Живопись страшный суд. Сикстинская капелла в Ватикане: Страшный суд и другие шедевры

Все мы наслышаны про Ватикан и его Сикстинскую капеллу, которую построил папа Сикст IV в 15 веке. Но как-то не было у меня желания узнать об этом чуде света самой. И вот уже неделю я там .

Внешне она совершенно невзрачная, выглядит пристройкой к Собору Св. Петра, но внутри расписана фресками многих великих художников, а знаменита стала благодаря гению художника Микеланджело Буонаротти.

А если подробнее, то .

Микеланджело Буонаротти расписал потолок капеллы (12 000 кв. м.) за четыре года в период с 1508 по 1512 год. Ему приходилось писать лежа на спине в невыносимую жару и холод. Но потолок капеллы - это отдельный для меня рассказ, тем более,что он хорошо представлен .

Про фреску «Страшный суд»
И все же мое внимание больше приковано к алтарной стене капеллы, которую художник выполнил много позже только в 1524 году. Эту также огромную работу (200 кв. м.) он выполнял 3 года и называлась она «Страшный суд». На ней нарисованы также много (291) человеческих фигур, которые переживают Второе пришествие Христа.

Глядя на картину издалека чувствуешь прежде всего вихрь водоворота, как в калейдоскопе. И не сразу ухватываешь величие и смысл творения. И так и этак крутила я фреску, благодаря ватиканскому сайту. Потом поняла, что пожалуй необходимо сначала опустить взгляд к левому нижнему углу, где воскресают мертвецы, а потом уже подняться к фигуре Высшего Судьи (Христос) в верхней части центра картины, и затем только вместе с осужденными опустить свой взгляд в пекло преисподней. Тогда бессчетное число человеческих тел, которых как будто несет и крутит вихрем в самых различных позах, сможет распасться на отдельные персонажи. Их лучше смотреть с этого сайта , где даны очень хорошие фото фрагментов фрески.
Удивляет синий фон и атлетизм фигур. На лицах их заметны гнев, ужас, борьбы страстей и безнадежного отчаяния. Справа на фреске нарисованы грешники, которые склоняются под ударом судьбы, их лица и тела содрогаются от ужаса. Слева – к небу возносятся праведники, но похоже, что спасение принесло им скорее облегчение, чем радость.


В центре Христос, который карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселенную. Он окружен сиянием, без бороды, похож на молодого атлета, поднимает руку. И этот жест, скорее грозный, карающий, чем благословляющий. Сострадательная, словно подавленная происходящим, Мадонна отворачивается, ей по-матерински близки людские горести. Вверху над Христом слева ангелы опрокидывают крест, символ мученичества и унижения, а справа повергают колонну, символ переходящей земной власти. Под Христом в центре семь ангелов трубным гласом возвещают судный час, спасенные души поднимаются вверх, гробницы разверзаются, мертвые воскресают, скелеты встают из земли, мужчина, которого дьявол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками. В ожидании приговора содрогаются даже святые, которые окружают Христа плотным кольцом. Справа и слева стоят Петр и Павел, а у ног его сидят Лаврентий (слева) и Варфоломей (справа). Они напряженно следят за жестами Христа. Все проклятые, гонимые ужасом, низвергаются в ад, в правый нижний угол. Их уже ожидает Харон, препровождающий их в преисподнюю через Стикс. Харон свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки. Черти в радостном исступлении волокут голые тела гордецов, еретиков, предателей... мужчины и женщины бросаются в бездонную пропасть.

И еще немного про святого Варфоломея, который держит в руках содранную человеческую кожу...

Его поза весьма необычна. Его торс и руки похожи на весы.

А кожа напоминает портрет Микеланджело.

Существует гипотеза, что Микеланджело изобразил тот момент Страшного суда, когда Христос решает судьбу самого художника.

Еще информация и фото отсюда:
Книга о Микеланджело «Муки и радости». Автор И.Стоун.

Последние изменения: Март 6, 2019

Откровенно непристойная роспись, учинившая предательство Евангельской истины – именно такой оценке со стороны папского двора удостоилась огромная фреска, покрывающая всю стену за алтарем Сикстинской капеллы в Ватикане. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Работа, которой мастер посвятил более пяти лет, впоследствии стала величайшим шедевром западного искусства.

Фреска «Страшный суд» Микеладжело (1536-1541)


Кто изображен на фреске Микеланджело

«Страшный суд» всегда был одной из основополагающих тем для больших церковных фресок, традиционно занимавших место с тыльной стороны над главным входом в церковь. Размещение росписи над алтарем было крайне необычно – это ломало устоявшиеся каноны, вызывало возмущение и нещадную критику.
Несмотря на то, что при написании фрески художника вдохновляла, прежде всего, Библия со сценами из Апокалипсиса и произведения Данте «Божественная комедия», в своей работе он передал собственное философское видение трагедии дальнейшей человеческой судьбы. Кроме того, изображенные персонажи были довольно узнаваемы.

На фоне голубого неба в центре – Дева Мария и судья Христос, жестом руки определяющий судьбы людей. Некоторые исследователи считают, что лицо Иисуса – не что иное, как портрет Томмазо Кавальери – любимого ученика мастера.

Портрет Томаззо Кавальери работы Микеланджело

Дева Мария и Христос на фреске Микеланджело «Страшный суд»


Это интересно!

Генрих Уильям Пфайффер говорил:
Впервые художник осмелился нарисовать неузнаваемый лик Христа. Как это могло произойти всего в нескольких шагах от церкви, в которой поклонялись истинному образу Иисуса? Он скорее напоминает один из бюстов Аполлона Бельведерского времен язычества.


Рядом с Христом его мать Дева Мария с опущенным вниз лицом, чтобы не видеть своего сына в акте правосудия – теперь ее заступничество не имеет никакой силы. Считается, что Микеланджело изобразил здесь своего близкого друга и почитательницу его таланта Витторию Колонна – дочь Фабрицио Колонна и Агнессы ди Монтефельтро, являвшихся одним из благороднейших семейств Италии.

Виттория Колонна

Среди окружающих Богородицу и Христа фигур, историки отметили удивительное сходство изображенного Святого Варфоломея с Пьетро Аретино – итальянским писателем, сатириком и шантажистом, оказавшим сильное влияние на искусство и считающимся прародителем современной эротической литературы.

Портрет Пьетро Аретино работы Тициана

В своих руках он держит содранную шкуру с автопортретом самого Микеланджело. Возможно, так художник отметил свое видение сыпавшейся на него со стороны Аретино клеветы после того, как Мастер не принял его советов при работе над фреской.

Святой Варфоломей

Отдающий обратно Иисусу Христу ключи от церкви, Святой Петр имеет сходство с обликом Павла III Алессандро Фарнезе (1534 – 1549), возглавлявшим в то время папский престол.

Святой Петр

В самом низу росписи, среди тел, воскресающих после смерти, можно различить фигуру, наполовину показавшуюся из-под земли в облике Джироламо Савонаролы.

Тела, воскресающие после смерти, Фрагмент

Итальянский религиозный проповедник, принадлежавший к ордену доминиканцев, по обвинению в раскольничестве был отлучен от церкви папой Александром VI, повешен и сожжен на костре в 1497г. как еретик. Изображая его в таком образе, Микеланджело как настоящий провидец предрек беатификацию Савонаролы, которая состоялась спустя сотни лет – в 1997 году во Флоренции.

Джироламо Савонарола. Портрет

В нижнем правом углу «Страшного суда», Микеланджело изобразил в образе Миноса – главного Судьи преисподней – церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена.

Бьяджо да Чезена в образе судьи Миноса

Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». За столь нелестный отзыв, Микеланджело дорисовал ему уши осла, явно намекая на умственные способности Чезены. Униженный Бьяджо даже пожаловался Папе, который ответил ему, что у него нет никакой власти ни над адом, ни над чертом, и посоветовал самому договариваться с художником.

Возможно Вас заинтересует:

Секреты фрески, ставшие достоянием

Фреска «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Его обвинили в том, что он отказался следовать Библейской истине, присовокупив к христианской тематике языческую мифологию. Обнаженная натура изображенных персонажей в часовне главного христианского храма вызвала бурное негодование кардинала Каррафы, организовавшего цензурную кампанию с требованием уничтожения неприличной фрески. Тем не менее, авторитет Микеланджело был настолько велик, что пока он был жив, никто не посмел исправить его роспись над алтарем.

Сикстинская капелла. Фреска «Страшный суд»

Лишь более двадцати лет спустя, сразу после смерти великого мастера в начале 1564 года, Конгрегация Трентийского Совета постановила прикрыть неприличную наготу изображенных на фреске фигур. Художник Даниеле да Вольтерра – искренний и ярый поклонник Микеланджело, которому было поручено закрасить гениталии, пытался максимально сохранить оригинальную роспись и свести изменения к минимуму. Однако вскоре его работа была прервана из-за кончины папы Пия IV в декабре 1565г., так как часовню требовалось освободить от строительных лесов для проведения похорон и сбора конклава.

Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Однако никто из них так и не посмел полностью уничтожить картину, ограничиваясь лишь вуалированием отдельных фрагментов. В общей сложности было перекрашено около 40 фигур в технике fresco secco, когда изменения наносились по сухой штукатурке. Это значительно облегчило восстановление оригинальной работы Микеланджело во время последней реставрации капеллы, начавшейся в 1990 году. Было принято решение удалить некоторые поздние правки, добавленные после 1600 года, оставив лишь изменения, внесенные в роспись Даниеле да Вольтерра.


Работа Микеланджело «Страшный суд» , ныне будучи шедевром, подверглась прежде крайне жесткой оценке и критике. Она была названа росписью откровенно непристойной, послужившей предательству истины в Евангелие. Папский двор не принял результата в виде огромной фрески, занявшей всю стену за Сикстинской капеллой. Основу «Страшный суд» составляло Второе Пришествие Христа, что в целом является основополагающей идеей, на которой зиждется христианство. Это подразумевает возвращение Иисуса с последующим наступлением Апокалипсиса. Над своей грандиозной работой трудился более пяти лет.

«Страшный суд» выступал в качестве одной из главных идей, реализовываемых в качестве огромных церковных фресок. Традиционно такие фрески находили свое место над главным входом в , с тыльной их стороны. То, что роспись была размещена над алтарем, сделало ее еще более необычной. Это и не удивительно, ведь таким образом игнорировались традиционные каноны, в связи с чем это стало поводом для возмущения, не говоря уже об уничтожительной критике в адрес картины «Страшный суд».

Картина Микеланджело была написана под вдохновением от Библии, где в частности и нашел свое отражение будущий Апокалипсис. Свою роль сыграла «Божественная комедия», известное произведение Данте. Однако, несмотря на такие влияющие на суть результата факторы, «Страшный суд» все же отображает собственное видение той судьбы, которая ожидает человечество.

Персонажи фрески Микеланджело «Страшный суд», кстати, оказались на ней более чем узнаваемыми. Так, фоном для нее служит синее небо, в центре находится Дева Мария. В качестве судьи, как понятно, Христос, вершащий людские судьбы жестом руки. По мнению некоторых исследователей, лицо Иисуса на фреске «Страшный суд» – это портрет любимого ученика Микеланджело. Им был Томаззо Кавальери.

Микеланджело «Страшный суд»: Генрих Уильям Пфайффер

Художник впервые изобразил неузнаваемым Христа. Не понятно, как подобное могло случиться, еще и практически возле церкви? Ведь именно в ней поклонялись истинно существовавшему образу. По всей видимости готовая работа больше похожа на Аполлона Бельведерского, чей бюст часто воссоздавался во времена язычества.

Возле Христа, как было отмечено, находится Дева Мария. Его мать сидит с лицом, опущенным вниз, что позволяет не видеть того, как сын вершит правосудие. К тому же, в противном случае любое ее заступничество не возымеет силы. Принято считать, что мастер Микеланджело на этой своей фреске «Страшный суд» изобразил собственную почитательницу и близкую подругу, Витторию Колонна. Последняя была дочерью одной из самых благородных семей в Италии, четы Агнессы ди Монтефельтро и Фабрицио Колонна.

Сходство св. Варфоломея с итальянским писателем Пьетро Аретино

При рассмотрении фрески Микеланджело «Страшный суд» историками было выявлено также сходство св. Варфоломея с итальянским писателем, Пьетро Аретино. По совместительству он был шантажистом и сатириком. Кроме того, он оказывал в свое время сильнейшее влияние на область искусства в целом. И, наконец, Аретино принято считать в качестве прародителя современных образцов эротической литературы.

На фреске «Страшный суд» у него в руках находится содранная шкура, на которой, в свою очередь, можно увидеть автопортрет Микеланджело. Вероятно, что мастер подобным образом указал на то, как он видит клевету Аретино в свой адрес. Причиной тому стало неприятие Микеланджело тех советов, которые дал ему писатель относительно его работы «Страшный суд».

Святой Петр, который возвращает Иисусу ключи от церкви, напоминает Павла III, правившего с 1534 по 1549 годы, то есть, в то время, когда создавалась фреска.


Трубящие ангелы на фреске “Страшный суд”

Низ росписи

По низу росписи этой работы Микеланджело из числа тел, которые воскресают после смерти, при внимательном ее рассмотрении можно увидеть человека, наполовину появившуюся из-под земли. В данном случае речь идет о Джироламо Саванрола, религиозном проповеднике итальянского происхождения. Он состоял в ордене доминиканцев, позднее ему было предъявлено обвинение в раскольничестве.

В результате папа Александр VI отлучил его от церкви, после чего он был приговорен к смерти через повешение и сожжение, как еретик. Произошло это в 1497 году. В работе Микеланджело «Страшный суд» была практически предсказана беатификация Саванролы. Что примечательно, состоялась она во Флоренции в 1997 году, то есть, спустя долгие сотни лет.


Если же обратить внимание на правый нижний угол, то в работе Микеланджело «Страшный суд» можно заметить церемониймейстера при Павле III, Бьяджо да Чезена. Здесь он предстал в образе главного судьи в преисподней – Миноса. Последний пребывал в полнейшем удивлении и шоке от изображаемых художником скрюченных и обнаженных тел. Фреска Микеланджело «Страшный суд» поддавалась с его стороны жесточайшей критике, в которой он акцентировал внимание на том, что в священном месте попросту недопустимо столь позорное зрелище. По его мнению, максимум, куда удачно впишется работа «Страшный суд» Микеланджело – это таверна или баня.

Реакция мастера Микеланджело не заставила себя ждать, потому, в качестве намека на особые умственные способности, им были дорисованы уши осла у церемониймейстера в его образе на фреске «Страшный суд». Подвергшись подобному унижению тот, было, обратился с жалобой к правящему папе. Последний, в свою очередь, ответил Чезене, что он вообще не имеет никакой власти, будь то речь идет об аде или о самом черте, а потому лучше, если он сам сможет договориться с Микеланджело.

Секреты фрески «Страшный суд» как ее достояние

Стоит ли говорить о том, что скандальная во многих смыслах работа Микеланджело «Страшный суд» стала причиной возникновения ожесточенных споров между критиками, представлявшими католическую реформацию, и теми, кто считал художника гением. Микеланджело был обвинен в том, что он не следует истине, продиктованной Библией, и, к тому же, наделил христианскую тематику мифологией язычников. Кардинал Караффа крайне негативно отреагировал на наличие в часовне при главном христианском храме обнаженных персонажей. Это привело к тому, что им была организована целая кампания, придерживающаяся цензуры и требующая уничтожения фрески «Страшный суд», по их мнению, неприличной. Несмотря на это, Микеланджело имел весьма высокий авторитет. По этой причине скандальную роспись, красующуюся над алтарем, исправлять никто не посмел, пока мастер был жив.

Скрытая нагота

В 1564 году, а это более 20 лет с момента смерти Микеланджело, Конгрегацией Трентийского Совета было принято решение скрыть все же наготу фигур, изображенных на фреске. Закрашиванием гениталий было поручено заняться Даниеле да Вольтерра, яростному и искреннему поклоннику великого мастера Микеланджело. Учитывая то, кем был исполнитель, изменения получилось свести к минимуму при максимальном сохранении оригинальной росписи. Однако, на и этом история работы Микеланджело «Страшный суд» не заканчивается. Смерть Пия IV, тогдашнего папы, случившаяся в 1565 году в декабре, стала причиной необходимости освобождения часовни от строительных лесов. Здесь должны были быть проведены похороны, а после был назначен сбор конклава.

Фреска Микеланджело нередко становилась темой обсуждения при папе Пие V. В частности идеи по ней сводились к новой росписи, то есть «Страшный суд» следовало заменить. Эта же идея возникала при Григории XIII, а также при Клименте VIII. Так или иначе, полностью уничтожить фреску не решился никто. Корректировке подлежали лишь некоторые фрагменты в ней. В целом перекрашиванию подлежало сорок фигур, для чего применялась техника fresco secco, предполагающая нанесение изменений по сухой штукатурке.

Благодаря такому воздействию на поверхность картины, получилось восстановить «Страшный суд» в оригинале, что произошло в ходе начавшейся в 1990 году реставрации капеллы. Было решено удалить те правки, которые были внесены в картину «Страшный суд» после 1600 г. Оставлены были только те изменения, которые внес да Вольтерра.

Сикстинская капелла – это святилище человеческого тела

Работа Микеланджело «Страшный суд», лишенная наслоений пыли и копоти и заметно обновленная, представлена была Иоанном Павлом II в рамках проведения торжественной мессы, пришедшейся на 8 апреля 1994 года. Тем самым, им была подведена черта в споре, кипевшем на протяжении многих веков. Говоря об уместности в часовне обнаженных тел, изображенных в работе «Страшный суд», папа указал на то, что сама по себе

Страшный суд - фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года - с 1537 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.

Сикстинская капелла, задняя стена, картина «Страшный суд» (Микеланджело Буонаротти, 1539 года, когда ему было 87 лет).

Центр «Страшного Суда» . Здесь главная фигура - Христос, который решает судьбу человеческого рода. Жестом руки он проклинает большую часть человечества и отравляет их в ад, но некоторые из них спасены и отправляются на небеса. Даже Мадонна, находясь около него, кажется, присела от страха.

Над Христом слева ангелы опрокидывают крест, символ мученичества и унижения.

Над Христом справа ангелы повергают колонну, символ переходящей земной власти.

Христос, с огненной молнией в руке, неумолимо разделяет всех жителей земли на спасенных праведников, изображенных в левой части композиции, и грешников, спускающихся в Дантов ад (правая часть фрески).

Внизу справа: Святой Варфоломей держит кусок собственной кожи в левой руке, а в правой руке нож. Это символизирует страшную судьбу Варфоломея, с которого содрали кожу заживо:

Семь ангелов трубным гласом возвещают судный час.

Спасенные души поднимаются вверх, гробницы разверзаются, мертвые воскресают, скелеты встают из земли.

Мужчина, которого дьявол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками.

Черти в радостном исступлении волокут голые тела гордецов, еретиков, предателей... мужчины и женщины бросаются в бездонную пропасть:

В нижней части фрески Харон, перевозчик через адскую реку, свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки.

В «Страшном суде» Микеланджело несколько отошёл от традиционной иконографии. Условно композицию можно разделить на три части:

    Верхняя часть (люнеты) - летящие ангелы, с атрибутами Страстей Христовых.

    Центральная часть - Христос и Дева Мария между блаженными.

    Нижняя - конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в Ад.

Количество персонажей «Страшного суда» - немногим более четырёхсот. Высота фигур варьируется от 250 см (для персонажей верхней части фрески) до 155 см в нижней части

«Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы.

Страшный суд - каноническая фреска итальянского мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Она выполнена на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Работа над фреской заняла четыре года, примерно между 1536 и 1541 гг. (подготовка стены за алтарем началась в 1535 году.) Микеланджело начал трудится над этой картиной примерно 25 лет спустя после окончания росписи потолка Сикстинской капеллы.

Эта достаточно масштабная работа (1200 см. х 1370 см.) изображает второе пришествие Христа и последний суд Божий над всем человечеством. Души людей возносятся в рай или опускаются в ад, в зависимости от решения Христа, окруженного выдающимися святыми: Екатериной Александрийской, Петром, Варфоломеем, Павлом, Иоанном Крестителем и другими.


В католической контрреформации, Страшный суд был объектом тяжелого спора между критиками, и теми, кто понял идею художника и его стиль, стиль маньериста живописи. Микеланджело обвинялся в том, что он нечувствительный к надлежащему этикету, и щеголяет личным видением по уже существующим описаниям данного сюжета. Совет Трент выпустил декреты, которые запрещали такие представления в священном искусстве, и всё нежелательное искусство должно было быть изменено или разрушено. Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. Говорят, что когда Чезена пожаловался Папе, понтифик пошутил, что его юрисдикция не распространяется на ад, поэтому портрет останется.



Бьяджо да Чезена в роли Миноса, судьи загробного мира (фрагмент).

Гениталии на фреске, которые вызывали возражения, были зарисованы, после того как Микеланджело умер (1564 год). Это было поручено сделать художнику Даниеле да Вольтерра, когда Совет Трент осудил наготу в религиозном искусстве. Постановление Совета в части гласит: "Каждое суеверие должно быть удалено... любую похотливость следует избежать, в таком понимании, что фигуры не должны быть изображены или украшены так чтоб вызывать похоть... чтоб не было видно ничего профанского, вызывающего смущение, неблагопристойного… чтоб видели, что святость стала домом Божьим. Эти требования должны точно соблюдаться. Святейший Синод заповедует, что никто не допускается к любому священному месту, или церкви, чтобы разместить какие-либо необычные изображения, за исключением того, что изображение было утверждено епископом ".



В период с 1980 по 1994 гг., фреска, вместе со сводом Сикстинской капеллы, была восстановлена. Восстановление проводилось под руководством куратора музеев Ватикана Фабрицио Манчинелли. В это время, около половины цензуры "кампании фигового листа" было удалено. После чистки были выявлены многочисленные фрагменты и их, захороненные под сажей, детали.

Некоторые выдвинули гипотезу, что Микеланджело изобразил себя в виде снятой кожи, которую держит в руках Св. Варфоломей, так как мог ощущать презрение, когда был приглашен рисовать сцену страшного суда. Когда его идея получила общественную поддержку, все большее людей, принадлежащих к художественному историческому сообществу, последовательно опровергало эту теорию. Микеланджело, в некотором отношении, мог чувствовать себя потерявшим всю свою силу и власть. Ему было примерно 66 лет, когда он закончил эту картину, и утверждалось, что сцена сдирания Варфоломеем кожи означает сдирание плоти в ожидании нового перерождения.



Апостол Варфоломей (фрагмент).

Общая структура картины, кажется, вертится вокруг Христа в центре, заменяя, таким образом, традиционную композицию, которая обычно состояла из горизонтальных слоев с изображением неба сверху, земли в середине и ада внизу. Безбородая и мускулистая фигура Христа окружена светом.

Ежедневно Сикстинскую капеллу посещают тысячи паломников и туристов, чтобы полюбоваться монументальным описание второго пришествия Христа, фреской Микеланджело Буонарроти Страшный суд, которая не перестает восхищать и оставляет на память незабываемые ощущения.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения