Троице-сканов монастырь пензенская область. Свято-Троицкий Сканов женский монастырь (Пензенская епархия)

Свято-Троицкий Сканов женский монастырь (Пензенская епархия)

Возникновение Свято–Троицкого Сканова монастыря относят к началу XVII века. Все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную историю погибли в пожаре 1676 года. Известно только, что этот монастырь существовал задолго до означенного пожара и имел вид благоустроенный.

Изначально монастырь был мужским, с 1786 года имел Устав строгого общежития. Божественная служба совершалась в обители по общему церковному Уставу не опустительно. Всенощное бдение было довольно продолжительное, поскольку в продолжении его читалось постоянно толковое Евангелие и житие святого по прологу. Ранние Литургии совершались в 5 часов утра, зимою в больничной, а летом в кладбищенской церкви. В зимнее время благовест к Литургии начинался в 9 часов, в праздники и в летнее время – в 8 часов. В воскресные дни перед поздней Литургией всегда служился молебен Божией Матери настоятелем со всей братией перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери. На Литургиях всегда читалось поучение. Вечерня начиналась летом в 17, а зимой в 16 часов. После вечернего богослужения читалось правило – канон Иисусу сладчайшему, канон Божией Матери и Ангелу Хранителю. Акафисты же читались накануне воскресного дня, на среду и пятницу – акафист Спасителю, на понедельник, вторник и субботу – акафист Божией Матери. После вечерней трапезы, по звону малого колокола, братия опять собиралась в церковь, где читалось малое Повечерие, затем – помянник и вечерние молитвы.


Монастырь обладал богатой ризницей, основательной библиотекой и архивом, включавшим в себя указы царя Алексея Михайловича, великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и государыни Софьи Алексеевны, грамоту патриарха Иоакима.

После пожара 1676 года пострадавшие в огне деревянные Свято–Троицкая и Свято–Никольская церкви были построены вновь. Но Свято–Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Свято–Никольская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. В 1762 году на северной стороне среди ограды была заложена высокая каменная колокольня, в ней над вратами в 1793–93 годах была устроена новая Свято–Никольская церковь.

С 1795 года посредине монастыря, на месте разобранной одноэтажной Свято–Троицкой церкви началось строительство каменного двухэтажного о пяти главах Свято–Троицкого собора. Нижний храм собора с двумя престолами: в честь Успения Божией матери и Трех святителей, верхний храм собора во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1809 году на южной стороне монастыря в 1809 году была построена трапезная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1853 году построена каменная кладбищенская церковь Трубчевской иконы Божией Матери.

В 30–е годы XX века монастырь был закрыт и разорен. Монастырский собор был превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь – в кормокухню для птиц, с колокольни были сброшены колокола, надгробные памятники монастырских склепов затомлены в реке Мокше. Иконы, церковная утварь и библиотека были частью разграблены, частью переданы в местный музей. В церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи организовали клуб, в других зданиях разместили магазин, гараж, столовая, жилье для рабочих местного совхоза. Настоятель и насельники Троице–Сканова монастыря были арестованы, многие убиты.


Возрождение монастыря началось в 1990 году, когда обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Монастырь был учрежден теперь женским, поскольку в то время верующий народ составляли в основном женщины. 12 марта 1990 года из Рижского монастыря в Сканов монастырь прибыли новая настоятельница и семь сестер. К концу первого года возрождения в обители было уже до тридцати насельниц.


Сейчас Свято–Троицкий Сканов монастырь восстановлен из руин, приобрел свой первоначальный вид и является жемчужиной Пензенского края. В монастыре около 70–ти насельниц. Здесь ежедневно совершаются богослужения, читается неусыпаемая Псалтирь. Обитель живет в основном трудами самих наельниц. В монастыре есть свое хозяйство: поле для посадки картофеля и посева зерновых культур, огород, сад и ягодный участок луга, скотный двор с домашними животными и птичник. Сестры монастыря несут послушание: клиросное пение, церковниц, в трапезной, в просфорне, в швейной, в ризнице, на скотном дворе. Летом сестры ухаживают за цветниками, косят сено, обрабатывают поля, на огороде выращивают овощи и ягоды, ухаживают за садом. В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием: плетут пояса и четки, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, разрисовывают красками и оплетают бисером пасхальные яйца, разучивают церковные песнопения.


В Свято-Троицком монастыре находится святыня Русской Православной Церкви – чудотворная Трубчевская икона Божией Матери. Икона была написана священником г. Трубчевска Орловской губернии Евфимием в 1765 году, как об этом значится в надписи на иконе, по просьбе Тамбовской епархии, к которой в то время был приписан Наровчатский уезд. В середине XVIII века Свято-Троицкий Сканов монастырь неоднократно сгорал от пожаров. Возносились молебные пения, люди обращались за помощью к Божией Матери. Это и послужило причиной заказать для монастыря икону Божией Матери. Эта икона числится в списке чудотворных икон России. На протяжении более двух веков особо почитаемая прихожанами и оказывающая чудесную помощь и покровительство жителям Наровчатского уезда Трубчевская икона находилась в Свято-Троицком Скановом монастыре. "Пензенские епархиальные ведомости" в 1869 г. и в 1877 году сообщали: "Икона сия берется в дома горожан для служения молебнов и Всенощных бдений, да и в самом монастыре немало богомольцев притекают к ней с верою, служат молебны". "В 1831 и 1848 годах, во время свирепствования в Наровчате холеры, святая икона сия была тожественно износима в город, и благоговейные чтители оной приписывали милосердию и покровительству Царцы Небесной скорое прекращение эпидемической болезни".


До конца XVIII века Трубчевская икона находилась в одноэтажной Свято-Троицкой церкви. После завершения строительства двухэтажного Свято-Троицкого собора, в XIX и в начале XX веков икона находилась в Свято-Успенском нижнем храме монастыря Свято-Троицкого собора за передним столпом на левой стороне в позлащенном киоте. На иконе, старанием игумена Филарета, на пожертвования устроена была серебряная риза с позлащенным венцом и короною, убранною драгоценными камнями. В 1853 году в 114-ти саженях от монастыря построена была во имя Трубчевской иконы Божией Матери каменная церковь.

В 30-е годы прошлого столетия, во время закрытия монастыря, икону сохранили и увезли в Наровчатский краеведческий музей, где с нее была снята серебряная риза, позлащенный венец, из короны были "изъяты" драгоценные камни. Почти полстолетия пролежала она в пыли и забвении. На нее не обращали внимания и использовали как стол для экспонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки "Трубчевская икона Божией Матери" написали: "утеряна". Это было в 1976 году.


В 1993 году икона была обнаружена в запасниках музея, но в пыли и покрытая плесенью. Очистив ее от пыли, все обнаружили в уголке иконы надпись: "1765", и три буквы - "ЕВФ", что означало, что эта икона была написана в 1765 году священником Евфимием. Икону возвратили монастырю. Она была отправлена в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру на реставрацию, которая длилась в течение 9-ти месяцев.Сейчас обновленная икона вновь находится в Свято-Троицком Скановом монастыре. Известно несколько случаев чудотворных исцелений через Трубчевскую икону.

В 3 километрах от наземного монастыря в склонах горы Плодской расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники.

Сканов пещерный монастырь


Сканов пещерный монастырь является одним из крупных в Восточной Европе для пещерных памятников данной группы. Для Европейской части России, его можно отнести к крупнейшим. Скановские пещеры по протяженности превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры.

Пещера находится в 2-х км северо-восточней с. Сканово, неподалеку от Свято–Троицкого Сканова монастыря. Гора Плодская, в которой расположен вход в пещеру, обрамлена лесом. Под горой находится долина р. Мокша. Пещеры заложены в серых и буровато-серых глауконитовых, мелко- и тонкозернистых песчаниках средней крепкости, Отрадненской толщи Сантонского яруса. В приповерхностной части залегают делювиальные супеси с щебнем песчаников.

У подножия горы находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Раньше здесь была деревянная часовня. У источника начинается подъем на гору по довольно крутой лестнице. Гора является самой высокой точкой округи.


Недалеко (4-5 км к юго-востоку от с. Сканово) имеется еще один целебный источник – родник Паник (Поник). При нем сооружена часовня и беседка.

Как предполагают местные краеведы, пещерный монастырь был основан в XIV веке иноками Киево-Печерской Лавры. По мнению историков, его основание можно отнести к середине XVII в.


Одно из первых упоминаний о пещерах на горе Плодской (Пещерная, она же Городок), относится ко второй половине XIX в.: " В 1,5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок» <…> Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18 (около 0,8 м), вышиной (сводом) в 40 вершков (около 1,8 м), длиной до 256 сажень (546,2 м), и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).


«Арсений 2-й, из военных нижних чинов, был муж простодушный, кроткий, труженической жизни, за что был уважаем и любим как братией, так и другими знавшими его. За благочестивую жизнь он был удостоен и иеромонашества и настоятельства в обители преосвященным пензенским Амвросием 1-м, который иногда многие дни проводил с ним в духовной беседе. Впрочем, настоятелем обители он пробыл не долго (с июля 1825 по январь1827 гг.) и оставив оное, по собственному желанию, удалился в пещеры,<...> в коих и прежде сего трудился, распространяя оные, и устроил в них несколько келий и место для церкви. <...> Скончался в обители и погребен возле соборной церкви с южной стороны; над гробом его творят память многие посетители обители» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).



В XIX веке над пещерами идет активное строительство: «При подошве горы находится источник и над ним деревянная часовня. Надобно заметить, что и на горе первоначально также была часовня и несколько келий для живущей там братии. Но в настоящее время в пещерах построена каменная церковь с такою же колокольнею, построена при нынешнем настоятеле архимандрите Амвросии на пожертвованную им лично сумму и сумму доброхотных дателей. Постройка этой церкви начата в 1866-м году, а окончена в 1870-м году, в котором 6-го сентября и освящена. Престол в ней один - во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. При пещерах, кроме часовен, имеются 5 флигелей деревянных» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.). В храме также был предел св. вмч. Варвары. Храм был выполнен в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней.


источник и над ним деревянная часовня.

Сохранились немногочисленные описания состояния пещеры начала XX в.: «Старожилы рассказывают, что в начале века Скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. "Когда я была еще совсем молодая, - рассказывает одна из жительниц села Сканово, - работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли - кругом чистота, побелено, свечи горят. Келлии показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника - скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: "Нельзя. Там святые мощи хранятся» .


В 1930 гг. подземный монастырь, также как и Свято–Троицкая обитель был окончательно упразднен и подвергся разрушению. Монастырские постройки занял совхоз. Церковь и другие сооружения на Плодской горе были стихийно разобраны местным населением на кирпич для ремонта печей, домов и совхозного коровника.

Один из последних монахов в это время вместе с послушником жил в пещере. Там же через некоторое время он был убит неизвестными людьми. Тело убиенного монаха в пещере обнаружил послушник, вернувшийся с работы.

Возможно, что впоследствии часть входов взорвали.

Описание пещерного монастыря
Сканов пещерный монастырь представляет сложную структуру галерей и помещений, заложенных на трех ярусах на глубине – 6 м при амплитуде 12 м. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: первый ярус t 11-12 °С, второй ярус t 8-9 °С, третий ярус t 6-7 °С. Пещера сухая, водопроявления практически отсутствуют. Из животных распространены: насекомые (комары и бабочки); грызуны (мыши); рукокрылые (бурые ушаны), на зимовке в пещере отмечено три вида рукокрылых: ночница Брандта, водяная ночница и бурый ушан.

Первый (верхний) ярус (около 126 м ходов), вытянутый в северном направлении, практически лишен камерных помещений, за исключением расширения в привходовой части. Вход в него находится в провальной воронке. Возможно, верхний ярус был связан с наземными сооружениями монастыря. Сейчас первый ярус связан со вторым через сбойку, образовавшуюся в результате провала свода помещения второго яруса. Возможно, ранее связывался со вторым ярусом 1-2 галереями, ныне заваленными.

Второй ярус занимает северо-восточную часть подземелья. Имеет отдельный вход, ныне расчищенный. По свидетельствам старожилов, этим входом пользовались монахи. Здесь наблюдается максимальная концентрация помещений, различных ниш, лежанок и галерей. Возможно, что с этого участка началось развитие пещерного монастыря.

Третий ярус, наиболее протяженный, занимает западную часть подземелья. Имеет отдельный вход, который сейчас оборудован в виде часовни. Помимо этого входа, имеется еще несколько заваленных. Ярус представлен в основном ходами с небольшим количеством помещений и ниш. Возможно, что часть ходов яруса создана в XIX в. при возрождении пещерокопательства. Скорее всего, ход был оборудован для прохода паломников к основным помещениям монастыря на втором ярусе. Конец этого хода оборудован нишами для мощей. Затем, видимо, от центрального хода происходит развитие остальной части системы третьего яруса в разные стороны. Третий ярус имеет различные сбойки и соединения со вторым ярусом в центральной части пещерного лабиринта. Одна из них образовалась в результате вывала свода галереи 3-го яруса, проходящей под полом галереи 2-го яруса.

Сечение галерей в основном коробовое (арочное), местами прямоугольное. Ширина ходов от 0,5 до 1,1 м. Высота от 1 до 2 м. В наиболее обвалоопасных участках галереи усилены кирпичной кладкой. В стенах и в тупиках галерей имеются ниши для икон.

Всего в пещерах более 33 помещений. Многие из них были побелены. Структурно помещения можно разделить на группы: помещения с отдельным входным проемом; помещения, сочлененные с галереей; помещения (залы) на пересечении галерей.

Наиболее распространены отшельнические кельи (келии-затворы), в среднем 2,2 х 1,4 в плане, высотой порядка 1,5-1,8 м (в некоторых кельях пол завален осыпью, за счет чего их высота меньше). Они оборудованы одной или несколькими лежанками и аналоями, в стенах вырублены ниши для икон. В некоторых кельях имеются отдушины. С галереей кельи соединены узким дверным проемом с высоким порогом (в некоторых есть дверные пазы). Часть келий могла иметь погребальное назначение (особенно с маленькой высотой потолка). В монастыре также встречаются камеры и ниши для захоронения (костницы).

По ходу галереи второго яруса вырублено 7 ниш-лежанок. Возможно два варианта использования этих ниш: жилое («келья-галерея»); для хранения христианских реликвий - например, мощей (ниши аркасолии).

Отдельный интерес представляет крипта размером 2,2х1 м с кирпичным сводом, на который красной краской нанесены кресты. В полу крипты устроена усыпальница, которая, очевидно, перекрывалась плитой (вдоль стен сохранились пазы). С трех сторон над полом выполнена фреска с надписями на церковно-славянском языке. Возможно, эта крипта использовалась также как часовня. В пещерном монастыре есть и другая часовня, сооруженная на пересечении ходов.

Два участка монастыря, находящихся на втором ярусе, можно интерпретировать как пещерные храмы, впоследствии не использовавшиеся по назначению. На юго–восточном участке второго яруса, имеется еще одна усыпальница, возможно, здесь был монастырский некрополь (кимитирий), расположенный вокруг одного из упомянутых храмов.

Из граффити наиболее распространены изображения крестов, вырубленных или нанесенных краской или сажей на стенах галерей, в тупиках галерей, во входных проемах и нишах.

С 2006 г. началось активное восстановление и расчистка пещерного монастыря. Восстановительные работы ведутся по сей день под руководством сотрудников Наровчатского историко-археологического и природного музея-заповедника. Был оборудован вход в виде часовни, несколько сотен метров галерей обложено кирпичом, сооружена лестница для подъема на гору к пещере. Расчищен и укреплен родник под горой. Решен вопрос об обустройстве скита от Троице-Сканова монастыря над пещерой.

Княгиня Ольга (первая на Руси женщина-полководец)
В крещении Елена (ок. 890 - 11 июля 969 г.) правивила Древнерусским государством после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая, мать великого древнерусского полководца князя Святослава. Княгиня Ольга не была воительницей подобно былинным поляницам, роль женщины-полководца ей пришлось на себя взять скорее поневоле.
Поход на древлян (месть древлянам за смерть мужа)
Древляне после убийства князя Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:
1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
«И, склонившись к яме, спросила их Ольга: Хороша ли вам честь?». Они же ответили: Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.. »
2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
4-я месть: В 946 году Ольга возглавила войско в походе на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. По ПВЛ (Повесть временных лет) после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.
На этом её военная деятельность не ограничилась и она совершила ещё ряд походов приводя к покорности восточнославянские племена и земли.
Стоит ли удивляться воинственности и полководческим дарованиям сына Ольги Святослава?
Анастасия Слуцкая (Княгиня-амазонка)
В 2003 году на студии «Беларусьфильм» был снят фильм «Анастасия Слуцкая», посвящённый княгине Анастасии. Несмотря на художественный вымысел с уклоном в фентези, у этой картины была своя реальная историческая основа.
В XV в. владельцем города Слуцка (с 1481 г.) был Семен Михайлович Олелькович (из рода Гедеминовичей/Ольгердовичей). Его женой в начале 1490 -х годов стала княгиня Анастасия, дочка Мстиславского князя Ивана Юрьевича.
По одним данным Семён Михайлович умер от эпидемии в 1505 г., согласно другим, это произошло ранее, в 1503 году. Поскольку их сын, Юрий, был ещё мал, то управление княжеством оказалось в руках Анастасии. В это время на территорию княжества часто нападали татары. Князю Семёну не раз приходилось отражать набеги. А после его смерти отражением набегов занялась княгиня Анастасия, которая лично возглавляла войска. И ей в период 1505-1508 годов удалось защитить Слуцк, хотя территория княжества подверглась сильному разорению.
Молодая вдова княгиня не раз привлекала внимание своих современников. Наиболее известным из поклонников Анастасии был крупный литовский магнат - князь Михаил Львович Глинский (дядя Елены Глинской, матери Ивана IV Грозного). Согласно польскому историку конца XVI века Мацею Стрыйковскому, между Анастасией и Михаилом был роман, однако когда Михаил в 1508 году посватался к княгини, Анастасия отказалась выйти за него замуж. Для того, чтобы завоевать руку Анастасии, Михаил дважды пытался взять Слуцк, но неудачно. Вскоре Михаил Глинский с братьями перешёл на службу к великому князю московскому Василию III. Впрочем, из послания Михаила Глинского Василию III известно, что Слуцк во время мятежа осаждал не Михаил, а его родственник Андрей.
О последних годах жизни Анастасии ничего неизвестно. Она умерла в 55-летнем возрасте (около 1526 года).

Примечание:
Князь Фёдор Иванович Мстиславский (XVI век - 1622 год) - один из предводителей "Семибоярщины", был последним из рода Мстиславских. Анастасии Слуцкой (по сестре Ульяне) он приходился внучатым племянником в третьем колене.
Алёна Арзамасская (женщина-воительница и полководец)
казачка, монахиня из крестьян, возглавившая крупный отряд беглых и крепостных людей Арзамасского уезда во время крестьянской войны 1670-1671 гг. под предводительством Степана Разина.
Родилась в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом. Известно, что ещё в молодости её насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но тот прожил недолго и вскоре она стала вдовой. От нужды она постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, узнала народное врачевание.

В 1669 году, когда началось крестьянское восстание Степана Разина, Алёна покинула монастырь и присоединилась к восставшим. Ей удалось собрать отряд из 300-400 человек и с ним она направилась к городу Темникову, расположенному на территории современной Мордовии. В 1670 году её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. После этого повела отряды численностью до 700 человек от Арзамаса к Шацку, затем повернула и взяла Темников. Алёна более двух месяцев управляла городом и войском. В отряде насчитывалось более 2000 повстанцев.
наменитую Жанну д’Арк, которая считается национальной героиней Франции и причислена к лику святых.

Знаменитые женщины военачальники

Военные победы Жанны начались в начале мая 1429 года при взятии бастиона Сен Лу. Тогда английские войска, после прекращения длительных междоусобиц в стране, вступили на территорию Франции и одерживали победы одну за другой. Когда король Карл VI назначил Жанну военачальницей, армия под ее командованием словно ураган прошла по захваченным территориям, сгоняя англичан с уже насиженных мест.

23 мая 1430 года она попадает в плен к бургундцам в результате предательства, которые затем продают ее англичанам. Не менее предательский суд признает Жанну д’Арк виновной в ереси и сообщничестве с дьяволом, за что она и была сожжена заживо в Руане 30 мая 1931 года.
Дахия аль-Кахина
Правитель княжества Орес, находившегося на юго-востоке Алжира, не отличался добрым нравом, о его жестокости знал и стар, и млад. Однажды влюбился он в красавицу из одного селения. Звали её Дахияаль-Кахина бинт-Табита. Ей он, однако, не пришёлся по нраву, и девушка отказала правителю. В гневе он стал угнетать жителей села Кахины, и те, доведённые до отчаяния, упросили девушку уступить князю и спасти деревню. Гордая Дахия уступила мольбам односельчан, но первая брачная ночь стала для князя последней, а Кахина заняла его место. А не надо заставлять женщину делать, то чего она не хочет!

Однако вскоре на территорию 9-ти Берберских и иудейских княжеств вторглись арабские завоеватели. В первых же столкновениях берберы потеряли своего главу – князя Косейла и Кахина возглавила берберские войска.

Женщина во главе войска берберского государства – она оказалась смелым воином и хорошим тактиком. Смелые засады, летучие отряды, ловушки и удары по арабской армии с тыла позволили победить её войску 40-тысячную армию противника под командованием лучшего арабского полководца Хасана ибн Нумана. Армия Кахины освободила захваченные земли, включая Карфаген, ставший столицей Африканского царства.

Везде встречали Кахину как освободительницу. Она не только смогла отвоевать захваченные территории, но и смогла стабилизировать государство. И тогда Хасан пошёл на хитрость, предложив Кахине мир и союз против Вестготского королевства в Испании. По замыслу Хасана Береберы должны были просто пропустить через свою территорию арабские отряды. Вскоре стало ясно, что они не просто идут по землям берберов, а захватывают их. Кахина всё ещё могла переломить ход истории в свою пользу, если бы не предательство…. Халид ибн Йезид аль-Кайси, которому царица безгранично доверяла, сначала передавал сведения о намерениях берберского войска Хасану, а затем возглавил одни из арабских отрядов в последней битве

Дахия аль-Кахина знала, что этого боя ей не выиграть, что время упущено, но встала с мечом в руках во главе своих воинов и погибла в бою. Голову царицы Африканского царства аль-Кахины отослали халифу Абд-эль-Малику.

Храбрость, свободолюбие и отвага женщины – насколько они велики?

Царица Томирис
Царица сакская Томирис (570-520 г.г. до нашей эры) – легенда Востока, символ свободолюбия и жестокости, почитаемый многими степными народами. Историю её войны с персидским царём Киром описал Геродот. Своё наступление на Великую степь «царь царей» и «властитель Азии» Кир начал с предложения царице Томирис… стать его женой и объединить их государства без боя. Царица отказалась…

Первый бой сакские воины во главе с сыном царицы Спаргаписом выиграли. Но праздновать победу было ещё рано. Персы хорошо знали обычаи народа, на который напали, и им был известен обычай праздновать каждую победу. Персы покинули свой лагерь, оставив там крепкое вино, не ведомое саксам, а затем внезапно напали на опьянённое войско. Треть войска саксов была захвачена персами, среди пленных оказался и сын царицы Томирис, покончивший с собой в плену.

Власть женщины: воительницы древности

Томирис вызвала Кира на второй бой. В последней битве сражались не только воины, бились женщины и девушки во главе с царицей. Победой саксов завершилась та битва, ни один из персов не ушёл живым, пал и Кир. Столь мужественные атаки храбрых воительниц оказались полной неожиданностью для врага! Голову Киру отсекла сама Томирис, погрузив её в бурдюк с кровью со словами сдержанной ею клятвы – утолить его жажду человеческой крови.

Сила женщины-воина в её ненависти к войне. О прекрасной и отважной Томирис сложено немало народных сказаний, о ней написаны книги, ей посвящён балет.

Хуа Мулань
Цветок магнолии – так переводится имя легендарной китайской героини, легенды о которой превратились в поэму. Был или это достоверный образ или нет, кто знает? Если верить древнекитайской поэме, то жила-была девушка по фамилии Хуа. Когда это было, точно не известно – то ли во времена династии Суй, то ли ещё раньше при династии Северная Вэй.

Власть женщины: воительницы древности

Отец её был солдатом и учил дочь всему, что знал. Девочка вышивала, как и её подруги, но при этом умела фехтовать, ездить верхом и… читала о военной стратегии! И когда император стал собирать армию, чтобы отразить набеги кочевых племен, Мулан решила воевать вместо отца. Переодеться мужчиной? Но это нарушает все правила благочестия! Однако родители благословили дочь, ведь в тяжёлые для страны времена, долг родине выше благочестия….

12 долгих лет длилась служба Хуа Мулань, 12 лет не снимая мужской одежды даже ночью, чтобы не быть разоблачённой. Многих наград была удостоена отважная девушка, лишь от высокой должности, предложенной императором, она отказалась, попросив лишь для себя хорошего коня, чтобы скорее вернуться к родным И лишь под родным кровом она вновь одела женскую одежду, несказанно удивив всех таким превращением. Что было дальше? Никто не знает, ведь поэма на этом обрывается….

Наверное, многие видели мультфильм о Мулан, а ведь это было…. Что заставляет девушек брать оружие в руки? Любовь – к семье, родине и долг чести.

Расположен монастырь в Наровчатском районе Пензенской области в 1,5 км к юго-востоку от Наровчатского Троицкого Сканова женского монастыря в недрах горы Плодской (Пещерная, Городок). О времени возникновения здесь первых рукотворных пещер ходит множество легенд, однако достоверной информации нет. Как сообщают «Пензенские епархиальные ведомости» (1877), «В 1,5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок»... Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18, вышиной (сводом) в 40 вершков,.. и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь». Действительно в начале XIXв. пещеры активно разрабатывались при участии Иеромонаха Арсения, являвшегося настоятелем Троицкого Сканова мужского монастыря с 20 июля 1825 г. по январь 1827 г. После увольнения от должности по состоянию здоровья он удалился в пещеры и продолжил «строительство» келий и подземной церкви.

Герб Наровчатского района. "В лазоревом поле на золотой земле

с тремя черными пещерами в ряд - серебряная гора с двумя таковыми

же пещерами в основании, увенчанная золотым лавровым венком."

На горе в 1866-1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм во имя Киево-Печерской Божией Матери и св. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Чудотворцев (освящен 6 сентября 1870 г.), выполненный в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней, часовней и несколькими кельями для братии. Позднее, в 1886 году, с правой стороны церкви, старанием настоятеля архимандрита Гедеона и на средства благотворительницы мещанки Варвары Якимовой, был устроен придел во имя св. великомученицы Варвары. К сожалению, на сегодняшний день наземные постройки на горе не сохранились. Не сохранилась также и часовня у подножия горы у источника. Ранее именно возле нее был главный вход в пещерный комплекс.

Храм над пещерами до разрушения.


Верхний вход в пещерный комплекс.


Часовня.


Дальние коридоры системы.

Наровчатские пещеры не раз привлекали внимание спелеологов и археологов. Считается, что по своей длине они превосходят известные пещеры Киево-Печерской Лавры. Доступная ныне часть по некоторым данным составляет свыше 600м. В комплексе имеется три яруса (по легендам якобы существовали и более низкие этажи, однако объективных доказательств этому пока нет), сочетающие в себе протяженные галереи, многочисленные кельи (в двух нижних ярусах), небольшие камеры-склепы/костницы(?), подземные часовни, лестницы переходов между этажами, ниши, узкие сбойки и мн.др. Первый(верхний) ярус четко выделяется в самостоятельный участок, который соединяется через провал в обрушенной келье с нижними ярусами. Второй ярус соединяется с третьим(нижним) ярусом ходами и лазами. Высота основных галерей-проходов составляет 1,9-2,0м и более, средняя ширина ходов 0,7-1,0м. Температура воздуха в пещерах круглый год одинакова: от 6 до 12 градусов в зависимости от яруса. Имеется два доступных входа. Сохранились отдельные фрагменты церковных текстов на стенах.


Отдельные камеры, соединены узкими лазами.



Коридоры монастыря



Совремнные укрепительные работы

Примечательно, что при строительстве или позднее некоторые части пещер были выложены-укреплены обычным кирпичом. Впоследствии, после закрытия монастыря, эти кирпичи активно изымались на поверхность местным населением для собственных и колхозных хоз.нужд. Это в некоторой степени способствовало разрушению стен и сводов. В связи с этим некоторые части пещеры выглядят довольно удручающе.

Жемчужиной православной культуры и одним из красивейший историко-архитектурных памятников в Пензенской области назвал Алексий II Троице-Скановский монастырь, который расположен в селе Сканово Наровчатского района.

В пяти километрах от Наровчата в селе Сканово находится Свято-Троицкий монастырь. Это одно из красивейших мест в Пензенской области.

Монастырь возник здесь где-то в начале XVII века. Точную дату возникновения обители установить невозможно, потому что пожар, произошедший в 1676 году уничтожил документы, по которым можно было бы проследить его историю. После пожара отстроили деревянную церковь и

колокольню, но в 1795 году их заменили на каменные строения с белым фасадом и наружной росписью. По преданиям старожилов, эта обитель существует более 250-ти лет.

Первые настоятели

Монастырь вначале был мужским. За многовековую историю у него было несколько настоятелей. Арсений I начал обустройство обители. Построил колокольню, которая до сих пор восхищает своей красотой и стройностью, приобрел колокол, возвел до окон двухэтажный собор. Скорая смерть не позволила ему достроить его.

Настоятель Корнилий тоже приложил много трудов. Он закончил строительство собора, построил больничную церковь с кельями, при нем стены церкви покрыли росписью. Окружающие очень любили настоятеля. После смерти старца люди чтили его останки.

Арсений II настоятелем обители пробыл недолго. По своему желанию он переселился в пещеры, которые находились недалеко от монастыря, в них и трудился. Устроил в них несколько келий, место для церкви. Скончался Арсений II в монастыре и был погребен возле собора.

Филарет I постриженец Сканова монастыря. Будучи настоятелем Филарет отстроил кладбищенскую церковь, приобрел серебряные оклады для образов и многие другие монастырские вещи.

Последним настоятелем Свято - Троицкой обители был архимандрит Филарет II (Игнашкин Игнатий Васильевич). Родился он в с.Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии. Еще молодым Филарет ушел в Сканов. Позднее стал настоятелем. В начале 30-х годов монастырь закрыли, настоятеля арестовал и осудили на 5 лет концлагерей. В 1938 г. Филарет был снова арестован и осужден на 6 лет. Дальнейший его путь и путь насельников неизвестны.

30-е годы XX века монастырь был закрыт и разорен. В 1990 году по ходатайству жителя Е.В. Рябова и по требованию общественности обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Монастырь стал женским, потому что в это время верующими были в основном женщины. После 60-летнего запустения обитель снова обрела свое первоначальное назначение.

Патриаршее благословение

Осенью 1999 года Свято-Троицкий Сканов монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Этого дня насельницы очень ждали и готовились к нему. Восстановление монастырских зданий произошло именно к этому событию.Патриарха торжественно встречали матушка Евстолия, сестры и большое количество паломников встречали Патриарха. Восстановленный из руин монастырь предстал пред взором Патриарха во всем своем величии. Алексий II благословил сестер монастыря, народ Божий и провел Божественную Литургию. Патриарх отслужил молебен перед чудотворной Трубчевской иконой и назвал Свято-Троицкий монастырь жемчужиной Русской Православной Церкви.

Настоятельницы

12 марта 1990г. монахиня Митрофания приехала из Рижского Троице-Сергиева женского монастыря. Митрофания стала первой настоятельницей Скановой обители. Много сил приложила она для обустройства этого божьего места. Когда в 1993 году стал возрождаться Пензенский Троицкий женский монастырь, игуменья Митрофания была переведена туда настоятельницей.

Игуменья Евстолия стала второй настоятельницей Скановой обители. В 1990г. игуменья была принята в число насельниц, исполняла послушание благочинной, а уже 1993г. монахиня Евстолия была возведена в сан игумений. За усердное служение она была удостоена креста с украшениями. Земной путь игумений Евстолии завершился 7 января 2010 года.

Третьей настоятельницей Скановой обители является игуменья Тавифа. Тавифа несла послушание благочинной Сканова монастыря. После кончины игуменьи Евстолии, монахиня Тавифа была назначена исполнять обязанности настоятельницы монастыря.

Святыня Свято-Троицкого монастыря

В Свято-Троицком Скановом монастыре находится чудотворная Трубчевская икона Божией Матери. Многие богомольцы рассказывают о чудесной помощи от Трубчевской иконы, но просят об этом не оглашать.

Пещерный комплекс

Недалеко от Сканова монастыря расположены пещеры, где раньше жили монахи-отшельники.

В горе Плодской, обрамленной лесом, расположены подземные ходы. Место здесь очень живописное. У самого подножия горы находится целебный источник в честь Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь находился вход в пещерный комплекс, стояла часовня. На вершине горы были часовня и несколько келий. В годы разорения пещерный храм был разрушен.

В 80-е годы пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция и установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение. На протяжении столетий своего существования подземные сооружения расширялись, перестраивались монахами. Московской экспедицией была определена протяженность подземных полостей, она составила 670 метров. Скановские пещеры по протяженности превосходят пещеры знаменитой Киево-Печерской Лавры. Ученые-спелеологи утверждают, что Скановский пещерный комплекс аналогичен пещерам Киево-Печерской Лавры и Псково-Печерского монастыря, а также пещерному комплексу на юго-западе Грузии. На месте пещерного комплекса возрождается мужской монастырь. Монахи совершают службы в подземном храме. Необъяснимая свежесть воздуха пещер отгоняет мысль, что находишься в подземелье. На душе мир и спокойствие.

Хочется невольно склонить голову перед памятью монахов-старцев, тружеников, перед памятью тех, кто молился за Православную веру, за нашу Русь.

Жизнь святой обители

Когда подъезжаешь или подходишь к монастырю, то взору предстает восстановленный из развалин Свято-Троицкий Сканов монастырь, который с каждым днем приобретает свой неповторимый вид, делающий монастырский ансамбль еще более стройным. Это самый красивый из исторических архитектурных памятников. Это — «жемчужина» Пензенского края. В настоящее время в обители около 70-ти насельниц из разных городов и сел России .

По монастырскому Уставу на первом месте стоит молитва. Каждое утро со звоном колокола в пять часов утра в обители начинается новый день.Насельницы собираются в храме на утреннее моление. По окончании его получают благословение на послушания. Вечером трудовой день тоже заканчивается общей храмовой молитвой. Молитва сопровождает и всякое послушание. У монастыря очень большое хозяйство. Есть поле для картофеля и посева зерновых культур, огород, сад и ягодный участок, луга, скотный двор и птичник. Со всем этим хозяйством справляются сестры монастыря. Они умеют водить грузовые и легковые машины. В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием. При монастыре действуют две воскресные школы для детей. Сестры монастыря проводят уроки Закона Божия в общеобразовательных школах района.

Возможно, вам так же будет интересно:

Литература:

  • Монастыри Российской империи. СПб., 1887.
  • «Наровчатскiй Троицкiй Скановъ монастырь»
  • Пензенская епархия. Стр. 302.
  • Пензенская энциклопедия. М., 2001, стр. 372—373
  • Православные русские обители. СПб., 1908.
  • Троицкий Сканов мужской монастырь // Пензенские епархиальные ведомости, 1869, № 2, 4; 1877, № 11-13.
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения