История эпохи бронзы. Бронзовый век. Краткие сведения

Бро́нзовый век - историко-культурный период, сменивший в передовых культурных центрах энеолит , характерный распространением металлургии бронзы, использованием бронзы в качестве основного материала для производства орудий труда и оружия. Принято ограничивать бронзовый век хронологическими рамками с конца четвертого тысячелетия до н.э. до начала первого тысячелетия до н.э. Для отдельных регионов датировки бронзового века существенно различаются, многие страны его вообще не знали. В бронзовый век появились кочевое скотоводство и поливное земледелие, письменность, рабовладение (Ближний Восток, Китай, Южная Америка). Бронза - сплав меди с оловом, а также другими металлами (свинец, мышьяк), отличается от меди более низкой температурой плавления (700-900 °С) и большей прочностью, что обусловило ее распространение в первобытном обществе. Бронзовому веку предшествовал медный век - переходный период от каменного века к использованию металлов. В свою очередь бронзовый век сменился железным веком.

Бронзовый век как особую степень в истории человечества выделял еще древнеримский философ Тит Лукреций Кар . Научное обоснование бронзового века на археологическом материале дали в первой половине 19 века датские ученые К. Томсен и Е. Ворсо. В конце 19 - начале 20 века шведский археолог О. Монтелиус, пользуясь созданным им типологическим методом, классифицировал и датировал археологические памятники бронзового века Европы. Большой вклад в изучение бронзового века на территории Европы внес французский ученый Ж. Дешелет. Тогда же началось комплексное изучение археологических памятников бронзового века, стали выделяться археологические культуры. В России в дореволюционный период археологи В.А. Городцов и А. А. Спицын определили основные культуры бронзового века в Восточной Европе. В советское время на Кавказе вели исследования Г.К. Ниорадзе, Е.И. Крупнов, Б.А. Куфтин, А.А. Иессен, Б.Б. Пиотровский; на Волге - П.С. Рыков, И.В. Синицын, О.А. Гракова; на Урале - О.Н. Бадер, А.П. Смирнов, К.В. Сальников; в Средней Азии - С.П. Толстов, А.Н. Бернштам, В.М. Масон; в Сибири - С.А. Теплоухов, М.П. Грязнов, В.Н. Чернецов, С.В. Киселев, Г.П. Сосновский, А.П. Окладников.

Периодизация бронзового века

На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций; выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века. Переход от медного века к бронзовому веку связывают с распадом Балкано-Карпатской металлургической провинции (первая половина четвертого тысячелетия до н.э.) и формированием около 35-33 веков до н.э. Циркумпонтийской металлургической провинции, которая доминировала на протяжении раннего и среднего бронзового века. Южнее центрального складчатого горного пояса в Евразии (от Альпов до Алтая) в бронзовом веке сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе со скотоводством, городами, письменностью, государствами. Севернее, в степных регионах Евразии преобладали общества скотоводов-кочевников. В среднем бронзовом веке (26-19 века до н.э.) территория распространения металла значительно расширилась на север.
Начало позднего бронзового века связывают с распадом Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже третьего и второго тысячелетий до н.э. На ее месте сформировались новые металлургические провинции. Наиболее крупной из них была Евразийская степная металлургическая провинция. К ней с юга примыкала относительно небольшая, но отличающаяся богатством и разнообразием изделий, характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция. На Среднем Востоке сложилась Ирано-Афганская металлургическая провинция. Обширную территорию от Саян и Алтая до Индокитая занимала Восточно-Азиатская металлургическая провинция. Средиземноморская металлургическая провинция существенно отличалась от расположенной к северу от нее Европейской металлургической провинции производственными приемами и формами изделий. В 13-12 веках до н.э. произошла так называемая катастрофа бронзового века, когда распались или видоизменились культуры на огромном пространстве от Атлантического океана до Тихого океана. В течение ряда столетий до 10-8 веков до н. э. осуществлялись глобальные переселения народов, начался переход к раннему железному веку. Дольше всего в Европе бронзовый век сохранялся у кельтских племен на побережье Атлантического океана.

Основные центры распространения бронзы

Древнейшие бронзовые орудия труда были найдены в Малой Азии , Месопотамии, на юге Иранского нагорья и относятся к четвертому тысячелетию до н. э. В конце четвертого тысячелетия до н.э. они распространились в Египте, в конце третьего тысячелетия до н.э. - в Индии, в середине второго тысячелетия до н. э. - в Китае и Европе. Не позднее первого тысячелетия до н.э очаги бронзолитейного производства появились в Черной Африке. Своего расцвета африканское искусство бронзового литья достигло в 11-17 веках в странах Гвинейского побережья. В Америке секреты бронзового литья были освоены в Перу в период культуры позднего тиуанаку (6-10 века н.э.).
В бронзовом веке ярко проявилась неравномерность исторического развития различных регионов Земли. В странах Переднего Востока с развитым производящим хозяйством в эпоху бронзы формировались государства. Производящее хозяйство обусловило их экономический прогресс, возникновение крупных этнических общностей, начало разложения родового строя . Вместе с тем на значительных территориях, удаленных от передовых центров, сохранялся неолитический уклад, но и сюда проникали металлические орудия труда и оружие, влиявшие на развитие населения этих регионов. Ускорению темпов хозяйственного и общественного развития способствовали прочные меновые связи, особенно между районами месторождений металлов. Для Европы большое значение имел так называемый Янтарный путь, по которому из Прибалтики на юг вывозили янтарь, а на север везли оружие и украшения.
В эпоху бронзы в Азии продолжилось развитие городских цивилизаций на Ближнем и Среднем Востоке, появились новые городские цивилизации: Хараппа в Индии, Инь и Чжоу в Китае (14-8 века до н. э.). В начале второго тысячелетия до н.э. у земледельческих племен юго-запада Средней Азии сложилась протогородская цивилизация древневосточного типа (Намазга-тепе 5), имевшая связи с культурами Иранского нагорья и Хараппой. На рубеже третьего - второго тысячелетий до н.э. Кавказский регион с его богатой рудной базой стал одним из металлургических центров Евразии, снабжал медными изделиями степные районы Восточной Европы. В третьем тысячелетии до н. э. Закавказье было областью распространения оседлых земледельческо-скотоводческих общин - носителей куро-аракской культуры, связанной с древнейшей культурой бронзы Малой Азии. С середины третьего тысячелетия и до конца второго тысячелетия до н.э. на Северном Кавказе жили скотоводческие племена (майкопская культура, северокавказская культура), оставившие богатые захоронения вождей.
Оригинальная триалетская культура с расписной керамикой была распространена в Закавказье в 18-15 веках до н.э. Во втором тысячелетии до н.э. Закавказье было центром металлургии бронзы, сходной с производством хеттов и Ассирии. На Северном Кавказе в это время была распространена северокавказская культура, развивавшаяся в контакте с катакомбной культурой, а на Западном Кавказе - культура дольменов. Во второй половине второго тысячелетия до н. э. - начале первого тысячелетия до н.э. на базе культур эпохи средней бронзы складываются культуры с высоким уровнем металлургии: центральнозакавказская культура, колхидская культура (Западный Кавказ), кобанская культура (Центральный Кавказ), прикубанская культура (Северо-Западный Кавказ), каякентско-хорочоевская культура (Северо-Восточный Кавказ).
В Европе первые очаги государственности появились на Крите (Кнос, Фест) в конце третьего - втором тысячелетиях до н.э. Об этом свидетельствуют остатки городов, дворцов, появление письменности (21-13 века до н.э.). В материковой Греции аналогичный процесс начался позже, в 16-13 веках до н.э. здесь также уже существовали города-государства - царские дворцы в Тиринфе, Микенах, Пилосе, царские гробницы в Микенах, письменность системы Б, которую считают древнейшим греческим письмом ахейцев. Древняя Греция в бронзовом веке была передовым центром Европы, на ее территории процветал ряд культур земледельцев и скотоводов. В их среде происходил процесс имущественной и социальной дифференциации, о чем свидетельствуют находки мастерских бронзолитейщиков, кладов драгоценностей родовой знати.
В странах Дунайского бассейна в бронзовом веке завершался переход к патриархально-родовому строю. Археологические культуры раннего бронзового века (конец третьего - начало второго тысячелетия до н.э.) были продолжением более ранних энеолитических культур земледельческого характера. В начале второго тысячелетия до н.э. в Центральной Европе распространилась унетицкая культура, отличающаяся высоким уровнем литья бронзовых изделий, а в 15-13 веках до н.э. - культура курганных погребений. Во второй половине второго тысячелетия до н.э. появилась лужицкая культура (12-4 века до н.э). Обширную территорию Центральной Европы занимала культура полей погребения (1300-750 годы до н.э) характерная трупосожжениями. В Центральной и Северной Европе в конце третьего и в первой половине второго тысячелетия до н.э. в нескольких локальных вариантах существовала культура боевых топоров (шнуровой керамики), получившая название по каменным сверленым топорам и шнуровой орнаментации керамики. С начала второго тысячелетия до н.э. территорию от Пиренейского полуострова до Карпат занимала культура колоколовидных кубков. Население, оставившее памятники этой культуры, постепенно продвигалось с запада на восток. На Апеннинском полуострове для бронзового века характерны памятники позднего этапа культуры Ремеделло. С середины второго тысячелетия до н. э. на севере полуострова распространились под влиянием альпийских озерных свайных поселений так называемые террамары - поселения на сваях, строившиеся не над озером, а на сырых заливных участках речных долин в бассейне реки По. Бронзовый век на территории Западной Европы оставил большое число курганов со сложными погребальными сооружениями, часто мегалитического типа - дольмены, менгиры, кромлехи. Примечателен мегалитический комплекс Стоунхендж в Англии, его ранние сооружения относят к 19 веку до н.э. С развитием металлургии связано появление на юге Пиренейского полуострова с конца третьего тысячелетия до н. э. развитой культуры с большими поселениями, обнесенными стенами с башнями (Лос-Мильярес).

Бронзовый век на территории России и сопредельных стран

В степной зоне Восточной Европы в начале второго тысячелетия до н.э. жили племена катакомбной культуры , занимавшиеся пастушеским скотоводством, земледелием, литьем бронзы. Наряду с ними обитали племена ямной культуры. Развитие приуральского металлургического очага привело в середине второго тысячелетия до н.э. к появлению на базе ямной культуры срубной культуры в Заволжье. Племена срубной культуры были вооружены бронзовыми «вислообушными» топорами, копьями, кинжалами, освоили верхового коня, распространились в степи по обоим берегам Волги, а на восток - до реки Урал. Племенам срубной культуры принадлежат клады бронзовых изделий, полуфабрикатов, литейных форм, изделий из драгоценных металлов. В первой половине первого тысячелетия до н.э. они были ассимилированы родственными им скифами.
В 16-15 веках до н.э. на территории Прикарпатья и Подолии начала распространяться комаровская культура. В северных районах она имеет особенности, свойственные более западной тшинецкой культуре . Волго-Окское междуречье и Вятское Заволжье во втором тысячелетии до н.э. занимали охотничье-рыболовческие племена позднего неолита, среди которых расселялись племена фатьяновской культуры, занимавшиеся скотоводством и изготовлявшие шаровидную глиняную посуду, каменные сверленые топоры-молотки и медные «вислообушные» топоры. В эпоху бронзового века в Волго-Окском междуречье и на Каме получили распространение бронзовые копья, кельты, кинжалы сейминского или турбинского типа. Оружие сейминского типа типов найдено в Бородинском (Бессарабском) кладе 14-13 веков до н. э. (Молдавия), на Урале, на Иссык-Куле, на Енисее.
На Средней Волге, в Приуралье , в Подонье расположены курганные могильники и стоянки абашевской культуры второй половины второго тысячелетия до н.э. В степях Западной Сибири и Казахстана до Алтая и Енисея с середины второго тысячелетия до н. э. обитали земледельческо-скотоводческие племена андроновской культуры. В середине и второй половины второго тысячелетия до н. э. племена андроновской культуры проникли в Среднюю Азию, создали там ряд локальных культур, из которых наиболее известна тазабагъябская культура Хорезма. Распространением степняков, возможно, вызван упадок земледельческой цивилизации на юго-западе Средней Азии (Намазга 6). В последней четверти второго тысячелетия до н.э. в Южной Сибири и на Алтае распространялись бронзовые орудия труда и оружие карасукской культуры, а в Забайкалье - гробничной культуры.

Бронзовый век стал вторым поздним периодом эпохи металла. Он охватывает века с XXV до XI до н.э. и условно делится на три этапа:

  • Ранний - XXV по XVII вв..
  • Средний - XVII по XV вв.
  • Поздний - XV по IX вв.

Бронзовый век характеризуется усовершенствованием орудий труда и охоты, но до сих пор ученые не могут понять, каким образом пришли к мысли о плавлении медной руды металлургическим способом.

Бронза стала первым металлом, полученным путем часто с добавлением сурьмы или мышьяка, и по своим свойствам превосходила мягкую медь: температура плавления меди - 1000°С, а бронзы - около 900°С. Таких температур добивались в небольших печах-тиглях с острым дном и толстыми стенами. Формы для отливки орудий труда и охоты изготавливали из мягкого камня, а разливали глиняными ложками.

Развитие привело к усовершенствованию некоторые пастушьи племена перешли к кочевому скотоводству, а оседлые продолжали развиваться и перешли к плужному земледелию, что послужило началом социальных изменений внутри племен.

Кроме того, культура бронзового века начинает меняться: в роду устанавливаются патриархальные отношения - укрепляется власть старшего поколения, усиливается роль и положение мужа в семье. Свидетелями служат парные захоронения мужа и жены со следами насильственной смерти женщины.

Начинается расслоение общества, социальные и имущественные различия между зажиточными и бедными слоями становятся все больше: появляются большие многокомнатные дома с четкой планировкой, богатые поселения растут, сосредотачивая вокруг себя более мелкие. Постепенно расширяясь, они образуют первые города, в которых активно развивается торговля и ремесла, в бронзовый век зарождается письменность. Это было очень важным моментом.

Искусство бронзового века развивалось вместе с совершенствованием орудий труда: приобрела четкие, строгие очертания, а геометрические схемы сменили разноцветные рисунки зверей. В этот период появляется скульптура, орнаменты (в украшениях орудий труда и предметов бытовой жизни), пластика. Именно в орнаментах проявился символический изобразительный язык, который у каждого рода был свой. Орнаментальная живопись носила характер оберегов: защищали сосуды для пищи от злых духов, притягивали изобилие, дарили здоровье семье.

Интересны знаменитые росписи Каракола, изображавшие странных существ, в фигурах которых переплетались звериные и человеческие черты. Сочетание анфаса и профиля в одном человеческом изображении сближает эти фигуры с древнеегипетским искусством - все эти картины отражали космогонические представления древних о происхождении человека, о взаимодействиях людей и богов при переходе в мир мертвых. Такие рисунки были выполнены черной, белой и красной краской на стенах погребальных ящиков, а на черепах умерших были обнаружены следы рисунков, выполненных красной краской.

Кроме необходимых орудий, научились изготавливать литые и кованые бронзовые, золотые медные украшения, которые декорировали чеканкой, камнями, костью, кожей и ракушками.

Бронзовый век был предшественником железного, который поднял цивилизацию на более высокий уровень развития.

Бронзовый век – новая ступень в развитии человечества.
Сначала краткая справка: бронзовый век - исторический период, сменивший энеолит и характеризующийся распространением металлургии бронзы, бронзовых орудий и оружия в кон. 4 - нач. 1-го тыс. до н. э. (в отдельных регионах позднее). В бронзовый век появились кочевое скотоводство и поливное земледелие, письменность, рабовладение (Ближний Восток, Китай, Юж. Америка и др.). Сменился железным веком.
Объединяющей чертой бронзового века является в различной степени выраженное использование сплавов меди с иными компонентами, прежде всего с оловом. Для ряда территорий бронзовый век подразделяется на ранний, средний и поздний этапы. В силу определенных причин в разных регионах бронзовый век имеет различную датировку и содержание.
В южных районах Средней Азии (3–2 тыс. до н. э.) бронзовый век – время оформления протогородских центров (Сапалли, Алтын-тепе). Основные отрасли хозяйства: орошаемое земледелие, развитое ремесло (появление гончарного круга), торговля. Характерна выраженная социальная дифференциация.
Бронзовый век в степях Евразии (сер. 3-го – нач. 1-го тыс. до н. э.) связан с расцветом древнейших скотоводческих обществ. По одной из гипотез, именно здесь сложилась индоевропейская языковая общность.
В начальной фазе истории скотоводство (коневодство и разведение мелкого рогатого скота) имело подвижный характер, что обусловило дальние миграции многочисленных групп населения, активизацию разнообразных межкультурных связей и формирование блоков родственных культур. Распространился курганный обряд погребения; началась история конной верховой езды и колесного транспорта с использованием лошади как трансп. животного, усложнилась социальная структура. Позднее большое распространение получило оседлое (пастушеское) скотоводство. Появились колесницы и колесничество.
В бронзовом веке шло формирование ряда горно-металлургических областей и центров (Кавказ, Южный Урал, Центральный Казахстан и др), оказавших большое влияние на течение региональных культурогенетических процессов. В позднем бронзовом веке в степях Евразии сложились общности оседлых скотоводов, преимущественно ираноязычных культур (андроновской, срубной). Более разнообразными становились их связи с южно-лесными культурами. В зонах контактов появились смешанные культуры. Скотоводство и в определ. степ. металлургия и металлообработка бронзы проникли в лесную полосу. Памятники бронзового века дают первые свидетельства дальних миграций для лесной и лесостепной зон, как с запада – из юго-восточной Прибалтики и Центральной Европы (фатьяновская и абашевская культуры), так и с востока – из Западной Сибири (памятники сейминско-турбинского типа).
На заключительном этапе бронзового века в степях и лесостепях Евразии складывалась общность скотоводческих и скотоводческо-земледельческих археологических культур, для которых была свойственна керамика, украшенная по наружной поверхности налепными валиками. Носители этих культур приняли участие в формировании нового образа жизни – кочевничества, характерного для степных археологических культур следующего периода древней истории.
На этом историческую справку заканчиваем, и излагаем все своими словами.
В глубокой древности, в долинах больших рек: Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ в IV-III тысячелетиях до нашей эры возникли первые рабовладельческие государства.
В больших хозяйствах стали нужны загоны для скота, амбары для хлеба, кладовые для плодов и овощей. Необходимо также и большое количество надежного оружия для защиты и завоеваний.
Каменные орудия были слишком мелки и ломки для новых работ. Нужно было найти очень прочный материал, чтобы готовить из него большие крепкие лезвия для плугов, тяжёлые топоры и молоты.
Обрабатывая камни, люди заметили, что некоторые из них мягче, чем остальные. Когда такие камни попадали в огонь, они плавились и, застывая, принимали новую форму. На самом деле это были не камни, а куски меди или медной руды. Они встречались людям в местностях с богатыми месторождениями меди. Поблизости от Египта такие месторождения были на Синайском полуострове.
Около 4000 лет до нашей эры египтяне научились обрабатывать медь.
Сначала они только ковали самородки меди каменными молотками, плющили её. Но медь редко попадалась в виде самородков; обычно она смешана в руде с другими горными породами. Нужно большое умение и опыт, чтобы различить необходимую руду, выплавить медь из смеси и придать ей разные формы; для этого необходимо было применять огонь.
Медь и была одним из первых металлов, наряду с золотом и серебром, которые стал употреблять человек. Но золото и серебро встречаются слишком редко, поэтому они не получили такого широкого применения для создания орудий труда и оружия.
Однако, медь обладает существенным недостатком - она слишком мягка; медное остриё или лезвие скоро загибается и тупеет. Поэтому, начиная с III тысячелетия до нашей эры к меди для твёрдости стали прибавлять олово в соотношении примерно 1/8. Этот сплав назвали бронзой. Для приготовления бронзовых изделий надо было либо сделать форму из камня и глины и вливать в неё расплавленный металл или бить горячие мягкие полосы молотом и придавать им вид лезвий, гвоздей, остроконечных палочек и т.д. Период преимущественного использования человеком бронзовых орудий назвали «бронзовым веком».
Позднее люди научились добывать и обделывать железо: орудия стали ещё крепче. Однако и бронза еще не уступила свои позиции.
Возникли большие мастерские металлической выделки: до сих пор в некоторых местах видны следы старинных больших кузниц. Они должны были находиться вблизи тех мест, где добывали медную или железную руду. Если народ переходил на другое поселение, кузнецы и литейщики оставались на старом месте; им приходилось уже работать на чужих людей. В качестве иноплеменников кузнецы у одних народов были в презрении; другие, напротив, высоко чтили их: считали вещими людьми, так как их тяжёлое дело казалось в то же время хитрым и таинственным.
Вместе с изделиями из металла появился особый вид роскоши и богатства. Блестящие гладкие и звонкие жёлтые, белые и красноватые вещи из металлов очень нравились женщиам и за них давали хорошую цену.
Лучшими украшениями считались браслеты, ожерелья, кольца, серьги, застёжки из бронзы, золота и серебра. Металлическими полосами стали обивать крыши домов, пороги, косяки дверей. Покойникам клали на лица маски из тонких золотых листов. Кто хотел похвастать, говорил, что у него дома много всякого металла.
Люди разных стран Европы не в одно время поднялись на такую степень богатства и мастерства. Раньше всего перешли к бронзе и железу жители юга, Балканского полуострова, Италии, Сицилии; на тысячу лет позднее жители нынешней Франции, ещё не на несколько сотен лет позднее жители Швеции. Эта разница произошла оттого, что предметы особенно тонкой работы привозились морем с востока, из Египта, Малой Азии, Сирии, где люди раньше добились изобретений и улучшений. Новые предметы, а с ними новые приёмы более искусной работы всего раньше водворились на южном краю Европы и лишь медленно проникали в середину материка. И лишь около 500 лет до нашей эры железо окончательно пришло на смену бронзе. Наступил «

Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.

Выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века. В начале бронзового века зона культур с металлом охватывала не более 8-10 млн км², а к его концу их площадь возросла до 40-43 млн км². На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций.

Первичный центр зарождения металлургии связывается сейчас со значительным районом Ближнего Востока, протянувшимся от Анатолии и Восточного Средиземноморья на западе до Иранского нагорья на востоке. Там, бронзу находят в памятниках так называемого «докерамического неолита» (конец VIII - VII тыс. до н.э.). Наиболее известные среди них - Чайеню-Тепези и Чатал Гуюк в Анатолии, Телль Рамад в Сирии, Телль Магзалия на севере Месопотамии. Обитатели этих поселений не знали керамики, но уже стали осваивать земледелие, скотоводство и металлургию. Древнейшие медные находки Европы, датируемые второй четвертью V тыс. до н.э., также не выходят за рамки неолита. Примечательно, что первые медные изделия сосредоточены в Балкано-Карпатском регионе, откуда впоследствии они продвигаются в среднюю и южную часть Восточной Европы.

Первое появление медных изделий в значительной степени было связано с изготовлением украшений из самородков и малахита и поэтому мало влияло на развитие человеческого общества.

Вся периодизация и относительная хронология культур эпох энеолита и бронзы Передней Азии и Балкано-Дунайской Европы строится, прежде всего, на стратиграфической основе. Преимущественное использование этого метода объясняется тем, что основными памятниками, с которым здесь приходится иметь дело археологам, являются так называемые «теми» - огромные жилые холмы, возникшие на поселениях, существовавших длительное время на одном месте. Дома в таких поселках строились из недолговечного сырцового кирпича или глины.

В Западной и Восточной Европе, в Сибири, в Казахстане, на большей части Средней Азии телли отсутствуют. Периодизация памятников эпохи раннего металла, представленных здесь в основном однослойными поселками и могильниками, строится в большей мере с помощью типологического метода.

Хронология культур III- II тыс. до н.э., т.е. в основном бронзового века, до сих пор в наибольшей мере основана на исторических датах древнейших письменных источников. Для периодов, предшествующих III тыс. до н.э., единственным критерием верной хронологической оценки можно считать даты радиоуглеродных анализов.


Указать четкие хронологически рамки энеолита и бронзового века для территории России и бывшего СССР весьма затруднительно. На огромных просторах Евразии обнаруживаются заметные колебания в датах наступления и развития эпохи раннего металла.

Неравномерность дает о себе знать при попытке обозначить временные границы бронзового века. На Кавказе и на юге Восточной Европы он длится от конца IV до начала I тыс. до н.э., а на севере Восточной Европы и в азиатской части России вписывается во II - начало I тыс. до н.э.

Хозяйственная специфика археологических культур эпохи раннего металла также проявляется по-разному в различных регионах. В южной зоне - на Ближнем Востоке, в Средиземноморье, на юге Европы, в Средней Азии, на Кавказе - мощные центры металлургии и металлообработки, как правило, сопряжены с ярчайшими очагами земледелия и скотоводства. При этом здесь идет процесс формирования специализированных их форм, которые в данной природной среде и при данном уровне развития металлических орудий труда обеспечивают наибольшую продуктивность. К примеру, в аридной, засушливой зоне Ближнего Востока и юга Средней Азии именно в эпоху раннего металла зарождается ирригационное земледелие. В лесостепной зоне Европы распространяется подсечно-огневое и переложное земледелие, а на Кавказе - террасное земледелие

В значительном многообразии форм выступает скотоводство. В Юго- Восточной Европе отчетливо прослеживаются следы мясомолочного, придомного хозяйства с преобладанием в стаде крупного рогатого скота и свиней. На Кавказе и в Загросской зоне Месопотамии формируется отгонная форма скотоводства на основе разведения овец и коз. Специфическая форма подвижного скотоводства сложилась в степях Восточной Европы.

Иная картина наблюдается в северной части Евразии: появление орудий из металла не вызвало здесь заметных хозяйственных перемен и имело явно меньшее значение, чем на юге. На севере в эпоху раннего металла идет процесс совершенствования и интенсификации традиционных форм присваивающей экономики (охоты и рыболовства) и делаются лишь первые шаги в освоении скотоводства. Развитие земледелия начинается здесь лишь в самом конце бронзового века.

В социально-исторической сфере эпоха раннего металла связана с разложением первобытнообщинных отношений.

Крупные поселения энеолита со временем перерастают в города бронзового века, которые отличает не только высокая концентрация населения, но и высочайший уровень развития ремесел и торговли, возникновение сложной монументальной архитектуры. Развитие городов сопровождается зарождением письменности, появлением первых в истории цивилизаций бронзового века.

Наиболее ранние цивилизации бронзового века возникают в долинах великих рек субтропиков Старого Света. Соответствующий период характеризуют археологические материалы Египта в долине Нила (начиная со второго династического периода), Суз «С» и «Д» в Эламе в долине Кару- на и Керхе, позднего Урука и Джемдет Насра в долинах Тигра и Евфрата в Месопотамии, Хараппы в долине Инда в Индостане, позднее - Шан-Иня в Китае в долине Хуанхэ. Среди внеречных цивилизаций эпохи бронзы можно назвать лишь Хеттское царство в Малой Азии, цивилизацию Эблы в Сирии, крито-микенскую цивилизацию эгейского бассейна Европы.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Бро́нзовый век - выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы , что было связано с улучшением обработки таких металлов , как медь и олово , получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла , сменившей медный век и предшествовавшей железному веку . В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.

Общая периодизация

Выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века. В начале бронзового века зона культур с металлом охватывала не более 8-10 млн км², а к его концу их площадь возросла до 40-43 млн км². На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций.

Ранний бронзовый век

Рубежом, отделявшим медный век от бронзового века, был распад Балкано-Карпатской металлургической провинции (1-я половина 4 тыс.) и формирование ок. 35/33 вв. Циркумпонтийской металлургической провинции. В пределах Циркумпонтийской металлургической провинции, доминировавшей на протяжении раннего и среднего бронзового века, были открыты и начали эксплуатироваться меднорудные центры Южного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов. К западу от неё функционировали горно-металлургические центры Южных Альп, Иберийского полуострова, Британских островов, к югу и юго-востоку металлоносные культуры известны в Египте, Аравии, Иране и Афганистане, вплоть до Пакистана.

Место и время открытия способов получения бронзы достоверно неизвестно. Можно предположить, что бронза была одновременно открыта в нескольких местах. Самые ранние бронзовые изделия с примесями олова обнаружены в Ираке и Иране и датируются концом 4 тысячелетия до н. э. Содержащие примеси мышьяка изделия из бронзы производились в Анатолии и по обе стороны Кавказа в раннем 3 тысячелетии до н. э. А некоторые бронзовые изделия майкопской культуры датируются ещё серединой 4 тысячелетия до н. э. Хотя этот вопрос спорный и другие результаты анализов говорят о том, что те же самые Майкопские бронзовые изделия изготовлены в середине 3 тысячелетия до н. э.

С началом бронзового века оформились и начали активно взаимодействовать два блока человеческих сообществ Евразии. Южнее центрального складчатого горного пояса (Саяно-Алтай - Памир и Тянь-шань - Кавказ - Карпаты - Альпы) сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность, государства. Севернее, в Евразийской степи сформировались воинственные общества подвижных скотоводов.

Средний бронзовый век

В среднем бронзовом веке (26/25-20/19 вв. до н. э.) происходит расширение (в основном на север) зоны, занятой металлоносными культурами. Циркумпонтийская металлургическая провинция в основном сохраняет свою структуру и продолжает являться центральной системой производящих металлургических очагов Евразии.

Поздний бронзовый век

Началом позднего бронзового века является распад Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже 3 и 2 тысячелетий и формирование целой цепи новых металлургических провинций, в разной степени отразивших важнейшие черты горно-металлургического производства, практиковавшиеся в центральных очагах Циркумпонтийской металлургической провинции.

Среди металлургических провинций позднего бронзового века наиболее крупной была Евразийская степная металлургическая провинция (до 8 млн км²), наследовавшая традиции Циркумпонтийской металлургической провинции . К ней с юга примыкала малая по площади, но отличающаяся особым богатством и разнообразием форм изделий, а также характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция и Ирано-Афганская металлургическая провинция . От Саяно-Алтая до Индокитая распространились производящие центры сложной по характеру формирования Восточно-Азиатской металлургической провинции . Разнообразные формы высококачественных изделий Европейской металлургической провинции, простиравшейся от Северных Балкан до Атлантического побережья Европы, сосредоточены преимущественно в богатых и многочисленных кладах . С юга к ней примыкала Средиземноморская металлургическая провинция, существенно отличавшаяся от Европейской металлургической провинции производственными приемами и формами изделий.

К началу II тыс. до н. э. начинается распространение индоевропейских племён на восток и запад. Андроновская культура , связываемая с индоиранцами , занимает обширные пространства Центральной Евразии (см. Синташта , Аркаим) . Залогом успеха распространения индоевропейцев стало наличие у них таких новаторских технологий, как колесница и меч .

Влиянием европеоидных пришельцев с запада отмечены культуры бронзового века в Южной Сибири - в первую очередь, карасукская и тагарская . Находки идентичного оружия на территории в тысячи километров (т. н. сейминско-турбинский феномен) позволяют археологам предположить, что над туземными народами лесной полосы Евразии с XVI в. до н. э. господствовала некая подвижная дружинная элита

Бронзовый век на Ближнем Востоке

На Ближнем востоке 3 периодам соответствуют следующие датировки (даты очень приблизительные):

  • РБВ - Ранний бронзовый век (3500-2000 до н. э.)
  • СБВ - Средний бронзовый век (2000-1600 до н. э.)
  • ПБВ - Поздний бронзовый век (1600-1200 до н. э.)

Каждый главный период может быть разделён на более короткие подкатегории: как пример РБВ I , РБВ II , СБВ IIa и т. д.

Бронзовый век на Ближнем востоке начался с Анатолии (современная Турция). Горы Анатолийского нагорья обладали богатыми залежами меди и олова. Также медь добывалась на Кипре , в Древнем Египте , Израиле , Армянском нагорье , Иране и вокруг Персидского залива . Медь обычно смешивалась с мышьяком, и всё же растущие потребности в регионе в олове привели к созданию торговых маршрутов, ведущих из Анатолии. Также морскими маршрутами медь импортировалась в Древний Египет и Древнюю Месопотамию .

Ранний бронзовый век характеризован урбанизацией и появлением городов-государств , а также появлением письменности (Урук , IV тысячелетие до н. э.). В Среднем бронзовом веке произошла существенная расстановка сил в регионе, (амореи , хетты , хурриты , гиксосы и возможно израильтяне).

Поздний бронзовый век характеризован конкуренцией мощных государств региона и их вассалов (Древний Египет , Ассирия , Вавилония , хетты , митаннийцы). Обширные контакты были установлены с эгейской цивилизацией (ахейцы), в которой медь играла немаловажную роль. Бронзовый век на Ближнем востоке завершился историческим явлением, которое в среде профессионалов принято называть бронзовый коллапс . Это явление отразилось на всём Восточном Средиземноморье и Ближнем востоке.

Подразделения Бронзового века

Древний ближневосточный Бронзовый век может быть разделён следующим образом:

ImageSize = width:400 height:665 PlotArea = width:300 height:640 left:80 bottom:20 AlignBars = justify Colors =

Id:time value:rgb(0.7,0.7,1) # id:period value:rgb(1,0.7,0.5) # id:age value:rgb(0.95,0.85,0.5) # id:era value:rgb(1,0.85,0.5) # id:eon value:rgb(1,0.85,0.7) # id:filler value:gray(0.8) # background bar id:black value:black

Period = from:1200 till:3500 TimeAxis = orientation:vertical ScaleMajor = unit:year increment:100 start:1200 ScaleMinor = unit:year increment:50 start:1200 PlotData =

Align:center textcolor:black fontsize:8 mark:(line,black) width:20 shift:(25,-5) bar:Phase color: era from: 3300 till: 3500 text:РБВ 0 from: 3300 till: 3000 text:РБВ I from: 3000 till: 2700 text:РБВ II from: 2700 till: 2200 text:РБВ III from: 2200 till: 2100 text:РБВ IV from: 2100 till: 2000 text:СБВ I from: 2000 till: 1750 text:СБВ II A from: 1750 till: 1650 text:СБВ II B from: 1650 till: 1550 text:СБВ II C from: 1550 till: 1400 text:ПБВ I from: 1400 till: 1300 text:ПБВ II A from: 1300 till: 1200 text:ПБВ II B bar:Period color: age from: 3300 till: 2100 text:Ранний Бронзовый век (РБВ) from: 2100 till: 1550 text:Средний Бронзовый век (СБВ) from: 2100 till: 1550 shift:(25,-20) text:(Промежуточный Бронзовый век) from: 1550 till: 1200 text:Поздний бронзовый век (ПБВ) bar:Age color: period from: 3300 till: 1200 shift:(-25,0) text:Бронзовый век

Европа

На бронзовый век приходится проникновение в Европу индоевропейских племён , которое положило конец многовековому развитию Старой Европы . Основные культуры бронзового века в Европе - унетицкая , погребальных полей , террамарская , лужицкая , белогрудовская .

Эгейские острова

Первые города-государства, образованные в XVII-XVI вв. до н. э. - Микены , Тиринф , Пилос - имели тесные культурные и торговые связи с Критом , микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации , влияние которой ощущается в культовых обрядах , светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов.

Восточная Азия

Китай

Историки расходятся в оценках того, в какие временные рамки следует заключать бронзовый век в Китае . Проблема состоит преимущественно в самом термине: он был изначально предназначен для обозначения такого исторического периода, который начался с вытеснением каменных орудий бронзовыми и закончился заменой последних железными - то есть использование нового материала автоматически означало устаревание прежнего. Применительно к Китаю, однако, попытки определить четкие границы эпохи осложняются тем фактом, что появление технологии выплавки железа не оказало явного единовременного влияния на употребление бронзовых орудий: они продолжали использоваться одновременно с железными. Наиболее ранние находки изделий из бронзы относятся к культуре Мацзяяо (3100 - 2700 годы до н. э.); начиная с этого момента, общество постепенно вступало в бронзовый век .

Зарождение китайской бронзовой металлургии ассоциируется с культурой Эрлитоу . Некоторые историки полагают, что соответствующий исторический период следует относить к династии Шан , иные убеждены, что речь следует вести о более ранней династии Ся . В свою очередь, специалисты Национальной галереи искусства США определяют бронзовый век в Китае как период между 2000 и 771 годами до н. э., увязывая его начало, опять-таки, с культурой Эрлитоу, а внезапное завершение - с падением династии Западного Чжоу . Такая трактовка обеспечивает четкость временных границ, однако в недостаточной степени учитывает сохранение важности и актуальности бронзы для китайской металлургии и культуры в целом.

Поскольку приведенные даты являются более поздними в сравнении, например, с моментом открытия бронзы в Древней Месопотамии , ряд исследователей усматривает основания предполагать, что соответствующие технологии были ввезены в Китай извне , а не разработаны жителями страны самостоятельно. Другие ученые, напротив, убеждены, что китайская бронзовая металлургия могла сформироваться автономно, без факторов внешнего влияния . Сторонники заимствования, в частности, ссылаются на открытие таримских мумий , которое, по их мнению, может свидетельствовать в пользу пути заимствования технологий с запада .

Железо обнаруживается на территории Китая с того исторического периода, который ассоциируется с династией Чжоу , однако масштаб его использования минимален. Китайская литература, датируемая шестым веком до н. э., свидетельствует о наличии знаний по выплавке железа, но, тем не менее, бронза и после этого момента продолжает занимать существенное место в результатах археологических и исторических изысканий . Историк Уильям Уайт , к примеру, утверждал, что бронза не была вытеснена железом вплоть до завершения династии Чжоу (256 год до н. э.), и бронзовые изделия составляют большинство среди металлических сосудов до самого начала династии Хань (221 год до н. э.) .

Китайские бронзовые артефакты , как правило, либо имеют утилитарно-прикладной характер (наконечники копий , лезвия тесел и т. п.), либо представляют собой образцы ритуальной утвари - более тщательно изготовленных образцов предметов повседневного обихода (сосудов , инструментов, оружия и так далее). В качестве примера могут быть приведены большие жертвенные треножники , известные под наименованием «Дин », хотя существовали и другие специфические формы, характеризуемые теми или иными отличиями. Та древнекитайская ритуальная утварь, которая сохранилась до наших дней, обычно богато украшена, часто с использованием мотивов таоте - иначе говоря, стилизованными изображениями морд зверей или демонов , а также разнообразными абстрактными символами . Многие крупные изделия также имеют на себе надписи, составляющие основной массив сохранившихся образцов древнекитайского письма ; с их помощью историки и археологи прослеживают течение истории Китая , в особенности на протяжении династии Чжоу (1046-256 годы до н. э.).

В частности, бронзовая утварь Западной Чжоу «документирует» обширные пласты истории, которые не описываются в сохранившихся текстах, за авторством людей с разным рангом или положением в обществе . По очевидным физическим причинам вероятность сохранения записей на бронзе существенно выше, чем рукописей . Эти записи, как правило, подразделяются на четыре основных части: отсылка к дате и месту событий, наименование запечатлеваемого происшествия, список товаров, переданных ремесленнику в обмен на изделие, и посвящение. Относительные опорные точки, обеспечиваемые данными сосудами, позволили историкам ассоциировать их с определенными периодами в рамках Западной Чжоу, а, следовательно, и проследить эволюцию не только самих изделий, но и событий, на них описанных .

Индокитай

Северная Африка

Древний Египет и ряд соседних культур северо-востока Африки (например, Нубия) сыграли важную роль в истории бронзового века. В северную Африку проникали европейские культуры бронзового века (так, в Марокко обнаружены следы культуры колоколовидных кубков), металлургия проникает туда лишь во времена финикийской колонизации, около 1100 г. до н. э., а на остальной территории Африки металлургия распространяется позднее, но начинается сразу с обработки железа .

Архитектура бронзового века

В эпоху бронзы преобладающее значение получила монументальная архитектура, возникновение которой связано с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы, то есть с духовными представлениями общества. Мегалитические сооружения возводились усилиями всей первобытной общины и были выражением единства рода.

См. также

Напишите отзыв о статье "Бронзовый век"

Примечания

  1. Балкано-карпатская металлургическая провинция // БРЭ. Т.2. М.,2005.
  2. Евразийская степная металлургическая провинция // БРЭ. Т.9. М.,2007.
  3. Кавказская металлургическая провинция // БРЭ. Т.12. М.,2008.
  4. Ирано-афганская металлургическая провинция // БРЭ. Т.11. М.,2008.
  5. Восточно-азиатская металлургическая провинция // БРЭ. Т.5. М.,2006.
  6. Европейская металлургическая провинция // БРЭ. Т.9. М.,2007.
  7. Меотская археологическая культура // БРЭ. Т.20. М.,2012.
  8. Катакомбная культура // БРЭ. Т.13. М.,2008.
  9. Арии // БРЭ. Т.2. М.,2005.
  10. Каргалы // БРЭ. Т.13. М., 2008.
  11. Аркаим // БРЭ. Т.2. М.,2005.
  12. Лчашен // БРЭ. Т.18. М.,2011.
  13. Луристанские бронзы // БРЭ. Т.18. М.,2011.
  14. Martini, I. Peter. Landscapes and Societies: Selected Cases. - Springer , 2010. - P. 310. - ISBN 90-481-9412-1 .
  15. Higham, Charles . Encyclopedia of ancient Asian civilizations. - Infobase Publishing , 2004. - P. 200. - ISBN 0-8160-4640-9 .
  16. Chang, K. C.: «Studies of Shang Archaeology», pp. 6-7, 1. Yale University Press, 1982.
  17. . Nga.gov. Проверено 17 января 2010. .
  18. Li-Liu; The Chinese Neolithic, Cambridge University Press, 2005
  19. Retrieved May 13, 2010
  20. Jan Romgard (2008). «». Sino-Platonic Papers .
  21. Barnard, N.: «Bronze Casting and Bronze Alloys in Ancient China», p. 14. The Australian National University and Monumenta Serica, 1961.
  22. White, W. C.: «Bronze Culture of Ancient China», p. 208. University of Toronto Press, 1956.
  23. Erdberg, E.: «Ancient Chinese Bronzes», p. 20. Siebenbad-Verlag, 1993.
  24. Shaughnessy, E. L. «Sources of Western Zhou History». University of California Press, 1982.
  25. Донгшон // БРЭ. Т.9. М.,2007.
  26. Лунгхоа // БРЭ. Т.18. М.,2011.
  27. Н.И. Кирей. Этнография народов Африки. М. 1983, с.26

Литература

  • Черных Е. Н., Авилова Л. И., Орловская Л. Б. Металлургические провинции и радиоуглеродная хронология. М., 2000
  • Черных Е. Н., Кузьминых С. В. Древняя металлургия Северной Евразии (сейминско-турбинский феномен). М., 1989
  • A.F. Harding. European Societies in the Bronze Age. Camb., 2000
  • Chernykh E.N. Ancient Metallurgy in the USSR. The Early Metal Age. Cambridge, 1992
  • Metallurgy in Ancient Eastern Eurasia from the Urals to the Yellow River. Linduff (ed.). K., The Edwin Mellen Press, Ltd. 2004.
  • The Bronze Age Civilization in Central Asia. Armonk. Kohl F.L. (ed.). N.Y., 1981

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бронзовый век

При самом начале кампании армии наши разрезаны, и единственная цель, к которой мы стремимся, состоит в том, чтобы соединить их, хотя для того, чтобы отступать и завлекать неприятеля в глубь страны, в соединении армий не представляется выгод. Император находится при армии для воодушевления ее в отстаивании каждого шага русской земли, а не для отступления. Устроивается громадный Дрисский лагерь по плану Пфуля и не предполагается отступать далее. Государь делает упреки главнокомандующим за каждый шаг отступления. Не только сожжение Москвы, но допущение неприятеля до Смоленска не может даже представиться воображению императора, и когда армии соединяются, то государь негодует за то, что Смоленск взят и сожжен и не дано пред стенами его генерального сражения.
Так думает государь, но русские военачальники и все русские люди еще более негодуют при мысли о том, что наши отступают в глубь страны.
Наполеон, разрезав армии, движется в глубь страны и упускает несколько случаев сражения. В августе месяце он в Смоленске и думает только о том, как бы ему идти дальше, хотя, как мы теперь видим, это движение вперед для него очевидно пагубно.
Факты говорят очевидно, что ни Наполеон не предвидел опасности в движении на Москву, ни Александр и русские военачальники не думали тогда о заманивании Наполеона, а думали о противном. Завлечение Наполеона в глубь страны произошло не по чьему нибудь плану (никто и не верил в возможность этого), а произошло от сложнейшей игры интриг, целей, желаний людей – участников войны, не угадывавших того, что должно быть, и того, что было единственным спасением России. Все происходит нечаянно. Армии разрезаны при начале кампании. Мы стараемся соединить их с очевидной целью дать сражение и удержать наступление неприятеля, но и этом стремлении к соединению, избегая сражений с сильнейшим неприятелем и невольно отходя под острым углом, мы заводим французов до Смоленска. Но мало того сказать, что мы отходим под острым углом потому, что французы двигаются между обеими армиями, – угол этот делается еще острее, и мы еще дальше уходим потому, что Барклай де Толли, непопулярный немец, ненавистен Багратиону (имеющему стать под его начальство), и Багратион, командуя 2 й армией, старается как можно дольше не присоединяться к Барклаю, чтобы не стать под его команду. Багратион долго не присоединяется (хотя в этом главная цель всех начальствующих лиц) потому, что ему кажется, что он на этом марше ставит в опасность свою армию и что выгоднее всего для него отступить левее и южнее, беспокоя с фланга и тыла неприятеля и комплектуя свою армию в Украине. А кажется, и придумано это им потому, что ему не хочется подчиняться ненавистному и младшему чином немцу Барклаю.
Император находится при армии, чтобы воодушевлять ее, а присутствие его и незнание на что решиться, и огромное количество советников и планов уничтожают энергию действий 1 й армии, и армия отступает.
В Дрисском лагере предположено остановиться; но неожиданно Паулучи, метящий в главнокомандующие, своей энергией действует на Александра, и весь план Пфуля бросается, и все дело поручается Барклаю, Но так как Барклай не внушает доверия, власть его ограничивают.
Армии раздроблены, нет единства начальства, Барклай не популярен; но из этой путаницы, раздробления и непопулярности немца главнокомандующего, с одной стороны, вытекает нерешительность и избежание сражения (от которого нельзя бы было удержаться, ежели бы армии были вместе и не Барклай был бы начальником), с другой стороны, – все большее и большее негодование против немцев и возбуждение патриотического духа.
Наконец государь уезжает из армии, и как единственный и удобнейший предлог для его отъезда избирается мысль, что ему надо воодушевить народ в столицах для возбуждения народной войны. И эта поездка государя и Москву утрояет силы русского войска.
Государь отъезжает из армии для того, чтобы не стеснять единство власти главнокомандующего, и надеется, что будут приняты более решительные меры; но положение начальства армий еще более путается и ослабевает. Бенигсен, великий князь и рой генерал адъютантов остаются при армии с тем, чтобы следить за действиями главнокомандующего и возбуждать его к энергии, и Барклай, еще менее чувствуя себя свободным под глазами всех этих глаз государевых, делается еще осторожнее для решительных действий и избегает сражений.
Барклай стоит за осторожность. Цесаревич намекает на измену и требует генерального сражения. Любомирский, Браницкий, Влоцкий и тому подобные так раздувают весь этот шум, что Барклай, под предлогом доставления бумаг государю, отсылает поляков генерал адъютантов в Петербург и входит в открытую борьбу с Бенигсеном и великим князем.
В Смоленске, наконец, как ни не желал того Багратион, соединяются армии.
Багратион в карете подъезжает к дому, занимаемому Барклаем. Барклай надевает шарф, выходит навстречу v рапортует старшему чином Багратиону. Багратион, в борьбе великодушия, несмотря на старшинство чина, подчиняется Барклаю; но, подчинившись, еще меньше соглашается с ним. Багратион лично, по приказанию государя, доносит ему. Он пишет Аракчееву: «Воля государя моего, я никак вместе с министром (Барклаем) не могу. Ради бога, пошлите меня куда нибудь хотя полком командовать, а здесь быть не могу; и вся главная квартира немцами наполнена, так что русскому жить невозможно, и толку никакого нет. Я думал, истинно служу государю и отечеству, а на поверку выходит, что я служу Барклаю. Признаюсь, не хочу». Рой Браницких, Винцингероде и тому подобных еще больше отравляет сношения главнокомандующих, и выходит еще меньше единства. Сбираются атаковать французов перед Смоленском. Посылается генерал для осмотра позиции. Генерал этот, ненавидя Барклая, едет к приятелю, корпусному командиру, и, просидев у него день, возвращается к Барклаю и осуждает по всем пунктам будущее поле сражения, которого он не видал.
Пока происходят споры и интриги о будущем поле сражения, пока мы отыскиваем французов, ошибившись в их месте нахождения, французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска.
Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиваются тысячи с той и с другой стороны.
Смоленск оставляется вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен самими жителями, обманутыми своим губернатором, и разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу. Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно было победить Наполеона.

На другой день после отъезда сына князь Николай Андреич позвал к себе княжну Марью.
– Ну что, довольна теперь? – сказал он ей, – поссорила с сыном! Довольна? Тебе только и нужно было! Довольна?.. Мне это больно, больно. Я стар и слаб, и тебе этого хотелось. Ну радуйся, радуйся… – И после этого княжна Марья в продолжение недели не видала своего отца. Он был болен и не выходил из кабинета.
К удивлению своему, княжна Марья заметила, что за это время болезни старый князь так же не допускал к себе и m lle Bourienne. Один Тихон ходил за ним.
Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.
Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д.
Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему.
Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.
За обедом в этот день на слова Десаля, говорившего о том, что, как слышно, французы уже вступили в Витебск, старый князь вспомнил о письме князя Андрея.
– Получил от князя Андрея нынче, – сказал он княжне Марье, – не читала?
– Нет, mon pere, [батюшка] – испуганно отвечала княжна. Она не могла читать письма, про получение которого она даже и не слышала.
– Он пишет про войну про эту, – сказал князь с той сделавшейся ему привычной, презрительной улыбкой, с которой он говорил всегда про настоящую войну.
– Должно быть, очень интересно, – сказал Десаль. – Князь в состоянии знать…
– Ах, очень интересно! – сказала m llе Bourienne.
– Подите принесите мне, – обратился старый князь к m llе Bourienne. – Вы знаете, на маленьком столе под пресс папье.
M lle Bourienne радостно вскочила.
– Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
– Ничего то не умеют, все перепутают.
Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.
Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.
Он смотрел на план, очевидно, погруженный в свои мысли.
– Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом.
– Я! я!.. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки.
– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания.
– Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча.
Он походил по комнате и заглянул в памятную записку.
– Потом губернатору лично письмо отдать о записи.
Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.
– Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню».
– Тишка! Об чем за обедом говорили?
– Об князе, Михайле…
– Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту.
Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение.
«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.
Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых.
Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения