О музыкальном образе. Преподавание музыки. Тема: "Музыкальный образ" Героический музыкальный образ определение

Вступление

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.

Другими словами музыкальный образ - это воплощенный в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое - либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества...и т.д.)

Виды музыкальных образов

Музыкальный образ - это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора.

Музыкальные образы бывают:

  • -лирические - образы чувств, ощущений;
  • -эпические - описание;
  • -драматические - образы-конфликты, столкновения;
  • -сказочные - образы-сказки, нереальные;
  • -комические - смешные и т.д.

Пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальный образ, в котором воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное жизненное содержание.

Лирический образ

Слово лирика происходит от слова "лира" - это древний инструмент, на котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях. Лирика - монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях.

Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир творца. В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса - только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений.

Музыкальный образ

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.

другими словами музыкальный образ – это воплощенный в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества...и т.д.)

Музыкальный образ - это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора.

Музыкальные образы бывают:

Лирические - образы чувств, ощущений; -эпические - описание; -драматические - образы-конфликты, столкновения; -сказочные- образы-сказки, нереальные; -комические- смешные и т.д.

Пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальный образ, в котором воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное жизненное содержание.

Лирически образы

Слово лирика происходит от слова "лира" – это древний инструмент, на котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях.

Лирика – монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях.

Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир творца. В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений. .

Вот главные свойства лирики: -чувство -настроение -отсутствие действия. Произведения, в которых отражён лирический образ:

1. Бетховен "Соната №14" ("Лунная") 2. Шуберт "Серенада" 3. Шопен "Прелюдия" 4. Рахманинов "Вокализ" 5. Чайковский "Мелодия"

Драматические образы

Дра́ма (греч. Δρα´μα - действие) - один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой), передающий события через диалоги персонажей. С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов.

Драма - произведение, изображающее процесс действия. Главным предметом драматического искусства становились человеческие страсти в их наиболее ярких проявлениях.

Главные свойства драмы:

Человек находится в сложной, тяжёлой ситуации, которая кажется ему безвыходной

Он ищет выход из этой ситуации

Он вступает в борьбу – либо со своими врагами, либо с самой ситуацией

Таким образом, драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает – чаще всего.

В драме на первом плане – не чувства, а действия. Но эти действия могут быть вызваны именно чувствами, причём очень сильными чувствами – страстями. Герой, находящийся под властью этих чувств, совершает активные поступки.

Практически все шекспировские герои относятся к драматическим образам: Гамлет, Отелло, Макбет.

Их всех обуревают сильные страсти, они все находятся в сложной ситуации.

Гамлета мучает ненависть к убийцам его отца и желание отомстить;

Отелло страдает от ревности;

Макбет очень честолюбив, главная его проблема – это жажда власти, из-за которой он решается на убийство короля.

Драма немыслима без драматического героя: он ее нерв, средоточие, источник. Вокруг него взвихряется жизнь, подобно воде, бурлящей под действием винта корабля. Даже если герой бездействует (как Гамлет), то это - взрывное бездействие. "Герой ищет катастрофу. Без катастрофы герой невозможен". Кто же он - драматический герой? Раб страсти. Не он ищет, а она тащит его к катастрофе. Произведения, воплощающие драматические образы: 1. Чайковский "Пиковая дама"
«Пиковая дама» - опера по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина.

Сюжет оперы:

Главный герой оперы – офицер Герман, немец по происхождению, беден и мечтает о быстром и лёгком обогащении. Он игрок в душе, но никогда не играл в карты, хотя всегда мечтал об этом.

В начале оперы Герман влюблён в богатую наследницу старой графини – Лизу. Но он беден, и шансов на женитьбу у него никаких. То есть сразу же намечается безвыходная, драматическая ситуация: бедность и в результате этой бедности невозможность добиться любимой девушки.

И вот случайно Герман узнаёт о том, что старуха-графиня, покровительница Лизы, знает тайну 3 карт. Если 3 раза подряд ставить на каждую из этих карт, то можно выиграть целое состояние. И Герман ставит себе целью узнать эти 3 карты. Эта мечта становится самой сильной его страстью, ради неё он жертвует даже своей любовью: он использует Лизу как способ проникнуть в дом к графине и выведать тайну. Он назначает Лизе свидание в доме графини, но идёт не к девушке, а к старухе и под дулом пистолета требует назвать ему 3 карты. Старуха умирает, не назвав ему их, но следующей ночью ему является её призрак и говорит: "Тройка, семёрка, туз".

На следующий день Герман признаётся Лизе, что он был виновником смерти графини, Лиза, не выдержав такого удара, топится в реке, а Герман отправляется в игорный дом, ставит одну за другой тройку, семёрку, выигрывает, затем на все выигранные деньги ставит туза, но в последний момент вместо туза в его руках оказывается дама пик. И Герману чудится в лице этой пиковой дамы старуха графиня. Всё, что он выиграл, он проигрывает и кончает с собой.

Герман в опере Чайковского совсем не такой, как у Пушкина.

Герман у Пушкина холоден и расчётлив, Лиза для него только средство на пути к обогащению -такой персонаж не мог увлечь Чайковского, которому всегда необходимо было любить своего героя. Многое в опере не соответствует повести Пушкина: время действия, характеры героев.

Герман у Чайковского - пылкий, романтический герой с сильными страстями и огненным воображением; он любит Лизу, и лишь постепенно тайна трёх карт вытесняет её образ из сознания Германа.

2.Бетховен "Симфония №5" Всё творчество Бетховена можно охарактеризовать как драматическое. Его личная жизнь становится подтверждением этих слов. Борьба- смысл всей его жизни. Борьба с нищетой, борьба с общественными устоями, борьба с болезнью. О произведении "Симфония №5" сам автор сказал: "Так судьба стучится в дверь!"


3. Шуберт "Лесной царь" Здесь показана борьба двух миров -реального и фантастического. Поскольку сам Шуберт является композитором-романтиком, а для романтизма свойственно увлечение мистикой, то в этом произведении очень явственно выражено столкновение этих миров. Мир реальный представлен в образе отца, он старается спокойно и здраво смотреть на мир, он не видит Лесного царя. Мир фантастический-Лесной царь, его дочери. И младенец оказывается на стыке этих миров. Он видит Лесного царя, этот мир его пугает и манит, и в тоже время он относится к реальному миру, он просит защиты у отца. Но в итоге побеждает мир фантастический, несмотря на все усилия отца. "Ездок погоняет, ездок доскакал, В руках его мёртвый младенец лежал"

в этом произведении переплелись образы фантастический и драматический. От драматического образа мы наблюдаем борьбу яростную непримиримую, от фантастического- мистический взгляд.

Эпические образы ЭПОС, [греч. epos - слово] Эпическое произведение – это обычно поэма, рассказывающая о героических. деяниях.

Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.

Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;

^ Лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения;

Драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.

Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.

Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных). Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано.

Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле. Свойства эпоса:

Героизм

Единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги

Историчность

Сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)

Оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища)

Относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости) Эпические образы в музыке-это образы не только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.

В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история. Произведения эпического характера: 1. Бородин "Богатырская симфония" 2. Бородин "Князь Игорь"

Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), один из композиторов "Могучей кучки".

Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия.

Об этом – и "Богатырская симфония", запечатлевшая образ могучей героической Родины, и опера "Князь Игорь", созданная по мотивам русского эпоса "Слово о полку Игореве".

«Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова- самый известный (считающийся величайшим) памятник средневековой русской литературы. В основе сюжета - неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, ведомый князем Игорем Святославичем.

3. Мусоргский "Богатырские ворота"

Сказочные образы

Само название подсказывает сюжетную линию этих произведений. Наиболее ярко эти образы воплощены в творчестве Н.А.Римского-Корсакова. Это и симфоническая сюита "Шахеразада" по сказкам "1001 ночь", и его знаменитые оперы- сказки" Снегурочка", "Сказка о царе Салтане" , "Золотой петушок"и т.д. В тесном единстве с природой выступают в музыке Римского-Корсакова сказочные, фантастические образы. Чаще всего они олицетворяют, как и в произведениях народного творчества, те или иные стихийные силы и явления природы (Мороз, Леший, Морская царевна и Др.). Фантастические образы заключают в себе наряду с музыкально-живописными, сказочно-фантастическими элементами также черты внешнего облика и характера реальных людей. Такая многогранность (о ней подробнее будет сказано при разборе произведений) придает корсаковской музыкальной фантастике особое своеобразие и поэтическую глубину.

Большой оригинальностью отличаются у Римского-Корсакова мелодии инструментального типа, сложные по мелодико-ритмическому строению, подвижные и виртуозные, которые применяются композитором в музыкальной обрисовке фантастических персонажей.

Здесь же можно упомянуть и фантастические образы в музыке.

фантастическая музыка
некоторые размышления

Ни у кого сейчас нет сомнений в том, что фантастические произведения, издаваемые огромными тиражами каждый год, и фантастические кинофильмы, которых также снимается немало, особенно в США, имеют большую популярность. А как насчет "фантастической музыки" (или, если угодно, "музыкальной фантастики")?

Прежде всего, если подумать, "фантастическая музыка" появилась довольно давно. Разве не к этому направлению можно отнести древние песни и баллады (фольклор), которые складывали разные народы по всей Земле дабы восхвалять легендарных героев и различные события (в том числе и сказочные - мифологические)? А примерно с XVII века уже появляются оперы, балеты и различные симфонические произведения, созданные по мотивам различных сказок и легенд. Проникновение фантастики в музыкальную культуру началось в эпоху романтизма. Но элементы ее "вторжения" мы без труда найдем уже в произведениях музыкальных романтиков, таких, как Моцарт, Глюк, Бетховен. Однако наиболее явственно фантастические мотивы звучат в музыке немецких композиторов Р.Вагнера, Э.Т.А.Гофмана, К.Вебера, Ф.Мендельсона. Их произведения наполнены готическими интонациями, мотивами сказочно-фантастической стихии, тесно переплетающимися с темой противоборства человека и окружающей действительности. Нельзя не вспомнить и норвежского композитора Эдварда Грига, известного музыкальными полотнами, в основу которых положен народный эпос, и произведения Генрика Ибсена "Шествие гномов", "В пещере горного короля", Танец эльфов"
, а также француза Гектора Берлиоза, в чьем творчестве тема стихии сил природы ярко выражена. Самобытно проявился романтизм и в русской музыкальной культуре. Преисполнены фантастической образности сочинения Мусоргского "Картинки с выставки" и "Ночь на Лысой горе", где изображён шабаш ведьм в ночь на Ивана Купалу, оказавшие колоссальное влияние на современную рок-культуру. Мусоргскому принадлежит и музыкальная интерпретация повести Н.В.Гоголя "Сорочинская ярмарка". Кстати, проникновение литературной фантастики в музыкальную культуру наиболее отчетливо заметно как раз в творчестве русских композиторов: "Пиковая дама" Чайковского, "Русалка" и "Каменный гость" Даргомыжского, "Руслан и Людмила" Глинки , "Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Демон" Рубинштейна и др. В начале ХХ века подлинную революцию в музыке произвел смелый экспериментатор Скрябин, апологет синтетического искусства, стоявший у истоков светомузыки. В симфонической партитуре он отдельной строкой вписывал партию для света. Фантастической образностью наполнены такие его произведения, как "Божественная поэма" (3-я симфония, 1904), "Поэма огня" ("Прометей", 1910), "Поэма экстаза" (1907). И даже такие признанные "реалисты", как Шостакович и Кабалевский, использовали прием фантастики в своих музыкальных произведениях. Но, пожалуй, настоящий расцвет "фантастической музыки" (музыки в фантастике) начинается в 70-е годы нашего столетия, с развитием компьютерной техники и появлением знаменитых кинофильмов "Космическая одиссея 2001 года" С.Кубрика (где между прочим были весьма удачно использованы классические произведения Р.Штраусса и И.Штраусса) и "Солярис" А.Тарковского (который в своем фильме вместе с композитором Э.Артемьевым, одним из первых российских "синтезаторщиков", создал просто замечательный звуковой "фон", соединив таинственные космические звуки с гениальной музыкой И.-С.Баха). А разве можно представить себе знаменитую "трилогию" Дж.Лукаса "Звездные войны" и даже "Индиану Джонса" (который был снят Стивеном Спилбергом - но идея-то была Лукаса!) без зажигательной и романтической музыки Дж.Уильямса, исполненной симфоническим оркестром.

А тем временем (к началу 70-х годов) развитие компьютерной техники достигает определенного уровня - появляются музыкальные синтезаторы. Эта новая техника открывает перед музыкантами блестящие перспективы: наконец-то стало возможным дать волю фантазии и моделировать, создавать удивительные, прямо-таки волшебные звуки, вплетать их в музыку, "лепить" звук, подобно скульптору!.. Пожалуй, это уже настоящая фантастика в музыке. Итак, с этого момента начинается новая эра, появляется плеяда первых мастеров-синтезаторщиков, авторов-исполнителей своих произведений.

Комические образы

Судьба комического в музыке сложилась драматично. Многие искусствоведы вообще не упоминают о комическом в музыке. Остальные либо отрицают существование музыкального комизма, либо считают его возможности минимальными. Наиболее распространенную точку зрения хорошо сформулировал М.Каган: «Минимальны возможности создания комического образа в музыке. (…) Пожалуй, лишь в XX веке музыка стала активно искать собственные, чисто музыкальные средства для создания комических образов. (…) И все же, несмотря на важные художественные открытия, сделанные музыкантами XX в., в музыкальном творчестве комическое не завоевало и никогда, видимо, не завоюет такого места, какое оно издавна занимает в литературе, драматическом театре, изобразительном искусстве, кинематографе».

Итак, комическое - смешное, имеющее широкую значимость. Задача – «исправление смехом»Улыбка и смех становятся «спутниками» комического только тогда, когда они выражают чувство удовлетворения, которое вызывает у человека духовная победа над тем, что противоречит его идеалам, что с ними несовместимо, что ему враждебно, поскольку разоблачать то, что противоречит идеалу, осознать его противоречие - значит преодолеть дурное, освободиться от него. Следовательно, как писал ведущий российский эстетик М. С. Каган, столкновение реального и идеального лежит в основе комического. При этом следует помнить, что комическое в отличие от трагического, возникает при условии, если не вызывает страданий для окружающих и не опасно для человека.

Оттенки комического- юмор и сатира.Юмором называется добродушная, незлобливая насмешка над отдельными недостатками, слабостями в целом положительного явления. Юмор - это смех дружелюбный, беззлобный, хотя и не беззубый.

Сатира - это второй тип комического. В отличие от юмора, сатирический смех - смех грозный, жестокий, испепеляющий. Для того, чтобы как можно сильнее ранить зло, социальные уродства, пошлость, безнравственность и тому подобное, явление нередко сознательно утрируют, преувеличивают.

Все виды искусства способны создавать комедийные образы. О литературе, театре, кино, живописи и говорить не приходится - настолько это очевидно. Скерцо, некоторые образы в операх (например, Фарлаф, Додон) - осуществляют комическое в музыке. Или вспомним финал первой части Второй симфонии Чайковского, написанный на тему юмористической украинской песни «Журавель». Это музыка, которая заставляет слушателя улыбаться. Юмора полны «Картинки с выставки» Мусоргского (например, «Балет невылупившихся птенцов»). Остро сатиричен «Золотой петушок» Римского-Корсакова и многие музыкальные образы второй части Десятой симфонии Шостаковича.

Архитектура - единственный вид искусства, лишенный чувства юмора. Комическое в архитектуре было бы бедой и для зрителя, и для жителя, и для посетителя здания или сооружения. Удивительный парадокс: архитектура обладает огромными возможностями воплощения прекрасного, возвышенного, трагического для выражения и утверждения эстетических идеалов общества - и принципиально лишена возможности создать комический образ.

В музыке комизм как противоречие раскрывается через художественные, специально организованные алгоритмы и несоответствия, которые всегда содержат в себе элемент неожиданности. Например, соединение разнохарактерных мелодий является музыкально-комедийным средством. На этом принципе построена ария Додона в опере "Золотой петушок” Н. А. Римского-Корсакова, где сочетание примитива и изысканности создает гротесковый эффект (в устах Додона слышны интонации песенки "Чижик-Пыжик").
В музыкальных жанрах, связанных со сценическим действием или имеющих литературную программу, противоречие комизма схватывается и является наглядным. Однако инструментальная музыка может выражать комическое и не прибегая к "внемузыкальным” средствам. Р. Шуман, впервые сыграв Рондо соль мажор Бетховена, по его собственным словам, начал хохотать, так как это произведение показалось ему самой забавной на свете шуткой. Каково же было его изумление, когда он впоследствии обнаружил в бумагах Бетховена запись, что это рондо озаглавлено "Ярость по поводу потерянного гроша, излитая в форме рондо”. О финале Второй симфонии Бетховена тот же Шуман писал, что это величайший образец юмора в инструментальной музыке. А в музыкальных моментах Ф. Шуберта ему слышались неоплаченные счета портного – такая очевидная житейская досада звучала в них.

Для создания комического эффекта в музыке часто используется внезапность. Так, в одной из Лондонских симфоний Й. Гайдна встречается шутка: внезапный удар литавр встряхивает публику, вырывая ее из мечтательной рассеянности. В Вальсе с сюрпризом И. Штрауса плавное течение мелодии неожиданно нарушается хлопком пистолетного выстрела. Это всегда вызывает веселую реакцию зала. В "Семинаристе” М.П. Мусоргского мирские мысли, передаваемые плавным движением мелодии, внезапно нарушаются скороговоркой, олицетворяющей зазубривание латинских текстов.

В эстетическом фундаменте всех этих музыкально-комедийных средств лежит эффект неожиданности.

Комические марши

Комические марши - это марши-шутки. Любая шутка строится на забавных нелепостях, смешных несоответствиях. Это и нужно искать в музыке комических маршей. Комические элементы были и в Марше Черномора. Торжественность аккордов в первом разделе (с пятого такта) не соответствовала мелким, «мельтешащим» длительностям этих аккордов. Получалась смешная музыкальная нелепость, очень образно рисовавшая «портрет» злого карлика.

Поэтому Марш Черномора тоже отчасти комический. Но лишь отчасти, потому что в нём много и другого. А вот Марш Прокофьева из сборника «Детская музыка» от начала до конца выдержан в духе комического марша.

Вообще, говоря о комическом образе в музыке, сразу всплывают в памяти следующие музыкальные произведения:

Вольфганг Амадей Моцарт "Свадьба Фигаро", где уже в увертюре (вступление к опере), слышны нотки смеха и юмора. Да и сам сюжет оперы повествует о глупом и смешном хозяине графе и весёлом и умном слуге Фигаро, который сумел перехитрить графа и поставить его в глупое положение.

Недаром в фильме "Поменяться местами" с Эдди Мерфи была использована музыка Моцарта.

Вообще, в творчестве Моцарта много примеров комического, да и самого Моцарта называли "солнечным": столько солнца, лёгкости и смеха слышно в его музыке.

Ещё хотела бы обратить ваше внимание на оперу Михаила Ивановича Глинки "Руслан и Людмила". Два образа Фарлаф и Черномор написаны композитором не без юмора. Толстый неуклюжий Фарлаф, мечтающий о лёгкой победе (встреча с колдуньей Наиной, которая обещает ему:

Но не страшись меня:
К тебе я благосклонна;
Ступай домой и жди меня.
Людмилу унесем тайком,
И Светозар за подвиг твой
Отдаст тебе ее в супруги.) Фарлаф так счастлив, что это чувство переполняет его. Глинка же для музыкальной характеристики Фарлафа выбирает форму рондо, построенную на многократном возвращении к одной и той же мысли (одна мысль владеет им), да ещё бас (низкий мужской голос) заставляет петь в очень быстром темпе, почти скороговоркой, что даёт комический эффект (он будто запыхался).

Музыкальный образ

Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах, в их возникновении, развитии и взаимодействии.

Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадываются всевозможные перемены, сдвиги, контрасты. Появление новой мелодии, изменение ритмического или фактурного рисунка, смена раздела почти всегда означают возникновение нового образа, иногда близкого по содержанию, иногда - прямо противоположного.

Как в развитии жизненных событий, явлений природы или движений человеческой души редко бывает только одна линия, одно настроение, так и в музыке развитие основано на образном богатстве, вплетении различных мотивов, состояний и переживаний.

Каждый такой мотив, каждое состояние либо вносит новый образ, либо дополняет и обобщает основной.

Вообще в музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию. Например, Двенадцатый этюд Скрябина, представляет очень цельный образ, хотя при внимательном прослушивании мы обязательно отметим его внутреннюю сложность, переплетение в нём различных состояний и средств музыкального развития.

Точно так же строятся и многие другие произведения небольшого масштаба. Как правило, продолжительность пьесы тесно связана с особенностью её образного строения: маленькие пьесы обычно близки к единой образной сфере, в то время как крупные требуют более долгого и сложного образного развития. И это естественно: все крупные жанры в различных видах искусства обычно связаны с воплощением сложного жизненного содержания; им присуще большое количество героев и событий, в то время как маленькие обращены обычно к какому-нибудь частному явлению или переживанию. Это, конечно, не означает, что крупные произведения непременно отличаются большей глубиной и значительностью, часто бывает даже наоборот: небольшая пьеса, даже отдельный её мотив порой способны сказать столь многое, что их воздействие на людей оказывается даже более сильным и глубоким.

Между продолжительностью музыкального произведения и его образным строением существует глубокая связь, которая обнаруживается даже в названиях произведений, например «Война и мир», «Спартак», «Александр Невский» предполагают многочастное воплощение в крупномасштабной форме (опера, балет, кантата), в то время как «Кукушка», «Бабочка», «Одинокие цветы» написаны в форме миниатюры.

Почему же порой произведения, не обладающие сложной образной структурой, так глубоко волнуют человека?

Может быть, ответ заключается в том, что, сосредоточившись на едином образном состоянии, композитор вкладывает в небольшое произведение всю душу, всю творческую энергию, какую пробудил в нём его художественный замысел? Ведь не случайно в музыке XIX века, в эпоху романтизма, так много сказавшего о человеке и сокровенном мире его чувств, достигла высочайшего расцвета именно музыкальная миниатюра.

Очень много небольших по масштабу, но ярких по образу произведений было написано русскими композиторами. Глинка, Мусоргский, Лядов, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович и другие выдающиеся отечественные композиторы создали целую галерею музыкальных образов. Огромный образный мир, реальный и фантастический, поднебесный и подводный, лесной и степной, претворился в русской музыке, в чудесных названиях её программных произведений. Вам уже известны многие образы, воплощённые в пьесах русских композиторов, - «Арагонская хота», «Гном», «Баба Яга», «Старый замок», «Волшебное озеро»...

Не менее богатым является образное содержание и в непрограммных сочинениях, не имеющих специального названия.

Лирические образы

Во множестве произведений, известных нам как прелюдии, мазурки, таятся глубочайшие образные богатства, открываемые нам лишь в живом музыкальном звучании.

Одно из таких произведений - Прелюдия С. Рахманинова соль-диез минор. Её настроение, одновременно трепетное и тоскливое, созвучно русской музыкальной традиции воплощения образов печали и прощания.

Композитор не дал пьесе названия (Рахманинов не обозначил программным подзаголовком ни одну из своих прелюдий), однако в музыке чувствуется щемящее осеннее состояние: трепет последней листвы, моросящий дождь, низкое серое небо.

Музыкальный образ прелюдии дополняется даже моментом звукоизобразительности: в мелодико-фактурном звучании угадывается нечто похожее на прощальное курлыканье журавлей, покидающих нас на долгую-долгую зиму.

Может быть, потому, что в наших краях так долго длятся холода, а весна наступает медленно и неохотно, каждый русский человек с особой остротой чувствует конец тёплого лета и прощается с ним с тоскливой грустью. И поэтому образы прощания тесно сплелись с темой осени, с осенними образами, которых так много в русском искусстве: улетающие листья, моросняк, журавлиный клин.

Сколько стихотворений, картин, музыкальных пьес связано с этой темой! И как необычайно богат образный мир осенней печали и прощания.

Вот летят, вот летят...Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли - и вновь сиротеет душа и природа
Оттого что - молчи! - так никто уж не выразит их...

Это строки из стихотворения Николая Рубцова «Журавли», в котором так пронзительно и точно обрисован образ русской души и русской природы, воплощённый в высоком прощальном полёте журавлей.

И хотя Рахманинов, конечно, не вносил в своё произведение такой точной картины, думается, в образном строе прелюдии журавлиный мотив не случаен. Журавли – это своеобразный образ-символ, как бы парящий над общей образной картиной прелюдии, сообщающий её звучанию особую высоту и чистоту.

Музыкальный образ не всегда связан с воплощением тонких лирических чувств. Как и в других видах искусства, образы бывают не только лирическими, но порой остро драматическими, выражающими столкновения, противоречия, конфликты. Воплощение большого жизненного содержания рождает эпические образы, отличающиеся особой сложностью и многоплановостью.

Рассмотрим различные виды образно-музыкального развития в их связи с особенностями музыкального содержания.

Драматические образы

Драматические образы, как и лирические, представлены в музыке очень широко. С одной стороны, они возникают в музыке, основанной на драматических литературных произведениях (таковы опера, балет и другие сценические жанры), однако значительно чаще понятие «драматический» связывается в музыке с особенностями её характера, музыкальной трактовкой героев, образов и т. д.

Образец драматического произведения баллада Ф. Шуберта «Лесной царь», написанная на стихотворение великого немецкого поэта И. В. Гёте. В балладе сочетаются и жанрово-драматические особенности - ведь она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц! - и острый драматизм, присущий характеру этой потрясающей по глубине и силе истории.

О чём же в ней говорится?

Заметим сразу, что баллада исполняется, как правило, на языке оригинала - немецком, поэтому её смысл и содержание нуждаются в переводе.

Такой перевод существует - лучший перевод гётевской баллады на русский язык, несмотря на то, что сделан он почти два столетия назад. Его автор, В. Жуковский, - современник Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт, дал такую трактовку «Страшного видения» Гёте.

Лесной царь

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой».
«О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянися, младенец, ко мне;
Весёлого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец! В дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей;
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей».
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мёртвый младенец лежал.

Сравнивая немецкую и русскую версии стихотворения, поэт Марина Цветаева отмечает главное различие между ними: у Жуковского Лесной царь привиделся мальчику, у Гёте - явился на самом деле. Поэтому баллада Гёте реальнее, страшнее, достовернее: у него ребёнок погибает не от страха (как у Жуковского), а от подлинного Лесного царя, представшего перед мальчиком во всей силе своего могущества.

У Шуберта, австрийского композитора, читавшего балладу по-немецки, передана вся страшная реальность истории про Лесного царя: в его песне это такой же достоверный персонаж, как мальчик и его отец.

Речь Лесного царя заметно отличается от взволнованной речи рассказчика, ребёнка и отца преобладанием ласковой вкрадчивости, мягкости, завлекательности. Обратите внимание на характер мелодии - отрывистой, с обилием вопросов и восходящих интонаций в партиях всех персонажей, кроме Лесного царя, у него же она - плавная, закруглённая, певучая.

Но не только характер мелодической интонации - с появлением Лесного царя меняется всё фактурное сопровождение: ритм бешеной скачки, пронизывающий балладу от начала до конца, уступает место более спокойно звучащим аккордам, очень благозвучным, нежным, убаюкивающим.

Возникает даже своеобразный контраст между эпизодами баллады, такой взволнованной, тревожной по характеру в целом, с двумя лишь проблесками спокойствия и благозвучия (две фразы Лесного царя).

На самом деле, как это часто бывает в искусстве, именно в такой ласковости таится самое страшное: зов к смерти, непоправимости и безвозвратности ухода.

Поэтому музыка Шуберта не оставляет нам иллюзий: едва умолкают сладкие и страшные речи Лесного царя, тут же вновь врывается неистовая скачка коня (или стук сердца?), своей стремительностью показывающая нам последний рывок к спасению, к преодолению страшного леса, его темных и таинственных глубин.

На этом и заканчивается динамика музыкального развития баллады: потому что в конце, когда наступает остановка в движении, последняя фраза звучит уже как послесловие: «В руках его мёртвый младенец лежал».

Так в музыкальной трактовке баллады нам являются не только образы её участников, но и образы, прямо повлиявшие на построение всего музыкального развития. Жизнь, её порывы, её стремления к освобождению - и смерть, пугающая и влекущая, страшная и убаюкивающая. Отсюда и двуплановость музыкального движения, реально-изобразительного в эпизодах, связанных со скачкой коня, смятением отца, задыхающимся голосом ребёнка, и отстранённо-ласкового в спокойных, почти колыбельных по характеру речах Лесного царя.

Воплощение драматических образов требует от композитора максимальной концентрации выразительных средств, что приводит к созданию внутренне динамичного и, как правило, компактного произведения (или его фрагмента), основанного на образном развитии драматического характера. Поэтому драматические образы так часто воплощаются в формах вокальной музыки, в инструментальных жанрах небольшого масштаба, а также в отдельных фрагментах циклических произведений (сонат, концертов, симфоний).

Эпические образы

Эпические же образы требуют длительного и неспешного развития, они могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита.

Одним из ярких произведений, пронизанных эпической образностью, является опера-былина «Садко» Н. Римского-Корсакова. Именно русские былины, ставшие источником многочисленных сюжетных фрагментов оперы, сообщают ей эпический характер и неторопливость музыкального движения. Об этом писал и сам композитор в предисловии к опере «Садко»: «Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний и т. п. Поэтому в либретто зачастую сохранен былинный стих с его характерными особенностями».

Не только либретто, но и музыка оперы несёт печать особенностей былинного стиха. Действие начинается издалека, с неторопливого оркестрового вступления, носящего название «Окиан-море синее». Окиан-море числится в списке действующих лиц как царь Морской, то есть вполне достоверный, хотя и мифологический персонаж. В общей картине героев различных волшебных сказок царь Морской занимает столь же определённое место, что и Лесной царь – герой баллады Шуберта. Однако как по-разному показаны эти сказочные герои, представляющие два совершенно различных вида музыкальной образности!

Вспомните начало баллады Шуберта. Стремительное действие захватывает нас уже с первого такта. Стук копыт, на фоне которого звучит взволнованная речь героев, придаёт музыкальному движению характер смятения, нарастающей тревоги. Таков закон развития драматических образов.

Опера «Садко», в некоторых сюжетных мотивах имеющая сходство с «Лесным царём» (как мальчик полюбился Лесному царю и был силой взят в лесное царство, так Садко полюбился Морской царевне и был погружён на дно «окиан-моря»), имеет иной характер, лишённый драматической остроты.

Недраматичность, повествовательность музыкального развития оперы также выявляется уже в первых ее тактах. Не протяжённость сюжета представлена в музыкальном образе вступления «Окиан-море синее», а поэтическая прелесть этой волшебной музыкальной картины. Игра морских волн слышится в музыке вступления: не грозной, не могучей, а чарующе-фантастической. Неторопливо, словно любуясь собственными красками, переливается морская вода.

В опере «Садко» с её образом связана большая часть сюжетных событий, и уже из характера вступления видно, что будут они не трагическими, наделёнными острыми конфликтами и столкновениями, а спокойными и величавыми, в духе народных былин.

Такова музыкальная интерпретация различных типов образности, характерной не только для музыки, но и для других видов искусства. Лирические, драматические, эпические образные сферы образуют свои собственные содержательные особенности. В музыке это отражается в различных её сторонах: выборе жанра, масштабе произведения, организации выразительных средств.

О своеобразии главных особенностей музыкальной трактовки содержания мы будем говорить во второй части учебника. Потому что в музыке, как ни в каком другом искусстве, содержателен каждый приём, каждый, даже самый мелкий, штрих. И порой совсем незначительное изменение - иногда одной-единственной ноты - может в корне менять её содержание, её воздействие на слушателя.

Вопросы и задания:

  1. Как чаще проявляет себя образ в музыкальном произведении - одновременно или многопланово и почему?
  2. Как связан характер музыкального образа (лирический, драматический, эпический) с выбором музыкального жанра и масштаба произведения?
  3. Может ли в небольшом музыкальном произведении быть выражен глубокий и сложный образ?
  4. Как средства музыкальной выразительности передают образное содержание музыки? Объясните это на примере баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».
  5. Почему при создании оперы «Садко» Н. Римский-Корсаков использовал подлинные былины и песни?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор, mp3;
Римский-Корсаков. «Океан-море синее» из оперы «Садко», mp3;
Шуберт. Баллада «Лесной царь» (3 варианта исполнения - на русском, немецком языках и фортепиано без вокала), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Введение

Предмет «Слушания музыки» является своего рода введением в музыкальное искусство. Понимать музыку это очень сложное умение, которое развивается в процессе обучения.

Слушание музыки помогает активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют в классе специальности. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов.

Мои наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное, но выполнимое. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим, поэтому в своей работе мы используем различные творческие задания, например, отразить свое отношение к музыке через рисунок, сочинить свою историю, сказку и многое другое. Ведь насколько осмысленнее будет исполнение детьми музыкальных произведений, если они достаточно хорошо владеют средствами музыкальной выразительности, умеют вслушиваться в музыку, слышать себя, правильно представляет себе музыкальные образы и многое другое, чем нужно владеть грамотному музыканту.

Введение метода "музыкальной графики" имеет особую педагогическую эффективность как метод полиэстетического, полихудожественного образования и воспитания. Рисование музыки - творческий акт, требующий самостоятельности мышления и действия, что создает условия для максимальной сосредоточенности, активизации внимания, заинтересованности.

Рисунки детей с отраженными в них содержанием и формой произведения служат своеобразным визуально фиксированным "документом", позволяющим: с одной стороны, судить о глубине восприятия музыки, а с другой - о типологических особенностях личности самих учащихся. Это такой вид "обратной связи", которая недостижима иными средствами (опрос, беседа, анкетирование), причем на каждом уроке и по отношению к каждому ребенку.

В течение полугода мы изучали своеобразие музыкального языка в сравнении с литературой, изобразительным искусством. Ведь слово в литературе, цвет и рисунок в живописи - это специфический материал данных видов искусств, в музыке таким материалом является звук, создающий сложный мир музыкальных интонаций. Учились воспринимать незнакомые произведения с точки зрения эмоционально - образного строя, проникать в содержание музыки, опираясь на элементы музыкальной речи и логику динамического развития. Учились способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его; учились умению определять общий характер и образный строй произведения; умению выявлять выразительные средства музыки, учились передавать свои наблюдения и впечатления в рисунках.

Сегодня мы представим вам заключительный урок по теме «Музыкальный образ и особенности музыкальной речи».

Этапы урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся, сообщение темы урока.

2. Введение в тему. Беседа об особенностях музыки, живописи и поэзии, какими средствами выразительности пользуется поэт, художник, композитор в создании образов своих произведений.

3. Основная часть. Определение понятия «музыкальный образ», определение средств выразительности, создающих тот, или иной музыкальный образ. Проведение музыкальной викторины, анализ рисунков учащихся из домашнего задания. Объяснение нового материала.

4. Подведение итогов урока.

Ход урока

Педагог - Великий художник и ученый эпохи Возрождения сказал: «Музыка - сестра живописи», что общего между этими сестрами, давайте посмотрим дальше «Живопись это поэзия, которую видят, А музыка это живопись, которую слышат» (Слайды 3, 4). Значит - эти виды искусства очень близки между собой? Разница только в средствах выразительности.

При помощи чего художники создают свои картины (Слайд 5)? Поэт - ? Композитор - ?

Ответ - при помощи красок и кисточек, карандашей или специальных художественных мелков. Поэты - при помощи слов, композиторы - при помощи звуков.

Педагог - А может ли композитор рисовать музыкальные картины?

Давайте вспомним стихотворение Кушнира: «Если видишь на - картине нарисована река…», «Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас…(учащиеся читают стихи Кушнира).

Педагог - Умеет ли музыка рисовать? - Как рисует музыка? - Что или кого может изобразить музыка?

А можно ли нарисовать и в музыке пейзаж, портрет, животных (Слайд 6)? Можно ли в музыке создавать музыкальные образы? Но прежде всего, давайте определимся, что такое музыкальный образ? Это… (Слайд 7)

Ответ - Музыкальный образ - это условный персонаж музыкального произведения.

Педагог - При помощи чего создаются музыкальные образы?

Ответ - Они создаются при помощи разных средств выразительности.

Педагог - Какие вы знаете средства музыкальной выразительности? Давайте посмотрим на экран (Слайд 8). Выберете из предложенных понятий те, которые относятся к средствам выразительности.

Ответ - Мелодия, гармония, регистры, динамика, темп, ритм, лад, штрихи, фактура и многое другое (Каждый из учащихся, который отвечает - дает определение средств музыкальной выразительности).

Педагог - Каждый из этих элементов музыкального языка помогают нам в восприятии музыкального образа. А теперь музыкальная викторина (Слайд 9). Давайте сейчас мы с вами вспомним, с какими музыкальными произведениями мы уже знакомы (Звучит «Королевский марш львов»).

Ответ - Это - «Королевский марш львов» из «Карнавала животных» композитора Сен-Санса.

Педагог - Сюиту карнавала открывает «Королевский марш львов». Какая музыка по характеру?

Ответ - Звучал марш. Музыка - торжественная, спокойная, величественная, гордая - рисует образ сильного и умного хищника.

Педагог - Карнавал животных. Кто из животных должен открывать этот карнавал, стоять во главе?

Ответ - Лев.

Педагог - Почему?

Ответ - Он царь зверей. Он главный.

Педагог - Верно. Какого льва по характеру изобразил композитор? Какие средства выразительности он для этого использовал? Ему важно чтобы на него обратили внимание, на его походку. Какими музыкальными средствами выразительности передал это Сен-Санс? (Повторное прослушивание, Слайд 10).

Ответ - Поступь (шаги) льва изображает весь ансамбль, а рычание - фортепиано, поэтому лев не страшный, а важный.

Педагог - В каком регистре звучит музыка? Какие инструменты ее исполняют?

Ответ - Музыка звучит в низком регистре, исполняют ее музыкальные инструменты виолончели и контрабасы.

Педагог - Какую фактуру композитор использует, чтобы показать этого величественного царя зверей? Давайте проследим по нотам.

Ответ - Фактура тоже величественная и мощная. Сначала - аккордовая, так как это марш, а затем унисонная: ее исполняют виолончели и контрабасы в низком регистре.

Педагог - Почему мы говорим «условный персонаж»?

Ответ - Я думаю, что композитор, сочиняя произведение, хотел отразить свае отношение к жизни, воплотить какую-то свою мысль, а мы, слушая эту музыку, можем только догадываться о чем он нам хотел сказать в этом произведении. Иногда нам композитор дает подсказки. Например, мы слушали «Королевский марш львов» из «Карнавала животных» Сен-Санса. Конечно, мы себе представляли львов, но каждый по-своему.

Педагог - Конечно, в гаммаобразных пассажах некоторые из вас услышали «рык» льва, а некоторые - как он бежит по саванне, поэтому мы и говорим «условный персонаж», каждый представляет себе образ по-своему.

Педагог - И снова вопрос (Слайд 11). Давайте вспомним еще одно произведение. Как называется это произведение? Кто ее написал? Музыка по характеру добрая или злая? В каком регистре звучала музыка, С кокой динамикой? Какая фактура?

Ответ - Дед Мороз, композитора Шумана.

Педагог - Да - это Дед Мороз - Каким вы себе его представляете? Какими средствами выразительности обрисовал этот образ композитор?

Ответ - Музыка жесткая, даже зловещая, динамика очень громкая, мелодия звучит в низком регистре. Лад минорный.

Педагог - А всегда ли музыка была одинаковая, или она менялась? Давайте еще раз прослушаем и проследим по нотам фактуру произведения (Слайд 12). Что изменилось в сравнении с 1 частью.

Ответ - В середине музыка стихла, как будто замерла, потому что динамика стала очень тихая, таинственная, лад - мажорный, регистр средний, а потом снова Дед Мороз разозлился. Фактура в 1 части - унисонная и в конце фраз аккордовая, как будто кто-то очень громко стучит посохом. А во второй - гомофонно-гармоническая, мелодия звучит как фон, на этом фоне в низком регистре появляется очень зловещая мелодия. Дед Мороз совсем не добрый.

Педагог - Давайте посмотрим ваши рисунки. Опишите Деда Мороза, который приходит к вам на Новый год.

Педагог - Какие музыкальные образы вы знаете еще?

Ответ - В музыке очень много самых разных образов. Например, «образ-портрет», «образ-пейзаж», «образ-настроение» и еще много других.

Педагог - В музыке можно передать буквально все: чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое - либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, изображение животных, птиц, да и очень много чего другого. Другим словами - язык музыки неисчерпаем.

Сегодня мы с вами познакомимся с «образом-настроением». У каждого человека может быть то или иное настроение: весёлое или грустное, спокойное или встревоженное. Улыбнулось тебе солнышко, и хочется улыбнуться ему в ответ. Поругала мама за какую-нибудь провинность или сломалась любимая игрушка, и настроение становится грустным, печальным. Музыка обладает волшебным свойством - она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания - нежность, волнение, грусть и радость (Слайд 13).

· Определите, какие чувства настроения выражены в этой музыке?

· Определите характер музыки?

· Прислушайтесь, настроение музыки будет меняться или нет?

· Подумайте, какие средства выразительности использованы композитором?

(Звучит пьеса Слайды 14, 15).

Пьеса, которую вы сейчас услышали, называется «Весело - грустно». Эту пьесу написал замечательный немецкий композитор Людвиг ван Бетховен (Слайд 16).

История такая: 1 часть - «Весело» - это так называемая застольная песня. Друзья собрались все вместе за столом, и возможно кто-то из друзей, а возможно сам Бетховен, отправляется в дорогу. Им всем весело, и текст песни такой:

Пойте друзья, весна пришла.

Все мы ждали теплого дня.

Ну, Мария, вместе снами,

Будем все петь и плясать.

2 часть - «Грустно». Бетховен отправляется в дорогу. Он прощается с домом, он хочет переехать в Вену, чтобы встретиться с уже известным на весь мир Моцартом. Бетховен молод и он хочет представить Моцарту свои сочинения. Он волнуется, он впервые покидает свой дом и едет в неизвестные края. Путь до Вены очень долгий - поэтому ему грустно.

Прощайте родные, прощай родная мать,

Я буду вам писать.

Я не знаю уж, увижу ль вас вновь.

Я покидаю дом, в котором я родился

Где вырос, мечтая, где вырос, страдая.

Уж не знаю, что станет со мною.

Вот с такими грустными мыслями отправляется Бетховен на встречу с Моцартом. Он пока не знает, как его встретит великий Моцарт.

Давайте послушаем еще раз, откроем ноты, и проследим изменения в музыке и фактуру музыкального произведения.

Педагог - Прислушайтесь, как звучит мелодия в первой части пьесы (которая называется «Весело»), плавно или отрывисто? (Исполняет фрагмент). Какой штрих?

Ответ - Отрывисто, штрих стаккато.

Педагог - Да, весёлая, шутливая мелодия этой части звучит отрывисто, легко и нежно. А мелодия второй части пьесы, которая называется «Грустно»? (Исполняет фрагмент.)

Ответ - Мелодия - плавная. Штрих легато. Медленный темп, все выражает настроение печали.

Педагог - Правильно. Грустное, печальное настроение этой части создается плавной, «гладкой» мелодией.

В заключение урока, мне хочется вас спросить, нравиться ли вам музыка, которую мы слушали? Что нового вы узнали на уроке? Что интересного вы узнали на уроке? Правда ли, что язык музыки неисчерпаем? Какова цель нашего урока?

Мы ее достигли, думаю, что это нам вполне удалось.

Может быть, вы сами хотите сочинить пьесу, или историю, или сказку под названием «Весело и грустно»? А в качестве домашнего задания у вас на столе лежат картинки с клоунами (Слайд 17). Что у них отсутствует в лице? Поэтому их лица безликие, раскрасьте их и дорисуйте так, чтобы было понятно, где грустный клоун, а где - веселый. Итог урока: оценка работы в классе каждого учащегося.

Ребята! Спасибо вам за урок. Вы доставили мне огромное удовольствие общением с вами, вашим глубоким пониманием такой темы, как «Музыкальный образ».

урок музыкальный образ учащийся

Список литературы

1. Асафьев Б.Д. О музыкально-творческих навыках у детей // Б.В. Асафьев. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под. ред. Е. М. Орловой. - М.; Л., 1965.

2. Гейлиг М. Очерки по методике преподавания музыкальной литературы. М. 1986.

3. Горюнова Л.В. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. // Музыка в школе. 1991. № 1.

4. Критская Е.Д. Интонационный анализ - творчество учителя и ученика / Искусство в школе. 1993. № 1.

5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.

6. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету. - М.: Музыка. - 2001. - 224 с.

7. Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах: 1-й год обучения. Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Композитор - Санкт-Петербург», 2010. - 208 с., ил.

8. Первозванская Т.Е. Мир музыки: Полный курс теоретических дисциплин: Полный курс теоретических дисциплин: Учебное пособие «Слушаем музыку», 1 класс - Издательство «Композитор - Санкт-Петербург», 2004. - 85 с.

9. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. - М.: Прометей, 1990.

10. Шорникова М. Музыкальная литература: музыка, ее формы и жанры: первый год обучения: учебное пособие - Ростов н/Д: «Феникс», 2008. - 186 с.

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.

Другими словами музыкальный образ – это воплощенный в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества...и т.д.)

Музыкальный образ - это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора.
Музыкальные образы бывают:
-лирические - образы чувств, ощущений;
-эпические - описание;
-драматические - образы-конфликты, столкновения;
-сказочные- образы-сказки, нереальные;
-комические- смешные
и т.д.
Пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальный образ, в котором
воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное жизненное содержание.

Лирические образы
Слово лирика происходит от слова "лира" – это древний инструмент, на котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях.

Лирика – монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях.

Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир творца. В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений. .

Вот главные свойства лирики:
-чувство
-настроение
-отсутствие действия.
Произведения, в которых отражён лирический образ:
1. Бетховен "Соната №14" ("Лунная")
2. Шуберт "Серенада"
3. Шопен "Прелюдия"
4. Рахманинов "Вокализ"
5. Чайковский "Мелодия"

Драматические образы
Дра́ма (греч. Δρα´μα - действие) - один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой), передающий события через диалоги персонажей. С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов.

Драма - произведение, изображающее процесс действия.
Главным предметом драматического искусства становились человеческие страсти в их наиболее ярких проявлениях.

Главные свойства драмы:

Человек находится в сложной, тяжёлой ситуации, которая кажется ему безвыходной

Он ищет выход из этой ситуации

Он вступает в борьбу – либо со своими врагами, либо с самой ситуацией

Таким образом, драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает – чаще всего.

В драме на первом плане – не чувства, а действия. Но эти действия могут быть вызваны именно чувствами, причём очень сильными чувствами – страстями. Герой, находящийся под властью этих чувств, совершает активные поступки.

Практически все шекспировские герои относятся к драматическим образам: Гамлет, Отелло, Макбет.

Их всех обуревают сильные страсти, они все находятся в сложной ситуации.

Гамлета мучает ненависть к убийцам его отца и желание отомстить;

Отелло страдает от ревности;

Макбет очень честолюбив, главная его проблема – это жажда власти, из-за которой он решается на убийство короля.

Драма немыслима без драматического героя: он ее нерв, средоточие, источник. Вокруг него взвихряется жизнь, подобно воде, бурлящей под действием винта корабля. Даже если герой бездействует (как Гамлет), то это - взрывное бездействие. "Герой ищет катастрофу. Без катастрофы герой невозможен". Кто же он - драматический герой? Раб страсти. Не он ищет, а она тащит его к катастрофе.
Произведения, воплощающие драматические образы:
1. Чайковский "Пиковая дама"

«Пиковая дама» - опера по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина.

Сюжет оперы:

Главный герой оперы – офицер Герман, немец по происхождению, беден и мечтает о быстром и лёгком обогащении. Он игрок в душе, но никогда не играл в карты, хотя всегда мечтал об этом.

В начале оперы Герман влюблён в богатую наследницу старой графини – Лизу. Но он беден, и шансов на женитьбу у него никаких. То есть сразу же намечается безвыходная, драматическая ситуация: бедность и в результате этой бедности невозможность добиться любимой девушки.

И вот случайно Герман узнаёт о том, что старуха-графиня, покровительница Лизы, знает тайну 3 карт. Если 3 раза подряд ставить на каждую из этих карт, то можно выиграть целое состояние. И Герман ставит себе целью узнать эти 3 карты. Эта мечта становится самой сильной его страстью, ради неё он жертвует даже своей любовью: он использует Лизу как способ проникнуть в дом к графине и выведать тайну. Он назначает Лизе свидание в доме графини, но идёт не к девушке, а к старухе и под дулом пистолета требует назвать ему 3 карты. Старуха умирает, не назвав ему их, но следующей ночью ему является её призрак и говорит: "Тройка, семёрка, туз".

На следующий день Герман признаётся Лизе, что он был виновником смерти графини, Лиза, не выдержав такого удара, топится в реке, а Герман отправляется в игорный дом, ставит одну за другой тройку, семёрку, выигрывает, затем на все выигранные деньги ставит туза, но в последний момент вместо туза в его руках оказывается дама пик. И Герману чудится в лице этой пиковой дамы старуха графиня. Всё, что он выиграл, он проигрывает и кончает с собой.

Герман в опере Чайковского совсем не такой, как у Пушкина.

Герман у Пушкина холоден и расчётлив, Лиза для него только средство на пути к обогащению -такой персонаж не мог увлечь Чайковского, которому всегда необходимо было любить своего героя. Многое в опере не соответствует повести Пушкина: время действия, характеры героев.

Герман у Чайковского - пылкий, романтический герой с сильными страстями и огненным воображением; он любит Лизу, и лишь постепенно тайна трёх карт вытесняет её образ из сознания Германа.
2.Бетховен "Симфония №5"
Всё творчество Бетховена можно охарактеризовать как драматическое. Его личная жизнь становится подтверждением этих слов. Борьба- смысл всей его жизни. Борьба с нищетой, борьба с общественными устоями, борьба с болезнью. О произведении "Симфония №5" сам автор сказал: "Так судьба стучится в дверь!"

3. Шуберт "Лесной царь"
Здесь показана борьба двух миров -реального и фантастического. Поскольку сам Шуберт является композитором-романтиком, а для романтизма свойственно увлечение мистикой, то в этом произведении очень явственно выражено столкновение этих миров. Мир реальный представлен в образе отца, он старается спокойно и здраво смотреть на мир, он не видит Лесного царя. Мир фантастический-Лесной царь, его дочери. И младенец оказывается на стыке этих миров. Он видит Лесного царя, этот мир его пугает и манит, и в тоже время он относится к реальному миру, он просит защиты у отца. Но в итоге побеждает мир фантастический, несмотря на все усилия отца.
"Ездок погоняет, ездок доскакал,
В руках его мёртвый младенец лежал"

В этом произведении переплелись образы фантастический и драматический. От драматического образа мы наблюдаем борьбу яростную непримиримую, от фантастического- мистический взгляд.

Эпические образы
ЭПОС, [греч. epos - слово]
Эпическое произведение – это обычно поэма, рассказывающая о героических. деяниях.

Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.

Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;

^ Лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения;

Драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.

Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.

Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных). Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано.

Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле. Свойства эпоса:

Героизм

Единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги

Историчность

Сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)

Оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища)

Относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости)
Эпические образы в музыке-это образы не только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.

В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.
Произведения эпического характера:
1. Бородин "Богатырская симфония"
2. Бородин "Князь Игорь"
Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), один из композиторов "Могучей кучки".

Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия.

Об этом – и "Богатырская симфония", запечатлевшая образ могучей героической Родины, и опера "Князь Игорь", созданная по мотивам русского эпоса "Слово о полку Игореве".

«Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова- самый известный (считающийся величайшим) памятник средневековой русской литературы. В основе сюжета - неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, ведомый князем Игорем Святославичем.

3. Мусоргский "Богатырские ворота"

Сказочные образы


Само название подсказывает сюжетную линию этих произведений. Наиболее ярко эти образы воплощены в творчестве Н.А.Римского-Корсакова. Это и симфоническая сюита "Шахеразада" по сказкам "1001 ночь", и его знаменитые оперы- сказки" Снегурочка", "Сказка о царе Салтане" , "Золотой петушок"и т.д. В тесном единстве с природой выступают в музыке Римского-Корсакова сказочные, фантастические образы. Чаще всего они олицетворяют, как и в произведениях народного творчества, те или иные стихийные силы и явления природы (Мороз, Леший, Морская царевна и Др.). Фантастические образы заключают в себе наряду с музыкально-живописными, сказочно-фантастическими элементами также черты внешнего облика и характера реальных людей. Такая многогранность (о ней подробнее будет сказано при разборе произведений) придает корсаковской музыкальной фантастике особое своеобразие и поэтическую глубину.

Большой оригинальностью отличаются у Римского-Корсакова мелодии инструментального типа, сложные по мелодико-ритмическому строению, подвижные и виртуозные, которые применяются композитором в музыкальной обрисовке фантастических персонажей.

Здесь же можно упомянуть и фантастические образы в музыке.

фантастическая музыка
некоторые размышления

Ни у кого сейчас нет сомнений в том, что фантастические произведения, издаваемые огромными тиражами каждый год, и фантастические кинофильмы, которых также снимается немало, особенно в США, имеют большую популярность. А как насчет "фантастической музыки" (или, если угодно, "музыкальной фантастики")?

Прежде всего, если подумать, "фантастическая музыка" появилась довольно давно. Разве не к этому направлению можно отнести древние песни и баллады (фольклор), которые складывали разные народы по всей Земле дабы восхвалять легендарных героев и различные события (в том числе и сказочные - мифологические)? А примерно с XVII века уже появляются оперы, балеты и различные симфонические произведения, созданные по мотивам различных сказок и легенд. Проникновение фантастики в музыкальную культуру началось в эпоху романтизма. Но элементы ее "вторжения" мы без труда найдем уже в произведениях музыкальных романтиков, таких, как Моцарт, Глюк, Бетховен. Однако наиболее явственно фантастические мотивы звучат в музыке немецких композиторов Р.Вагнера, Э.Т.А.Гофмана, К.Вебера, Ф.Мендельсона. Их произведения наполнены готическими интонациями, мотивами сказочно-фантастической стихии, тесно переплетающимися с темой противоборства человека и окружающей действительности. Нельзя не вспомнить и норвежского композитора Эдварда Грига, известного музыкальными полотнами, в основу которых положен народный эпос, и произведения Генрика Ибсена "Шествие гномов", "В пещере горного короля", Танец эльфов"
, а также француза Гектора Берлиоза, в чьем творчестве тема стихии сил природы ярко выражена. Самобытно проявился романтизм и в русской музыкальной культуре. Преисполнены фантастической образности сочинения Мусоргского "Картинки с выставки" и "Ночь на Лысой горе", где изображён шабаш ведьм в ночь на Ивана Купалу, оказавшие колоссальное влияние на современную рок-культуру. Мусоргскому принадлежит и музыкальная интерпретация повести Н.В.Гоголя "Сорочинская ярмарка". Кстати, проникновение литературной фантастики в музыкальную культуру наиболее отчетливо заметно как раз в творчестве русских композиторов: "Пиковая дама" Чайковского, "Русалка" и "Каменный гость" Даргомыжского, "Руслан и Людмила" Глинки, "Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Демон" Рубинштейна и др. В начале ХХ века подлинную революцию в музыке произвел смелый экспериментатор Скрябин, апологет синтетического искусства, стоявший у истоков светомузыки. В симфонической партитуре он отдельной строкой вписывал партию для света. Фантастической образностью наполнены такие его произведения, как "Божественная поэма" (3-я симфония, 1904), "Поэма огня" ("Прометей", 1910), "Поэма экстаза" (1907). И даже такие признанные "реалисты", как Шостакович и Кабалевский, использовали прием фантастики в своих музыкальных произведениях. Но, пожалуй, настоящий расцвет "фантастической музыки" (музыки в фантастике) начинается в 70-е годы нашего столетия, с развитием компьютерной техники и появлением знаменитых кинофильмов "Космическая одиссея 2001 года" С.Кубрика (где между прочим были весьма удачно использованы классические произведения Р.Штраусса и И.Штраусса) и "Солярис" А.Тарковского (который в своем фильме вместе с композитором Э.Артемьевым, одним из первых российских "синтезаторщиков", создал просто замечательный звуковой "фон", соединив таинственные космические звуки с гениальной музыкой И.-С.Баха). А разве можно представить себе знаменитую "трилогию" Дж.Лукаса "Звездные войны" и даже "Индиану Джонса" (который был снят Стивеном Спилбергом - но идея-то была Лукаса!) без зажигательной и романтической музыки Дж.Уильямса, исполненной симфоническим оркестром.

А тем временем (к началу 70-х годов) развитие компьютерной техники достигает определенного уровня - появляются музыкальные синтезаторы. Эта новая техника открывает перед музыкантами блестящие перспективы: наконец-то стало возможным дать волю фантазии и моделировать, создавать удивительные, прямо-таки волшебные звуки, вплетать их в музыку, "лепить" звук, подобно скульптору!.. Пожалуй, это уже настоящая фантастика в музыке. Итак, с этого момента начинается новая эра, появляется плеяда первых мастеров-синтезаторщиков, авторов-исполнителей своих произведений.

Комические образы

Судьба комического в музыке сложилась драматично. Многие искусствоведы вообще не упоминают о комическом в музыке. Остальные либо отрицают существование музыкального комизма, либо считают его возможности минимальными. Наиболее распространенную точку зрения хорошо сформулировал М.Каган: «Минимальны возможности создания комического образа в музыке. (…) Пожалуй, лишь в XX веке музыка стала активно искать собственные, чисто музыкальные средства для создания комических образов. (…) И все же, несмотря на важные художественные открытия, сделанные музыкантами XX в., в музыкальном творчестве комическое не завоевало и никогда, видимо, не завоюет такого места, какое оно издавна занимает в литературе, драматическом театре, изобразительном искусстве, кинематографе».

Итак, комическое - смешное, имеющее широкую значимость. Задача – «исправление смехом»Улыбка и смех становятся «спутниками» комического только тогда, когда они выражают чувство удовлетворения, которое вызывает у человека духовная победа над тем, что противоречит его идеалам, что с ними несовместимо, что ему враждебно, поскольку разоблачать то, что противоречит идеалу, осознать его противоречие - значит преодолеть дурное, освободиться от него. Следовательно, как писал ведущий российский эстетик М. С. Каган, столкновение реального и идеального лежит в основе комического. При этом следует помнить, что комическое в отличие от трагического, возникает при условии, если не вызывает страданий для окружающих и не опасно для человека.

Оттенки комического- юмор и сатира.Юмором называется добродушная, незлобливая насмешка над отдельными недостатками, слабостями в целом положительного явления. Юмор - это смех дружелюбный, беззлобный, хотя и не беззубый.

Сатира - это второй тип комического. В отличие от юмора, сатирический смех - смех грозный, жестокий, испепеляющий. Для того, чтобы как можно сильнее ранить зло, социальные уродства, пошлость, безнравственность и тому подобное, явление нередко сознательно утрируют, преувеличивают.

Все виды искусства способны создавать комедийные образы. О литературе, театре, кино, живописи и говорить не приходится - настолько это очевидно. Скерцо, некоторые образы в операх (например, Фарлаф, Додон) - осуществляют комическое в музыке. Или вспомним финал первой части Второй симфонии Чайковского, написанный на тему юмористической украинской песни «Журавель». Это музыка, которая заставляет слушателя улыбаться. Юмора полны «Картинки с выставки» Мусоргского (например, «Балет невылупившихся птенцов»). Остро сатиричен «Золотой петушок» Римского-Корсакова и многие музыкальные образы второй части Десятой симфонии Шостаковича.

Архитектура - единственный вид искусства, лишенный чувства юмора. Комическое в архитектуре было бы бедой и для зрителя, и для жителя, и для посетителя здания или сооружения. Удивительный парадокс: архитектура обладает огромными возможностями воплощения прекрасного, возвышенного, трагического для выражения и утверждения эстетических идеалов общества - и принципиально лишена возможности создать комический образ.

В музыке комизм как противоречие раскрывается через художественные, специально организованные алгоритмы и несоответствия, которые всегда содержат в себе элемент неожиданности. Например, соединение разнохарактерных мелодий является музыкально-комедийным средством. На этом принципе построена ария Додона в опере "Золотой петушок” Н. А. Римского-Корсакова, где сочетание примитива и изысканности создает гротесковый эффект (в устах Додона слышны интонации песенки "Чижик-Пыжик").
В музыкальных жанрах, связанных со сценическим действием или имеющих литературную программу, противоречие комизма схватывается и является наглядным. Однако инструментальная музыка может выражать комическое и не прибегая к "внемузыкальным” средствам. Р. Шуман, впервые сыграв Рондо соль мажор Бетховена, по его собственным словам, начал хохотать, так как это произведение показалось ему самой забавной на свете шуткой. Каково же было его изумление, когда он впоследствии обнаружил в бумагах Бетховена запись, что это рондо озаглавлено "Ярость по поводу потерянного гроша, излитая в форме рондо”. О финале Второй симфонии Бетховена тот же Шуман писал, что это величайший образец юмора в инструментальной музыке. А в музыкальных моментах Ф. Шуберта ему слышались неоплаченные счета портного – такая очевидная житейская досада звучала в них.

Для создания комического эффекта в музыке часто используется внезапность. Так, в одной из Лондонских симфоний Й. Гайдна встречается шутка: внезапный удар литавр встряхивает публику, вырывая ее из мечтательной рассеянности. В Вальсе с сюрпризом И. Штрауса плавное течение мелодии неожиданно нарушается хлопком пистолетного выстрела. Это всегда вызывает веселую реакцию зала. В "Семинаристе” М.П. Мусоргского мирские мысли, передаваемые плавным движением мелодии, внезапно нарушаются скороговоркой, олицетворяющей зазубривание латинских текстов.

В эстетическом фундаменте всех этих музыкально-комедийных средств лежит эффект неожиданности.

Комические марши

Комические марши - это марши-шутки. Любая шутка строится на забавных нелепостях, смешных несоответствиях. Это и нужно искать в музыке комических маршей. Комические элементы были и в Марше Черномора. Торжественность аккордов в первом разделе (с пятого такта) не соответствовала мелким, «мельтешащим» длительностям этих аккордов. Получалась смешная музыкальная нелепость, очень образно рисовавшая «портрет» злого карлика.

Поэтому Марш Черномора тоже отчасти комический. Но лишь отчасти, потому что в нём много и другого. А вот Марш Прокофьева из сборника «Детская музыка» от начала до конца выдержан в духе комического марша.

Вообще, говоря о комическом образе в музыке, сразу всплывают в памяти следующие музыкальные произведения:

Вольфганг Амадей Моцарт "Свадьба Фигаро", где уже в увертюре (вступление к опере), слышны нотки смеха и юмора.Да и сам сюжет оперы повествует о глупом и смешном хозяине графе и весёлом и умном слуге Фигаро, который сумел перехитрить графа и поставить его в глупое положение.
Недаром в фильме "Поменяться местами" с Эдди Мерфи была использована музыка Моцарта.

Вообще, в творчестве Моцарта много примеров комического, да и самого Моцарта называли "солнечным": столько солнца, лёгкости и смеха слышно в его музыке.

Ещё хотела бы обратить ваше внимание на оперу Михаила Ивановича Глинки "Руслан и Людмила". Два образа Фарлаф и Черномор написаны композитором не без юмора. Толстый неуклюжий Фарлаф, мечтающий о лёгкой победе (встреча с колдуньей Наиной, которая обещает ему:

Но не страшись меня:
К тебе я благосклонна;
Ступай домой и жди меня.
Людмилу унесем тайком,
И Светозар за подвиг твой
Отдаст тебе ее в супруги.) Фарлаф так счастлив, что это чувство переполняет его. Глинка же для музыкальной характеристики Фарлафа выбирает форму рондо, построенную на многократном возвращении к одной и той же мысли (одна мысль владеет им), да ещё бас (низкий мужской голос) заставляет петь в очень быстром темпе, почти скороговоркой, что даёт комический эффект (он будто запыхался).

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения