Киммерийская сивилла. Сивилла Кумcкая. Эритрейская пророчица. Кто такая Пифия

круглый храм сивиллы, сивиллы
Сиви́ллы , сибиллы (др.-греч. σίβυλλαι, ед. ч. σίβυλλα, лат. sibylla, sibulla, -ae) - в античной культуре пророчицы и прорицательницы, экстатически предрекавшие будущее, зачастую бедствия.

  • 1 Сообщения
    • 1.1 Первая Сивилла
      • 1.1.1 Герофила
    • 1.2 Прочие сивиллы
      • 1.2.1 Количество сивилл
      • 1.2.2 Предсказания
    • 1.3 Кумская сивилла
  • 2 Сивиллы в христианстве
  • 3 Список сивилл
  • 4 Книги с предсказаниями сивилл
    • 4.1 Сивиллины книги
      • 4.1.1 Предсказания сивиллиных книг
    • 4.2 «Оракулы Сивиллы»
  • 5 литературе
  • 6 изобразительном искусстве
  • 7 музыке
  • 8 Использование имени
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

Сообщения

Первая Сивилла

По одной из теорий, первоначально «Сивилла» - личное имя одной из пророчиц, впервые этот персонаж, по свидетельству Плутарха, упоминается у Гераклита. Затем оно было перенесено на прочих предсказательниц. Согласно Варрону, слово Сивилла переводится «божья воля».

Также она упоминается у Платона и Аристофана.

Первая Сивилла была троянка, дочь Дардана и Несо. Согласно Акесандру, она победила на состязаниях в поэзии на играх по Пелию.

Камень Сивиллы в Дельфах

Гераклит утверждает, что изречения Сивиллы были порождением не человеческого ума, а скорее божественным внушением. Говорят также, что в зале собраний в Дельфах показывали камень, служивший, по преданию, седалищем первой Сивиллы, сошедшей с Геликона, где она была воспитана Музами. Некоторые же говорят, что она пришла из Малии и была дочерью Ламии и внучкой Посейдона. одной из своих поэм Серапион говорит, что Сивилла не переставала предсказывать и по смерти, и что дух, покинувший её по смерти, дает способность к прорицанию гадателям и предсказателям; тело же её, превратившись в землю, произрастило траву; вот почему по внутренностям животных, щипавших траву на этом месте, люди могут узнавать будущее. Он же считает, что лик, являемый луной, есть душа Сивиллы.

Климент Александрийский, «Строматы»

Климент Александрийский также упоминает, что, по мнению античных авторов, первой Сивиллой была дельфийская Фемоноя, с которой советовался Акрисий, и жила она только на 27 лет раньше Орфея, Мусея и Лина, учителя Геракла. других источниках Фемоноя именуется Пифией.

Герофила

«Сивилла», картина Баккьякка

Определённую путаницу вносит имя «Герофила», которое употребляется к нескольким сивиллам из различных регионов. По одним интерпретациям, сивилл по имени Герофила было несколько, по другой - это одна и та же пророчица, жившая много столетий и много странствовавшая.

Дельфийская сивилла - Герофила (дочь Зевса и Ламии) упоминается во фрагменте Евмела Коринфского (VIII век до н. э.). По некоторым, сивиллой именуется сама Ламия, дочь Посейдона, прибывшая в Дельфы из Малиды.

Греческим именем Герофила Сивилла названа в греческом рассказе, приводимом Павсанием, и её происхождение связывается с Аполлоном и музами. Имя Сивиллы ей, согласно Павсанию, было дано ливийцами. Блюстительница храма Аполлона Сминфейского, жила на Самосе, посетила Кларос, Делос, Дельфы. Умерла в Троаде, где была похоронена в роще Аполлона Сминфейского. Её вызвал из Эфеса персидский царь Кир.

Младшая Герофила, по прозвищу Сивилла, пела пророчества в Дельфах, предсказала Троянскую войну. гимне для делосцев в честь Аполлона называет себя женой, дочерью и сестрой Аполлона; в другом пророчестве называет себя дочерью нимфы Иды и реки Аидонея. По некоторым, сивилла - это фригиянка Артемида, пришедшая в Дельфы.

Третья Герофила происходила из Эрифр. По эрифрейцам, родилась в пещере на горе Корик от пастуха Феодора и нимфы. По Аполлодору Эритрейскому, предсказала, что погибнет Троя и Гомер напишет полную вымыслов поэму.

Прочие сивиллы

В эллинистическое и римское время возникли предания о двух, четырёх или десяти сивиллах, называвшихся по местам их обитания, хотя некоторые имели собственные имена. До литературной обработки поздних римских авторов не имели личных имен, а назывались по географическим пунктам обитания. Кроме того, имя предыдущей - Герофила, часто могло на них переноситься.

Количество сивилл

Первоначально одна сивилла со временем стала входить в мировоззрении древних греков в число девяти сивилл, римляне добавили десятую - Тибуртинскую, вероятно этрусского происхождения. Согласно Лактанцию, цитировшему в IV веке утерянную работу Варрона I века до н. э., этими десятью были: Персидская, Ливийская, Дельфийская, Киммерийская, Эритрейская, Самейская, Кумская, Геллеспонтская, Фригийская и Тибуртинская. Из них наиболее прославленными были три - Дельфийская, Эритрейская и Кумская.

Предсказания

Подобно пифийским оракулам, предсказания сивилл делались обычно в стихотворной форме - гекзаметром. Считалось, что сивилла может предсказывать на тысячу лет вперёд, поэтому одна якобы предсказала извержение Везувия и указала место битвы, положившей конец независимости Древней Греции.

Кумская сивилла

Подробнее по этой теме см.: Кумская сивилла.

Согласно греческой мифологии, кумская сивилла была греческой жрицей, покинувшей Эрифры и жившей в городе Кумы (Италия). Она была возлюбленной Аполлона, получившей от бога дар прорицания и жизнь, длившуюся ровно столько, сколько жрица будет находиться вдали от родной земли. По одной из версий предания, Аполлон отмерил этой сивилле столько лет жизни, сколько песчинок поместилось у неё в горсти. Однако она не подумала испросить у бога продления молодости, и потому медленно высыхала, пока не превратилась в крошечное сморщенное существо, мечтающее лишь о смерти.

Прожила тысячу лет и умерла дряхлой старухой, когда к ней случайно заехали греки, привезшие с собой горсть родной земли. (Сограждане прислали ей письмо, запечатанное белой глиной, она увидела его и умерла). Согласно Овидию, ко времени встречи с Энеем прожила уже 700 лет.

Её посещает Эней в «Энеиде» Вергилия. По версии, Эней посетил сивиллу в Иде в Эритрах, ему предсказали плыть на запад, пока не съедят столы.

Сивиллы в христианстве

Предсказания сивилл, истолкованные как пророчества о воплощении Христа, получили у христианских богословов положительную оценку с первых веков христианства. Иустин Философ в середине II века в своей первой Апологии пишет:

Но по действию злых демонов определена смертная казнь тем, кто станет читать книги Истаспа или Сивиллы или пророков, чтобы страхом отвратить читающих людей от научения доброму, и удержать их в рабстве своем; чего, впрочем, не могли они сделать навсегда; потому что не только мы сами безбоязненно читаем те книги, но и вам, как видите, представляем на усмотрение, будучи уверены, что они понравятся всем.

Иустин Философ, Апология I

Евсевий Кесарийский относил к сивиллам Мириам - сестру Моисея, которая в Библии именуется пророчицей (Исх. 15:20).

Эритрейская сивилла предсказала приход Христа. Её своими глазами видел Трималхион.

Уже в IV веке в христианской среде было широко распространено представление об особом мистическом смысле «Четвертой эклоги» Вергилия, написанной в честь рождения сына у друга и покровителя, поэта Поллиона; с этим событием, как писал Вергилий, Сивилла Кумская якобы связывала начало новой эры справедливости и изобилия. христианском предании это пророчество толковали как предсказание рождения Иисуса.

Список сивилл

Имя Изображение География Описание Известные пророчества
Территория Древней Греции:
Дельфийская (Артемия) г. Дельфы Имела моложавый вид, в руках носила лавровую ветвь, оплетала голову своими волосами. Жила до Троянской войны. Упоминается в «Строматах» Климента Александрийского.
Фригийская (Лампуса) г. Анкира Имела старческий вид, в руке всегда носила обнажённый меч. Происходила из рода греческого прорицателя Калханта, участника Троянской войны.
Колофонская
Эритрейская (Герофила или Самия) Эритрея Её родителями считали Аполлона и Ламию. руках она носила обнаженный меч, опираясь на него, и круглое яблоко, красивое как звезды, которое она бросала себе под ноги. По преданиям, жила за 483 года до взятия падения Трои. Согласно древней легенде, эритрейская сивилла предсказала, что Рим будет разрушен перитиями.
Самосская (Фито или Самонефа) о.Самос Жила во II тысячелетии до н. э., ходила в разноцветной одежде, нося в руках книгу и терновый венец.
Делосская о.Делос
Троянская (Геллеспонтская) г.Троя Жила в VI веке до н. э. во времена персидского царя Кира и афинского политика Солона. руках она носила колосья пшеницы. Падение Константинополя
Территория Древнего Востока:
Персидская , Вавилонская (Самбефа) Персия Жила в XIII веке до н. э., имела моложавый вид, ходила в золотых одеждах. Описана у Иустина в его «Слове к язычникам». Место её жительства определено так: «Стоит древний храм языческий, и потом озеро, которое называется Аверн. Около него по левую сторону стоит гора. той горе просторная пещера… Там, как говорят, жила сивилла» Ей приписывают 24 книги пророчеств. Среди них есть о делах Александра Великого, о Иисусе Христе. Её пророчества относят к 1248 году до н. э..
Халдейская
Египетская (Агриппа, или Тараксандра) Египет В руках своих она всегда носила книгу, возраста была среднего, ходила в красной одежде. О сивилле сообщает Климент Александрийский в своем «Слове к язычникам». Разрушение Эфесского храма и храмов Исиды и Сераписа в Египте. Есть пророчества о воплощении Иисуса Христа.
Палестинская (Еврейская, Сабская) Сирия Павсаний называет Сивиллой Сабской пророчицу, жившую с евреями за пределами Палестины, в Сирийских горах. Римский софист III века Элиан называл её Еврейской Сивиллой. Феофил Антиохийский пишет, что у евреев неоднократно появлялись сивиллы, подобные греческим.

Сивилла Сабская часто отждетвляется с царицей Савской.

Пророчество о Животворящем Кресте
Территория Древнего Рима:
Кумская Кумы «Сивиллины книги»
Тибуртинская (Альбунея) Италия Жила во времена императора Августа. руках носила масличную ветвь. «Золотая легенда» упоминает её общение с Октавианом Августом по вопросу о наречении его Богом. Она явила ему на небе образ Богородицы с младенцем на руках, и Октавиан отказался от принятия такого титула. Также ею предсказано разрушение храма Януса в Риме.
Киммерийская (Кармента) Италия (гора Кармал), около оз. Аверн Носила в руках цветок розы. Евандр, основатель храма Пана, так называемого Луперкиона, был её сыном. Пророчество, что мир будет существовать 6000 лет (летоисчисление неизвестно)

Книги с предсказаниями сивилл

Основная статья: Книги Сивилл

Сивиллины книги

Так называемые «Сивиллины книги», состоявшие, как считается, из предсказаний кумской сивиллы, играли большую роль в общественной жизни римского государства.

История появления этих книг в Риме такова: предсказания были записаны на пальмовых листьях и составили девять книг. По сообщению Дионисия Галикарнасского сивилла, явившись в Рим, предложила царю Тарквинию Гордому (или Тарквинию Приску) купить у неё эти книги за огромную цену (по Варрону, за 300 золотых филиппов), а когда он отказался, сожгла три из них. Затем она предложила ему купить оставшиеся шесть за ту же цену и, вновь получив отказ, сожгла ещё три книги. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги за первоначальную цену. Здесь примечательно то, что монеты филиппы названы в честь царя, жившего на два столетия позднее Тарквиния, что лишний раз доказывает дар пророчества у Сивиллы.

«Сивилла», картина Веласкеса

Позже к этим книгам были добавлены прорицания тибуртинской и других сивилл. «Сивиллины книги» хранились особой жреческой коллегией в храме Юпитера на Капитолийском холме в каменном ящике. Книги играли большую роль в религиозной жизни римлян. К ним обращались за советами в критические моменты политической и частной жизни.

В 83 году до н. э. книги сгорели, но были восстановлены при Августе и Тиберии, вновь составленный текст был пересмотрен при императоре Августе в 12 году. Вновь составленные книги находились в храме Аполлона на Палатинском холме.

В 405 году, уже в христианскую эру, они были сожжены по приказу Стилихона (правителя Западной Римской империи).

Продолжатель Феофана, описывая царствование императора Льва V Армянина (813-820 годы), сообщает, что он боялся одного предсказания, грозившего ему смертью:

Предсказания сивиллиных книг

Под влиянием сивилл были введены новые обряды и культы новых божеств; толкователями изречений сивилл были жрецы.

  • В 293 году до н. э. во время эпидемии чумы в Риме в Сивиллиных книгах обнаружили указание, что эпидемия прекратится, если в Рим привезут статую бога Эскулапа из асклепейона в Эпидавре; и в 291 году до н. э. на одном из островов Тибра (Тиберина) был основан храм Эскулапа.
  • В 204 году до н. э. подобным образом из Малой Азии был перевезён чёрный камень, почитаемый фетиш Кибелы, Богини-Матери.

«Оракулы Сивиллы»

Пророчества Сивиллы, поэмы, написанные от лица языческой прорицательницы Сивиллы. Составители их призывают язычников обратиться к Единому Богу, обличают идолопоклонство, зло и нечестие. Иудейским авторам принадлежат III, IV и V части книги. Датируются временем между I веком до н. э. и I веком н. э.

В литературе

Г. Мемлинг. Сивилла Самбета. 1480. Дерево, масло. Нидерланды (Фландрия). Брюгге. Музей Мемлинга

Величавый образ сивиллы, созданный Вергилием в VI песне «Энеиды», многочисленные упоминания о сивиллах у римских писателей (Тит Ливий, Варрон) и в особенности ссылки на них у христианских апологетов (Лактанций), все это способствует сохранению предания о сивиллах и Сивилиных книгах в литературе христианского средневековья (англо-нормандская обработка XII века, старофранцузские «Dits prophétiques des Sibylles», XV век) вплоть до Ренессанса, закрепившего образ сивилл в непревзойденных формах изобразительного искусства (Микеланджело).

В изобразительном искусстве

Наиболее известным изображением сивилл является цикл фресок работы Микеланджело в Сикстинской капелле. Художник включил их в цикл рядом с библейскими провидцами, так как считается, что пророчицы говорили о конце многобожия, и возвещали о приходе Избавителя.

Доменико Гирландайо написал четырёх сивилл на сводах церкви Санта-Тринита, Флоренция.

Другие сюжеты:

  • Сивилла и Эней
  • Сивилла и император Август

В музыке

В знаменитой средневековой секвенции «Dies irae» предсказание Страшного суда «удостоверяется» свидетельством (библейского царя) Давида и сивиллы (лат. teste David cum sibylla).

В эпоху Возрождения Орландо Лассо написал цикл мотетов «Пророчества сивилл» (Prophetiae sibyllarum), первый из которых стал классическим примером хроматической музыки XVI века.

Использование имени

  • В англоязычном мире распространено женское имя Сибил (Sybil), а слово «сивилла» пишется как sibyl.
  • В честь Сивиллы назван астероид (168) Сибилла, открытый в 1876 году.

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. 2 т. Т.2. С.430-431, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. 3 т. Т.3. С.291-293
  2. De Pyth. orac. - Об оракулах «пифии», 6
  3. Лактанций. Божественные установления I 6, 7
  4. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.235
  5. Платон. Феаг 124d, Федр 244b; Аристофан. Мир 1095, 1116
  6. Плутарх. Застольные беседы V 2, 1
  7. Климент Александрийский, «Строматы»
  8. Евмел. Коринфиака, фр.8 Бернабе, см.комм.
  9. Плутарх. О том, что пифия более не прорицает стихами 9
  10. Павсаний, X 12, 1-3
  11. Павсаний. Описание Эллады X 12, 1
  12. 1 2 Мифы народов мира, т.2., с.430
  13. Гигин. Мифы 128
  14. Павсаний. Описание Эллады X 12, 5-6
  15. Николай Дамасский. История, фр.67 Якоби
  16. Павсаний. Описание Эллады X 12, 2-3
  17. Климент. Строматы I 108, 1
  18. Страбон. География XIV 1, 34 (стр.645); Климент. Строматы I 108, 3
  19. Павсаний. Описание Эллады X 12, 7
  20. Лактанций. Божественные установления I 6, 9
  21. Первый Ватиканский мифограф II 51, 2-4
  22. Овидий. Метаморфозы XIV 130-153
  23. Вергилий. Энеида VI 10
  24. Ликофрон. Александра 1255; Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 55, 4
  25. Иустин Философ. Апологии
  26. Августин. О граде Божием XVIII 23
  27. Петроний. Сатирикон 48
  28. Николай Спафарий Книга о сивиллах
  29. Ривка Клюгер. Царица Савская в Библии и легендах
  30. Феофил Антиохийский. Послания к Автолику
  31. «Явление Сивиллы императору Августу». Картина Париса Бордоне в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина. Каталог
  32. Дионисий Галикарнасский. Римские древности IV 62, 2; Авл Геллий. Аттические ночи I 19, 2
  33. Лактанций. Божественные установления I 6, 10, из Варрона
  34. Об обращении римлян к «книгам судеб» см. у Ливия, III, 10; V, 3,X, 47, XXI, 62; XXII, 1, 9; XXIX, 10, XXXVI, 37.
  35. Продолжатель Феофана. «Жизнеописания византийских царей» (Книга I. Лев V
  36. БСЭ. Эскулап
  37. А.Мень. На пороге Нового Завета. Гл.23. Эллинизм в Риме
  38. Произведение в разных источниках атрибутировано как «Портрет дамы» или «Портрет молодой дамы»; между тем, табличка в верхнй части гласит: Sibylla Sambetha quae et Persica, an: Ante Christ: nat: 2040 (Сивилла Самбетская, сиречь Персидская, года от Рождества Христова 2040)
  39. А.Мень. На пороге Нового Завета. От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя. Гл.22. Этруски, сивилла, Карфаген

Литература

  • Волнин А. Иудейские и христианские идеи в книгах Сивилл. ВиР, 1899, № 2,3,5,8
  • Геффкен И. Сивиллы // Из истории первых веков христианства (перевод с немецкого). СПб., 1908
  • Глориантов Н. И. Происхождение мира и человека и последующая их судьба по изображению древних римских поэтов: Сивиллины книги. ХЧ, 1877, № 1-2
  • Книга Сивилл. Перевод с древнегреческого М. и В. Витковских. - М.: Энигма. 1996. - ISBN 5-7808-0004-9

Ссылки

  • Сивилла // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Сивилла // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 4 томах. - СПб., 1907-1909.
  • Книги Сивилл
  • Сивиллы кисти художника Леонара Лимузена (1505-1577): Сивилла Европейская и Сивилла Кумская

круглый храм сивиллы, круглый храм сивиллы, сивиллы, сивиллы

Сивиллы Информацию О

То, что вы читали о моих религиозных убеждениях - разумеется, ложь. Ложь, которую систематически повторяют. Я не верю в Бога, как в личность, и никогда не скрывал этого, а выражал очень ясно. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением Вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его.

Альберт Эйнштейн

Существовавший и широко распространенный в Древнем Мире институт сивилл, до сих пор не изучен и представляет собой тайну для массового читателя.

Между тем сивиллами (сибиллами) в античной литературе назывались прорицательницы , название которых воспроизводят от имени первой пророчицы Сивиллы. Жившие при храмах, основанных на местах наиболее знаковых космических катастроф, они обладали удивительным даром ясновидения, а само слово «сивилла», в дословном переводе Варрона , означает «божья воля» , ибо, как считается, они в своих пророчествах передавали волю богов.

По легенде первая Сивилла была родом из Трои, и являлась дочерью Дардана и Несо.

Любопытное сообщение оставил нам и Климент Александрийский («Строматы»), который пишет, что по свидетельству Гераклита , пророчества Сивиллы «не являлись свойством человеческого разума, а были божественным внушением извне» .

В Дельфах, в зале собраний, находился священный камень , который служил седалищем сивиллы, а сама сивилла явилась с горы Геликона , откуда был взят и камень. По другой версии, сивилла пришла из Малии , и являлась дочерью Ламии и внучкой Посейдона , а ее воспитанием занимались Музы.

Серапион же свидетельствует, что Сивилла пророчествует и после смерти , потому чтоее дух , покинувший тело, соединился с Луной, и дает дар и способность к прорицанию всем, родившимся после нее ясновидящим . А ее тело , превратившись в землю, и взрастившее траву, дает корм животным, по внутренностям которых люди узнают свое будущее .В качестве комментария к данному утверждению Серапиона, следует сказать, что в научно-популярной литературе можно встретить десятки свидетельств людей с безупречной репутацией, которые описывают случаи, в которых умершие люди, являлись живым в пророческих снах .

Уже упоминавшийся Климент Александрийский пишет, что первой Сивиллой была дельфийская Фемоноя , которой якобы и принадлежит знаменитый афоризм «познай (самого) себя» .

Давайте запомним этот афоризм, ибо, как полагают, именно он определяет сущность феномена прорицания .

Еще одной знаменитойдельфийской сивиллой, имя которой дошло до нас, была Герофила (греч.Hеropiln) родом из Эрифр, хотя возможно, это имя нескольких сивилл из различных регионов. Она родилась в Троаде , на горе Корик, от нимфы и смертного отца, пастуха Теодороса (Феодора), и жила в роще Аполлона, где и была похоронена. По легенде, это именно ей принадлежит легендарное предсказание, что женщина из Спарты Елена, станет причиной гибели Трои . Кроме того, именно Герофила предсказала, что о гибели Трои Гомер напишет мифологическую поэму . В данном сообщении нам любопытно лишь то, что упомянутые здесь сивиллы пророчествовали на местах космических катастроф , а Гомер, действительно дал в «Илиаде» и «Одиссее» мифологическое описание реальных событий Ноева потопа .

Сивилла по имени Герофила, пророчествовала не только в Дельфах , но и в Кумах, а также на островах Самос, и Делоc.

Сивиллу Герофилу , называют женой, дочерью и сестрой Аполлона , а согласно другого мифа, дочерью нимфы Иды и реки Аидонея. Сивиллой была и дочь Посейдона Ламия , прибывшая в Дельфы из Малиды. (Малида (в Фессалии) - небольшая береговая полоса вблизи Малийского залива, между горой Этной и нижним течением реки Сперхия).

По античной легенде, сивиллой была и фригийская богиня Артемида . И самое интересное для нас заключается в том, что эти и другие самые известные сивиллы, пророчествовали в храмах, построенных на местах космических катастроф .

Десять самых известных сивилл Древнего Мира.

В эллинистическое и римское время, называлось разное число самых известных сивилл, которых чаще всего именовали по местам их обитания, но иногда, и по именам собственным. Компиляция разных источников позволяет определить имена десяти (в других случаях даже двенадцати ) самых известных сивилл Древнего Мира.

(Античные греческие авторы называют до девяти сивилл, римляне добавили десятую , Тибуртинскую сивиллу, этрусского происхождения. А современные авторы, нашли даже двенадцать имен, но я полагаю, что согласно мифологическим правилам , число самых известных сивилл , определялось сакральным числом десять (Х) .)

По свидетельству «христианского Цицерона» Луция Целия Фирмиана Лактанция (Lucius Caecilius Firmianus Lactantius ), который использовал сведения из утерянных книг римского историка первого века Марка Теренция Варрона (Márcus Teréntius Várro , 116-27 гг. до н. э.), в число десяти самых известных сивилл Древнего Мира входили: Дельфийская (родившаяся в Дельфах, о ней говорит Хрисипп), Эритрейская и Кумская (называемая Амалтеей , или же Герофилой , или Тараксандрой, а Вергилий называет Кумскую сивиллу Деифобой , дочерью Главка), Персидская и Ливийская (о них упоминает Еврипид), Киммерийская из италийской Киммерии, сыном которой был Эвандр, построивший в Риме святилище Пана, так называемый Луперкум, Самосская (по имени Фито, о ней писал Эратосфен), Геллеспонтская (родилась в селении Мармесса, что вблизи городка Гергитион. Гераклид Понтийский сообщает, что она явилась в пределы Троады во времена Солона и Кира), а также Фригийская и Тибуртинская .

И в нашем рассказе об этих сивиллах, принципиально важным является опять-таки то обстоятельство, что все святилища, в которых жили и пророчествовали эти сивиллы, находились в регионах, наиболее пострадавших от космических взрывов Ноева потопа .

Например, фригийская сивилла жила и пророчествовала в городе Анкира и происходила из рода участника Троянской войны, древнего прорицателя Калханта. Эритрейская сивилла Герофила (Самия) пророчествовала на территории Эритреи (досл. «красная»), которая располагалась в Восточной Африке, на побережье Красного моря, от которого и получила свое название. Она пророчествовала о Троянской войне, и о ней свидетельствует Аполлодор Эритрейский. Самосская сивилла Фито (Самонефа) пророчествовала на острове Самос , делосская - на острове Делос , Троянская (Геллеспонтская) - на территории Трои . Персидская (вавилонская Самбета (Самбефа)) происходила из рода Ноя, она предрекла события, связанные с Александром Македонским, и ее упоминает Никанор в «Жизнеописании Александра») - жила и пророчествовала на территории Вавилона . Египетская Агриппа (Тараксандра) - на территории Египта , палестинская (еврейская сивилла Савская (Сабская), которую нередко отождествляют с царицей Савской) - в Сирийских горах, тибуртинская сивилла (Альбунея (Абунея)) и киммерийская сивилла (Кармента ) пророчествовали на территории Италии . То есть несложно понять, и я уже неоднократно писал об этом, что самые известные храмы и святилища Древнего мира, в которых пророчествовали сивиллы, строились на местах самых знаковых космических взрывов . И я уже подробно рассказывал о космических взрывах, произошедших во время Ноева потопа на территории Трои, Вавилона, Палестины, Израиля, Сирии и Египта, в своих предыдущих статьях и книгах.

По сформировавшейся античной греческой традиции, пророчества сивилл, записывались жрецами в стихотворной форме гексаметром (гекзаметром).

Важно отметить, что предсказания сивилл не были ограничены во времени, и пространстве, и античные авторы свидетельствуют о том, что записанные пророчества в книгах сивилл, охватывали временной промежуток в несколько тысяч лет и касались всех регионов Земли .

Кумская сивилла.

Кумская сивилла была родом из Эрифры , но пророчествовала в итальянском городе Кумы , от которого и получила свое имя. Кумы являлись колонией Халкиды, и главным региональным религиозным центром Римской империи . Здесь также располагался храм Аполлона, имевший тесные связи с знаменитым храмом Аполлона в Дельфах . Согласно легенды, кумская сивилла была возлюбленной Аполлона, от которого и получила дар прорицания .

И этот дар должен был сохраняться за ней на все время, пока она жила на чужбине, в Кумах. Это очень важное для нас свидетельство, потому что оторванные от мест космических катастроф, некоторые сивиллы теряли дар прорицания , он как бы «затухал». Развалины кумского храма с оракулом и пещерой, в котором пророчествовала сивилла, сохранились до сих пор. Кумской сивилле приписывается создание свода сивиллиных книг, в которых были записаны пророчества, с предсказанием событий на многие века вперед .

Любопытно, что в первые века христианства, пророчества сивилл получили положительную оценку у христианских богословов , потому что, по легенде, именно эритрейская сивилла, провидчески предсказала приход Христа . Однако позже, по мере укрепления христианства, книги сивилл были изъяты из обращения , как относящиеся к языческому культу . Другие авторы, исчезновение книг объясняют тем, что они погибли во время пожара . По легенде, некоторые из пророчеств языческих сивилл, были включены в библейские тексты.

Сивиллины книги.

В настоящее время под книгами сивилл подразумеваются дошедшие до наших дней несколько античных сборников, содержащие около 4000 стихов, составляющих 14 песен, написанные гексаметром на древнегреческом языке. Однако доказать подлинность или аутентичность сохранившихся пророчеств, в настоящее время не представляется возможным .

Предполагается, что они содержат пророчества сивилл, записанные в промежутке между вторым веком до н.э. и четвертым веком нашей эры. (По другой версии, книги датируются промежутком времени между первым веком до нашей эры и первом веком нашей эры).

По очередной легенде, «сивиллины книги », первоначально были записаны на пальмовых листьях, и изначально их было всего девять . Античные авторы сообщают, что они играли главную роль в общественно-политической жизни Рима, при принятии важных или судьбоносных решений, ибо в них были записаны пророчества на многие тысячелетия вперед .

Особенно важным для меня представляется мифологическое свидетельство , что сивиллины книги были написаны на «пальмовых листьях» . В мифологии пальма является священным деревом, а само слово «пальма» имеет сакральный смысл, и обозначает число «пять», которое символизирует «комету - возмездие» и пять глобальных космических катастроф, произошедших на памяти человеческих цивилизаций . (Подробнее см. в книге «Тайна «кометы-возмездие»). То есть, указание на то, что сивиллины книги писались на «пальмовых листьях» свидетельствует о том, что пророчества этих книг напрямую были связаны с тайнами «кометы - возмездие» и глобальными катастрофами .

Существует известный рассказ Фирмиана о том, что Кумская сивилла принесла девять книг своих предсказаний римскому царю Тарквинию Древнему, и попросила за них триста филиппеев, не существовавших в то время золотых монет, которые появились в обращении только два века спустя. Зная, что таких монет не существует в природе, царь отнесся к ней с недоверием, и даже не спросил, что содержится в этих книгах, и тогда она сожгла три из них. Позже, сивилла пришла к царю во второй раз, и за оставшиеся шесть книг , запросила прежнюю цену. И вновь не удостоенная царского внимания, она сожгла очередные три книги. Она пришла и в третий раз, предложив царю оставшиеся три книги, и снова попросила за них столько же, предупредив, что если царь откажется, то она сожжет и эти книги. Легенда утверждает, что тогда царь, все-таки задумался и попросил совета у своих священнослужителей, а прочитав книги, дал за них требуемую сумму, и даже попросил копии сожженных книг. Сивилла ответила, что у неё нет больше книг, и без вдохновения она не в состоянии что-либо добавить , но можно взять из других городов важные изречения иных знаменитых сивилл, которые там сохранились, и составить из них полное собрание. Так и постановили сделать. Собрание восстановленных сивиллиных книг решено было положить на Капитолии в первом Риме (1) , при этом зафиксированные в книгах изречения сивилл должны были храниться в строжайшей ото всех тайне .

И только немногим избранным доступно было ознакомиться с их содержанием, потому что они содержали пророчества, в которых предсказывались знаковые события и бедствия, которые обязательно должны были произойти в Италии . По совету авгуров, Тарквиний Древний охрану купленных сивиллиных книг поручил дуумвирам .

Позже, к этим книгам были добавлены наиболее значимые пророчества тибуртинской и других сивилл, а сами книгибыло поручено сохранять особой жреческой коллегии в храме Юпитера на Капитолийском холме . К сожалению из всех авторов «сивиллиных книг», до нас дошло только имя Эритрейской сивиллы, а имена остальных, остались безвестными.

Содержание сивиллиных книг составляло главную государственную тайну Рима, и для доступа к ним требовалось специальное постановление Сената. А раскрытие тайны сивиллиных книг каралось также строго, как отцеубийство , и греческий историк Дионисий Галикарнасский рассказывает историю о том, что дуумвир Марк Атилий, был приговорен к смерти за то, что дал переписать сивиллину книгу Петронию Сабину. Согласно сообщения Валерия Максима, за это ужасное преступление против государства, Тарквиний приказал зашить Марка Атилия в мешок из бычьей шкуры и бросить в море.

В настоящее время, к сохранившимся пророчествам сивиллиных книг все академические ученые относятся с пренебрежением и предубеждением, отчасти оттого, что позже они не раз восстанавливались, и исправлялись, а отчасти оттого, что многие из стихов, не сохранили правильный размер. Некоторые полагают, что здесь была вина необразованных переписчиков, однако Платон, считал, что «многое и великое» бездумно исправляли и уничтожали люди, которые не знали истинной цены сивиллиных пророчеств .

Я же не исключаю, что многие сивиллины предсказания были умышленно изъяты из обращения при наступлении эры христианства, так как эти знания особо почитались язычниками . По крайней мере, воинствующие христиане, в указанное время, многие книги, считавшиеся «языческими», изъяли из обращения, и сожгли в кострах.

Пророчествами сивиллиных книг, в которых излагалась «божья воля», пользовались только в самые ответственные моменты общественной и политической жизни Рима , сверяя с ними правильный ход римской истории . Известно, что в последующие века, с пророчествами сивиллиных книг римляне сверялись не один раз, о чем упоминает Тит Ливий. Но, к сожалению, его книги, содержащие данную информацию, также были утеряны, и у нас нет возможности полноценно и объективно оценить достоверность сивиллиных предсказаний.

Правда, кое-какие сведения о сивиллиных оракулах, в трудах поздних историков, найти все же удалось.

По дошедшей до нас легенде, в пророчествах двенадцати сивиллиных книг, хранившихся в царской библиотеке Рима, была собрана коллекция предсказаний греко-римских, этрусских, и иудейских сивилл, в которых предсказывался конец многобожия и конечное торжество единого Бога. (Напомню, что в настоящее время существует пять самых уважаемых религиозных вероучений, каждое из которых претендует на роль мировой религии). Кроме того, сообщается, что сивиллины книги содержали изложение римской истории «от сотворения мира до Всемирного потопа». (То есть, по-видимому, это были оракулы, связанные с периодом обращения «кометы-возмездие» и глобальными космическими катастрофами Земли). Возможно, по этой причине, ряд сивиллиных пророчеств и вошел в библейские тексты . Кроме того, считается, что в сивиллиных книгах были описаны судьбы римских правителей и царей за весь исторический период, вплоть до даты «конца света», и даже были помещены их характерные портреты-рисунки .

(И как тут не вспомнить историю русского монаха Авеля, который, по сохранившейся легенде, составил свод предсказаний не только на династию русских царей из дома Романовых, но и на последующих правителей России вплоть до даты «конца света» .)

Полагают, что во время гражданской войны, 6 июля 83 года до н.э., во время пожара Капитолия, все сивиллины книги сгорели, но позже были восстановлены при императоре Гае Юлии Цезаре Августе, и затем помещены в храм Аполлона на Палатинском холме . В римской истории эти восстановленные книги известны под названием «вторых сивиллиных книг».

Примечание.

(1) Древние авторы византийской эпохи различали Первый (старший) Рим и Второй (младший) Рим - Константинополь . Позже, после космической катастрофы Алатырь (1240 год), появился и Третий (новый) Рим - Москва . (Подробнее см. в книге «Тайна Алатырь - камня.)

Вторые сивиллины книги.

После пожара, для восстановления сивиллиных книг, были использованы разные, в том числе и сомнительные тексты сивилл , хранящиеся в италийских колониях в Африке, на Самосе, Делосе, в Илионе, Эритрах и Сицилии. А позже, римские жрецы, по каким-то только одним им ведомым мотивам, определили степень их подлинности .

Но и эти тексты, в 405 году, были сожжены по приказу Флавия Стилихона. И к настоящему времени, сохранились только немногочисленные, чудом уцелевшие фрагменты из сивиллиных книг, подлинность которых абсолютно ничем не подтверждена. Более того, эти пророчества написаны не гексаметром, а акростихом. На наличие в пророчествах акростихов , вместо классического гексаметра, первым обратил внимание Цицерон, предполагая, что данные пророчества были сфальсифицированы .

Не обсуждая достоверность дошедших до нас сивиллиных пророчеств, сообщим о самых любопытных из них.

Во время эпидемии чумы в Риме, в 293 году до н.э., в сивиллиных книгах нашли предсказание, что чума пойдет на убыль, если в Рим перевезут статую бога Эскулапия из его Эпидаврского святилища . Поэтому, после молебна, в Эпидавр, расположеный на северо-востоке Пелопонеса, отправили специальное посольство за священной змеей бога , которую, по прибытии в Рим, поместили на знаменитый Тибрский остров.

После этого, в соответствии с пророчеством, на Тибрском острове впервые был успешно применен метод лечения чумы с помощью инкубации и карантина , существовавший до этого только в Эпидавре.

Благодаря этому событию, остров так и остался посвящённым богу Эскулапу, и в память о нем, при устройстве набережной, берегам острова придали форму плывущего корабля, украшенного спереди статуей Эскулапа. А позже, на этом острове в 291 году, построили и освятили храм в честь Эскулапа .

Аналогично этому, также по предсказанию сивиллы, в 204 году до н.э., из Малой Азии в Рим был привезен священный Черный камень , почитаемый как священный символ Богини-Матери Кибелы . Но подробно об этом я уже писал в книге «Тайна Алатырь-камня».

Однако сивиллинам книгам, приписывалось и много других пророчеств, к которым, по моему разумению, эти книги не имели никакого отношения, а потому я воздержусь излагать эти непроверенные сведения.

В восемнадцатом году до н.э. , по приказу Гая Юлия Цезаря Августа, тексты сивиллиных книг вновь были подвергнуты очередной ревизии и пересмотрены, и уже в двенадцатом году до н.э , став великим понтификом (верховным жрецом), Цезарь Август приказывает сжечь все сомнительные пророческие книги, оставив только уточненные, не вызывающие сомнений, тексты сивиллиных книг .

Однако уже в девятнадцатом году новой эры, Тиберий Юлий Цезарь Август (по религиозной легенде, именно в его правление был распят Иисус Христос) вновь ставит под сомнение достоверность текстов сивиллиных книг, и назначает очередное расследование по определению их подлинности. А в тридцать втором году новой эры, когда римский Сенат обсуждал вопрос о включении в список сивиллиных книг дополнительных текстов, Тиберий вновь заявил, что под именем новых пророчеств распространяется «вздор». Напрашивается вывод, что в собранном втором своде сивиллиных книг, уже имели место многочисленные недостоверные пророчества, а возможно и откровенные фальсификации.

Впрочем, был, и третий свод сивиллиных книг , составленный предположительно, в эпоху византийского императора Флавия Юстиниана Великого (шестой век новой эры), и сохранившийся в достаточно большом объеме. Но к этому своду у историков имеется столь много критических замечаний, что это не позволяет, даже с большой натяжкой, считать этот свод аутентичным.

Сивиллины пророчества в книгах античных авторов.

Цитаты из сивиллиных книг, которые неоднократно переписывались, появились у античных авторов, не ранее второго века нашей эры, а потому подтвердить их аутентичность, нам не удастся.

Тем не менее, ниже я приведу некоторые любопытные цитаты, найденные у древних авторов, с оговоркой, что нет никакой уверенности в том, что они полностью соответствуют первоначальным сивиллиным текстам .

Ссылки на сивиллины книги содержатся в трудах Аппиана, Афинагора, Климента Александрийского, Павсания, Плутарха, Тертуллиана, Феофила Антиохийского, Лактанция и у ряда других уважаемых древних авторов, но я не ставил своей целью даже частично восстановить содержание сивиллиных книг, хотя некоторые цитаты показались мне любопытными, и я счел возможным упомянуть о них в данной статье.

В сохранившихся пророчествах сивиллы Эритрейской имеются упоминания о страшных глобальных катаклизмах, вызванных волосатой звездой (кометой):

Вспыхнет звезда на заходе - она зовется кометой - (1)
Вестницей станет она сражений, голода, смерти,
Гибели славных вождей и прочих людей знаменитых.
Знаменья будут тогда даны величайшие смертным:
«Течь прекратит Танаис в Меотиду (2) струей многоводной,
Высохнув, русло его плодородною пашнею станет,
В озеро воды польются по множеству малых протоков»
.

Песнь 3, 334-340.

К этому оракулу требуется лишь небольшое пояснение.

1. … «она зовется кометой». Можно полагать, что в данном пророчестве речь идет о «комете-возмездие» (комете Фаэтон), ставшей причиной Ноева потопа.Столкновение этой кометы с Землей произошло 3 апреля 1528 (1596) года до н.э. Очередное прохождение этой кометы через орбиту Земли и глобальный катаклизм ожидается через четыреста лет, в 2412 году . Не исключено, что данное пророчество относится именно к этому году. (подробнее см. в моей книге «Тайна «кометы-возмездие»).

Танаис - античное название реки Дон.

Меотида (Меотийское болото) - древнее название Азовского моря. Согласно древнегреческим мифам, на его побережье, у Керченского пролива, соединявшего Черное и Азовское моря, жили киммерийцы, которые сторожили вход в царство теней Аид (потусторонний мир), что позволяет предполагать, что здесь было местоположение одного из космических взрывов Ноева потопа.В седьмом веке до н.э.,здесь находились греческие колонии, самыми известными из которых были Фанагория, Панакопей, Гермонассы.

У Эритрейской сивиллы находим и прозрачный намек на название этой кометы:

«В год четвертый (1) , когда звезда засияет большая ,
Землю, которую всю, уничтожит одна, ради мести (2) ,…»

Песнь 5 (155,156).

Здесь тоже необходимо небольшое пояснение.

1. «В год четвертый (1)». Четвертым годом назывался високосный год.

2. «ради мести ,…». Одно из названий «кометы-возмездие» , было дано по имени богини мести Немезиды , и ранее было широко известно в Древнем Мире.

Эритрейская сивилла называет эту комету «огненным кругом колеса»:

Огненный круг колеса (1) из потока великого выйдет,
Тяжко давить оно будет вершителей дел беззаконных;
И раздадутся тогда отовсюду плач и стенанья,
Горький удел ужаснет и отцов, и детей неразумных,
И матерей, и младенцев, еще кормящихся грудью.
Слез не выплакать им никогда, и жалкие крики
Уж не услышит никто, хоть будут звучать отовсюду:
Так что, терзаясь во тьме глубокого Тартара (2), станут
Вопли они испускать напрасно, и в скорбных угодьях
Трижды заплатят за все совершенные ими злодейства,
Пламенем жарким палимы, зубами они заскрежещут ,
Жажда сильнейшая им причинит мучения злые
И пожелают тогда умереть, но больше не смогут:
Не успокоит их смерть, и ночь не даст передышки.
Долго Всевышнего Бога молить они будут напрасно -
И отвратит Господь Свой лик, чтоб их больше не видеть:
Ибо ведь людям заблудшим Он семь веков (3) предоставил
Для покаянья - за них просила Дева святая .
Тех же, кто делал добро и был всегда справедливым,
Славился кто благочестьем и верным ума рассужденьем -
Ангелы этих людей поднимут над страшным потоком
Пламени и поведут их к свету и к жизни беспечной

Песнь 2 (295-316).

К этому оракулу также необходимо небольшое пояснение.

В данном пророчестве речь идет о предстоящем космическом катаклизме (предстоящем «конце света») и о сроке, равном периоду обращения «кометы-возмездие», по истечении которого наступит время глобальной космической катастрофы.

«Огненный круг колеса (1) .» Имеется в виду период обращения «кометы-возмездие», равный 4008 годам, определяющий период между глобальными космическими катастрофами, который в мифологии обозначается сакральными числами «сорок» (столетий), и «семь» (число полных индиктионов). В мифологии эти катастрофы называются «мировым пожаром» .

«…глубокого Тартара (2)». Словом Тартар (ад) обозначено время наступления глобальной космической катастрофы. Речь идет о множественных электроразрядных космических взрывов этой катастрофы, пламя которых сожжет многие регионы Земли.

«семь веков (3)». Имеются в виду семь полных индиктионов, которые составляют период обращения «кометы-возмездие». В связи с этим, употребление числа «семь» в мифологии всегда носит сакральное значение.

«Дева святая» - на местах космических катастроф, согласно религиозной традиции, всегда строились храмы в память Успения Пресвятой Богородицы .

О предстоящем катаклизме (предстоящем «конце света»), читаем и в другом месте:

«Мир, от вод погибая, провоет жуткую песню .(1)
Время наступит, и воздух над вами вдруг всколыхнется ,(2)
Бога великого гнев устремится с неба на землю .
Истинно время придет ,(3) когда на людей (Онсвой гнев) опрокинет…»

Песнь 1 (159-164).

Здесь тоже необходимы пояснения.

1. «Мир, от вод погибая, провоет жуткую песню». Во время космической катастрофы 1528 года до н.э. (прежнее летоисчисление) , Земля изменила угол наклона земной оси на 56 угловых минут и 40 секунд. (Поэтому в летоисчислении от Р.Х. годом катастрофы в новом летоисчислении считается 1596 год до н.э.) Возникшая из-за смещения земной оси приливная волна затопила Месопотамию и уничтожила многие ранее цветущие цивилизации Средиземноморья. Потоп сопровождался страшными звуковыми явлениями.

2. … «воздух над вами вдруг всколыхнется Во время космическая катастрофы 1528 года до н.э. (Ноева потопа) произошел взрыв вулкана на острове Санторин, воздушная взрывная волна от которого, несколько раз обогнула земной шар. В связи с этим, в библейских текстах закрепилось обожествленное мифологическое название этого катаклизма - «Дух Святой» и Ноев потоп.

3. … «время придет» Очевидно, что данное пророчество передает подробности предстоящего «конца света» по аналогии с событиями Ноева потопа.

О смещении земной оси во время предстоящего «конца света», упомянуто и в нижеследующем оракуле эритрейской сивиллы:

«Не заноситесь, Индийцы и храбрый народ Эфиопов!
Ибо когда колесо небесной оси (1) , Козерог,
Звезды, Телец, побегут вкруг центра в созвездии Братьев (2) -
Дева, на небо, взойдя, и Солнце, крутясь непрерывно,
Их хоровод (3) поведут по всему небесному своду -
Будет тут страшный пожар(4) , который охватит всю землю,
В битве небесных светил (5) обновится природа, погибнет,
Плачем, мир огласив, в огне страна Эфиопов! »

Песнь 5, 206-213.

Здесь также необходим небольшой комментарий.

1. «… колесо небесной оси». Под колесом небесной оси древние авторы подразумевали зодиакальный календарь, - расположенные по кругу двенадцать созвездий Зодиака, по которым точка весеннего равноденствия смещается в результате прецессии. Изменение угла наклона земной оси во время глобальных катаклизмов, изменяет положение точки весеннего равноденствия, что вынуждает вводить новое летоисчисление. (подробнее см. в моей книге «Тайна «кометы-возмездие»»).

2.«… в созвездии Братьев» . В созвездии Близнецов . Древние жрецы сохранили сведения о пяти космических катаклизмах Земли, связанных с прохождением «кометы-возмездие» через орбиту Земли. В данном случае, имеется в виду глобальная космическая катастрофа, произошедшая в 5604 году до н.э., в то время, когда точка весеннего равноденствия находилась в зодиакальном знаке Близнецов. Эта космическая катастрофа получила в религиозных текстах название «сотворение мира» . Служит скрытой точкой отсчета и «датой памяти» для многих календарей древних цивилизаций.

3. … «хоровод» Пояснение см. в статье «Хоровод Гора».

4. … «страшный пожар» Речь идет о «мировом пожаре», т.е. о времени предстоящей катастрофы.

5.«… В битве небесных светил». Имеется в виду предстоящая космическая катастрофа, связанная со столкновением «кометы-возмездие» (кометы Фаэтон) с Землей. Пророчество предполагает, что во время предстоящей космической катастрофы (предстоящего «конца света») в 2412 году, от космического огня погибнет Эфиопия.

О любопытном пророчестве сивилл относящемуся к будущему «концу света», сообщает нам продолжатель Феофана, который давая жизнеописание византийского императора Левона Арцруни (Лев V Армянин (813-820 гг)), пишет: «Пророчество же это было сивиллино и содержалось в одной книге, хранившейся в царской библиотеке, и находились в этой книге не одни оракулы, но и изображения и фигуры грядущих царей(1) . Был изображен там и лев и начертана буква хи (2) , от хребта до брюха его. А позади — некий муж, с налету наносящий смертельный удар зверю через хи. Многим показывал Лев книгу и просил разъяснений, но один лишь исполнявший тогда квесторскую должность растолковал прорицание, что де царь по имени Лев будет предан губительной смерти в день Рождества Христова» .

Для этого оракула также необходимо пояснение.

Это астрономическое пророчество, и потому легко расшифровывается.

«…и изображения и фигуры грядущих царей(1) Я уже писал о том, что в сивиллиных книгах имелись описания жизни и даже рисунки римских цезарей за длительный отрезок времени. Но в данном случае под обозначением «лев - царь» подразумевается глобальная космическая катастрофа.

«… Был изображен там и лев и начертана буква хи (2) ». Изображение Льва (созвездия Льва) в этом пророчестве подразумевает космическую катастрофу 9612 года до н.э ., произошедшую в то время, когда точка весеннего равноденствия, находилась в зодиакальном созвездии Льва. (Во время этой катастрофы погибла легендарная Атлантида Платона). При этом буква «хи» (буква «Х» в современном алфавите), означает долгопериодичную «комету-возмездие» (в древности изображалась как «Х-комета»), явившуюся причиной этого катаклизма. А выражение «Лев будет предан губительной смерти в день Рождества Христова», означает дату очередного предстоящего космического катаклизма (дату предстоящего «конца света»), который, по расчетам древних жрецов, должен состояться 25 декабря 2412 года, в день Рождества Христова, под зодиакальным знаком Водолея. (подробнее см. в книге «Тайна «кометы-возмездие»»)

Пророчества эритрейской сивиллы вошли и в тексты религиозных книг:

«Скрежет зубовный тогда и плач всеобщий раздастся,
Солнца померкнет сиянье , и скроются звезд хороводы ,
Небо свернется как свиток , луны мерцанье угаснет,
Высями станут долины, в низины холмы обратятся .
Больше высот на земле губительных вовсе не будет,
Общее примут обличье равнины и горные кряжи;
Глади морской не коснутся суда; земля запылает ,
А источники рек и бурные воды иссякнут .
С неба труба пропоет печальным голосом песню ,
Страшный позор несчастных оплачет и мира мученья,
Пропасти, в почве разверзшись, покажут Тартара хаос ,
А пред небесным престолом Господним все люди сойдутся. С неба потоки огня и серы хлынут на землю.»

Песнь 8 (231-243).

Здесь также требуется небольшое пояснение.

«Скрежет зубовный Солнца померкнет сиянье , … Небо свернется как свиток» и т.д. Указанные выражения, помеченные и выделенные курсивом, практически без изменения вошли в библейские тексты. Выделенные шрифтом слова и выражения, лишь в слегка измененном виде, вошли в тексты Библии.

Вот пророчество, которое предположительно относится к предстоящей космической катастрофе 2412 года.

«Время настанет , и в мир придут сотрясенья земные,
Молнии жгучие, громы и ржавый налет на растеньях ,
Бешенство быстрых волков, убийства кровавые, гибель
Жизней людских, за людьми же быки мычащие сгинут,
Множество коз и овец, ослов терпеливых и прочий
Четвероногий скот, а пашни обширные будут
Брошены и в запустенье придут, а плоды не родятся,
Всюду в обычай войдет продажа и купля свободных,
Только дал смолкнуть Господь, мольбам моим частым внимая,
Мудрой песне, как снова вложил Он мне радостный голос
В сердце, дабы могла я реченное Богом поведать .
Телом всем, содрогаясь, начну говорить - ведь не знаю,
Что говорю, но от Бога исходят мои прорицанья
.
Словно рабов, и везде разграбят священные храмы .
Явится после того поколенье десятое смертных,
И вот тогда сокрушит Колебатель и Молниевержец (1)
Идолов, бывших в почете, и мощь семихолмного Рима
Он потрясет, уничтожив богатства несметные разом:
Мощный пожрет их огонь, великое пламя Гефеста.
Наземь с высоких небес поток польется кровавый» …

Песнь 2, 1-20.

Примечание.

1. «Колебателем Землии Молниевержцем» древние греки называли Посейдона.

А вот сивиллины пророчества, которые, по-видимому, были написаны ранее середины второго тысячелетия до н.э., ибо в них сообщается о погибших городах и разрушениях во время Ноева потопа :

«Кизик, море отнимет твое богатство и счастье;
Плохо придется тебе, Византий , стоящий напротив
Азии; стоном и кровью до края ты будешь наполнен.
С той вершины горы, что над Ликией высится, воды
Хлынут потоками вниз, из твердого выбившись камня.
Чтобы утихли они, надо сбыться отцов предсказаньям.
Город обильной вином Пропонтиды, увы тебе, Кизик!
Бурной Риндакской волною ты будешь»
Песнь 3, 436-441.

«Много в почве возникнет провалов и пропастей, рухнут
В них города со всеми людьми. Эта страшная участь
В Азии Смирну постигнет, Иас, Кебрен, Пандонию,
Антиохию, Эфес, Колофон, Никею, Скиагру,
Астипалею, Синоп, Иераполь,
счастливую Газу.
Так же погибнут в Европе Танагра и Меропея ,
Так пропадут Микены, Магнезия и Антигона .
Знайте тогда, что вскоре конец настанет Египту ,
Прежнее лето всегда будет лучшим для Александрийцев ».
Книга 3, 341-349.

«Будет для Кипра знак - ужасное землетрясенье,
Множество душ оно Аиду отдаст в одночасье!
Рухнут и мощные стены с Эфесом соседнего Тралла
За преступления их обитателей, злых и жестоких.
Воды горячие с неба на землю польются , и станет
Впитывать почва ту влагу и запах удушливой серы ».

Песнь 3, 457-462.

«Древний день своего основания также оплачут
Кипр и Сардиния , их удары холодного ветра,
Посланы Богом святым, в пучину соленую сбросят,
Станут они в волнах морским обитальцам добычей.
Горе! сколько Аид невест прекрасных добудет,
Сколько непогребенных юнцов не отпустят глубины!
О, невинные дети! О, тяжкое злато в пучине!»
Песнь 3, 476-482.

«Остров Сицилия весь сожжен будет мощным потоком
Лавы кипящей, из недр, что извергнет с пламенем Этна .
Город же славный Кротон погрузится в глубокое море.
Вспыхнет в Элладе вражда. Совсем обезумев от гнева,
Много с землей городов сровняют и многих погубят
В битве жестокой. Война принесет всем поровну горя».

Песнь 4, 81-86.

«Стойкая Лаодикия , тебя опрокинет однажды
Землетрясенье, но ты поднимешься вновь из развалин.
О Ликийские Миры, краса городов! Никогда вас
Прочно земля не удержит, сама сотрясаясь. В паденье
Ниже и ниже клонясь, вы другую страну изберете,
Чтобы в ней жизнь продолжать - настоящий мятеж, а не город.
Из-за нечестья тогда же затихнет и город Патары ,
Море его поглотит при землетрясении и буре.
Также тебе предстоит, Армения, рабская участь».

Песнь 4, 108-116.

«Родос злосчастный, тебя, тебя я первым оплачу!
Первым среди городов ты будешь и первым погибнешь,
Жизни лишен, без людей, одинокий и очень несчастный.
Делос , ты поплывешь, и на волнах будешь качаться.
Кипр, однажды тебя затопят воды морские».
Песнь 7, 1-5.

Примечание.

В данных пророчествах описаны события Ноева потопа, что позволяет предполагать, что институт предсказателей и сивилл, существовал задолго до Ноева потопа. И некоторые из этих событий упомянуты в библейских текстах.

Но, справедливости ради, должен сказать и о том, что в советское время, некоторые авторы научного атеизма, высказывали мнение, что в библейских текстах, уже произошедшие события, составители Библии излагали в виде пророчеств (?!). О выделенных шрифтом городах и островах, погибших во время Ноева потопа, подробный рассказ будет в книге «Ноев потоп».

Фирмиан Лактанций о сивиллах.

А вот что пишет о наступлении космического катаклизма, ссылаясь на сивиллины пророчества «христианский Цицерон» Фирмиан Лактанций в «Божественных установлениях» (VII, 19, 2), : «Тогда, в тихую и тёмную ночь, откроется небо, и всему миру явится, словно молния, свет сходящего на землю Бога».

В своих «Божественных установлениях» Фирмиан Лактанций пишет, что в оригинальном виде сивиллины книги представляют трудность и для чтения и для изучения . Но приняв удобный для понимания вид , они объясняют «немало необходимого и важного, а так же содержат в себе множество самых разнообразных знаний» . Они дают внятное понимание мифологического содержания библейских текстов и библейских пророчеств и могут принести немалую пользу тем, кто их прочтёт. Также он пишет о том, что пророчества сивиллиных книг, всегда излагались не совсем понятным для обывателя языком .

Это действительно так, потому что в ряде случаев, сивиллины оракулы содержат мифологические термины, а потому для их толкования привлекались посвященные жрецы. И не исключено, что это обстоятельство, было причиной и многочисленных случаев их неверного понимания, ведь мифологическая терминология до сих пор доступна для понимания только избранным .

Сибилла (Сивилла) - пророчица или вообще пророчица (обычно - старуха).

Сибилла - не столько собственное имя, сколь­ко обобщенное наименование; из произве­дений античных авторов мы знаем целый ряд таких прорицательниц. Платон гово­рит лишь об одной Сибилле, Аристотель - о не­скольких, Варрон - о десяти. По словам Евстафия Солунского, первая Сибилла, давшая свое имя последующим, была дочерью ца­ря Дардана и нимфы Несо. Плутарх счита­ет, что первая Сибилла пророчила в Дельфах, она была дочерью и наяды Ламии, звали ее Либисса, т. е. «ливийка», «ливийская» по-латыни. Вообще же Сибиллы имели свои лич­ные имена, но в основном их различали по святилищам, в которых они занимались своим ремеслом (например, Сибилла Кумекая, Эрифрейская, Ливийская, Троянская, Дельфийская). В римских преданиях и мифах Сибиллы играли большую роль, чем в греческих.

Пожалуй, самой знаменитой из них была Сибилла Кумекая (или Куманская), которая роди­лась в малоазийском городе Эрифры и по­сле долгих странствий обосновалась в ио­нийском поселении Киме в Италии, буду­щих римских Кумах. Как рассказывает Вер­гилий, обратился к Сибилле Кумской Деифобе с просьбой узнать у богов, где ему заложить город в Италии, а также помочь ему встретиться с отцом в загроб­ном царстве - и Сибилла помогла ему советами. Кумекая Сибилла Герофила написала на паль­мовых листьях девять пророческих книг. Согласно римской традиции, они оказались в Риме во времена Тарквиния Гордого, т. е. в конце 6 в. до и. э., но, скорее всего, они возникли несколько столетий спустя.Сибилла предложила их царю, но назвала такую несуразную цену, что Тарквиний посмеялся над ней. Тогда она бросила три книги в огонь и запросила такую же цену за оста­вшиеся шесть. Когда царь снова отказался, она сожгла еще три книги - и у него пропала охота смеяться. Тарквиний запла­тил за последние три книги столько, сколь­ко Сибилла запрашивала за девять, и поместил их на сохранение в храм на Капито­лии. Каким бы ни было их происхождение, впоследствии они были действительно най­дены в храме и оставались в нем до пожара 83 г. до н. э., после которого от них остались лишь фрагменты. Затем они были восстановлены на основании различ­ных источников, и Август перенес их в но­вый храм на Палатине. За их сохранностью наблюдала жреческая колле­гия, состоявшая из двух, а затем из десяти жрецов; эта же коллегия давала официаль­ные истолкования смысла туманных проро­честв Сибиллы. Однако римский сенат, а позже императоры обращались к ним лишь в ис­ключительных случаях. О гибели «Сивиллиных книг» мы информированы лучше, чем об их возникновении и появлении в Ри­ме: около 400 г. н. э. их уничтожил вандал Стилихон, полководец императора Гонория. (Несмотря на свое вандальское - по крови - происхождение, Стилихон был об­разованным, энергичным и дальновидным государственным деятелем, который при недалеком Гонории фактически держал су­дьбу всей Империи в своих руках. В 408 г. Стилихон был казнен по ложному обвине­нию в сговоре с королем вестготов Аларихом. Смерть Стилихона развязала Алариху руки, и в 410 г. он разграбил Рим. Этот сокрушительный удар судьбы произвел не­изгладимое впечатление на современников. Мы далеки от мысли видеть в гибели Сти­лихона кару богов за уничтожение «Сивиллиных книг», однако многие современники, по словам историка Зосима, видели в паде­нии Рима результат отступничества от ста­рой религии.)

Почти все знаменитые Сибиллы (Ливийская, Кумекая, Эритрейская и Дельфийская) на­ходятся на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане и оттуда наблюдают за выбора­ми пап, которые по традиции проходят в этой капелле; рядом с ними изображены библейские пророки. Эти фрески написал Микеланджело в 1508 - 1512 гг. В 1515 г. Рафаэль украсил римский храм Санта-Мария делла Паче фресками с изображениями Сибиллы (Кумской, Персидской, Фригийской и Тибуртинской) в компании ангелов. Од­нако первым художником, поместившим языческую Сибиллу на стену христианского хра­ма, был Пинтуриккьо (1509, римский храм Санта-Мария дель Пополо). Это может по­казаться странным, но дело в том, что цер­ковь издавна использовала пророчества Сибилл, подобранные соответствующим образом, для пропаганды своего учения и даже нахо­дила в них созвучия с библейскими проро­чествами о приходе Мессии (Спасителя).

В картинных галереях и музеях находятся также многочисленные картины с изобра­женными на них Сибилл. В числе их авторов: Тинторетто, Доменикино, Рембрандт, Тер­нер, Бёрн-Джонс. Из статуй упомянем одну из старейших: мраморную «Сибиллу» Дж. Пизано (1297 - 1301).

Сибилла фигурирует в «Старинных чешских сказаниях» Ирасека (1894). И в заключение любопытный факт: в 1932 г. археологи об­наружили в Кумах (под Неаполем) почти стометровый проход в скале, ведущий в подземную пещеру, напоминающую опи­сание Вергилия в шестой книге «Энеиды»: «В склоне Эвбейской горы зияет пещера, в нее же / Сто проходов ведут, и из ста вылетают отверстий,/На сто звуча голосов, ответы вещей Сивиллы».

Иносказательно «Сивиллины книги» - пророчества: «Я книг сивиллиных читаю письмена…/Сквозь бездну ночи/Я будущие вижу времена…» - А. Мицкевич, «Дзяды».

Пророчествовали в Античном мире не одни пифии. Не меньшую славу снискали и другие древнегреческие и древнеримские прорицательницы, которых называли сивиллами (сибиллами – на римский лад). По свидетельству Плутарха, сивиллы упоминаются еще у Гераклита, который считал, что их высказывания и предсказания являются не от человеческого ума, а от внушения богов. Само же слово «сивилла» произошло от имени первой предсказательницы – дочери царя Дардана и его супруги Несо. Правда, мифы гласят также, что настоящим отцом девушки был не земной царь Дардан, а сам бог Зевс, отчего и появилось второе имя сивиллы – Зевса.

П. Перуджино. Сивиллы. 1497–1500

Но были и более земные толкования слова «сивилла». Так, древнеримский историк Варрон считает, что оно произошло от старолатинского сочетания «божья воля». А греки считали, что «сивилла» можно трактовать как «cлышавшая Зов Будущего».

Кроме дочери царя Дардана, греческие мифы называют и другую старейшую «слышавшую» – сивиллу Герофилу Эритрейскую. По одной версии, она тоже была дочерью Зевса, но по другой – Аполлона. А вот матерью ее обычно считается Ламия, дочь бога морей Посейдона. Ламия была прекрасна, но считалась ведьмой, ибо могла ведать будущее. По легенде, она была возлюбленной Зевса (или Аполлона), которая родила дочь Герофилу, ставшую сивиллой. А вот самой Ламии пришлось нелегко. Супруга Зевса, ревнивая Гера, наслала на нее безумие и превратила в чудовище, которое не может спать. И вот бедняга стала ночным привидением-вампиром, которое бродит во тьме и высасывает силу, а то и жизнь из детей и юношей. Словом, любители вампирских саг, это ваша прародительница.

Ну а поскольку Ламии стали подвластны знания ночного потустороннего мира, неудивительно, что с такой «наследственностью» ее дочь, Герофила, стала лучшей из сивилл. Однако девушке, как и матери, нигде не было покоя. Подобно тому, как Ламия бродила в ночи вокруг своей пещеры, Герофила путешествовала по всему миру. Недаром ее часто изображали с обнаженным мечом в руках (двойной символ: с одной стороны, надо же защищаться в дороге, с другой – меч – это ее разящая истина) и яблоком, которое она бросала на дорогу. Куда оно катилось, туда сивилла и шла. Она пророчествовала в Дельфах, на Самосе, Делосе и других островах. Известно, что как раз Герофила и предсказала падение Трои и битву за этот город. Считалось, что она, как и другие сивиллы, жила более тысячи лет. Исследователи не считают, что Герофила здравствовала столь долго, скорее всего, под ее именем пророчествовало множество сивилл.

Позже появились и другие прорицательницы, которых называли просто по местам их обитания – городам и местностям: Фригийская, Тибуртинская, Колофонская, Самосская, Римская, Персидская, Халдейская, Египетская, Палестинская и др.

Известна была и Фригийская сивилла – Лампуса. Она пророчествовала в городе Анкира. Ее особо уважали за то, что, по легенде, она происходила из рода древнегреческого прорицателя Калхаса (Калханта), участвовавшего в Троянской войне. Калхас предсказал продолжительность войны и предрек, что ее исход будет зависеть от того, будет ли биться на стороне греков знаменитый воин Ахилл. Между прочим, сам Калхас был внуком Аполлона, так что свой дар Лампуса получила по прямой линии от бога-предсказателя будущего.

Античный мир знал, что дар предсказания сивиллы получали от богов, и потому предсказательниц повсюду уважали. Простой люд, правда, несколько опасался прорицательниц, но и он частенько обращался к ним, принося их храмам солидные подарки. Сивиллой могла стать только юная невинная девушка, которая потом должна была провести всю жизнь в храме. Выйти замуж она не могла. Ну а если все-таки поддавалась чувству плотской любви, то теряла статус сивиллы и изгонялась из храма: считалось, что при потере девственности она приобретает неразрывную связь с земным мужчиной и лишается небесной связи с богами.

Предсказаниям сивилл верили. Историки цитировали их пророчества. Например, сам великий Пифагор рассказывал о том, как одна из предсказательниц предрекла эпидемию продолжительностью ровно в 51 день. И действительно, на 52-й день эпидемия резко пошла на спад. Плутарх же писал о том, что сивилла предупреждала о предстоящем извержении Везувия и тем самым спасла многих людей, поверивших ее предсказанию.

Со временем распространения христианства на сивилл, как и на других пророков-оракулов, начались гонения. Но трех сивилл христиане признавали изначально. Первой была Эритрейская сивилла (традиционно именуемая Герофилой), которая якобы предсказала рождение Христа. Второй стала Самонефа (по иным источникам, Фито) – сивилла Самосская. Она жила на острове Самос где-то во 2-м тысячелетии до н. э. и всегда носила с собой книгу, а на голове терновый венок. Книгу сивилла называла Библией, а венок почитала символом будущих страданий грядущего Избавителя мира. То есть можно предположить, что еще во 2-м тысячелетии до н. э. Самонефа предсказала явление Христа.

Третьей сивиллой, вошедшей в рассказы христианской культуры, стала знаменитая Тибуртинская пророчица из Италии. Иногда ее даже называют по имени – Альбунея. В 1 году до н. э. император Октавиан Август возжелал стать живым богом. Начался праздник – апофеоз обожествления. Но на него проникла пророчица. «Тебе не стать богом!» – предрекла она. «Почему?» – удивился император. «Потому что истинный бог уже скоро родится!» – ответила Альбунея и, вынув из своих волос гребень, подняла его к небесам. И случилось невероятное: небеса разверзлись, и император увидел Богоматерь с младенцем Христом на руках. От Мадонны исходил такой невероятно чистый свет, что император отказался от церемонии обожествления. Больше того, он снял собственную корону и положил ее наземь в знак того, что признает будущее владычество Христа.

Уже во времена Средневековья западная христианская церковь признала 12 сивилл как пророчиц будущего пришествия на землю Христа. Вот какой перечень атрибутов, с которыми их обычно изображают, соотнося с символами христианства и Страстей Господних, приводит известный историк искусств Джеймс Холл, автор «Словаря сюжетов и символов в искусстве»:

«Персидская сивилла: светильник и змея у нее под ногами;

Ливийская сивилла: свеча и факел;

Эрифрейская (Эритрейская) сивилла: лилия Благовещения;

Кумская сивилла: чаша (иногда наподобие раковины);

Самосская сивилла: колыбель;

Киммерийская сивилла: рог изобилия или крест;

Тибуртинская сивилла: отсеченная рука;

Европейская сивилла: меч;

Агриппинская сивилла: возможно, рог изобилия Египетской сивиллы, кнут;

Дельфийская сивилла: терновый венец;

Геллеспонтийская сивилла: гвозди и крест;

Фригийская сивилла: крест и знамя Вознесения».

Свою мудрость сивиллы записали в Сивилловых (Сивиллиных) книгах. По миру их бродило множество, но каноническими считались 14, которые были написаны на греческом языке гекзаметром. Там говорилось о развитии общества и человеческих нравов, о создании и разрушении государств, о политике и дипломатии, были рассуждения о новых и старых религиях, критика современного устройства общества. Словом, пророчества и предсказания Сивилловых книг были всеохватны.

Известно, что уже в Римской империи некоторые книги сивилл находились в храмах, в частности в храме Юпитера в Риме. С книгами сверялись правители и жрецы, пытаясь найти там решения своих насущных проблем. Известен классический случай обращения к книгам сивилл. В 293 году в Риме разразилась страшная эпидемия чумы. Никто не знал, что предпринять. Но на страницах одной из Сивилловых книг было найдено указание – привести в Рим статую бога врачевания Эскулапа из города Эпидавра. Туда срочно были отправлены гонцы, статую упаковали и повезли в Рим. И едва телега с драгоценным грузом проехала через городские ворота, как эпидемия пошла на спад.

Однако сами книги то терялись, то находились. Их записывали заново, основываясь на старых текстах, одновременно добавляя новые. На сегодняшний день сохранилось 12 книг. Считается, что они написаны где-то между II веком до н. э. и II веком н. э. Их тексты представляют собой компиляцию греческих, римских, иудейских и более поздних христианских воззрений, поскольку книги писались людьми разных национальностей и верований. Сегодня их мистический смысл уже трудно понять, но с исторической точки зрения им нет цены. И возможно, где-то еще сохранились тексты старинных Сивилловых книг. Ведь, как сказал Шекспир, «есть многое на свете, друг Гораций…».

О существовании знаменитой дельфийской прорицательницы впервые упоминается в исторических документах Павсания и в работах проповедника Священного Писания Климента Александрийского во II веке нашей эры. Юная Сивилла с длинными волосами, увитыми лавровыми листьями, в ещё дохристианские времена предсказала приход на землю Мессии Иисуса Христа, и поэтому удостоилась упоминания в богословских трудах.

История жизни древнегреческой предсказательницы обросла многочисленными легендами. На расстоянии прошедших веков трудно судить о том, какие из легендарных событий действительно произошли с дельфийской Сивиллой. Но даже если малая толика этих историй в действительности имела место быть, то прорицательницу из Дельф, можно смело назвать одним из самых великих пророков, некогда живших на земле.

Рассказывали, что обладавшая даром вечной молодости дельфийская Сивилла была дочерью Зевса и ливийской царицы Ламии. Обезумевшая от ревности законная супруга Зевса Гера, якобы, превратила любовницу своего мужа в страшного пожирающего людей зверя, а её детей убила. Артемия, единственная из потомков Ламии, выжила благодаря Зевсу, одарившего её вечной жизнью.

По другой из версий дельфийская Сивилла был дочерью нимфы и обычного, но очень красивого смертного-пастуха. И вечную молодость с даром пророчествования она получила от влюблённого в неё Аполлона, покровителя всех предсказателей. Сама Сивилла называла себя в собственных песнях и сестрой, и женой Аполлона, а ещё дочерью реки Аидонея. Как бы там ни было, но о существовании великой прорицательницы, живущей при храме-оракуле в Дельфах, есть упоминания, чья хронологическая протяжённость никак не умещается в рамки обычной человеческой жизни. В Древней Греции и Риме было принято в честь Нового года желать друг другу долголетия, как у Сивиллы.

В конце XIX века на месте руин дельфийского храма-оракула, где жила предсказательница, проводились археологические раскопки. Находки учёных указывают на существование здесь прорицалища ещё до греческих времён, а у Павсания находятся упоминания о нескольких дельфийских храмах из дерева лавра, перьев с воском и камня с медью, куда жители Греции раз в году, в честь дня рождения Аполлона, приходили послушать предсказания великой прорицательницы.

Слава дельфийского оракула была столь огромна, что к Сивилле приезжали с богатыми дарами правители многих стран Древнего мира, а греческая знать ежемесячно, а потом и ежедневно, за исключением нечистых дней, приходила к прорицательнице по вопросам государственной важности. При этом Сивилла была привередлива в выборе человека для предсказаний, отказывалась пророчествовать людям, осквернённых тяжкими преступлениями.

Дельфийская сивилла предсказывала будущее, находясь в экстатитическом состоянии на грани сознания. Для толкования некоторых бессвязных фраз или бормотаний нужно было прибегать к помощи жрецов храма. К важнейшим пророчествам дельфийской Сивиллы относят её предвидение о Троянской войне и гибели Трои из-за женщины. Она предсказала также отцу Александра Македонского Филиппу победу над соседними государствами с помощью серебра, и тогда македонский царь начал печатать первые деньги того времени – серебряные монеты.

Дельфийская Сивилла была единственной, кто смогла пройти строгое испытание царя Лидии Креза. Задумавший проверить своих предсказателей монарх потребовал от них ответа на вопрос, что в определённый день недели в точное время он делал. Без труда ответить на вопрос удалось лишь дельфийской Сивилле Артемии, и отныне она была единственной, кому из предсказателей доверял последний лидийский царь. К пророчице обращались, если хотели поговорить с духом Юлия Цезаря, и она же в 362 году нашей эры возвестила, что дом Аполлона рухнул, и источник предсказаний иссяк навеки.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения