой в своих лишь богов».
(Перевод Ф. А. Петровского)

Страбон также не оставил незамеченной ненависть жителей Дендеры к крокодилопоклонникам из Ком-Омб: «Здесь население, в противоположность прочим египтянам, относится с особым отвращением к крокодилу, для них он – самое ненавистное из всех животных. Хотя прочие египтяне знают злость крокодила и насколько это животное вредоносно для человеческого рода, однако они почитают его и воздерживаются обижать; жители же Тентиры, напротив, всячески выслеживают и истребляют крокодилов... у жителей Тентиры такая «неуязвимость» против крокодилов, что они ничуть не страдают от них, но даже бесстрашно ныряют и плывут сквозь кишащую крокодилами воду, на что никто другой не осмелился бы».

Расцвет культа Себека пришелся на время правления XII династии фараонов и во времена Второго переходного периода, когда фараоны стали добавлять к своему имени имя этого бога и появились такие фараоны, как Себекхотеп (Себек умиротворен) или Нефрусебек (Красота Себека). Постепенно культ Себека ассимилировался с культом и солнечного божества и Себека стали считать одним из воплощений бога Амона. Образно говоря, в итоге солнцепоклонники победили крокодилопоклонников.

Будучи в Египте, не забудьте купить на рынках Каира или Асуана базальтовую статуэтку, изображающую священного нильского крокодила, а по возвращении домой, поставьте ее недалеко от входа – крокодил будет защищать вас от недобрых мыслей визитеров и не выпускать богатство из вашего дома.

Литература:

  • Солкин В.В. и др. Древний Египет. Энциклопедия. – М.: Арт-Родник, 2008.
  • Египет / ROUGH GUIDES / Пер. с англ. Т.Г. Лисициной, Г.С. Махарадзе, А.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  • Кокс С., Дэвис С. Древний Египет от А до Я / Пер. с англ. А. Бушуева. – М.: АСТ МОСКВА, 2008.
  • Мюррей М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов / Пер. с англ. Т.М. Шуликовой. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  • Видеман А. Религия древних египтян / Пер. с англ. Л.А. Карповой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
  • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.

Имя бога Нила - Хапи - обычно не входит в пантеон великих богов Египта. Однако это не означает, будто у древних египтян он не пользовался особым уважением и почетом. Причина такого невнимания к Хапи объясняется, по-видимому, тем, что в распоряжении исследователей находятся почти исключительно тексты и рисунки, связанные с погребальным культом, а Нил отождествлялся с земной жизнью.
Ранее, говоря об Осирисе, мы подчеркивали в его образе слияние черт бога и человека. Кроме того, Осирис являлся владыкой царства мертвых, и в этом качестве ему сопутствовал покровитель умерших Анубис - бог в образе шакала или с головой шакала (собаки) Однако нельзя забывать еще об одной ипостаси Осириса - как умирающего и воскресающего бога. И если Анубис был его спутником среди мертвых, то среди живых с ним сопоставлялся божественный Нил
Хапи почитался как бог Нила, даритель влаги, покровитель урожая. Он был не только могучим природным телом, но и космически божеством, порождением первозданного Нуна. Центром его культа был район порогов - ущелье Гебель-Сильсиле и остров Элефантина. Здесь он обычно изображался человеком с бараньей головой. Однако поклонялись ему и в Верхнем и Нижнем Египте; их эмблемы - лотос и папирус соответственно - были его атрибутами.
Наиболее часто Хапи выступал в образе крупного жирного мужчины с большим животом и женской грудью, с тиарой из папируса на голове и с сосудами, наполненными водой, в руках.
Отождествлялся он, как это вообще характерно для египетского пантеона, о другими богами" Амоном, Осирисом, но чаще всего-с Себеком, богом воды и разливов Нила. Популярность Се-бека была особенно велика в нильской дельте, кишевшей крокодилами, поэтому этот бог изображался человеком с крокодильей головой. Правда, порой Себек выступал как божество, враждебное Ра и Осирису, как представитель темных сил зла. Но подобные противоречия не беспокоили египтян, умевших отличать мифологические персонажи от реальных объектов.
В этой связи следует упомянуть еще одного бога - Хнума, считавшегося хранителем истоков Нила и богом плодородия (бараноголовым). Считалось, что он обладает властью над человеческой судьбой, и это не удивительно, если учесть, как много значили для благополучия египтян воды Нила и его ежегодные разливы, удобряющие поля плодородным илом
О том, что Нил и его ил - залог устойчивости жизни в нильской долине (а также, добавим, необычайной стабильности египетской цивилизации, которая не испытала катастрофического истощения почв), египтяне поняли очень давно. Об этом свидетельствует, в частности, гимн Нилу, фрагменты которого приводятся ниже:
Слава тебе, Нил, выходящий из земли,
Идущий, чтоб Египет оживить.
Орошающий поля, сотворенный Ра,
Чтобы всех животных оживить.
Наполняющий пустыню, чуждую воде.
Роса его спускается с небес...
Если медлит он, дыханье прерывается
И люди все беднеют.
Если гневен он, беда по всей стране,
Великий и малый беднеют.
А восходит он - и ликует земля,
И все живое в радости.
Спина каждого сотрясается от смеха,
Зуб каждый усиленно жует. "
Приносящий хлеба, обильный пищей,
Творящий все прекрасное.
Наполняющий амбары, расширяющий закром,
Заботящийся и о бедняках.
Производящий деревья по желанию любому,
И нет недостатка в них.
Не знают места, откуда он,
И не нашли пещер его в писаниях.
Ликуют тебе юноши и дети твои
И приветствуют тебя как царя.
Постоянный в обычаях,
Выходящий перед югом и севером.
Свет, выходящий из мрака!
Жир для скота его!
Сила это, творящая все,
И нет живущих в неведении его.
В этом гимне Нил предстает не столько в обличий божества, сколько великим творением природы (кстати, река эта - самая протяженная в мире). За некоторыми поэтическими оборотами скрываются ссылки на природные явления. Так, выражение «если медлит он» означает задержку разлива Нила, а гнев Нила связан не с мощными его разливами, как можно было бы предположить, а напротив, с невысоким подъемом воды, что воспринималось как наказание людям.
Когда разлив Нила уподобляется восходу Солнца, река обретает сходство с животворным небесным светилом. Совершенно справедливо восхваляется «постоянство в обычаях» Нила (его разливов) и то, что благодаря этому для скота имеется обильное питание.
Особого внимания заслуживает ссылка на обилие деревьев. По всей вероятности, в те времена долина Нила не была скудна рощами, а то и лесными массивами. С развитием судоходства, а затем и монументального строительства леса в долине Нила стали исчезать, а вместе с тем началось наступление пустынь. И только регулярные разливы Нила спасли египетскую цивилизацию от поглощения Сахарой, как это было с доисторическими культурами того гигантского региона, который ныне является величайшей пустыней мира.

Хапи - персонификация разлившегося Нила. Поэтому все в нем напоминает нам о безграничной щедрости этой реки к Египетскому царству. Изображения андрогинного божества с налившейся грудью и большим животом, держащего в руках подношения и сосуд - символ бьющих ключом вод, очень трогательны.

Хотя Хапи и считался одним из богов Древнего Египта, прежде всего он, был персонификацией Нила, великой реки, разлившейся в ежегодном паводке. Именно к нему все египтяне обращались в своих молитвах, прося о щедром и благотворном наводнении.

Его изображения

Самые древние изображения нильского бога Хапи восходят к V династии Древнего Египта: это барельефы погребального храма Сахуры, фараона из V династии. Они выставляются в Египетском музее Берлина. Хапи - андрогинное существо. Он мужчина, но тяжелая налившаяся грудь придает ему сходство с женщиной, точнее, с кормящей матерью. Многочисленные бронзовые статуэтки Позднего периода изображают его стоящим на коленях; в руке у него блюдо для подношений, на котором лежат несколько «даров Нила». Побеги папируса на голове у Хапи часто крепятся на волнообразном обруче, символизирующем реку.

Они напоминают о погрузившихся под воду плодородных землях. На других изображениях мы видим двойной портрет Хапи: первый символизирует верховья Нила, а второй - низовья. Сплетение растений, характерных для этих регионов символизирует единство под властью двойной короны Нижнего и Верхнего Египта. По-видимому, эта двойственность божества появилась еще в эпоху правления XIX династии, что подтверждают некоторые памятники времен Рамсеса II. К тому же иконографическому типу можно отнести барельеф из храма богини Хатор в Дендере, где два Хапи сплетают нильские растения у ног Ихи, царственного ребенка, увенчанного двойной короной Верхнего и Нижнего Египта. Знак, который плетут два божества, - это иероглиф, который египтяне называли сема, то есть «союз, единство». И наконец, иногда - очень редко - Хапи изображался в виде человека с двумя утиными головами! Пример такого портрета был обнаружен в храме фараона Сети I (XIX династия) в Абидосе.

Мифы о Хапи

«Я владыка вод», - так говорит Хапи. Это божество олицетворяет разлив Нила. Фигура Хапи напоминает нам о значимости этого события, вокруг которого был выстроен весь древнеегипетский календарь. С этого регулярно повторяющегося паводка у египтян начинался новый год.

Река, которая разливается летом!

«Половодье Нила есть необыкновенное явление, которое изумляет всех, которые его видят, и которое кажется совсем невероятным тем, которые об этом слышат. В самом деле, в то время как другие реки уменьшаются к летнему солнцестоянию и иссякают все больше и больше, начиная с этого времени, один Нил все увеличивается, и его воды растут день ото дня вплоть до того, пока наводнят, наконец, почти весь Египет». Из «Истории» Диодора Сицилийского.

Хапи - это та самая живительная вода, которая после долгих месяцев засухи щедро разливается по растрескавшимся и измученным жаждой полям долины Нила. Это вода Нун, первичного океана, время от времени вновь возникающего из небытия. Далекая вода, возвращение которой легло в основу одного из самых важных мифов Древнего Египта - мифа о «Далекой богине», рассказывающего о грозной львице Хатор или Сехмет. Возвращение Нила, подобно возвращению этих богинь к солнечному Ра, было, безусловно, самым ожидаемым событием для всего египетского народа.

Хапи утоляет жажду изнуренного Египта

Религиозные тексты рассказывают нам, что Нил вытекает из первичного океана Нун, воды которого после сотворения мира отступили на край Вселенной. Хапи - олицетворение этого истока. И его царство там, где Нил выходит на поверхность! Египтяне считали, что исток Нила находится на уровне Первого порога неподалеку от Элефантины. Именно там, в глубокой-глубокой пещере, и живет Хапи, извергая спасительные воды то с большей, то с меньшей силой. К слову, живет он не один: с ним разделяют кров и другие великие боги: прежде всего, Хнум, бог-творец, а также Сатис и Анукет. Именно благодаря им, раз в год стремительные потоки воды, несущие ил, удобряют и питают египетскую землю, иссохшую за долгие месяцы засухи. Эти огромные запасы воды, почерпнутые из Нун, и есть Хапи. Вот почему ежегодный паводок древние египтяне называли «приходом Хапи». Таким образом, Хапи - это часть Нун, обожествленного океана, существовавшего прежде всех вещей. Как паводок, Хапи символизирует изобилие, и в то же время, плодородие.

Пышные формы божества и блюдо, которое он держит в одной руке, напоминают нам о богатых дарах, обещанных разливом реки.

Роль Хапи

Хапи - олицетворение разлившегося Нила - год за годом возвращает жизнь всему Египетскому царству. Он - «отец и мать Обеих Земель», то есть всех божеств, которые без даров Хапи не могут жить на знойной земле Египта. Хапи заявляет об этом прямо и недвусмысленно: «Я - отец и мать богов и людей», или еще «Я - тот, кто разливает чистую и живительную воду по Обеим Землям». Его округлые женственные формы напоминают нам о том, что он «кормилица Египта». Хапи любит повторять это. Действительно, он в каком-то смысле второй отец богов. Эта функция опять-таки сближает его с Нун, первичным океаном, который в древние времена сравнивали с неудержимым наводнением.

Паводок в климатическом и географическом контексте

Бог древних египтян Хапи олицетворял паводок, вполне реальное природное явление, имеющее климатические и географические обоснования. Действительно, каждый год стремительное таянье снегов на плоскогорье Абиссинии и частые зимние дожди в регионе больших озер (в нескольких тысячах километрах от южной границы Египта) вызывали разлив Нила: как Белого, так и Голубого. Поднявшиеся воды Белого Нила миновали Хартум в начале апреля и сливались с илистыми водами Голубого Нила, который в эти дни становился красно-коричневым. В июне-июле этот бурный поток, сносивший деревья и растения экваториальных болот, наконец, достигал Элефантины. Отсюда Нил словно бы обрушивался на Египет. С июня по сентябрь уровень воды в реке поднимался на 13-14 метров между узкими берегами Верхнего Египта и на 7-8 метров на просторах Дельты! А когда вода отступала, на земле оставался толстый слой ила. Эта плодородная почва славилась по всему Древнему миру. Вот почему Египет называли «отпрыском Нила»...

Необычная статуэтка Хапи в Лувре

В Лувре хранится необычная статуэтка павиана, которая на первый взгляд может показаться изображением бога Тота. Тем не менее, надпись на основании не подтверждает эту гипотезу. Действительно, в тексте, вырезанном на статуэтке животного, фараон Снофру (правитель из IV династии, царствовавший с 2575 по 2551 год до н. э.) именуется «возлюбленным бога Хапи». Для Хапи это уникальное изображение: других подобных ему археологи пока не нашли. Стиль иероглифов только усиливает недоумение исследователей: исходя из начертания, их следует датировать скорее XI династией, а вовсе не IV!

Культ Хапи

Хотя у Хапи не было собственных святилищ, ему усердно молились все египтяне. Каждый Новый год народ праздновал его возвращение, надеясь на щедрый и спасительный паводок. Если же Хапи не удовлетворял их ожидания, египтяне незамедлительно ему об этом сообщали!

Действительно, отношения между народом и божеством Нила были, если можно так выразиться, очень дружескими. Поскольку процветание Египетского царства зависело от Нила и его разлива, Хапи постоянно упоминался в заклинаниях. И больше всего ему молились на Новый год, то есть в первый день подъема воды в реке. В тот самый день, с которого начинался сезон ахет (или сезон паводка).

Хапи, или молитвы фараона об изобилии

Самым первым свое почтение божеству должен был засвидетельствовать не кто иной, как фараон. Так было заведено с древнейших времен. На одном из расписных барельефов храма Меди- нет-Абу, расположенного неподалеку от Фив, изображен Рамсес III, поклоняющийся Хапи. Фараон стоит перед богом, поднимая руки к небу в молитвенном жесте. Хапи же изображен сидящим, что для его иконографии большая редкость. В руках у него не блюдо с подношениями, а кресты жизни. За фараоном крестьяне жнут хлеб. Эта сцена объясняет нам смысл барельефа: Рамсес просит Хапи вдохнуть жизнь в Египет. Обеспечивая большой разлив Нила и, тем самым, обильный урожай, Хапи помогал фараону сделать царствование поистине величайшим. 

Хвалы Хапи в первые дни паводка

По-видимому, культ бога Хапи зародился на Биге, небольшом острове, расположенном посреди реки на уровне Первого порога. Здесь, по легенде, был некогда погребен сам Осирис. Отсюда культ Хапи постепенно распространился вдоль всего Нила, проникнув из Верхнего Египта в Нижний. Популярность этого божества способствовала укреплению связей между Обеими Землями.

Интересно, что богу наводнения не было посвящено ни одного святилища. Ему поклонялись во всех храмах на берегах Нила. И в этих храмах египтяне соорудили ниломеры: колодцы со шкалой, вырытые на берегу, при помощи которых измеряли уровень воды в реке и определяли вероятные масштабы явления. По случаю начала разлива здесь устраивались настоящие празднества. Как только вода в Ниле поднималась, все египтяне собирались на берегу реки и бросали Хапи всевозможные подношения: еду, зерно, плетеные амулеты в виде маленьких куколок... Тем самым они надеялись завоевать расположение божества и упросить его даровать Египту не разрушительное наводнение, а спасительный паводок.

Шестнадцать локтей

Уровень воды, достаточный для того, чтобы паводок напитал поля Египта, в каждой провинции был разным. Он отмечен на ниломерах, построенных на берегах реки. В Элефантине, там, где, согласно легенде, Нил выходил на поверхность, «благословенный» паводок соответствовал подъему воды на двадцать шесть локтей. В Эдфу достаточен был паводок в двадцать четыре локтя. А в Мемфисе, судя по всему, хватало и шестнадцати. Вот откуда пошла знаменитая аллегория Нила, которую можно увидеть в музее Ватикана в Риме: лежащий мужчина зрелых лет, держащий в руках колосья и рог изобилия и окруженный шестнадцатью детьми, каждый высотой в один локоть. Это греко-римское изображение египетского Хапи сообщает нам о том, какого паводка египтяне ждали от реки.

Бог, которого боялись и которому молились

Египтяне боялись Хапи, несмотря на его безобидный и миролюбивый вид.

Разлившийся Нил, известный своим своенравием, мог быть очень опасен для простых смертных: «Они трепетали, те, кто видел Хапи, когда его волны бились о берега. Но луга смеялись, берега цвели, дары богов спускались (с небес); люди возносили хвалы, сердца богов ликовали» - так гласят знаменитые «Тексты пирамид», начертанные на сооружениях VI династии фараонов. Неудивительно, что Хапи был богом, приход которого с нетерпением ожидала вся страна от мала до велика. К концу года, предшествующего очередному паводку (июль по древнеегипетскому календарю), земля иссыхала, сожженная жестоким солнцем, которое почти никогда не покидало безоблачные небеса. Тогда египтяне слагали в честь бога особые песнопения: «Гимны Нилу».

«Гимны Нилу»

Эти гимны, посвященные исключительно Хапи, жрецы и фараон собственной персоной исполняли во всех прибрежных святилищах. Их тексты, как можно догадаться, полны хвалебных выражений. Например: «Хапи, отец богов, [...] пища, питание, еда Египта, оживляющий всех своим ка, на путях твоих - изобилие, на кончиках пальцев - пища, ты, чей приход повергает всех людей в ликование; ты - Единственный, сотворивший самого себя, тот, чьей сущности никто не знает. В день, когда ты выходишь из своей пещеры, веселится каждый. Ты - Владыка рыб, обильный зерном». Однако далеко не все «Гимны Нилу» столь хвалебны, как этот! Некоторые из них содержат настоящие обвинения в адрес божества. Фараоны и жрецы безо всякого стеснения открыто упрекают бога в лени и скупости. Прекрасный пример тому - гимны, сложенные в эпоху Нового царства. Так, в Папирусе Салье II и Папирусе Анастази VII мы находим следующий гимн: «Привет тебе, о Хапи, сошедший на эту землю и пришедший, чтобы даровать жизнь Египту. Ты, скрывающий свое появление в полумраке (своей пещеры) в тот самый день, когда люди воспевают твой приход, волна, которая разливается по фруктовым садам, созданным Ра, чтобы даровать жизнь тем, кто изнемогает от жажды, и которая отказывается напоить пустыню разливом небесных вод. Как только ты спускаешься, влюбленный Геб (земля) приносит тебе свои хлеба. Непри (бог зерна), совершает подношения, Птах (бог ремесленников) открывает свои мастерские. Почему ты бездействуешь тогда, когда миллионы живых существ несчастны? Или же ты ослабел у себя на небесах? Все боги умирают, и вместе с ними люди». Этот текст подчеркивает, что Хапи не раз проявлял скупость и жалел воды. Странные восхваления, не правда ли? Однако поведение божества оправдывает резкие слова в его адрес.

Семь коров фараона

В Ветхом Завете есть один туманньй эпизод, который полностью проясняется благодаря нашим современным знаниям. В нем говорится, что египетский фараон увидел во сне семь тучных коров и семь тощих коров. Если мы сопоставим этот текст с текстом «голодной» стелы острова Сехель, который приписывают царю Джосеру, вещий сон фараона обретет смысл: семь тучных коров - это семь лет «Благого Нила». Что же до тощих коров, то это, несомненно, аллегория семи лет «Маленького Нила», недостаточно высокого паводка и, следовательно, - голода.

Слезы и рыдания...

Действительно, Хапи часто оста-вался глух к молитвам, которые возносил египетский народ. От паводка зависело все. И если Нил был «маленьким», то есть его уровень поднимался незначительно, всю страну ждало настоящее бедствие. Об этом свидетельствует так называемая «голодная» стела.

Этот памятник, обнаруженный на острове Сехель неподалеку от Элефантины, был установлен жрецами бога Хнума в эпоху Птолемеев. Эти же жрецы приписывают авторство текста знаменитейшему фараону Джосеру, правившему в незапамятные времена. Джосер говорит так: «Я безутешен, потому что Нил в мое время не разливался на протяжении семи долгих лет. Зерно иссякло. Поля иссохли. Все, что служило нам пищей, погибло... Младенец плачет, юноша чахнет, сердце старика изнемогает. Их ноги обессилели. Они скорчились на земле, бездействуя...»

И напротив, Хапи могли упрекать в том, что он посылал слишком много воды разом. Это произошло, например, в период правления фараона Осоркона III (882-855 гг. до н. э.): «Вся долина стала похожа на море. Святилища были поглощены волнами. Жители походили на водоплавающих птиц или на ныряльщиков в бурной реке!»

Чтобы подобное развитие событий никого не заставало врасплох, египтяне с древнейших времен строили дамбы и рыли каналы. Они по мере сил старались как можно дольше удержать воды реки после того, как она отступала. Но и эта система, несмотря на свое техническое совершенство, все же не могла полностью защитить страну от таких природных бедствий, как разруши-тельное наводнение или страшная засуха. «Маленький» или «большой», обмелевший или выходящий из берегов, Нил оставался Нилом, а Хапи был глух к мольбам! Плутарх пишет, что один фараон по наущению оракула без колебаний принес в жертву собственную дочь, чтобы Хапи сделал Нил «благим». Но история не сообщает, было ли жертвоприношение правителя принято божеством.

Вместе с Хапи

Для того чтобы спрогнозировать масштабы разлива, египтяне вели наблюдения, высчитывая вероятную высоту следующего паводка и оценивая будущий урожай. Диодор Сицилийский изучал этот вопрос. И вот что он нам рассказывает: «Из-за тревоги, вызванной этими наводнениями, цари пришли к мысли о необходимости сооружении нилоскопа (или ниломера) в Мемфисе, при помощи которого люди могли бы точно измерить высоту паводка Нила; те, кто был занят этим делом, рассылали по всем городам послания, сообщая, на сколько локтей, или пальцев, поднялась река, и когда именно уровень воды начинал понижаться. Оповещенный таким образом о паводке и спаде воды народ освобождался от всякого беспокойства. Каждый мог заранее определить примерную величину урожая благодаря замерам, результаты которых египтяне записывали на протяжении многих лет». Действительно, на так называемом «Палермском» камне указаны (начиная с древнейших времен) данные по каждому паводку Нила, исходя из которых, по-видимому, рассчитывались ежегодные налоги.

Новогодняя вода

Подъем воды в реке был, как мы уже говорили, началом нового года (который наступал приблизительно 20 июля). Года, полного обещаний, года, который, как надеялся каждый, принесет немало хорошего. Вода разлившегося Нила была илистой и красноватой, но, несмотря на это, словно бы обновляла реку. Поэтому по древнему обряду ее набирали в маленькие «новогодние» сосуды. Вода эта была символом благоденствия для каждой семьи. 

Бог Верхнего и Нижнего Нила, его приливов, приносящих плодородие, бог изобилия, отец богов. Давал продовольствие и воду для людей и жертвоприношений богам. Разлив Нила называли приходом Хапи, который регулировал уровень воды в реке. Своими поклонниками почитался больше, чем Ра.

Генеалогия. Муж богини царской власти Нехбет.

Местоположение. Как бог изобилия связан с Осирисом.

Атрибут. Ростки папируса (символ Северного Нила) и лотос (символ Южного Нила).

Иконография. Изображался в виде бородатого мужчины с синим или зеленым телом и с женской грудью (как бог, дающий питание), с повязкой рыбака на бедрах и пучком камыша на голове часто с ростками папируса и лотоса.
Хапи - добрый и щедрый бог Нила, повелитель наводнений, приносящих на поля плодородный ил. Он заботится о том, чтобы берега не засыхали, чтобы пашни давали обильные урожаи, а на лугах была точная трава для скота. Поэтому Хапи - один из самых любимых богов, и благодарные египтяне воздают ему великие почести.

Он одет в набедренную повязку рыбака а на голове носит водяные растения - чаще всего папирус. Статуэтки Хапи обычно окрашивали в голубой цвет - цвет неба и божества, или в зеленый - цвет воскресающей после разлива Нила природы.

Река Нил по-древнеегипетски тоже называется Хапи. Египтяне называй Нил и просто - "Рекой", или "Великой Рекой" Великая Река берёт начало в Загробном Царстве-Дуате; её исток охраняет змеи. Бог Хапи живёт в ущелье Гебель-Силсилэ у первых порогов Реки.Эта река и ее Бог являлись для египтян источником неиссякаемой энергии. Нил - река, дающая жизнь жителям Египта. Его воды не только орошали посевы, но и удобряли землю во время широких разливов. Вот почему однажды Нил стал не просто рекой, но божеством, которому поклонялись и у которого просили помощи в голодные годы.

Представители этого знака - натуры очень страстные и импульсивные. Девиз всей их жизни - лучше сделать и не жалеть, чем не сделать и жалеть. Им подходят любые профессии, где не надо сидеть целый день на рабочем месте, можно перемещаться и легко менять род деятельности.

Сверхъестественная способность людей Нила - это дар целительства. Если попробуете, то сможете снимать руками головную боль и избавлять от сглаза и негативной энерии. Обычно рядом с вами люди чувствуют себя хорошо и спокойно. Ваше биополе несет в себе огромный положительный заряд.

Характер: жизнерадостный и терпеливый. Вы легко адаптируетесь к любой среде. Вы очень проницательны, поэтому к вам тянутся люди. Ваши советы - всегда попадают в самое ядрышко.
Вы всегда оказываетесь там, где нужна ваша помощь. Но осторожнее! Из-за этого вами часто пользуются. Предательства вы не прощаете, впадаете в ярость и действуете импульсивно. Ваши суждения безапелляционны.

Вас можно назвать страстной особой: во все, что бы вы ни делали, вы бросаетесь с головой. Вы - глубоко семейный человек. К своим близким относитесь с особой нежностью. Стараетесь их поддержать добрым словом и вдохновить на новые подвиги.
Бог Нила. Космическое божество, почитался как "высокий Нил, который дает жизнь всей стране своим питанием", податель влаги и урожая. Отец Хапи - первобытный океан Нун. Бог Нилов Верхнего и Нижнего Египта (его атрибуты - лотос, эмблема Верхнего Египта). Хапи почитался во всем Египте, но центром его культа было ущелье Гебель-Сильсиле, место, где, как считалось, из подземного царства (дуат) выходят "ключи Нила" и южная оконечность острова Элефантины. Изображался жирным человеком с большим животом и женской грудью, на голове - тиара из папирусов, в руках - сосуды с водой. Праздник Хапи был приурочен к началу разлива Нила. В этот день ему приносили жертвы, в реку бросали свитки папируса с написанными на них перечислениями даров. В скалах Гебель-Сильсиле были высечены гимны Хапи. Иногда Хапи отождествляли с Амоном (Амон-Хапи).
Источник -

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения