Конспект образы борьбы и победы в искусстве. Исследовательская работа на тему"образы борьбы и победы в искусстве". Исполнение песни «Мы в доме одном живем»

Конспект урока музыки учителя ГБОУ « Гимназия № 1 им. А. С. Пушкина « Пыловой Ирины Владимировны.

Тема: Образы борьбы и победы в искусстве.

Тип урока: интегрированный,изучение нового материала.

Класс: 5

Цель урока: раскрыть художественный образ одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена. На основе проникновения в творческую лабораторию великого творца, убедиться в развитии замысла композитора: «через борьбу – к победе»,

Образовательная задача: проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.

Развивающая задача: развивать умения раскрывать образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена.

Воспитательная задача: воспитывать трепетное, уважительное отношение к искусству – как части духовной культуры народа, к искусству, несущему в себе созидательный заряд, его значимости в поиске и выборе юным поколением жизненной позиции.

Методы обучения: беседа, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеофильма.

Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный и групповой).

Комплексно – методическое обеспечение: проектор для мультимедийных слайдов, компьютер, компакт – диск, пианино, ноты к музыкальному произведению.

Ход урока.

    Организационный момент.

Сегодня перед вами будут стоять философские вопросы «Что есть человек?», «Что есть жизнь?»

У.: Я прочитаю сейчас стихотворение поэта В. Урина. Определите, какова главная мысль этого стихотворения? Может ли оно прозвучать эпиграфом к какому-либо художественному произведению?

Стихотворение В. Урина

Когда своё достоинство мы раним

И, как бы болью горечь познаём,

Препятствие беседует с желаньем

Как ветер с возникающим огнём.

И это дерзкий ветер, как награда,

Чтобы ещё сильнее запылав,

Ты не боялся, где решиться надо,

И сознавался, если ты не прав.

Пусть кажется – нелепа затея,

Но лучше сделать, а потом жалеть,

Чем ничего не сделать, сожалея,

И в трудности при жизни умереть!

Д.: Речь пойдёт о произведениях искусства, герои которых – люди мужественные и стойкие, которые выдерживают удары судьбы, смело смотрят «ветру в лицо».

У.: Эти поэтические строки и станут эпиграфом к нашему уроку. В жизни многих людей музыка сыграла важную роль, а для иных стала просто « судьбой ». Самым главным, самым значимым в жизни. Такова и жизнь и любовь и огромное призвание к музыке композитора Людвига Бетховена.

Дети, что означает слово судьба?

Д.: Жизненный путь человека, его трудности, радости и горести., преодоление невзгод. Судьба может быть счастливой, а может стать горькой долей.

У.: Сегодня мы будем слушать музыку, которую композитор определил как тему своей судьбы . Послушаем небольшой фрагмент. Подумайте, о чём с нами говорит автор? Каков его герой ? Вслушайтесь в образный строй: какими интонациями композитор определил его характер?

Поисковый метод.

СЛУШАНИЕ ФРАГМЕНТА III ЧАСТИ ПЯТОЙ СИМФОНИИ Л.БЕТХОВЕНА.

3. Способ – «Я СЛУШАЮ»

4. Способы, которыми владеет ученик:

Определение:

а) характера

б) интонация

в) тембр (окраска музыки)

г) регистр

д) динамика

У.: Сколько тем вы услышали? Охарактеризуйте их.

Д.: 1 –я – песенная, скорбно – лирическая, сумрачная, тревожная, бессильная, слышатся жалобные интонации, исполняли виолончели и контрабасы, pianissimo ,в низком регистре. Звучала как вопрос, раздумье, сомнение.

2 –я – повелительная, резкая, властная, слышится маршевая интонация, звучит у труб и деревянных духовых инструментов, призывает к действию.

У.: Действительно, в первой теме сумрачная, глухая окраска мелодии, её медленное движение создают впечатление мрачного предчувствия, душевной тяжести. Во второй теме медный тембр валторн и деревянных духовых инструментов призывают к действию. Она звучит властно, обрывает речь первой темы, но в тоже время есть непреодолимое напористое движение мелодии.

А если представить, что это портрет, то можем ли мы сказать, что у человека две линии, два «жизненных голоса « ? Какие это голоса?

Д.: В человеке две сути – он и слаб и мужественнен одновременно В музыке слышна нежность, робость, беззащитность героя с одной стороны,и с другой - это мрачная воля судьбы, может быть жестокая и неотвратимая, беспощадная и несправедливая.

У.: Кто же побеждает в этом поединке?

Д.: Воля и мужество.

Выводим таблицу: « В человеке борются два начала: слабость и мужество»

У.: Вспомните, какому из композиторов была особенна, свойственна тема борьбы и преодоления, сила духа, воли: такой музыкальный язык, стиль высказывания?

Д.: Это музыка Бетховена.

У.: Задумываемся ли мы порой, какой ценой добыта победа и самоутверждение человека? О терниях на пути человека к звёздным вершинам духа и рассказывает Пятая симфония. Как вы понимаете музыку симфонии? Может ли прослушанная музыка быть средством общения композитора и слушателя? В музыкальном искусстве много жанров – опера, балет, концерт, романс и т. д. А в чём особенность симфонии? Если сравнить симфонию с литературой, то с каким литературным жанром ее можно сопоставить?

Д.: Симфония похожа на большой рассказ, повесть, роман, в жизни героев происходит что-то очень значимое, порой драматичное.

У.: Действительно, в структуре симфонии есть моменты, близкие к композиционному строению литературных произведений: главы повествования, т.е. части, в симфонии обычно четыре; завязка действия, пролог, развитие, кульминация и эпилог. Иногда симфония открывается вступлением, своего рода эпиграфом. Как, например, эта симфония, Пятая. Сейчас мы слушали фрагмент её третьей части, представляющий своего рода героический центр симфонии.

Но что было до этого? О чём поведал Бетховен в первой части симфонии? Открывает её тема-эпиграф, о которой композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь!»

ПОИСКОВЫЙ МЕТОД. (КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ МУЗЫКА, РИСУЮЩАЯ ОБРАЗ СУДЬБЫ)

Какими, по вашему мнению, средствами можно воплотить образ судьбы? Какой вы её слышите?

Д.: Грозной, мрачной, сильной, страшной… (характер)

У.: Какие интонации точнее передадут суть этой темы – песенные, маршевые, танцевальные? (интонации)

Д.: Скорее всего маршевые.

У.: Вслушайтесь ещё раз в слова Бетховена: «Так судьба стучится в дверь!» Какое слово ключевое? Оно подскажет основные выразительные средства.

Д.: Слово стучится. В мотиве судьбы главным должен быть ритм.

У.: А какую роль вы относите оркестровым тембрам? Какие инструменты могли бы, на ваш взгляд, соответствовать характеру мотива судьбы?

Д.: Её могли бы исполнить медные духовые; или мрачно и тревожно – виолончели и контрабасы. (тембр)

У.: А теперь, сравните своё представление темы и как она звучит у Бетховена.

СЛУШАНИЕ I ЧАСТИ СИМФОНИИ №5 (мотив судьбы)

У.: Мы можем предположить, что герой симфонии – сам Бетховен, что это его личностная, авторская позиция, его откровение?

Д.: Да, конечно.

У.: Сколько раз судьба грозно и трагически стучала в его дверь: обездоленное сиротское детство, одиночество, униженное положение музыканта – слуги… И в молодые годы может быть самый страшный удар судьбы – болезнь и глухота.

Понимание того, что до конца дней он будет отгорожен от мира непроницаемой стеной глухоты, совпало ещё с одной драмой: Бетховену было отказано в женитьбе на любимой девушке. Она – Джульетта Гвиччарди, дочь графа, он – всего лишь музыкант, пусть овеян европейской славой, но на жизнь то он зарабатывает своим трудом…

Людвиг едет в своё небольшое имение в Гейлигенштадт, где пишет завещание… Он решается покончить счёты с жизнью, которая, как ему казалось, никому не нужна; с музыкой, которую он никогда не услышит. Но вот однажды…

СТИХОТВОРЕНИЕ. Вс. Рождественский

Где брал он эти сумрачные звуки

Сквозь плотную завесу глухоты?

Соединенье нежности и муки,

Ложащееся в нотные листы!

Касаясь верхних клавиш лапой львиной

И встряхивая гривою густой,

Играл, не слыша ноты не единой,

Глухою ночью в комнате пустой.

Текли часы и оплывали свечи,

Шло мужество наперекор судьбе…

А он всю совесть муки человечьей

Рассказывал лишь самому себе!

И убеждал себя, и верил властно,

Что и для тех, кто в мире одинок,

Есть некий свет, рождённый не напрасно,

А музыка – бессмертия залог!

Большого сада шорохи и скрипы

Вели свой разговор сквозь полусон,

И слышали в окне раскрытом липы

Всё то, чего не слышал он.

Луна над городком встаёт всё выше,

Глух не он, а этот мир вокруг,

Который вещей музыки не слышит,

Рождённой в счастье и в горниле мук.

О чём говорит нам стихотворение?

Д.: Музыка заговорила, зазвучала в нём самом!

У.: Она рвалась из недр души, она рождалась! Сегодня мы будем слушать первую часть Пятой симфонии , которой Бетховен предпослал темповое обозначение Allegroconbrio , т.е. Скоро с огнём.

Задание.

Проследите за интонационным движением мотива судьбы; какие способы развития использует Бетховен?

СЛУШАНИЕ I ЧАСТИ СИМФОНИИ №5 (- развитие. Слушание – конец 1-й части –

5. Ситуация успеха.

Ученики высказывают свои впечатления о замысле и развитии образа.

Для образа Человека характерно своего рода эмоциональное диминуэндо. Интонации тревоги, волнения, мольбы. Можно услышать усталый голос одиночества (гобой). Мир вокруг как будто оглох, всё остановилось, замерло, но есть надежда «А вдруг услышат?»

Для образа Судьбы характерно развитие по нарастающей. Музыка звучит как лавинный ком, собирая силы, как твердь зла (унисон tutti оркестра).

Слушание – конец 1-й части

Д.: Столкновение двух тем – судьбы и человека, сильного и слабого. Накал борьбы разрастается с особой силой к концу первой части, а в кульминации достигает невероятной мощи.

У.: Каков же итог этой схватки?

Ученики осмысливают: Судьба одолела Человека.

У.: Это было психологическим барьером, который пришлось одолеть и Бетховену – человеку, и Бетховену – композитору? (что бы, не умереть, и продолжить писать музыку).

Смысл основного мотива, яркая выразительная музыка Симфонии дают возможность трактовать её как картину борьбы человека с ударами судьбы. Четыре части Симфонии представляются как этапы этой борьбы. Титан духа рождался не сразу.

Если человек хочет победить, что он должен сделать?

Д.: через борьбу сомнений, страданий собрать волю в кулак, чтобы одержать победу.

Слушание 2-й части симфонии.

У.: Что мы слышим в этой музыке?

Д.: Портрет человека, собирающего волю в кулак, борьбу сомнений, страданий и мужества (солирующие альты и виолончели), но и вера в победу, так как слышна героическая, маршевая музыка – это тот порог, за которым слышится поступь не сломленной воли.

У.: Как вы думаете, какой музыкой должна заканчиваться симфония, если человек не покорился судьбе, а вышел с достоинством в схватке с ней?

СЛУШАНИЕ: ФИНАЛ 5-Й СИМФОНИИ

У.: Что мы услышали в музыке, какую атмосферу?

Д.: Победу, праздник, ликование, свет.

У.: Но эта музыка не теряет мужественной окраски, строгой волевой решимости. Это не вихрь беззаботного веселья карнавала; это сплав гордости, величия и радости.

«Силы жаждут вновь обрести крылья для полёта…», «Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его» (А.Н. Скрябин).

Попробуйте найти этому интонационное подтверждение.

Какая мелодия и куда она движется?

Д.: Мелодия победного песенно – маршевого склада поэтапно движется вверх. И то, что вершина покорена, утверждается повторением мотива.

У.: Тембр, каких инструментов созвучен окраске победных фанфар?

Д.: Тембр медных духовых инструментов.

У.: Представьте себе, ведь уже два столетия живёт эта музыка, волнует людей. В чём её сила воздействия? Что находят в неё люди?

Д.: Самих себя! Наверное, каждому человеку предстоит пережить трудности, испытания, может быть неуверенность в себе и даже отчаяние. Люди находят в музыке Бетховена героя, которому хочется подражать, быть похожим на него.

У.: Как вы думаете, чем стала в судьбе Бетховена его Пятая симфония?

Его спасением, возвращением к жизни, преодолением. Он осознал, что может писать музыку, и, главное должен создавать музыку, что она нужна людям!

Итог: Мы проникли в творческую лабораторию великого композитора Л. Бетховена и убедились в развитии замысла композитора: «через борьбу – к победе»,

Как же Бетховен интонационно доказал, дал слушателям мелодическое, слуховое «подтверждение» победы человека с силами мрака, унылой обречённости, безволия?

Через всю симфонию проходит тема «судьбы».

1-я часть. Показ героя и судьбы.

2-я часть. Портрет человека, собирающего волю в кулак.

3-я часть. В герое борются два человека – сильный и слабый.

4-я часть. Победное торжество.

Образы борьбы и победы в искусстве


«…то, что у меня на сердце, должно найти себе выход…» Л.Бетховен Памятник Бетховену в Вене. (1770-1827) Людвиг ван Бетховен


Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году, в Германии, в Бонне. Его семья была очень музыка льной, отец и дед композитора пели в хоре.


РОДИТЕЛИ БЕТХОВЕНА


Тридцатилетний Бетховен «...Взгляните на него, на Бетховена, этого тридцатилетнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, который делает вид, что презирает моду, однако высоко поднимает голову над красивым, белым, трижды закрученным галстуком и довольный, гордый (в то же время не совсем спокойный), искоса наблюдает, какое впечатление производит он на окружающих, на Бетховена, у которого хорошее расположение духа, смех во всю глотку, жизнерадостность». Р.Ролан


К 1800 году он стал самым популярным композитором в Вене. Он зарабатывал намного больше, чем большинство композиторов того времени, его слава распространилась далеко за пределы Австрии. Все обследовавшие врачи сошлись в едином мнении – болезнь неизлечима, и однажды он станет абсолютно глухим. Для человека, который доверял звуку свое благосостояние и самые глубокие чувства, это был самый жестокий приговор. «Вот уже два года, как я не участвую в общественной жизни исключительно потому, что я не могу сказать людям: я глухой.» - писал Бетховен в 1801 году.


Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества 1801 год…Частичная потеря слуха… Создаёт одно произведение за другим, полные волевого порыва… «…Я схвачу судьбу за глотку!»


"Ни одного дня без строчки..." "Почему я пишу?То, что у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот поэтому я и пишу."


«…следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». А.С. Пушкин В рукописях Бетховена можно наблюдать работу скульптора, обтёсывающего материал, из которого рождается образ-тема симфонии.


Скульптура Микеланджело Буонарроти - "Восставший раб"... Образ прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы. Греческая скульптура Ника Самофракийская -богиня победы


Сравни образ преодоления, победы, торжества, выраженный в скульптурах и в симфонической музыке Бетховена. Что в них общего?


А вот так вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените… Масару Эмото «Послания воды…»


Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников? Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?


Что может связывать искусства разных исторических периодов? Какое отношение имеет работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии №5 Бетховена?


Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее» «…Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне.Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.К завтраку мы уже в полном параде…»

Музыка

5 класс

Урок № 13

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Образы борьбы и победы в искусстве

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Портрет в изобразительном искусстве и в музыке;

Роль скрипки в жизни людей разных эпох;

Тема борьбы и победы в творчестве Л. В. Бетховена.

Тезаурус

Диапазон – это объём звучания певческого голоса или музыкального инструмента между самым низким и самым высоким звуками.

Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей, а также художественное изображение, образ литературного героя.

Аранжировка – это переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов или голосов.

Обязательная литература

1. Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей, а также художественное изображение, образ литературного героя.

Исходя из этого определения, можно сказать, что термин «портрет» применим и к живописи, и к литературе. Данный жанр характерен и для музыкального искусства.

Скрипка всегда имела большое значение в жизни людей. Именно поэтому художники часто писали изображение этого инструмента и портреты музыкантов-скрипачей.

Александр Блок так писал о скрипке:

Не соловей - то скрипка пела,

Когда ж оборвалась струна,

Кругом рыдала и звенела,

Как в вешней роще, тишина...

Скрипка в привычном для нас виде появилась в Европе в XVI веке и сопровождала людей на протяжении многих веков. На скрипке играли на народных праздниках и в аристократических кругах.

Норвежская народная песня «Волшебный смычок» отражает значение скрипки в жизни простого народа.

Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил.
А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться, чего ее беречь.

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.

Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.

Всемирно известный скрипач-виртуоз Никколо Паганини жил в 19 веке. Его мастерство владения этим непростым инструментом поражала слушателей настолько, что они думали, что в деле замешала нечистая сила.

Самое знаменитое произведение Паганини - «Каприс №24». Слово «каприс» в переводе с французского означает каприз или прихоть.

Многие музыканты позже обращались к этой музыке. Так, всему миру известна «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова, написанная в форме вариаций. Позже на эту музыку был поставлен балет. Современный гитарист Виктор Зинчук сделал аранжировку каприса для электрогитары и успешно исполнял её на своих сольных концертах.

Аранжировка – это переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов или голосов.

Музыка может быть не только живописной, то есть передавать характерные черты человека, героя или инструмента, или рисовать пейзажную зарисовку. Она может выражать какую-то эмоцию или глобальную идею: идею борьбы, победы, справедливости, героизма.

Музыка великих композиторов: Баха, Бетховена, Моцарта, как раз и была подчинена такой общей идее. Слушая их музыку, мы не замечаем изобразительные мелочи (например, звукоподражании волнам, трепету крыльев птицы), мы ощущаем причастность к чему-то великому, к глобальной идее.

Наиболее ярко тема борьбы и победы проявилась в творчестве Бетховена. Его не только заботила судьба его страны и человечества, он и сам находился в постоянной борьбе. Он ежедневно приспосабливался жить и сочинять музыку с прогрессирующей глухотой, приводившей его в отчаяние.

Главный мотив Симфонии №5 называют «темой судьбы». Ритмический рисунок создаёт ощущение тревоги. Сам Бетховен говорил: "Так судьба стучится в дверь!"

Тем не менее, в музыке Бетховена «добро всегда побеждает зло». Она очень жизнелюбива, полна радости жизни и веры в светлое будущее.

Несмотря на то, что как говорят «в музыке всего семь нот», сочетание этих нот бесконечно. Музыка рисует портреты и пейзажи, вовлекает нас в сопереживание личной или общечеловеческой проблемы. Главное, научиться внимательно её слушать и попытаться понять, что именно хотят донести до нас композиторы и исполнители!

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. О ком идёт речь в норвежской народной песне «Волшебный смычок»?

Варианты ответа: скрипач; флейтист; барабанщик

Важное место в уроке отведено разговору о скрипке, дети узнают, какое значение имел этот инструмент в жизни людей, начиная с XVI века. Кроме того, в самом названии есть подсказка. Флейта – это деревянный духовой инструмент, на барабане играют с помощью палочек, а вот для игры на скрипки чаще всего нужен смычок.

Правильный ответ: скрипач

№ 2. Кем был Никколо Паганини?

Варианты ответа: композитором; скрипачом-виртуозом; архитектором; поэтом; пианистом; скульптором

На уроке дети познакомились с творчеством Н. Паганини и прослушали фрагмент его произведения: Каприс №24. Исходя из этого, следует, что Н. Паганини – композитор. Это очень виртуозное произведение для скрипки, а о способностях композитора ходили слухи. Люди не верили, что человек может так технично играть на этом инструменте. Поэтому второй правильный ответ - скрипач-виртуоз. Архитектором, поэтом, пианистом и скульптором Н. Паганини не являлся.

«…то, что у меня на сердце, должно найти себе выход…» Л.Бетховен Памятник Бетховену в Вене. Памятник Бетховену в Вене. () Людвиг ван Бетховен






Тридцатилетний Бетховен «...Взгляните на него, на Бетховена, этого тридцатилетнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, который делает вид, что презирает моду, однако высоко поднимает голову над красивым, белым, трижды закрученным галстуком и довольный, гордый (в то же время не совсем спокойный), искоса наблюдает, какое впечатление производит он на окружающих, на Бетховена, у которого хорошее расположение духа, смех во всю глотку, жизнерадостность». Р.Ролан


К 1800 году он стал самым популярным композитором в Вене. Он зарабатывал намного больше, чем большинство композиторов того времени, его слава распространилась далеко за пределы Австрии. Все обследовавшие врачи сошлись в едином мнении – болезнь неизлечима, и однажды он станет абсолютно глухим. Для человека, который доверял звуку свое благосостояние и самые глубокие чувства, это был самый жестокий приговор. «Вот уже два года, как я не участвую в общественной жизни исключительно потому, что я не могу сказать людям: я глухой.» - писал Бетховен в 1801 году.


Симфония 5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества 1801 год…Частичная потеря слуха…1801 год…Частичная потеря слуха… Создаёт одно произведение за другим, полные волевого порыва…Создаёт одно произведение за другим, полные волевого порыва… «…Я схвачу судьбу за глотку!»«…Я схвачу судьбу за глотку!»


"Ни одного дня без строчки..." "Почему я пишу? То, что у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот поэтому я и пишу."




Скульптура Микеланджело Буонарроти - "Восставший раб"... Образ прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы. Скульптура Микеланджело Буонарроти - "Восставший раб"... Образ прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы. Греческая скульптура Ника Самофракийская - богиня победы






Почему так популярна Симфония 5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?Почему так популярна Симфония 5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников? Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?


Что может связывать искусства разных исторических периодов?Что может связывать искусства разных исторических периодов? Какое отношение имеет работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии 5 Бетховена?Какое отношение имеет работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии 5 Бетховена?


Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее» «…Постарайся понять. Поверь, в этом была сила. Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне. Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах. К завтраку мы уже в полном параде…»«…Постарайся понять. Поверь, в этом была сила. Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне. Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах. К завтраку мы уже в полном параде…»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Образы борьбы и победы в искусстве Людвиг ван Бетховен Симфония №5 Урок музыки в 5 классе по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Автор: Изотова Светлана Владимировна, учитель музыки ГБОУ СОШ №303 Санкт-Петербурга Образы борьбы и победы в искусстве. Людвиг ван Бетховен Симфония №5

2 слайд

Описание слайда:

Посвящение Бетховену Где брал он эти сумрачные звуки Сквозь плотную завесу глухоты? Соединенье нежности и муки Ложащееся в нотные листы. Касаясь верных клавиш лапой львиной И встряхивая гривою густой, Играл не слыша ноты ни единой, Глухою ночью в комнате пустой. Текли часы и оплывали свечи Шло мужество наперекор судьбе. А он всю совесть муки человечьей Рассказывал лишь самому себе. И убеждал себя и верил властно, Что и для тех, кто в мире одинок, Есть некий свет, рожденный не напрасно, А музыка- бессмертия залог. Большого сада шорохи и скрипы Вели свой разговор сквозь полусон. И слушали в окне раскрытом липы Все то, чего не слышал он. Луна над городом встает все выше, И глух не он, а этот мир вокруг, Который вещей музыки не слышит, Рожденной в счастье и в горниле мук. Всеволод Рождественский

3 слайд

Описание слайда:

Людвиг ван Бетховен 1770-1827 В его творчестве классическая музыка достигла своей вершины и открыла перспективы развития симфонизма в 19 веке. Стиль Бетховена - ГЕРОИКО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ - монументальный плакатный, лозунговый. Вывел симфонию из салонного исполнения на ораторский уровень, с большим революционным пафосом. Современник событий Великой Французской буржуазной революции конца 18 века, провозгласившей СВОБОДУ, БРАТСТВО И РАВЕНСТВО ЛЮДЕЙ, он запечатлел в музыке, что творцом этих преобразований является народ, простой человек. Ведущий жанр творчества Бетховена – СИМФОНИЯ. «Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности»

4 слайд

Описание слайда:

Симфония Сонатно-симфонический цикл Часть1 Сонатнаяформа Экспозиция Allegro ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ (Г.П),СВЯЗУЮЩАЯ ПАРТИЯ (С.П.), ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ (П.П.), ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПАРТИЯ (З.П.) Разработка Развитиеразличныхтемэкспозиции Реприза ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ (Г.П),СВЯЗУЮЩАЯ ПАРТИЯ (С.П.), ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ (П.П.), ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПАРТИЯ (З.П.) Часть 2 Andante(Adagio) Трехчастная форма (А- В- А) Часть 3 Menuetto(Scherzo) Трехчастная форма (А- В- А) Часть4 Allegro Сонатная форма.

5 слайд

Описание слайда:

Симфония №5 . 1804-1808 «От мрака к свету, через борьбу к победе» «Так судьба стучится в дверь» Главная партия I часть – сонатное аллегро Тембр Ритм Интонация Побочная партия

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

III часть – СКЕРЦО Интонация ФОРМА Ритм Тембр Темп III и IV части исполняются без перерыва

8 слайд

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения