Кавказские дольмены: таинственные древние мегалиты, которые будоражат умы современных археологов. Дольмены западного кавказа



Если спросить местных жителей о дольменах, они непременно расскажут легенду о карликах, которые когда-то поселились в этих местах. Народец был настолько крохотным, что для верховой езды использовал зайцев. Рядом с ними, как водится в сказках, жили великаны. Они-то и построили для своих слабосильных соседей каменные жилища, чтобы те могли укрываться во время непогоды.

Люди, склонные к эзотерическому объяснению непознанного, считают, что дольмены установили жители внеземных цивилизаций и наделили их магической силой, способной пробудить в человеке необычные способности, подарить ему любовь или восстановить здоровье.

Ученые выдвигают лишь гипотезы. На сегодняшний день есть две версии . Они могли быть как культовыми сооружениями племени или отделившегося рода, так и погребальными. При проведении раскопок во многих из них находили захоронения людей, живших в разные исторические эпохи, а рядом с ними и различные предметы, которые могли пригодиться усопшим в мире ином: от каменных скребков и черепков посуды из серой глины до средневекового оружия. Хотя более поздние захоронения, естественно, были вторичными.

На Западном Кавказе обнаружено и описано 2300 дольменов , большая их часть находится в районе Геленджика, Новороссийска и Шапсугской. Совершенно целых и не сильно разрушенных среди них около 150. Но даже такое количество артефактов не проливает свет на историю их создания. Точно известно только время их возведения, которое удалось определить на основании радиоуглеродного анализа органических остатков, извлеченных из камер дольменов. Было установлено, что западно-кавказские дольмены строились с 3500 по 1400 год до н. э.

Древние строители возводили дольмены из блоков кварцевого песчаника. В среднем вес сооружения составляет от 15 до 30 тонн. Это означает, что на территории Западного Кавказа должны были быть каменоломни, но даже малейших следов их существования по сей день не обнаружено. Если их не было поблизости, то каким образом огромные каменные глыбы доставлялись к месту постройки при отсутствии дорог, пригодных для перевозки тяжелых грузов? И главный вопрос: как древние архитекторы рассчитывали параметры плит, места соединений которых не имеют прямолинейной поверхности, а все плиты четко прилегают друг к другу за счет специально устроенных пазов? Места стыков настолько плотные, что между плитами невозможно просунуть и лезвие ножа. Удивительным кажется и то, что даже самые ранние постройки представляют собой не примитивные, а сложные сооружения. Примером идеальной работы инженерной мысли могут служить дольмены на горе Нэксис и на реке Жанэ под Геленджиком.

Современному человеку столь четкая подгонка деталей конструкции оказалась не под силу. При реконструкции дольменов составить многотонные плиты без погрешностей пока не удавалось. А в 2007 году в Сафари-парке Геленджика решили собрать дольмен из плит разрушенных построек, обработку и подгонку которых решено было осуществлять при помощи сверхточных электроинструментов. Однако и в этот раз строители бронзового века оказались выше на голову — между плитами вновь собранного дольмена остались зазоры в несколько сантиметров.

Так кто же были эти люди, владеющие столь совершенной технологией строительного дела? По предположению археолога Владимира Марковина, большую часть жизни посвятившего изучению кавказских дольменов, они жили в глинобитных лачугах, не знали железа, гончарного круга, землю обрабатывали мотыгами. И тем не менее, именно они создали сооружения, которые и сейчас поражают воображение совершенством конструкций.

Какими бывают дольмены




  • Плиточные дольмены обычно включают в себя четыре стены, крышку и пол, состоящий из одной большой или нескольких более мелких (пяточных) плит. Камера прямоугольная или трапециевидная. В плитах имеются пазы, за счет которых все плиты плотно соединены. Передняя плита, обрамленная выступами боковых и нависающим козырьком, образует портал.
  • Составные дольмены частично или полностью собраны из отдельных небольших блоков. Они имеют сложное геометрическое соединение. Форма камеры разнообразна: прямоугольная, трапециевидная, подковообразная, круглая и многогранная.
  • Корытообразные дольмены высекались в толще камня, а затем сверху накрывались плитой.
  • Дольмены-монолиты целиком вытесаны из одной глыбы камня или в скале. Встречаются очень редко.

Дольменная группа Усть-Сахрай


До основания в 1862 году поселка Усть-Сахрай на его территории было расположено дольменное поле. В настоящее время застройкой домов уничтожена его основная центральная часть. Первое упоминание об Усть-Сахрайских дольменах оставил Евгений Фелицын. Владимир Марковин, опираясь на заметки Фелицына, также упоминает Усть-Сахрай, но исследовать местные мегалиты ему не пришлось.

Исследование дольменной группы Усть-Сахрай осуществлено объединенной археологической экспедицией АРИГИ и АГПИ (ДГУ) в 1991-1994 годах под руководством Нурбия Газизовича Ловпаче.

От большого дольменного поля километровой протяженности в между реками Дах и Сахрай остались две группы западного и восточного края поселка. На Букреевой поляне, перед западной окраиной Усть-Сахрая, имеются около полусотни курганных насыпей. Под десятью из них рассмотрены и исследованы портальные и беспортальные дольмены, двухкамерные гробницы, каменный ящик, погребальные площадки с кромлехом и менгиром. За восточным краем поселка, между околицей и современным кладбищем, осталось 5 видимых мегалитических сооружений, три из которых частично исследованы.

Характерной особенностью Усть-Сахрайских дольменов является их хронологическая многослойность и конструктивно-типологическое разнообразие. Датируются мегалиты Усть-Сахрая второй половиной IV тысячелетия до н.э. — первой половиной III тысячелетия до н. э.

Дегуакская поляна находится в бассейне реки Белой (Шхагуаще). Свое название получила от ручья Дегуак, протекающего в северной части поляны. Она представляет собой обширную котловину, ограниченную с севера и востока руслом реки, дальним хребтом и облесенными склонами горы Гут. С юга поляна вклинивается в ущелье горы Писаной, а с запада постепенно сливается со склонами гор Сибир и Скала. Дегуакская поляна известна довольно большой группой дольменов. Их здесь более 200. Они занимают грядообразные и курганные поднятия из гравия и речной гальки. Датируются мегалиты Дегуакско-Даховской поляны IV-II тысячелетиями до н.э. Местные дольмены высечены из плит песчаников и песчанистых известняков и ракушечников.

При исследовании Марковиным группы дольменов Дегуакско-Даховской поляны были обнаружены фрагменты черноглиняных и сероглиняных сосудов с орнаментом, костяные изделия, сердоликовые бусы, бронзовые предметы.

Менгиры Дегуакско-Даховского дольменного некрополя просты и приземисты. Самый большой менгир высотой 2,5 м завершается антропоморфной личиной.

Кожжохская дольменная группа


Кожжохская дольменная группа открыта Фелицыным и описана в 1904 году. Она расположена на правой террасе правого берега реки Белая (Шхагуаще), между притоками Малый и Средний Хаджох, на северной окраине поселка Каменномостский.

В Кожжохской дольменной группе насчитывается 27 насыпей, из них 16 — с развалинами дольменов. Мегалиты этой группы датируются IV-III тыс. до н.э. При исследовании были обнаружены сероглиняные и черноглиняные сосуды, фрагменты лепных горшков и плоскодонных мисок, бронзовые наконечники стрел, бронзовая булавка, кремневые отщепы, кости животных.

В журнале раскопок дольменов Кожжохской группы Фелицын описал дольмен № 20, находящийся на высоком кургане. Дольмены этого типа редко встречаются на Западном Кавказе и в настоящее время в Адыгее не сохранились.

Дольмен «Хаджох-1» расположен на первой правой высокой террасе реки Белой (Шхагуаще), недалеко от автотрассы Майкоп — Каменномостский, на южном краю современного фруктового сада. Мегалит датируется IV-III тысячелетиями до н.э. Дольмен «Хаджох-1» хорошо сохранился, однако разрушены передние портальные плиты, а в задней плите пробито отверстие. Дольмен принадлежит к плиточному типу. Отверстие в передней плите слегка овальной, конусообразной формы, пол не прослежен, внутри камеры — слой земли.

Крышка дольмена представляет собой цельную плиту слегка трапециевидной формы.

Перед дольменом лежит каменная грибовидная втулка, изготовленная из песчаника красновато-коричневого цвета, по размерам не совпадающая с отверстием в передней плите. По словам местных жителей, эта втулка была принесена к дольмену с территории знаменитой Кожжохской дольменной группы, расположенной в 600-700 м к востоку от дольмена. Вероятно, «Хаджох-1» также относился к дольменной группе Кожжохская.

Дольмен «Азишский-1»


Дольмен «Азишский-1» выявлен в 1966 году. Он расположен на 12-м километре автодороги Хаджох-Ла-гонаки Майкопского района. Датируется мегалит III-II тысячелетиями до н.э. Дольмен принадлежит к плиточному типу портального варианта с двухступенчатой крышей. Перед портальной площадкой еще видны плиты, продолжающие ее на восток. Боковые плиты разломаны на две части. С внешней стороны видны остатки контрфорсов. На верхней стороне фрагментов портальной крыши — масса чашечных углублений. Лаз диаметром 30 см пробит у основания передней плиты. В боковых плитах высечены аккуратные пазы для торцовых стен.

Под все четыре стены подложены пяточные плиты, в которых выбиты пазы для основания стен. В настоящее время дольмен «Азишский-1» разрушен и требует реставрации.

Дольмен «Дудугуш-1»


Дольмен «Дудугуш-1» находится на высоте 1020 м над уровнем моря, на пологом отроге западного склона хребта, окружающего Хамышинскую котловину. Постройка достаточно четко ориентирована с севера на юг. Портал находится с южной стороны. Дольмен сооружен из плит песчаника желтого цвета. По конструкции он составной, камера элипсоидной формы.

Дольмен частично разрушен. Датируется серединой II тысячелетия до н.э.

На одной из плит дольмена обнаружен знак, представляющий собой вырезанную в песчанике окружность, которая в западной части усечена прямой линией. Знак продолжается двумя параллельными прямыми линиями, которые сходятся к точке соединения с линией, усекающей окружность. Между этими линиями выдолблена лунка. Внутри окружности, по ее диаметру, прорезаны две прямые линии, образующие крест. В восточной части знака параллельно линии, усекающей окружность, выдолблено еще 7 одинаковых лунок, расположенных в 2 ряда.

Солярные символы, встречающиеся по всему Кавказу на древних памятниках от эпохи камня до Средневековья, связаны с культом солнца.

Дольмен в селе Хамышки

Многие путешественники, побывавшие на Черноморском побережье Кавказа, наверняка видели дольмены – древние сооружения из гигантских многотонных каменных плит – и уж обязательно слышали про них. На Западном Кавказе дольмены (от нижнебретонского tol – «стол» и men – «камень») встречаются от Таманского полуострова на севере до Колхидской низменности на юге – на протяжении около 500 км.

Сейчас на Западном Кавказе известно около 2300 дольменов, и, к глубокому сожалению, большинство из них частично разрушены. По самым скромным оценкам, в эпоху дольменостроительства их насчитывалось не менее 30 тысяч, но в дальнейшем многие из них были разобраны на отдельные плиты, которые использовались в качестве строительного материала. Возраст дольменов Западного Кавказа составляет 4 – 6 тысяч лет. Их появление совпадает по времени с сооружением во многих частях света других мегалитических сооружений (от греч. megas – «огромный» и lithos – «камень»). В первую очередь это построенные из огромных каменных блоков египетские пирамиды, Стонхендж в Англии, ряды каменных столбов-менгиров на западе Франции.

В основном дольмены располагаются небольшими группами на относительно ровных площадках по берегам рек, на пологих склонах гор, на плоских вершинах горных отрогов на высоте до 500 – 700 м над уровнем моря. Изредка дольмены встречаются на более значительных высотах – хребте Мезепу (1029 м), горе Разрубленный Курган (1300 м). Как правило, своим порталом дольмены ориентированы на юг, восток или юго-восток. Классификация дольменов основана на технологии строительства и включает четыре основных типа: плиточный, составной, полумонолитный (корытообразный) и монолитный. По данным российского исследователя В. И. Марковина, 92% всех дольменов плиточные. Составной дольмен сооружен из нескольких крупных блоков. Форма внутренней камеры в плане может быть прямоугольной, трапециевидной, подковообразной, круглой или многогранной. Полумонолитный дольмен представляет собой огромную каменную глыбу, в которой выдолблено корытообразное углубление. Сверху оно накрывалось плитой. Дополнительно делались портальные выступы и отверстие. Монолитный дольмен полностью высечен из каменной глыбы или скалы через небольшое круглое отверстие в портальной стенке. Это самый редкий тип дольменов. Монолитный дольмен обнаружен в районе станицы Эриванской Абинского района относительно недавно, в 2007 год Он целиком вырублен в скале. У него есть огромный портал (2 х 3 м), в нижней части которого располагается круглое входное отверстие диаметром 35 см. Отверстие ведет в небольшую камеру. По одному из предположений, этот дольмен до основания был засыпан грунтом в результате оползня во время строительства. В нижней части фасадной стенки дольменов находится сквозное, чаще всего круглое отверстие, ведущее во внутреннюю камеру. У сохранившихся в первозданном виде дольменов отверстия в фасадной стенке закрываются каменными пробками – втулками фаллической формы весом до 150 кг. В некоторых случаях по краям прохода, ведущего к портальной стенке, из камней выкладывался дромос – коридорный проход. Иногда вокруг дольменов сооружался кромлех – кольцо из отдельно стоящих камней. Средний вес составного дольмена оценивается в 15 – 30 т. У особенно крупных сооружений одна только покровная плита достигает 20 т. По расчетам, вес плиточного дольмена Капибг, расположенного в долине реки Аше, составляет 70 т.

Поражает, что плиты массой в несколько тонн соединены пазами с точностью до миллиметров. На стенках наиболее древних дольменов встречаются однотипные тематические рисунки. Среди изображений доминирует орнамент из вертикальных и горизонтальных зигзагообразных линий, а также треугольников. Настоящей сенсацией стало открытие в 2006 год дольменов в поселке Джуга. На одном из них были обнаружены петроглифы, изображающие животных и человека. Вопрос о назначении дольменов до настоящего времени остается открытым. Тем не менее большинство исследователей полагает, что они выполняли сакральную роль, связанную с культом мертвых. На эту мысль наводят некоторые конструктивные особенности дольменов, редкие сохранившиеся захоронения и различные ритуальные предметы. Археологические раскопки выявили сходство захоронений в дольменах и грунтовых могильниках, относящихся к эпохе бронзы. Обнаруженные скелеты находятся в классической «скорченной» позе, когда все кости неестественно близко прижаты друг к другу. Эту позу называют также позой эмбриона. Она имела важный смысл для древних людей, веривших, что в какой позе человек рождается, в той же должен и покинуть этот мир. Рядом со скелетами были найдены остатки бытовых предметов, каменные и бронзовые орудия труда, посуда из глины.

Основная трудность восстановления ритуалов, совершавшихся в кавказских дольменах, связана с большой длительностью их использования разными народами. Еще совсем недавно, в XIX веке, коренное население приносило к дольменам жертвенную пищу. Даже захоронения имеют очень широкий спектр: от одиночных до многочисленных.

Особое значение для восстановления ритуалов имеют окружающие дольмены конструкции: дромосы, кромлехи, курганы. Дромос символизирует прохождение человеком пути к лону богини, где покоится умерший или рождающийся. Многочисленные обряды, связанные с дромосами, известны у многих народов Кавказа. Так, у адыгов и шапсугов в случае засухи устраивались каменные подкопы и тоннели для вызывания дождя. Такие же тоннели сооружали во время эпидемий. У аварцев, даргинцев бездетные женщины и больные дети пролезали через отверстия в земле, вырытые на кладбище, чтобы приобщиться к оплодотворяющей силе земли и предков. Отверстия делались очень узкие, в них клали угольки (очищение огнем), яйца (символ возрождения), хлеб (очищение от демонов). Дромосы кавказских дольменов такие же узкие, и в них тоже находят множество угольковек. Кромлехи, окружающие дольмены, знаменуют рубеж, отделяющий сакральное пространство от обычного. Они связаны с культом солнца и его движения по небу. Захороненный в дольмене человек считался посредником между миром людей и богов. За тысячу лет до нашей эры строительство дольменов на Кавказе затухает и перемещается в Западное Причерноморье и на побережье Мраморного моря, в античную Фракию. Построенные здесь культовые каменные сооружения относятся уже к письменной эпохе, что помогает лучше понять истинное назначение дольменов.

Известно, что дольмен был священным местом для местных народов, где совершали обряды в честь великой Богини-матери и ее сына, умирающего и воскресающего бога, приобщаясь к которому захороненный в дольмене человек должен был возродиться. В России первым изучать дольмены начал академик П. С. Паллас в конце XVIII века. С тех пор, несмотря на многочисленные исследования, проведенные на данной территории, наука пока так и не смогла дать ответы на главные вопросы: как возникла, почему и куда исчезла культура дольменостроителей. До сих пор остается загадкой для ученых, где и как древние строители добывали такие огромные глыбы песчаника; как транспортировали и поднимали их по склонам гор; какими инструментами древние строители обрабатывали каменные блоки – этот археологический памятник поражает сверхточной подгонкой многотонных блоков по криволинейным стыкам. Но главным вопросом остается, почему, обладая таким высоким технологическим уровнем строительства, эта культура не оставила после себя других построек.

Дольмены – удивительные древние сооружения, сложенные из многотонных каменных плит песчаника. Они похожи либо на небольшие домики, либо на огромные коробки, контейнеры или гигантские скворечники (у каждого свои ассоциации). Местные народы – адыги, шапсуги – почитали дольмены как священные сооружения и называли их домами карликов («испун»). Плиточный дольмен состоит из шести многотонных плит: нижней (фундамента, или пяточного камня), портальной (фасадной), задней, двух боковых и верхней плиты перекрытия. Образованная плитами камера имеет форму прямоугольника или трапеции. В боковых плитах есть пазы, в которые входят точно подогнанные задняя и передняя плиты. Передняя плита, обрамленная выступами боковых плит и нависающим козырьком, образует портал. Обычно дольмены располагались под курганными насыпями, и, вероятно, эти выступы предупреждали сползание насыпи на переднюю плиту дольмена. Обязательное условие возведения дольменов – наличие рядом источника воды: реки, ручья, родника, причем это характерно и для западноевропейских каменных построек. В мифологии большинства народов мира вода – это среда, где зарождается жизнь.

Расположение дольменов у источников говорит о важной роли воды в ритуалах дольменостроителей. Монолитный дольмен Волконский расположен в окрестностях поселка Лазаревского, на берегу небольшой речки Годлик. Согласно исследованиям, возраст дольмена составляет около 4 тысяч лет. Это редчайший на всем Северо-Западном Кавказе дольмен-монолит, выполненный из гигантского валуна. Его длина составляет примерно 15 м, ширина – 8 м. Вертикальная фасадная стена идеально отшлифована, в ней вырублено круглое отверстие, которое ведет в основную подковообразную камеру со сферическим потолком. На высоте 4 м от земли перед фасадной частью дольмена устроена ровная площадка. На крыше сооружения имеется круглое углубление диаметром и глубиной около 60 см, предназначенное, вероятно, для совершения обрядов. К нему ведет единственный ступенчатый подход. Среди дольменов Западного Кавказа особое место занимает Кудепстинский жертвенный камень, известный среди местного населения как «черкесский камень» и расположенный на территории Кудепстинского лесопарка. Это огромная глыба песчаника, в плане имеющая форму треугольника с длиной каждой из сторон около 5 м. С северо-восточной стороны в камне высечены два углубления в форме сидений, разделенные каменным «подлокотником». Позади «сидений» на верхней плоскости камня сделано два параллельных корытообразных углубления размером 1 на 2 м. Здесь же выбиты четыре ямки и чашеобразное углубление диаметром до 20 см. Судя по характеру обработки и отдельным деталям, Кудепстинский камень относится к дольменному периоду, вероятно, в те времена он играл роль святилища. Легенда о происхождении дольменов. Давным-давно, во времена, о которых знает и помнит один всемогущий Аллах, в этом богатом крае, тогда покрытом непроходимыми лесами, жило только два племени, одно – больших как дуб, страшных на вид великанов, другое – маленьких карликов. Великаны жили в долинах рек и промышляли охотой, а карлики жили высоко в горах, у снегов, в темных, холодных пещерах, и занимались колдовством. Разъезжали карлики на запряженных зайцах. Великаны хотя и обладали страшной силой, но все же были глупы, как стадо баранов, тогда как карлики, силы совсем не имея, были очень хитры. Долго жили два племени, не зная ничего друг о друге. Но однажды карлики спустились в долину и увидели великанов. Те для потехи вырывали деревья с корнями и бросались скалами. Крошки-карлики хитростью и колдовством сумели покорить глупых великанов и заставили их служить себе. Они приказали построить им удобные маленькие жилища. Великаны живо взялись за дело, и вскоре в горах и долинах появилось множество каменных хат с маленькими круглыми отверстиями, через которые только карлики и могли пробраться внутрь. Много лет прошло с тех пор, давно уже нет карликов и великанов, а прочные каменные хаты стоят и сейчас.

Абсолютное большинство туапсинских дольменов относится к так называемому плиточному типу. Они сложены из больших каменных плит, четыре из которых установлены вертикально и перекрыты пятой плитой, образующей крышу каменной коробки или камеры дольмена. Передняя плита всегда выше задней, так что плита, образующая крышу, наклонена назад. Плиты очень тщательно подогнаны друг к другу при помощи специальных пазов и выступов. В передней плите дольмена имеется небольшое отверстие круглой, овальной или более сложной формы (археологи называют его "лаз"). Иногда имеется шестая плита, образующая пол дольменной камеры, но чаще дольмен устанавливался прямо на почву или же на специальные камни ("пяточные").
Многотонные плиты, из которых складывали дольмен, снаружи почти не обработаны, но с внутренней стороны, образующей стенки камеры, тщательно выровнены, иногда почти отполированы. Значительная часть кавказских плиточных дольменов имеют в передней части специальные выступы боковых стен и крыши, образуя как бы пристройку к дольмену. Эту пристройку называют порталом, а такие дольмены портальными. Иногда встречаются дополнительные пристройки и к порталу, сложенные из отдельных камней и образующие "дворик".
Строились кавказские дольмены из плотных песчанистых известняков или песчаников, реже для этой цели употреблялись окремнелые и метаморфические породы. Время их сооружения относят к эпохе от 2400 до 1300 годов до н. э.

Сегодня многие дольмены несут на себе следы разрушений: сдвинуты или расколоты крыши, развалены стенки. Следы эти - дело рук тех, кто лишен памяти и уважения к жившим до них. Что интересно - вокруг мест, где стоят дольмены - одиночно или группой, оплывают грунты; срываются оползни, проносятся селевые потоки, но никогда не приходилось обнаружить никаких нарушений от этих грозных и опасных явлений, хотя иногда бровка срыва оползня располагается всего в десятке метров от дольмена. И на местах древних оползней ни разу не встречались разрушенные части дольменов. Этот фантастический прогноз на тысячелетия вперед - воистину удивителен!
Еще одним интересным и в то же время таинственным фактом является постоянство соотношения сторон 1:1,6 (кстати практически схожее с соотношением размеров у человеческого черепа). Дольмены сооружались исключительно из кварцсодержащих пород (гранитоиды, кварц-глауконитованные песчаники). В свою очередь кварц (SiO2) — минерал, обладающий очень интересными свойствами, в частности, способностью генерировать электрический ток под воздействием сжатия (пьезоэффект), а также поддерживать постоянство колебаний (стабилизация частоты). На этом основано его применение в радиотехнике. Под воздействием электрического тока кристаллы кварца генерируют ультразвук (обратный пьезоэффект). Установлено также, что при механических деформациях кварц способен генерировать радиоволны.

Наиболее часто встречаются дольмены, средний периметр камеры которых составляет 720 см. Помимо этой группы встречаются (статистически менее достоверно) более крупные постройки, с периметром камеры 1035 см, и более мелкие, средний периметр которых составляет 472 см. Резонансные частоты таких камер составляют соответственно 23, 16 и 35 Гц. Иными словами, если бы каким-то способом к этим резонаторам была подведена энергия то они звучали бы именно на этих частотах.
Указанные частоты располагаются у нижнего порога слышимости человека, примыкая к инфразвуковому диапазону. О биологическом воздействии низкочастотных акустических колебаний известно лишь то, что они оказывают, как правило, неблагоприятное влияние. Так по данным ученых, при воздействии на человека ультразвуком модулированным по амплитуде синусоидальными колебаниями частотой от 15 до 40 Гц, испытуемые ощущали неприятное чувство, которое они сравнивали со сверлением кожи движущимися по ней буравчиками. Действие же мощного ультразвукового пучка на мозг животных выражается преимущественно в явлениях функционального угнетения или временного выключения деятельности облученных областей мозга. Есть сведения, что воздействие на мозг человека низкочастотных колебаний с частотой 13-25 Гц приводит к резонансу различных внутренних органов. Воздействие с частотой 25 Гц в течение 30 мин вызывает эпилептический припадок.

Еще раз напоминаем, что резонансная частота большинства исследованных кавказских дольменов близка именно к этой величине. Известно также, что воздействие низкочастотных колебаний, близких к частотам собственных колебаний органов человека, в частности сердца (6—12 Гц), может быть вредным и даже смертельным.
До недавнего времени считалось, что дольмены являли собой ритуально-погребальные сооружения, но известен тот факт, что такие погребения встречаются крайне редко. Ранее это объясняли тем, что погребения были ограблены еще в древности. Но неужели древние строители были настолько наивны, чтобы не предусмотреть такой возможности? Ведь подавляющее большинство построек - совершенно открытые сооружения, где нет и намека на какие-то попытки предпринять меры по их охране, более того, даже в том случае, если когда-то и находились какие-либо погребения внутри мегалитических построек, то это еще не доказывает, что само сооружение было возведено именно с этой целью. Руководствуясь подобной логикой, можно было бы выдвинуть гипотезу о том, что Кентерберийский собор в Англии был построен специально с целью похоронить в нем одного из его настоятелей...

Сегодня наука считает, что дольмены в свое время являлись многофункциональным инструментом.
Согласно сообщению известного ученого А. Кондратова, на небольшом тихоокеанском острове Малекула, входящем в архипелаг Новые Гебриды, еще несколько десятилетий назад местные жители возводили дольмены и менгиры, напоминающие те, что сооружались во всем мире тысячелетия назад. Эти дольмены были святынями для всех островитян. Считалось, что вождь тайного религиозного союза на острове в определенные дни слушал здесь голос духа великих предков и спрашивал у него совета.
По нашему мнению, дольмены не только генерировали ультразвук, но и излучали его направлено в виде луча (прожекторный эффект), о чем свидетельствуют конструктивные особенности дольменов. Они представляют собой раструб, расширяющийся в направлении от задней стенки к передней. Статистическая обработка западнокав-казских дольменов показала, что при всем разнообразии размеров дольменов углы раствора камер у них выдерживались. Именно, угол горизонтального раствора камеры в среднем составлял 94,4°, угол наклона крыши -95,4°. Важным элементом конструкции дольменов, по нашему мнению, является также отверстие в их передней стенке - "лаз". Оно располагается на осевой линии передней стенки, причем, на определенной высоте от пола. Наиболее часто встречается такое положение центра отверстия, которое делят переднюю стенку по высоте в пропорции
1:2 (снизу вверх). Горизонтальный размер отверстия (диаметр круга) чаще всего равен 40 см. Среднестатистический дольмен генерирует направленный (в сторону, куда "смотрит" отверстие) пучок ультразвуковых колебаний, модулированных звуковой частотой около 23 Гц.
Отверстия в дольменах закрывались специальными каменными пробками-втулками. Форма этих втулок очень любопытна. Внешне она очень близка к форме ультразвуковых излучателей, применяющихся в современной технике для фокусирования ультразвукового потока. В качестве излучателей в этих устройствах применяются специальные керамические пластинки, перемещение фокальной области излучателя достигается перемещением этой пластинки и сменой конуса излучателей. В древних "излучателях", по-видимому, главную роль играл состав породы, из которой изготовлялась втулка, и геометрия ее поверхности. Этот вопрос требует специального изучения.
Для каких же целей использовались дольмены? По-видимому, это были многофункциональные установки. Можно предположить, что в зависимости от настройки на ту или иную частоту, применения сменных втулок и т. п. они могли применяться в различных областях.
Дольмен, установленный, например, в каком-либо стратегически важном месте (ущелье, перевал) в качестве боевой установки и "запущенный" на нужной частоте в нужный момент, не позволял врагам проникнуть через это гиблое место, вызывая у них ощущения "сверлящих буравчиков", а то и потерю сознания и смерть.

Как отмечает Г. Еремин, во Франции (Бретань) женщины специально проводили ночи напролет у мегалитов (например, в дольменах), чтобы излечиться от бесплодия, вымолить себе счастливый брак и т. п. Об этом же свидетельствует рисунок на задней стенке одного из французских дольменов в Гаврини. Здесь нанесен рельеф в виде стилизованной человеческой фигуры, состоящей из параллельных линий. Обращает на себя внимание то, что часть этих линий напоминает акупунктурные линии человека, известные специалистам по иглоукалыванию. Но большинство линий выходит далеко за пределы контуров тела человека и скорее напоминает линии его ауры.
Особо выделены на рельефе сердце и нижняя часть позвоночника, т. е. энергетически наиболее важные органы. Весьма любопытна часть рельефа, соответствующая нижней половине тела человека (ниже паховой линии). В целом, весь этот "магический портрет", по-видимому, представляет собой специальный вибратор, создающий объемную модель энергетических полей человека. Характерно, что данный рельефный рисунок на задней стенке дольмена нанесен "вверх ногами". Это объясняется, тем, что дольмен, по сути, представляет собой камеру-обскуру. Ультразвуковой "портрет", создаваемый задней стенкой, преломляясь через отверстие в передней стенке, "переворачивается", и человек, стоящий в фокусе этой камеры, совмещается с этим ультразвуковым образом. Вероятно, в процессе лечебного сеанса ультразвуковое воздействие на энергетические органы и центры человека приводило их в норму.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ»

Тема: Мегалитические сооружения Древнего Мира. Дольмены Западного Кавказа


Студент: Алиев Атанур Мазагим оглы, 3 группа.


Москва 2014 г.


Введение

1. Зарождение архитектуры. Обзор мегалитических сооружений Древнего Мира

Дольмены Западного Кавказа

1 Архитектура дольменов

2 Строительная техника

3 Дольмены и ритуал

Дольмены Западного Кавказа и дольмены мира - вопросы связей и происхождения

Заключение


Введение


Архитектуры на всех этапах общественного развития организует и создает искусственную открытую и закрытую внутреннюю пространственную среду жилых, общественных и производственных зданий. В качестве сферы материального производства архитектура опирается на возможности и достижения строительной техники своей эпохи, как материальная среда - служит беспристрастным зеркалом социальных условий жизни общества, как искусство - оказывает глубокое, предусмотренное эмоциональное воздействие. Будучи одновременно продуктом художественного и технического творчества, архитектурная деятельность плодотворна лишь при взаимосвязанном решении эстетических и технических задач. При этом социально-функциональные и эмоциональные грани архитектуры получают воплощение в материально-пространственных формах.

Зарождение зодчества относится к эпохе позднего палеолита. Строительная деятельность, которая решала утилитарные задачи, стала постепенно обращаться на удовлетворение духовных потребностей человека. Эстетическое осмысление и придание постройкам идейного и образного содержания знаменовало приход нового явления - архитектуры.


.Зарождение архитектуры. Обзор мегалитических сооружений Древнего Мира


В первобытно-общинном обществе духовное начало было связано с обожествлением сил природы и космических явлений. В зодчестве это духовное начало проявилось в создании мегалитических сооружений, имевших религиозно-ритуальный или погребальный характер. Мегалиты (от греческих слов megas - большой и lithos - камень) возводились из очень крупных (весом от 2 до 30 тонн) камней. Они относятся к III-II тысячелетиям до н. э., но в некоторых странах сооружены позже. Общей характерной особенностью мегалитов являются каменные глыбы, плиты или блоки, часто доставленные из карьеров, расположенных за десятки километров, иногда с большим перепадом высот относительно места стройки. При этом камни в некоторых типах сооружений имели идеально плотную подгонку по швам (дольмены Западного Кавказа, строения инков).

Как правило, мегалитические конструкции не служили жильём, а от периода строительства до наших дней дошли лишь крайне скудные записи о приёмах строительства и назначении данных строений. Большей частью мегалитические строения древности, по мнению ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть также мнения, что некоторые мегалиты - общинные сооружения, и функция их - социализирующая. Возведение мегалитов представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.

Среди мегалитических сооружений выделяются три основных типа: менгиры, кромлехи и дольмены.

Менгир (от нижнебретонского <#"justify">Дольмены в первоначальной стадии развития представляли собой композицию из трех больших камней (двух вертикальных и одного горизонтального), затем превратились в существенно более крупное сооружение из значительного числа вертикальных камней и соответствующего числа горизонтальных, перекрывающих большое пространство между камнями. В наиболее крупных дольменах были впервые перекрытия ложными сводами.

Более определенным представляется назначение дольменов как погребальных камер, о чем свидетельствует наличие в помещениях дольменов захоронений и жертвенных приношений покойному. В интерьерах дольменов встречаются примитивные, преимущественные орнаментальные росписи и рельефы. Они, наряду с конкретными росписями на темы охоты в пещерных жилищах, представляют собой зачатки искусства живописи и ваяния. Дольмены часто покрывали земляными курганами, укрепляя курган от осыпания укладкой по его периметру камней и устраивая в толще кургана потайной вход в дольмен. Археологами установлено, что иногда дольмены служили жилищем, но не исключено, что в этом качестве их стали использовать позже.

Только в 1912 году <#"justify">2.Дольмены Западного Кавказа


1 Архитектура дольменов Западного Кавказа


Дольмены Западного Кавказа, стоящие рядами, поражают сходством отдельных частей, пропорциональной согласованностью деталей. Уже говорилось, что к ним вполне применимо понятие «симметрии подобия» и «равных фигур». Стремление приблизить все дольмены к исходному прототипу является показателем обдуманного, целеустремленного строительства, когда зодчий или мастер-каменщик знал, что он будет строить, как возьмется за дело. Только имея образцы, по которым возводились дольмены, их строители могли создавать подобные (т. е. схожие) постройки на огромном пространстве: по побережью Черного моря, в горах Абхазии и Адыгеи, среди лесов и по водоразделам. Дольмены Западного Кавказа, если опять-таки применить к ним термин естествоиспытателей, можно назвать гомологичными фигурами. Каждый из них похож на другую дольменную постройку (будь она и иного типа), даже если этот другой дольмен расположен за десятки и сотни километров. И, несмотря на это, каждый из них имеет и свои индивидуальные архитектурные особенности: удлиненные или укороченные пропорции, фасад в виде ниши или с боковыми выступами, и т. д. И все части постройки хорошо обдуманы, она впечатляет, форма ее лаконична. Сказанное позволяет говорить о западнокавказских дольменных сооружениях как о произведениях, обладающих всеми элементами настоящей архитектуры.

Среди дольменов наиболее массовыми являются плиточные постройки. Они и явились образцом для создания дольменов других типов. В них более всего заметно стремление к зеркальной симметрии, т. е. такой симметрии «левого и правого», с помощью которой, по словам Г. Вейля, «человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство». Лишь в редких случаях среди плиточных дольменов можно заметить дисгармонию, отсутствие симметрии. Это ранние постройки, у которых отдельные стены заменены булыжником («Кожжохская группа» у пос. Каменномостского), и наиболее поздние, но те и другие сохраняют определенную пропорциональность. Корытообразные дольмены, выбитые в скалах, иногда снабжены несимметричной камерой (Солоники, район Туапсе и др.). Но в их портальной части всегда заметно стремление, вопреки неровностям скал, сделать фасад равносторонним, придать ему зрительное равновесие. Поскольку почти во всех дольменах приходится встречаться с аналогичными фактами, то значит, это не является случайностью, а отражает определенную закономерность в их строительстве, с которой необходимо считаться.

Как уже говорилось, наиболее ранние из плиточных сооружений имеют почти прямоугольную форму (дольмены «Кожжохской группы», сооружения № 215 в бассейне р. Кизинка и у горы Ахупач в Абхазии). Сделаны они довольно примитивно, без пяточных камней и не могли быть устойчивыми. Вероятно, в силу этого в дольменной архитектуре они не получили большого распространения. Основная масса западнокавказских дольменов характеризуется трапециевидными продольно-поперечными сечениями и планом камеры, обладающим аналогичной формой. Соотношением частей камеры подчеркивается определенная и вполне закономерная каноничность в построении дольменов из плит. И нельзя считать случайностью стремление древних зодчих создать постройку в виде косо срезанной пирамиды с широким основанием, а именно так и выглядят плиточные дольмены. Она чрезвычайно устойчива (примером служат сами дольмены, они простояли многие века), так как она конструктивно близка природным, естественным формам статичного конуса или конуса гравитации (конус основанием вниз). Такое строение имеют горы, по этому принципу растут деревья, эта универсальная форма пронизывает животный и растительный мир. Устойчивость конуса (пирамиды) объясняется тем, что сила тяжести у таких фигур занимает центрально-осевое положение. Известно, что в разработке строительных пропорций в Египте, Вавилоне, Ассирии и других странах видную роль играло стремление приблизить конструкцию зданий к положению естественного откоса сыпучих тел (песка, гравия и пр.), обладающих наибольшей устойчивостью. В этих странах существовали специальные формулы для вычисления объема усеченной пирамиды и для площади трапеции е. Неизвестно, умели ли строители дольменов разрешать подобные задачи, но они знали, что такое пропорциональность, стремились сделать свои постройки устойчивыми и прочными.

У западнокавказских дольменов угол скоса невелик (от 75 до 88°, в среднем - 84° с отклонением от данной величины в ±3-4°) 7, но даже и такое отклонение от прямого угла давало значительный эффект в устойчивости постройки. К дольменам Кавказа вполне применимо понятие соразмерности, которое в истории архитектуры равно относится к эстетическим, конструктивным и функциональным качествам сооружения.

Симметричность и пропорциональность дольменных построек позволяет предполагать, что их строители могли пользоваться модулем - мерой пропорциональности частей постройки. Таким модулем, по моему предположению, мог служить отрезок, принятый для высоты отверстия, сделанного в передней плите (ширина отверстия явно произвольна). О том, что высота (или диаметры) отверстия дольменов могла служить модулем, свидетельствуют исследования некоторых памятников древности и средневековья на Востоке, где архитектурной мерой части служили размеры проемов. В древнем Египте модулем служил размер строительного камня или кирпича.

Высота отверстия в дольменах, принятая за меру - модуль, варьирует, являясь, вероятно, хронологическим признаком, но, будучи модулем, укладывается в высоте передней плиты довольно четко 3-5 раз. Отмеченная выше разница в величине дольменных лазов указывает на отсутствие четкой системы в единицах измерения у строителей мегалитов, которые могли использовать в процессе измерений естественные мерила - пядь, локоть, шаг и др. Естественно, что такие единицы меры очень трудно поддаются стандартизации. Так, у адыгов и ахазов еще относительно недавно линейными единицами служили «длань», «ступня», «локоть» и подобные им. Величина «локтя», например, варьировала от 40 до 50 см, а измерение велось от угла между большим и указательным пальцами и до локтя или от кончика среднего пальца до локтя.


Рис. 1. Сел. Солох-аул (гора Аутль), дольмен № I: 1 - план (й -упавшая западная портальная плита); 2 - фасад; 3 - продольный разрез.


Известный архитектор XV в. Леон-Баттиста Альберти писал, что «вся архитектура состоит из шести элементов. Они следующие: местность, участок, членение, стена, крыша и отверстия. Из этих шести элементов, обязательных для постройки здания, нами не рассмотрены только местность и участок. Исследователи дольменов отмечали их расположение на полянах, по водоразделам и так, что «если дольмен стоит на склоне горы, то передней стеной он обращен в долину; если на вершине горы - то в сторону наиболее красивую». Дольменные поля занимают местности с относительно ровным рельефом, редко встречаются одиночные дольмены, прижатые к склону, построенные явно в неудобном месте (дольмен на горе Хунагет в бассейне р. Аше), лишь корытообразные дольмены занимают те участки, где имеются выходы скал. Сопоставление карты распространения дольменов с простиранием горных пород показывает, что их строители стремились использовать для своих построек местности с естественными выходами камня, пригодного для обработки.


Рис. 2. Портальный дольмен из Адигналова (район Туапсе): 1 - плач дольмена (утолщенной лилией показаны перекрытия); 2 - фасада 3 - разрез дольмена (а - «козырек» перекрытия камеры)


2 Строительная техника


Осмотрев довольно большое количество памятников, можно говорить, что для дольменных построек употреблялись плотные песчанистые известняки без включений крупных окаменелостей (бассейн р. Кизинка, Богатырская поляна у ст. Новосвободной, местонахождения в Абхазии), песчаников (большинство дольменных групл), окремнелых и метаморфических пород (район Красной Поляны). Корытообразные дольмены высекали в скалах и глыбах песчаников (бассейн р. Аше, Солох-аул, Волконка, Пшада и др.). Строители редко использовали в одной постройке различные породы камня, за исключением известкового туфа, плиты которого иногда употребляли для перекрытий (Дегуакская поляна у ст. Даховской, бассейны рек Пшада, Кизинка), Все указанные породы являются хорошим строительным материалом.

Среди возвышенностей в бассейне р. Кизинка известна одна под названием Масляевой горы. На ней обнаружены груды ломаного известняка, образующие ряды. Здесь нет его выходов и кучи камней лежат на белоснежном скрытокристаллическом гипсе, которым слагаются все поднятия по левобережью р. Кизинка. Плиты известняка явно принесены сюда с правой стороны реки, где имеются его обнажения. Отсюда на Масляеву гору и был привезен строительный камень для последующей обработки.

Известно, что свежедобытый известняк мягче, чем «вылежавшийся на воздухе», здесь он теряет влагу и крепчает. «Испытание» камня длительной выдержкой на открытом месте способствует его стойкости. Дольменные постройки, прошедшие испытание временем, своей, порой отличной сохранностью, лучше всего доказывают, что их строители хорошо знали свойства камня и заранее заготавливали его. Если бы древние мастера ничего не предпринимали для улучшения качества строительного материала, в данном случае известняка, то коэффициент крепости несомненно уменьшился бы; так, для известняков он приблизительно равен 8-4 условным единицам (при наивысшем коэффициенте в 20 единиц) г2.

Колебание прочности разных пород может быть выражено также в виде предела прочности (при сжатии в кг/см2). Для плотных известняков он колеблется от 150 до 1000 единиц (наивысший предел у кварцита - 4000). Ясно, что древние зодчие выбирали качественный камень, без изъянов (трещин, крупных конкреций), равномерной структуры, заранее вывозили его и выдерживали. С плотными песчаниками было проще, так как они мало содержат глины, меньше насыщаются водой и меньше разрушаются. При всей своей хрупкости у них выше предел прочности (300-3000 единиц), их поверхность со временем в процессе естественного воздействия атмосферы и солнечных лучей покрывается твердой корой выветривания. Вот почему дольмены, собранные из плит песчаника и высеченные в скалах этой породы, поражают прекрасной сохранностью.

Заготовленные плиты еще в сыром, необработанном виде древние каменщики перевозили на места будущего строительства, где они и лежали некоторый срок. Перевозка камня могла производиться на быках с помощью деревянных волокуш (примитивных саней), которые хорошо зафиксированы этнографически (у абхазов - «аджанах») и используются повсеместно на Кавказе для подъема тяжестей по крутым склонам.

Уже на месте камень подвергался окончательной отделке. В бассейне р. Кизинка были обнаружены заготовки четырех плит для дольмена. Проведенные здесь раскопки позволили найти обломки строительного камня и кусок песчаника со следами шлифовки. Здесь, очевидно, происходила лишь первичная обработка известняковых плит. На этом же дольменном поле перекрытие дольмена раскололось на две части по зарубкам, сделанным его строителями. В подготовленные зарубки загоняли клинья из дерева, а затем их мочили водой, отчего древесина разбухала и в камне появились трещины. Близкое расположение зарубок гарантировало, что камень будет расколот по намеченной линии. Такой способ ломки камня, даже гранита, хорошо зафиксирован в строительной технике древнего Египта.

Неровности на плитах, вероятнее, удаляли с помощью пиления. В качестве пил можно было употреблять пластины твердых пород камня, а в процессе распиливания подсыпали мокрый песок (речной или морской). Ровные срезы без особых подшлифовок заметны на пяточных камнях, особенно в тех случаях, когда они, совмещаясь, образуют пол в камере дольмена (Адербиевка, Пшада и др.).

Возле дольменов встречаются грубые орудия, несколько напоминающие диски и скребла. Сделаны они из речных галек и обломков горных пород (андезит, кварцит и др.).

Дольменные плиты, профили корытообразных сооружений поражают своей правильностью. Возможно, строители при разметке и во время работы употребляли, как и древние египтяне, очень простое приспособление - шнур, натянутый между двумя палочками. Прикладывали его к обрабатываемым плитам, что позволяло видеть все неровности камня.

Почти возле каждого дольмена во время раскопок можно найти куски абразивных пород и специальные терочники разных форм. Эти предметы не являлись погребальным инвентарем, они использовались при строительстве, а затем были брошены.

Среди абразивов большей частью использовались породы, содержащие очень твердые крупно-зернистые железистые песчаники, кварциты и полиминеральные породы типа гранита, реже встречаются пористые глинисто-песчанистые породы, которые, несмотря на свою относительную мягкость, являются хорошими шлифующими средствами.

Для грубой, первоначальной обработки, очевидно, шли бесформенные куски абразивов, у которых по мере стирания снова обламывали края. Но более тонкая отделка плит, пазов, портальных частей и даже камер у корытообразных и монолитных дольменов производилась шлифовальными камнями удобной, вполне оправданной формы. Среди всего этого многочисленного материала выделяются пластины со следами работы.

Для шлифовки больших поверхностей употреблялись крупные камни твердых пород - гранита, гранито-гнейса, кварцевого конгломерата. Обычно у них округло-овальная форма. Их держали двумя руками. Очевидно, завершали шлифовку терочниками круглой формы, которые несут следы не только с краев, но иногда у них от работы стерты и зашлифованы плоскости. Редкие экземпляры среди них имеют в средней части углубления, такие камни удобнее было удерживать пальцами. Особенно тщательно производилась шлифовка пазов. У некоторых дольменов можно обнаружить на стыке пазов и в конце их закругления. Здесь рука мастера отдыхала, и он направлял шлифовальный камень в соседний паз или делал движение в обратную сторону.

На многих дольменах можно видеть точечные, пунктирные углубления довольно правильной круглой формы диаметром до 0,5 см. Обычно они нанесены на поверхности таких плит и блоков, которые необходимо было сцепить особенно прочно. Для этой цели служил инструмент типа керна или закольника, а может быть, с более широкой рабочей частью, покрытой зубьями (современные «штампы» и «бучарда»).

Стены камер некоторых корытообразных сооружений сохранили следы обработки их с помощью орудия типа долота или тесла со слегка закругленной рабочей частью.

Трудно сказать, как делали отверстия в дольменах. Возможно, с помощью пунктирных ударов намечали центр отверстия, пробивали его и далее расширяли, а может быть, как древние египтяне с помощью кремневого сверла («полумесяца») просверливали сердцевину будущего лаза. В работе над отверстиями не последнюю роль играли абразивы.

Можно думать, что строители дольменов применяли много различных орудий из дерева (киянки, клинья и пр.), знали отвес. Вероятно, многие из инструментов, применявшихся при строительстве дольменов, напоминали те, что принадлежали древним египетским каменщикам, возводившим пирамиды. Но это пока только предположение.

Значительные трудности представляла сборка дольменов, наводка перекрытия. Древним строителям это не всегда удавалось. Так, покровная плита дольмена в Гузерипле так и не была положена на место. Чтобы облегчить этот труд, дольмены большей частью прислонены задней стороной к склонам, их пристраивали к валообразным естественным возвышенностям. Ранние памятники окружены каменной наброской наподобие кургана, на которую клали бревна, и по ним, вероятно, втягивали на веревках перекрытие. Более поздние (массовые) памятники приобретают большую трапециевидность, их боковые стены сильно скошены в заднюю сторону, что облегчало труд по подъему плиты. Во время таких тяжелых работ, несомненно, употребляли рычаги (ваги) из бревен, веревки, может быть, и тягловую силу быков.

Процесс укладывания боковых стен трудно представить без применения внутренних бревенчатых распоров. Без них плиты могли бы завалиться. Интересна одна деталь. Почти всегда отдельные пазы боковых плит имеют пологие скосы. Это делалось с целью, чтобы, когда уже прилажена передняя или задняя плита r одной из боковых сторон, легче было заводить их в пазы второй боковой плиты.

Ученые подсчитали, что для постройки достаточно крупного дольмена должны были неустанно работать 150 человек от года до двух лет. Однако неизвестны исходные данные для подобного расчета, и можно считать его очень приблизительным.

Во время строительства дольменов древние жители устраивали временные становища. Следы таких стоянок обнаружены на горе Аутль у сел. Солох-аул и близ крупного местонахождения дольменов на Богатырской поляне (ст. Новосвободная). Культурные слои их незначительны, но они насыщены керамикой, костями домашних животных, отдельными утерянными вещами (вкладыш, глиняная бусина и пр.). Здесь жили не очень долго. Дегуакско-Даховское поселение с мощным культурным слоем (до 1,15 м), также расположенное возле дольменного поля, свидетельствует о том, что некрополи иногда располагались и возле поселков. Очевидно, в первом случае, когда строительство шло далеко от постоянного жилья, в работах принимали участие лишь мастера (может быть, и их семьи). Естественно, что зодчество и не могло быть уделом каждого жителя.

В заключение необходимо отметить те строительные детали, которые имеют отношение к хронологии: отсутствие пяточных камней под всеми плитами камеры (это вызывало трудности при сборе камеры), слабую трапециевидность боковых плит (они почти не имеют скоса к тыльной части), что затрудняло наводку перекрытия. Указанные технические недостатки характерны для плиточных портальных дольменов и построек с квадратно-прямоугольным планом камеры. Эти особенности позволяют считать их ранними памятниками.

Переход к сооружению дольменов из плит трапециевидных очертаний придал большую устойчивость постройкам, облегчил сборку стен и наводку перекрытия. Создание составных дольменов еще более облегчило труд строителей, хотя и нанесло ущерб монументальности здании. Может быть, поэтому порталам некоторых составных дольменов внешне придана традиционная форма плиточных сооружений.

Корытообразные дольмены и монолиты, при всей трудоемкости их изготовления, устранили необходимость пользоваться лесами, доставлять на место постройки камень к т. д. Они являются упрощенным вариантом сооружений среди западнокавказских дольменов.

Можно сказать, что такова эволюция в строительной технике, хотя эти соображения не могут являться категорическим суждением. Несомненно, постройки разных типов и категорий могли создаваться на каком-то этапе одновременно.


3 Дольмены и ритуал


Для того чтобы реконструировать хотя бы некоторые из обрядов, практиковавшихся носителями культуры дольменов, необходимо разобрать несколько вопросов. Среди них важнейшими могут быть признаны: расположение дольменов на местности (почему именно так, а не иначе поставлены они); ритуальные черты в устройстве самих дольменов и их орнаментике; установление погребального обряда, практиковавшегося в дольменах. Каждый из этих вопросов может быть разрешен большей частью только предположительно, хотя многие исследователи уделяли им определенное внимание.

Дольмены, как уже говорилось, занимают удобные и довольно ровные площадки среди лесов (на «полянах»), по водораздельным возвышенностям, на плоских вершинах невысоких гор. Они стоят по бассейнам рек, неподалеку от тех троп и дорог, которые связывали побережье с горными районами. Многие их этих путей используются до снх пор пастухами для скотопрогона и охотниками. Скопление памятников на определенной территории позволяет говорить о специальных местах, отведенных под некрополи, а если обратить внимание на типы построек, то можно заметить, что одни и те же дольменные поля часто содержат разнотипные сооружения (очевидно, относящиеся и к разному времени). Как видно, несмотря на изменения в архитектуре и технике строительства, носители культуры дольменов не теряли чувства родства и преемственности с предыдущими поколениями.

Ориентировка дольменов уже давно привлекала к себе внимание исследователей. Изучение совокупности объектов позволяет сделать вывод о важной в их строительстве ритуальной черте: обращать портальные части дольменов к свету, к солнечным, ярко освещенным сторонам.

Форма дольменов, вероятно, также отвечала ритуальным требованиям. Правда, свои ритуальные особенности дольменные постройки с раскрывают с трудом. Намного легче обнаружить в них архитектурную концепцию - противопоставление несущих и покоящихся частей. Только стремлением сделать сооружения прочными можно объяснить трапециевидность их плана.

В конструктивно ранних, портальных дольменах входные отверстия имеют прямоугольную форму. Очевидно, они могли быть аналогичны входным проемам жилых построек. Некоторые дольмены служили для одиночных погребений (станицы Новосвободная, Саратовская, отдельные погребения в бассейне р. Кизинка), т. е. эти сооружения после того, как были окончены похороны, могли быть замурованы на века, как это, несомненно, имело место в дольменах без отверстий. Очевидно, идеи, лежавшие в основе древнего ритуала, изменялись, эволюционировали. Отверстия в типологически ранних дольменах стали необходимостью, а со временем изменялись и по форме и по размерам. В двух портальных дольменах бассейна р. Кизинка слева возле отверстия (если заглянуть внутрь) были найдены обломки сосудов и по одному листовидному бронзовому ножу. Скорее всего, то были приношения пищи, а ножи были приложены к ней. Это дает некоторое право считать, что отверстия служили для ритуального кормления покойников. В Западной Европе их называют «отверстиями для выхода души» (они часто встречаются в дольменах бассейна р. Уазы во Франции), что находит подкрепление в этнографических параллелях. Возникает естественный вывод, что дольменное отверстие могло служить не для одной цели, что их функции были многообразными.

Многие современные ученые совершенно справедливо роднят кавказские дольмены с пирамидами египтян. Вероятно, основы египетского погребального ритуала в какой-то степени близки тем культовым представлениям, на которых покоилось строительство дольменов. Культовые представления египтян составляла идея, по которой фараон (вождь) считается магическим средоточием производительных сил природы. Он ответствен, таким образом, за хороший урожай посевов, за обильный приплод скота, за плодородие женщин племени. И умерший фараон, при наличии царствующего наследника, продолжал обеспечивать благоденствие живущим, в том числе и «счастливое царствование» новому фараону. Можно предполагать, что ранние дольмены и содержали захоронения родо-племенных вождей, чьи останки должны были подобным магическим путем благоприятствовать живущему населению. Отголоски таких верований известны в религиозных представлениях многих народов. В конструктивных деталях дольменов можно найти их конкретное воплощение.


.Дольмены Западного Кавказа и дольмены мира - вопросы связей и происхождения


Многие ученые пытались так или иначе подойти к разрешению вопроса о происхождении дольменов, выяснить детали их возникновения и появления на Кавказе. Среди древностей Прикубанья и Причерноморья еще не найдены такие памятники, которые были бы конструктивно близки и в то же время предшествовали им. Очевидно, они и не будут найдены. Выходит, что дольменная культура своих генетических корней среди древностей Прикубанья и Причерноморья не имеет. Никакого «длительного предшествующего развития местной культуры» на Западном Кавказе, которое могло бы привести к самостоятельному возникновению дольменов не было, если даже пытаться связывать непрерывной линией эволюцию «каменной индустрии» от палеолита до эпохи бронзы.

Попытка объяснить возникновение дольменов в каждой части мира самостоятельно, в случае с Кавказом не находит оснований. Жак де Морган пишет об автохтонном происхождении дольменных конструкций: «...вовсе не надо подвергаться влиянию отдаленных центров, чтобы воздвигнутъ крупные камни и покрыть их крышей» ". Посылками для подобного утверждения ему послужили довольно поздние гробницы в Талыне (Азербайджан), которые он принял за дольмены, и известная теория, что дольменная конструкция могла возникнуть «из грота, служившего усыпальницей, искусственно воспроизведенной формой которого и являлся дольмен». Эта «пещерная теория» имела многих сторонников в среде западноевропейских ученых (Габриель де Мортилье, К. Шуххардт, Христиан Цервос и др.). К ней склонялись и наши соотечественники, занимавшиеся кавказской археологией (Д.Н. Анучин, М.М. Иващенко). Однако, если положение о переходе от погребений в скалах (пещерах, гротах, под навесами) в определенной степени верно для некоторых островов Средиземного моря (Корсика, Сардиния и др.), где известны постройки, представляющие собой полугроты - полудольмены, то особенности памятников Западного Кавказа указывают на иной путь развития.

Отсутствие исходных путей для появления дольменов на территории Прикубанья и Причерноморья привело некоторых исследователей к поискам направлений, по которым «идея» дольмена могла прийти на Кавказ. В 70-х годах XIX века ученый С. Байерн, собирая сведения о них, удивлялся, что все дольмены расположены или у самого Черного моря, или не столь далеко от побережья. Изучив карту расположения дольменов, можно прийти к выводу, что на Кавказе они могли появиться только со стороны моря.

Известный археолог Б.А. Куфтин также усиленно искал пути для выяснения интересующего этого с вопроса. Он считал, что разрешить его можно лишь на «основе учета реальных двигателей исторического процесса и соотношения их с географией природных сил в меру освоения последних хозяйственной деятельностью человека». Оперируя понятием «культурно-производственные группы», Б.А. Куфтин считал, что для дольменов такая «группа» могла существовать по Средиземноморью, на Деканском полуострове и в Южном Прикаспии. Л.Н. Соловьев, выделяя «южнодольменную культуру», предполагал, что носители этой культуры к строительству дольменов пришли не самостоятельно, а используя «готовые формы», широко распространенные в «Малой Азии», в особенности в Сирии и Палестине. Это строительство, по его мнению, возникло рано «под воздействием связей с малоазийским культурным миром, осуществляющихся морским путем» ". Л.Н. Соловьев рисует довольно живые картины жизни носителей «южнодольменной культуры». Они имели мирные отношения с населением Прикубанья, что «отразилось и в распространении строительства дольменов на эту часть Кавказа». Далее, на рубеже III-II тысячелетий, по мнению Л.Н. Соловьева, из Малой Азии происходит вторжение кашков - племен, «по всей вероятности родственных южнодольменскому» населению, при этом кашки (у Л.Н. Соловьева они являются носителями «протоколхидской культуры») привнесли в местную среду новые типы посуды и навыки в металлургии.

Ряд других известных ученых связывает появление дольменов на Западном Кавказе с развитием торгового и военного мореплавания у приморских народов в неолите и эпоху бронзы», когда «кавказские мастера» могли видеть дольмены в других странах и затем воздвигать их у себя на родине. Следует еще напомнить высказывание академика Б. Б. Пиотровского, который заметил, что «форма кавказских дольменов настолько, даже в деталях, совпадает со средиземноморскими и европейскими, что вопрос об их связях вполне естествен».

мегалитический кромлех дольмен архитектура


Заключение


В данной работе мы провели обзор мегалитических сооружений Древнего Мира, определили их основные особенности. Были достаточно подробно описаны дольмены Западного Кавказа, приведены их архитектурные характеристики, предполагаемые методы строительства, предположения ученых об их возможном назначении.

Хочется отметить, что в дольменах, как и во многих других памятниках древнего искусства и зодчества в самой конкретной, эстетически и технически глубоко обдуманной форме, воплощены культовые воззрения наших предков. Их эстетическое воздействие, как подлинных произведений искусства, сохраняется до сих пор.


Список использованной литературы


1.Маклакова Т.Г. История архитектуры и строительной техники. Часть 1. Зодчество доиндустриальной эпохи: Учебник. - М.: Издательство АСВ, 2011. - 408 с.

2.Куликов А.С. История архитектуры, градостроительства и дизайна. Часть 1: Всеобщая история архитектуры: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2003. - 106 с.

Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. Изд-е 2-е. - М.: Наука, 1980. - 135 с.

Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. - М.: Наука, 1978. - 328 с.


Теги: Мегалитические сооружения Древнего Мира. Дольмены Западного Кавказа Реферат Строительство

А на севере - до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения своеобразных дольменов или «дольменообразных склепов» поздней постройки является Верхнее Прикубанье (бассейн реки Кяфар в Карачаево-Черкесии). Продолжали использоваться в позднем бронзовом веке и позднее. Всего известно около 3000 дольменов, включая разрушенные. Из них изучено не более 6%.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Архитектура ("Колихо. Тайна дольменов Кавказа")

    ✪ По ту сторону дольменов

    ✪ В.Пятибрат о Дольменах.

    Интересные факты из истории Северо-Западного Кавказа (Часть 1)

    Субтитры

Местные названия

  • Русские (с XIX в.): богатырские хатки или хаты, дидовы и чёртовы хаты.

Проблема охраны

Фальсификация истории и мракобесие

Со второй половины 90-х прошлого века, после появления литературы окультно-мистического содержания, рассчитанной на совершенно свободную от конкретных знаний публику, но донёсшей до неё весть о существовании таких объектов, начинается околодольменный бум. Могильники стали местом постоянного паломничества и даже местом проживания экзальтированной сектантствующей и неадекватной публики. Средства массовой информации наполнились домыслами различных «исследователей», а также совершенно далёких от изучаемого предмета авторов, которые ищут популярности или собирают себе паству и клиентов, вещая о неких «знаниях», «резонансах», «силе», о каких-то альтернативных вариантах предназначения сооружений. Наиболее доступным дольменам придуманы собственные имена и они, став элементом попкультуры , включены в коммерческий и туристический бизнес . Около некоторых дольменов из мелких камней создаются конструкции (лабиринты и т. п.), которых тут никогда не было, но которые принимаются экскурсантами за настоящие древности. Регулярно командами далёких и от археологии, и от геологии «исследователей» снимаются всё новые и новые фильмы, наполненные одними и теми же стандартными измышлениями и откровенной ложью.

Датировка

Основное количество дольменов появилось в первой половине 3-го - второй пол. 2-го тыс. до н. э. . Часто дольменами также называют мегалитические подкурганные гробницы новосвободненской культуры и покрытые резьбой гробницы в Карачаево-Черкесии. О последних есть предположения, что их или построили средневековые адыги - касоги или аланы в VIII-XII вв., или же это сооружения позднего периода дольменной культуры, а аланы просто вставляли в них свои каменные ящики , так как они имеют именно такую конструкцию.

Кроме классических дольменов, на южном склоне Главного Кавказского хребта сооружали и мелкие дольмены, собранные из случайных камней. Там же имеются небольшие подземные колодцевидные составные гробницы. Они перекрываются неполным ложным сводом и покровной плитой. Есть даже наземные гробницы с настоящим куполом, набранным небольшими камнями и плиткой. Если колодцевидные гробницы однозначно относятся к дольменной культуре , то с хронологией других пока полной ясности нет.

Происхождение

Независимо от своего происхождения, дольмены на Западном Кавказе появились не на пустом месте. Более древние каменные гробницы известны в курганах майкопской и новосвободненской культур (или по-другому - в ранний и поздний период майкопско-новосвободненской общности). Некоторые сооружения представляют собой переходную фазу от новосвободненских гробниц к классическим дольменам. В то же время существует версия о первоначальном импульсе, послужившем причиной начала дольменостроительства на Кавказе, со стороны Средиземноморья. Так как именно там находят наиболее близкие по архитектуре аналоги кавказским дольменам. Есть параллели в орнаментальной символике . Наблюдается и временно́е соответствие. Путь носителей дольменной традиции прослеживают начиная с Иберийского полуострова 4000-3500 гг. до н. э. (культура Лос-Мильярес). Или, возможно, более ранний центр находился на Балеарских островах (Доталайотский период), Сардинии (культура Бону-Игину 4600-3300 гг. до н. э. - Донурагическая Сардиния) и Корсике. Далее - Северная Африка (Рокния) и Сицилия - Иордания и Сирия - Малая Азия и Балканы (3-2-е тыс. до н. э.) - Западный Кавказ - Крым (3-е тыс. до н. э.). Также многие предметы материальной культуры строителей дольменов имеют своих предшественников в эгейском бассейне и в Малой Азии .

На Кавказе древнейшие дольмены появились на южном склоне, в приморской и горной зоне в раннебронзовый период в середине III тыс. до н. э. К ним относятся дольмены в Эшера, Азанта, Отхара, Куланурхва, Шрома, Дой. Они имеют малые и средние размеры.

В Южном Крыму, несколько позже, чем на Кавказе, носители кеми-обинской культуры строили каменные ящики (цисты), иногда с пазами в плитах и даже расписывали их . А вообще, по всему Кавказу (в том числе и в степных районах) обкладывали могилы каменными плитами, а кое-где и сооружали огромные мегалиты (Армения , Грузия). Вопрос только в том, имеются ли в каждом из этих случаев взаимное культурное влияние.

Месторасположение дольменов

Так как скопления дольменов являются кладбищами дольменной культуры, то в их окрестностях обычно расположено несколько поселений этой культуры: или на значительном расстоянии, или рядом. В расположении дольменов имеются некоторые закономерности. Они обычно находятся на ровных площадках на вершинах или на солнечных склонах хребтов (в основном - на высотах в 250-400 м над уровнем моря, максимальная высота - 1300 м) или на речных террасах. Подавляющее большинство дольменов ориентировано вниз по солнечному склону, что подразумевает довольно большой разброс направлений. Если это было невозможно, то дольмен ориентировался хотя бы на освещённый солнцем участок на противоположном хребте. Кроме того, отмечена ориентация на конкретные астрономически значимые точки на горизонте. Утверждение о привязке дольменов к водным источникам не имеет оснований.

Предназначение дольменов

Предназначение дольменов является не просто установленным фактом, а было всегда известным фактом. Как вид гробниц, дольмены Западного Кавказа стоят в одном ряду с множеством подобных сооружений разных времён и многих народов. Выявленные древнейшие захоронения в дольменах оставлены именно их строителями. И хотя уже известно некоторое количество грунтовых погребений дольменной культуры, всё же они, видимо, были менее распространены, а известное их количество совершенно не соответствует множеству довольно крупных поселений.

Конечно, сооружения выполняли и функцию святилища, скорее всего, семейного или родового: об этом, например, свидетельствует находка каменного алтаря при реконструкции дольменного комплекса на Жане (находится в Геленджикском краеведческом музее). Вновь реконструированные комплексы на реке Жане и на горе Нексис (оба под Геленджиком), а также многие дольмены с «двориками» позволяют представить себе происходившие когда-то там церемонии.

Некоторые дольменные комплексы были явно рассчитаны на посещение их значительным количеством людей. Это, в первую очередь, мегалитический курган Псынако I около посёлка Анастасиевка в Туапсинском районе, Серебряный курган в урочище Клады около станицы Новосвободной и те же комплексы на реке Жане и на горе Нексис. Все они вполне могли бы выполнять роль общеплеменых объектов поклонения. К сожалению, музеефикация первого из списка не проведена, а второй практически уничтожен.

Постройка дольменов

Для сооружения дольменов использовали по возможности камень из наиболее близких месторождений. Если недалеко имелись подходящие плиты природного происхождения, то собирали и их. Но если выбора не было, то вырубленные плиты могли транспортировать за несколько километров. Для построек использовали различные виды песчаников и известняков . мергеля. В одной постройке могли сочетаться разные породы.

В каменоломне для ломки камня использовали силу разбухающих от воды деревянных клиньев. Свежий камень из карьера более мягкий и может быть обработан даже каменными инструментами. Но строители дольменной культуры имели в своём арсенале и бронзовые зубила, чьи чёткие следы постоянно попадаются при изучении построек. Предполагают, что обработанные плиты могли перед использованием некоторое время выдерживаться, для набора достаточной твёрдости. Шлифовка поверхностей и желобков производилась каменными тёрочниками , которые находят в местах строительства. Покровную плиту затаскивали по наклонной насыпи сзади дольмена. В строительстве могли применять и силу животных.

Частые спекуляции на тему невозможности повторить точную подгонку дольменных плит в наше время, например, после его переноски на новое место, происходят лишь из-за непонимания того факта, что на новом месте практически невозможно заново продублировать все особенности старого фундамента. Что и приводит к различным перекосам и несовпадениям.

Архитектура дольменов

Конструкция

Орнаментация

Сравнительно с общим количеством, довольно мало дольменов украшены гравированным и даже выпуклым орнаментом. Но, вероятно, многие из орнаментов просто не дошли до нашего времени из-за эрозии камня. Они бывают расположены по всему порталу и внутри камеры. Известно изображение на передней плите с крестом в круге и похожим на гребёнку лабиринтоподобным рисунком с отходящим от него и входного отверстия зигзагом. Иногда имеются просто ряды вертикальных зигзагов. На передней плите иногда помещается изображение ещё одного дольменного портала, а также одна или две пары крупных выпуклостей над ним. Или просто сделано прямоугольное углубление, занимающее бо́льшую площадь плиты. Ряды вертикальных и горизонтальных зигзагов могут иметь торцы боковых плит. А приставные портальные плиты на внутренней плоскости иногда украшаются пейзажем, состоящим из ряда треугольников (горы) и вертикальных рядов зигзагов (реки). Над горами помещено солнце в виде овала с крестом. Иногда вся портальная плита покрыта горизонтальными полосами, каждая из которых образована ёлочным узором из насечек зубилом. Так могут украшаться и боковые плиты. Недавно были найдены дольмены, чьи фасады были украшены, в одном случае, выпуклыми диагональными полосами, образующими крупную «ёлку», заключённую в рамку; а в другом - уже углублёнными горизонтальными рядами широкого растянутого зигзага. Этот зигзаг ещё усложнён отрезками одиночных вертикальных зигзагов сбоку и по бокам входного отверстия. Иногда для построек выбирался камень, имеющий необычную поверхность, что обусловлено его внутренней структурой. Такой дольмен без специальной обработки получал декоративное оформление в виде причудливых вмятин и выпуклостей.

Внутри камера дольмена иногда обведена горизонтальным зигзагом из широкой полосы и прямой линией над горизонтальным зигзагом. Во втором случае получается ряд свисающих треугольников или фестонов. Это оформление может быть ещё дополнено участками с вертикальными зигзагами. Каменные пробки также могут иметь на шляпке рельефные концентрические окружности, подобие соска в центре, четыре выпуклости по окружности и одну в центре или рельефный крест.

Иногда на крыше дольмена имеются многочисленные небольшие чашеобразные углубления или лунки, разбросанные по поверхности хаотично или образующие короткие ряды и круги с крестами внутри. Подобные знаки встречаются также на боковых и передних плитах дольменов. А также на отдельных камнях вблизи дольменов, где они могут иметь ещё и обводку кольцами.

Некоторые каменные блоки, образующие дворик, несут на своей поверхности выпуклины - боссы . Они не имеют такой правильной формы, как те, что на фасадной плите. Это останцы, сохранённые, после выравнивания всей плоскости стены. Имели ли они какое-то значение кроме декоративного - неизвестно.

Имеется также несколько простых гравированных петроглифических рисунков на дольменах или рядом с ними. Смысл их пока не ясен, как и неизвестно время их нанесения.

Недавно обнаружено два сюжетных гравированных изображения на дольмене в посёлке Джубга: сцена с человеком и животными и борьба двух «близнецов». Второй сюжет полностью соответствует известным изображениям на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры . Возможно, этот же сюжет присутствует на тройном крюке из новосвободненской гробницы.

Особняком стоят склепы со средневековыми аланскими захоронениями в Карачаево-Черкесии, практически полностью покрытые волнистыми бороздами и разнообразной символикой. Считается, что это аланы украсили более древние постройки. Особенно выделяется своими сюжетными изображениями так называемый «царский мавзолей», в которых находят уже христианские мотивы.

Почти нет дольменов, в которых бы имелись следы красочной росписи в камере и на фасаде. Плохо сохранившаяся раскраска в дольмене Серебряного кургана сейчас окончательно обезображена вандалами. А цветные рисунки в двух двухкамерных новосвободненских гробницах представляют более раннюю культуру.

Список некоторых примечательных дольменов

Галерея

  • См. также

    • Волконский дольмен

    Примечания

    1. Испы - карлики из абхазо-адыгского Нартского эпоса .
    2. Сносят дольмены бульдозерами, давят плиты тяжёлыми грузовиками, уничтожают культурный слой в окрестностях.
    3. Используют камень дольменов для своих построек.
    4. Разводят костры в дольменах или рядом, истирают хрупкий камень в процессе массовых посещений, оставляют надписи. Так, убирая надписи на Волконском дольмене, его поверхность периодически обрабатывают бучардой . В общем, многократно усилившаяся нагрузка на ветхие строения ускоряет их разрушение.
    5. Анастасиевцы , родноверы , кришнаиты , ивановцы . Они вычищают из дольменов культурный слой, истирают камень в процессе массовых посещений, даже «реставрируют» по своему разумению.
    6. Берут в аренду землю с дольменами, перекрывают свободный доступ и взимают плату за посещение.
    7. Музеефикация без создания археологического музея с сотрудниками и охраной является бесполезной фикцией. Консервация - это засыпка достаточно толстым слоем земли до лучших времён.
    8. Известно только два засыпанных после раскопок дольмена: в Кладах 2 и на Каменном кургане.
    9. Появилась категория невежественных экскурсоводов-частников, водящих людей по «местам силы».
    10. Дольмены. Бесконечное путешествие. - М.: Аванти плюс, 2004. - (Жизнь у дольменов). - 192 с. - ISBN 5-902559-03-0
    11. Сейчас некоторые исследователи предполагают, что дольмены могли начать сооружать ещё в раннебронзовый период, то есть на позднем этапе культуры накольчатой жемчужной керамики или майкопской культуры. Это конец 4-го тыс. до н. э.
    12. Марковин В. И. , 1978. - С. 150, 152-155.
    13. Марковин В. И. , 1983.
    14. Воронов Ю. Н. , 1979. - С. 48, 49.
    15. Например, вырезанные на камне изображения с Сицилии и на гравированных плитах из Новосвободной.
    16. Марковин В. И. , 1978. - С. 213-215, 283-319.
    17. Бгажноков Б. Х. Кавказские дольмены: планетарные свойства и местные традиции // Археология и этнология Северного Кавказа. - Нальчик: Издательский отдел Кабардино-балкарского института гуманитарных исследований, 2012. Вып. 1. - С. 44-48.
    18. Рысин М. Б. ,1997. - С. 118, 119.
    19. Гамахария Д.  и др. Абхазия. Эпоха энеолита - средней бронзы (середина V - середина II тыс. до н. э.) .
    20. Семёнов В. А. , 2008. - С. 376-378.
    21. Резепкин А. Д. , 1988.
    22. Трифонов В. А.  Дольмен «Шепси» и ранние формы коллективных мегалитических гробниц на Северо-Западном Кавказе в эпоху бронзы.
    23. Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья: Майкопско-новосвободненская общность, проблемы внутренней типологии. - М.: Наука, 2004. - С. 17-19, 163-165.
  • ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения