Специфика работы с театральной куклой. Христианские ресурсы. Рабочие идеи кукольной педагогики

Дополнительные очень полезные страницы из книги Натальи Трифоновой "Кукольный театр своими руками"

Сложный процесс одевания на руку у малыша, а еще и синхронного воспроизведения речи и движений куклы. Надетую на руку куклу надо повернуть к себе лицом и сделать следующие движения. Пусть кукла несколько раз наклонит голову вперед, потом сделает поясной наклон. В первом случае сгибается сустав указательного пальца, во втором - сгибается только кисть руки кукловода. Затем повернуть куклу вправо и влево, похлопать руками, развести их в стороны, поднять вверх, вытянуть вперед. Погладить руками или рукой лицо куклы. Далее освоить: когда кукла обнимает, берет предмет, идет с ним и кладет обратно, шепчет на ухо, прижимается к вам.

Их чувства и переживания выражаются просто. Например, чтобы показать, что зайка плачет, нужно закрывать его мордочку его же лапками, при радости - он прыгает, при испуге - дрожит, при удивлении - разводит лапки в стороны. А если это меленька сценка "Игра в прятки", где два разных героя, нужно творчество и детей и взрослого. Бельчонок - живой, веселый, добрый и находчивый, говорит быстро и звонко, к мишке относится дружелюбно. Мишка флегматичен, неповоротлив, двигается и говорит медленно, любит поспать и мед. Он бельчонка ищет спокойно, без волнения, не суетится. Все это надо учесть при работе и с малышами и со взрослыми.

Освоить кукловождение педагогам потребуется ряд упражнений.

    Сначала мы учимся одевать на руку и водить куклу без ширмы.

    Чтобы кукла действовала согласно тексту необходимо освоить элементарные движения, т. е., когда необходимо: она шла и садилась, поворачивалась, наклонялась, хлопала ручками, приседала, кружилась, обнимала, брала предметы и пр.; чтобы кукла смотрела на детей или на героя. Она держится прямо, не наклоняется в сторону, не запрокидывает голову назад и не опускается вниз. Это не просто, но удивительно увлекательно.

    Кукла выходит не сразу, как из-под земли, а постепенно: с начало появляется ее голова, плечи, грудь и ноги. Кукла должна все время "жить", что-то делать, двигаться и своими движениями подтверждать текст. Бывает трудно, читать текст и одновременно следить за куклой или даже двумя куклами на двух руках. На уровне ширмы кукла должна быть все время. Руки куклы по возможности опускать вниз. Очень важно выработать ощущение пола, т. е. кукла должна как бы ходить по полу, не опускаясь и не поднимаясь. Если вести её по ширме совсем ровно, то у зрителей получится впечатление, что она скользит, катится, но не идет. Передавая походку куклы, надо продвигать ее вперед ритмичными движениями. Уходя, она не проваливается сразу, а удаляется в глубину ширмы за второй план или постепенно опускается.

    Даже посадить куклу можно двумя способами. Если у нее есть ноги, поверните ее лицом к зрителям, перекиньте ноги через ширму и немного опустите куклу. Если у нее нет ног, поставьте ее к зрителям в профиль, немного опустите и свободной рукой расправьте ее платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги. А взять предмет с ширмы - значит наклонить только верхнюю часть туловища куклы, это достигается сгибанием кисти кукловода и не надо всю опускать вниз. Или лечь - с начало посадите ее, а потом положите голову на ширму. Когда нужно показать, что кукла спит, ее кладут на ширму спиной к зрителям, чтобы не видели ее открытые глаза.

    Каждый герой спектакля имеет интересные и характерные свои движения и все время реагирует на происходящее. Все незначительные, еле уловимые движения кукол делают ее настоящей, осмысленной, очень занятой и приковывают к себе внимание детей. Кукла без движения, застывает, она сразу становиться не интересной.

    Желательно найти для каждого персонажа свой, характерный голос, свою манеру разговора. При показе спектакля текст читается в умеренном темпе, выразительно проговаривая и произнося четко слова, дайте возможность зрителям рассмотреть героя, остановитесь, не спешить со словами сделайте паузу, остановку. Выждать когда дети посмеются, поделятся впечатлениями, поговорят с персонажами спектакля. Если понадобится, сделайте пояснения, добавьте текст, ускорьте развитие сюжета или замените его более доступными словами, выражениями.

    Учимся умению работать двумя куклами сразу в двух руках.

    В театре часто приходится работать двумя куклами. С куклой на каждой руке, при этом важно говорить, двигаться по-разному, каждая имеет свое место на ширме, свою манеру. Надо стараться использовать все игровое пространство ширмы и не группировать кукол в одном месте. И если кукла говорит, значит, она слегка двигается и немного жестикулирует. Та кукла, которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящую. Каждая перемена места и переход кукол должны делаться обоснованно, с определенной целью. При перемене мест кукол меняются местами и кукловоды.

    Кукловоды работают стоя, поэтому за ширмой не должно быть никаких лишних предметов, мешающих движениям. За ширмой просторно, чтобы не стеснять движения. Слаженность в работе с героем настанет, но не сразу.

    Ещё важно для кукольного театра такие моменты, как первый план и второй план.

    Значительно интереснее и выигрышнее пройдет показ, если сделать второй план, он увеличит сцену, создаст фон, за которым будет происходить действие или постепенный выход куклы.

    Свет оживляет оформление и персонажей, всё становится значительно ярче и привлекательней. При этом, конечно, мы соблюдаем меру и не перегружаем оформление ширмы и костюмы мелочами и деталями, не загромождаем лишними, ненужными декорациями и вещами, которые в спектакле не нужны. Не стремимся воспроизводить точную жизненную обстановку, создавать наибольшую правдоподобность. На ширме ставим только то, что необходимо и реквизиты и бутафории для показа. Всё должно быть просто, изящно и красиво.

    Когда нужно показать - лес, ставим дерево, куст и пенек. Но обыгрываем их: на пеньке кукла может посидеть, за дерево и куст может спрятаться. По возможности оформление делаем настоящими (газета, книга, яблоко, сметана, вода:)

И обязательно необходимо объяснить малышам новые слова, употребляемые в театре:

    сцена,ширма,зрители,аплодисменты,декорации, освещени,кулисы,занавес,афиша,билеты,зрительный зал,кукловод,спектакль

В детских садах можно обнаружить самых разнообразных представителей кукольного театра - от ложек и веников до сложнейших тростевых кукол, требующих для управления не меньше двух актеров.
Но сделать кукол - одно дело. Поставить кукольный спектакль - другое. А соединить кукольный театр с педагогическими принципами - нечто третье.
Конечно, изготовление персонажей - процесс сам по себе увлекательный и воспитывающий. Но он больше связан с изобразительным искусством, чем с театром. (Кстати, первые послереволюционные театры кукол были организованы школьными учителями рисования.) Спектакль для детей, поставленный взрослыми, тоже всегда удачно вписывается в мозаику педагогической жизни. А вот про спектакль, поставленный силами детей, так однозначно уже не скажешь. Всегда хочется спросить о цене, заплаченной за щекотку родительского тщеславия и аплодисменты высокопоставленных гостей: так ли уж необходимы утомительные репетиции, отнимающие время от игры и прогулки, для развития малышей? Где здесь кончается педагогика и начинается «работа на результат», неизбежно связанная с детской «дрессурой» и с детским утомлением?
Творчество дошколят по определению не может ориентироваться на продукт. Только на процесс. За множеством кукольных театров, обустроенных в театральных уголках и расставленных на столиках в группах, процесс улавливается не всегда. Это декорация для детей или для взрослых?
Правда, некоторых кукол - по преимуществу тех, что «умеют» стоять, - дети используют в ролевых и режиссерских играх.
Но такую куклу сложно назвать собственно «театральной»: она не требует специфических навыков в обращении.
А вот с перчаточной куклой уже просто так не поиграешь: «тут надобно уменье». Воспитатель, однако, зачастую и сам плохо представляет, в чем оно состоит. И немудрено. Даже в театральных вузах страны нет специальных факультетов для актеров и режиссеров кукольных театров. Ими становятся «по жизни», каким-то особым образом.
Инна Ярославцева, педагог дополнительного образования московского детского сада № 1435, - настоящая «кукольница», счастливо совмещающая в себе театральное, художественное и педагогическое начала. Инна считает, что ей повезло: в свое время она закончила курсы кукловождения при Государственном академическом центральном театре кукол им. С.В. Образцова.
Профессиональные навыки работы с куклой соединены в ее работе с серьезно продуманной педагогической стратегией.
Систему работы Ярославцевой мы окрестили «детским кукловедением» и сегодня знакомим читателей с некоторыми принципами и приемами этой работы.

Кукольный салон - прообраз Мира кукол

Средоточие кукольной жизни детского сада - так называемый «Кукольный салон». Создан он по образу и подобию Музея кукол в образцовском театре. Конечно, на статус «исторического» салон садика пока не может претендовать: из всех кукол раритетным экспонатом является только поросенок Хрюша - настоящий «актер» передачи «Спокойной ночи, малыши!», вышедший «на пенсию» и переданный в дар музею исполнительницей роли.
Но принципы функционирования салона самые что ни на есть «образцовские». Здесь живут театральные куклы всевозможных видов - «отдыхают» после спектаклей и занятий. Здесь рождаются новые театральные идеи.
Салон небольшой. В нем, усевшись на подушечки, могут разместиться 8-10 детей. Идея подушечек тоже позаимствована в Музее кукол. Там подушки выдаются экскурсантам, путешествующим по кукольному царству: мобильно и места много не занимает. Устали дети - сели на подушечки. Нужно, чтобы они встали в кружок, подушечки легко складываются в стопку и сдвигаются в угол.
Каждый новый цикл занятий с детьми начинается именно в салоне. Зрелище кукол разной конструкции, разного размера и назначения создает у детей представление о кукольном театре как о целом огромном мире с практически неисчерпаемыми сценическими возможностями.
Любую куклу можно снять с места, «оживить», вступить с ней в общение и в беседу. Некоторых кукол малыши с радостью узнают: помнят их по спектаклям и «эстрадным» номерам в исполнении педагогов или более старших детей. Другие куклы пока незнакомы: педагог может продемонстрировать будущим «кукловедам» принципы их «оживления». Управлять некоторыми «кукольными» актерами - сложное искусство: порой требуется не одна, а две или даже три пары рук. Но сложные перспективы всегда должны опираться на простые приемы, доступные ребенку уже сегодня. Дети никогда не уходят из салона, не овладев хотя бы маленькой хитростью кукловождения.

От простого к сложному

Хитростей кукловождения масса. Как, например, превратить в театральную куклу обычную резиновую игрушку - ту, что пищит?
Да очень просто: нацепить ее на палочку. Такая палочка на языке кукловодов («кукловедов»?) называется гапит. В профессиональном театре с помощью гапита актер управляет головой куклы - заставляет ее кивать, оглядываться в разные стороны, смотреть вверх и т.п. Резиновая игрушка на палочке, конечно, не способна к подобной «двигательной активности». Но благодаря гапиту она все-таки получает новые возможности для разнообразных движений. Педагог может продемонстрировать их детям у края столешницы: раскачивания из стороны в сторону, поклоны, повороты, «бег», «прыжки». Это немало. И главное - дети способны такие движения повторить. А еще лучше - открыть их для себя самостоятельно.
Ситуация поиска - новых движений, новых выразительных поз, модуляций голоса - это принцип, на котором Инна Ярославцева постоянно настаивает.

Веники-сказочники из спектакля «Маша и Медведь».
Работа педагога Анны Ждановой, д/с № 1435, г. Москва

Театр в первую очередь - искусство импровизации. Детям нужно предоставлять возможность импровизировать, они должны быть поставлены в условия, когда не импровизировать невозможно.
Масса хитростей связана с превращением руки в куклу. (Точнее - рук: настоящий кукольник одинаково искусно владеет как правой, так и левой рукой.)
Кисть, пальцы много могут сами по себе. И педагоги, и дети знакомы с их возможностями по пальчиковой гимнастике.
Но, чтобы сделать пластику руки более выразительной, нужно надеть перчатку. «Одетая» рука - первый шаг к превращению. Правда, перчатка не только приближает ребенка к созданию кукольного образа, но и делает заметными неточность и смазанность движений. Как раз то, что нужно для ненавязчивой отработки техники кукловода.

Перчатка плюс шарик - получится Петрушка

Перчатка и шарик для настольного тенниса с отверстием для детского указательного пальца - прообраз перчаточной куклы готов.

Эта кукла уже многое умеет и многому может научить ребенка: выражать кукольные эмоции с помощью наклонов головки и жестикуляции ручек (движения пальцев), изображать настроение и намерения куклы за счет ее походки (движения кисти и руки).
Иными словами, перчатка и шарик помогают ребенку сделать шаг к созданию образа персонажа.
Инна использует в работе шерстяные перчатки - те, что считаются безразмерными и растягиваются по величине руки. Ведь если перчатка велика, трудно добиться красивых движений куклы, да и головка будет сидеть криво, а то и слетать.
Перчатка и шарик обладают еще одной замечательной особенностью: они наглядно демонстрируют не только пути создания обобщенного образа театральной куклы, но и конкретного персонажа.
Достаточно предложить детям некоторый набор дополнительных аксессуаров - «юбочки» на резинках, колпачки, шляпки, парички, фартучки, - и они с удовольствием станут наряжать кукол, превращать их во «внучку», в «барыню», в «кикимору» - во что получится.
А если на теннисный шарик приклеить колпачок, получится Петрушка - один из самых знаменитых персонажей в истории кукольного театра.

Рабочие идеи кукольной педагогики

Настоящие театральные куклы обычно требуют кропотливого труда. Каждый персонаж отнимает у своего создателя массу времени и сил. Так и должно быть, когда речь идет о профессиональном театре.
Но внутри педагогических будней не менее, если не более важными являются простые решения сложных задач - те, что позволяют в считанные минуты создать не одну, а, к примеру, десяток кукол для каждого из присутствующих детей.
«Производство» петрушек из перчаток и шариков - одна из таких замечательных находок.
Если взять пестрый зонтик (по примеру Оле-Лукойе), привязать к нему ленточки всех цветов радуги, предложить детям (предположим, их будет десять-двенадцать человек) ухватиться за ленточки и бежать под музыку вокруг ведущего, медленно поворачивающего зонтик, получится настоящая карусель. Идея не новая, часто используемая для выступлений на ярмарочных гуляньях и разного рода веселых досугах. Но если у каждого из детей на руке будет надета цветная перчатка с петрушечной головкой, это уже будет не просто карусель, а «Карусель петрушек» - аттракцион качественно новый, эффектный, обогащенный «кукольным» содержанием.
Одно из важнейших достоинств такой карусели - отсутствие необходимости длительных репетиций. Дети могут включиться в действие практически сразу, если они знакомы с перчаточной куклой и имеют вкус к музыкальным играм.

Кукольная педагогика против кукольных спектаклей

Этот принцип - сведение к минимуму сценического тренинга - последовательно отстаивается Инной Ярославцевой. Казалось бы, кукольнице, знающей толк и в куклах, и в кукольных постановках, сам Бог велел ставить «грандиозные» спектакли. Так нет! В первые годы своей работы она еще следовала общим стереотипам: если в детском саду есть кукольный театр, значит, и детские спектакли должны быть. А теперь отказалась от этого. Почти отказалась: среди детей тоже есть «фанаты» кукол, одаренные кукловоды, готовые ради участия в спектакле идти на любые жертвы. Но это - особые случаи, требующие особых решений.
В большинстве же своем постановка детских спектаклей себя не оправдывает: они требуют от ребенка слишком много сил. Репетиционный период редко бывает приятным как для педагога, так и для детей.
Гораздо проще, благодарнее и эффектнее готовить с детьми отдельные, непродолжительные по времени номера, по характеру близкие к игре. Взять хотя бы знаменитых «лягушек». Эти планшетные куклы, управляемые детьми, где только себя ни проявили: и на смотре-конкурсе детских кукольных театров в ГАЦТК им. С.В. Образцова, и на фестивале «Юные таланты Московии», и на садовских праздниках!
Сделать лягушку не сложно: пластиковая бутылка, обтянутая зеленой тканью, задние лапки с резинками, надевающимися на детские ножки, две тросточки, с помощью которых приводятся в движение лапы-руки…

Сделать не сложно. Выдумать - дорого стоит! Особенность куклы в том, что любое - даже случайное - движение ребенка заставляет лягушку комично двигаться. Вождение такой куклы напоминает беспроигрышную игру: что ни сделаешь, все правильно и смешно. Как раз то, чего требует зритель.
Ну а если движение сопровождается музыкой, смешной песенкой, стихотворением или забавным конферансом, номер получается хоть куда! На долю кукловода выпадает импровизация: чем смелее, самостоятельнее и неожиданнее действует ребенок, тем интереснее выступает его лягушка.

Детали профессионализма

Творческие находки вроде «лягушачьего номера» не бывают случайными. Такое возможно только в практике Мастера, профессионала своего дела. О профессионализме свидетельствует множество деталей в обустройстве садовского Кукольного мира.
Где, например, можно увидеть, чтобы сценическое пространство мини-театра в детском саду было обтянуто черной тканью? Черный цвет и дети? Такое сочетание просто не укладывается в головах педагогов. Но у черного есть свои неоспоримые достоинства: он не бросается в глаза, не отвлекает внимание излишней пестротой. Иными словами, может быть «невидимым».
В чем заключается главная задача кукольного номера? Явить зрителю куклу. Присутствие актера-человека должно быть практически незаметно. Если профессиональный кукловод водит напольную куклу, он одевается в черное. Черная фигура, как тень, практически растворяется на фоне черного задника, и зритель видит только куклу - яркую, цветную, выразительную, только с ней общается, только ей аплодирует. Это закон кукольного театра.

А если уж вводить детей в мир кукольного искусства, надо знакомить их с театральными законами. Поэтому воспитанники Ярославцевой, готовясь к выходу на сцену, надевают черные костюмчики и водят своих кукол на фоне черного задника. Черный задник, кстати, не исключает цветных декораций и цветной подсветки. Это помогает довершить кукольный образ.

Кукольный театр без... ширмы

В обыденном представлении ширма - символ кукольного театра.
Но для маленького ребенка быть скрытым от глаз в течение продолжительного времени, не имея возможности наблюдать реакцию зрителей, да еще стоя, да еще с поднятыми вверх руками - удовольствие ниже среднего. В перечисленном списке нет ни одного пункта, соответствующего психофизиологическим возможностям детей. Поэтому, если последовательно проводить в жизнь принцип «идти от ребенка», в педагогическом театре кукол от ширмы надо отказаться.
В работе с детьми упражнения за ширмой могут быть лишь незначительными, непродолжительными эпизодами - чтобы образ кукольного театра был завершенным.
Хорошо, например, поиграть в игру «Кто сказал «мяу» («гав-гав», «хрю-хрю» и т.п.)?»: дети закрывают глаза, а трое их приятелей прячутся за ширмой. Там они надевают на руку перчаточных кукол или вооружаются куклами на гапитах. По знаку педагога то одна кукла, то другая появляется над ширмой и говорит «измененным» голосом. Дети-зрители должны догадаться, кто из детей-актеров водит куклу.
Но большая часть занятий проводится без всякой ширмы: просто в кругу (стоя, сидя, в движении), у стола, у различных модулей (кубы, скамейки, стулья и т.д.). Малыши, не менее чем в кукле, нуждаются в педагоге и в товарищах - в ситуациях «глаза в глаза».

Кукла приходит в ясли

Два раза в неделю Инна Ярославцева приходит в каждую группу. А во второй половине в салоне или в театральном зале занимаются «кружковцы». Так что занятия «кукловедением» в детском саду систематичные. Система начинает действовать с ясельной группы.
Казалось бы, что делать кукольнику-профессионалу в компании потребителей памперсов? Оказывается, дело можно найти. В этом убедила Инну методист детского сада Алла Прохина. Например, можно помочь малышам адаптироваться в новых условиях.
В течение первых двух недель учебного года Инна Ярославцева каждый день приходит в ясельки с каким-нибудь представителем кукольного салона - для того чтобы развлечь малышей, заинтересовать, создать игровую ситуацию. Это, однако, непросто. Нужно быть осторожным и ненавязчивым. Есть малыши, которые ожившей куклы пугаются, отталкивают от себя. Но большинство на куклу реагируют положительно, тянут к ней ручки, хотят потрогать, смеются.
Когда адаптационный период кончится, у малышей начнутся настоящие занятия по «кукловедению». Сначала их продолжительность составит 5-7 минут, потом 10 минут, а к концу года занятия будут длиться целых пятнадцать минут. Малыши, по мнению Ярославцевой, не устают от ее занятий: занятия построены на смене видов деятельности, включают пальчиковую и артикуляционную гимнастику, навыки вождения пальчиковых кукол и показ сказок. Инна говорит, что больше всего любит заниматься с малышатами: они такие благодарные зрители, они смотрят сказки с таким вниманием, с такой преданностью кукольному делу! А это как раз то, что нужно педагогу для самоутверждения и веры в свои силы.
Для двух-трехлеточек такие занятия тоже очень полезны. Когда по прошествии пары лет ребенок, в раннем возрасте прошедший начальный курс «кукловедения», берется водить «серьезную» куклу, его сразу видно. Он готов к решению театральных задач - и технических, и творческих.

Кукла с двумя головами

У этой куклы две головы, а имени пока нет. Идея ее создания принадлежит одному из художников мастерской ГАЦТК им. С.В. Образцова. Кукла приходит к детям в конце какого-нибудь значимого занятия или на праздник. Разговаривает, поет, пляшет, загадывает загадки. А в один прекрасный момент вдруг странно подпрыгивает и превращается в нечто совершенно новое. Это ненавязчивый, но запоминающийся урок маленьким кукловодам: кукольный театр полон неожиданностей.
Как, собственно, и сам человек, образом и подобием которого является кукла. Фантазия и способность к самовыражению развиваются в творческом поле неожиданностей. А это и есть главная задача кукольной педагогики.

Начальной стадией в работе над куклой является создание рабочего эскиза. Эскиз – это рисунок куклы. Он определяет её размеры, внешний облик, характер, костюм, цвет и материал, из которого она должна быть сделана. При составлении эскиза необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Специфические особенности декоративно-прикладного искусства.
  2. Свойство материала
  3. Технику и технологию процессов обработки выбранных материалов.

Декоративно-прикладному искусству противопоказаны излишне усложнённые ракурсы. Предметы преподносятся со стороны дающей чёткий и выразительный силуэт. Предельная обобщённость, даже схематичность формы и подчёркнутость основных деталей характерны для рисунка в декоративных композициях. В целях обобщения нередко сознательно нарушается масштабность, преувеличиваются наиболее характерные и существенные признаки изображаемых предметов и явлений.

В результате возникает выразительный образ. Все это не означает ухода от реализма, ведь сохранена суть предмета. Нужно отказаться от второстепенных потребностей и передать форму и пластику лаконично и просто, характерными признаками. Из облика предмета необходимо отобрать все самое типичное и, подчёркивая это, создать стилизованный образ. При работе необходимо учитывать, из какого материала и в какой технике будет выполнено изделие, чтобы с наибольше силой использовать возможности и выразительность материала.

Из чего и как делаются головы театральных кукол

Куклы – это не уменьшенные копии людей и , в них должно быть утрировано, передано в стиле гротеска только самое главное, самое характерное, самое яркое. Поэтому важно продумывать не только её внешний вид, но и характер движений, который с наибольшей выразительностью передаёт образ.

Виды кукол .

    Марионетка (приложение 1). (от итал. marionetta) - разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки принято относить к XVI веку.

Слово «марионетка» происходит от средневековых кукол, изображавших Деву Марию и часто называвшихся уменьшительными вариантами имени Мария (фр. Marion, Mariotte, Mariolle); в Венеции, в частности, деревянные механические куклы появлялись в дни ежегодных церковных праздников). В старой литературе встречается утверждение, что название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони.

Устройство кукол-марионеток . Кукла как правило практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. Наиболее часто употребляемый материал - глина. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

    Перчаточная кукла (приложение 2).

Перчаточные куклы надеваются на руку актера, как перчатки. Основу такой куклы составляет чехол, к которому крепятся ручки и голова. Костюм пришивается к чехлу.

Рука кукловода может располагаться по-разному. Ручки делают длиннее, к ним крепят палочки или проволочки-трости. При такой конструкции кукла двигается более естественно и плавно.

Перчаточная кукла невелика размером, ручки у нее небольшие и торчат кверху. У куклы чаще всего отсутствуют ноги, но их можно приделать и в спектакле приводить в движение второй рукой. Ручки у куклы шьют как варежки, набивают и прошивают пальцы, вклеивают их к патронкам (в виде кольца, наперстка по размеру пальцев кукловода). Ручки с патронками крепят к чехлу куклы. В головку куклы также вставляют патронку.

    Кукла Петрушка (приложение 3)

Костюм для перчаточной куклы шьют из мягких тканей, свободного кроя. Не забывайте, что любая одежда для такой куклы кроится сразу с рукавами, обязательно торчащими немного кверху, иначе костюм будет плохо сидеть, связывать движения кукловода.

Перчаточных кукол, независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа кукол стал знаменитый Петрушка. По этому типу делают зверей-«петрушек» и птиц.

    Куклы на тростях (приложение 4).

Кукла на тростях имеет иное устройство: голова ее укреплена на стержне, который кукловод держит в правой руке. К запястьям рук куклы приделываются тоненькие, длинные, но негнущиеся стержни-трости. Левой рукой артист управляет руками куклы.

У тростевой куклы руки длинные, движения - более грациозные, чем у перчаточной. Зато у куклы-петрушки возможностей орудовать различными предметами больше: она может взять в руки любой предмет, поставить его, унести - конечно, это пальцы артиста помогают кукле.

Тростевая кукла крупнее перчаточной, работать с ней гораздо сложнее. Для кукольных спектаклей изготавливают довольно сложных кукол, трости маскируют с помощью скрытых механизмов, чтобы они не отвлекали зрителей.

    Пальчиковые куклы (приложение 5).

Эти куклы делаются очень просто. Основу их составляют две фетровые или драповые пластины, сшитые по краям но размеру пальца. Такие куколки подойдут вполне для домашнего представ­ления. Не обязательно делать декорации, а ширмой может стать задрапированная спинка стула.

Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку или конус из лоскута ткани.

Используйте разные формы, не только круглые. В дело пойдут мелкие коробочки, кубики, пластмассовые крышки и коробки от флаконов. Фантазия безгранична, стоит только оглянуться вокруг - и вы найдете то, что поможет реализовать вашу идею.

    Куклы тени (приложение 6).

Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока - Корея, Китай, Япония, Индонезия, Индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Кукла должна иметь четкий выразительный силуэт, поэтому ее изображают в профиль. А еще нужен плоский экран и освещение.

Представление дается за экраном. Актер-кукловод находится между экраном и источником света. Зрители видят темные силуэты персонажей. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.

Теневой театр можно сделать и цветным, использовав в оформлении кукол цветные прозрачные пленки, пластмассы. Очень эффектно смотрятся кружева, сетки, ажурные материалы. Сама кукла выполняется из картона, кожи, синтетических материалов.

    Кукла из носка (приложение7).

Такая кукла называется мимирующей. Разрежьте мыс носка; из картона, фетра, драпа сделайте вкладыш и вшейте его в разрез. Глаза - пуговицы; нос, уши - из другой ткани, меха. Двигая пальцами внутри куклы, можно придавать ее лицу разное выражение.

Способы управления куклами в театре

Настольные театрализованные игры

Настольный театр игрушек (приложение 8). В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок (приложение 9). Все картинки – персонажи и декорации – двухсторонние, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинки, тем больше или весомее нужна площадь опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего – радостная, грустная, жалобная. Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу действия создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Для того, чтобы создать представление о месте действия, используются элементы декорации: два-три дерева - это лес, зеленая ткань или бумага на столе -лужайка; голубая лента – ручеек.

Стендовые театрализованные игры

Стенд-книжка (приложение 10). Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Его нужно укрепить на нижней части доски. На верхней разместите транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала воспитатель, а потом и ребенок), переворачивая листы стенд - книжки, демонстрируют различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада.

Фланеграф (приложение 11). Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает из сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов. Это доставляет детям удовольствие. Можно использовать и природный материал.

Разнообразные по форме экраны позволяют создавать “живые” картины, которые удобно демонстрировать попарно одновременно все ребята во время занятий. Сценки на экранах получаются разные, и дети смогут убедиться в многообразии вариантов изображения одной и той же темы.

Этот вид позволяет легко изображать массовые сцены, например “Воздушный парад”, “Перелет птиц”, “Запуск космической ракеты” и др.

Теневой театр (приложение 12). Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров. Показ нужно сопровождать соответствующим звучанием.

Разновидности игр-драматизаций.

Игры драматизации с пальчиками . Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.

Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке “Репка” друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки: “Коза и семеро козлят”, “Двенадцать месяцев”, “Мальчиш-Кибальчиш”, ”Гуси-лебеди” и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.

Игры-драматизации с куклами бибабо (приложение 13). В этих играх на пальцы рук надевают куклу. Движение ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движения пальцев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, то есть момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т.д. Такое “разоблачение” не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.

Приводим выдержку из книги А.Федотова "ТЕХНИКА ТЕАТРА КУКОЛ".

Описание режиссерских методов работы с куклой не входит в задачу этой книги. Остановимся вкратце лишь на самых основных технических положениях, ставших в театре кукол почти законом.

Куклу-петрушку показывают из-за ширмы на три четверти ее роста. Она как бы ходит по воображаемому полу, находящемуся за ширмой, несколько ниже ее верхнего края.

Для того чтобы показать походку куклы, актер или сам передвигается за ширмой мелкими шажками, или покачивает руку, на которой надета кукла. Добиться правдоподобной походки у кукол дело нелегкое, над этим надо серьезно работать.

Когда кукла говорит, - она движется, когда молчит, - она неподвижна. В противном случае зритель не поймет, какая из кукол разговаривает. Это правило допускает самые минимальные исключения (например, одна кукла гоняется за другой и одна из них или обе что-то кричат).

Однако молчаливая, неподвижная кукла - это не значит мертвая кукла. Актер должен найти ей или позу, которая была бы достаточно выразительной и при неподвижном положении куклы, или движения и жесты, выражающие точную реакцию на слова партнера и приходящиеся на паузы в словах последнего.

Основные законы актерского мастерства в театре кукол те же, что и в драматическом театре. Своеобразие театра кукол заключается в том, что здесь актер доносит до зрителя все идейное и эмоциональное содержание своей роли через посредство неодушевленного предмета - куклы, и поэтому он должен все время видеть свою куклу, ни на миг не ослабляя внимания к ней, чувствовать ее физические задачи, контролировать всю линию ее поведения.

Кроме того, актеру-кукловоду все время нужно видеть, куда направлен взгляд куклы, следить за тем, чтобы она ходила прямо, а не боком, чтобы она не слишком проваливалась за ширму и не вылезала выше, чем полагается.

Техника управления куклой-петрушкой отличается простотой. Для тростевых и механических кукол она значительно сложнее. Но с какой бы куклой актер ни работал, ему необходимо регулярно тренироваться с ней, чтобы во время репетиций он мог думать о правильности своих актерских задач, о выразительности поведения куклы, а не о том, как это сделать технически.

Куклу-петрушку надевают и на правую руку и на левую. Очень часто актер-кукольник работает одновременно двумя куклами, надетыми на обе руки.

Возможности жеста у куклы-петрушки крайне ограничены. Рука ее, лишенная сгибов в локте, не может воспроизвести анатомически верно почти ни одного человеческого жеста. Ее жест условен, но зато он может быть исполнен огромного непосредственного темперамента. Так пылко обнять друга, так крепко отколотить врага, как это сделает кукла-петрушка, не может ни тростевая, ни механическая кукла.

Бездейственные, чисто разговорные сцены в театре кукол звучат особенно плохо. Но если тростевая кукла благодаря свойственному ей широкому жесту может еще поддерживать довольно длинный диалог и даже произнести монолог, то кукле-петрушке уже непременно нужно вести свою роль как непрерывную цепь физических действий. Тренироваться с куклой-петрушкой, не имея конкретных физических задач, бессмысленно.

Самое трудное для куклы - это игра с предметом. Когда кукла-петрушка берет предмет обеими руками, она держит его довольно крепко и обращается с ним уверенно. Но и в этом случае надо усиленно репетировать, и репетировать именно с тем предметом, который будет участвовать в спектакле. Если же кукле-петрушке надо взять предмет одной рукой, то необходимы дополнительные приспособления: проволока сбоку или снизу, углубление, в которое кукла могла бы вставить руку, и т.п.

Иногда кукле делаются механизированные руки, устроенные по принципу бельевых защипок. Такой рукой удобно работать, если кукла управляется обеими руками актера. В этом случае кукла может по-настоящему взять предмет на глазах у зрителя.

Большим недостатком тростевой куклы является то, что она даже при помощи обеих рук не может взять предмет на глазах у зрителя так просто и уверенно, как это делает петрушечная кукла.

Для того чтобы тростевая кукла могла играть с предметом, применяются самые различные способы.

Один из них заключается в том, что предмет приделывается к кисти руки наглухо (проволокой, резинкой или втулкой). В тех случаях, когда кукла должна появляться то с предметом, то без него, делают две сменные кисти руки и прикрепляют их к предплечью поочередно (чаще всего за ширмой). Если же это приходится делать на глазах у зрителей, куклу поворачивают спиной к зрительному залу, либо опускают ее руку за грядку. Надо, однако, иметь в виду, что такой поворот или опускание руки должны быть оправданы мизансценой, чтобы зритель не заметил нарочитости в поведении куклы. Прикрепление предмета к руке надо производить мгновенно, и потому момент этот должен быть хорошо отрепетирован.

Кукла, одетая в халат с широкими рукавами, доходящими до запястья, имеет некоторые преимущества при игре с предметом. Если засунуть руку под халат и защемить предмет между своими пальцами и кистью руки куклы, то создается впечатление, будто кукла взяла предмет и держит его.

Нередко тростевая кукла берет предмет условно, то есть держит около предмета руку, самый же предмет, укрепленный на тонкой проволоке, держит другой актер.

Туловище тростевой куклы обычно надевают на левую руку, а правой управляют тростями. Иногда поступают и наоборот, в зависимости от того, как расположены основные мизансцены в данной картине.

Устройство тростевой куклы в противоположность петрушечной позволяет менять руку, управляющую куклой изнутри. Если же кукла на гапите, то можно переменить руку и во время действия и даже - незаметно для зрителя - передать куклу другому актеру.

При работе с тростевой куклой некоторые неопытные кукольники берут в руку то одну, то другую трость и управляют поочередно или одной левой, или одной правой рукой куклы. А чаще всего, забыв о существовании у куклы левой руки, они на протяжении всего спектакля действуют одной правой. Этого делать нельзя. Обе трости надо держать в руке одновременно, отпуская вторую трость только в том случае, когда по ходу действия необходимо, чтобы жестикулировала одна рука, а другая была опущена вниз.

Нижние концы тростей надо держать как можно ближе к корпусу куклы. Далеко отведенная трость всегда выдаст себя, как бы она ни была замаскирована.

Когда тростевой кукле необходимо сделать настолько сложный жест, что одному человеку с этим справиться невозможно, приходит на помощь второй актер. Чаще всего к этому прибегают в танцевальных номерах, особенно, если в то же время нужно управлять и ногами куклы.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения