Особый менталитет газета от 11 мая. Особый менталитет или «добрым словом и пистолетом. Премия анны ахматовой

Строение личности многопланово. В нем выделяются различные уровни активности. В психологии наиболее содержательно изучено сознание в его соотношении с бессознательным. При этом следует иметь в виду, что разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении и деятельности человека. Созидание духовных ценностей творческой личностью (художником или ученым), совершаясь реально, не всегда становится предметом рефлексии и фактически оказывается соединением сознания и бессознательного. Другой важнейшей формой интеграции этих уровней служит менталитет личности.

Понятие «менталитет личности» применяется для выделения особых явлений в сфере сознания, которые в той или иной общественной среде характеризуют ее отличия от других общностей. Если «вычесть» из общественного сознания то, что составляет общечеловеческое начало, в «остатке» мы найдем менталитет данного общества. Любовь к родным людям, боль при их утрате, гневное осуждение тех, кто стал причиной их гибели, являются общечеловеческим свойством и не оказываются чем-то специфическим для одних и отсутствующим у других общностей. Однако нравственное оправдание кровной мести (вендетта от итал. «мщение») это, бесспорно, черта менталитета, утверждаемая народной традицией, отвечающая ожиданиям окружающих. Если бы сознание каждого отдельного человека автоматически управлялось менталитетом общности, то, вероятно, эта общность через некоторое время подвергалось бы полному самоуничтожению. Очевидно, общечеловеческое начало пересиливает косность традиций, закрепленных в менталитете, следовательно, менталитет общности и сознание индивида, члена этого общества, образуют единство, но не тождество.

Итак, менталитет - это совокупность принятых и в основном одобряемых обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, которая отличает его от других человеческих общностей. В сознании отдельного его члена менталитет общества представлен в степени, которая зависит от его активной или пассивной позиции в общественной жизни. Являясь наряду с наукой, искусством, мифологией, религией одной из форм общественного сознания, менталитет не закреплен в материализованных продуктах, а, если можно так сказать, растворен в атмосфере общества, имеет наднациональный характер. Войдя в структуру индивидуального сознания, он с большим трудом оказывается доступен рефлексии. Обыденное сознание проходит мимо феноменов менталитета личности, не замечая их, подобно тому как незаметен воздух, пока он при перепадах атмосферного давления не приходит в движение. Почему?

Есть основания считать, что здесь действует механизм установки. Причем человек не осознает свою зависимость от установки, сложившейся помимо его воли и действующей на бессознательном уровне. Именно потому менталитет не дает возможности субъекту осуществить рефлексию. Носитель его пребывает в убеждении, что он сам сформировал свои убеждения и взгляды. В этом обстоятельстве заключаются огромные трудности перестройки сознания человека в изменяющемся мире.

Особый менталитет

С победой над Шамилем наступил новый, достаточно мирный этап во взаимоотношениях России с Кавказом. Не вмешиваясь в дела горцев (шариат, адаты, порядок землепользования), искусно применяя методы административного и силового давления в сочетании с проведением социально-экономических мероприятий, в целом улучшающих положение горцев, царское правительство сумело добиться хрупкого социального, национального и религиозного согласия в регионе. Исключением является разгром восстания в Чечне и Дагестане в 1877 году.

Сильное сопротивление центральной власти было оказано позже, в период Гражданской войны. Вооруженное сопротивление горцев сначала войскам Добровольческой армии генерала Деникина, а затем частям Красной армии, антисоветские выступления чеченских и дагестанских повстанцев в 1920–1930 годы, обусловленные серьезными изъянами в национальной политике, массовыми репрессиями конца 1930-х годов, привели к тому, что в ряде горных районов Чечни советской власти, можно сказать, вообще не существовало. Фактически еще тогда начался рецидив Кавказской войны XIX века - уже для Советской России.

Здесь нужно сказать, что чеченцы всегда оставались носителями особого бунтарского духа. Причем это не зависело от того, под кем они были - под царем или большевиками. Именно чеченцы становились «застрельщиками» противостояния великой державы и горских народов Северного Кавказа. И, на мой взгляд, это связано с некоторыми особенностями психологии, духовной культуры вайнахов, их социальной организацией.

Во-первых, история вайнахского народа (чеченцев, ингушей) не знала ни антагонистических классов, ни деспотических форм правления. У чеченцев и ингушей не было феодально-княжеского института. Узденем (князем) считал и считает себя каждый чеченец и ингуш. Французский писатель Шантре в свое время писал, что чеченцы живут в отдельных обществах, управляемых через народное собрание, не зная классового различия.

Во-вторых, нужно отметить исключительную религиозность этого народа. К примеру, в значительно уступающих по территории и населению Дагестану Чечне и Ингушетии в 1917 году было 2675 мечетей, 140 духовных школ, 850 мулл, 38 шейхов и более 60 тысяч мюридов. Больше, чем у соседей.

В-третьих, издавна среди вайнахов поощрялись набеги с целью захвата пленных и скота, или так называемое абречество, которое всегда идеализировалось населением. В действительности оно приносило немало бед и страданий народам, проживающим рядом с Чечней. Так, в начале XX века длительное время в крае бесчинствовал абрек-чеченец Зелимхан. Это он устроил набег на Кизляр, где, вырезав всю охрану, ограбил банк и фактически показал пример своим преемникам по бандитскому ремеслу Ш. Басаеву и С. Радуеву.

Есть и более свежий факт. В 1970-е годы в результате специальной операции правоохранительными органами, тогда еще Чечено-Ингушетии, в Советском районе (Шатой) был обезврежен восьмидесятилетний Хасуха. При задержании абрек был убит. Но погиб и сотрудник Госбезопасности подполковник Салько. Кстати, его похороны в Грозном едва не вылились в массовые беспорядки.

И, наконец, последнее. В чеченском обществе исключительно велики роль и значение тейповых отношений. Чеченское общество - это конгломерат тейпов, от взаимоотношений внутри которых зависит в целом мир в регионе.

Что же такое тейп? Это группа нескольких родов, живущих на общей территории и находящихся между собой, говоря научным языком, в отношениях социального равенства.

Тейпов насчитывается множество. На один из них - аллерой - опирается А. Масхадов.

В свое время представители тейпов мялхи, нох-чмакхой и зумсой были инициаторами отрешения Масхадова от власти. Дело в том, что между этими тейпами и тейпом аллерой существуют серьезные противоречия. Все ключевые посты в официальном руководстве так называемой республики Ичкерия занимали какое-то время члены тейпа аллерой и их союзники. Иногда эти должности переходили по наследству. Скажем, после убийства в 1998 году охранниками Радуева руководителя службы национальной безопасности Лечи Хултыгова этот пост автоматически занял его младший брат Ибрагим.

Затем наметились некоторые тенденции к уступкам Масхадова требованиям враждебных ему тейпов ввести в состав высшего руководства своих представителей. Первой такой уступкой стало назначение в октябре 1998 года на должность начальника главного штаба вооруженных сил малоизвестного Абубакара Мантаева, который является родственником Ш. Басаева. Алхазур Абуев из тейпа аллерой с поста начальника главного штаба был уволен.

Все эти составляющие предопределили особый менталитет вайнахов, традиционно претендующих на национальное, религиозное и военно-политическое лидерство на Северном Кавказе.

Но вернемся к истории.

После установления в 1920 году в регионе советской власти горцы, до того воевавшие вместе с большевиками против Деникина, выступили теперь против нового режима.

Мятежи имама Н. Гоцинского и внука Шамиля Саидбека, подавленные частями Красной армии, стали для Советской России первым серьезным предупреждением. На несколько лет в горах Чечни и Дагестана наступило затишье. Но ситуация резко изменилась в начале 1925 года. Нерешенность земельного вопроса, экономическая отсталость нагорной Чечни, усилившаяся религиозная пропаганда подготовили почву для вооруженных выступлений в Урус-Мартане, Ачхой-Мартане и в других местах.

«Инструкция РККА по разоружению населения Чеченской автономной области» от 4 августа 1925 года возлагала руководство этой операцией на военное командование всех степеней с широким привлечением руководящих работников и частей ОГПУ. Документ предусматривал следующую тактику действий. Намеченный к разоружению аул окружался войсками. Руководитель операции на сходе предъявлял требование о сдаче всего оружия в течение двух часов. При невыполнении этих условий в качестве предупреждения открывался десятиминутный артиллерийский огонь нацеленными снарядами на высокие разрывы и полупоражение, а затем после отбоя требование повторялось. После его выполнения предусматривался арест только бандитов. В случае отказа подчиниться этому требованию оперативная группа ОГПУ должна была провести поголовный обыск и задержание всех подозрительных лиц. Применение оружия на поражение допускалось при оказании вооруженного сопротивления. Инструкция была разработана начальником войск СКВО М. Алафузо и утверждена командующим войсками округа И. Уборевичем.

Операция началась 25 августа 1925 года и завершилась успешно. Арестовано было более 300 повстанцев, среди которых оказались все их лидеры. Изъято 25 299 винтовок, 4319 револьверов, 1 пулемет и около 80 тысяч патронов. Воздушной бомбардировке подверглись 16 аулов из общего числа - 242. Взорвано 119 домов. Потери населения составили 6 убитых и 30 раненых. Погибло 5 красноармейцев и чекистов, раненых было 9 человек.

Наиболее ожесточенно сопротивлялся Урус-Мартан, являвшийся в то время неофициальной столицей Чечни. Населению был предъявлен ультиматум - сдать 4 тысячи винтовок и 800 револьверов, которые, по оперативным данным, имелись у жителей. Но фактически было сдано чуть более 1 тысячи винтовок и 400 револьверов.

Требованию выдать шейхов, возглавивших восстание, жители также не подчинились. Тогда был начат артобстрел. Всего было выпущено около 900 снарядов. Бомбежка производилась и с воздуха. В результате 12 домов оказались разрушенными. После этого оружие было сдано полностью.

Как видим, по сравнению с нынешними временами операция 1925 года была минимальной и по количеству жертв, и по срокам боевых действий. И все же… В сентябре 1929 года вспыхнуло новое антисоветское восстание, принявшее вскоре всеобщий характер в Чечне и Дагестане. Причем сначала повстанцы выдвигали только социально-политические требования, но после проведения войсками некоторых карательных действий восстание стало проходить под лозунгом газавата.

Первоначально командование СКВО сформировало отряд численностью в 2000 человек при 75 пулеметах, 11 орудиях и 7 самолетах. 10 октября 1929 года начались активные военные действия. Ожесточенные бои развернулись в окрестностях аулов Шали, Гойты, Беной.

Но руководители операции допустили ряд тактических просчетов, и это сказалось на эффективности действий войск. В результате большинство повстанцев ушло в горы, количество изъятого оружия оказалось небольшим. Более того, лидеры восставших, а это были духовные и национальные авторитеты, сумели даже усилить свое влияние на территории, не охваченные восстанием. Они попытались даже установить связь с жителями ряда казачьих станиц Терека, недовольных политикой советской власти, а также с населением соседней Грузии, Ингушетии и Дагестана. Эти процессы таили в себе для властей серьезную опасность.

В марте 1930 года была создана Оперативная группа войск для ликвидации повстанческого движения. В ее составе насчитывалось уже около 4 тысяч штыков и сабель при 8 орудиях, 10 пулеметах и одном авиазвене. Войска группы представляли собой сводные подразделения четырех пехотных дивизий, а также трех артдивизионов, двух полков горных стрелков, трех кавалерийских эскадронов войск ОГПУ, нескольких рот курсантов Владикавказского пехотного и Краснодарского кавалерийского училищ.

К середине апреля 1930 года восстание было подавлено. Однако, несмотря на итог операции, военно-политическое противостояние в регионе не смягчилось. Большое количество жителей восставших аулов ушло в горы и продолжало борьбу.

По результатам кампании высшее армейское руководство сделало определенные выводы. Архивные материалы тех лет содержат подробный анализ военных действий. В них говорится о необходимости создания специальных горных войск, повышения полевой выучки в ночных условиях.

Свои выводы из причин и уроков восстания сделали и руководители центральных органов власти. Некоторые крайности коллективизации были устранены, проведена массовая амнистия участников восстания, в регион завезли огромное количество промтоваров по низким ценам. Но главное - был обновлен состав руководителей на местах.

Однако уже через непродолжительное время из-за очередных непродуманных, а зачастую просто провокационных действий со стороны представителей власти социально-политическая обстановка вновь осложнилась, и в марте 1932 года в Чечне началось новое восстание. Центром восставших стал Беной. А возглавили их духовенство и местные лидеры постоянных вооруженных групп, действовавшие в горах. Повстанцы планировали захватить ряд нефтепромыслов, овладеть железнодорожной станцией Гудермес, соединиться с антисоветским подпольем смежных с Чечней районов Дагестана…

Попытки войск ОГПУ подавить конфликт собственными силами успеха не имели. Переломили ситуацию армейские части. За неделю боев потери восставших были по тем временам огромными - 333 убитых, 150 раненых. Красноармейцев погибло 27 человек, 30 получили ранения.

Опять же при упоминании этих цифр приходят на ум данные о потерях в последних двух чеченских кампаниях, в которых мне довелось принимать участие. Ужасно, что цифры отличаются на порядок. В худшую для нас сторону.

Подводя итоги боевых действий, командующий войсками СКВО Н. Д. Каширин в апреле 1932 года отмечал, что в отличие от проведения операции 1930 года армейские части действовали организованно и решительно. Им же было предложено ввести постоянные воинские гарнизоны РККА или ОГПУ в крепости Шахар (Карачаевск), Шатой, Гуниб и в аул Беной. Вскоре это было осуществлено.

После 1932 года открытых вооруженных выступлений стало гораздо меньше. Но недовольство деятельностью властей, ОГПУ, созданием колхозов население горных районов Чечни и Дагестана периодически выражало убийствами чекистов, милиционеров, активистов органов власти.

Ситуация стала меняться с раскручиванием маховика репрессий в 1937–1938 годах, которые не обошли и Чечено-Ингушетию. (К этому времени прошло два года, как она была образована из Чеченской и Ингушской автономных областей.) Только за два дня, с 31 июля по 1 августа 1937 г., по спискам НКВД было арестовано 14 тысяч человек, что составило почти три процента населения республики. В числе жертв первой волны репрессий оказались в основном бывшие рядовые участники повстанческого движения, а также те, кто оказывал им помощь.

В этих условиях вооруженное противостояние в регионе вновь резко обострилось. Размах политического терроризма стал стремительно нарастать. Были убиты трое начальников отделов НКВД Чечни, пущен под откос военный железнодорожный состав на перегоне Грозный - Назрань…

В конце 1930-х годов в Чечне начался новый этап партизанской борьбы. К руководству повстанческим движением на смену шейхам и муллам, призывавшим к возрождению имамата, пришли люди, выступавшие с более широких в социально-политическом плане позиций. Например, Хасан Исраилов стал лидером восстания в Галанчожском районе в январе 1940 года. Несмотря на молодость (ему было всего тридцать лет) он был членом ВКП(б) с 1929 года. Тогда Исраилов работал в «Крестьянской газете», писал стихи, пьесы. Направленность его публицистических статей - борьба с коррупцией в органах власти, резкая критика чиновничьего произвола. Неоднократно арестовывался, впоследствии был исключен из партии, стал очень популярен в народе…

Через несколько месяцев восстания партизаны полностью овладели Галанчожским районом, частью Шатойского района, аулами Саясан и Чаберлой. На своем съезде повстанцы провозгласили Временное народно-революционное правительство Чечено-Ингушетии. Главное требование - достижение полной и реальной независимости. И только благодаря вводу нескольких воинских частей восстание было локализовано. Однако Исраилову и нескольким сотням его сторонников удалось уйти в горы.

К концу 1940 года ситуация в горных районах вновь стабилизировалась. Но стоило только проявиться признакам ослабления центральной власти с началом Великой Отечественной войны, как пламя сопротивления вспыхнуло вновь. В начале 1940-х годов в республике произошло заметное сокращение численности партийных организаций и резко возросла роль религии, повысился авторитет религиозных сект «Кунтахаджи», «Дени Арсанова», «Батал-хаджи».

С начала 1942 года стала намечаться тенденция ухода с партийной и советской работы местных кадров. В горах скрылось 80 ответственных работников. Среди них - 16 партийных, 8 функционеров райисполкомов, 14 председателей колхозов.

В то же время в республике разгорелся новый очаг сопротивления советской власти. В Шатое и Итум-Кале выступил со своими сторонниками М. Шарипов, брат известного чеченского большевика А. Шарипова, погибшего в Гражданскую войну. Вскоре отряды Шарипова и Исраилова объединились. Повстанцы выпустили воззвание к народу, в котором говорилось, что кавказцы ожидают немцев как гостей и окажут им гостеприимство только при признании их независимости. В свою очередь в ряде приказов войскам вермахта, воевавшим на Кавказе, указывалось на необходимость здесь радикально иного поведения немецкого солдата по сравнению с тем, что имело место на Украине и в других оккупированных фашистскими войсками районах СССР.

Весной 1942 года советская авиация дважды подвергала воздушным бомбардировкам некоторые районы горной Чечни. Особенно пострадали населенные пункты, бывшие очагами восстания.

Иным стало отношение к кавказским народам, особенно к чеченцам и ингушам, в частях действующей армии. В Красную армию они призывались в части со смешанным национальным составом, где чувствовали себя неуверенно. Их обучение и воспитание строилось, как правило, без учета национально-религиозных особенностей, традиций бытового уклада.

Следует сказать, что в русской армии начала XX века были национальные вооруженные формирования народов Кавказа. Так, в Туземной дивизии в годы Первой мировой войны своей удалью выделялись Чеченский и Ингушский полки, кстати, не давшие ни одного дезертира. Примечательно, что для чеченцев и ингушей в дореволюционной России не существовало обязательной воинской повинности, но многие шли на службу добровольно. В своей дооктябрьской истории русская армия знала девять генералов из числа чеченцев и ингушей.

Холодным осенним днём мобильная бригада социально реабилитационного центра «Гармония» совместно с субъектами профилактики и редактором по социально — правовым вопросам газеты «Благодарненские вести» выехала в село Спасское по жалобе, поступившей из местной школы на ненадлежащее исполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетних детей в многодетной семье. Было установлено, что родители хорошо знакомы сотрудникам социально-реабилитационного центра «Гармония», т.к. семья С. состоит на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Благодарненского муниципального как семья, находящаяся в социально опасном положении.

К супругам С. неоднократно выезжали не только сотрудники социально реабилитационного центра «Гармония», но и члены социального патруля Благодарненского района с представителями прокуратуры. Отец не работает, периодически злоупотребляет алкоголем, лечиться у нарколога отказывается, в нетрезвом виде ведёт себя очень агрессивно, имеет две судимости. Мать так же дважды осуждена условно: за кражу и за нанесение ножевых ранений своей знакомой. Единственным доходом семьи являются детские пособия. В данный момент в семье четверо детей в возрасте от 1,7 месяцев до 6 лет. В детский сад они практически не ходят, у всех имеется очевидная задержка речевого развития, а ведь старшему мальчику скоро идти в школу.

В отношении пятого ребёнка-инвалида супруги лишены родительских прав, он сейчас находится в Ставропольском специализированном доме ребёнка для детей с органическими поражениями центральной нервной системы и нарушением психики. Мальчику сделали необходимую операцию, оформили инвалидность, и теперь нерадивые родители, до того ни разу даже не навестившие малыша, требуют его вернуть, чтобы получать пособие.

Таких семей у нас немало, согласно статистике на сегодняшний день в КДН и ЗП АБМР по Благодарнененскому району состоит - 19. И, как правило, у всех есть дети у которых специалисты отмечаюту задержку речевого развития, тотальное недоразвитие психических функций, аффективно -неустойчивый тип. В дальнейшем в школе с данными проблемами детям учиться очень сложно и как правила их направляют на ЦПМПК, выдается заключение и рекомендации по обучению по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью. Дети из таких семей обязательно должены посещать дошкольные учреждения, заниматься логопед, что им и рекомендуют специалисты центра родителям, но, разумеется, никто этим рекомендациям не следует.

Задача специалистов центра, работая по принципам межведомственного взаимодействия объединить усилия и пытаться выправить ситуацию, пока топкое болото, в которое превратилась жизнь родителей, не поглотило их окончательно, пока история семьи С. не повторилась в новом поколении...

Как-то мой друг из России заинтересовался моими словами, что у нас, русских, живущих в Казахстане, другой менталитет. В продолжение нашего с ним разговора попробую объяснить это исключительно со своей точки зрения, как человек, родившийся и выросший в России, но уже более 25 лет живущий в Казахстане.

По прибытию первым моим ярким впечатлением был чай по-казахски, на молоке, которым нас с мужем угощали его друзья детства. Он был очень вкусным, но в пиалу его наливали чуть ли не на донышке и я потихоньку поинтересовалась у мужа – им что, жалко? Оказалось, что так принято, это проявление уважения к гостю, чаще подливают горячий, дольше беседа. Простая вроде бы вещь, но попроси я тогда хозяина налить побольше, он расценил бы это как мое желание поскорее уйти и обиделся бы. Вот в таких нюансах и открывается осознание того, что все люди вроде бы одинаковые, но в чем-то очень разные, каждый со своей культурой, мировоззрением, традициями. И твое уважительное отношение к чужому менталитету, пусть и отличному от твоего, вызывает уважительное отношение и к тебе.

Когда в Москве мусульмане отмечали Курбан Байрам, интернет просто разрывался от негодующих и язвительных воплей – во что превратилась российская столица, нашествие мусульман, ратуйте люди добрые. А в Алматы каждый год, в Родительский День в районе кладбищ перекрывается движение для частного транспорта и выделяются дополнительные автобусы, потому что христиане в этот день сплошным многотысячным потоком идут помянуть своих близких. И никого это не напрягает и не возмущает. И даже на работе, что в госучреждениях, что в частных фирмах, существует негласное правило отпускать в этот день с работы тех, кому это необходимо.

И хоть Казахстан и светское государство, но два дня в году – православное Рождество и мусульманский Курбан Байрам официально объявлены выходными. И мои друзья-мусульмане поздравляют меня, а я, христианка, от души поздравляю их. А вместе мы отмечаем Новый Год, День Победы и другие наши общие праздники. И я полагаю, что это нормально, так и должно быть в многонациональном обществе, не делящем своих граждан на своих и чужих.

Сейчас много говорят о федерализации Украины. Безусловно, государственное устройство каждого государства это его личное дело. Но мне хочется привести пример Казахстана, унитарного государства, на территории которого проживает 17 миллионов людей более 120 национальностей. Подумайте, 120 разных по своей ментальности народов, варящихся в одном котле. Что помогает избежать конфликтов на такой большой коммунальной кухне?

Я не великий социолог или политолог, обычная женщина, однако, в свое время пожив во многих регионах бывшего Союза, могу сделать вывод, что мононациональные общества более замкнуты, незнакомый образ жизни воспринимается тяжело, как нечто чужеродное и потенциально опасное. В многонациональном обществе чужой образ жизни воспринимается естественно и не вызывает агрессии.

Я живу в доме, где одна моя соседка казашка, вторая - украинка, третья – армянка, сверху – кореец, снизу – татары. И нормально живем, без ругани и вражды. Поздравляем друг друга с праздниками, радуемся, если у кого прибавление в семействе, и огорчаемся, если убыль. Дети наши ходили в одни школы, дружили, двое из нашего подъезда даже поженились. Сейчас дети выросли, работают, но и там, где они работают, многонациональный коллектив и человека оценивают не по разрезу глаз, а за его знания и умения.

И было бы огромной бестактностью с моей стороны не сказать искреннее слово благодарности хозяину этого большого дома. Это исконная земля казахов, народа, который на протяжении нескольких столетий был и остается верным другом, который в минуты лихих годин всегда подставлял свое плечо, делился хлебом и кровом, а в смутное время перемен сказал – оставайся, это и твой дом, места всем хватит, главное чтобы был мир и согласие. И это дорогого стоит и это надо понимать.

Поэтому отдельно хотелось бы остановиться на теме государственного языка, поскольку в той же Украине он стал просто камнем преткновения. В Казахстане один государственный язык – казахский. Считаю, что так и должно быть в суверенном государстве, государствообразующая нация которого определяет государственный язык. Но раз так исторически сложилось, что русский язык является языком межнационального общения, то он таковым и остался.

Тон задает Президент, выступая непременно на двух языках. Да, в госучреждениях делопроизводство, как и положено, ведется на казахском, однако дублируется на русском. При этом создаются условия для госслужащих изучать по желанию государственный язык на бесплатных курсах в рабочее время.

В повседневной жизни проблем я не испытываю – надписи на казахском и русском, что на медицинских описаниях лекарств, что на описаниях состава продуктов в магазине. Новости по телевизору на казахском и русском, есть отдельные каналы чисто на казахском и чисто на русском, есть смешанные. Также как и школы, есть с преподаванием на казахском, но русский в программе, и наоборот, преподавание на русском, но казахский в обязательном порядке. В любом госучреждении обращаюсь к менеджеру-казаху по-русски и также по-русски получаю ответ. И совершенно нормально, что мне в автобусе уступает место парень-казах, обращаясь ко мне на русском языке, а я благодарю его на казахском.

Я не пытаюсь идеализировать общество и страну, которая стала мне родной и близкой. Есть, безусловно, и отдельные неприглядные моменты. Так, например, был случай, когда один из чиновников оскорбил стюардессу на внутренней линии за то, что она из-за незнания казахского языка не отреагировала на его вопрос. Этот случай вызвал большой резонанс в прессе и в казнете. Но, покричав вдоволь на тему, должна или не должна была знать стюардесса государственный язык, все же в большинстве своем наш народ осудил именно хамство и чиновничью спесь.

Как и везде, большая проблема стоит с трудоустройством в малых городах, поселках и аулах. Жизнь бьет ключом в больших городах, из небольших в основном все трудоспособное население ездит на работу в мегаполисы. Контраст между современным городом, полным сверкающих огней супермаркетов и дорогих иномарок, и маленьким поселком, порой с наступлением ночи погружающимся в полную темноту, конечно разителен, отсюда и определенная социальная напряженность. Бывает, что в давке общественного транспорта, не справляющегося с растущим народонаселением мегаполиса, вспыхивают конфликты на тему «понаехали тут» как с той, так и с другой стороны, но как правило, они быстро пресекаются здравомыслящей частью общественности всех национальностей. Кстати, практически никогда не слышу мата ни в транспорте, ни в общественных местах, это тоже порицается и сразу останавливается.

… Едут переполненные автобусы, электрички, поезда нашей жизни, в которых мы все толчемся, наступая друг другу на ноги. И мне кажется, что, только уважая и стремясь понять друг друга, мы сможем нормально и спокойно сосуществовать в нашем одном большом доме под названием Земля. Такие все разные и такие все одинаковые в своем желании просто жить, любить, растить детей, работать и отдыхать, ходить в гости...

В этом и есть секрет нашего особого, казахстанского, менталитета.

Как-то мой друг из России заинтересовался моими словами, что у нас, русских, живущих в Казахстане, другой менталитет. В продолжение нашего с ним разговора попробую объяснить это исключительно со своей точки зрения, как человек, родившийся и выросший в России, но уже более 25 лет живущий в Казахстане.

По прибытию первым моим ярким впечатлением был чай по-казахски, на молоке, которым нас с мужем угощали его друзья детства. Он был очень вкусным, но в пиалу его наливали чуть ли не на донышке и я потихоньку поинтересовалась у мужа – им что, жалко? Оказалось, что так принято, это проявление уважения к гостю, чаще подливают горячий, дольше беседа. Простая вроде бы вещь, но попроси я тогда хозяина налить побольше, он расценил бы это как мое желание поскорее уйти и обиделся бы. Вот в таких нюансах и открывается осознание того, что все люди вроде бы одинаковые, но в чем-то очень разные, каждый со своей культурой, мировоззрением, традициями. И твое уважительное отношение к чужому менталитету, пусть и отличному от твоего, вызывает уважительное отношение и к тебе.

Когда в Москве мусульмане отмечали Курбан Байрам, интернет просто разрывался от негодующих и язвительных воплей – во что превратилась российская столица, нашествие мусульман, ратуйте люди добрые. А в Алматы каждый год, в Родительский День в районе кладбищ перекрывается движение для частного транспорта и выделяются дополнительные автобусы, потому что христиане в этот день сплошным многотысячным потоком идут помянуть своих близких. И никого это не напрягает и не возмущает. И даже на работе, что в госучреждениях, что в частных фирмах, существует негласное правило отпускать в этот день с работы тех, кому это необходимо.

И хоть Казахстан и светское государство, но два дня в году – православное Рождество и мусульманский Курбан Байрам официально объявлены выходными. И мои друзья-мусульмане поздравляют меня, а я, христианка, от души поздравляю их. А вместе мы отмечаем Новый Год, День Победы и другие наши общие праздники. И я полагаю, что это нормально, так и должно быть в многонациональном обществе, не делящем своих граждан на своих и чужих.

Сейчас много говорят о федерализации Украины. Безусловно, государственное устройство каждого государства это его личное дело. Но мне хочется привести пример Казахстана, унитарного государства, на территории которого проживает 17 миллионов людей более 120 национальностей. Подумайте, 120 разных по своей ментальности народов, варящихся в одном котле. Что помогает избежать конфликтов на такой большой коммунальной кухне?

Я не великий социолог или политолог, обычная женщина, однако, в свое время пожив во многих регионах бывшего Союза, могу сделать вывод, что мононациональные общества более замкнуты, незнакомый образ жизни воспринимается тяжело, как нечто чужеродное и потенциально опасное. В многонациональном обществе чужой образ жизни воспринимается естественно и не вызывает агрессии.

Я живу в доме, где одна моя соседка казашка, вторая - украинка, третья – армянка, сверху – кореец, снизу – татары. И нормально живем, без ругани и вражды. Поздравляем друг друга с праздниками, радуемся, если у кого прибавление в семействе, и огорчаемся, если убыль. Дети наши ходили в одни школы, дружили, двое из нашего подъезда даже поженились. Сейчас дети выросли, работают, но и там, где они работают, многонациональный коллектив и человека оценивают не по разрезу глаз, а за его знания и умения.

И было бы огромной бестактностью с моей стороны не сказать искреннее слово благодарности хозяину этого большого дома. Это исконная земля казахов, народа, который на протяжении нескольких столетий был и остается верным другом, который в минуты лихих годин всегда подставлял свое плечо, делился хлебом и кровом, а в смутное время перемен сказал – оставайся, это и твой дом, места всем хватит, главное чтобы был мир и согласие. И это дорогого стоит и это надо понимать.

Поэтому отдельно хотелось бы остановиться на теме государственного языка, поскольку в той же Украине он стал просто камнем преткновения. В Казахстане один государственный язык – казахский. Считаю, что так и должно быть в суверенном государстве, государствообразующая нация которого определяет государственный язык. Но раз так исторически сложилось, что русский язык является языком межнационального общения, то он таковым и остался.

Тон задает Президент, выступая непременно на двух языках. Да, в госучреждениях делопроизводство, как и положено, ведется на казахском, однако дублируется на русском. При этом создаются условия для госслужащих изучать по желанию государственный язык на бесплатных курсах в рабочее время.

В повседневной жизни проблем я не испытываю – надписи на казахском и русском, что на медицинских описаниях лекарств, что на описаниях состава продуктов в магазине. Новости по телевизору на казахском и русском, есть отдельные каналы чисто на казахском и чисто на русском, есть смешанные. Также как и школы, есть с преподаванием на казахском, но русский в программе, и наоборот, преподавание на русском, но казахский в обязательном порядке. В любом госучреждении обращаюсь к менеджеру-казаху по-русски и также по-русски получаю ответ. И совершенно нормально, что мне в автобусе уступает место парень-казах, обращаясь ко мне на русском языке, а я благодарю его на казахском.

Я не пытаюсь идеализировать общество и страну, которая стала мне родной и близкой. Есть, безусловно, и отдельные неприглядные моменты. Так, например, был случай, когда один из чиновников оскорбил стюардессу на внутренней линии за то, что она из-за незнания казахского языка не отреагировала на его вопрос. Этот случай вызвал большой резонанс в прессе и в казнете. Но, покричав вдоволь на тему, должна или не должна была знать стюардесса государственный язык, все же в большинстве своем наш народ осудил именно хамство и чиновничью спесь.

Как и везде, большая проблема стоит с трудоустройством в малых городах, поселках и аулах. Жизнь бьет ключом в больших городах, из небольших в основном все трудоспособное население ездит на работу в мегаполисы. Контраст между современным городом, полным сверкающих огней супермаркетов и дорогих иномарок, и маленьким поселком, порой с наступлением ночи погружающимся в полную темноту, конечно разителен, отсюда и определенная социальная напряженность. Бывает, что в давке общественного транспорта, не справляющегося с растущим народонаселением мегаполиса, вспыхивают конфликты на тему «понаехали тут» как с той, так и с другой стороны, но как правило, они быстро пресекаются здравомыслящей частью общественности всех национальностей. Кстати, практически никогда не слышу мата ни в транспорте, ни в общественных местах, это тоже порицается и сразу останавливается.

… Едут переполненные автобусы, электрички, поезда нашей жизни, в которых мы все толчемся, наступая друг другу на ноги. И мне кажется, что, только уважая и стремясь понять друг друга, мы сможем нормально и спокойно сосуществовать в нашем одном большом доме под названием Земля. Такие все разные и такие все одинаковые в своем желании просто жить, любить, растить детей, работать и отдыхать, ходить в гости...

В этом и есть секрет нашего особого, казахстанского, менталитета.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения