Преступление и наказание. Песенный фольклор в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сочинение по литературе «Русская литература XIX века. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» состоит из шести частей. В первой части герой совершает убийство старухи- процентщицы, в остальных повествуется о шагах молодого человека на пути раскаяния. Такая композиция романа подчёркивает мысль о том, что совершить тяжкий грех легко, а чтобы искупить его, необходимо пройти длительный путь, полный страдания.

Читая начало романа, мы шаг за шагом следуем за героем, задумавшим ужасное преступление. Родион Романович Раскольников идёт делать «пробу» и сразу же отказывается от отвратительной идеи убийства. Но знакомство с историей семейства Мармеладовых, с драматической судьбой Сони, вынужденной пойти по жёлтому билету, подводит студента к мысли о переустройстве мира по справедливости. Из письма матери он узнаёт о решении сестры Дуни выйти замуж за богатого адвоката Лужина, чтобы исправить материальное положение семьи. Мысль о преступлении, которая раньше казалась ему фантазией, теперь предстаёт перед ним в каком-то грозном и страшном виде. Он не может отказаться от жизни, от права действовать и единственный выход из создавшегося положения видит в убийстве богатой старухи.

Измученный долгой ходьбой и тягостными мыслями, Раскольников доходит до Петровского острова, падает на траву и засыпает под кустом. В болезненном состоянии он видит страшный сон, в котором происходит убийство лошади. Рядом с кабаком находится большая телега, в которую запрягают огромных ломовых лошадей. Но во сне в эту большую телегу впряжена «маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка». Этот момент сна соотносится с реальной картиной, увиденной Раскольниковым в начале романа, когда он только вышел на улицу. В реальной действительности это выглядело так: «… один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время в огромной телеге, запряжённой огромною ломовою лошадью…» Забитая до смерти клячонка во сне героя символизирует всё человеческое страдание. Это страдание непосильно, так как бедная кляча не может сдвинуть с места тяжёлый воз. В реальной действительности в телегу запряжена ломовая лошадь. Значит, герой неадекватно воспринимает действительность, и его мысли о невыносимом страдании преувеличены: каждому даётся ноша по силам.

Необходимо обратить внимание на поведение Раскольникова в момент убийства лошади. Во сне ему семь лет. Число «семь» символично: оно означает союз человека с Богом. Из письма матери мы узнаём, что в детстве, при жизни отца, маленький Родион верил в Бога и «лепетал молитвы свои» у матери на коленях. В письме мать спрашивает сына: «Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость творца и искупителя нашего? Боюсь я, в сердце своём, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие?» Во сне и показан момент отхода героя от Бога, момент утраты веры. Маленький Родя «в исступлении бросается с своими кулачками на Миколку», Отец пытается остановить сына и выхватывает его из толпы. Взрослый человек не пытается во сне вмешаться в происходящее. Отец во сне – это Бог. Раскольников восстаёт против Бога, когда видит, что тот не стоит устранить страдание. Мир устроен несправедливо, и герой стремится перестроить мир по справедливости, чтобы в нём не было страдания.

Художественное пространство сна составляют два взаимоисключающих понятия: церковь и кабак. Кабак стоит на окраине города и производит на героя неприятнейшее впечатление и даже страх. Здесь нарисована картина человеческого греха: «Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи…» Бросаясь с кулаками на смрадно – грешного Миколку, герой восстаёт против народного греха. Стремление покарать чужой грех отделяет героя от людей, позволяет ему ходить «бледным ангелом», лишает сознания собственной греховности. Во сне ребёнок любит церковь и старинные образа в ней, но дорога к храму проходит мимо кабака. Так Достоевский подчёркивает мысль, что нравственное очищение происходит после совершения греха. Чёрная пыль на дороге соотносится с той землёй на площади, которую поцелует Раскольников, идя в полицию с признанием.

Итак, мы видим, что мир в восприятии героя делится на два пространства, которые не соединяются: кабак и церковь. В реальной действительности и в тексте романа кабак и церковь существуют как единое целое. Пьяный Мармеладов кабак превращает в церковь, когда произносит покаянную речь и проповедь о милосердии Бога, прощающего грешников. В эпилоге каторжники набрасываются на Раскольникова в церкви, собираясь его убить.

В романе два Миколки. Во сне Миколка – хозяин лошади, решивший прокатить пьяную толпу. Он бьёт свою «кобылёнку», потому что она ему «сердце надрывает». В портрете этого крестьянского парня подчёркивается его греховное начало: «молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом». Но есть и Миколка – праведник. Это юный маляр, решивший взять на себя грех Раскольникова и пострадать, чтобы очистить свою душу. В портрете этого Миколки подчёркивается высокая духовность, готовность на подвиг: «В глазах его сверкала решимость, но в то же смертная бледность покрывала лицо его, точно его вели на казнь. Совсем побелевшие губы его слегка вздрагивали». Толстый краснорожий грешник Миколка и бледный, с тонкими сухими чертами лица Николай не случайно носят одно имя. Это как бы два лица одного народа, в самой низости своей хранящего правду Божию.

Этот сон стал пророческим для Раскольникова. Сон показал добрую человеческую природу героя. Во сне ребёнок не может выдержать страдания несчастной лошади, он тяжело переживает её убийство: «С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает её мёртвую, окровавленную морду и целует её, целует в глаза, в губы».

В ужасе просыпается Родион. Он представляет, как он возьмёт топор, станет бить по голове, размозжит старухе череп, будет скользить в тёплой, липкой крови… Он отказывается от этой «проклятой мечты своей» и чувствует свободу «от колдовства, обаяния, от наваждения». Он понял, что натура его не выдержит преступления.

Но именно тогда, когда герой чувствует, что освободился от навязчивой идеи убийства, автор устраивает ему испытание. Из случайно подслушанного разговора Раскольников узнаёт, что завтра в седьмом часу старуха будет дома одна. Автор показывает, что человек, отошедший от Бога, один не остаётся, рядом с ним оказывается дьявол, нашёптывающий соблазнительные мысли. Герой становится суеверным, им начинает управлять случайность. Свобода от Бога приводит к человеческой несвободе.

Тема: «Петербург Достоевского» по романуФ.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цель: Показать город, как фон, служащий для изображения безысходностигероев, на котором разворачиваются драматические события. Помочь учащимся увидеть Петербург как символ неблагополучной, безнравственной жизни. Указать на художественные средства, использованные автором вромане.

Т ип урока: Урок-путешествиесэлементами исследовательской работы с текстом.

Оборудование: Иллюстрации с видами Петербурга, иллюстрированный стенд«Уголок Петербурга».

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

II . Слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Петербург не раз становился действующим лицом в русской

литературе. Вспомним, что о нём говорили А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь,

Н.А. Некрасов.

III . Сообщение учащихся.

IV . Проверка домашнего задания. Учащиеся составили план о Петербурге

Достоевского, обратив внимание на психологический характер

городского пейзажа, сцены уличной жизни, многообразие

петербургских типов и др.

ПЛАН

1. Психологический характер городского пейзажа.

ч. 1, гл. 1 - «Колорит городского дня».

ч. 2, гл. 2 - «Великолепная панорама».

ч. 2, гл. 6 - «Великолепный Петербург».

ч. 2, гл. 5 - «Вид из окна Раскольникова».

ч. 6, гл. 6 - «Грозовой вечер».

2. Многообразие петербургских типов.

ч. 1, гл. 1 - «Пьяный в телеге».

ч. 2, гл. 2 - «Удар бича и подаяние».

ч. 2, гл. 6 - «Шарманщик и толпа женщин у трактира».

ч. 2, гл. 6 – «Сцена на мосту. Утопленница».

ч . 2, гл. 7 - «Смерть Мармеладова».

3. Груды мертвых камней (доходные места, черные лестницы).

ч. 1, гл. 1.

4. Интерьер.

ч. 1, гл. 3 – «Каморка Раскольникова».

ч. 4, гл. 3 – «Комната, сарай Сони».

ч. 1, гл. 2 – «Угол Мармеладова».

5. Реальность и бред в картинахпетербургской жизни.

ч . 2, гл. 4 – «Ночь после убийства».

ч. 1, гл. 5 – «Сон Раскольникова».

6. М ечта о прекрасном городе.

ч . 1, гл. 5 – «О фонтанах думает Раскольников».

V. Слово учителя.

Свой Петербург и у Ф.М. Достоевского. Скудные средства заставляли его часто менять жильёи жить не в богатых квартирах, а в холодных угловых домах, лишённых всякой архитектуры, где люди, «так и кишат».

Герои Достоевского сторонятся пушкинских кварталов. Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим «серединным» улицам идёт Раскольников, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню… Часто проходит через Сенную площадь, где ещё в 18 веке был открыт рынок для продажи скота, овса, где крепостные подвергались публичному наказанию (вспомним стихиН.А. Некрасова «Вчерашний день, в часу шестом…»).

В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений.

Итак, отправимся в путешествие по Петербургу.

VI . Аналитическая работа с текстом по предложенному плану.

Работа над эпизодом «Колорит городского дня» (ч. 1, гл. 1)

Раскольников вышел из дома.

Что узнаем о герое из первых строк романа? Где он живет? В каком доме?

Что поразило его на улице? Какой вид открывается из окна

Раскольникова?

Какова их роль? Какова роль обобщающего слова «все»?

Найти определение, выраженное прилагательными, которые несут

неприятие действительности («особая вонь», «летняя вонь», «нестерпимая

вон».

Зачем столько определений к слову «вонь »? Не это ли вызывает у

Раскольникова чувство омерзения?

олете, жаре, духоте… и тутже даётпортрет Раскольникова?

Какие слова показывают, что герой нерешительный? («как бы»,

«в какое-то», «что-то».)

трудно какого-нибудь удивить»? Кто жил на серединных улицах?

подчеркнуть Достоевский?

Какое оскорбление пришлось пережить герою? Из-за чего?

Какое чувство охватилогероя?

Куда держит путь герой?

Промежуточный вывод. (Записи в тетради.)

День, проведенный с Раскольниковым, заставил нас подумать о Петербурге, как о городе грязном, неухоженном, чуждом и далёком. Он живёт своей жизнью, а герои – своей.

Работа над эпизодом «Великолепная панорама» (ч. 2, гл. 2).

Раскольников совершил преступление, нужно было спрятать украденное, что он и делает. Герой чувствует себя нездоровым, идёт по Николаевскому мосту.

Что заставляет Родиона очнуться от дурных мыслей?

За что ударили его?

неожиданным? Что пережил он? Каково было его состояние?

(«Злобно заскрежетал и защёлкал зубами»). Так можно сказать о звере.

Зачем Достоевский это говорит о Раскольникове? Кого напоминает герой?

Работа над эпизодом «Удар бича» и «Подаяние» (ч. 2, гл. 2).

Сразу после удара бича Раскольников получает подаяние.

Зачем нужна эта сцена Достоевскому? Что этим хотел сказать автор?

За кого приняли Раскольникова? Почему герой взял подаяние?

Что испытал он при этом?

Почему Достоевский показываетвеликолепие Петербурга в момент

унижения и оскорбления героя?

Так в чем же состоит великолепие города? Что нравится Раскольникову?

Как панорама города подействовала на состояние героя? Так от чего же

неуютно, холодно Родиону?

Какой художественный прием использует автор, говоря о великолепии

города и униженном человеке ?

Почему Раскольникову показалось, что он «как будто ножницами отрезал

себя от всех»?

Промежуточный вывод. (Записи в тетради.)

Плохо, неуютно герою и «серединных» улицах и там, откуда открылась чудесная панорама города. Родион Раскольников одинок, его самолюбиеуя звлено. Прелестный пейзаж лишь на время уносит героев в прежний мир, когда он ходи в университет и, возвращаясь домой, гулял, любовался прекрасным Петербургом.

Работа над эпизодом «Вечерний Петербург» (ч. 2, гл. 6).

- Каким изображает автор вечерний Петербург? Каково состояние героя?

Почему Раскольников бесцельно бродит по городу? О чём он думает?

Пытаясь объяснить состояние героя, автор используетвопросительные предложения. С какой целью?

Найти слова с отрицательной частицей «не». Что отрицается героем?

Работа над эпизодом «Шарманщик и толпа женщин у распивочной»

(ч. 2, гл. 6).

- Где Раскольников встретил шарманщика? Каков его облик?

Здесь же Раскольников увидел девушку. Какую нелепость в одежде

Какое настроение героя вызвало пение девушки? Почему Раскольников

затрагивает прохожих?Был ли понят Раскольников?

Зачем Достоевский показывает толпу женщин у распивочной?

С какой целью они здесь собрались? Каков их возраст? Внешний вид?

Зачем Раскольников даёт им деньги?

Работа над эпизодом «Сцена на мосту. Утопленница» ( ч. 2, гл. 6)

Еще одна женская судьба. Раскольников случайно на мосту встретил ту, которая пришла сюда, чтобы наложить на себя руки.

Раскольников встречает женщину.

Каков ее портрет? Что привлекает внимание в облике женщины?

Какова была реакция Раскольникова на то, что женщина бросилась с

моста? Каковы причины заставившие совершить такой дикий поступок?

Что толкнуло её в воду? Попытается ли она вторично совершить такой же

поступок?

Работа над эпизодом «Смерть Мармеладова» (ч. 2, гл. 7)

Как получилось, что он попал подпролетку?

Какое впечатление произвел на толпу этот трагический случай?

Как отреагировал Раскольников на произошедшее ? Почему он принял

живейшее участие в похоронах Мармеладова?

Что собой знаменует смерть Мармеладова?

Промежуточныйвывод (Запись в тетради.)

Зеваки равнодушно смотрят на окровавленное тело незнакомого человека (Мармеладова). Но никто не помог бедолаге . Один лишь Раскольников проявил живейшее участие в судьбе Мармеладова. Да, эгоистичныи равнодушны люди, живущие в «серединных» и окраинных улицах Петербурга.

Работа над эпизодом «Грозовой вечер» и «Утро накануне смерти Свидригайлова » (ч. 6, гл. 6)

И опять мы на улице неуютного Петербурга.

Это будет темой другого разговора. А пока Свидригайлов сидит в распивочной. Он явился свидетелем ссоры писаришек .

Каков их вид?

Из-за чего произошла ссора?

Какое участие в разрешении ссоры принял Свидригайлов ?

Найти описание природы перед грозой.

Почему Свидригайлов в этот момент принимает важное решение? Какое?

Зачем и кому решает помочь Свидригайлов ?

Найти описание гостиницы, куда после грозы идет Свидригайлов .

Что из себя она представляет? Почему интерьер гостиницы производит на читателя гнетущеевпечатление?

Итак, войдем в номер вслед за Свидригайловым .

Каковоубранство номера (или нумера , как пишет Достоевский)?

(Состояние героя и убранство номера доводит его до бреда, грёз).

Какой кошмар чудится ему?

Прошла ночь, наступило утро…

-Каким предстаёт утренний пейзаж? Принес ли дождь облегчение герою?

Почему?

Какие детали городского пейзажа подчеркивают безысходность,

ненужность человека в этом мире?(собаченка , «мертво-пьяный в

Работа над эпизодом «Коморка Раскольникова» (ч. 1, гл. 3)

Работа по тексту.

от слов: «Он проснулся…. до …. сиделбез обеда».

2. Вопросы.

Какие синонимы названия комнатки , где живет нищий студент,

использует Достоевский? («Каморка», «клетушка», «гроб»)

Какие ассоциации рождаются у вас с этими словами?

(«Каморка»- мышь, «клетушка»- зверь, «гроб»- покойник.

з атаился, как зверь.)

Что говорит о бедности, убогости убранства его комнатки?

Могут ли здесь родиться здоровые мечты? Почему?

Можно ли, живя в таких условиях, чувствовать себя человеком?

Уважает ли себя Раскольников?

Может ли герой изменить образ жизни?

Работа над эпизодом «Видиз окна Раскольникова» (ч. 5, гл. 5)

Какая деталь комнаты особо заостряется Достоевским? (Желтые обои.)

Какой вид открывается из окна Раскольникова?

Какие детали интерьера комнаты подчеркивает одинокость героя?

Зачем на подоконнике стоит одинокий цветок герани?

Работа над эпизодом«Угол Мармеладова» (ч. 1, гл. 2)

Родион Раскольников случайно в распивочной встретил Семена Мармеладова. Проявив человечность, бывший студент провожает пьяненького Мармеладова.

Отправимся и мы в жилище этого героя. Убогую обстановку помещения видит Раскольников.

Что из себя представляла комнатка? Каково её убранство?

О чём оно напоминает Раскольникову?

Удобно ли в таком помещении жить семейным людям?

Комфортно ли живётся детям Мармеладова?

Могут ли муж и жена (Мармеладов и Катерина Ивановна) найти местечко,

где можно откровенно, по душам поговорить? Зачем Мармеладов жил в

проходной комнате?

Почему соседи Мармеладова знали о горестях семьи?

Работа над эпизодом «Комната-сарай Сони» (ч. 4, гл. 4)

Где живёт Соня? Что можно увидеть примечательного в комнате?

Каково освещение в комнате? Что поразило Раскольникова, когда он

впервые увидел комнату Сони? (тупой угол – безысходность, тупик.)

Что даёт право назвать Сонину комнату «сараем»? Как в этом «сарае»

Как чувствует себя человек, когда живёт так убого? Какие мысли родятся

у Сонипод низким потолком сарая?

Промежуточный вывод. (Запись в тетради.)

Некомфортно, плохо человеку живется в «сарае», «коморке», «клетушке», «углу», «гробу» (так называла коморку сына мать Раскольникова).

Работа над эпизодом «Сон Раскольникова» (ч.1, гл. 5)

« Низкие потолки душу и ум теснят».

Жизнь в Петербурге приобретает уродли вые очертания, и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон реальностью.

Художественный пересказ сна.

- Что собойсимволизирует кляча ?

Почему Раскольников увидел себя маленьким мальчиком?

Промежуточный вывод. (Запись в тетради)

Образ клячи , замученной надорвавшейся от непосильного труда, которую, насмехаясь, секут по глазам - один из обобщенных образов романа. В этом сне показана надрывность , которая была оправдана достоверностью жизнью, как бы сосредоточены судьбы всех измученных людей, которым живется неуютно в Петербурге.

Работа над эпизодом «Мечта о прекрасном городе» ( ч. 1, гл. 5.)

О фонтанах думает Раскольников. На острова, куда вышел Родион, было зелено.

Какой пейзаж изображает Достоевский?

Чем он отличается от обычного пейзажа «серединных» улиц Петербурга?

Чтоза долгое время впервые увидел Раскольников? (Цветы.)

Работа над эпизодом «Устройство фонтанов» ( ч. 1, гл. 6)

После сна о загнанной кляче он думает об устройстве высоких фонтанов. Почему?

Да, мечта прекрасна. А действительность какова? (Грязь, вонь,

гадость …)

Будет ли мечта Раскольникова когда-нибудь реальностью?

Какой художественный прием использует авторпротивопоставляя

реальность и мечту (антитеза)?

VII . Итоги.

1. Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников?

2. Расскажитео внешнем облике людей, которые встречаются на «серединных» улицах?

3. Какое впечатление они производят на вас?

4. Каким вам предстаёт Петербург Достоевского?

VIII . Художественные достоинства романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

I . Художественная деталь в романе.

· Про следим какой цвет преобладает у Ф.М. Достоевского при

описании города, интерьера помещения?

· Какими звуками «наполнен» Петербург»? Что слышим мы на

улицах города?

· Какие запахи сопровождают повсюду героев живущих, в

«серединных» улицах Петербурга?

Вывод: Петербург- город- монстр, город – чудовище, город- хищник.

II . Слово и образ в романе «Преступлении и наказание».

· Пейзаж- фон, служащий для изображения безысходности героя,

на котором разворачиваются драматические события.

· Петербург – символ неблагополучной, безнравственной жизни

бедных людей.

· Образ клячи – символ неустроенности и достоверности жизни,

в котором нашли отражениясудьбы всех простых людей,

измученных жизнью.

· Описание интерьера помещений: «Каморка», «клетушка»,

«угол» (снимает Мармеладов), «сарай» (жилище Сони),

«гроб» (здесь обитает Раскольников).

IX . Домашнее задание.

История семьи Мармеладовых.

1.Портрет Мармеладовач. 1, гл. 2.

2.Смерть Мармеладовач. 2, гл. 7.

3.Поминкич. 3, гл. 2.

4.Смерть Катерины Ивановнач. 5, гл. 7.

Работу выполнили:
Меньщикова Алена, Мельников Захар,
Хренова Александра, Печенкин Валерий,
Швецова Дарья, Валов Александр, Мецлер
Вадим, Елпанов Александр и Томин Артем.

Часть 1 гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми)

Раскольников идёт по улице и впадает "в
глубокую задумчивость", но от
размышлений его отвлекает пьяный,
которого провозили в это время по улице в
телеге, и который крикнул ему: "Эй ты,
немецкий шляпник". Раскольников не
застыдился, а испугался, т.к. он совершенно
не хотел бы привлекать ничьего внимания.

В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем:
описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает его
характер и делает намёки на замысел Раскольникова.
Он чувствует отвращение ко всему окружающему и
окружающим, ему некомфортно: "и пошёл, уже не замечая
окружающего и не желая его замечать". Ему плевать, что о
нём подумают. Также, автор это подчёркивает оценочными
эпитетами: "глубочайшее омерзение", "злобное презрение"

Часть 2 гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние)

На Николаевском мосту Раскольников вглядывается в Исаакиевский
собор. Памятник Петру I, сидящего на вздыбленном коне тревожит и
пугает Раскольникова. Перед этой величественностью, прежде
возомнивший себя сверхчеловеком, он ощущает себя "маленьким
человеком", от которого отворачивается Петербург. Словно иронизируя
над Раскольниковым и его "сверхчеловеческой" теорией, Петербург
сначала ударом кнута по спине кнутом(аллегорическое отвержение
Раскольникова Петербургом) вразумляет замешкавшегося на мосту
героя, а потом рукой купеческой дочери кидает Раскольникову
подаяние. Тот, не желая принимать от враждебного города подачки,
швыряет двугривенный в воду.

Переходя к художественному построению текста и художественным
средствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрасте
образов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: удар
противопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и ее
дочери, реакция Раскольникова("злобно заскрежетал и защелкал
зубами") противопоставлена реакции окружающих ("кругом
раздавался смех"), причем словесная деталь "разумеется"
указывает на привычное отношение петербургской публики к
"униженным и оскорбленным" - над слабыми царят насилие и
издевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой как
нельзя лучше подчеркивается фразой "настоящий собиратель
грошей на улице".
Художественные средства направлены на усиление чувства
одиночества Раскольникова и на отображение двойственности
Петербурга.

Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения)

Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочноувеселительного» заведения)
Раскольников мечется по кварталам Петербурга и видит сцены,
одну безобразнее другой. В последнее время Раскольникова "
тянуло шляться" по злачным местам, «когда ему тошно
становилось, "чтоб еще тошней было"». Приближаясь к одному из
распивочно-увеселительных заведений взгляд Раскольникова падает
на нищих людей, бродивших вокруг, на пьяных "оборванцев",
ругающихся друг с другом, на "мертво-пьяного" (оценивающий эпитет,
гипербола) нищего, лежащего поперек улицы. Всю мерзкую картину
дополняет толпа потрепанных, избитых женщин в одних лишь платьях и
простоволосых. Действительность, которая окружает его в этом
месте, все люди здесь могут оставить только отвратительные
впечатления («..аккомпанировал … девушке, лет пятнадцати, одетой
как барышня, в кринолине, в мантильке, в перчатках и в
соломенной шляпке с огненного цвета пером; все это было старое
и истасканное»).

В эпизоде автор не раз подмечает многолюдность
(«большая группа женщин толпилась у входа, иные
сидели на ступеньках, другие на тротуарах..»),
собравшись вместе, в толпу, люди забывают о горе,
своем бедственном положении и рады поглазеть на
происходящее.
На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается
одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир
непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Часть 2 гл.6 (сцена на … мосту)

В этой сцене мы наблюдаем, как мещанка сбрасывается с моста, на котором
стоит Раскольников. Сразу же собирается толпа зевак, заинтересованных
происходящим, но вскоре городовой спасает утопленницу, и люди расходятся.
Достоевский использует метафору "зрители" по отношению к людям,
собравшимся на мосту.
Мещане - бедные люди, жизнь которых очень тяжела. Пьяная женщина,
пытавшаяся покончить жизнь самоубийством - это в каком-то смысле
собирательный образ мещан и аллегорическое изображение всех горестей и
страданий, которые они переживают во времена, описанные Достоевским.
"Раскольников смотрел на все с странным ощущением равнодушия и
безучастия." "Нет, гадко... вода... не стоит, - бормотал он про себя", как бы
примеряя себя на роль самоубийцы. Затем Раскольников все-таки собирается
совершить намеренное: пойти в контору и сознаться. "Ни следа давешней
энергии… Полная апатия заступила ее место" - метафорично отмечает автор, как
бы указывая читателю на перемену внутри героя, произошедшую после
увиденного.

Часть 5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны)

Петербург и его улицы, которые Раскольников знает уже наизусть,
предстают перед нами пустыми и одинокими: «Но двор был пуст и не
было видно стучавших». В сцене уличной жизни, когда Катерина
Ивановна на канаве собрала небольшую кучку народу, в которой
преимущественно были мальчишки и девчонки, видна скудность
интересов этой массы, их привлекает не что иное, как странное
зрелище. Толпа, сама по себе не является чем-то положительным, она
ужасна и непредсказуема.
Здесь же затрагивается тема ценности всякой человеческой жизни и
личности, одна из важнейших тем романа. Кроме того, эпизод смерти
Катерины Ивановны как бы пророчествует, какая смерть могла бы ждать
Сонечку, если бы девушка не решила для себя твердо хранить в душе
Любовь и Бога.
Эпизод очень важен для Раскольникова, герой все больше утверждается
их в правильности принятого решения: искупить вину страданиями.

Вывод:

Ф.М.Достоевский обращает внимание на другую сторону Петербурга - с
самоубийцами, убийцами, пьяными. Все грязное и вонючее попадает вместе с
воздухом во внутрь человека и порождает не самые хорошие чувства и эмоции.
Петербург душит, угнетает и ломает личность.
Писатель придаёт первостепенное значение изображению углов и задворок
блистательной столицы империи, и вместе с городским пейзажем в романе
возникают картины нищеты, пьянства, разных бедствий низших слоев общества.
От такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с
недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме
безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими
людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого,
безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к
«униженным и оскорбленным». На улицах многолюдно, но тем острее
воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир
непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Ирина Анатольевна Руденко (1976) - преподаватель Магнитогорского городского многопрофильного лицея при МГТУ им. Носова.

Сон об убийстве лошади

Материал для анализа эпизода в романе «Преступление и наказание»

С ны в романе Достоевского «Преступление и наказание» несут огромную смысловую нагрузку, и это очень важно донести до учащихся. Подросткам следует показать, что эпизоды снов - не только увлекательное чтение. Сны в романе не только помогают понять героев, проникнуть в потаённые уголки человеческой души, узнать истинные стремления и ценности героев, их переживание персонажами во многом определяет их дальнейшие поступки, а значит, и последующие события произведения.

Первый сон, который снится Раскольникову, - сон об убийстве лошади. Примечательно то, что этот сон снится Раскольникову не в его клетушке, похожей на гроб, а на природе, на Петровском острове, где герой в изнеможении засыпает. Можно предположить, что Достоевский выводит своего героя из его каморки для того, чтобы показать настоящего Раскольникова, на которого не давят нищета, необустроенность и безысходность.

В основе построения эпизода лежит принцип антитезы: противопоставлены тощая клячонка и ломовые лошади, которые перевозят тяжёлые телеги, Миколка, убивающий животное, и мальчик, целующий мёртвую голову лошади, зрители, хохочущие и острящие, и свидетели убийства, осуждающие Миколку и жалеющие Савраску.

Контраст читатель видит уже в описании городка, являющемся началом эпизода: кабак, вызывающий страх у мальчика, противопоставлен церкви, стоящей посреди кладбища; и эту церковь семилетний Раскольников любит. Ребёнок не боится кладбища, могилки родных вызывают у него религиозное чувство. Не случайно то, что мальчик с отцом идут к кладбищу с церковью, но останавливаются у кабака и становятся свидетелями ужасающей сцены. Так впоследствии главный герой романа (уже не мальчик, а молодой человек двадцати трёх лет), душой тянущийся к Богу, увидит смерть: только из неравнодушного наблюдателя убийства он превратится в убийцу, который попытается стать равнодушным, потому что “сильные мира сего”, по мнению героя, не должны подвергаться мукам совести.

Цветовой контраст тоже не случаен: чёрный цвет (“чёрной пылью всегда покрыта дорога возле кабака”) символизирует смерть, а белый (белое блюдо, белый рис) ассоциируется с очищением. Подбирая цвета подобным образом, Достоевский, возможно, уже намечает путь Раскольникова от духовного падения к очищению. Купол церкви во сне Раскольникова зелёного цвета. Читая следующие страницы романа, мы увидим, что зелёный цвет - цвет жизни, обновления - Достоевский связывает с образом Сони. Мы заметим, что зелёный дом, в котором живёт Сонечка Мармеладова, притягивает молодого человека, совершившего убийство, так же, как и церковь с зелёным куполом влечёт чистого, безгрешного ребёнка.

Когда Достоевский рисует картину убийства лошади, в его палитре становится преобладающим кроваво-красный цвет - цвет агрессии, смерти (у Миколки мясистое, красное лицо, налитые кровью глаза; у лошади - окровавленная морда). Убийца Миколка вызывает у читателей возмущение и ненависть: здоровый, крепкий мужик убивает слабое, беззащитное существо. Говоря о лошади, Достоевский называет её словами с уменьшительно-пренебрежительными суффиксами (лошадёнка , клячонка , кобылёнка ), для того чтобы подчеркнуть бессилие животного, его невозможность защитить себя.

Миколка совершает жестокий поступок, убивая существо, неспособное ему противостоять, но при этом у него есть аргументы “за” убийство (“…а кобылёнка эта только сердце мне надрывает… даром хлеб ест…”, “…моё добро, что хочу, то и делаю…”). Именно так он объясняет своё право убивать. С подобными доводами мы встретимся, читая разговор офицера со студентом, мысли которого близки Раскольникову (“…я бы эту проклятую старуху убил и ограбил”, потому что она “бессмысленная… никому не нужная и даже вредная…”). Таким образом, и Миколка из сна, и взрослый Раскольников дают себе право определять нужность или ненужность того или иного существа в мире, что, по мнению Достоевского, недопустимо. Но доводы разума сильны, поэтому люди из толпы, даже те, кто осуждает Миколку и жалеет лошадь, понимают формальную правоту Миколки и выражают свой протест лишь словами.

По-иному ведёт себя семилетний мальчик. “Разумных” аргументов он ещё, в силу возраста, не понимает, и душа его бунтует против убийства: ему жалко бедную лошадку (это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом передаёт нежное, трепетное отношение мальчика к савраске), и он, единственный из всех сочувствующих, пытается сначала спасти несчастную лошадь, а потом отомстить за неё, бросаясь на Миколку. Читая роман, мы увидим, что взрослый Раскольников, обдумывающий убийство и даже уже являющийся убийцей, будет много раз в душевном порыве помогать слабым и беспомощным (он попытается спасти пьяную девочку, он же отдаст последние деньги семье Мармеладовых). Таким образом, внешний конфликт сна об убийстве лошади - конфликт убийцы Миколки и ребёнка, пытающегося спасти несчастное животное, - станет внутренним конфликтом взрослого Раскольникова - конфликтом воспалённого сознания, в котором возникла теория о возможности одних распоряжаться судьбами других, и души, протестующей против зла и насилия.

Создавая образ жестоко избиваемой, жалкой лошадёнки, Достоевский выражает мысль, которая получит своё развитие в романе: от “сильных мира сего” страдают прежде всего самые слабые, беззащитные. Во сне Раскольникова лошадь пытается сопротивляться, она лягается, рвётся, но чем сильнее сопротивляется несчастное животное, тем в большую ярость приходит Миколка. Говоря о чувствах Миколки, Достоевский прибегает к градации: сначала убийца испытывает наслаждение от предполагаемой потехи, потом сердится, а затем приходит в бешенство, оттого что не может убить с одного удара; градуированы и орудия убийства: кнут, оглобля, лом. Образ измученной клячи появится в романе в связи со смертью Катерины Ивановны: она погибнет не столько от чахотки, сколько от непосильного груза навалившихся проблем, от жестокого отношения мира к её страданиям. Недаром последние слова её: “Уездили клячу…”

Появятся в романе в качестве важнейших художественных деталей и предметы вещного мира, о которых случайно на первый взгляд упоминают люди, наблюдающие страшную сцену: топор (“топором её, чего…”) и крест (“креста на тебе нет…”). Слово “топор” звучит во сне, возможно, потому что Раскольников уже сознательно выбрал топор как орудие убийства, а фраза “креста на тебе нет” звучит как предупреждение для героя.

И сам герой верит этому предупреждению: поэтому он, проснувшись, отрекается от “проклятой мечты своей”…

Подводя итоги, приходим к следующим выводам.

Во-первых, в этом эпизоде Достоевский показывает сущность Раскольникова, его душу чистого, жалостливого существа.

Во-вторых, в сцене убийства лошади Достоевский определяет внутренние противоречия Раскольникова: противостояние мужика, логически оправдывающего убийство, и мальчика, душой протестующего против злодеяния, становится в дальнейшем внутренним конфликтом Раскольникова, конфликтом разума и сердца.

В-третьих, в этом сне Достоевский уже намечает путь героя от падения к очищению.

В-четвёртых, именно в этом эпизоде появляются образы, художественные детали, цвета, которые впоследствии определят события произведения и судьбы героев.

– Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц.

– Помню, батюшка, очень хорошо помню, что вы были, – неприветливо произнесла в ответ старуха и, подумав, впустила его.

Раскольников оглядывал небольшую комнату с жёлтыми обоями и старой мебелью, косился на ситцевую занавеску во вторую комнату.

– Что угодно? – строго выговорила старушонка.

– Заклад принес, вот-с! – он вынул из кармана старые серебряные часы.

– Да ведь и прежнему вашему закладу, колечку, срок. И теперь моя добрая воля, батюшка, терпеть или вещь эту продать. Часы же пустяшные.

– Хоть рубля четыре за них дадите?

– Полтора рубля-с и процент вперед, коли хотите-с.

Раскольников даже вскрикнул от возмущения такой низкой ценой. Но идти больше было некуда, и он согласился. Глядя на старуху, заметил про себя, что, идя за деньгами, она вынула ключи из правого кармана.

Она вернулась из-за занавески:

– Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц процентов с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с. Да за два прежних рубля с вас еще причитается вперед двадцать копеек. Всего, стало быть, тридцать пять. Приходится же вам теперь всего получить за часы ваши рубль пятнадцать копеек. Вот получите-с.

– Как! уж теперь не полтора рубля, а рубль пятнадцать?!

– Точно так-с.

Раскольников взял деньги. Замявшись, проговорил:

– Я вам, Алена Ивановна, может быть, на днях, еще папиросочницу серебряную принесу, хорошую…

– Ну тогда и будем говорить, батюшка. [См. полный текст отрывка «Диалог Раскольникова и старухи» .]

…Выйдя на улицу, Раскольников вдруг стал на месте, как вкопанный, от мысли: «О боже! как это всё отвратительно! И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? Грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц…»

Он шёл по тротуару, как пьяный, пока не остановился у распивочной. Раскольников зашёл туда и сел в грязном, липком углу. От стакана пива и сухаря голова его несколько прояснела. Вокруг виднелось несколько хмельных. Один из них был похож на отставного чиновника.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения