Этрусская архитектура. Школьная энциклопедия Интеллект карта по теме художественное наследие этрусков

Искусство этрусков Древний Рим Этруски – народ Этрурии, живший в I тыс. до н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима. Культура возникла в VIII в. до н. э. В конце VII в. до н. э. в Этрурии возникли религиозные союзы городов-государств - двенадцатиградия. Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. Не случайно от этрусского города Цере происходит слово «церемония» Приблизительно в V-III вв. до н. э. воинственный Рим покорил этрусские города, и в них расселились римские воины. В конце концов этруски забыли свой язык Искусство этрусков Искусство этрусков отличается яркой самобытностью и в большой степени основано на идее смерти и загробной жизни. Наиболее ярким видом искусства, связанным с кремацией, стали канопы - глиняные сосуды с крышкой для хранения праха усопших, найденные в окрестностях города Кьюзи (VII-VI вв. до н. э.). Они имеют много вариантов: одни представляют собой сосуд, оформленный в виде тела человека, другие - человекоподобную урну на троне. Третьи изображают фигуру человека, стоящую на сосуде. Наконец, четвертые - человека за ритуальным пиром В VII до н. э. в гробницы клали богатые погребальные дары: золотые ювелирные изделия Ситула из гробницы в Кьюзи Бронза. Фибула из гробницы РеголиниГаласси. VII в. до н. э. Золото. Калхант. Этрусское зеркало. IV в. до н. э. Бронза Архитектура этрусков Города Город «Живых» Город «Мертвых» Дерево, глина Камень Живопись Этрусская фресковая живопись относится к VII-III вв. до н. э. Самые интересные и известные росписи выполнены в VI-V вв. до н. э. Эти росписи были сделаны в гробницах Тарквинии, древнейшего этрусского города. Для этрусков смерть и сопровождающий ее переход к новой жизни - это вечный пир. Веселье, радость, беспечное наслаждение благами отличают росписи многих гробниц Танцовщица из гробницы «Жонглера» . V в. до н. э. Фреска из гробницы «Буйволов» . VI в. до н. э. Скульптура В этрусских гробницах не находят тел усопших. Саркофаг супругов из Бандитачча. VI в. до н. э. изображает возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными волосами, широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими» улыбками. Одной рукой мужчина обнимает прислонившуюся к нему жену. Супруги оживленно беседуют, устремив взгляд на воображаемого зрителя. Саркофаги служили памятником усопшему. В них хранился прах умерших Этрусский саркофаг из гробницы в Кьюзи. II в. до н. э. Терракота. Менада. Антефикс храма Джуно Соспита. VI-V вв. до н. э Химера. V в. до н. э. Бронза Капитолийская волчица. Около 500 г. до н. э. Бронза. В III-I вв. до н. э. великолепное искусство гробниц затухает. Все чаще идеи бессмертия воплощаются в маленьких ремесленных урнах для праха, на передней стенке которых изображены сцены из древнегреческих мифов, связанных с предательством и убийством. Высшие достижения загадочного народа, культура которого до сих пор в должной мере не понята, наследовали практичные римляне: инженерное искусство, умение строить дороги и города.

СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры» ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ Презентация к уроку истории искусства п реподавателя Косяченко Н.С. Санкт-Петербург 2018

Этруски – древние европейские племена, жившие в III тысячелетии до нашей эры на территории Аппенинского полуострова. Они явились создателями цивилизации, на основании которой возникла римская государственность и культура.

Роспись центральной стены погребальной камеры в "Гробнице Охоты и рыбалки" в Тарквинии, (ок. 510 до н.э.) Уже в 8 веке до н.э. этруски заявили о себе как отважные мореходы и торговцы

Этруски строили города, среди которых порт Спина, а также Вольтерра, Черветри, Вейи, Перуджа и другие. Этрусские города имели укрепленные стены с проездными воротами в виде арки. Эту форму в последствии позаимствовали у них римляне. Улицы в городах пересекались под прямым углом. Города соединялись дорогами и мостами.

Ворота в Вольтерре. 3-2 в.в. до н.э.

Арка в Перудже. 3-2 в.в. д о н.э.

Этруски были язычниками, многобожниками. Но их религия мрачнее, в ней большую роль играли божества смерти. Тиния. 250-300 до н.э. Бог неба, отождествлялся с Зевсом у древних греков и Юпитером у римлян

Туран - олицетворение любви и здоровья, отождествляется с греческой богиней Афродитой и римской Венерой - прародительницей

Турмс - этрусский Гермес – бог, связанный с погребальными ритуалами. Он сопровождал души мертвых в Аид.

Архитектура этрусков близка к греческой

Н о этруски использовали камень только в фундаментах, каркас делали из дерева, а стены – из сырцового кирпича

Этрусский храм стоит на подиуме (высоком постаменте), к колонаде портика ведет лестница

Этруски украшали храм раскрашенными терракотовыми рельефами и статуями

Аполлон Вейский. 550-520гг до н. э Автором статуи, вероятно, являлся скульптор Вулка - единственный из этрусских скульпторов, чьё имя известно на настоящий момент. Статуя являлась частью композиции, изображавшую Аполлона и Геракла, боровшихся за Керинейскую лань. Данная композиция располагалось на высоте 12 м на святилище Минервы в Портоначчо

Жилища этрусков имели осевую композицию, но были самой разнообразной планировки – от прямоугольных до круглых

Черветери. Италия. 500-600 гг. до н. э. Представление о жилищах этрусков дают сохранившиеся до наших дней гробницы.

Гробница Рельефов (4-3 в.в. до н.э.)– гробница семьи Матунас. Это одна из самых важных и известных гробниц, найденных в Этрурии. Рельефы гробницы окрашены в разные цвета, стены оштукатурены, а колонны облицованы. На стенах изображены предметы быта семьи.

Гробница Леопардов. 5 в. до н.э. Тарквинии Из росписей гробниц можно узнать многое из быта этрусков: костюм, утварь, мебель, традиции охот, пиров и состязаний, мифологические представления

Урна. V II в до н. э. Урна. V I в. до н. э. У этрусков рано развивается скульптура. Уже в V II – VI в.в. до н.э. имеют крышки с портретным изображением бюста покойного.

Погребальная урна. II в. до н. э. Погребальная урна. II в. до н. э.

II в. до н.э. Саркофаг из некрополя Бандитачча. VI в. до. н. э. Фигурами людей украшались и крышки саркофагов.

Этруски обжигали сосуды до черноты, поэтому они получили название « буккеронеро » - «черная земля». Эти сосуды полировали так, что они походили скорее на изделия из бронзы или золота, и украшали либо процарапанным рисунком, либо рельефным изображением животных или птиц

Фигурный глиняный сосуд для туалетного масла в виде сфинкса из Фанагории. IV в до н. э Государственный Эрмитаж

Сосуд «Афродита». Конец V – начало IV века до н.э. Государственный Эрмитаж

Капитолийская волчица. V в. до н.э. Этруски преуспели в ювелирном деле, знали скань и филигрань, но особенно славились их бронзовое литье.

Этрусская женщина. Конец IV – начало III в. до н. э. Луций Юний Брут. 98-117 г.г. до н.э. Традиции этрусского искусства сказались на формировании и скусства Древнего Рима, под власть которого этруски попадают в IV в. до н.э.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 22.12.2015 14:35 Просмотров: 4872

Этрусское искусство существовало в период с IX до II в. до н. э.

Но что это за искусство? И кто такие этруски?

Этруски

Этру́ски – древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова между реками Арно и Тибр. Этруски создали развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.

Карта этрусских городов
Римляне много заимствовали у этрусков: инженерное искусство, в том числе возведение арочных сводов зданий, бои гладиаторов, гонки на колесницах, многие погребальные обряды и др.
В VII в. до н. э. у этрусков появилась письменность. О происхождении этрусков нет единого мнения. Предполагают, что их родиной была Италия.
После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла культурную самобытность. Во II-I вв. до н. э. (этрусско-римский период) продолжало существовать местное искусство. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. К этому времени процесс ассимиляции этрусских городов был практически завершён вместе с этрусской историей. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Общая характеристика этрусского искусства

Этрусская цивилизация была преимущественно городской. Города обносились мощными стенами и стояли недалеко друг от друга вдоль долин рек Тибр и Арно. Этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц.

Саркофаг (около 150-130)
Гробница имела форму дома и была подобием дома. Считалось, что с помощью гробницы или урны умерший мог снова продолжить свое существование.
Почти во все время развития этрусской культуры чувствуется влияние греческого искусства (внешние формы). Мировоззрение же двух этих культур было разным.
Фактически, искусство этрусков являлось продолжением будничной жизни, поэтому оно носит натуралистический характер. Целью борьбы за спасение от смерти у этрусков считалась материальная реальность, а путём искусства действительность должна была обрести продолжение, хотя и в окружении нереального и небытия.

Этрусская архитектура

Архитектура этрусской цивилизации была достаточно развита. Храм большого значения не имел, храмовое строительство началось позже. В религиозных обрядах этруски использовали открытые святилища, которые они строили из дерева и глины, поэтому они не сохранились. Их восстанавливают на основе трактата Витрувия и терракотовых урн в форме храма.

Реконструкция этрусского храма
Даже простые здания были обильно и ярко раскрашены, украшены фигурными рельефами.
Но лучше всего строительный талант этрусков проявлялся в сооружении городских стен и ворот. В VIII-VI вв. до н. э. для сооружения ложных сводов и арок использовалась каменная кладка, настоящий цилиндрический свод начал сооружаться в период эллинизма. Самое древнее этрусское укрепление - земляной вал в Поджио-Буко (VII век до н. э.).
Они умели обрабатывать и плотно пригонять друг к другу камни.

Некрополь в Черветери
Главные этрусские гробницы находятся в Орвието, Тарквинии, Кьюзи, Черветери. Этруски обычно хоронили умерших прямо в земле. Сверху делалась земляная насыпь конической формы, основание её окружалось камнями. Сначала они кремировали умерших, позже стали хоронить в гробницах. Гробницы обычно состоят из нескольких помещений с плоской или двускатной крышей, перекрытия поддерживаются обтесанными опорами. Стены часто украшались живописью или рельефами.

Фундаменты домов в этрусском городе Марцаботто
Дома в Этрурии возводились из необожженного кирпича, фундамент складывали из речных камней. Дома, скорее всего, были одноэтажными. Этруски использовали плоскую и изогнутую черепицу.
В Сутри сохранился этрусский амфитеатр, вырубленный в скале.

Этрусская живопись

Сохранились этрусские фрески (живопись по сырой штукатурке). Ими украшали стены высеченных в скалах гробниц. Живопись этрусков сходна с вазописью. Встречаются и росписи жилых домов. Тематика весьма разнообразна: сюжеты из земной жизни покойника, обрядовые сцены с музыкантами, танцорами, гимнастами, изображения охоты и рыбной ловли, мифологические сюжеты.

Фреска
Несмотря на то, что фрески предназначались для гробниц, они отличаются цветовой насыщенностью. Яркие краски должны были радовать покойника. В V в. до н. э. усиливается влияние греческой классики: цвета становятся менее разнообразными, движения фигур – более свободными. Вымысел должен был заменять утраченную действительность.
Росписи позднего классического периода (IV век до н. э.) отличаются сменой сюжетов и техники. Появляется перспектива, фигуры продуманы и умело прописаны. На лицах появляется чувство меланхолии.

Музыканты из гробницы Триклиния. Тарквиния (470 г. до н.э.)

Этрусская скульптура

Скульптура этрусков существовала в виде произведений ремёсел, для украшения обстановки дома, и как погребальная в виде канопов (погребальных урн) и саркофагов.
Терракотовые и бронзовые изделия украшались орнаментами.
Достижением этрусских мастеров VII века до н. э. считается погребальная урна из глины или бронзы с крышкой в виде человеческой головы (канопа). Сосуд схематически воспроизводит человеческое тело. Руки изображаются ручками, голова на крышке повторяет своеобразную маску или портрет покойного.

Бронзовая скульптура

В бронзовой скульптуре этруски добились особенных успехов. Из бронзы делали урны, различные фигурки и украшения. Бронзу использовали также при изготовлении мебели и колесниц, ларцов, зеркал.

«Капитолийская волчица»
Известная бронзовая скульптура «Капитолийская волчица», примерно в натуральную величину изображающая волчицу, вскармливающую молоком младенцев Ромула и Рема, легендарных основателей города, длительное время считалась этрусской. Сейчас существуют предположения, что дата её изготовления – XI-XIII вв. н.э.
А вот эта бронзовая статуэтка точно создана этрусскими мастерами.

Бронзовая статуэтка из Кьюзи (550-530 гг. до н.э.)

Терракотовая скульптура

Терракота – керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, черепица, облицовочные плитки и архитектурные детали.
Терракотовая скульптура этрусков также были на высоком уровне.

Терракотовый саркофаг молодого человека (Тоскана)

Каменная скульптура

В основном каменная скульптура представляла собой надгробные памятники. Особенно удавались этрускам каменные барельефы.

Саркофаги

Саркофаги – наиболее оригинальное создание этрусской скульптуры. Обычно они были терракотовыми. Крышка изображалась в виде ложа для симпосия (ритуализированное пиршество в Древней Греции), на ней изображалась полулежащая фигура усопшего, часто вместе с супругой. Фигуры и лица имеют большое портретное сходство. Физические недостатки, черты болезни или старости изображались без прикрас, но и без насмешки.
Покойник обычно изображался в момент пира, чтобы подчеркнуть его жизненность. Но в этрусском портрете нет признаков психологических поисков.

Саркофаг супругов

IV четверть

План урока № 1.

Тема: Искусство этрусков

Цель: Сформировать представления о развитой цивилизации этрусков, существовавшей 2500 лет назад на северо-западе Аппенинского полуострова.

Задачи:

1. Образовательная: Знакомство с культурой этрусков.

2. Воспитательная: осознанное отношение к искусству этрусков.

3. Развивающая: художественный вкус, речь, память, мышление.

Методы: словесный, наглядный, перспективы, ретроспективы, сравнения, художественного обобщения.

Список методической и используемой литературы.

1. Ривкин Б.И. Малая история искусств. Античное искусство. М.: Искусство, 1972. – 356 с.

2. Древние Египет и Греция. М.: Терра, 1997. – 288 с.

3. Всемирная история / ред.группа: М. Боярский, Е. Сучкова, Л. Ковальчук. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель 2010. – 303 с., ил. – (Наглядная энциклопедия для всей семьи).

4. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. М.: Просвещение, 1971. – 319 с.

5. Дмитриева Л.В., Романова В.К. Программа по учебному предмету ПО.02.УП.01. «История искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» для учащихся 2 класса (5-летний срок обучения), п. Усть-Ордынский, 2012.

Основные понятия: акротерий, антефикс, целла, вотивный, канопы.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания:

    Какой новый архитектурный тип возник в эпоху эллинизма?

    Назовите наиболее значительные скульптурные произведения эпохи эллинизма.

    Что такое глиптика?

    Что такое камея?

    Что такое инталия?

3.Объяснение нового материала.

Этруски были народом индоевропейского происхождения, по всей видимости, из Малой Азии. С IX –VIII вв. до н. э. их поселения находились на землях между Арно и Тибром, Тирренским морем и Аппенинскими горами. Позже этруски расселились также на юг и на север, в Паданскую низменность. С VI в. до н. э. этрусская цивилизация интенсивно развивалась уже в хорошо укрепленных, самых настоящих городах-государствах (Вейо, Черветери, Тарквиния, Перуджа и др.), объединявшихся в союзы и утверждавших свой приоритет по отношению к другим италийским городам, в том числе Риму. Его борьба с этрусками занимала период с конца III в. до н. э. до середины II в. до н. э.; этрусская цивилизация в итоге была поглощена Римом.

С VI в. на цивилизацию этрусков все большее воздействие оказывает через греческие колонии на юге Италии эллинская культура. Искусство этрусков развивалось под знаком греческого влияния (сохраняя, впрочем, свою характерную «антиклассичность»), а также восточного, и достигло расцвета в IV –V вв. до н. э. Влияние греческого искусства затрагивало внешние формы: этруски восприняли от греков алфавит, мифы, сделав их своими, заимствовали аристократические пиры, охоту и спортивные игры. Подобно грекам, этруски поклонялись двенадцати богам, но в их религиозном мировоззрении особую роль играли божества смерти и загробного мира, а также гадания по молниям, полету птиц и внутренностям жертвенных животных.

Исходным пунктом этрусской цивилизации надо считать культуру Виланова (по названию поселения близ Болоньи), относящуюся к IX –VIII векам до н. э. Для этой эпохи характерны сосуды в технике импасто , которые лепились вручную из плохо обработанной глины. С XV в. до н. э. под влиянием привозной керамики из Греции и стран Передней Азии и благодаря распространению гончарного круга керамика импасто приобретает правильные формы и гладкую поверхность, которая после лощения и последующего обжига приобретает металлический блеск. Формы многих сосудов копируют привозные изделия. Например, большой котел холмос, на высокой фигурной четырехчастной подставке воспроизводил в глине сирийско-урартский бронзовый котел и служил курильницей во время ритуальных церемоний. На смену сосудам импасто приходит новый вид керамики – буккеро (от испанского названия сосудов древних индийцев, имевших черный цвет), для которой характерны глубокая черная блестящая поверхность и четкие чеканные формы, воспроизводящие дорогую металлическую посуду. По мнению исследователей, вазы буккеро предназначались для погребальных и ритуальных целей.

В XII в. до н. э. под воздействием греческой вазописи появляются расписные сосуды: грушевидные арибаллы, алабастры, ольпы, ойнохои. Их поверхность густо покрыта изображениями, между фигурами помещаются розетки. Через полтораста лет в Этрурии под греческим влиянием утверждается чернофигурный стиль вазописи. Наиболее известны произведения из мастерских в городе Вульчи, получившие название «понтийских» ваз. Их роспись представляет собой ряд орнаментальных и сюжетных фризов, для которых характерна некоторая небрежность в исполнении фигур, сочетающаяся с динамичностью и выразительностью поз и движений. Характерным мотивом является эффектная сцена терзания животных . Таким образом, в этрусской керамике пересматривались греческие образцы и разрабатывались собственные формы, с типичной отделкой черным цветом.

В религии этрусков, как и других древних народов, важнейшее место принадлежало загробной жизни. Особая роль отводилась росписям гробниц, всегда имевшим сакральный смысл. Потолок часто покрывался шахматным орнаментом, обозначавшим небо преисподней. На главной стеле напротив входа помещалось изображение одного из символов умершего, его погребального ложа или божества смерти Фуфлунса со свитой. Главными предметами погребального культа были урны и саркофаги – вместилища праха покойного. Наиболее ранние памятники такого рода – погребальные терракотовые биконические урны и урны-канопы (часто напоминающие египетские сосуды для мумифицированных органов умершего) конца VII–начала VI в. до н. э., в которых хранили пепел умершего. Чаще всего крышки украшены фигурками воинов или изображениями человеческой головы, портретирующей покойного, ибо именно она служит вместилищем жизненной силы. Широкое распространение получили большие терракотовые саркофаги со скульптурными фигурами покойных на крышках, часто представленными возлежащими за пиршественным столом (на греческий манер).

Живопись представлена росписями гробниц: особенно знамениты гробницы Леопардов и Корабля в Тарквинии. Подобно древним египтянам, этруски украшали росписями стены гробниц. Сами гробницы либо высекали в скале, либо возводили из камня и насыпали над ними курган. Их внутренние помещения часто имитируют комнаты домов этрусской знати. Росписи гробниц дают яркое представление о жизни, нравах и религии этрусков. На стенах изображены мифологические сцены, атлетические состязания в честь умершего, картины погребальных пиров. Размещенные по поясам погребальные сцены и сцены охоты и пиров, состязания и танцы, могучие фигуры зверей. Сплошь плоскостные изображения. Теплые, звучные тона, высокая декоративность и порой грандиозный размах композиции. Архаическая условность, но и острая выразительность. В движениях порывистость, даже нервозность. Что-то беспокойное тревожит нас в самом танце. Созданные в VI–V веках до н. э. фрески этрусских мастеров представляют собой великолепные произведения античной декоративной живописи. В них ярко сказалось влияние Греции, пересечение по стилю с вазописью.

Этрусская скульптура отмечена большой реалистичностью, прежде всего в портретах; отличается значительным разнообразием продукция из серебра, такая как большие статуи, датируемые V в. до н. э. (Национальный музей виллы Джулии, Рим), из храма Портоначчо в Вейо (Аполлон, голова Гермеса, торс Геракла, Богиня Артемида с мальчиком ) и знаменитый Саркофаг супругов из Черветери (VI в. до н. э.), где удивленное выражение лиц супругов напоминает загадочную улыбку Аполлона из Вейо. Этруски богато украшали свои культовые сооружения расцвеченными рельефами и статуями из терракоты, распространенными в период архаики по всему античному миру. Предание гласит, что умению делать статуи из обожженной глины этрусков научили греческие мастера, прибывшие из Коринфа в середине VII в. до н. э. В VI в. до н. э. терракотовая пластика достигает необычайного совершенства. Знаменитый мастер Вулка исполнил декоративную скульптуру храма Аполлона в Вейях. Крышу здания увенчивали акротерии , среди которых была и многофигурная композиция, представлявшая сцену спора Геракла с Аполлоном из-за оленя. От нее сохранилась большая, в рост человека фигура Аполлона – выдающийся образец этрусской пластики.

Этруски обладали изощренной техникой обработки металлов: особенно высоким качеством отличаются знаменитые бронзовые статуи Капитолийская волчица и Химера (V в. до н. э., Археологический музей, Флоренция). Высочайшим мастерством, тонкостью и изяществом отличаются этрусские ювелирные изделия.

Об архитектуре этрусков можно судить по городским стенам и воротам, а особенно – по гробницам, большей частью подземным, располагавшимся под жилыми домами; проведенные раскопки обнаружили в них богатые погребальные клады. Среди городских общественных сооружений особая роль отводилась храмам, на конструкцию и декоративное оформление которых большое влияние оказала греческая архитектура. Однако храмовое зодчество этрусков во многом отличалось от греческого. Этруски употребляли гораздо менее прочные материалы: камень использовали только для фундамента, каркас здания делали из дерева, а стены выкладывали из сырцовых кирпичей. Храмы стояли на высоком основании – подиуме, к которому вела многоступенчатая лестница. Глубокий портик акцентировал фасад здания. У греков этруски переняли такие элементы архитектурного декора, как антефиксы, акротерии, фигурные карнизы и фризы. Все эти детали изготавливались из обожженной глины и богато раскрашивались. Особенно популярными были красочные антефиксы с изображением масок горгон, силенов или менад на фоне пальметты. Помимо чисто практических целей – защиты торцовых частей кровли от влаги, антефиксы, вернее, персонажи, представленные на них, должны были отпугивать от храма враждебные силы. На антефиксах IV –V веков до н. э. чувствуется сильное влияние позднеархаической греческой скульптуры. Главное место в пантеоне этрусков занимала триада верховных богов – Юпитер, Юнона и Минерва, которых почитали во многих городах под их этрусскими именами. В их честь строили храмы с тремя целлами (латин. комната). Черты этрусской архитектуры: использование арочных конструкций в архитектуре; тосканские колонны - широкие колонны с круглыми капителями - этрусский вариант дорического ордера; акротерии - статуи, установленные по углам и на вершине фронтона. Выдающееся достижение этрусков в архитектуре - принцип плотной подгонки каменных блоков и их опоры друг на друга, на котором основывается система арочного и сводчатого перекрытия.

Расцвет культуры и искусства Этрурии охватывает период с VII до начала V в. до н. э. Затем наступает пора нарастающего упадка этрусских городов. Борьба с многочисленными племенами, постоянные войны и социальные распри подорвали их политическое могущество. Однако искусство Этрурии не растворилось полностью под воздействием эллинской культуры. Его традиции сыграли свою роль в формировании художественного творчества рабовладельческого Рима. Согласно давней традиции, считается, что римляне научились у этрусков строительству дорог, применению арки и свода, заимствовали композицию культовых сооружений с тремя целлами и внутреннюю организацию частных жилищ. Таким образом, за пять столетий эта цивилизация сумела создать столь высокую культуру, что ее можно ставить в один ряд с греческой и римской.

Акротерий (греч. – вершина, фронтон) – скульптура или скульптурно-исполненные орнаментальные мотивы над углами и в центре фронтона античных зданий.

Вотивный – посвященный в храм по обету, данному божеству.

Антефикс – архитектурное украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты либо щита с рельефом) по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.

4.Просмотр презентации.

5.Самостоятельная работа: зарисовать мотивы декоративного искусства этрусков.

6.Обобщение урока:

    • Где находилась Этрурия?

      Под чьим влиянием развивалось искусство этрусков?

      Назовите особенности религии этрусков.

      Где были найдены образцы этрусской живописи?

      Назовите самую знаменитую этрусскую бронзовую статую.

Урок 20. Тема: Искусство этрусков и Древнего Рима: особенности архитектуры. Цель: выяснить с обучающимися, на основе какой архитектуры возникла архитектура Древнего Рима? Ход урока I. Рядом с греками жил народ, который назывался этрусками. Они переняли у своих соседей многие детали, но создали свое искусство, свою архитектуру. Например, храмы у них особого значения не имели, поэтому были маленькие. Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому возможно, примеру, поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму даже этрусскими мастерами; этрусского зодчества - циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом. Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений множество характерны монументальность, украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным пышная отделка зданий, сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд. 1

Архитектурные ордера Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем­либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение. Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров:      тосканский римско­дорический, римско­ионический, римско­коринфский, композитный Оба ордера, дорический и ионический, казались римлянам, пристрастным к пышности и блеску, слишком простыми и бедными: поэтому они употребляли предпочтительно коринфский ордер, переделав его по­своему и сообщив ему большую роскошь. В капители коринфской колонны они увеличили число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид, скруглив и закрутив их края; кроме того, для пущей нарядности, они примешивали к ним листья лавра и других растений, причём иногда отливали эти украшения капители из бронзы. Коринфский антаблемент получил в Риме 2

роскошную и разнообразную орнаментацию, какую только могла изобрести фантазия архитекторов: сильно выдающиеся вперёд полоски перлов и листьев, скульптурные гирлянды, фигуры людей и животных и т. п. Это обилие орнаментации в некоторых зданиях последней эпохи Римского искусства, превышало всякую меру, доходило до безвкусия. Кроме того, римляне придумали ещё более пышный стиль, соединив в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно поместив над аканфовыми листьями первой горизонтально лежащей волюты второй. Таким образом появился стиль, которому присвоено название «римского» или «композита». Произвольно переделывая архитектурные стили Греции, римляне не стеснялись и в применении их к делу. Так, например, для одного и того же здания они употребляли различные стили, причём дорический стиль обыкновенно являлся в нижнем этаже, ионический - во втором, коринфский или композит - в верхних этажах. Пользуясь колонной преимущественно как элементом декоративным, они не соблюдали греческого принципа равных, определённых промежутков между колоннами. Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. Pentheion - место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки. Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей - амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В 3

центре находилась арена, а под трибунами - помещения для выступающих. Колизей был построен в 70 - 90­х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей. 4

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения