Что такое менеджмент и для чего он необходим в организации. Высший менеджмент и его роль в обществе

Одна из самых популярных специальностей на сегодня, которую выбирают молодые люди после получения среднего образования - менеджмент. Что это за профессия? Кем может работать менеджер? Поговорим об этом в данной статье.

Куда пойти учиться

Один из самых сложных вопросов для родителей подростков о том, куда отдать учиться свое чадо после окончания школы. Только один из десяти ребят может четко сказать, кем он хочет стать. Как правило, таких ребят не столь сильно интересует заработок, больше всего они хотят научиться делу, любимому с детства.

Если же ни молодой человек, ни девушка не знают, кем они хотят работать, тогда на помощь в выборе специальности приходят родители. Выбирают чаще всего самые востребованные, на их взгляд, факультеты - юриспруденцию, финансы или менеджмент.

Какие профессии может избрать для себя после менеджер? Сколько может зарабатывать менеджер? Сложно ли учиться по этой специальности? Разберемся с этими вопросами по очереди.

О профессии - предмет и метод

Менеджмент - что это за профессия? Как давно появились менеджеры, ведь название относительно современное? Между тем менеджмент относится к одной из древнейших профессий, известных человеку. Это термин имеет много определений, но если сказать коротко, то менеджмент - это управление, а менеджер - тот, кто управляет процессом или объектом.

Во все времена любому предприятию нужен был управляющий, тот, кто будет задавать путь развития деятельности. Этот человек может не владеть профессией, специфичной для этого предприятия, но имеет хорошие знания о том, как сбывать товар, производимый на предприятии, или как расширяться. Деятельность менеджера на сегодня не изменилась. Получая диплом по специальности «менеджмент», студент должен владеть знаниями, которые позволят стать ему эффективным руководителем.

Сложное ли обучение специальности "менеджмент"

Что это за профессия, мы уже разобрались. Сложно ли будет учиться по этой специальности? Безусловно, наклонности у каждого свои. Так, обучение не покажется сложным тем, кто имеет гуманитарный аналитические способности. На первом курсе обязательны общие предметы вроде высшей математики или информатики, но сопромата и физики точно не будет. Начиная со второго курса, студенты все больше будут уделять внимание экономическим специальностям. Введение в профессию менеджмент также начинается со второго курса, на первом же студенты заложат фундамент политэкономии. К окончанию университета они получат максимальное количество знаний об управлении предприятием, процессами, людьми.

Подразделения менеджмента

На сегодняшний день человека, который возглавляет то или иное предприятие, принято называть управляющим, в то время сотрудники, отвечающие за деятельность той или иной службы, относятся к категории топ-менеджмент. Понятное дело, что чем больше предприятие, тем больше различных служб (операционных отделов или подразделений) там может быть. Например, сколько подразделений в магазине? Прием товара, хранение, размещение товара на витрине, продажа товара, оборот средств. Кроме того, еще есть бухгалтерия, которая занимается налоговым учетом, подсчетом заработной платы, прибыли. Если же это производственное предприятие, то служб будет намного больше.

Кем может работать менеджер на предприятии

Какое же подразделение может возглавить менеджер? Есть различные специальности, связанные с управлением. К примеру, финансовый менеджмент - профессия тесно связана с оборотом денежных средств, их учетом и контролем. Получив специальность с таким названием, студент может работать в банке, на любом предприятии в финансовом отделе, заниматься аудитом.

Очень популярен среди студентов на сегодня и «менеджмент организации». Что за профессия? Она носит более общий характер и подразумевает знание функционирования предприятия в целом, путей его развития на внутреннем рынке, выхода на внешний.

Менеджмент в спорте подходит для тех, кто увлечен тем или иным видом спортивной деятельности. Если спортсмен желает развития, создать собственную команду, то он может получить такое образование. Менеджмент позволит специалисту успешно работать на внешнем рынке, если предприятие совершает сделки, связанные с экспортом и импортом.

Кем может устроиться студент после окончания университета

Наивно полагать, что после того, как вы получите образование по специальности «менеджмент», вас тут же возьмут на интересную позицию в топ-менеджменте предприятия. Все же общие знания, полученные в и реальная жизнь с настоящими проблемами - это две большие разницы.

Поэтому, если у вас нет возможностей устроиться «по блату», то лучше начать построение карьеры с получения какой-нибудь не очень высокой должности. Например, вы хотите стать управляющим крупной розничной сети магазинов. Пусть вы изучили в университете, как бороться с конкурентами, повышать прибыль и как мотивировать сотрудников. Но ведь вы не знаете, как это происходит на практике! Нет ничего зазорного в том, чтобы поработать полгода-год в качестве консультанта в магазине, затем стать администратором зала. Вы увидите, как работает магазин, что думают сотрудники о нем, покупатели. Заняв более высокую позицию на основании полученного опыта и ваших знаний, вы сможете принимать эффективные

Профессии, связанные с менеджментом

В последнее время появилось много профессий с приставкой «менеджер». Так как мы выяснили, что менеджмент - это управление, то профессии могут и не иметь никакого отношения к экономике.

SMM-менеджер - человек, который занимается продвижением и раскруткой сайтов. Аббревиатура SMM расшифровывается как Social Media Marketing.

Контент-менеджер - человек, отвечающий за наполнение контентом (информацией) сайтов.

Арбитражный менеджер - человек, который в ходе своей деятельности занимается помощью предприятиям, стоящим на пороге банкротства.

Девелопер-менеджер - человек, который занимается развитием предприятия, повышением его узнаваемости на рынке.

Бизнес-тренер - человек, который (чаще всего на основании своего опыта) рассказывает, как можно стать успешным менеджером или вывести свое предприятие в ТОП. Для того чтобы стать бизнес-тренером, нужно иметь громкое имя или достаточно раскрученный бизнес, иначе кто захочет у вас чему-то учиться.

Бренд-менеджер - специалист, раскручивающий имя (бренд) организации. Организует концерты, промо-акции, мероприятия, которые повысят известность предприятия.

И напоследок

Теперь вы имеете более обширное представление о такой специальности, как менеджмент, что это за профессия. Как видите, не всегда менеджером может трудиться тот, кто закончил исключительно экономический факультет. Если вы чувствуете в себе управленческие способности и интерес к этой профессии, то смело поступайте в университет на эту специальность.

В последние пару десятков лет термины «менеджмент» и «менеджер» основательно вошли в нашу с Вами жизнь, но зачастую люди используют их, не понимая значения. В этой статье мы расскажем о том, что такое менеджмент.

Менеджмент: определение понятия

Термин «менеджмент» происходит от английского «management», что буквально переводится "руководство, управление". Существует несколько понятий менеджмента:

  1. Менеджмент – это, прежде всего наука. Это целая система знаний, которая представляет собой теоретическую и практическую базу в управлении какими-либо ресурсами.
  2. Менеджмент – это и сам процесс управления, который осуществляется посредством выполнения следующих функций: планирование, организация, координирование, мотивация, контроль и анализ.
  3. Менеджмент – это искусство управления. Помимо научных знаний, для управления нужен талант и умение применять эти знания, наука дает знания и практикум по управлению, ну а в конкретной ситуации нужно чувствовать, как действовать.
  4. Кроме того под менеджментом понимают управленческий аппарат, то есть совокупность всех подразделений управленческого персонала.

В соответствии со всеми этими понятиями, менеджер – это профессиональный управленец, который обладает специальными знаниями, навыками, и в идеале, талантом и собственным стилем управления.

Различают три уровня управленцев: менеджеры высшего звена, среднего звена и низового звена.

  • К менеджерам высшего звена относят, так называемых, топ-менеджеров, это непосредственно руководители предприятий, органов власти.
  • К менеджерам среднего звена относятся управленцы, которые подчиняются топ-менеджерам и управляют линейными руководителями.
  • К менеджерам низового звена относятся линейные руководители, которые непосредственно управляют исполнителями.

Кроме того часто возникает вопрос: Что такое менеджмент организации?. Ответ на него прост – это непосредственно управление организацией, предприятием, использование ресурсов организации для достижения поставленных целей, путем осуществления функций менеджмента.

Что такое система менеджмента

Система менеджмента – это система управления различными ресурсами организации, будь то человеческие, технические, финансовые и другие, для достижения поставленных целей.

Качественные системы менеджмента опираются на такие фундаментальные науки как математика, психология, статистика, эконометрия, информатика. Система менеджмента является динамичной системой, она подстраивается под изменяющиеся условия, то есть развивается.

Современная компания ставит перед собой и решает целый комплекс задач, которые и определили структуру современного менеджмента, которая включает в себя следующие основные подсистемы:

  • Финансовый менеджмент
  • Инвестиционный менеджмент
  • Стратегический менеджмент
  • Информационный менеджмент
  • Инновационный менеджмент
  • Маркетинг
  • Управление проектами, которое включает в себя: управление персоналом, управление проектированием, управление качеством.
  • Риск-менеджмент
  • Экологический менеджмент

Рассмотрим наиболее часто используемые в нашей жизни термины.

Что такое финансовый менеджмент

Это подраздел менеджмента, изучающий финансовые ресурсы и способы управления ими, с целью увеличения и приумножения. Финансовое управление включает в себя как приобретение, распределение, использование финансовых ресурсов, так и контроль, и анализ их использования.

Что такое стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент занимается разработкой и реализацией стратегий развития предприятий и организаций. Ведь именно правильно поставленные цели и верные пути их достижения являются основой качественного менеджмента.

Что такое инвестиционный менеджмент

Данное направление менеджмента занимается управлением инвестиционной деятельности различных масштабов, от отдельного инвестиционного проекта, до инвестирования в масштабах государства.

Что такое инновационный менеджмент

Это подсистема менеджмента, которая занимается изучением и внедрением инноваций в производство и управление предприятием. Кроме этого с помощью разных методов и инструментов, изучается необходимость изменений, готовность к этим изменениям и экономический эффект их внедрения.

Что такое менеджмент качества

Это направление менеджмента, которое занимается разработкой и внедрением системы качества на предприятии, организации. Стандарты качества признаны во всем мире, и для того чтобы предприятие могло выйти на рынок со своим продуктом, или услугой, необходимо соответствовать данным стандартам.

Теперь Вы знаете, что такое менеджмент, определение понятия менеджмент, и сможете его правильно употреблять. Помните, что каждое направление менеджмента следует изучать углубленно, данная дисциплина будет полезна каждому, кто хочет построить свою карьеру. При этом каждый из нас, является для себя менеджером собственной жизни, ведь мы ежедневно сталкиваемся с вопросами: как жить, как достигнуть поставленных целей, как рационально использовать свое время, и именно от правильных решений зависит качество Вашей жизни.

Питер Друкер родился в Австрии. Он получил юридическое образование и работал журналистом в Германии вплоть до прихода к власти нацистов. Проведя некоторое время в Лондоне, он переехал в Нью-Йорк в 1937 году. Друкер был экономическим консультантом по банкам и советником по коммерческой политике и менеджменту во многих американских корпорациях. Его книги по различным направлениям бизнеса сделали его одним из ведущих авторов в области менеджмента. Много лет он работал в школе бизнеса Нью-Йоркского университета, с 1971 года стал профессором общественных наук в Claremont Graduate School в Калифорнии.

Работы Друкера начинались со взгляда на высший менеджмент и его роль в представительских институтах современного индустриального общества, высших корпорациях. Впоследствии он определял менеджмент как глобальную проблемную область как динамический элемент в любом бизнесе. Именно менеджеры через их контроль за принятием решений в современных корпорациях вдыхают жизнь в организации и общество.

Менеджерам даны человеческие и материальные ресурсы для работы, и именно они создают продуктивное производство, которое ведет к здоровому обществу.

Справедливость этого утверждения возрастает, так как мы движемся в эру интеллектуальных технологий, делающих возможности человека особенно важными для эффективного производства в организациях. Однако, как указывает Друкер, менеджеры, будучи наиболее важным ресурсом бизнеса, являются более дефицитными, более дорогими и наиболее недолговечными. Принимая это во внимание, исключительно важно, чтобы менеджеры использовались настолько эффективно, насколько возможным в настоящих условиях, когда имеются сведения относительно практики и назначения менеджмента. Здесь Друкер обращается к проблеме эффективности менеджмента. Найти рецепты эффективности можно использовать только в том случае, если мы сначала поймем роль менеджера в организации, если узнаем, что представляет собой его работа. По словам Друкера, существуют два параметра управления - экономический параметр и временной параметр.

Менеджеры отвечают за результат деятельности организаций (это отличает их от администраторов вообще). Таким образом, они должны добиваться в первую очередь экономических результатов производства. Конечная оценка их деятельности - экономические результаты, что не характерно для администраторов вообще. Второй параметр - время, - присутствует во всех системах принятия решений.

Менеджер всегда задумывается о том, какое воздействие будет иметь решение в настоящем, ближайшем и далеком будущем. Это, конечно, связано с экономическим аспектом. Сведя все вместе, приходим к выводу, что менеджеры оцениваются с точки зрения их экономической производительности в настоящем, ближайшем и далеком будущем.

Менеджмент, таким образом, это деятельность по организации ресурсов для достижения удовлетворительного качества исполнения. Это деятельность на основе материальных и человеческих ресурсов. Согласно Друкеру, это не означает максимального увеличения прибыли. Для менеджера прибыль - не причина поведения, ориентированного на коммерцию или на рациональное принятие решения с точки зрения получения максимальной прибыли во всех случаях, а проверка правильности или успеха деятельности коммерческого предприятия. Цель - получить достаточное количество прибыли.

Центральный вопрос для Друкера - как лучше управлять бизнесом, чтобы обеспечить получение прибыли и успешную деятельность предприятия, Хотя и можно сформулировать общие цели и очень коротким способом, любая действующая организация имеет разнообразные потребности и цели. Нереалистично рассматривать предприятие как имеющее единственную цель. Эффективное управление - всегда жонглирование, уравновешивание различных идей, расстановку приоритетов по множеству целей, которые имеет организация. Из-за этого и благодаря сложной природе бизнеса, целевое управление жизненно важно. Оно обеспечивает компетентное мнение, основанное на имеющейся информации, и заставляет менеджеров изучать имеющиеся альтернативы, а также предоставляет надежные средства для оценки эффективности управления.

В частности, цели и задачи коммерческого предприятия позволяют менеджерам объяснить, предсказать и контролировать свою деятельность, что окажется невозможным при использовании лишь идеи о максимальной прибыли.

Во-первых, знание и понимание этих целей позволяет организации интерпретировать широкий спектр коммерческих явлений, имея лишь небольшое количество общих утверждений.

Во-вторых, цели позволяют испытать эти утверждения на практике.

В-третьих, становится возможным предсказание поведения.

В-четвертых, значимость решений может быть проверена в процессе их принятия, а не после.

В-пятых, производительность в будущем может быть улучшена путем анализа прошлого опыта. Это возможно потому, что требуемые результаты заставляют планировать в деталях то, что должен достичь бизнес, и выработать пути эффективного достижения целей.

Целевое управление включает расшифровку того, что такое управление бизнесом. Выполнение этого и постоянная проверка результатов делает возможной реализацию пяти вышеперечисленных преимуществ.

Но по-прежнему остается неясным, какими должны быть цели бизнеса организации. Процитируем Друкера: "Цели необходимы в любой области, где производительность и результаты прямо и жизненно влияют на выживание и процветание бизнеса". Более конкретно, существует восемь областей бизнеса, где могут быть установлены цели производства. Это:

  • Установление рынка,
  • Нововведения,
  • Продуктивность,
  • Физические и финансовые ресурсы,
  • Прибыльность,
  • Эффективность и развитие менеджмента,
  • Производительность и поведение рабочих,
  • Общественное признание.
При решении, как установить цели для этих областей, необходимо принимать во внимание возможность установления реальных временных параметров и их измерение. Средства измерения важны, так как они делают вещи видимыми и "реальными". Они говорят менеджеру, на чем ему сфокусировать внимание. К сожалению, способы измерения во многих областях бизнеса остаются на очень примитивном уровне. При рассмотрении временных параметров целей существенна природа бизнеса. В лесной промышленности сегодня посадки - это возможность производства на пятидесятилетний период. При производстве одежды промежуток времени в несколько недель может быть долгим будущим.

Возможно наиболее важной частью целевого управления является его эффект, оказываемый на отдельных менеджеров, что позволяет организации развивать ее наиболее важный ресурс - менеджеров. Это происходит из-за развития самоконтроля менеджеров, ведущего к более сильной мотивации и более эффективному обучению. Сущностью этого стиля управления является то, что все менеджеры приходят к установке реалистичных целей для самих себя. Эти цели должны расшифровывать, какой вклад менеджер внесет в достижение общих целей фирмы во всех областях бизнеса. Необходимо, чтобы поставленные цели были проверены на вышестоящих уровнях управления - чтобы убедиться, что они достижимы (не слишком высоки и не слишком низки). Но важность вовлечения отдельных менеджеров в установление целей, в качестве мотивационного фактора не может быть переоценена. Если менеджеры действительно желают быть способными улучшить свою производительность и извлечь соответствующие преимущества из системы, то необходимо давать прямую информацию, которая позволяла бы им оценивать их собственные достижения. Это значительно отличается от условий на некоторых фирмах, когда некоторые группы, в частности учетчики, работают как "секретная полиция" исполнительного руководства. Необходимость для отдельных менеджеров устанавливать собственные цели сдерживается природой современного бизнеса и тем, что Друкер называет тремя силами неправильного руководства(forces of misdirection). Это:

  • Специализация работы большинства менеджеров,
  • Наличие иерархии,
  • Различия в видении происходящего в бизнесе
Все это повышает возможность нарушения работы и возникновения конфликтов в организациях. Целевое управление - это способ обойти эти трудности за счет увязывания задачи каждого менеджера с общими целями компании. Реализация этого учитывает важные аспекты современного бизнеса. Управление больше не является делом одного человека. Даже исполнительный директор не работает в изоляции. Менеджмент - это групповая деятельность, и наличие целей подчеркивает вклад, вносимый каждым менеджером в дело всей группы. Задача исполнительного руководителя состоит в подборе наилучшей управленческой группы, и если есть цели со встроенной системой оценок то это дает возможность сделать правильный выбор.

Целевое управление позволяет административным работникам быть эффективными. Важным моментом является возможность учиться эффективности. Друкер настаивает на том, что саморазвитие управленческого персонала является центральным для непрерывного развития организации, так как квалифицированный работник становиться главным ресурсом. Система целей дает возможность менеджерам оценивать их собственную эффективность и таким образом усиливает процесс обучения. Это делается за счет указания на сильные стороны человека и на то, как они могут быть сделаны более продуктивными (за счет переопределения старых приоритетов или установления новых путем улучшения моделей принятия решений). Регулярный обзор целей и результатов позволяет менеджерам знать, где и когда работают наиболее эффективно, и как этого можно достичь. В итоге они смогут развивать свои умения в соответствующих областях.

Более того, целевое управление помогает преодолеть некоторые из сил, которые пытаются расщепить организацию, путем ясной привязки задачи каждого менеджера к общим целям компании. Это позволяет осуществить обучение и в результате приводит всех менеджеров к наилучшей реализации их индивидуальных способностей. И, наконец, что наиболее важно, это увеличивает мотивацию менеджеров и развивает их участие в деятельности организации. В результате цели, поставленные организацией, достигаются обычными людьми, добивающихся необычной производительности.

Управление (Peter F. Drucker) - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.

УПРАВЛЕНИЕ (Мескон, Альберт, Хедоури) - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ

Все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции. Но это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и неруководителей, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена.

В крупной организации вся управленческая строго разделена по горизонтали и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Высшие руководители координируют работу руководителей, стоящих ниже их и так, пока не опустятся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, т.е. рабочих, которые физически производят продукцию или оказывают услуги. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления.

Количество уровней управления может быть различным. Множество уровней еще не определяет эффективность управления. Количество уровней иногда определяется величиной организации и объемами управленческой работы. Иногда же это исторически сложившаяся структура.

Независимо от количества уровней управления, всех руководителей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации:

  • руководители низового звена,
  • руководители среднего звена,
  • руководители высшего звена.

Обычно в организации можно определить, на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другими. Это осуществляется через название должности. Однако, название должности не является надежным указателем истинного уровня данного руководителя в системе. Это замечание особенно справедливо, когда мы сравниваем положение руководителей в разных организациях. Например: в некоторых компаниях продавцов называют региональными или территориальными руководителями сбыта, хотя они никем, кроме себя, не руководят.

Существует параллельное деление руководителей на три уровня, введенное американским социологом Талкоттом Парсонсом:

  • технический – соответствует уровню низового звена,
  • уровень – соответствует уровню среднего звена,
  • институционный уровень – соответствует уровню высшего звена.

Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА

Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями – это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). МЛАДШИЕ НАЧАЛЬНИКИ в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще – это руководители низового звена. Большинство руководителей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на одного задания, равнялось 48 секундам. Временной период для реализации решений, принимаемых мастером, также короткий.

РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй – низшим. Таким образом, образуются четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), сбытом по региону или по стране и директор филиала.

Характер работы руководителя среднего звена значительно варьируется от организации к организации и даже внутри одной и той же организации. Некоторые организации предоставляют своим руководителям среднего звена большую ответственность, делая их работу в определенной степени похожей на работу руководителей высшего звена. Во многих организациях руководители среднего звена являются органичной частью процесса принятия решений. Они определяют проблемы, начинают обсуждения, рекомендуют действия, разрабатывают новаторские творческие предложения.

Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они ловят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев.

РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА

Высший организационный уровень – руководство высшего звена – гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена – всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе – это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей – с министрами, а в университете – с ректорами.

Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.

Основной причиной напряженного темпа и огромного объема работы является тот факт, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту, который должен сделать определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (или она) успешно завершили свою деятельность. Поскольку организация продолжает действовать, и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной, но руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60 - 80 часов для него не редкость.

Эта статья - подробный разбор понятия «менеджмент», с определениями и мнениями экспертов, видео, а также лучшими советами по эффективному менеджменту от самого влиятельного руководителя России. Описание существующих видов менеджмента, его принципов и задач.

Что такое менеджмент простыми словами + определения экспертов

Понятие «менеджмент» происходит от английского слова «management», что в переводе значит - «управление» или «администрирование». Можно встретить и другие переводы этого слова. Однако два приведённых, точно отражают суть понятия, под которым надо понимать управление людьми.

То есть менеджмент - это деятельность, которой занимаются руководители компаний, предприятий или люди, между которыми распределены руководящие должности.

Максимально точное определение менеджменту, подразумевая под этим управление, дал А. Орлов в своём учебнике «Менеджмент».

«Управление - это совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей».

Также он приводит в пример определение В. Зигерта.

«Управление - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путём».

8 авторитетных определений понятия «менеджмент»

Итак, управление - это;

  1. наука, с помощью которой можно найти наилучшее решение в конкретной ситуации, применяя несколько вариантов взаимодействия с окружающими (В. А. Абчук);
  2. организация и реализация целенаправленных воздействий (Р. Баттрик);
  3. деятельность, которая превращает неорганизованную толпу в эффективную производительную группу (П. Ф. Дукер);
  4. совокупность приёмов взаимодействия между элементами производственной системы, исходя из её целей и единства функций (А. В. Карпов);
  5. непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения нужных результатов при минимальных затратах ресурсов и времени (В. Кнорринг);
  6. информационный и целенаправленный процесс воздействия на коллективы людей… (С. Н. Князев);
  7. процесс планирования, мотивации и контроля для достижения целей (М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури);
  8. функция администрирования персонала, направленная на повышение эффективности деятельности организации (А. Файоль).

Резюмируя вышеприведённые определения, можно сказать, что менеджмент - это использование различных управленческих приёмов для достижения поставленных целей и улучшения конкретных результатов, будь то увеличение прибыли компании, укрепление её позиций на рынке или отстройка от конкурентов.

Принципы и задачи менеджмента с примером + видео

Задача менеджмента - организовать внутри компании или предприятия слаженную работу коллектива. Чтобы не только внутренние, но и внешние элементы функционировали максимально эффективно, минимизируя временные и финансовые затраты на те или иные действия и процессы.

Чтобы понять задачи такого вида управления, стоит рассмотреть небольшой пример.

Есть склад строительных материалов. Ожидается прибытие машины для загрузки. Менеджер распоряжается, чтобы грузчики упаковали и расположили материалы на поддонах, после чего вывезли их на рампу и поставили в том порядке, в котором будет производиться загрузка.

По прибытию машины, она оперативно загружается. То есть время загрузки и простоя автомобиля максимально снижается. А именно скорость и качество оказания услуг на современном рынке логистики цениться больше всего.

То есть цель менеджмента - правильная организация труда для повышения качества и скорости оказания услуг.

Всю суть менеджмента хорошо раскрывает приведённое ниже видео.

Вспомогательные задачи

Помимо основных задач, которые решаются менеджментом, существуют дополнительные:

  • Постоянный контроль за эффективностью работы компании или предприятия.
  • Определение наиболее оптимальных условий для успешного существования бизнеса.
  • Прогнозирование или быстрое устранение возможных рисков.
  • Гарантированное достижение поставленных целей и желаемого уровня прибыли организации.
  • Принятие эффективных мер по сохранению ниши и лидирующих позиций на рынке.
  • Расширение сферы деятельности или влияния компании.

Виды менеджмента и их описание

Стратегический

Разработка стратегии достижения целей и реализации путей развития бизнеса. В качестве целей может выступать увеличение прибыли, расширение деятельности, улучшения качества услуг или продукции. То есть основная задача здесь - развитие компании или предприятия.

Производственный

Эффективная организация производства с целью повышения конкурентоспособности продукции, товаров или услуг. Подразумевает контроль производства, трудовых ресурсов, оптимизацию объёмов выпускаемой продукции, устранение и профилактика конфликтов внутри предприятия, управление производственным процессом.

Финансовый

Управление финансами компании, организации, предприятия. Сюда входит управление бюджетом, а также постоянный анализ прибыли компании, её платёжеспособности и капитала, оптимизация расходов и минимизация финансовых рисков.

Риск-менеджмент

Анализ и минимизация рисков, связанных с возможными убытками, снижением производства и другими неблагоприятными для бизнеса последствиями. Сюда входит разработка и реализация риск-стратегии, а также её постоянная оценка и корректировка в случае необходимости.

Инвестиционный

Управление инвестициями предприятия, привлечение новых инвесторов и работа со старыми.

Информационный

Работа с клиентами, их ожиданиями, общение с ними, а также распространение актуальной информации и работа с документами и делопроизводством.

Экологический

Организация и реализация мероприятий по охране окружающей среды, регламентируемых законодательством.

А с развитием интернет-маркетинга появилось и ещё одно направление, контент-менеджмент - размещение на сайте и в блоге компании актуальной информации и статей.

Кто занимается менеджментом и где этому научиться

Теоретически менеджментом может заниматься любой предприниматель или руководитель. Но на практике для этих целей нанимают специально обученных менеджеров.

Менеджменту сейчас обучают в крупных частных и государственных университетах СНГ и Европы. Существуют также различные онлайн курсы, позволяющие обучаться удалённо. Поэтому для людей, желающих изучать менеджмент, никаких преград нет.

Менеджер - это человек, который должен контролировать, координировать некоторые процессы на предприятии. Иными словами, это управленец, руководитель, который отвечает за эффективную работу определённого направления деятельности.

От стратегии менеджера зависит, сколько времени предприятие будет держаться наплаву. Показатели эффективности производства и прибыли говорят о работе менеджера и его команды лучше любых слов. Если бы никто не координировал деятельность всех звеньев на предприятии, то рабочий день превратился бы в хаос: отсутствие стимула к работе и неправильное функционирование элементов одной структуры.

Из электронного учебного курса Геннадия Рекуновича

Секреты успешного менеджмента от В. Путина

Никто лучше не знает об эффективных методах управления, как успешные и влиятельные люди, к которым относится Владимир Путин. Его методы управления используют многие бизнесмены. И они заключаются в следующем:

  • Каждого сотрудника компании нужно беречь и поддерживать дружескую атмосферу в коллективе. Именно психологический фактор в большей степени влияет на продуктивность работы каждого подчинённого.
  • Во всём должен быть порядок и систематизация: на рабочем столе, месте, в голове и мыслях у руководителя и подчинённых.
  • Своевременное поощрение сотрудников за успехи в работе - это норма мотивации, которая также увеличивает продуктивность людей и, соответственно, помогает компании быстрее достичь поставленных целей.
  • Если работник не выполнил поставленные задачи, необходимо указать на допущенные ошибки и разобраться с причинами. Причём проводить такие мероприятия с одним подчинённым нужно отдельно от всего коллектива.
  • Руководитель и подчинённые должны использовать уже существующий опыт, успешные кейсы, сочетая их с современными тенденциями и требованиями рынка.

Сомневаться в подобных рекомендациях не стоит, так как ими ежедневно пользуется человек, управляющий одной из самых крупных стран в мире. И внедрить их в любую компанию не составит особого труда. А положительные результаты не заставят себя долго ждать.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения